Приставкин Анатолий Игнатьевич
26 книг
Рекомендации
- Новинки
- Рекомендации
только полные версии книг
Классическая проза
Когда задумываешься о том, как выживали дети в военное время, становится очень тяжело. А если еще знаешь, что эти дети были сиротами и жили в детдоме, то сердце сжимается от боли и жалости. О таких…
Подробнее
полная версия
Классическая проза
Роковые сороковые. Годы войны. Трагичная и правдивая история детей, чьи родители были уничтожены в годы сталинских репрессий. Спецрежимный детдом, в котором живут «кукушата», ничем не отличается от…
Подробнее
полная версия
Современная проза
Одна из самых страшных книг, написанных в нашей стране в постсоветское время. Анатолий Приставкин, советник Президента РФ по вопросам помилования, исследует корни российской преступности. Перед нами…
Подробнее
полная версия
Современная отечественная проза
В книгу известного советского писателя включены три новые повести, написанные и опубликованные в периодике в последние годы.
Повесть, давшая название сборнику, посвящена гражданскому становлению…
Подробнее
полная версия
Современная проза
Анатолий Игнатьевич Приставкин – известный российский писатель, автор 25 книг, изданных во многих странах мира. За повесть «ночевка тучка золотая» удостоен Государственной премии, повесть переведена…
Подробнее
полная версия
Советская классическая проза
Герои романа «Городок» известного писателя А. Приставкина (авторское название — «Вор-городок») приезжают в новые необжитые места и живут во временном поселке. Поселок подлежит сносу, и герои романа,…
Подробнее
полная версия
Современная проза
…А вот если творец – совсем даже не писатель, но обыкновенный человек, в котором тем не менее есть эта искра преобразования мира? Как в героях новой повести Анатолия Приставкина «Золотой палач»….
Подробнее
полная версия
Русская проза
Анатолий Приставкин был настоящим профессионалом, мастером слова, по признанию многих, вся его проза написана с высочайшей мерой достоверности. Он был и, безусловно, остается живым голосом своего…
Подробнее
полная версия
Сказки
Помимо новой повести-сказки «Летающая тетушка» в книгу А.Приставкина вошли произведения, написанные специально для детей («Сказки про ежиков», «Сказки старого Берлина», «Дядя Тумба-Магазин»),…
Подробнее
полная версия
Современная проза
От издателя В книгу вошли три повести А.Приставкина: «Вагончик мой дальний», продолжающая автобиографическую тему жестокого мира детства, пришедшегося на годы войны, «Радиостанция «Тамара», в которой…
Подробнее
полная версия
Советская классическая проза
От составителя …Стремление представить избранные рассказы, написанные на сибирском материале русскими советскими прозаиками за последние десять-пятнадцать лет, и породило замысел этой книги,…
Подробнее
полная версия
Современная русская и зарубежная проза
Рязанка. — Где у тебя дача? — Да, по Рязанке, минут сорок, станция «Отдых». Да, да, уважаемый читатель, речь в этом незавершенном романе идет о Рязанской железной дороге. Так её прозвали из-за…
Подробнее
Биографии и мемуары
Книга подготовлена к 90-летию со дня рождения Анатолия Приставкина – писателя, автора многих романов и эссе, переведенных более чем на 30 языков мира, в том числе «Ночевала Тучка золотая»,…
Подробнее
Современная русская литература
Документальная повесть «Первый день – последний день творенья» – одно из последних произведений Анатолия Игнатьевича Приставкина, в котором автор вновь и вновь возвращается к теме своего военного…
Подробнее
полная версия
- 1
- 2
- →
Отзывы читателей
Похожие авторы
Последние отзывы на книги автора
- Ночевала тучка золотая
С
и Ленин такой молодой,и Сталин живее всех живых,…все врут было чуть голодное, но счастливое время,ленинградцы не умирали от голода в искусственной блокаде,партизаны спасли всех детей из оккупации,…
подробнее
- Долина смертной тени
Т
Спасибо, Анатолий Игнатьевич! Буду перечитывать!очень тяжело но надо!!!!
- Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы поговорим о российском писателе, прозаике, лауреате Государственной и многих международных премий, авторе 26 книг, многие из которых посвящены беспризорникам и детям, чье детство пришлось на годы войны, изданных более чем на 40 языках в разных странах —
Анатолии Игнатьевиче Приставкине.
В 2021 году ему исполняется 90 лет со дня рождения.
Из мероприятия вы узнаете о жизни и творчестве писателя. А также рассмотрим самые значимые его произведения.
Биография Приставкина. Детские годы.
Родился А.И. Приставкин 17 октября 1931 года в подмосковном городе Люберцы в рабочей семье.
В довоенное время Приставкины жили в одном доме вместе с родственниками. В семье было четверо человек – мать с отцом и Анатолий с сестренкой. К этому надо прибавить еще столько же родни. Все они ютились в одной небольшой комнатке.
Несмотря на нужду и тесноту, будущий писатель всегда с любовь и теплотой вспоминал о своем детстве, считая его лучшим временем в жизни, так как до войны было далеко, а мать была еще жива, хотя и болела.
Его отец работал плотником, прошел через фронты Великой Отечественной войны (1941-1945). Мать умерла от туберкулеза вскоре после начала войны. Оставшись сиротой, Анатолий бродяжничал, жил в детских домах. В 1944 году вместе с детским домом попал на Северный Кавказ.
С 12 лет Приставкин начал работать. Обучался в ремесленном училище. С 14 лет он работал на консервном заводе в станице Асиновской под Серноводском, а с 15 лет — в радиолаборатории при авиационном заводе.
Учеба в институте.
В 1946 году Анатолий Приставкин поступает на вечернее отделение авиационного техникума. Все эти годы единственным лучиком света для него были книги, дававшие веру в будущее и надежду на лучшее. В это же время он начинает принимать участие в самодеятельности: читает со сцены стихи, участвует в спектаклях. Когда писатель проходил армейскую службу, он, по приказу начальства, ездил по военным частям с «Василием Теркиным». Эти выступления поднимали боевой дух солдат. В 1952 году Анатолий Приставкин окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.
Демобилизовавшись после срочной службы в Вооруженных силах СССР, в 1954 году поступил в Литературный институт имени А.М. Горького, который окончил в 1959 году.
Литературная деятельность.
В 1958 году дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство».
В 1961 году Анатолий Приставкин стал членом Союза писателей СССР.
В начале 1960-х годов Анатолий Приставкин совмещал работу в бригаде бетонщиков на котловане Братской ГЭС с должностью корреспондента «Литературной газеты».
В 1963-1966 годах входил в редколлегию журнала «Молодая гвардия». В эти годы им были написаны документальные повести «Мои современники» (1959), «Страна Лэпия» (1960), «Костры в тайге» (1964), роман «Голубка» (1967).
В 1970-е годы писатель опубликовал военный рассказ «Солдат и мальчик», опубликованная в журнале «Знамя» в 1977 году.
Повесть «Солдат и мальчик» стала результатом душевного «взрыва» автора. Он не стал бы возвращаться к теме детдомовцев и трагическим обстоятельствам войны, ведь он является представителем поколения «детей войны». Причем, не просто живущих в своих семьях среди военной разрухи, а детей из детдома, где каждый с малолетства за себя. Писатель вырос в условиях, в которых легче было бы погибнуть, чем выжить. Эта горькая детская память и породила ряд правдивых произведений, описывающих нищету, бродяжничество, голод и раннее взросление детей и подростков того жестокого времени.
Для детей старшего школьного возраста.
Творческий успех.
Известность Анатолию Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 году.
Повесть написана безжалостно, но с великим состраданием. Жестоко и нежно. Твердо и с замирающим сердцем. В ней почти нет плохих людей. И тем более нет плохих народов. Сила этой истории в том, что она не выдуманная.
Писатель первым показал, как происходила депортация целого народа, – будучи свидетелем тех трагических событий, он сумел создать мудрое и доброе произведение. Автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам, что больно обожгло его душу, — «мир не достоин существования, если он убивает детей».
Для детей старшего школьного возраста.
Повесть «Ночевала тучка золотая» повествует об 11- летних мальчишках, братьях Кузьминых. Они, Кузьменыши, Сашка и Колька, обычные детдомовские дети, но жизнь заставляет их быть хитрыми, верткими, иногда жестокими. Как за призрачной надеждой, едут они на Кавказ, мечтая попасть в рай, но оказываются в аду людской ненависти. В них – беспризорных детях – проявляются черты раннего взросления, столь свойственного всему поколению детей 1940-х годов, столкнувшихся с совсем не детскими проблемами. Они познают уроки душевной теплоты, черной человеческой ненависти и нечаянного милосердия, жестокости и великого духовного братства.
История Томилинского детского дома – лишь малая часть этого трагического и бесчеловечного процесса. Но и в таких жестоких условиях колонисты получали уроки вечных ценностей: нравственности, добра, справедливости, сострадания. Повесть учит нас уважительно относиться обычаям и традициям всех народов, чтить их культуру, беречь человеческие жизни.
Автобиографическая повесть «Ночевала тучка золотая» Приставкина, написанная в 1981 году, является самой сильной книгой писателя, пережившего тяжелые военные годы в детском доме. Долгое время произведение числилось в списках запрещенной литературы, и было опубликовано только во времена Перестройки.
В 1988 году повесть была отмечена Государственной премией СССР, она была переведена более чем на 30 языков.
А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из этого произведения.
Читает Вакуленко Иван, 12 лет. Театральный коллектив «Страна чудес» МБУ ДО ДЮЦ «Солнечный круг» г. о. Мытищи, Москва. Ноябрь 2017 г.
Повесть «Ночевала тучка золотая» в 1989 году была экранизирована на киностудии им. Горького режиссером Суламбеком Мамиловым – ингушом, который в реальной жизни пережил события, описанные автором. Повесть получила мировое признание, а сам Анатолий Приставкин стал лауреатом Государственной премии.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из к/ф «Ночевала тучка золотая».
Беспризорники
Тему искалеченного детства продолжает повесть «Кукушата» или «Жалобная песнь для успокоения сердца», которая впервые была опубликована в журнале «Юность» в 1989 году. Перед читателями снова предстает детский дом, но необычный, а специальный, куда собрали детей «врагов народа». Им сменили фамилии – все они стали Кукушкины – теперь это «кукушкины дети», кукушата. Когда кукушата узнают, свою истинную фамилию, свою семью, свою историю, что все они «кто-то», а не Кукушкины. Голодные, униженные, они бунтуют и гибнут. Все девять кукушат. Остается жалобная песнь о них, но можно ли найти в ней успокоение сердца?
Для детей старшего школьного возраста.
Одним из этих детей, испытавших на себе все ужасы беспризорного детства, был, и автор повести – Анатолий Приставкин. Вся последующая жизнь писателя несла на себе отпечаток лет, проведенных в детском доме. Во всех его произведениях тема поруганного детства была главенствующей. И это не случайно, ведь только тот, кто с детства познал горечь и душевную боль, кто видел и переживал невзгоды, может понять и простить, может увидеть в любом человеке то великое и не всегда заметное, что и делает его человеком. Таков Анатолий Приставкин!
В 1990 году эта повесть была отмечена Общегерманской национальной премией по детской литературе.
Сказки для детей
Не стоит забывать о том, что наш автор писал не только для взрослых. Свои произведения он писал про детей и для детей.
Как он сам говорил: «Я люблю детей. И не только своих. Верую, что наши дети будут иными, лучше нас. Что они сохранят нравственную чистоту, доброту, обретут правду, найдут общий язык».
Рассмотрим самое известное его произведение для детей.
Эта сказка, но не привычная, в которой говорится о волшебных зверях, удалых молодцах и прекрасных царевнах. Приставкин рассказывает совершенно другую историю. Она о нашем мире, где люди давно разучились гулять, предпочитая передвигаться на автомобилях, да и умение плавать многим без надобности. Полеты же считаются вообще чем-то нереальным. Но если предположить, что люди когда-то спокойно могли передвигаться по воздуху, как сегодня ходить? О том, почему мы утратили эту способность, рассказывает книга Приставкина. Произведение, совершенно детское, затрагивает очень серьезные темы, связанные с внешней и внутренней человеческой свободой.
О какой сказке идет речь?
Для этого вам нужно собрать пазл и тогда вы узнаете, название самой знаменитой его повести-сказки.
Помимо новой повести-сказки «Летающая тетушка» в книгу А. Приставкина вошли произведения, написанные специально для детей («Сказки про ежиков», «Сказки старого Берлина», «Дядя Тумба-Магазин»), а также тонкие, глубокие, формирующие экологическое сознание рассказы об отношениях человека с животными, с природой, и себе подобными.
Вклад в развитие культуры.
А.И. Приставкин был не только писателем, но и активным общественным деятелем.
В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом Киноакадемии «НИКА».
С декабря 2008 года на кинофестивале ежегодно вручается специальный Приз имени Анатолия Приставкина.
В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.
Последние годы писателя.
Последними работами писателя были повести «Судный день», «Первый день – последний день творенья», «Вагончик мой дальний».
В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый», который был опубликован посмертно. Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им ещё в конце 1980-х, однако в 1991 году во время беспорядков в Риге рукопись романа пропала из гостиничного номера, в то время, как Приставкин на баррикадах призывал войска прекратить насилие.
