- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Жизненный путь исканий Андрея Болконского в романе Война и мир
Жизненный путь исканий Андрея Болконского в романе Война и мир сочинение
В начале романа Льва Николаевича Толстого »Война и мир» Андрей Болконский представлен как тщеславный и равнодушный человек. Он хочет добиться высокого военного чина и ему неинтересно как во время войны живет обычный народ. Болконский ровнялся на Наполеона, поэтому, когда во время войны в 1805-1807 году он увидел, что его армия убегает, кинулся в бой под пули. Этим он хотел всем доказать, что он не только хочет славы, но и ему стало стыдно за своих сослуживцев. В бою Болконский получает ранение в голову и после этого в его голове все меняется.
Андрей Болконский после ранения очнулся другим человеком, он, наконец, понял что слава и признание не так важно в жизни. Главная красота вокруг красота природы и здоровье близких. Когда умерла жена Андрея, он очень долго страдал и не мог прийти в себя. С гибелью жены у Болконского теряется всякий смысл, и он целиком и полностью уходит в себя. Жизнь для него стала скучной и неинтересной. Лишь разговор с другом помогают Болконскому снова взяться за дело, но уже с другими ценностями.
Болконский влюбляется в Наташу Ростову и в нем вновь просыпается жажда славы. После измены Наташи Ростовой, Болконский снова отправляется на фронт, но уже защищать Родину, а не ради высокого чина. Он даже сражается с простыми солдатами и офицерами.
В Бородинском сражении Болконский совершает подвиг, но не для народа, а для себя. Он осознает все, что с ним происходило и очень хочет поменять свою жизнь полностью в целом. За весь свой жизненный путь он сильно изменился и прошел путь самосовершенствования.
После получения тяжелого смертельного ранения Болконский находит в себе силы простить измену Наташе Ростовой. На смертельном одре он понимает, что многие вещи в жизни не важны, и надо ценить счастливые моменты. Пройдя такой непростой жизненный путь от равнодушного и тщеславного человека к всепрощающему взрослому мужчине.
Лев Николаевич Толстой раскрыл в своем романе историю, где человек, для которого было важно лишь собственное я, в течение жизни может измениться в лучшую сторону. Персонаж Андрей Болконский, жаждущий славы, и равняясь на такого большого лидера как Наполеон, решил для себя, что именно это ему в жизни и нужно.
После переосмысления своих жизненных принципов Болконский все правильно расставляет приоритеты по жизни. Образ Болконского учит каждого читателя, что слава не главное, а нужно больше внимания уделять своей семье и близким.
2 варант
Князь Андрей Болконский – один из положительных героев романа. В романе он сталкивается со множеством трудностей, которые и повлияли на становление его личности.
Толстой знакомит нас с князем ещё в начале произведения в салоне Анны Павловы Шерер. Здесь мы видим его гордым и эгоистичным, идеалом для Болконского в данный момент жизни является Наполеон Бонапарт. Андрей женат на Лизе, но этот брак несчастен, т. к. у супругов противоположные взгляды на светскую жизнь. Болконский ненавидит это «глупое общество», однако для его жены такая жизнь привычна, т. к. с детства она находилась в нем. Князь презирает Лизу, видя в ней фальшь и маску светского общества.
Один из главных эпизодов в жизни Болконского – битва под Аустерлицем. Это сражение было возможностью показать себя и получить заветный Тулон. Но Андрея ранили. И раненый, лежа на земле и глядя на чистое небо, князь переосмысляет всю свою жизнь. Он разочаровывается в Наполеоне и теперь видит в нем маленького, ничтожного человека. По возвращению домой князь узнает о смерти жены. Он корит себя за то, что был так холоден с ней. Эти события давят на героя, и он отказывается от военной службы. С этого момента начинаются поиски смысла жизни. Очень хорошо его мысли описывает первая встреча с дубом. Образ дуба и является внутренним состоянием героя. Он опустошен и подавлен.
Но в отрадном Андрей слышит разговор Наташи и Сони, который полностью меняет его жизнь. Наташа пробудила в князе уже давно забытые чувства. Символом «перерождения» героя служит тот самый дуб. Болконский встретил его на обратном пути и сначала даже не узнал. Дуб преобразился до неузнаваемости, он расцвел также, как и душа главного героя. После этой встречи мы слышим от Болконского ту заветную фразу: «Нет, жизнь не кончена и тридцать один год».
Болконский влюбляется в Ростову и делает ей предложение, она соглашается. Но его отец против этого брака, он уговаривает сына отложить свадьбу и поехать на лечение за границу. Андрей соглашается. За время его отсутствия Наташа влюбляется в Анатоля Курагина и пишет об этом Болконскому. Их помолвка отменяется, но Андрей не перестает любить Наташу до самой смерти.
