Аргументы для итогового сочинения портрет дориана грея

«Портрет Дориана Грея» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ по роману О. Уайльда. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов по произведению — Портрет Дориана Грея. Используйте эти примеры для написания своего сочинения и рассуждения на урок литературы в школе.

Книга про меня

Что необходимо художественному произведению, чтобы стать классикой? Классические произведения искусства — золотой фонд культуры, который отобран временем. Они выступают в качестве нравственного и культурного ориентира в любую эпоху. Поэтому, в первую очередь, они должны поднимать вечные вопросы. Повесть О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» рассказывает о судьбе молодого человека, обладавшего ангельской красотой. Возможно, судьба его могла бы сложиться иначе, если бы он не повстречал лорда Генри — светского циника. Дориан, очарованный манерами и философией Лорда Генри, перенял от него крайний эгоизм и привычку считать других людей игрушками в своих руках. При этом Дориан боится постареть и утратить свою красоту — ведь именно благодаря ей его жизнь так приятна и легка. Вот тут и появляется художник, нарисовавший портрет юного Грея. Мистика портрета в том, что он стареет вместо Дориана, герой же остается вечно молодым и прекрасным. Уайльд показывает, как постепенно герой превращается в настоящее чудовище, с легкостью губящее жизнь других людей. Однажды он убивает автора собственного портрета. Вернувшись домой, Грей подходит к холсту — и видит на нем отвратительного жестокого старика. В ярости он набрасывается на портрет. Утром его находят мертвым в комнате, но… всех удивляет странность: на полу лежит мертвый старик — а на портрете изображен Дориан в юности, с ангельской внешностью. Каждому вернулось его естество. Какие вечные вопросы поднимает Уайльд в этой книге? Имеет ли право человек распоряжаться чужими жизнями? Должен ли человек бездумно поддаваться влиянию других? Может ли произведение искусства отразить внутренний мир человека? Наверное, каждый читатель откроет для себя свое в повести Оскара Уайльда в любую эпоху.

Жизненный путь — это постоянный выбор?

Эта мысль также получила и в зарубежной литературе. Таким образом, в произведении Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея» мы можем увидеть, что жизнь главного героя в основном состоит из одного и того же выбора: поддаться искушению или идти путем добродетели. Как нам известно, Дориан никогда не шел вторым путём. С каждым днем своей жизни он всё больше развращался сам и способствовал упадку нравственности окружающих его людей. Он жестоко отказал во взаимности Сибилле Вейн, из-за того что она не могла более играть любовь на сцене, так как смогла полюбить человека по настоящему. Дориан перестал видеть в ней своего «поэтичного ангела», и в тот же момент она перестала быть ему интересна. Он смог убить собственного товарища в порыве гнева, а после даже не пытался об этом раскаяться. Всё это он делал абсолютно осознанно и по своему желанию. Лишь однажды он задумался о покаянии, но и это было лишь игрой его тщеславного разума. Мы сами решаем свою судьбу выбираем именно тот путь, который кажется нам наиболее выгодным. Из наших поступков вытекают определенные последствия, с которыми приходится жить всю оставшуюся жизнь, и своё отношение ко всему произошедшему мы тоже определяем сами. Именно поэтому жизнь — это постоянный выбор.

Внешняя и внутренняя красота — аргумент

Тема красоты является основной в романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея». Писатель демонстрирует, что внешняя красота – это всего лишь иллюзия. Главный герой Дориан Грей фактически продает свою душу дьяволу, желая всегда оставаться молодым и красивым. Его истинный облик находится на картине, которая с каждым эпизодом жизни становится некрасивой и жестокой. Окружающие люди не видят то, что образ жизни Дориана Грея аморален и порочен, так как его внешность не позволяет сказать об этом. Здесь звучит мысль о том, что внешность бывает обманчива. Наружная красота оказывается убийственной силой. Ради своей внешности Дориан Грей забывает о морали, о нравственности. Он идет на все ради сохранения своей привлекательности, даже на убийство художника Бэзила, который и написал портрет Грея, настолько изменивший его жизнь. Главный герой не обладает внутренней красотой, с каждой минутой он погрязает в мире лжи и преступлений. В момент отчаяния он решает убить ту копию себя на портрете, поэтому вонзает в нее нож. Однако этим поступком он убивает самого себя. Портрет фактически является символом борьбы нравственных начал человека и внешней красотой. То, что портрет обретает прежнее состояние, а реальный Дориан Грей стареет и умирает, говорит о том, что внутренняя красота побеждает внешнюю красоту.

Что несёт в себе искусство? — аргумент

Стремление людей тянуться к прекрасному породило еще в XIX веке эстетизм – направление в искусстве, возвышающее эстетические ценности. Это движение коснулось всех сфер творчества, в том числе и литературы. В рамках этой философии был написан роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Главным и очевидным творением искусства, как следует из названия, является портрет главного персонажа. Данная картина выступает олицетворением ценностей человека. Бесспорно, любое произведение искусства является отражением ценностей автора, создавшего его. Однако О. Уайльд закладывает в это намного больше смысла. По его мнению, любое творение живёт и привязывается к своему обладателю — сначала создателю, а позже владельцу произведения. Так произошло и в романе. Картина стала отражением всех пороков Дориана Грея, которые скрывались за красивой внешностью. Она отражала каждый проступок героя и гнила вместе с его душой. Дориан не смог принять такую версию себя, он буквально набросился на портрет, тем самым убив самого себя. Искусство не всегда призвано приносить лишь удовольствие, в нём кроется гораздо больше внутреннего смысла, чем мы привыкли видеть.

Эстетические ценности человека — аргумент

Эстетика в каждом действии, в каждом проявлении – с таким принципом живут многие люди. Но кто они на самом деле — ценители прекрасного или ненавистники реальности? Чтобы ответить на этот вопрос, поговорим об одном из таких представителей эстетизма – о лорде Генри Уоттоне из романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Лорд – истинный эстет, получающий наслаждение и вдохновение от красоты и всего, что с ней связано. Он настолько озабочен эстетикой, что даже своё окружение формирует по принципу красоты. Сам он говорит: «Я очень бережно различаю людей. Друзей себе я выбираю только красивых, приятелей – только кротких, врагов – только умных. Он буквально живёт искусством и старается «заразить» этим окружающих. Например, Дориана Грея, который, кстати говоря, очаровал его своей внешней красотой. Будучи тонким психологом, Генри внушил Дориану идею быстротечности красоты, с которой последний не смог примириться. В этом и кроется порок Генри – он падок только на внешние проявления красоты, не замечая внутренних. Как истинный гедонист он живёт по принципу наслаждения, однако ничего более из себя не представляет.

Труд художника и его оценка в обществе — аргумент

Творческие профессии не всегда всерьёз воспринимаются в обществе. Парадоксально, что люди не воспринимают творчество как работу, но при этом восхищаются созданными произведениями искусства. В романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» центральное место занимает именно деятельность представителя культуры. «Художник – это тот, кто создаёт прекрасное» — с этих слов начинается роман, закладывающий в наши души уважение к таким мастерам. Творцу нужно вдохновение, его Бэзил Холлуорд нашёл в прекрасном Дориане Грее. Художник проникся образом главного героя, его внешней красотой и статностью. Он вложил в его портрет свои чувства, своё видение красоты и свои ценности. Которые, кстати говоря, нашли отражение в душах других и восхитили самого Дориана и его друга лорда Генри. Картина, ставшая произведением искусства, впитала в себя часть души своего творца и, благодаря этому, стала в каком-то смысле «живой». Работа художника в этом произведении преподносится как магия, способная западать в их души и оказывать влияние на их судьбы. Можно ли после этого недооценивать творцов искусства?

