Антитеза — это сопоставление противоположных образов; а в более широком смысле — любое сопоставление противоположных понятий, ситуаций или любых других элементов в литературном произведении. На таком художественном приеме построены пословицы, широко используется он и в мировой литературе, например противопоставление Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса. К такому же приему прибег и Л. Н. Толстой в одном из своих поздних рассказов — «После бала». Герой, от чьего имени ведется повествование, — человек, в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, случившегося в годы его юности, Иван Васильевич был студентом провинциального университета и мечтал поступить на военную службу. Был он «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», поэтому «главное удовольствие … составляли вечера и балы».
Воображение Ивана Васильевича пленила прелестная Варенька Б., «высокая, стройная, грациозная и величественная», имела она царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка у рта, и прелестных, блестящих глаз». На балу у губернского предводителя он весь вечер танцевал с Варенькой и «без вина | был пьян любовью ». Он видел только ее « высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом», видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви». Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь «переменилась» после одной ночи, или, скорее, утра, наступившего следом, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного наказания беглого татарина.
Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него. Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей. Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал. Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.
Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья. И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.
Наказание, которым руководил отец любимой девушки, вызвало настоящий душевный кризис у героя. В этих эпизодах перед нами словно два разных человека: один из них вызывает симпатию и добрую улыбку, другой — омерзение и брезгливость. Еще ярче контраст между полковником, с его румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, и наказываемым, который, «дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами», двигался сквозь строй солдат. «Мне было до такой степени стыдно, — описывает герой нахлынувшие чувства, — что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке…, я опустил глаза… На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Иван Васильевич так и не смог узнать и понять, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым ». «А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил…» Любовь героя к Вареньке с того дня пошла на убыль. Как ранее он невольно соединял Вареньку с отцом-полковником «в одном нежном, умиленном чувстве», так теперь, «когда она… с улыбкой на лице, задумывалась», Иван Васильевич «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему становилось неловко и неприятно. Он стал все реже и реже видеться с девушкой, пока любовь его к ней совершенно не остыла.
История, описанная в рассказе «После бала», не была только лишь вымыслом автора. Прототипом Вареньки Б. была Варвара Андреевна Корейш — дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Сергей Николаевич Толстой (брат Л. Н. Толстого) был влюблен в эту девушку, но его романтическое чувство угасло после того, как он, весело танцевавший с Варенькой на балу мазурку, на следующее утро увидел, как ее отец руководил экзекуцией. Случай этот стал тогда же известен Льву Николаевичу и произвел на него неизгладимое впечатление. Поэтому через пятьдесят с лишним лет он воспользовался им, чтобы с таким художественным мастерством показать, как самые радужные мечты молодого восторженного человека могут в один миг разбиться о жестокую реальность и совершенно изменить всю последующую жизнь.
Читать новости:
Идейно-художественное своеобразие рассказа “После бала”
Идейно-художественное своеобразие рассказа «После бала» заключено в той мысли, которую хотел передать Л. Н. Толстой, и в тех приемах, которые автор использовал для раскрытия поднятой проблемы.
Главная мысль
Описывая ситуацию, когда главный герой увидел участвующего в экзекуции отца возлюбленной, Л. Н. Толстой хочет показать, что всегда, в любых жизненных и исторических условиях, нужно оставаться человеком. Писатель подчеркивает необходимость борьбы с несправедливым и неидеальным обществом. Выбор, который сделал Иван Васильевич, становится единственно правильным для автора рассказа.
Антитеза
Для того чтобы ярко выразить свою позицию, Л. Н. Толстой использует в произведении прием контраста. Красивые картины бала противопоставляются жестокой расправой с солдатом. Хорошее впечатление о полковнике на балу резко сменяется и носит уже негативную окраску. Любовь главного героя после увиденного сходит на нет.
Прием антитезы выполняет важную функцию в рассказе «После бала»: именно он становится главным средством раскрытия идейного содержания произведения Л. Н. Толстого. Помимо сюжетных контрастных описаний, автор использует звуковые и цветовые антитезы: с одной стороны, теплые тона и приятные мелодии, с другой стороны, звуки барабанов и красные оттенки.
«Я»-повествование
Важным для идейного содержания становится и форма повествования. Рассказ исходит из уст непосредственного участника событий. Его отношение к происходящему выражено очень ярко. Читатель видит чувства и эмоции, вызванные картинами на поле. Это, безусловно, помогает в раскрытии смысла рассказа Л. Н. Толстого.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Художественное своеобразие рассказа «После бала»», рассмотрит главную мысль произведения, продемонстрирует то, какими приемами пользуется автор для раскрытия темы и идеи.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Furuzon Pulodi
9/10
-
Илья Иващенко
10/10
-
Artur Pustovarov
10/10
-
Альбина Айтмаганбетова
10/10
-
Денис Погребняк
5/10
-
Вера Яковлева
10/10
-
Магомедбег Шарифов
10/10
-
Ирина Логинова
10/10
-
Никита Попечаев
8/10
-
Расул Гасанов
10/10
Антитеза в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
Цель урока:
- показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
- работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
- раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.
Оборудование: презентация
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.
Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.
2. Беседа с учащимися.
— Как композиционно построен рассказ?
— Какие две сцены противопоставлены?
— Что мы называем контрастом?
(Контраст – антитеза — противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
— Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”?
3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала.
— Давайте сравним поведение героев на балу и после бала.
— Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, солдат, наказываемого татарина во второй части?
Составление плана сравнительной характеристики.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: |
ВТОРАЯ ЧАСТЬ: |
— зала предводителя дворянства; |
— описание улицы; |
— хозяева бала; |
— солдаты; |
— Варенька; |
— наказываемый; |
— полковник; |
— полковник; |
— Иван Васильевич. |
— Иван Васильевич. |
Запись планов в тетрадь.
4. Слово учителя.
Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради.
Записи в тетрадях.
Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.
Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.
Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.
— Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота).
Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.
На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.
Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.
— Сопоставьте полковника и наказываемого (запись в тетрадях).
ПОЛКОВНИК |
НАКАЗЫВАЕМЫЙ |
“Высокий военный в шинели и фуражке”. |
Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”. |
“Шел твердой, подрагивающей походкой”. |
“Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед”… |
“Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”. |
“Сморщенное от страдания лицо”. |
“Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”. |
Спотыкающийся, корчащийся человек. |
Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.
— Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
5. Обсуждение и выяснение идеи рассказа.
— Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?
— Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски?
— Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?
— Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?
6. Сочинение-миниатюра.
“Мои впечатления после прочтения рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.
Домашнее задание. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?