Главный герой возвращается на службу, пытаясь забыть Наташу и её измену. Он принимает участие в войне 1812 года. В Бородинском сражении Андрей получает серьезное ранение. В госпитале происходит его встреча с Анатолем, его главным врагом. Ему ампутируют ногу. В этот момент Болконскому становиться жаль Курагина. Этот момент показывает, что Андрей умирает физически, но при этом растет духовно. Он в очередной раз перерождается.
Через неделю Андрей оказывается в доме Ростовых. Наташа ухаживает и заботится о нем. Их отношения улучшаются, Болконский прощает Ростову. Он все еще любит её, но уже слишком поздно, его настигает смерть.
Жизненный путь князя Андрея наполнен различными трудностями и испытаниями, но несмотря на всё Болконский приходит к внутренней гармонии с самим собой и покидает этот мир со спокойной душой.
Сочинение Жизненный путь Болконского
Судьбы и жизни героев романа «Война и мир» тесно взаимосвязаны с военной и мирной деятельностью страны. Одним из сложных героев эпопеи считается Андрей Болконский. Поступки Болконского очень трудно понять. Болконский выделяется как великий человек с сильной волью и способностью управлять другими людьми. Андрей обладал отличной памятью и был начитанным человеком. С юности он много работал и учился.
В начале книги Андрей желал только славы при помощи воинских подвигов. В Шенграбенской битве Болконский проявил храбрость и мужество. В 1805 году Андрей участвовал в Аустерлицкой битве. В битве он бежал впереди всех со знаменем в руках. На поле боя он был ранен. В бессознательном состоянии Андрей видел Наполеона. В таком состоянии он мечтал о тихой и беззаботной жизни. Он был пленен врагами и пролежал некоторое время. После чего Андрей вернулся в Лысые Горы. Чуть позже Андрей получил от судьбы страшный удар. Он лишился своей супруги, которая умерла при родах. Андрей испытал душевные страдания. Он потерял смысл жизни. Он пришел к теории, что жизнь пронизана жестокостью, а не добротой и любовью.
После пришествия Болконский остался в деревне. Он продолжал жить, как и раньше, но его внутреннее состояние полностью изменилось. Мысль о новой жизни, деятельности и любви приносила ему неприятные ощущения. Ему было всего 31 год и у него было все еще впереди. Он принял решение, что доживет свою жизнь, ничего не желая. Так прошло некоторое время. Андрей поехал в Отрадное в поместье Ростовых, чтобы обсудить важное дело. В поместье он встретил Наташу. После знакомства с девушкой у Андрея изменилось мировоззрение, он почувствовал, как к нему вернулись жизненные силы. Чуть позже он понял, что полюбил Наташу. Во второй раз они встретились на светском балу в поместье Ростовых. На балу Болконский любовался пением Наташи.
Андрей и Наташа были очень разными. Андрею были присущи зрелость и ум. Наташа была веселой. Ее тяготило отношение Андрея. По указанию отца девушки их свадьба была отложена. Андрей уехал заграницу на лечение. Он много думал о своих чувствах и не интересовался мнением и чувствами Наташи. Узнав об отношениях Наташи с Курагиным, Андрей отказался ее прощать.
Жизненный путь героя тесно взаимосвязан с армией, научившей его понимать простых людей. Вся армия гордилась и любила князя Болконского. Деятельность и жизненные принципы князя характеризует его как патриота своего народа и человека с высокими моральными принципами.
Путь исканий Андрея Болконского. 10 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Жизненный путь исканий Андрея Болконского в романе Война и мир
Популярные сегодня темы
- Сочинение Мое отношение к Печорину
Лермонтов написал огромное количество разных произведений. И в одном из них главным героем является Печорин, о котором и пойдет речь. Оказывается, это человек, он не может отыскать себя в жизни, а также его не принимает
- Сочинение История мой любимый предмет 5 класс
Самым увлекательным предметом в школе я считаю историю. Так интересно узнать, каким был первый человек, чем он занимался. Наскальные рисунки первобытного человека похожи на первые художества ребёнка.
- Сочинение Описание одежды или костюма
Сейчас люди очень зациклены на моде. Стиль каждого человека – неповторимый и уникальный. Давайте более подробно поговорим об этом.
- Сочинение по картине Кот на окне Джеймса 4 класс
Эта картина очень соответствует своему названию. Кот на окне – так и есть. Вот окно, вот кот сидит. Он смотрит на улицу, где столько всего – целый мир. (Какой-то город.)
