Аллегория в русских народных сказках пример

Аллегория - иносказательный способ обозначения объектаКрасивое слово «аллегория», значение его не всем понятно. На одном из каналов телевидения был произведен эксперимент. Находясь на улице, корреспондент задавал вопросы случайным прохожим: «А вы знаете что такое аллегория в литературе?» К его удивлению (и удивлению нашему) из множества опрошенных людей, лишь один ответил правильно. Вернее, он даже не давал точного определения, а даже «случайно» для самого себя произнес нужное слово — «иносказание». Быстро может помочь желающим в определении «аллегории» википедия.

Оглавление:

  • Что такое аллегория
  • Чудеса маскировки
  • Традиция Эзопа
  • Иносказания в литературе
  • Аллегории в сказках и народном эпосе
  • Аллегории в жизни

Что такое аллегория

На самом деле формулировок, объяснений значения аллегории существует несколько. Но есть мысль, объединяющая их в единое целое. В каждом определении говорится об аллегории как о приеме речи, способном выразить что-то (явление, предмет, живое существо) через другие явления, предметы, существа или образы. По-другому, это иносказательный способ обозначения объекта, средство некой «маскировки», непрямолинейности мысли. Аллегория — это один из тропов в литературе, искусстве. Тропами лингвисты называют слово или сочетание слов, которые усиливают выразительность речи, создают новый образ.

Возникает вопрос: для чего и кому нужно заменять одно другим и иносказательно выражаться? На этот вопрос мы постараемся найти ответы в данной статье.

Чудеса маскировки

Эзопов язык - так называют иносказательный стиль повествованияСамым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как «Эзопов язык». Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым. Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов. Это было гениальной «маскировкой» в литературе.

Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий, метафор и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».

Традиция Эзопа

Использование аллегорий прочно обосновалось в литературном творчестве: в прозе и поэзии. Многие последователи Эзопа создавали свои художественные произведения по этому принципу. Особенно прижилась аллегория в поэзии и у баснописцев. Одним из главных элементов аллегория является у сатириков, так как позволяет создавать немыслимое количество образов и ассоциативных связей. Приведем примеры аллегории в литературе авторов, использовавших Эзопов язык.

  • Михаил Салтыков-Щедрин, писатель, сатирик. Его рассказы читал каждый, кто ходил на школьные уроки литературы. Преподаватели научили понимать, что «премудрый пескарь» — это вовсе не рыбка, а один мужик вполне способен прокормить «двух генералов».
  • Басни Ивана Крылова сплошь аллегоричныЛев Лосев, русский литературовед. Именно он обозначил тот важный факт, что аллегория — прекрасный способ миновать правки цензуры.
  • Иван Крылов, баснописец. Его басни учили все — от мала до велика. В них сокрыто столько смысла, что каждую можно пересказывать обычным разговорным языком, подстраивая под жизненные ситуации, большое количество раз. Такие аллегоричные басни в своей гениальности стали некими «матрицами» или конструкциями различных житейских историй.

Не пропустите: толкование такого литературного приема как гипербола, примеры преувеличений.

Иносказания в литературе

Необходимо подробнее поговорить об иносказаниях в литературе. В баснях, сатирических рассказах аллегории достаточно упрощены, сведены к упрощенному восприятию. Благодаря этому, цензура часто воспринимала эти произведения как сказочные или фантазийные. Образы животных в баснях Крылова — это люди, которые живут и совершают определенные поступки, а в конце подвергаются морализации — некоему правильному выводу.

Многие цитаты из басен становились «крылатыми выражениями». Это значит, что они вырывались из контекста всего произведения и использовались в речи как единый смысловой блок. Например «а воз и ныне там…» означает, что дело так и не сделано, хотя попытки были. Интересно, что цитируют их даже те, кто басню и не читал вовсе.

Чернышевский с помощью аллегорий в своем романе Русский классик Чернышевский писал свой роман «Что делать», находясь в заточении. И ему было необходимо замаскировать авторскую идею так, чтобы книга вышла за пределы тюрьмы и увидела свет. По своей сути, классик написал пособие в искусстве — инструкцию построения коммунистического общества, революционный роман. Иносказательными в нем были образы героев: Рахметов — революционер. Деятельность героев: созданная Верочкой Лопухиной мастерская являлась прообразом коммуны.

Еще раз о Салтыкове-Щедрине, аллегории в его произведениях были монументальными, являясь, по своей сути, глобальными шифрами социальной действительности и даже морали и этики. Чего стоит один лишь диалог свиньи с правдой! Свинья спрашивает правду о разных вещах, лежа в грязной жиже. Она интересуется, а правда ли есть какие-то солнца? И почему она, свинья, никогда этих солнц не видела? Правда отвечает, мол не видела потому, что и головы никогда не поднимала…

Искусство аллегорий многогранно. Классики литературы создавали аллегории эпические, монументальные, исторически точные. Более просты в этом смысле русские сказки.

Предлагаем вашему вниманию статью: Что такое абстракционизм.

Аллегории в сказках и народном эпосе

Короткое определение аллегории в сказках: слово — его завуалированное значение (предмет — его сказочные свойства). В сказках хорошо срабатывают животные в роли героев.

  1. Лиса — хитрость, волк — злоба, медведь — простодушие и сила, заяц — трусость, осел — глупость и упрямство. Так, они ведут себя в сказках! И поэтому в мир людей ушли метафоры «хитрый лис», «ослиное упрямство», «зубами щелкать» (от голода).
  2. Образы природы означают явления из жизни. Например, приближение бури у М. Горького в «Буревестнике» означает скорое наступление революции. А «глупый пИнгвин», прячущий жирное тело в утесе — трусливые массы народа, которые не желают созидать революционные перемены, боятся их.
  3. Времена года, суток стали привычной аллегорией в искусстве для периодов жизни человека и человечества. Приведем такие примеры: «на закате дней», «осень — вечер жизни», «рассвет юности» и прочее.

Аллегории в жизни

Во многих сферах и областях искусства и жизни мы сталкиваемся с аллегориями. Например, в скульптуре часто зашифрованы символы или исторические значения. Примеры:

  • Статуя свободы у американцев, которая держит факел, освещающий новый путь и на голове ее венец с таким количеством лучей, сколько штатов входит в состав государства.
  • Аллегория присутствует во всех проявлениях искусстваСтатуя Фемиды — богини правосудия. Глаза богини завязаны, а в одной руке у нее весы — это означает беспристрастное правосудие. В другой руке меч, он опущен вниз. Это символично, означает возможность применять наказание только в крайних случаях. В некоторых вариантах Фемида держит в руке щит (защита закона для всех), а в отдельных случаях — меч поднят вверх!
  • В архитектуре (зодчестве) также много аллегоричности. Шедевры зодчества скрывают в себе часто политический смысл, религиозный (духовный) или лирический (как память о любви). У зданий и сооружений имеются свои истории и легенды.
  • Художественное икусство практически всегда аллегорично. Авторы картин непременно вносили иносказательный смысл в свои произведения. Абстракционизм можно рассматривать как крайнее проявление художественного иносказания.
  • Кинематография в современном мире часто использует аллегории для усиления художественного и эмоционального восприятия картин. Образы природы, символы и знаки, речи героев — все идет в ход.

В целом любое искусство во многом иносказательно. Такова его особенность — использовать аллегорию и символизм для усиления эффекта, эмоциональности, общего эстетического восприятия и фундаментальности творения!

Аллегория - иносказательный способ обозначения объектаКрасивое слово «аллегория», значение его не всем понятно. На одном из каналов телевидения был произведен эксперимент. Находясь на улице, корреспондент задавал вопросы случайным прохожим: «А вы знаете что такое аллегория в литературе?» К его удивлению (и удивлению нашему) из множества опрошенных людей, лишь один ответил правильно. Вернее, он даже не давал точного определения, а даже «случайно» для самого себя произнес нужное слово — «иносказание». Быстро может помочь желающим в определении «аллегории» википедия.

Оглавление:

  • Что такое аллегория
  • Чудеса маскировки
  • Традиция Эзопа
  • Иносказания в литературе
  • Аллегории в сказках и народном эпосе
  • Аллегории в жизни

Что такое аллегория

На самом деле формулировок, объяснений значения аллегории существует несколько. Но есть мысль, объединяющая их в единое целое. В каждом определении говорится об аллегории как о приеме речи, способном выразить что-то (явление, предмет, живое существо) через другие явления, предметы, существа или образы. По-другому, это иносказательный способ обозначения объекта, средство некой «маскировки», непрямолинейности мысли. Аллегория — это один из тропов в литературе, искусстве. Тропами лингвисты называют слово или сочетание слов, которые усиливают выразительность речи, создают новый образ.

Возникает вопрос: для чего и кому нужно заменять одно другим и иносказательно выражаться? На этот вопрос мы постараемся найти ответы в данной статье.

Чудеса маскировки

Эзопов язык - так называют иносказательный стиль повествованияСамым ярким примером аллегоричности повествования является такое явление в литературе, как «Эзопов язык». Эзоп был рабом, но не простым, а наблюдательным и талантливым. Ему хотелось описать и высмеять недостатки и пороки своих хозяев, но делать это в открытую было равносильно самоубийству. Он нашел способ сделать это, придумав свой способ (язык), состоящий полностью из иносказаний, намеков и тайных символов. Это было гениальной «маскировкой» в литературе.

Таким образом, он изображал своих господ в виде животных, наделяя их соответствующими особенностями, характерами, повадками. Эзоп как раз и применил в искусстве метод аллегорий, метафор и других лексических форм в своих рассказах. После него повелось называть иносказательный стиль повествования «Эзоповым языком».

Традиция Эзопа

Использование аллегорий прочно обосновалось в литературном творчестве: в прозе и поэзии. Многие последователи Эзопа создавали свои художественные произведения по этому принципу. Особенно прижилась аллегория в поэзии и у баснописцев. Одним из главных элементов аллегория является у сатириков, так как позволяет создавать немыслимое количество образов и ассоциативных связей. Приведем примеры аллегории в литературе авторов, использовавших Эзопов язык.

  • Михаил Салтыков-Щедрин, писатель, сатирик. Его рассказы читал каждый, кто ходил на школьные уроки литературы. Преподаватели научили понимать, что «премудрый пескарь» — это вовсе не рыбка, а один мужик вполне способен прокормить «двух генералов».
  • Басни Ивана Крылова сплошь аллегоричныЛев Лосев, русский литературовед. Именно он обозначил тот важный факт, что аллегория — прекрасный способ миновать правки цензуры.
  • Иван Крылов, баснописец. Его басни учили все — от мала до велика. В них сокрыто столько смысла, что каждую можно пересказывать обычным разговорным языком, подстраивая под жизненные ситуации, большое количество раз. Такие аллегоричные басни в своей гениальности стали некими «матрицами» или конструкциями различных житейских историй.

Не пропустите: толкование такого литературного приема как гипербола, примеры преувеличений.

Иносказания в литературе

Необходимо подробнее поговорить об иносказаниях в литературе. В баснях, сатирических рассказах аллегории достаточно упрощены, сведены к упрощенному восприятию. Благодаря этому, цензура часто воспринимала эти произведения как сказочные или фантазийные. Образы животных в баснях Крылова — это люди, которые живут и совершают определенные поступки, а в конце подвергаются морализации — некоему правильному выводу.

Многие цитаты из басен становились «крылатыми выражениями». Это значит, что они вырывались из контекста всего произведения и использовались в речи как единый смысловой блок. Например «а воз и ныне там…» означает, что дело так и не сделано, хотя попытки были. Интересно, что цитируют их даже те, кто басню и не читал вовсе.

Чернышевский с помощью аллегорий в своем романе Русский классик Чернышевский писал свой роман «Что делать», находясь в заточении. И ему было необходимо замаскировать авторскую идею так, чтобы книга вышла за пределы тюрьмы и увидела свет. По своей сути, классик написал пособие в искусстве — инструкцию построения коммунистического общества, революционный роман. Иносказательными в нем были образы героев: Рахметов — революционер. Деятельность героев: созданная Верочкой Лопухиной мастерская являлась прообразом коммуны.

Еще раз о Салтыкове-Щедрине, аллегории в его произведениях были монументальными, являясь, по своей сути, глобальными шифрами социальной действительности и даже морали и этики. Чего стоит один лишь диалог свиньи с правдой! Свинья спрашивает правду о разных вещах, лежа в грязной жиже. Она интересуется, а правда ли есть какие-то солнца? И почему она, свинья, никогда этих солнц не видела? Правда отвечает, мол не видела потому, что и головы никогда не поднимала…

Искусство аллегорий многогранно. Классики литературы создавали аллегории эпические, монументальные, исторически точные. Более просты в этом смысле русские сказки.

Аллегории в сказках и народном эпосе

Короткое определение аллегории в сказках: слово — его завуалированное значение (предмет — его сказочные свойства). В сказках хорошо срабатывают животные в роли героев.

  1. Лиса — хитрость, волк — злоба, медведь — простодушие и сила, заяц — трусость, осел — глупость и упрямство. Так, они ведут себя в сказках! И поэтому в мир людей ушли метафоры «хитрый лис», «ослиное упрямство», «зубами щелкать» (от голода).
  2. Образы природы означают явления из жизни. Например, приближение бури у М. Горького в «Буревестнике» означает скорое наступление революции. А «глупый пИнгвин», прячущий жирное тело в утесе — трусливые массы народа, которые не желают созидать революционные перемены, боятся их.
  3. Времена года, суток стали привычной аллегорией в искусстве для периодов жизни человека и человечества. Приведем такие примеры: «на закате дней», «осень — вечер жизни», «рассвет юности» и прочее.

Аллегории в жизни

Во многих сферах и областях искусства и жизни мы сталкиваемся с аллегориями. Например, в скульптуре часто зашифрованы символы или исторические значения. Примеры:

  • Статуя свободы у американцев, которая держит факел, освещающий новый путь и на голове ее венец с таким количеством лучей, сколько штатов входит в состав государства.
  • Аллегория присутствует во всех проявлениях искусстваСтатуя Фемиды — богини правосудия. Глаза богини завязаны, а в одной руке у нее весы — это означает беспристрастное правосудие. В другой руке меч, он опущен вниз. Это символично, означает возможность применять наказание только в крайних случаях. В некоторых вариантах Фемида держит в руке щит (защита закона для всех), а в отдельных случаях — меч поднят вверх!
  • В архитектуре (зодчестве) также много аллегоричности. Шедевры зодчества скрывают в себе часто политический смысл, религиозный (духовный) или лирический (как память о любви). У зданий и сооружений имеются свои истории и легенды.
  • Художественное икусство практически всегда аллегорично. Авторы картин непременно вносили иносказательный смысл в свои произведения. Абстракционизм можно рассматривать как крайнее проявление художественного иносказания.
  • Кинематография в современном мире часто использует аллегории для усиления художественного и эмоционального восприятия картин. Образы природы, символы и знаки, речи героев — все идет в ход.

В целом любое искусство во многом иносказательно. Такова его особенность — использовать аллегорию и символизм для усиления эффекта, эмоциональности, общего эстетического восприятия и фундаментальности творения!

Аллегория — один из видов художественных тропов, который широко используется в литературе.

Слово «аллегория» имеет греческое происхождение. Этот термин буквально переводится «иносказание». Можно сказать, что аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Этот прием широко используется  в живописи, театральном искусстве, в литературе и других видах деятельности человека. Дадим общее определение этому термину:

Аллегория — иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности, признаки которого помогают ярче представить это понятие, его основные черты. 

А такое определение аллегории можно увидеть в Википедии:

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. 

Раскроем его общий смысл более подробно.

Аллегория — это всегда иносказание, то есть рассматриваемый предмет или понятие не называется прямо, а изображается иносказательно с использованием других явлений действительности. Происходит развернутое уподобление одного предмета другому с помощью системы намеков, причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.

Во многих аллегорических образах отразилось понимание человеком добра, зла, справедливости и других нравственных ценностей. Так, традиционно, еще со времен Древней Греции, правосудие иносказательно представлено в виде богини Фемиды, в образе женщины с завязанными глазами и с весами в руках.

  • Аллегория надежды — это якорь;
  • аллегория свободы — разорванные цепи;
  • белый голубь — аллегория мира во всем мире.
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ
Сон Царство Морфея
Смерть Объятия Аида
Неприступность Форт Нокс
Правосудие Фемида

Символ медицины "змея обвившая чашу"

Изображение чаши и змеи, обвившей её, сегодня всеми воспринимается в качестве аллегории медицины и врачевания. Аллегорическими по своей сути являются практически все геральдические знаки. Аллегория в изобразительном искусстве — это обширная тема для отдельного разговора.

Аллегория в литературе

В литературе термином «аллегория» называется один из художественных тропов, в основе которого лежит перенос значения одного слова на другое. С этой точки зрения можно дать следующее определение этому литературоведческому термину:

Аллегория — иносказание, слово или оборот речи, употребленные не в прямом, а в переносном значении. 

Использование аллегории художниками слова способствует раскрытию абстрактного понятия добра, зла, подлости, жадности и пр. в конкретном художественном образе.

Примеры использования аллегории в художественной литературе

Еще в народном творчестве, в баснях, сказках, пословицах, притчах, образы животных наделены определенными человеческими качествами:

лиса всегда хитрая и предприимчивая, заяц трусоватый, баран обладает тупостью и непревзойденным упрямством, волк и медведь агрессивные и глуповатые.

Аллегорическими являются все басни И.А. Крылова, в которых целый зверинец животных наделен автором отрицательными человеческими качествами: упрямством, тупостью, жадностью, глупостью и т.д.

Хитрость человека баснописец иносказательно воплотил в образе лисы, жадность — в обличии волка, упрямство и тупость — в образе осла. и т.д.

Аллегория в баснях

Продолжая традиции фольклора, многие писатели посредством аллегории смогли высказать свое отношение к разным аспектам общественной жизни.

М.Е Салтыков-Щедрин в сказках «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист», В.В. Маяковский в пьесах «Баня», «Клоп» высмеивают определенные негативные нравственные качества людей, используя аллегорические образы.

Аллегория в отличие от метафоры охватывает все произведение, что ярко прослеживается в «Песне о Буревестнике» М. Горького.

Вагоны шли
привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.

Чтобы понять, о чем идет речь в этих поэтических строках А.Блока, обратимся к прошлому России. В начале прошлого века вагоны первого и второго класса были жёлтого и синего цвета, а вагоны третьего класса, в которых ездила беднота, имели зеленый цвет. Современное Блоку общество изображено поэтом с помощью аллегории — вагоны желтого, синего и зеленого цвета.

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя аллегорическим смыслом наполнены такие фамилии персонажей, как Собакевич, Плюшкин, а у А.С. Грибоедова — Скалозуб, Молчалин.

Аллегорическое значение в многочисленных художественных произведениях приобрели поры года. Весна, к примеру, символизирует духовное возрождение, свободу, надежду на лучшую жизнь.

Читаем у Е.Баратынского:

Опять весна; опять смеётся луг,
И весел лес своей младой одеждой,
И поселян неутомимый плуг
Браздит поля с покорством и надеждой.

А вот стихотворение Аполлона Майкова, в котором чувствуется весеннее обновление не только природы, но и духовное возрождение, светлая надежда на изменения в жизни общества:

Весна! Выставляется первая рама —
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.
Мне в душу повеяло жизнью и волей:
Вон — даль голубая видна…
И хочется в поле, широкое поле,
Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Тему весны, наполнив  аллегорическим смыслом, не обошел своим вниманием русский поэт А.А. Фет:

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Осень, как символ упадка жизни и духа, неустроенности человека, в стихотворении «Тополь» наводит тоску и печаль в душе поэта:

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметен под ногами,
Последний лучезарный день потух.

Тест

На чтение 10 мин Просмотров 5.9к. Опубликовано 20.03.2021 Обновлено 22.04.2021

Об аллегориях узнают ещё в начальной школе. Этот литературный приём – важная составляющая сказок и басен, когда произведение включает подсказки в виде символов психических состояний человека, в которых содержится фундаментальная для развития истина. Иноречие делает сказки и басни направленными в той же степени на взрослых, как и на детей.

Оглавление

  • 1 Аллегория – определение и значение
    • 1.1 Аллегория как разновидность литературного тропа
    • 1.2 Отличия метафоры и аллегории
  • 2 Примеры аллегории в литературе
    • 2.1 В баснях и сказках
    • 2.2 В поэтических произведениях
  • 3 Выражение аллегории в живописи и скульптуре
  • 4 Аллегория в рекламе
  • 5 Задание. В каких из этих предложений использовалась аллегория?

Аллегория – определение и значение

Художественное представление идеи может быть персонажем, предметом, мотивом и т. д. Термин «аллегория» имеет греческие корни: ἀλληγορία (allegoreo). Означает «говорить что-то другое», проще – иносказание.

Аллегория – это представление идей, понятий, событий с помощью художественного образа, носящего символический или переносной характер.

Объем понятий не ограничен, теоретически любое значение может быть иноречием. В текстах культуры значение аллегории, помимо выраженного прямого смысла, передаёт содержание скрытого, обобщенного, универсального послания, часто очень абстрактного.

Придумал язык иносказаний Эзоп – греческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. По преданию, был рабом, но благодаря своим литературным способностям вновь обрел свободу.

Основное направление творчества Эзопа – рассказы о животных. Персонажи его сказок выражают определенные жизненные установки и черты характера человека. Лиса олицетворяет хитрость, муравей – трудолюбие, лев – храбрость, осел – упрямство и невежество.

Пример в переводе И.А Крылова:

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.

Аллегория как разновидность литературного тропа

Троп (tropos) – оборот, направление, форма – термин из области риторики, означающий замену слова или выражения другим для большей образности, выразительности и эффективности словесного сообщения. Суть литературного тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.

По словам римского ритора Квинтилиана, который ввел термин в риторическую теорию, ключ к разгадке – благоприятное изменение собственного значения фразы на иное. Цицерон определил разгадку как замену слова.

Напомним, что к тропам, помимо аллегории, относятся: метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, антономасия, сравнение, олицетворение, ирония…

Отличия метафоры и аллегории

Общее у аллегории и метафоры в том, что предназначены обе для особого, а не буквального восприятия. Оба тропа являются средствами выражения, связанными с возникновением ассоциации в человеческом разуме. Однако каждый из этих способов используется для разных целей и предстаёт в собственном свете.

Аллегория, что это такое? Это выражение абстрактных представлений о природе особым образом.

Слово «метафора» происходит из греческого языка и означает «перенос» (с одного предмета на другой). Создавая новое утверждение, можно значение одного слова комбинировать в каком-то контексте, и подчёркивать (расширять) его понимание.

Основные отличия

Аллегория Метафора
Основана на иносказании. «Наступила осень» интерпретируется как «пришла старость». «Опять весна; опять смеется луг, и весел лес своей младой одеждой» – речь о свободе, духовном возрождении. По сути, это просто сравнение. Но чёткое и действенное, захватывает воображение читателя или слушателя. «Солнце садится, пора возвращаться». Означает, что садится не на стул, а за горизонт. «Ватные ноги» – ослабевшие из-за сильных эмоций.
Размер может быть небольшим, в рамках повествовательного предложения, а может быть очень объемным и представлять собой целое произведение («Божественная комедия»).

Краткие обороты из 2-3 слов.

«мы вылезаем из дыры» – решение проблемы, выход из сложной ситуации или плохого настроения, а яма символизирует глубину неприятностей, из которых выбрались

Имеет предопределенное значение в традиции культуры, означает одно и то же в каждом произведении. «Царство Морфея» – сон. «Ковчег Завета» – связь между Богом и избранным народом. «Объятия Аида» – смерть. Может быть разовой, оригинальной для каждого произведения или общения группы людей. «Рука руку моет» – помогают друг другу в нечестных делах. «Промокашка» – школьница. «Захлопнуть хлеборезку» – закрыть рот.
Критикуемые явления раскрываются в действиях персонажей. «Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах» – о трусливых людях, которые боятся противостоять власти. Фигура речи, предполагающая перенос качества употребляемого слова. Опирается на сходство черт и свойства предметов. «Кушетка на ножках» – расширение значения слова нога. «Железный характер» – большая сила воли, упорство.
Встречается во многих жанрах искусства (литература, скульптура, живопись), более наглядна в визуальном исполнении. Изображение голубя всегда символизирует мир во всем мире. Изображение змеи, обвившей чашу – символ медицины. Только в литературе и разговоре. «Время – деньги» – о ценности потраченного кем-то времени.
Употребляется в литературе чаще, чем в разговоре. Чаще звучит в письменной и устной речи.

Примеры аллегории в литературе

Образное содержание, составляющее буквальное значение слова «аллегория» используется в литературном произведении для передачи определенных абстрактных значений, в первую очередь религиозных, философских и моральных.

  • Среди распространенных примеров аллегории в литературе – одна из старейших книг в мире – Библия. Речь о пресловутом яблоке. В современной культуре относится к чему-то, что связано как с удовольствием, так и с грехом (или чем-то запрещенным). История первых людей – Адама и Евы – берет начало в Книге Бытия. Ослушавшись Бога, покусились на запретный плод.
  • Еще пример аллегории из древней мифологии. Описанный здесь мотив также символизирует то, что ведет к негативным последствиям. Это яблоко раздора, когда богиня Эрида бросила плод со словами «для самых прекрасных» между Афродитой, Афиной и Герой. Это привело к ссоре по поводу того, к кому из них он должен принадлежать.
  • Образ мифологической богини Фемиды – женщина с повязкой на глазах, весами и мечом в руке. Защищала закон и порядок в мире, установленный богами. Теперь стала символом справедливости.
  • У Гоголя в «Мертвых душах» в фамилии героев заложен иносказательный смысл –Собакевич, Плюшкин. У А.С. Грибоедова – Скалозуб, Молчалин.

В баснях и сказках

Аллегория – это простыми словами – метафорические пути, передающие одно явление или чувство через другое. В первую очередь, прием используют в сказках и баснях.

  • Любимый автор детских рассказов – Ганс Христиан Андерсен. Старался стилем повествования ссылаться на традицию устной передачи сказок, и главным адресатом большинства его произведений был вовсе не детский читатель. «Гадкий утенок» повествует о людях талантливых, но лишенных своего места, отвергнутых сородичами.
  • Аллегории в баснях – человеческие черты, приписанные животным. В лисе проявляется хитрость. Этот мотив просматривается и у русского мастера эзопова языка – И.А. Крылова («Лисица и виноград», «Ворона и лисица»).
  • Лебедь, рак и щука представляют людей, не умеющих найти согласие, обрекающих общее дело на крах:

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

В баснях-эпиграммах Игнация Красицкого рассказы о животных призваны в игровой форме подчеркнуть человеческие недостатки: «Смеялся глупый Вол над муравьями…».

В поэтических произведениях

Самое известное произведение средневековой литературы, в котором широко проявляется аллегоризм – «Божественная комедия» Данте. Произведение, полное иносказаний, само по себе – Великая Аллегория. Поэма представляет собой панорамную картину тогдашней действительности, подвергает критике империю и папство, предателей родины.

Самая важная мысль: жизнь – это поход через тёмный лес грехов к ясности Бога. Данте символизирует человека, потерянного среди грехов, Вергилий – мудрость человеческую, Беатриче – любовь. Тёмный лес – это не только вход в иной мир, но и лес греха и заблуждений: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу…».

Пушкин в стихотворении «Анчар» показывает завуалированный протест на запрет свободы слова, неограниченную власть человека над человеком:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

В средневековую немецкую литературу аллегоризм был введен Готфридом Страсбургским в эпосе «Тристан и Изольда». Язык иносказания в литературе Реформации, представляет, в частности, Джон Буньян. В произведениях использованы средневековые алгоритмы в виде нравоучений. Значение иносказаний снизилось в эпоху романтизма.

Выражение аллегории в живописи и скульптуре

Помимо литературы аллегория часто используется как образное, систематизированное олицетворение в изобразительном искусстве. В искусстве она даже более устоялась, чем в литературе, в основном благодаря многочисленным иконографическим альбомам, изданным в периоды Возрождения и барокко.

Аллегория. Литературный троп

Тициан. «Аллегория благоразумия», 1565-70

Аллегорическая живопись – жанр, в котором наглядно представлены абстрактные концепции или идеи, изображенные в виде человека, животного, группы фигур. Персонажи через их особенности (атрибуты, костюмы, позы, жесты, поведение) обозначают конкретную ситуацию, которая является предметом обобщения.

Аллегория. Литературный троп

П.П. Прюдон. «Справедливость и Божественное Отмщение преследуют Преступление», 1808

Одна из часто встречающихся в искусстве аллегорий – череп, символизирующий быстротечность и непостоянство человеческой жизни. Это связано с мотивами тщеславия и memento mori (помни о смерти). Смерть занимает особое место в искусстве средневековья и барокко, ведь тогда многие художники обращали внимание на хрупкость бытия.

Аллегория. Литературный троп

Филипп де Шампань (1602-1654) — Натюрморт в стиле Vanitas

Пример такой работы – картина французского художника эпохи барокко Филиппа де Шампаня, написанная в 16 веке. На полотне изображен цветок в бутылке, череп и песочные часы.

Под влиянием эллинистического и римского искусства символический элемент приобретает большое значение в раннехристианском искусстве. В катакомбной живописи часто встречается изображение Христа как Доброго Пастыря (катакомбы Домитиллы в Риме, аркосолиум в Comemetarium maius в Риме).

Скульптура Музы поэзии Эвтерпы традиционно выглядит так: образ женщины в лавровом венке с обнаженной грудью. Венок символизирует славу, обнаженная грудь – плодородие. В правой руке держит флейту, левая опирается на лиру. Те же инструменты – символы поэзии и музыки (лира Аполлона). Её одежды указывают на божественное вдохновение. Не только сама фигура, но и каждая деталь облика имеет смысл.

Аллегория. Литературный тропСовременная скульптура мастера Налича, установленная в Москве, изображает ленту Мёбиуса. Она заставляет задуматься о бесконечности и величии Вселенной

Аллегория в рекламе

Рекламные тексты часто входят в наш язык и остаются надолго. Их повторяют люди, даже не помня происхождения. Здесь используется богатый спектр речевого выражения. Чтобы создать яркий рекламный образ, прибегают ко всем видам тропов.

«У тебя должна быть фантазия, дедуля!» – юмористическая реклама негосударственного пенсионного фонда с резкой репликой не зря завоевала популярность. Использование веселого старичка должно убедить, как будет счастлива его жизнь, если дедушка прибегнет к услугам фонда.

Аллегория. Литературный тропРеклама мобильной связи: «Мобильные вампиры днем спят, а по ночам говорят. Бесплатно. Билайн».

Элементы неожиданности и юмористических сцен влияют на узнаваемость рекламы и частое использование слогана во многих ситуациях.

Задание. В каких из этих предложений использовалась аллегория?

  1. Мне нужна крыша над головой.
  2. Я к тебе белокрылою птицей полечу через горы и море, чтобы из рук твоих счастья напиться, навсегда позабыть грусть и горе!
  3. Директор уже вошёл, а они ещё продолжали промывать его кости.
  4. Как бы то ни было, а служителям Фемиды придется рассмотреть ваш иск.
  5. Стучу, стучу, чуть ли не выбиваю дверь, думала, что-то случилось, а он, видите ли, спит без задних ног.
  6. Девушка небесной красоты каждый вечер к дубу приходила, глядя вниз с огромной высоты, называл её своей он милой.

Проверить себя

Правильные ответы: 2, 4, 6.

Почему остальные предложения не являются аллегорией:

№ 1. Опирается на сходство черт, расширенное значение. Не крыша вообще, а конкретно – жилище.

№ 3. Оригинальный оборот, усиливающий степень сплетен о директоре.

№ 5. Метафора, ставшая фразеологизмом. Опирается на сходство поведения лошадей, у которых во время сна задние ноги сильно расслабляются.

Аллегория — это стилистическая фигура (троп), которую используют, чтобы выразить абстрактное понятие через конкретное понятие.

Мы обладаем знаниями о предметах. Видя предмет, мы понимаем не только его содержание или функциональность, но и смысл, который он несёт.

Но есть понятия, которые не существуют в виде предметов. Например, хитрость, любовь, победа, неприступность и т. д.

Тогда применяют аллегорию. Реальному предмету приписывают качества абстрактного предмета. Аллегорию ещё называют иносказание. То есть мы говорим о чём-то иными словами.

Так, видя сердце, мы понимаем, что речь идёт о любви. Крест — это иными словами вера (аллегория на веру). Мы говорим Иуда, когда имеем в виду предателя. Серп аллегория на рабочий класс, молот — на крестьянство. Череп — на смерть.

Примеры в литературе

Аллегория в именах

В литературе аллегория часто применяется в фамилиях персонажей. Например:

  • Незнайка — не очень умный герой (хоть и сообразительный);
  • Раскольников (из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание») — персонаж, который переживал внутренний раскол;
  • Анастасия Барашкова (из романа Ф. Достоевского «Идиот») — персонаж, который был зарезан (как баран).

«Повелитель мух» У. Голдинг

В книге английского писателя Уильяма Голдинга много аллегорий.

Аллегорией на апокалипсис являются дети, которые выжили после падения самолета, и пытаются заново создать справедливое общество. Но в конечном итоге они делают те же ошибки, которые привели человечество к катастрофе.

Свиная голова — аллегория на главу всех демонов Вельзевула.

«Кролики и удавы» Фазиль Искандер

Автор использует аллегорию для отображения того, как устроено общество людей. Но он описывает отношения между кроликами и удавами.

Автор с помощью аллегории свободных кроликов поясняет для читателей своё негативное отношение к рабству.

«Освобожденные, зная, что освобождение не сделало их счастливыми, злились на освободителей за то, что они обещали их сделать счастливыми, но не только не сделали, но еще и заставляют признавать то, чего они не чувствуют, а именно — счастье освобождения».

Король кроликов — аллегория на главу государства. Автор аллегорически с помощью того, как строят отношения кролики с удавами, изображает лицемерие, равнодушие к собственному народу, воровство и ложь.

«По обычаям кроликов, патриотический гнев следовало всегда и везде поощрять. Каждый кролик в королевстве кроликов в момент проявления патриотического гнева мгновенно становится рангом выше того кролика, против которого был направлен его патриотический гнев».

«Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сказке про пескаря использует аллегорию на человека, который недоволен власть имущими, но при этом ничего не делают, чтобы изменить ситуацию.

Этот пескарь очень умный, но постоянно всего боится. Он не выходит из норы, дрожит за свою жизнь, но считает, что это самое мудрое поведение.

Автор пишет, что так и прожил пескарь свою жизнь «незрячий, изможденный, никому не нужный», только и ждал: «когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин

Три персонажа этой повести — мужик и два генерала — это аллегория на крепостное право в России.

По мнению автора, крепостные выполняют всю самую трудную работу, а дворяне ничего не делают, но при этом получают всё самое лучшее.

«Признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!»

Когда генералы оказались на необитаемом острове, то, чтобы выжить, они придумали найти мужика, который бы за них всю работу делал.

«Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как все это сделать?»

И несмотря на то, что выжили они на острове, да и выбрались с него только благодаря мужику, генералы вернулись домой к своим накопленным пенсиям, а мужику «выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

«Государство» Платон

В своём труде «Государство» древнегреческий философ Платон использует пещеру как аллегорию на мир. Тени на стенах пещеры — это познания людей о реальности. Они не проникли в истинную суть вещей, а видят лишь их очертания.

Человек, который выбрался из пещеры, — это философ. Он понимает истинную суть вещей и, по мнению Платона, именно он должен был главой государства.

Примеры в басне

В баснях аллегорию применяют очень часто. Абстрактные понятия изображаются с помощью животных. Лиса — это аллегория на хитрость, медведь — на силу, заяц — на трусость, осёл — упрямство.

«Слон и Моська»

Например, в басне И. А. Крылова «Слон и моська» Моська — аллегорическое изображение людей, которые хотят, чтобы их считали кем-то, возможно, важным и великим, но они для этого ничего не делают.

Таким людям их поступки не важны, главное — это то, что говорят о них окружающие.

«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!».

«Мартышка и Очки»

В басне Крылова «Мартышка и Очки» мартышка — аллегория на глупость и невежество.

Мартышка не знала, как пользоваться очками: надевала их на темя и на хвост. Но лучше видеть естественно не стала. Поэтому сочла очки бесполезными и разбила их.

«Пёстрые овцы»

Крылов применяет аллегорию в этой басне, чтобы изобразить двуличность и лживость.

Лев в басне жестокий и коварный. Он пытается избавиться от пёстрых овец, но просто убить их было бы «неправосудно». Его лицемерие проявляется в том, что он хочет избавиться от негодных ему, но не потерять свою славу среди подданных.

«Как сбыть их и сберечь свою на свете славу?».

И появилась идея:

«…Прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдаётся,
Что род их сам собой переведётся».

Получается, лев сделал так, что волки убили всех овец. Но звери толкуют, что «Лев бы и хорош, да всё злодеи волки».

Считается, что басня посвящена событиям, когда император Александр I жестоко расправлялся с теми, кто относился к императору, его политике и религии в России по-другому, не поддерживал мнение большинства.

Примеры в стихах

«Бой» М. Ю. Лермонтов

Серебряный и чёрный бойцы в стихотворении Лермонтова — это аллегорическое изображение добра и зла.

«Сыны небес; однажды надо мною
Слетелися, воздушных два бойца;
Один – серебряной обвешан бахромою,
Другой – в одежде чернеца.

«Песенка» А. Ахматова

В стихотворении Анны Ахматовой босая девочка — аллегория на бедность. А растение лебеда — на потерянную любовь.

«Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды».

Читайте также про Метафору, Олицетворение и Эпитет.

Примеры аллегорий


Примеры аллегорий

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 195.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 195.

Любое литературное произведение имеет множество художественно-выразительных средств и риторических фигур, которые помогают писателю воздействовать на читателя, сделать литературный текст более выразительным. Одним из таких тропов является аллегория. Так что же это такое, и какие примеры аллегории бывают?

Что такое аллегория?

Аллегория в переводе с древнегреческого «иносказание». Аллегория – это троп, при котором маскируется истинный смысл, перенос признака явлений или предметов на другие явления или предметы. Эта фигура часто используется в баснях, притчах, моралите. Аллегория используется не только в литературе, но и в искусстве.

Считается, что первым человеком, который стал использовать этот прием был Эзоп. Он не мог открыто критиковать своих хозяев и делал это завуалированно.

Аллегория помогает автору более полно раскрыть такие понятия, как добро, зло, справедливость, подлость, жадность, показывая это на конкретном образе.

Примеры аллегорий из литературы

Практически в любой сказке можно встретить пример аллегории, которая выражается в образах животных. В таких художественных текстах лиса всегда является хитрой, заяц – трусливым, медведь – сильным и глуповатым.

И. Крылов также является мастером аллегории в русском языке. В его баснях можно встретить множество животных, которым приписаны отрицательные человеческие качества. Осел представляет собой тупость и упрямство, волк – жадность.

Очень часто аллегорию можно встретить в стихотворных произведениях. Примером может служить стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь». В нем описываются суровая февральская метель снаружи и одинокая свеча, горящая на столе, внутри. И если читать его строки дословно, то кажется, что в этом тексте главная тема – тема природы, стихии. Но на самом деле здесь присутствует аллегория:

  • зима – это не только время года. Она олицетворяет собой смерть, разлуку, беспощадный режим советского государства.
  • свеча – это аллегория надежды, светлый луч в темном царстве. Несмотря на все невзгоды, всегда есть надежда на положительный исход.
  • скрещенье рук, скрещенье ног – романтические отношения двух влюбленных

Рис. 1. Стихотворение пастернака Зимняя ночь

Заключение

Что мы узнали?

В данной статье разбирается такой термин, как «аллегория». Она часто встречается в сказках и баснях. Здесь разбираются примеры аллегорий в сказках, баснях и в стихотворных произведениях.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 195.


А какая ваша оценка?

  • Алтай заимка лесная сказка
  • Аллаха шукур как пишется
  • Алый герб автор рассказа
  • Алтай буучай краткое содержание рассказа
  • Аллах как пишется правильно на русском