Андрюшенька душенька как называется сказка

У него не было громких ролей. Самая знаменитая — роль царевича Андрея, «упитанного да невоспитанного», в сказке Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса». Но это не помешало ему стать узнаваемым и даже снискать актерскую славу.
Во всяком случае, близкие Сергея считали его настоящим артистом, хотя он закончил экономический факультет ВГИКа.

Сыгравший, и здорово сыгравший, избалованного царского сынка в великолепной сказке от мастера Александра Роу, Сергей Николаев с детства был артистичен. Хотя к актерской карьере никогда не стремился. Но, магия кино все же манила его. Сергей устроился работать на киностудию имени Горького простым рабочим. Где колоритного парня приметила ассистентка режиссера. У великого сказочника Роу, как и у всех великих режиссеров, был поразительный дар. Увидеть в человеке творческий потенциал. И непросто увидеть, а еще и найти способ раскрыть.


После успеха знаменитой киносказки «упитанный да невоспитанный» Андрейка стал узнаваемым персонажем манеры и реплики которого ушли в народ. За самим актером закрепилось амплуа второпланового сказочного персонажа. Он появлялся в образах разбойника из сказки «Золотые рога», Ветродуй в «Самый сильный», повара «Финист — Ясный сокол», стражник «Там, на неведомых дорожках…», стрелец «После дождичка в четверг» и царевич Павел «На златом крыльце сидели…».


Не прошел мимо яркого дарования и другой кудесник-режиссер Борис Грачевский. Задействовавший забавного толстяка в нескольких незабываемых эпизодах «Ералаша».


Помимо незаурядный актерских способностей, Сергей Сергеевич проявил и способности руководителя. С 1977 по 96 годы, он возглавлял актерский отдел, на ставшей для него воротами в мир сказки, киностудии имени Горького.
Даже в 90-е, когда сказки, да и другие фильмы, снимать практически перестали, Николаев снялся в эпизодах почти 20 картин. А начиная с 2000 года стал играть в сериалах: «Next», «Игры в подкидного», «Безмолвный свидетель», «Мастер и Маргарита», «Звезда эпохи». В последнем телепроекте актер сыграл роль советского политика Георгия Маленкова.
В фильмографии Сергея Николаева свыше 50 картин.


Сергей Николаев родился в Риге. Где в то время служил его отец военный. Отец рано ушел и Сергей его почти не помнил. Братья суворовцы пошедшие по отцовским стопам тоже ушли рано. Единственный оставшийся родной человек, мать, тяжело болела. Отринув свою личную жизнь Сергей посвятил себя заботе о больной матери.
«У него прекрасный характер, а какой он был сын! Нина Петровна в последние 15 лет лежачая была, а он заботливо за ней ухаживал», — рассказывает близкий друг актера Татьяна Клюева, сыгравшая ту самую Варвару в сказке Роу.
После смерти матери, которую он пережил на 5 лет, Сергей Сергеевич остался совсем один в своей 2-комнатной квартире, недалеко от студии Горького. Изредка общался с племянниками, но ни о чем их не просил.


Несмотря на отсутствие семьи, общительный и доброжелательный, он всегда был окружен многочисленными друзьями. Друзья не покинули его и в самые тяжелые, последние, годы жизни.
Актер мог и умел дружить. До последнего был предан Александру Артуровичу Роу, которого считал своим кинематографическим отцом.
«Я знал про его прежние отношения с дамами, но они не были актрисами. А потом Сергей и вовсе перестал влюбляться, опустил руки. В определенный момент у него случилось полное отрицание семьи. Хотя, наверное, он в конце жизни жалел, что так и не обрел близких», — говорит товарищ актера, сценарист и продюсер Сергей Тульчак, с которым они дружили 25 лет.


Именно Сергей Тульчак взял на себя заботу о друге во время болезни. Еще в декабре 2015 года актер, страдавший болезнью сердца, перенес двойную операцию: ему сделали шунтирование и удалили часть легкого, на котором образовалась опухоль.

Сергей Тульчак ухаживал за товарищем: навещал, готовил еду, ходил в аптеки и магазин. После хирургического вмешательства Николаев почувствовал себя лучше и вроде даже пошел на поправку, но в мае 2016 года у него случился приступ удушья.

