Афанасьев собиратель сказок доклад

Биография

Благодаря труду великого собирателя сказок, мифов, легенд и фольклора Александра Афанасьева дети с детства знакомы с такими замечательными поучительными произведениями, как «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Жар-птица и Василиса-царевна». Поистине ценное наследие оставил после себя талантливый фольклорист и ученый.

Детство и юность

Афанасьев Александр Николаевич появился на свет 23 июля 1826 года в небольшом городке Богучар, что располагается на юге Воронежской губернии. Его отец, служивший уездным стряпчим, старался дать своим детям качественное образование и прививал любовь к знаниям. Его жена рано ушла из жизни.

Когда дедушка маленького Саши умер, он вместе с родными перебрался в имение, что находилось в соседнем городе Боброве. В новом доме располагалась огромная библиотека, которую полюбил будущий фольклорист. Ему приносило удовольствие чтение исторических книг – с ранних лет в Афанасьеве-младшем пробудилась заинтересованность к культуре и истории.

Портрет Александра Афанасьева

Портрет Александра Афанасьева / Православная энциклопедия

В 11-летнем возрасте Саша поступил в Воронежскую гимназию, в которой проучился до своего совершеннолетия. Преподаватели учебного заведения эксплуатировали грубый метод воспитания – наносили ученикам телесные повреждения, силой заставляли зазубривать уроки.

Несмотря на давящую недоброжелательную атмосферу в коллективе, Афанасьев сумел с достоинством завершить образование и не растерять свои возвышенные стремления. После получения аттестата парень переехал в Москву.

В столице юноша успешно сдал вступительные экзамены в Московский университет, став студентом юридического факультета. Несмотря на то, что его больше влекли литература, этнос и история, Александр отучился все 4 года и получил степень кандидата. Его учителями были историк Кавелин Константин Дмитриевич, литературный критик Шевырев Степан Петрович и филолог Бодянский Осип Максимович.

Карьера

Во времена студенчества Афанасьев начал публицистическую деятельность, написав и разместив свою первую статью в журнале «Современник» под заголовком «Государственное хозяйство при Петре Великом», датированную 1847 годом. На Виссариона Белинского произвели впечатления научные аспекты публикации, поэтому литературный критик одобрил дебют начинающего писателя.

Из Александра мог получиться блестящий профессор, однако один случай помешал построению его ученой карьеры. Во время учебы в 1848 году в Московский университет прибыл граф Уваров, являющийся министром просвещения. Его целью было оценить общественные настроения преподавательского состава из-за событий в Западной Европе. Для осуществления своей цели мужчина присутствовал на лекциях, некоторые из них читали студенты, и Афанасьев не стал исключением.

Документальный фильм «Александр Афанасьев. Жизнь, отданная сказке»

Рассказ юноши о влиянии самодержавной власти на уголовное право в 16-м и 17-м веках пришелся не по вкусу графу Уварову. Однако Александр вместо того, чтобы молча согласиться с авторитетным мнением, начал отстаивать свое. Данная ситуация повлияла на дальнейшую жизнь студента: окончив вуз, он так и не смог найти вакансию в государственных образовательных учреждениях, из-за чего молодому специалисту пришлось начать работать в частной школе.

Годом позднее Афанасьев, заручившись поддержкой Калачева, стал сотрудником Главного архива, располагающегося в столичном Министерстве иностранных дел. В этом месте мужчина проработал 13 лет, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Сначала дослужился до звания начальника отделения, а позже – до правителя дел комиссии при архиве, курировавшей печатание грамот и договоров на государственном уровне.

Работа в архиве делала ученого счастливым, ему удавалось раскрываться творчески. Эти годы были плодотворными для Александра, в то время он сочинил значительную часть своих многочисленных трудов. Статьи автора были опубликованы в журналах и специализированных научных сборниках. Однако на многие его работы повлияло «роковое действие цензуры», как утверждал сам Афанасьев.

В 50-е годы автор уделял большое внимание истории отечественной литературы. Он сочинял и заметки о русских произведениях 19-го века, и статьи о сатире 18-го века. На протяжении 2-х лет (1859-1860) мужчина занимал должность библиографа и параллельно публиковался в журнале под названием «Библиографические записки».

Фольклор

Биография Афанасьева полна разнообразных проектов, однако делом всей своей жизни он считал собирательство славянской мифологии, легенд, детских сказок и мифов, которые объединял в тематические сборники. Если научные работы Александра Николаевича со временем лишились хотя бы какой-то ценности, то собрания сочинений с русским творчеством являются гордостью нации и по сей день.

Александр Афанасьев использовал тот же метод, что и иные фольклористы – возводил фольклор к первобытным мифам. Примерами его применения являются статьи под названием «Ведун и Ведьма», «Дедушка-домовой», которые позже стали частью внушительного трехтомника под названием «Поэтические воззрения славян на природу». В 1951-м он начал готовить к выходу сборник заветных сказок. За 3 года библиография мужчины пополнилась 8 сборниками, озаглавленными «Русские народные сказки».

Личная жизнь

Личная жизнь Александра Николаевича не является публичным достоянием. Известно, что он жил своей работой, а была ли у него семья, неясно. В начале 1860-х годов собиратель фольклора отправился за границу и посетил такие европейские страны, как Германия, Италия, Франция. Спустя 2 года ученого лишили возможности дальше служить в архиве и занимать должность на государственной службе из-за встречи мужчины с эмигрантом Кельсиевым и проведенного в его доме обыска.

Александр Николаевич Афанасьев

Александр Николаевич Афанасьев / Википедия

Это событие пошатнуло финансовое равновесие ученого, он долгое время не мог найти банальной подработки. Афанасьев был вынужден распродать свою любимую библиотеку, откуда он черпал вдохновение. Из-за возникших сложностей здоровье мужчины ухудшалось, в конце концов, он заболел туберкулезом.

