У него не было громких ролей. Самая знаменитая — роль царевича Андрея, «упитанного да невоспитанного», в сказке Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса». Но это не помешало ему стать узнаваемым и даже снискать актерскую славу.
Во всяком случае, близкие Сергея считали его настоящим артистом, хотя он закончил экономический факультет ВГИКа.
Сыгравший, и здорово сыгравший, избалованного царского сынка в великолепной сказке от мастера Александра Роу, Сергей Николаев с детства был артистичен. Хотя к актерской карьере никогда не стремился. Но, магия кино все же манила его. Сергей устроился работать на киностудию имени Горького простым рабочим. Где колоритного парня приметила ассистентка режиссера. У великого сказочника Роу, как и у всех великих режиссеров, был поразительный дар. Увидеть в человеке творческий потенциал. И непросто увидеть, а еще и найти способ раскрыть.
После успеха знаменитой киносказки «упитанный да невоспитанный» Андрейка стал узнаваемым персонажем манеры и реплики которого ушли в народ. За самим актером закрепилось амплуа второпланового сказочного персонажа. Он появлялся в образах разбойника из сказки «Золотые рога», Ветродуй в «Самый сильный», повара «Финист — Ясный сокол», стражник «Там, на неведомых дорожках…», стрелец «После дождичка в четверг» и царевич Павел «На златом крыльце сидели…».
Не прошел мимо яркого дарования и другой кудесник-режиссер Борис Грачевский. Задействовавший забавного толстяка в нескольких незабываемых эпизодах «Ералаша».
Помимо незаурядный актерских способностей, Сергей Сергеевич проявил и способности руководителя. С 1977 по 96 годы, он возглавлял актерский отдел, на ставшей для него воротами в мир сказки, киностудии имени Горького.
Даже в 90-е, когда сказки, да и другие фильмы, снимать практически перестали, Николаев снялся в эпизодах почти 20 картин. А начиная с 2000 года стал играть в сериалах: «Next», «Игры в подкидного», «Безмолвный свидетель», «Мастер и Маргарита», «Звезда эпохи». В последнем телепроекте актер сыграл роль советского политика Георгия Маленкова.
В фильмографии Сергея Николаева свыше 50 картин.
Сергей Николаев родился в Риге. Где в то время служил его отец военный. Отец рано ушел и Сергей его почти не помнил. Братья суворовцы пошедшие по отцовским стопам тоже ушли рано. Единственный оставшийся родной человек, мать, тяжело болела. Отринув свою личную жизнь Сергей посвятил себя заботе о больной матери.
«У него прекрасный характер, а какой он был сын! Нина Петровна в последние 15 лет лежачая была, а он заботливо за ней ухаживал», — рассказывает близкий друг актера Татьяна Клюева, сыгравшая ту самую Варвару в сказке Роу.
После смерти матери, которую он пережил на 5 лет, Сергей Сергеевич остался совсем один в своей 2-комнатной квартире, недалеко от студии Горького. Изредка общался с племянниками, но ни о чем их не просил.
Несмотря на отсутствие семьи, общительный и доброжелательный, он всегда был окружен многочисленными друзьями. Друзья не покинули его и в самые тяжелые, последние, годы жизни.
Актер мог и умел дружить. До последнего был предан Александру Артуровичу Роу, которого считал своим кинематографическим отцом.
«Я знал про его прежние отношения с дамами, но они не были актрисами. А потом Сергей и вовсе перестал влюбляться, опустил руки. В определенный момент у него случилось полное отрицание семьи. Хотя, наверное, он в конце жизни жалел, что так и не обрел близких», — говорит товарищ актера, сценарист и продюсер Сергей Тульчак, с которым они дружили 25 лет.
Именно Сергей Тульчак взял на себя заботу о друге во время болезни. Еще в декабре 2015 года актер, страдавший болезнью сердца, перенес двойную операцию: ему сделали шунтирование и удалили часть легкого, на котором образовалась опухоль.
Сергей Тульчак ухаживал за товарищем: навещал, готовил еду, ходил в аптеки и магазин. После хирургического вмешательства Николаев почувствовал себя лучше и вроде даже пошел на поправку, но в мае 2016 года у него случился приступ удушья.