Актер сам вызвал скорую помощь, и его увезли в Боткинскую больницу, где он скончался 16 мая на 70-м году жизни. Накануне Сергей Сергеевич попрощался с другом, предчувствуя, что уходит. Попросил, чтобы «хоронили его без всяких помпезностей».

Он был верующим человеком. С 1995 года являлся членом Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие», с 1996-го – членом Правления Православного народного движения.
Урна с прахом актера захоронена на Бабушкинском кладбище в Москве.


Фильмография
1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
1973 — «Самый сильный»
1975 — «Финист — Ясный сокол»
1976 — «Русалочка»
1978 — «Безбилетная пассажирка»
1980 — «Эскадрон гусар летучих»
1982 — «Там, на неведомых дорожках…»
1985 — «После дождичка в четверг»
1986 — «На златом крыльце сидели…»
1991 — «Игра на миллионы»
1993 — «Не стреляйте в пассажира!»
1999 — «Транзит для дьявола»
2001 — «Next»
2005 — «Звезда эпохи»
2009 — «Безмолвный свидетель – 3»
2013 — «Москва. Три вокзала»

0

Сказка о любви и доброте.

Сцена 1

На поляне девочки водят хоровод под песню «Во поле береза стояла…».

Вбегают Андрей и Алёнушка)

Андрей: Вот инструмент добуду, согласие родителей пожениться получим и дом начну строить, хозяйством обзаводиться начнём.

Алёнушка: А я по дому работать буду, вязать да шить, варить да убирать, за хозяйством следить. Вместе и заживём в труде, да в любви да счастливы станем.

Смеются, кружатся.. Их подслушивает Леший

Леший: У-у-у, угу-угу-угу! Ого-го-го! (Пугает).

Алёнушка: Ой, боюсь, Андрей, как бы беду эта нечистая сила не накликала. Ведь меня-то благославлять некому. Сирота – я.

Андрей: Не бойся, Алёнушка! Всё сладится. Нечистую силу я не боюсь. Эту нечисть я повыведу, не позволю мешать нам трудом честным в любви и счастье жить. Нечего им речку мутить, поля топтать, детей пугать. (Уходят).

Сцена 2

Звучит любая тревожная мелодия. Появляется Леший.

Леший: (Передразнивает)

– Повыведу! Тьфу ты! Ох, уж это племя людское, ненавистное! На корню бы всех извёл, в поганки бы обратил! Да силёнок маловато: стар стал. И не соображу, какую бы пакость людям сотворить.

Да! А не позвать ли мне на помощь куму Кикимору? Ушлая баба! Умна, хитра… Вмиг новую подлость придумает!

Эге-гей! Нечисть лесная, вороны чёрные, сычи болотные, гады ползучие! Летите, ползите, зовите ко мне Кикимору!

Появляется Кикимора

Сцена 3

Кикимора: Чего расшумелся?!

Леший: Ой, Кикимурушка, болотная! До чего людишки-то распустились, и уж не боятся нас боле!

Кикимора: Ой, не стони, слышала я всё, неподалеку была!

Леший: А пуще всех Андрейка с Алёнкой нас позорят, говорят скоро и духу нашего в лесу не останется, мол, в труде да любви и сила нечистая не страшна, а коль все трудиться честно начнут, так и совсем сгинем. Я думаю стереть его в порошок надо.

Кикимора: Ах, вот он как! Ну, я ему покажу!!!

Показывает, что бы с ним стало

Кикимора: (обращается к Лешему)

— Эх, ты страшненький, лохматенький, не причесанный, небритый, да немытый! Тебе бы только кого пугать да с поганок шапки сбивать! Мелко мыслишь! Тут надо брать, хитростью… Дельце подленькое на примете имею, при хорошем раскладе, так Андрюшка сам у меня работать станет, злодеяния всяческие делать ( Хи-хикает )

Леший: Верное? А, если при плохом раскладе?

Кикимора: ( Шепча) Цыц! Другого быть не может! За нами нечисть, подлость, золото, зло. А этот их труд – ерунда, вместе с этой как её любовью! За мной!!!

Сцена 3

Алёнушка идёт по лесу. Кикимора и Леший колдуют. У Кикиморы волшебный мухомор, она им магические движения совершает

Алёнушка: Вот встречу Андрюшу, вместе домой пойдём. Грибов насобирала, грибовницу сварим.

Кикимора подсовывает Алёнушке мухомор.

Леший хихикает, потирает руки.