- Анализ произведения Игра в бисер Гессе
Герман Гессе работал над своим последним романом в тяжелые годы фашизма в Германии. Жанр произведения «Игра в бисер» можно определить, как глубокая философская проза с элементами сюрреализма
«Война и мир» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов по роману Льва Толстого «Война и мир». Используйте эти примеры для подготовки к итоговому сочинению ЕГЭ.
Человек путешествующий
Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.
Книга про меня
Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.
Как страх влияет на человека? — аргумент
В романе-эпопее «Война и мир» можно найти множество примеров поведения человека на войне. Так, офицер Жерков проявляет себя как человек, не готовый жертвовать собой ради победы. Во время Шенграбенского сражения он проявляет трусость, которая приводит к гибели множества солдат. По приказу Багратиона он должен отправиться на левый фланг с очень важным посланием — приказом отступать. Однако Жерков трусит и не передает послание. В это время на левый фланг нападают французы, и начальство не знает, что делать, ведь они не получали никаких приказов. Начинается хаос: пехота убегает в лес, а гусары идут в атаку. Из-за действий Жеркова погибает огромное количество солдат. Во время этого сражения получает ранение юный Николай Ростов, он вместе с гусарами смело бросается в атаку, пока другие солдаты находятся в смятении. В отличие от Жеркова он не струсил, за что и был произведен в офицеры. На примере одного эпизода в произведении мы можем увидеть последствия храбрости и трусости на войне. Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить.
Всегда ли ожидания соответствуют реальности? — аргумент
Наши представления порой разрушаются при столкновении с суровой действительностью.
В подтверждение своих слов хочу привести роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Андрей Болконский, отправляясь сражаться с Наполеоном в Европу, представлял себе войну местом средоточия доблести, героизма, храбрости, красоты. Однако при первом боевом столкновении с французами Болконский видит “непарадную” сторону войны. Войска пытаются переправиться через мост под градом снарядов, кругом царит хаос, бегут солдаты, кричат раненные. Представления Болконского о войне полностью меняются, он понимает, что война лишена красоты и романтики, она преисполнена жестокости и крови.
Почему люди изменяют? — аргумент
Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она изменила ему духовно с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним. На измену ее толкнули две причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью девушки, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.
Поиск смысла жизни — аргумент
Андрей и Пьер совсем не похожи по типу личности (их различие заметно в первой же сцене романа – на светском приеме у Анны Павловны Шерер), но их объединяет и делает близкими общее свойство – необходимость понимания жизни и своего места в ней. Для Болконского, презирающего свет с его ничтожностью и извращенным нравственным миром («Эта жизнь не по мне», – скажет он в разговоре с Пьером), это выражено в стремлении воздействовать на ход событий личным деянием, подвигом. Для Пьера, перед которым после дуэли его собственная жизнь, как и жизнь всеобщая – современная и историческая, предстает в беспорядке и разрушении, как «завалившееся» здание, возможностью благоустройства становится идея самосовершенствования. Но умозрительные идеи («наполеоновская» у Болконского, масонская у Пьера) не способны справиться с жизненным беспорядком, бессмысленной и неподвластной человеку стихией. Эти этапы закончатся крушением – разочарованием в масонстве для Пьера, Аустерлицкой катастрофой для князя Андрея. Их путь к истине становится движением к другим людям, и обретается человеческое единение не путем мысли, а путем интуитивного познания и опытом жизни с людьми. В 1812 г. князь Болконский будет не адъютантом главнокомандующего, но пойдет служить «в рядах», где для него станет понятным зависимость исхода событий от того «общего духа», который есть в нем, Кутузове, Тимохине и в последнем солдате. Для Пьера главными уроками жизни станет понимание «простоты и правды», которые он увидит в солдатах при Бородине, а потом видение той истинности общей народной жизни, которую он почувствует в Каратаева.
Какие качества раскрывает в человеке любовь? — аргумент
Как и другие героини Толстого, Марья свои лучшие качества раскрывает, переживая любовь. Через общение с Николаем Марья преображается несмотря на внешнюю некрасивость, неоднократно подчеркиваемую Толстым, становится прекрасной. От сравнения с Соней Марья только выигрывает. Она более искренняя, более цельная, самостоятельная личность. Семейная жизнь Николая и Марьи обоим приносит счастье и покой, потому что супруги взаимно обогащают друг друга.
Истинные и ложные ценности — аргумент
В сценах частной жизни и в исторических сценах, расположенных в разных частях романа, обнаруживается общий смысл. Так, кардинальная для Толстого мысль об истинных и ложных жизненных ценностях равно открывается Николаю Ростову после огромного карточного проигрыша, князю Андрею, лежащему после ранения на Праценской горе, Пьеру, наблюдающему за солдатами, идущими к Бородину перед сражением. Общность ситуации в том, что во всех трех случаях происходит решительный сдвиг – жизнь нарушает свое обычное течение перед лицом смерти (Николаю невозможность заплатить «долг чести» грозит самоубийством, князь Андрей смертельно ранен и истекает кровью, Пьер думает о том, что эти веселые люди завтра, возможно, погибнут), – и тогда обычные и не вызывающие сомнений ценности, для каждого свои (офицерская честь, слава, удобство и комфорт), обнаруживают свою ложность и в силу вступает настоящее и всеобщее в жизни – сила молодости и искусства, открывшаяся Николаю в пении Наташи, истина высокого неба, как будто впервые увиденного князем Андреем, спокойная уверенность в необходимости общего дела, которую почувствовал в солдатах Пьер.
Что объединяет людей в годы войны? — аргумент
Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.
Внешняя и внутренняя красота — аргумент
Элен – единственная «вполне красивая» женщина, описанная Толстым, однако это едва ли не самый непривлекательный образ в романе. В ее красоте нет возвышающего душу начала, она возбуждает «гадкое чувство». Элен исключительно беспринципна и эгоистична, во всех своих действиях она руководствуется исключительно собственными прихотями. В своей беспринципности она не останавливается ни перед чем (история с вельможей и принцем). Элен противопоставляется Толстым княжне Марье – Марья, несмотря на свою некрасивость, богата внутренне, Элен – блестяща внешне, но духовно уродлива (форма без содержания). Элен неразвита и вульгарна, ее суждения примитивны, однако она принимает законы, по которым живет светское общество, и оборачивает их в свою пользу. Элен «проверяется» войной 12-го года, обнаруживая при этом собственное ничтожество, – все ее мысли о новом браке при живом муже, для чего она даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знаменами православия. Смерть Элен закономерна. Толстой даже не приводит истинной причины ее смерти, ограничиваясь скандальными слухами об этом, так как это для него не важно – Элен уже давно мертва духовно.
Как воспитание влияет на человека? — аргумент
На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху (напр. организация Ростовым-старшим приема москвичей в честь Багратиона). Всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность (именины Наташи, поведение Николая на войне, святки). Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами.
Подлинное лицо князя Василия проявляется в период «дележа» наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера. Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадемуазель Бурьен). Анатоль на редкость ординарен и неумен, что, впрочем, не заставляет его отказываться от своих претензий.
Все сочинения
Путь исканий Андрея Болконского
Введение
На протяжении всего романа Л.Н.Толстого «Война и мир» мы встречаемся с разными героями. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами. И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л.Н.Толстой показывает нам в своем романе «Война и мир» путь исканий Андрея Болконского. Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни.
У нас появилась новая характеристика Андрея Болконского.
Андрей Болконский – один из самых любимых героев Л.Н.Толстого. Мы можем посмотреть весь его жизненный путь в романе «Война и мир», путь становления личности, путь исканий души.
Идеалы Андрея
Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения. Мы видим его на светском вечере в салоне Анны Шерер гордого, высокомерного, не желающего участвовать в жизни общества, считая это для себя недостойным. В его идеалы входит образ французского императора Наполеона Бонапарта. В Лысых Горах в разговоре со своим отцом Болконский говорит: «…как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь как хотите, а Бонапарте все-таки великий полководец!»
К жене Лизе он относился неласково, с видимым превосходством. Уходя на войну, оставляя беременную жену на попечение старого князя, он попросил отца: «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста».
Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.
Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, единственному преданному его другу. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света», – говорил он ему.
Очень насыщенна событиями военная жизнь Болконского. Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется), участвует в Аустерлицком сражении. Потом делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть.
Разочарования Болконского
Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти. Увидев своего кумира – Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», – вот что занимало теперь Болконского.
Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание.
После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол».
Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России». Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо».
Любовь к Наташе Ростовой
Истинное прозрение к жизни пришло к Болконскому после встречи с Наташей Ростовой. По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями. Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы. Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Именно так думал князь Андрей.
Но по возвращению домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» – решил Болконский. Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.
Смерть Болконского
Многие читатели задаются вопросом, почему Л.Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе «Война и мир». Да, Л.Н.Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка. Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть. Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете», говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице. Он умер счастливым человеком.
Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, судеб других людей. Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал герой Толстого.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина-Львовна Фрол
21/31
-
Яна Гулько
21/31
-
Асыл Марат
29/31
-
Марина Ставрогина
31/31
-
Александр Матвеев
24/31
-
Елена Наволокина
27/31
-
Екатерина Славская
13/31
-
Татьяна Габова
21/31
-
Катя Иванова
30/31
-
Михаил Палагин
23/31
№
Проблема
Эпизод
1
Проблема патриотизма.
Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым, князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины.
Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг и другие — все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах.
