Пример сочинения 1
Илья Ильич Обломов и Андрей Иванович Штольц являются главными персонажами романа А.И. Гончарова «Обломов», поэтому для понимания текста важно знать, чем различаются эти два лучших друга, и что их объединяет.
Начнём с того, что Обломов был потомственным дворянином, воспитывался «нежными родителями», никогда не знал трудностей и был слишком избалованным. Его сильно опекали, что привело к невозможности и одновременно к нежеланию проявить себя. Штольц, напротив, не был помещиком, но был наполовину немцем. Его отец был строгим, в отличие от матери, которая не поощряла такого воспитания. Штольц получил практическое, но суровое воспитание, что помогло ему стать трудолюбивым, избежать избалованности и приобрести все навыки для проживания в тяжелые времена.
Внешне Обломов – это тоже полная противоположность Штольцу. Он полный, обладает слабым здоровьем, в то время как Штольц худощав и пышет здоровьем. У Штольца глаза «немного зеленоватые, но выразительные», а у Обломова – темно-серые.
Повзрослев, Обломов не изменил своим привычкам, что помешало ему достичь многого. Штольц стал надворным советником, а Обломов был лишь коллежским секретарем, что было на чин ниже, однако и этого он лишился из-за глупо допущенной ошибки. К тому же, Обломов не обладал знаниями в сфере финансов, что привело к убыткам в имении, которое досталось ему в наследство от родителей.
Штольц становится по-настоящему целеустремленным, не может усидеть на одном месте и постоянно путешествует. Он достигает всех благ и заслуживает уважения общества своим трудом. Обломов, наоборот, не видит цели в своей жизни и всё время сидит дома. Он ленив, апатичен, труслив, но мечтателен. Штольц же «бодр телом», он ничего не боится, разве что мечтать. Он доверяет только своему уму и силе, управляет своей судьбой и судьбами других людей. Штольц — это явно сильная личность, что трудно сказать об Обломове.
Любовь к женщине у Штольца и Обломова тоже не одинакова. Обломов не может побороть свою лень даже в отношении чувств. Любовь к Ольге Ильинской оказывается неудачной. Обломов боится перемен и в то же время обыденности брака. В итоге он женится на Пшеницыной, которая абсолютно ничего от него не требовала. Штольц в отношениях с Ольгой Ильинской проявляет свои лучшие качества. Он заботится о ней, относится к ней с уважением. В итоге он добивается того, чего хочет, – женится на той, которую любит.
Тем не менее, даже такие разные характеры всегда что-то объединяет, и Штольц с Обломовым не являются исключением. Они оба одного возраста, вместе учились в детстве и оба стали образованными людьми. Штольц и Обломов умны, честны и добры. Они заслужили чины, не потеряв искренности и чуткости. К тому же, они оба любят музыку.
Однако самое главное, что их объединяет, – это дружба.
Несмотря на свои разные характеры, они помогают друг другу, даже будучи в зрелом возрасте.
1) любовь к музыке
2) симпатия к Ольге Ильинской
3) уровень образования
4) отношение к дружбе
5) дворянский статус
6) доброта и отзывчивость
7) развитый ум
честность
Различия Обломова и Штольца:
1) образ жизни: лень Обломова и трудолюбие Штольца
2) идеалы: спокойствие и комфорт для Ильи и вечное движение вперед для Андрея
3) темперамент: обломов — меланхолик, Штольц — сангвиник
4) отношение к обществу: Илья — интраверт, Андрей — экстраверт
5) доминирующее начало: у Обломова — эмоции, у Штольца — разум
6) воспитание: Илья избалован, Андрей воспитан «в ежовых руковицах»
7) отношение к себе: обломов берет то, что само идет в руки, довольствуясь малым, а Штольц добивается того, чего хочет.
отношение к жизни: Илья живет в мечтах, а действительность только разочаровывает его, а вот Андрей живет настоящим и доволен им.
Пример сочинения 2
Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность.
Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто невозможно.
Штольц настолько погряз в рутинной суете жизни, что выбраться из нее уж не смог. Андрей – человек действия, он не в состоянии остановиться и созерцать, подобно Обломову, ему необходимо постоянное движение вперед. Жизнь для Штольца – это жизнь разума, преобладающего над сердцем. Ольга Ильинская намного ближе Штольцу, чем Обломову.