Смерть

Перед самой своей смертью Александр Афанасьев выпустил специальный сборник «Русские детские сказки», предназначенный для домашнего чтения. Издание книги – последний момент, по-настоящему порадовавший мужчину. 23 октября 1871 года в возрасте 45 лет фольклорист скончался. Причиной смерти стала чахотка. Его гибель практически не освещали в СМИ. Тело Афанасьева покоится на Пятницком кладбище в Москве, на могиле размещен портрет талантливого ученого.

Библиография

  • 1851 — «Ведун и ведьма»
  • 1852 — «Зооморфические божества у славян»
  • 1864 — «Библиотека для чтения»
  • 1865 — «Филологические записки»
  • 1865 — «Сказка и миф»
  • 1871 — «Русские детские сказки»

          Любите ли вы сказки? Что за вопрос! Конечно, любите, даже если вы уже совсем взрослые и очень серьезные.
          Вы ведь знаете их огромное множество: о мышке-норушке и лягушке-квакушке, о хитром мужике и глупом барине, о богатырях и королевнах, о Змее-Горыныче и Бабе Яге, о волшебных приключениях и чудесных превращениях…
          Сказки — это наше первое знакомство с литературой, первые уроки доброты, трудолюбия, храбрости, справедливости. Значит, чем больше сказок знаешь, тем мудрее станешь!
          Таким мудрым человеком был Александр Николаевич Афанасьев, наш замечательный земляк. За восемь лет он собрал, изучил и издал огромное количество русских народных сказок: волшебных и бытовых, сказок потешных и сказок о животных.
          Так их и называют теперь — «Сказки Афанасьева».
Сокровища, открытые Афанасьевым, бесценны. Мир до сих пор не знает другого собрания народных сказок, которое по богатству можно сравнить с афанасьевским.
          «Шестьсот сказок — не сочиненных на манер народных и не переделанных на литературный манер, — шестьсот подлинных народных сказок принес нам в своих сундуках Афанасьев». Так написал в замечательной книге «А рассказать тебе сказку?..», посвященной нашему земляку, В. Порудоминский.
          Выдающийся русский ученый-фольклорист и сказочник родился 11 июля 1826 года в уездном городе Богучаре Воронежской губернии. Вскоре Афанасьевы переехали в Бобров, где отец семейства долгое время служил стряпчим — мелким судейским чиновником.
          Когда Саше исполняется 11 лет, он поступает в воронежскую губернскую гимназию. Она размещалась на Большой Девиченской улице, в одном из старых районов города, неподалеку от Акатова монастыря. Трехэтажное здание бывшей гимназии частично сохранилось до наших дней. Сейчас адрес его — ул. Сакко и Ванцетти, д.102
          Гимназические годы остались в воспоминаниях будущего фольклориста не только зубрежкой, но и первыми попытками бороться за свои права и убеждения, против несправедливых наказаний. Уже тогда в мальчике проявились те черты, которые со временем переросли в сильный характер. В годы учебы в гимназии для А. Афанасьева — это и определение своих дальнейших путей: в нем проявляется интерес к литературе и истории, к творческой деятельности.
          После окончания гимназии Александр уезжает в Москву, где поступает на юридический факультет университета.
          По окончании университета А.Н. Афанасьев находит работу в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. Внешне в его жизни нет ярких событий, кроме, пожалуй, заграничных путешествий по Европе. Но его внутренняя жизнь удивительно богата и насыщенна. Она полна научными поисками, находками и открытиями.
          Афанасьев А.Н. занимается собиранием песен, заговоров, пословиц, примет и загадок, описывает обряды, еще сохранившиеся в русских деревнях. Открываются интереснейшие вещи. Оказывается, известная песня «Во поле березонька стояла» не так проста, как кажется на первый взгляд. Это одна из песен, тайно исполнявшихся девушками в лесу в «русальи дни» и обращенных к этим мифическим обитательницам рек и озер.
          Разные герои живут в сказках А.Н.Афанасьева: необычайные, волшебные — Кощей и Марья Моревна, Жар-Птица и Баба Яга; самые обыкновенные — солдат и крестьянин, бедняк и богач, поп и работник. В каждом сказочном образе показаны хорошие и дурные стороны человека, заложен «добрым молодцам урок». Ведь даже животные в сказках учат нас не бояться и не завидовать, быть храбрыми и находчивыми.
          Последним трудом нашего земляка стало издание «Русских детских сказок», куда он отобрал самые интересные сказки для ребят, приспособив фольклорные произведения для детского чтения. Сказки о Лисе и Журавле, о Теремке, о Пузыре, Соломинке и Лапте, о Колобке — такие родные для всех нас сказки! Несмотря на тяжелую болезнь, А. Н. Афанасьев упорно трудился над составлением этой книги. Он очень хотел, чтобы маленькие читатели узнали и полюбили народную сказку.
          Собирание произведений народного творчества продолжалось и в последующие годы другими учеными-фольклористами. Выходят все новые сборники сказок, пословиц, поговорок, песен и легенд. Но почти в каждой книге сказок мы встретим знакомые пометки: «из сборника А.Н.Афанасьева». Значит, дело всей жизни нашего замечательного земляка продолжает жить.
          А.Н.Афанасьев навсегда остался в истории русской культуры — своим трудом и любовью к родному слову, воплощенным в «Народных русских сказках Александра Николаевича Афанасьева».

