Аргументы на тему: Гордость и смирение в пьесе «На дне» (для итогового сочинения)
Автор: ·
Опубликовано 17.10.2019
· Обновлено 17.10.2019
В прозе Максима Горького можно найти ответы на все вопросы, которое ставит перед нами итоговое сочинение. Но особенно много там аргументов по направлению «Гордость и смирение». Многомудрый Литрекон уже делал подборку примеров по этому направлению и банк аргументов, но никогда не будет лишним дополнить список примеров для ИС.
- По-настоящему гордым человеком в пьесе «На дне» является Сатин. Несмотря на свое нищенское положение, он не считает себя ниже кого-либо и не смиряется со своей судьбой. Он попал в ночлежку случайно: когда-то давно он заступился за честь сестры и убил обидчика. Четыре года каторги не прошли бесследно: герой стал шулером, чтобы заработать на жизнь в маргинальных кругах. В обществе приличных людей он уже не мог найти себя места с такой биографией. Но это обстоятельство его не удручает. Он открыто и гордо признает все то, что с ним происходит, и не выдумывает утешительных басен, как Настя или Барон. Да, он — шулер, да, его дорога ведет в острог, ну и что? Он высмеивает метод Луки и отрицает ложь во благо. Сатин не стесняется себя и восклицает: «Правда — бог свободного человека!». В своей гордости он видит возможность оставаться независимым, сильным и трезвомыслящим человеком.
- Олицетворением смирения в пьесе Горького является Лука. Странник прожил таинственную и полную лишений жизнь. Автор намекает, что он бежал с каторги и бывал в самых неблагонадежных местах. Наличие богатого жизненного опыта помогло старику понять и принять тех людей, которые его окружали. В ночлежке он сразу же стал своим и заручился доверием многих жильцов за свое умение слушать и слышать исповедь отверженных. Его мудрость понятна всем: он призывает нищих смириться с судьбой, но жить с надеждой на лучшее. Так, он утешает Анну и предрекает ей отдых в раю, подводя ее к мысли о том, что смерть — это избавление, а не горе. Актеру он советует признать свою проблему и заняться ее лечением, правда, не уточняет, где же ему это сделать. В философии Луки главным пунктом является смирение, а практические меры по решению проблем он не перечисляет. Однако даже его утешения помогли людям: Настя смогла на время забыть о своем унизительном ремесле, Актер на время бросил пить, а Анна отправилась в мир иной без сожалений и горечи.
- Гордыня без оснований представлена в образе Барона. Этот герой высокомерен и заносчив, хоть и находится в таком же безвыходном положении, что и остальные обитатели ночлежки. Даже его имя неизвестно читателю, ведь за героем закрепилась кличка, подчеркивающая его бывший социальный статус. Положение в свете и капитал Барон утратил, но привычка помыкать людьми осталась. Так, он бессовестно упрекает Настю в том, что она придумывает себе истории любви. Герой нисколько не сочувствует бедной девушке и бравирует своим отсутствием такта, чтобы посмеяться над ней. А ведь именно Настя без конца одалживает ему деньги, но бывший дворянин, видимо, привык к тому, что простолюдины должны его обеспечивать. В финале он вспоминает о своем прекрасном прошлом, чтобы еще раз подчеркнуть слушателям разницу между ним и теми, кто обитает по соседству. Его гордыня — однозначно отрицательное чувство, которое не дает ему объективно оценить свое положение и вести себя соответствующе.
- Еще одним гордым героем пьесы «На дне» является Клещ. Он свысока смотрит на обитателей ночлежки, потому что относит себя к труженикам, а не к бродягам. Своих соседей он презирает за праздность и дурные привычки и обращается с ними грубо. Он лелеет надежду на то, что своим трудом добьется переезда из подвала в нормальное жилье. Об этом он не устает напоминать всем и каждому, чтобы получить должное, по его мнению, уважение. Гордость Клеща настолько завладела им, что он даже к жене относится с брезгливым презрением. Для него она — помеха на пути к обеспеченности. Он не стесняется строить планы на тот день, когда обуза в виде супруги перестанет его беспокоить и отягощать. Анну он винит во всех бедах и нисколько не поддерживает. Данный пример показывает, что гордость нельзя назвать положительным качеством. Она приводит человека к высокомерию.
- Смирение может упростить жизнь. Это доказывает пример Анны, героини пьесы «На дне». Героиня была опасно больна и доживала последние дни, мучаясь от страха смерти. Ее судьба трагична: грубый муж бил и оскорблял ее, нищета истребила все силы. Женщина не видела счастья и даже не ела досыта. Такие условия жизни привели к образованию туберкулеза. Анне было обидно умирать, так и не познав радости. Она боялась потустороннего мира и страдала от несправедливости своего удела. Но беседы с Лукой помогли ей смириться со своим уделом. Да, ее участь незавидна, но в раю Бог вознаградит ее за терпение и готовность к жертве. Услышав такую трактовку смерти, героиня нашла в себе силы с достоинством покинуть этот мир и поверить в лучшее, пусть и потустороннее будущее. Смирение облегчило ее мучения.
Метки: 11 классГордость и смирениедекабрьское сочинениеитоговое сочинениеМаксим Горькийпьеса На дне
Читайте также:
Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
«На дне»: аргументы по направлению «Мечта и реальность» итогового сочинения
Мечта и реальность: аргументы к итоговому сочинению
- «На дне». Несомненно, все люди разные. У каждого свой темперамент, характер, судьба. Однако есть нечто, что нас объединяет — это способность мечтать. В пьесе М. Горького «На дне» показана жизнь людей, разучившихся мечтать. Герои просто проживают свою жизнь день за днем, не понимая смысла своего существования. Эти несчастные обитатели ночлежки находятся «на дне» жизни, куда не пробивается луч надежды. Может показаться, что их ничего не объединяет с другими людьми, они все воры и пьяницы, нечестные люди, которые способны только на подлость. Но читая страницу за страницей, можно увидеть, что жизнь каждого когда-то была другой, но обстоятельства загнали их в ночлежку Костылевых, которые сами недалеко ушли от постояльцев. С появлением нового жильца Луки все меняется. Он жалеет их, и эта теплота будит проблеск надежды. Жители ночлежки вспоминают свои мечты: Васька Пепел хочет перебраться в Сибирь и зажить честной жизнью, Актер желает вернуться на сцену, даже бросает пить, умирающая Анна, уставшая от мучений на земле, приободряется мыслью о том, что после смерти обретет покой. К сожалению, мечты героев рушатся, когда Лука уезжает. В реальности они не сделали ничего, что могло бы изменить их положение. Однако сам факт того, что они хотели измениться, не может не радовать. Ночлежники не перестали быть людьми, несмотря на испытания, выпавшие им в жизни, и где-то в глубине их душ живут обычные люди, которые просто хотят радоваться жизни. Таким образом, способность мечтать объединяет таких разных людей, оказавшихся волею судеб в одном месте.