Алёнушка: Что-то темно стало, страшно

Леший воет.

Андрюша говорит нельзя бояться. Вот ещё несколько шагов и Андрюшу встречу. Да что же это мне всё мухоморы попадаются, или это всё один и тот же?

Задела мухомор и обомлев, уснула.

Кикимора: ( Хихикает )

— Вот и всё! Андрюшку только дождаться осталось, сработало волшебство. Прячься, Андрей идёт!

С приходом Андрюши нечисть исчезает, но Кикимора забывает свой мухомор.

Андрюша: Вот, уж и Алёнушку скоро встречу!

Видит её лежащую без чувств, бросается к ней.

— Алёнушка, милая, что с тобой? Нездорова ты? Проснись!

Замечает забытый мухомор

— Что это? Мухоморы? Странные какое-то? Много мухоморов видел, но таких не встречал. Уж не похозяйничала ли здесь нечистая сила? Всё! Надобно порядок наводить, злую силу истребить.

Сцена 4

Появляются Кикимора и Леший. Андрюша прячет гриб.

Кикимора: Здравствуй, Андрюшенька-душенька, добрый молодец!

Андрюша: Кому добрый, а кому и нет. Говори, плесень болотная, зачем мою Алёнушку загубила-околдовала?

Кикимора: ( притворяясь )

— Я?! Да никогда! Зачем мне? Наговаривают на меня. Бессовестно врут.

Андрюша: ( зло)

— А это что?

Крутит перед носом Кикиморы мухомор.

С неба упало? Ты мне зубы не заговаривай! Говори, зачем Алену заколдовала, не то душу вытрясу.

Грозит палицей. Потом стукает из-за ширмы надувным молотком. Кикимора смеётся над палицей, малюсенькой, но, когда получает удар по голове, сразу сдаётся.

Кикимора: Да!!! Да!!! Я заколдовала Алёну твою. (себе под нос)

— А что это вы поперёк дороги встали. (Вслух)

-Баушка я старенькая, сама с хозяйством не справляюсь. Домишко покосился, еле на курьих ногах стоит, забор из черепов сгнил. Вот и сижу одна, куда ж деваться-то.

Андрюша: Ты бы кликнула, уж помог бы.

Кикимора: До вас молодых не допросишься, не дозовёшься, помочь надо бы…

Андрюша: Чего делать-то надо? Мы работы не боимся. Только Алёнушку расколдуй.

Кикимора: Мне, Андрюшенька, ничего для тебя не жалко. Озолочу. Богатым будешь, как сам царь-государь. Пить-есть на золоте будешь, в золото одеваться. Леса, поля, луга, — всё твоим сделаю. В круизы будешь ездить, отдыхать на лучших курортах, купишь двухэтажный коттедж на курьих ножках на берегу нашего болотца. Только построй мне машину – ловушку, чтоб люди поглядеть, подивиться заходили, да там бы и пропадали.

Андрюша: Богат, говоришь, буду?.. И леса, и поля…

Кикимора: Ага, правильно мыслишь!!!

Андрюша: И всю жизнь на тебя работать, для подлости, на костях, на бедах других людей богатиться, да золотишком разживаться…

Кикимора: Ой, не говори: не захочешь, а работать придётся. Золото оно ведь всем нужно, не важно ведь каким способом заработано.

Андрюша: Ишь чего удумала – «зло болотное», «Нечисть поганая». Не бывать этому. Мы честным трудом живём: на благо себе и для других. Так что расколдовывай Алёну мою подобру – поздорову!

Кикимора: Что? Мне? Кикиморе отказывать. Не видать тебе Алёнки как своих ушей!

Андрюша: Да я тебя, Пугало болотное, со свету сживу! Говори, как Алёну расколдовать!!!

Кикимора: Ой, напугал, и ча-во ты мне сделаешь?

Андрей бьёт её кувалдой.

Кикимора: Ой, ой, ой, больно!!!

Убегает на другой край, и там её застаёт палица

Ладно, ладно, сдаюсь против удали твоей. Уж полегче бы со старушкой-то.

Андрюша: Да тебя за твои злодеяния, мало ещё поучил…

Кикимора: Ладно, ладно, расколдую твою Алёну! (хитро)

Только средство здесь волшебное нужно.

Андрюша: Какое? Говори, где достать?

