Антоний погорельский черная курица или подземные жители как литературная сказка 5 класс презентация

Слайд 1

А. Погорельский. «Черная курица, или подземные жители». Презентация к уроку литературы в 5 классе Учитель: Замятина Милана Станиславовна МАОУ «МСОШ№16» г. Миасс, Челябинская область

Слайд 2

Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин

Слайд 3

Антоний Погорельский

Слайд 4

Антоний Погорельский (настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский) родился в 1787 году. Мальчик был сыном графа А. К. Разумовского, и все детство провел в имении отца на Украине. С 1805 года Погорельский учится в Московском университете, становится доктором философских и словесных наук. Во времена учебы Антоний стал писать, но это было скорее его хобби. Погорельский состоял на государственной службе в Петербурге до начала войны 1812 года. Во время войны он ушел добровольцем на фронт и служил там до 1816 года, после чего вернулся в Петербург. В 1825 году начинается настоящая литературная деятельность Погорельского. Творчество Погорельского было новаторским, смелым, поэтому многие критики не любили его творчество, однако читателям нравились повести и романы Погорельского. Погорельский ушел со службы и после смерти отца он переехал в родовое имение, много путешествовал. Умер писатель в 1836 году. Антония Погорельского называют автором первой русской фантастической повести, одного из первых семейных романов и первой русской повести-сказки для детей.

Слайд 5

Что такое сказка? Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях Какие виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная сказка от народной?

Слайд 7

Пансион- закрытое среднее учебное заведение с общежитием. пансион благородных девиц воспитываться в пансионе Дортуары- спальные комнаты. Сени-прихожая, коридор. Шандал – подсвечник. Рукомойник – умывальник. Словарная работа

Слайд 8

Как курочка отблагодарила Алёшу за спасение?

Слайд 10

Что Алёша просит у короля в награду за спасение Чернушки?

Слайд 11

Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?

Слайд 12

Добрый, жестокий, ласковый, упрямый, общительный, самолюбивый, гордый, дерзкий, любознательный, застенчивый, непослушный.

Слайд 13

До получения зёрнышка Добрый Ласковый Общительный Скромный Застенчивый Любознательный После получения зёрнышка Жестокий Упрямый Непослушный Самолюбивый Гордый Дерзкий

Слайд 15

Скромный-1.Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Учёный скромен. 2. Сдержанный, умеренный, простой и пристойный . скромное поведение скромная внешность скромно одеваться

Слайд 16

Нескромный — . Лишённый скромности. нескромная девица нескромное поведение 2. Неделикатный, нетактичный, бесцеремонный . нескромный вопрос 3. Лишённый стыдливости.

Слайд 17

Какие отрицательные человеческие качества осуждаются в этой сказке? Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении?

Слайд 18

Сегодня на уроке я… — научился…; узнал…; заинтересовался…

Слайд 19

Домашнее задание. Написать ответ на вопрос: «Какие уроки извлёк я из сказки А. Погорельского « Черная курица» ?

Выполнил: Долотовская Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы

Юшино
2014

Русская литературная сказка.А.Погорельский.

«Чёрная курица, или Подземные жители

5 класс

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Юшинская основная общеобразовательная школа

Сычёвского района Смоленской области

Настоящее имя Погорельского — Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним.

Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил.

Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.

Это был один из образованнейших людей России, участво­вал в войне 1812 года.

Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десяти­летнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

Перед нами волшебная сказка.

Давайте начнем читать ее вместе.

Анализ сказки А. Погорельского
«Чёрная курица, или подземные жители»

  • Ребята, вы все прочитали сказку? Интересно было читать?
  • Где и когда происходит действие сказки?
  • Ребята, кто главный герой сказки?
  • Что мы о нем узнали?
  • Как чувствует себя Алеша в пансионе?
  • Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере
  • прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше

    отношение к главному герою по мере развития действия сказки.

Сочувствие

Симпатия

Восхищение

Недоумение

Досада

Растерянность

Сожаление

Разочарование

Негодование

Возмущение

Сострадание

Надежда

Радость

Литературная викторина

  • Назовите настоящие имя и
  • фамилию Антония Погорельского

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ

2. Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»?

Исаакиевская площадь

Монумент Петра I

Адмиралтейство

Конногвардейский манеж

3. Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?

Чтение книг

4. Назовите имя кухарки,

которая должна была погубить Чернушку

Тринушка

4. Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?

Дортуары

5. Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?

Сорт груш

6. Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

Алёша разбудил рыцарей

7. «Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?

Подсвечники

8. Какие животные находились в королевском зверинце?

Большие крысы, кроты,

хорьки

9. Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?

Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты

9. «Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»

Это был разного рода мох

Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку.

Домашнее задание:

Выполнить задание рубрики «Проект» (с. 149).

Сделать иллюстрации к сказке (по желанию).