- Желая добра, Лука не способен бороться за него. Лука — тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть…» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь найти… Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло.
- Герои произведения – обитатели городской ночлежки, оказавшиеся на дне жизни по разным причинам. Действующие лица в большинстве своем — сломленные обстоятельствами люди, потерявшие нравственные ориентиры. При этом каждый обитатель «дна» живет мечтой, которая не имеет ничего общего с действительностью. Например, молоденькая Настя грезит о чистой любви, а поддерживать надежду в суровой реальности ей помогает книга «Роковая любовь». Спившийся Актер когда-то давно блистал на сцене, зрители знали его как Сверчкова-Задунайского. Теперь у него осталось лишь прозвище, напоминающее о былой жизни. Его мечта – попасть в лечебницу, а после – снова выйти на подмостки. Васька Пепел мечтает начать новую жизнь вместе с Наташей в далекой Сибири. Но, увы, грезам ночлежников не суждено осуществиться. Любой обитатель ночлежки желает лучшей жизни, но при этом ничего не предпринимает для исправления ситуации. Куда проще слушать утешительные слова странника Луки, вселяющие надежду на реализацию фантазий. Его идеология заключается во фразе: «Во что веришь – то и есть». Но мечта, не подкрепленная действием, губительна. Понять позицию автора помогает рассказанная Лукой ночлежникам притча о земле праведной: «Знал я одного человека, который в праведную землю верил. Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,- духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! Потерплю! Ещё несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…». Конец этой истории трагичен. Человек, веривший в «праведную землю», погибает, когда узнаёт от одного ссыльного ученого, что такого места на карте нет. Смысл этой истории, по мнению Луки, в том, что человек умер потому, что тот ссыльный учёный вовремя не пожалел ближнего своего. Если б солгал, что есть «праведная земля», человек бы и дальше жил спокойно, а так… Но сам автор считает по-другому. Горький выступает против утешающих иллюзий. Ведь если ушло заблуждение, то и жизнь, следовательно, вместе с ним. Подтверждение тому – судьба Актера, который повесился, лишившись утешительных историй Луки. Таким образом, даже самые светлые сокровенные мечты при бездействии навсегда обречены остаться таковыми, поскольку жестокая реальность куда сильнее…
- Лука — дарит жителям ночлежки мечту, строит «воздушные замки», его мечты являются бесплотными фантазиями,обещает примирение с действительностью, не помогает им физически, дает веру в то, что это возможно, оставляет тех, кто ему поверил, без надежды, когда покидает ночлежку.
- Сатин — не мечтает, считает себя мертвым человеком, говорит всем правду, какой бы неприятной она ни была, не любит работать, ценит удовольствия, не способен на действия ради мечты, не ставит целей, вступает в конфронтацию с Лукой.
- Настя — мечтательная, впечатлительная девушка, любит читать романы, фантазирует, часто принимает желаемое за действительно и сама верит в свою выдумку. Ее мечты – это попытка уйти от жестокой реальности, часто врет. Обитатели ночлежки либо смеются над ней, либо жалеют. Мечтает покинуть ночлежку и изменить свою жизнь,но не действует. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…» И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)
- Наташа – мечтатель, мечтает о том, что кто-то придет и заберет ее из ада, в отличие от Насти, понимает, что это выдумка и этому не суждено осуществиться.
- Васька Пепел — незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.
Материалы для подготовки к итоговому сочинению «Мечта и реальность»:
- Всё об итоговом сочинении (изложении) 2018/19
- Приблизительные список тем
- Литература для прочтения
- Цитаты
- Тезисы
- 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура) итогового сочинения
- Алгоритм написания итогового сочинения
- Клише для итогового сочинения
- Итоговое сочинение: вопросы и ответы
- 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
6 ноября 2018, 13:10
Could not load xLike class!
Аргументы: Человек и общество в пьесе «На дне»
Человек – неизменная часть общества, его главный элемент. В сложном механизме жизни ему всегда приходится подчинять личные мотивы и интересы общественным рамкам, которые оберегают его, и, одновременно, становятся причиной духовной несвободы. Ограничения и стандарты, выдвигаемые окружением, подчас не могут обуздать силу человеческого характера, его стремление к познанию мира и самовыражению. Поэтому конфликты между личностью и коллективом нашли отражение во многих произведениях русской литературы. Одно из таких произведений – драма М. Горького «На дне». Действие происходит в ночлежке для нищих, где собрались люди самого разного толка, однако все они отвергнуты социумом. У каждого из них – собственная жизненная трагедия, в основе которой лежат простые человеческие слабости.
- Однажды отвергнутый обществом, оказавшийся на «социальном дне» человек уже не в силах подняться, справиться с превратностями судьбы. Так считает один из обитателей ночлежки – Бубнов. Жизнь для него потеряла свою значимость: владевший когда-то красильной мастерской, герой в одночасье теряет всё. Сброшенный «на дно», потерявший веру в людей и правду, переживший предательство жены, теперь он убежден в том, что в мире все подчинено жестоким и непреложным законам, которым бессмысленно сопротивляться. Мысль выбраться из ночлежки, изменить привычный ход вещей и начать новую жизнь кажется Бубнову абсурдной. « Все люди на земле — лишние…» — отмечает герой. Покинутый окружением, он озлоблен на социум и не способен на веру и прощение.
- «Человек всё может – лишь бы захотел», — уверен другой герой пьесы, новый постоялец ночлежки, странник Лука, вступающий в условный конфликт с идейными утверждениями Бубнова. Лука – загадочный старец, почти блаженный, неизвестно откуда взявшийся и куда направляющийся. О его судьбе не знает никто, однако, по словам проповедника, на его долю выпало много горя и трудностей. Однако праведник уверен, что с внешней уродливостью, жестокостью жизни и общества можно справиться, достаточно верить в человека, вселять в него надежду, пусть порой и обманчивую. «Не всегда правдой душу вылечишь» — убежден старец, утешающий героев ночлежки. Отвергнутый обществом, как и прочие действующие лица пьесы, Лука продолжает верить в обитателей «дна», в высокое предназначение каждого из них.
- Несмотря на кажущуюся обреченность жизни, некоторые из героев не теряют веры в светлое будущее, мечтают подняться со дна социального на лучшую жизненную ступень. Васька Пепел – бунтующий образ в пьесе. Его отец был вором, и сам он привык к подобному ремеслу с детства. В отличие от других действующих лиц, Пепел отвергнут обществом изначально, как потерянный человек, судьба которого предопределена и заранее известна. Он стремится изменить самого себя, тем самым доказав коллективу, что его доля может быть лучшей, а сам он может стать честным и порядочным гражданином. Он любит Наташу, мечтает увести ее из ночлежки, где она вынуждена терпеть побои сестры, и переехать в Сибирь, где никто не узнает о его прошлом, а, значит, не станет судить за былые ошибки.
