Антон тут рядом сочинение

Это школькое сочинение Антона Харитонова, главного героя фильма «Антон тут рядом».

«Как почувствовать боль другого человека? Антон — — мальчик-аутист. Он живет между облупленной квартирой на окраине большого города и больницей для умалишенных. В поле зрения камеры Антон попадает в тот момент, когда не сегодня-завтра он станет пациентом психоневрологического интерната — места, где люди с таким диагнозом, как у него, долго не живут. Автор — камера — герой. Расстояние между ними с каждой минутой сокращается, автору приходится войти в кадр и стать действующим лицом этой истории. Но это история не о том, как один человек помог другому человеку, а о том, как один человек узнал себя в другом. О том, что в каждом из нас живет Другой, которого ежедневно приходится убивать в себе, чтобы выжить.»

Автор сценария и режиссер Любовь Аркус.

Сочинение Антона. «Люди«

Люди бывают добрые, весёлые, грустные, добрые, хорошие, благодарные, большие люди, маленькие. Гуляют, бегают, прыгают, говорят, смотрят, слушают. Смешливые, барные. Красные. Короткие. Женщины бывают добрые, говорящие, светлые, меховые, горячие, красивые, ледяные, мелкие. Бывают ещё люди без усов. Люди бывают сидячие, стоячие, горячие, тёплые, холодные, настоящие, железные. Люди идут домой. Люди ходят в магазин. Люди играют на пианино. Люди играют на рояле. Люди играют на гармошке. Люди идут на Плеханова. Люди стоят возле дома. Люди терпят. Люди пьют воду, чай. Люди пьют кофе. Люди пьют компот. Пьют молоко, пьют морс, пьют кефир. Заварку. Пьют ещё квас, лимонад, спрайт, фанту. Едят варенье, сметану. Люди думают, молчат. Больные и здоровые. Становятся водоносами, водовозами. Люди в корабле, в самолёте, в автобусе, в электричке, в поезде, в трамвае, в машинке, в вертолёте, в кране, в комбайне. Люди живут в домиках, в комнате, на кухне, в квартире, в батарее, в коридоре, в ванне, в душе, в бане. Люди уходят, выходят, бегают, люди ещё катаются, плавают, купаются, кушают, едят, умирают, снимают носки. Люди слушают радио. Люди не терпят. Люди едят. Говорят. Люди лохматятся. Писают, какают. Люди переодеваются. Читают. Смотрят. Мёрзнут. Купаются. Покупают. Греются. Стреляют. Убивают. Считают, решают. Включают, выключают. Люди ещё в театре. Катаются на санках. Волнуются. Курят. Плачут, смеются. Звонят. Нормальные, гарные, озорные. Люди спешат. Ругаются. Весёлые. Серьёзные. Люди барабанят и громыхают. Не лохматятся. Теряются. Рыжие. Глубокие. Люди сдирают кожу. Люди ремонтируют домик, сарай. Люди потерпят. Люди рисуют, пишут. Лесные. Люди колют дрова, пилят, топят. Люди ещё здороваются, говорят, прыгают, бегают. Люди конечные. Люди летают.

Антон

«Вова красный тут сидит. Антон Харитонов тут сидит. Рита голубая тут сидит».

Антон родился в семье водителя троллейбуса и диспетчера троллейбусного парка. Оба родителя были «лимитчиками»: мама Рината — из украинской деревни, папа Владимир — из Кингисеппа. Бабушка, финка, почти не говорила по-русски; она безоглядно любила маленького Антона: у них был свой общий, одним им понятный, язык. Ей было все равно — «особый» это ребенок или «не особый». Она воспитывала Антона, как и других своих детей и внуков — любовью и терпением. 

  • «Тут Антон уже сидит. Обезьяна черная с ним сидит».
  • «Клоун белый тут стоит».
  • «Антон белый тут стоит. Пирамида желтая у него в руках».
  • «Тут сидит Антоша белый».

Любовь Аркус узнала об Антоне, прочитав в интернете его сочинение «Люди».


Антон Харитонов. Люди

Люди бывают добрые, весёлые, грустные, добрые, хорошие, благодарные, большие люди, маленькие. Гуляют, бегают, прыгают, говорят, смотрят, слушают. Смешливые, барные. Красные. Короткие. Женщины бывают добрые, говорящие, светлые, меховые, горячие, красивые, ледяные, мелкие. Бывают ещё люди без усов. Люди бывают сидячие, стоячие, горячие, тёплые, холодные, настоящие, железные. Люди идут домой. Люди ходят в магазин. Люди играют на пианино. Люди играют на рояле. Люди играют на гармошке. Люди идут на Плеханова. Люди стоят возле дома. Люди терпят. Люди пьют воду, чай. Люди пьют кофе. Люди пьют компот. Пьют молоко, пьют морс, пьют кефир. Заварку. Пьют ещё квас, лимонад, спрайт, фанту. Едят варенье, сметану. Люди думают, молчат. Больные и здоровые. Становятся водоносами, водовозами. Люди в корабле, в самолёте, в автобусе, в электричке, в поезде, в трамвае, в машинке, в вертолёте, в кране, в комбайне. Люди живут в домиках, в комнате, на кухне, в квартире, в батарее, в коридоре, в ванне, в душе, в бане. Люди уходят, выходят, бегают, люди ещё катаются, плавают, купаются, кушают, едят, умирают, снимают носки. Люди слушают радио. Люди не терпят. Люди едят. Говорят. Люди лохматятся. Писают, какают. Люди переодеваются. Читают. Смотрят. Мёрзнут. Купаются. Покупают. Греются. Стреляют. Убивают. Считают, решают. Включают, выключают. Люди ещё в театре. Катаются на санках. Волнуются. Курят. Плачут, смеются. Звонят. Нормальные, гарные, озорные. Люди спешат. Ругаются. Весёлые. Серьёзные. Люди барабанят и громыхают. Не лохматятся. Теряются. Рыжие. Глубокие. Люди сдирают кожу. Люди ремонтируют домик, сарай. Люди потерпят. Люди рисуют, пишут. Лесные. Люди колют дрова, пилят, топят. Люди ещё здороваются, говорят, прыгают, бегают. Люди конечные. Люди летают.


В 2012 году состоялась премьера «Антон тут рядом» — фильма Любови Аркус, рассказывающего о знакомстве с Антоном, Ринатой, Володей и многими другими людьми. Это история не о том, как один человек помог другому человеку, а о том, как один человек узнал себя в другом. 

Фильм можно бесплатно посмотреть на YouTube.

После выхода фильма и невероятного внимания к нему со стороны родителей со всей России, стало очевидно, что общество и различные институции не адаптированы для того, чтобы принимать людей с аутизмом. Многие аутичные взрослые после смерти родителей попадали и продолжают попадать в психоневрологические интернаты, ПНИ — места, откуда уже не выбраться. Эта перспектива ожидала и Антона. Тогда стало понятно: важно помочь не только Антону, но и создать место, где взрослые с аутизмом смогут получить поддержку и квалифицированную помощь.

Так в Петербурге открылся первый Центр «Антон тут рядом» — первый в России центр социальной абилитации для взрослых с аутизмом. 

На следующий день после открытия состоялась большая конференция, в которой участвовали волонтеры, общественные деятели и НКО, связанные с темами аутизма и ментальных особенностей. Среди нас был только один доктор, его звали Леонид Яковлевич Либин. Это был первый врач, которого Любовь Аркус нашла Антону, и первый врач, которого Антон полюбил и продолжил любить. С Леонидом Яковлевичем мы начали долгий путь отмены медикаментов, на которые Антона «посадили» сначала в больнице, а потом в интернате.

Леонид Яковлевич собирался сопровождать студентов Центра, всерьез изучал аутизм, съездил на международную конференцию, посвященную этой теме. В 2014 году Леонид Яковлевич умер: мы потеряли дорогого друга — и Антон, и Центр. Леонид Яковлевич был первым врачом, который показал нам, что психиатрия может быть гуманной и эффективной.

Принципы работы Леонида Яковлевича фонд продолжил тиражировать в 2020 году: тогда мы запустили образовательные программы для психиатров. В 2013 году был всего один врач, готовый помогать аутичным детям и взрослым, сейчас, спустя 8 лет, мы обучили и продолжаем поддерживать уже 64 врача-психиатра и врача-невролога, работающих с РАС. 

У входа в центр на Троицкой, 2013
Антон и Роза
Антон и Роза. Первые дни работы Центра, 2013

Антон всегда был лучшим «индикатором» развития проектов фонда. Изначально Центр создавался для него и был назван его именем, но там было хорошо Нине, Ивану, Руслану, Марии, другому Антону и еще многим взрослым с аутизмом и их родителям. Сейчас, в 2022 году, Антон все еще активно участвует в жизни площадки. Например, впервые за 8 лет начал работать в швейной мастерской: Антон трудится всю мастерскую и помогает изготавливать продукцию. Рядом Настя, любимый тьютор Антона. 

Антон стал настоящей знаменитостью. В 2014 году он пронес Олимпийский огонь, а в 2018 году — вышел на поле с футболистами «Зенита».

  • Вместе с педагогом по пластике Розой Авис. Эстафета Олимпийского огня. 2014
  • Вместе с футболистами команды «Зенит». 2 апреля 2018 года

Каждый раз Антон точно и сразу показывал, что мы делаем неправильно. С Антоном в 2015 году мы открыли квартиры сопровождаемого проживания. С Антоном мы начали активно развивать направление летних лагерей: тут, на природе, многие аутичные взрослые могут отдохнуть от перегруженной городской среды и найти дело по душе. Максимально пристальный подход к каждому — вот тот урок, которому мы научились вместе с Антоном. 

  • Вместе с поваром Азатом
  • Вместе с мастером Сашей Драговозом
  • Вместе с тьютором Вовой Морозом
  • Вместе с тьютором Настей Хлыбовой
  • Вместе с Любой. Возвращение из лагеря в Суздале. 2014
  • Вместе с Любой. Акция в День информирования об аутизме

В 2020 году Антон стал волонтером в собачьем приюте под Петербургом — такая работа ему и понятна, и приятна.

Добраться до приюта не так просто. Метро, длительная поездка на автобусе, 25 минут пешком через лес. Но ему нравится, едет, смотрит в окно и периодически спрашивает: «Мы едем гладить собак?». Конечно, Антон не только гладит, тут он действительно полезен: носит дрова, набирает воду из колодца, разливает ее по бутылкам из ведра.

В собачьем приюте «Верность», 2020 год

Антон живет на тренировочной квартире фонда — это значимое место, которое твердо вписано в его будничную рутину. Когда Антон уезжает на дачу, то часто спрашивает, когда он сможет вновь вернуться туда, домой?

Как только Антон заселился на квартиру, было много сложностей с выполнением бытовых задач. Тогда же появился и список любимых дел, на которые Антон соглашался без проблем: накрыть стол и пропылесосить. Сейчас уже Антон с помощью тьютора выполняет разные обязанности по дому и учится справляться самостоятельно. Например, недавно с поддержкой Антон смог приготовить ужин для всех жителей квартиры. «Лучшее иногда в жизни случается», — сказал Антон, глядя в кастрюлю с всплывающими пельменями.

Самое ценное — отношения, которые складываются у Антона с жителями квартиры. Антон подружился с Олегом: интересуется будет ли он на предстоящей неделе или нет? А если встречает, то подходит к нему с объятиями. 

  • Антон и Юля.
    Центр «Антон тут рядом» на Троицкой, 2022
  • Антон и Юля.
    Центр «Антон тут рядом» на Троицкой, 2022
  • Антон и Света. Тренировочная квартира, 2021
  • Антон и Дима. Тренировочная квартира, 2021

Антон в лагере. 2020 год

Эссе на тему: Мое восприятие фильма «Антон тут рядом»

В документальном фильме Любови Аркус рассказывается о мальчике с аутизмом. Детский аутизм — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Последнее время отмечается тенденция к росту частоты встречаемости аутизма. На увеличение статистики повлияло то, что в последние годы международное научное сообщество научилось лучше диагностировать расстройства аутистического спектра (РАС). И серьезно изменились диагностические критерии, позволившие включить детей и взрослых, которым раньше ставили другие диагнозы. Самый значительный рост в статистике произошел в начале 90-х – 2000-х годах, когда диагноз «аутизм» получили люди без сопутствующих нарушений психического и физического здоровья.

Вначале фильма показывали как Антон полностью укрывался одеялом, с головы до ног. Этим он показывал о нежелании с кем-то общаться, думал, что его так никто не заметит. Я заметила в поведении Антона повторные движения, когда он делал одно и то же несколько раз. Когда он общался с отцом, Антон очень тихо говорил, а иногда просто двигал губами. Имеются дефекты в речи, путает некоторые звуки с другими звуками. Речь с отрывками, повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла. Когда смотрел свои детские фото он обращался к себе по имени, т.е. на третьем лице — «Тут сидит Антоша белый».

После того как узнали, что у мамы рак крови, начали искать где Антона пристроить. Ходили в психоневрологические интернаты, но там им отказали.

Объясняли это тем, что не смогут справится с ребенком с РАС и, что не хватает медперсонала: «На 90 пациентов 2 сестры, 2 нянечки и 2 санитара».

После нашли деревню «Светлана». Антону там не нравилось, не охотно шел на контакт, не хотел работать, не сидел на одном месте. Я думаю он терялся, так как для него всё это было новое и он не понимал что делать, что от него требуют. Ведь детям с РАС сложно адаптироваться и необходимо помочь в освоении пространства. Ребенок должен быть четко заранее запрограммирована, должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.

Через некоторое время у него появился друг, Давид. И он начал охотно работать вместе с Давидом, ел с остальными и даже молитву вместе с ними читал, стал часто улыбаться, стал хорошо читать, снова стал писать слова. Это говорит о том, как важно присутствие человека в его жизни, ему было важно чтобы его любили и заботились о нём. Когда Люба пришла поведать Антона, он сказал ей: «У меня лучше сейчас дела», «У меня всё нормально» — это определенно показывает как Антон был счастлив. Но после ухода Давида, Антон был расстроен, другим людям он не нравился, часто говорили ему чего-то не делать, но он терпел. Он хотел обратно домой говоря своей маме: «Мне нравится на Белградской на улице», ему уже там не нравилось, он думал что его предали. Часто сбегал с деревни и попал в аварию.

Теперь он попал в психиатрическую больницу. Во время тихого часа Антон встал взял свои тапочки положил под матрас и лежал, потом встал взял тапочки и обратно положил на пол, я думаю это признак стереотипии в поведении. После прощальной встречи с мамой он заплакал. Это значит он понимал, что больше не увидит свою маму.

Он приехал домой и был доволен. Когда он выпил воду со стакана, он помыл этот стакан, положил в сушилку, потом протёр стол где стоял стакан – получается он понял и выучил механизм и последовательность действия.

Мне очень понравился сочинение Антона «Люди». Там просто перечисления о том какими бывают люди, что они могут делать, где они могут жить. Но с тех пор когда он это написал, здоровье ухудшилось.

Таким образом, этот фильм показал жизненный путь ребенка с РАС, когда о нём некому заботится. Таких детей отправляли на психоневрологические интернаты и условий для проживания там нет. Автор хочет сказать, что у таких детей свой собственный мир, что они воспринимают окружающую среду по другому, что не стоит их бояться. Нам нужно быть терпеливыми, ведь они медленно всё понимают и адаптируются.

Детально о кинофильме «Антон тут рядом»

Сочинение Антона ХАРИТОНОВА

Люди бывают добрые, веселые, грустные, добрые, хорошие, благодарные, большие люди, маленькие.

Гуляют, бегают, прыгают, говорят, смотрят, слушают. Смешливые, барные. Красные. Короткие. Женщины бывают добрые, говорящие, светлые, меховые, горячие, красивые, ледяные, мелкие. Бывают еще люди без усов. Люди бывают сидячие, стоячие, горячие, теплые, холодные, настоящие, железные. Люди идут домой. Люди ходят в магазин. Люди играют на пианино. Люди играют на рояле. Люди играют на гармошке. Люди идут на Плеханова. Люди стоят возле дома. Люди терпят.

Люди пьют воду, чай. Люди пьют кофе. Люди пьют компот. Пьют молоко, пьют морс, пьют кефир. Заварку. Пьют еще квас, лимонад, спрайт, фанту. Едят варенье, сметану. Люди думают, молчат. Больные и здоровые. Становятся водоносами, водовозами. Люди в корабле, в самолете, в автобусе, в электричке, в поезде, в трамвае, в машинке, в вертолете, в кране, в комбайне. Люди живут в домиках, в комнате, на кухне, в квартире, в батарее, в коридоре, в ванне, в душе, в бане. Люди уходят, выходят, бегают, люди еще катаются, плавают, купаются, кушают, едят, умирают, снимают носки. Люди слушают радио. Люди не терпят. Люди едят. Говорят. Люди лохматятся. Писают, какают. Люди переодеваются. Читают. Смотрят. Мерзнут. Купаются. Покупают. Греются. Стреляют. Убивают. Считают, решают. Включают, выключают. Люди еще в театре. Катаются на санках.

Волнуются. Курят. Плачут, смеются. Звонят. Нормальные, гарные, озорные. Люди спешат. Ругаются. Веселые. Серьезные. Люди барабанят и громыхают. Не лохматятся. Теряются. Рыжие. Глубокие. Люди сдирают кожу. Люди ремонтируют домик, сарай. Люди потерпят. Люди рисуют, пишут. Лесные. Люди колют дрова, пилят, топят. Люди еще здороваются, говорят, прыгают, бегают. Люди конечные. Люди летают.

Антон Харитонов, мальчик-аутист, живет с мамой в убитой квартире на окраине большого города. Автор знакомится со своим будущим героем незадолго до того, как его мама тяжело заболевает. Теперь самому Антону грозит интернат для умалишенных, где он неминуемо сгинет, ведь люди с таким диагнозом долго там не живут.

Борьба за Антона составляет внешний сюжет фильма, в то время как внутренний — главный — сюжет формирует камера, которая с каждой минутой сокращает расстояние между автором и героем. Наступает момент, когда автор вынужден войти в кадр и стать действующим лицом этой истории о встрече и личном выборе, о гордыне и терпении, о границах между человеком и человеком.

Из дневника Любови Аркус

Первая встреча с Антоном

3 июня 2008 года

Встречали из больницы. Мы сидели в машине, пустынный тупик реки, ни души. Ни одного звука, даже шороха. Они возникли в дверях неожиданно, и очень быстро, без паузы, двинулись к машине. Она в нелепом брючном костюме, он в красной куртке, джинсах, голубой бейсболке. Все очень добротное.

На вид лет 14, больше не дашь. В машину сел, как в свою, привычную, без заминки. Я смотрела на него в зеркало заднего вида, пыталась смотреть украдкой, быстро поняла, что он это видит, замечает, взгляд упирает во взгляд, упорно. Отменила «украдку», насколько позволяла дорога, не отводила глаз. И он не отводил. Не улыбался. Молчал. Рината спросила: «Ты обедал?». Он сказал: «Обедал да. Хочу есть».

Поехали в Макдональдс. На столе лежали бургеры и маки, завернутые в разные бумажки и коробочки. Он сказал: «Хочу гамбургер желтый». Потом сказал: «Хочу лимонад черный». Разговаривает так: сначала повтор вопроса в утвердительной форме, всегда без «я», в безличной форме глагола. Потом пауза, глаза долу, и добавляет что-то от себя, но гораздо тише и неразборчивей. Потом еще некоторое время губами шевелит, что-то беззвучно «проговаривает» быстро-быстро.

Поехали на край города, отвозить справки в Центр помощи детям-инвалидам. Рината зашла внутрь, мы остались с ним на лужайке перед зданием. Фотографировались мобильными телефонами. Чтоб его не смущать, все фотографировали всех. Его поймать было трудно, он со страшной быстротой нарезал круги вокруг нас, не останавливался. Я его взяла за руку, он не возражал, выдержал примерно полминуты, потом стал бегать вокруг нас еще быстрее. Костик (который никак не понимал, что делать в такой ситуации и как себя вести), стал гадать на отцветших одуванчиках (удастся ли сдуть цветок с одного

раза). Принес и Антону. Тот с удовольствием дунул, сильно. Второй раз одуванчик взял, но дуть не стал, сказал: «Белый пух улетает». Положил в карман.

Приехали домой. Я хотела показать Свете и Косте его комнату, буквы на полу и на стенах. Он как-то нас обогнул, встал в дверях своей комнаты. Без единого слова, спиной не пустил. И буквально застыл на пороге, как будто охватив ее глазами разом, всю. Выпил ее взглядом. Cтянул бейсболку, медленной горстью, как мужик шапку в церкви. Стоял. Это продолжалось несколько минут, мы стояли за ним.

Я спросила: «Ты разрешишь нам посмотреть то, что ты написал на стене и на полу?». Он сказал: «Разрешу посмотреть». И с места не сдвинулся. Я спросила: «Ты хочешь сам сначала войти?». Он ответил: «Хочу войти сначала сам». Повесил бейсболку на крючок, снял куртку, повесил. Развязал шнурки, снял кроссовки, обул тапочки. Все очень медленно и ритуально. Еще постоял и вошел. После этого обернулся к нам, разрешил, опять без слов, взглядом, энергией. Мы вошли следом.

Уходя, мы пожимали ему руку по очереди и говорили: «Антон, пока». Он каждому отвечал так: «Пока. Антон тут рядом».

Аутизм в России не признан как диагноз. Нет лечения, образования, реабилитации, даже статистики. Несколько школ, несколько лечебно-педагогических центров на всю страну. В будущем детей-аутистов ждет койка в психоневрологическом интернате с тысячным и более количеством проживающих — тяжелые лекарства и публичное одиночество, которое непереносимо для них по определению.

Родители боятся лишний раз выйти с ними из дому, поэтому маленьких аутистов часто называют «детки в клетке». Семьи с аутистами в абсолютном большинстве случаев — это социальное изгойство и бедность на грани нищеты. Мы с Алишером записывали огромное количество монологов родителей.

Мы не могли поверить своим ушам, когда впервые услышали от одного из них: «Я хочу, чтобы мой ребенок умер раньше меня». Потом мы слышали это от многих и уже хорошо понимали, чтó стоит за этими словами и чтó они значат в устах людей, отдающих жизнь своим детям без остатка.

Любовь Аркус

Смотреть фильм «Антон тут рядом» на русском бесплатно он-лайн

Эссе-отзыв на документальный фильм редактора журнала «Сеанс» Любови Аркус «Антон тут рядом».

Александр УРСУЛ

История Антона Харитонова началась, когда в интернете опубликовали сочинение «Люди», в котором мальчик, оформив поток своего сознания в слова, рассказал, что делают люди, и какими они бывают. Текст заканчивался так: «Люди конечные. Люди летают». Это написано в 14 лет. Редакция журнала «Сеанс» нашла автора. Оказалось, что у Антона аутизм 2-ой степени. И ему уже больше 20 лет.

Со времен сочинения состояние мальчика значительно ухудшилось, все эти годы он по многу месяцев находился в клинике и ничего не писал. Через полтора месяца после знакомства Любови Аркус и Антона, у его мамы, Ринаты Харитоновой, обнаружили рак крови.

Как почувствовать боль другого человека? Первые кадры ленты – юноша идет куда-то, мы слышим крики чаек. Антон подражая им, кричит невнятное «А-а-а!».

Он живет между облупленной квартирой в Купчино и больницей для умалишенных. В поле зрения камеры Антон попадает в том момент, когда не сегодня-завтра он станет пациентом психоневрологического интерната, что для него равнозначно «аду на земле». Но в его жизнь входит камера, входит Любовь Аркус. Поначалу герой убегает от оператора, но постепенно он перестает бояться. В картине, поделенной на пять глав, показано, как камера меняет жизнь и героя, и режиссера.

Повествование сопровождается закадровым комментарием автора. Так, после совместной поездки в летний лагерь для детей-аутистов на Онеге, где Антон вспоминал буквы и слова, рисуя их на мокром песке, Аркус отмечает: «У меня был проект, а оказался мальчик». Расстояние между ними с каждой минутой фильма сокращается. Автору, несмотря на операторское «Люба, из кадра!», приходится войти в кадр и стать действующим лицом истории. Камера беспристрастно документирует реальность: случайно оброненная Антоном фраза «Я что – собака, что ли?», застольная песня на последнем дне рождения умирающей матери Ринаты Харитоновой, слезы отца и его второй жены на просмотре фильма – все это заставляет сжиматься сердце, все это надолго врезается в память.

Кино тут перестает быть собой, превращаясь в нечто другое. И судить о художественных достоинствах фильма даже как-то неловко, ведь такая тема, такой материал… Но если забыть об этическом, отстраниться, все равно у фильма найдутся свои достоинства.

Камера продлила жизнь матери. Камера помогла папе понять – у сына никого не осталось, кроме него. Пересказывать события бессмысленно. Нужно видеть картину, запечатлевшую Антона для нас всех, своими глазами.

– Мы живем на пороховой бочке. Надеюсь, вы это понимаете. И то, что это пожизненно, вы тоже должны понимать, – замечала Аркус на кинопоказах своей работы. – Потому что совсем решить эту проблему нельзя – не только у нас, но и в любой стране мира.

Картина снималась четыре года. В общей сложности было отснято более 600 часов материала. Фильм перемонтировался бесчисленное количество раз. Премьера состоялась в сентябре 2012 года. «Антон тут рядом» был представлен во внеконкурсной программе 69-го Венецианского кинофестиваля. При том, что это фестиваль художественных фильмов. Режиссер затрудняется с определением жанра:

– Граница между документальным и художественным кино абсолютно стерта. Очень многие люди говорили мне, что если бы не знали, что это документальный фильм, они бы этого не поняли. И он действительно сделан по законам классической драматургии. Я видела в этом способ достичь сопереживания зрителя. Это, наверно, роман-воспитание. Для автора, прежде всего».

За несколько лет съёмок Антон научился плакать, готовить, мыть посуду, говорить по телефону, разговаривать с людьми. Подружился почти со всей редакцией журнала «Сеанс». Научился не убегать, не кусать руки. В нем стало больше спокойствия.

Но это история не только о том, как один человек помог другому, но и о том, как один человек узнал себя в другом. Мы все – антоны. Мы все бываем одиноки. И все мы превращаемся в тени, умираем без любви других, близких нам людей, которые, как любит повторять герой, тут рядом.

В твоей судьбе кто-то обязательно должен быть «тут рядом». И ты сам – встань рядом с кем-то. Иначе не жить.

  • Рецензии

  • /
  • Антон тут рядом

    2012


К описанию фильма »
  • Добавить рецензию…

  • Все:
    20
  • Положительные:
    13
  • Отрицательные:
    2
  • Процент:77.5%
  • Нейтральные:
    5
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Постепенно под давлением обстоятельств — резкое увеличение аутистов за последние десятилетия — повышается уровень грамотности данной сферы. В Европе понимание так же буксует, так же общество медленно реагирует на изменение, как и в России. Лишь постепенно приходит понимание, что люди отличаются друг от друга. В фильме можно увидеть типичную реакцию непонимания даже от близких людей, что говорить про людей, которые вообще никогда с подобным не сталкивались. Т. е. люди ожидают той же реакции, как если бы общались с подобными себе. Искренне удивляются и обижаются, когда не получают ожидаемой ответной реакции. Но это просто бессмысленно.

Первое — это заменить в своём словаре ‘аутизм’ на ‘аутистический спектр’, потому что формы и проявления широко варьируются. Есть высокофункциональный аутизм — люди могут о себе позаботиться, в этом у них нет трудности, просто с особенностями. Вполне адекватно ведут себя, хотя странности, конечно, заметны, но воспринимаются именно как странность поведения, даже от этого интересней получается с ними общение, узнаёшь что-то новое, чем от обычных людей.

Показанный в фильме Антон Харитонов так же к ‘классическому’ аутизму (синдром Каннера, ‘смотреть сквозь людей’) не особо подходит, вполне контактирует и отражает окружающих людей.

Кроме того, как понял, Любовь Аркус, автор фильма, организовала Фонд «Выход в Петербурге» помощь решения проблемы аутизма. Опять же, успешен ли он, судить не мне. Из материала в Интернете выделил бы Игоря Леонидовича Шпицберг (Центр «Наш Солнечный Мир») — профессионал по этой части.

Очень интересно, именно сейчас приходит понимание, что мир совсем не таков, каким себе представляли. Все те чудики вдруг оказались такими же людьми. Как и раньше считали левшу за отклонение, которое следует исправить.

Как первый известный фильм об аутизме в России — выполнен вполне хорошо. Что смущает, подано это с позиции — бедные, несчастные. Будьте честны, люди с аутистическим спектром в других странах двигают индустрию. И из опыта Игоря Шпицберг так же занимают высокие должности в Газпроме.

‘Большинство создателей аниме в основном аутисты’ Анно Хидэаки

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 2 / 4

31 марта 2016 | 04:01

  • тип рецензии:

‘Антон тут рядом’ оставляет двойственное по себе впечатление: с одной стороны, — поднята проблема и к ней стянуто наше внимание, с другой — бросается в глаза воспроизводство одного и того же жалостливого русско-интеллигентского культурного кода. Аркус со своим фильмом плоть от плоти русской классической культуры с ее центральной установкой на идеализацию человека. В ‘Антон тут рядом’ идеализированы все ключевые персонажи (сам Антон, его мать и отец, Аркус и др.), в том числе и кинокамера. В то время как в центре фильма поставлена фигура Антона (этого счастливчика, которому все же удалось избежать нормализирующей ловушки психиатрии), на фоне ленты, вторым планом проступает неисчислимая анонимная масса всех прочих обитателей психиатрических институций. В фильме меня покоробил вопиющий контраст между единичной счастливой судьбой главного героя и фоновым существованием остальных ‘безумных’, попадавших в кадр лишь по случаю, просто так, без цели. Поэтому когда я смотрел фильм, меня не волновала уже судьба Антона (интонации грядущего хэппи энда отчетливо заявлены в самом первом монологе автора). В итоге перед мной встали совсем другие вопросы: а что с теми, кто не стал героем фильма, на кого не хватило добрых людей и кто провел в тех заведениях не год и не два, а десятилетия? Когда начинаешь задавать подобные вопросы, понимаешь, что оснований для какой-либо идеализации людей и ситуации просто не находится. Понимаешь, что здесь необходим какой-то другой ракурс, другой подход…

7 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 12 / 3

19 ноября 2015 | 19:33

  • тип рецензии:

Надеюсь Вы к старости не заболеете, к примеру, болезнью альцгеймера, и Ваши родные и друзья не станут считать Вас ‘нечеловеком’. Людей с такими суждениями у нас в стране хватает, поэтому такие фильмы и делаются, чтобы хоть одна извилина пошевелилась и рука дрогнула в гугле вбить ‘что такое аутизм?’. Но видимо так ничего и не дрогнуло, раз Вы на старости лет строчите такого рода писульки, выставляя на всеобщее обозрение себя человеком недалёким… Не разобравшись в сути вопроса не нужно судить о других как о ‘недо-людях’. Вроде возраст солидный, а сравнивать душевно нездоровых людей и людей с физическими недостатками (я называю это именно недостатками, т.к. это вполне излечимые/компенсируемые вещи) ну это по крайней мере глупо. Еще и ‘Человек-слон’ сюда приплели… Давайте еще раз всех аутистов сравните с героями фильмов ‘Человек дождя’, ‘Мутанты’ и ‘Восход Меркурия’ и я Вас обзову плохим словом. ‘Чтоб Вы были здоровы!’…

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 22 / 34

04 февраля 2015 | 01:33

  • тип рецензии:

«Антон тут рядом» — фильм о мальчике-аутисте, который живет всю свою жизнь с мамой, Ринатой Харитоновой. Но вдруг у матери обнаруживают рак, и единственный человек, который оказывается рядом в эту «минуту» – это режиссер фильма, Любовь Аркус, она пытается помочь устроить Антона то в «элитный» дом-интернат, из которого через 19 дней его просят забрать, то в другой интернат, где всего «2 сестры и 2 нянечки», в котором условия проживания ну просто невыносимые, затем они едут в деревню «Светлана», где такие, как Антон живут вместе с волонтерами, но и оттуда просят забрать мальчика… В конце концов решение все же было найдено, и Антон остался жить со своим отцом. Развязка этой истории была счастливой, но, к сожалению, Антон такой не один.

На создание этого фильма Любовь Аркус вдохновило сочинение Антона «Люди», которое он написал в 12 лет. Прежде чем начать смотреть фильм, я, конечно же, прочитала сочинение, но эмоций оно у меня особых не вызвало: что-то было в нем необычное, особенное, но не больше. Но каково же было мое удивление, когда я прочитала его повторно, но уже после просмотра фильма. Разница была, но ее невозможно передать словами, это надо прочувствовать.

Я очень советую посмотреть этот фильм абсолютно всем. Я, на самом деле, долго не решалась его смотреть, потому что понимала, что это будет тяжело, но как писал Антон: «Люди терпят», «Люди потерпят». Да, фильм оправдал мои опасения, но я об этом ничуть не желаю. Такое кино я смотрела впервые, и оно заставляет задуматься. Многие качественные художественные фильмы также каким-то положительным образом влияют на людей, но этот фильм документальный, он какой-то особенный, его невозможно просто забыть. В нем нет актеров, и, наверное, это тяжелее всего осознавать. Все события такие какие они есть. Это жизнь. Это не игра.

Я ни разу не общалась с такими, как Антон, но как будто бы я даже немного стала понимать их мир. Самое главное их качество – это искренность, это то чего у них не отнять, и то, что часто утрачиваем мы. Антон как-то возвращает к жизни, возвращает к любви.

От одной фразы «Антон тут рядом» становится теплее, будто бы он и правда рядом.

9 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 10 / 0

07 апреля 2014 | 19:28

  • тип рецензии:

Когда я начинала смотреть «Антон тут рядом», я готовилась увидеть документальный фильм про мальчика-аутиста с многочисленными интервью у всевозможных родственников, прерывающимися крупными планами главного героя и печальными закадровыми комментариями, после съемки которого съемочная группа радостно попивает чаек и разъезжается по домам. Но я увидела нечто совершенно иное. Я не могу назвать этот фильм чисто документальным – слишком много вложили в него режиссер и оператор, слишком личным он стал для его создателей, чтобы давать ему холодное определение «документальный», я бы все же назвала это авторским кино. Да, здесь нет актеров, ситуация не выдумана, сама жизнь является автором сценария, художником по костюмам, гримером и пр. Но все же чувствуется одна большая разница между «обычным» документальным фильмом и фильмом «Антон тут рядом»: в документальном кино, как правило, ведется сухая констатация фактов, «сухая» со стороны съемочной группы, которой было дано задание собрать информацию и красиво ее подать; в этом же фильме режиссер и оператор пропустили его через себя, стали его закадровыми героями, и именно поэтому фильм так больно бьет. Я уверена, что ни один морально здоровый человек не сможет спокойно и безучастно посмотреть это кино.

Фильм однозначно о любви. О бескорыстной любви к людям. И о терпении. Хотя съемки и общение Любови Аркус с Антоном длились не один год, складывается ощущение, что фильм сделан «на одном дыхании» под впечатлением от общения с мальчиком. Самое удивительное, что Антон своей болезнью не вызывает чувства жалости, настолько ярко в фильме показано то, что все мы инвалиды, кто физически, кто морально, всех надо жалеть. Антон вызывает чувство любви. И если такое сильное чувство мальчик вызывает у зрителя за чуть больше чем полтора часа просмотра, то можно представить, что пережили режиссер и оператор благодаря постоянному общению с ним. Хотя представить-то как раз наоборот сложно, даже невозможно. Только одно в фильме показалось мне лишним – сцены с Ринатой после того, как та узнала, что больна. Может быть, я неправа и эти сцены были необходимы для передачи того эмоционального накала, который происходил в душе героев картины, но мне просмотр дался слишком тяжело.

Операторская работа Алишера Хамидходжаева потрясает. Во время просмотра я часто забывала о том, что герои — не актеры, что их снимает реальная камера, а всем известно, что перед камерой человек начинает зажиматься, вести себя не так, как без нее. И если у Антона с камерой были свои отношения (сначала мальчик боялся камеры, затем привык, полюбил её и стал нарочно пытаться войти в кадр, даже если камера не была направлена на него), то остальные люди вели себя перед ней совершенно естественно, в чем чувствуется работа Хамидходжаева вдобавок и как психолога. Ракурсы, планы, композиционное построение и цветовое решение кадра – все сделано Алишером на высшем уровне, и при этом не стоит забывать, что в документальном кино второго дубля не бывает.

Сама камера сыграла в жизни Антона немаловажную роль – благодаря ей мальчик раскрывался, в ее присутствии ему хотелось говорить, общаться, через объектив камеры Антон посмотрел на синее небо и подумал, что летит.

Режиссер фильма Любовь Аркус невольно превратилась из рассказчика в героя фильма, непосредственного участника событий, оставаясь по большей части вне поля зрения объектива. Закадровый текст, который читает Аркус, заслуживает отдельной похвалы – он играет очень большую роль в понимании фильма, в понимании отношений между героями картины, при этом в нем режиссер выворачивает наизнанку всю себя, не стесняясь зрителя, это впечатляет. Отдельное спасибо режиссеру за выбор этой темы, может быть хотя бы этот фильм привлечет внимание к проблеме выживания инвалидов в нашей стране, в которой для них совершенно не созданы нужные условия (как было сказано в фильме, в Европе специальных домов для аутистов несколько десятков, в огромной России-всего один), а интернат для таких людей, как Антон, превращается в настоящий ад, в котором больные обречены на медленную страшную смерть. Прежде всего, мы сами должны изменить отношение к таким людям, как Антон, которых многие боятся и обходят стороной, вместо того, чтобы понять и принять.

Удивительно переплелись судьбы героев фильма с судьбами его создателей. Не было бы этой связи – такого фильма никогда бы не получилось: такого мощного и эмоционально наполненного, вызывающего самые разные чувства, фильма очень честного, чистого. Он служит своеобразным мостиком – мостиком от зрителя к герою, от жизни обычной к необычной, от человека к человеку. Фильм заставляет вспомнить о том, что все мы – люди, все мы – разные, хорошие и плохие, радостные и грустные, больные и здоровые, счастливые и несчастные, но всем нам нужно только одно – другие люди. «Человеку нужен человек», как говорит герой фильма «Солярис» Андрея Тарковского. Антону и таким, как он, людям сверхчувственным, нужно всегда чуточку больше, чем остальным – больше любви, внимания, заботы, терпения, обязательно нужен кто-то рядом. В конце фильма мы видим, что Антон принимает окружающий его мир, в нем «меньше света, но больше терпения». Он сам все прекрасно понимает, учится жить так, как приходится жить в этом мире, а вместе с ним заново учится жить и режиссер. «Люди не терпят, люди терпят, люди потерпят. Люди конечные, люди летают».

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 6 / 0

20 марта 2014 | 22:11

  • тип рецензии:

Каждый документальный фильм пытается раскрыть какую-то новую проблему, существующую в нашей стране. Интерес вызывают зачастую те, которые, действительно наши: наша политика, наш алкоголизм и т.п. Но документалка на тему которой снято множество ‘мировых’ фильмов, это тема обсуждаемая и раскрытая в принципе. Поэтому одной подробно описывающей содержание рецензии хватит, чтобы сделать выводы, что всё плохо, но есть еще герои.

Просторы нашей страны приятней смотрятся в художественных фильмах. А проблемы и решения принято искать на телевидение, но только как-то поверхностно, и опять зарождается вопрос: ‘Неужели действительно чьё-то сердце встрепенулось в сторону одного мальчика, а не в сторону показа на первом канале или какого-то признания?’.

Очень посредственный документальный фильм про одного больного и одного желающего вылечить..

Закадровые рассуждения как-то не соответствуют происходящему на экране. Очень мало показано той любви, о которой так много сказано Л. Аркус. Да, слов много, а на деле: отдала она его все-таки в лечебницу, спустя какое-то время выкрала (?). А если смотреть еще более поверхностно, то она в общем-то только открыла глаза отцу Антона, что сын — это его плоть и кровь, не зависимо от того, что он не такой как все.

Какая-то бессмысленная суета вокруг мальчика с её стороны. Умерла мама, и отец бы забрал его к себе независимо от участия фильма. Хотя акцент делается на обратном, что только с помощью отснятого видео можно было совершить чудо. Не живому Антону, а пленкам, на которых он ‘добрый, веселый, грустный, добрый, хороший, благодарный, большой, маленький. Гуляет, бегает, прыгает, говорит, смотрит, слушает…’

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 13 / 14

29 мая 2013 | 20:06

  • тип рецензии:

Автор рассказывает о том, как она проучаствовала в судьбе юноши с психическими отклонениями.

Фильм добавит голосов партии антипсихиатрии. И прекрасно. Я тоже — за. Но верность идеалам дорого стоит. Вы вправе относиться к психическим отклонениям гуманно — как к проявлению личностных особенностей, но кто-то должен решать бытовые вопросы, связанные с ограниченной дееспособностью всякого слишком «особенного» ч-ка. В силу ряда причин в России это делать сложнее.

Вот и у автора фильма не получилось. Юношу забирали из интерната, возили туда-сюда, возвращали назад, снова забирали, но желающих взять на себя опеку так и не нашлось. И тогда в результате некой мутной сделки парня впарили нашедшемуся вдруг отцу. Последний до степени очевидности не изнурён «гуманизмом». Особенности сына он воспринимает «нормально» — как психические недостатки. Круг замкнулся – интернат снова не за горами.

История Антона вызывает всю гамму приличествующих сострадательному обывателю чувств. За кадром рефреном звучит: «любить, любить …». И я уже вижу, как сподвигнутые фильмом отряды новых самаритян готовы раскрыть свои объятия жадным до ласки аутикам. Минуточку! Представленный случай не вполне типичен.

Если снижение интеллекта здесь очевидно, то собственно аутистический синдром — смазан. Социальная мотивация сохранна. Антон откликается на улыбку, идёт на телесный контакт и вполне чувственно обнимается! Это значит, что все действия автора по социализации парня были уместны. Спасибо ей за это. Однако обобщения, которыми она делиться со зрителем относительно потребности ВСЕХ аутиков в любви со стороны окружающих, требуют уточнения.

Ящерица равнодушна к поглаживаниям. Кошка не любит печенье. Выраженный аутик не видит людей. Он избегает телесного контакта. Взгляд в упор его напрягает. Он хочет, чтобы его оставили в покое, позволив заниматься любимым «делом». И мы никогда не можем рассчитывать на его благодарность! Милосердны те, кто это понимает и не требует невозможного. Кстати, персонаж Хоффмана («Человек дождя») в этом плане вполне достоверен.

Фильм не лишён тенденциоза, но без этого бы не было пафоса. Поэтому я не в претензии. Смотреть интересно.

7 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 14 / 11

12 апреля 2013 | 17:01

  • тип рецензии:

‘Ab homine, homini cotidianum’… Если перевести с латинского, то это будет означать ‘человеку от человека всегда грозит опасность’. Так и в этом фильме.

Если честно, я не понимаю восторга связанным с этим фильмом. Безусловно, он показывает ряд острых социальных(!)проблем, возникших в нашем и без того трудном, и гнилом мире(по мнению автора)… Но! Возникает вопрос, а для чего собственно все это задумывалось? Показать людям, мол что так и так, у нас есть такая и такая проблема? Да, проблема есть, а где решение?! Где так называемая госпожа логика? Это если говорить конкретно о самом фильме…

А так что мы имеем. Приехала некая Любовь Аркус. Вклинилась в жизнь Антона, что-то пыталась там четыре года поделать.. Потом благополучно уехала… И теперь сидя в студии у господина Гордона рассуждает о том как ей было ‘хорошо’… Хах!

Вот что меня больше всего поражало в людях, так это их высокие рассуждениях о других, без участия тех самых других.

Мне кажется, уйдя из жизни Антона она ему сделала больно… И говорить о этом фильме как о неком ‘шедевре’ у меня язык не поворачивается.

1 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 61 / 115

09 апреля 2013 | 23:11

  • тип рецензии:

Очень неоднозначные впечатление вызвал фильм. С одной стороны, он бесспорно хорош. Да, это годный тычок под дых российскому обществу, причём эмоциональное воздействие оказывается на сразу многие социальных категорий (от впечатлительных девиц, которые напишут в жежешечку, что немедля собираются заделаться в волонтёры, да и забудут через неделю, до журналистов и, возможно, политиков). С другой стороны — опять формируется очень однобокое и потому опасное представление об аутизме в мозгах обывателей.

Парень Антон хорош.

Но где здесь собственно аутизм? Почему не прокомментировано его поведение, например мнимая ‘лень’ на кухне, которая не является ленью, а представляет собой диагностический критерий аутизма — невозможность следовать деятельности без интереса к оной.

Если фильм информирует об аутизме, так пусть информирует адекватно. Да, Антон тяжёлый аутист, но вот уже зрители делают предположения о его умственной отсталости (встречается крайне редко при аутизме).

Вдобавок не будем забывать, что АУТИЗМ это спектр проявлений, и ИНВАЛИДАМИ (реальными, которым нужна помощь и соцобеспечение, как и есть в цивилизованных странах) являются аутисты ВСЕХ степеней тяжести.

В результате этого же фильма аутисту высокофункциональному, с минимальными ограничениями (но не минимальными психическими и сенсорными, например, проблемами) будет уже не попросить помощи, не заявить о своих особых правах. Ответ будет такой: аутизм это вот Антон, видели мы Антона, а вы — не Антон.

Фильм информирует о проблеме соцобеспечения инвалидов в РФ.

Фильм НЕ информирует о проблеме аутизма.

В этом смысле художественные фильмы на эту тему оказываются честнее и целесообразнее документальных.

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 15 / 14

09 апреля 2013 | 15:51

  • тип рецензии:

Ни одной секунды фальши…

Очень честный фильм. Не потому что документальный (как раз документальное кино и может быть самым не искренним и фальшивым, так как в нем нет искусственных масок, все натурально), а потому что оно неожиданно создано, врасплох, в следствие, а не по причине.

Человеческая натура склонна препарировать себя и окружающих, особенно в этом доки — профессионально творческие люди. А тут — казус такой — кино, камера, ситуация препарировала людей и окружающих, вскрыла рану и оставила открытой.

Что хочешь теперь, то и делай. Сможешь — зализывай, нет духа и воли принять правду — забудь…

А что за правда вы спросите, что за рана такая? Любовь к ближнему и к самому себе, через нее…Вот такая вечная рана…Ведь это ужасно не просто, это очень тяжело, это практически не возможно — любить других так, как бы мы хотели, чтобы любили нас…и настолько же это является спасением и решением абсолютно всех вопросов и проблем…

И, еще…какое удивительное, абсолютное принятие главного героя, он как пазл вкладывается в, оказывается, еще свободный кусок сердца. Нет жалости, такой слюнявой, бабской. Есть сочувствие, очень глубокое, очень сильное, и не только к Андрею, но и ко всем, кто рядом с ним и нет…

И последнее, меня как то огорошила и оставила в состоянии полной безысходности мысль режиссера о людях, у которых в жизни что-то не складывается и не сложилось, и они как-то смиряются с этим, берут всю вину на себя и просто продолжают дальше не жить, а доживать — с выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. А вы знаете, что все это — симптоматика аутизма.

А ведь, не смотря на то, что люди абсолютно по природе своей одиноки, и с этим никто не спорит, мы все равно живем вместе, на одной земле, дышим одним воздухом, и зависим друг от друга, как бы не хотелось это признавать, и в не складности чьей-то жизни виноват каждый из нас…

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 9 / 5

06 апреля 2013 | 17:29

  • тип рецензии:

  • Антон палыч чехов рассказы
  • Антон павлович чехов слушать короткие рассказы
  • Антон павлович чехов мальчики план рассказа 4 класс
  • Антон павлович чехов рассказы о любви
  • Антон павлович чехов лучшие рассказы