 Литература:
• Аникин В. Александр Николаевич Афанасьев и его фольклорные сборники / В. Аникин // Народные русские сказки: из сб. А.Н.Афанасьева. — М., 1990. — С. 5-14.
• Аникин В. Александр Николаевич Афанасьев и его сказки / В. Аникин // Русские детские сказки. — М., 1986. — С. 5-8.
• Аникин В. «Это будет моя заслуга в русской литературе…» / В. Аникин // Народные русские сказки: из сб. А. Н. Афанасьева. — Воронеж, 1984. — С. 5-16. — (Отчий край).
• Антюхин Г. Школьные годы сказочника / Г. Антюхин // Антюхин Г. Литературное былое. — Воронеж, 1987. — С.111-114.
• Будаков В. Сказка и жизнь / В. Будаков // Славянский мир. — Воронеж, 2001. — С. 259-260.
• Горелов А. Люби и помни: предисловие /А. Горелов // Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. — Л., 1983. — С. 3-12.
• Казюлькина И. Афанасьев А. Н. / И. Казюлькина // Писатели нашего детства. 100 имен: биограф. словарь в 3 ч. — М., 1998. — Ч.1. — С. 35-37.
• Лазутин С. Афанасьев А.Н. (1826-1871) / С. Лазутин // Очерки литературной жизни Воронежского края XIX — начала XX в. — Воронеж, 1970. — С. 211-228.
• Лазутин С. Русский сказочник: к 150-летию со дня рождения А.Н.Афанасьева / С. Лазутин // Лит. Россия. — 1976. — 23 июня.
• Лазутин С. Ученый-демократ: к 150-летию со дня рождения А.Н.Афанасьева / С. Лазутин // Подъем. — 1976. — № 6. — С. 150-155.
• Ласунский О. [О воронежских адресах А. Н. Афанасьева] // Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу / О. Ласунский. — Изд. второе, перераб. и доп. — Воронеж, 1993. — С. 73-76.
• Налепин А. Народная педагогика и работы А.Н.Афанасьева / А. Налепин // Детская литература-1987. — М., 1987. — С. 114-125.
• Попов П. Сказка сказке — рознь / П. Попов // Воронежский курьер. — 1996. — 23 июля.
• Порудоминский В. «Дерево смотри в плодах, а человека в делах» / В. Порудоминский // Дет. лит. — 1971. — № 10. — С. 57-62.
• Порудоминский В. «А рассказать тебе сказку?..»: повесть о жизни и трудах сказочника А.Н.Афанасьева / В. Порудоминский. — М.: Дет. лит., 1970. -160 с.
• Телегин С. А.Н.Афанасьев: мифологический взгляд на природу и человека / С. Телегин // Лит. в школе. — 1997. — № 3. — С.69-79.
• Яковлев А. Менестрели, или Песня выбора: рассказ об Александре Николаевиче Афанасьеве (1826-1871) / А. Яковлев // Первое сентября. — 2003. — 19 апр. (№ 28).

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Нет и быть не может сомнений: его читали все. Александр Николаевич Афанасьев (1826 – 1871) — это наша энциклопедия и кладовая. Русские народные сказки, собранные и пересказанные Афанасьевым, для многих из нас стала «вратами в литературу». Он открыл нашенский материк фольклора. И это только часть огромного наследия учёного и писателя, просветителя и журналиста. Афанасьев необходим не только детям: без изучения его «Поэтических воззрений славян на природу» не обходятся историки и филологи.

Его отец – Николай Иванович Афанасьев, небогатый дворянин, скромный провинциальный стряпчий – рано разглядел в сыне способности к учёбе. Он не мог обеспечить ему аристократическое домашнее образование, но чуть ли не половину семейного бюджета отдавал всяческим учителям. Мальчишкой Александр Афанасьев уже свободно читал по-французски и по-немецки, знал «священную историю». Много лет спустя Александр Николаевич вспоминал с нежностью, хотя и не без иронии: «Пользуясь дедовской библиотекой, я рано, с самых нежных детских лет, начал читать, и как теперь помню, бывало, тайком от отца (мать моя умерла очень рано) уйдешь на мезонин, где помещались шкапы с книгами, и зимою в нетопленой комнате, дрожа от холода, с жадностью читаешь… Как прежде, так и теперь, готов был я долго просиживать за книгою и забывал самый голод, и нередко приходил отец и прогонял меня с мезонина, отнимая книги, читать которые он постоянно запрещал, в чем и прав был: книги были не по возрасту. Но запрещения эти действовали плохо; шкапы не запирались, и страсть неугомонно подталкивала идти в мезонин».

А. Н. Афанасьев, ранее 1871 Фото: Wikipedia

Воронежскую гимназию Афанасьев вспоминал всё больше в саркастическом духе, усмехаясь над гимназическим уставом с правом сечь розгами до 4 класса и с постоянной тенденцией начальства сечь до 5-го. К счастью, любви к чтению гимназия из него не выбила.

А потом – московский университет. Вот тут Афанасьеву повезло: он застал лучшие годы дома на Моховой. На кафедрах блистали полные сил корифеи: Тимофей Грановский, Пётр Кудрявцев, Сергей Соловьев… Любимцем Афанасьева стал Константин Дмитриевич Кавелин, увидевший в воронежском гимназисте будущего историка права. Они сблизились, Кавелин опекал Афанасьева, но к концу университетского курса на студента всё сильнее влиял молодой профессор Фёдор Буслаев, вернувшийся из Германии в ореоле ранней мудрости. В буслаевской «мифологической школе» было ощущение тайны, это завораживало. Афанасьев всё серьёзнее задумывался о фольклоре, о народном характере, о познании мира через миф, изучал немецкую и французскую филологию с прицелом на исследование русской сказки.

Начинающий правовед чувствовал в себе призвание историка. Первые публикации Афанасьева обнаружили кропотливого и увлеченного исследователя: «Государственное хозяйство при Петре Великом», «О вотчинах и поместьях». Причем опубликовал он эти капитальные статьи не где-нибудь, а в лучших литературных журналах того времени – в «Современнике» и «Отечественных записках». Он пришелся ко двору в литературных и библиофильских кругах.

Официальную идеологию молодой исследователь отторгал. Во многом именно поэтому провалилась его попытка стать преподавателем в альма-матер. Для него устроили смотрины – публичную лекцию «Краткий очерк общественной жизни русских в три последних столетия допетровского периода». Аж в присутствии министра народного просвещения! Судя по записям в дневнике Афанасьева, это были размышления о роли самодержавия в установлении и развитии крепостного права. Впоследствии он вспоминал: «Лекция эта вызвала несколько замечаний со стороны министра, о которыми, однако, я не догадался сейчас же согласиться. Шевырев с братиею нашли в ней то, чего в ней не было и быть не могло. Весьма благодарен, что печатно отозвался он о моей лекции с равнодушным хладнокровием, а в непечатных отзывах, по слухам, куда недоставало этого хладнокровия».

