Алые паруса итоговое сочинение 2022

«Алые паруса» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов на по повести А. Грина «Алые паруса». Используйте эти примеры для написания своего сочинения на урок литературы в школе.

Дорога к счастью и дорога к себе — аргумент

А. Грин «Алые паруса». К постижению себя и своего предназначения ведет только дорога, а не сидение на одном месте. Это доказывают примеры из повести «Алые паруса». Если бы Ассоль не пошла на прогулку, то не встретила бы Эгля и не услышала бы его предсказание. Если бы она же не помогала отцу и не ходила бы в город, то ее не увидел бы Артур. Если бы сам Артур жил бы за счет родителей и повиновался бы их желанию сделать его дипломатом, он не нашел бы свою любовь и не реализовал бы свою мечту о мореплавании. Герои, которые смогли выбрать судьбу по своим предпочтениям и воплотить грезы, постоянно находились в движении и развитии. Они не удовлетворялись тем, что было дано им от рождения, и стремились к другим возможностям. Поэтому у них все получилось: они стали теми, кем хотели стать всю жизнь.

Мечта и реальность — аргумент

Мечта! Она способна преобразить жизнь, наполнить её смыслом, сделать прекрасной! Человеку свойственно верить в то, что многое может измениться к лучшему, что произойдёт настоящее чудо, которое буквально перевернёт всю жизнь. И как бы ни была порой обыденна действительность, далека от того, к чему стремится человек, мечта, окрыляя, давая силы всё пережить и преодолеть, приближает те минуты, которые мы называем счастьем.

Ассоль, героиня произведения А. Грина «Алые паруса», верила, что обязательно наступит тот день, когда приплывёт корабль с необыкновенно красивыми парусами, что принц, которого она так ждёт, сойдёт с этого корабля и скажет ей самые главные и важные слова: «Здравствуй, Ассоль! Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство».
Как же смеялись над девушкой все вокруг, над тем, что она верила в какую-то сказку, ведь действительность так далека от неё. Но она продолжала верить и ждать.

Красивая мечта сбывается только у замечательных душой людей. Трудолюбивая Ассоль с детства привыкла помогать отцу, была доброй и отзывчивой. Артур Грэй, её будущий принц, тоже имел чуткое, отзывчивое сердце. Полюбив девушку с первой их неожиданной встречи в лесу, когда он увидел её спящей, отдыхающей, герой решил осуществить мечту Ассоль. Да, он живёт в ином мире – мире роскоши, богатства, однако это не сделало его эгоистичным, чёрствым человеком. У него была добрая душа. И он тоже мечтал. Мечтал о дальних странах, о путешествиях, о плавании. И Грэй сам приближал свою мечту – начал с простого моряка, испытывая все трудности морских странствий. Но он упорно шёл к своей цели. «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им».

Оба героя шли навстречу своей мечте: «Как будто две струны зазвучали вместе…».И она осуществилась, сделав их счастливыми. Словно сказка воспринимается читателями данная история. Но что мешает каждому сделать свою сказку реальностью? Нужно верить в свою мечту, прекрасную, чистую, светлую, стремиться быть достойными её. И тогда обязательно в жизни каждого будут свои «алые паруса». Как писал М.М. Пришвин, «надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее».

Надежда и отчаяние — аргумент

Алые паруса – это символ надежды, осуществления мечты, всего самого прекрасного в жизни человека. Произведение А. Грина с одноименённым названием – светлое, чистое, с такой верой в то, что счастье возможно, а любовь – путь к этому, что вот уже более столетия оно вселяет в души читателей надежду на то, что и в их жизни будут «алые паруса»…

Ассоль – главная героиня повести – жила надеждой, что скоро приплывёт огромный корабль с алыми парами, а в нём – её любимый, который сделает её счастливой. Однажды один добрый человек Эгль рассказал ей сказку об алых парусах, и она поверила в неё: «Не знаю, сколько пройдёт лет, но однажды настанет день, когда расцветёт одна сказка, памятная надолго». Это помогало ей переживать трудности в жизни. Рано оставшись без матери, воспитанная только отцом, добрым, трудолюбивым человеком, рано начавшая помогать ему, она вокруг видела злобу, недовольство, зависть, вечные сплетни. Люди огрубели душой, потому что и их жизнь была сложна. В такой атмосфере Ассоль и придумала свой мир, жила в нём, ожидая чуда. Мальчишки смеялись над ней, называя «деревенской дурочкой», а взрослые тоже недолюбливали: «…Над ней посмеивались, говоря: – «Она тронутая, не в себе»; она привыкла и к этой боли; девушке случалось даже переносить оскорбления, после чего ее грудь ныла, как от удара…»

Ассоль, добрая, нежная, восторженная девушка, смотрела на мир, как на тайну. Ей всё было интересно: «…все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности…» А ещё она ждала своего принца, верила и надеялась, что увидит его. Судьба просто должна была свести двух прекрасных людей. Ассоль и Артур Грэй – представители совершенно разных слоёв общества. Она – из бедной семьи, живущая в хижине, он – наследник знатного и богатого рода, имеющий огромный замок. Но как близки они по восприятию мира, по характеру – так же добры, романтики в душе, мечтатели. Грэй мечтал о море, о плавании и стал капитаном огромного корабля.

