Анкетирование родителей «Сказка
в жизни вашего ребенка»
«Сказка в жизни вашего ребенка»
Составила
воспитатель ;
Жетыгелденова Е.И.
Вопросы Возможные ответы
№1. Как часто Вы читаете (рассказываете)
своему ребенку сказки?
часто;
нет;
затрудняюсь ответить
№2.Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
про животных
волшебные
затрудняюсь ответить
№3 .Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать)
сказку несколько раз?
да;
нет;
затрудняюсь ответить
№4. Есть ли любимая сказка у Вашего
малыша?
да;
нет;
затрудняюсь ответить
№5. Играет ли Ваш ребенок в сказки,
которые слушал?
да;
нет;
затрудняюсь ответить
№6. Рассказывает ли ребенок сказку
совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
да;
нет;
затрудняюсь ответить
№7. Есть ли у ребенка книжки для
самостоятельного рассматривания?
да;
нет;
затрудняюсь ответить
№8. Рассматривая иллюстрации к сказкам,
задает ли Вам ребенок вопросы?
да;
нет;
затрудняюсь ответить
№9 .Узнает ли Ваш ребенок сказку по
иллюстрации?
да;
нет;
затрудняюсь ответить
№10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид
детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?
да;
нет;
затрудняюсь ответить
№11 Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки
для Вашего ребенка?
да;
нет;
затрудняюсь ответить
№12 Какую помощь Вы хотели бы получить от
педагогов детского сада по теме «Сказка в жизни Вашего ребёнка»?
«Роль русской народной сказки в воспитании
ребенка».
Вопросы Варианты ответов
№1. Кто в вашей семье занимается
воспитанием детей?
мама
папа
дедушка, бабушка.
№2 Сколько времени вы проводите со своими
детьми?
2 часа в день
4 часа в день
полдня
весь день
№3 Читали вам в детстве сказки?
да
нет
не помню
№4 Читаете ли Вы своим детям сказки?
да
нет
иногда
№5 С какого возраста на Ваш взгляд нужно
читать детям сказки?
с трех месяцев
с одного года
с трех лет
№6 В какой форме чаще всего вы излагаете
сказки ребенку?
чтение
рассказ
рассказ выдуманной сказки
театрализация
№7 . Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки
с ребенком после ее изложения?
всегда
иногда
никогда
№8. Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?
телевидению
компьютерным играм
сказкам
№9. Способствует ли русская народная
сказка нравственному развитию ребенка?
да
нет
не знаю
№10 .Какие функции на Ваш взгляд выполняет
сказка при воспитании ребенка?
развлекательную
развивающую
№11. Какие способности можно развивать у
ребенка с помощью русской народной сказки?
речь
творческие способности
№12 .Практикуете ли вы дома театрализацию
русских народных сказок? да
нет
иногда
№13 Играете ли вы со своим ребенком в
игры, где задействованы герои русских народных сказок? да
нет
иногда
№14. Каким героям сказок чаще всего
подражает ваш ребенок?
положительным
отрицательным
вообще не подражает
Обновлено: 10.01.2023
1. Какие книги нравились и нравятся ребенку ? Влияет ли на отношение ребенка к книге ее формат , цвет и содержание?
2. Какие книги есть у Вашего ребенка : сказки , стихи, потешки, прибаутки, книги о природе, познавательные, развивающие, с игровым содержанием?
3. Знаете ли Вы любимые сказки Вашего ребенка ? Назовите их.
4. Какие сказки читаете детям ?
5. Цитирует ли ваш ребенок самостоятельно знакомые сказки ?
6. При чтении или рассказывании Вами , дети договаривают фразы из знакомых сказок ?
7. Обыгрываете ли Вы с ребенком знакомые сюжеты сказок : подражая героям интонацией, движениями, жестами, мимикой?
8. Повышает ли эмоциональное настроение Вашему ребенку игра со сказкой ?
9. Легко ли узнает ваш ребенок сказки по иллюстрации ?
10. Предпочитает ли Ваш ребенок экранизированный просмотр русских сказок или же иностранных ? Почему? Как часто он их смотрит?
11. Привлекает ли Вашего ребенка прослушивание сказки в музыкальном оформлении? Подпевает ли или подтанцовывает ли ребенок за героями сказок ?
12. Есть ли у Вашего ребенка развивающие игры связанные со сказочными сюжетами ? Перечислите их. Есть ли любимая игра? В какую чаще всего играет?
13. Есть ли в Вашем доме диски , кассеты с записями мультипликационных фильмов? Какие именно мультфильмы – русские или зарубежные?
14. Как Вы относитесь к постановкам экранизированных иностранных сказок ? Как Вы думаете, что хорошего могут они воспитывать в Вашем ребенке ?
15. Нужны ли агрессивные, жестокие несущие негативное отношение к людям, животным – зарубежные мультфильмы?
16. Как нужно оградить Вашего ребенка от этого ?
17. Нужна ли Вам в этом помощь воспитателя и психолога ?
Публикации по теме:
Роль отца в воспитании ребенка. Консультация для родителей «Папы разными бывают: Тот молчит, а тот кричит, Тот, бывает, напевает, Тот у телека торчит, Тот, бывает, обнимает Теплотою сильных.
Часто ли Вы рассказываете своему ребенку сказку?
Есть ли Любимая сказку у Вашего ребенка?
Придумываете ли вы сказку для вашего ребенка?
После чтения сказок, обсуждаете ли Вы содержание сказки?