Об университете пришлось забыть. В 1849 году, с помощью Кавелина, ему удалось поступить в Московский Главный архив министерства иностранных дел. Там Афанасьев прослужил 13 лет. Служба давала возможность сносно содержать семью, не забывая о науке. Идею собрания сказок с научно-популярными комментариями Афанасьев вынашивал долго.

Изд-во: Концептуал», 2020

В 1851-м он не без робости объяснял в письме к редактору «Отечественных записок»: «Издание будет ученое, по образцу издания бр<атьев> Гриммов. Текст сказки будет сопровождаться нужными филологическими и мифологическими примечаниями, что еще больше даст цены этому материалу; кроме того, тождественные сказки будут сличены с немецкими сказками по изданию Гриммов, и аналогичные места разных сказок указаны. Войдет сюда также сличение сказок с народными песнями. Изданию я предпослал бы большое предисловие о значении сказок и метода их ученого издания. Одна сказка через три или через два номера, — смотря по возможности, — не займет в журнале много места. Притом предмет этот не чужд интереса». Так начиналась затея, которая прославит Афанасьева, хотя принесет ему и новые невзгоды. Архивист оказался незаурядным организатором: идея собирания русских сказок объединила многих исследователей.

Самую действенную помощь оказал Афанасьеву Владимир Иванович Даль, подаривший ему сотню сказок для отбора. Откликнулись и другие литераторы.

Сказочная эпопея показала, что Александр Николаевич Афанасьев – не только дотошный учёный и собиратель фольклора, но и писатель талантливый, с чувством не только языка, но и меры.

Не только юмора, но и волшебства. Таинственные, страшные и весёлые афанасьевские сказки забавляют и утешают. Что нам остается без прибауток и острот? Только уныние.

Афанасьев почти не вмешивался в заповедное течение повествования, отточенное многими поколениями. Но подготовил для нас грандиозный корпус сказок – равного которому не было в мире. Отныне русский читатель с ребяческих лет знал, что в любой отчаянной и даже страшноватой ситуации есть пути к спасению – в том числе и чудесные. Лучшие сказочные герои – Иван, солдат, Василиса Прекрасная – навсегда остаются с нами. И Марья Моревна, о которой Афанасьев написал увлекательное исследование. Самые шаловливые побасёнки, конечно, не попали в сборник, адресованный детям. Но юмор – подчас ёрнический – у Афанасьева рассыпан повсюду. Чередовать страшное со смешным – излюбленный приём фольклора. Он нашел интонацию «Ай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дивы дивные, чуды чудные», — эти афанасьевские присказки настраивали на подобающий лад. «Грянул гром, раздвоился потолок и влетел в горницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем: «Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу посватать…» Всё это – как страшный, но притягательный сон. Целый мир, в котором на каждом шагу – фантастические приключения, опасные чудеса. Сказки очень разные, записанные в разных губерниях огромной России. И всё-таки это единая, спаянная книга.

Сказки объединяли страну. Вот уж, действительно, скрепы. В каждой местности любую историю рассказывали на особый лад, но общий стержень оставался.

А в наше время сказки объединяют нас с дедами-прадедами, с давно ушедшими поколениями. И это не менее важный стержень.

Недавний друг и благодетель – Кавелин – обрушился на «мифологические» статьи Афанасьева с высокомерной критикой. Пришлось отбиваться, это добавляло в исследовательскую работу азарта. Афанасьев запальчиво отстаивал своё научное кредо: «Мифология – такая же наука, как наука о допотопных животных: она воссоздает целый организм по разрозненным остаткам старины».

Но, право слово, значительно опаснее Кавелина оказались идейные противники «крамольных» сказок. Консерваторы не принимали сатирической сути сказок: им не хватало почтения к царскому званию…

А Афанасьева не устраивало имперское благолепие середины XIX века – с хижинами и дворцами. Он мечтал о всеобщем образовании, о реформах в социалистическом духе.

Культ царской семьи казался ему надуманным, фальшивым. Да и в народе к хозяевам жизни относились не только коленопреклоненно. Бывало, что и насмешливо, бывало, что и неприязненно – и это видно по афанасьевским сказкам. Или Афанасьев намеренно выбирал дерзновенные сюжеты, вёл пропаганду? Нет, он был объективным исследователем. А сказка – вообще-то жанр вольнодумный. Сказители не оглядываются на правительственную конъюнктуру, а помпезный официоз того времени сильно отличался от реальности. Это мало кого устраивало из мыслящих людей. Многие притворялись по инерции или ради комфорта, а Афанасьев был открывателем по натуре, в известном смысле он лез на рожон. И в этом – еще один его урок, который, конечно, мы осознаём не в детстве. «В одной деревне жил-был поп да мужик; у попа было семь коров, у мужика была только одна, да хорошая. Только поповы глаза завистливы; задумал поп, как бы ухитриться, да отжилить у мужика и последнюю корову: «Тогда было бы у меня восемь!» Как могли относиться к такой сказке 150 лет назад? Как к потрясению основ, не иначе. Кто правдивее фольклор или наука? Вечный вопрос, неразрешимая дилемма. Писатель или учёный зависит от многих обстоятельств, он вынужден соотносить своё творчество с конъюнктурой – даже, если противостоит ей. Сказки слагают дилетанты, чистой воды добровольцы. Как говорили в старину на Руси – охотники. Сочиняют, как бог на душу положит, а исторические впечатления дедов и прадедов передают, конечно, не без искажений. Но – в точности так, как оно сохранилось в народной памяти.