Актер сам вызвал скорую помощь, и его увезли в Боткинскую больницу, где он скончался 16 мая на 70-м году жизни. Накануне Сергей Сергеевич попрощался с другом, предчувствуя, что уходит. Попросил, чтобы «хоронили его без всяких помпезностей».
Он был верующим человеком. С 1995 года являлся членом Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие», с 1996-го – членом Правления Православного народного движения.
Урна с прахом актера захоронена на Бабушкинском кладбище в Москве.
Фильмография
1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
1973 — «Самый сильный»
1975 — «Финист — Ясный сокол»
1976 — «Русалочка»
1978 — «Безбилетная пассажирка»
1980 — «Эскадрон гусар летучих»
1982 — «Там, на неведомых дорожках…»
1985 — «После дождичка в четверг»
1986 — «На златом крыльце сидели…»
1991 — «Игра на миллионы»
1993 — «Не стреляйте в пассажира!»
1999 — «Транзит для дьявола»
2001 — «Next»
2005 — «Звезда эпохи»
2009 — «Безмолвный свидетель – 3»
2013 — «Москва. Три вокзала»
0
Сказка о любви и доброте.
Сцена 1
На поляне девочки водят хоровод под песню «Во поле береза стояла…».
Вбегают Андрей и Алёнушка)
Андрей: Вот инструмент добуду, согласие родителей пожениться получим и дом начну строить, хозяйством обзаводиться начнём.
Алёнушка: А я по дому работать буду, вязать да шить, варить да убирать, за хозяйством следить. Вместе и заживём в труде, да в любви да счастливы станем.
Смеются, кружатся.. Их подслушивает Леший
Леший: У-у-у, угу-угу-угу! Ого-го-го! (Пугает).
Алёнушка: Ой, боюсь, Андрей, как бы беду эта нечистая сила не накликала. Ведь меня-то благославлять некому. Сирота – я.
Андрей: Не бойся, Алёнушка! Всё сладится. Нечистую силу я не боюсь. Эту нечисть я повыведу, не позволю мешать нам трудом честным в любви и счастье жить. Нечего им речку мутить, поля топтать, детей пугать. (Уходят).
Сцена 2
Звучит любая тревожная мелодия. Появляется Леший.
Леший: (Передразнивает)
– Повыведу! Тьфу ты! Ох, уж это племя людское, ненавистное! На корню бы всех извёл, в поганки бы обратил! Да силёнок маловато: стар стал. И не соображу, какую бы пакость людям сотворить.
Да! А не позвать ли мне на помощь куму Кикимору? Ушлая баба! Умна, хитра… Вмиг новую подлость придумает!
Эге-гей! Нечисть лесная, вороны чёрные, сычи болотные, гады ползучие! Летите, ползите, зовите ко мне Кикимору!
Появляется Кикимора
Сцена 3
Кикимора: Чего расшумелся?!
Леший: Ой, Кикимурушка, болотная! До чего людишки-то распустились, и уж не боятся нас боле!
Кикимора: Ой, не стони, слышала я всё, неподалеку была!
Леший: А пуще всех Андрейка с Алёнкой нас позорят, говорят скоро и духу нашего в лесу не останется, мол, в труде да любви и сила нечистая не страшна, а коль все трудиться честно начнут, так и совсем сгинем. Я думаю стереть его в порошок надо.
Кикимора: Ах, вот он как! Ну, я ему покажу!!!
Показывает, что бы с ним стало
Кикимора: (обращается к Лешему)
— Эх, ты страшненький, лохматенький, не причесанный, небритый, да немытый! Тебе бы только кого пугать да с поганок шапки сбивать! Мелко мыслишь! Тут надо брать, хитростью… Дельце подленькое на примете имею, при хорошем раскладе, так Андрюшка сам у меня работать станет, злодеяния всяческие делать ( Хи-хикает )
Леший: Верное? А, если при плохом раскладе?
Кикимора: ( Шепча) Цыц! Другого быть не может! За нами нечисть, подлость, золото, зло. А этот их труд – ерунда, вместе с этой как её любовью! За мной!!!
Сцена 3
Алёнушка идёт по лесу. Кикимора и Леший колдуют. У Кикиморы волшебный мухомор, она им магические движения совершает
Алёнушка: Вот встречу Андрюшу, вместе домой пойдём. Грибов насобирала, грибовницу сварим.
Кикимора подсовывает Алёнушке мухомор.
Леший хихикает, потирает руки.
Алёнушка: Что-то темно стало, страшно
Леший воет.
Андрюша говорит нельзя бояться. Вот ещё несколько шагов и Андрюшу встречу. Да что же это мне всё мухоморы попадаются, или это всё один и тот же?
Задела мухомор и обомлев, уснула.
Кикимора: ( Хихикает )
— Вот и всё! Андрюшку только дождаться осталось, сработало волшебство. Прячься, Андрей идёт!
С приходом Андрюши нечисть исчезает, но Кикимора забывает свой мухомор.
Андрюша: Вот, уж и Алёнушку скоро встречу!
Видит её лежащую без чувств, бросается к ней.
— Алёнушка, милая, что с тобой? Нездорова ты? Проснись!
Замечает забытый мухомор
— Что это? Мухоморы? Странные какое-то? Много мухоморов видел, но таких не встречал. Уж не похозяйничала ли здесь нечистая сила? Всё! Надобно порядок наводить, злую силу истребить.
Сцена 4
Появляются Кикимора и Леший. Андрюша прячет гриб.
Кикимора: Здравствуй, Андрюшенька-душенька, добрый молодец!
Андрюша: Кому добрый, а кому и нет. Говори, плесень болотная, зачем мою Алёнушку загубила-околдовала?
Кикимора: ( притворяясь )
— Я?! Да никогда! Зачем мне? Наговаривают на меня. Бессовестно врут.
Андрюша: ( зло)
— А это что?
Крутит перед носом Кикиморы мухомор.
С неба упало? Ты мне зубы не заговаривай! Говори, зачем Алену заколдовала, не то душу вытрясу.
Грозит палицей. Потом стукает из-за ширмы надувным молотком. Кикимора смеётся над палицей, малюсенькой, но, когда получает удар по голове, сразу сдаётся.
Кикимора: Да!!! Да!!! Я заколдовала Алёну твою. (себе под нос)
— А что это вы поперёк дороги встали. (Вслух)
-Баушка я старенькая, сама с хозяйством не справляюсь. Домишко покосился, еле на курьих ногах стоит, забор из черепов сгнил. Вот и сижу одна, куда ж деваться-то.
Андрюша: Ты бы кликнула, уж помог бы.
Кикимора: До вас молодых не допросишься, не дозовёшься, помочь надо бы…
Андрюша: Чего делать-то надо? Мы работы не боимся. Только Алёнушку расколдуй.
Кикимора: Мне, Андрюшенька, ничего для тебя не жалко. Озолочу. Богатым будешь, как сам царь-государь. Пить-есть на золоте будешь, в золото одеваться. Леса, поля, луга, — всё твоим сделаю. В круизы будешь ездить, отдыхать на лучших курортах, купишь двухэтажный коттедж на курьих ножках на берегу нашего болотца. Только построй мне машину – ловушку, чтоб люди поглядеть, подивиться заходили, да там бы и пропадали.
Андрюша: Богат, говоришь, буду?.. И леса, и поля…
Кикимора: Ага, правильно мыслишь!!!
Андрюша: И всю жизнь на тебя работать, для подлости, на костях, на бедах других людей богатиться, да золотишком разживаться…
Кикимора: Ой, не говори: не захочешь, а работать придётся. Золото оно ведь всем нужно, не важно ведь каким способом заработано.
Андрюша: Ишь чего удумала – «зло болотное», «Нечисть поганая». Не бывать этому. Мы честным трудом живём: на благо себе и для других. Так что расколдовывай Алёну мою подобру – поздорову!
Кикимора: Что? Мне? Кикиморе отказывать. Не видать тебе Алёнки как своих ушей!
Андрюша: Да я тебя, Пугало болотное, со свету сживу! Говори, как Алёну расколдовать!!!
Кикимора: Ой, напугал, и ча-во ты мне сделаешь?
Андрей бьёт её кувалдой.
Кикимора: Ой, ой, ой, больно!!!
Убегает на другой край, и там её застаёт палица
Ладно, ладно, сдаюсь против удали твоей. Уж полегче бы со старушкой-то.
Андрюша: Да тебя за твои злодеяния, мало ещё поучил…
Кикимора: Ладно, ладно, расколдую твою Алёну! (хитро)
— Только средство здесь волшебное нужно.
Андрюша: Какое? Говори, где достать?
Кикимора: Не торопись. Всё по порядку. Водица надобна волшебная, живая, чтоб Алёну оживить. (кривит речь свою, передразнивая)
— Чего ты там у нас собрался дом строить, хозяйством обзаводиться?
Андрюша: Да, ты ещё и подслушиваешь?
Кикимора: А чего, я не чё. О том все ведают… что благословение ждёте, чтоб пожениться, а раз Алёнка сирота у тебя, вот и в добрый путь. Это уж не ко мне, а к доброй волшебнице Марье. Только вот, водица силу волшебную потерять может, коль ты доброе дело удумаешь сделать. Раз сделал, и считай пропало оно счастье-то
Андрюша: Понял, всё сказала-поведала? Ну, пойду в дальнюю дорогу.
Кикимора: ( в сторону)
— А тебе пенёк деревенский, отомщу, ох, отомщу за унижение! То что бояться должён нас каждый человечишка. Сгинешь в лесу, я уж постараюсь!
Леший: Закружу, заверчу, все как надо закручу! Как Кикимора сказала – водицу ту надобно спрятать от Андрюши, чтоб мило прошёл. Вот засыплю. А доброе дело ему не велено делать, стало быть, пройдёт мимо, тут и сказке конец. А сгинет – Марья-волшебница не выйдет. Все шито-крыто будет.
Сцена 5
Звучит музыкальный фрагмент мелодии «Зеленые рукава» (либо любое другое мелодичное произведение).
Андрей: Сколько дней и ночей брожу по лесу, ищу волшебницу Марью, да водицу волшебную. Старики сказывали, что Марья является раз в сто лет и помогает только тем, кто трудом честным живёт.
Родничок: Помоги мне, Андрюша!
Андрюша: Кто здесь, вот чудеса, голос есть, а никого не видать. Вот незадача!
Родничок: Это я, Родничок. Завалил меня Леший по приказу Кикиморы тяжелыми камнями, да песком. Расчисти меня, погибаю.
Андрюша: Да, конечно, помогу. Чего же доброе дело-то не сделать?
Слышит голос Кикиморы: «Коли доброе дело сделаешь, не спадут мои чары…
Не найдёшь Марью». Андрюша обращается в зал.
—Ребята, как вы думаете, помочь Родничку? Ах, Кикимора проклятая, чуть не забыл. Не могу я помочь тебе, Родничок. Коли доброе дело сделаю, не проснётся от колдовских чар невеста моя. Прости меня.
Родничок: Ну что ж…, прощай навсегда, Андрюша.
Андрюша: ( отходит от Родничка).
— Как же так?.. Мимо несчастья чужого прошел я… Погибнет Родничок. А ведь он – начало нашей реки. На её берегу деревня моя стоит. Погибнет речка — леса, поля, луга, засохнут. Люди без воды останутся. Что же делать? Постой, Родничок! Не умирай! Потрудиться всегда я рад на благо других!
Расчищает завал.
-Помогу я тебе, спасу. Спасу жизнь речке нашей, ты людям добрым потоком теки. Жизнью наполни всё живое. Не может такого быть, чтобы подлость, равнодушие, злость правили миром. Старики говорили: « Плохо тому, кто добра не делает никому, кому труд в тягость». Живи, Родничок!
Родничок: Спасибо тебе, Андрюша, за доброту твою! За труд! Побегу живой влагой, леса, поля, луга напою.
Андрюша: Живой?.. Так вот ты какая вода живая… (Набирает воды во фляжку.)
Сцена 6
Звучит мелодия Грига «Утро». Появляется Марья.
Марья: Здравствуй, Андрюша.
Андрюша: Здравствуй. Кто ты? Уж не волшебница ли?
Марья: Угадал. Волшебница Марья я.
Андрюша: Знаю, знаю. Старики рассказывали, являешься ты людям, чтоб добро творить. Только Кикимора сказывала, что только доброе дело сделаю, живая вода сразу силу волшебную потеряет… Теперь мне Алёнушку не разбудить…
Марья: Обманула тебя Кикимора. Вода всегда силу волшебную имеет, если человек добр, а вот если бы ты руки запачкать побоялся, да в беде ближнему отказал, то беда неминуемая случилась бы…
Андрюша: Ну, Кикимора берегись!!!
Марья: Не серчай, на неё Андрюша. Силы её против доброты, да любви, да людей честных трудолюбивых бессильны. За труд, да отвагу, любовь, да верность и преданность даю вам с Алёнушкой благословение, прими в дар обручальные колечки. Как колечко на пальчик Алёнушке наденешь, да личико водицей сбрызнешь, так и очнётся твоя невеста. Живите в любви и согласии, трудитесь и трудом своим преумножайте богатства свои. Прощай, Андрюша. А про кольца никому не сказывай!!!
Сцена 7
Идёт Андрюша по лесу, (звучит пение птиц) устал, прилёг и заснул.
Леший подменил живую воду и кольца.
Леший: (обращаясь к ребятам.)
-Тс, Тс, тише, ребята.
Зрители будят Андрюшу.
Андрюша: Что, что ни как опять проделки нечистой силы!
Зрители: «Кольцо, вода!!!»
— Всё на месте, надо в путь собираться.
Сцена 8
Аленушка спит, входит Андрюша.
Кикимора: Ой, нежданно-негаданно, никак Андрейка? Ой, никак уже вернулся?
Андрюша: Иди по добру, по здорову!
Кикимора: А что такое? Поди и воду добыл? А ещё что, там у тебя?
Андрюша достает кольцо и воду, проделывает всё, что сказала ему Марья и
Алёнушка просыпается и встаёт.
Кикимора: Нет, это неправда, кольцо у меня, вода тоже!!!
Достает фляжку, а она пустая, а вместо кольца – листья сухие.
Андрюша: Правду сказала Марья, сделанное добро, добром и вернется!!! Ну, что, Алёнушка, получил я благословение, жить начнём счастливо в труде, да в любви и согласии. И никакая нечистая сила нам не помеха, коль мы добрые дела делаем!
Кикимора: Безобразие какое!!! Мошенничество, обман!!!
Появляется Марья.
Марья: Никакого обмана здесь нет. Всё по законам любви и добра. Награда всегда тем, кто в труде живёт и добро несёт людям! Прощайте Алена и Андрюша. Будьте счастливы!
Марья, Алёна, Андрей уходят, появляется Леший.
Кикимора: Правда, что ли, что сила большая в доброте-то и труде этом? И удача добрым сопутствует.
Леший: Может и нам добрыми стать? (обращается к зрителям)
— Как вы думаете, стать?
Кикимора: И счастье найдём?
Леший: А если ещё помочь другим?
Кикимора: Трудиться?? Решено! Так и поступать будем…
Звучит мелодия «Камаринская», актеры выстраиваются на сцене, вперед выбегают скоморохи:
Скоморохи:
— Тут и сказке конец! Кто слушал тот и молодец!
«Варвара-краса, длинная коса»: как снимали сказку и что стало с исполнителями главных ролей
Сценарий фильма написан по мотивам баллады Василия Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного, и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». В свою очередь её первоисточником стала народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Авторами сценария были Михаил Чуприн и режиссёр Александр Роу — для Чуприна это была единственная работа в кино, а для Роу «Варвара-краса, длинная коса» стала предпоследним фильмом.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Роу любил работать с уже знакомыми актёрами, так что почти все исполнители ролей снимались у него в предыдущих фильмах. Исключением стала Татьяна Клюева, сыгравшая Варвару — она у Роу снималась впервые, хотя познакомились они задолго до съёмок. Десятиклассница Клюева приходила на пробы к его предыдущей сказке «Огонь, вода и… медные трубы», но показалась режиссёру совсем ребёнком, хотя у неё уже был актёрский опыт и даже главная роль в фильме «Акваланги на дне». Роу утвердил Наталью Седых, а Клюевой пообещал снять её в следующей работе. И сдержал обещание — девушку пригласили на пробы уже через год.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Перед началом съёмок режиссёр строго предупредил 18-летнюю актрису: никаких романов, гулянок, сомнительных историй и лишних килограммов! В девять вечера Роу закрывал актрису в номере на ключ, а когда оказалось, что ей всё-таки малы подготовленные платья, режиссёр отказал «Варваре» в суточных, чтобы она не тратила их на булочки. Лишён суточных был и «подводный царь» Георгий Милляр — у него под запретом было спиртное. Это сплотило актёров и после того, как группа получала деньги, Милляр и Клюева шли к режиссёрам комбинированных съёмок, садились на лавочку и грустно вздыхали. Им тайком выдавали один рубль на двоих, актёры шли в соседнюю деревню и покупали «вкусности»: Милляр — крепкое вино, а Клюева — конфеты или колотый сахар…
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Роль Варвары принесла Татьяне Клюевой всесоюзную популярность, но осталась её самой яркой работой в кино. Актриса окончила ГИТИС, сыграла несколько ролей второго плана, а вскоре вышла замуж за моряка и уехала за ним в Севастополь. Там она заведовала клубом в таксопарке, работала в брачном агентстве, а в 90-е торговала одеждой и обувью на рынке. Актриса рассказывала, что однажды к ней подошла женщина и сказала: «Ну что, Варварушка, докатилась?» — и она одновременно обрадовалась, что помнят, и огорчилась злорадству… Сейчас Татьяне Клюевой 71 год, она по-прежнему живёт в Севастополе и до недавних пор работала в севастопольском отделении Союза кинематографистов.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
На съёмках сказки Татьяна Клюева на всю жизнь подружилась с исполнителем роли царского сына Андрея. Режиссёр заметил колоритного вожатого в пионерском лагере киностудии им. Горького и пригласил на роль не менее колоритного «упитанного, но невоспитанного» Андрюшеньки-душеньки. Для Сергея Николаева это была вторая роль в кино, которая тоже стала самой яркой в фильмографии. Он окончил экономический факультет ВГИКа, 20 лет возглавлял актёрский отдел киностудии им. Горького и много снимался в ролях второго плана и эпизодах. Сергея Николаева не стало в 2016 году.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Алексея Катышева, исполнителя роли рыбацкого сына Андрея, режиссёр уже снимал в предыдущем фильме. Пятнадцатилетнего Катышева он заметил на курсах звукорежиссёров на Ялтинской киностудии, ещё когда снимал «Морозко». Роу запомнил молодого человека, так как сказочнику всегда был нужен типаж русского доброго молодца с ярко-голубыми глазами. Через четыре года он без проб утвердил актёра в фильм «Огонь, вода и… медные трубы», а сразу после окончания съёмок предложил ему сняться в «Варваре-красе, длинной косе». Актёра к тому времени забрали в армию, но режиссёр добился его перевода с Дальнего Востока в Ленинград — поближе к съёмочной площадке.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Алексей Катышев собирался продолжить карьеру, но через два года Александр Роу умер, а другие режиссёры интереса к нему не проявили. Катышев сыграл главную роль в «Весенней сказке», эпизод в детском фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» и на этом предложения закончились… Дальнейшая судьба актёра сложилась трагически — он работал водителем молоковоза и грузчиком, много пил, потерял семью и квартиру, едва не попал в тюрьму и скончался в 2006 году после нападения на улице.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Роль одного из незадачливых женихов Варвары сыграл актёр Борис Сичкин. Через десять лет эпизод с его участием из фильма вырезали, так как Сичкин эмигрировал в США. Сцену вернули уже в 90-х.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
У Александра Роу было два любимых места для съёмок — Крым и окрестности подмосковного Звенигорода. Там снималась и «Варвара-краса, длинная коса» — часть работы прошла возле пионерского лагеря «Мирный» и в деревне Гигирево, а часть на Южном берегу Крыма, в Никитской расселине и у горы Ай-Петри. Сцены подводного царства снимали в павильоне киностудии им. Горького, где построили масштабные декорации.
«Варвара-краса, длинная коса», к/с им. М. Горького, 1969, реж. А. Роу
Администратором на съёмках сказки работал 20-летний Борис Грачевский, который учился во ВГИКе и попал на практику к Александру Роу. Он вспоминал, что решал нетривиальные задачи — ловил голубей или искал сухой лёд, а в конце съёмок сыграл роль руки… По задумке режиссёра из-под воды появлялась рука, которая грозила царю пальцем и голос произносил: «Должооок…» На площадке поставили огромный таз с водой и кому-то надо было нырнуть и надеть специальную перчатку с когтями. Грачевский был самым молодым членом съёмочной команды, поэтому руку поручили ему. Получился эпизод, который потом много лет пугал маленьких зрителей…