1
Какие антонимы живут в сказках?
1 ответ:
3
0
Что касается сказок, то на ум приходят следующие сочетания:
вода живая — мертвая
Иван-дурак — Василиса премудрая
красавица — чудовище
дворец — хижина
великан — лилипут
богач — бедняк (богатый — бедный)
принц — нищий
веселый — грустный
Читайте также
Антонимы — слова различные по написанию и звучанию, и противоположные по значению. Касаемо концов иглы можно сказать, что это пара антонимов «остро-тупо», «острый (конец) — тупой (конец)». Также подходит пара «тонкий (конец) — толстый (конец)».
Задано в вопросе несколько речевых стилей. Я буду пересказывать сказку по частям, но в разных стилях.
1). Научный стиль:
Стоит теремок в чистом поле. Сделан из бревен, проконопачен паклей, крыша соломенная. Поле чистое потому, что не было там ни строений, ни деревьев, ни пашни. Бежит по полю мышка-норушка (мышиные — Muridae), принадлежит семейству млекопитающих, грызун, живет в норах, часто поселяется в жилищах человека (синантроп). Она самовольно вселилась в пустой теремок. Никаких правоустанавливающих документов на владение теремком мышь не оформляла.
**
2). Официально-деловой стиль:
В связи с тем, что лягушка-квакушка нуждалась в жилье, она прыгала по полю и обнаружила теремок. Внешне теремок был не обжитым. Это послужило поводом для того, чтобы лягушка предъявила права на него. Однако теремок уже принадлежал мышке-норушке,в связи с чем лягушка официально обратилась к ней, попросившись на совместное проживание. Заявление было рассмотрено. Учтено, что площадь теремка позволяла подселение. Принято положительное решение. Мышка-норушка и лягушка-квакушка были заселены в Теремок, находящийся по адресу: Сказка, Чистое поле.
**
3). Публицистический стиль:
Мы ведем свой репортаж из Чистого поля. Камеры установлены прямо на отдельно стоящий теремок. Как раз в это время к теремку подбегает Зайчик-Побегайчик. Что же сейчас будет? Нам известно, что Мышка-норушка совершила самозахват теремка и в настоящее время делит жилплощадь с Лягушкой-Квакушкой. Впустят ли они Зайчика-Побегайчика в теремок? Сможет ли он найти к себе доброе отношение? Об этом мы узнаем прямо сейчас, поскольку он уже стучит в дверь. Да, Мышка-норушка открыла дверь, поговорила с Зайчиком и, о чудо, она впустила его в теремок! Наш Зайчик, наконец-то, обрел кров над головой.
**
4). Художественный стиль.
Стояла прекрасная погода. В чистом поле кое-где зеленела трава, покачивались головки полевых цветов. Лиса бежала в одиночестве, и на душе у нее было грустно. Ее даже не согревала мысль, что она красива в своей рыжей шубке, со своим пушистым хвостом, какого ни у кого больше не было. Она смотрела вокруг зелеными раскосыми глазами и вдруг увидела прекрасный теремок. Лисицы не поверила своему зрению. «Уж не мираж ли это?» — подумала она. Но теремок не растаял в воздухе, и лиса подошла к нему. Услышав веселые песни, доносившиеся из окошка с резными ставенками, лисица вдруг подумала, что ей очень не хватает тепла своего дома, заботы близких, горячего чая с бубликами. И она решительно постучала в дверь теремка. Гостеприимные хозяева приняли красавицу-лису в свою семью.
**
5). Разговорный стиль:
Медведь косолапый топал себе по чистому полю. Ни о чем не думал. Вдруг песню веселую услышал. А там и теремок увидел. Интересно ему стало, кто живет в этом теремке. Ну и стал он напрашиваться к хозяевам на постой. Типа жить в берлоге надоело, хочется по-людски пожить, в доме. И хоть мал ему теремок был по размерам, да все-таки ломился он со своим упрямством. Ну и, понятное дело, развалил домишко-то. Хорошо, хоть зверушки живы остались. Да не плачьте, они дружно новый теремок построили, больше прежнего, чтобы косолапый поместился.