Можно ли оправдать жестокость — аргумент

Грей к моменту убийства был уже в возрасте 38 лет — далеко не юношей. Он жил как бы в своём мире, где ему было всё дозволено (неуязвимость до поры, до времени). Не получал адекватной реакции извне, какое бы зло ни творил. Он жил чувственными удовольствиями, принимал наркотики, не осознавая, что творит. Он разучился думать. Восприятие жизни у него стало неадекватным. Не было понятия об ответственности его самого в том, как сложилась его жизнь. В самом начале он выбрал себе в наставники не художника Бэзила (доброго, честного человека), а циничного лорда Генри. Последний только потакал ему, оправдывал. А художник заговорил о его злых поступках, призывал исправиться, чем вызвал гнев. Тут и повод нашёлся отомстить за обличения — якобы во всём виновата картина и её автор, хотя Бэзил — вовсе не маг какой-нибудь, чтобы создать чудесную картину. Это уж сам Дориан хотел, чтобы картина старилась за него, и душу не жалко, как сказал, за это отдать. Продал душу дьяволу

Все сочинения

Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Портрет Дориана Грея» (О. Уайльд)

Сегодня Литрекон собрал для вас подборку аргументов из произведения «Портрет Дориана Грея» (1891) по направлению «Искусство и ремесло». Данные примеры раскрывают множество заковыристых тем, которые сложно раскрыть, используя лишь отечественную литературу.

  1. (Откуда берется вдохновение?) Опираясь на цитату из книги: «Дориан Грей для меня попросту мотив в искусстве… он словно подсказывает мне новую манеру письма», -можно утверждать, что человек может сам по себе являться источником вдохновения для художника, для творца, и тем самым представлять собой предмет искусства. В основе всего будет лежать симпатия или даже любовь живописца к тому, кого он стремится изобразить. Красота модели или натурщика способна пробудить к жизни тонко чувствующую душу художника, подарить ему замысел для нового творения и, соответственно, помочь создать прекрасное – то, чем впоследствии будут восхищаться миллионы зрителей.
  2. (Когда человек лишается таланта?) Сибила Вэйн смогла своей игрой и воодушевлением покорить сердца зрителей. Пока она жила театром и верила в него, она каждый раз создавала правдоподобных героинь. Публика восхищалась ею. Но как только она обрела такое прекрасное чувство, как любовь к Дориану Грею, она увидела другую сторону своей профессии. Театр перестал для нее быть храмом, где рождается искусство, но стал местом, где люди занимаются своим ремеслом. Одно и то же дело может вдохновлять и разочаровывать – все зависит лишь от отношения человека к своему занятию. Как только творец перестает верить в то, что делает, и обретает другой смысл жизни, его дар угасает.
  3. Роль искусства в жизни человека сложно переоценить, именно поэтому Оскар Уайльд дал портрету такую магическую власть над Дорианом. Венец творения в сфере культуры может напрямую воздействовать на того, кто в силах его оценить. Картина стала совестью героя, лишь она постоянно напоминала ему о том, как низко он пал. В какой-то момент Грей даже не смог смотреть на нее и набросился на портрет с оружием в руках. И вот, убив совесть, воплощенную в изображении, он расправился только с собой. Этот пример показывает, что искусство обладает способностью проникать в душу человека и даже управлять ею. В нем мы находим свое отражение, которое, как правило, открывает ответ на вопрос, кто наблюдает за нами в этом магическом зеркале.
  4. «Всякое искусство совершенно бесполезно», — уверяет читателя в предисловии к роману Оскар Уайльд. Лорд Генри даже называет искусство «болезнью». И автор совершенно прав. Категория пользы не соотносится с искусством, ведь оно имеет абсолютно другие функции. Оно духовно обогащает человека, помогает ему разобраться в своих мыслях и поступках, а также развивает его чувство прекрасного. Все это замечательно, но, с точки зрения материализма, бесполезно, ибо польза – это степень удовлетворения базовых потребностей. Хлеб насыщает организм, значит, он полезен, так как избавляет человека от голода и дает ему силы. Но может ли накормить портрет? Нет, ведь он создан для эстетического наслаждения, не более. Это роскошь, а не предмет необходимости, поэтому живопись мы видим только у богачей: лорда Генри, самого Дориана, Бэзила. Но вот Сибила Вэйн, ее мать и брат обходились без картинных галерей с достопочтенными предками, потому что на подобные развлечения у них не было денег. Без искусства обходились тысячи семей в то время, и их его отсутствие не тревожило. Значит, искусство и вправду можно назвать бесполезным, так как оно вообще не связано с понятием «польза» и не измеряется в подобных величинах.
  5. (Зло и гениальность совместимы) В конце книги Дориан Грей играет на фортепиано, и его манера исполнения поражает лорда Генри своей выразительностью. Это – искусство, суметь сыграть так, как сыграл Дориан. Но доказывает ли это благородство намерений самого героя и отражает ли его истинную сущность? Конечно, нет. Можно упражняться в каком-то деле ежедневно в течение многих лет и добиться в этом деле совершенства. Превратить ремесло в искусство. Стать гениальным в своей профессии. Однако, как нас в том убеждает роман, гений и зло – вещи совместимые, ведь в перерывах между игрой на фортепьяно и танцами в бальных залах герой блуждал по притонам и разрушал судьбы других людей. Он был жестоким и одаренным одновременно.
  6. (Как по-Вашему, какой вид искусства наиболее ценен?) «И, несомненно, для Дориана сама Жизнь была первым и величайшим из искусств, а все другие искусства — только преддверием к ней». Данная цитата доказывает нам, что самым важным талантом является умение правильно жить. Мы знаем множество примеров, когда люди, не обладающие особыми дарованиями, смогли сделать то, что по праву можно считать венцом творения в масштабе человеческой цивилизации. В самом романе мы видим такого человека – леди Агату. Женщина отличалась добротой и тратила огромные суммы на пожертвования в целях благотворительности. Именно ее деньги спасали бедняков от голодной смерти, когда расточительные аристократы пировали и наслаждались порочными развлечениями. Конечно, такие люди, как лорд Генри, высмеивали ее отзывчивость, произносили громкие и красиво оформленные речи, но талантом жить обладала лишь эта молчаливая и самоотверженная дама. Ее жизнь прошла не зря и действительно оставила за собой след благодарности спасенных людей.

Автор: Маргарита Гуськова

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеИскусство и ремеслоитоговое сочинениеОскар УайльдподборкаПортрет Дориана Греяпример из литературы

Читайте также:

«Портрет Дориана Грея» — философский роман с элементами мистики, который на протяжении многих лет не перестает волновать умы всех тех, кому небезразлична тема разного рода мистификаций. Главный герой этого произведения был одержим сохранением собственной молодости и красоты. Однако задумка Оскара Уйальда оказалась гораздо более глубокой, чем желание просто продемонстрировать очередного любителя бессмертия. Своим произведением автор осудил общество, в  котором царят лишь алчность, жажды наживы и стремление к наслаждению.

О чем эта книга?

Главный герой романа – молодой человек по имени Дориан Грей, обладающий привлекательной наружностью и чистой, светлой душой. Он нередко позировал своему хорошему другу, художнику Бэзилу Холлуорду. Однажды, во время одной из таких встреч, в мастерской Бэзила появился Генри Уоттон. Мужчина сразу распознал в юноше скрытые нотки нарциссизма, и принялся ловко управлять его сознанием. Так, Уоттон поначалу высказал сожаление о том, что человеческая красота не вечна, хотя, если задуматься, именно в молодости кроется настоящее богатство, которое следует беречь как зеницу ока.