Кикимора: Не торопись. Всё по порядку. Водица надобна волшебная, живая, чтоб Алёну оживить. (кривит речь свою, передразнивая)

Чего ты там у нас собрался дом строить, хозяйством обзаводиться?

Андрюша: Да, ты ещё и подслушиваешь?

Кикимора: А чего, я не чё. О том все ведают… что благословение ждёте, чтоб пожениться, а раз Алёнка сирота у тебя, вот и в добрый путь. Это уж не ко мне, а к доброй волшебнице Марье. Только вот, водица силу волшебную потерять может, коль ты доброе дело удумаешь сделать. Раз сделал, и считай пропало оно счастье-то

Андрюша: Понял, всё сказала-поведала? Ну, пойду в дальнюю дорогу.

Кикимора: ( в сторону)

— А тебе пенёк деревенский, отомщу, ох, отомщу за унижение! То что бояться должён нас каждый человечишка. Сгинешь в лесу, я уж постараюсь!

Леший: Закружу, заверчу, все как надо закручу! Как Кикимора сказала – водицу ту надобно спрятать от Андрюши, чтоб мило прошёл. Вот засыплю. А доброе дело ему не велено делать, стало быть, пройдёт мимо, тут и сказке конец. А сгинет – Марья-волшебница не выйдет. Все шито-крыто будет.

Сцена 5

Звучит музыкальный фрагмент мелодии «Зеленые рукава» (либо любое другое мелодичное произведение).

Андрей: Сколько дней и ночей брожу по лесу, ищу волшебницу Марью, да водицу волшебную. Старики сказывали, что Марья является раз в сто лет и помогает только тем, кто трудом честным живёт.

Родничок: Помоги мне, Андрюша!

Андрюша: Кто здесь, вот чудеса, голос есть, а никого не видать. Вот незадача!

Родничок: Это я, Родничок. Завалил меня Леший по приказу Кикиморы тяжелыми камнями, да песком. Расчисти меня, погибаю.

Андрюша: Да, конечно, помогу. Чего же доброе дело-то не сделать?

Слышит голос Кикиморы: «Коли доброе дело сделаешь, не спадут мои чары…

Не найдёшь Марью». Андрюша обращается в зал.

Ребята, как вы думаете, помочь Родничку? Ах, Кикимора проклятая, чуть не забыл. Не могу я помочь тебе, Родничок. Коли доброе дело сделаю, не проснётся от колдовских чар невеста моя. Прости меня.

Родничок: Ну что ж…, прощай навсегда, Андрюша.

Андрюша: ( отходит от Родничка).

Как же так?.. Мимо несчастья чужого прошел я… Погибнет Родничок. А ведь он – начало нашей реки. На её берегу деревня моя стоит. Погибнет речка — леса, поля, луга, засохнут. Люди без воды останутся. Что же делать? Постой, Родничок! Не умирай! Потрудиться всегда я рад на благо других!

Расчищает завал.

-Помогу я тебе, спасу. Спасу жизнь речке нашей, ты людям добрым потоком теки. Жизнью наполни всё живое. Не может такого быть, чтобы подлость, равнодушие, злость правили миром. Старики говорили: « Плохо тому, кто добра не делает никому, кому труд в тягость». Живи, Родничок!

Родничок: Спасибо тебе, Андрюша, за доброту твою! За труд! Побегу живой влагой, леса, поля, луга напою.

Андрюша: Живой?.. Так вот ты какая вода живая… (Набирает воды во фляжку.)

Сцена 6

Звучит мелодия Грига «Утро». Появляется Марья.

Марья: Здравствуй, Андрюша.

Андрюша: Здравствуй. Кто ты? Уж не волшебница ли?

Марья: Угадал. Волшебница Марья я.

Андрюша: Знаю, знаю. Старики рассказывали, являешься ты людям, чтоб добро творить. Только Кикимора сказывала, что только доброе дело сделаю, живая вода сразу силу волшебную потеряет… Теперь мне Алёнушку не разбудить…

Марья: Обманула тебя Кикимора. Вода всегда силу волшебную имеет, если человек добр, а вот если бы ты руки запачкать побоялся, да в беде ближнему отказал, то беда неминуемая случилась бы…

Андрюша: Ну, Кикимора берегись!!!