Как часто случайная встреча становится решающей в судьбах людей. А может, это и не случайность, а сама судьба вела героев навстречу друг другу? Ведь именно у селения Ассоль был вынужден сделать остановку Артур, чтобы там, в лесу, увидеть прекрасную спящую Ассоль и влюбиться в неё («Все стронулось, все усмехнулось в нем». «Как будто две струны зазвучали вместе»). И он решил сказку сделать былью для обоих – для него и для неё, ведь он уже твёрдо решил, что эта девушка станет его женой.

Любовь и ненависть — аргумент

Ассоль, главная героиня повести Грина, успела повидать на своем жизненном пути и любовь, и ненависть, и веру, и недоверие.

Девочка рано осталась без матери и выросла под опекой угрюмого, но заботливого отца. Отец Ассоль после отставки занимался изготовлением и продажей моделей парусников. Этим он зарабатывал себе и дочке на жизнь. Она часто помогала ему — относила товар в Лисс. Как-то во время очередного путешествия в Лисс, восьмилетняя Ассоль повстречала старого Эгля, предсказавшего ей будущее. Собиратель легенд и сказок утверждал, что Ассоль встретит свою первую и единственную любовь под алыми парусами. Услышав это предсказание, один нищий разнес молву по всей Каперне, после чего Ассоль стали называть умалишенной. Однако девушка не отчаялась и не переставала верить в свою судьбу, за что и была вознаграждена встречей с Артуром Грэем.

Как бы это странно ни звучало, но ненависти в произведении «Алые паруса» тоже достаточно. Например, Лонгрен так и не смог простить жадность трактирщика Меннерса. Пока Лонгрен был в плавании, его жена тяжело заболела. Роды малютки Ассоль прошли нелегко и отразились на здоровье бедной женщины. Когда она попросила небольшую сумму в долг у Меннерса на лечение, тот посоветовал ей не быть такой недотрогой, если ей нужны деньги. Расстроенная, она поехала в город заложить кольцо. По дороге началась буря, после которой она простудилась и умерла от воспаления легких.

Такое простить на вряд ли возможно. Поэтому, когда лодку Меннерса унесло штормом далеко в море, и единственным свидетелем этого был Лонгрен, он напрочь отказался помогать трактирщику. Спасенный Меннерс всем в Каперне рассказал о жестокости Лонгрена, но утаил тот факт, что из-за него умерла мать Ассоль. С тех пор, слава о Лонгрене пошла не хорошая. Односельчане считали его бессердечным чурбаном и открыто выражали презрение. Такое отношение не могло не отразиться на Ассоль. Поэтому ни в чем неповинная девушка росла в отчуждении, в своем собственном воображаемом миру. Мечты ей заменяли друзей и сверстников.

Однако, всем известно, что от ненависти до любви один шаг. В этой сказочной истории данная поговорка проявилась в полной красе. С одной стороны, представлены жители Каперны, считающие Ассоль полоумной и не желающие водить с ней дружбу. А с другой стороны, в ее жизни появляется благородный Артур Грэй, преисполненный желания исполнить мечту бедной девушки. Повесть «Алые паруса» является ярким доказательством того, что ненависть и злоба — явления недолговечные. Достаточно одной капли любви, чтобы не обращать внимания на злобные взгляды и жить в ожидании чуда.

Все сочинения

Благодаря литературному произведению А. Грина алый корабль теперь — символ мечты о любви. Главный персонаж повести — молодая девушка с чистым сердцем. Ассоль всегда грезила о прекрасном юноше, что он придёт к ней на судне под парусами, окрашенными в алый цвет. Таким она видит свое идеальное будущее, это ее счастье. Аргументами для сочинения по «Алые паруса» будут размышления и описание героев.

Оглавление:

  • Рассказ и советская цензура
  • Основная идея произведения
  • У Ассоль рождается мечта
  • Чудеса случаются

О чем мечтала ассоль из алых парусов

История появления повести

В рыбацкой провинции все посмеиваются ей вслед, но Ассоль верна своей мечте. Простые чистые грезы полны наивности. Им не суждено разбиться о суровую реальность. Чудесная сказка о воплощенных мечтах.

Рассказ и советская цензура

Алые паруса аргументы для сочинения

Первоначально задумка — назвать повесть «Красные паруса», но это оказалось проблемой. Красный — цвет революционной темы, и в восставшей России 1920-х годов запрещено цензурой использовать такие двусмысленные имена. Для автора красный олицетворял зарю, рубин, винный напиток. Цвет энергичен и ярок.

Произведение тепло встретила публика и критики. Оно стало сказкой для души. Тогда по советской стране начали повсеместно открывать одноименные кафе, клубы для рабочих, дома творчества. Грин стал известен в каждом уголке государства. Читатели восхищались чудесной историей любви.