Эти слова запали в душу Дориану, и он вспомнил о них, когда разглядывал свой портрет, мастерски исполненный Бэзилом. Юноша задумался над тем, как время беспощадно крадет его природную красоту, и его испугала мысль о том, что когда-то и он превратится в уродливого сморщенного старика. Дориана настолько испугала представленная им картина, что он невольно воскликнул: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это». Именно эти слова главного героя стали пророческими, предопределив всю его дальнейшую судьбу. Вместо Дориана стал стареть его портрет, вбирая в себя все последствия развратного образа жизни юноши.

Дориан кардинально изменился: из доброжелательного, милого юноши он превратился в эгоистичного сластолюбца, поставившего себе цель – испробовать все доступные виды наслаждений и увеселений.  Шли годы, но, несмотря на распутную жизнь, Дориан по-прежнему оставался свежим, цветущим юношей, без единого признака возрастных изменений. Герой каким-то чудом выглядел молодым и красивым, в то время как его потрет, принимая на себя все грехи и пороки владельца, становился откровенно уродливым.

Холодный и самовлюбленный эгоист Дориан становится причиной гибели прелестной девушки Сибиллой Вейн, которая была безнадежно влюблена в него. Герой убивает и своего лучшего друга Бэзила, пытавшегося вернуть приятеля на путь истинный. В итоге Дориан сходит с ума и, в припадке безумия, вонзает нож в собственный портрет, желая таким образом покончить со всей этой жуткой историей и обрести долгожданный покой. Однако мечтам Дориана начать новую жизнь не суждено сбыться, и он умирает.

История создания

Однажды Оскар Уайльд шутки ради поспорил со своим товарищем, что напишет роман, способный потрясти весь Лондон. Писатель с жаром принялся за работу, и написал «Портрет Дориана Грея» в кратчайшие сроки. Писателем двигал творческий азарт, который позволил ему с блеском выиграть пари. Однако заветная победа принесла Уайльду немало неприятностей: писатель оказался в суде, где его обвинили за развращение английских нравов. В качестве наказания писатель получил вполне реальный тюремный срок.

Примечательно, что в основу сюжета романа легли реальные события. Так, у Оскара Уайльда и в самом деле был товарищ по имени Бэзил, талантливый художник. Как-то раз писатель, навестив своего друга в мастерской, увидел там очень красивого юношу. Внешность натурщика была настолько яркой  и совершенной, что писатель оказался под сильным впечатлением от увиденного. Любуясь юношей, он с горечью подумал о том, что даже внешность херувима подвержена влиянию времени, и ей не миновать тлетворного воздействия старости. Он поделился своими мыслями с другом, но Бэзил, также впечатленный редкой красотой юноши, был готов рисовать  его каждый год, чтобы сохранить на полотне ее очарование.

После публикации романа «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд проснулся знаменитым. Произведение принесло ему безоговорочный успех и вместе с тем скандальную славу, однако не было ни единого человека, который бы остался равнодушным к произведению: уж слишком явно он затрагивал душевные струнки.

Впервые роман был напечатан в 1890 году в американском издании «Ежемесячный журнал Липпинкотт». Спустя год произведение было издано уже в виде отдельной книги, к которой автор добавил многозначительное предисловие.

Жанр

«Портрет Дориана Грея» написан в жанре интеллектуального романа. Об этом свидетельствует тот факт, что в произведении и рассказчик, и персонажи склонны самоанализу и философским размышлениям о себе и окружающем их обществе. Нередко их рассуждения в виде диалогов выходят за рамки сюжетной линии, принимая форму противостояния разных философских взглядов на тот или иной вопрос. В романе можно найти немало важных нравственных и этических проблем, которые волновали писателя.

Если говорить об особенностях стилистики и времени действия сюжета, то произведений Оскара Уайльда можно отнести и к так называемому викторианскому роману. Таким термином называли английскую прозу, написанную в период царствования королевы Виктории. Он вошел в историю как век лицемерия, пуританства и изящества. Именно эти качества писатель едко высмеивал в репликах лорда Генри.

Некоторые критики относят роман Уайльда к жанру аллегорической притчи. Они уверены, что описанные автором события не стоит принимать за чистую монету: все персонажи являются не реальными людьми, и лишь сосредоточением определенных философских взглядов, а смерть и любовь представляют собой жизненные испытания, при помощи которых гораздо более полно раскрывается природа человека.

Роман «Портрет Дориана Грея» сложен и многогранен, поскольку писатель мастерски соединил в нем фантастические, романтические и реалистические мотивы.

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный, удивительно красивый юноша, который под влиянием безнравственного лорда Генри полностью развратил свою некогда чистую душу. В силу своего знатного происхождения Дориану присущи изысканные, аристократические манеры, он прекрасно образован, разносторонне развит. Будучи совершенно неискушенным в светской жизни, юноша отчаянно ищет себе мудрого наставника, и находит его в лице лорда Генри, однако выбор этот в итоге оказывается неудачным. Будучи мягким и слабовольным, Дориан во всем следует циничным советам своего старшего товарища, и в короткий срок превращается из чистого, непорочного юноши в развращенного эгоистичного сластолюбца. Теперь все, что его волнует – лишь собственная молодость и красота, которую он отчаянно боится потерять. Зациклившись на своей внешности, Дориан утрачивает все моральные качества, данные ему от природы: он способен с легкостью предать дружбу и любовь, которые отныне для него ничего не значат. На примере этого героя писатель наглядно демонстрирует, насколько сильно внешность может не соответствовать духовному наполнению человека. Так, обладая самой прекрасной, располагающей к себе внешностью, Дориан на самом деле был убог и жалок в своей трусости, малодушии и эгоизме. Подобный образ ранее был описан Оскаром Уайльдом в сказке «Мальчик-звезда». В ней надменный и жестокий красивый мальчик в качестве наказания превращается в отвратительного уродца. И лишь когда он осознает свои ошибки, ему вновь возвращают его прежний облик. В романе же, в отличие от сказки, писатель правдиво показывает, что ожидает человека, помешанного на своей внешности и равнодушного к другим людям.
  2. Лорд Генри – богатый дворянин средних лет, искушенный всеми соблазнами светского общества. Смысл его существования – всегда и во всем искать чувственные удовольствия, и каждый раз он стремится отыскать как можно более изысканное наслаждение. Лорд Генри умен, начитан, обладает превосходным чувством юмора и остроумием. Однако он никогда не следует своим смелым идеям. Куда больший интерес для него представляет неискушенный Дориан, душу которого он коварно развращает. Образ этого героя часто сравнивают с самим дьяволом, призванным искусить невинную душу и утащить в самую бездну ада. Подобно Мефистофелю из «Фауста» Гете он ловко и умело манипулирует сознанием своей жертвы, направляя его в нужную сторону. Лорду Генри удается мастерски скрывать свой истинный замысел. Под видом заботливого наставника он в буквальном смысле уничтожает доверчивого Дориана, который в итоге теряет всех любящих его людей и умирает сам.
  3. Сибилла Вэйн – красивая юная девушка, начинающая актриса. Своей красотой и редким талантом она покоряет воображение Дориана. В свою очередь, Сибилла всем сердцем влюбляется в красивого юношу, ради которого готова в любой момент бросить любимое дело, пожертвовать успехом и своей карьерой. Дориан наслаждается любовью Сибиллы, но когда новизна отношений пропадает, он начинает тяготиться ее нескрываемым обожанием. Гораздо больше Дориана привлекает сценический образ возлюбленной, но не ее настоящее «я». Будучи от природы нежной, доверчивой и очень ранимой, Сибилла испытывает жестокое разочарование, узнав о том, как на самом деле к ней относится Дориан. Не в силах жить с этой мыслью, девушка отваживается на самоубийство.
  4. Бэзил Холлуорд – талантливый художник, близкий друг Дориана. Именно он пишет злополучный портрет Дориана и знакомит юношу с коварным лордом Генри. Будучи тонким ценителем прекрасного, он искренне восхищается самобытной красотой Дориана, и, как никто другой, быстро замечает перемены, которые в нем неизбежно начинают происходить. Увидев в друге несвойственные ему зарождающиеся пороки, Бэзил пытается наставить его на путь истинный, но тем самым лишь еще больше настраивает против себя Дориана. Бэзил является героем-антагонистом лорда Генри: его нравственные принципы, взгляды, жизненные ценности полностью контрастируют с безнравственностью наставника Дориана. Художник не слишком общителен, на досуге он любит поразмышлять о важном, и в произведении нередко служит проводником авторской мысли. В итоге Дориан, доведенный до отчаяния, во всех своих бедах обвиняет Бэзила и убивает его, мечтая таким образом снять заклятие. Он даже не догадывается, что верный Бэзил все это время пытался спасти его от нравственного падения.
  5. Джеймс Вэйн – родной брат Сибиллы, моряк. Это здравомыслящий юноша, который с большим сомнением относится к намерениям юного дворянина жениться на его сестре. Он предостерегает мать от излишнего доверия к богатому аристократу, который не внушает ему никакого доверия. Будучи типичным представителем викторианской эпохи, он обладает незыблемыми предрассудками, которые и составляют его сущность. Узнав о смерти Сибиллы, Джеймс мечтает лишь об одном – отыскать Дориана и жестоко наказать его за смерть сестры. Он бросает все свои дела ради осуществления этого замысла, но волей судьбы находит смерть раньше, чем Дориан Грей.

Смысл книги

Произведение Оскара Уайльда отличается удивительной разноплановостью и многогранностью. В нем поднято много важных тем и проблем, но смысл романа, прежде всего, заключается в том, чтобы продемонстрировать, насколько важным является внутреннее содержание человека, которое далеко не всегда может соответствовать внешности. Как бы ни был идеален человек внешне, красота его лица и тела не сможет скрыть уродство души, отсутствие нравственных качеств, порочность мыслей и поступков. Если человек изнутри не светится любовью, добротой, милосердием, никакая внешняя привлекательность не спасет его.

Также писатель хотел продемонстрировать, что истинное искусство существует вне времени, оно вечно. Художник Бэзил не побоялся до конца отстаивать свои жизненные принципы. Он отдал жизнь за свою преданность идеалам, однако его полотно осталось жить, прославляя красоту натурщика. Изображенный на холсте юноша завораживает своей молодостью, свежестью, красотой. Но на деле он, решив истратить все свои силы на призрачные удовольствия, давно мертв. О его существовании напоминает лишь изображение, запечатленное талантливым мастером.

В предисловии к своей книге Оскар Уайльд собрал 25 афоризмов, которые во многом отражают его жизненные принципы. Вот лишь некоторые из них: «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Художник – творец прекрасного», «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля», «Пороки и добродетели для творца – материал искусства».  Несмотря на то, что писатель был сторонником эстетизма, в своем произведении он демонстрирует, насколько опасно разделять этические и эстетические признаки. Наслаждаться красотой можно, соблюдая мораль и не забывая о добродетели. Только так, гармонично соединив все важные составляющие бытия, можно остаться настоящим человеком.

Мораль

Мораль произведения проста и понятна каждому – не стоит возводить на пьедестал внешние данные человека. Если он обладает красотой, это еще не говорит о том, что так же прекрасна и его душа. К сожалению, очень часто многие привлекательные люди, в полной мере осознающие свою красоту, зацикливаются на ней. Все, что их волнует – лишь собственная внешность. Они не считают нужным духовно развиваться, быть интересными, добрыми, милосердными. Это происходит потому, что общество на первое место ставит красоту, но не внутреннюю составляющую человека. Как следствие, на протяжении многих веков в социуме процветает культ красивых, но совершенно пустых и бессердечных людей, в то время как по-настоящему достойные люди незаслуженно пребывают в тени. Показная мишура, лицемерное следование общепринятым правилам являлись непременными атрибутами викторианской эпохи, в которой очень некомфортно чувствовал себя свободномыслящий писатель.

В романе Уайльда слепое поклонение перед красотой становится причиной гибели двух прекрасных героев: юной талантливой актрисы, влюбленной в Дориана, и художника Бэзила, который был очень привязан к своему натурщику. Однако в произведении есть и третья жертва бездушной красоты – это сам Дориан Грей, сломавшийся под грузом собственных пороков. Таким образом писатель хочет донести до читателя, что бездумное преклонение перед красотой несет в себе серьезную опасность.  Все герои были ослеплены красотой настолько, что перестали трезво смотреть на жизнь и оценивать свои поступки. Подобная беспечность привела к весьма печальным последствиям: Сибилла кончает жизнь самоубийством, Дориан убивает Бэзила, а после умирает сам. Каждый из этих героев становится жертвой собственных идеалов – такова страшная цена ослепления. В стороне стоит лишь лорд Генри, который благодаря своему природному цинизму остается сильным и неуязвимым.

Проблематика

В романе «Портрет Дориана Грея» писатель раскрывает проблему  «прекрасного» и «уродливого». Это два полюса, которые необходимы человечеству для осмысления полной картины миры. К лагерю «прекрасного» следует отнести чистую, возвышенную любовь актрисы Сибиллы, бескорыстную привязанность Бэзила к юноше, и, безусловно, самого героя в самом начале романа, когда он был не только красив, но чист и невинен. К «безобразному» же относится развращенная душа Дориана, которая с каждым новым приобретенным пороком черствеет, загнивает, теряя способность к милосердию и состраданию.

Проблема общества заключается в том, что оно не замечает тонкой грани между красотой и откровенным уродством, и преподносит внешнюю атрибутику на пьедестал, напрочь забывая о внутренней составляющей. О безобразных поступках Дориана становится известно в  высшем обществе, однако никто из его окружения не отворачивается от него, более того: юношу по-прежнему продолжают любить и уважать, ведь внешне он совершенно не изменился, остался таким же красивым и очаровательным.

Истинным отражением души Дориана Грея является его потрет, который вбирает в себя все порочные и безнравственные стороны своего хозяина. Благодаря вмешательству мистических сил Дориан, несмотря на свой развратный образ жизни, по-прежнему остается молодым и привлекательным, в то время как полотно с его изображением демонстрирует, какой является расплата за весь этот соблазн. Таким образом Уайльд раскрывает проблему безнаказанности высшего общества: человек может вести абсолютно аморальный образ жизни, но при этом никогда не понесет заслуженного наказания за свои проступки. Сам факт принадлежности к высшему сословию защищает такого человека от закона, а его безнравственное поведение никогда не будет предано на суд широкой общественности. Таким образом автор подвергает критике всю прогнившую систему викторианской Англии, долгое время закрывавшей глаза на преступления аристократии.

