Антонимы и синонимы сочинение антонимы и синонимы

Обновлено: 11.01.2023

Для чего нужны синонимы и антонимы? написать мини- сочинение.

  • Ксения
  • Русский язык
  • 2019-04-21 16:32:06
  • 4
  • 2

Для чего необходимы антонимы? В обыкновенной речи они подсобляют достигнуть большей художественной выразительности. Так, с посилою антонимов то либо другое понятие не просто именуется, но еще поточнее характеризуются его признаки и характеристики.

Вот, например, какие антонимы имеет слово веселье: грусть, опечаль, тоска, уныние. Посмотри, как они применены в стихотворении, где антоним к слову уныние использован для придания стилю большей торжественности:
Если жизнь тебя околпачит, Не грусти, не сердись! В денек уныния смирись: День увеселения, веруй, настанет! (А. С. Пушкин Если жизнь тебя обманет) .

При использовании антонимов обычно противопоставляются однородные предметы и явления (как бы 1-го класса — по величине, размеру, объему) ,

Школьники обычно используют антонимы, чтоб выяснить, как пишутся слова с не . Но не все слова с противоположным значением являются антонимами. Основное качество антонимов — полная противоположность значения. Поэтому такие слова, как высочайший-невысокий, большой-маленькой не являются антонимами.

Иногда у одного слова может быть несколько антонимов, Так, слово густой может иметь антонимы: редкий (о лесе, во-лосах) и жидкий (о супе, сметане) .

Антонимы возникают в результате сложного процесса протекающих в языке взаимодействий слов и конфигурации их значений.

Вот как занимательно проявляется антонимия у тех слов, которые образуют синонимические ряды. К примеру, слово мириться имеет сходу три антонима: браниться, браниться, ругаться, а слово зажигаться — еще больше: меркнуть, погасать, гаснуть, гаснуть, потухать, затухать.

Синонимы
Их заглавие происходит от греческого слова synonymos — одноименный. Они помогают точнее выразить идея при разговоре, делают речь более яркой и выразительной.

Синонимы имеются во всех языках. Они появились для обозначения 1-го и того же понятия, но в различных речевых ситуациях и с разными цветами значения.

Вот, например, глагол сетовать. Основное его значение — высказывать огорчения, изливать обиды, недовольство и т. п. в надежде на сострадание, помощь и т. д. Но иногда охото усилить свои чувства, вызвать к для себя сострадание, тогда употребляется глагол плакаться.

Несколько другой колер значения у глагола пенять — высказывать раскаянье и огорчение по предлогу чего-или или пенять — сетовать с упреками и укоризной по отношению к кому либо чему-или.

Величайшее усиление мы получаем, если используем разговорные формы, пренебрежительные либо просторечные формы: ныть — навязчиво сетовать, стонать, плакать, скулить. Такая группа синонимов с общим значением именуется синонимическим рядом.

Мы лицезреем, что синонимы отличаются смысловыми цветами, по экспрессии, по эмоциональной и стилистической окраске. Общее же значение у их идиентично.

Синонимы открывают тонкие оттенки значения слова, подсобляют неоднозначно охарактеризовать означаемое им понятие. Даваемая ими дополнительная характеристика предмета может служить еще одним изобразительным средством.

Так, слово голубой означает определенный цвет, а его синонимический ряд: небесный, лазуревый, бирюзовый — не просто передает оттенки голубого цвета, но и несет дополнительную информацию, обогащает картину. Потому и употребление синонимов разно: лазуревый употребляется с существительными — небо, море, берег; бирюзовый — указывает только на оттенок цвета

Эпиграф Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. ( М. горький)

Подбери синонимы Прекрасный- Большой- Родина- Метель- Смелый- Говорить- Смеяться-

ПРОВЕРИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ОГРОМНЫЙ ОТЧИЗНА ВЬЮГА ХРАБРЫЙ СКАЗАТЬ ХОХОТАТЬ

Синонимический ряд Упасть – свалиться, бухнуться, шлепнуться, грохнуться, загреметь, полететь. Прекрасный – красивый, замечательный, прелестный, очаровательный.

Синонимический ряд Бой – битва, сражение, баталия (устар.) Большой – огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

Контекстуальные синонимы Бой Кулачный бой Профессор идёт (направляется) в институт. Битва Малыш топает по дорожке.

Многозначность слова Свежий

С какой целью употребляются синонимы в речи?

А где ещё встречаются антонимы? От доброго не бегай. Легко сказать, да… Мягко стелет, да… Вперёд беги,а … а худого не делай. трудно сделать. жёстко спать. назад оглядывайся.

Следует учитывать многозначность слова Синоним Антоним Чёрствый Старая Тёплый Тухлая увядшие

Зачем нужны антонимы в речи? 1.Чтобы показать контраст предметов, явлений, описать резкие различия между ними. .

Работа над планом сочинения 1.В каком разделе языка изучаются синонимы и антонимы? 2. Что такое синонимы/антонимы? 3.Для чего используются синонимы/антонимы в речи? 4.Что нужно учитывать при употреблении синонимов/антонимов? 5.Какие примеры подтверждают эту мысль? 6.Помогают ли синонимы/антонимы делать нашу речь более выразительной?