Основная идея произведения

В книге Александра Грина есть настоящая мечта, которой суждено было сбыться. Автор именовал свое произведение феерией. Впоследствии оно стало одной из самых поэтических работ в мировой литературе, которая бесконечно наполнена чистотой и любовью к человеку.

Алые паруса итоговое сочинение

Рассказ был создан, когда у писателя проходил тяжелый период в жизни. Теперь сказка о доброй девушке и волшебном корабле — это визитная карточка Грина. Ассоль сегодня символизирует светлые грезы, которые непременно сбудутся.

В тот солнечный день, когда прекрасный принц Грей воплотил мечту юной девушки в реальность, жителям поселения стало ясно, что самые безумные и смелые желания могут сбываться, если найдется романтик, способный их воплотить в жизнь.

Молодой капитан увез Ассоль из поселка, и они зажили в любви и согласии. Этим грезила юная девушка всю свою сознательную жизнь. Судно под красным парусом, красивый принц, — мечты сбылись во всех нюансах и деталях. Юная девушка позволила себе мечтать о прекрасном, и оно спустя годы к ней пришло.

Краткое содержание

Главные герои — капитан Артур Грэй и мечтательная Ассоль. Девушка давно забыла свою маму, та умерла и оставила дочь одну еще в раннем детстве. Ее воспитал Лонгрен в скромности и кротости. Отец Ассоль живет тем, что изготовляет игрушечные корабли, а затем выставляет их на продажу.

У Ассоль рождается мечта

Однажды девочка отправилась в город с корабликами ее отца. Там была и крошечная яхта под алыми парусами. Совершенно случайно Ассоль встретился сказочник по имени Эгль. Он сообщил девушке, что придет время, и в их порту появится корабль с парусами алого цвета. В дальнейшем было предсказано, будто Ассоль уплывет с юным капитаном чудесного корабля в дальние страны. Девочка поверила в это. С тех пор у нее появилась настоящая мечта — алые паруса и прекрасный капитан.

Мечта ассоль алые паруса

Затем об этом прознали в их рыбацкой провинции. Окружающие смеялись и считали, что девушка сошла с ума. Но Ассоль продолжала предаваться грезам и ждать свою любовь.

Образ юной мечтательницы:

  • добрая
  • наивная
  • романтическая
  • трудолюбивая

Ей было печально возвращение в реальность, где господствуют одиночество и отчаяние, где основная потребность — мечтание. Какая же мечта у Ассоль была безрассудная и глупая. Таких удивительных кораблей просто нет в природе. В итоговом сочинении по «Алым парусам» можно отметить, что грезы сбылись, но необходимо твердо верить, трудиться для претворения мечты в жизнь.

Какая мечта была у ассоль

Чудеса случаются

В итоговом сочинении «Алые паруса» надо указать, что сегодня Ассоль — нарицательное имя, которое обозначает мечтательницу и открытую чудесам девушку. Это юная романтичная натура, пребывающая в своем выдуманном мире. Главная мечта Ассоль в «Алых парусах» — это во что бы то ни стало встретить корабль под алыми парусами, на котором непременно будет смелый и красивый молодой человек. Он обязательно заберет ее в их прекрасное совместное будущее. Ассоль живет лишь этими грезами, минуты, где она предается мечтам, дают девочке сил и веру в чудо.

При анализе образа Артура Грея надо упомянуть, что он родился в богатой семье. Воспитан юноша щедрым и благородным. Подростком сбежал из дома в поисках своей мечты и навстречу подвигу. В дальнейшем он работал обычным матросом, потом стал капитаном на судне. Как-то раз случайно узнал о мечтательной Ассоль. Грей приобрел полотно нужного цвета и кораблем отправился в порт. Весь поселок собрался наблюдать эти чудеса. Ассоль принеслась в порт, прекрасный принц забрал ее на свой волшебный корабль.

Алые паруса итоговое сочинение

Прекрасный принц:

  • смелый
  • щедрый
  • добрый
  • сердечный.

«Алые паруса» — это произведение не только прекрасная сказка, но и реальная дорога в тот дивный мир, который необходим каждому. О чем мечтала Ассоль из «Алых парусов», то чудом свершилось. Девушка всегда всем своим существом стремилась к любви. Почему грезам было суждено сбыться? Ассоль этого заслуживала, она верила в хорошее. Важно направление мысли: размышления девочки неизменно были добрыми и светлыми. Примеры таких историй греют сердце.

После прочтения рассказа появляется уверенность, что каждый — сам источник для своего счастья. Самые неправдоподобные грезы могут осуществиться. Нельзя следовать за толпой, необходимо быть верным себе и своим мечтам. Но все-таки истинное счастье — это быть нужным источником положительного для других.

Алые паруса итоговое сочинение

История создания

Повесть-феерия про бедную девушку Ассоль и капитана Грэя была написана писателем в холодном и голодном Петрограде в 1920 году. Александр Грин даже не мог предположить, что произведение будет отображаться читателями как символ мечты.

