Алтайская сказка нарядный бурундук 3 класс пнш презентация

Урок литературного чтения

в 3 классе

Девиз урока

Книга твой друг,

без неё, как без рук!

Раздел №2

Постигаем секреты сравнения

Проверка домашнего задания

Прочитай справа налево

Анеиг и ахапереч.

Тирогс яандеб ахапереч.

А ьного ёсв ежилб.

Тижеб драпоел.

Ьсаляемсаз анеиг.

У ябет еолз ецдрес.

??????

Тема урока

Нарядный бурундук

Цель урока

«Нарядный бурундук»

Познакомиться со сказкой…

Бурого медведя можно назвать одним из самых известных хищников. У многих народов он упоминается в сказках и легендах. Он частый герой русских сказок. Это один из самых крупных наземных хищников.

В России бурые медведи живут в северных лесах до  границы тундры. Встречаются они и в горных лесах Европы. В Северной Америке бурый медведь известен под названием «гризли». Самые мелкие медведи водятся в Европе, самые крупные — на Аляске и Камчатке. Они весят в среднем 500 и более кг, попадались гиганты весом 700—1000 кг. Длина тела бурого медведя от 1 до 2 метров. Гризли более крупные, некоторые особи, встав на задние лапы, достигают роста в 3 м.

Любимые места обитания бурундуков – это густые леса. Им нравится жить среди деревьев, кустарников и бурелома – там, где можно быстро спрятаться от хищных зверей и птиц. Бурундуки часто селятся возле водоемов – выбирая густые заросли вдоль лесных ручьев и рек.

Рацион бурундуков довольно разнообразен. В основном – это растительная пища, но иногда зверьки разнообразят свое меню животной пищей, поедая насекомых. Бурундуки охотно едят различные семена, лесные ягоды, древесные почки, желуди, грибы и траву. Очень любят кедровые и лесные орехи.

Евразия

Алтай

Прогнозирование по названию

и иллюстрациям

Словарная работа

Закрома- …

отгороженное место для хранения зерна

Домашнее задание

С. 69-70, пересказ, найти информацию про медведя или бурундука (желающим)

Физминутка

Простые вопросы

Что?

Где?

Когда?

Как?

???????

-Почему у бурундука на шкурке полоски?

-Почему в Африке и на Алтае людей волновало, как выглядит бурундук?

-Почему по-разному объясняют?

В самые древние времена люди в разных уголках земного шара….

жили охотой на диких животных, со страхом и преклонением перед миром Природы

Просмотр сказки

«Медведь и бурундук»

Чем похожи? Чем отличаются?

Итог урока

— С какой новой сказкой познакомились?

-Какой народ придумал?

-Чему учит эта сказка?

АЛТАЙСКАЯ СКАЗКА «НАРЯДНЫЙ БУРУНДУК»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с тем, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково; способствовать развитию умений работать с толковым словарем, пересказывать текст

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научится различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку; различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; получит возможность научиться понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени; обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; познавательные – находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); коммуникативные – учитывать разные мнения
и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учёбе; активно участвовать в постановке учебных целей

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала

Проверка готовности к уроку. Наличие общей  установки на урок. Приветствие учащихся. Фиксирование отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Я умею думать, 
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы, 
То и буду выполнять. 
У меня получится, 
И у тебя тоже. 

Сообщают о готовности к уроку. Поворачиваются друг

к другу, произнося слова

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный

опрос

II. Речевая разминка

Речевая разминка в игровой форме. Система упражнений

Педагог организует речевую разминку для развития техники чтения: правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава; осознание читаемого текста.

– Произнесите быстро и четко чистоговорки:

•  Рыбачку вот на крючок есть отличный червячок.

•  Нас «огорчили» перчики чили

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные –

извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – сравнивают объекты  по нескольким основаниям; самостоятельно продолжают по установленному правилу

Наблюдение. Устные ответы

III. Подготовка

к восприя-

Вступительное слово учителя.

Сообщение темы

Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы учащихся, предлагает сформулировать цель урока.  

Обсуждают тему урока.

Фронтальная

Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

тию произведения.

Сообщение темы урока

урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением

Определение приема подготовки к восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного развития класса; в соответствии со своими читательскими предпочтениями.

– Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке?

– С каким произведением познакомимся сегодня?

– Назовите страницу учебника.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую направленность

текста

нужный текст по страницам раздела «Содержание»; отыскивают в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: определяют тему и цели урока; устанавливают последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний

IV. Первичное восприятие текста

Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения.

Работа с толковым словарем

Определение вида первичного чтения (самостоятельное, комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста, возможностей учащихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учетом особенностей

Под руководством учителя определяют задачи чте-

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: работают с дополнительной литературой.

Самостоятельное чтение. Устные ответы.

Работа

.

1

2

3

4

5

6

7

текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

– Отгадайте загадку:

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла … (бурундук).

– Сегодня мы прочитаем алтайскую сказку «Нарядный бурундук».

Произведение читает учитель или подготовленные учащиеся.

– Понравилось произведение?

– Выразите своё мнение о произведении одним словом.

– Докажите, что это сказка.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Какова основная мысль сказки?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведётся рассказ?

ния и составляют план чтения. Осуществляют самостоятельное чтение (слежение, слушание) произведения, демонстрируют эмоциональную реакцию на текст

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют

в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

с толковым словарем

V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста

Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержа-

Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение

с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение собы-

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст.

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: отвечают на простые  и сложные вопросы

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

1

2

3

4

5

6

7

нию произведения. Решение проблемной задачи

тийной стороны текста (поступки, события, герои).

– Прочитайте алтайскую сказку «Нарядный бурундук».

– Вы уже знаете сказку, где объяснялось, почему у бурундука на шкурке полоски. Как она называется? Какой народ ее сочинил?

А в алтайской сказке такое же объяснение?

– Почему и в Африке, и на Алтае людей волновало, как выглядит бурундук? Почему это по-разному объясняется? (Обе сказки стремятся к одному и тому же: объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке, но делают это по-разному.)

– В самые древние времена люди в разных уголках земного шара жили охотой на диких животных, со страхом и преклонением перед миром Природы; похожая жизнь задавала похожие вопросы. Поэтому у разных народов есть похожие сказочные истории. Но на похожие вопросы («Почему у бурундука шкурка полосатая?») разные народы отвечали по-разному, поэтому сказки все-таки различаются.

– Как вы думаете, людей в разных уголках земного шара волновало только то, как вы-

Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвечают развернуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Определяют тему текста

учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для  выполнения задания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; корректируют деятельность в дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

глядит бурундук? Или и то, как выглядят все остальные животные?

VI. Синтетическая

(обобщающая) работа с текстом

Обобщающая беседа по тексту

(определение смыслового погружения в текст). Выполнение творческих заданий

Беседа по тексту. Определение смыслов

в тексте. Организация коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа

с иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой.

– Как вы думаете, представители всех народов или только некоторых стремились найти объяснения разным природным явлениям, например: почему восходит и заходит солнце, почему происходит смена времен года и пр.? (В древних сказках животные представлены родственниками и даже прародителями героев-людей.)

 В самые древние времена люди были уверены, что животные – их прародители. Вот почему самые древние сказочные истории

у многих народов нередко начинаются одинаково.

– Что такое сборник? Объясните происхождение этого слова. (Сборник – от слова «собирать».) Сборники бывают разных видов: жанровый, тематический, монографический.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Анализируют свою точку зрения. Определяют главную мысль произведения. Выполняют творческое задание.

Работают с ил-

люстрацией

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием; выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: самостоятельно подготавливают свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Развернутые ответы на вопросы.

Работа с ил-

люстрацией

к произведению. Анализ репродукции картины из «Му-

1

2

3

4

5

6

7

В сборник собирают разные произведения, которые чем-то объединены:

1) произведения одного жанра или одного вида повествования (сказки, рассказы, стихи);

2) произведения на одну тему (о природе,

о детях, о животных);

3) произведения одного автора (сборник сказок Сергея Козлова, сборник рассказов Юрия Коваля).

– Возьмите в библиотеке любой сборник сказок разных народов. Выберите сказки о животных. Прочитайте их. Обратите внимание на то, как сказки начинаются. Вы помните китайскую сказку «Как собака с кошкой враждовать стали» и сказку народов Америки «Почему у братца Опоссума голый хвост»? В какой из них объясняются причины поведения животных? (В китайской сказке «Как собака с кошкой враждовать стали».)

– А в какой – внешний вид животного?

(В сказке народов Америки «Почему у братца Опоссума голый хвост».)

– Как вы думаете, эти сказочные истории можно назвать САМЫМИ ДРЕВНИМИ?

(Можно.)

к произведению

сложности при выполнении; подтверждают строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимают, что разные точки зрения имеют разные основания.

Коммуникативные: в рамках коммуникации как сотрудничества: содействуют с соседом по парте: распределяют работу между собой и партнером, выполняют свою часть деятельности, осуществляют взаимопроверку сделанной работы; выполняют задание по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения

зейного Дома»

1

2

3

4

5

6

7

– Прочитайте названия сказок разных народов. Постарайтесь по названию определить, в каких из них рассказываются САМЫЕ ДРЕВНИЕ сказочные истории. (В сказках 2,

4, 5, 7, 8.)

– Чему посвящены остальные сказки? Какова их общая тема? (Общая тема оставшихся трех сказок – это хитрость.)

– В древности люди постепенно научились хитростью побеждать диких зверей. Поэтому сказочные истории, которые появились

в более поздний период, учат ценить не только ум, но и хитрость. Назовем их ПРОСТО ДРЕВНИЕ сказочные истории.

– А вы читали такие сказки о животных, в которых одно животное побеждает других, прибегнув к обману или хитрости?

VII. Подведение итогов  урока. Рефлексия

Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и результатов чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Педагог проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Кто автор?

– Что больше всего запомнили?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуаль-

ная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения;

Оценивание работы обучающихся

на уроке

1

2

3

4

5

6

7

– Исследование какой темы вели на уроке?

– Какие понятия разобрали?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать ещё?

– Где можно применить новые знания?

– Оцените свою работу на уроке.

– Оцените работу всего класса.

– Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Проводят самооценку, рефлексию

производят оценку результатов работы.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание.

Домашнее задание: 

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Подготовить творческий пересказ от лица героя сказки – бурундука

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Наблюдение

Разделы презентаций


  • Разное
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Медицина
  • Менеджмент
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика
  • Юриспруденция

Содержание

  • 1.

    Нарядный бурундук 3 класс

  • 2.

    Девиз урокаКнига твой друг, без неё, как без рук!

  • 3.

    Раздел №2Постигаем секреты сравнения

  • 4.

    Проверка домашнего задания

  • 5.

    Прочитай справа налевоАнеиг и ахапереч. Тирогс яандеб

  • 6.

    ??????

  • 7.

    Тема урокаНарядный бурундук

  • 8.

    Цель урока«Нарядный бурундук»Познакомиться со сказкой…

  • 9.

    Бурого медведя можно назвать одним

  • 10.

    В России бурые медведи живут в

  • 11.

    Любимые места обитания бурундуков –

  • 12.

    Рацион бурундуков довольно разнообразен.

  • 13.

    Евразия

  • 14.

    Алтай

  • 15.

    Прогнозирование по названию и иллюстрациям

  • 16.

    Словарная работаЗакрома- …отгороженное место для хранения зерна

  • 17.

    Домашнее заданиеС. 69-70, пересказ, найти информацию про медведя или бурундука (желающим)

  • 18.

    Физминутка

  • 19.

    Простые вопросыЧто?Где?Когда?Как?

  • 20.

    ???????-Почему у бурундука на шкурке полоски?-Почему в

  • 21.

    В самые древние времена люди в

  • 22.

    Просмотр сказки «Медведь и бурундук»Чем похожи? Чем отличаются?

  • 23.

    Итог урока- С какой новой сказкой познакомились?-Какой народ придумал?-Чему учит эта сказка?

  • 24.
    Скачать презентанцию

Девиз урокаКнига твой друг, без неё, как без рук!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок литературного чтения
в 3 классе

Урок литературного чтения в 3 классе


Слайд 2Девиз урока
Книга твой друг,
без неё, как без рук!

Девиз урокаКнига твой друг, без неё, как без рук!


Слайд 3Раздел №2
Постигаем секреты сравнения

Раздел №2Постигаем секреты сравнения


Слайд 5Прочитай справа налево
Анеиг и ахапереч.
Тирогс яандеб ахапереч.
А ьного ёсв

ежилб.
Тижеб драпоел.
Ьсаляемсаз анеиг.
У ябет еолз ецдрес.

Прочитай справа налевоАнеиг и ахапереч. Тирогс яандеб ахапереч. А ьного ёсв ежилб.Тижеб драпоел.Ьсаляемсаз анеиг. У ябет


Слайд 8Цель урока
«Нарядный бурундук»
Познакомиться со сказкой…

Цель урока«Нарядный бурундук»Познакомиться со сказкой…


Слайд 9 Бурого медведя можно назвать одним из самых известных хищников.

У многих народов он упоминается в сказках и легендах. Он частый герой русских сказок. Это один из самых крупных наземных хищников.

Бурого медведя можно назвать одним из самых известных хищников. У многих народов он упоминается в


Слайд 10 В России бурые медведи живут в северных лесах до  границы

тундры. Встречаются они и в горных лесах Европы. В Северной Америке бурый медведь известен под названием «гризли». Самые мелкие медведи водятся в Европе, самые крупные — на Аляске и Камчатке. Они весят в среднем 500 и более кг, попадались гиганты весом 700—1000 кг. Длина тела бурого медведя от 1 до 2 метров. Гризли более крупные, некоторые особи, встав на задние лапы, достигают роста в 3 м.

В России бурые медведи живут в северных лесах до  границы тундры. Встречаются они и в горных


Слайд 11

Любимые места обитания бурундуков – это густые леса. Им

нравится жить среди деревьев, кустарников и бурелома – там, где можно быстро спрятаться от хищных зверей и птиц. Бурундуки часто селятся возле водоемов – выбирая густые заросли вдоль лесных ручьев и рек.

Любимые места обитания бурундуков – это густые леса. Им нравится жить среди деревьев, кустарников и


Слайд 12

Рацион бурундуков довольно разнообразен. В основном – это

растительная пища, но иногда зверьки разнообразят свое меню животной пищей, поедая насекомых. Бурундуки охотно едят различные семена, лесные ягоды, древесные почки, желуди, грибы и траву. Очень любят кедровые и лесные орехи.

Рацион бурундуков довольно разнообразен. В основном – это растительная пища, но иногда зверьки разнообразят


Слайд 15Прогнозирование по названию
и иллюстрациям

Прогнозирование по названию и иллюстрациям


Слайд 16Словарная работа
Закрома- …
отгороженное место для хранения зерна

Словарная работаЗакрома- …отгороженное место для хранения зерна


Слайд 17Домашнее задание
С. 69-70, пересказ, найти информацию про медведя или бурундука (желающим)

Домашнее заданиеС. 69-70, пересказ, найти информацию про медведя или бурундука (желающим)


Слайд 19Простые вопросы
Что?
Где?
Когда?
Как?

Простые вопросыЧто?Где?Когда?Как?


Слайд 20???????
-Почему у бурундука на шкурке полоски?
-Почему в Африке и на Алтае

людей волновало, как выглядит бурундук?

-Почему по-разному объясняют?

???????-Почему у бурундука на шкурке полоски?-Почему в Африке и на Алтае людей волновало, как выглядит бурундук?-Почему по-разному


Слайд 21 В самые древние времена люди в разных уголках земного шара….

жили охотой на диких животных, со страхом и преклонением перед миром Природы

В самые древние времена люди в разных уголках земного шара…. жили охотой на диких животных, со


Слайд 22Просмотр сказки
«Медведь и бурундук»
Чем похожи? Чем отличаются?

Просмотр сказки «Медведь и бурундук»Чем похожи? Чем отличаются?


Слайд 23Итог урока
— С какой новой сказкой познакомились?
-Какой народ придумал?
-Чему учит эта

сказка?

Итог урока- С какой новой сказкой познакомились?-Какой народ придумал?-Чему учит эта сказка?


Слайд 1
Урок литературного чтения
в 3 классе

Урок литературного чтения в 3 классе


Слайд 2
Девиз урока
Книга твой друг,
без неё, как без рук!

Девиз урокаКнига твой друг, без неё, как без рук!


Слайд 3
Раздел №2
Постигаем секреты сравнения

Раздел №2Постигаем секреты сравнения


Слайд 4
Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания


Слайд 5
Прочитай справа налево
Анеиг и ахапереч.
Тирогс яандеб ахапереч.
А ьного

ёсв ежилб.
Тижеб драпоел.
Ьсаляемсаз анеиг.
У ябет еолз ецдрес.

Прочитай справа налевоАнеиг и ахапереч. Тирогс яандеб ахапереч. А ьного ёсв


Слайд 6
??????

??????


Слайд 7
Тема урока
Нарядный бурундук

Тема урокаНарядный бурундук


Слайд 8
Цель урока
«Нарядный бурундук»
Познакомиться со сказкой…

Цель урока«Нарядный бурундук»Познакомиться со сказкой…


Слайд 9
Бурого медведя можно назвать одним из самых известных

хищников. У многих народов он упоминается в сказках и легендах. Он частый герой русских сказок. Это один из самых крупных наземных хищников.
Бурого медведя можно назвать одним из самых известных хищников.


Слайд 10
В России бурые медведи живут в северных лесах до

 границы тундры. Встречаются они и в горных лесах Европы. В Северной Америке бурый медведь известен под названием «гризли». Самые мелкие медведи водятся в Европе, самые крупные — на Аляске и Камчатке. Они весят в среднем 500 и более кг, попадались гиганты весом 700—1000 кг. Длина тела бурого медведя от 1 до 2 метров. Гризли более крупные, некоторые особи, встав на задние лапы, достигают роста в 3 м.
В России бурые медведи живут в северных лесах до  границы


Слайд 11

Любимые места обитания бурундуков – это густые леса.

Им нравится жить среди деревьев, кустарников и бурелома – там, где можно быстро спрятаться от хищных зверей и птиц. Бурундуки часто селятся возле водоемов – выбирая густые заросли вдоль лесных ручьев и рек.

Любимые места обитания бурундуков – это густые леса. Им


Слайд 12

Рацион бурундуков довольно разнообразен. В основном –

это растительная пища, но иногда зверьки разнообразят свое меню животной пищей, поедая насекомых. Бурундуки охотно едят различные семена, лесные ягоды, древесные почки, желуди, грибы и траву. Очень любят кедровые и лесные орехи.

Рацион бурундуков довольно разнообразен. В основном – это


Слайд 13
Евразия

Евразия


Слайд 14
Алтай

Алтай


Слайд 15
Прогнозирование по названию
и иллюстрациям

Прогнозирование по названию и иллюстрациям


Слайд 16
Словарная работа
Закрома- …
отгороженное место для хранения зерна

Словарная работаЗакрома- …отгороженное место для хранения зерна


Слайд 17
Домашнее задание
С. 69-70, пересказ, найти информацию про медведя или бурундука

(желающим)
Домашнее заданиеС. 69-70, пересказ, найти информацию про медведя или бурундука (желающим)


Слайд 18
Физминутка

Физминутка


Слайд 19
Простые вопросы
Что?
Где?
Когда?
Как?

Простые вопросыЧто?Где?Когда?Как?


Слайд 20
???????
-Почему у бурундука на шкурке полоски?
-Почему в Африке и на

Алтае людей волновало, как выглядит бурундук?

-Почему по-разному объясняют?
???????-Почему у бурундука на шкурке полоски?-Почему в Африке и на Алтае


Слайд 21
В самые древние времена люди в разных уголках земного

шара….

жили охотой на диких животных, со страхом и преклонением перед миром Природы
В самые древние времена люди в разных уголках земного шара….


Слайд 22
Просмотр сказки
«Медведь и бурундук»
Чем похожи? Чем отличаются?

Просмотр сказки «Медведь и бурундук»Чем похожи? Чем отличаются?


Слайд 23
Итог урока
— С какой новой сказкой познакомились?
-Какой народ придумал?
-Чему учит

эта сказка?
Итог урока- С какой новой сказкой познакомились?-Какой народ придумал?-Чему учит эта сказка?


Литературное чтение 3 класс

Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» — сравнительный анализ.

Цели урока

Заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но по-разному.

На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук».

  •  выяснить вместе с детьми, что в сказке «Гиена и черепаха» сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида еще двух животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено;

  • сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, — африканскую и алтайскую и подвести детей к выводу: обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному;

  • побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;

Учащиеся научатся:

 работать с Толковым словарём;

— определять, чему учит сказочная история;

-находить сходство и различие самых древних сказок.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

— Какую большую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
(Постигаем секреты сравнения)

— Какую цель мы будем ставить на каждом уроке в этой теме?
(Будем учиться сравнивать: находить общее и отличия)

  1. Самоопределение на основе антиципации.

— С каким произведением познакомились? (Откуда пошли болезни и лекарства)

— Жанр? (сказка) Докажите. Сказка о животных.

— Чья сказка?

— Как сказка индейцев объясняет причины происхождения болезней? (с. 65), лекарств? (с.66)

— Внешний вид каких двух животных объясняется в сказке? (Лягушка с.66 Бурундук с. 66 — зачитывают)

— Как называются сказки, которые объясняют всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит? (самые древние).

Сегодня мы познакомимся с двумя сказками

— Чему будем учиться на уроке?

( Познакомимся с новыми сказками, узнаем героев, будем сравнивать разные сказки)

— Чтобы узнать, какую сказку будем читать,  послушаем отрывок из музыкального произведения. Внимательно слушайте, какого народа эта мелодия?

Музыка – слушание.

(африканская).

— Где находится Африка? Покажите на карте.   

3. Осознание недостаточности ранее полученных знаний.

Откройте содержание.

Найдите 2ую главу «Постигаем секреты сравнения».

Найдите африканскую сказку. Прочитайте название.

Откройте нужную страницу. (с.67)

— Что обозначает знак в левом верхнем углу (Толковый словарь)

-Найдите в тексте слова, отмеченные звёздочкой. Прочитайте.

ГИЕНА-

Посмотрите на картинку гиены.

СЛУЧИЛСЯ-

Почему в словаре слово стоит в другой форме?

4. Работа с текстом.

— Предположите, кто герои сказки? (гиена и черепаха)

 Картинка — черепаха.

В этой сказке есть ещё и 3ий герой, чтобы узнать, кто это, давайте прочитаем сказку цепочкой.

— Кто третий герой? (Леопард)

 Картинка — леопард.

Найдите и зачитайте, как объяснили внешний вид гиены и леопарда? (с.68)

— Можно ли отнести эту сказку к самым древним? (Просигнальте) Почему?

( Потому что она объясняет, почему леопард и гиена стали такими).

— А вот как думает Михаил Потапович. Внимательно слушайте.

Учитель читает авторский текст на с. 69.

— Вы понимаете, чему учит эта африканская сказка?

(Помогать друг другу, быть дружными, благодарить друзей за помощь).

— Кто здесь герои: волшебники или животные? Значит, как еще можно назвать такие сказки? (Сказки о животных).

Поэтому превращаемся в животных, встаем из-за парт.

Динамическая минутка.

У оленя дом большой, он глядит в своё окно.
Зайчик по лесу бежит, в дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой. Там в лесу охотник злой».
«Зайчик, зайчик забегай, лапу мне давай»

Загадка: У него в полосках спинка

Хвостик лёгкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла … (бурундук)

 Картинка — бурундук.

-Этот герой встретится во второй самой древней сказке, которую предлагает прочитать Михаил Потапович.

Прочитайте название сказки. (Нарядный бурундук).

-Что вы знаете о бурундуке?

— Какого народа эта сказка? (Алтайского).

— Ребята, Алтайский край находится в России.

(Показ по карте)

— Прочитайте сказку про себя внимательно до разделительной линии и определите героев этой сказки.

— Какие герои есть в этой сказке?

-В конце стоят 3 точки. Что они обозначают? (Сказка не закончена).

— Дальше послушайте, что говорит Михаил Потапович.

( Чтение авторского текста на с.69. учителем)

— Перед тем, как прочитать сказку  до конца, о чем предупреждает знак в левом верхнем углу? (Толковый словарь).

Какое слово должны найти?

ЗАКРОМА —

— Читаем по цепочке. Внимательно следите.

— Можно ли эту сказку назвать самой древней. Просигнальте. Докажите.(с.67)

— Какое условное обозначение вы видите после картинки? (вспомни пройденное)

(Вспомни пройденное) Ответы на вопросы учебника.

Что обозначает следующий условный знак?

(Задание повышенной сложности)

— Прочитай, …

-Покажите на карте Северную Америку, Африку, Алтай.

— Они находятся близко?

Вот и Миша очень удивлен, он не может ответить на вопрос – почему в разных местах людей волновало, как выглядят животные?

— А вы сможете? (Нет). Некоторые дети могут попытаться ответить на этот вопрос.  Поможет ответить на такой сложный вопрос Михаил Потапович.

-Внимательно слушайте, что он объясняет. с.71

— Теперь Миша сможет ответить, а вы?  Значит, почему в разных местах родились похожие истории?(Потому что у них была похожая жизнь)

-Чтобы это было лучше видно, заполним небольшую таблицу.

Сравним сказки

Сказки

Самая древняя

Герои

Объяснение внешнего вида

Чему учит?

Гиена и черепаха

Нарядный бурундук

1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.

2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус

3 столбик – Как объясняют внешний вид животных? (Похоже)

4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать).

— Больше сходства или различия?  

5. Закрепление пройденного.

Работа в группах.

  Здесь вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Выбрать одну, которая подходит к двум сказкам. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ — соединяйте руки над головой.

1 группа – собираемся около капитана __________

2 группа – собираемся около капитана ___________

3 группа – собираемся около капитана ___________.

Читайте задание.

1. Кто ест скоро, тот и работает споро.

2. Друг познается в беде.

3.Кто не ходит, тот и не падает.

1. Без беды друга не узнаешь.

2. С книгою жить – век не тужить.

3.Семеро одного не ждут.

1. Порядок время бережет.

2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

3. Назвался другом — помогай в беде.

Группы выбрали, садитесь. Слушаем капитанов. Какая пословица подходит? Почему?  

6.Рефлексия. Какую цель ставили?

— Вы работали очень дружно. Продолжите предложения.

-Я не знал, теперь я знаю… (что 2 сказки объясняют внешний вид животных, самые древние сказки учат нас помогать, как сравнивать сказки).

Сигнальные карточки:

— всё понял, могу других научить Какие сказки называются самыми древними? Как сравнивать сказки? Зелёный

— всё понял, но других научить не могу Жёлтый

— ничего не понял Красный

На следующих уроках вы продолжите работу по сравнению сказок. Поэтому домашнее задание предлагаю вам выбрать по желанию.

Домашнее задание.

  1. Читать по ролям и подготовить пересказ понравившейся сказки:

«Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук». Можно нарисовать рисунок.

или

  1. Взять в библиотеке сборники сказок, прочитать одну и подготовить пересказ.

По желанию нарисовать рисунок.

Презентация на тему: » Постигаем секреты сравнения…. Вспомнить… Применить… Проявить…» — Транскрипт:



1


Постигаем секреты сравнения…


2


Вспомнить… Применить… Проявить…


3


сказки народныеавторские волшебные о животных самые древние просто древние менее древние бродячие сказочные истории


4


Самая древняя сказка Менее древняя сказка Просто древняя сказка Учит человека быть добрым и справедливым Объясняет, почему у животных именно такая внешность, их поведение, откуда в мире всё происходит Учит ценить не столько силу, сколько ум и хитрость


5


Бродячие сказочные истории Рассказывают похожие истории, созданные в разных уголках земного шара


6


Менее древние Просто древние Самые древние Хитрый шакал Откуда пошли болезни и лекарства Два жадных медвежонка Лента времени


7


Менее древние Просто древние Самые древние Отчего цикада потеряла свои рожки Как барсук и куница судились Ласточка и комар Лента времени


8



9



10


В каждой строке назовите лишнего сказочного героя: кроликчерепахалиса удав- маха волмул тигркомарчеловекшакал ЗаяцГалкаФилинЖуравльВоронаОрёл медве- жата куницалисабарсук попугай


11


Определите возраст сказки по её названию: «Откуда взялись звери, птицы и рыбы» «Как хитрый шакал обманул лесных зверей» «Почему у попугая клюв кривой» «Откуда взялась ночь» «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда» «Как появился огонь»


12


Вспомни название сказки по её отрывку: «Гиена и черепаха» «Ласточка и комар» «Вихио» «Золотая рыба» «Нарядный бурундук» «Жемчужинка и жаба»


13


До новых встреч!


  • Альберто моравиа римские рассказы
  • Алтайская сказка крупа гречневая ядрица экстра 800 г
  • Аллея сказок борский район
  • Альберт эйнштейн сочинение на английском
  • Алтайская сказка жадный глухарь читать