2
Проблема подлинных и мнимых ценностей
Князь Андрей перед Аустерлицким сражением мечтает о своём «Тулоне», о славе. Он совершает подвиг, со знаменем в руках увлекает за собой солдат. Тяжёлое ранение, вид открывшегося перед ним безграничного неба приводят его к пониманию того, что прежние ценности были ложными, и даже появление его кумира –Наполеона – не может отвлечь его от боли, от нового видения жизни.
Стремление к исключительности, превосходству над людьми было свойственно Наполеону. На самом деле его величие было мнимым. В смешном и жалком положении оказался французский император, стоя на Поклонной горе в ожидании бояр с ключами от Москвы.
3
Проблема благородства
Андрей Болконский стал символом благородства для многих людей. Ему свойственно стремление стать лучше, понять поступки окружающих. Он сумел простить человека, причинившего ему горе: после ранения на Бородинском поле он видит Анатоля Курагина, когда-то оскорбившего его и его невесту Наташу Ростову. Теперь перед ним страдающий человек, у которого только что отняли ногу. Князь Андрей нашёл в себе силы простить и его, и Наташу Ростову, поняв, что юной девушкой совершена ошибка, за которую он слишком сурово наказал её.
Петю Ростова беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового прийти на помощь любому в трудную минуту. Благородство Пети идет от души, хотя он стесняется своего поступка
4
Проблема истинного и ложного гуманизма
Суровая зима. Ночь в лесу. У костра расположились солдаты. Звучат оживленные беседы, кое-кто дремлет, завернувшись в шинель. Солдат говорит о Наполеоне :»А кабы мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.» Та же ненависть звучит и в реплике старого солдата :»Все одно конец сделаем, не будет ходить». Но когда солдаты видят умирающих от голода и стужи Рамбаля и Мореля, естественное чувство жалости пробуждается в них. Резко обрывают они неуместное замечание шутника, угощают врагов кашей, сажают поближе к костру. «Вот люди!»- с восторгом говорит о русских Рамбаль. Эта оценка перекликается со словами одного из солдат-ветеранов :»Тоже люди…»- говорит он о французах.
Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Но попытки Безухова привлечь «братьев» к бескорыстной помощи страдающему человечеству приводят его к разрыву с масонами.
5
Проблема родительской любви
Помощь графа Ростова Николаю (возврат долга), переживания старого князя Болконского перед смертью о судьбе Марьи, его любовь к детям. Поддержка Ростовыми Наташи в трудные минуты (история с Анатолем, смерть князя Андрея)
6
Проблема смысла жизни
Смысл жизни Андрей Болконский и Пьер Безухов видели в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Каждый из них хотел «быть вполне хорошим, приносить добро людям».
7
Проблема щедрости души русского человека
Семья Ростовых – одно целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все идет от души, искренне.
В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.
8
Проблема истинной красоты человека
Красота физическая, такая, как у Элен, у Анатоля Курагина, — это внешнее, Толстому гораздо важнее видеть человека с богатым духовным миром, недаром все его любимые герои вовсе не красавцы внешне: Наташа Ростова в начале романа – «некрасивая, но живая девочка», впоследствии она хороша собой, но именно благодаря своей искренности. Княжна Марья и вовсе некрасива, порой даже дурна собой, но в момент душевного волнения мы видим её прекрасные глаза, отражающие душу, и сама она становится прекрасной. Пьер – толстый, неуклюжий человек, но он любим многими своим стремлением «быть вполне хорошим». Князь Андрей красив, но не той броской бездушной красотой, которая присуща Анатолю. Что же такое истинная красота? У Л.Н. Толстого на этот вопрос ответ однозначный: истинная красота — это красота нравственная, чуткая совесть, доброта, душевная щедрость
9
Проблема сострадания и милосердия
Семья Ростовых отдаёт подводы раненым, чтобы вывезти их из горящей Москвы; Наташа подддерживает мать смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем.
Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь..Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к врагу – вот настоящая доброта и любовь к людям.
10
Проблема дружбы
Это дружба главных героев Андрея Болконского и Пьера Безухова. Они понимает друг друга, взаимно обогащают духовный мир, готовы прийти на помощь другу в трудную минуту.
Настоящей дружбой связаны Николай Ростов и Василий Денисов. Они вместе переживают тяготы военной жизни, оба героически сражаются на Бородинском поле, в партизанском отряде. Когда гибнет Петя Ростов, Денисов переживает так, как мог переживать только очень близкий семье Ростовых человек.
С недоразумения, непонимания начинается дружба Наташи Ростовой и княжны Марьи:
Наташа, невеста князя Андрея, боится будущего тестя и ведёт себя неестественно, княжна Марья сначала принимает её за пустышку. Но суровые испытания Отечественной войны 1812 года, встреча у постели умирающего князя Андрея сближают их, они остаются подругами на всю жизнь, делят и радости, и невзгоды.