Первым читателем рукописи романа стал близкий друг писателя, президент Российского книжного союза Сергей Степашин, которому принадлежит объёмное предисловие к книге. Роман был представлен публике Мариной Приставкиной на открытии Московской международной книжной выставки в сентябре 2008 года. Но на открытии самого писателя не было. За несколько месяцев до этого, летом 2008 года он попал в больницу из-за проблем с поджелудочной железой. Врачи делали все, чтобы поставить его на ноги. Но после операции его сердце не выдержало. 11 июля 2008 года Анатолий Приставкин Анатолий Приставкин умер в больнице утром 11 июля. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Писатель оставил нам богатое литературное наследство. Всего Анатолий Приставкин издал более 25 книг. Повести «Солдат и мальчик», «Кукушата», романы «Городок», «Рязанка» (1991), «Долина смертной тени» (2000), «Вагончик мой дальний» (2004), документальная повесть «Тихая Балтия» (1990), сборник сказок «Летающая тетушка» (2007). Все они пользуются признанием не только у читателей нашей страны, но и за ее пределами, переведены на многие иностранные языки.
Уважаемые наши читатели! Если вы захотите подробнее познакомиться с творчеством Анатолия Приставкина, приглашаем вас в нашу библиотеку.
Спасибо за внимание! До новых встреч, друзья!
Мероприятие подготовила и провела библиотекарь 1 категории Шитова Н.В.
Глава первая, в которой повествуется о некоторых странностях тетушки Доры
Те, кто знали тетушку Дору с детства, утверждают, что она и тогда была необычным ребенком. Мало сказать, что она была подвижной. Все дети, кроме ленивых, подвижны, но тетушка Дора, как любят выражаться взрослые, была крайне непоседливым ребенком. А больше всего она любила прыгать в высоту. Всякие там заборы и штакетники малолетняя тетушка преодолевала даже без разбега. Да и во время игр в нашем дворе никто не мог переиграть ее на прыгалках. Я говорю про двор, потому что ни в каких школьных соревнованиях она из-за своего своенравного, вредного характера не участвовала, иначе уж точно могла бы сразу стать рекордсменом по прыжкам. Я знаю, что я умею, заявляла она, и с меня достаточно.
А вот странности, связанные с этой самой прыгучестью, стали замечаться окружающими позже, когда выяснилось, что тетушка Дора не просто подпрыгивает вверх, а как бы взлетает и даже чуточку при этом зависает в воздухе. Ну, как прыгун на стадионе во время соревнований, которого при повторе показывают в замедленной съемке. Сама тетушка Дора, возможно, этого не замечала, а если замечала, то не придавала значения. А когда стала совсем взрослой, то в силу того же независимого и даже, как утверждали окружающие, весьма и весьма строптивого характера, замуж не стала выходить, а всегда, сколько я помню, жила в нашем доме, в мансарде, в каморке на втором этаже.
Понятно, что у взрослых, я имею в виду прежде всего моих родителей или ближайших соседей, не всегда хватало времени, чтобы наблюдать за тетушкой Дорой. Зато мы, то есть я, Мартин, и мой младший брат Димок, хоть не сразу, стали замечать, что тетушка Дора редко спускается из мансарды вниз по винтовой лесенке, а между тем вдруг сразу оказывается во дворике или в саду. А однажды нам удалось углядеть, как наша тетушка, нарезав в саду белых роз, вдруг оттолкнулась от травы и медленно, наподобие воздушного шарика, поднялась к себе наверх, на этаж. Она влетела головой вперед в распахнутое окно, не коснувшись подоконника, и исчезла за тюлевой занавеской.
Мы с Димком даже рты открыли, и брату в рот чуть не залетела оса. Но опять же, за завтраком, тетушка Дора вела себя так, будто ничего такого особенного с ней не произошло, и сделала нам обоим замечание по поводу немытых рук. Тетушка — необыкновенная чистюля, и любая соринка, любое пятнышко, оставленное нами, не говоря о грязной обуви, воспринимается ею крайне нервно. Почти болезненно. Но в отличие от тетушки мы не можем летать, и следы от ботинок после прогулок, особенно в дождливую погоду, в прихожей и правда остаются.
Сама тетушка Дора на завтраке каждый раз появляется так, будто собралась в гости, в несколько старомодном, но чрезвычайно чистом темном платье с отглаженным кружевным белым воротничком, в модных туфлях на высоком каблуке и с серебряной заколкой в волосах. Волосы у нее подобраны в пучок, лицо округлое, а губы всегда поджаты, будто она заранее знает, что мы в чем-то провинились. А мы в этот день если и были виноваты, то лишь в том, что не нарочно подглядели, как наша тетушка с букетом роз, держа их перед собой в двух руках, взлетела на свой этаж, прямо в окно.
Но мы с братом сразу договорились никому об этом не говорить. Да и все равно никто не поверит. Но во всем остальном тетушка Дора, как и положено, добрейшая из всех тетушек и по воскресеньям, когда мы с ней прогуливаемся, позволяет нам с братом покупать мороженое и пить сладкую воду. Родители, особенно мама, из-за страха перед всякими инфекциями все это, да и многое другое, например, шоколад или тыквенные поджаренные семечки, категорически нам запрещают. А тетушка Дора — никогда.
Но как мы с братом не таились, а все тетушкины причуды с полетами со временем стали замечаться и нашими родителями. Особенно после случая, когда тетушка Дора, неожиданно для самой себя, взлетая к себе наверх, зависла между первым и вторым этажами. Надо отдать должное, она ничуть не растерялась. Она протянула руки, подхватила со своего окошка тяжелый горшок с цветами и вместе с ним плавно опустилась на землю. И опять же, ничуть не смутившись, она не спеша, будто на прогулке, прошествовала мимо нас с родителями, застывшими в немом изумлении, по лесенке к себе в мансарду.
Родители отреагировали на это по-разному. Папа был спокоен, заметив за ужином, в то время когда тетушка отдыхала у себя наверху, что, если ей так уж нравится летать, пусть себе летает. Лишь бы, как добавил он шутя, не улетела совсем. А то унесет ветром, ищи-свищи ее тогда.
Мама же не была столь беспечна.
— Тебе шуточки, — сказала она. — Но ты видел, как она летает? Да еще с горшком?
— Ну, с горшком? Ну и что?
— А тебе не кажется это странным? Никто не летает, а она летает.
Папа лишь пожал плечами.
— А откуда нам знать, кто еще летает?
— Я, во всяком случае, ничего подобного не видела и не слышала, — и мама, помолчав, добавила: — Но это же может привлечь внимание соседей. — Тут она понизила голос, хотя слышать этот разговор никто бы не мог. — А все соседи одинаковы и любят что-нибудь замечать, что их не касается. Начнут рассказывать всякие небылицы, а то еще вызовут полицию, а это уже неприятно. Да и вообще, кто знает, не запрещено ли это законом!
Вот так приняли новость наши родители. Мы с братом слушали да помалкивали, хотя на этот счет свое мнение у нас, конечно, было.
Глава вторая, в которой тетушке Доре вдруг захотелось погулять по бульвару
Разговоры разговорами, а тетушка продолжала жить как ни в чем не бывало. А значит, летать. И однажды мама в волнении сообщила, что тетушка не хочет или не может спуститься на завтрак, а когда к ней поднялась в мансарду, увидела ее висящей посреди комнатушки, на уровне электрической лампочки. Ну, так, будто бы она лежала на диване. И при этом она, по словам мамы, еще читала книжку и так зачиталась, что не услышала, как мама пришла звать на завтрак.
Мы все, папа в том числе, поднялись наверх в комнатку тети Доры и заглянули в дверь, которую мама в спешке оставила распахнутой. Но ничего особенного не увидели. Тетушка Дора, как обычно, стояла перед зеркалом и расчесывала волосы.
— Вы ко мне? — спросила, не оборачиваясь и глядя на нас в зеркале.
— Да. Мы ждем вас на завтрак, — только и смогла произнести мама.
— Думаю, что скоро я спущусь, — отвечала тетя. И стала не торопясь прилаживать серебряную заколку.
Но, судя по всему, воздушность, если можно так назвать, тети Доры со временем возрастала и возрастала, и мы не раз и не два находили ее теперь висящей под потолком, в то время как сама она крепко спала, и можно было даже потрогать свисающее вниз атласное одеяло. Но затем мы стали заставать ее и в саду, где она располагалась на высоте близ своих любимых белых роз, полеживая с книжкой или отдыхая, как в гамаке. При этом она ничуть не беспокоилась, что ее могут углядеть через кусты соседи или прогуливающиеся по дорожке люди. Она отдыхала так, как ей приятно, и весь ее вид показывал, что это ее личное дело, как ей нужно отдыхать. Ведь не в каком-то дурном или безвкусном наряде вышла, или нет, вылетела она подышать в сад, а в красивой цветастой юбке, белой кофточке и кокетливой модной голубой косынке. Придраться к такому наряду просто невозможно, даже если ты смотришь снизу вверх. И, как ни странно, соседи, поглазев на тетушку Дору раз-другой поверх забора, скоро к такому ее отдыху привыкли. Ну, а совсем чужих или посторонних людей на нашей зеленой окраинной улочке с названием Тихая практически не бывает.
