«Недоросль» Фонвизина. Иллюстрация Д. Дубинского |
Комедия «Недоросль» является выдающимся произведением русской классики XVIII века и вершиной творчества Д. И. Фонвизина.
В этой статье представлены цитаты из комедии «Недоросль» Фонвизина: афоризмы, крылатые выражения, высказывания Стародума, пословицы из пьесы.
Цитаты из комедии «Недоросль» Фонвизина, афоризмы, крылатые выражения, высказывания Стародума
«…Не хочу учиться, хочу жениться…» (Митрофанушка)
«…Суженого конем не объедешь, душенька!..» (Скотинин, русская пословица)
«…Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением…» (Милон)
«…По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день…» (Еремеевна о своей трудной жизни у Простаковых)
«…Прямое достоинство в человеке есть душа…» (Правдин)
«…Вить с задами-то век назади останесся…» (Цыфиркин о том, что нельзя вечно повторять пройденное, а нужно также учить и новый материал)
«…Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!..» (Софья)
«…Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью…» (Софья)
«…Как наружность нас ослепляет!…» (Софья)
«…повинную голову меч не сечет…» (госпожа Простакова, русская пословица)
Цитаты Стародума в комедии «Недоросль»
«…Начинаются чины – перестает искренность…»
«…Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного…»
«…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы…»
«… [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь.»
«…чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается…»
«…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану…»
«…лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней…»
«…для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении…»
«…Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь…»
«…Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство…»
«…Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою…»
«…Наличные деньги – не наличные достоинства…»
«…Золотой болван – все болван…»
«…душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам…»
«…Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать…»
«…Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет…»
«…совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает…»
«…не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного…»
«…без знатных дел знатное состояние ничто…»
«…Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает…»
«…Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек…»
«…наглость в женщине есть вывеска порочного поведения…»
«…добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может…»
«…не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Тогда после двадцати лет женитьбы найдете в сердцах ваших прежнюю друг к другу привязанность…»
«…Надобно,мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны…»
«…Таков человек, мой друг! Час на час не приходит…»
«…В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь…»
«…Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости…»
«…Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет…»
«…я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие…»
«…наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу…»
«…Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом…»
Это были цитаты из комедии «Недоросль» Фонвизина, афоризмы и крылатые выражения Стародума и других героев.
Материал из Викицитатника
Перейти к навигации
Перейти к поиску
«Не́доросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя.
Цитаты
Митрофан
- Не хочу учиться — хочу жениться.
- Да отвяжись, матушка, как навязалась…
- (Цыфиркину): Гарнизонная крыса.
- (Простаковой): Ты так устала, колотя батюшку.
- По мне, куда велят.
- Ночь всю така дрянь в глаза лезла … Да то ты, матушка, то батюшка.
- Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Простакова
- Уж ребёнок не смей и избранить Пафнутьича!
- Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала?
- Нашёл деньги, ни с кем не делись!
- Повинную голову меч не сечёт.
Стародум
- Вот злонравия достойные плоды.
- Начинаются чины — перестает искренность.
- Невежда без души — зверь.
- Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время.
- Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
- Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
- Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
- Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
- Наличные деньги — не наличные достоинства.
- Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
- Честный человек должен быть совершенно честный человек.
- Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
- В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
- (к Софье): Бог дал тебе все приятности твоего пола.
- Я боюсь для вас нынешних мудрецов.
- Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!
- Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь богатство!
Софья
- Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть
- Как наружность нас ослепляет!
Скотинин
- Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
- Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки.
Правдин
- Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение.
- Прямое достоинство в человеке есть душа.
Диалоги
- Стародум. Это к кому я попался?
Скотинин. Это я, сестрин брат.
Стародум (увидя ещё двух, с нетерпением). А это кто ещё?
Простаков. (обнимая). Я женин муж.
Митрофан (ловя руку). А я матушкин сынок. - Стародум. (к Правдину). Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.
Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.
Простаков. Всему, мой отец.