Выберите из групп слов те, которые считаете синонимическими рядами. 1.Выразительный, яркий, красочный, образный, выпуклый, живой. 2.Близкий, недалёкий, похожий. 3.Качество, свойство, черта, штрих, принадлежность. 4.Использовать, употреблять, при- менять, найти применение, девать.

Продолжите данные предложения Учёные установили, что… Как известно… Чтобы речь не была однообраз-ной … Мы часто обращаемся к выбору си- нонимов , так как…

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 1.Тезис – положение, которое надо доказать. 2.Аргументы – доказательства. 3.Выводы – общий итог.

Проверь себя Микротема обзаца Идейное содержание Тропы , фигуры речи ТЕЗИС НАЧАЛО: Цитата. В русском языке.. Вопросительное предложение. Аргумент 1Синонимы 2Антонимы (с какой целью используются в нашей речи) Примеры Вывод Общий итог 1.Итак… 2.Таким образом… 3.Всё сказанное убеждает нас…

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Определение

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

  • умный — глу­пый;
  • день — ночь;
  • радуш­но — непри­яз­нен­но.

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Что же такое антоним

Слова антонимы

Получается, что антонимы — это чаще всего два слова (лексические противопоставления), принадлежащие к одной части речи, которыми могут быть:

  1. Существительные
  2. Глаголы
  3. Наречия
  4. Прилагательное

Примеры прилагательных

Не имеют антонимов числительные, местоимения и собственные имена, а также слова, относящиеся к разным частям речи. В русском языке есть много слов, которым нельзя найти противопоставление, но в этом случае оно может быть найдено в переносном значении.

Учтите, что переносное значение одного и того же слова может отличаться в разных контекстах.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — вой­на;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — без­дель­ник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — мол­чун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трус­ли­вый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тон­кий;
  • длин­ный — корот­кий;
  • силь­ный — сла­бый;
  • высо­кий — низ­кий;
  • жен­ствен­ный — муже­ствен­ный;
  • свет­лый — тем­ный;
  • дале­кий — близ­кий.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — гово­рить;
  • бежать — сто­ять;
  • радо­вать­ся — огор­чать­ся;
  • стем­не­ло — рас­све­ло;
  • ругать — хва­лить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поло­мать;
  • защи­тить — оби­деть;
  • вымок­нуть — высох­нуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вече­ром;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скуч­но;
  • рано — позд­но;
  • впе­ре­ди — поза­ди;
  • все­гда — нико­гда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мел­ко.

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Как подобрать антоним к слову?

Подбирая антоним, надо учитывать следующее:

  1. Слова должны быть одной и той же части речи.
  2. Антоним должен иметь такую же стилистическую окраску.
  3. Многозначность слова.

Принадлежность антонимов к одной части речи закреплена правилом русского языка: сухой-мокрый (прилагательные), война-мир (существительные), утром-вечером (наречия), смеяться-плакать (глаголы).

Стилистическая окраска желательна одинаковая: бездельник-работяга (разговорный стиль), труженик-тунеядец (книжный стиль).

В зависимости от многозначности слово пустой

Часто к словам русского языка невозможно подобрать лексические антонимы. Имена числительные, большинство местоимений, некоторые глаголы, а также относительные прилагательные и собственные имена существительные их не имеют.

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

  • конец — нача­ло;
  • днем — ночью;
  • ран­ний — позд­ний;

2. про­стран­ствен­ные

  • дале­ко — близ­ко;
  • нале­во — напра­во;
  • внут­ри — сна­ру­жи;

3. каче­ствен­ные

  • любовь — нена­висть;
  • злость — доб­ро­та;
  • весе­лый — груст­ный;
  • моло­дой — ста­рый;

4. коли­че­ствен­ные

  • мно­го — мало;
  • избы­ток — недо­ста­ток;
  • доро­го — деше­во.

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

  • отнести — принести;
  • вста­вить — выста­вить;
  • убегать — прибегать;
  • раздевать­ся — одевать­ся;
  • закрыть — открыть;
  • загадать — отгадать.

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — невесе­лый вид;
  • близ­кий — неблиз­кий путь;
  • гром­кий — негром­кий шепот;
  • про­стая — непро­стая зада­ча;
  • мало — немало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро, нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Не было бы сча­стья, да несча­стье помог­ло.

Готовь сани летом, а теле­гу зимой.

Не зна­ешь, где най­дешь, а где поте­ря­ешь.

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют, по уму про­во­жа­ют.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сначала густо, а под конец пусто.

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся, а пустой к небу тянет­ся.

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

АНТОНИМЫ - это. (100 примеров слов)

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Примеры

  • во все лопат­ки — чере­па­шьим шагом;
  • рабо­тать засу­чив рука­ва — рабо­тать спу­стя рука­ва;
  • куры не клю­ют — кот напла­кал;
  • сло­во в сло­во — вила­ми по воде писа­но;
  • в двух шагах отсю­да — у чер­та на кулич­ках;
  • семи пядей во лбу — без царя в голо­ве;
  • от рук отбить­ся — взять в руки;
  • камень за пазу­хой дер­жать — с откры­той душой;
  • сидеть сло­жа руки — рабо­тать не покла­дая рук;
  • дер­жать ухо вост­ро — ворон счи­тать;
  • лясы точить — воды в рот набрать;
  • на чужой шее сидеть — сво­им гор­бом жить;
  • от дос­ки до дос­ки — с пято­го на деся­тое.

Антонимы на русском языке

Антонимы (Гр. анти — против + онима — имя) — это слова, которые отличаются по звучанию и имеют прямо противоположные значения: Правда — ложь, добро — зло, говори — молчи. Антонимы обычно принадлежат к одному типу слов и пар форм.

Антонимия в языке представлена более узко, чем синонимия: антонимические отношения заключаются только в словах, соотнесенных по какому-либо признаку — качественному, количественному, временному, пространственному — и относящихся как взаимоисключающие термины к одной и той же категории объективной реальности: красивому — уродливому, много — малому, утреннему — вечернему, удаленному — приближению.

Слова других значений, как правило, не имеют антонимов; ср: Дом, думай, пиши, двадцать, Киев, Кавказ. Большинство антонимов описывают качества (хорошее — плохое, умное — глупое, родное — чужеродное, жирное — редкое и т.д.), есть также много, указывающих на пространственно-временные связи (большое — маленькое, широкое — узкое, высокое — низкое, широкое — узкое, раннее — позднее, дневное — ночное); меньше антонимических пар с количественными значениями (многие — малое, единичное — многочисленное). Есть противоположные обозначения действий, состояний (крик — смех, радость — траур), но их мало.

Таким образом, семантическая градация (градация) свойственна только тем антонимам, семантическая структура которых содержит указание на степень качества: молодой — старый, большой — маленький, маленький — большой и т.п. В других антонимических парах отсутствует особенность градации: сверху — снизу, днем — ночью, жизнью — смертью, мужчиной — женщиной.

Антонимы, имеющие в языке знак градации, могут быть заменены для придания вежливой формы высказыванию; таким образом, лучше сказать тонкий, чем тощий; старый, чем старый. Слова, которые служат для устранения резкости или грубости выражения, называются эвфемизмами (Gr. etz — good + phemi — говорить). Исходя из этого, мы иногда говорим об антонимических эвфемизмах, которые в ослабленной форме выражают значение противоположного.

В лексической системе языка также можно выделить антонимы-переводчики (латинское conversio — изменение). Это слова, которые выражают отношение противоположного в первоначальном (прямом) и измененном (обратном) утверждении: Александр подарил книгу Дмитрию, профессор берет кредит у стажера.

По структуре антонимы делятся на многокорневые (день — ночь) и однокорневые (приход — уход, революция — контрреволюция). Первые образуют группу актуальных лексических антонимов, вторые — лексико-грамматические. Противоположное значение однокорневых антонимов обусловлено разными приставками, которые также могут вступать в антонимические отношения; cf: enclose — lay out, attach — lay aside, close — open.

Антонимы, как уже говорилось, в языке обычно образуют парные соотношения. Однако это не означает, что данное слово может иметь только один антоним.

Более того, каждый член антонимической пары или серии может иметь свои не перекрывающиеся синонимы в антонимии. Затем образуется некая система, в которой синонимические единицы располагаются вертикально, а антонимические — горизонтально.

Умный – глупый Грустить – радоваться
Разумный — бестолковый Печалиться – веселиться
Мудрый – безмозглый Тосковать – ликовать
Головастый – безголовый
Толковый — тупой

Такое соотношение синонимных и антонимных отношений отражает системные отношения слов в лексиконе. Соотношение полисемии и антонимии лексических единиц также указывает на системный характер.

Принципиальное отличие антонимов от синонимов

Зачем нужны антонимы и синонимы в нашей речи?

Если вы не можете понять, зачем нужны антонимы и синонимы, то прежде всего обратитесь за справкой к толковым словарям и чётко уясните для себя значение этих терминов.

Что такое синонимы и антонимы?

Скажем кратко только то, что антонимы – это слова противоположного значения, а синонимы – схожего.

Какую роль играют синонимы?

Синонимы позволяют передавать, как можно точнее и изящнее сложные понятия и также переводить иностранную речь.

Что такое антонимы?

Чтобы сделать речь достаточно понятной и образной, люди с богатым словарным запасам зачастую прибегают к помощи использования антонимов в своей речи. Например, мы должны рассказать человеку о том, что такое хорошо, а что такое плохо, поэтому мы обязательно будем употреблять в своем лексиконе подобные слова. Точно такой же аналогичный пример можно привести со словами: правда и лож, добро и зло, любовь и ненависть, и многие-многие другие.

Именно благодаря им, мы можем с упоением читать классическую литературу с таким азартом и увлечением, поскольку писатели достаточно мастерски могут использовать эти слова в своих произведениях.

Когда человеку плохо или хорошо, или он хочет предельно ясно выразить свои чувства и эмоции, он также прибегает к помощи антонимов, которые в некоторых жизненных ситуациях просто являются своеобразной Палочкой-выручалочкой.