Главная / Российские писатели / Приставкин Анатолий Игнатьевич / Приставкин А.И. (Список изданий) / В фондах ЛОДБ имеются следующие издания писателя:
Ссылка на OPAC ЛОДБ сделана 09.10.06 |
|
Известный российский писатель, лауреат Государственной и международных
премий, автор более 26 книг, советник президента РФ по вопросам помилования, Приставкин
Анатолий Игнатьевич родился 17 октября 1931 года в г. Люберцы Московской
области.
Когда началась война, Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на
фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал,
оказывался в разных частям огромной страны — в Подмосковье, Сибири, Северном
Кавказе. Испытал страшные тяготы
беспризорной жизни: однажды свои же
ребята приговорили его к смертной казни – проиграли его жизнь в карты, а он
сохранил не только себя, но и свою душу. Что кажется ещё большим чудом.
Видно прав был поэт:
«Чем больше от сердца отрываешь –
Тем больше на нём остаётся»
Безотцовщина военного времени, детский дом в
пустой Чечне после репрессий. Все это было в его книгах. «Я много что видел, и
потому, никак не пойму, почему мы никак не начнем спешить делать добро?», —
говорил Анатолий Приставкин друзьям и журналистам. Все книги автора преследуют
цель пробудить в нас чувства добра и сочувствия.
После
войны, служа в армии, Приставкин стал участвовать в самодеятельности. Он
настолько хорошо знал и читал «Василия Теркина» А.Твардовского, что армейское
начальство возило его по частям в качестве примера воспитательной работы.
Позднее начал сам писать стихи, которые вскоре были опубликованы в
газете. В 1952 году он окончил
Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом,
прибористом.
Отслужив
в армии, поступил в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в
1959 году, занимался в поэтическом семинаре Льва Ошанина. Вспоминая
Литературный институт времен оттепели, А.Приставкин с особой теплотой говорил о
своих талантливых сокурсниках, которые на многие годы остались его друзьями и
прославили литературу России: «…на
курс раньше были Роберт Рождественский, Евтушенко, Лина Костенко – с Украины,
потом наш курс, это быстро прославившийся Анатолий Кузнецов,
Анатолий Гладилин- основоположник молодёжной повести, как выстрел тогда
прозвучала его проза. Нас даже на курсе называли три богатыря — три Анатолия.
Хотя я мало выделялся и только на последних курсах выскочил немножко. Лёня
Завальнюк- до сих пор очень активно работающий поэт и песенник, тонкого
философского склада. Была у нас на курсе Галя Арбузова, которая стала соавтором
замечательного фильма «Чучело-2»… И удивительно сильный курс был после нас —
очень молодой — до двадцати лет (мы- то почти все – после … ) Белла
Ахмадулина, Юнна Мориц, Иосиф Курлат, Маргарита Шипош – румынская поэтесса,
Жданов, Харабаров и Панкратов – они потом напишут «Страну керосинию»… И
когда сомкнулись курсы – старшие и младшие, то получилось удивительно
творческое ядро. Мы были интересны друг другу».
Для
многих читателей Анатолий Приставкин остается автором книги «Ночевала тучка
золотая».
Однако тема беспризорного искалеченного детства возникла гораздо
раньше. Сначала он почти интуитивно писал маленькие рассказы, которые были
опубликованы в 1958 году в «Юности». Пришла не просто известность, к
А.Приставкину обратился знаменитый Марк Донской с предложением о постановке
фильма по повести. «А я ему: «Я не
хочу. Я в Сибирь еду, строить Братскую ГЭС. Я – патриот». И на меня потом
пальцем показывали: «Донской – классик, основоположник неореализма, один его
фильм, участие в нём, это уже лауреатство, а этот придурок- отказался!». А причина была проста — отсутствие денег для
дальнейшего проживания в Москве. «За первую прозу я решил
пристройку сделать, в Ухтомской, где сестрёнка жила. «Сибирские огни» тогда
меня печать начали. Нанял я плотников. – и все деньги отдал им. В первый
же день! Тогда же я видел их в последний раз – и остался без дома.
Столько глупостей наделал! И голодал потом, на последние деньги чайник купил и
сгущёнку. Когда Донской меня позвал – я уже без денег был – только на
билет оставалось». Затем
был рассказ «Солдат и мальчик». Он вышел в журнале «Знамя» в 1977 году. Через
десять лет в том же «Знамени» была опубликована «Тучка» – одна из самых громких
«перестроечных» книг, – а затем «Кукушата». Это истории об одиноких подростках
– крошках со стола пиршества Сталина. Потом была книга «Судный день»,
рассказывающая о жизни подростков во время войны, о мальчике, которого судят за
день прогула. Отчасти, это была автобиографичная история. «Писатель был
замечательный, язык замечательный, один из классиков современной литературы
русской – наравне с Астафьевым, Абрамовым», – говорит народный артист России
Лев Дуров.
Приставкин,
на мой взгляд, единственный из советских писателей, так подробно в различных
произведениях показал военное детство. Сегодня спорят, что читать подростку,
жалуются на недостаточный выбор. Это все от незнания своей родной литературы. Хотите
вырастить нравственно здоровых детей? Читайте
вместе с детьми А.Приставкина.
С 1981 года А. Приставкин преподавал в Литературном
институте, вёл семинар
прозы; доцент кафедры литературного мастерства. Вспоминает Владимир Шпаков: «мне не просто повезло, а очень повезло. Талантливый
писатель, крупная личность, душевный, крайне деликатный человек – это редкое
сочетание качеств, таких людей встречаешь, как правило, один раз в жизни.
Однажды во время разбора одного из текстов он произнес: «Вообще-то
в литературе меня по большому счету интересует одно: судьба человека». Произнес
будто бы между прочим, без нажима. Теперь я вспоминаю эти слова все чаще. У
него – была судьба, у нас же были какие-то биографии, а еще амбиции. Мы являлись
адептами новейших эстетических течений, презирали реализм, до человека ли тут?
Но вот, не за горами уже пятьдесят лет, и о судьбе, хочешь – не хочешь, а
задумываешься. Как о понятиях, неотрывных от судьбы, например: честь,
достоинство, искренность, доброта, сострадание… Увы, приходится с прискорбием
отмечать, что качества эти и в тебе самом, и во всем нынешнем обществе – в
большом дефиците. А вот у Анатолия Приставкина эти качества были».
Именно эти качества и предопределили его работу вначале Председателем
Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ, а затем – Советником
Президента по вопросам амнистии и помилования.
Владимир
Шпаков: «Он далеко не сразу согласился на это
предложение, в полной мере осознавая: насколько тяжело писателю пребывание во
власти, особенно в сфере, где требуется решать те самые судьбы. Жить, то есть,
кому-то, или не жить. Но согласился, поставив условие: он приглашает на работу
в Комиссию тех, кого считает нужным. Это были люди высокой пробы: Булат
Окуджава, Фазиль Искандер, Лев Разгон; только они, наверное, и имели право если
не решать (решение – за Президентом), то рекомендовать главе государства:
оставить кого-то жить или привести в исполнение смертный приговор.
Возглавить Комиссию было нелегко, но решение оказалось оправданным.
Ведь к этой должности рвались совсем другие люди, желавшие на чужой смерти (под
маской «суровой справедливости») сделать себе имя и карьеру. Для Анатолия
Приставкина это была не карьера, а крест, который взвалил на себя российский
интеллигент-гуманитарий. Он никогда не шел на поводу у толпы, всегда желающий
крови и мести, и вместе со своими друзьями в конце концов остановил вакханалию
смертей, добившись моратория на смертную казнь».
Из
высказывания советника Конституционного суда РФ, судьи в отставке Татьяны
Мещеряковой: «Анатолий Приставкин лечил человеческие души». По ее словам, «он
был носителем убежденности в правильности того, что делал, если мы имеем в виду
Комиссию о помиловании, можно сказать, что он всегда был убежден в глубочайшей
необходимости этой милости со стороны государства». Татьяна Мещерякова также
заявила в отношении работы Анатолия Приставкина в комиссии по помилованиям, что
«никто не мог бы сказать осуждающее слово в его адрес как человека, милующего
не должным образом или негодных людей». «Это миссия спасателя», — добавила она.
Об этой
части своей жизни Анатолий Приставкин рассказал в книге «Долина смертной тени».
Перед нами чередой проходят маньяки и детоубийцы, насильники и садисты,
сверхчеловеки с извращенной психикой и просто пьяницы, готовые из-за стакана
водки зарезать собутыльников. Каждый день рядом с нами – здесь и сейчас –
происходят десятки жутких преступлений. В романе нет сгущения красок – а лишь
протокольная точность, нет смакования деталей – а лишь подробности судебных
приговоров, нет морализаторства – но есть призыв к милосердию для тех, кого еще
можно вернуть к нормальной жизни, и боль писателя за наше жестокое общество,
породившее зверей в человеческом облике и не способное противопоставить им
ничего, кроме смертной казни.. Кроме того, А.Приставкин создало цикл
документальных фильмов «Небо в клетку» –
настоящее исследование уголовной жизни России и сотни спасенных жизней. «Приставкин
был очень целенаправленный в том, как он писал, преодолевая свою беду и беду
окружающих, и с тем, каким он был на самом деле, пытаясь вытащить из этой беды
других людей», – скорбит поэт Виталий Коротич.
Из воспоминаний дочери: «Комиссия отца просуществовала почти десять лет.
За этот период 57 тысячам заключенным сократили срок заключения, часть из них
вышли на свободу раньше срока. Но вот приговоры насильникам и убийцам детей он
никогда не смягчал. Ребенок — самое невинное существо на земле, и даже самые
мелкие обиды негативно отразятся на его жизни, не говоря уже об издевательствах
и насилии, говорил он. А папа, переживший трудное детство, каждой нервной
клеткой ощутил, что это такое — несправедливое, подчас варварское отношение к
ребенку».
Анатолий Приставкин
писал и другие книги, не связанные с его нелегкой службой.
В числе этих книг
одна очень светлая и человечная, потому что состоит она из сказок, которые он
когда-то сочинял для дочери. Делал он это, как и положено, профессионально, не
устно, но письменно, так что в итоге сложился целый цикл, фактически готовая
книга «Летающая тетушка. Сказки, рассказы».
«Жизнь по привычке — вот гири, которые не дают людям взлететь… Воспарите
сначала в мечтах, оглянитесь вокруг, услышьте пение птиц и запах роз,
и вы почувствуете легкость в душе и теле. А уж
душа и тело сами решат, где им лучше находиться, на земле или в небе», —
говорит главная героиня
чудесной повести-сказки Анатолия Приставкина.
Тетушка Дора, умеющая летать, сохранила в себе
детскую дерзость и непосредственность. Впрочем, и некоторые взрослые сохраняют
эту способность летать, но… только во сне. Все мы прикованы к земле не одной
лишь силой тяготения, но и силой привычки, а тетушка Дора летает наяву, потому
что ничего не боится и доверяет своей душе и своему телу. В книгу
А.Приставкина вошли произведения, написанные специально для детей («Сказки
про ежиков», «Сказки старого Берлина», «Дядя
Тумба-Магазин»), а также тонкие, глубокие, формирующие экологическое
сознание рассказы об отношениях человека с животными, с природой.
Совершенно неожиданной была книга «Король Монпасье Мармелажка
Первый».
За забавным и
на первый взгляд несерьезным названием последнего романа А. И. Приставкина
кроется глубина осмысления действительности, пережитой и продуманной мастером в
последние годы жизни. Это роман о современной России, повествование о которой
перемежается экскурсами в Россию XVII века.
Жизнь героя романа — писателя Александра Васильевича Соколова тесно переплетена
с жизнью и смертью Григория Карповича Котошихина — «диссидента» тех времен,
«шпиона и перебежчика», оболганного современниками, также написавшего книгу о
России.
Анатолий Приставкин ‑ лауреат Государственной
премии СССР 1988 года в области литературы, искусства и архитектуры за
повесть «Ночевала тучка золотая». За повесть «Кукушата» (1989)
Приставкин получил Общегерманскую национальную премию по детской литературе. В
2002 году он стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад
в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах
мирного строительства Европейского дома.
Проходит
время, и все же радостно ощущать, что его
помнят, что книги его читают и переиздают, что ставят их на театральной сцене.
Что на кинофестивале «Сталкер» ежегодно вручают приз его имени за лучший
сценарий, что получают стипендию его имени «за успехи в изучении русского языка
как иностранного», что по-прежнему интерес к творчеству писателя проявляют
зарубежные издатели. Например, в Швейцарии вышел роман «Вагончик мой дальний» на
немецком, а в Швеции переиздали «Тучку» в блистательном переводе Ларса-Эрика
Блумквиста, в Греции закончили работу над переводом его «Маленьких рассказов»,
которые когда-то Валентин Катаев назвал «Маленькими шедеврами Приставкина».
Не бойтесь его правдивых книг, читайте сами и давайте детям.
Лейте слезы над чужой судьбой и горем. Сочувствуйте и учите этому детей.