- «Человек – это звучит гордо!» — утверждает свою горькую правду еще один постоялец ночлежки, бывший телеграфист Сатин. Он убежден в том, что человеческая жизнь дорого стоит, поэтому каждый нуждается в сочувствии. Сатин, как и Лука, сострадателен к ближним, готов помочь нуждающимся. Однако пребывание на социальном «дне» делает его безразличным к жизни в целом. Он не видит смысла в действии, поэтому осознанно губит себя. Когда-то отправленный в тюрьму за убийство, а теперь обитающий в ночлежке, он не хочет измениться, поскольку считает существование «на дне» естественным ходом существования. Он отвергает общество, в котором больше не видит правды. Правда, по его мнению, – в самом человеке, однако, и до этого Сатину нет никакого дела. Сломленный обстоятельствами, он отказывается бороться, оставаясь безразличным к своей дальнейшей судьбе.
- Обреченные на гибель герои пьесы неизбежно идут ко дну. Их связывает общность судеб и положение, в котором они находятся, трагичность окружающего мира, отвергнувшего каждого из постояльцев ночлежки по разным причинам. Актер, в прошлом успешно выступающий на сцене, теперь беспробудно пьет. Он мечтает вылечиться от алкоголизма и вернуться на подмостки, постоянно цитирует знаменитые литературные отрывки. Однако осознание собственной слабости, забвение общества, невозможность выбраться из нищеты толкают героя на самоубийство. «Истину в вине» ищут и другие персонажи драмы: Андрей Митрич Клещ, слесарь, оказался на дне из-за болезни жены. С ее смертью он ждет облегчения от груза ответственности, однако теряет работу, ещё больше озлобившись на людей и потеряв последнюю цель существования, бездельничает вместе с Сатиным. Герои не в состоянии найти правильный путь, изгнанные из коллектива на социальное «дно», они гибнут там, лишенные надежды на будущее.
Автор: Валерия Пронина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Метки:
- 11 класс
- аргумент из литературы
- итоговое сочинение
- Максим Горький
- На дне
- человек и общество
Читайте также:
Аргументы к итоговому сочинению из пьесы М. Горького «На дне» по направлениям: «Мечта и реальность», «Доброта и жестокость», «Месть и великодушие». Лука (мечта)-дарит жителям ночлежки мечту, строит «воздушные замки», его мечты являются бесплотными фантазиями,обещает примирение с действительностью, не помогает им физически, дает веру в то, что это возможно, оставляет тех, кто ему поверил, без надежды, когда покидает ночлежку.
Лука (доброта) Считает, что люди должны быть добры друг к другу, жалеет всех, но не помогает. «Добрый, жалостливый», не говорит людям правду, позволяя мечтать о фантастическом, врет о «бесплатной лечебнице» Актеру, чем косвенно и убивает его, когда правда вскрывается. Его стремление искоренить зло ничем не подкреплено, не действует во имя добра.
Сатин (отсутствие мечты, реалист) — не мечтает, считает себя мертвым человеком, говорит всем правду, какой бы неприятной она ни была, не любит работать, ценит удовольствия, не способен на действия ради мечты, не ставит целей, вступает в конфронтацию с Лукой.
Василиса Карповна Костылева (жестокость)– жестокая и бездушная женщина, издевается над сестрой, мечтает о смерти мужа, чего и добивается, оказывается в тюрьме.
Настя (мечта) – мечтательная, впечатлительная девушка, любит читать романы, фантазирует, часто принимает желаемое за действительно и сама верит в свою выдумку. Ее мечты – это попытка уйти от жестокой реальности, часто врет. Обитатели ночлежки либо смеются над ней, либо жалеют. Мечтает покинуть ночлежку и изменить свою жизнь,но не действует.
««Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»» «И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)»
Наташа (мечта) – мечтатель, мечтает о том, что кто-то придет и заберет ее из ада, в отличие от Насти, понимает, что это выдумка и этому не суждено осуществиться.
Наташа (доброта) — добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.
Васька Пепел (доброта, мечта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.
Месть: Пепел мстит Василисе за ее злобу, за то, что попадает в тюрьму (рассказывает о ее участии в преступлении, хотя она только планировала это сделать)
Клещ (жестокость, злость) – злой, жестокий человек, не проявляет заботы даже по отношению к умирающей жене. До болезни он относился к ней не лучше: бил и унижал. Жители ночлежки считают его «злыднем», «нечистым духом».
Клещ и мечта: мечтает вырваться из нищеты, жить в лучших условиях, так и остается жить в ночлежке, ничего не делает.
Актер (мечта) – когда-то играл в театр, но из-за пьянства его выгнали, считает, что его жизнь кончена, не мечтает до появления Луки, который вселяет в него надежду, лжет ему о «бесплатной больнице». На какое-то время Актер даже перестает пить, чтобы скопить денег на билет, когда узнает, что его мечта не может осуществиться, кончает жизнь самоубийством.
Барон (мечта) – мечтает о прошлом, считает, что в жизни нет ничего хорошего, все хорошее- в прошлом. не заглядывает в будущее, оторван от реальности, в его голове туман, ни о чем не рассуждает.
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- По произведению На дне
Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».
Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.
Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.
Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.
Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.
В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».
Вариант сочинения 3
Максим Горький – это поистине великий писатель, создавший множество произведений, которые вошли в классику мировой литературы. Пьеса «На дне» до сих пор остаётся одним из наиболее глубоких и сильных произведений, заставляя задуматься над многими вещами.
На написание этого произведения Горького вдохновила жизнь в России в 20-е годы. В это время в стране был переломный момент, бушевал кризис. По улице бродили обнищавшие крестьяне, нищие, бродяги и воры в писках еды или ночлега. Так и было создано произведение «На дне», характеризующее жизнь большинства людей.
Сюжет пьесы построен на конфликте между героями. Горький плавно вводит читателя в жизнь людей, «опустившихся на дно». К этим людям относится барон, актер, картузник и вор. Каждый из них желает в душе снова вернуться в мир «настоящих» людей.
Название пьесы «На дне» имеет несколько значений: предельный уровень жизни, в котором находятся все герои. Название уже имеет огромное значение. Люди, попавшие на дно, уже никогда не смогут подняться к свету, и вернуться к старой жизни. Они уже смирились со своим состоянием, и измениться они уже не смогут.
Данное произведение несёт в себе глубокую социально-экономическую мысль. У каждого из героев пьесы есть своя история, каждый несёт определенный посыл. Они все имеют разные судьбы, но есть то, что сближает их всех. Это их нищета, горе. Горький в одном произведении собрал вместе множество разнообразных лиц. Каждый из героев обладает какими-либо определенными качествами. .
Пьеса относится к философскому жанру, так как все герои рассуждают на глубокие и социальные темы, выдвигают философские теории и умозаключения. Однако больше всех выделился Сатин, бывший телеграфный служащий, у которого появился истинный талант к философствованию. Он рассуждает о добре и зле, о предназначении человека. Большинство его фраз стали крылатыми. Он проповедует презрение ко многим нравственным ценностям.
