«Моя сказка»
Фадеева Анна Ивановна
«Аннушка».
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Жил этот царь в богатстве да в добром окружении. Одна беда – не было у него жены. Решил царь найти себе жену. Он хотел, чтобы жена у него была красивой, умной и трудолюбивой, чтобы она умела готовить и порядок в доме наводить. В его царстве были женщины и девушки, но никто не умел готовить и не любил убираться в доме.
Узнал как-то царь, что за горами, за лесами есть чудо девушка, которая все умеет. Звали ее Аннушкой. Вот царь созвал своих слуг и говорит:
— Кто приведет ко мне эту красавицу, в награду дам серебра и золота.
Услышал об этом Илья – крестьянский сын и решил пойти за ней. Очень нужны были ему деньги : лекарства покупать, больную мать вылечить. Попросил Илья благословления у своей матери и отправился в дальний путь.
Долго ли, коротко ли шел, видит, посередине поля стоит дуб. Дуб весь в цепях, а там, в цепи, застряла рыжая кошка. Илья подошел к ней, а она и говорит:
-Помоги, добрый молодец, отвяжи меня от цепи.
Крестьянин подошел, отвязал кошку. Кошка и говорит:
-Спасибо тебе, добрый молодец. Ты меня от беды спас, теперь я тебе помогу.
Илья рассказал про свое горе Рыжухе и спросил:
-А ты знаешь, где можно найти эту красавицу? Кошка сказала:
Я знаю, где ее можно найти, только иди за мной.
Долго ли , коротко ли шли, дошли до гремучего леса. Зашли они в этот гремучий лес и видят – посередине леса стоит маленький домик, а вокруг дома злые собаки бегают. Илья и не думал, что они опасные, и, открыв калитку, хотел войти в ворота. Но Рыжуха вдруг остановила его и сказала:
—Погоди, они же искусают тебя! Давай я их отвлеку, а ты в это время зайдешь в дом и выведешь оттуда Аннушку.
Кошка села на забор и начала лизать себя, а как только собаки увидели ее, она пустилась наутек, собаки погнались за ней. В это время Илья зашел в дом и вывел оттуда Аннушку. Тем временем Рыжуха уже ждала с запряженными в сани ездовыми собаками, и помчались они в обратный путь.
Прибыли они домой, а Илье и говорят, что мать — то его умерла. Распечалился Илья, а Аннушка говорит:
— Не печалься, Илья, не выйду я замуж за богатого старика. Полюбила я тебя всем сердцем, с тобою быть хочу!
Сыграли они свадьбу пышную и стали жить поживать. Царь вскоре умер от зависти.
Изучение удмуртских сказок на уроках литературы
(сходства и различия этнических культур)
«По преданиям народным
может обрисоваться перед нами
живая физиономия народа,
сохранившего эти предания».
Николай Александрович Добролюбов
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала более актуальной.
В научный обиход «этнос» вошел в 1923г. благодаря трудам русского антрополога, этнографа и этнолога С.М.Широкогорова. В его представлении этносом можно назвать группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и единый уклад жизни.
Этнокультурный компонент — дает более полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях. Способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.
Удмуртская Республика — один из многонациональных субъектов Российской Федерации. В ней проживают более 70 национальностей, в том числе русских – 58 процентов, удмуртов – 30 процентов, татар – 7 процентов. Все народы, компактно проживающие на территории Удмуртии, помимо языка, обладают только им присущими чертами развития материальной и духовной культуры, бытового уклада и социально — профессиональной структур.
Этнокультурный компонент обуславливает знание других национальных культур, дает возможность показать разнообразие этнических культур, их сходств и различий.
Шадринская школа является методической площадкой, осуществляющей воспитательную деятельность по программе «Приобщение к русской культуре в образовательном процессе», в основе которой — знакомство учащихся с традициями русской народной культуры в системе партнерского взаимодействия с участниками образовательного пространства.
Этнокультурный компонент в воспитании школьников – это не только внеурочная деятельность по изучению русской культуры, но и внедрение в систему уроков разных учебных предметов культуры народов, проживающих на территории.
Формирование этнокультуроведческой компетенции возможно путем введения национально-регионального компонента в учебные программы по предметам.
В 5 классе на уроках литературы в разделе «Устное народное творчество» изучается тема «Сказка как особый жанр фольклора». На обобщающем уроке по теме «Русские народные сказки» знакомим школьников с удмуртскими сказками.
– Что такое сказка?
— Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
— Какие жанры сказок вы знаете?