Знаете ли вы что сказка носит воспитательный характер?
Затрудняетесь ли вы чему учит сказка?
В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка. Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребенок приносит в детский сад и просит воспитателя почитать.
И все-таки каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком- мамой.
Читая ребенку сказку, вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего малыша на примере положительных героев. Учите доброте, преданности, уважению. Сказка- очень действенный инструмент в воспитании ребенка. Малыш хочет подражать любимым героям. Учится различать добро и зло. Да и общие интересы с мамой или папой очень важны для малыша.
Кроме того, слушая сказку, ребенок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.
Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и на всегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом не никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребенок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает мама, он может задавать вопросы и получать на них ответы. На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна.
Читайте детям сказки. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
2. Сколько времени вы проводите со своими детьми?
3. Читали Вам в детстве сказки?
4. Читаете ли Вы своим детям сказки?
5. С какого возраста на Ваш взгляд нужно читать детям сказки?
6. В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку?
7. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения?
9. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка?
11. Какие способности можно развивать у ребенка с помощью русской народной сказки?
1) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг: практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; Ваш вариант ответа
2) В чем Вам видится воспитательная роль книги: книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник эстетической культуры; Ваш вариант ответа_____________________________________________
3) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка _________________________
4)Вы читаете ребенку книги:
по просьбе ребенка;
по собственной инициативе
5) Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг: перед сном; перед едой; на прогулке; Ваш вариант ответа______________________________________
6) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги ?________________________________________
7) Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное произведение? ______________________________
Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали? _____________________________________________________________
9) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать содержание прочитанного произведения? ________________________________________________________________
10) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг: да; нет; от случая к случаю; Ваш вариант ответа_____________________________________________________
11) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг: красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; выбор, сделанный самим ребенком; Ваш вариант ответа___________________________________________________
12)Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие?
13)Считаете ли Вы необходимым приобщить ребенка к посещению общественной библиотеки? __________________________________________________________________
14)Какие книги предпочитает Ваш ребенок: сказки; стихи; литературу о природе; энциклопедии; книги познавательного содержания; нет определенных предпочтений._______________________
15) Как, по Вашему мнению, нужно учить детей бережному отношению к книгам: личный пример; знакомство с правилами; постоянное напоминание; Ваш вариант
16) Рассказывает ли Ваш ребенок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? ________________________________________________________________________
17)Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев? ________________________________________________________________
1. Какое место в семейном воспитании вашего ребенка занимает чтение книг (нужное подчеркнуть):
практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; дополните при желании
2. Вспомните, пожалуйста, возраст своего ребенка, когда вы впервые раскрыли перед ним детскую книгу (сколько месяцев, лет) _____
3. В чем Вам видится воспитательная роль книги (нужное подчеркнуть):
книга-источник окружающего мира; книга-источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник эстетической культуры; дополните при желании ____________________________________________________________________
4. Назовите, пожалуйста, литературные произведения, чтение которых ваш ребенок готов слушать многократно, любит рассматривать в них иллюстрации, пересказывает содержание, подражает героям в играх ____________________________________________________________________
5. Вспомните, пожалуйста, из своего детства собственные любимые книги, литературных героев ___________________________________________________
6. Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг (подчеркните нужное)
перед сном, перед едой, на прогулке, редко, никогда; дополните при желании _____________________________________________________________________
7. Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги: __________________________
8. Проявляет ли ребенок самостоятельную инициативу в рассматривании книг:
а) да
б) нет
в) от случая к случаю
9. Чем вы руководствуетесь при покупке детских книг (подчеркните нужное):
красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; привлекательное оформление; выбор, сделанный самим ребенком; дополните при желании ____________________________________
10. Аккуратен ли ребенок в обращении с книгами ________________________
11. Приходится ли вам в требовательном тоне усаживать ребенка с книгой
а) нет
б) иногда
в) очень часто
г) всегда
12. Назовите, пожалуйста, любимое литературное произведение вашего ребенка
________________________________________________________________________
13. Сколько время вы уделяете в день для совместного чтения книг с вашим ребенком _______________________________________________________________
Предлагаю вашему вниманию несколько анкет (опрос) по теме: «Формирование нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок.
№ Вопросы Возможные ответы
1 Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки? часто;
2 Какие сказки предпочитает Ваш ребенок? про животных
3 Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз? да;
4 Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? да;
5 Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал? да;
6 Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам? да;
7 Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания? да;
8 Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы? да;
9 Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации? да;
10 Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.? да;
11 Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка? да;
12 Какую помощь Вы хотели бы получить от педагогов детского сада по теме «Сказка в жизни Вашего ребёнка»?
1 Кто в вашей семье занимается воспитанием детей?
2 Сколько времени вы проводите со своими детьми?
3 Читали вам в детстве сказки?
4 Читаете ли Вы своим детям сказки?
5 С какого возраста на Ваш взгляд нужно читать детям сказки?
6 В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку?
рассказ
рассказ выдуманной сказки
7 Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения?
8 Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?
сказкам
9 Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка?
10 Какие функции на Ваш взгляд выполняет сказка при воспитании ребенка?
11 Какие способности можно развивать у ребенка с помощью русской народной сказки?
12 Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок? да
13 Играете ли вы со своим ребенком в игры, где задействованы герои русских народных сказок? да
14 Каким героям сказок чаще всего подражает ваш ребенок?