Алые паруса аргументы для сочинения

Сначала в планы автора входило назвать повесть «Красные паруса». Но в целях исключения критики со стороны цензоров А. С. Грин меняет название. Красный цвет могли связать с революцией, поэтому писатель не хотел привлекать внимание.

Создатель произведения восхищался красным цветом и не считал его политическим. Он олицетворял свое отношение к нему в таких строках: «Цвет вина, рубина и зари, маленьких мандаринов, пахнущих острым маслом. Цвет этот всегда весел и точен».

Повесть была положительно оценена как читателями, так и литературными критиками. В «Красной газете» был опубликован отзыв, где говорилось, что сказка создана для того, чтобы греть человеку душу. После выхода в свет этого произведения все чаще можно было видеть в качестве примера названия ресторанов, клубов и танцевальных студий с вывесками «Алые паруса».

Грин стал известным писателем для советского общества благодаря своей героине Ассоль, которая позволила сбыться своей мечте, в надежде встретить своего возлюбленного. В результате долгих ожиданий капитан Грэй увез ее на корабле.

Персонажи произведения

Герои произведения играют важную роль в его анализе. Основные персонажи повести-феерии:

Алые паруса итоговое сочинение

  1. Ассоль — главная героиня. Девочка воспитывалась отцом без матери в деревне Каперна. Она имела чуткую и романтичную душу, чем и отличалась от других людей. Ассоль любила читать и много времени проводила на природе. Жители деревушки смеялись на ней и подшучивали.
  2. Артур Грэй — главный герой. Парень родом из богатой семьи. Был особенным ребенком, так как имел острый ум и жажду к свободе. В возрасте 14 лет мальчик убежал из дома, чтобы отправиться в морские путешествия. Отличается простотой души и сострадательностью.
  3. Лонгрен — отец Ассоль. Самостоятельно занимается воспитанием дочери, так как жена умерла. Дочь для него является единственным смыслом жизни. Он изготавливает и продает игрушки, чтобы как-то прожить в этом мире.
  4. Эгль — странник, который собирает легенды и сказания. Он предсказывает малышке Ассоль, встречу с принцем, который приплывет к ней на шхуне с развевающимися алыми парусами, тем самым определив ее мечты и надежды.

Кроме того, один из важных персонажей повести — Хин Меннерс, который ненавидит Ассоль за то, что Лонгрен не помог его отцу, и тот погиб.

Немалую роль в произведении играют и жители городка Каперна, они не любят Лонгрена и его дочь, смеются над ними, но именно благодаря этим людям ярче раскрывается характер Ассоль.

Мечта Ассоль

Грэй заменил цвет парусов на своем корабле на нужный, узнав, о чем мечтала Ассоль. В «Алых парусах» ярко показано, что желания нередко сбываются, когда о них узнают другие. Например, Хин Меннерс уверял Грэя, что его возлюбленная Ассоль — полоумная, но именно он поведал ему о сказке, в которую верит девушка. И поэтому капитан решил совершить для нее чудо.

Многие исследователи произведения объясняют, почему мечта Ассоль сбылась:

Мечта ассоль алые паруса

Какая мечта была у ассоль

  1. Маленькая Ассоль смогла поверить сказке, которую ей поведал старик Эгль. На протяжении нескольких лет ей удалось сохранить веру в эту грезу. Будучи ребенком с творческой душей, она смогла ограничить себя от шаблонов реальности и получить в результате то, на что возлагала большие надежды.
  2. Ассоль все время говорила о том, во что верила. Ей не страшны были осуждения людей. Хотя многие ее не понимали и даже осуждали за это. Девочка проявила смелость в том, что не побоялась мнения большинства.
  3. Свою мечту Ассоль в «Алых парусах» пронесла через многие годы, пока не повзрослела. Она просто могла отказаться от своего намерения и выйти замуж за обычного парня, но она этого не сделала.
  4. Жители деревни помогли разрешить проблему мечты девушки. Они рассказали капитану Грэю об этой истории. И он подчинился воле ее сердца и приплыл за ней на корабле.
  5. Ассоль слилась со своей мечтой. Она была красивой как внешне, так и внутренне. В ней не было злобы, замкнутости и фальши. Ее отображением служила доброта и доверчивость. Героиня каждый день проживала с удовольствием.

Очевидным является тот факт, что капитан Грэй тоже верил в чудеса, и именно поэтому он встретился с девушкой и, узнав, какая мечта была у Ассоль, смог исполнить ее.

Романтическое направление, к которому относится произведение Грина, прекрасно подходит, чтобы раскрыть основную тему повести: нет ничего невозможного в жизни человека. Нужно просто верить в достижение цели. Это важное умение, поэтому очень часто в итоговом сочинении «Алые паруса» берутся за основу эссе о целях и мечтах.

01.09.2021

Приводим списки литературы, которые пригодятся в подготовке к каждому из направлений итогового сочинения 2021-2022 учебного года.

Страница будет обновляться!