11
Проблема духовного совершенствования человека.
В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет к самосовершенствованию, нравственному взрослению
12
Проблема роли семьи в формировании личности ребёнка
В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа, Николай и Петя — стали по- настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.
13
Проблема любви
Князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь – великая сила.
14
Проблема воздействия искусства на человека
Танец Наташи у дядюшки.
Наташа Ростова училась пению, обладала чудесным голосом. Когда Николай Ростов, проигравший крупную сумму денег и находившийся из-за этого в удручённом состоянии, слышит её пение, мир преображается. Князь Андрей, услышав пение Наташи, почувствовал, что к его горлу подступают слёзы, «возможность которых он за собой не знал».
15
Проблема отношения человека к войне
Л. Толстой отрицал войну вообще, считал её величайшим проявлением зла, «противным всей человеческой природе событием». Словами Андрея Болконского Л. Толстой выражает своё отношение к войне. По его мнению, война – время тяжких испытаний, нечеловеческих усилий, «страшное дело» и великое преступление.
Л. Толстой писал о том, как прекрасна жизнь и как уродлива и ужасна война. На Бородинском поле после сражения десятки человек лежали мёртвыми на полях и лугах, где они раньше собирали урожай. Писатель верит, что придёт время и люди будут жить «всем миром без войн, по законам добра и человечности».
О том, как прекрасна жизнь и уродлива смерть, думал князь Андрей на краю гибели. Он не мог, не хотел умирать. Он любил жизнь. В этом и заключается ужасная «бессмыслица войны».
16
Проблема человека и власти
Наполеон, Кутузов, Александр I
17
Проблема роли личности в истории
Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
18
Проблема влияние природы на человека
Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в “доброе… высокое, бесконечное небо” и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. “Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения со слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: “Правда, верь этому”. И князь Андрей впервые переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения.
Возрождение Андрея Болконского происходит в Отрадном, в усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый, который упорно не хотел подчиняться влиянию весны. Он чувствует духовное единение с этим дубом, кажется себе отжившим своё. Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь… Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного.. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить.
19
Проблема наживы, жажды денег
Сцена с мозаиковым портфелем у постели умирающего графа Безухова.
Семья Курагиных – жадные, корыстные, подлые люди. В погоне за деньгами и властью они способны на любые безнравственные поступки. Так, например, Элен обманом женит на себе Пьера и пользуется его богатством, принося ему немало страданий и унижений.
20
Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях
Отношение к пленному барабанщику Пети Ростова, солдаты около костра жалеют пленных французов.
21
Проблема умения радоваться жизни
Наташа Ростова умеет радоваться каждому дню, солнцу, встрече с новыми людьми.
Вот она, тринадцатилетняя, захлебываясь от смеха, стремительно вбегает в гостиную, нарушая чопорный разговор матери с гостьей.
Наташа в Отрадном, восхищение лунной ночью.
22
Проблема поведения человека на войне
Батарея Раевского, Тушин, Тимохин, Долохов, Денисов, Н. Ростов, А. Болконский
23
Проблема самопожертвования
Отказ Сони от Николая ради благополучия семьи Ростовых. Соня в эпилоге
24
Нравственная деградация
Для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни — устройство своего материального благополучия. Долохов, отомстивший Николаю (проигрыш 40000 рублей) за любовь Сони,
Анатоль по отношению к Наташе
24
Проблема одинокой старости
Мы видим бессилие умирающего графа Безухова. Совсем недавно еще красавец, граф сейчас уже не может самостоятельно перевернуться. А описание беспомощно завалившейся руки! И умирающий граф, и его сын осознают, как же она, пришедшая старость, страшна и безобразна! Страшна в присутствии родных и близких!
25
Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы
Наташа Ростова тонко чувствует красоту русского пейзажа. Трудно себе представить Элен Безухову на месте Наташи. В Элен поэтичности,. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. А как вдохновенно она любуется красотой летней лунной ночи!
26
Проблема ответственности человека за свои поступки
Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов и простые люди, которые без высоких фраз выполняют свой долг.
27
Проблема эгоизма
Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.
28
Проблема совести
Пьер Безухов, находясь в разладе с женой, чувствуя отвращение к той жизни в свете, которую они ведут, переживая после своей дуэли с Долоховым, невольно задаётся вечными, но такими важными для него вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я?» И когда один из умнейших масонских деятелей призывает его изменить свою жизнь и очистить себя служением добру, приносить пользу своему ближнему, Пьер искренне поверил «в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». И для достижения этой цели Пьер делает всё, что считает необходимым: жертвует деньги братству, устраивает школы, больницы и приюты, пытается облегчить жизнь крестьянок с малыми детьми. Его поступки всегда в ладу с его совестью, а ощущение правоты даёт ему уверенность, в жизни.
30
Проблема истинного и ложного героизма
Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких, как Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма. Таким образом, истинный героизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Победитель — русский народ. Подлинные герои — простые русские люди, которые совершили великое дело — победили “непобедимого Наполеона”.
Ложный героизм – Долохов.
31
Проблема связи человека со своим народом
Пьер Безухов на Бородинском поле понял «…весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения…» После того, как Пьер был рядом с солдатами, проникся их мужеством, ему стало казаться самым правильным и мудрым слиться с ними, с простыми, но мудрыми в своём понимании жизни, людьми. Не случайно он говорит: «Солдатом быть, простым солдатом!…Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».
Андрей Болконский убеждён, что русские выиграют Бородинское сражение. Он уже не противопоставляет себя народу, не думает о личной славе и почестях, как перед Аустерлицким сражением. Напротив, он объединяется с народом, становится частицей русской армии.
32
Проблема чести и бесчестия
Для Болконских превыше всего честь. Честь собственная, честь семьи, честь Отчизны. Поэтому отец говорит сыну: «Если погибнешь, мне больно будет, а если поведёшь себя не как сын Болконского, мне стыдно будет».
Наказ старшего князя Болконского князю Андрею перед первой военной кампанией).
Поступки Элен
33
Проблема воспитания
Болконские: гордость, честь, понимание жизни. Болконские привыкли жить по заведённому порядку. На первое место старый князь ставит воспитание и образование, не желая, чтобы княжна Марья была глупа, как великосветские барышни.
Ростовы: доброта, искренность, открытость
Курагины: стремление к богатству, приспособленчество
34
Проблема счастья
Наташа Ростова дарит надежду на счастье Андрею Болконскому. Его встреча с ней позволяет ему обрести надежду на счастливое будущее.
35
Проблема отцов и детей
Болконские: дети не всегда понимают отца, но за строгостью скрывается огромная любовь и беспокойство за них.
Ростовы: открытость, доверительные отношения Наташи с матерью
36
Проблема взаимоотношений личности и коллектива
Салон Шерер «приличьем стянутые маски», неприязнь князя Андрея к фальшивому высшему свету.
Петя Ростов в партизанском отряде, его умение влиться в коллектив
На чтение 6 мин Просмотров 19.3к.
Обновлено 17 февраля, 2021
Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
Духовные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» указывают на то, что перед нами «человек подвижный», что, по мнению писателя, делает героя настоящим. Каждый может ошибаться и падать, но страшнее, когда человек не хочет ничего искать, когда он самодоволен: «спокойствие — душевная подлость».
Князь Андрей постоянно ищет себя, не останавливается в своём развитии, часто сомневается и разочаровывается. Меняются его представления о долге, о любви, об окружающих, о самом себе. Но именно так, через разочарования, он постигает смысл жизни.
Этот процесс условно делится на несколько этапов.
Князя Андрея мы встречаем в салоне Анны Павловны. Это умный, начитанный, образованный молодой человек, которого отец приучил трудиться, а не проводить время в праздности. Поэтому ни светские вечера, ни пустые разговоры его не привлекают. Он презрительно относится к окружающим, считая их жизнь бессмысленной, потому что делать целью обогащение невозможно.
Изначально мы видим его также самолюбивым, даже тщеславным человеком, который жаждет славы. Но это не пустое бахвальство, а скорее благородство. Ведь ему нужны не материальные награды, а любовь и признание. Семейной жизнью князь Андрей тяготится, потому что все его мысли направлены на другие (более высокие, по его мнению) цели. А хочет он покорить «свой Тулон». Он восхищается Цезарем, Наполеоном, потому что они отличаются целеустремлённостью, а славы достигают сами.
Князь искренне верит, что всё в жизни зависит от самого человека. Поэтому он отправляется на войну, мечтая о том, что спасёт армию от поражения. При этом у него есть чувство долга, слово «честь» для Болконского не пустое. Князь заинтересован в общей победе, к службе относится ответственно. Поэтому его в полку уважают. Однако в своих честолюбивых мечтах он вскоре разочаровывается.
Сражение под Аустерлицем заставляет князя Андрея пересмотреть свои взгляды. После Шенграбена он также мечтает о подвиге. А люди, не подозревая о его размышлениях, живут своей жизнью и глупо шутят: Болконский не принимает обыденности происходящего, а Толстой намеренно принижает пафос момента. Тем не менее, князь Андрей смело несёт знамя (автор пишет, что «волоча его за древко»), ведёт за собой полк, но получает ранение (опять обыденно — «со всего размаха крепкою палкой… как ему показалось, ударил его в голову»). «Высокое бесконечное» небо Аустерлица вдруг открывает Болконскому суетность всего происходящего: «…всё пустое, всё обман…» Небо, облака спокойны, торжественны. Им нет никакого дела до того, что кто-то куда-то бежит, кричит, умирает. Князь Андрей осознаёт, что все войны и подвиги перед простотой жизни бессмысленны. Мечты о личной славе окончательно уходят. Герой понимает, что человек не всесилен. Есть нечто большее (рок? судьба?), что может внезапно вмешаться в планы. И это переломный момент в его взглядах.
Вскоре рождается Николенька, а Лиза умирает. Это ещё более убеждает Болконского в особой роли судьбы: человек не может управлять таинствами рождения и смерти. Князь Андрей оставляет службу и буквально запирается в своём имении. Теперь, считает он, надо жить для себя, раз подвиг во имя других не удался. Но в это же время князь открывает в деревне школу, отпускает крепостных. То есть убеждения расходятся с делами. Всё, что желает в этот момент Болконский, — это не делать зла другим. Об этом он и говорит приехавшему навестить друга Безухову. И сравнивает себя со старым дубом: «Всё одно и то же, и всё обман!» Пьер же убеждает приятеля в том, что надо делать добро. С этого разговора начинается для Андрея «хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
Итак, встреча с Безуховым заставляет Болконского увидеть то, от чего он прятался в своём имении. А поездка в Отрадное (имение Ростовых, куда он едет, чтобы уладить дела сына) вновь приводит героя к взаимодействию с внешним миром. Князь Андрей видит Наташу: девушка смеётся и куда-то бежит. Она олицетворяет саму весну, потому что естественна, легка, весёла, беззаботна. Однако такую радость герою видеть больно, ведь он решил коротать оставшиеся ему дни вдали ото всех. Ночью Болконский открывает окно и становится невольным свидетелем разговор между Наташей и Соней. Девушек не оставляет равнодушными красота ночи и луны. Соня практична, поэтому переживает, чтобы Наташа не упала, но юная Ростова очень романтична, она мечтает о полёте. И её настроение невольно передаётся князю Андрею. Он замечает весну, красоту и спит крепким сном.
Возвращаясь домой, Болконский опять встречает дуб. Но тот преображён до неузнаваемости: вместо корявого и мрачного старика перед ним молодое, полное сил дерево. Эта встреча убеждает героя, что жизнь не кончена, а впереди его ждут много радостей, среди которых главная — это любовь. Так, встреча с Наташей Ростовой опять меняет Андрея: в нём пробуждается интерес к общественной деятельности.
Болконский возвращается в Петербург и выходит на службу. Однако по старой привычке ищет себе кумира. И находит в своём начальнике Сперанском, умном и энергичном. Вместе они начинают работу над реформами. Однако со временем князь Андрей начинает замечать неискренность в поведении общественного деятеля, его корысть, разочаровывается в своём герое. Особенно заметна холодность, рационализм Сперанского при сопоставлении их с живостью, естественностью Наташи.
С ней начинает общаться Болконский, постепенно влюбляясь. Девушка резко выделяется среди окружающих искренностью, наивностью, неугомонностью. Князь невольно поддаётся её очарованию, но по просьбе отца откладывает свадьбу на год. Однако и эти отношения приносят герою разочарования: Наташа убегает с Анатолем. Ревность, желание отомстить, обида затмевают весь свет, что принесла девушка в его жизнь. В любви он разочарован: «Но я не говорил, что я могу простить. Я не могу!»
И вот Болконский опять на войне с единственной целью — местью. Он видит смерть и, наконец, начинает ценить жизнь. Ему открывается простая истина — прекрасно каждое мгновение. Однако он смертельно ранен. В госпитале он видит своего врага: Анатоль без ноги. Князь Андрей прощает его, чувствуя смирение и христианскую любовь. Прощает он и Наташу, испытывая лишь горечь от скорого расставания.
Болконский умирает, но умирает счастливым. Смысл жизни открывается ему: вечны в этом мире любовь, доброта. «Любовь есть жизнь… Любовь есть Бог». Поэтому прощание с ним светлое.
Итак, на протяжении всего романа князь Андрей пытается выяснить место человека в этой жизни: есть ли какой-то рок, фатум или всё зависит от конкретной личности. Он проходит долгий путь, смиряет свою гордыню и приходит к всепрощению, к любви и доброте. Он забывает все обиды, нанесённые Анатолем, Наташей. Принимает мир таким, какой он есть, несмотря на все его несовершенства.