Литература:

  • Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru
  • Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
  • Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru
  • Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.
  •  www.uchkopilka.ru
  • http://www.proshkolu.ru

Антоний Погорельский и его сказочная повесть

Антоний Погорельский

и его сказочная повесть

«

«

Автор презентации:

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Антоний Погорельский (1787 – 1836) Погорельский – это псевдоним  Алексея Алексеевича Перовского , русского писателя, члена Российской академии (1829) Псевдоним – это придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения   «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» «Изидор и Анюта» «Монастырка» «Посетитель магика» «Путешествие в дилижансе» «Чёрная курица, или Подземные жители»

Антоний Погорельский

(1787 – 1836)

Погорельский – это псевдоним 

Алексея Алексеевича Перовского ,

русского писателя,

члена Российской академии (1829)

Псевдоним – это придуманное литературное имя,

которым писатель подписывает свои произведения  

«Двойник, или Мои вечера в Малороссии»

«Изидор и Анюта»

«Монастырка»

«Посетитель магика»

«Путешествие в дилижансе»

«Чёрная курица, или Подземные жители»

Факты биографии Был внебрачным сыном Алексея Разумовского - русского государственного деятеля, действительного камергера, тайного советника, сенатора, министра народного просвещения. Детство провел в имении Разумовского на Украине. Получил хорошее домашнее образование. Окончив Московский университет, в 1812 г. добровольцем ушел в действующую армию. После отставки поселился в Петербурге. Заботился о воспитании своего племянника Алёши Толстого. После смерти отца в 1822 г. поселился в имении Погорельцы на Украине. В 1828 году печатает свои повести под псевдонимом А.Погорельский  (от названия имения)

Факты биографии

  • Был внебрачным сыном Алексея Разумовского — русского государственного деятеля, действительного камергера, тайного советника, сенатора, министра народного просвещения.
  • Детство провел в имении Разумовского на Украине.
  • Получил хорошее домашнее образование.
  • Окончив Московский университет, в 1812 г. добровольцем ушел в

действующую армию.

  • После отставки поселился в Петербурге.
  • Заботился о воспитании своего племянника Алёши Толстого.
  • После смерти отца в 1822 г. поселился в имении Погорельцы на Украине.
  • В 1828 году печатает свои повести под псевдонимом А.Погорельский

(от названия имения)

  • Окончательно выйдя в отставку в 1830 г., Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии.
  • Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения.
  • Похоронен на Вольском Православном кладбище Варшавы

Сказка для племянника Алёши В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши Толстого. Это была первая в истории русской литературы книга о детстве. Племянник Алеша рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас её от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.  Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Сказка для племянника Алёши

В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши Толстого. Это была первая в истории русской литературы книга о детстве.

Племянник Алеша рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас её от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

Сказка для племянника Алёши Алексей Толстой Алексей Перовский Два таланта жили в Алексее Перовском – талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви. Когда они соединились, произошло чудо рождения сказки. А. Шаров

Сказка для племянника Алёши

Алексей Толстой

Алексей Перовский

Два таланта жили в Алексее Перовском – талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви. Когда они соединились, произошло чудо рождения сказки.

А. Шаров

Признаки литературной сказки Фольклорная сказка Литературная сказка Устное коллективное творчество народа Принадлежит конкретному автору Используются традиционные образы-персонажи, герои положительные и отрицательные Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров) Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя не прослеживается Чётко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

Признаки литературной сказки

Фольклорная сказка

Литературная сказка

Устное коллективное творчество

народа

Принадлежит конкретному автору

Используются традиционные образы-персонажи, герои положительные и отрицательные

Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя не прослеживается

Чётко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

Перечитаем начало сказки Где происходит действие повести «Чёрная курица, или Подземные жители»? Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского? «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее».

Перечитаем начало сказки

Где происходит действие повести

«Чёрная курица, или Подземные жители»?

Какие достопримечательности Петербурга упоминаются

в начале повести Антония Погорельского?

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Перечитаем начало сказки «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее». Вид на Исаакиевский собор

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Вид на Исаакиевский собор

Перечитаем начало сказки «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее». Васильевский остров

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Васильевский остров

Перечитаем начало сказки «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее». Памятник Петру Первому

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Памятник Петру Первому

Перечитаем начало сказки «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее». Адмиралтейство

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Адмиралтейство

Перечитаем начало сказки «Города перед людьми имеют то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее». Конногвардейский манеж

Перечитаем начало сказки

«Города перед людьми имеют то преимущество,

что они иногда с летами становятся красивее».

Конногвардейский манеж

Перечитаем начало сказки «Дом, которого теперь – как вам сказывал – вы не найдёте, был о двух этажах…».

Перечитаем начало сказки

«Дом, которого теперь – как вам сказывал – вы не найдёте, был о двух этажах…».