Выбирайте направления ниже и выбирайте подходящее вам произведение

Полезные дополнительные ссылки

  • Всё про итоговое 2022
  • Темы итогового 2022
  • Аргументы для итогового 2022 (в процессе)

Литература по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

  • «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • «Горе от ума»
  • Джеймс Джойс «Эвелин»
  • Н.В.Гоголь «Мертвые души»
  • Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Литература по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

  • М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».
  • Чернышевский «Что делать?»
  • Шолохов «Поднятая целина»
  • Р. Брэдбери «Вельд»
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • Ж. Верн «Вверх дном»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
  • Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
  • Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Литература по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»
  • «Капитанская дочка»
  • «Герой нашего времени»
  • «Война и мир»
  • «Дубровский»
  • «Тарас Бульба»
  • «Песня про купца Калашникова»
  • Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Эдгар По «Сердце-обличитель»
  • А. Островский «Гроза»
  • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • И. Тургенев «Муму»

Литература по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
  • Н.В. Гоголь «Портрет»
  • Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
  • А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»
  • Островский «Лес»
  • А.М. Горький «На дне»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  • А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»
  • Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Литература по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»

  • «Война и мир»
  • «Преступление и наказание»
  • «Тихий Дон»
  • «Левша»
  • «Отцы и дети»
  • В. Маяковский «Прозаседавшиеся»
  • Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
  • И. Гончаров «Обломов»
  • А. Чехов «Человек в футляре»
  • М. Салтыков-Щедрин «История одного города»
  • А. Островский «Гроза»
  • А. Грибоедов «Горе от ума»
  • Д. Фонвизин «Недоросль»

Обзор литературы и рекомендации

Нужна ли человеку мечта? По произведению "Алые паруса" - примеры сочинений

­Пример сочинения 1

Тема мечты, которая становится реальностью, замечательно раскрыта в повести «Алые паруса» А. Грина.
Автор считает, что даже самые смелые мечты осуществимы, если в них верить как в цели. И мечтать надо именно так – смело, с размахом, желая для себя лучшего, а не соглашаясь на что-то среднее. Главнее мечтатели в повести – это Ассоль и Артур Грэй, и их мечты сразу выделяются на фоне обычных желаний людей. Примечательно, что Ассоль бедна, а Грэй – богат, а значит, не благосостояние определяет, как далеко можно «замечтаться».

Маленькая Ассоль получает предсказание о своей судьбе от «волшебника». Он пророчит ей встречу с капитаном, который однажды приплывет на корабле с алыми парусами. Девочке нравится эта сказочная судьба, и она присваивает ее себе, ничуть не сомневаясь, что это исполнится. Отец, узнав о предсказании, также не разубеждает малышку.

Зато в предсказании сомневаются все остальные. Жители Каперны узнали об этом пророчестве для Ассоль по чистой случайности. Но оно так возмутило их, что они решили «расправиться» с ее мечтой. А как ее уничтожить? Убедить всех, что это невозможно, глупо, нелепо. Высмеяв и растоптав мечту, жители хотят увидеть, как в ней разуверится и Ассоль.
Но девушка уже научилась верить в свою мечту как в реальность, и ее не сломить издевательствами и насмешками, поэтому мечта исполняется. Да, воплощение мечты происходит руками и силами Грэя, но это не уменьшает заслугу Ассоль — ей много лет пришлось терпеть издевательства.

Грэй, уже осуществивший когда-то свою мечту и ставший капитаном, считает важным улучшать и жизнь других людей. Он сильный и ответственный, поэтому ему легко воплотить в реальность мечты и пожелания людей.
Автор изначально планировал написать сказочную концовку, в которой Грэй просто приплыл бы за Ассоль под алыми парусами. Но он сделал историю более реальной: Грэй узнал о мечте Ассоль и выполнил ее. Для нас это пример того, как мечта становится реальностью, если уметь действовать.



Пример сочинения 2

У каждого человека есть мечта. Кто-то мечтает постоянно, кто-то лишь иногда предается сладким грезам. Но мечта необходима каждому. Она способна сделать нас лучше, способна повести нас вперед, преодолевая трудности и все преграды. Если верить и не сдаваться можно достичь даже того, что в начале пути казалось несбыточным.

В повести А. Грина “Алые паруса” автор показывает, как сильно важна мечта. Если верить и желать чего-то очень сильно, то это обязательно сбудется. Молодая девушка Ассоль воспитывалась отцом. У нее не было друзей, много времени она проводила одна. Однажды известный музыкант и собиратель сказок предсказал, что за ней должен приплыть принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила в эту мечту и каждый день ждала прекрасного принца.

Другим героем произведения является Артур Грей. Он 4 года работал на морском судне простым матросом, а потом сам стал капитаном. Услышав историю о девушке, которая ждет корабль с алыми парусами, он решил воплотить ее мечту в жизнь и самому стать ее принцем.

Так сбылась мечта юной девушки, которая верила в нее несмотря ни на что. Если бы у Ассоль не было мечты, то Грей никогда бы не узнал о ней, и они никогда бы не полюбили друг друга.


Пример сочинения 3

Произведение Александра Грина «Алые паруса» – это повесть о любви, романтике и воплощённых мечтах. Ее герои, вопреки обстоятельствам жизни, верят в мечту. И ради достижения мечты готовы менять реальность.

Действительность героини повести – Ассоль практически безрадостна. Девочка осталась без матери совсем крошкой, её воспитывает отец, бывший моряк, зарабатывающий на жизнь изготовлением деревянных игрушек. Глубокая бедность усугубляется отношением к отцу и дочери в посёлке – его, угрюмого, не понимают и избегают, над ней насмехаются. Предмет насмешек – наивная и крепкая вера девочки в мечту о корабле с алыми парусами, который придёт за ней и увезёт в счастливую жизнь. Девочка и ее отец – Лонгрен – изгои с клеймом «ненормальных». И в этой ситуации отдалённости, изоляции, неприятия они сохранили чистую любовь друг к другу, поддержку и взаимопонимание.

Перекрестьем двух судеб становится случайная встреча. Грей потрясён и поражён, он влюбляется в Ассоль, ничего о ней не зная. А потом спрашивает в посёлке и слышит историю про глупую девушку и её мечту. Вот только он не считает мечту глупой, и со свойственной ему решительностью берётся за её воплощение. Потрясающе красивый, удивительный корабль с алыми парусами приходит в гавань, невероятная сказка становится реальностью, герои обретают любовь и счастье.

Герои повести показывают два варианта отношения к мечте. Ассоль верит, истово и неколебимо, что мечта сбудется, главное дождаться. Артур Грей, напротив, готов сделать всё от него зависящее, чтобы изменить обстоятельства, подчинить их своей воле и достичь желаемого. И в обоих случаях мечта делает жизнь яркой и насыщенной смыслом.

Произведение оставляет убеждение, что мечты сбываются, главное верить и действовать. Неслучайно бриг «Секрет» стал символом надежд, мечтаний, возможностей.

Большая подборка литературы для аргументации в итоговом сочинении.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

1. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
3. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
4. А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
6. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
7. А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
8. А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
10. И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
11. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
12. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
13. М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
14. М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
15. М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
16. И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
17. А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
18. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
19. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
20. Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
21. А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
22. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
23. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
24. А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
25. А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
26. Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

1. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
2. А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
3. А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
4. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
5. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
6. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
7. М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
8. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
9. В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
10. Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислушивается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
11. А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
12. А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
13. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
14. А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
15. А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
16. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично».
17. А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
18. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
19. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
20. Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
21. И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения.
22. Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
23. Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
24. Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
25. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

Преступление и Наказание — вечная тема

1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
3. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
4. Л.Н. Толстой, «Воскресение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
11. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
13. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — это то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения.
15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
16. М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
19. М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
22. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
23. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
24. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
25. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 20222023

Список произведений русской и зарубежной литературы для подготовки к итоговому

сочинению 2022-2023.

Список книг к разделу 1.»Духовнонравственные ориентиры в жизни человека»

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”, «Капитанская дочка»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство. Отрочество. Юность»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»,

«Записки из подполья», «Сон смешного человека»

Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

И.А. Гончаров «Обломов»

И.С. Тургенев «Дневник лишнего человека», «Отцы и дети»

И.А. Бунин «Господин из СанФранциско», «Солнечный удар»

А.Н. Островский «Гроза»

М. Горький «На дне»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»

А.П. Чехов «Черный монах»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

А.И. Солженицын “Матренин двор

В.К. Железников «Чучело»

А.П. Платонов «Юшка», «Котлован»

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

А. Грин «Алые паруса»

В.А. Каверин «Два капитана»

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

В.С. Гроссман «Авель (Шестое августа)»

Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»

А.В. Иванов «Географ глобус пропил»

М. Петросян «Дом, в котором …»

М. Аврелий «Наедине с собой»

У. Шекспир «Гамлет»

И. Гете «Фауст»

Э.А. По «Человек толпы»

Г. Флобер «Госпожа Бовари»

А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»

Дж. Лондон «Мартин Иден»

О. де Бальзак «Шагреневая кожа»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Ж.Б. Мольер «Тартюф»

В. Гюго «Отверженные»

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика»

Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

Ч. Диккенс «Большие надежды»

А. Дюма «Граф МонтеКристо»

Ф. Кафка «Процесс»

А. Камю «Посторонний», «Падение», «Чума»

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»

С. Моэм «Бремя страстей человеческих»

Дж. Оруэлл «1984»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Х. Ли «Убить пересмешника»

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и

выбор между добром и злом

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Моцарт и Сальери«, «Евгений Онегин»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М.Е. СалтыковЩедрин «История одного города», «Добродетели и пороки»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

А.П. Чехов «Душечка», «Попрыгунья», «О любви»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

И.А. Гончаров «Обломов»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»

И.А. Бунин «Господин из СанФранциско»

А.Н. Островский «Гроза»

К. Г. Паустовский «Телеграмма»

В. Г. Короленко «Дети подземелья»