1. Бытовые
2. О животных
3. Волшебные
— Кому принадлежит мысль, выражаемая в сказке? – Народу.
— Значит, сказка – это творчество народа.
— Вспомните, как передавались сказки? – Из уст в уста. Значит, сказки – это произведения устного народного творчества.
А какие народы, проживающие на территории нашего населенного пункта вы знаете? — Русские, удмурты, татары. И у каждого народа есть свои народные сказки.
Дома школьники читают удмуртские народные сказки. И с учетом характерных признаков жанров сказки распределяют их на три группы.
волшебные сказки |
сказки о животных |
бытовые сказки |
«Сын рыбака» |
«Дом кота» |
«Соль» |
Змея и справедливость |
Голодный волк |
Два лодыря |
Абыш и журавль |
Мышь и воробей |
Покойник |
Смелый охотник |
Котофей Мурмурыч |
Алдар Иван |
И делают вывод: удмуртские сказки во многом схожи с русскими народными сказками. Знакомые мотивы – это результат братского общения народов. Но в каждой сказке проявляется самобытный характер, живое своеобразие древней Удмуртии.
Чтобы закрепить данный вывод, заполняем таблицу, в которой разместим устойчивые элементы сюжета сказок для сравнения русских и удмуртских сказок. Для установления сходства и различий.
русские сказки |
удмуртские сказки |
|
зачин |
В некотором царстве, в некотором государстве … |
Жил в одной глухой деревеньке ленивый парень… (Иван хитрован) |
Жил – был стрик со старухой… |
Было это давно, а может и недавно. Жил – был Хитрый мужик Алдар Иван. (Алдар Иван) |
|
Жил на свете бедный крестьянин. И было у него три сына. (Дочь хозяина мира) |
||
концовка |
И стали они жить дружно в любви и согласии |
А братья славно зажили в новом селении… (Смелый охотник) |
Стали себе жить – поживать да добра наживать… |
С тех пор они никогда уж не разлучались (Сын рыбака) |
|
герои |
Василиса Премудрая |
грозный хозяин земли |
Иван-царевич |
Ванька, Петыр |
|
три дочери |
||
Кощей Бессмертный |
Старикашка с зеленой бородой из водорослей (Сын рыбака) |
|
Чудо — Юдо |
Страшила |
|
Жар — птица |
Птица — зорька |
|
В сказках русского и удмуртского народов много схожего. При этом присутствуют национально — специфические мотивы, обусловленные особенностями культуры этих народов.
У русских и удмуртов есть сказки со схожими сюжетами, действующими лицам и целями.
русские сказки |
удмуртские сказки |
Иван – царевич и серый волк |
Дочь хозяина мира |
Три поросенка Теремок |
Дом кота |
Но это разные произведения устного народного творчества, т.к. сказки отражают верования народов, их традиций.
Изучив русские и удмуртские сказки, делаем вывод, что народы, живущие в тесной близости и в совместном историческом развитии, обогатили культуры друг друга и имеют одни и те же нравственные ценности:
· любовь к Родине
· трудолюбие
· уважением к своим близким
· сохранение народных традиций
· бережное отношение к природе
И в русских, и в удмуртских сказках отражены лучшие черты народа, что сделало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Итак, этнокультурный компонент понимается нами как компонент, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного народа, этнической культуры, как компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с иными культурами России.
Используя потенциал полиэтнического окружения и принцип сравнения, появляется возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитанников с разнообразием этнических культур, их сходствами и различиями.
Список литературы:
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. — М.: Высшая школа, 1999.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Высшая школа, 1999.
3. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. — М.: «Высшая школа», 1983.
4. Удмуртские сказки. – Ижевск, «Удмуртия», 1967.
Аннушка проснулась — папы нет: он рано уходит на работу. А мама дома. Вот она стоит около кровати и улыбается.
— Проснулась, доченька? Ну, давай тогда одеваться! Где твои чулочки?
— Там! — махнула Аннушка рукой.
— Где — там? Уж не под кроваткой ли? Что-то нигде их не видно.
Аннушка никак не может вспомнить, куда она положила чулочки.
— А их Бармалей съел! Пришёл ночью и съел!— Бармалей не мог прийти, — говорит мама, — двери были заперты.
— А он в окно пришёл!
— И окно было закрыто.
— А он в дырочку пришёл! — придумывает Аннушка.
— И дырочек у нас нигде нет. Посмотри-ка лучше в кроватке, нет ли там чулок.
Аннушка откинула одеяло и засмеялась:
— Вот чулочек! И вот чулочек!
— Надевай-ка их поскорее, — говорит мама.
Аннушка вздохнула и стала надевать чулки.
— А они не надеваются…
— А ты старайся!
— А они всё равно не надеваются…
Наконец Аннушка натянула чулок, посмотрела на ногу и удивилась:
— А на чулочке бамбушка… Во какая!
— Это не бамбушка, а пятка, — сказала мама. — Ты, доченька, чулок кверху пяткой надела. — Ну-ка, поворачивай пятку вниз… Так, хорошо! Теперь второй натягивай. Надевай тапочки — и скорей умываться.
— С мылом?
— С мылом, Аннушка.
— И глазки помыть?
— И глазки помой.
— А носик?
— И носик тоже.
Аннушка умылась, потом насухо вытерлась полотенцем. Мама помогла ей надеть платье.
— С добрым утром, доченька!
Аннушка поглядела в ящик с игрушками и развела руками.
— Нету… — сказала она растерянно и побежала по комнате, заглядывая во все углы. — Нету!
Посмотрела под столом, слазила под кровать.
— Нету!
Никого нет: ни Тани, ни Мани, ни Сашки-балабашки, и даже маленького утёнка нет нигде.
— Что ты ищешь, Аннушка? — спросила мама.
— Куколок нет!
— Что-то у тебя всё пропадает, доченька! Куда ты их положила?
— Н-не знаю.
— А кто же должен знать? Кто вчера разбросал игрушки по комнате?
— Нашла! Я нашла!.. — захлопала Аннушка в ладоши. — Вот они! — протянула она руки. — Вот они!..
Таня, и Маня, и Сашка-балабашка, и маленький утёнок сидят рядом на шкафу и сверху смотрят на Аннушку.
— Вот они! Мам, достань!
— Нет, не достану, Аннушка. Ты не хочешь сама убирать игрушки в ящик, вот они от тебя и спрятались.Аннушке захотелось писать. Она достала карандаши, листок бумаги. Провела карандашом — на листе получилась палочка. Провела ещё — получилась другая. Потом написала кружочек. И ещё кружочек, и ещё…
— Мам! Вот какие палочки! Вот какие кружочки!
Мама похвалила:
— Молодец, доченька! А хочешь, я научу тебя рисовать? Держи-ка крепко карандаш в руке и рисуй кружочек. А внизу, под кружочком, — палочку… Хорошо! Теперь дай мне карандаш, я нарисую глаза… нос… рот… А вот здесь — ноги и руки. Ну, что получилось?
— Человечек! — обрадовалась Аннушка.
— Правда хороший получился у нас человечек? — засмеялась мама.
— Хороший, — сказала Аннушка и повертела в руке листок.
А киска Мурка не видела, как Аннушка научилась рисовать! И куклы не видели!
Аннушка подбежала к Мурке, которая спала на диване:
— Кися, а кися, посмотри — я человечка нарисовала! Видишь, кися?
— Мр-р-ры!.. — рассердилась спросонок Мурка, но понюхала лист и замурлыкала.
Аннушка подбежала к шкафу, подняла лист вверх:
— Куколки, куколки, хорошего человечка я нарисовала?
Никто этого не видел, никто не слышал — ни киска Мурка, ни мама, — только Аннушка видела и слышала. Куколки наклонились к ней и тихо-тихо сказали:
— Хорошего человечка ты нарисовала, Аннушка.
Мама надела на Аннушку пальто и сказала:
— Спускайся вниз, постой на крыльце. Я только в кухне приберу; и мы пойдём на сквер.
— А мячик? Я мячик возьму! — сказала Аннушка.
— Нет, нет, иди без мяча. Иди и держись руками за перила, а то упадёшь.
Аннушка осторожно спустилась по ступенькам.
А на улице дядя стоит в сером халате. Перед ним на тротуаре — деревянный станок с большим колесом и маленькими колёсиками-кружочками.
Дядя нажимает ногой на дощечку — большое колесо и колёсики-кружочки вертятся. У дяди в руках нож.
Вот он провёл ножом по кружочку. Жик, жик, жик! — из-под ножа посыпались золотые искры. Жик, жик, жик! — опять летят искры.
Аннушке это понравилось, она подошла посмотреть поближе.А дядя взглянул на неё и негромко, нараспев сказал:
— Точ-у-у ножи-ножницы!
Аннушка вспомнила. Когда мама кроила для неё платье, она жаловалась: „Затупились ножницы, хорошо бы их поточить!“
А дядя ещё раз посмотрел на Аннушку и спросил:
— А вам, маленькая гражданочка, не нужно точить ножи-ножницы?