вообще не подражает
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Анкета для родителей по теме:
Наша группа проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.
1. Есть ли в Вашей семье домашняя библиотека?__________________
2. Какие книги Вы читаете детям дома?________________________
— русские народные сказки;
— сказки народов мира;
3. Как Вы отбираете сказки для чтения детям, чем руководствуетесь при их покупке?_____________________________________________________
а) смотрю содержание;
б) учитываю возраст;
в) отбираю по иллюстрациям;
г) покупаю случайно;
д) если дома нет такой сказки, то беру (нужное подчеркнуть)
4. Знаете ли Вы правильный алгоритм работы со сказкой?____________
5. Как Вы читаете сказки ребенку?____________________________
а) по просьбе ребенка;
б) по своей инициативе;
в) ребенок читает самостоятельно как умеет (нужное подчеркнуть )
6. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанной сказки с ребенком?_________________
Цель обсуждения: а) предлагаю просто пересказать;
б) спрашиваю, что ребенок нового узнал из сказки;
в) обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)
7. Как Вы считаете, оказывает ли влияние сказка на поведение, отношение детей к окружающим людям (природе?____________________________
8 . Что больше любит Ваш ребенок?_______________________
— смотреть сказку на экране (нужное подчеркнуть)
9. Выражает ли Ваш ребенок эмоциями или словами переживания при чтении какой — либо сказки?_____________________________________
10. Как Вы думаете, Ваш ребенок умеет устанавливать связь между идеей сказки и своим жизненным опытом?_____________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Краткое описание документа:
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования » (авторы Веракса Николай Евгеньевич, Васильева М. А., Комарова Тамара Семеновна)
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
- Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дистанционные курсы для педагогов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 611 812 материалов в базе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 09.10.2021 653
- DOCX 13.1 кбайт
- 11 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Ульянова Светлана Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие
Время чтения: 16 минут
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Старший воспитатель, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Практический психолог, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Воспитатель, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Представленные сценарии родительских собраний включают разнообразные формы работы, игры. Проведение таких родительских собраний, позволяют наладить тесное взаимодействие воспитателей и родителей по актуальным темам.
Форма работы: Практикум
Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательно-воспитательный процесс
Задачи:
• Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для успешного развития детей;
• Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития интеллектуального, социального и эмоционального потенциала детей используя произведения В.А. Сухомлинского.
Встреча №1.
Ведущий: В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка и её значение в жизни малыша очень велико.
Педагоги и психологи констатируют, что дети, с каждым годом все меньше интереса проявляют к книгам, чтению и слушанию произведений. В результате познавательная активность снижается, замедляется интеллектуальная деятельность.
Ни для кого не секрет, что формирование стойкого интереса к слушанию, а затем и к чтению начинается с раннего детства в семье и основа его – привычка родителей читать ребенку, рассуждать с ним о содержании прочитанного.
Ведущий: Каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком-мамой. О пользе совместного чтения сказки нам расскажет заведующая городской центральной детской библиотекой Моногарова Ирина Михайловна.
Теоретическая часть.
Практическая часть.
Ведущий: Давайте поразмышляем над смыслом пословицы.
Без корня и трава не растет.
(Вывод: как трава не может расти без корня, так и ребенок не сможет стать полноценной личностью без качественного воспитания со стороны родителей).
Родителям предлагается объяснить смысл следующих пословиц:
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус себе мотай.
(Вывод: для полноценного становления личности необходимо, физическое и духовное, морально-нравственное воспитание).
(Вывод: пословица подводит к пониманию значения сказки на воспитание и развитие ребенка).
Вывод: Подводя итог, сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл. Они сопровождают нас буквально с пеленок.
Родителям за 1 минуту предлагается вспомнить и записать название сказок, которые им читали в детстве (родители, бабушки, в саду воспитатели…).
Анализ записей: Есть те, кто не вспомнил ни одной сказки? НЕТ.
Вывод: сколько прошло лет, но мы помним сказки, помним моменты, когда нам их читали, некоторые из вас возможно даже вспомнили те чувства, которые у них были: ласковые звуки, нежные прикосновения и т.д.
Это все не случайно. Ведь сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств, развития их внутренней жизни, творчества.
Эти народные произведения можно смело назвать эффективными методами воспитания. Ребенок рождается не злым, и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают, какие сказки читают.
Она прививает детям уважение к старшим, доброту,
Слайд-лекторий
с радостью и без капризов укладывается спать;
соглашается выполнять требования
съедает “волшебное” лекарство;
познает окружающий мир;
учится понимать и любить все живое;
пробует сочинять свои собственные сказки;
учится читать, считать, фантазировать, рисовать;
знакомится с трудными правилами и понятиями;
стремится стать лучше.
успокоить и поднять настроение;
научить понимать другого;
оградить от бед;
“измерить” настроение и самочувствие.
помочь скоротать путь;
познакомить с нравственными понятиями;
сблизить Родителя и Ребенка;
заставить взяться за нелюбимое дело.
Ведущий: Является ли сказка хорошим помощником в воспитании вашего ребенка? На этот вопрос нам поможет ответить анкета.
1. Насколько регулярно вы читаете ребенку: ежедневно, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, когда есть время…
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок? (о животных, о природе, волшебные)
3. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
4. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка или вместе с ним?
5. Считаете ли Вы, что сказка носит воспитательный и развивающий характер?
Ведущий: Полученные результаты анкеты мы обсудим на следующей встрече.