Марья: Не серчай, на неё Андрюша. Силы её против доброты, да любви, да людей честных трудолюбивых бессильны. За труд, да отвагу, любовь, да верность и преданность даю вам с Алёнушкой благословение, прими в дар обручальные колечки. Как колечко на пальчик Алёнушке наденешь, да личико водицей сбрызнешь, так и очнётся твоя невеста. Живите в любви и согласии, трудитесь и трудом своим преумножайте богатства свои. Прощай, Андрюша. А про кольца никому не сказывай!!!

Сцена 7

Идёт Андрюша по лесу, (звучит пение птиц) устал, прилёг и заснул.

Леший подменил живую воду и кольца.

Леший: (обращаясь к ребятам.)

-Тс, Тс, тише, ребята.

Зрители будят Андрюшу.

Андрюша: Что, что ни как опять проделки нечистой силы!

Зрители: «Кольцо, вода!!!»

— Всё на месте, надо в путь собираться.

Сцена 8

Аленушка спит, входит Андрюша.

Кикимора: Ой, нежданно-негаданно, никак Андрейка? Ой, никак уже вернулся?

Андрюша: Иди по добру, по здорову!

Кикимора: А что такое? Поди и воду добыл? А ещё что, там у тебя?

Андрюша достает кольцо и воду, проделывает всё, что сказала ему Марья и

Алёнушка просыпается и встаёт.

Кикимора: Нет, это неправда, кольцо у меня, вода тоже!!!

Достает фляжку, а она пустая, а вместо кольца – листья сухие.

Андрюша: Правду сказала Марья, сделанное добро, добром и вернется!!! Ну, что, Алёнушка, получил я благословение, жить начнём счастливо в труде, да в любви и согласии. И никакая нечистая сила нам не помеха, коль мы добрые дела делаем!

Кикимора: Безобразие какое!!! Мошенничество, обман!!!

Появляется Марья.

Марья: Никакого обмана здесь нет. Всё по законам любви и добра. Награда всегда тем, кто в труде живёт и добро несёт людям! Прощайте Алена и Андрюша. Будьте счастливы!

Марья, Алёна, Андрей уходят, появляется Леший.

Кикимора: Правда, что ли, что сила большая в доброте-то и труде этом? И удача добрым сопутствует.

Леший: Может и нам добрыми стать? (обращается к зрителям)

— Как вы думаете, стать?

Кикимора: И счастье найдём?

Леший: А если ещё помочь другим?

Кикимора: Трудиться?? Решено! Так и поступать будем…

Звучит мелодия «Камаринская», актеры выстраиваются на сцене, вперед выбегают скоморохи:

Скоморохи:

— Тут и сказке конец! Кто слушал тот и молодец!

«Варвара-краса, длинная коса»: как снимали сказку и что стало с исполнителями главных ролей

Сценарий фильма написан по мотивам баллады Василия Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного, и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». В свою очередь её первоисточником стала народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Авторами сценария были Михаил Чуприн и режиссёр Александр Роу — для Чуприна это была единственная работа в кино, а для Роу «Варвара-краса, длинная коса» стала предпоследним фильмом.

«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу

Роу любил работать с уже знакомыми актёрами, так что почти все исполнители ролей снимались у него в предыдущих фильмах. Исключением стала Татьяна Клюева, сыгравшая Варвару — она у Роу снималась впервые, хотя познакомились они задолго до съёмок. Десятиклассница Клюева приходила на пробы к его предыдущей сказке «Огонь, вода и… медные трубы», но показалась режиссёру совсем ребёнком, хотя у неё уже был актёрский опыт и даже главная роль в фильме «Акваланги на дне». Роу утвердил Наталью Седых, а Клюевой пообещал снять её в следующей работе. И сдержал обещание — девушку пригласили на пробы уже через год.

«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу

Перед началом съёмок режиссёр строго предупредил 18-летнюю актрису: никаких романов, гулянок, сомнительных историй и лишних килограммов! В девять вечера Роу закрывал актрису в номере на ключ, а когда оказалось, что ей всё-таки малы подготовленные платья, режиссёр отказал «Варваре» в суточных, чтобы она не тратила их на булочки. Лишён суточных был и «подводный царь» Георгий Милляр — у него под запретом было спиртное. Это сплотило актёров и после того, как группа получала деньги, Милляр и Клюева шли к режиссёрам комбинированных съёмок, садились на лавочку и грустно вздыхали. Им тайком выдавали один рубль на двоих, актёры шли в соседнюю деревню и покупали «вкусности»: Милляр — крепкое вино, а Клюева — конфеты или колотый сахар…