Митрофан. Всему, чему изволишь.
Правдин. (Митрофану). Чему ж бы, например?
Митрофан. (подает ему книгу). Вот, грамматике.
Правдин. (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
О пьесе
|
Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пьесе.[1] |
Примечания
- ↑ Словарь русских светских писателей // Друг просвещения. — М., 1805, сентябрь. — С. 250.
Темы образования и воспитания всегда актуальны для общества. Именно поэтому комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» интересна для читателей и сегодня. Героями произведения являются представители разных сословий. Комедия написана в стиле классицизма. Каждый персонаж олицетворяет определённое качество. Для этого автор использует говорящие фамилии. В комедии соблюдено правило трёх единств: единство действия, времени и места. Впервые на сцене пьеса была поставлена в 1782 году. С тех пор были тысячи, а то и миллионы одноимённых спектаклей по всему миру. В 1926 году по мотивам комедии был снят фильм «Господа Скотинины».
Цитаты положительных героев
Стародум
Стародум олицетворяет образ мудрого человека. Он воспитан в духе петровского времени, соответственно, чтит традиции предыдущей эпохи. Службу Отечеству считает священным долгом. Злонравие и бесчеловечность презирает. Стародум провозглашает нравственность и просвещение.
Вот злонравия достойные плоды.
Начинаются чины — перестаёт искренность.
Невежда без души — зверь.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Прямое достоинство в человеке есть душа… Без неё просвещеннейшая умница — жалкая тварь.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
Наличные деньги — не наличные достоинства
Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Честный человек должен быть совершенно честный человек.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.
Бог дал тебе все приятности твоего пола.
При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет.
Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.
Льстец — ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Правдин
Правдин – честный чиновник. Он воспитанный и вежливый человек. Добросовестно выполняет свои обязанности, выступает за справедливость и считает своим долгом помочь бедным крестьянам. Видит насквозь сущность Простаковой и её сынка и считает, что каждый из них должен получить по заслугам.
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…
Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия.
Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.
Виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю…
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры…
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди..
Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…
Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Милон
Милон – офицер. Ценит в людях смелость и честность, приветствует просвещение и считает своим долгом служить Отечеству. С уважением относится к окружающим. Милон является отличной парой Софье. На их пути встречаются препятствия, но в конце произведения судьбы героев воссоединяются.
В мои леты и в моём положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…
Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат её в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя.
А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещён, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…
Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением.
Недостойные люди!
Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…
Если позволите мне сказать мысль мою, я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце.
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым…
Я влюблён и имею счастие быть любим…
Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением…
Софья
В переводе Софья обозначает «мудрость». В «Недоросли» Софья выступает как мудрый, воспитанный и образованный человек. Софья – сирота, её опекуном и родным дядей является Стародум. Сердце Софьи принадлежит Милону. Но, узнав о богатом наследстве девушки, на её руку и сердце претендуют и другие герои произведения. Софья убеждена, что богатство должно доставаться только честным трудом.
Как наружность нас ослепляет!
Читала теперь книжку … французскую. Фенелона, о воспитании девиц…
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…
Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…
Все моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?
Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно оттого, что есть в других хорошее.
Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать своё счастье. Знатность, богатство…
Отрицательные
Простакова
Госпожа Простакова – один из главных персонажей произведения. Она представительница дворянского сословия, держит крепостных. В доме всё и все должны быть под её контролем: Хозяйка имения помыкает не только своими слугами, но и управляет мужем. В своих высказываниях госпожа Простакова деспотична и груба. А вот своего сына она любит безгранично. В итоге её слепая любовь не приносит ничего хорошего ни её сыну, ни ей самой.
Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали..
Без наук люди живут и жили.
Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..
Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..
Да ныне век другой, батюшка!
Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда.
Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою.
Митрофан
Митрофан – сын помещик Простаковой. Собственно, он в комедии и является недорослью. Так в 18 веке называли тех, кто не желал ни учиться, ни служить. Митрофанушка избалован матерью и няней, он привык бездельничать, любит сытно есть и полностью равнодушен к науке. Вместе с тем ему чуждо чувство благодарности. Он грубит не только своим учителям и няньке, но и родителям. Так, он «благодарит» матерь за безграничную слепую любовь.
Да отвяжись, матушка, как навязалась…
Гарнизонная крыса.
Ты так устала, колотя батюшку.
По мне, куда велят.
Белены объелся.
Да всяка дрянь в головы лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…
Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю.
Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали… Ты ж меня взманила, пеняй на себя…
Скотинин
Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он не признаёт науку и всякое просвещение. Работает на скотном дворе, свиньи – единственные существа, которые вызывают у него тёплые чувства. Такое занятие ифамилию автор дал своему герою не случайно. Узнав о состоянии Софьи, он мечтает выгодно жениться на ней. Ради этого он даже готов уничтожить своего родного племянника Митрофанушку.
Всякая вина виновата.
На своё счастье грех пенять.
Ученье – вздор.
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же.
Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что забору в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.
Еремеевна
Няня Митрофанушки. В доме Простаковых служит больше 40 лет. Она предана своим хозяевам и привязана к их дому. У Еремеевны сильно развито чувство долга, а вот чувство собственного достоинства полностью отсутствует.
У меня и свои зацепы востры!
Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка!
Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.
Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься.
Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость все та же…
По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день.
Ох ты чушка проклятая!
Цыфиркин
Цыфиркин – один их учителей Митрофанушки. Говорящая фамилия прямо указывает на то, что он учил сына Простаковой математике. Уменьшительно-ласкательное употребление фамилии говорит о том, что Цыфиркин не был настоящим учителем. Он – солдат в отставке, который разбирается в арифметике.
Дела не делай, от дела не бегай
Дал мне Бог ученичка, боярского сынка
Сам, не заслужа, век не потребую…
Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…
За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму…
А кто виноват? Лишь он грифель в руки, а немец в двери. Ему шабаш из-за доски, а меня ради в толчки.
А наш брат и век так живёт. Дела не делай, от дела не бегай. Вот беда нашему брату, как кормят плохо, как сегодни к здешнему обеду провианту не стало…
За что разгневаться, ваше благородно? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
И! Ваше благородие. Я солдат.
Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.
Цыфиркин замыкает группу отрицательных персонажей не зря, ведь, он, в отличие от других героев, имеет много хороших качеств. В финале произведения он отказывается брать деньги за свои труды, ведь ему так и не удалось ничему научить Митрофана. Стародум и вовсе называет Цыфиркина добрым человеком. Таким образом, автор произведения показывает кризис образования в современной ему эпохе, когда нанимали не профессиональных педагогов, а солдат. Следовательно, они не могли воспитать сильную образованную личность.
Комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина
(1745 — 1792)
получила огромную популярность у публики и читателей не только благодаря мастерски поставленной общественно-политической проблематике екатерининской эпохи, но и из-за ярких образов персонажей и метких фраз вложенных в их уста. Редкое произведение может похвастаться таким количеством фраз ставшими крылатыми, и не утративших свою актуальность спустя почти 250 лет.
Список крылатых фраз из «Недоросля»:
Не хочу учиться, хочу жениться.
— Митрофан. Действие 3, явление 7. Подробнее.
Золотой болван — все болван.
— Стародум. Действие 3, явление 2.
Вот злонравия достойные плоды.
— Стародум. Действие 5, явление 8.
Сон в руку.
— Простаков о сбывшемся сне Митрофана. Действие 1, явление 9.
Всякая вина виновата.
— Скотинин. Действие 1, явление 4.
Собака лает, ветер носит.
— Цыфиркин. действие 3, явление 7.
Без знатных дел знатное состояние ничто .
— Стародум. Действие 4, явление 2.
Начинаются чины — перестает искренность.
— Стародум. Действие 3, явление 1.
Что ты, дядюшка, белены объелся?
— Митрофан в ответ на упреки дяди. Действие 2, явление 4.
По добру, по здорову.
— Скотинин. Действие 5, явление 4.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
— Стародум. Действие 3, явление 2.
Без вины виноват.
— Простаков. Действие 5, явление 3.
Счастлив ли тот, кому нечего желать.
— Стародум. Действие 4, явление 2.
Видали виды.
— Простаков. Действие 1, явление 8.
Дал мне Бог ученичка, боярского сынка.
— Цыфиркин. Действие 3, явление 6.
Весёлым пирком, да за свадебку.
— Скотинин. Действие 3, явление 5.
Наличные деньги — не наличные достоинства
— Стародум. Действие 3, явление 2.
В большом свете водятся премелкие души.
— Стародум. Действие 3, явление 1
Поминай как звали.
— Митрофан. Действие 2, явление 6
Концы в воду.
— Скотинин. Действие 2, явление 5.
Где гнев, тут и милость.
— Г-жа Простакова. Действие 4, явление 9.
На своё счастье грех пенять.
— Скотинин. Действие 2, явление 3.
Кому смех, а мне и полсмеха нет.
— Скотинин. Действие 3, явление 3.
Суженого конём не объедешь
— Скотинин. Действие 3, явление 3.
Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?
— Г-жа Простакова. Действие 3, явление 5.
Маменькин сынок
— Скотинин о Митрофане. Действие 1, явление 4.
Без складу по складам, без толку по толкам.
— Кутейкин. Действие 3, явление 6.
Ученье — вздор.
— Скотинин. Действие 4, явление 8.
Ах я, собачья дочь! Что я наделала!
— Г-жа Простакова. Действие 5, явление 3.
Нашёл деньги, ни с кем не делись.
— Г-жа Простакова. Действие 3, явление 7.
Все цитаты из комедии «Недоросль»
На чтение 4 мин. Опубликовано 27.02.2020
Содержание
- Митрофанушка
- Простакова
- Простаков
- Софья
- Стародум
- Правдин
- Скотинин
- Милон
- Цыфиркин
Митрофанушка
Не хочу учиться, хочу жениться!
Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
По мне, куда велят.
Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Ты так устала, колотя батюшку.
Белены объелся.
Поминай, как звали.
Да отвяжись, матушка, как навязалась…
С его кулаков да за часослов.
Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?
Повинную голову меч не сечёт.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
Где гнев, тут и милость.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Нашёл деньги, ни с кем не делись!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
Простаков
Без вины виноват.
Я женин муж.
При твоих глазах мои ничего не видят.
Сон в руку.
Странное дело, братец, как родня на родню походить может!
Софья
Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.
Вижу, какая разница казаться счастливым и быть действительно.
Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!
Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью.
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.
Как наружность нас ослепляет!
Стародум
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
В большом свете водятся премелкие души.
Начинаются чины — перестает искренность.
Вот злонравия достойные плоды.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом.
Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь богатство!
Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Наличные деньги – не наличные достоинства.
Невежда без души — зверь.
Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время.
Правдин
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение.
Скотинин
Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки.
Ученье – вздор.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
Концы в воду.
Весёлым пирком, да за свадебку.
Суженого конем не объедешь, душенька!
Милон
Я влюблен и имею счастие быть любим.
Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением.
В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.
Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
Цыфиркин
А наш брат и век так живет. Дела не делай, от дела не бегай.
Вить с задами-то век назади останесся…
Дал мне Бог ученичка, боярского сынка.
Ему шабаш из-за доски, а меня рады в толчки.
Собака лает, ветер носит.
- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин
- Афоризмы и цитаты Стародума из комедии Недоросль
«Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!»
«Я боюсь для вас нынешних мудрецов»
«Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения»
«Для прихотей одного человека всей Сибири мало»
«Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»
«В большом свете водятся премелкие души»
«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану»
«Без знатных дел знатное состояние ничто»
«Угнетать рабством себе подобных беззаконно»
«Наличные деньги — не наличные достоинства»
«У меня правило: в первом движении ничего не начинать»
«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится»
«Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»
«Наличные деньги — не наличные достоинства»
«Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать»
«Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь»
«Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»
«По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»
«В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь»
«Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом»
«Начинаются чины, — перестает искренность»
«В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову»
«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы»
«Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»
«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство»
«А душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»
«Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих; а разум, не имевший испытания, обольщают до того, чтоб полагать свое счастие не в том, в чем надобно»
«Ведай, что совесть, как друг, всегда остерегает прежде, нежели как судья наказывает»
«Ум, коль он только что ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище»
«Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее»
«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет»
«Вот злонравия достойные плоды»
«Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?
Повинную голову меч не сечёт.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
Где гнев, тут и милость.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Нашёл деньги, ни с кем не делись!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
Отрицательные
Простакова
Госпожа Простакова – один из главных персонажей произведения. Она представительница дворянского сословия, держит крепостных. В доме всё и все должны быть под её контролем: Хозяйка имения помыкает не только своими слугами, но и управляет мужем. В своих высказываниях госпожа Простакова деспотична и груба. А вот своего сына она любит безгранично. В итоге её слепая любовь не приносит ничего хорошего ни её сыну, ни ей самой.
Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали..
Без наук люди живут и жили.
Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..
Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..
Да ныне век другой, батюшка!
Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда.
Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою.
Митрофан
Митрофан – сын помещик Простаковой. Собственно, он в комедии и является недорослью. Так в 18 веке называли тех, кто не желал ни учиться, ни служить. Митрофанушка избалован матерью и няней, он привык бездельничать, любит сытно есть и полностью равнодушен к науке. Вместе с тем ему чуждо чувство благодарности. Он грубит не только своим учителям и няньке, но и родителям. Так, он «благодарит» матерь за безграничную слепую любовь.
Да отвяжись, матушка, как навязалась…
Гарнизонная крыса.
Ты так устала, колотя батюшку.
По мне, куда велят.
Белены объелся.
Да всяка дрянь в головы лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…
Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю.
Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали… Ты ж меня взманила, пеняй на себя…
Скотинин
Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он не признаёт науку и всякое просвещение. Работает на скотном дворе, свиньи – единственные существа, которые вызывают у него тёплые чувства. Такое занятие ифамилию автор дал своему герою не случайно. Узнав о состоянии Софьи, он мечтает выгодно жениться на ней. Ради этого он даже готов уничтожить своего родного племянника Митрофанушку.
Всякая вина виновата.
На своё счастье грех пенять.
Ученье – вздор.
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же.
Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что забору в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.
Еремеевна
Няня Митрофанушки. В доме Простаковых служит больше 40 лет. Она предана своим хозяевам и привязана к их дому. У Еремеевны сильно развито чувство долга, а вот чувство собственного достоинства полностью отсутствует.
У меня и свои зацепы востры!
Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка!
Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.
Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься.
Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость все та же…
По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день.
Ох ты чушка проклятая!
Стародум
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
В большом свете водятся премелкие души.
Начинаются чины — перестает искренность.
Вот злонравия достойные плоды.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом.
Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь богатство!
Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Наличные деньги – не наличные достоинства.
Невежда без души — зверь.
Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время.
Цитаты из комедии «Недоросль» (100 цитат)
Комедия «Недоросль» была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — «говорящие» фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает «являющий свою мать». Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого «… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..» Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его. Цитаты из комедии «Недоросль» представлены в этой подборке.
Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда.
Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою.
Всякая вина виновата.
На своё счастье грех пенять.
Ученье – вздор.
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Век живи, век учись, друг мой сердешный!
Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих — благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. Без нее (без души) просвещеннейшая умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же.
Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что забору в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.
Вот злонравия достойные плоды.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.
Начинаются чины — перестаёт искренность.
Невежда без души — зверь.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Прямое достоинство в человеке есть душа… Без неё просвещеннейшая умница — жалкая тварь.
Какое было бы несчастье, если б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить!
Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом.
Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?
Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Наличные деньги — не наличные достоинства.
Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Честный человек должен быть совершенно честный человек.
Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все стоит в воображении. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.
Бог дал тебе все приятности твоего пола.
При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет.
Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно.
Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все стоит в воображении. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.
Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Начинаются чины — перестает искренность.
Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.
Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.
Льстец — ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…
Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия.
Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.
Виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю…
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры…
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди..
Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…
Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
В мои леты и в моём положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…
Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат её в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя.
Золотой болван — все болван.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещён, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…
Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением.
Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…
Если позволите мне сказать мысль мою, я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце.
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым…
Я влюблён и имею счастие быть любим…
Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением…
Как наружность нас ослепляет!
Читала теперь книжку … французскую. Фенелона, о воспитании девиц…
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…/su_note] Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…
Все моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?
Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно оттого, что есть в других хорошее.
Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать своё счастье. Знатность, богатство…
Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали..
Без наук люди живут и жили.
Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..
Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..
Да ныне век другой, батюшка!
Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься.
Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость все та же…
По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день.
Ох ты чушка проклятая!
Скотинин
Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки.
Ученье – вздор.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
Концы в воду.
Весёлым пирком, да за свадебку.
Суженого конем не объедешь, душенька!
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?
Повинную голову меч не сечёт.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
Где гнев, тут и милость.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Нашёл деньги, ни с кем не делись!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
Митрофан — цитаты и цитатная характеристика героя комедии «Недоросль»
Мы подготовили для наших любимых читателей подробную цитатную характеристику Митрофана из комедии Фонвизина — Недоросль. Берите эти примеры в качестве аргументов и материала для написания сочинения по литературе.
Митрофан образ и характеристика — цитаты
…Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!…
…С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!…
…шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…
…А я матушкин сынок…
…Не хочу учиться, хочу жениться…
…а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял…
…Митрофанушка наш весь в дядю…
Описание и внешность Митрофана — цитаты
Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти…
… А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал… Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню… (автор не дает точного описания, однако можно предполодить, что Митрофанушка был довольно толстый)
Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил…
Черты характера Митрофана — цитаты
…А я матушкин сынок…
…Мамушка, заслони меня!…
…Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку… (растет жестоким и бессердечным)
…Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю…(Митрофанушка груб со своей няней)
…Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать…
…Не крушинься, мая матушка, не крушинься; какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?
…Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет…
Воспитание и образование Митрофана — цитаты
…Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и Боже избави!…
…Уж года четыре как учится… Троим учителям денежки платим…
…Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке…
…Не хочу учиться, хочу жениться…
…Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!…
…А я матушкин сынок…
…Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин…
…Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам… (Кутейкин о Митрофане)
…Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет… (Цыфиркин о Митрофане)
По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман…
…а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял…
…Не возьму ничего. Он ничего не перенял…
Поступки и поведение Митрофана — цитаты
…Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости…
…Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…
…я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…
…Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…
…Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали…
Ты ж меня взманила, пеняй на себя…
Простакова: — Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! Митрофан: Да отвяжись, матушка, как навязалась…
И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!…
Любимое занятие Митрофана — цитаты
…Так, матушка. Вчера после ужина схватило… (Митрофанушка любит поесть)
Да видно, брат, поужинал ты плотно…
…Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть…
Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил…
…Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил…
…Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски… (он бездельник)
Простакова и Митрофанушка — цитаты
…Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья…
…Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!…
…А я матушкин сынок…
…Мамушка, заслони меня!…
…Дитя, первое, растет…
…дай позавтракать ребенку…
…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…
Простакова: — Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! Митрофан: Да отвяжись, матушка, как навязалась…
И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!…
Афоризмы и высказывания Митрофанушки — цитаты
…Не хочу учиться, хочу жениться…
…А я матушкин сынок…
…я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…
…Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали…
Митрофан и его отец Простаков — цитаты
…По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын…
…от радости сам истинно не верю, что он мой сын…
Стародум
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
В большом свете водятся премелкие души.
Начинаются чины — перестает искренность.
Вот злонравия достойные плоды.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом.
Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь богатство!
Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Наличные деньги – не наличные достоинства.
Невежда без души — зверь.
Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время.
Проблема образованности в обществе 18 века на примере семейства Простаковых
В России и во всем мире ознаменовывается развитием научной и философской мысли. Открывались салоны, школы, поскольку наличие хорошего образования считалось модным, особенно среди дворян. Просвещение не заканчивалось на знании иностранных языков и умении вести себя в обществе: человек должен уметь читать, писать и считать. и образования в комедии «Недоросль» ставится иным образом: люди старшего поколения, такие как госпожа Простакова, считают, что обучение вовсе не нужно. Митрофану в жизни не пригодится арифметика: «Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько». Тем не менее Простакова заставляет сына учиться, чтобы тот достойно выглядел в глазах общественности.
Скотинин
Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки.
Ученье – вздор.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
Концы в воду.
Весёлым пирком, да за свадебку.
Суженого конем не объедешь, душенька!
Краткое содержание. «Недоросль» как лучшая воспитательная комедия
Семейство Простаковых собирается женить единственного сына Митрофана на умнице и красавице Софье. На невесту имеет виды и Скотинин, который после торжества желает завладеть живностью деревни — свиньями, до которых он большой охотник. Однако Софья не испытывает чувств ни к одному из женихов и ждет третьего — воспитанного и образованного юношу Милона. Незадолго до свадьбы объявляется дядя девушки Стародум, который сообщает о большом наследстве. Простаковы, услышав об этом, желают ускорить сватовство, а перед этим обучают грамоте своего сына. С этого момента начинаются события. Как же решается проблема воспитания и образования в комедии «Недоросль»?
Митрофан — несовершеннолетний юноша, который еще не отслужил на государственной службе и не отличается острым умом. На уроках он грубит учителям и подтрунивает над ними, совершенно не уважает мать и заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!». К счастью, в деревне вовремя появляется Стародум с Милоном, которые собираются забрать Софью от Простаковых. Мать семейства не перестает настаивать на своем и хвалится мнимыми достижениями сына. Стародум убеждается, что Митрофану необходимо прежде всего дать хорошее образование и воспитание: недоросль говорит неграмотно и не может ответить на простые вопросы. Женитьба Софьи с ним так и не состоится, поскольку девушка дает согласие Милону. Простаковы остаются в своей деревне, а Стародум уезжает с новоиспеченными женихом и невестой.
Образ Митрофана
Комедия «Недоросль» становится интересной благодаря нетипичному характеру главного героя. Госпожа Простакова в своем единственном сыне. Она хвалится его хорошим образованием, хотя он так и не научился грамоте и остальным наукам. Фонвизин написал лучшую классицистическую комедию, изображавшую конфликт просвещения, в который читатель может углубиться, прочитав полное содержание.
Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 3.
Иллюстрация к комедии «Недоросль».
Художник Т.Н. Кастерина, 1981.
Правдин встречает Стародума, подъехавшего к имению Простаковых, говорит, что дружба со Стародумом ему лестна. На что тот отвечает, что не чины – главное в отношениях людей: «Начинаются чины — перестает искренность». Он вспоминает, как воспитывал его отец, служивший ещё при Петере I, когда ценились люди, называли друг друга на «ты», всякий не считал себя за многих, всякий считал себя за многих, «зато нонче многие не стоят одного». Говоря о прошедших временах, он отмечает, что главное в людях было из служение Отечеству, а не стремление угодить кому-то, то есть быть «придворным»: «В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные». Стародум запомнил урок отца : «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Правдин согласен со Стародумом, о.
По мнению Стародума, не знание важно в человеке, а его душа: «Без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь».
Далее Стародум рассказал о своей военной службе, о том, как он понял, что чины даются не за подвиги, не за служение Отчеству. Пример тому — история с одним офицером, который не пошёл на войну, когда она началась, якобы ему нужно было ухаживать за отцом. Однако именно он получал новые чины, а не Стародум, воевавший, получивший ранение. «… чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
Выйдя в отставку, Стародум поехал в Москву, где был представлен ко двору императора. Но и там не было справедливости. Он отметил, что там «по большой прямой дорого никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее». Люди, стремясь подняться по служебной лестнице, сталкиваю друг друга никогда не помогут тому, кто упал. Все думают только о себе. Тогда Стародум решил уйти со службы: «… лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней». «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы.»
Вбегает Софья, дядя и племянница рады встрече. Стародум рассказал, что он скопил состояние честным трудом, «не променивая их (деньги)на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». На слова Правдина о том, что Стародум мог бы заработать и больше денег, тот спрашивает, а как определить , сколько человеку нужно? «Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».
Правдин отметил, что и детям Стародум мог бы оставить наследство, а не только Софье. На что тот ответил: «Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство…Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.»
Но Правдин заметил, что деньги ведут к чинам, а значит- к почтению. Стародум возражает: «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
Входит Простакова. Узнав, что приехал Стародум, начинает ругать слуг, что те не подготовили дом к встрече такого гостя. Разгневана, что служанка Палашка больна и лежит, «как благородная». Простакова обнимает Стародума, называет его «благодетелем». Стародум нехотя обнимает и её, и Простакова, и позволяет Митрофану поцеловать руку, хотя считает это ненужным, ведь они совсем не знакомы. Тут он сообщает, что завтра же повезёт Софью в Москву, там у неё достойный жених. Просткова, Скотинин в ужасе от этого решения, да и сама Софья побледнела. Стародум не понимает её состояния.
Простакова рассказала о своей семье, о том, что её батюшка не давал разрешения на учёбу своих двух детей у «басурманов»: «…не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». На вопрос Правдина, а почему же тогда она сына своего обучает, Простакова ответила, что век другой. «Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить». Стародум уходит отдохнуть с дороги.
Учителя Цыфиркин и Кутейкин говорят о том, как тяжело им живётся в доме Простковых, кормят плохо, платят мало. Да и ученик им достался ленивый. Цыфиркин: «Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет».
Приходит Простакова, она прости Митрофана заняться уроками: «…ты хоть для виду поучись». На что тот отвечает, что поучится, но чтобы в последний раз, а там нужно сговориться о свадьбе. «Не хочу учиться, хочу жениться».
Урок начал Цыфиркин, которого Митрофан назвал «гарнизонной крысой». Простакова села, чтобы присутствовать на занятии.
Цыфиркин предложил решить задачу. Идут по дороге трое, один из которых Митрофан, нашли 300 рублей. Как разделить их на троих. На что Простакова говорит: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Далее в том же духе продолжил урок Кутейкин. Ничему не хочет учиться Митрофан. Вошёл Вральман, он говорит, что не нужны будут в свете никакие знания. Он свет хорошо знает. С этим Простакова согласилась, уроки закончились.
Действие закончилось скандалом между учителями, Цыфиркин обвиняет Вральмана, что тот и сам не учит, им мешает: «Сам праздно хлеб ешь и другим ничего делать не даешь».
Продолжение следует.
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.
Образы положительных и отрицательных героев
«Недоросль» — классицистическая комедия, в которой соблюдены все единства, в том числе и наличие говорящих имен. Читателю несложно догадаться, что Простакова, Скотинин и Вральман являются отрицательными героями: первая проста как три копейки, второй отличается пристрастием к скоту, третий заврался так, что сам забыл о своем происхождении; на примере другого негативного персонажа, Митрофанушки, автором поднимается актуальная проблема воспитания и образования.
В комедии Правдин и Милон являются носителем добродетели. Они хотят вызволить Софью из деревни Простаковых, и у них это получается. Этим людям было дано лучшее воспитание и они рассуждают о «невеждах без души», таких как Митрофан. Речь положительных героев возвышенна, поэтому читатели цитируют их до сих пор.