Она тоже живет рассудком, не задерживаясь долго на одном месте. Штольц для Обломова – своеобразный демон-искуситель, который пытается затащить Обломова в искрящийся суетливый мир, а Илья Ильич этому отчаянно сопротивляется. Такое положение вещей ничуть не омрачает их дружбу, напротив, Штольц – единственный человек, которому Обломов доверяет свои самые сокровенные мысли и чувства.
Именно ему Илья Ильич говорит о своих переживаниях, откуда мы узнаем, что он далеко не однозначная натура, что его, подобно всякому живому человеку, тоже обуревают страхи, сомнения, противоречия. Мы узнаем, что Обломов пытался “жить и гореть, но огонь его двенадцать лет томился, сжигая свою темницу, и, наконец, погас”. Обломов долгие годы томился на службе, так и не сделал карьеру, потому, как не захотел, а точнее, не смог опуститься до мелких интриг, которые претили его природе.
Образ Обломова неразрывно связан с миром его вещей. Автор мастерски использует литературный прием, когда по описанию предмета мы узнаем много интересного о его обладателе. Так, например, туфли и халат Обломова (широкие, мягкие) словно отражают широкий и мягкий нрав их хозяина, его покладистый и добродушный характер.
Не потому ли так любят бывать у Обломова его друзья? Пусть в его квартире не царит идеальный порядок, пусть сам хозяин встречает их в старом халате и потрепанных туфлях, но зато это едва ли не единственное место, где можно отдохнуть душой от всеобщей суеты и духовного холода в этом мире, где царит разум.
В отличие от Обломова Штольц личность вполне одиозная, ему не мешают жить “лишние” мысли о своем предназначении, месте в жизни и прочие философские изыски. Он точно знает, что, когда и как сделать, чтобы было так, как надо. Как ни странно, в читателе такая цельность не вызывает симпатии.
Я не могу сказать, что в Штольце нет положительных черт характера. Напротив, этим человеком можно восторгаться, но он никогда не будет нам так близок, как Обломов. Скорее его положительные черты затвердели в этой суматохе, когда нет времени задуматься о верности идеалам, да и самих-то идеалов, кроме неких меркантильных интересов, почти не осталось.
Он твердо знает, чего хочет от жизни и каким образом достичь поставленной задачи. Так зачем же останавливаться и задумываться о своей судьбе. Ему вполне достаточно мелкого бюргерского счастья, когда “дом – полная чаша”, преклонение друзей, уважение врагов, красивая жена с богатым приданым, хорошие связи – чего еще может желать человек? Но нет.
Именно такие люди в конце жизни часто думают, что что-то упущено, чего уже не вернешь, когда вроде все есть, а чего-то не хватает. Осознание, что они просто забыли жить, наслаждаться каждым моментом бытия, приходит не ко всем.
До самого конца Штольц не оставляет попыток встряхнуть Обломова, “вернуть его к жизни”, но ему это не удается. Да, Обломов умирает, его огонь давно погас, но он жил в согласии с собой, добросовестно храня свои идеалы и не отступая от своих принципов ни на йоту. Штольц – представитель уже нового времени, когда традиции и обычаи не несут такого значения, как в патриархальном обществе.
Но это время, когда утрачивается сама суть русского духа, без которого уже нет той Руси, которой гордился Гончаров.
Пример сочинения 3
С первых страниц романа И.А. Гончарова «Обломов» главный герой, помещик Илья Ильич Обломов, предстает перед читателями невероятно ленивым и совершенно безвольным человеком. Он уже около 12 лет назад переехал из родной деревни в Санкт-Петербург с намерением сделать карьеру и многого добиться, однако Обломов давно оставил службу, которая слишком его утомляла, он нигде не работает и живет на доходы со своего имения. Илья Ильич не ведет светской жизни, привычной для людей его круга, он почти не бывает в гостях у знакомых, с утра до вечера он лежит у себя дома на диване.
Обломов уверяет и других, и самого себя, что занимается важным делом: разрабатывает план переустройства собственного имения. Однако в действительности Илья Ильич даже не представляет себе, что требуется на самом деле сделать в деревне, а его дела ухудшаются из года в год, староста присылает ему все более мрачные и тревожные письма. Обломов расстраивается из-за этой ситуации, однако не может даже думать о том, чтобы самому съездить в имение и навести там порядок, как ему советуют те немногие, кто иногда заглядывает в его квартиру.
Илью Ильича пугает мысль о любых переменах в жизни, о любом движении и активности, он продолжает лежать, лишь вздыхая о своих несчастьях и проблемах. Еще более сильную панику у него вызывает известие о том, что придется съехать с квартиры и найти какое-то другое жилье, он требует, чтобы его слуга Захар договорился с хозяином и тот оставил его на прежнем месте.
Илья Ильич рос в довольно состоятельной помещичьей семье, где он был единственным сыном. Родители беспредельно его лелеяли с младенчества, они просто никогда не позволяли ему абсолютно ничего делать самому, ведь в доме всегда было огромное количество прислуги, выполнявшей все распоряжения и прихоти хозяев. Давно ставший взрослым Обломов напоминает своему слуге Захару о том, что он ни разу в жизни самостоятельно не натянул себе на ноги чулки, в результате такого воспитания, царящей в родительском доме постоянной лени и безделья Илья Ильич и становится человеком, который ничего не умеет и не желает делать. В нем с детства сформировалась уверенность в том, что для него все и всегда будет сделано другими людьми, а беспокоиться о чем-либо и действовать самому ниже его барского достоинства. Когда немного подросший Илья начинает учиться в пансионе, родители находят массу предлогов для того, чтобы мальчик как можно больше времени проводил дома, а не в школе, поэтому и обучение дает Обломову очень немного.
Совсем другим человеком уже в годы ранней юности оказывается его друг по пансиону Андрей Штольц. Отец Андрея, немец по происхождению, с детских лет настраивает мальчика на то, что он должен всего в жизни добиваться сам, что он должен много и усердно трудиться, и только тогда он сумеет чего-либо достигнуть. Андрей со школьных лет привыкает опекать беспомощного, неловкого Илью, постоянно помогает ему готовить уроки и нередко и полностью делает домашние задания вместо него.
Когда друзья детства становятся взрослыми и снова встречаются после долгой разлуки дома у Обломова, читатели сразу замечают, насколько разными являются эти двое. Илья Ильич обладает полным, изнеженным телом, привыкшим к постоянному лежанию, тогда как Андрей Иванович, напротив, подтянут, энергичен, подвижен. Такой же контраст, как и во внешнем облике, наблюдается и в их образе жизни и во взглядах на многие вещи. Штольц постоянно куда-то ездит, решает какие-то вопросы, он действительно с юности много работал и к 30 с лишним годам уже сделал неплохую карьеру. Однако он вовсе не собирается останавливаться на своем пути вперед, его жизнь заключается в постоянном движении.
Обломов же ничего не добился ни на каком поприще, да и не пытался этого сделать. Он предпочитает постоянно лежать дома и мечтать о великих подвигах, о счастливой жизни в деревне, он отчаянно сопротивляется всем попыткам вытянуть его из постели хотя бы ненадолго. Андрей резко критикует его за бесцельное существование, за то, что ему даже «жить лень», напоминает Илье о том, что в юности он мечтал совсем о другом.
На протяжении романа такие встречи между друзьями случаются несколько раз, Штольц всегда настаивает на том, чтобы Обломов изменился, поехал бы с ним за границу и занимался бы хоть чем-нибудь, хотя бы хозяйством в своем имении. Илья постоянно соглашается с его доводами, он и сам понимает, что его жизнь просто пропадает напрасно, он выражает готовность действовать, но как
Родители беспредельно его лелеяли с младенчества, они просто никогда не позволяли ему абсолютно ничего делать самому, ведь в доме всегда было огромное количество прислуги, выполнявшей все распоряжения и прихоти хозяев. Давно ставший взрослым Обломов напоминает своему слуге Захару о том, что он ни разу в жизни самостоятельно не натянул себе на ноги чулки, в результате такого воспитания, царящей в родительском доме постоянной лени и безделья Илья Ильич и становится человеком, который ничего не умеет и не желает делать. В нем с детства сформировалась уверенность в том, что для него все и всегда будет сделано другими людьми, а беспокоиться о чем-либо и действовать самому ниже его барского достоинства. Когда немного подросший Илья начинает учиться в пансионе, родители находят массу предлогов для того, чтобы мальчик как можно больше времени проводил дома, а не в школе, поэтому и обучение дает Обломову очень немного.