В. Закруткин «Матерь человеческая»

А.П. Платонов «Юшка»

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

А.И. Герцен «Кто виноват»

В.Г. Распутин «Уроки французского»

В.К. Железников «Чучело»

А.И. Солженицын «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ»

В.А. Каверин «Два капитана»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Г. Щербакова «Вам и не снилось»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «И грянул гром»

Э.М. Ремарк «Три товарища»

А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Дж. Толкиен «Властелин колец»

К. Льюис «Лев колдунья и платяной шкаф» «Хроники Нарнии»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Дж. Роулинг книги о Гарри Поттере

Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»

В. Гюго «Отверженные»

Х. Ли «Убить пересмешника»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

У. Голдинг «Повелитель мух«

И. Макьюэн «Искупление»

Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»

О. Генри «Дары волхвов»

С. Кинг «Зеленая миля»

Д. Митчелл «Облачный атлас»

Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»

1.3. Познание человеком самого себя

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

И.А. Гончаров «Обломов»

В.П. Астафьев «Царь рыба»

М. Горький «Детство. В людях. Мои университеты»

Ф.М. Достоевский «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»,

«Идиот»

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

А.В. Иванов «Географ глобус пропил»

У. Грум «Форрест Гамп»

Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине»

П. Несс «Голос монстра»

Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская история»

1.4. Свобода человека и ее ограничения

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Н. Островский «Гроза»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Е.И. Замятин «Мы»

М. Горький «Старуха Изергиль»

А. Азимов “Я,робот”, “Позитронный человек”

У. Голдинг «Повелитель мух«

Дж. Оруэлл «1984»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Д. Митчелл «Облачный атлас»

О. Хаксли «О дивный новый мир»

И.Ф. Гёте «Фауст»

Список книг к разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»

И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо»

Л.Н Толстой «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир»

Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»

А.П. Чехов «Вишневый сад»

И.А. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история»

М.Е. СалтыковЩедрин «Господа Головлевы»

А.Н. Островский «Свои людисочтемся»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

Ч. Айтматов «И дольше века длится день»

В.А. Каверин «Два капитана»

К. Г. Паустовский «Телеграмма»

В. Г. Короленко «Дети подземелья»

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»,

М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Белая Гвардия»

Е. Водолазкин «Авиатор»

А.Н. Рыбаков «Дети Арбата»

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова –внука»

Л.Е. Улицкая «Зеленый шатер», «Искренне ваш Шурик», «Медея и ее дети»

Г. Яхина «Дети мои»

У. Грум «Форрест Гамп»

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

Ч. Диккенс «Большие надежды»

Х. Ли «Убить пересмешника»

Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»

Дж. Роулинг серия книг о Гарри Поттере

Дж.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

М. Зусак «Книжный вор»

К. Патерсон «Мост в Терабитию»

Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине»

Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры …»

А. Гавальда «35 кило надежды»

Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»

2.2. Человек и общество

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия»

А.П. Чехов «Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть

чиновника»

Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Е.И. Замятин «Мы»

А.И. Куприн «Олеся»

М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Мои университеты»

А.И. Солженицын “Матренин двор

Д.И. Фонвизин “Недоросль”

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.Н. Островский «Свои люди сочтёмся!»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

И.А. Бунин «Господин из СанФранциско»

Е. Шварц «Дракон»

А.П. Платонов «Юшка»

А. Грин «Алые паруса», «Зеленая лампа»

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

В.К. Железников «Чучело»

Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»

Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

У. Грум «Форрест Гамп»

Дж. Оруэлл «1984»

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

А. Рэнд «Атлант расправил плечи»

Х. Ли «Убить пересмешника»

В. Гюго «Отверженные»

С. Коллинз «Голодные игры»

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Д. Митчелл «Облачный атлас»

О. Хаксли «О дивный новый мир»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

У. Голдинг «Повелитель мух«

К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

М.Е. СалтыковЩедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух

генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»

А.Н. Островский «Свои людисочтемся», «Бедность не порок»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Мальчик у

Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»

А.Н. Толстой «Петр Первый»

Л.Н Толстой «Война и Мир», «После бала»

М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»

М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.И. Герцен «Кто виноват»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Ревизор»

Н.С. Лесков «Левша»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Белая Гвардия»

Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

А.П. Платонов «Котлован»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», «Завтра была война»

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

К. Воробьев «Убиты под Москвой»

А. Фадеев «Молодая гвардия»

В. Гроссман «Жизнь и судьба», «Авель (Шестое августа

Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»

Е. Водолазкин «Авиатор»

Список книг к разделу «Природа и культура в жизни человека»

3.1. Природа и человек

В.П. Астафьев «Царьрыба»

Ч.Т. Айтматов «Плаха», «Когда падают горы: вечная невеста», «Буранный полустанок»

И.С. Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»

А.И. Куприн «Олеся»

Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

А.П. Чехов «Дядя Ваня», «Крыжовник», «Степь»

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар»

К.Г. Паустовский, «Мещерская сторона», «Повесть о лесах»