Тема

В романе «Портрет Дориана Грея» центральной является тема искусства, его силы и бессмертия. Этой теме писатель уделяет много внимания, вставляя ее в диалоги главных героев, посвящая ей финал произведения. Человек умирает, но его портрет остается жить в веках – не в этом ли удивительная сила и власть настоящего искусства, способного пережить своего создателя, увековечить его имя и талант?

Кроме того, Оскар Уайльд поднимает такую важную для него тему как противостояние идей гедонизма и эстетизма. Гедонизм представляет собой этическое учение, проповедующее наслаждение как цель жизни человека, то, к чему он постоянно должен стремиться. В свою очередь, эстетизм – это учение, которое возводит в культ эстетические ценности, и учит любить и понимать искусство, все изящное и прекрасное, сотворенное человеком. Ярким представителем эстетизма в произведении является Бэзил. Будучи талантливым художником, он всегда очень чутко реагировал на красоту. Для него искусство и красота были равнозначными понятиями, и он стремился увековечить красоту при помощи своего мастерства. Однако искреннее поклонение прекрасному погубило художника, который полностью доверился извращенному донельзя Дориану. В свою очередь, юноша представлял собой отменный образчик гедониста, который ради очередной порции наслаждения был готов совершить самый низкий поступок. Его окрыляло чувство собственной безнаказанности и некоей избранности, поскольку он обладал даром вечной молодости и красоты. Вот только подобный образ жизни не сделал Дориана счастливым. Осознав, что вся его жизнь была лишь иллюзией, юноша начал жалеть об утраченной невинности своей души, но было уже слишком поздно: его истерзанная, растоптанная пороками душа уже не могла нести в этот мир любовь и сострадание.

Критика

После публикации романа современники Уайльда выразили негодование по поводу того, как писатель описал викторианское общество, высмеяв его лицемерие и чопорность. Кроме того, он в красках описал безнравственное поведение юного аристократа, что по тем временам было верхом неприличия. Кто-то усмотрел в этом пропаганду аморального досуга. Даже самая образованная и требовательная публика не смогла заметить осуждение, продемонстрированное автором.

Британская общественность была настолько возмущена романом, в котором мораль была поругана самым нещадным образом, что писателя осудили на реальный тюремный срок. На суде Оскар Уайльд выступил с блистательной речью в свою защиту. Она произвела большое впечатление на здравомыслящих людей, однако моралисты и консерваторы были глухи к словам писателя. Лишь со временем роман «Портрет Дориана Грея» был оценен по достоинству, и на сегодняшний день это произведение является одним из лучших не только в английской, но и в мировой литературе.

Тезисы

  1. Довольно несложно дать определение понятию «искусство», ведь так? Искусство – это практическая деятельность человека, направленная на создание чего-либо нового, никогда ранее не существовавшего. 

  2. Именно в искусстве многие находят своё признание, нам известно о шедеврах многих выдающихся художников, скульпторов, уникальные способности певцов и танцоров также вызывают восхищение у публики. 

  3. Но что же такое сила искусства? Как сказал Сергей Павлович Дягелев, русский театральный деятель: «Великая сила искусства заключается в том, что оно самоцельно, самополезно, а главное – свободно». Действительно, именно с помощью искусства люди могут выражать все свои самые смелые идеи. 

  4. Искусство помогает человеку не просто высказать свои мысли и донести их до реципиенту, оно обладает уникальной способностью оказывать решающие воздействие на человеческое создание. 

  5. Творчество композиторов, музыкантов, скульпторов и писателей меняло представление людей об их жизнях, заставляло задуматься над важными вещами и измениться в лучшую сторону, и в этом также проявляется великая сила искусства. 

  6. Сила искусства – в его способности удивлять и тревожить. Даже если произведение искусства кажется подражающим жизни, оно не столько дублирует знакомый вам мир, сколько заменяет его собственной реальностью. (Саймон Шама)

  7. Искусство – ложь, которая помогает нам осознать, что есть правда. (Пабло Пикассо)

  8. Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, — неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Ф. Достоевский

  9. Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства. Т. Драйзер

  10. Искусство обладает способностью изменять события; наука — предвидеть их. Явления, с которыми мы имеем дело, покоряются искусству, но предсказываются наукой. Г. Бокль

Аргументы

В. Г. Короленко «Слепой музыкант». В чём заключается великая сила искусства? На этот вопрос даёт ответ произведение В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Петрусь родился слепым. Отсутствие возможности видеть окружающий мир стало причиной депрессии молодого человека в юношеском возрасте. Справиться с негативными мыслями герою произведения помогли родные и близкие люди и, конечно, музыка. Петрусь с детства проявлял интерес к музыкальным инструментам, сам научился играть на дудочке, а после — на пианино. Юноша заучивал произведения и сочинял собственные, его композиции были способны впечатлить каждого, ведь все они отличалось глубиной и искренностью. Слушатели готовы были разделить с ним его горе, понять его. Музыка была невероятно важна для героя произведения, так как она позволяла поведать окружающим его сокровенные, личные тайны. Таким образом, великая сила искусства заключается в том, что именно с её помощью люди могут доносить до слушателей собственные скрытые переживания и влиять на них (и свой) эмоциональный настрой. 

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». В произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» затрагивается множество проблем, в том числе тема искусства. Татьяна Ларина не была похожа на обычных представительниц светского общества. Девушку не интересовали сплетни, она всегда любила читать, особое место в её сердце принадлежало романам, написанным в направлении сентиментализма. Книги развили индивидуальность героини. Татьяна мечтала влюбиться и испытать то, что чувствовали героини её любимых произведений. Девушка, встретившись с Евгением Онегиным, была уверена, что именно он станет для неё верным и любящим мужем. Она не жеманилась, а первая призналась в любви, которая не была взаимна. Евгений даже и не подозревал, что позже серьёзно пожалеет о таком решении. Татьяна вышла замуж, а Онегин, увидев прекрасную женщину спустя несколько лет, не смог устоять перед её обаянием, влюбился и рассказал ей о том, что чувствовал. Татьяна благодаря прочитанным книгам сформировала свой уникальный внутренний мир, она осознавала важность настоящий чувств, верности и гордости. Поэтому отказала Онегину, не согласилась предать мужа ради бывшего возлюбленного, не способного к настоящей любви. Таким образом, сила искусства заключается в том, что оно не просто даёт возможность с пользой провести время, но и влияет на мировоззрение личности, меняет принципы, убеждения и ценности людей.

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». В чём заключается сила искусства? На этот вопрос даёт ответ произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Георгий Желтков был предан своей любви к замужней женщине Вере Шеиной. Он не тешил себя надеждой на счастье с возлюбленной. Но продолжал писать письма женщине, а на день её именин подарил гранатовый браслет – фамильную ценность, означающую серьёзность его чувств. Его любовь к Вере была невероятно сильна, поэтому, когда муж и брат княгини попросили Желткова прекратить общение с Верой, герой совершил самоубийство. Он не видел жизни без любимой, считал существование бессмысленным. Мужчина оставил Вере последнее письмо — попросил прослушать сонату Бетховена. Она исполнила его желание. Музыкальное произведение по-настоящему поразило Веру, ведь оно показало ей сильные и искренние чувства влюблённого человека. Именно композиция Бетховена смогла наиболее ясно выразить мысли и эмоции Желтков. Таким образом, великая сила искусства заключается в том, что оно способно максимально правильно передавать чувства людей. 

