Аргумент легкое дыхание декабрьское сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • По рассказу Легкое дыхание

Сочинение по рассказу Легкое дыхание Бунина

Изучая школьную литературу, обязательным к прочтению является рассказ Ивана Бунина «Легкое дыхание». Такое внимание ему уделено не случайно, так как за легким к прочтению рассказом скрывается актуальная во все времена проблема взросления и переходного возраста, любви и влюбленности.

Главными героями рассказа Бунина являются Оля Мещерская, девочка из благополучной, обеспеченной семьи, на этот момент уделено особое внимание автором «…не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей!», с ноткой зависти произнесла начальница гимназии. Девочка описывается в рассказе как, шаловливая проказница, которая любит детей, не стыдиться бегать и веселиться и не стремится к чопорности, которая присуще девочкам-ровесницам. Автор не случайно выделяет моменты, в которых говорится, что Оля не стремится стать взрослой, хотя она уже и сформировалась практически как взрослая девушка, и на нее обращают внимание мужчины.

Противоположностью ей в рассказе выступает классная дама Оли, которая навещает могилу девочки, немолодая женщина, имеющая четкие убеждения по поводу того, каким должно быть поведение девушки. Случайно услышав на перемене разговор Оли с подружкой, классная дама прониклась новой идеей и со свойственной ей идейностью, начала жить новой выдумкой.

Есть в этом рассказе еще один герой, это Алексей Михайлович, казачий офицер достаточно взрослого возраста, который стал жертвой красоты и юности главной героини. Когда Оля была одна дома, Алексей Михайлович вступил с ней в отношения, который казались ему серьезными. События, происходящие в рассказе, привели к трагедии, которую, возможно было бы избежать. Если бы взрослый офицер не поддался своим чувствам и смог сдержать свои эмоции.

Таким образом, автор рассказывает историю, которая имеет поучительную сторону. Как по-разному оценивается, происходящее юной красавицей Олей и взрослым офицером. Для главной героини это просто приключение, невозможность проконтролировать свои чувства, непонимание своих эмоций, любознательность, которая завела ее слишком далеко. Алексей Михайлович же подошел к произошедшему со всей серьезностью взрослого человека и хотел бы видеть Олю своей женой. Но героиня не была готова на такие серьезные отношения и в своем дневнике она написала, что чувствует отвращение и не сможет это пережить. Это оскорбило честь и достоинство офицера, а может просто задело самооценку, что и подтолкнуло его нажать на курок и совершить преступление. Рассказ легко читается, но пронизан довольно сложной проблемой взросления и отношений. Насколько беспечна юность и как строга к ней взрослая жизнь, рассказ Ивана Бунина должен заставить молодых людей задуматься и не спешить «нырять» в омут с головой, ведь для каждого дела всегда свое время и не стоит опережать его, чтобы не случались такие трагедии.

2 вариант

Главная героиня рассказа «Легкое дыхание» — Оля, наверное, попала не в свое время. Точней, она попала не в свою страну! Просто она очень стремилась быть женственной, что казалось её учителям слишком ранним развитием, её ещё и ругали. Хотя ругала, конечно, старая дева, которая могла ей просто завидовать. По крайней мере, Оля точно её раздражала и своими заколками дорогими, и своей молодостью с красотой! Мадам сама ей говорит, что Оля, конечно, уже не девочка, но уже не женщина, поэтому женские прически, например, ей нельзя делать. То есть Ольга ни то, ни сё? Уже из одной группы вышла, а до другой ещё не доросла? Подросток! Но Ольга уже сразу стала женственной… Говорили ещё, что у неё роман с гимназистом, которого она совсем замучила своим переменчивым настроением.

В тексте говорится, что с самого начала Оля Мещерская опережала своих сверстников, хотя внешне сначала и не выделялась. Её больше всего любили, она лучше всех каталась на коньках, танцевала, веселилась, радовалась жизни. Всегда нарядная, улыбчивая с блеском в глазах. Ей хотелось во взрослую жизнь – быть настоящей прекрасной женщиной.

Так вот, если бы Оля родилась на каком-нибудь Востоке, а точней – в стране, где женщине не нужно получать образование, то она бы уже, наверное, к четырнадцати годам была б выдана за какого-нибудь старика. Вот стала бы женой, или хотя бы одной из жен в гареме. И никаких бы проблем, то есть она б получила то, о чем мечтала в гимназии. Хотя я не удивлюсь, что в такой ситуации она бы, наоборот, стала мечтать об учебе, говорить о правах женщин, бороться за них, возможно. И она опять стала бы не такой, как все. На неё бы с восхищением смотрели младшие жены, но с завистью – старшие.

Даже если б ей нашли в этом рассказе жениха, разрешили бросить учебу, то она б не была окончательно довольна. В принципе, это нормально – развитие и эволюция. Главное – понимать, что ты в любой ситуации будешь чем-то недоволен: и в лачуге, и во дворце. Но лучше беспокоиться, куда вложить деньги, а не о том, где их взять, чтобы просто поесть. И радоваться тому, что есть!

Могилу Мещерской сделали местом романтического поклонения. Именно здесь предпочитали читать грустные стихи… Она просто стала символом романтики, молодости, женственности. Жаль её, а ещё жаль, что она слишком рано запуталась в отношениях с мужчинами. Ей нужен был бы мудрый совет и лучше женский, а ей только нравоучения читали.

Сочинение 3

Я так поняла, что Оля Мещерская для своего времени стала акселератом. Она развивалась быстрее, чем другие. Сначала, как бывает, была обычной девчонкой, которую и не запомнишь толпе таких же гимназисток. Но уже скоро у неё развилась женская фигура, но даже не в том дело… У неё появилось женское кокетливое отношение к окружающим – особенно к мужчинам.

Автор, по-моему, восхищается ей. Она изящная, каждое движение у неё само получается красиво и грациозно. Она не старается себя показать в каком-то лучшем свете, не красится слишком, не надевает вычурных платьев, но всё в ней женственно и красиво. Хотя классная дама в разговоре с ней заостряет внимание на том, что прическа у Оли слишком уж женская, что гребни у неё слишком дорогие… Сама Ольга делится с подругой, что прочла в одной папиной книге признаки истиной женской красоты. (Сейчас подобные можно найти в Интернете.) Стройность, страстные глаза, улыбка и подобное… Но самым странным было «лёгкое дыхание». Хотя, с другой стороны, изящная женщина ведь не должна сопеть, ведь это любую «картинку» испортит. Оля нашла у себя все признаки по списку, даже лёгкое дыхание.

Так вот, она так рано повзрослела. Она бросилась в эту взрослую жизнь… Сейчас многие не хотят взрослеть – одеваются несерьезно, смотрят мультики, живут у родителей, всё учатся, не работают. А тут ей уже хотелось покорять мужчин. Несмотря на то, что первый опыт получился не самым приятным. Она сама так призналась в своём дневнике. Её сбил с пути сосед – Алексей Михайлович. Зачем-то она говорила, что он ей важен и подобное, играла своей красотой. А на самом деле, она его презирала, замуж за него не собиралась, он стал ей даже противен. И узнав это, он застрелил её!

Я думаю, что у неё не было достаточной житейской хитрости, чтобы понять, с кем можно говорить на такие темы. Чтобы понять, что с людьми не надо играть! Ей жизнь дала красоту слишком рано, это лёгкое дыхание сбило и её саму, и её любовника… Не нашлось у неё опытной подруги, мудрого советчика. Жаль её, но, кстати, она стала кем-то вроде идола для гимназисток. К её кресту приходит даже старая дева – учительница, мечтая и у себя открыть лёгкое дыхание.

Сейчас девочки тоже рано красятся, но весь мир изменился – всё раньше происходит. Оля уже не было бы совсем особенной, только, может быть, особенной со своим вкусом и стилем. Жаль мне её. Рассказ будит противоречивые чувства, но это основное.

11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Легкое дыхание

По рассказу Легкое дыхание

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Паустовского Подарок

    Наступает осень, и герои рассказа жалеют об уходящем лете. Рассказ идет от лица автора, который вспоминает необычный осенний подарок, принятый от внука лесника Вани. Молодая березка, по словам Вани

  • Сочинение Анализ рассказа Сны Чанга Бунина

    Каждая прочтенная страница рассказа И. Бунина Сны Чанга — это невероятно искреннее сопереживание героям. При этом автор дает понять, что душа есть у всех живущих на земле, не важно, человек это или животное

  • Сочинение Игры моего детства

    Игры были важной частью моей жизни в детстве. Свободного времени было много и нужно было как-то развлекать себя. Но с возрастом я поняла, что эти развлечения повлияли на становления меня и развили во мне определенные качества.

  • Сочинение по поэме Божественная комедия Данте Алигьери

    «Божественная комедия» Данте Алигьери является самым известным художественным произведением европейской средневековой литературы. В нём автор сумел не только объединить сюжетное повествование и поэтический стиль

  • Отношение Чичикова к помещикам (Мертвые души)

    Главный герой поэмы «Мертвые души», Павел Чичиков, путешествует по поместьям с целью совершить сделки. На протяжении своего пути он встречает разных людей, к которым по-разному относится.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Бунин
  4. По произведению Легкое дыхание

Сочинение по произведению Легкое дыхание Бунина

В своем рассказе Легкое дыхание Бунин описывает историю Оли Мещерской – молодой девочки гимназистки, которая трагически погибает от казачьего офицера. История Бунина по большей части рассказывает об уничтожении молодости, о том как молодость уничтожается тяжестью бытия.

Удивительным образом в этом мире, где давно понятно и многие выяснили – красота и нежность являются самыми ценными, именно такое легче всего подвергают разрушению и уничтожают.

Оля Мещерская была особенной девочкой, она рано сформировалась и в связи с этим получила почитание поклонников, которые также возвышали ее самомнение и самоуважение. Оля была воплощенной красотой молодости и стремилась к красоте, об этом свидетельствуют и заключительные строки про легкое дыхание.

История эта банальна. Женщиной Оля становится благодаря «стараниям» престарелого, ну или, как минимум, довольно возрастного брата классной дамы из гимназии Мещерской. После этого она охмуряет офицера, которого после этого отвергает и в итоге офицер стреляет в нее.

О чем хотел сказать Бунин в этом рассказе? Вероятно, он размышлял над смесью красоты и пошлости, которая бывает в этом мире. Интересным образом преобразуется эта банальность в лице классной дамы, которая после этого начинает ходить на могилу к Мещерской и создает нечто собственной традиции почитания гимназистки.

Моложавая начальница школы становится почитательницей той молодости и красоты, которая осталась после Оли Мещерской. Вероятно, в каком-то смысле только так возможно запечатлеть красоту, только так она остается в вечности, но, тем не менее, остается непонятным, как такое жизненное и радостное, может быть погибшим.

Именно об этом и размышляет классная дама, именно об этом размышляет и Бунин, который недаром употребляет такой образ как легкое дыхание. Оно эфемерно и не удерживается длительный период в этом мире. Легкое дыхание только на некоторые мгновения остается сконцентрированным в некоторой форме, но после этого растворяется в мире и становится просто частью остального воздуха.

Подобным образом и юная гимназистка только на незначительный период появляется в этом мире, в мире, где властвуют плебейского вида казацкие поручики и престарелые друзья семьи, которые только и наслаждаются этой красотой. В мире, в котором красота может остаться сколько бы длительный период только в сознании экзальтированных классных дам.

Вариант 2

В марте 1916 года всем известный Иван Алексеевич Бунин закончил над написанием рассказа «Лёгкое дыхание». Оно повествует нам о трагичной судьбе юной девушки – Оли Мещерской, которой пришлось лишиться жизни всего за один проступок, который она, кстати, совершила не совсем осознанно и даже не понимала, что идёт кривой и неверной дорожкой. Подробнее разберём это.

Оля Мещерская – девушка лет шестнадцати, из дворянской семьи, получает образование в гимназии. Из черт характера можно отметить живость, желание жить ярко и незабываемо, но также ветреность, некую наивность и даже безответственность. Это мы видим в словах «…портрет с радостными, поразительно живыми глазами…». Читателю также известно, что Оля в подростковый период становится неописуемо красивой: «… в пятнадцать она была уже красивой…», «…она из числа хорошеньких…»

Как и у каждой другой семьи, у семьи Мещерских есть друг, а точнее друг отца – Алексей Михайлович Малютин – статный пожилой офицер, лет пятидесяти. Также он является братом директрисы гимназии, в которой и учится Оля. Можно подумать, как он влияет на весь рассказ и почему он в числе главных героев, но, все сомнения у вас сейчас же рассеются.

В один раз, когда Малютин вновь посещал семью Мещерских, они остались дома наедине с Олей. И там всё доходит до близости пожилого, но притяжательного офицера и юной девушки, которая так мало ещё осознаёт. После этого случая Оля возненавидела Малютина. При этом всём, в те времена дворянке грозила потеря репутации, если она имела связь с мужчиной в столь юном возрасте, да и ещё с мужчиной, который в несколько раз её старше. Тут читатель сразу чувствует отвращение по отношению и к самой Оле, и к Алексею Михайловичу.

Как таковой любви здесь нет. Даже когда Оля выходит замуж за неприметного казачьего офицера она говорит ему о том, что никогда его не любила и о том, что у неё была связь с Малютиным. Тот, в порыве гнева, убивает её на вокзале в толпе людей, когда Мещерская его провожала. Перед гибелью, Оля дала прочитать страницу из её дневника, которая была посвящена тому ужасному дню. Там всё и выясняется. Сначала Малютин и Мещерская мило беседовали, гуляли по саду, но, несчастье, Оле стало нехорошо и она прилегла к себе на кровать. Малютин, как уже можно понять, воспользовался её положением. Сначала он целовал её в руки, а потом перешёл и к губам.

Малютин хоть и хотел сделать Оле предложение руки и сердца, но он не любил её искренне, он любил её лишь за юную плоть.

Я считаю, что в данном рассказе не идёт речь о чистой и настоящей любви. Полагаю, что Иван Алексеевич хотел донести до нас лишь ту мысль, что не важен так возраст влюблённых, как чувства между ними. Многие и в современности считают, что не может быть мужчина намного старше девушки, или наоборот. Никто ведь не знает как закрутится жизнь, главное это найти действительно своего человека, которого вы полюбите душой, а не телом и это вы обязательно почувствуете.

По произведению Легкое дыхание

По произведению Легкое дыхание

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Как стать чемпионом школы (по плаванию, футболу, бегу) 7 класс

    Что бы стать чемпионом в школе по плаванию, для этого потребуются усердные тренировки. Уж точно не стоит пропускать тренировки, заниматься этим видом спорта как можно чаще. Стоит поставить перед собой цель, чего ты хочешь, и идти к этой цели.

  • Описание комнат и интерьеров в романе Преступление и наказание

    В романе «Преступление и наказание» нет ничего случайного, каждая деталь наполнена особым смыслом, помогает раскрытию авторского замысла. Описание интерьеров, в которых мы видим героев произведения, прежде всего, резонирует

  • Сочинение Роль языка в жизни общества 5, 9 класс рассуждение

    Всем известно, что каждая страна имеет свой язык и свою культуру. Язык формировался столетиями и формируется до сих пор. Есть очень маленькие страны и племена, где на отдельном наречии говорят всего семь человек, либо пятьдесят человек

  • Сочинение Что значит «принести мечту в жертву»?

    Выражение «приносить в жертву что-либо» означает осознанный отказ от чего-либо в пользу другого. Иными словами, если человек говорит, что он что-то принес в жертву, то это значит, что он отказался от реализации своих стремлений ради иных вещей.

  • Александр 1 в романе Война и мир характеристика образ

    В начале романа Александру 28 лет. Он еще молод, но уже давно не юн и незрел. Внешность государя описывается приятной наружностью, пышущей молодостью и императорским величием. По характеру он – благородный рыцарь

(353 слова) Как правило, человек стремится контролировать свои эмоции. Это умение и отличает его от животных. Но бывают такие сильные и важные чувства, которые заставляют нас разорвать все оковы рассудка и принять импульсивное решение. Что же это такое? Классическая литература даст искомый ответ.

Проблема разума и чувств была затронута И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Базаров был очень рассудительным человеком, который не был склонен к экзальтации. Он всегда контролировал себя и не испытывал сильных чувств. Но все изменилось, когда он встретил Анну Одинцову — прекрасную женщину, которая отвечала всем его требованиям. Анна была не только красива, но и умна. Евгению нравилось общаться с ней, видеть в ее глазах понимание. Он и не заметил, как влюбился. Конечно, он не хотел признавать власть любви над собой. Он же был нигилистом, отрицающим силу эмоций. Однако разум оказался беспомощным наедине с такой сильной любовью. Евгений так и не сумел справиться со страстью и во всем признался Анне, придавив свое самолюбие железной пятой. Над любовью у него власти не было.

Но не только дела сердечные не контролируются умом. Сильный гнев тоже лишает человека рассудка, хоть и на время. Например, И.А. Бунин в рассказе «Легкое дыхание» описал историю трагической гибели Оли Мещерской. Гимназистка стала жертвой совращения и начала вести аморальный образ жизни, чтобы компенсировать нанесенную обиду. Она кружила головы мужчинам, сводила их с ума обещаниями, но ничего не давала взамен и открыто издевалась над их чувствами. Ее опасная игра привела к неожиданной развязке: офицер, которого она унизила своим признанием во лжи и отказом, выстрелил в нее прямо на вокзале. Он не стерпел оскорбления, ведь Оля сначала обещала выйти за него замуж, клялась в любви, а потом сказала, что всего лишь посмеялась над ним и ничего не чувствовала. Гнев ослепил офицера, он убил девушку на глазах у всех. Разум не смог сдержать его ярость.

Таким образом, сильные чувства вроде любви и гнева не поддаются контролю рассудка. Порой мы понимаем, что нам лучше не проявлять эти эмоции, но ничего не можем с собой поделать. Сердце берет власть в свои руки и диктует нам линию поведения, которая далека от расчета и планирования, зато лишена обмана и фальши. Это именно то, что мы хотим сделать. 

Тезисы и цитаты

  • Однажды, сделав выбор, в жизни свой.. Мы платим за него, большой Ценой… (Юрий Колчак);

  • В жизни всегда есть выбор! Действуй или убегай. Прощай или мсти. Люби или ненавидь. Но только не бездействуй! (Бернард Вербер);

  • Выбирай то, что ты хотел бы сделать, невзирая ни на какие последствия. (Ошо);

  • Человек должен делать выбор. В этом и состоит его сила — в могуществе его решений. (Пауло Коэльо);

  • Никогда не ищи сложных путей там, где есть простая дорога. (Эрих Мария Ремарк);

  • В своей жизни мы можем найти себе оправдание, а можем — здоровье, любовь, понимание, приключение, богатство и счастье. Мы создаем свою жизнь силой своего выбора. (Ричард Бах);

  • Mы не можем изменить то, отκуда мы пришли. Но мы можем выбрать, куда идти дальше. (Стивен Чбоски).

Аргументы

  1. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Выбор — это цена, которую человек платит за взросление и личностный рост. Лишь безмятежное дитя может передать ответственность за решение судьбы другому, а взрослые состоявшиеся люди всегда несут бремя самоопределения. Эту закономерность можно проследить на примере биографии Петра Гринева. В самом начале произведения мы видим инфантильного недоросля, который безропотно принимает тот жребий, который вытянул за него отец. Но по мере становления личности Петра в нем просыпается желание самостоятельно руководить собой. Так, влюбившись в Марью и не получив одобрения родителей на брак, Петр принимает решение настоять на своем. Он выбрал эту девушку и готов был нести ответственность за это. Герой постоял за честь Марьи в поединке, а потом и спас девушку из плена Швабрина. Затем Петр отправил Марью к родителям, тем самым проявив настойчивость и свободомыслие. Взросление Гринева обозначилось появлением его самостоятельной позиции. Выбор превратил его из мальчика в мужчину.
  2. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Невозможно сделать ни одного шага без выбора. Где бы мы ни были, жизнь вынуждает нас принимать решения, и всегда есть альтернативные пути, от которых нужно отказаться. Героев рассказа эта необходимость застала врасплох на судне, на котором они, казалось бы, должны были отдыхать и доверить себя милости течения. Но встреча мужчины и женщины обернулась дилеммой. Их непреодолимо тянуло друг к другу, влечение было сильнее долга, а ведь героиню дома ждали муж с дочерью, а героя — невеста. Им пришлось выбирать между страстью и порядочностью, и они пошли на поводу у внезапной любви. Эта ситуация показывает, что распутье может подстерегать человека где угодно, и он должен быть готов выбирать свою судьбу в любой момент.
  3. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Человек наделен волевым сознанием, а значит, именно он определяет свою судьбу и постоянно делает выбор, такова его природа. Но не все правильно располагают этим даром. Например, Оля Мещерская была совращена взрослым мужчиной в раннем возрасте. Эта близость вызвала отвращение у гимназистки, она боялась кому-либо признаться в том, что произошло. Однако это событие имело огромное влияние на ее поведение. Раскрывшаяся раньше срока женственность и огромная обида на мужчин подтолкнули девушку на скользкий путь. Она начала кружить головы юношам и смеяться над их чувствами просто так, без всякой пользы. Оля посмеялась и над казачьим офицером, который, узнав правду, убил ее на глазах у толпы людей. Могла ли она поступить иначе? Да, ведь героиня могла рассчитывать на защиту и понимание, и ей совсем не нужно было выплескивать свое горе на других людей. Череда ошибок в выборе своего образа действий и направления загнала героиню в тупик. Вынужденный постоянно искать правильное решение, человек нередко становится жертвой ошибки.
  4. И.А. Бунин, «Кавказ». Жизненный путь постоянно ставит нас перед выбором, ведь любое действие имеет альтернативу. Так, герои рассказа полюбили друг друга, но женщина была замужем, а ее муж был ревнивым и горячим человеком, который не был расположен отпускать супругу к другому. Любовница рассказчика все же выбрала свое страстное чувство, чем осторожность и приличия: «Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки…». Она могла бы остаться с ним, изображать семейную гармонию, но предпочла честность, хоть и такую жестокую. Муж искал ее по всем адресам на юге, но обнаружил обман и решил свою судьбу. Он выбрал смерть, а не позор и муки ревности. Они были поставлены на распутье обстоятельствами и не могли медлить с решением, ведь сама жизнь требует определённости.
  5. И.А. Гончаров, «Обломов». Даже если человек всячески уклоняется от выбора и снимает с себя ответственность за происходящее, он все равно оказывается на распутье, но направление определяет уже случай, а не он сам. Это доказывает пример Ильи Ильича Обломова. Он был пассивным и праздным помещиком, привыкшим к бездеятельности и инфантильности. С детства героя опекали сверх меры, и он вырос изнеженным и неприспособленным к жизни человеком, который перекладывал свои заботы на плечи других. Илья Ильич даже не мог переехать из квартиры на другой адрес и все откладывал это событие, как нечто сложное и чуть ли не опасное. Обломов медлил, колебался, выжидал, но так ничего и не решил. Однако жизнь не освобождает от выбора даже тех, кто не может его сделать. За Илью Ильича жилье выбрали другие люди, которые едва не оставили его без имения. Мошенники чуть было не воспользовались безволием своей жертвы. И если бы не вмешательство Штольца, Обломов потерял бы все свое наследство. Эта история очень поучительна: она убеждает нас в том, что от выбора человеку не уйти ни при каких обстоятельствах.
  6. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди не могут избежать выбора. Обстоятельства вынуждают их предпринять либо одно, либо другое действие. И если они этого не делают, то судьба решает за них, и им приходится довольствоваться тем, что получилось само собой. Эту закономерность подтверждает пример из пьесы. Раневская и Гаев оказались перед распутьем: либо делить сад на дачные участки и сдавать их в аренду, либо продавать имение с торгов и лишаться его навсегда. Сентиментальные дворяне не хотели принимать план купца Лопахина, но и продажа участка их не устраивала. Вплоть до начала аукциона герои бездействовали и оттягивали принятие решения. Они устраивали танцы, вспоминали о прошлом, беседовали с мебелью, всячески маскируя необходимость определиться. Поэтому за них решил случай. Усадьбу купил Лопахин, а Гаев и Раневская больше не имели возможности для маневра. Их пример убеждает нас, что от выбора человеку не уйти, как бы он ни старался. 
  7. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Чем активнее образ жизни человека, тем чаще он вынужден принимать серьезные решения. Вспомним Григория Печорина, который был известным любителем приключений. В странствиях герой искал новые впечатления и не боялся действовать. Например, в Тамани он нарочно спровоцировал контрабандистов на противодействие ему, пригрозив доносом. Григорий проявил свою решительность не раз, постоянно находясь в ситуации выбора. В таком состоянии он находился и тогда, когда завоевывал внимание Мери, раздражал Грушницкого и возобновлял отношения с Верой в Кисловодске. Похищение Бэлы также потребовало от Печорина определенности и активности в заданном направлении. Каждый его поступок имел множество альтернатив, и умение быстро находить нужное решение характеризовало героя во всех приведенных обстоятельствах. 
  8. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Каждый человек сталкивается с выбором призвания. Ему необходимо определить курс, по которому он будет двигаться. Героиня Бунина тоже задумалась над своим предназначением. У нее было множество вариантов. Богатая и свободная красавица жила в Москве и имела все возможности для самореализации. Она посещала лекции и культурные мероприятия, ходила на свидания с избранником, много читала и интересовалась религией. Она могла бы выйти замуж, как того хотел ее кавалер, или продолжить обучение, или же заняться общественной деятельностью — все дороги были открыты для нее. И ей было нелегко сделать честный выбор, который отвечал бы потребностям ее души. И в финале она смогла определиться, хоть и ценой расставания с возлюбленным. Этот пример говорит о том, что все молодые люди сталкиваются с выбором предназначения, и это одно из самых ответственных решений в жизни.
  9. А.И. Куприн, «Олеся». Каждый значимый этап в жизни человека ознаменован его выбором. В качестве примера разберем судьбу Олеси. Девушка с самого детства была помещена во враждебный мир, который не принимал ее семью. И она разделила участь бабушки, не предав ее. Эта позиция имела альтернативы, значит, потребовала волевого решения. Столь же нелегко героине далось ее первое серьезное чувство. Олеся владела даром предвидения и знала, чем кончится ее роман с Иваном. Она видела его слабый и переменчивый характер насквозь. Но это не остановило ее. Героиня приняла и недостатки, и достоинства этого человека, взяла на себя ответственность за риски. Чтобы сблизиться с Иваном и стать для него идеальной, Олеся вновь определила свой курс в море сомнений и отправилась в церковь, где была избита прихожанами. Как мы видим, каждая веха в ее судьбе — это ситуация выбора, которая ведет к тому или иному результату.
  10. А.П. Чехов, «О любви». Люди, наделенные волей и ответственностью, всегда находятся перед выбором, как им поступить. Большинство решений происходят автоматически, мы даже не замечаем их. Но в самые серьезные моменты мы находимся на распутье, где каждое направление — это новый виток судьбы. Именно такую ситуацию показал автор. Анна и Павел полюбили друг друга, но героиня была в браке и имела детей. А Павел был стеснен в средствах и не мог подарить избраннице обеспеченное будущее. Он осознавал, что не сможет воссоздать уровень комфорта, к которому она привыкла. В итоге он и она так и остались друг другу посторонними людьми. Они не смогли выбрать любовь, потому что она была бы разрушительной стихией для них обоих. Но их колебания, муки поиска правильного решения — все это ознаменовало тот этап их жизни, когда совершилась расстановка приоритетов, определившая их будущее.

Главной героиней произведения Бунина «Легкое дыхание» является Ольга Мещерская. Это образ естественной и раскрепощенной юной девушки, рано вошедшей во взрослый мир.

Ольге было шестнадцать лет, она ничем особо не выделялась среди других гимназисток. Не было в ней невиданной красоты, шарма взрослой женщины, но была необычайная внутренняя свобода и человеческое достоинство. Девушка, не задумываясь о собственной жизни, жила без страха и осмотрительности, дышала полной грудью. При этом легко отметая все упреки в свой адрес и слухи вокруг своего имени.

Ее наставница, наоборот, руководствовалась разумом и поэтому одергивала девушку, не принимая ее поведения и стиля. Однако она не знала, что  в жизнь юной Оленьки вмешался взрослый мужчина, который руководствовался лишь своим инстинктом. Это погубило девушку, ведь она не была готова к взвешенным взрослым решениям. Ее разум не успел проснуться, чтобы контролировать чувства.

Героиня была искренней и легкой. Она шла по жизни, флиртовала с поклонниками и не подозревала, к чему это ее приведет. Неискушенная и неопытная, она не могла разобраться в любовных хитросплетениях. Ей не хватило времени, чтобы научиться управлять своей энергией.

Любовь в произведениях Бунина часто ходит бок обок со смертью. Этот рассказ – не исключение. Понятие любви у великого писателя всегда сопряжено с кратковременной вспышкой страсти, несущей после себя боль и страдание, а иногда и смерть. Но Бунин уверен, что смерть не всесильна и она не может уничтожить красоту, которая возродится вновь.

Жизнь Оли Мещерской была короткой и яркой, она оставила след в душах многих людей. Ее легкое дыхание рассеялось в окружающем воздухе и теперь наполняет его своей энергией и радостью. Печальный финал этой истории, на мой взгляд, говорит о том, что даже в вопросе возвышенных чувств нужно прислушиваться к голосу разума. И важно, чтобы рядом с взрослеющим человеком были взрослые, способные направить его и научить, а не осуждать.

Заказать сочинение 
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Добавить комментарий

Задание: написать сочинение
(коллективно или индивидуально) на тему
«Идейно-художественное своеобразие рассказа
И.Бунина «Лёгкое дыхание».

Действия учителя

Действия ученика (элементы
сочинения)

1 шаг

Найти ключевое слово в
теме сочинения. Что послужит материалом для
раскрытия темы?

 

своеобразие
рассказ «Лёгкое дыхание»

2 шаг

Как начать сочинение?
(вступление)
Ответьте на ряд вопросов, из ответов на которые
сложится тезисный план вступления.
– время создания произведения?
– находят ли приметы времени отражение в
произведении?
– в рамках какого течения, направления
создавался рассказ?
– с какими другими произведениями писателя
тематически перекликается этот рассказ?
– каковы общие жанровые признаки произведения

 

В 1916 году выходит в свет рассказ
Бунина «Лёгкое дыхание», в котором поднимается
тема трагической любви – одна из самых важных
для писателя. Ей посвящены рассказы «Солнечный
удар», цикл «Тёмные аллеи» и многие другие
произведения.

Трагизм, драматические переживания и
предчувствия – характерная примета
«серебряного века». И в «Лёгком дыхании» Бунин
рассказал о стремительной, как вспышка, жизни
Ольги Мещерской.

По жанру это рассказ. Повествование отличается
динамичностью, острой конфликтностью интриги,
неожиданностью развязки. Героиня показана с
одной, наиболее яркой стороны. Краткость
рассказа определяет значимость каждой детали.
Эти особенности содержания и формы рассказа я и
попытаюсь рассмотреть.

3 шаг

Основная часть
сочинения – это анализ текста произведения.
Здесь тоже возможна опора на относительно
универсальный вопросник, как основание
тезисного плана. Осуществляется подборка
иллюстративного материала.

– смысл названия
– есть ли особый смысл в имени
героя?
– характер или важнейшая черта героя
– портрет героя
– как помогают понять героя другие персонажи
произведения?
– высказывается ли автор непосредственно о
герое, проблеме, ситуации? Каким образом автор
обосновывает свою точку зрения?
– какова композиция произведения? Нет ли
вставных элементов композиции?

 

Смысл названия рассказа очень важен
для понимания идей писателя. Автор
переосмысливает понятие «лёгкое дыхание», и в
конце рассказа оно уже является
метафорой-символом. Лёгкое дыхание – это
молодое, живое обаяние, которым обладала Оля
Мещерская. Её жизнь трагична вовсе не потому, что
она оказалась обманутой Алексеем Малютиным, а
потому, что у Бунина любовь вообще не может
принести счастья. Любовь – это миг, она подобна
«солнечному удару», «лёгкому дыханию».
Почувствовав силу любви, человек оказывается
одиноким и несчастным. Но и человек, который не
любил, тоже несчастен. Без любви жизнь человека
вообще можно считать несостоявшейся. Бунин не
верит в возможность какого-то житейского
счастья, в мире нет места длительной,
постоянной  любви.

Рассказ невелик по объёму, но построен
довольно сложно. Об Оле размышляет её классная
дама, автор вставляет в композицию страницы
дневника девушки (самохарактеристика персонажа).

Особую роль играет портрет главной героини.
Автор отмечает, описывая фотографию Оли на
кладбище» «необыкновенно живые глаза»,
подчёркивает подвижность характера («вихрем
носилась», «с разбегу остановилась»). Образ
девушки динамичен, она по-детски чистосердечна,
искренна, в чём-то наивна, несмотря на свою
взрослую причёску. Героиню окружает аура
праздничности и жизнерадостности. Само её имя
звучит красиво и нежно – Оля, но не Ольга. Красива
и аристократическая фамилия – Мещерская.

Герои рассказа по-разному относятся к любви.
Например, классная дама мертва уже при жизни. Она
живёт воспоминаниями о своей воспитаннице. При
создании образа автор не рисует её портрета, а
указывает лишь на детали её туалета (чёрные
лайковые перчатки, зонтик…)

Композиция рассказа кольцевая: повествование
начинается с кладбища и кончается кладбищем, что
усиливает трагизм  рассказа.

4 шаг

Вывод, заключение
сочинения

– чем актуально, интересно для сегодняшнего
дня данное произведение?
– известны ли вам авторитетные оценки этого 
произведения?

Очень интересно и крайне нетрадиционно
интерпретирует образ Оли Мещерской  Л.С.
Выготский («Психология искусства», М., 1968)

 

Бунин разработал тему, важную для
людей различных эпох. Его взгляд на любовь как
самое прекрасное явление жизни, дающее смысл
человеческому существованию, но краткое, часто
драматическое событие близок многим. Рассказ
«Лёгкое дыхание» рождает у современного
читателя удивление перед красотой и краткостью
жизни.

При предельном лаконизме повествования
авторская мысль масштабна: частное событие
становится предметом философского обобщения и
размышления. Лёгкое дыхание (любовь и красота) не
исчезло из жизни, оно «рассеялось в мире, в этом
облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»

5 шаг

Перечитать сочинение,
проверить на грамотность, возможно, пересчитать
количество слов, переписать в чистовик, соблюдая
деление на абзацы.

 

Не менее 200 слов

  • Аргумент для сочинения рэй брэдбери вельд
  • Аргумент для сочинения надежда
  • Аргумент для сочинения на тему счастье
  • Аргумент для сочинения на тему доброта
  • Аргумент для сочинения материнская любовь