Без синонимов и антонимов словарный запас человека сократился настолько бы, что сделал невозможным не только поэзию, но и даже прозу. Благодаря этим словам человек в древнейшие времена произвёл подлинную революцию в разговорной речи, что привело к развитию тысяч разных языков и способствовало появлению письменности. Так что значение этих частей русской речи поистине огромно.

Читайте также:

      

  • Что дают человеку уроки прошлого итоговое сочинение аргументы
  •   

  • Чем пахнет лето сочинение
  •   

  • Сочинение на тему над чем смеется гоголь в комедии ревизор
  •   

  • 4 ноября красный день календаря сочинение
  •   

  • Сочинение гости в моей кормушке

Слайд 1

Сочинение на лингвистическую тему: « Роль синонимов и антонимов в нашей речи .» Русский язык 5 класс Презентацию составила учитель русского языка Панина Е.В. Краснодарский край МБОУ СОШ № 28 Тема урока

Слайд 2

Цели урока

Слайд 3

Эпиграф Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. ( М. горький)

Слайд 4

Подбери синонимы Прекрасный- Большой- Родина- Метель- Смелый- Говорить- Смеяться-

Слайд 5

ПРОВЕРИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ОГРОМНЫЙ ОТЧИЗНА ВЬЮГА ХРАБРЫЙ СКАЗАТЬ ХОХОТАТЬ

Слайд 6

Синонимический ряд Упасть – свалиться, бухнуться, шлепнуться, грохнуться, загреметь, полететь. Прекрасный – красивый, замечательный, прелестный, очаровательный.

Слайд 7

Синонимический ряд Бой – битва, сражение, баталия (устар.) Большой – огромный, громадный, гигантский, колоссальный.

Слайд 8

Контекстуальные синонимы Бой Кулачный бой Профессор идёт (направляется) в институт. Битва Малыш топает по дорожке.

Слайд 9

Многозначность слова Свежий

Слайд 10

С какой целью употребляются синонимы в речи?

Слайд 11

антонимы

Слайд 12

А где ещё встречаются антонимы? От доброго не бегай,… Легко сказать, да… Мягко стелет, да… Вперёд беги,а … а худого не делай. трудно сделать. жёстко спать. назад оглядывайся.

Слайд 13

Следует учитывать многозначность слова Синоним Антоним Чёрствый Старая Тёплый Тухлая увядшие

Слайд 14

Зачем нужны антонимы в речи? 1.Чтобы показать контраст предметов, явлений, описать резкие различия между ними. .

Слайд 15

Работа над планом сочинения 1.В каком разделе языка изучаются синонимы и антонимы? 2. Что такое синонимы/антонимы? 3.Для чего используются синонимы/антонимы в речи? 4.Что нужно учитывать при употреблении синонимов/антонимов? 5.Какие примеры подтверждают эту мысль? 6.Помогают ли синонимы/антонимы делать нашу речь более выразительной?

Слайд 16

Орфографическая разминка

Слайд 17

Выберите из групп слов те, которые считаете синонимическими рядами. 1.Выразительный, яркий, красочный, образный, выпуклый, живой. 2.Близкий, недалёкий, похожий. 3.Качество, свойство, черта, штрих, принадлежность. 4.Использовать, употреблять, при- менять, найти применение, девать.

Слайд 18

Продолжите данные предложения Учёные установили, что… Как известно… Чтобы речь не была однообраз-ной … Мы часто обращаемся к выбору си- нонимов , так как…

Слайд 19

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 1.Тезис – положение, которое надо доказать. 2.Аргументы – доказательства. 3.Выводы – общий итог.

Слайд 20

Обдумывание аргументации к тезису. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «ПОЧЕМУ», а аргументы отвечают «ПОТОМУ ЧТО»

Слайд 21

Проверь себя Микротема обзаца Идейное содержание Тропы , фигуры речи ТЕЗИС НАЧАЛО: Цитата. В русском языке.. Вопросительное предложение. Аргумент 1Синонимы 2Антонимы (с какой целью используются в нашей речи) Примеры Вывод Общий итог 1.Итак… 2.Таким образом… 3.Всё сказанное убеждает нас…

Слайд 22

Всего доброго! Успехов в написании сочинения-рассуждения.

Когда и как слова находят общий язык и
когда они спорят.
(4 урока изучения синонимов и антонимов в 5
классе.)

I урок.

Тип урока: урок сообщения новых
знаний.

1. Мобилизирующее начало урока.

Урок начинается с чтения учителем
стихотворения Б.Бобылевой.

Гиппопотама бегемот

однажды
повстречал:

— Вы кто? – спросил.

— Я бегемот, —

Гиппопотам сказал.

Тут возмутился бегемот:

— Кто ж я тогда такой?!

— А вы, — ему
ответил тот, —

Гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот

Сказал: «Вы просто лжец!»

С гиппопотамом бегемот

рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят и там –

Все не решат:

Кто бегемот,

А кто гиппопотам.

— Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух
персонажей? Был ли смысл им ссориться и почему?

II. Объяснение новой темы.

1. Слово учителя.

Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в
русском языке, которые очень дружны между собой,
а называют их синонимы.

«Синоним» – слово очень древнее, оно
пришло в русский язык из греческого и в переводе
обозначает «соименный», то есть синонимы
– это слова одинаковые или близкие по
лексическому значению, но различные по звучанию.

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу
речь более яркой, образной и выразительной,
помогают избегать повторов, поэтому очень важно
познакомиться с ними поближе.

2. Работа с лингвистическим текстом.

1) Откроем учебник и посмотрим, что еще
интересного мы узнаем о словах-друзьях.

Работа в группах. Предлагаю вам следующую
работу: на доске записан тезисный план этого
параграфа, прочитайте § 60 и разделите его на
части соответственно пунктам плана.

На доске. План § 60. (Учебный комплекс под
редакцией Бабайцевой В.В.)

  1. Синонимы – это…
  2. Синонимы не всегда могут свободно заменять друг
    друга.
  3. Синонимы образуются из слов одной части речи.
  4. Синонимы делают нашу речь более точной и
    образной.
  5. Некоторые слова могут быть синонимами только
    внутри одного текста.

2) – Что у нас получилось? Прочитаем.
(Каждая группа читает по 1 пункту плана и текст к
нему, после прочтения каждой части весь класс
старается привести свои примеры, которые
записываются в тетради, получается «план из
примеров».)

  1. Луна, месяц; бегемот, гиппопотам.
  2. Лошадь, конь.
  3. Прилагательные: красный, алый, пурпурный;
    глаголы: идти, шагать.
  4. Ошибка, ляпсус…

А этот пункт плана пока оставим без примеров и
обратимся к нему позже.

3) Какой пункт плана параграфа
учебника раскрывает и дополняет этот материал?

Главное достоинство синонимов – способность
обозначать небольшие различия, а это значит, что
синонимы позволяют более точно, более ярко
выразить мысль. Если каждого человека, который не
поддается чувству страха и умеет преодолевать
его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение будет
приблизительным. Человека активно смелого, не
боящегося опасности, идущего навстречу ей,
следует назвать ХРАБРЫМ, того, кто не теряет
присутствия духа перед лицом большой опасности, —
МУЖЕСТВЕННЫМ, а НЕУСТРАШИМЫМ будет тот, кого
ничто не страшит. Более торжественно, чем РОДИНА,
звучит слово ОТЧИЗНА. ДРУГ – это человек, близкий
по духу, на которого можно положиться, а ПРИЯТЕЛЬ
– тот, с кем сложились хорошие, но не очень
близкие отношения.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь
точной и выразительной. Одни передают тонкие
оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды
синонимов позволяют нам говорить возвышенно или
грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ),
доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ –
СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально
(ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить
в любом случае, а слово ПАЦАН – только в
непринужденном, фамильярном разговоре.

4) — Докажите, что этот текст раскрывает
именно 4 пункт плана.

— Выпишем в тетради синонимы, которые
использованы в тексте:

1. Смелый, храбрый, мужественный, неустрашимый.
2. Родина, Отчизна.

3. Друг, приятель.

— Может быть, кто-то знает еще один синоним к
этим словам (2)? Нет? Тогда найдите его в следующей
строчке: И дым Отечества нам сладок и приятен.

— Допишем синонимический ряд, словом ОТЕЧЕСТВО.

III. Закрепление новых знаний.

5)Попробуйте найти синонимы в
следующем отрывке. Работа с доской.

Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может,
пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле,
а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А
хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи,
мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но,
конечно, не к зною).

Учащиеся выписывают синонимические ряды.

6) – Как мы поняли, слова могут дружить,
сближаться по смыслу, но в начале урока мы
упоминали о том, что они могут и спорить,
ссориться или, другими словами,
противопоставляться друг другу по смыслу.

1. Слово учителя.

Посмотрите, какие слова из нашего отрывка
никогда не помирятся, слова, которые всегда будут
противопоставлены друг другу? Работа с доской.

зима – лето
холод – жара
стужа – зной

2. Работа с лингвистическим текстом.

7) – Откройте учебник, найдите и
прочитайте, как называются слова,
противоположные по лексическому значению.

— Антоним, слово греческое, как и синоним, и в
переводе обозначает «противоположное имя».

— Как вы думаете, для чего нужно использовать
антонимы в своей речи?

— Посмотрите, что об этом говорится в тексте
параграфа.

— Приведите примеры использования антонимов,
смотрите в учебнике.

V. Закрепление новых знаний.

8) – А сейчас попробуйте найти
антонимы в загадке, выпишите их в тетрадь.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит,

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять… (Ветер).

— Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер).

— Посмотрите внимательно на пары антонимов и
скажите, чем последняя пара отличается от
предыдущих? (В третьей паре слова однокорневые, а
в первых двух – разнокорневые).

— Какой корень в этих словах? Выделите его. (у-мчит-ся
– при-мчит-ся
).

— Найдите, что по этому поводу говорится в
тексте учебника?

9) – Мы много узнали о синонимах и
антонимах. А сейчас посмотрим, как они
используются в сказках. Я буду читать вам
маленькие отрывочки из сказок, а вы – выписывать
антонимы в два столбика: однокорневые и
разнокорневые.