Л. Н. Толстой «Война и мир». В чём же заключается сила искусства? На этот вопрос даёт ответ произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Фёдор Долохов оказался мстительным и злым человеком. Соня не согласилась выйти за него замуж, так как была влюблена в Николая Ростова. Долохов не смог достойно принять решение девушки, он был оскорблён. Решив доказать, что Ростов также не достоин счастья, Фёдор уговорил Николая сыграть на деньги. В карточной игре Долохова Ростову не удалось одержать победу, он должен был выплатить огромный долг. Николай понимал, что его проигрыш усугубит далеко не блестящее финансовое положение семьи. Рн не мог простить себе такого безответственного поведения, подумывал о самоубийстве и вернулся домой в ужаснейшем настроении. Прислушавшись к удивительной песне Наташи, Ростов справился со злобой, успокоился и изменил свое решение. Именно пение сестры заставило его поговорить с отцом и попросить у него помощи. Таким образом, великая сила искусства заключается именно в удивительной способности влиять на эмоциональное состояние человека. Лишь настоящие произведения искусства помогают людям справляться с негативными мыслями и находить силы для решения даже самых сложных проблем. 

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Обратимся к роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», в котором также затрагивается тема силы искусства. Бэзил Холлуорд восхищался красотой Дориана Грея. Ему удалось написать портрет Дориана, картина была создана на высочайшем уровне и имела полное сходство с самим юношей. Уникальное произведение искусства поразило каждого: и художника, и самого Дориана Грея. Не было ничего на свете, чего бы Дориан Грей желал больше вечной молодости. Его желание исполнилось, портрет начал меняться вместо него. Но за это ему пришлось дорого заплатить своей душой. Несмотря на внешнюю привлекательность, Дориан Грей стал ужасным человеком: посещал притоны, употреблял запрещённые вещества, довёл до самоубийства любимую девушку, убил лучшего друга. Для Дориана не существовало абсолютно никаких моральных принципов. Картина менялась каждый раз, когда юноша совершал какое-либо злодеяние, в результате портрет полностью утратил своё прежнее сходство с Дорианом, он стал уродлив и ужасен. Таким образом, великая сила произведений искусства кроется в том, что они обладают удивительным замыслом: показывают душу человека и все ее сокровенные уголки. В картинах, написанных выдающимися художниками, каждый элемент несёт в себе особе глубокое значение, сила искусства заставляет зрителей размышлять, думать и разгадывать тайны создателя произведения. 

А. К. Дойль «Записки о Шерлоке Холмсе». Тема силы искусства также затрагивается в произведении А. К. Дойля «Записки о Шерлоке Холмсе». Шерлок Холмс – гениальный сыщик, однако он обладал выдающимися способностями не только в расследовании преступлений, но в музыке. Шерлоку Холмсу не было равных в разгадывании сложнейших тайн, но даже он сталкивался с определёнными трудностями, находясь в поисках решения для новой загадки. Именно игра на скрипке помогала Холмсу сосредоточиться на важном для него деле, или, наоборот, отвлечься от проблем, расслабиться и восстановить силы. Вслушиваясь в собственную мелодию, Шерлок вспоминал каждую деталь расследуемого дела, придумывал новый план или вычислял виновного. Шерлок Холмс не просто играл заученные произведения, но и сочинял собственные, его композиции в точности отражали то, что он чувствовал. Даже доктор Ватсон мог с лёгкостью определить, чем занят его друг, по мелодии, исходящей из его комнаты. Таким образом, великая сила искусства заключается в том, что оно способно повлиять на эмоциональное состояние личности. Благодаря искусству человек может успокоиться и приобрести душевное равновесие. 

А. А. Фадеев «Молодая гвардия». В романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия» раскрываются такие важные темы любви к Родине, силы духа, мужества и героизма, однако писатель не оставляет без внимания и проблему силы искусства. Опытные партизаны — Андрей Валько и Матвей Шульга — попали в плен к оккупантам. Палачи пытали их, заставляли раскрыть тайны, но предательство родины для русских солдат было страшнее собственной смерти. Никакие пытки, истязания и оскорбления не сломали характеры Андрея и Матвея, даже отсутствие еды, чистой воды, зловонная и грязная камера не смогли лишить их силы и веры в будущую Великую Победу. Партизанам было не суждено вновь воссоединиться с друзьями и родными, враги заживо похоронили всех заключенных, не пожалели ни женщин, ни детей. Удивительно, но русские пленные не унижались и не просили пощады, они стойко переносили испытания. Даже осознавая неизбежность собственной смерти, грядущие страдания и боль, люди оставались мужественны и храбры, они пели, показывая силу своего народа. Песня, исполненная заключенными, значила для них многое, она помогла им почувствовать свое единство, силу, найти утешение. Таким образом, великая сила искусства заключается в удивительной способности влиять на чувства и эмоции людей. Находясь в невероятно сложных жизненных ситуациях, люди нередко находят утешение именно в музыке. 

А. А. Фадеев «Молодая гвардия». В годы Великой Отечественной войны люди терпели ужаснейшие лишения, были вынуждены проявлять мужество и смелость, чтобы преодолевать сложнейшие испытания, а творчество во многом помогало им поддерживать веру в победу. Тема силы искусства также раскрывается в романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия». Юноши и девушки из небольшого города Краснодон вступили в партизанскую организацию «Молодая гвардия». Из-за предательства Стаховича практически все молодогвардейцы были арестованы. Партизан пытали, палачи испытывали их характеры, стараясь раскрыть тайны, но были побеждены стойкостью пленников. Молодогвардейцы переносили все испытания, не раскрыли ни одного секрета. Зловонные камеры, отсутствие еды и чистой воды не сломали характеры партизан. Любовь Шевцова, чувствуя, что её друзья начали терять надежду на спасение, придумала способ поднять их настроение. Она вместе с другими девушками нарисовала карикатуру и передала рисунок юношам. Шарж заставил партизан снова поверить в собственные силы. Таким образом, сила искусства заключается в способности влиять на чувства и мысли людей. Творчество помогает человеку отвлечься от собственных несчастий и проблем, найти в себе силы для преодоления сложнейших испытаний. 

О. Генри «Последний лист» Рассказ О. Генри. «Последний лист» — прекрасный пример произведения, где раскрывается тема силы искусства. Люди нередко сталкиваются с такими жизненными обстоятельствами, когда надежды на благоприятный исход практически не остаётся, героиня рассказа – Джонси — попала именно в такую ситуацию. Пневмония настолько сильно измучила девушку, что та полностью потеряла веру в возможность выздороветь. Она была уверена в приближающейся смерти, не собиралась строить планы на будущее и лишь ждала, пока с дерева упадёт последний лист, и она умрёт. Бедственное положение Джонси вызвало возмущение у соседа, Бермана. Художник не смог оставить девушку в наедине с ужасными мыслями, он решил ей помочь. Ночью, несмотря на ливень, сильный ветер, Берман нарисовал тот самый последний лист. Картина помогла Джонси осознать, насколько важно ценить собственную жизнь, делать всё, чтобы оставаться счастливой, несмотря на трудности и испытания. Таким образом, сила искусства заключается в том, что оно способно воздействовать на мировоззрение человека, заставлять его верить в свои силы, продолжать двигаться к собственным целям.

И. А. Гончаров «Обломов». Тема силы искусства также раскрывается в романе И. А. Гончарова «Обломов». Андрею Штольцу – другу главного героя произведения — удалось заставить Илью Ильича Обломова покинуть дом и отвлечься от бессмысленных размышлений о будущем. Мужчины отправились в гости к Ильинским, где Илья Ильич впервые познакомился с Ольгой Сергеевной. Обломову было сложно понять то, какие именно чувства он испытывал к девушке, герой романа смущался и не мог спокойно поддерживать разговор. Всё изменилось, когда Ольга исполнила арию Costa Diva, пение поразило Илью Ильича своей уникальностью и безупречностью, именно оно помогло ему понять, насколько он влюблён в Ольгу. Слушая музыкальное произведение, он успокоился, смог разобраться в собственных чувствах и избавиться от сомнений. Таким образом, великая сила искусства заключается в том, что оно влияет на эмоциональное состояние людей, помогает им лучше понять мысли и чувства исполнителя.

Продолжение следует…

Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Портрет Дориана Грея» (О. Уайльд)

Сегодня Спринт-Олимпик собрал для вас подборку аргументов из произведения «Портрет Дориана Грея» (1891) по направлению «Искусство и ремесло». Данные примеры раскрывают множество заковыристых тем, которые сложно раскрыть, используя лишь отечественную литературу.

  • (Откуда берется вдохновение?) Опираясь на цитату из книги: «Дориан Грей для меня попросту мотив в искусстве… он словно подсказывает мне новую манеру письма», -можно утверждать, что человек может сам по себе являться источником вдохновения для художника, для творца, и тем самым представлять собой предмет искусства. В основе всего будет лежать симпатия или даже любовь живописца к тому, кого он стремится изобразить. Красота модели или натурщика способна пробудить к жизни тонко чувствующую душу художника, подарить ему замысел для нового творения и, соответственно, помочь создать прекрасное – то, чем впоследствии будут восхищаться миллионы зрителей.
  • (Когда человек лишается таланта?) Сибила Вэйн смогла своей игрой и воодушевлением покорить сердца зрителей. Пока она жила театром и верила в него, она каждый раз создавала правдоподобных героинь. Публика восхищалась ею. Но как только она обрела такое прекрасное чувство, как любовь к Дориану Грею, она увидела другую сторону своей профессии. Театр перестал для нее быть храмом, где рождается искусство, но стал местом, где люди занимаются своим ремеслом. Одно и то же дело может вдохновлять и разочаровывать – все зависит лишь от отношения человека к своему занятию. Как только творец перестает верить в то, что делает, и обретает другой смысл жизни, его дар угасает.
  • Роль искусства в жизни человека сложно переоценить, именно поэтому Оскар Уайльд дал портрету такую магическую власть над Дорианом. Венец творения в сфере культуры может напрямую воздействовать на того, кто в силах его оценить. Картина стала совестью героя, лишь она постоянно напоминала ему о том, как низко он пал. В какой-то момент Грей даже не смог смотреть на нее и набросился на портрет с оружием в руках. И вот, убив совесть, воплощенную в изображении, он расправился только с собой. Этот пример показывает, что искусство обладает способностью проникать в душу человека и даже управлять ею. В нем мы находим свое отражение, которое, как правило, открывает ответ на вопрос, кто наблюдает за нами в этом магическом зеркале.
  • «Всякое искусство совершенно бесполезно», — уверяет читателя в предисловии к роману Оскар Уайльд. Лорд Генри даже называет искусство «болезнью». И автор совершенно прав. Категория пользы не соотносится с искусством, ведь оно имеет абсолютно другие функции. Оно духовно обогащает человека, помогает ему разобраться в своих мыслях и поступках, а также развивает его чувство прекрасного. Все это замечательно, но, с точки зрения материализма, бесполезно, ибо польза – это степень удовлетворения базовых потребностей. Хлеб насыщает организм, значит, он полезен, так как избавляет человека от голода и дает ему силы. Но может ли накормить портрет? Нет, ведь он создан для эстетического наслаждения, не более. Это роскошь, а не предмет необходимости, поэтому живопись мы видим только у богачей: лорда Генри, самого Дориана, Бэзила. Но вот Сибила Вэйн, ее мать и брат обходились без картинных галерей с достопочтенными предками, потому что на подобные развлечения у них не было денег. Без искусства обходились тысячи семей в то время, и их его отсутствие не тревожило. Значит, искусство и вправду можно назвать бесполезным, так как оно вообще не связано с понятием «польза» и не измеряется в подобных величинах.
  • (Зло и гениальность совместимы) В конце книги Дориан Грей играет на фортепиано, и его манера исполнения поражает лорда Генри своей выразительностью. Это – искусство, суметь сыграть так, как сыграл Дориан. Но доказывает ли это благородство намерений самого героя и отражает ли его истинную сущность? Конечно, нет. Можно упражняться в каком-то деле ежедневно в течение многих лет и добиться в этом деле совершенства. Превратить ремесло в искусство. Стать гениальным в своей профессии. Однако, как нас в том убеждает роман, гений и зло – вещи совместимые, ведь в перерывах между игрой на фортепьяно и танцами в бальных залах герой блуждал по притонам и разрушал судьбы других людей. Он был жестоким и одаренным одновременно.
  • (Как по-Вашему, какой вид искусства наиболее ценен?) «И, несомненно, для Дориана сама Жизнь была первым и величайшим из искусств, а все другие искусства — только преддверием к ней». Данная цитата доказывает нам, что самым важным талантом является умение правильно жить. Мы знаем множество примеров, когда люди, не обладающие особыми дарованиями, смогли сделать то, что по праву можно считать венцом творения в масштабе человеческой цивилизации. В самом романе мы видим такого человека – леди Агату. Женщина отличалась добротой и тратила огромные суммы на пожертвования в целях благотворительности. Именно ее деньги спасали бедняков от голодной смерти, когда расточительные аристократы пировали и наслаждались порочными развлечениями. Конечно, такие люди, как лорд Генри, высмеивали ее отзывчивость, произносили громкие и красиво оформленные речи, но талантом жить обладала лишь эта молчаливая и самоотверженная дама. Ее жизнь прошла не зря и действительно оставила за собой след благодарности спасенных людей.
  • Предыдущая

    Банк аргументовАргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Анна Каренина» (Л. Н. Толстой)

    Следующая

    Банк аргументовАргументы на тему: Месть и великодушие в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

    Портрет дориана грея направление в литературе

    Проблематика произведения О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

    «Портрет Дориана Грея» — исключительное произведение Оскара Уайльда, оставившее неизгладимый след в литературе. Это смело, ново и свежо настолько, что покорило сердца многих и заставило глубоко задуматься о ценности собственной жизни. С первых строк предисловия можно определить конфликт между внутренним миром человека и искусством. Автор имел дерзновение заявить: «Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Довольно остро афоризм рифмуется с гоголевским «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

    Художник Бэзил утверждает, что искусство – зеркало души, оно способно отобразить не только чувства, но и моральные качества человека. Проблема «прекрасного» и «безобразного» легла в основу произведения и стала его лейтмотивом. Действительно, нет ни одного уродства души, которое бы не отразилось на лице и теле.

    Все человеческие подлости и поступки не проходят бесследно для нервной системы и ложатся подобно маске на лицо, носить которую с каждым днем становится сложнее. Виртуоз слова Оскар Уайльд решил создать идеальный образ внешне, но гнилой и трухлявый изнутри – Дориана Грея. Все уродства души центрального персонажа отображались на портрете в то время как сам Дориан сохранял ангельское обличие и являлся примером для подражания в обществе.

    Этот фактор свидетельствует о невероятной глухоте и слепоте социума и высшего круга к лести, подлости и черни. Пелены на глазах не было только у циника и скептика Лорда Генри, который подобно прозорливому хирургу видел «опухоль мозга» Дориана, как на рентгене. Он обнажил свои идеи: зачем заботиться о проявлениях совести, если по обыкновению для нее нет места в гиблой и пропитанной отсутствием моральных установок душонке?