Совсем другим человеком уже в годы ранней юности оказывается его друг по пансиону Андрей Штольц. Отец Андрея, немец по происхождению, с детских лет настраивает мальчика на то, что он должен всего в жизни добиваться сам, что он должен много и усердно трудиться, и только тогда он сумеет чего-либо достигнуть. Андрей со школьных лет привыкает опекать беспомощного, неловкого Илью, постоянно помогает ему готовить уроки и нередко и полностью делает домашние задания вместо него.
Когда друзья детства становятся взрослыми и снова встречаются после долгой разлуки дома у Обломова, читатели сразу замечают, насколько разными являются эти двое. Илья Ильич обладает полным, изнеженным телом, привыкшим к постоянному лежанию, тогда как Андрей Иванович, напротив, подтянут, энергичен, подвижен. Такой же контраст, как и во внешнем облике, наблюдается и в их образе жизни и во взглядах на многие вещи. Штольц постоянно куда-то ездит, решает какие-то вопросы, он действительно с юности много работал и к 30 с лишним годам уже сделал неплохую карьеру. Однако он вовсе не собирается останавливаться на своем пути вперед, его жизнь заключается в постоянном движении.
Обломов же ничего не добился ни на каком поприще, да и не пытался этого сделать. Он предпочитает постоянно лежать дома и мечтать о великих подвигах, о счастливой жизни в деревне, он отчаянно сопротивляется всем попыткам вытянуть его из постели хотя бы ненадолго. Андрей резко критикует его за бесцельное существование, за то, что ему даже «жить лень», напоминает Илье о том, что в юности он мечтал совсем о другом.
На протяжении романа такие встречи между друзьями случаются несколько раз, Штольц всегда настаивает на том, чтобы Обломов изменился, поехал бы с ним за границу и занимался бы хоть чем-нибудь, хотя бы хозяйством в своем имении. Илья постоянно соглашается с его доводами, он и сам понимает, что его жизнь просто пропадает напрасно, он выражает готовность действовать, но как только друг его оставляет, Обломов по-прежнему продолжает сидеть дома, не в силах самостоятельно сдвинуться с места. А Штольц всегда торопится по своим очередным делам, у него не хватает времени и терпения по-настоящему помочь другу, поэтому судьба Ильи оказывается весьма печальной именно из-за его бесконечной лени и отсутствия всякой силы воли.
В то же время и активный, деятельный Андрей в итоге не чувствует себя счастливым, хотя он, казалось бы, многого достиг и удачно женат. Он не перестает с глубокой грустью вспоминать Обломова и даже берет на воспитание его сына, стремясь не допустить развития в мальчике тех качеств, которые погубили Илью Ильича, невзирая на его подлинную доброту, порядочность, честность.
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Андрей Штольц как антипод Обломова
Андрей Штольц как антипод Обломова сочинение
Суть произведения И.Гончарова «Обломов» во многом раскрывается благодаря антитезе, которая сталкивает друг с другом двух противоположных по своему характеру и взглядам на жизнь героев – Илью Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. Согласно сюжету произведения Обломов есть антипод своего друга Штольца. Но, несмотря на огромную разницу между ними, эти два человека представляют собой образец настоящей и верной дружбы, в которой каждый из них нуждается в равной степени.
Обломов предстает перед читателем как мягкий, спокойный, добрый человек. Положительные качества этого героя сразу же вызывают к нему симпатию. Другие черты его характера, наоборот, отталкивают. К ним, в первую очередь, относится невероятных масштабов лень, нерешительность, отсутствие целей и стремлений. Дни и ночи Обломов проводит лежа на диване. В таком положении он предается воспоминанием, выдумывает различные ситуации, строит планы на будущее, переживая всё это гораздо ярче, чем реальные события в его жизни. Дело в том, что Обломов рос в нежных условиях, созданных его родителями, которые оберегали его от всяческих бед и проблем, ограждали его от всего нового и неизведанного, прививали отвращение к труду и активной деятельности.
Андрей Штольц противопоставляется Илье Обломову в следующем. В отличие от главного героя, Штольц ставит во главу угла активную трудовую деятельность, благодаря которой, по его убеждению, всё в мире строится и развивается. Андрей Иванович находится в постоянном движении, его карьера успешна, у него много друзей и поклонников. И все же, помимо перечисленных достоинств, Штольц, как и его друг, не лишен недостатков. Во многом преуспевающий молодой человек, мыслящий исключительно рационально, превозносящий разум на вершину пьедестала, Штольц терпит настоящее поражение в эмоциональной сфере, в области чувств, так как они не поддаются разумному и логичному объяснению. Причиной тому послужило воспитание – с детства строгий отец-немец приучал сына к труду, постоянному движению вперед, не уделяя внимания чувственной стороне его характера.
После смерти матери, причинившей невероятную боль сыну, Андрей Иванович еще больше отдаляется от сферы чувств, следуя только лишь по пути разума. Однако в других людях он постоянно искал именно чувственную составляющую личности человека, потому как сам был этого лишен.
Также читают:
Картинка к сочинению Андрей Штольц как антипод Обломова
Популярные сегодня темы
- Романтизм в творчестве Горького
На рубеже XVIII – XIX века в Европе появляется новое направление в литературе, которое получило название романтизм. Его главной чертой является яркая передача эмоций.
- Сочинение на тему Цель в жизни человека ЕГЭ 11 класс
У каждого человека есть своя цель в жизни, т.е. задача, которую человек хочет решить на протяжении своей жизни. Взрослея, становясь личностью, меняя свои приоритеты, любой человек зачастую и меняет свою жизненную цель.
- Сочинение на тему Недостатки
Нам кажется, что все нормальные, только у нас есть недостатки. Мы их скрываем! В принципе, мы понимаем, что они есть и у других, но только нам кажется, что у них нормальные недостатки, из-за которых не стоит переживать, а вот у нас!
- План рассказа После бала Толстого 8 класс
В начале произведения Иван Васильевич, в прошлом бойкий малый, рассуждает с собеседниками о том, как события, происходящие с человеком, могут повлиять на его дальнейшую судьбу. Иван Васильевич, выступающий в качестве рассказчика
- Сочинение на тему Стиль жизни
Модные журналы рассказывают нам про стиль жизни, который предлагается через фигуры знаменитостей и популярные образы. В школе легко увидеть, как дети соответствуют разным стилям: кто-то спортсмен, другие увлечены интернетом
Андрей Штольц как антипод Обломова
Введение
Роман Гончарова «Обломов» был написан еще в 19 веке, однако остается интересным и для современных читателей. Причины актуальности произведения лежат в широком спектре поднимаемых автором вопросов и «вечных» тем, которые волновали людей на протяжении практически всей человеческой цивилизации: темы любви, дружбы, смысла и цели жизни. Особенно ярко проблематика произведения раскрывается через противопоставление в книге Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, как персонажей, отражающих разные взгляды на мир и ведущих различный образ жизни. По сюжету романа Обломов – антипод Штольца, у них разная внешность, разные стремления и разная судьба, но есть то, что связывает героев на протяжении многих лет – крепкая взаимная дружба, в которой нуждаются оба персонажа.
У нас появилась новая характеристика Штольца.
Различия личностей Обломова и Штольца
В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией. Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.
Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.
Штольц и Обломов: антиподы или двойники?
Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.
Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.
Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).
Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Полина Ёж
18/19
-
Андрей Надежин
19/19
-
Чупанова Патимат
15/19
-
Римма Шахбазян
16/19
-
Вера Матросова
19/19
-
Дарима Намдакова
18/19
-
Елена Ермакова
14/19
-
Ева Шестакова
12/19
-
Аля Бесталанная
19/19
-
Валентина Пожидаева
18/19
Введение
Роман Гончарова «Обломов» был написан еще в 19 веке, однако остается интересным и для современных читателей. Причины актуальности произведения лежат в широком спектре поднимаемых автором вопросов и «вечных» тем, которые волновали людей на протяжении практически всей человеческой цивилизации: темы любви, дружбы, смысла и цели жизни. Особенно ярко проблематика произведения раскрывается через противопоставление в книге Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, как персонажей, отражающих разные взгляды на мир и ведущих различный образ жизни. По сюжету романа Обломов – антипод Штольца, у них разная внешность, разные стремления и разная судьба, но есть то, что связывает героев на протяжении многих лет – крепкая взаимная дружба, в которой нуждаются оба персонажа.
Различия личностей Обломова и Штольца
В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией. Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.
Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.
Штольц и Обломов: антиподы или двойники?
Большинство исследователей склоняются к мысли, что герои являются, несомненно, антиподами, отражающими разные взгляды на мир. Это подтверждается и текстом романа. Однако при подробном анализе становится понятно, что они являются также зеркальными двойниками, и общего в образах персонажей не меньше, чем непохожего. Штольц как антипод Обломова в романе «Обломов» пытается через общение с другом восстановить душевую гармонию, которую теряет в ежедневной суете. Илья Ильич также находит в друге то, чего ему не хватает в себе – активности и решительности. Именно Штольц занимается решением всех вопросов, связанных с Обломовкой и материальным обеспечением друга.
Герои не только взаимодополняют друг друга, но и видят в друг друге свое искаженное отражение. Так, Штольц – это воплощение активности, рационализма, экстравертности, труда и стремления в будущее, а Обломов – пассивности, иррационализма, мечтательности, интровертности и направленности в прошлое. Оба персонажа являются «лишними» героями романа, не вписывающимися в свою эпоху и неспособными найти истинное счастье, именно поэтому Обломов впадает в иллюзии, а Штольц не находит гармонии в отношениях с женой, для которой ему всегда нужно быть лучшим, соответствовать ее чрезмерно высоким запросам.
Сближает героев и любовь к Ильинской, которая привлекала их своей открытостью, интеллектом и целеустремленностью. Однако по причине того, что девушка являлась человеком «своей эпохи», оба героя не нашли радом с ней своего истинного счастья (тогда как, например, Обломов обретает покой именно в браке с Агафьей, живущей в близком ему мире прошлого и разделяющей домостроевский уклад жизни).
Смотря друг на друга, герои видят, какими могли быть, если бы их воспитание было бы несколько другим. Например, если бы Обломов выразил протест против уклада Обломовки и пошел наперекор родителям, из него мог бы получиться прототип Штольца. То есть, как бы это ни было парадоксально, Ильи Ильич и Андрей Иванович, при разном ракурсе рассмотрения, являются и двойниками и антиподами в романе «Обломов». Помимо того, учитывая историю создания произведения и прототипы героев, существует версия, что оба героя – отражения разны сторон личности Гончарова. В письмах к друзьям автор указывал, что описал в гениальном романе самого себя: Обломова – как олицетворение его мечтательности и эскапизма и Штольца – как рациональной, деятельной и карьерной жилки.
Предыдущая
СочиненияХарактеристика образа Дикого в пьесе «Гроза» Островского
Следующая
СочиненияРоман Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова – сочинение по теме
Андрей
Штольц – ближайший друг Обломова, они
вместе выросли и пронесли свою дружбу
по жизни. Остается загадкой, как столь
непохожие люди, обладающие такими
разными взглядами на жизнь, могли
сохранить глубокую привязанность.
Изначально
образ Штольца задумывался как полный
антипод Обломова. Автор хотел соединить
немецкую расчетливость и широту русской
души, но этому замыслу не суждено было
воплотиться в жизнь. По мере развития
романа Гончаров все отчетливей осознавал,
что в данных условиях такое просто
невозможно. Штольц настолько погряз в
рутинной суете жизни, что выбраться из
нее уж не смог. Андрей – человек действия,
он не в состоянии остановиться и
созерцать, подобно Обломову, ему
необходимо постоянное движение вперед.
Жизнь для Штольца – это жизнь разума,
преобладающего над сердцем. Ольга
Ильинская намного ближе Штольцу, чем
Обломову. Она тоже живет рассудком, не
задерживаясь долго на одном месте.
Штольц для Обломова – своеобразный
демон‑искуситель, который пытается
затащить Обломова в искрящийся суетливый
мир, а Илья Ильич этому отчаянно
сопротивляется. Такое положение вещей
ничуть не омрачает их дружбу, напротив,
Штольц – единственный человек, которому
Обломов доверяет свои самые сокровенные
мысли и чувства. Именно ему Илья Ильич
говорит о своих переживаниях, откуда
мы узнаем, что он далеко не однозначная
натура, что его, подобно всякому живому
человеку, тоже обуревают страхи, сомнения,
противоречия. Мы узнаем, что Обломов
пытался «жить и гореть, но огонь его
двенадцать лет томился, сжигая свою
темницу, и, наконец, погас». Обломов
долгие годы томился на службе, так и не
сделал карьеру, потому, как не захотел,
а точнее, не смог опуститься до мелких
интриг, которые претили его природе.
Образ
Обломова неразрывно связан с миром его
вещей. Автор мастерски использует
литературный прием, когда по описанию
предмета мы узнаем много интересного
о его обладателе. Так, например, туфли
и халат Обломова (широкие, мягкие) словно
отражают широкий и мягкий нрав их
хозяина, его покладистый и добродушный
характер. Не потому ли так любят бывать
у Обломова его друзья? Пусть в его
квартире не царит идеальный порядок,
пусть сам хозяин встречает их в старом
халате и потрепанных туфлях, но зато
это едва ли не единственное место, где
можно отдохнуть душой от всеобщей суеты
и духовного холода в этом мире, где царит
разум.
В
отличие от Обломова Штольц личность
вполне одиозная, ему не мешают жить
«лишние» мысли о своем предназначении,
месте в жизни и прочие философские
изыски. Он точно знает, что, когда и как
сделать, чтобы было так, как надо. Как
ни странно, в читателе такая цельность
не вызывает симпатии. Я не могу сказать,
что в Штольце нет положительных черт
характера. Напротив, этим человеком
можно восторгаться, но он никогда не
будет нам так близок, как Обломов. Скорее
его положительные черты затвердели в
этой суматохе, когда нет времени
задуматься о верности идеалам, да и
самих‑то идеалов, кроме неких
меркантильных интересов, почти не
осталось. Он твердо знает, чего хочет
от жизни и каким образом достичь
поставленной задачи. Так зачем же
останавливаться и задумываться о своей
судьбе. Ему вполне достаточно мелкого
бюргерского счастья, когда «дом – полная
чаша», преклонение друзей, уважение
врагов, красивая жена с богатым приданым,
хорошие связи – чего еще может желать
человек? Но нет. Именно такие люди в
конце жизни часто думают, что что‑то
упущено, чего уже не вернешь, когда вроде
все есть, а чего‑то не хватает.
Осознание, что они просто забыли жить,
наслаждаться каждым моментом бытия,
приходит не ко всем.
До
самого конца Штольц не оставляет попыток
встряхнуть Обломова, «вернуть его к
жизни», но ему это не удается. Да, Обломов
умирает, его огонь давно погас, но он
жил в согласии с собой, добросовестно
храня свои идеалы и не отступая от своих
принципов ни на йоту. Штольц – представитель
уже нового времени, когда традиции и
обычаи не несут такого значения, как в
патриархальном обществе. Но это время,
когда утрачивается сама суть русского
духа, без которого уже нет той Руси,
которой гордился Гончаров.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
26. Андрей Штольц – антипод Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность.
Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто невозможно. Штольц настолько погряз в рутинной суете жизни, что выбраться из нее уж не смог. Андрей – человек действия, он не в состоянии остановиться и созерцать, подобно Обломову, ему необходимо постоянное движение вперед. Жизнь для Штольца – это жизнь разума, преобладающего над сердцем. Ольга Ильинская намного ближе Штольцу, чем Обломову. Она тоже живет рассудком, не задерживаясь долго на одном месте. Штольц для Обломова – своеобразный демон-искуситель, который пытается затащить Обломова в искрящийся суетливый мир, а Илья Ильич этому отчаянно сопротивляется. Такое положение вещей ничуть не омрачает их дружбу, напротив, Штольц – единственный человек, которому Обломов доверяет свои самые сокровенные мысли и чувства. Именно ему Илья Ильич говорит о своих переживаниях, откуда мы узнаем, что он далеко не однозначная натура, что его, подобно всякому живому человеку, тоже обуревают страхи, сомнения, противоречия. Мы узнаем, что Обломов пытался «жить и гореть, но огонь его двенадцать лет томился, сжигая свою темницу, и, наконец, погас». Обломов долгие годы томился на службе, так и не сделал карьеру, потому, как не захотел, а точнее, не смог опуститься до мелких интриг, которые претили его природе.
Образ Обломова неразрывно связан с миром его вещей. Автор мастерски использует литературный прием, когда по описанию предмета мы узнаем много интересного о его обладателе. Так, например, туфли и халат Обломова (широкие, мягкие) словно отражают широкий и мягкий нрав их хозяина, его покладистый и добродушный характер. Не потому ли так любят бывать у Обломова его друзья? Пусть в его квартире не царит идеальный порядок, пусть сам хозяин встречает их в старом халате и потрепанных туфлях, но зато это едва ли не единственное место, где можно отдохнуть душой от всеобщей суеты и духовного холода в этом мире, где царит разум.
В отличие от Обломова Штольц личность вполне одиозная, ему не мешают жить «лишние» мысли о своем предназначении, месте в жизни и прочие философские изыски. Он точно знает, что, когда и как сделать, чтобы было так, как надо. Как ни странно, в читателе такая цельность не вызывает симпатии. Я не могу сказать, что в Штольце нет положительных черт характера. Напротив, этим человеком можно восторгаться, но он никогда не будет нам так близок, как Обломов. Скорее его положительные черты затвердели в этой суматохе, когда нет времени задуматься о верности идеалам, да и самих-то идеалов, кроме неких меркантильных интересов, почти не осталось. Он твердо знает, чего хочет от жизни и каким образом достичь поставленной задачи. Так зачем же останавливаться и задумываться о своей судьбе. Ему вполне достаточно мелкого бюргерского счастья, когда «дом – полная чаша», преклонение друзей, уважение врагов, красивая жена с богатым приданым, хорошие связи – чего еще может желать человек? Но нет. Именно такие люди в конце жизни часто думают, что что-то упущено, чего уже не вернешь, когда вроде все есть, а чего-то не хватает. Осознание, что они просто забыли жить, наслаждаться каждым моментом бытия, приходит не ко всем.
До самого конца Штольц не оставляет попыток встряхнуть Обломова, «вернуть его к жизни», но ему это не удается. Да, Обломов умирает, его огонь давно погас, но он жил в согласии с собой, добросовестно храня свои идеалы и не отступая от своих принципов ни на йоту. Штольц – представитель уже нового времени, когда традиции и обычаи не несут такого значения, как в патриархальном обществе. Но это время, когда утрачивается сама суть русского духа, без которого уже нет той Руси, которой гордился Гончаров.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Роман И.А. Гончарова «Обломов»
Роман И.А. Гончарова «Обломов»
Роман Гончарова стал важным событием в литературной жизни конца 50-х – начала 60-х годов XIX в. Сам тип Обломова содержал в себе настолько широкое обобщение, что прежде всего привлек внимание критики и получил различное истолкование. Другим
А.В. Дружинин «Обломов». Роман И.Л. Гончарова
А.В. Дружинин «Обломов». Роман И.Л. Гончарова
<…>«Сон Обломова»! – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной. Романист, жаждущий разгадки вопросам,
Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
I. Нравственная чуткость Гончарова.Современное общество, представленное в романе, в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования.II. «Обломовщина».1. Обломов и Штольц –
Быкова Н. Г Роман И. А. Гончарова «Обломов»
Быкова Н. Г
Роман И. А. Гончарова «Обломов»
В 1859 году в журнале «Отечественные записки» публикуется роман И. А. Гончарова «Обломов». По отчетливости проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман – вершина творчества
Что такое обломовщина? «Обломов», роман И. А. Гончарова. «Отечественные записки», 1859, № I—IV
Что такое обломовщина?
«Обломов», роман И. А. Гончарова. «Отечественные записки», 1859, № I—IV
Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово «вперед»? Веки проходят за веками, полмильона сидней, увальней и болванов дремлет непробудно,
«Обломов». Роман И. А. Гончарова Два тома. Спб., 1859
«Обломов».
Роман И. А. Гончарова Два тома. Спб., 1859
Английский писатель Льюиз, не тот Льюиз, который сочинил «Монаха», повергавшего в ужас наших бабушек, а Льюиз, сочинивший знаменитую биографию Гете, в одном из своих сочинений рассказывает анекдот, не лишенный
«ОБЛОМОВ» (Н. И. Пруцков)
«ОБЛОМОВ» (Н. И. Пруцков)
1Второй роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году в «Отечественных записках». В том же году он вышел отдельным изданием. Но замысел романа, работа над ним и публикация очень важной для всего произведения главы «Сон Обломова»[786] относятся
И. А. Гончаров «Обломов»
И. А. Гончаров «Обломов»
24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно
24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
24. Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на
25. Любовь для Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
25. Любовь для Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой-то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги
27. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
27. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические
«Обломов» (Роман) Пересказ
«Обломов»
(Роман)
Пересказ
Часть перваяIНа Гороховой улице утром в постели лежал Илья Ильич Обломов, человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами. По его лицу гуляла мысль, но в то же время на лице не было сосредоточенности,
О РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
О РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
«Обломов» — вершина творчества Гончарова. Ни в одном из своих произведений, в том числе «Обыкновенной истории» и «Обрыве», Гончаров не выступает таким великим художником слова, беспощадным обличителем крепостничества, как в романе