Главная идея пьесы — конфликт между идеализмом и материализмом. Один из главных героев, Лука, идеалист, истинно верующий человек. А Сатин наоборот материалист, который возвышает человека и человеческое превосходство.
Он лжет не ради собственной выгоды, а чтобы дать обитателям дома надежду и веру. Лука как человек «лжет во спасение». Сатин, в отличие от Луки, возвышает человека, воспевает все человечество в целом: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Чело-век!». Лука всех утешает и вселяет веру: «Ты надейся!» «Ты поверь!».
Таким образом, данное произведение является нравственным путеводителем для людей. Эта пьеса рассказывает о нелегкой жизни и участи героев и одновременно учит моральным ценностям.
Жанр, направление, композиция
Жанр произведения – социально-философская драма. Это объясняется тем, что в пьесе автор раскрывает темы и проблемы устройства социума, размышляет над его недостатками, ищет пути решения проблемы.
Направление – критический реализм, хотя некоторые исследователи творчества Максима Горького настаивают на том, что это соцреализм, поскольку писатель намеренно продемонстрировал острое противостояние двух параллельных миров – богатых и бедных, сделав акцент на социальном неравенстве. Вследствие этого пьеса имеет явно идеологический подтекст, поскольку в начале ХХ столетия противостояние между простым народом и знатью в России стало накаляться.
Композиция – линейная, так как все события развиваются в хронологическом порядке, они последовательны, с единой нитью повествования.
Образец 4
Люди различаются на сильных и слабых. Одни объективно оценивают свои возможности и способности, зная то, к чему они стремятся, и что их может ожидать, если они применят свои умения и старания. А другие не могут существовать в сложившихся реалиях, они хотят уйти в свой собственный мир, где они думают, что смогут стать более счастливыми, отказываясь делать что-либо в определенный момент времени, так как они убеждены в том, что в будущем все будет намного лучше. Однако, именно вторых можно назвать духовно сильными, так как они противоречат понятиям, которые принято считать нормальными и стандартными. Они способны строить собственное счастье, ставя приоритеты в том направлении, которое подходит именно им. Они верят в то, что лишь один случай способен изменить всю их жизнь. Можно также сказать, что их мечты очень сильно отличаются от желаний обычных людей, которые стремятся обогатиться материально и отрицают некоторые духовные ценности.
Такие персонажи присутствуют в произведении «На дне», написанным замечательным писателем М. Горьким, который сумел отразить всю их сущность. Среди очень тяжелых условий проживания, где в основном присутствуют опустившиеся люди, в лице нищих, пьяниц и криминалитета, они не сдались, и продолжают верить в свою мечту. К таким персонажам относится и Настя, которая по определению со стороны общества является «падшей женщиной». Однако, несмотря на это, она продолжает жить полной жизнью, мечтать о настоящей любви и человеке, который сможет быть опорой и поддержкой ей во всем. Она считает, что ее реальная жизнь является сном, и когда она проснется, то очутится в мире, полном счастья и радости.
Говоря про Луку, который появился в ночлежке, можно сказать, что это человек, который изменил привычный уклад и видение жизни многих обитателей того заведения. Лука говорил этим людям о том, чтобы они не отчаивались и не падали духом, ведь, по его мнению, если человек не может создать свою жизнь в имеющемся мире, необходимо создать свой собственный, в котором все будет именно так, как хочет человек. Поверила в это утверждение и Анна, которая, умирая, поверила в то, что все ее муки закончатся после ее смерти, и она, непременно, окажется в раю. Лука убедил ее в том, что в «следующей жизни» не будет подобных страданий и терзаний со стороны судьбы, потому что «там» будет все прекрасно и справедливо. Даже несмотря на то, что Лука точно этого не знал, и большую часть сказанного сочинил, можно сказать, что он облегчал боль девушки и хотел, чтобы она поверила в лучшее, и была счастливой хоть на недолгий период времени.
11 класс
Другие сочинения: ← Что лучше — истина или сострадание в драме Горького На дне?↑ ГорькийСмысл жизни в рассказе Старуха Изергиль →
Главные герои и их характеристики
Главные герои отличаются характерами и своими личными драмами, однако всех их объединяет одно – беспросветная нищета, которая, словно ржавчина металл, разъедает их души, поглощая их моральные принципы, нравственные качества, веру в себя и надежду на лучшее будущее. Жизнь героев беспросветна, и они просто доживают свой век в компании таких же отверженных, как и они сами.
- Клещ – слесарь примерно сорока лет. Главной характеристикой персонажа являются его отношения с женой Анной, умирающей от чахотки. Несмотря на болезнь супруги, Клещ совершенно не заботится о ее самочувствии, и даже регулярно избивает ее. Это свидетельствует о его душевной черствости и жестокости. Героя выбивает из равновесия даже не смерть жены, а необходимость продать инструменты, чтобы похоронить ее. У него нет совершенно никаких шансов выбраться из топкого болота, в котором он оказался.
- Бубнов – мужчина средних лет, в прошлом владелец прибыльной меховой мастерской. После развода потерял все свое имущество, поскольку документы были оформлены на супругу. Оказавшись без средств к существованию, вынужден жить в ночлежке и шить на заказ шапки.
- Сатин – сорокалетний мужчина, алкоголик, карточный игрок. Зарабатывает на жизнь тем, что ловко жульничает во время игры. Отсидел пять лет тюрьме за непреднамеренное убийство. Он защищал честь сестры, но случайно убил обидчика. Его единственным утешением являются воспоминания о том, как много книг он прочел в прошлом. Будучи образованным и неглупым человеком, он не хочет жить честной жизнью, поскольку не признает честные способы заработка.
- Лука – пожилой странник, случайный обитатель ночлежки. Интеллигентный, добрый, удивительно милосердный человек, который взял на себя миссию по утешению отверженных. Он каждому пытается помочь дельным советом, однако тем самым еще больше разжигает споры среди отщепенцев. Из рассказов Луки можно предположить, что он отбывал длительный тюремный срок, но затем совершил побег.
- Пепел (Василий) – молодой парень, вор, за плечами которого несколько тюремных сроков. Несмотря на нечестный образ жизни, имеет собственные моральные принципы. Мечтает выбраться из злополучной ночлежки, чтобы начать новую жизнь. Имеет непростые отношения с замужней Василисой, а затем и с Натальей. В итоге заканчивает плохо.
- Настя – молодая девушка, которая зарабатывает на жизнь своим телом. Отчаянно нуждается во внимании, и постоянно требует его, жалуясь на собственную жизнь. Находится в любовной связи с Бароном, давая ему деньги на алкоголь и молча снося его грубость и хамство.
- Барон – барон молодой привлекательный мужчина, спившийся из-за жизненных проблем. Не устает напоминать жителям ночлежки о своем высоком дворянском происхождении, благодаря которому он в свое время получил отличную должность чиновника. Однако его тяга к легким деньгам поставила крест на удачной карьере. Оказавшись в тюрьме по обвинению в растрате казенных средств, герой тут же лишился всего, чем обладал. К Насте, с которой находится в любовной связи, не испытывает никаких светлых чувств. Девушка нужна ему только для того, чтобы решать его бытовые проблема и регулярно давать деньги на выпивку.
- Анна – жена Клеща, тридцатилетняя женщина, страдающая чахоткой. Она тяжело больна уже в самом начале пьесы, и досаждает всем обитателям ночлежки своими стонами и хрипами. До самой последней минуты надеется, что Клещ опомнится, и будет с ней нежен и ласков. В итоге умирает в темном углу, так и не дождавшись проявления любви от мужа.
- Актер – мужчина лет сорока, страдающий алкоголизмом. Как и все герои, утешает себя воспоминаниями о былой жизни. Это справедливый и добрый человек, в котором еще остались хорошие качества. Однако Актер чрезмерно жалеет себя, и, как следствие, много пьет. Он пытается справиться со своей слабостью, и решает лечь в лечебницу для алкоголиков. Актер даже начинает копить деньги на лечение, но в итоге отчаяние берет над ним верх, и он кончает жизнь самоубийством.
- Костылев – владелец ночлежки, мужчина 54-ех лет, супруг Василисы. Самоутверждается за счет отверженных обитателей, в которых видит лишь способ своего заработка. Однако при этом лицемерен, пытается скрыться за маской доброты и благодушия. Уверен, что постояльцы должны быть безмерно благодарны ему за предоставленную крышу над головой. Подозревает Василису в интрижке с Пеплом, постоянно за ней следит. На деле же относится к жене и ее сестре Наташе не лучше, чем к обитателям ночлежки. Втайне ото всех скупает краденые вещи, которые продает ему Пепел. Погибает в драке от руки молодого вора.
- Василиса Карповна – молодая женщина, супруга Костылева. Злобная, завистливая, жадная женщина, которая во всем видит выгоду. Люто ненавидит старого мужа, и подбивает своего любовника Пепла убить его, обещая, что скроет его от тюрьмы. К младшей сестре Наташе испытывает лишь зависть и раздражение, отчего девушке постоянно достается.
- Наташа – младшая сестра Василисы, которая безропотно сносит все ее издевательства. Самый чистый и светлый персонаж пьесы. Старается помочь жителям ночлежки, которых искренне жалеет. Получает предложение от Пепла бежать, чтобы начать новую жизнь, но боится сделать решительный шаг. После смерти Костылева пропадает без вести.
- Квашня – сорокалетняя торговка пельменями, за плечами которой был неудачный брак. Муж-тиран люто бил ее в течение восьми лет, пока не скончался. По этой причине даже не задумывается больше о браке, но в итоге выходит замуж за полицейского Медведева, которого уже сама бьет из-за сильного пристрастия к алкоголю. Квашня – добрая, хозяйственная женщина, которая оказывает помощь жителям ночлежки.
- Медведев – мужчина пятидесяти лет, полицейский, родной дядя Василисы и Наташи. Зная о том, что Наташа терпит страшные унижения и побои от сестры, никогда не встает на ее защиту. Прекрасно уведомлен обо всех противозаконных махинациях Пепла и Костылева, но также предпочитает не вмешиваться. Испытывает нежные чувства к Квашне, и просит ее выйти за него замуж. В итоге он уговаривает женщину связать себя узами брака, но сам начинает пить, за что Квашня его немилосердно бьет.
- Алешка – пьющий молодой сапожник, глубоко разочарованный в жизни. Борется с тоской при помощи гармошки. Во время алкогольного опьянения становится буйным, из-за чего часто попадает в полицейский участок.
- Татарин – честный мужчин, ключник, который свято чтит букву закона. Не прочь сыграть в карты с Бароном и Сатиным, при этом всегда возмущаясь их жульничеством. В конце пьесы становится жертвой Кривого Зоба, который ломает ему руку.
- Кривой Зоб – темная личность, ключник, но, в отличие от Татарина, не такой честный и правильный. Также любит карточные игры, в которых находит утешение. Спокойно относится к жульничеству Барона и Сатина, и даже оправдывает шулеров.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека |
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? |
3. Преступление и наказание — вечная тема |
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня |
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина |
Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. |
О влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. О «плюсах» и «минусах» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества |
«Преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. |
О произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. |
О понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. |
Действующие лица пьесы — выходцы почти из всех слоев тогдашнего русского общества. Автор мастерски вводит в пьесу их предыстории. Разные пути привели их на “дно”, но все они одинаково бесправные, бездомные, равнодушно выброшенные за борт жизни. Многих жителей ночлежки характеризует бездействие, которое в свою очередь тесно связано с жизненным путем человека. |
Особое внимание автор уделяет людям «дна» жизни, среди которых есть и тюремщики, и воры, и убийцы. Сатин, Барон, Васька Пепел – три ночлежника, которые отбывали наказание в тюрьме. Барон оказывается там в результате траты казенного имущества. С рождения «окрещенный» вором Васька Пепел уже дважды побывал в тюрьме, а в финале произведения отправляется в тюрьму за убийство Костылева. Сатин почти пять лет сидел в тюрьме за то, что, заступившись за родную сестру, «убил подлеца в запальчивости и раздражении». |
Так ночлежники посмеиваются над тем, что Настя читает книги о любви. Чтение для героини – способ хоть на какое -то время оказаться в мире, в котором царствуют светлые, добрые, искренние чувства. Но как грубо говорят ей о том, что не было у неё настоящей любви, а Бубнов открыто иронизирует над её увлечением книгами о «роковой любви». |
Герои пьесы А.М. Горького оказались в одинаковом положении – на социальном «дне» общества. У каждого до того, как они попали в ночлежку Костылёвых, была своя жизнь, разными путями они опустились на эту ступеньку социальный лестницы. Но на данный момент все они – ночлежники, которых не уважают, могут унизить по любому поводу, не считают за людей.Казалось бы, тяжёлая судьба, трудности должны были как-то сблизить, сплотить этих людей, ведь они все испытывают примерно похожие чувства, понимают свою ненужность в обществе. Однако происходит обратное: герои озлобляются, становятся жестокими друг к другу. Равнодушие к судьбе другого, стремление сделать ему ещё больнее, унизить, оскорбить, высмеять – всё это стало обыденным для многих из них. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. |
|
Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу? Данко вырос в кругу любящих людей, он предан им и своей цели- сделать всех счастливыми. Но вот, племя героя оказалось в затруднительном положении: другой народ выгнал их в жуткий лес, который свои смрадом потихоньку убивал их. Данко пытался вывести своё племя из тёмных зарослей, но люди, под натиском страха, решили убить его. Герой, теряя последнюю надежду, вырывает своё сердце из груди, тем самым воодушевляя народ следовать за ним. В конце, выведя оставшихся людей он, с чувством выполненного долга, умирает. Эта история доказывает, что выбор дороги в жизни героя целиком зависит от его характера. Таким образом на примере Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» читатель может сделать вывод, как характер человека отражается на его дальнейшем пути и как не надо слепо следовать за зов своих чувств. |
Тема преступления и наказания наблюдается в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». |
Кто счастлив на Руси? |
На чтение 13 мин Просмотров 8.3к.
Обновлено 16 июля, 2020
Сегодня объектом нашего исследования для пополнения банка аргументов для итогового сочинения по теме «Надежда и отчаяние в пьесе М.Горького «На дне» станет одно из драматических произведений известного советского писателя и драматурга М.Горького. Произведение было написано в 1902 году, в декабре того же года состоялась премьера пьесы на сцене Художественного театра. В пьесе смело и страстно звучит протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир – мир босяков, «бывших людей», опустившихся на самое дно жизни. Среди них были пьяницы, бездельники, но сохранившие часто в душе своей чувства настоящей привязанности к людям, возмущение против всего несправедливого, любовь к свободе. У каждого из героев свои надежды, но и многих из них грызет глухое отчаяние.
Содержание
- Проблема
- Отношение автора к проблеме
- Аргументы
- Синонимы к слову надежда
- Синонимы к слову отчаяние
- Эпитеты к слову надежда
- Эпитеты к слову отчаяние
- Аргументы из художественной литературы
- Анна.
- Клещ.
- Актер
- Настя
- Васька Пепел.
- Бедняк из легенды Луки.
- Аргументы из жизни
- Аргументы из народной мудрости
- Афоризмы
Проблема
Что такое надежда? Что такое отчаяние? Всегда ли надежда спасает человека? Чем может навредить отчаяние?
Отношение автора к проблеме
Надежда – это вера человека в то, что все его мечты и ожидания обязательно осуществятся. Отчаяние противоположно надежде. Оно означает состояние крайней безнадежности, невозможности достижения желаемого, удовлетворения какой-либо потребности. Надежда почти всегда спасительна. Она дает силы идти дальше, двигаться к цели. Отчаяние почти всегда губительно. Оно лишает человека сил и желания добиваться поставленных целей.
Аргументы
- Надежда – чувство ожидания лучшего.
- Отчаяние – это состояние уныния, безнадежности, депрессии.
- Надежда помогает человеку преодолевать трудности.
- Отчаяние убивает всякую надежду на лучшее.
- Отчаяние рождается тогда, когда умирает надежда.
Синонимы к слову надежда
Предвкушение, ожидание, упование, чаяние, вера, предположение, предчувствие, перспектива, шанс, мечта, иллюзия, химера, атиква, надежа, свет в конце тоннеля, якорь спасения, перспективы, виды, благонадеяние.
Синонимы к слову отчаяние
Разочарование, безысходность, тоска, безнадёжность, горе, уныние, горечь, неистовство, непоправимость, апатия, бессилие, неверие, досада, истерика, меланхолия, безнадёга, бешенство, оцепенение, отупение, исступление.
Эпитеты к слову надежда
Безотчетная, безрассудная, безумная, бесплодная, бледная, блестящая, большая, буйная (устар.), великая, верная, ветреная, вольнолюбивая (устар.), волнующая, воскресшая, восторженная, высокая, глупая, глухая, горячая, далекая, дерзкая, дерзостная, добрая, дразнящая, единственная, жаркая, живая, жизненная, заманчивая, запоздалая, земная, золотая, зыбкая, иллюзорная, конечная (устар.), крохотная (разг.), крошечная, крылатая (устар. поэт.), лестная (устар.), ложная, лукавая, лучезарная (устар.), манящая, мучительная, наивная, напрасная, неверная, нелепая, немеркнущая, неопределенная, несбыточная, неясная, обманутая, обманчивая, обольстительная, опрометчивая, ослепительная, отрадная, отчаянная, пламенная, пленительная, последняя, приятная, простодушная, пустая, пылкая, радостная, радужная, разрушенная, робкая, розовая, романическая (устар.), романтическая, светлая, святая, сияющая, слабая, сладкая, сладостная, слепая, смелая, смутная, сокровенная, страстная, тайная, твердая, темная, тихая, томительная, трепетная, туманная, тщетная, угасшая, чарующая, честолюбивая, шаткая, эфемерная, яркая, ясная. Беззакатная, добротная, едкая, сангвиническая, щемящая.
Эпитеты к слову отчаяние
Безвыходное, бездонное, безмерное, безмолвное, безнадежное, безотрадное, безумное, безысходное, беспредельное, беспросветное, бурное, глухое, дикое (разг.), едкое, злобное, злое, исступленное, малодушное, медленное, мрачное, напряженное, настоящее, невыносимое, невыразимое, негодующее, немое, непримиримое, нескрываемое, неудержимое, покойное, покорное, полное, пугающее, слепое, смертельное, совершенное, спокойное, страстное, страшное, суровое, тайное, тихое, тоскливое, тупое, угрюмое, ужасное, унылое, холодное, шумное, яростное. Безвозвратное, веселое, горячее, похоронное, праздное, пронзительное, радостное, разгульное, спокойно-злобное, удалое, хлопотливое.
Аргументы из художественной литературы
Как уже сказано выше, аргументы по теме «Надежда и отчаяние» мы собрали из пьесы «На дне» М.Горького. Каждый из героев этого произведения испытывает и надежду, и отчаяние.
Анна.
Анна – одна из отчаявшихся героинь произведения. В пьесе она молодая тридцатилетняя женщина, но читатель не может отогнать от себя мысль о том, что Анна – уже глубокая старушка. Тяжелая жизнь, непростой характер мужа, слесаря Клеща, болезнь высосали из нее все ее силы, жизненные соки, превратили ее в старуху. Женщина при смерти. Страдая от тяжелой болезни, она терпеливо сносит жестокость, равнодушие мужа, не перестает заботиться о нем. Даже ту скудную пищу, которую оставляет Квашня для нее, она отдает мужу. Она уже устала от такой жизни, глубоко отчаялась, единственный выход – смерть. Перед смертью ее утешает Лука, странник, который появился в ночлежке. Он внушает ей мысль, что Бог справедлив и милостив, и за земные страдания, тяжелую жизнь отправит ее в рай, где она будет спокойна и счастлива. «Ты – верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги… Смерть, я те говорю, она нам – как мать малым детям…», — говорит Лука героине. После этих слов Анна принимает свою смерть спокойно, без ропота. Отчаяние, которое не давало ей покоя, сменяется на зыбкую надежду обрести счастье в потустороннем мире. Так хоть и слабая надежда, но помогает справиться с горьким отчаянием.
Клещ.
Клещ Андрей Дмитриевич – слесарь, муж Анны. Ему сорок лет. Он трудолюбивый человек, работает с малых лет, ненавидит бездельников, шулеров, воров за то, что они зарабатывают деньги нечестным путем. В течение полугода он с женой вынужден жить в ночлежке Костылева. Обитатели ночлежки его не любят за особую злобу, жестокость, излишнюю гордость, называют его «злыднем», «злым духом», «злым». В душе Клеща теплится надежда, что он обязательно выберется из мрачного подвала, не перестает работать, чтобы вырваться из ночлежки. «Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…», — горячо убеждает он ночлежников и снова не выпускает инструмент из рук. Он считал, что со «дна» можно подняться, много и упорно работая. Но тот маленький огонек надежды, который был в его душе, гаснет вместе со смертью Анны. Клещ вынужден продать свой инструмент, чтобы похоронить жену. Умирая, надежда опустошает душу человека. Так случилось и с героем. Сначала на него нападает тупое равнодушие, а потом оно сменяется глубоким отчаянием. У Клеща не остается ни сил, ни средств, ни желания бороться с обстоятельствами. Смирившись, он пьет вместе с Сатиным. Образ Клеща – яркая иллюстрация мысли о том, что, когда надежда умирает, она оставляет после себя пустоту.
Актер
История Актера – еще одного из героев пьесы «На дне» — наглядный пример того, к чему приводит отчаяние. Когда-то у него была слава, он был известным актером театра, выходил на сцену, декламировал стихи, был любим публикой. Но из-за пристрастия к алкоголю опустился, забыл стихи, которые когда-то читал со сцены, потерял работу и однажды оказался в мрачной ночлежке. С появлением Луки у Актера появляется надежда на излечение от пагубной привычки. Старик рассказал, что есть бесплатные лечебницы для зависимых: «Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает!». Зерно надежды, которое заронил странник в душу Актера, начинает расти и дает даже свои первые плоды. Герой вспомнил свой псевдоним, свое любимое стихотворение, перестал пить, он полон желания найти город с бесплатной лечебницей. Но старик исчез, так и не назвав город, где, якобы, находилась больница. Ночлежники смеются над Актером, открывают ему горькую правду. Та робкая надежда, которая затеплилась в сердце героя, была убита, и горькое отчаяние вновь обрушивается на него. Не в силах вынести этого Актер повесился. Эта история подтверждает мысль о том, что отчаяние способно привести даже к смерти.
Настя
Настя – еще одна героиня пьесы. О ее прошлом мы знаем немного. Родители ее были люди бедные, необразованные, оставить наследство или дать образование дочери не смогли. Оказавшись в крайней нищете, девушка вынуждена зарабатывать на жизнь непристойной работой: она продает себя. Несмотря на это Настя не утратила доброту в сердце, она мягкая, мечтательная, романтичная девушка, любит читать дешевые книги о любви, плачет от жалости к героям. Очень часто она пересказывает сюжеты прочитанных книг, выдавая желаемое за действительное. Она говорит ночлежникам, что обязательно уйдет из ночлежки, будет странствовать, дойдет до самого края света. Но тех денег, которые она зарабатывает страшной, унизительной ценой, едва хватает на мелкие расходы, на крайние нужды. Ее судьба, путь предрешены: впереди ее ждет горькое одиночество, болезни, смерть. Но все же в ее душе живет надежда на то, что она встретит человека, который ее полюбит и вырвет из мрачного сырого подвала ночлежки. А пока такой человек не нашелся, девушка читает книги и представляет себя героиней романов. Именно в этом она находит спасение от отчаяния, именно это дает ей надежду на счастливое будущее.
Васька Пепел.
Васька Пепел – герой пьесы, один из ночлежников. Ему двадцать восемь лет. Он вор, его отец тоже был вором. Два раза Васька был в тюрьме за воровство, но продолжает заниматься этим делом, а краденное продает Костылеву, хозяину ночлежки, за что и пользуется небольшими привилегиями. Он не любит грубость и жестокость, поэтому всегда делает замечания Клещу. Васька не верит в совесть, говорит, что совесть нужна только тем, кто имеет власть. Но в его душе тоже живет робкая надежда. Он желает завязать с воровством, уехать туда, где его никто не знает, и начать новую жизнь. Он предлагает Наташе выйти за него замуж, зовет ее с собой. Его поддерживает Лука, рассказывает о «золотой стороне» Сибири. Странник видит, что Васька Пепел – добрый, крепкий парень, и советует Наташе выйти за него замуж. Но надеждам героя не суждено сбыться. Во время скандала был убит Костылев, а Ваську обвиняют в его убийстве. Так герой попадает в Сибирь, но начать новую, светлую, честную жизнь не получается.
Бедняк из легенды Луки.
Легенда о бедняке, рассказанная странником Лукой, еще раз подталкивает читателей к мысли, что отчаяние способно убивать. Этот бедняк жил в Сибири. Жизнь у него была очень тяжелая, настолько тяжелая, что «хоть ложись и помирай», но он верил, что есть на свете праведная земля, где живут сытые счастливые люди, что жизнь там прекрасна и справедлива. И он готов был терпеть все лишения, тяготы, трудности своей судьбы, потому что надеялся, что однажды попадет на ту праведную прекрасную землю. Однажды случай свел его с ученым, который по картам доказал бедному крестьянину, что никакой праведной земли нет, это просто миф. Это открытие лишило бедного старика надежды, жизнь потеряла всякий смысл для него, и бедняк удавился. Отчаяние, которое испытывает бедняк, невыносимо, оно не дает ему ни единого шанса жить дальше.
Аргументы из жизни
- Автору произведения, как и всякому любому человеку, не раз приходилось испытывать надежду и предаваться отчаянию. Жизнь его нельзя назвать простой и легкой. Он жил у дедушки с бабушкой. Бабушка была доброй, ласковой, очень любила внука. Дед же был человеком злым, вредным, в какой-то мере жестоким. Жили они бедно: бабушка вынуждена была плести кружева на продажу, мальчик собирал старье и сдавал за копейки старьевщику. Тогда еще, в детстве, у будущего писателя зародилась надежда вырваться из нищеты. Единственный путь, который, по его мнению, мог вывести в люди, — знания. Но учиться ему не пришлось. Он много читал, находил моменты для чтения, когда работал подмастерьем, читал и во время работы на пароходе. Этой надежде не суждено было воплотиться в жизнь: поступить в Казанский университет он не смог, не было возможности. Нужно было работать, чтобы прокормить себя. Это было одно из самых главных разочарований в его жизни. Еще один момент отчаяния пришлось пережить писателю, когда он принес В.Г.Короленко на суд свою поэму «Песнь старого дуба». Короленко честно признался, что мало понимает в поэзии, предложил Горькому писать в прозе, так как, по его мнению, талант у него есть. Отчаявшись, Горький сжигает рукопись поэмы и решает никогда не браться за это дело. Надежду на счастливую писательскую судьбу возвращает революционер Калюжный, с которым судьба познакомила писателя. Он убедил М.Горького писать так, как он рассказывает. Благодаря Калюжному свет увидели первые произведения М.Горького: «Макар Чудра», «Емельян Пиляй», «Челкаш» и другие. Так надежда, однажды окрылив писателя, дает ему силы и возможности заниматься любимым делом.
Аргументы из народной мудрости
- Счастье скоро покидает, а добрая надежда – никогда», — говорится в русской пословице. Наши предки отмечали, что счастье недолговечно: оно, как свежий ветер, пахнет и улетит вдаль. Надежда же постоянна, она не покидает человека ни в минуты радости, ни в моменты глубокой грусти и тоски.
- Русская пословица гласит: «Без надежды — что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь». Действительно, надежда, как одежда, она способна согреть душу человека даже в самый пасмурный день, успокоить мысли. Без нее не прожить ни в горе, ни в счастье.
- «Надежда окрыляет, обман убивает», — говорили в старину. Надежда дает силы идти вперед, добиваться намеченного, желаемого, а обман, даже самый безобидный, способен отнять у человека надежду, лишить его сил и желания что-либо делать. Он способен даже убить человека.
- «Жить без надежды — радости не знать», — замечал узбекский народ. Жизнь без надежды похожа на тяжкий, страшный сон. Она скучна, безрадостна и бесцельна. Только надежда окрыляет человека, одаривает его силой, смелостью, мужеством, находчивостью и желанием дойти до цели.
- «Пока дышит грудь, всегда в надежде будь», — говорит мордовский народ. Он учит тому, чтобы человек, пока жив, не терял бы надежды, верил в доброе будущее и исполнение желаемого.
- Англичане говорят: «В отчаянии и трус может стать смелым». Действительно, когда отчаяние доходит до края, человек способен на любые поступки, на любые жертвы и даже на смерть.
Афоризмы
- «Надежда — лучший врач из всех, какие мне известны», — говорил Александр Дюма старший. Он отмечал то, что надежда – один из самых лучших врачей, она способна исцелить даже безнадежно больного человека, если человек сам поверит в свое выздоровление.
- «Надежда — посох любви: отправляйся, вооружившись им против внушений отчаяния». Уильям Шекспир, известный английский поэт и драматург, называл надежду помощницей в любви. Она может справиться с самым безнадежным отчаянием, которое внушает сдаться, прекратить борьбу. Идти вперед и добиться желаемого поможет надежда.
- «Отчаянье обманывает чаще, нежели надежда», — так говорил французский философ Люк де Клапье Вовенарг, имея в виду, что надежда редко обманывает человека, она ведет его к желаемому через любые трудности и препятствия, а отчаяние – неверная подруга, она способна на обман.
- «Где умирает надежда, там возникает пустота», — говорил известный художник Леонардо да Винчи. Без надежды жизнь становится пустой и бессмысленной. Именно поэтому живописец и утверждал, что когда умирает надежда, рождается пустота.
- «Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния», — писал французский писатель Виктор-Мари Гюго. Классик зарубежной литературы называл надежду великой силой души. Она бы заняла пьедестал почета, если бы не отчаяние, которое, по мнению Гюго, сильнее надежды.
- «Надежды — это обручи, которые не дают лопнуть сердцу», — писал английский историк Томас Фуллер. Надежда в его воображении рисовалась обручами, которые стягивают сердце человека и не дают ему лопнуть в минуты тревоги, отчаяния, горести и страданий.
Аргументы на тему: Надежда и отчаяние в пьесе «На дне» (для итогового сочинения)
Многомудрый Спринт-Олимпик догадывается, что пьеса «На дне», которую проходят в 11 классе, является любимым произведением для подбора аргументов по направлению «Надежда и отчаяние». У нищих масса поводов отчаяться, а у Луки для каждого найдется своя надежда. Сохраняйте себе примеры из пьесы «На дне», чтобы в решающий час воспользоваться своими наработками.
Предыдущая
Банк аргументовАргументы по направлению «Гордость и смирение» из книг М. Горького (для итогового сочинения)
Следующая
Банк аргументовАргументы на тему: Чем можно пожертвовать ради любимого человека? (для итогового сочинения)
- Главная
- Казань современная
- Первый — последний
- История России. Правление Л.И. Брежнева (1964-1982). ТЕРМИНЫ. Внутренняя политика.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ-2020.
Литература.
Сочинение в декабре.
Аргумент по направлению: «Добро и зло».
А.М. Горький. «На дне».
В пьесе А. Горького «На дне» герои- ночлежники живут в атмосфере злобы, недоверия друг к другу. Они постоянно оскорбляют, подсмеиваются, унижают, грубят. Автор уверен, что многое в жизни зависит от самого человека, он творит свою судьбу. Поэтому он описывает истории ночлежников, по которым ясно, что они во многом сами виноваты в своём положении. Актёр – спился, Барон — совершил преступление, растратив казённые деньги; Васька Пепел – воровал, Сатин- занимался противоправной деятельностью, воровал, картёжничал. Даже оказавшись в ночлежке, они продолжают ту же жизнь, зарабатывая на жизнь нечестным трудом. Живя в мире зла, они подстраиваются под него.
Можно ли быть добрым в этом случае? Удивительно, но и героям пьесы свойственно желание ощущать доброту по отношению к себе и совершать её, пусть немного, но помогать другим. Так Настя и Квашня жалеют Анну, понимая, как ей тяжело; Актёр выводит её в сени подышать.
Необычным событием стало для ночлежников появление странника Луки, его уважительное отношение к любому, потому что, по его мнению, человек , «…каков ни есть – а всегда своей цены стоит». Его доброта, сочувствие, нежные слова оказались так нужны им. Человеку иногда нужно, чтобы их просто пожалели. «…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..»
Для каждого нашёл Лука слова утешения: Анне сказал, что скоро закончатся её страдания,Актёру внушил, что ещё всё можно исправить, вылечиться от алкоголизма («От пьянства нынче лечат… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек…»); Настю уверовал, что была у неё настоящая любовь («Твоя правда… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!»
Даже Сатин признавал, что старик «…умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Лука говорил: «…Человека приласкать – никогда не вредно…»
Да, можно говорить о том, что слова Луки вселяли ложную надежду, что даже привели к гибели Актёра. Но человека всё же нужно жалеть. Милосердие всегда свойственно людям. Конечно, помощь должна быть активной. Необходимо, чтобы и сам человек стремился измениться , а не только ждал, что его поднимут со дна. Но… зло начинает понемногу исчезать там, где хоть чуть-чуть совершает свои первые шаги добро. А его нужно делать, ведь помощь ближнему очищает души, наполняет их радостью и удовлетворением.
А.М. Горький – человек со сложной судьбой. Он смог не опуститься на дно, не подчиниться злу, а выйти победителем из трудных жизненных ситуаций. Писатель был уверен, что многое зависит от человека, а не только от той среды, в которой он оказался ,хотя и говорит одна из героинь его пьесы, Василиса, что «человек сам в себе не волен…».
И всё же, читая об отношениях ночлежников друг к другу, хозяев Костылёвых к ним, читатель делает вывод, что не должно быть столько злобы, что нужно с сочувствием относиться к людям в любой ситуации. Ведь каждый из нас – Человек, а «это – звучит гордо!».
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна