Апробация итогового сочинения в 11 классе

ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.

итоговое сочинение 2022-2023

Каким будет итоговое сочинение 2022/23

Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Каким итоговое сочинение было раньше

ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.

Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч). 

Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.

Каким же будет итоговое сочинение 2022/23

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. 

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:

itogovoe-sochinenie-2022-2023

Пример тем для итогового сочинения 2022/23, ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022/23: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Аналитическая справка

о результатах написания пробного итогового сочинения в 11 классе

МКОУ Мезиновской СОШ им.А.И. Солженицына в 2017-18 учебном году

Цель контроля: изучение уровня учебных достижений учащихся 11 классов по русскому языку и литературе, подготовка к итоговому сочинению (изложению)

Сроки: 14.11.2017г.

Методы контроля:

— анализ результатов апробации итогового сочинения (изложения) по

русскому языку и литературе в 11 классах

— собеседование с учителем- предметником

В соответствии приказом МКОУ Мезиновской СОШ им.А.И. Солженицына от 14.11.2017 № ______ «О подготовке и проведении пробного итогового сочинения (изложения)» в целях подготовки обучающихся 11-го класса к проведению итогового сочинения (изложения), ознакомления с тематическими направлениями для итогового сочинения (изложения), апробации организационного и технологического сопровождения итогового

сочинения (изложения), 14 ноября 2017 года была проведена апробационная работа.

В апробации сочинения (изложения) приняли участие 11 выпускников текущего года (100%).

Работа состояла из пяти тематических направлений.

Выбрали

( % )

«Верность и измена»

3

27

«Равнодушие и отзывчивость»

2

18

«Цели и средства»

2

18

«Смелость и трусость»

2

18

«Человек и общество»

2

18

Для получения «зачета» за сочинение необходимо получить «зачет» по

критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев

автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно

«зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое

количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются

все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении

объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю

работу отводится 3 часа 55 минут.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за

такую работу ставится «незачет».

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия

(например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или

в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного

замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный

материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику)

для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей

позиции. Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации

не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая

свой путь использования литературного материала; при этом он может показать

разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового

анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до

комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его

интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения

литературного материала, или в нем существенно искажено содержание

произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не

становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется

«зачет».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать

рассуждение на предложенную тему.

Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать

соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают

пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во

всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста

сочинения.

Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и

Различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе

речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во

всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные

ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что у 1 обучающегося (9%)

сочинение не соответствует первым двум критериям оценки и ему выставлен

«0» по всем пяти критериям, т.е. «незачет».

Анализ результатов итогового сочинения:

1.Выполнение требований к написанию сочинений:

Грамматические ошибки:

         — нарушение норм согласования и управления между словами в словосочетаниях, между членами предложения,

         — нарушение границ  предложения (при построении сложноподчиненных предложений, сложносочиненных предложений, бессоюзных предложений, сложных синтаксических конструкций),

         — неправильное построение предложений  с однородными членами. 

Орфографические ошибки:

— правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова,

— правописание приставок,

— правописание существительных с предлогами,

-правописание –н ,-нн в суффиксах  причастий,

— правописание производных  предлогов.

Пунктуационные ошибки:

— отсутствие запятых в предложениях с однородными членами,

— отсутствие запятых в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами,

— отсутствие запятых в предложениях с вводными словами,

— постановка лишних знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Критерии

1.Соответствие теме сочинения: 10 учеников-2 балла, не выполнил 1 ученик- Анцупов Максим

2.Аргументация. Привлечение литературного материала: 10 учеников -2 балла

В 6 работах присутствуют фактические ошибки.

3.Композиция. Логика рассуждения.

Отличаются композиционной цельностью -10 работ(2балла)

Нет нарушений внутри смысловых частей сочинения.

4.Качество речи.

Использовали разнообразную лексику, избегали штампов-5 человек(2балла)

Допустили грамматические ошибки-5учеников.

5.Оригинальность сочинения.

4человека-1балл

6.Речевые нормы.

Все ученики допустили более 4 речевых ошибок.

7.Орфографические нормы.

Орфографические ошибки(2-3)-4 человека (2 балла.)

Орфографические ошибки(4-5)-2 человека (1балл)

Более 5 ошибок- 4 человека.

8.Пунктуационные нормы.

Все ученики допустили более 4-5 пунктуационных ошибок.

Критерий

1

Критерий

2

Критерий

№3

Критерий

4

Критерий

№5

зачёт

10

10

10

5

5

незачёт

1

1

1

6

6

Десять учеников получили за сочинение «зачет». Анпов Максим не выполнил работу, получил «незачет».

Ров Егор, Рянцев Павел, Матова Анна, Шиин Артем получили «зачет» по 5 критериям. Шведов Степан, Сава Елизавета- «зачет» по 4 критериям.

Четыре человека- «зачет»по 3 критериям, кроме критерия «Качество речи» и критерия»Грамотноcть»

Вывод: результаты написания пробного итогового сочинения можно признать удовлетворительными (получили зачёт 91%), один учащийся не получил зачёта.

Рекомендации по результатам итогового сочинения:

учителю

  • На основе анализа итогового сочинения в  целях подготовки учащихся и 10, и 11 классов к итоговому сочинению  (изложению) рекомендуется:

— проанализировать и обобщить с учащимися  возможные пути – варианты раскрытия предложенных тем,

— сформулировать варианты  вступлений, основной части, заключений по разным темам.

  • В систему работы учителя на каждом уроке включить следующие виды упражнений, заданий:

— развёрнутые письменные ответы-рассуждения по прочитанному произведению;

— задания на редактирование грамматических и речевых, орфографических и пунктуационных ошибок в  работах учащихся;

-усилить работу на уроках русского языка и литературы по речевому оформлению текста, используя при этом различные грамматические конструкции, лексику и термины;

— на уроках русского языка и литературы по развитию речи организовать на достаточном уровнем работу с текстовой информацией, что должно обеспечить формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте;

-на уроках проводить виды чтения: поисковые (с ориентацией на отбор нужной информации), исследовательские и другие;

-совершенствовать гуманитарные навыки работы обучающихся со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой;

-проводить контрольные работы в формате итогового сочинения;

-спланировать индивидуальную работу с обучающимся, получившим «незачёт» по итоговому сочинению, с целью плановой сдачи сочинения в основные сроки

  • выявить и обсудить причины результатов учащихся, показавших низкий уровень по критериям оценивания сочинения;

  • спланировать методическую работу, направленную на оказание помощи учителям русского языка и литературы в повышении качества обучения;

  • подготовить методические рекомендации по совершенствованию навыков письменной речи учащихся при написании данного вида работы.

Классному руководителю 11 класса:

  • довести результаты пробного итогового сочинения до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей)

Справку рассмотреть на совещании при заместителе директора.

Зам. директора по УР Шарифуллина В.Х.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

Яшалтинский район Республика Калмыкия

Аналитическая справка по итогам проведения итогового сочинения

в 11 классе в 2021-2022 учебном году

B соответствии с приказом МО и Н РК «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Республики Калмыкия в 2021 – 2022  учебном году»  3  февраля  2022 года в Яшалтинском районе было проведено итоговое сочинение.

  Написание сочинения прошло в штатном режиме, без организационно-технических сбоев. Нарушений процедуры проведения зафиксировано не было. В ходе анализа сопроводительных бланков, бланков регистрации, бланков записи выявлено, что организаторы в аудиториях провели подробный инструктаж с участниками пробного сочинения, проверили правильность заполнения бланков.

Итоговое сочинение являются допуском к государственной итоговой аттестации.

Время написания – 3 часа 55 минут

В итоговом сочинении приняло участие  6  выпускников  МКОУ «Ульяновская СОШ»

  Экзаменационный комплект включал 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления):

123. Что значит – найти в жизни свою дорогу?

232. Согласны ли Вы с мнением, что  самое эффективное изобретение в истории – книга?

330. Когда эгоизм приводит к преступлению?

427. Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях?

526. Как связаны гражданский долг и счастье?

Темы сочинений разработаны Рособрнадзором в рамках пяти направлений:

  • 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
  • 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • 3. Преступление и наказание — вечная тема
  • 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
  • 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

6.1. Выбор тем участниками сочинения:

№ темы

Тема

Кол-во выбравших

123

Что значит – найти в жизни свою дорогу?

1

232

Согласны ли Вы с мнением, что  самое эффективное изобретение в истории – книга?

330

Когда эгоизм приводит к преступлению?

5

427

Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях?

526

Как связаны гражданский долг и счастье?

Опора на литературные произведения

Из использованных выпускниками произведений  большая часть относится к школьной программе, учащиеся использовали произведения, прочитанные самостоятельно из перечня произведений, рекомендованных педагогами по различным тематическим направлениям.

 Результаты проверки по критериям

К проверке по критериям оценивания допускались итоговые сочинения, соответствовавшие установленным требованиям. Требование № 1 «Объем итогового сочинения» с рекомендуемым количеством слов от 250. Требование № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения», которое предполагает отсутствие списывания из какого-либо источника или воспроизведения по памяти чужого текста.

Критерий №1 «Соответствие теме»: учащиеся продемонстрировали умение рассуждать на выбранные темы, выбрав путь ее раскрытия: ответ на вопрос, поставленный в теме; размышление над предложенной проблемой. Учащиеся опирались на ключевые слова темы, раскрывая её содержание. Однако по-прежнему треть учащихся часто пишут не о том, что предполагают заданные темы, а раскрывают содержание целого тематического  направления; учащиеся недостаточно чётко понимают значение терминов и нравственно-психологических понятий, заложенных в теме.

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»: выпускники строили свои рассуждения, доказывали свою позицию, привлекая для аргументации произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Учащиеся выбирали из текстов  такие образы-персонажи, взаимоотношения которых стали примерами для обоснования позиции выпускника; часть учащихся продемонстрировали умение сопоставлять героев и события из разных произведений.

Критерий №3 «Композиция. Логика рассуждения»: обучающиеся продемонстрировали умение логично строить свое высказывание, выдерживая композиционное единство сочинения-рассуждения: вступление (тезис), тезисно-доказательная часть, заключение (вывод). В основном выпускники аргументировали высказанные мысли, выдерживая соотношение между тезисом и доказательством. В работах логических нарушений  не просматривалось.

Критерий №4 «Качество письменной речи»: обучающиеся показали навыки правильного речевого оформления сочинений. Выпускники точно выражали мысли, используя разнообразную лексику и разнообразные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляли литературоведческие термины, избегая речевых штампов.

Критерий №5 «Грамотность»: 4 выпускников получили «незачет» по данному критерию. В работах  обучающихся допущены разные виды ошибок.

 Орфографические ошибки:

— правописание личных окончаний глаголов;

— правописание суффиксов различных частей речи;

— слитное, раздельное и дефисное написание слов;

— н-, -нн- в суффиксах различных частей речи;

— не-ни с разными частями речи;

— написание предлогов и союзов;

— правописание производных предлогов;

— правописание корней с чередованием;

— правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Пунктуационные ошибки:

— знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями;

— знаки препинания в предложениях с однородными членами;

— знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

— пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи;

— знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Грамматические ошибки:

 — нарушение согласования и управления в словосочетании;

 — построение предложения с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами; — нарушение границ предложений;

— нарушение согласования определений с определяемым словом;

— нарушение связи между подлежащим и сказуемым; — нарушение построения сложного предложения;

— нарушение построения предложений с прямой и косвенной речью.

Введение итогового сочинения связано с выявлением уровня сформированности метапредметной коммуникативной компетенции обучающихся. Учащиеся в работах определяли свою жизненную позицию, отношение к морально-этическим проблемам, умение рефлектировать на основе прочитанного текста.

Выпускное сочинение – это проверка умение письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на уроках по всем предметам учебного плана.