Викторина  «Внимательный читатель»

Викторина «Внимательный читатель»

  • Сколько лет было Алёше?
  • Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
  • Какие книги в основном читал Алёша?
  • Какое у него было любимое занятие у забора?
  • О чём думал Алёша, когда смотрел на дырочки в заборе?

Викторина  «Внимательный читатель»

Викторина «Внимательный читатель»

  • Как звали кухарку, которая должна была погубить Чернушку ?
  • Почему Чернушку решили отправить на кухню? Сколько яиц снесла Чернушка?
  • Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
  • Сколько рыцарей напало на Чернушку в первую ночь?

Викторина  «Внимательный читатель»

Викторина «Внимательный читатель»

  • Кем была Чернушка в подземном королевстве?
  • Что попросил Алеша у короля в награду за спасение Чернушки?
  • Каким мальчиком был Алёша до встречи с Чернушкой?
  • Как изменился его характер после того, как он получил волшебный подарок?
  • Почему Алёша выдал тайну подземного королевства?

Проверка знания текста Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию 1. Алёша проявляет необыкновенные способности. 2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить любое его желание. 3. Алёша в подземном королевстве. 4. Спасение Чернушки. 5. Прощание с министром. 6. Предательство. 7. Жизнь Алёши в пансионе. 8. Болезнь и выздоровление. Упорядоченный ход событий: 7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8

Проверка знания текста

Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки.

Приведите их в порядок, используя нумерацию

1. Алёша проявляет необыкновенные способности.

2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить любое его желание.

3. Алёша в подземном королевстве.

4. Спасение Чернушки.

5. Прощание с министром.

6. Предательство.

7. Жизнь Алёши в пансионе.

8. Болезнь и выздоровление.

Упорядоченный ход событий:

7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8

Главный герой сказки До получения семечка После получения семечка ДОБРЫЙ ЛАСКОВЫЙ ОБЩИТЕЛЬНЫЙ СКРОМНЫЙ ЗАСТЕНЧИВЫЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ЖЕСТОКИЙ УПРЯМЫЙ НЕПОСЛУШНЫЙ САМОЛЮБИВЫЙ ГОРДЫЙ ДЕРЗКИЙ

Главный герой сказки

До получения семечка

После получения семечка

ДОБРЫЙ

ЛАСКОВЫЙ

ОБЩИТЕЛЬНЫЙ

СКРОМНЫЙ

ЗАСТЕНЧИВЫЙ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

ЖЕСТОКИЙ

УПРЯМЫЙ

НЕПОСЛУШНЫЙ

САМОЛЮБИВЫЙ

ГОРДЫЙ

ДЕРЗКИЙ

Главный герой сказки При каких обстоятельствах Алёша проявляет Алёша выдаёт тайну подземного царства Алёша спасает Чернушку ПРЕДАТЕЛЬСТВО САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Главный герой сказки

При каких обстоятельствах Алёша проявляет

Алёша выдаёт тайну

подземного царства

Алёша спасает Чернушку

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Оценочная лексика в сказке Как называет Чернушка отрицательные качества, проявившиеся в герое? ПОРОКИ Назовите слово, противоположное по значению. ДОБРОДЕТЕЛИ Познакомьтесь с определением значения этого слова (словарь В. И. Даля) Добродетель  – всякое похвальное качество души,  деятельное стремление к добру, к избежанию зла

Оценочная лексика в сказке

Как называет Чернушка отрицательные качества, проявившиеся в герое?

ПОРОКИ

Назовите слово, противоположное по значению.

ДОБРОДЕТЕЛИ

Познакомьтесь с определением значения этого слова

(словарь В. И. Даля)

Добродетель – всякое похвальное качество души,

деятельное стремление к добру, к избежанию зла

Оценочная лексика в сказке Найдите в тексте слова, с помощью которых можно оценить качества героя и его поступки ПОРОК ДОБРОДЕТЕЛЬ СКРОМНОСТЬ ПОСЛУШАНИЕ СОСТРАДАНИЕ РАСКАЯНИЕ СОВЕСТЬ ДОБРОТА ПРИЛЕЖАНИЕ НЕСКРОМНОСТЬ НЕПОСЛУШАНИЕ САМОЛЮБИЕ ГОРДОСТЬ САМОНАДЕЯННОСТЬ ПРАЗДНОСТЬ НЕБЛАГОДАРНОСТЬ

Оценочная лексика в сказке

Найдите в тексте слова, с помощью которых можно оценить качества героя и его поступки

ПОРОК

ДОБРОДЕТЕЛЬ

СКРОМНОСТЬ

ПОСЛУШАНИЕ

СОСТРАДАНИЕ

РАСКАЯНИЕ

СОВЕСТЬ

ДОБРОТА

ПРИЛЕЖАНИЕ

НЕСКРОМНОСТЬ

НЕПОСЛУШАНИЕ

САМОЛЮБИЕ

ГОРДОСТЬ

САМОНАДЕЯННОСТЬ

ПРАЗДНОСТЬ

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ

Нравственные уроки сказки Чему автор в этой сказке учит читателя? «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!“»

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!“»

Нравственные уроки сказки Чему автор в этой сказке учит читателя? «Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

Нравственные уроки сказки Чему автор в этой сказке учит читателя? «...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

«…Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».