Главная героиня из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» сама Царевна можно сказать что и не совершала ни каких выдающихся поступков, если не считать того, что она привела в порядок терем семи богатырей, поддерживала в нём уют какое-то время, встречала и провожала богатырей. Но если вникнуть в суть сказки и немного рассудить, можно выделить то, что Царевна сочетает в себе внешнюю красоту (краса-девица) со своей внутренней духовной красотой. А любят все в этой сказке юную Царевну за то, что она не совершила ни одного дурного поступка, она никому не причинила вреда.
Очень хороший вопрос, но вот только ответить на него хочется почему-то примерами сказок не о дружбе между людьми, а о дружбе человека и животного. Потому что, дружба животного всегда бескорыстна, животное никогда не предаст, хотя в сказках и наделяется многими человеческими чертами.
Таков например Конек-Горбунок из сказки Ершова, который много раз выручал Иванушку.
Таков Кот в сапогах, герой сказки Перро, который также сделал своего хозяина маркизом Карабасом. Кстати, есть и русская сказка с аналогичным сюжетом — «Козьма Скоробогатый».
Ну а если вспоминать сказку про дружбу среди людей, то мне кажется тут можно назвать «Иван Быкович» где три Ивана дружили без всякой задней мысли.
А еще прекрасные сказки про лучших друзей «Волшебник Изумрудного города», «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон».
Пожилая пара, в силу бездетности, решили пойти ва-банк и испекли из теста некую субстанцию, именуемую ниже «Колобок». Эта субстанция ожила, но в связи с отсутствием головного и даже спинного мозга, а также воспитания, решила с первой минуты появления на свет, покинуть родные пенаты. Причем, на суде Колобок толком не смог объяснить свои мотивы: сделал он это ради поисков нелегального заработка, партнерши для фиктивного брака или просто самостоятельной жизни. Хотя… шутка, до суда Колобок не дожил.
Так вот, покинув престарелых прародителей, Колобок вынужден был катиться по лесу, поскольку конечности они ему слепить не тоже успели, как и мозги и прочие жизненно важные органы. По дороге пытался распеваться, совершенствуясь в вокале, в надежде, что в те места нагрянет какой-никакой музыкальный продюсер и, заметив его талант, начнет раскручивать.
Первым на его пути встретился Заяц — профессиональный безбилетный пассажир, который вынужден был скрываться в лесу от штрафов. Заяц оказался совершенно безобидным, кроме того он был травоядным и питался исключительно растительной пищей, а Колобок — это всё-таки мучное изделие.
Далее Колобку повстречался Волк — а точнее беглый зэк-волчара, который чалился на зоне сразу по нескольким статьям и потому на столь мелкую субстанцию, как Колобок, даже зариться не стал, дабы не усугублять свое и без того незавидное положение.
Следом за Волком Колобок повстречал Медведя — бывшего президента соседнего леса. Тот получал президентскую пенсию, имел собственную пасеку, личный пруд с форелью, гектары малинников, большое количество недвижимости и счета в оффшорах. А потому такую мелкую сошку, как Колобок, вообще не сразу заметил, а когда таки заметил, не стал об него когти марать. Просто великодушно отпустил.
Колобок наивно полагал, что так будет и дальше, и что счастье его уже где-то близко… Но то было не счастье, а Лиса — хитрая аферистка, которая числилась в местной картотеке как мародерша, клофилинщица, узурпаторша и профессиональная воровка. Но в последнее время дела Лисы шли не очень хорошо, ведь ее морда уже была расклеена по всей округе. Колобок из-за своих ограниченных возможностей, смотрел не по сторонам, чтобы это увидеть, а под брюхо, на котором перекатывался, боясь наткнуться даже на самый мелкий камешек.
Ну так вот… Осознав, что в лесу ловить ей уже нечего, а диеты ее идеальной фигуре не нужны и мучное не помешает, Лиса и позарилась на Колобка, подкатив к мальцу путём грубой лести. Вначале она нахваливала его черные глаза, сделанные из двух изюмин, затем выразительный кавказский нос, созданный из слайса болгарского перца… Затем переключилась на его плотную шарообразную фигуру, убеждая, что «основательные» мужчины нынче в тренде, и что хорошего Колобка должно быть много… А когда он ей запел, вообще расшаркалась в аплодисментах. Кстати, вот его шедевральная песнь, в которой не было ни слова правды:
-Я — самодостаточный, кент хлебоостаточный,
В пиццерии испечен, да кондишеном стужён.
Я покинул предков — Бабушку и Дедку,
Круто Зайца штрафонул,
Ментам Волка паконул,
Бизнес Мишки весь отжал,
И к тебе вот прибежал.
Лиса, конечно, пожаловалась, что имеет проблемы со слухом из-за злоупотребления наушниками (на самом деле она уже была глуха от старости, но ото всех скрывала свой реальный возраст). Попросила Колобка сесть ей на нос и повторить свою бардовскую песню. Но не успел Колобок допеть, как был поглощен Лисой.
Мораль: коли оживляете неодушевленные сдобные изделия — доводите их до совершенства, а не оставляйте незавершенными. И не ждите от безмозглого куска теста ответственности и благодарности, а изначально лепите сие творение правильно. Ибо если бы Колобок не встретил на своем пути Лису, а выжил и, познакомившись с очаровательной Булочкой, надумал жениться, то не смог бы обзавестись потомством (здесь цензура).
Городской фестиваль творческих проектов
«Держава»
«Антонимы в считалках, загадках, частушках омских поэтов»
Секция:
«Литературное творчество народов Омского Прииртышья»
Выполнил: Пшембаев Ерлан Маратович,
ученик 53класса
БОУ г. Омска «Гимназия № 26»
Руководитель: Васильева Елена
Анатольевна, учитель нач. классов
БОУ г. Омска «Гимназия № 26»
Омск-2013
План:
- Введение
- Основная часть
а) антоним (словарь С.И.Ожегова);
б) способы образования антонимов;
в) виды антонимов;
г) антитеза и оксюморон
- Практическая часть
- Заключение
- Литература
-2-
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что белое более отчетливо воспринимается на черном фоне, выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее темной ночью, Гулливер кажется могучим великаном рядом с лилипутами, но в стране великанов сам становиться беспомощным карликом.
Резко противопоставленные явления и понятия воспринимаются более остро, чем неконтрастные. Это свойство психики человека обычно учитывается в музыке, живописи, литературе. Именно это свойство русских слов и привлекло меня при выполнении моей работы «Антонимы в считалках, загадках, частушках Омских поэтов».
Цель работы: узнать часто ли Омские поэты используют антонимы при создании считалок, загадок, частушек
Для достижения этой цели мы поставили задачи:
- Дать определение слову АНТОНИМ.
- Узнать какие бывают антонимы.
- Найти считалки, загадки, частушки Омских авторов.
-3-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Если мы обратимся к словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова, то прочтем: «АНТОНИМ – слово, противоположное по лексическому значению другому слову. Термин употребляется в языкознании. Например, светлый — темный». Антонимы образуют антонимические пары, то есть пары слов, противоположных по значению.
Мы провели исследование и обнаружили, что антонимические пары встречаются практически во всех частях речи (за исключением местоимений). Например, ложь-правда (существительные), быстрый — медленный (прилагательные), хорошо — плохо (наречия), молчать — говорить (глаголы), один — миллион (числительные), предлоги (в- из), частицы (да — нет), междометия (здравствуй- прощай).
Если исследовать способы образования антонимов, то можно обнаружить, что антонимы могут быть образованы путем:
- подбора словообразовательного элемента с противоположным значением (например, приставки: вталкивать — выталкивать, недобор — перебор, погрузка — разгрузка)
- подбор корня с противоположным значением (например, друг — враг, спать — бодрствовать, красивый — уродливый и так далее).
Отсюда делаем вывод, различают антонимы разнокорневые, или лексические (смех — слезы), и однокорневые (приехал — уехал).
В художественной речи для большей выразительности нередко используются в роли антонимов слова в иносказательном, переносном или символическом значении, например:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С. Пушкин)
Слова волна – камень, стихи- проза, лед- пламень в своих прямых значениях не являются антонимами, но в произведении А.Пушкина выступают как образные противопоставления.
Антонимы такого типа, обладающие противоположным значением только в данном тексте, называются контекстуальными антонимами, или окказионализмами (остальные антонимы будем считать языковыми).
Также можно заметить, что если перед нами многозначное слово, то и антонимы у одного и того же слова будут различны. (Это явление в русском языке называют внутренней антонимией).
Докажем:
Свежий хлеб – черствый хлеб
Свежий ветер – знойный ветер
Свежий журнал – вчерашний журнал.
Бледный луч – яркий луч
Бледное лицо – румяное лицо
бледный рассказ – интересный, запоминающийся рассказ.
И наоборот, антонимическими могут быть целые группы синонимов. Например, смелый, храбрый, отважный, мужественный, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый — противоположны группе: боязливый, пугливый, трусливый.
Антонимы широко используются писателями и поэтами как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон.
Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.
Оксюморон – это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий.
-4-
Свойство контраста было известно еще нашим далеким предкам, об этом говорит древнее русское народное творчество.
Целью моей работы был изучение не всего русского фольклора, а только его части – пословиц, поговорок, загадок и частушек, и употребление здесь антонимов, поэтому обратимся к практической части моей работы, которую я составил, изучая устное творчество.
-5-
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЧАСТУШКИ.
- Песни пой, пока поется,
Замуж выйдешь- как придется.
Не придется песни петь,
Будешь голосом реветь.
- Балалаечка играет,
Как живая говорит.
Холостой идет гуляет,
А женатый дома спит.
- Поиграй повеселее
Ты, гармошка венская!
Милый любит городскую,
А я деревенская!
Виктория Багринцева
СЧИТАЛКИ.
- Раз – один денёк прошёл.
Два – другой денёк пришёл.
Остальные не спешили
Три, четыре – дни решили:
В обгонялки не играть,
Друг за дружкою шагать.
Пять, шесть, семь – они успели
Путь пройти к концу недели.
Александр Распопин
ЗАГАДКИ.
- Одна для другой –
Домик родной,
Все дружно живут,
Как их зовут.
Маргарита Удовиченко
- Без рук, без ног
И сердце заводное,
А на лице торчат одни усы.
И день и ночь
Идут без выходного
Александр Распопин
-6-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, если анализировать употребление антонимов в произведениях Омских поэтов, то можно сделать следующие выводы:
- язык литературного произведения выразителен, но антонимы встречаются крайне редко;
- в произведениях употребляются чаще разнокорневые антонимы, чем однокорневые;
- чаще встречаются контекстуальные антонимы;
- наиболее употребим следующий тип использования антонимов – антонимы стоят в центре фразы, определяют её построение, придают симметричность (следовательно, применяется такой стилистический прием как антитеза);
- оксюморон как стилистический прием в творчестве омских поэтов не применяется.
И наконец, чтобы быть разносторонним человеком, грамотным и образованным, нужно изучать богатейший запас русского языка, который богат не только антонимами, но и синонимами, омонимами.
-7—
ЛИТЕРАТУРА.
- «Во сыром бору» Издательство «Малыш», Москва, 1989г.
- Львов М.Р. «Школьный словарь антонимов русского языка» Москва, «Просвещение» 1981г.
- Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Москва, «Просвещение» 1991г.
- «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Москва, «Просвещение» 1990г.
- «Старинные русские пословицы и поговорки» Москва, «Детская литература», 1983г.
- Фетисов В. «Берестяной кузовок» Москва, «Детская литература», 1988г.
- «Что же это за любовь?..» Сборник сибирских частушек из коллекции Виктории Багринцевой. Омск, ООО «Омскбланкиздат» 2011г.
- Хрестоматия по литературному краеведению для 3 класса, Омск, Омское книжное издательство, 2006г.
- Хрестоматия по литературному краеведению для 2 класса, Омск, Омское книжное издательство, 2006г
-8-
Светлана Остапенко
Эксперт по предмету «Русский язык»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Особенности антонимии как языкового явления и её функции в фольклорных паремиях
Антонимия представляет собой явление, основанное на наличии в лексике парадигматических (внутрисистемных) отношений.
Определение 1
Антонимия – это языковой феномен, основанный на противопоставлении лексических единиц по их семантике. Слова с противоположным значением образуют группы (пары), именуемые антонимами.
В качестве примеров таких единиц можно привести следующие: день – ночь, сладкий – солёный, прийти – уйти, здесь – там.
Явление антонимии характерно для слов различных лексико-грамматических классов. Чаще всего антонимы представляют собой разнокорневые лексические единицы (умный – глупый), однако иногда в качестве антонимичных могут выступать и однокоренные слова: умный – неумный, выйти – войти.
В зависимости от степени противопоставления всех семантических компонентов значения выделяют абсолютные антонимы (холодный – горячий) и относительные (холодный – тёплый). Последние отличаются неполным противопоставлением сем, входящих в значение данных лексических единиц.
Кроме этого, выделяют контекстные антонимы – лексемы, которые выступают в отношения семантического противопоставления в контексте, речевом окружении: «Бабушка велела мне нарвать спелой ягоды, а зелёный крыжовник пока не трогать» («спелый – зелёный» в значении «неспелый» являются контекстными антонимами).
Антонимы часто используются в фольклорных паремиях – пословицах и поговорках: Ученье – свет, а неученье – тьма. Нет худа без добра. Больше думай, меньше говори. Мир строит, а война разрушает.
Антонимы в пословицах и поговорках выполняют несколько функций:
- Усиливают выразительность высказывания, придавая ему законченный, афористичный характер: Корень учения горек, а плод его сладок.
- Реализуют приём антитезы – намеренного противопоставления каких-либо явлений или понятий: Сытый голодного не разумеет.
- Служат средством оценки, выражения речевой экспрессии: Умный любит учиться, а дурак – учить.
«Антонимия в пословицах и поговорках о содержании и смысле жизни» 👇
Антонимия в пословицах и поговорках о содержании и смысле жизни
Широкий пласт фольклорных паремий – пословицы и поговорки тематической группы «Жизнь и её смысл».
Приведём примеры таких пословиц:
- Жизнь прожить – не поле перейти.
- Век живи – век трудись.
- Для себя жить – тлеть, для людей – гореть.
- Жизнь дороже всех сокровищ.
Многие из этих пословиц построены на приёме антитезы – противопоставления, языковым средством выражения которого являются антонимы, противительные союзы: Жизнь короткая, да слава долгая. Жизнь не камень: на месте не лежит, а вперед бежит. Жизнь красна, так и смерть не страшна.
Наиболее частыми семантическими противопоставлениями в пословицах о смысле жизни выступают:
- Оппозиция «жизнь» — «смерть» (Жизнь не докучила, а к смерти не привыкнешь. Жизнь красна, так и смерть не страшна. Пока жизнь – живём, а смерть придёт — помрём). В пословицах с данным противопоставлением антонимическая пара «жизнь – смерть» формирует образ человеческого бытия в народном сознании как единство жизни и смерти. В представлении народа жизнь человека, её ценность и значимость определяется не только тем, как человек её прожил, но и тем, как он её закончил. Кроме этого, данные антонимы выражают философское отношение народа к проблеме конечности бытия: смерть не видится трагедией, а является естественным продолжением жизни.
- Оппозиции категории «содержание жизни» (Жизнь короткая, да слава долгая. Жизнь как луна: то полная, то на ущербе. Жить бы с другом, да недруг помешал). Функция антонимов в данных фольклорных паремиях – подчеркнуть значимость правильно прожитой жизни, указать на противоречивость жизни, её сложность, а также показать, что плохое и хорошее, отрицательное и положительное в жизни тесно переплетаются.
- Антонимы в пословицах со значением «судьба» помогают увидеть народные представления о превратностях судьбы, соединении в человеческой жизни противоположных понятий – горе и радости, нужды и богатства, болезни и здоровья, удачи и неудач: Не было бы счастья, да несчастье помогло. Счастье на крылах, а несчастье на костылях. Горе и радость рука об руку ходят.
Антонимы в пословицах о содержании и смысле жизни выступают как один из компонентов, помогающих реализации приёма антитезы. Антитеза, усиливая выразительность пословиц, придаёт им законченный в смысловом отношении характер. Предлагая взглянуть на жизнь с противоположных сторон, фольклорные паремии формируют особую жизненную философию, воплощённую в русской ментальности. Согласно национальным представлениям, жизнь отличается сложностью и противоречивостью, в ней много контрастов, она изменчива и сочетает плохое и хорошее. При этом русский человек привязан к жизни и ценит её, проявляя философское отношение к факту конечности своего бытия. Жизнь оценивается через её отношение к смерти: именно наличие смерти придаёт жизни смысл, заставляет человека творить добро, чтобы заслужить посмертную память и уважение.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Содержание
- ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Имена прилигательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Упражнение №2
- Решение
- К каким прилагательным можно подобрать антонимы и синонимы в сказке о рыбаке
- Проект: Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»
- Волжский класс
- Боковая колонка
- Рубрики
- Видео
- Книжная полка
- Малина для Админа
- Боковая колонка
- Опросы
- Календарь
- Канакина. 4 класс. Учебник №2. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, с. 28
- Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
- Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». По программе школа России
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Имена прилигательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Упражнение №2
Решение
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства.
Имена прилагательные, употреблённые в переносном значении:
Золотая (рыбка) – покрытая золотой чешуёй.
Сердитые (волны) – большие, высокие.
Чёрная (крестьянка) – бедная.
Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море.
Синонимы к именам прилагательным:
Ветхая (землянка) – старая.
Дорогой (откуп) – большой.
Ласковое (слово) – доброе.
Великое (чудо) – большое.
Грозная (стража) — зловещая.
Антонимы к именам прилагательным:
Дорогой (откуп) – дешёвый.
Ласковое (слово) – недоброе.
Великое (чудо) – маленькое.
Новое (корыто) — старое.
Устаревшие формы множественного числа имён существительных:
Жемчуга – драгоценности (жемчуг).
Палаты — жилые сооружения.
Вины – вино.
Вороты – ворота.
На посылках – на службе.
Очи – глаза.
Устаревшие слова:
Чупрун – чуб, хохол.
Кичка – старинный женский головной убор.
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Старче – старичок.
Источник
К каким прилагательным можно подобрать антонимы и синонимы в сказке о рыбаке
Проект: Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»
3.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы.
В 1830е годы Пушкин начинает писать
сказки для детей : «Сказку о рыбаке рыбке»
(1833), «Сказку о золотом петушке» (1834),
«Сказку о царе Салтане…» (1831) и др.
За сказочными образами, за волшебными
сюжетами, за происходящими чудесами и преображениями героев прочитываются и более глубокие проблемы и темы. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» взят из сборника сказок братьев Гримм. Пушкин легко и свободно заменил западноевропейский колорит народным русским.
« Сказка о рыбаке и рыбке » впервые напечатана в 1835
году в журнале «Библиотека для чтения».
— написана 14 октября 1833 года.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Прочитайте сказку. Какие имена прилагательные использовал А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке».
ветхая новое чёрная
вольная ласковое заморские синее царские золотая дорогой
Синее море, ветхая землянка,
Ветхая землянка — старая, дряхлая Золотая рыбка — драгоценная, прекрасная Ласковое слово- доброе слово Человеческий голос- людской Сварливая, проклятая баба — жадная, скупая Беленая труба- беленная Соболья душегрейка- соболиная Золотые перстни- дорогие, драгоценные
Разбитое корыто-… корыто
Ласковое слово- … слово
Старый невежа- …. невежа
Сердитые волны- …. волны
Ветхая землянка — старая землянка
Разбитое корыто- новое корыто
Ласковое слово- грубое слово
Великое чудо- малое чудо
Черная крестьянка — белая крестьянка
Черная буря- белая буря
Старый невежа- молодой невежа
Сердитые волны- добрые волны
Имена прилагательные в переносном значении
Сердитые (волны) – очень высокие волны
Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море
(Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами
Чёрная крестьянка – бедная крестьянка
Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный
Устаревшие имена существительные Ветхая землянка Владычица Душегрейка Заморский Землянка Корыто Парчовая кичка на маковке Печатный пряник Столбовая дворянка Тесовые вороты Черная крестьянка
Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность
Душегрейка- старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов
Заморский- привезенный из-за моря, заграницы
Землянка- жилье, вырытое в земле
Корыто- большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна
Парчовая кичка на маковке – старинный женский головной убор из парчи на голове
Печатный пряник- пряник с выдавленными узорами, знаками
Столбовая дворянка- потомственная дворянка
Тесовые вороты — ворота, сделанные из тонких обработанных досок
Черная крестьянка- простая непривилегированная крестьянка
Подумай Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?
Ответ: Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, именно такие прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер ( характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)
Какова роль прилагательных в речи?
Мы заметили, что особую красоту придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Источник
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Ноябрь 2021
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Канакина. 4 класс. Учебник №2. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, с. 28
Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Великий русский поэт А.С. Пушкин особенно строго относился к выбору слов в своих произведениях, в том числе и имён прилагательных. Именно поэтому его произведения считаются классическими и люди читают их по сей день.
1. Прочитайте сказку ещё раз. А теперь назовите имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. Возможно, к одному имени существительному вы найдёте несколько имён прилагательных.
Кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые воро́ты; дорогая соболья душегрейка.
2. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства.
Имена прилагательные, употреблённые в переносном значении:
Золотая (рыбка) – покрытая золотой чешуёй.
Сердитые (волны) – большие, высокие.
Чёрная (крестьянка) – бедная.
Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море.
Синонимы к именам прилагательным:
Ветхая (землянка) – старая.
Дорогой (откуп) – большой.
Ласковое (слово) – доброе.
Великое (чудо) – большое.
Грозная (стража) — зловещая.
Антонимы к именам прилагательным:
Дорогой (откуп) – дешёвый.
Ласковое (слово) – недоброе.
Великое (чудо) – маленькое.
Новое (корыто) — старое.
Устаревшие формы множественного числа имён существительных:
Жемчуги – драгоценности (жемчуг).
Палаты — жилые сооружения.
Вины – вино.
Вороты – ворота.
На посылках – на службе.
Очи – глаза
Чупрун – чуб, хохол.
Кичка – старинный женский головной убор.
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Старче – старичок.
Источник
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Выполнила: ученица 4 класса
МКОУ «Енапаевская СОШ»
1. Усвоить знания об имени прилагательном на примере произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1. Найти имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»;
2. Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы, антонимы и слова переносного значения;
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Имена прилагательные изменяются по родам (в единственном числе), числам, падежам.
Синее, ветхая, разбитое, морская, золотая, человеческий, ласковое, великое, новое, сварливая, кирпичная, белёная, дубовые.
Имена прилагательные с существительными (словосочетание)
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба; кирпичная, белёная труба; дубовые, тесовые вороты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Имена прилагательные в переносном значении
Устаревшие имена существительные
Почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?
Александр Сергеевич Пушкин употребил в сказке много старинных слов, а имена прилагательные, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)
Какова роль прилагательных в речи?
Прилагательные делают нашу речь красивой, выразительной, более точной.
Выполняя данный проект, мы заметили, что особую красоту ей придают прилагательные, которые были использованы автором. Прилагательные в предложении играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». По программе школа России
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект по русскому языку на тему: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»» ГБОУ СОШ № 852, учитель: Темченко Ольга Александровна
Цели проекта: 1.Определить какие имена прилагательные автор употребляет в сказке; 2.Найти имена прилагательные, относящиеся к одному имени существительному. 3.Определить имена прилагательные, употребленные в переносном значении; 4.Определить имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы и антонимы; 5. Выделить устаревшие слова и определить их значение.
План работы над проектом: 1. Перечитать сказку А.С Пушкина. 2. Найти имена существительные, которые употреблены в сказке вместе с именами прилагательными. 3. Подобрать имя прилагательное к имени существительному и записать полученные словосочетания. 4. Записать имена прилагательные, употребленные в переносном значении. 5. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать синонимы. 6. Выбрать и записать имена прилагательные, к которым можно подобрать антонимы. 7. Подчеркнуть устаревшие имена существительные и выяснить их значение. 8. Сделать выводы. 9. Подготовить иллюстрации к словосочетаниям. 10. Представить проект в классе.
Море синее глубокое Корыто неспокойное новое разбитое
Слово – ласковое, доброе, нужное. Сапожки – красные, кожаные, высокие. Ворота – тёсовые, дубовые, расписные.
Золотая Не простая Сварливая Проклятая рыбка старуха
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, сварливая баба, Словосочетания
Словосочетания кирпичная труба, тесовые ворота, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги,
Словосочетания вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Сердитые (волны) – очень высокие волны Золотая (рыбка) – рыбка покрытая золотистой чешуёй Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море (Пряник) печатный – пряник с оттиснутым рисунком или буквами Чёрная крестьянка – бедная крестьянка Прямой простофиля – доверчивый, несообразительный
Низкая (землянка) – высокий (терем) Чёрная (крестьянка) – столбовая (дворянка) Новое (корыто) – разбитое (корыто) Великое – маленькое ( чудо ) Дорогой – дешёвой ( ценой)
Чупрун – чуб, хохол Кичка – старинный женский головной убор Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни Старче – старичок
Предложение без прилагательного как торт без украшения. Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДВ-364903
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник