Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
Есть ценности, пренебрежение которыми может привести к духовной деградации личности. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» представители старшего поколения ценят малую родину, где провели большую часть жизни, поэтому им сложно смириться с необходимостью переезда в посёлок городского типа. Их дети и внуки, напротив, легко принимают грядущие перемены, относятся к строительству ГЭС и затоплению острова с пугающим равнодушием. Сын одной из коренных жительниц Матёры Петруха сам поджигает родительский дом, не испытывая мук совести. Чужие люди появляются на кладбище и разрушают могилы, за что матёринцы совершенно справедливо называют их «чертями». Происходящие изменения буквально уничтожают остров, но главные герои продолжают бороться, потому что чувствуют ответственность перед умершими предками за продолжение жизни. Неслучайно в финале Матёра названа «матерью», и вместе с её гибелью прерывается связь поколений. Какое будущее может быть у молодых людей, предавших малую родину, и какой опыт они смогут передать потомкам?
И.А. Бунин «Антоновские яблоки».
Теме памяти посвящён рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Надо заметить, что изначально он имел подзаголовок «Картины из книги «Эпитафии»», благодаря чему создавалось особое ностальгическое настроение. Запах антоновских яблок пробуждает в душе рассказчика цепочку воспоминаний о беззаботной жизни, молодости, праздничных вечерах. Однако все когда-нибудь уходит в прошлое, и дворянская культура продолжила существование лишь в книгах и на портретах. Бунин пишет самую настоящую эпитафию для разрушающегося мира, считая себя его неотъемлемой частью. По мнению писателя, такие перемены неизбежны, но единственное, что становится для человека духовной опорой, — это память.
М.П. Шишкин «Пальто с хлястиком»
Что значит существовать вне временных рамок? Подвластно ли это обычному человеку? Это значит никогда не забывать те моменты и тех людей, которые помогли тебе стать личностью. О вневременности размышляет современный писатель М. Шишкин в эссе «Пальто с хлястиком», и достичь этого особенного ощущения возможно благодаря творчеству. Автор считает, что процесс создания литературных произведений подобен растворению в вечности, и на протяжении всего повествования вспоминает события ушедших лет. Он все еще чувствует вину за то, например, что целый год не разговаривал с мамой и не смог попросить у нее прощения. Именно мать служит для него примером, ориентиром: она прожила свою жизнь, «не теряя человеческого достоинства». В эссе сливаются воедино прошлое и настоящее рассказчика, и только воспоминания возвращают ему гармонию с собой и спасают от угрызений совести.
Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»)
А.П. Платонов «Юшка»
Даже когда общество тебя не принимает, важно сохранять в себе человека и оставаться самим собой. Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка» — юродивый, над которым издеваются как взрослые, так и дети. Но кузнец не умеет обижаться и объясняет поведение людей «слепым сердцем». Из-за человеческой жестокости Юшка умирает, но после него остается сирота, о которой он заботился до конца жизни. Она так же добра и милосердна, как ее благодетель: девушка становится прекрасным врачом и помогает больным абсолютно безвозмездно. Достоин и умён тот человек, который не озлобляется, не отвечает грубостью на грубость, живёт согласно библейским заповедям и, невзирая ни на что, продолжает совершать добродетельные поступки.
Н.С. Дашевская «День числа Пи»
Иногда людей делают изгоями просто потому, что они чем-то отличаются от других. Так, один из главных героев повести современной писательницы Н. Дашевской «День числа Пи» Лёва Иноземцев обладает цветным слухом и умеет быстрее всех решать нестандартные математические задачи, но между тем сверстники называют его инопланетянином. Рядом с Лёвой другой талантливый мальчик Кирилл Комлев чувствует себя неполноценным и испытывает страшную зависть по отношению к однокласснику. Однако эти разные люди всё-таки находят общий язык и становятся хорошими друзьями. Эта книга о силе общественного мнения и взаимопонимании, поисках себя и терпимости. Каждому человеку предстоит пройти немало испытаний, чтобы наладить отношения с другими людьми и в то же время не потерять индивидуальность.
Тэффи «Семейный аккорд»
Как научиться слышать и понимать друг друга? Об этом рассказ Тэффи «Семейный аккорд». Перед нами настоящий «диалог глухих»: отец думает вслух о том, в каком месяце ему лучше взять отпуск, мать раскладывает пасьянс, чтобы узнать, принесут ли ей сегодня пальто, а дочь переживает о скудном выборе шляпок в гардеробе. Никто из членов семьи даже не реагирует на реплики близкого человека, каждый занят исключительно собственной персоной. Таким образом, люди, не умеющие слушать, эгоистичны и ограниченны. О каком взаимопонимании может идти речь, если даже родственники абсолютно равнодушны друг к другу?
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом)
В.О. Пелевин «Чапаев и Пустота»
Часто можно слышать о том, что поколение Z называют «потерянным». Это достаточно спорный вопрос, но культурные запросы и жизненные взгляды у молодых людей XXI века действительно изменились – об этом вся литература постмодернизма. В. Пелевин в романе «Чапаев и Пустота» передает абсурдность современной действительности. Его главный герой служит в дивизии Чапаева и время от времени перемещается в психиатрическую клинику, а также путешествует по нескольким виртуальным пространствам собственного подсознания. Пелевин так строит повествование, что сложно отличить, какой из миров реальнее, – больница XXI столетия или всё же военные действия 1918-1919 годов. Тем самым писатель подчёркивает раздвоенность, фрагментарность и неустойчивость сознания представителей нового поколения.
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» мы узнаем о девушке Насте, которая живет в Ленинграде яркой и насыщенной жизнью. Она настолько поглощена собственным благополучием, что совершенно забыла о самом близком человеке – матери. Катерина Петровна беззаветно любила родную дочь, но боялась тревожить её по пустякам и только продолжала присылать деньги. Настя не успела попросить прощения у мамы перед её смертью, и теперь долгие годы девушке придется жить с чувством вины. Детям порой сложно понять родителей, но быть благодарным за любовь и заботу – самое малое, что мы можем сделать для своих близких.
Н.Л. Ключарёва «Юркино Рождество»
Проблеме выживания ребёнка в жестоком мире взрослых посвящён святочный рассказ Н. Ключарёвой «Юркино Рождество». Разве можно чувствовать себя комфортно рядом с пьющими родителями? Однажды Юре пришлось ночевать на улице из-за родительской невнимательности. Жестокое воспитание чаще всего приносит соответствующие плоды, и мальчик решается на месть. В какой-то момент Юре Кривову кажется, что в одиночестве ему гораздо легче, чем с такими близкими. Чтобы разрешить конфликт поколений в подобной ситуации, важно каждой стороне пересмотреть свои ценности. Дистанция между Юркой и семьёй разрушается, когда его мать решает измениться, увидев, как сильно вырос её сын, — и речь идёт, конечно, не о физическом, а о нравственном росте.
Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством)
Р. Брэдбери «Каникулы»
Любые перемены оказывают существенное влияние на мировоззрение человека. В фантастическом рассказе Р. Брэдбери «Каникулы» герой желает, чтобы исчезли все люди на земле, а рядом остались только жена и сын. Мечта кормильца семьи сбывается, и персонажи действительно получают возможность наслаждаться тишиной и спокойствием. Их жизнь меняется коренным образом: можно путешествовать и ни о чём не беспокоиться, однако счастье оказывается иллюзорным. Герои понимают, что невозможно жить исключительно для себя, руководствуясь эгоистическими побуждениями, ведь каждому из нас всё же необходимы коллеги и друзья. Затянувшиеся каникулы заставили членов одной семьи задуматься о смысле существования.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Есть люди, которые боятся перемен и предпочитают жить под защитным панцирем. В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» за образом рыбы скрывается подобный человек. Герой с детства учился быть осторожным, зная, что опасность может подстерегать его в любое время, в самом неожиданном месте. Чтобы не погибнуть преждевременно, пескарь зарывается в нору, из которой выходит только по ночам. Можно ли назвать такое абсолютно бесполезное существование полноценной жизнью? Нет, постоянное чувство страха не позволяло пескарю получать удовольствие от каждого мгновения, что и привело его к нравственной гибели. М.Е. Салтыков-Щедрин пишет о людях, которые не готовы к изменениям и потому сознательно останавливаются в развитии.
М.А. Булгаков «Роковые яйца»
Мы живём в вечно меняющемся мире, в эпоху технического прогресса. Некоторые научные открытия значительно облегчают нашу жизнь, но не все из них гуманны, многие могут привести к непоправимым последствиям. В повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» заведующий совхозом Рокк по неосторожности и неопытности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Учёный должен нести ответственность за свои действия, особенно когда его ошибка оказывает губительное влияние на человечество. Так, открытый Персиковым луч жизни действует противоположным образом, и быстро размножившиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию, если бы не внезапный мороз. Таким образом, некоторые глобальные перемены могут перевернуть жизни миллионов людей.
Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести)
Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
В жизни человека часто случаются ситуации, когда он стоит перед сложным выбором и не может обрести гармонию с собой. Это привычное состояние практически каждого подростка, и об этом роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Произведение посвящено теме несоответствия иллюзорного представления о действительности и самой реальности, из-за чего главный герой стремится убежать от общества. Все, что он видит перед собой, представляется ему огромной пропастью. Холден не может найти место в мире взрослых, потому что там слишком много фальшивого, ненастоящего. Подросток конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками. Он много читает, пытаясь в книгах найти ответы на свои вопросы. Мальчик ищет честность, искренность, любовь, жаждет тепла, участия и понимания. Однако большому и жестокому миру, где ему приходится выживать, противопоставлен только мир детей, ведь именно в нем еще осталось место для человечности.
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В мире нет идеальных людей, у каждого есть как достоинства, так и недостатки. Но существуют люди совестливые, и это высшая ценность и способность, которой определяется уровень духовного развития личности. Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов попадает в плен, и он мог бы спастись, предав Родину. Однако герой не может себе этого позволить и во время допроса у Мюллера одерживает нравственную победу. Немец называет его храбрым солдатом и достойным противником. Сила духа, стойкость и совестливость помогают Андрею Соколову выдержать все испытания, не озлобиться и остаться человеком. Этот рассказ доказывает, что обстоятельств, позволяющих пойти против совести, не существует: такие достойные люди, как персонаж Шолохова, рискнут жизнью, но никогда не забудут о чести и долге.
М.И. Веллер «Хочу быть дворником»
У каждого из нас есть определенные ожидания от жизни, но та оказывается не такой простой, как хотелось бы. Иногда приходится от чего-то отказываться, идти на уступки, и ты поступаешь вопреки зову собственного сердца, чтобы угодить другим. В рассказе «Хочу быть дворником» М. Веллер пишет о жизни среднестатистического человека, который в детстве занимался тем, что казалось полезным его родителям, ходил к репетиторам, чтобы сдать экзамены, устроился на работу, создал семью и занялся «правильным» воспитанием детей. Теперь же, пройдя длинный путь, герой мечтает стать дворником и жить так, как ему нравится. Писатель рассуждает о том, как часто мы делаем выбор, о котором впоследствии жалеем, под влиянием чьего-то мнения. Очень важно прислушиваться к себе и ни при каких обстоятельствах не изменять своим убеждениям.
«Время перемен». Литературный пример прекрасно подойдет для итогового сочинения на тему:
Как прогресс меняет мир?
Влияет ли прогресс на мир?
Согласны ли вы с тем, что изменения в мире неизбежны?
«Чтобы получить что-то новое, нужно пожертвовать чем-то старым»
Возможные тезисы:
Прогресс неизбежно влечет за собой измененияв мире
Прогресс напрямую влияет на социальные и культурные ценности людей
Человеческие потребности растут и вместе с этим меняются человеческие ценности
Потребности людей отражают их ценности
Аргумент:
Влияние прогресса на социальные и культурные ценности мы можем рассмотреть на примере сравнения двух поколений в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».
На жителей островка, располагающегося на реке Ангара, обрушилась новость: землю придется затопить ради строительства новой ГЭС. Власти понимали, что это принесет неудобство людям и погубит маленький животный мир, но с другой стороны человечеству нужно удовлетворять потребности, поэтому приходится чем-то жертвовать.
Стариков известие сильно опечалило, для них Матера была не просто клочком земли, она была памятью о прошлом, связью с предками, неотъемлемой частью жизни. И пока старшее поколение переживало эту трагедию, более молодые жители острова радовались переезду в квартиры с удобствами. А когда пожилые люди недоумевали, как можно разорить кладбище, святое место, молодые работники относились к своему делу спокойно: это же санитарные нормы. И если бабка Дарья прощалась с избой, как с человеком, то сын ее соседки, Петруха, ради денег с радостью сжег дом своей матери, единственный дом, который хотели сохранить как памятник. Также нельзя не отметить разногласия этой старой женщины с внуком: она чувствовала вину перед всем родом и мысленно просила прощения за то, что не смогла защитить землю, а Андрей участвовал в затоплении острова и гордился этим, считая себя частью чего-то великого.
В результате мы видим, какие коррективы внес прогресс в список человеческих ценностей: старшему поколению важны труд на земле, религия и память, а тем, кто родился позже дороже комфорт, деньги и свободный доступ к благам цивилизации.
Оцените статью:
Похожие статьи:
Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).
В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой».