Ведущий: Я предлагаю окунуться в мир детства и сказки, немного поиграть. Участники объединяются в 2 команды.
Задание 1 команде
Задание 2 команде
Команды становятся друг напротив друга, поочередно бросают мяч и называют первое слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Гуси — … Конек — … Крошечка — … Мороз — … Аленький — …Красная — …
Доктор — … Цветик — … Заюшкина — … Бременские — …
Вывод: Названо много сказок. Среди них есть народные и авторские, сказки бытовые, волшебные, о животных. При выборе сказки, которую Вы будете читать ребенку, важным моментом является учет его возрастных особенностей. Для каждого возраста – своя сказка.
Ведущий предлагает объединиться в 2 команды и составить календарь сказок для каждого возрастного периода (от 1 года до 6 лет).
Вывод: Полученные результаты показывают, что чем младше был ребенок, тем больше ему читали или рассказывали сказок, значит наш запас произведений для детей раннего и младшего дошкольного возраста богаче.
Мозговой штурм.
Почему мы получили такие результаты?
Варианты: сказки для детей раннего возраста знаем на память, они короткие, не требуют усилий. Со временем наш запас иссякает, нам нужно самим тратить время на чтение новых произведений, чтобы потом рассказывать их детям.
Возникают следующие трудности: Родители не любят читать книги. Нехватка времени (большая загруженность: работа, домашние дела). Не владение методикой работы со сказкой для детей более старшего возраста: выразительное чтение, обсуждение и размышление, обыгрывание…
Ведущий: Сейчас попробуем практичность данных советов.
Вывод: такие методы вызывают интерес к чтению сказок, как у детей, так и у взрослых. Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию детских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей.
Ведущий: Чтобы процесс чтения для ребенка был интересным и полезным, предлагаю обсудить несколько полезных советов.
— Перед прочтением рассмотрите книгу вместе с ребенком, иллюстрации в ней.
-Побеседуйте о том, что малыш видит на иллюстрациях.
— Предложите ребенку попробовать догадаться, о чем может быть данная сказка.
— Теперь можно приступить к прочтению сказки. Старайтесь читать ярко, выразительно с имитацией голосов героев. Тогда сказка оставит яркое впечатление в душе ребенка, запомнится ему.
— При прочтении сказки вслух, необходимо рассуждать вместе с ребенком, анализировать происходящие в сказке действия. Надо обозначать, кто из героев поступает правильно, а кто плохо. Почему герои ведут себя так, а не иначе? Что произошло с тем или иным героем и из-за чего? Отвечая на эти и другие вопросы, малыш учиться анализировать определенные поступки и действия, правильно оценивать их. Кроме того ребенок учится думать и рассуждать, озвучивая и аргументируя свое мнение. Малыш делится с родителями своими впечатлениями, озвучивает мысли и чувства.
— Через какое-то время предложите ребенку пересказать прочитанную сказку по иллюстрациям.
— Также можно предложить ребенку показать кукольное представление по мотивам сказки, или придумать свою сказочную историю.
— Ну и, конечно же, продолжайте читать сказки вместе с детьми.
Если делать это ежедневно, то ребенок сам будет приносить книги и просить их почитать. Если Вы будете уделять этому время, то в результате при минимальной затрате времени вы получите и любовь к чтению, и хорошую учебу, и отличную память.
Рефлексия.
Итог: Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают, Начинают говорить.
Прочитайте сказки детям! Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Домашнее задание: Прочитайте детям сказки: 2 народных (сказку о животных, и волшебную), 1сказку авторскую. В процессе используйте те советы, которые у вас в копилке.
Встреча № 2
Филворд
Скажите громко и хором, друзья,
Детей своих все вы, любите? (Да)
Давайте подумаем, нужен ответ
Вам хочется лекции слушать? (нет)
Я вас понимаю: Как быть нам тогда?
Детей развивать, воспитать нужно? (да)
Усилия нужно нам объединить,
Чтобы в конце результат получить.
Будем совместно вопросы решать? (да)
Будем все вместе читать и играть? (да)
Вы готовы учиться? продолжим тогда!
Рефлексия прошлой встречи:
Ведущий предлагает вспомнить, какие уроки для себя извлекли родители из прошлой встречи, какие советы им пригодились во время выполнения домашнего задания (чтения сказок). Какие сказки прочли детям.
Ведущий: Сказка – это целый мир, в котором малыш способен легко, непринужденно и естественно получить знания, жизненный опыт, научиться добру, пониманию, дружбе. Сказки играют важную роль в формировании, развитии и воспитании дошкольников и дети их очень любят.
Согласно полученным данным из числа опрошенных …, ежедневно читают детям…, 2-3 раза в неделю получается читать у …родителей, 1 раз в неделю читают — … семей, 1 раз в месяц — … Родителей, которые не читают детям – нет.
Кто тебе читает дома сказки?
Какая твоя любимая сказка?
Какие сказки тебе прочитали недавно?
Ведущий: Результаты анкетирования и интервью показали, что наиболее любимыми являются следующие сказки …..
Любимую сказку (рассказ, историю) ребенок может слушать или пересказывать неоднократно, переживая заново чувства интереса, удивления, страха, волнения. Если взрослый может помочь ребенку осознать переживаемые эмоции, задать вопросы, способствующие размышлению на темы добра и зла, правды и лжи, силы и слабости, то время, уделенное прочтению и обсуждению сказки, приобретает статус важнейшего в формировании личности, закладывает фундамент ее основных жизненных принципов, гражданской позиции.
Вывод: Наша задача возобновить одну из безусловных функций семьи – семейное чтение. На сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Есть данные, что если до 90-х годов 20 века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают не более 7%. А ведь дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.
Ведущий: Нам нужно объединиться в 2 команды. Ваша задача ознакомиться с текстом сказки В.А. Сухомлинского, выразительно его прочитать для второй команды, которой нужно извлечь из произведения урок, определить моральный вывод.
Зайчик и Месяц
Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует.
Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:
— Месяц, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.
Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:
— Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.
Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу: — Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые.
Флейта и Ветер
В саду на лавке сидел Музыкант. Он играл на флейте. К его чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветер прилёг под кустом и с удивлением слушал игру на флейте. Играл Музыкант про солнце в голубом небе, про беленькое облачко, про серенькую пташку-жаворонка и про счастливые детские очи.
Замолкла песня, положил Музыкант флейту на лавку и пошёл домой. Взвился Ветер из-под куста, прилетел к флейте, да и дунул со всей силы.
Загудела флейта, словно осенняя непогода под стрехою. Подул ветер ещё сильнее, а флейта не играет — гудит да и гудит.
Ведущий: помимо моральных выводов, которые помогают формировать нравственные качества у детей, сказка является прекрасным художественным материалом для развития памяти и речи, мышления и воображения: запоминание текста, пересказ, умение вести диалог и монолог, придумывать продолжение сказки.
Ведущий: Чтобы детям было проще запоминать и пересказывать близко к тексту, можно использовать схематические изображения сюжета. Здесь необязательно владеть художественными навыками, главное чтобы схема отражала содержание текста. (Показ образца).
Команда представляет схему, представители второй команды должны вспомнить и пересказать содержание произведения.
Ведущий: Еще одним важным моментом в сказках является диалог и монолог. Детям очень сложно выражать свои мысли, просьбы, обращаться за помощью к кому-то. Сказки нам могут в этом помочь, так как они этому обучают в простой форме.
Мы с вами в процессе сегодняшней встречи познакомились с двумя сказками. Давайте попробуем придумать продолжение к ним: что могло произойти дальше с Зайчиком и Ветром.
Обсудите свои варианты в командах, запишите, пожалуйста, продолжение. Затем мы вместе поразмышляем над результатами работы.
Ведущий: Такие несложные приемы помогут нам сделать процесс чтения сказки не только увлекательным, но и полезным, направленным на развитие личности ребенка. Зародившийся в малыше интерес к сказке постепенно будет перерастать в нечто большее, в потребность. Потребность заново пережить положительные чувства от общения с родным человеком, от волнения за судьбу героев сказки, от радости ожидания торжества справедливости. Постепенно, в процессе накопления и освоения не только знаний, но и собственного опыта в детях будут формироваться такие качества, как наблюдательность, умение обобщать, анализировать. Каждое прослушивание сказки будет приводить к переживанию самых разных эмоций, необходимых для общего развития малыша, открывать что-то новое в знакомой истории.
Надеюсь, что на сегодняшней встрече, мы тоже с вами узнали что-то новое и интересное.
Рефлексия.
Ведущий: Подводя итоги, давайте обобщим полученные знания и запишем результаты, которые потом распределим по категориям:
Записи озвучиваем и помещаем в соответствии с выбранной категорией.
Ведущий: Приглашаю Вас посетить следующую встречу, которая так же будет посвящена сказке. Мы с вами познакомимся еще с некоторые способами работы со сказкой, которые можно использовать в домашних условиях.
Домашнее задание: прочитать 2 сказки В.А. Сухомлинского, применив то упражнение, которое взяли в копилку советов и идей.
Читайте также:
- Понятие и виды мышления основные признаки мышления функции мышления кратко
- Социальный статус студента кратко
- Полезные ископаемые гродненской области кратко
- Упражнения для развития слуха в доу
- Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности школьника
Старший воспитатель, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Практический психолог, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Воспитатель, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Ревва С.Н., Дмитренко Г.Н., Батрудтинова Н.Р. Работа с родителями «Сказка, которая учит жить» // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 11.01.2023).
Заказ № 47105
Описание материала
«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, и в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Василий Александрович Сухомлинский говорил, что «Союз педагогов и родителей – могучая воспитательная сила». Эта цитата подчеркивает необходимость тесного общения, сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине педагоги дошкольного учреждения ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Представленные сценарии родительских собраний включают разнообразные формы работы, игры. Проведение таких родительских собраний, позволяют наладить тесное взаимодействие воспитателей и родителей по актуальным темам.
«Сказка – это радость мышления, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению»
(Сухомлинский В.А.)
Форма работы: Практикум
Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательно-воспитательный процесс
Задачи:
• Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для успешного развития детей;
• Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития интеллектуального, социального и эмоционального потенциала детей используя произведения В.А. Сухомлинского.
Встреча №1.
Ведущий: В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка и её значение в жизни малыша очень велико.
Педагоги и психологи констатируют, что дети, с каждым годом все меньше интереса проявляют к книгам, чтению и слушанию произведений. В результате познавательная активность снижается, замедляется интеллектуальная деятельность.
Ни для кого не секрет, что формирование стойкого интереса к слушанию, а затем и к чтению начинается с раннего детства в семье и основа его – привычка родителей читать ребенку, рассуждать с ним о содержании прочитанного.
Тема нашей встречи «Сказка, которая учит жить».
Ведущий: Каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком-мамой. О пользе совместного чтения сказки нам расскажет заведующая городской центральной детской библиотекой Моногарова Ирина Михайловна.
Теоретическая часть.
Выступление библиотекаря Моногаровой И.М. «Значение сказки в жизни ребенка-дошкольника».
Практическая часть.
Упражнение «Сундучок»
Ведущий: Давайте поразмышляем над смыслом пословицы.
Без корня и трава не растет.
(Вывод: как трава не может расти без корня, так и ребенок не сможет стать полноценной личностью без качественного воспитания со стороны родителей).
Родителям предлагается объяснить смысл следующих пословиц:
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус себе мотай.
(Вывод: для полноценного становления личности необходимо, физическое и духовное, морально-нравственное воспитание).
«Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».
(Вывод: пословица подводит к пониманию значения сказки на воспитание и развитие ребенка).
Упражнение «От каждого по словечку» (мозговой штурм)
Ведущий предлагает родителям продолжить фразу «Сказка – это…»
Вывод: Подводя итог, сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл. Они сопровождают нас буквально с пеленок.
Упражнение «Сказки нашего детства»
Родителям за 1 минуту предлагается вспомнить и записать название сказок, которые им читали в детстве (родители, бабушки, в саду воспитатели…).
Анализ записей: Есть те, кто не вспомнил ни одной сказки? НЕТ!!!
Вывод: сколько прошло лет, но мы помним сказки, помним моменты, когда нам их читали, некоторые из вас возможно даже вспомнили те чувства, которые у них были: ласковые звуки, нежные прикосновения и т.д.
Это все не случайно. Ведь сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств, развития их внутренней жизни, творчества.
Эти народные произведения можно смело назвать эффективными методами воспитания. Ребенок рождается не злым, и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают, какие сказки читают.
Она прививает детям уважение к старшим, доброту,
Слайд-лекторий
«Если рядом Сказка, то ребенок»:
с радостью и без капризов укладывается спать;
соглашается выполнять требования
делится игрушками;
съедает “волшебное” лекарство;
познает окружающий мир;
учится понимать и любить все живое;
пробует сочинять свои собственные сказки;
учится читать, считать, фантазировать, рисовать;
знакомится с трудными правилами и понятиями;
стремится стать лучше.
“Сказкой можно”:
вылечить;
успокоить и поднять настроение;
научить понимать другого;
оградить от бед;
“измерить” настроение и самочувствие.
“Сказка может”:
помочь скоротать путь;
познакомить с нравственными понятиями;
сблизить Родителя и Ребенка;
разрешить конфликт;
заставить взяться за нелюбимое дело.
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
Ведущий: Является ли сказка хорошим помощником в воспитании вашего ребенка? На этот вопрос нам поможет ответить анкета.
1. Насколько регулярно вы читаете ребенку: ежедневно, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, когда есть время…
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок? (о животных, о природе, волшебные)
3. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
4. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка или вместе с ним?
5. Считаете ли Вы, что сказка носит воспитательный и развивающий характер?
Ведущий: Полученные результаты анкеты мы обсудим на следующей встрече.
Упражнение «Сказочный калейдоскоп»
Ведущий: Я предлагаю окунуться в мир детства и сказки, немного поиграть. Участники объединяются в 2 команды.
Для начала проведем «Разминку». Нужно правильно назвать сказку.
Задание 1 команде
«Сестрица Аленушка и братец Андрюшенька»
«Бычок красный бочек зеленые ножки»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«Гусочка Ряба»
«Перчатка»
«Марьюшкина избушка»
Задание 2 команде
«Кренделек»
«Петушок и фасолевая семечка»
«Волк и 7 котят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси-вороны»
«Редиска»
Следующее задание «Двойное название».
Команды становятся друг напротив друга, поочередно бросают мяч и называют первое слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.
Гуси — … Конек — … Крошечка — … Мороз — … Аленький — …Красная — …
Доктор — … Цветик — … Заюшкина — … Бременские — …
Вывод: Названо много сказок. Среди них есть народные и авторские, сказки бытовые, волшебные, о животных. При выборе сказки, которую Вы будете читать ребенку, важным моментом является учет его возрастных особенностей. Для каждого возраста – своя сказка.
Упражнение «Календарь сказок»
Ведущий предлагает объединиться в 2 команды и составить календарь сказок для каждого возрастного периода (от 1 года до 6 лет).
Вывод: Полученные результаты показывают, что чем младше был ребенок, тем больше ему читали или рассказывали сказок, значит наш запас произведений для детей раннего и младшего дошкольного возраста богаче.
Мозговой штурм.
Почему мы получили такие результаты?
Варианты: сказки для детей раннего возраста знаем на память, они короткие, не требуют усилий. Со временем наш запас иссякает, нам нужно самим тратить время на чтение новых произведений, чтобы потом рассказывать их детям.
Возникают следующие трудности: Родители не любят читать книги. Нехватка времени (большая загруженность: работа, домашние дела). Не владение методикой работы со сказкой для детей более старшего возраста: выразительное чтение, обсуждение и размышление, обыгрывание…
Упражнение «Мамина сказка»
Ведущий: Сейчас попробуем практичность данных советов.
Перед вами текст сказки «Зимовье зверей». Ваша задача, объединившись в пары, выполнить то задание, которое написано на карточке в начале текста сказки: прочитать выразительно, продумать вопросы для обсуждения материала с ребенком, какие выводы можно сделать; обыграть предложенный фрагмент.
Вывод: такие методы вызывают интерес к чтению сказок, как у детей, так и у взрослых. Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию детских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей.
Копилка полезных советов и идей для родителей. «Как и какие сказки читать детям»
Ведущий: Чтобы процесс чтения для ребенка был интересным и полезным, предлагаю обсудить несколько полезных советов.
— Перед прочтением рассмотрите книгу вместе с ребенком, иллюстрации в ней.
-Побеседуйте о том, что малыш видит на иллюстрациях.
— Предложите ребенку попробовать догадаться, о чем может быть данная сказка.
— Теперь можно приступить к прочтению сказки. Старайтесь читать ярко, выразительно с имитацией голосов героев. Тогда сказка оставит яркое впечатление в душе ребенка, запомнится ему.
— При прочтении сказки вслух, необходимо рассуждать вместе с ребенком, анализировать происходящие в сказке действия. Надо обозначать, кто из героев поступает правильно, а кто плохо. Почему герои ведут себя так, а не иначе? Что произошло с тем или иным героем и из-за чего? Отвечая на эти и другие вопросы, малыш учиться анализировать определенные поступки и действия, правильно оценивать их. Кроме того ребенок учится думать и рассуждать, озвучивая и аргументируя свое мнение. Малыш делится с родителями своими впечатлениями, озвучивает мысли и чувства.
— Через какое-то время предложите ребенку пересказать прочитанную сказку по иллюстрациям.
— Также можно предложить ребенку показать кукольное представление по мотивам сказки, или придумать свою сказочную историю.
— Ну и, конечно же, продолжайте читать сказки вместе с детьми.
Если делать это ежедневно, то ребенок сам будет приносить книги и просить их почитать. Если Вы будете уделять этому время, то в результате при минимальной затрате времени вы получите и любовь к чтению, и хорошую учебу, и отличную память.
Рефлексия.
Ведущий: Подошло время завершать нашу встречу. Давайте, подводя итоги, постараемся ответить на вопрос: «Для чего нужны нам сказки?»
Итог: Для чего нужны нам сказки?
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают, Начинают говорить.
Прочитайте сказки детям! Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Домашнее задание: Прочитайте детям сказки: 2 народных (сказку о животных, и волшебную), 1сказку авторскую. В процессе используйте те советы, которые у вас в копилке.
Встреча № 2
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы продолжим наши встречи по теме «Сказка, которая учит жить». Предлагаю придумать продолжение знакомой всем пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек…!». (Ответы родителей).
Филворд
Ведущий предлагает решить филворд и прочитать вариант пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек, … для родителей урок! (нам, родителям, урок!)»
Упражнение «Да и нет»
Ведущий: Если вы согласны с моим высказыванием, то скажите «да», в противном случае – «нет».
Скажите громко и хором, друзья,
Детей своих все вы, любите? (Да)
Давайте подумаем, нужен ответ
Вам хочется лекции слушать? (нет)
Я вас понимаю: Как быть нам тогда?
Детей развивать, воспитать нужно? (да)
Усилия нужно нам объединить,
Чтобы в конце результат получить.
Будем совместно вопросы решать? (да)
Будем все вместе читать и играть? (да)
Чаще, чем «нет» говорили вы «да»
Вы готовы учиться? продолжим тогда!
Рефлексия прошлой встречи:
Ведущий предлагает вспомнить, какие уроки для себя извлекли родители из прошлой встречи, какие советы им пригодились во время выполнения домашнего задания (чтения сказок). Какие сказки прочли детям.
(Ответы родителей).
Анализ анкет «Сказка в жизни вашего ребенка».
Ведущий: Сказка – это целый мир, в котором малыш способен легко, непринужденно и естественно получить знания, жизненный опыт, научиться добру, пониманию, дружбе. Сказки играют важную роль в формировании, развитии и воспитании дошкольников и дети их очень любят.
Согласно полученным данным из числа опрошенных …, ежедневно читают детям…, 2-3 раза в неделю получается читать у …родителей, 1 раз в неделю читают — … семей, 1 раз в месяц — … Родителей, которые не читают детям – нет.
Рубрика «Говорят дети» (интервью)
Ведущий: Мы с детьми провели упражнение «Сказки нашего детства». Давайте посмотрим и подумаем над тем, что нам рассказали дети.
Вопросы:
Кто тебе читает дома сказки?
Какая твоя любимая сказка?
Какие сказки тебе прочитали недавно?
Ведущий: Результаты анкетирования и интервью показали, что наиболее любимыми являются следующие сказки …..
Любимую сказку (рассказ, историю) ребенок может слушать или пересказывать неоднократно, переживая заново чувства интереса, удивления, страха, волнения. Если взрослый может помочь ребенку осознать переживаемые эмоции, задать вопросы, способствующие размышлению на темы добра и зла, правды и лжи, силы и слабости, то время, уделенное прочтению и обсуждению сказки, приобретает статус важнейшего в формировании личности, закладывает фундамент ее основных жизненных принципов, гражданской позиции.
Ведущий: Ответы опрос «Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка или вместе с ним?» показал, что родители предпочитают работать с готовым материалом. А ведь процесс сочинения сказки создает богатые возможности для развития творческого воображения детей, подключения их образного и логического мышления, активизирует фантазию детей.
На вопрос «Носит ли сказка воспитательный и развивающий характер?» большинство родителей ответили утвердительно.
Вывод: Наша задача возобновить одну из безусловных функций семьи – семейное чтение. На сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Есть данные, что если до 90-х годов 20 века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают не более 7%. А ведь дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.
Великий педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что сказка любима детьми не случайно. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве, красоте» (В. А. Сухомлинский).
В.А. Сухомлинский работал с детьми и писал для них рассказы и сказки, которые не дают прямых наставлений детям, например: «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения». Однако в содержании его произведений всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к простому и понятному тексту сказки.
Упражнение «Сказка ложь, но в ней урок»
Ведущий: Нам нужно объединиться в 2 команды. Ваша задача ознакомиться с текстом сказки В.А. Сухомлинского, выразительно его прочитать для второй команды, которой нужно извлечь из произведения урок, определить моральный вывод.
Зайчик и Месяц
Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует.
Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:
— Месяц, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.
Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:
— Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.
Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу: — Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые.
Флейта и Ветер
В саду на лавке сидел Музыкант. Он играл на флейте. К его чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветер прилёг под кустом и с удивлением слушал игру на флейте. Играл Музыкант про солнце в голубом небе, про беленькое облачко, про серенькую пташку-жаворонка и про счастливые детские очи.
Замолкла песня, положил Музыкант флейту на лавку и пошёл домой. Взвился Ветер из-под куста, прилетел к флейте, да и дунул со всей силы.
Загудела флейта, словно осенняя непогода под стрехою. Подул ветер ещё сильнее, а флейта не играет — гудит да и гудит.
«Отчего так? — думает Ветер. — Я легко могу вырывать дубы с корнями, скидывать крыши с домов. Почему же флейта не покоряется мне — не играет?»
Ведущий: помимо моральных выводов, которые помогают формировать нравственные качества у детей, сказка является прекрасным художественным материалом для развития памяти и речи, мышления и воображения: запоминание текста, пересказ, умение вести диалог и монолог, придумывать продолжение сказки.
Упражнение «Сказка в схеме»
Ведущий: Чтобы детям было проще запоминать и пересказывать близко к тексту, можно использовать схематические изображения сюжета. Здесь необязательно владеть художественными навыками, главное чтобы схема отражала содержание текста. (Показ образца).
Предлагаю командам родителей подготовить такие схемы для сказок «Зайчик и месяц» и «Флейта и ветер». Схематическая таблица или дорожка может включать от 4 до 8 опорных картинок.
Команда представляет схему, представители второй команды должны вспомнить и пересказать содержание произведения.
Упражнение «Диалог — монолог»
Ведущий: Еще одним важным моментом в сказках является диалог и монолог. Детям очень сложно выражать свои мысли, просьбы, обращаться за помощью к кому-то. Сказки нам могут в этом помочь, так как они этому обучают в простой форме.
Сейчас каждая команда получит задание обыграть фрагмент из сказки. Одной команде нужно провести диалог между героями из сказки «Зайчик и Месяц». Второй команде – монолог (размышление) Ветра.
Упражнение «Продолжи сказку»
Ведущий: В.А. Сухомлинский писал: «Если мне удавалось добиться, чтобы ребенок, … придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 157).
Мы с вами в процессе сегодняшней встречи познакомились с двумя сказками. Давайте попробуем придумать продолжение к ним: что могло произойти дальше с Зайчиком и Ветром.
Обсудите свои варианты в командах, запишите, пожалуйста, продолжение. Затем мы вместе поразмышляем над результатами работы.
Ведущий: Такие несложные приемы помогут нам сделать процесс чтения сказки не только увлекательным, но и полезным, направленным на развитие личности ребенка. Зародившийся в малыше интерес к сказке постепенно будет перерастать в нечто большее, в потребность. Потребность заново пережить положительные чувства от общения с родным человеком, от волнения за судьбу героев сказки, от радости ожидания торжества справедливости… Постепенно, в процессе накопления и освоения не только знаний, но и собственного опыта в детях будут формироваться такие качества, как наблюдательность, умение обобщать, анализировать. Каждое прослушивание сказки будет приводить к переживанию самых разных эмоций, необходимых для общего развития малыша, открывать что-то новое в знакомой истории.
Надеюсь, что на сегодняшней встрече, мы тоже с вами узнали что-то новое и интересное.
Рефлексия.
Упражнение «Две шляпы»
Ведущий: Подводя итоги, давайте обобщим полученные знания и запишем результаты, которые потом распределим по категориям:
1 шляпа «Интересно» — Что было интересного,
2 шляпа «Практично» — Что возьмете в свою копилку советов и идей
3 настольное мусорное ведро «Бесполезно» — то, что нам не понадобиться, время на это упражнение было потрачено зря, не эффективно.
Записи озвучиваем и помещаем в соответствии с выбранной категорией.
Ведущий: Приглашаю Вас посетить следующую встречу, которая так же будет посвящена сказке. Мы с вами познакомимся еще с некоторые способами работы со сказкой, которые можно использовать в домашних условиях.
Постепенно, в совместной деятельности с ребенком мы перейдем к этапу «активного творчества», захватывающего все сферы жизни ребенка. И тогда сказка станет для нас, взрослых хорошим помощником в воспитании наших детей, а для них – откроет целый мир и станет сказкой, которая научит жить!
Домашнее задание: прочитать 2 сказки В.А. Сухомлинского, применив то упражнение, которое взяли в копилку советов и идей.