Нравственные уроки сказки Чему автор в этой сказке учит читателя? 1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. 2.Слушать внутренний голос совести. 3.Быть требовательным к себе. 4.Преодолевать в себе эгоизм, лень.

Нравственные уроки сказки

Чему автор в этой сказке учит читателя?

1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.

2.Слушать внутренний голос совести.

3.Быть требовательным к себе.

4.Преодолевать в себе эгоизм, лень.

Запомни афоризмы Антония Погорельского Афори́зм (греч. αφορισμός) — оригинальная законченная мысль (краткое изречение) определенного автора

Запомни афоризмы

Антония Погорельского

Афори́зм (греч. αφορισμός) — оригинальная законченная мысль (краткое изречение) определенного автора

  • «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку».
  • «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою».
  • «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность».
  • «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли».
  • «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть».
  • «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их».

5 Как вы оцениваете свои знания?

5

Как вы оцениваете свои знания?


1


Антоний Погорельский Чёрная курица, или Подземные жители Пилипенко Яна, 5 «А» класс


2


Антоний Погорельский ( ) Настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Он был хорошо образован, закончил Московский университет, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Погорельский писал стихи, статьи о литературе, прозу. Наибольшую известность получила его сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».


3


Алёша — главный герой сказки Эту сказку писатель сочинил для своего племянника Алёши, именем которого назван главный герой. Алёша – воспитанник частного пансиона для мальчиков. Он был добрый, отзывчивый и умный мальчик. Все его любили и ласкали. Однажды с Алёшей произошла волшебная история.


4


Дружба с Чернушкой Скучно было Алёше в пансионе по выходным, когда его друзья уходили домой. От скуки он кормил курочек. С одной из них, Чернушкой, мальчик очень подружился. Однажды Алеша спас Чернушку от ножа повара. А ночью Чернушка пришла в спальню мальчика и рассказала, что она не простая курица, а министр Подземного царства. Чернушка пригласила Алёшу в волшебную страну.


5


В подземном царстве В Подземном царстве Алёша познакомился с королем и другими жителями волшебной страны. В благодарность за спасение Чернушки король подарил мальчику конопляное зёрнышко, которое помогало ему знать все уроки, не учивши их. Жители Подземного царства показали Алеше свою страну, угощали его сладостями, катали на лошадях, пригласили на охоту.


6


Волшебное зёрнышко Алёша вернулся в пансион. Теперь он стал лучшим учеником, ведь у него было волшебное зёрнышко. Сначала он стыдился своих успехов, но потом начал важничать перед друзьями. Из милого и доброго мальчика он превратился в гордого и непослушного.


7


Обман открылся! Алёша совсем перестал учить уроки. Но однажды произошло ужасное – он потерял зернышко и не мог ответить урок. Учитель наказал мальчика и запер в комнате. Чернушка помогла ему и дала новое зернышко. Алёша отлично ответил урок, но учитель не поверил, что мальчик так быстро выучил 20 страниц.


8


Алёша болен Товарищи Алеши рассказали, что он не учил уроки, и учитель велел подать розги. Алёша испугался и рассказал всем про Подземное царство и его жителях. С горя и стыда Алёша заболел.


9


Прощание с Чернушкой Вечером в спальню мальчика пришла Чернушка и сказала, что теперь все жители Подземного царства должны переселиться. Алёша заметил, что на руках у министра- Чернушки цепи. Это расплата за то, что Алёша открыл тайну Подземного царства.


10


Выздоровление Алёши На прощание Чернушка попросила Алёшу исправиться и снова стать добрым и трудолюбивым мальчиком. Алёша болел очень долго. Через шесть недель он выздоровел, и всё, что произошло с ним, казалось тяжёлым сном. Алёша снова стал добрым, послушным и скромным мальчиком. Товарищи снова полюбили его и брали с него пример.

1.

Антоний Погорельский
и его сказочная повесть
«
«

2.

Антоний Погорельский
(1787 – 1836)
Погорельский – это псевдоним
Алексея Алексеевича Перовского,
русского писателя,
члена Российской академии (1829)
Псевдоним – это придуманное литературное имя,
которым писатель подписывает свои произведения
«Двойник, или Мои вечера в Малороссии»
«Изидор и Анюта»
«Монастырка»
«Посетитель магика»
«Путешествие в дилижансе»
«Чёрная курица, или Подземные жители»

3.

Факты биографии
Был внебрачным сыном Алексея Разумовского — русского
государственного деятеля, действительного камергера, тайного
советника, сенатора, министра народного просвещения.
Детство провел в имении Разумовского на Украине.
Получил хорошее домашнее образование.
Окончив Московский университет, в 1812 г. добровольцем ушел в
действующую армию.
После отставки поселился в Петербурге.
Заботился о воспитании своего племянника Алёши Толстого.
После смерти отца в 1822 г. поселился в имении Погорельцы на Украине.
В 1828 году печатает свои повести под псевдонимом А.Погорельский
(от названия имения)
Окончательно выйдя в отставку в 1830 г., Перовский всецело посвятил себя
воспитанию племянника, ездил с ним по Италии.
Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения.
Похоронен на Вольском Православном кладбище Варшавы

4.

Сказка для племянника Алёши
В 1829 году Погорельский опубликовал прославившую его сказку
«Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника
Алёши Толстого. Это была первая в истории русской литературы книга о
детстве.
Племянник Алеша рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе,
он подружился с курицей, как спас её от кухарки, которая хотела сделать бульон. А
потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную
сказку, добрую и мудрую.
Племянник Перовского, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым
писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

5.

Сказка для племянника Алёши
Алексей Перовский
Алексей Толстой
Два таланта жили в Алексее Перовском – талант
творческий и редчайший талант самоотверженной любви.
Когда они соединились, произошло чудо рождения сказки.
А. Шаров

6.

Признаки литературной сказки
Фольклорная сказка
Устное коллективное творчество
народа
Литературная сказка
Принадлежит конкретному автору
Используются
традиционные Свойственна
изобразительность
образы-персонажи,
герои (описание места, облика героев, их
положительные и отрицательные
характеров)
Отражены общенародные идеалы, Чётко выражена авторская позиция,
личность конкретного сказителя не симпатии и антипатии автора
прослеживается

7.

Викторина
«Внимательный читатель»
1. Сколько лет было Алёше?
2. Какие книги в основном читал
Алёша?
3. Какое у него было любимое
занятие у забора?

8.

Викторина
«Внимательный читатель»
6. Как звали кухарку, которая
должна
была
погубить
Чернушку ?
7. Сколько рыцарей напало на
Чернушку в первую ночь?

9.

Викторина
«Внимательный читатель»
10. Кем
была
Чернушка
в
подземном королевстве?
11. Что попросил Алеша у короля
в
награду
за
спасение
Чернушки?

10.

Проверка знания текста
Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки.
Приведите их в порядок, используя нумерацию
1. Алёша проявляет необыкновенные способности.
2. Король награждает героя конопляным зернышком,
обещая исполнить любое его желание.
3. Алёша в подземном королевстве.
4. Спасение Чернушки.
5. Прощание с министром.
6. Предательство.
7. Жизнь Алёши в пансионе.
8. Болезнь и выздоровление.
Упорядоченный ход событий:
7,4,3,2,1,6,5,8

11.

Оценочная лексика в сказке
Как называет Чернушка отрицательные качества,
проявившиеся в герое?
ПОРОКИ
Назовите слово, противоположное по значению.
ДОБРОДЕТЕЛИ
Познакомьтесь с определением значения этого слова
(словарь В. И. Даля)
Добродетель – всякое похвальное качество души,
деятельное стремление к добру, к избежанию зла

12.

Нравственные уроки сказки
Чему автор в этой сказке учит читателя?
«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил:
„Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе
принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды
против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не
исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей
учёности, будешь самое несчастное дитя!“»

13.

Нравственные уроки сказки
Чему автор в этой сказке учит читателя?
«Не
полагай,

отвечала
Чернушка, — что так легко
исправиться от пороков, когда они
уже взяли над нами верх. Пороки
обыкновенно входят в дверь, а
выходят в щелочку, и потому если
хочешь исправиться, то должен
беспрестанно и строго смотреть за
собою».

14.

Нравственные уроки сказки
Чему автор в этой сказке учит читателя?
«…Для исправления самого себя
необходимо начать тем, чтоб
откинуть самолюбие и излишнюю
самонадеянность».

15.

Нравственные уроки сказки
Чему автор в этой сказке учит читателя?
1. Надо жить честно, быть скромным, уважать других
людей.
2. Слушать внутренний голос совести.
3. Быть требовательным к себе.
4. Преодолевать в себе эгоизм, лень.

Антоний Погорельский и его волшебная повесть для детей  «ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Антоний Погорельский и его волшебная повесть для детей

«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Антоний Погорельский  ( Алексей Алексеевич Перовский)  (1787-1836)

Антоний Погорельский

( Алексей Алексеевич Перовский)

(1787-1836)

Сказка-повесть о Чёрной курице была написана Алексеем Алексеевичем Перовским. Сказку напечатали в 1829 году. Перовский выбрал себе литературное имя – Антоний Погорельский – по названию села Погорельцы на Украине, где писатель долго жил. Погорельский написал сказку для десятилетнего племянника Алёши. Когда этот мальчик вырос, то сделался знаменитым писателем, сам стал автором многих литературных произведений, писал стихи. Среди них – известное стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные». Имя этого писателя – Алексей Константинович Толстой. Героя сказки Погорельского тоже зовут Алёшей.

Сказка-повесть о Чёрной курице была написана Алексеем Алексеевичем Перовским. Сказку напечатали в 1829 году. Перовский выбрал себе литературное имя – Антоний Погорельский – по названию села Погорельцы на Украине, где писатель долго жил. Погорельский написал сказку для десятилетнего племянника Алёши. Когда этот мальчик вырос, то сделался знаменитым писателем, сам стал автором многих литературных произведений, писал стихи. Среди них – известное стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные». Имя этого писателя – Алексей Константинович Толстой. Героя сказки Погорельского тоже зовут Алёшей.

Алексей Константинович Толстой, племянник А. Погорельского

Алексей Константинович Толстой, племянник А. Погорельского

«Чёрная курица, или подземные жители»

«Чёрная курица, или подземные жители»

Анализ произведения

Анализ произведения

Какой была жизнь Алеши в пансионе?

Какой была жизнь Алеши в пансионе?

В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет… Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно….Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель был родом немец, в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, и библиотека эта большею частию состояла из книг сего рода. Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время… юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам.

Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок. Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор. Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки… Алеша очень любопытный мальчик, романтик, фантазёр и мечтатель.

Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок. Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор. Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки… Алеша очень любопытный мальчик, романтик, фантазёр и мечтатель.

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора… Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Алеша добрый, внимательный, справедливый, ему хотелось о ком- нибудь заботиться.

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора… Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Алеша добрый, внимательный, справедливый, ему хотелось о ком- нибудь заботиться.

Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать свою тайну Алёше?

Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать свою тайну Алёше?

Посмотрите фрагмент м/ф, какие интересные деревья росли в сказочном саду?

Посмотрите фрагмент м/ф, какие интересные деревья росли в сказочном саду?

Посмотрите фрагмент м/ф, Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?

Посмотрите фрагмент м/ф, Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?

С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова.

С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова.

Алёша до получения конопляного семечка Алёша после получения конопляного семечка - - - - - - - - - - - -

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

Какие советы дает Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

Какие советы дает Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой.

Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой.

Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли .

Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли .

Почему Алеша предает Чернушку? Верит ли Чернушка, что Алёша исправится? Исправился ли Алёша?

Почему Алеша предает Чернушку?

Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?

Исправился ли Алёша?

Какие уроки преподносит читателю книга А. Погорельского?

Какие уроки преподносит читателю книга А. Погорельского?

Домашнее задание: Рисунок наиболее понравившегося фрагмента книги (на отдельном листе в файле).  Прочитать повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Домашнее задание:

  • Рисунок наиболее понравившегося фрагмента книги (на отдельном листе в файле).
  • Прочитать повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Цели:

Цели:
1.Побольше узнать о писателе.
2.Поближе познакомиться со сказкой А.Погорельского.
3.Взять у сказки уроки жизни.

1787-1836 г.г.

1787-1836 г.г.

Алексей Алексеевич Перовский

Волшебная повесть
«Чёрная курица, или Подземные жители»

25.10.19

<номер>

Словарная работа

Пансион – закрытое учебное заведение.
Дортуары – спальные комнаты
Букли — кольца завитых волос, локоны
Тупей – старинная причёска – взбитый хохол на голове.
Вакации – каникулярное время
Шиньон — женская причёска, обычно из накладных волос
Салоп – широкое дамское пальто
Империал – золотая монета
Фрак – род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади
Изразец – плитка из обожжённой глины, для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель
Бекеша – верхняя мужская одежда на меху, в талию и со сборками.

Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма и проанализируем его.

Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма и проанализируем его.

С.И.Ожегов.

С.И.Ожегов.
Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый.
Д.Н.Ушаков.
Скромный – такой, что не стремится выказать свои качества, достоинства, заслуги, лишённый высокомерия и заносчивости.

В.И.Даль.
Скромный – умеренный во всех требованиях, смиренный; кроткий и невзыскательный за себя; не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе; приличный, тихий в обращении.

Умненький
Миленький
Все любили
Начитанный
Романтик
Мечтатель
Верит в волшебство
Остро чувствует своё одиночество

Праздный
Ленивый
Гордый
Высокомерный
Заносчивый
Шалун
Непослушный
Его перестали любить товарищи

Литературная викторина

Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»?

Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»?

25.10.19

<номер>

Исаакиевская площадь

25.10.19

<номер>

Монумент Петра I

25.10.19

<номер>

Адмиралтейство

25.10.19

<номер>

Конногвардейский манеж

25.10.19

<номер>

Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?

25.10.19

<номер>

Чтение книг

25.10.19

<номер>

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку

25.10.19

<номер>

Тринушка

25.10.19

<номер>

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

25.10.19

<номер>

Алёша разбудил рыцарей

25.10.19

<номер>

«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?

25.10.19

<номер>

Подсвечники

25.10.19

<номер>

Какие животные находились в королевском зверинце?

25.10.19

<номер>

Большие крысы, кроты, хорьки

25.10.19

<номер>

«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»

25.10.19

<номер>

Это был разного рода мох

Нравственные уроки жизни

Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
Надо быть строгим к себе.

25.10.19

<номер>

Ребята, вообразите себе, что вы попали в сказочный мир подземного царства. И вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша, вы уже знаете. А что попросили бы вы? Напишите сочинение-миниатюру.

Домашнее задание

Каким был Алёша до получения конопляного семечка?

Каким стал Алёша после получения конопляного семечка?

25.10.19

<номер>

Заполните таблицу
«Истинные и ложные ценности»

Заполните таблицу «Истинные и ложные ценности жизни»

Заполните таблицу «Истинные и ложные ценности жизни»

Заполните таблицу «Истинные и ложные ценности жизни»

Презентация на тему «Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки.Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».» 5 класс

  • Скачать презентацию (2.85 Мб)


  • 26 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.85 Мб). Тема: «Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки.Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».». Предмет: литература. 38 слайдов. Для учеников 5 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    38

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки.Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители".

    Слайд 1

    Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказкиПрезентация выполнена учителем русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №135 с углублённым изучением английского языкаВыборгского района Санкт-ПетербургаКанунниковой Светланой Фёдоровной

    1

  • Слайд 4

    Биография писателя

    Настоящая фамилия писателя Алексей Алексеевич Перовский. Побочный сын графа
    А. К. Разумовского.
    Даты его жизни 1787-1836 . Получил домашнее образование. За 1805 -1807 успешно окончил Московский университет.
    1811 -1830 – при Московском университете организовал Общество любителей российской словесности.
    Один из образованнейших людей России.
    Участник войны 1812года.
    В 1822 году после смерти отца унаследовал имение Погорельцы. По названию имения выбрал себе псевдоним.

    4

  • Слайд 5

    Сказка «Черная курица, или Подземные жители» была впервые напечатана в 1829году.
    Волшебная повесть, как определил жанр произведения сам автор,«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ» была написана для десятилетнего племянника Алеши, который станет поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
    5

  • Слайд 6

    Алексей Алексеевич Перовский
    Алексей Константинович Толстой
    6

  • Слайд 7

    «Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем. В ней правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребенка, впервые в русской литературе ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетениеобыденности, юмора и фантастики.
    7

  • Слайд 8

    «Лет сорок тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии жил- был содержатель мужского пансиона…»

    8

  • Слайд 9

    Найдите на карте Васильевский остров.

    Линия – название стороны улицы на Васильевском острове.
    Пансион – школа с общежитием.

    9
    Васильевский остров
    ва

  • Слайд 10

    «В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко не был таким , каков теперь…»

    10

  • Слайд 11

    «Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели теперь…»

    11

  • Слайд 12

    «…да и сама площадь Исаакиевская вовсе не такова была.»

    12

  • Слайд 13

    «Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою…»

    13

  • Слайд 14

    «Адмиралтейство не было обсажено деревьями…»

    14

  • Слайд 16

    «…манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом…»

    16

  • Слайд 18

    «…одним словом, Петербург тогдашний не тот был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее…»

    18

  • Слайд 19

    «В нынешние времена вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видалПетра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Все проходит, все исчезает в бренном мире нашем…»

    19

  • Слайд 20

    Главный герой сказки – Алеша

    Сколько Алеше лет?
    Почему Алеше одиноко?
    Что помогает Алеше справиться со скукой?

    20

  • Слайд 21

    Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество?Чернушка – ласковая, хохлатая курица.

    .
    21

  • Слайд 22

    Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти?

    Империал – золотая монета.
    22

  • Слайд 23

    Описание праздничного обеда.

    1. Найдите в тексте и прочитайте описание праздничного обеда.
    2.Что вас поразило?
    3. Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?

    Описание одежды
    Описание причесок
    Убранство стола
    23

  • Слайд 24

    Но Алеше все это не интересно. Ему показалось, что его позвала черная курочка. «Он весь вечер просидел один в классных комнатах, а ночью…»

    Что произошло ночью?
    24

  • Слайд 25

    Алеша и подземные жители

    Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка.

    В каком значении употреблено слово скромный?

    Нескромность – неумение
    хранить тайну.
    25

  • Слайд 26

    Алеша перед подземным королем

    Какое желание просит исполнить Алеша?

    Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий?
    26

  • Слайд 27

    Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания. Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять.

    27

  • Слайд 28

    Почему стал изменяться характер Алеши?Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?

    28

  • Слайд 29

    Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки?

    Предал ли подземных жителей?Почему пострадал именно министр Черная курица?
    29

  • Слайд 30

    Всегда страдает тот, кто любит.Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он.Упрекает ли,обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?

    30

  • Слайд 31

    Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде.

    31

  • Слайд 32

    Как закончилась сказка?

    32

  • Слайд 33

    В чем мудрость сказки?

    Все достается собственным трудом, тогда это ценится и приносит радость.
    33

  • Слайд 34

    Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении?

    Сказочный зачин — ЖИЛ-был
    Волшебное средство – семечко
    Помощник, даритель – Черная курица
    Подземное царство

    34

  • Слайд 35

    Какие отрицательные человеческие качества осуждаются?

    Безделье

    Гордыня

    Предательство
    35

  • Слайд 36

    Мудрость Черной курицы в том, что он (Министр) умеет быть благородным и умеет прощать. А это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком.

    36

  • Слайд 37

    Задание на дом:напишите сочинение-миниатюру «Чему научила меня волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители».

    37

  • Слайд 38

    38
    Спасибо за урок!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Сказка А. Погорельского "Черная курица или подземные жители"

Презентация: Жизнь и творчество Погорельского Антония

Презентация: Черная курица, или Подземные жители

Презентация: Черная курица, или Подземные жители

Презентация: А.А. Перовский

Презентация: Чтение с увлечением

Презентация: Антоний Погорельский, настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский.Родился более 200 лет назад, в Украине в имении Разумовского.

Презентация: Антоний Погорельский(Алексей Алексеевич Перовский)(1787 - 1836)

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Антоний Погорельский

Антоний Погорельский

( 1787 , Москва  — 9 (21) июля  1836 , Варшава )  Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века . Член Российской академии (1829).

( 1787 , Москва  — 9 (21) июля 1836 , Варшава )

Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века . Член Российской академии (1829).

Подведем итог —  Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?        — Как вы понимаете, что такое пансион?        — Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?        — Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?        — Что такое псевдоним?        — Какой псевдоним взял себе Перовский?        — Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

Подведем итог

—  Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?       — Как вы понимаете, что такое пансион?       — Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?       — Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?       — Что такое псевдоним?       — Какой псевдоним взял себе Перовский?       — Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?

В 1829 Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши — первую в истории русской литературы книгу о детстве. Известны высокие отзывы о «Чёрной курице» Жуковского и Льва Толстого.

В 1829 Погорельский опубликовал прославившую его сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», написанную для племянника Алёши — первую в истории русской литературы книгу о детстве. Известны высокие отзывы о «Чёрной курице» Жуковского и Льва Толстого.

Назовите адрес дома, в котором проходит действие сказки 

Назовите адрес дома, в котором проходит действие сказки 

Что было единственным утешением Алёши, героя этой сказки, в воскресные и праздничные дни? 

Что было единственным утешением Алёши, героя этой сказки, в воскресные и праздничные дни? 

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку 

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку 

Какая цена была заплачена за жизнь Чернушки?

Какая цена была заплачена за жизнь Чернушки?

Прослушайте описание одного человека и скажите, кто это: «Знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями»

Прослушайте описание одного человека и скажите, кто это: «Знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями»

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? 

Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? 

«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»? 

«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»? 

Каков рост маленьких людей, живших в подземелье? 

Каков рост маленьких людей, живших в подземелье? 

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? 

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? 

«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…» 

«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…» 

Какие животные находились в королевском зверинце? 

Какие животные находились

в королевском зверинце? 

Почему в подземелье мышьи и крысьи меха были в высокой цене? 

Почему в подземелье мышьи и крысьи меха были в высокой цене? 

Почему Алёша выдал тайну подземного королевства?

Почему Алёша выдал тайну подземного королевства?

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Причудливый сюжет

       —  Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?        — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?        — Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?        — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?        — Могла ли такая сказка быть народной?

       —  Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?       — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?       — Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?       — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?       — Могла ли такая сказка быть народной?

сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.

  • сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.

Нравоучительное содержание сказки   Чтение отрывка со слов: «»Настал понедельник…» стр.140 до слов «Увы! Бедный Алеша не знал…» стр.147.       —  Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?

Нравоучительное содержание сказки

  • Чтение отрывка со слов: «»Настал понедельник…» стр.140 до слов «Увы! Бедный Алеша не знал…» стр.147.
  •       —  Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?

  Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?  Чему учит пример превращения Алеши?   Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы

  •   Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
  • Чему учит пример превращения Алеши?
  • Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142) .

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142) .

  «Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147) .

  «Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147) .

«...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147) .

«…Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147) .

  • Антоний погорельский страницы биографии сказка черная курица или подземные жители урок в 5 классе
  • Антона павловича чехова юмористические рассказы
  • Антон чехов юмористические рассказы слушать
  • Антон чехов сказки мельпомены
  • Антон чехов пересолил рассказ