Выводы:

1. Анализ сочинений показал, что у учащихся 11 классов сформированы умения:

— рассуждать на выбранные темы;

— размышлять над предложенной проблемой;

— строить высказывания на основе связанных с темой тезисов;

— аргументировать, избирая свой путь использования литературного материала;

— логично строить свое высказывание.

Результаты итогового сочинения указывают на необходимость дальнейшего совершенствования умений обучающихся точно выражать свои мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции. Недостаточно развитыми остаются навыки грамотного письма. В работах допущены разные виды ошибок: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические. При подготовке к итоговому сочинению учителям русского языка и литературы  необходимо учить выпускников правильно «видеть» ключевые слова темы, отбирать литературоведческий материал для анализа, акцентировать внимание на выборе более точных литературных примеров; работать над композицией сочинения, обучать приемам работы над вступительной и заключительной частями сочинения, способам аргументации. Нацеливать учащихся на осмысленную формулировку тезиса, логичность доказательств и связанный с тезисом вывод. Выпускники в сочинении должны продемонстрировать собственное видение проблемы. Совершенствовать речевое оформление сочинения, учить пользоваться орфографическим словарем.

2. Работу по подготовке и проведению итогового сочинения считать удовлетворительной.

Рекомендации:

  1. Реализовывать план деятельности учителей различных предметов по формированию метапредметной коммуникативной компетентности обучающихся:

С этой целью на уроках учителя-предметники должны учить школьников анализировать тексты, т.е. формировать навыки смыслового чтения:

1) видеть их целевую установку;

2) выявлять способы создания текста;

3) определять коммуникативную задачу (извлекать главную информацию, понимать, что такое тема, микротема; понимать композиционный замысел);

4) анализировать отбор лексики в данном тексте (выявлять ключевые слова), риторических приемов;

5) определять связи между вступлением и заключением; определять границы смысловых частей и т.п.;

6) включать в учебный процесс задания по созданию связных текстов.

2. Учителям русского языка и литературы учить учащихся редактировать собственный текст; работать с наиболее распространёнными речевыми ошибками:

-употребление слова в несвойственном ему значении;

-употребление иностилевых слов, канцеляризмов, речевых штампов;

-смешение лексики разных исторических эпох;

-употребление лишних слов (плеоназм);

-речевые повторы (тавтология);

-порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения;

-необоснованный пропуск слова.

  1. Провести апробацию итогового сочинения в 10 классе по завершении учебного года.

Справку составила руководитель ШМО учителей-филологов Киосева Е.Н.

Слайд 1

Описание слайда:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ г. ПЕРМЬ
Инструкция для ответственных за проведение апробации в МСУ, ОО, технических специалистов МСУ, ОО



Слайд 2

Описание слайда:

Содержание.

Программное обеспечение. Схема передачи ПО.
Сроки апробации.
Обязанности Технического специалиста МСУ по передаче ПО.
Обязанности технического специалиста ОО:
В ходе подготовки к апробации.
В ходе проведения сочинения (изложения) и обеспечения проверки. *
* Инструкция по сканированию бланков размещается отдельным файлом.


Слайд 3

Описание слайда:

Цель апробации
Целью организации апробации проведения итогового сочинения (изложения) в выпускных классах образовательных организаций среднего общего образования (далее ОО) является отработка технологических (организационных и информационных) решений по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения).


Слайд 4

Описание слайда:

Программное обеспечение
Для проведения апробации сочинения (изложения) всем муниципальным органам управления образования, образовательным организациям НЕОБХОДИМО УСТАНОВИТЬ ОТДЕЛЬНУЮ АПРОБАЦИОННУЮ ВЕРСИЮ ПО ПЛАНИРОВАНИЕ ГИА ВЕРСИИ 9.04
Важно!!! Версия 9.04 устанавливается в ОО на компьютер, с которого предполагается печать комплектов бланков для участников апробации сочинения (изложения), и используется однократно только в период апробации. После 24.11.2014 апробационную версию «Планирование ГИА 9.04» необходимо удалить».


Слайд 5


Слайд 6

Описание слайда:

Схема передачи ПО


Слайд 7

Описание слайда:

План проведения апробации
Даты: 17.11.2014 – 24.11.2014


Слайд 8

Описание слайда:

Технический специалист МСУ:
1. Получает из РЦОИ через защищенную сеть файл-ключ для запуска программы ПЛАНИРОВАНИЕ ГИА ВЕРСИИ 9.04.
2. Берет на сайте РЦОИ инструкции и Дистрибутив программы ПЛАНИРОВАНИЕ ГИА ВЕРСИИ 9.04. http://kraioko.perm.ru/ege/composition/
3. Устанавливает программу, экспортирует файлы — ключи для ОО и передает их техническим специалистам ОО на внешних носителях вместе с инструкциями и дистрибутивом программы Планирование ГИА версии 9.04.


Слайд 9

Описание слайда:

Технический специалист ОО:
1. Получает в МСУ инструкции, дистрибутив и файл — ключ для запуска программы ПЛАНИРОВАНИЕ ГИА ВЕРСИИ 9.04.
2. Устанавливает программу ПЛАНИРОВАНИЕ ГИА ВЕРСИИ 9.04 на компьютер, с которого предполагается печать комплектов бланков для участников апробации сочинения (изложения).
3. Не позднее, чем за день до проведения апробации, печатает комплекты бланков с использованием ПО ПЛАНИРОВАНИЕ ГИА ВЕРСИИ 9.04;


Слайд 10

Описание слайда:

Печать бланков сочинения(изложения)
1. Программный комплекс устанавливается только на один компьютер с которого будет осуществляться печать бланков.
2. Печать бланков осуществляется на принтер, который установлен по умолчанию.
3. На уровне ОО возможна только односторонняя печать бланков.


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14

Описание слайда:

Требования к печати бланков
Машиночитаемые бланки подлежат дальнейшей компьютерной обработки, поэтому важно осуществлять печать на:
качественной бумаги формата А4;
картридж должен быть исправен, заправлен;
печать должна быть качественная (без полос, затемнений, яркая).


Слайд 15

Описание слайда:

Технический специалист ОО:
4. Не позднее, чем за день до проведения апробации, тиражирует форму ИС 05. Количество распечатанных форм должно соответствовать количеству аудиторий проведения сочинения (изложения) в данной ОО.


Слайд 16

Описание слайда:

Форма ИС – 05 Ведомость проведения итогового сочинения (изложения)
Заполняется по мере принятия материалов от участников. Контроль явки участников, не закончивших сдачу сочинения (изложения), принятых от участников материалов.
Хранится вместе с оригиналами бланков участников.


Слайд 17

Описание слайда:

Технический специалист ОО:
5. Форма ИС 06 тиражируется в количестве, необходимом для экспертов комиссии образовательной организации .


Слайд 18

Описание слайда:

Форма ИС – 06 Протокол проверки итогового сочинения (изложения)
Заполняется экспертом в ходе проверки сочинений (изложений).
Служит для учета работ, которые были проверены экспертом. Может использоваться при переносе результатов проверки в оригиналы бланков регистрации участников.
Хранится вместе с оригиналами бланков участников.


Слайд 19

Описание слайда:

Технический специалист ОО:
6. Решение о тиражировании других, доступных в данном меню форм, принимает комиссия образовательной организации по проведению итогового сочинения(изложения).
.


Слайд 20

Описание слайда:

Технический специалист ОО:
В день проведения итогового сочинения (изложения)
Не менее, чем за 15 минут до начала проведения итогового сочинения (изложения) скачивает, печатает темы итогового сочинения и передает их руководителю ОО.
По окончании итогового сочинения (изложения) получает у руководителя ОО оригиналы бланков и организует их копирование:
Копирование бланков производится с учетом заполнения бланков с одной или с двух сторон. Копирование комплектов бланков каждого участника производится последовательно. Основные и дополнительные бланки участника должны идти друг за другом.
После копирования технический специалист передает оригиналы бланков руководителю ОО, копии бланков итогового сочинения (изложения) и протоколы проверки передает членам комиссии для дальнейшей работы.


Слайд 21

Описание слайда:

Сканирование бланков осуществляется с помощью специализированного ПО, которое будет размещено на сайте http://kraioko.perm.ru/ege/composition/ до 21 апреля 2014 г.


Слайд 22

Описание слайда:

При создании инструкции использованы методические материалы Рособрнадзора, ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», ФГБУ «Федеральный центр тестирования»


Школьники напишут итоговое сочинение по новым правилам. Что изменится?

Чуть больше недели остается до 7 декабря, когда ученики 11 классов российских школ будут писать итоговое сочинение, которое ввели в школах с 2014 года. Успешное написание сочинения означает допуск к сдаче Единого госэкзамена. Написал на «зачет» — добро пожаловать на ЕГЭ. Не написал или не смог прийти? Не беда. Будет еще две попытки — 2 февраля и 4 мая 2023 года. В этом году выпускников ждут изменения: больше не будут заранее публиковаться открытые тематические направления. Комплекты тем итогового сочинения будут формироваться по-новому.

Как было

До сих пор Федеральный институт педагогических измерений, ответственный, кстати, и за разработку заданий ЕГЭ, заранее публиковал направления тем сочинения — в открытом доступе. Ученик приходил на экзамен и получал пять тем — по одной из каждого направления, выбирал одну и «творил». При этом в «багаже», как правило, уже были наработки по каждой теме: опубликованные направления подсказывали приблизительную тематику и можно было прикинуть, о чем писать на экзамене.

— Раньше ежегодно перед началом учебного года мы публиковали пять открытых тематических направлений итогового сочинения, — рассказали «РГ» в Рособрнадзоре. — В рамках этих направлений разрабатывались конкретные темы, о которых школьники узнавали только в день сочинения. Для каждого часового пояса давалось пять тем на выбор, по одной от каждого направления.

Учителя и эксперты отмечали: из года в год темы перекликались, можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов — списками литературы, рекомендуемой для раскрытия темы. Да и сами темы были похожи.

Как будет

Теперь же все темы, разработанные за годы проведения итогового сочинения, включены в закрытый банк тем. Сейчас их более 1,5 тысячи, и банк будет пополняться новыми. Перед началом учебного года теперь можно будет узнавать названия разделов и подразделов этого банка, почитать комментарии к ним. Направления тем этого года, конечно, уже известны: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»; «Семья, общество, Отечество в жизни человека»; «Природа и культура в жизни человека».

— Школьники смогут выбирать уже не из пяти, а из шести тем: в комплекте будет по две темы из каждого раздела банка, — уточнили в Рособрнадзоре.

На итоговое сочинение отводится 3 часа 55 минут, написать нужно не менее 250 слов, но рекомендуемый объем — 350. Можно и больше, но строго следуя теме. Вот что пишут эксперты ФИПИ: Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

Рекомендуемый объем − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачет».

Разделы и подразделы банка тем итогового сочинения на 2022/2023 учебный год

№1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  • 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
  • 1.3. Познание человеком самого себя.
  • 1.4. Свобода человека и ее ограничения.

№2 Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
  • 2.2. Человек и общество.
  • 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

№3 Природа и культура в жизни человека

  • 3.1. Природа и человек.
  • 3.2. Наука и человек.
  • 3.3. Искусство и человек.

Образец комплекта тем

  • Тема 112 — Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
  • Тема 204 — Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
  • Тема 301 — Семейные ценности и их место в жизни человека.
  • Тема 409 — В чем может проявляться любовь к Отечеству?
  • Тема 505 — Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • Тема 610 — Чему человек может научиться у природы?

28 октября 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Рособрнадзор опубликовал методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году.

→ Методические рекомендации: mr-its22-23.pdf
→ Правила заполнения бланков: pravila-blank.pdf

С 2022/23 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.

При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:

→ соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;

→ соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

→ соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);

→ нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

→ соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

→ быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем.

→ Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
→ Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
→ Семейные ценности и их место в жизни человека.
→ В чём может проявляться любовь к Отечеству?
→ Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
→ Чему человек может научиться у природы?

Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?» (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести.

Образцы бланков

Документы по итоговому сочинению 2022/23


На сегодня эта публикация уже заработала 40,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткое содержание:

  1. Что изменится в написании итогового сочинения 7 декабря
  2. Направления и темы итогового сочинения от ФИПИ в 2022-2023 году
  3. Дата проведения итогового сочинения в 2022-2023 году
  4. Сколько времени дается на итоговое сочинение в 2022-2023 году
  5. Обсуждение

В 2022 году выпускников ожидают изменения в написании итогового сочинения 7 декабря. Итог написания – это допуск к ЕГЭ.

Что изменится в написании итогового сочинения 7 декабря

Вместо пяти тем будет шесть из три разделов: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». Из каждого блока будет предложено по две темы, пишет Парламентская газета.

Точные темы 11-классники узнают за 15 минут до начала написания. Время на сочинение дается 3 часа 55 минут. Если ученик не напишет с первого раза, то у него есть две попытки его пересдать. Особым учащимся разрешат писать изложение.

По советам экспертов, лучше использовать не более 350 слов в сочинении. Если менее 250 слов, то последует незачет.

И, конечно, сочинение должно быть уникальным, а не скопированным с чужого или сайтов.

Оценивается сочинение по пяти критериям, цитирует издание секретаря ФИПИ Елену Зинину:

Оценивается итоговое сочинение по пяти критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. В этом году критерии оценивания не изменились.

В 2023 году в сочинении будет больше тем по истории России и меньше из иностранной литературы.

Списков литературы, которые можно использовать, не существует.

Такого списка нет, это вся Библиотека Ленина, — сказала эксперт.

По ее словам, никто не запрещает в сочинении ссылаться на песни, сказки, фильмы и даже комиксы.

На итоговую оценку за сочинение будет влиять качество письменной речи и грамотность.

На сто слов допускается не более 5 ошибок, причем всех — орфографических, пунктуационных, грамматических. При этом не очень грубые ошибки даже не будут учитываться, например,

Шекспировская пьеса надо писать с маленькой буквы, но если написано с большой — это не грубая ошибка, — сказала Зинина.

Направления и темы итогового сочинения от ФИПИ в 2022-2023 году

В 2022-2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые уже использовались в прошлые годы (всего их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

На сайте ФИПИ перед началом учебного года были размещены разделы и подразделы банка тем итогового сочинения.

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества;

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом;

1.3. Познание человеком самого себя;

1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции;

2.2. Человек и общество;

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек;

3.2. Наука и человек;

3.3. Искусство и человек.

Помимо этого был также опубликован образец комплекта тем.

Дата проведения итогового сочинения в 2022-2023 году

Несмотря на то, что направления тем публикуются заранее, конкретная тема становится известной за 15 минут до начала экзамена. Итоговое сочинение оценивается «зачет» или «незачет». Получившие «незачет» не допускаются к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) допускают только выпускников, получивших «зачет».

По информации Рособрнадзора, в 2022-2023 учебном году итоговое сочинение пройдет:

  • основной срок — 7 декабря 2022 года (среда)
  • дополнительный срок — 1 февраля 2023 года (среда)
  • дополнительный срок — 3 мая 2023 года (среда)

Чтобы принять участие в сочинении (изложении), нужно подать заявление директору школы не позднее, чем за 2 недели до даты проведения. Для детей-инвалидов и учеников с ограниченными возможностями вместо сочинения проходит итоговое изложение. При этом темы (направления) не меняются. Сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Сколько времени дается на итоговое сочинение в 2022-2023 году

На написание итогового сочинения дается 3 часа 55 минут (235 минут). Для лиц лиц с ОВЗ, детей — инвалидов, инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, время итогового сочинения (изложения) увеличено на 1 час 30 минут (90 минут).

Источник kurer-sreda.ru

  • Аппликация на тему русские народные сказки
  • Аппликация на тему осенняя сказка
  • Аппликация на тему геометрия в сказках
  • Аппликация к сказке рукавичка
  • Аппликация из геометрических фигур на тему сказка