Есть ценности, пренебрежение которыми может привести к духовной деградации личности. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» представители старшего поколения ценят малую родину, где провели большую часть жизни, поэтому им сложно смириться с необходимостью переезда в посёлок городского типа. Их дети и внуки, напротив, легко принимают грядущие перемены, относятся к строительству ГЭС и затоплению острова с пугающим равнодушием. Сын одной из коренных жительниц Матёры Петруха сам поджигает родительский дом, не испытывая мук совести. Чужие люди появляются на кладбище и разрушают могилы, за что матёринцы совершенно справедливо называют их «чертями». Происходящие изменения буквально уничтожают остров, но главные герои продолжают бороться, потому что чувствуют ответственность перед умершими предками за продолжение жизни. Неслучайно в финале Матёра названа «матерью», и вместе с её гибелью прерывается связь поколений. Какое будущее может быть у молодых людей, предавших малую родину, и какой опыт они смогут передать потомкам?
И.А. Бунин «Антоновские яблоки».
Теме памяти посвящён рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Надо заметить, что изначально он имел подзаголовок «Картины из книги «Эпитафии»», благодаря чему создавалось особое ностальгическое настроение. Запах антоновских яблок пробуждает в душе рассказчика цепочку воспоминаний о беззаботной жизни, молодости, праздничных вечерах. Однако все когда-нибудь уходит в прошлое, и дворянская культура продолжила существование лишь в книгах и на портретах. Бунин пишет самую настоящую эпитафию для разрушающегося мира, считая себя его неотъемлемой частью. По мнению писателя, такие перемены неизбежны, но единственное, что становится для человека духовной опорой, — это память.
М.П. Шишкин «Пальто с хлястиком».
Что значит существовать вне временных рамок? Подвластно ли это обычному человеку? Это значит никогда не забывать те моменты и тех людей, которые помогли тебе стать личностью. О вневременности размышляет современный писатель М. Шишкин в эссе «Пальто с хлястиком», и достичь этого особенного ощущения возможно благодаря творчеству. Автор считает, что процесс создания литературных произведений подобен растворению в вечности, и на протяжении всего повествования вспоминает события ушедших лет. Он все еще чувствует вину за то, например, что целый год не разговаривал с мамой и не смог попросить у нее прощения. Именно мать служит для него примером, ориентиром: она прожила свою жизнь, «не теряя человеческого достоинства». В эссе сливаются воедино прошлое и настоящее рассказчика, и только воспоминания возвращают ему гармонию с собой и спасают от угрызений совести. Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»)
А.П. Платонов «Юшка».
Даже когда общество тебя не принимает, важно сохранять в себе человека и оставаться самим собой. Главный герой рассказа А.П. Платонова «Юшка» — юродивый, над которым издеваются как взрослые, так и дети. Но кузнец не умеет обижаться и объясняет поведение людей «слепым сердцем». Из-за человеческой жестокости Юшка умирает, но после него остается сирота, о которой он заботился до конца жизни. Она так же добра и милосердна, как ее благодетель: девушка становится прекрасным врачом и помогает больным абсолютно безвозмездно. Достоин и умён тот человек, который не озлобляется, не отвечает грубостью на грубость, живёт согласно библейским заповедям и, невзирая ни на что, продолжает совершать добродетельные поступки. Н.С. Дашевская «День числа Пи» Иногда людей делают изгоями просто потому, что они чем-то отличаются от других. Так, один из главных героев повести современной писательницы
Н. Дашевской «День числа Пи».
Лёва Иноземцев обладает цветным слухом и умеет быстрее всех решать нестандартные математические задачи, но между тем сверстники называют его инопланетянином. Рядом с Лёвой другой талантливый мальчик Кирилл Комлев чувствует себя неполноценным и испытывает страшную зависть по отношению к однокласснику. Однако эти разные люди всё-таки находят общий язык и становятся хорошими друзьями. Эта книга о силе общественного мнения и взаимопонимании, поисках себя и терпимости. Каждому человеку предстоит пройти немало испытаний, чтобы наладить отношения с другими людьми и в то же время не потерять индивидуальность.
Тэффи «Семейный аккорд».
Как научиться слышать и понимать друг друга? Об этом рассказ Тэффи «Семейный аккорд». Перед нами настоящий «диалог глухих»: отец думает вслух о том, в каком месяце ему лучше взять отпуск, мать раскладывает пасьянс, чтобы узнать, принесут ли ей сегодня пальто, а дочь переживает о скудном выборе шляпок в гардеробе. Никто из членов семьи даже не реагирует на реплики близкого человека, каждый занят исключительно собственной персоной. Таким образом, люди, не умеющие слушать, эгоистичны и ограниченны. О каком взаимопонимании может идти речь, если даже родственники абсолютно равнодушны друг к другу? Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом)
В.О. Пелевин «Чапаев и Пустота».
Часто можно слышать о том, что поколение Z называют «потерянным». Это достаточно спорный вопрос, но культурные запросы и жизненные взгляды у молодых людей XXI века действительно изменились – об этом вся литература постмодернизма. В. Пелевин в романе «Чапаев и Пустота» передает абсурдность современной действительности. Его главный герой служит в дивизии Чапаева и время от времени перемещается в психиатрическую клинику, а также путешествует по нескольким виртуальным пространствам собственного подсознания. Пелевин так строит повествование, что сложно отличить, какой из миров реальнее, – больница XXI столетия или всё же военные действия 1918-1919 годов. Тем самым писатель подчёркивает раздвоенность, фрагментарность и неустойчивость сознания представителей нового поколения.
К.Г. Паустовский «Телеграмма».
В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» мы узнаем о девушке Насте, которая живет в Ленинграде яркой и насыщенной жизнью. Она настолько поглощена собственным благополучием, что совершенно забыла о самом близком человеке – матери. Катерина Петровна беззаветно любила родную дочь, но боялась тревожить её по пустякам и только продолжала присылать деньги. Настя не успела попросить прощения у мамы перед её смертью, и теперь долгие годы девушке придется жить с чувством вины. Детям порой сложно понять родителей, но быть благодарным за любовь и заботу – самое малое, что мы можем сделать для своих близких.
Н.Л. Ключарёва «Юркино Рождество».
Проблеме выживания ребёнка в жестоком мире взрослых посвящён святочный рассказ Н. Ключарёвой «Юркино Рождество». Разве можно чувствовать себя комфортно рядом с пьющими родителями? Однажды Юре пришлось ночевать на улице из-за родительской невнимательности. Жестокое воспитание чаще всего приносит соответствующие плоды, и мальчик решается на месть. В какой-то момент Юре Кривову кажется, что в одиночестве ему гораздо легче, чем с такими близкими. Чтобы разрешить конфликт поколений в подобной ситуации, важно каждой стороне пересмотреть свои ценности. Дистанция между Юркой и семьёй разрушается, когда его мать решает измениться, увидев, как сильно вырос её сын, — и речь идёт, конечно, не о физическом, а о нравственном росте. Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством)
Р. Брэдбери «Каникулы».
Любые перемены оказывают существенное влияние на мировоззрение человека. В фантастическом рассказе Р. Брэдбери «Каникулы» герой желает, чтобы исчезли все люди на земле, а рядом остались только жена и сын. Мечта кормильца семьи сбывается, и персонажи действительно получают возможность наслаждаться тишиной и спокойствием. Их жизнь меняется коренным образом: можно путешествовать и ни о чём не беспокоиться, однако счастье оказывается иллюзорным. Герои понимают, что невозможно жить исключительно для себя, руководствуясь эгоистическими побуждениями, ведь каждому из нас всё же необходимы коллеги и друзья. Затянувшиеся каникулы заставили членов одной семьи задуматься о смысле существования.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь».
Есть люди, которые боятся перемен и предпочитают жить под защитным панцирем. В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» за образом рыбы скрывается подобный человек. Герой с детства учился быть осторожным, зная, что опасность может подстерегать его в любое время, в самом неожиданном месте. Чтобы не погибнуть преждевременно, пескарь зарывается в нору, из которой выходит только по ночам. Можно ли назвать такое абсолютно бесполезное существование полноценной жизнью? Нет, постоянное чувство страха не позволяло пескарю получать удовольствие от каждого мгновения, что и привело его к нравственной гибели. М.Е. Салтыков-Щедрин пишет о людях, которые не готовы к изменениям и потому сознательно останавливаются в развитии.
М.А. Булгаков «Роковые яйца».
Мы живём в вечно меняющемся мире, в эпоху технического прогресса. Некоторые научные открытия значительно облегчают нашу жизнь, но не все из них гуманны, многие могут привести к непоправимым последствиям. В повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» заведующий совхозом Рокк по неосторожности и неопытности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Учёный должен нести ответственность за свои действия, особенно когда его ошибка оказывает губительное влияние на человечество. Так, открытый Персиковым луч жизни действует противоположным образом, и быстро размножившиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию, если бы не внезапный мороз. Таким образом, некоторые глобальные перемены могут перевернуть жизни миллионов людей. Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести)
Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи».
В жизни человека часто случаются ситуации, когда он стоит перед сложным выбором и не может обрести гармонию с собой. Это привычное состояние практически каждого подростка, и об этом роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Произведение посвящено теме несоответствия иллюзорного представления о действительности и самой реальности, из-за чего главный герой стремится убежать от общества. Все, что он видит перед собой, представляется ему огромной пропастью. Холден не может найти место в мире взрослых, потому что там слишком много фальшивого, ненастоящего. Подросток конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками. Он много читает, пытаясь в книгах найти ответы на свои вопросы. Мальчик ищет честность, искренность, любовь, жаждет тепла, участия и понимания. Однако большому и жестокому миру, где ему приходится выживать, противопоставлен только мир детей, ведь именно в нем еще осталось место для человечности.
М.А. Шолохов «Судьба человека».
В мире нет идеальных людей, у каждого есть как достоинства, так и недостатки. Но существуют люди совестливые, и это высшая ценность и способность, которой определяется уровень духовного развития личности. Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов попадает в плен, и он мог бы спастись, предав Родину. Однако герой не может себе этого позволить и во время допроса у Мюллера одерживает нравственную победу. Немец называет его храбрым солдатом и достойным противником. Сила духа, стойкость и совестливость помогают Андрею Соколову выдержать все испытания, не озлобиться и остаться человеком. Этот рассказ доказывает, что обстоятельств, позволяющих пойти против совести, не существует: такие достойные люди, как персонаж Шолохова, рискнут жизнью, но никогда не забудут о чести и долге.
М.И. Веллер «Хочу быть дворником».
У каждого из нас есть определенные ожидания от жизни, но та оказывается не такой простой, как хотелось бы. Иногда приходится от чего-то отказываться, идти на уступки, и ты поступаешь вопреки зову собственного сердца, чтобы угодить другим. В рассказе «Хочу быть дворником» М. Веллер пишет о жизни среднестатистического человека, который в детстве занимался тем, что казалось полезным его родителям, ходил к репетиторам, чтобы сдать экзамены, устроился на работу, создал семью и занялся «правильным» воспитанием детей. Теперь же, пройдя длинный путь, герой мечтает стать дворником и жить так, как ему нравится. Писатель рассуждает о том, как часто мы делаем выбор, о котором впоследствии жалеем, под влиянием чьего-то мнения. Очень важно прислушиваться к себе и ни при каких обстоятельствах не изменять своим убеждениям.
Вам будет интересно:
Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР
Поделиться:
Все темы в одном произведении. Распутин В.Г. « Прощание с Матёрой»
Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения
Повесть «Прощание с Матёрой» была написана в 1976 году и сразу привлекла к себе внимание читателей. Прошло уже столько лет, ушла в прошлое социалистическая система, выросло несколько поколений новой России, однако произведение остаётся актуальным. Причина в том, что автор затрагивает проблемы и темы, которые волнуют и сегодня, «вечные», как можно их охарактеризовать.
В основе сюжета — реальный факт: строительство Братской ГЭС, во время которого были затоплены некоторые деревни, в том числе, и родное село писателя.
Это рассказ о судьбе людей, живущих в деревне Матёра, которая уже почти триста лет стоит на берегу Ангары .Размеренная, спокойная жизнь деревни нарушена строительством электростанции. Судьба Матёры предрешена: деревня будет затоплена. Как повели себя жители, узнав о данном событии? По-разному. Рада молодёжь — ведь она сможет жить в домах со всеми условиями. И трагично восприняло новость пожилое поколение, ведь здесь прошла его жизнь, на кладбище покоятся близкие и любимые люди. Всё должно исчезнуть.
Распутин В. выразил свои мысли о судьбе страны, народа, о том, что происходит утрата нравственных ценностей, традиций, памяти.
Конец произведения трагичен: затапливается Матёра, гибнет Дарья. Однако читатель понимает, что нравственная победа на стороне таких, как она, умеющих отстоять свой дом, свою родину, верных памяти предков.
Я предлагаю краткий обзор некоторых тем и связанных с ними проблем. Однако это настолько всеобъемлющее произведение, что можно, кажется, по любой теме найти ответы в нём. Так что данный список тем можно ещё продолжать. Главное — хорошо понять основные мысли автора, характеры героев, показанных им. И тогда данный повесть станет просто универсальным примером при написании сочинения и по литературу, и по русскому на ЕГЭ.
Тема: « Нравственные качества личности. Доброта»Проблемы:
Важность формирования такого нравственного качества, как доброта. Доброта как основа нравственности человека В любом произведении обязательно поднимаются нравственные проблемы: каким должен быть человек, что должно быть основой его характера, мировоззрения, поступков, как надо относиться к людям.Не исключение и повесть Распутина В. Много положительных качеств личности можно перечесть. Однако всё же одним из важнейших черт характера человека является доброта. Ведь именно она – основа всего остального: гуманизма, милосердия, порядочности, отзывчивости, толерантности и т.д. Добрый человек способен понять другого и помочь ,с ним легко , спокойно и надёжно, он вселяет уверенность во всё хорошее.Страшно, когда доброта не свойственна человеку. Не знаешь тогда, чего можно ждать от него. Потеря доброты — это шаг к нравственной деградации, душевной пустоте. Так и героев произведения Распутина «Прощание с Матёрой» можно разделить на добрых и нет. И тогда станет сразу понятно, почему они себя так ведут, чем объясняются и поступки. Доброта души свойственна людям старшего поколения. Пережив страшные годы войны, невзгоды, потеряв близких и родных людей, они остались чуткими и понимающими других, способными к сопереживанию, а значит , добрыми. Молодёжь же, к сожалению, на первый план ставит материальное благополучие, удобства, комфорт, совершенно не задумываясь над той болью, которую испытывают представители старшего поколения, как им тяжело прощаться с местами, где прошла их жизнь, где каждый уголок напоминает о тех, кого уже давно нет. «Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место». Душевная чёрствость – это и есть отсутствие доброты сердца. А это привело к трагедии — к гибели героини. Окажись рядом сочувствующие, понимающие люди, может, и не произошло бы этой беды. |
Тема: «Историческая память»Проблема важности сохранения памяти в широком смысле этого слова — одна из основных в повести.
Тема памяти, связи настоящего и прошлого не может не волновать писателя. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связывающие эпохи, что уходит из сердец память , верность предкам, своему роду.Родной дом, в котором дорого буквально всё: природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека с прошлым, с предками. Матёру стирают с лица земли. Никогда её жители уже не пройдут по знакомым улицам, не откроют родные двери. Всё исчезнет. Не каждый сможет пережить такое.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем. Не случайно так переживает Дарья , что не смогла перенести останки родителей с острова, что потонут они в этом искусственном озере. И к ней могут так же отнестись теперь её внуки и дети- вот чего боится Дарья. А ещё ей страшно от того, что её внук Андрей вообще считает, что «память- это плохо, без неё лучше».Забыть прошлое, не ценить его — это очень страшно. Не случайно в народе всегда с презрением относились к людям «без роду и племени».«А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле», — пишет автор. «На то ты и человек»,- говорит Павел. Да, человек обязан помнить, эта память делает его сильнее, мудрее, человечнее, добрее.Произведение Распутина — это предупреждение о том, что созидать, разрушая старое, — это неверный путь, он обязательно приведёт к отрицательным последствиям. Прежде всего, к душевной чёрствости и к неизлечимым ранам в сердцах людей.Смог же Петруха поджечь свой дом, чтобы поскорее получить компенсацию. Разве это не душевная чёрствость? Распутин В.: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни. |
Тема: «Взаимоотношение поколений»Как сохранить взаимопонимание поколений?
Это одна из проблем повести. Связь поколений проявляется в том, что дети живут по законам, которые переданы им их родителями. На всю жизнь запомнила Дарья слова отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть» .Жить по совести — вот чему учило старшее поколение и продолжает учить молодёжь. Усвоят ли они, молодые люди, эти уроки, если уже сегодня способны пройти мимо беды своих родителей, не понять их горя.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем.Дарья решительно борется за свою избу. Это для неё связь с прошлым, со всеми теми, кого давно уже нет.Не могут понять Дарью ни сын Павел, ни невестка.Трудно жить, когда нет взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Умение понять и принять друг друга – это так важно в жизни. |
Тема: «Народ и власть»Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла народное доверие?
Над этим размышляет автор повести.Власть – это представители народа. Задача власти — работать во благо людей, учитывая их интересы, понимая их нужды.Проблема взаимоотношения народа и власти ,пусть косвенно, но раскрывается в произведении Распутина В. Ещё Хрущёв Н.С. начал политику уничтожения «неперспективных деревень». А ведь каждая такая деревня — это люди, пусть их немного, но каждый со своей судьбой, жизнью. Перечеркнуть жизнь человека, не подумать о судьбе его — вот что часто было свойственно в социалистическое время. Да, людям давали квартиры, но разрывали их связи с прошлым.И Матёра затопляется по чьему-то распоряжению. Понятно, что электричество нужно во всех уголках страны. Но если эта цель приводит к смерти, как погибла Дарья ,жительница Матёры, то такие цели благородными уже не назовёшь. Жук и Воронцов — лишь исполнители чьих-то распоряжений, хотя именно на них выплёскивают жители свой гнев. Это представители власти дали распоряжение, не обдумав его, как следует. Хотя и исполнители в чём-то тоже виноваты. Не случайно они заблудились в тумане и не могут найти Матёру, словно заблудились в делах своих и помыслах, не ведают, что творят. |
Тема: «Взаимоотношения человека и природы»Проблемы:
Чем грозит вмешательство человека в законы природы? Как проявляется сущность характера человека через его отношение к природе? Важность экологического воспитания молодёжи. Человек долгие годы считал себя хозяином природы. Повернуть реки вспять, затопить какую-то территорию- это было привычным делом . Не думали о нарушении экологического равновесия, когда решали государственные задачи.Строительство ГЭС нарушило равновесие в природе, привело к экологическим проблемам. Но ещё более важна проблема «экологии души» человека, когда люди становятся чёрствыми, видя гибель родных мест, уничтожение красоты природы. Проблема взаимоотношения человека и природы в рассказе Распутина рассматривается как нравственная. Очень важно, чтобы человек чувствовал себя хозяином на земле, а не временно проживающим на ней, чтобы и ему было до всего дело. |
Тема: «Родина, патриотизм»Проблема формирования патриотизма как одного из важнейших качеств личности— одна из проблем повести.
Родина – это и огромная страна, в которой мы живём, и то место, где родились.Матёра — родина для многих поколений её жителей, для Дарьи, Настасьи, Анны, их детей и внуков. И она должна исчезнуть. Как переживают представители старшего поколения! Так страшно — потерять родину. С какой болью Дарья говорит : «Кто ж старое дерево пересаживает?». Как тяжело им уезжать с родных мест, где прожита жизнь.Ведь родина — это не только земля, но и всё, что связано с ней, память о прошлом, почитание предков. Эти чувства необходимо передавать молодёжи. Какой же пример показали ей, стерев с лица земли Матёру, спиливая на её глазах скамейки и кресты на кладбище, убирая ограды, чтобы всё сжечь? «Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.» В.Распутин. Что в слове, что за словом?» |
Тема: «Смысл жизни». ПроблемыВ чём смысл жизни?
Для чего человек живёт? В чём его предназначение. В какой-то момент жизни каждый человек задаёт себе эти вопросы.Размышляет над ними и Дарья, главная героиня повести В.Распутина.Она уверена, что жить надо по совести, как учил её отец, по законам нравственности. Не должна рушиться связь поколений. Дарья переживает: «Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет». Ей кажется, что не смогла она уберечь могилы близких, что на ней рвётся эта цепочка, связывающая поколения.Дарья размышляет над общечеловеческими философскими вопросами: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?». Она задумывается о назначении человека.Свою правду жизни она нашла: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Похожие взгляды на жизнь имеют и другие герои: баба Настасья, дед Егор, Симка, Екатерина, Богодул. Им всем свойственна ответственность за происходящее пред своими предками. Все они живут по законам совести, трудолюбивы, честны, благородны. Не все герои думают так. Есть те, кто живёт сегодняшним днём, заботами о материальном благополучии, не думая о будущем. Это Петруха, Клавка. Сегодня хорошо — и ладно. Они не думают о смысле жизни, им не жаль Матёру, что сгорят дома, построенные их родителями, что будет затоплена земля, которую возделывали многие поколения их предков. Душевное равнодушие, безразличие отталкивает от этих персонажей. Так жить нельзя — невольно думает читатель. “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”.Каждому человеку приходится нести ответ за свои дела и поступки на этой земле. Не надо забывать об этом.Нельзя жить будущим , не помня прошлого. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Пример 1
Произведение Валентина Распутина под названием «Прощание с Матерой» произвело на меня неизгладимое впечатление, заставив задуматься на многие серьезные темы. Писатель не просто придумал историю и перенес ее на бумагу, а написал повесть на основе реальных событий, произошедших в его жизни. Читателю рассказывается о деревне Матере, которая в скором времени должна уйти под воду в связи со строительством гидроэлектростанции, и ее жителях, нелегко воспринявших новость о потере родного края.
За три сотни лет существования небольшого поселения люди сумели обжиться в этих местах, сделав его исторически значимым. Здесь родились, выросли и ушли на тот свет целые поколения, и жизнь продолжала бы течь в своем размеренном темпе, но власти вмешались в порядки Матеры, и даже несмотря на то, что у них была великая и благородная цель, да и народ не остался без крыши над головой, никто не подумал о том, насколько тяжело для человека, с рождения жившего на одной земле, покинуть ее, зная о дальнейшей судьбе.
Молодежь легче смирилась с новостью о переезде, воспринимая ее как шанс начать новую, и возможно более счастливую жизнь, а вот старики не желали прощаться с Родиной, ведь с ней их связывали сотни теплых воспоминаний. Поэтому пытались оказать сопротивление ненавистным нововведениям, из-за которых памятники, дома и могилы предков должны были навсегда исчезнуть с лица земли, но остались проигнорированными, да и дети со своими принципами и иными взглядами на вещи не переставали уговаривать родителей бросить прежний жизненный уклад, в обмен на существование в тепле и комфорте. По этой причине между старшим и младшим поколением возник настоящий конфликт. Одни хотели новой жизни, а другие ни в какую не планировали отказываться от старой.
По моему мнению этой повестью автор хотел поднять актуальные для нынешнего времени вопросы. Одним из них является пренебрежительное отношение власти к народным ценностям. На месте старинных домов возводятся шикарные небоскребы, а поселения с богатой историей сносятся, чтобы потом на этой территории были построены новомодные базы отдыха. И хоть государство как тогда, так и сейчас старалось беречь культурные достояния, благодаря которым и складывается история, все равно проблема с сохранением небольших, но значимых мест вроде Матеры остается актуальной. Не остается незамеченной и тема с уважением к старшим, коего не проявлялось к пожилым людям в данном произведении. Распутин пытается донести до читателей мысль о том, что нужно с должным почтением относиться к нашим родителям, подарившим жизнь, и никогда не забывать о своей Родине, вне зависимости от того, где ты живешь на данный момент.
Пример 2
На первый взгляд может показаться, что повесть Распутина посвящена безграничной любви к Родине – месту, где ты появился на свет и вырос, но это не совсем так. Основная мысль произведения заключается не в уважительном отношении к родному краю, а в проблеме затопления и исчезновения с лица Земли исторически значимых мест.
Своим произведением автор пытался привлечь внимание властей и общественности к ситуации, с которой когда-то столкнулся он сам. Его родная деревня ушла под воду, и хотя семья писателя и получила новое жилье, осознавать, что ты больше никогда не сможешь вернуться на свою Родину очень тяжело. Тысячи людей были вынуждены бросить дома ради строительства гидроэлектростанций, даже не имея возможности протестовать против происходящего, и беспрекословно переезжали в другие города, ведь в противном случае их бы силой заставили покинуть родные края.
Особенно нелегко пришлось старикам, которые всю жизнь провели в одном месте. Они не хотели прощаться со своими деревнями, значившими для них гораздо больше, нежели чем для молодого поколения, стремящегося к переменам и сменам обстановки. Пожилые люди видели ситуацию не со стороны технического прогресса и переезда ближе к цивилизации, а со стороны пренебрежения их традиций и нежелании сохранять места с богатой историей.
Распутин желал показать, как сильно страдали жители небольших поселений, и хотел донести до читателей мысль о том, что важно ценить и оберегать их. Ведь деревни по типу Матеры имеют гораздо большую значимость, чем можно предположить. В таких краях родились, выросли и умерли множество поколений, зародились известные ныне пословицы и поговорки, и произошли небезызвестные события.
В этом сочинении с аргументом под названием «Прощание с Матерой» мне удалось доказать, что в жизни нет ничего важнее, чем помнить о Родине, где прошло детство, ведь именно благодаря этому месту ты стал тем, кем являешься сейчас.
- Сочинения
- Литература
- Васильев
/
/
Главной темой произведения являются авторские размышления о взаимоотношениях природы и человека, а также нравственное отношение людей к окружающему их животному миру.
Ключевым персонажем повести писатель представляет Егора Полушкина, изображенного в виде простого работящего человека, отличающегося добротой, отзывчивостью, а также безмерной любовью к природе. Полушкина поддерживает его сын Колька, любящий и уважающий своего родителя, старающийся быть похожим на отца, вызывая тем самым насмешки окружающих односельчан.
Противоположностью главному герою в повести представлены несколько отрицательных персонажей в образах Федора Бурьянова с сыном Вовой, Черепа, а также второстепенных персонажей – туристов, которые находясь на отдыхе поджигают муравейник. Данные герои отличаются равнодушием к природному миру, не имеющему для них никакой ценности, а только лишь собственную выгоду.
Полушкин находит свое призвание в работе лесничим, в которой ему помогает собственный сын. Лесник добросовестно выполняет свои обязанности, вкладывая в лесное хозяйство душу, предпринимая попытки сохранения каждого живого уголка или зверя.
Совместно они принимают решение о возрождении лесного озера, называемого Лебяжьим. С этой целью Егор приобретает на базаре несколько прекрасных белоснежных птиц, которые впоследствии оказываются убитыми безжалостными односельчанами, рассматривающими живую природу исключительно в качестве собственной гастрономической пользы. В неравной борьбе за справедливость погибает и сам лесник Егор Полушкин, отдав свою жизнь за любовь к природе.
Смысловая нагрузка повести заключается в изображении писателем человеческого отношения к живым существам, в проявлении душевного тепла, сочувствия и любви к природе, щедро отдающей людям свои богатства и ничего не требующей взамен.
Автор поднимает насущные проблемы современного общества, призывая человека задуматься об отношении к окружающему миру и о людской ответственности перед природой.
Кроме того, писатель ярко демонстрирует негативные пороки общественного сознания в виде равнодушия, жестокости и зла ради получения собственной наживы любыми методами, невзирая на человеческое сознание и совесть.
Финал повести представляется оптимистическим, поскольку после смерти защитника природы Егора остается его преданный и верный сын, который продолжит начатое отцом дело сохранения и защиты живого окружающего мира.
Другие темы: ← У войны не женское лицо… (по повести «А зори здесь тихие»)↑ ВасильевОбраз и характеристика Риты Осяниной в повести А зори здесь тихие →
`
Потребительное отношение к природе
- Астафьев Виктор Петрович, “Царь-рыба”. Это одно из самых известных произведений великого советского писателя Виктора Астафьева. Главная тема повести — единство и противостояние человека и природы. Писатель указывает на то, что на каждом из нас лежит ответственность за то, что он совершил и что происходит в окружающем мире, неважно — хорошее или плохое. Также в произведении затронута и проблема масштабного браконьерства, когда охотник, не обращая внимания на запреты, убивает и тем самым стирает с лица земли целые виды животных. Так, столкнув своего героя Игнатьича и матушку-природу в лице Царь-рыбы, автор показывает, что собственноручное уничтожение нашей среды обитания грозит гибелью нашей цивилизации.
- Тургенев Иван Сергеевич, “Отцы и дети”. Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он не наслаждается окружающей средой, не находит в ней ничего таинственного и прекрасного, всякое ее проявление для него пустяки. По его мнению, “природа должна приносить пользу, в этом ее назначение”. Он полагает, что нужно забирать то, что она дает – вот незыблемое право каждого из нас. В качестве примера можно вспомнить эпизод, когда Базаров будучи в плохом настроении, пошел в лес и ломал ветки и все остальное, что попадалось ему на пути. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества. Будучи медиком, он так и не сделал великих открытий, природа не дала ему ключей от своих потайных замков. Он погиб от своей же неосмотрительности, став жертвой болезни, вакцины от которой он так и не изобрел.
- Васильев Борис Львович, “Не стреляйте в белых лебедей”. В своем произведении автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника по фамилии Бурьянов, несмотря на свою ответственную работу, воспринимает окружающий мир не иначе, как к ресурс потребления. Он с легкостью и совершенно без зазрения совести срубал деревья в заповеднике для того, чтобы построить себе дом, а его сын Вова и вовсе был готов замучить щенка, которого он нашел, до смерти. К счастью, Васильев противопоставляет ему Егора Полушкина, его двоюродного брата, который со всей добротой души бережет естественную среду обитания, и хорошо, что есть все-таки такие люди, которые заботятся о природе и стремятся сохранить ее.
Прощание с матерой проблема повести
Размышления над эстетическим аспектом
Эстетика всегда рассматривала понятие прекрасного и его значение в жизни людей. Созидающее, прекрасное, и негативное, разрушающее, — эти начала всегда присутствуют в жизни и отдельного человека, и всего общества. С этих позиций автор показывает судьбу островной деревни Матёры, которая должна подвергнуться затоплению и стать дном искусственно создаваемого Братского моря.
Матёра — для деревенских жителей «родная, самой судьбой назначенная земля».
И природа всегда жила в согласии с людьми. Поля и огороды давали обильные урожаи, луга — сено скоту, леса — свои дары летом и осенью. Молодежь веселилась на просторе за деревней.
Но черты трагедии из-за вынужденного переселения людей виделись всё отчётливее. Люди семьями покидали Матёру, осваивая новый быт и иную работу. В деревне оставались лишь самые старые, но ещё в силе, люди, которые должны были завершить множество начатых дел: подготовить к отправке за реку наработанное за годы имущество, убрать урожай, присмотреть за ребятнёй.
Но привычный миропорядок рушился. Следы упадка можно было видеть всюду. Мёртво застыли окна в опустевших домах, хлопали ворота, покосились заборы, неприютно и голо смотрелись стены в брошенных жилищах. Образ покинутого, разоряемого дома с горечью и болью автор описывает в финале повести: шесть сиротливо «сгрудившихся в кучу, сцепившихся неразлучно избёнок» закончат эпопею Матёры.
А как в этих условиях вели себя люди? Они оказались на перепутье: в состоянии тревоги, растерянности, неуверенности в завтрашнем дне.
Насильственное, по директивам сверху, уничтожение и природы, и материальных ценностей становилось всеобщей трагедией.
Вся деревня остро, как говорят, в штыки восприняла уничтожение кладбища: из сердца не вырвать память об ушедших дорогих и близких.
И всё же остались в жизни односельчан и горькие радости, и грустные праздники.
Собрались жители Матёры, деревенские и из посёлка, на сенокос: нужно было заготовить сено и перевезти его для скота на подворья в новые усадьбы. Прибыли и давно уехавшие для того, чтобы повидаться с земляками и отвести душу в знакомой работе. После трудов, возвращаясь с лугов дружной толпой, пели хором. Людей объединяли и радость встреч с друзьями юности, и общий труд, и знакомая песня.
У деревенских людей свои эстетические подходы в оценке нравственных качеств, поведения и даже внешности людей. Безоговорочно осуждаются суетность, неумение держать слово, нелюбовь к труду. Городские женщины не по сердцу старухам: очень взбалмошны и любят пускать пыль в глаза. Осмеян Петруха, мужик талантливый, но крайне легкомысленный. Ведь он мечется по свету в поисках славы и лёгких денег. Жизненная история его является настолько же интересной, насколько странной и в чём-то нелепой. Построенный собственными руками хозяина, где особенно красивы резные наличники на окнах, его дом становится «собственностью Ак. наук», памятником деревянного зодчества. Петруха был рад и горд. Но эта самая «Ак. наук» заплатила за дом лишь половину денег, вторую половину заплатить не удосужилась. И перед великим затоплением Петруха собственными руками поджёг дом, своё детище, к которому успел прирасти сердцем. Человек задиристый, он приискал для себя поговорку, которой охотно пользовался: «Извини-подвинься». Жизнь «подвинула» его самого.
Свои истории и биографии есть и в природе. За деревней, на просторе, росла огромная лиственница, «листвень». С годами дерево, со стволом не в обхват, приобрело прочность литого металла, и никакие «поджогчики» и разрушители не в силах были его уничтожить. Так и суждено было ему, непокорённому, уйти на дно моря. И деревья умирают стоя.
Вывод. Жители деревни, её главная ценность, — это труженики и подвижники. Они создают тот миропорядок, на котором стояла и стоять будет русская земля. И несломленный «листвень», могучее дерево, — символ жизнестойкости и людей, и природы.
Здесь искали:
- прощание с матерой аргумент
- прощание с матерой проблемы
- прощание с матерой аргументы
Гуманизм и любовь к окружающему миру
- Эрнест Хемингуэй, “Старик и море”. В своей философской повести “Старик и море”, которая была основана на подлинном событии, великий американский писатель и журналист затронул многие темы, одна из которых — проблема взаимоотношения человека и природы. Автор в своем произведении показывает рыбака, который служит примером того, как нужно относиться к окружающей среде. Море кормит рыбаков, но и добровольно уступает только тем, кто понимает стихию, ее язык и жизнь. Также Сантьяго понимает и ответственность, которую несет охотник перед ореолом своего обитания, чувствует вину за то, что вымогает пищу у моря. Его тяготит мысль о том, что человек убивает своих собратьев для того, чтобы пропитаться. Так можно понять основную мысль повести: каждый из нас должен понимать свою неразрывную связь с природой, чувствовать вину перед ней, и пока мы несем ответственность за нее, руководствуемся разумом, то Земля терпит наше существование и готова делиться своими богатствами.
- Носов Евгений Иванович, “Тридцать зерен”. Еще одним произведением, подтверждающим, что гуманное отношение к другим живым существам и природе — это одна из основных добродетелей людей, является книга “Тридцать зерен” Евгения Носова. Здесь показывается гармония между человеком и животным, маленькой синичкой. Автор наглядно демонстрирует то, что все живые существа — братья по происхождению, и нам необходимо жить в дружбе. Синичка поначалу боялась идти на контакт, но поняла, что перед ней — не тот, кто поймает и запрет в клетке, а тот, кто защитит и поможет.
- Некрасов Николай Алексеевич, “Дедушка Мазай и зайцы”. Это стихотворение знакомо каждому человеку с детства. Оно учит помогать братьям нашим меньшим, бережно относится к природе. Главный герой — Дед Мазай — охотник, а это значит, что зайцы должны быть для него, прежде всего, добычей, пропитанием, но его любовь к месту, где он живет, оказывается выше, чем возможность получить легкий трофей. Он не только спасает их, но и предупреждает, чтобы не попадались ему во время охоты. Не это ли высокое чувство любви к матушке-природе?
- Антуан де Сент-Экзюпери, “Маленький принц”. Главная мысль произведения звучит голосом главного героя: “Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету”. Человек — не царь, не король, и он не может управлять природой, но может позаботиться о ней, помочь, следовать ее законам. Если бы каждый житель нашей планеты следовал этим правилам, то наша Земля была бы в полной безопасности. Из этого следует, что нам необходимо заботиться о ней, бережнее к ней относится, ведь все живое имеет душу. Мы приручили Землю и должны быть за нее ответственны.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Мораль
У каждого свое понимание морали. Это набор необязательных правил поведения, мораль и нравственность зависит от религии, в которую вы верите, или от традиций, которым вы следуете - Сочинение на тему Золотое правило этики (4 класс)
“Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой — именно так звучит золотое правило этики. - Сочинение Петр I в поэме Медный всадник (Образ и характеристика)
Сложным и неоднозначным предстает образ Петра 1 в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» Произведение было написано в 1833 году. Впервые оно опубликовано без цензурных правок и сокращений лишь в 1904 году.
Проблема экологии
- Распутин Валентин “Прощание с Матерой”. Сильное влияние человека на природу показал в своей повести “Прощание с Матерой” Валентин Распутин. На Матере люди жили в гармонии с окружающей средой, берегли остров и хранили его, но власти нуждались в постройке гидроэлектростанции, и решили затопить остров. Так, под воду ушел целый животный мир, о котором никто не позаботился, лишь жители острова почувствовали вину за “предательство” родного края. Так человечество разрушает целые экосистемы из-за того, что нуждается в электричестве и других ресурсах, необходимых для современной жизни. Оно с трепетом и пиететом относится к своим условиям, но совершенно забывает о том, что целые виды растений и животных гибнут и уничтожаются навсегда из-за того, что кому-то понадобилось больше комфорта. Сегодня та местность перестала быть индустриальным центром, заводы не работают, а вымирающим деревням не нужно столько энергии. Значит, те жертвы и вовсе были напрасными.
- Айтматов Чингиз, “Плаха”. Разрушая окружающую среду, мы разрушаем и свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее — такая проблема поднимается в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, где олицетворением природы выступает семья волков, которая обречена на смерть. Гармония жизни в лесу была нарушена человеком, который пришел и рушит все на своем пути. Люди устроили охоту на сайгаков, а причиной такого варварства послужило то, что возникло затруднение с планом мясосдачи. Таким образом, охотник бездумно разрушает экологию, забывая о том, что он сам — часть системы, и это, в конце концов, скажется на нем самом.
- Астафьев Виктор, «Людочка». В данном произведении описывается следствие наплевательского отношения властей к экологии целого региона. Люди в загрязненном, пропахшем отходами городе озверели и бросаются друг на друга. Они утратили естественность, гармонию в душе, теперь ими правят условности и первобытные инстинкты. Главная героиня становится жертвой группового изнасилования на берегу помойной реки, где текут гнилые воды – такие же прогнившие, как нравы горожан. Никто не помог и даже не посочувствовал Люде, это равнодушие довело девушку до самоубийства. Она повесилась на голом кривом дереве, которое тоже погибает от безразличия. Отравленная, безысходная атмосфера грязи и ядовитых испарений отражается на тех, кто сделал ее такой.
Автор: Жанна Акжолова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ проблемы
Поэма неизвестного автора — «Слово о полку Игореве».
Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Игоря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подсказывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «лелея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасителя, поэтически беседуя с рекой.
К.Г. Паустовский — сказка «Растрепанный воробей».
Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный букетик, который отец, находящийся на фронте, подарил когда-то ее маме.
Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир
Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир».
Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои истинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не кончена, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназначения.
Ю. Яковлев — рассказ «Разбуженный соловьями».
Природа пробуждает в душе человека лучшие человеческие качества, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рассказа — эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его — Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.
Ю. Нагибин — рассказ «Зимний дуб».
Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васильевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, которые не замечала раньше: близость к природе, непосредственность, благородство.
Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе — любовь к Родине
С.А. Есенин — стихотворения «О пашни, пашни, пашни…», «Спит ковыль, равнина дорогая…», «Русь».
Тема природы в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьянского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на дорогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каждый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пейзажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.
Н.М. Рубцов — стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы».
В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении образу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.
К.Г. Паустовский — рассказ «Ильинский омут».
Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России — Ильинскому омуту. Такие места, по мысли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины — из малой любви