И.А. Бунин «Антоновские яблоки», «Суходол»

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

И.С. СоколовМикитов «Детство. Елень»

Л.М. Леонов «Русский лес»

Д.А. Гранин «Зубр»

А. Ким «Отецлес»

В.П. Астафьев «Людочка»

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»

В.М. Шукшин «Старик, солнце и девушка»

С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»

Т. Толстая «Кысь»

М.Б. Веллер «Вавилонская»

С.П. Залыгин «На Большую землю», «Экологический роман»

Р. Брэдбери «Марсианские хроники», «И грянул гром», «Все лето в один день»

А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

У. Голдинг «Повелитель мух»

А. де СентЭкзюпери «Маленький принц»

Ж. Жионо «Человек, который сажал деревья»

Дж. Даррелл «Три билета до Эдвенчер»

Дж. Хэрриот «О всех созданиях больших и маленьких»

Э. СезонТомпсон «Рассказы о животных»

Дж. Лондон « Зов предков», «Белый Клык»

Д. Митчелл «Облачный атлас»

Й. Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»

Э. Хемингуэй «Старик и море»

3.2. Наука и человек

М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»

Ч.Айтматов «И дольше века длится день»

А. Азимов «Я,робот», «Позитронный человек»

А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человекамфибия»

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

В.Д. Дудинцев «Белые одежды»

Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»

Е.И. Замятин «Мы»

В.О. Пелевин «Generation “П”»

А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»

С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»

Д.А. Глуховский «Метро 203

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «И грянул гром»,

«Все лето в один день» и др.

К. Воннегут «Колыбель для кошки»

Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»

Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»

М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

О. Хаксли «О дивный новый мир», «Обезъяна и сущность»

С. Лем «Солярис»

Дж. Оруэлл «1984»

Э. Вейер «Марсианин»

Ж. Верн «20000 лье под водой»

Г. Уэллс «Машина времен

Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

3.3. Искусство и человек

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Л.Н. Толстой «Альберт»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

А.И. Куприн «Гамбринус»

К.Г. Паустовский «Золотая роза»

Н.В. Гоголь «Портрет»

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»

Д.А. Гранин «Картина»

В.В. Набоков «Дар»

Н.С. Лесков «Левша»

В. К. Железников «Чучело»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

М. Зусак «Книжный вор»

Г. Гессе «Магия книги»

Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является обязательным этапом перед государственной итоговой аттестацией (ГИА). В 2022-2023 учебном году основной датой написания итогового сочинения будет 7 декабря 2022 года.

Стоит отметить, что Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения с 2022-2023 учебного года принял решение изменить подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Теперь они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.

Информацию о результатах итогового сочинения смотрите здесь.

  1. Источники данных
  2. Комментарии (1)

Направления и темы итогового сочинения от ФИПИ в 2022-2023 году

В 2022-2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые уже использовались в прошлые годы (всего их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

На сайте ФИПИ перед началом учебного года были размещены разделы и подразделы банка тем итогового сочинения.

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества;
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом;
1.3. Познание человеком самого себя;
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции;
2.2. Человек и общество;
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек;
3.2. Наука и человек;
3.3. Искусство и человек.

Помимо этого был также опубликован образец комплекта тем.

Дата проведения итогового сочинения в 2022-2023 году

Несмотря на то, что направления тем публикуются заранее, конкретная тема становится известной за 15 минут до начала экзамена. Итоговое сочинение оценивается «зачет» или «незачет». Получившие «незачет» не допускаются к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) допускают только выпускников, получивших «зачет».

По информации Рособрнадзора, в 2022-2023 учебном году итоговое сочинение пройдет:

  • основной срок — 7 декабря 2022 года (среда)
  • дополнительный срок — 1 февраля 2023 года (среда)
  • дополнительный срок — 3 мая 2023 года (среда)

Чтобы принять участие в сочинении (изложении), нужно подать заявление директору школы не позднее, чем за 2 недели до даты проведения. Для детей-инвалидов и учеников с ограниченными возможностями вместо сочинения проходит итоговое изложение. При этом темы (направления) не меняются. Сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Сколько времени дается на итоговое сочинение в 2022-2023 году

На написание итогового сочинения дается 3 часа 55 минут (235 минут). Для лиц лиц с ОВЗ, детей — инвалидов, инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, время итогового сочинения (изложения) увеличено на 1 час 30 минут (90 минут).

Примеры итоговых сочинений в 2022-2023 учебном году

Для подготовки к итоговому сочинению или изложению на сайте ФИПИ размешен сборник из более чем 300 текстов разной тематики, в том числе с тестов предыдущих годов.

Также можно скачать рекомендации по подготовке и написанию итогового сочинения, разработанные экспертами ФИПИ в предыдущие годы.

Подписывайтесь на GOGOV

11976

Новости

  • Алые паруса аргументы для сочинения любовь
  • Алиса сказки математические от 0 до 10
  • Алые паруса александр грин сочинение
  • Алиса сказки для девочки 5 лет самый интересный
  • Алые зорьки как пишется