«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу

Роль Варвары принесла Татьяне Клюевой всесоюзную популярность, но осталась её самой яркой работой в кино. Актриса окончила ГИТИС, сыграла несколько ролей второго плана, а вскоре вышла замуж за моряка и уехала за ним в Севастополь. Там она заведовала клубом в таксопарке, работала в брачном агентстве, а в 90-е торговала одеждой и обувью на рынке. Актриса рассказывала, что однажды к ней подошла женщина и сказала: «Ну что, Варварушка, докатилась?» — и она одновременно обрадовалась, что помнят, и огорчилась злорадству… Сейчас Татьяне Клюевой 71 год, она по-прежнему живёт в Севастополе и до недавних пор работала в севастопольском отделении Союза кинематографистов.

«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу

На съёмках сказки Татьяна Клюева на всю жизнь подружилась с исполнителем роли царского сына Андрея. Режиссёр заметил колоритного вожатого в пионерском лагере киностудии им. Горького и пригласил на роль не менее колоритного «упитанного, но невоспитанного» Андрюшеньки-душеньки. Для Сергея Николаева это была вторая роль в кино, которая тоже стала самой яркой в фильмографии. Он окончил экономический факультет ВГИКа, 20 лет возглавлял актёрский отдел киностудии им. Горького и много снимался в ролях второго плана и эпизодах. Сергея Николаева не стало в 2016 году.

«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу

Алексея Катышева, исполнителя роли рыбацкого сына Андрея, режиссёр уже снимал в предыдущем фильме. Пятнадцатилетнего Катышева он заметил на курсах звукорежиссёров на Ялтинской киностудии, ещё когда снимал «Морозко». Роу запомнил молодого человека, так как сказочнику всегда был нужен типаж русского доброго молодца с ярко-голубыми глазами. Через четыре года он без проб утвердил актёра в фильм «Огонь, вода и… медные трубы», а сразу после окончания съёмок предложил ему сняться в «Варваре-красе, длинной косе». Актёра к тому времени забрали в армию, но режиссёр добился его перевода с Дальнего Востока в Ленинград — поближе к съёмочной площадке.

«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу

Алексей Катышев собирался продолжить карьеру, но через два года Александр Роу умер, а другие режиссёры интереса к нему не проявили. Катышев сыграл главную роль в «Весенней сказке», эпизод в детском фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» и на этом предложения закончились… Дальнейшая судьба актёра сложилась трагически — он работал водителем молоковоза и грузчиком, много пил, потерял семью и квартиру, едва не попал в тюрьму и скончался в 2006 году после нападения на улице.

«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу

Роль одного из незадачливых женихов Варвары сыграл актёр Борис Сичкин. Через десять лет эпизод с его участием из фильма вырезали, так как Сичкин эмигрировал в США. Сцену вернули уже в 90-х.

«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу

У Александра Роу было два любимых места для съёмок — Крым и окрестности подмосковного Звенигорода. Там снималась и «Варвара-краса, длинная коса» — часть работы прошла возле пионерского лагеря «Мирный» и в деревне Гигирево, а часть на Южном берегу Крыма, в Никитской расселине и у горы Ай-Петри. Сцены подводного царства снимали в павильоне киностудии им. Горького, где построили масштабные декорации.

«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу

Администратором на съёмках сказки работал 20-летний Борис Грачевский, который учился во ВГИКе и попал на практику к Александру Роу. Он вспоминал, что решал нетривиальные задачи — ловил голубей или искал сухой лёд, а в конце съёмок сыграл роль руки… По задумке режиссёра из-под воды появлялась рука, которая грозила царю пальцем и голос произносил: «Должооок…» На площадке поставили огромный таз с водой и кому-то надо было нырнуть и надеть специальную перчатку с когтями. Грачевский был самым молодым членом съёмочной команды, поэтому руку поручили ему. Получился эпизод, который потом много лет пугал маленьких зрителей…

  • Андронников рассказчик слушать юмористические рассказы
  • Андрий толкын сочинений 9 класс яныш ялкайн
  • Андрий предал в рассказе тарас бульба кого
  • Андрей штольц как антипод обломова сочинение 10 класс
  • Андрей штольц аргумент к итоговому сочинению