Поэтому без сказок трудно понять историю. Трудно осознать, к чему наши предки относились с уважением, о чём мечтали, а чего боялись. Самое удивительное, что во многом мы с ними совпадаем

– в этом непрерывная сила фольклора. Афанасьеву удалось сдвинуть гору: он открыл русскую сказку и для филологической науки, и для широкой читательской аудитории на много поколений вперед.

Критика поеживалась от сатирических сказок: «Чего только не изображается в них, не говоря уже о главной основной идее почти всех этих сказок, то есть торжества хитрости, направленной к достижению какой-либо своекорыстной цели, в некоторых проводятся олицетворенные возмутительные идеи, как, например, в сказке «Правда и кривда», в которой доказывается, что «правдою на свете мудренно жить, какая нынче правда! За правду в Сибирь угодишь»… В немилость попал афанасьевский сборник «Русских народных легенд», в котором содержались народные вольные интерпретации христианских сюжетов. Эротические и сатирические «Заветные русские сказки» при жизни собирателя вышли в свет только в Швейцарии. Сказки Афанасьева с боями прорвались через цензуру – и были опубликованы с академической полнотой, увы, только после смерти автора. Его сборники многократно переиздавались, к началу ХХ века они стали самым популярным чтением на Руси. А после революции Афанасьева признали классиком уже окончательно. Появилось немало новых переизданий – и массовых, детских, и академических, с научными комментариями. Их и сегодня переиздают регулярно.

В 1858-м Афанасьев стал редактором задуманного им журнала «Библиографические записки». Издательское бремя взял на себя книготорговец Николай Щепкин – сын выдающегося актера Малого театра, соратник Афанасьева. Им удалось впервые опубликовать по рукописям некоторые произведения Пушкина, Лермонтова Гоголя… Сотрудничал с афанасьевским журналом и видный историк Иван Забелин. Он мечтал опубликовать и ввести в научный оборот всю «потаенную» русскую литературу, ходившую в списках. Но пройти через «узкие райские врата цензуры» удавалось далеко не всегда. Самые крамольные рукописи издатели «Библиографических записок» переправляли в Лондон, Герцену, для публикации в «Полярной звезде». Афанасьевский журнал завоевал ученую аудиторию, но финансовой поддержки хватило только на двадцать номеров…

По-видимому, именно за связи с Герценом в 1862-м Афанасьева уволили из министерского архива. На несколько месяцев он лишился средств к существованию, в трудные дни приходилось распродавать книги. Он устроился секретарем в Городскую думу, затем – в мировом съезде, но эту работу воспринимал как мытарство. А ведь в научном мире его по праву считали корифеем фольклористики. Один из первых английских славистов Уильям Ролстон в 1870 году беседовал с Афанасьевым в его московской квартире. Британский ученый с теплотой вспоминал эту встречу и набросал любопытный портрет русского сказочника: «Я провел с ним очень короткое время в его совершенно русском доме, стоявшем посреди такого обширного двора (даже можно сказать пустыря), что легко можно было подумать, будто находишься в деревне, а не в столичном городе. Комната его со всей ее обстановкой была именно в таком роде, в каком можно было надеяться встретить в доме такого истинного ученого — повсюду книги и везде следы и указания на литературный труд.

Да и самою личностью своей он выражал идею высокого труженика, труженика не из материальных выгод, но из сердечной любви к своему предмету и из благородного желания извлечь из тьмы и вывести на свет литературные сокровища,

так долго скрывавшиеся в малочитаемых хрониках и других неизвестных памятниках, или же кроющиеся в памяти народа, к которой ученые обращаются еще менее». Так он и жил – в трудах. Иначе не умел.

После сорока учёный растерял здоровье. Чахотку тогда лечить не умели… Да и работал он без малейшего снисхождения к собственным недугам. Всего лишь 45 лет прожил Афанасьев.

Его целеустремленность и трудолюбие – как из фантастического романа.

Александр Николаевич Афанасьев похоронен в Москве на Пятницком кладбище

На одной из немногих сохранившихся фотографий (прижизненных живописных портретов Афанасьева вроде бы не существует) мы видим измождённого, пожилого человека, успевшего выполнить неподъемный земной долг. Современники восприняли его раннюю смерть как укор. Иван Сергеевич Тургенев размышлял в письме к Фету: «Недавно А. Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с Вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения». Так бывает: слава не спасла учёного от нужды, от преждевременной смерти. Но и бессмертие сказочника всея Руси не оспаривается.

новый год

Счастливого Нового года и Рождества!

Читает сказки Зимушка-зима…

Из уст слетают белокрылые снежинки.

И чудный дух вселяется в дома

ПРЕДНОВОГОДНЕЙ праздничной картинкой.

                                  Натали САМОНИЙ

нловогодний переполох

4 января в 11.00 на концертной площадке «Гостиный двор» состоится новогоднее представление!

В программе:

— встреча с литературными героями

— веселые игры

— забавные конкурсы

— приятные сюрпризы

      Вход свободный

право

Конкурс состоялся!

Подведены итоги областного детского дистанционного конкурса правовых видеоэтюдов «Право – это так просто».

Поздравляем победителей и благодарим всех за участие!

наши мероприятия

План мероприятий библиотеки на январь 2023 г.

Собиратель русских сказок

Все вы, конечно, хорошо помните сказки про Колобка, Царевну-Лягушку, Василису Прекрасную. А знаете ли вы, что первый сборник русских народных сказок был издан в 1855 году? Огромный научный труд по собиранию множества народных сказок выполнил известный исследователь фольклора Александр Николаевич Афанасьев.

Афанасьев Александр Николаевич — выдающийся историк, фольклорист, журналист, правовед, исследователь народного творчества, этнограф, знаменитый издатель русских народных сказок.

Родился Александр Николаевич 11(23) июля 1826 года в небольшом городке Богучар, что располагается на юге Воронежской губернии. Его отец, служивший уездным стряпчим, старался дать своим детям качественное образование и прививал любовь к знаниям.

Когда дедушка маленького Саши умер, он вместе с родными перебрался в имение, что находилось в соседнем городе Боброве. В новом доме располагалась огромная библиотека, которую полюбил будущий фольклорист. Ему приносило удовольствие чтение исторических книг – с ранних лет в Афанасьеве-младшем пробудилась заинтересованность к культуре и истории.

В 11-летнем возрасте Саша поступил в Воронежскую гимназию, в которой проучился до своего совершеннолетия. Афанасьев сумел с достоинством завершить образование и не растерять свои возвышенные стремления. В гимназии Афанасьев обнаружил литературные способности, начав писать стихи, которые, впрочем, не были его призванием. После получения аттестата Александр переехал в Москву.

В столице юноша успешно сдал вступительные экзамены в Московский университет, став студентом юридического факультета. Несмотря на то, что его больше влекли литература, этнос и история, Александр отучился все 4 года и получил степень кандидата. Еще будучи студентом, Афанасьев начал сотрудничать в журналах. После окончания университета поступил на службу в московский главный архив Министерства Иностранных Дел, где в 1855 году был уже начальником отделения.

В это время он начал печатать свои мифологические исследования; в это же время предпринял издание и исследование русских народных сказок и легенд; изучал русскую литературу ХVIII века и особенно тогдашние сатирические журналы.

Биография Афанасьева полна разнообразных проектов, однако делом всей своей жизни он считал собирательство славянской мифологии, легенд, детских сказок и мифов, которые объединял в тематические сборники.

«Народные русские сказки» появлялись выпусками, в числе восьми, с 1855 по 1863 год, а затем были изданы в 4-х томах. Афанасьев воспользовался материалом, находившимся в этнографическом отделении Императорского русского географического общества, присоединив к нему сказки, собранные Владимиром Ивановичем Далем. В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий. Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.

                                                

Последним трудом Афанасьева были «Русские детские сказки», появившиеся в двух частях, в 1870 году. Сборник предназначался для домашнего чтения. Издание этой книги – последний момент, по-настоящему порадовавший мужчину. 23 октября 1871 года в возрасте 45 лет фольклорист скончался.

                                          

Читать сказки Афанасьева:

Русские народные сказки Афанасьева А. Н. – Текст : электронный // MoreSkazok : сайт. – URL : https://moreskazok.ru/afanasev.html
(дата обращения: 26.05.2021)

Слушать сказки Афанасьева:

Афанасьев Александр – русские народные сказки. – Текст : электронный // KnigiAudio.ru : сайт. – URL : https://knigiaudio.ru/dlya-detei/31942-afanasev-aleksandr-russkie-narodnye-skazki.html
(дата обращения: 26.05.2021)



Скачать материал

Презентация на тему:
Собиратели русских 
народных сказок








Учитель н...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

  • Сейчас обучается 142 человека из 47 регионов

  • Сейчас обучается 130 человек из 46 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Презентация на тему:
Собиратели русских 
народных сказок








Учитель н...

    1 слайд

    Презентация на тему:
    Собиратели русских
    народных сказок

    Учитель начальных классов: Баранова М.С.

  • Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 — 23 сентябр...

    2 слайд

    Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев
    А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 — 23 сентября1871) — выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед.
    Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта.
    Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.

  • Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказо...

    3 слайд

    Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855—1863 гг. изданы в восьми выпусках.
    Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры — В. И. Даля.
    В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.

  • В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это са...

    4 слайд

    В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий.
    Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.

  • В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославско...

    5 слайд

    В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский).
    Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества.
    Даль  Владимир  Иванович

  • Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого велик...

    6 слайд

    Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить».
    Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.

  • Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является осно­воположником русской...

    7 слайд

    Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.
    По словам К.Д. Ушинского, сказки — «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа».
    Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.

  • Толстой Лев Николаевич — (1828—1910) — один из наиболее широко известных русс...

    8 слайд

    Толстой Лев Николаевич — (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.
    Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения».
    В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

  • При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов:
http...

    9 слайд

    При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов:
    http://narodstory.net
    www.hobbitaniya.ru
    http://ru.wikipedia.org
    images.yandex.ru

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 052 528 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Афанасьев Александр Николаевич

Афанасьев Александр Николаевич славится в мире как русский сказочник. Но этот человек также был ученым-историком, литературоведом, исследователем народного фольклора, чье творчество и до сегодняшнего дня еще не издано в полной мере. Его ставят в один ряд со знаменитыми филологами и лингвистами мира, такими, как братья Гримм, Шарль Перро и др.

Афанасьев Александр НиколаевичАфанасьев родился в 1826 году в Воронежской губернии, в маленьком городе Богучар. Когда умер дед мальчика, семья перебралась в соседний город Бобров, и поселилась в имении, где имелась хорошая библиотека. Маленький Александр увлекся чтением, ему нравилось читать исторические книги, в этот период у него пробудился живой интерес к истории и культуре.

В 1837 году будущий фольклорист поступил в Воронежскую гимназию, обучение в которой продолжалось семь лет. В гимназии преобладали грубые меры воспитания, имели место телесные наказания, учителя заставляли детей зубрить предметы. Общая атмосфера недоброжелательства в коллективе могла и вовсе убить высокие стремления Афанасьева, но все же он нашел в себе силы проучиться там. По окончании заведения в возрасте восемнадцати лет юноша уехал в Москву.

В Москве он поступил в Московский университет, где проучился 4 года на юриста, с 1846 г. по 1849 г., несмотря на то, что его больше увлекала история, литературная наука и этнос. Во время обучения на юрфаке, он стал учиться у таких ученых, как Н.И. Крылов, К.Д. Кавелин и др. В университетские годы он разместил в журнале «Современник» свою первую публикацию «Государственное хозяйство при Петре Великом» (1847). В.Г. Белинский одобрительно оценил ее, указав на ее научные аспекты.

Афанасьеву предрекали карьеру профессора, но один случай не дал этому осуществиться. В 1848 году в университет прибыл министр просвещения – граф С.С. Уваров, целью его визита было определение общественных настроений профессорского состава, в связи с событиями в Западной Европе, для этого он посещал лекции. Некоторые из лекций, пробного характера, читали сами студенты, в том числе и Афанасьев. Его лекция о том, как влияла самодержавная власть на уголовное право в 16-17 веках, не понравилась министру. При этом студент позволил себе не согласиться с замечаниями Уварова, и стал отстаивать свою точку зрения. После случившегося по окончании Московского университета молодой человек не смог найти работу среди государственных учреждений образования и был вынужден работать в частной школе.

В 1849 году при поддержке Н.В. Калачева, Афанасьев поступил на службу в Главный архив при Министерстве иностранных дел в Москве, где и отработал 13 лет. В течение этого времени он проходил повышения по службе: с 1856 года начальствовал в отделении, а по истечении некоторого времени стал правителем дел комиссии при архиве, которая курировала печатание договоров и грамот на государственном уровне. На этой должности он пробыл до 1862 года.

Работая в архиве, ученый был счастлив, он смог творчески раскрыться. В эти годы Афанасьев сотворил часть своих многочисленных трудов, статьи публиковались в журналах, таких как, «Современник», и в специализированных научных сборниках, но многие работы претерпевали «роковое действие цензуры», как писал в сам Афанасьев.

В пятидесятых годах он трудился в сфере истории русской литературы. Это и статьи о русской сатире 18 века, и заметки о литературе России 19 века. В 1859 – 1860 г.г. он работал, как библиограф и печатался в журнале «Библиографические записки».

Но приоритетным занятием Афанасьева оставались сказки и легенды, благодаря этому, он стал популярным и прославился во всем культурном мире. В сравнении с научной работой, которая сейчас потеряла свое значение, созданные им сборники русского творчества составляют гордость нации и в сегодняшние дни.

Возведение фольклора к первобытным мифам было методом многих фольклористов. Его использовал и Афанасьев, о том говорят такие статьи, как «Дедушка домовой», «Ведун и Ведьма» и др. Эти и другие публикации, а также иные труды стали основой солидного трехтомника «Поэтические воззрения славян на природу» (1866-1869г.г.), а уже в 1851 году он стал готовить к выпуску собрание сказок. В период с 1866 г. по 1863 г. были выпущены восемь сборников под названием «Народные русские сказки».

В 1860 году он смог отправиться за границу и посетить такие страны, как Италия, Германия, Франция. В 1862 году ученый и фольклорист был лишен службы в архиве. По незначительному обстоятельству – встреча Афанасьева с эмигрантом В.И. Кельсиевым – в го доме был произведен обыск. Затем последовало увольнение и запрет занимать должности на госслужбе.

После этого Афанасьев не мог найти постоянный заработок, материальное положение ухудшалось. Поэтому он стал распродавать свою библиотеку. В 1865 году он работал чиновником в Московской думе, в 1867 году был секретарем при съезде мировых судей. Здоровье его слабело, он был болен туберкулезом.

Но перед смертью в 1870 году он успел издать специальный сборник для детей – «Русские детские сказки». Это собрание было сложено именно для чтения дома. Издательство этой книги было последним моментом, который утешил Афанасьева.

В 1871 г. 23 октября Александр Николаевич скончался от чахотки. Смерть этого великого сказочника почти не была освещена в печатных изданиях. Второй сборник сказок вышел уже после его кончины. С того времени, это собрание – одно из самых любимых и популярных произведений, а имя А.Н. Афанасьева всегда упоминается с почитанием.

Популярные сказки:

  • Василиса Прекрасная
  • Царевна-лягушка
  • Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке
  • Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде
  • Сестрица Аленушка, братец Иванушка

Все сказки Афанасьева А.Н.

Какие книжки читают чуть ли не с плёнок? Конечно, сказки. Это самые первые истории, которые рассказывают родители своим детям. Из них мы извлекаем первые уроки: добро сильнее зла, оно всегда победит. И хоть путь порою нелёгок, но нельзя сдаваться и нужно верить в себя и свои силы. Мудрые, добрые сказки – это огромный мир, который открывается ребенку с первых дней жизни.

Он учится думать, отличать плохое от хорошего, оценивать поступки сказочных героев. Сказки подготавливают ребёнка ко взрослой жизни, учат, как вести себя в этом огромном мире. Когда разговор заходит о сказке, невозможно не вспомнить великого «сказочника» — Александра Николаевича Афанасьева, потому как без него мы бы так и не узнали ни «Репки», ни «Курочки Рябы», ни «Колобка».

Жизненный путь

Афанасьев Александр Николаевич (1826–1871) родился в Воронежской области, городе Богучаре. Отец служил стряпчим и поэтому старался дать своим детям хорошее образование. Окончив Воронежскую гимназию, Афанасьев отправляется в Москву, где поступает в университет. Окончив его, он преподает словесность и русскую историю, а год спустя поступает на службу в архив.

александр афанасьев

Пожалуй, именно годы работы в архиве стали самыми плодотворными в творческом отношении. Здесь он знакомится со многими документами, представляющими историческую ценность, но недоступными для большинства. Афанасьев издаёт журнал «Библиографические заметки», и свет увидели материалы, связанные с творчеством известных русских мыслителей, поэтов и писателей. Александр Афанасьев много пишет, выступает как исследователь и журналист. Одни из немногих публикаций этих лет:

  • «Н. И. Новиков».
  • «Русская книжная торговля».
  • «Сатиры Кантемира».
  • «Литературная полемика прошлого столетия».

То, что не могло публиковаться в России, переправлялось за границу и появлялось в Лондоне в альманахе «Полярная звезда», одним из издателей которого был российский революционер А. И. Герцен. В 1862 году Афанасьева увольняют со службы, обвинив в связи с лондонскими пропагандистами. Александр Афанасьев без постоянной работы был несколько лет, и в 1865 году поступает в Думу помощником секретаря, через два года переходит на должность секретаря. Умер великий писатель в возрасте 45 лет от чахотки.

Историческая деятельность

Большой любитель старины, Афанасьев исследует все, что связано с историей России, приобретает старинные рукописные книги. Ему принадлежат многочисленные труды, посвящённые истории России, он публикует их в журнале «Современник» («Государственное хозяйство при Петре Великом», «Псковская судная грамота» и др.). Пишет обзоры исторической литературы в издания «Общества истории и древностей» при университете. Состоит в «Обществе любителей словесности», исследует архивы, выступает и публикует статьи о словотворчестве народа. При самых тяжелых и неблагоприятных для него условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни — «Поэтические воззрения славян на природу».

александр афанасьев книги

Литературная деятельность

С 1850 года Александр Афанасьев переключается полностью на исследования, связанные с фольклором, мифологией и этнографией народа. Его исследования имеют огромную ценность. Он открывает перед нами далёкое прошлое, истоки современного языка. Доводит до широких масс древние обычаи, верования, фольклор и метафоры славянской литературы. В это время публикует в многочисленных изданиях более 60 статей, в том числе:

  • Исследование по мифологии «Дедушка домовой».
  • «Ведун и ведьма».
  • «Зооморфические божества у славян».
  • «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями».
  • «Языческие предания об острове Буяне».
  • «Русские сатирические журналы 1769–1774 гг.».

книга зона заражения александр афанасьев

Народные русские сказки

Об увлечении Афанасьева сказками писал русский литературовед и этнограф Пыпин А. Н. В рецензии к первому изданию сказок он отметил, что сравнения сказочных мотивов у Афанасьева удачны и очень метки. Тем не менее тут же он осудил его за то, что автор пытается мельчайшим событиям дать мифическое объяснение. Чернышевский Н. Г. также указал на это, но добавил, что с объяснениями Афанасьева нельзя не согласиться.

Многочисленным критикам Александр Афанасьев ответил, что мифология — такая же наука и только в том случае можно воссоздать полное представление о старине, если будет исследована малейшая деталь. Он утверждал, что легенды, фольклор, мифология неотделимы от истории народа. Многие предания так или иначе связаны с явлениями природы, которым нет объяснения, что лишний раз подтверждает их мифический смысл. Непонимание критиками научной ценности его исследований по мифологии переживались Афанасьевым болезненно.

афанасьев александр николаевич

Первый сборник сказок

Издание Афанасьевым сказок в тех условиях — это своего рода подвиг. Он пишет письмо редактору «Отечественных записок» и просит уделить место в издании для народных сказок. Объясняет на примере братьев Гримм, что это ценный материал, который заслуживает интереса. Но материал в журнале так и не появился, поскольку объём, которым к тому времени располагал Афанасьев, намного превышал возможности журнала.

В 1952 году Русское географическое общество передаёт Афанасьеву собрание сказок, имевшееся у него в архивах. К тому времени в распоряжении писателя уже было около 1000 сказок, переданных ему Далем В. И. И те и другие материалы требовали тщательной обработки, так как собирались разными людьми, записи отличались и качеством, и стилем. В 1855 году выходит первое издание «Русских народных сказок».

Выходили сказки Александра Афанасьева несколькими выпусками. Всего в восемь выпусков было включено более 600 наименований. Он отобрал для издания самые интересные детские сказки. Именно тогда читатели впервые познакомились с Кощеем и Бабой Ягой, узнали о Жар-птице и Колобке, услышали о Теремке и Марье Моревне. Это самое большое на тот момент собрание сказок в мире.

сказки александра афанасьева

Классификация сказок

При дальнейшей подготовке материала Афанасьев продумал и классифицировал его. Он распределил сказки по разделам: былинные сюжеты, мифологические, животный эпос, рассказы о колдунах и мертвецах, бытовые сказки и юмористические. Позже, уже после смерти писателя, классификацию несколько упростили: сказки о животных, социально-бытовые и волшебно-фантастические. Но в её основе лежал принцип, который создал Александр Афанасьев.

Книги не могли не вызвать недовольства духовенства и властей. Цензура всячески препятствовала деятельности Афанасьева. А тем временем в Женеве уже вышел сборник «Заветных сказок», носящий антицерковный и антибарский характер. Издание сборников Афанасьева – это большое событие в общественной и научной жизни России. После его выхода многие известные критики и литературоведы того времени выступили с рецензиями.

Запретные сказки Афанасьева

Кроме детских сказок, Афанасьеву принадлежит сборник сказок для взрослых, вышедший в Женеве: «Русские народные сказки не для печати». Сборник «Сказания, легенды и притчи» также был запрещен в России и издавался за границей. Власти усмотрели в его содержании вредное направление мыслей. В него вошли тексты о жадности, глупости, дьяволе, мифических чудовищах и нечистой силе. Очень ценный в отношении духовного наследия народа сборник.

александр афанасьев

За годы преследований цензурой многие сборники выходили под разными названиями. Например, сказки с эротическим содержанием вышли под названием: «Валаам. Год мракобесия». Эта книга была долгое время запрещена. В России она вышла впервые в 1997 году. Известному собирателю фольклора принадлежит много трудов, которые издаются и в настоящее время.

Поэтому их нередко путают с работами нашего современника, перу которого принадлежит книга «Зона заражения». Александр Афанасьев — современный автор, пишущий в жанре боевиков. Но его творчество никоим образом не связано со сказками великого тёзки, который всю свою жизнь посвятил собирательству народного фольклора. Всего собрание Афанасьева Александра Николаевича составляет около двух тысяч сказок. Он вошёл в историю русской культуры как первый издатель сборника народных сказок.

  • Афанасьев сказки для взрослых ру читать
  • Афанасьев сказка про репку
  • Афанасьев сказка летучий корабль читать
  • Афанасьев сказка волшебное кольцо читать
  • Афанасьев рассказы для детей