Алтайские народные сказки доклад

Слайд 1Алтайские народные сказки
Выполнила: Шабанова Марина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ Сарасинская

СОШ, с. Сараса Алтайского района Алтайского края
2014

Алтайские народные сказкиВыполнила: Шабанова Марина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ Сарасинская СОШ, с. Сараса Алтайского района Алтайского


Слайд 2Алтайские народные сказки
Сказка ( по-алтайски «черчёк») и сказания («кай черчёк») в

традиции алтайцев – очень близкие жанры
У них очень схожее действие- магическое влияние на слушателей и окружающий мир.
Отличия только в сюжетах.

Алтайские народные сказкиСказка ( по-алтайски «черчёк») и сказания («кай черчёк») в традиции алтайцев – очень близкие жанрыУ


Слайд 3Рассказывание сказки или сказания – это общение с Ханом Алтая и

другими духами-ээзи

Духи больше всего любят слушать сказки, всегда собираются, когда где-нибудь кайчи начинает сказывать горловым пением, потому всегда перед началом сказки или сказания кайчи поёт благопожелание – топшуру и Хану Алтай
Рассказывали сказки не в любое время года, в основном – зимними вечерами и ночами, потому что днём справляют свои дела, и приход «хозяев» нежелателен.
Летом плодится скот и присутствие «хозяев» также может принести вред.

Рассказывание сказки или сказания – это общение с Ханом Алтая и другими духами-ээзи Духи больше всего любят


Слайд 4Очистительная сила сказок
Самое страшное время для народов Сибири – середина января:

мир распадается и рождается вновь.
Исполнение сказок – это противостояние людей зимней спячке мира.
Та же очистительная сила сказок и сказаний использовалась в прошлом в период поминок

Очистительная сила сказокСамое страшное время для народов Сибири – середина января: мир распадается и рождается вновь.Исполнение сказок


Слайд 5Основные обычаи, связанные с рассказыванием сказок:
1. Перед выходом на охоту и

в лесу на охоте.
2. Во время сбора орехов

Основные обычаи, связанные с рассказыванием сказок:1. Перед выходом на охоту и в лесу на охоте.2. Во время


Слайд 6Сказка о любопытном духе

Задание:
слушаем сказку и затем отвечаем

на вопросы.

Сказка о любопытном духе Задание:  слушаем сказку и затем отвечаем на вопросы.


Слайд 7Легенды и мифы Алтая

СКАЗКА О ЛЮБОПЫТНОМ ДУХЕ

Легенды и мифы Алтая СКАЗКА О ЛЮБОПЫТНОМ ДУХЕ


Слайд 8 …Были времена, когда не родились еще ни

люди, ни боги. А Телецкое озеро уже тогда было, только звали его по-другому. А как именно – никто не знает. Почему? Да потому, что жили в нем одни духи, они-то и назвали озеро – надо же как-то звать место, в котором живешь! Сами знали, а сказать никому не могли – потому как духи разговаривать не умеют, организм у них для этого не приспособлен.
Ну вот, жили себе и жили духи в озере. Тысячу лет, другую, третью… Скучно им стало – горы да вода, никаких культурных развлечений. Все зверье в лесах пересчитали, каждую птицу по одному перу узнать могли, каждую травинку наизусть помнили. Да и что они – звери: на охоту, на водопой, и под елку, жир нагуливать. И птицы не лучше – полетали, поклевали, яйца отложили, птенцов вывели. Трава и вовсе на одном месте растет; пока цветок распустится, ждать замучаешься. Изо дня в день, из века в век одно и то же . Скучно!
Но тут духам счастье привалило: люди у озера появились. А человек – существо суматошное, непоседливое, никогда не знаешь, куда пойдет, что сделает. Весело стало духам: целыми днями в воздухе висят, на людей смотрят. Развлекаются. Благо, самих не видно, потому как духи – они все невидимые.

…Были времена, когда не родились еще ни люди, ни боги. А Телецкое озеро


Слайд 9 Всем довольны духи, одним недовольны. Как

ночь наступает, ложатся люди, глаза закрывают и до утра лежат, даже почти не шевелятся. Никуда не идут, ничего не делают. Снова скучно!
А среди этих духов был один самый проказливый. Нет, не злой – они все были ни злые, ни добрые, — а так, любопытный.
Однажды ночью решил он поближе на человека посмотреть – чего это он лежит и не шевелится? Подобрался вплотную, и вдруг видит – у человека над головой словно маленькое облачко висит, немного колышется, но не улетает, словно за ниточку привязано. Сунул дух любопытный нос – или как это там у духов называется? – внутрь облачка, а там..! Люди громадные – по три метра ростом – на таких же громадных зверей охотятся; по траве невиданной бегают; на небе солнце и луна одновременно светят… Сон, значит, человек видит.

Всем довольны духи, одним недовольны. Как ночь наступает, ложатся люди, глаза закрывают


Слайд 10 Ох, и понравилось же это

духу! Повадился он каждую ночь в людские сны подсматривать, а дальше – больше: если какой сон ему особо приглянется, он облачко сгребет, дернет тихонечко, словно ниточку обрывая, и с собой утащит. Человек дальше без снов спит, а дух облачко в шарик скатает и в озеро нырнет. Там, на дне, в самом глубоком месте, напротив нынешней речки Корбу, очень удобная ямка есть: вода стоит как мертвая, не колыхнется, никакое течение не пошевелит, никакая озерная живность не потревожит. Туда и складывал дух ворованные сны; надо еще сказать, что вода в самой глубине озера ледяная, а при такой температуре сны особенно хорошо сохраняются. Ну вот, натаскал себе дух-проказник снов целую кучу. Станет ему скучно – он шарик достанет, в облачко растряхнет, нос внутрь сунет – и смотрит в свое удовольствие. Вот, оказывается, когда первые видеофильмы появились!

Ох, и понравилось же это духу! Повадился он каждую ночь в


Слайд 11 Так бы и дальше все было, но развлекался

наш дух все в одиночку. Не потому что жадным был; он бы и поделился опытом с соседями-духами, да как поделишься – говорить-то не умеет, он же дух!
А рядом с любопытным духом жил другой – мрачный. И вот однажды ночью подглядел он, как любопытный дух развлекается, сны людские смотрит. Половины не понял, но все равно обидно стало: соседу весело, а тут со скуки хоть на луну вой! Помрачнел мрачный дух. Дождался, пока сосед по своим духовским делам улетит, вытащил кучу снов-шариков из глубокой ямки, да и раскидал их по всему озеру – собирай теперь, тысячу лет не соберешь!
Вернулся вскоре любопытный дух и очень расстроился. Так расстроился, что даже не стал пытаться свою коллекцию собрать, а махнул рукой, вздохнул горестно и улетел из озера. Совсем. Другое искать полетел, наверное.

Так бы и дальше все было, но развлекался наш дух все в одиночку. Не


Слайд 12
Так вышло, что следом за ним и остальные

духи кто куда потянулись. Ведь если один улетел и не возвращается, значит, он где-то в другом месте теперь есть, правильно? А вдруг там веселее?
Даже мрачные дух, и тот из озера выбрался, хотя по мрачности своей и не надеялся веселые места найти. Но совсем одному оставаться кому хочется?
А сны-шарики так и разбросаны с тех пор по всему озеру. Иногда по ночам волна выносит шарик на берег, он на свежем воздухе тут же разворачивается в облачко, и если поблизости человек спит без собственных сновидений, то чужой сон подлетает к нему и начинает сниться. Работа у снов такая.

Так вышло, что следом за ним и остальные духи кто куда потянулись. Ведь если


Слайд 13
Так что ночью на берегу Телецкого озера можно случайно

увидеть чужой сон – может быть, человека, который тысячу лет назад жил, а может быть, того, кто еще и не родился. Духи эти, говорят, со временем разные интересные штуки умели делать, и для них что вчера, что завтра – все одно сегодня было…

Так что ночью на берегу Телецкого озера можно случайно увидеть чужой сон – может быть,


Слайд 14Отвечаем на вопросы:

Кто назвал озеро Телецким?

2. Что за счастье духам привалило?

3.

Кто и почему обидел любопытного духа?

Отвечаем на вопросы: Кто назвал озеро Телецким?2. Что за счастье духам привалило?3. Кто и почему обидел любопытного


Слайд 15Используемые материалы:
http://clubs.ya.ru/4611686018427439581/replies.xml?item_no=2764
http://naturopatika.ru/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%88%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8B/
http://www.ong-travel.ru/index.php/interesting/legends?id=106
http://www.bearmountain.ru/article/altaizi/
http://www.relned.ru/shop/index.php?categoryID=21
http://myaltai.ru/culture/legendy-duhi

Используемые материалы:http://clubs.ya.ru/4611686018427439581/replies.xml?item_no=2764http://naturopatika.ru/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%88%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8B/http://www.ong-travel.ru/index.php/interesting/legends?id=106http://www.bearmountain.ru/article/altaizi/http://www.relned.ru/shop/index.php?categoryID=21http://myaltai.ru/culture/legendy-duhi


Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!- сказал А.С.Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться-почувствовать всей душой.

Очень многих людей сегодня привлекает Алтай, но понять истинную красоту этого уголка природы не так-то просто. Чудо на Алтае можно встретить в любом месте и в любое время. Надо уметь вовремя остановиться, уметь разглядеть, уметь понять. Всему этому учат алтайские сказки.

Тема животного мира в сознании первобытного человека занимала значительное место, так как охота и собирательство были основными источниками существования. Об этом свидетельствуют памятники древнего искусства, прежде всего наскальные рисунки на которых первобытные художники изображали диких животных удивительно живо. Наскальные рисунки были найдены и на Алтае. Алтайские мифы о животных объясняют особенности их строения, характера и поведения. Например, звери, созданные подземным богом Эрликом, живут под землей, а те, кто создан Ульгенем — на земле. Медведь, барсук, полевая крыса, крот зимуют в норах потому, что они созданы богом Эрликом.

Испокон века люди сочиняли сказки о тех зверях и птицах, с кем жили рядом, чьи повадки хорошо знали, на кого охотились. Не обходили вниманием и домашних животных, без которых часто невозможно было бы выжить. Практически в каждой алтайской сказке так или иначе присутствует конь — сильный и выносливый, красивый и гордый, почти равный человеку, а то и превосходящий его по уму и сноровке. В быту алтайцев лошадь незаменима; во многих местах это до сих пор единственное средство передвижения.

Часто упоминается в местных сказках и корова; только это не та буренушка, красавица и умница, к которой все привыкли по русским народным сказкам. У алтайских сказителей корова – существо глупое и упрямое, вечно попадающее в нелепые ситуации. И говорится о ней с некоторым пренебрежением- скотинка, она скотинка и есть. Благородному коню в подметки не годится. Однако в хозяйстве корова незаменима , и приходится терпеть хозяевам коровий нрав. Вы когда-нибудь замечали, что корова может напиться из самой мутной лужи, а конь всегда предпочитает чистую проточную воду? На Алтае по этому поводу существует сказка, в которой конь был ласковый, вежливый, а корова сердитая, грубая. И вот однажды конь и корова паслись на склоне горы и захотелось им пить, но знакомая речка осталась далеко внизу и они решили спросить у Белого Лося из какого ручья можно напиться. Корова первая подошла к Белому Лосю и очень грубо потребовала от него, чтобы он дал ей воды, на что Белый Лось ответил, чтобы она оглянулась, вода рядом. Там было озеро, через которое только что прошла отара овец, вода была мутная, грязная, но корова не стала ждать, пока муть осядет, прыгнула в воду и втянула в себя половину озера. Корова не сказала Лосю ни слова благодарности. А вежливый конь с почтением обратился к хранителю воды и попросил дозволения напиться. Белый Лось отвел коня туда, где была очень чистая и вкуснаявода.

С тех самых пор и не отказываются коровы пить мутную, грязную воду из любой ямы, а кони утоляют жажду только чистой и светлой водой.

Многие сказки о животных объясняют черты внешних отличий разных животных, их повадки, взаимоотношения в природе. Бесхитростные сюжеты легко запоминаются, встречаются знакомые образы лисы, журавля, зайца, барсука, кота и др. В сказках животные имеют душу, они выражают мысли и чувства человека, его взгляды на жизнь, все это помогает понять окружающий мир.

Так в сказке «Три маралухи» рассказывается о происхождении созвездия Орион, эта сказка не только учит распознавать это созвездие на небесном своде, но и ориентироваться по нему в тайге, находить путь домой. Эта познавательная сторона присутствует практически во всех сказках. В некоторых сказках обращается особое внимание, на каком- либо отличительном свойстве животного, птиц или явления природы. Например, в сказке «Лягушка и муравьи» объясняется, почему такие выпученные глаза у лягушки.

Если в волшебных сказках животные и птицы являются лишь помощниками главного героя, то в этих сказках они способны думать и говорить и являются главными героями сказки. Характер каждого героя передан через его речь, описание. Характеристика основана на наблюдениях за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом.

К лисе в алтайских сказках двойственное отношение. Она умнее и хитрее многих зверей, имеет яркий наряд, но у нее трусливый и лицемерный характер и поэтому в сказке она часто попадает впросак и становится добычей охотника.

В сказке «Страшный гость» представлено богатство характеров. В сказке использован эффект неожиданности. Барсук и все другие «когтистые» звери испугались храпа трусливого зайца, случайно попавшего в нору барсука. В сказке осмеиваются сильные звери.

В сказках о животных сюжет строится так, чтобы в коротких эпизодах был раскрыт характер взаимоотношений героев.

Познавательный характер сказок о животных определяет и выбор изобразительных средств. Хорошо известный алтайцу окружающий мир не требует особых красочных описаний. Поэтому герой не получает выразительных описаний. В этих сказках часто употребляются эпитеты: «журавль с длинными ногами», «лиса с необыкновенно длинным хвостом», «светлоглазый и отважный ирбис». При характеристике образа чаще всего используется речь персонажа. Часто в сказке используется звукоподражание. Так, например, передаются звуки из норы барсука: «Хрр…Брр…Хррр…-фирррлить-фью» — передают не только храп, но и свист разомлевшего от жары и мягкой постели зайца.

Детские алтайские сказки отличаются небольшим объемом, оригинальным построением сюжета, ограниченным числом персонажей, краткостью описаний, простотой языка, раскрытием характеров через речь героев.

Очень много сказок посвящено животным. Все многообразие животного мира отражено в сказках, дают объяснение их внешнему виду, объясняют их поведение.Мы даже иногда не задумывались над теми вопросами, которые объясняются в сказках. Что можно сказать о такой птице как сорока?

Сорока

Например, вы когда –нибудь задумывались над вопросом: почему сорока, когда ест, головой вертит? Оказывается, как повествует алтайская сказка «Про сороку», сорока была женой павлина, но потихоньку летала на помойку и клевала отбросы, а павлин ее выследил , пристыдил и стукнул ее клювом по голове. «С тех пор, роясь в отбросах, сорока все головой вертит и детей своих учит:

  • Один раз клюнь, а пять раз оглянись- не то павлин прилетит , по голове стукнет.»

А сказка «Страшный гость» объясняет почему у барсука лоб и щеки белые.

Муравей

Кто его не знает? В энциклопедии о нем говорится:

….Как и стебельчатобрюхие перепончатокрылые муравьи обладают узкой перетяжкой — стебельком — между грудкой и брюшком…

А в сказке «Скупая лягушка» объясняется, почему у муравьев перетянутое брюшко. Лягушка пригласила муравьев к себе на обед и обманула их. Они долго ждали угощения, однако лягушка так и не появилась. С тех пор и поныне муравьи ходят с брюшком перетянутым туго- натуго. Это они с того случая все еще не отъелись.

Кабарга

Пятна на спине у кабарги согласно сказке появились от того, что кабарга вылила себе на спину казан молока. Стыдясь своей отметины кабарга и теперь к серым камням жмется. И только по ночам выходит она еду поискать.

Глухарь

А сказка про глухаря рассказывает от чего у глухаря красные глаза. Глухарь пропустил день отлета птиц и остался на зимовку один. Заплакал глухарь и лапкой глаза тер. До того натер глаза, что стали они у него красные.

Такой знакомый всем Заяц-беляк так описывается в энциклопедии: зимой беляк чисто-белый, за исключением чёрных кончиков ушей; окраска летнего меха в различных частях ареала — от рыжевато-серой до аспидно-серой с бурой струйчатостью. Голова обычно окрашена несколько темнее спины; бока светлее. Брюхо белое.

Наличием на кончиках ушей черных пятен заяц обязан медведю, который в сказке «Горностай и заяц» потрепал выпачканной в саже лапой его уши. Спасаясь от злой старухи, заяц лишился длинного и пушистого, как у белки, хвоста в «Сказке о зайце»

Горностай

В сказке « Горностай и заяц» горностай получил себе черный хвост. Когда он хотел убежать, то медведь его поймал лапой в саже за хвост. «Вычернился у горностая хвост».

А в энциклопедии о внешнем облике горностая говорится: Окраска меха покровительственная: зимой чисто белая, летом двухцветная верх тела буровато-рыжий, низ желтовато-белый. Зимняя окраска характерна для районов, где минимум 40 дней в году лежит снег. Кончик хвоста чёрный в течение всего года.

Много интересного можно узнать из сказок о том, как живут животные, какие между ними взаимоотношения. Начав знакомство со сказками Алтая я понял, что впереди меня ждет интересная работа. И хотя я еще на первом этапе, но все равно уже много нового узнал и когда вновь с родителями поеду на Алтай, то уже совсем по-другому буду смотреть на окружающую меня природу.

АЛТАЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Самый крупный жанр Алтайского фольклора — героическое сказание (см. Алтайский героический эпос). Возвышенность стиля, монументальность образов и весь спектр поэтических приемов, соответствующих героико-эпическому содержанию этих произведений, образуют жан­ровые признаки эпоса.

Сказки подразделяются на мифологические, о животных, волшебные, новеллистические, бытовые. Их герои (сугубо алтайские: Башпарак, Шестиглазая Карагыс, Ырысту, Золотой Каньпук, Ёлгёй-Багай и др.) наделя­ются неординарными способностями. Алтайские сказки соотносят­ся с международными сюжетами, которые своеобразно реализуют­ся внутри собственно алтайской сказочной традиции. Несказочная проза включает мифы — самые древние прозаические фоль­клорные произведения; предания (кеп-куучын), повеству­ющие о камах (шаманах) и героях (Шуну, Мырат-Бий, Солтон, Ирбизек, Калдан-Каан (Галдан-Церен) и др.); рассказы о народных целителях и др. Внутрижанровые разновидности мифов: этиологические — о происхожде­нии животных; солярные — о возникновении небесных светил; топонимичные — объясняющие географические названия. Этиологические мифы очень тесно связаны со сказками, поэто­му в алтайской фольклористике выделяется особый жанр — мифы-сказки. Распространены устные рассказы, которые сродни русским быличкам о сверхъестественных явлениях, потустороннем мире с установкой на их непременную досто­верность. Они имеют национально-регионельные специфические черты, проявляющиеся в языке повествования, мест действий, именах и характеристиках персонажей. Песни (южно-алтайские «кожон», северо-алтайские «сарын») отличаются многообрази­ем внутрижанровых разновидностей, определяющими при­знаками которых являются форма, манера исполнения, функциональные особенности. Они могут быть короткими и длинными (см. Алтайская музыкальная культура). Обрядовый фольклор во многом перекликается с обрядовой поэзией соседствующих с алтайцами тюрков Сибири и монголов. Благопожелания (алкыш) — формульно-поэтические тексты, предназначенные для обращения к божествам, духам с просьбой о ниспослании блага и отвращения зла и ис­полняющиеся в системе ритуалов, направленных на их задабривание. Противоположность алкыша — прокля­тие (каргыш). Те и другие имеют структуру лаконичных и от­точенных формульных стихов с начальной и конечной рифмой. Алтайский фольклор богат краткими рассказами шуточного содержания (шоктомдор или шоктом куучындар), ти­пологически соответствующими русским анекдотам; среди них есть и прямые заимствования из русского фольклора. Загадки (табышкак; диал. табыскак, таптыргыш, тап-тыргыч, табыжак) функционируют в игровой системе. В Алтайском фольклоре широко представлены пословицы и поговорки (кеп сестёр, укаа сестёр) — сжатые до предела (по фор­ме и значению) формульно-поэтические изречения с обязательным поучительным смыслом. Меткие слова (чечен сестёр), исполь­зующиеся в словесных состязаниях во время свадебных празднеств и т. д., как жанр фольклора выделились из этнобытового контекста и существуют самостоятельно. К их разряду относятся и «слова-дразнилки», т. е. сло­ва, которыми высмеивают человеческие пороки. К детскому фоль­клору относятся соревновательные и ритуально-сценические иг­ры, колыбельные песни, потешки, пестушки, скороговорки, дразнилки, различного рода считалки, развивающие детскую память, логику, и т. д.

Исследователи и собиратели А. ф.: В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, А.В. Анохин, И.А. Баска­ков, Л.П. Потапов, С.С. Суразаков, З.С. Казагачева, Т.М. Садалова и др.

Лит.: Баскаков Н.А. Алтайский фольклор и литература. Гор­но-Алтайск, 1943; Тюхтенев Т.С. Алтайские народные песни. Гор­но-Алтайск, 1972; Суразаков С.С. Алтайский фольклор. Горно-Алтайск, 1975; Каташ С. С. Мифы и легенды Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1978; Ямаева Е.Е. Алтайская духовная культура: Миф. Эпос. Ритуал. Горно-Алтайск, 1998; Алтайские народные сказки. Новосибирск, 2002; Чочкина М.П. Алтайский детский фольклор. Горно-Алтайск, 2003.

М.А. Демчинова

О сказителях алтайского народа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устное народное творчество Алтайцев Кай , сказитель Улагашев Зарождение алтайской литературы Выполнила: Кузьмина Айлана

Слайд 2

Жанровый состав алтайского фольклора весьма богат и разнообразен. Многие жанры народного творчества до сего времени не изучены. Ждут всестороннего исследования мифы, легенды, предания, объединенные общим народным термином » куучындар «, что в переводе на русский язык означает «рассказы». Мифы, легенды, предания алтайцев, также, как и других народов, относятся к архаическим жанрам устной народной прозы. Они тесно связаны с мифологией и переплетаются между собой.

Слайд 3

Куучындар » возникли на ранних стадиях развития человеческого общества и отражают мировоззренческие, этические и дидактические взгляды древнего человека. Это текст, несущий познавательную нагрузку. Мифы, легенды и предания — это устные повествования о явлениях ПРИРОДЫ, об окружающей действительности, о мире и мироздании и т.п. В конечном счете, это есть не что иное, как своеобразная попытка первобытного человека дать объяснение явлениям природы и окружающей действительности, дать оценку через художественный тем ИЛИ иным событиям. В них находит отражение поэтическое мировосприятие; они осваивают действительность в формах образного повествования. Каждая разновидность жанра имеет свои специфические особенности, проявляющиеся как результат ЭВОЛЮЦИОННОГО развития и длительного бытования. Их внутренняя дифференциация должна строго учитываться при изучении каждой разновидности жанра.

Слайд 4

Карыш Кергилов — сказитель

Слайд 5

Кай — горловое пение Кай – самый древний вид искусства алтайского народа. Односторонне считают, что кай – это горловое пение. Но с этим можно поспорить, потому что кай – это не только пение, но и уникальное, неподражаемое исполнение. Он имеет не только музыкальное исполнительское значение, кай – это и глубоко философское, нравственное осмысление жизни. Кто такой эпический певец, кайчы -сказитель и просто кайчы ? Казалось бы, эти три понятия не имеют большой разницы, но это глубокое заблуждение…

Слайд 6

Н.У. Улагашев и Н.Куранаков

Слайд 7

НИКОЛАЙ УЛАГАШЕВИЧ УЛАГАШЕВ Улагашев , Николай Улагашевич (17.03.1861, Кам-Тыт урочища Сары- Кокша , — 30.01.1946, Ойрот-Тура) — алтайский советский сказитель ( кайчи ), исполнитель героического эпоса, сказок и др. Его сравнивают с Гомером, Александром Пушкиным, называют достоянием нации. Записанный от Улагашева фольклор составил основной фонд произведений устного народного творчества алтайцев, собранный и опубликованный в советское время.

Слайд 8

С юных лет усвоил множество песен и сказаний, исполнял их под аккомпанемент топшура. Герои его — лучшие сыны народа, они мужественны, мудры и человечны. В 16 лет он заболел трахомой и лишился зрения. Улагашев еще более развил свою врожденную емкую память. Большой знаток алтайского народного эпоса Николай Улагашев мог петь семь ночей подряд одну сказку. Он пел о горе народном, о его умонастроениях и надеждах на светлое будущее.

  • Альбина валентиновна учительница русского языка рассказ
  • Алтайские народные сказки в обработке
  • Альбертович на английском как пишется
  • Алтайская сказка нарядный бурундук 3 класс пнш презентация
  • Альберто моравиа римские рассказы