  1. – Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец?
    Волей или неволей?
  2. Однажды спорили Правда и Кривда: чем лучше
    жить – кривдой или правдой?
  3. Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли –
    скоро сказка сказывается, да не скоро дело
    делается…
  4. Не мириться я пришел, — говорит Фролка, —
    драться!
  5. Много ли, мало ли они купались – Иван-царевич
    подкрался, взял у той девицы, что всех краше,
    кушачок и спрятал за пазуху.
  6. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе
    два чана воды – одна вода сильная, а другая
    малосильная; переставь их с места на место и
    напейся сильной воды.

— Как вы думаете, с какой целью в этих отрывках
использованы антонимы?

10) – А в следующих отрывках найдите синонимы,
выпишите их в тетради. Подумайте, какую роль они
играют в этих отрывках?

  1. Сел Иван-царевич на коня и вслед за
    Никанором-богатырем поехал на неприятеля; стали
    биться, рубиться, изводить силу змеиную.
  2. Едут они степями, едут лугами. А день такой
    жаркий, такой знойный.

— Синонимами могут быть не только слова, но и
сочетания слов. Найдите такие синонимы.

  1. а) — Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь
    пригожусь тебе.
    б) – Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я
    тебе пригожусь.
  2. а) Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему
    человеческим голосом.
    б) Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в
    селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему
    по-человечески.
  3. а) Только подумал, а медведь тут как тут…
    б) Не успел подумать, а заяц тут как тут…

VI. Итог урока. С какими лексическими
явлениями мы сегодня познакомились?

Урок 2.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Мобилизующее начало урока.

1) Разделите страницу на три колонки. Я
буду читать вам пословицы, а вы записывать их: в 1
колонку – с синонимами, во 2-ую – с антонимами, а
если в пословице нет ни синонимов, ни антонимов,
то записывайте ее в 3-ью колонку. Антонимы и
синонимы подчеркивайте.

В глаза хвалит, а за глаза бранит.

Жди горя от моря, а беды от воды.

Где умному горе, там глупому веселье.

Добрый плачет от радости, а злой
от зависти.

Знать не знаю, ведать не ведаю.

Солнце
на если, а мы еще не ели.

Лодырь и бездельник – им праздник и в
понедельник.

Ученьесвет, а неученьетьма.

III. Повторение теоретического материала.

— Какая пословица оказалась у вас в 3 колонке?

— На каком лексическом явлении она построена?

— Прочитайте пословицы в 1 колонке, назовите
синонимы.

— Какие слова называются синонимами?

— Как вы думаете, с какой елью они используются в
пословицах?

— Какие пословицы у вас оказались во 2-ой
колонке?

— Какие слова называются антонимами?

— Есть ли в выписанных пословицах однокоренные
антонимы?

— Что достигается благодаря использованию
антонимов в пословицах?

2) Еще немного потренируемся в
нахождении синонимов и антонимов и в определении
их роли.

В данном тексте найдите синонимы, выпишите их.

И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как
за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на
ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали,
ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали,
лопали, жрали … Н. Носов

— Почему их так много в отрывке? Для чего их
использует автор? (Автор передает чувство голода
у мальчика через синонимический ряд слов, каждое
из которых передает оттенок процесса насыщения: есть
– просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать
– жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать
– торопиться принимать пищу; рубать — есть
поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать
употребляются с целью подчеркнуть поспешность в
еде, неприятное впечатление от процесса
насыщения. Подкрепляться – принимать пищу
для подкрепления своих сил; заправляться
такое же значение, но с шутливым оттенком.)

3)

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь
на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет
направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

— Прочитаем стихотворение вслух. Кто автор
строк?

— Подумайте, какое лексическое явление
используется в тексте?

— Найдите антонимы.

— Попробуйте определить их значение и роль (И
днем и
ночью, то есть на протяжении суток
(временное значение)), можно было бы сказать так:
все время ходит кот ученый, но в таком случае
трудно представить ученого кота в светлое время
дня и темной ночью. Направо и налево
(пространственное значение) – кот совершает
движение по кругу сначала в одну сторону, а затем
в другую. Антонимы используются в качестве
выразительного средства.

V. Работа с лингвистическим текстом.

4) О чем же говорят герои этого диалога?

Вслух читает учитель; это может быть сценка,
представленная двумя учениками.

Встретились Копченый с Моченым, разговорились.

— Ну, как там наш Свежий? Опять чего-то с Черствым
не поделили?

— Да, Свежий Черствому не товарищ. Черствый
считает, что Свежий у него отбивает хлеб. Между
прочим, Теплый сначала поддерживал Свежего. Пока
речь шла о хлебе.

— Теплый в любом хлебном деле на стороне
Свежего, хотя и отдает Черствому должное за его
многолетний опыт.

— Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об
атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился
на Свежего, обвиняя его в том, что он охлаждает
теплоту наших отношений. «Я синоним Свежего, —
сказал Теплый, — пока дело идет о насущном хлебе.
Но в отношении атмосферы – пусть он меня простит:
тут я его антоним».

— Не поймешь этого Теплого: то он синоним, то
антоним.

— Но самое интересное: когда речь зашла об
атмосфере в коллективе, Свежего поддержал знаешь
кто? Черствый!

— Он же был против него?

— Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об
атмосфере, об отношении к товарищам … В этом
отношении, между нами говоря, Черствый – синоним
Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним
Прохладного …

— А Прохладный – синоним Свежего? Ну и
обстановка в вашем коллективе. Никогда не знаешь,
кто тебе синоним, кто антоним …

Посмотрел Моченый на Копченого, а Копченый на
Моченого посмотрел. И разошлись по своим делам:
один по моченым делам, другой – по копченым.

— Давайте подумаем, если речь идет о «хлебном
деле», кто войдет в «группу поддержки»
Свежего?

— А в группу его антагониста Черствого?

— Как вы думаете, эти слова имеют одинаковое
лексическое значение или имеют отличия?

— Запишем эти синонимы в тетрадь, расположив их
в синонимическом ряду по мере нарастания
признака. Вчерашний, старый, залежавшийся,
сухой, черствый, затхлый.

— А если речь идет об «атмосфере в
коллективе»? Кто будет синонимом свежего? Прохладный,
холодный, натянутый, черствый.

— А кто же будет ему антонимом? Теплый,
дружеский, отзывчивый, неравнодушный.

— Хорошо, но у нас еще есть атмосфера Земли.
Поговорим о воздухе. Как здесь распределяются
отношения между словами?

Синонимы Свежего: прохладный, холодный,
освежающий.

Антонимы Свежему: теплый, душный,
застоявшийся
.

— Сделаем вывод: в зависимости от контекста и от
значения многозначного слова (например, свежий)
его синонимы и антонимы могут быть разными и даже
меняться местами.

На прошлом уроке мы оставили без внимания, без
примеров последний пункт плана о текстовых
синонимах, а сейчас мы можем привести такие
примеры. Итак, в одном тексте о свежем хлебе мы
можем сказать .., а о плохих отношениях в
коллективе …

VI. Лингвистический эксперимент (устно).

5) Посмотрите, какое многообразие
синонимов и антонимов, и очень важно уметь
правильно выбрать слово, нужно осмысленно
подходить к выбору слов.

Работа в парах.(Текст на партах. Словари
синонимов, толковые словари).

Давайте проведем лингвистический эксперимент.
Перед вами текст.

Узкими горными тропами … пробиралась вдоль
южного берега Крыма маленькая бродячая труппа.
Впереди обыкновенно бежал белый пудель Арго …

За собакой шел двенадцатилетний мальчик
Сергей, который держал под левым локтем
свернутый ковер для акробатических выступлений

Наконец, сзади ( …) старший член труппы –
дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на
скрюченной спине …
(А.Куприн).

— Вместо скобок нужно вставить подходящий по
смыслу, передающий движения именно Мартына
Лодыжкина глагол. Перед вами синонимический ряд
глаголов брести – ползти – тянуться –
тащиться
плестись.

По словарям определите лексическое значение
каждого глагола и выберите самый подходящий

(ползти – идти, передвигаться очень
медленно, тянуться – двигаться один за
другим, тащиться – идти медленно с трудом, плестись
– идти медленно, вяло). (Учащиеся читают свои
варианты, объясняют выбор).

Вывод: плестись – передвигаться с трудом
по какой-то причине: из-за болезни, усталости …
Это слово наиболее точно и полно передает
состояние дедушки Мартына, а писатель использует
его, чтобы сказать о трудной участи своего героя,
жившего бродячей жизнью артиста, зарабатывая
таким образом себе на жизнь

6) И в завершении выполним еще одно
упражнение. В тексте вставьте антонимы и
попробуйте объяснить их роль (задание
выполняется учащимися самостоятельно, цель
объясняется устно).

Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и …
(А.П.Чехов)

Мы чаще можем сказать про человека, что он чаще
бывает добр, чем …, умен, чем
(Л.Н.Толстой)

VII. Итог. Что нового об отношениях
синонимов и антонимов мы узнали на уроке?

Урок 3.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (устно,
задание на доске)

1) Нерадивый ученик выполнил задание и
наделал ошибок, поможем ему все исправить.

1. Он выписал такие текстовые синонимы: Москва,
новостройки, город, старая Москва.
2. Исправьте ошибки и недочеты:

свежий хлеб – старый хлеб;

свежий
журнал – старый журнал;

свежий ветер – теплый ветер;

легкий труд – трудный труд;

легкий
путь – тяжелый путь;

легкий ветер – сильный ветер.

III. Выполнение тренировочных упражнений

2) Я предлагаю Вам выполнить два
задания для того, чтобы потренироваться в
правильном и точном подборе слов.

— Ученик списывал небольшой текст и что-то в нем
напутал. Художественная миниатюра называется «Февраль»,
но речь в ней идет непонятно о чем.

Давайте заменим выделенные слова антонимами и
попытаемся восстановить текст, но нужно найти то
слово, которое было у автора Федора Абрамова.

В конце февраля осень сделала свой последний
налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять
повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим
кедром (начало, весна, первый, зазеленели,
радостно, оттаявший).

3) Ну а в этом тексте нужно из
синонимического ряда выбрать единственно
правильное слово и восстановить еще одну
художественную зарисовку Ф.Абрамова (по ходу
записи подбираем синоним, обращаемся к словарю).

Почему автор выбрал «бронзовый»,
«лимонный»?

(Брусничный, густо-розовый, красноватый)
соком стала наливаться листва черемухи. Желтые
зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки
осинок. Малиново-розовые листья вяза. Бронзовая
листва дуба. Красные сосны, прошитые лимонными
березами. (Золотой, лимонно-солнечный, желтый,
янтарный) кустарники. Поле капустное.
Иссиня-морозные кочаны. Желтый березняк, густо
расшитый красной рябиной. (Ф.Абрамов)


— Одной чертой подчеркните слова из
синонимического ряда к слову «желтый», двумя
чертами – к слову «красный».

— С какой целью автор использует синонимы?

— Как бы вы назвали эту миниатюру? (Сентябрь)

IV. Лексический разбор

4) Попробуем сделать лексический
разбор некоторых слов этого текста.

Бронзовая.

В словаре указано существительное бронза,
это слово многозначное: бронза 1. сплав меди с
оловом, а также с некоторыми другими металлами; 2.
собират. Художественные изделия из такого
сплава. Бронзовая статуя. 3. Золотисто-коричневый,
цвета бронзы. Бронзовый загар.

В данном тексте слово бронзовый
употреблено в переносном значении. В этом случае
к нему можно подобрать синонимы: коричневый,
коричневатый, желто-коричневый.

В зарисовке Ф.Абрамова это слово наиболее точно
передает цвет листвы дуба, так как листва не
просто коричневая, а от солнечных лучей и под
влиянием шелеста, она кажется
золотисто-коричневой, то есть бронзовой.

— Прочитаем пункты плана.

Работа в группах по 4 человека, работа со
словарем

5) А сейчас попробуйте сами
проанализировать слова: брусничный,
наливаться, зонтики, прошитые, лимонные
(Группы
читают свой лексический разбор).

— Как вы думаете, с какой целью в тексте
использовано так много слов, употребленных в
переносном значении?

6) Вставьте антонимы в пословицы.
(Пословицы записаны на доске)

Тяжело в ученье — … в бою.

Сытый … не
товарищ.

Старый друг лучше … двух.

Не бойся
врага …, бойся … глупого.

Спишите, вставляя антонимы самостоятельно.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание Дома еще раз
прочитайте зарисовки о феврале и сентябре и
попробуйте сами написать небольшое сочинение
(полстраницы) о марте, мартовском дне.
Используйте в своем описании синонимы и
антонимы.

Урок 4.

Тип урока: урок закрепления.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания с
обучающим компонентом (редактирование текста)

1) Редактирование одного, двух
сочинений, написанных дома. (Эту работу
необходимо провести подробно, показать образец
работы над каждым словом)

III. Тренировочные упражнения.

2) А сейчас напишем свободный диктант.

Тучу пронесло неожиданно быстро. Разом
кончился ливень. Опять стало светло, и на небе
ослепительно засверкало солнце. Дышать было
легко и радостно. И все кругом: трава, кусты, сено
в скирде – все сияло неисчислимыми звездочками
дождевых капель.
(В.В.Бианки)

б) – Как бы вы озаглавили текст? (После
дождя).

— Каким словом можно заменить слово «ливень«?
Как вы думаете, почему автор выбрал именно ливень,
а не дождь?

— Каким синонимом можно заменить слово светло?

— А слово засверкало?

— Почему, на ваш взгляд, у Бианки засверкало,
а не засияло или заблестело?

— Определите лексическое значение слова «скирда«?

— Для орфографического анализа (пронесло,
ослепительно, засверкало, радостно, неисчислимым,
сердце
)

в) Второе чтение текста.

г) Самостоятельная работа учащихся.

IV. Мини-сочинение. Учитель читает
стихотворение С.Есенина «Береза».

— Какой вы представили себе есенинскую березу?
Попробуйте описать ее или березу, которая стоит у
нас за окном. Напишите полстраницы.

В качестве зачина возьмите строчку из
стихотворения С.Есенина:

Белая береза под моим окном.

б) Работа учащихся.

в) После написания читают 2-3 работы.
Редактируют их.

V. Итог и домашнее задание

4) На последних четырех уроках мы много
узнали о синонимах и антонимах, и я предлагаю вам
дома немного пофантазировать и написать
забавную историю, сказку или стихотворение на
одну из тем: «Грустная история о
словах-врагах»; «Сказка о том, как правда
превратилась в неправду»;

«История о том, как два слова постоянно между
собой ссорились».

А еще попробуйте себя в качестве иллюстраторов,
оформите свою сказку или стихотворение.

  • Антоний погорельский черная курица или подземные жители повесть сказка дана в сокращении слушать
  • Антон павлович чехов детские рассказы
  • Аудио рассказ вредная девчонка
  • Аудио рассказ белолобый чехов
  • Аудио книга денискины рассказы