— Нужно! — сказала Аннушка. — Нужно!
Она так быстро бежала вверх по ступенькам, что чуть не сбила с ног маму, которая спускалась по лестнице.
— Аннушка, куда ты? Что случилось?
— Мамочка, ножики-ножницы скорей!
— Какие ножи-ножницы? Говори толком, я ничего не понимаю!
— Ну, ножницы ты хотела!.. Там дядя стоит… Ногой нажимает, а колёсики вертятся.
— Ах, внизу точильщик! — поняла мама. — Вот умница, что про ножницы вспомнила! Ну, идём скорее!И точильщик наточил мамины ножницы.
Мама довольна: острые стали ножницы, хорошо будут резать.
Аннушка с мамой пришли на сквер. Мама села на скамейку с книжкой, а Аннушка стала собирать опавшие листья. Много-много листьев лежит на земле!
— Мам, вот ещё листики!
— Какие красивые… — говорит мама. — Ты посмотри, Аннушка: они жёлтые-жёлтые! Только осенью бывают такие листья.
В дальнем конце сквера Аннушка увидела старичка. Он кормил голубей. Аннушка побежала к нему посмотреть голубей и спугнула птиц.
Старичок сердито сказал:
— Что ты, девочка, всех голубей-то распугала! А ну-ка, подойди сюда!.. Подойди, не бойся. Будем вместе кормить птичек. Хочешь?.. Давай ладошку! — И дедушка насыпал Аннушке в пригоршню из красной коробочки немного сухого гороха. И себе на ладонь насыпал. — Ух, и любят же голуби горох — прямо уважают! — весело сказал он и стал звать: — Гуль-гуль-гуль-гуль!
На зов откуда-то прилетел красивый голубь. Он опустился на дорожку, потом взлетел к дедушке на руку и стал клевать горох с его ладони.
А к Аннушке голубь не прилетел.
— Зови, зови голубя, девочка! — сказал старичок. — Скажи ему: гуль-гуль, лети ко мне!— Гуля, гуля, гуля… — позвала Аннушка.
Голубь перестал клевать, вытянул шею и насторожённо круглым глазом поглядел сверху вниз — с дедушкиной руки на Аннушку.
— Смотри, девочка, голубь на твой горох целится, — сказал старичок. — Не зажимай ладошку, покажи ему корм!
Аннушка подняла руку повыше. И тут голубь громко захлопал крыльями и с дедушкиной руки перелетел к Аннушке на руку: клюнул одну горошинку и улетел.
— Улетел гулька… — огорчённо сказала Аннушка.
Старичок улыбнулся:
— Ну ничего, моя хорошая! Голубь не привык ещё к тебе. Приходи сюда почаще — голуби к тебе привыкнут и не будут бояться. Придёшь? Ну тогда на вот, держи! — И дедушка протянул Аннушке красную коробочку для корма.Мама усадила Аннушку за стол и велела есть кашу:
— Всю съешь, чтоб блюдце было чистое! Слышишь? — и ушла в кухню.
Аннушка стала есть кашу, а Мурка тут как тут: „Мяу!“
— Уходи, киска! — сказала Аннушка. — Я кашу ем.
Мурка не уходит: спину горбом выгнула и ну тереться боком о ножку стула.
Аннушке что-то не очень хочется есть, а Мурке хочется: она даже коготки выпустила, стул царапает.
Аннушка подобрала под себя ноги.
— Что ты, кися, нельзя!
А Мурке дела нет, что нельзя; она дерёт когтями стул и на Аннушку умильно поглядывает.
— Ладно, кися, я дам тебе немного попробовать, — сказала Аннушка, — ты только не царапайся.
Аннушка слезла со стула, осторожно двумя руками взяла блюдечко со стола и нагнулась над кошкой:
— Ешь!
Нетерпеливая Мурка обрадовалась и как толкнёт Аннушку головой под локоть — блюдечко хлоп на пол и разбилось.
Аннушка испугалась, хотела поскорей подобрать с полу осколки, но услышала мамины шаги и залезла под стол.
— Аннушка, где ты? — позвала мама. — Что случилось, почему кашу ест Мурка? — удивилась она.
А Аннушка тихо-тихо сидит под столом и не отвечает. Тогда мама подошла к Мурке:
— Может, ты, киска, знаешь, где наша Аннушка? Не знаешь?.. А кто дал тебе кашу?.. Может, ты отняла её у Аннушки и блюдце ещё разбила? Придётся тебя прогнать!
Аннушка поспешно вылезла из-под стола:
— Не надо прогонять кисю, не надо! Это я дала ей кашу!
Мама готовила обед.
Аннушка в это время бегала из комнаты в кухню, из кухни в комнату и хлопала дверью.
А замок на двери был такой, что сам запирался. Он щёлк — и закрылся!
Аннушка, оказалась в комнате одна.
— Мама, открой!
— Не могу, доченька, у меня нет ключа.
— А ты всё равно открой!
— Не могу, милая!
Аннушка испугалась и заплакала — сначала тихо, потом всё громче и громче:
— Ма-а-ма, открывай!
А мама открыть дверь не может: ключ остался в комнате. Он лежит в коробочке, а коробочка — в голубой шкатулке. Шкатулка стоит высоко, на этажерке. Что делать? Сможет ли Аннушка достать ключ?
Мама подошла к запертой двери и сказала:
— Аннушка, слезами горю не поможешь. Перестань плакать и постарайся лучше сама себя выручить! Слышишь?
Аннушка стала плакать тише — она слушала, что говорит мама.
А та продолжала:
— Если ты сможешь достать ключик, который лежит в коробочке, то мы откроем дверь. Посмотри, доченька, стоит ли на этажерке голубая шкатулка?
— С-с-стоит, — всхлипывая, ответила Аннушка.
— Тогда пододвинь к этажерке стул и влезь на него. Только, смотри, осторожнее. Не упади!
— Я уже влезаю…
— Вот и хорошо. Возьми-ка шкатулку двумя руками и переставь её на нижнюю полку… Переставила?
— Н-н-нет!
— Почему же, доченька?..
Аннушка не отвечала. Мама прижалась ухом к двери:
— Аннушка, почему ты молчишь?.. Ты влезла на стул?
— Н-н-нет!
— Так отчего же, Аннушка?
— На нём кися спит.
— А ты прогони кошку!
— Мамочка, она мурлыкает!..
— Всё равно прогони! Прогони, пододвинь стул и влезь на него.
— Мамочка, я влезаю!
— Вот и хорошо! Переставь-ка шкатулку на нижнюю полку и открой её. Лежит там коробочка?
— Лежит. С котятками!
— С какими котятками? — испугалась мама. — Откуда в коробке котята?.. Аннушка!
— Мамочка, котятки!.. Ой!
— Верно, — вдруг вспомнила мама, — там, на коробке, и правда котята нарисованы. — Открывай коробочку, Аннушка, и смотри: есть там ключик?
— Мамочка, они мурлыкают.
— Это уж ты выдумываешь! Доставай скорее ключик!.. Достала?.. Теперь неси его сюда и подсунь под дверь… Вот так!
Мама вставила ключ в замок.
Щёлк! — и дверь отворилась.За окном уже темно, а папы всё нет и нет. Аннушка соскучилась.
— Мам, а когда придёт папа?
— Скоро должен прийти.
— А когда скоро?Мама взглянула на будильник:
— Вот большая стрелка подвинется сюда, и папа придёт.
— А когда она подвинется?
— Скоро, доченька!Аннушка любит папу. Он весёлый и всегда играет с ней. Вчера они строили высокий домик из кубиков. И сегодня будут строить. Аннушка толкнёт руками кубики — домик рассыплется. И папа с Аннушкой будут, смеяться.
— Мам, когда папа придёт?
— Скоро, доченька, скоро!Аннушке скучно. Она влезает на стул, прижимается ухом к будильнику:
— Часики, часики, а когда мой папа придёт?
Тики-так, тики-так, тики-так!.. — быстро тикают часы. — Тики-так, тики-так, тики-так! А большая стрелка едва-едва двигается.
Аннушка глядит на будильник: если бы не было стекла, она пальцем подвинула бы стрелку, а через стеклышко не достанешь.
— Мам, ну когда папа придёт?
— Идёт, идёт! — весело говорит мама. — Уже пришёл… Дверь отпирает!
Аннушка побежала навстречу:
— Папа!
Папа тоже рад видеть дочку. Он поднимает Аннушку на руки.
— Папа, мы домик будем делать?
— Обязательно будем!
Аннушка прижимается к папе:
— А у нас что было! Куколки от меня на шкаф спрятались. Я их в ящик не убирала… А дедушка мне коробочку подарил. А Мурка кашку съела. А маме я ключик доставала. Она заперлась, а я доставала…
— Ого, сколько за один день происшествий! — смеётся папа.
Он крепко-крепко обнимает Аннушку и целует её.