    Генри всегда шел ва-банк и умел рисковать: он нес ответственность за сказанные слова, но не нес ответственности за то, как скажутся его мысли на жизни окружения, в которое был вхож Дориан. Тем самым Грею был предписан «приговор», и он начал свое стремительное падение в бездну.

    Когда художник создал портрет, он будто вложил частичку себя в произведение всей своей жизни, вот почему это творение свидетельствует о духовных ценностях человека. Однако будущее плода искусства, как нас уже предупредил в предисловии автор, определяет не сам творец, а непосредственно владелец творения. Дориан заложил в свою душу бремя грязи, а портрет выступил в качестве лакмусовой бумажки его выбора. Вот почему картина, не дававшая покоя Грею, несла это суровое бремя до самой смерти персонажа и только после его физической кончины обрела свой первоначальный вид.

    Генри выступал своеобразным творцом души Дориана, в качестве его инструмента значилась ошибочная философия, пленившая ум юного глупца Грея революционными идеями и новаторством и при этом подпилившая изнутри соблазнами зла неопытное сердце. Генри оправдывал поступки Грея, реабилитируя его совесть. В результате герой поднялся в небо в мыслях о собственной непогрешимости и возможности оправдать любое действо. Генри был адвокатом души Грея, а тот не мог уже остановить собственное моральное падение. Даже на убийство Сибиллы Вейн у Лорда Генри нашлась оправдательная речь: до сумасшествия упрощая устройство женской души и трагедию чувств, он говорит, будто смерть ее стала последней ролью никчемной актрисы.

    Таким образом, Грей трансформируется в преступника и эгоиста, уничтожая собственную душу. Автор в произведении не раз подчеркивает, что жизнь человека способна контролировать только совесть. Она ставит в укор поступки. Более того, человек жив, пока жива его совесть. Дориан сам уничтожил ее, и она превратилась в атавизм. Его ментальная смерть состоялась задолго до физической.

    Действительно, нет ни одного уродства души, которое бы не отразилось на лице и теле.

    Goldlit. ru

    03.03.2018 8:20:33

    2018-03-03 08:20:33

    Источники:

    Https://goldlit. ru/oscar-wilde/108-portret-doriana-greya-problematika

    Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Портрет Дориана Грэя» | Литерагуру » /> » /> .keyword { color: red; } Портрет дориана грея направление в литературе

    Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Портрет Дориана Грэя»

    Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Портрет Дориана Грэя»

    Искусство. Он окружает нас повсюду: в архитектуре, в природе, в книгах и даже в нас самих. Так исторически сложилось, что во все времена люди искали себе творческие занятия, в которых можно было выразить порывы своей души. Творцы всегда считались «особенными людьми», способными создать что-то уникальное. Поэтому искусство – неотъемлемая часть наших жизней и довольно обсуждаемая тема в литературе. Пожалуй, одним из самых лучших романов этой тематики по праву считается «Портрет Дориана Грея».

    Аргументы на тему Искусство и ремесло в романе Портрет Дориана Грэя.

    Literaguru. ru

    20.01.2017 3:23:29

    2017-01-20 03:23:29

    Источники:

    Https://literaguru. ru/argumenty-na-temu-iskusstvo-i-remeslo-v-romane-portret-doriana-greya/

    Портрет Доріана Грея» аналіз? | Література » /> » /> .keyword { color: red; } Портрет дориана грея направление в литературе

    Портрет Доріана Грея» аналіз

    «Портрет Доріана Грея» аналіз

    «Портрет Доріана Грея» аналіз твору викладений в цій статті.

    «Портрет Доріана Грея» аналіз

    Автор: Оскар Уайльд

    Літературний рід: епос

    Жанр: інтелектуальний роман

    Літературний напрямок – Синтез романтизму, реалізму, імпресіонізму, естетизму

    Тема — історія життя і смерті молодого красеня Доріана Грея

    Ідея – велич справжнього мистецтва

    Композиція «Портрет Доріана Грея»

    Роман складається з передмови (25 афоризмів) та 20 розділів

      Експозиція – в майстерні художника Безіла Голу орда – робота над портретом Доріана Грея Зав’язка – фатальне бажання Доріана Грея Розвиток подій

    – кохання і смерть Сибілли Вейн; — портрет – дзеркало душі Грея;

    — втілення ідей гедонізму лорда Генрі у житті Доріана Грея.

    — вбивство Безіла; — смерть Джеймса Вейна; — лицемірство по відношенню до Гетті

      Кульмінація – замах на портрет Розв’язка – смерть Доріана Грея

    Конфлікт Між мистецтвом і мораллю, між красою і мораллю

    Образи-символи роману «Портрет Доріана Грея»

    Доріан Грея — це втілення вічної молодості,

    Безіл — символ служіння мистецтву,

    Лорд Генрі — виразник ідей гедонізму,

    Актриса Сибіл — уособлює театральність життя.

    Головні герої: Доріан Грей, художник Безіл Голлуорд, лорд Генрі Уоттоном, кохана Доріана Сибіла Вейн, її матір та брат Джеймс, хімік Кемпбел.

    Сюжет «Портрет Доріана Грея»: художник Безіл малює портрет прекрасного юнака Доріана Грея і розмовляє зі своїм другом лордом Генрі. Незабаром приходить і сам натурник, краса якого зачаровує Безіла і лорда Генрі. Портрет закінчено і Доріан мріє вголос: «Якби портрет мінявся, а я міг завжди залишатися таким як є!». Безіл дарує йому портрет. Доріан поринає у світське життя ( під впливом лорда Генрі) і закохується в акторку Сибіл Вейн. Закохавшись у Доріана, Сивіла вже не може так гарно грати, але Доріан кохав не її, а зіграних нею героїнь. Дівчина скоює самогубство, а на портреті з’являється зморшка. В наступні дванадцять років Доріан шукає розради як у мистецтві, так і у притонах. Безіл намагається напоумити Доріана, той показує йому портрет, а потім вбиває його. Шантажуючи хіміка Кемпбела (свого колишнього спільника по гульбищах), він позбувся тіла Безіла. Одного разу вночі Доріан накинувся на портрет із ножем. Слуги, яки прибігли, коли почули крик, побачили мертве тіло потворного старикана, а портрет набув своєї первозданної краси.

    Проблематика роману «Портрет Доріана Грея»:

      проблема співвідношення Мистецтва і Моралі, Насолоди і Моралі, Мистецтва і Дійсності, проблема Краси, проблема Мистецтва. Роль Краси і Мистецтва в житті. Утвердження краси як найвищої цінності, сенс буття людини; добра і зла.

    Риси модернізму у романі

    Суб’єктивно-мистецька картина протиставлена реальності

    Кульмінація і розв’язка об’єднані

    Вишуканість художньої форми, мови, формування думки, образу

    Естетичні характеристики образів

    Елементи умовності й фантастики задля створення ірреальних світів та образів

    Риси імпресіонізму у романі

    Відмінності сприйняття дійсності різними персонажами

    «вишуканість» описів у романі

    Пейзажі — фон сприйняття героя

    Герой ніби розчинився у навколишній красі

    Персонажі виявляють своє ставлення до подій

    Риси символізму у романі

    Фабула твору перегукується з центральною тезою символізму про невідповідність видимого сутності

    «Портрет Доріана Грея» аналіз

    «Портрет Доріана Грея» аналіз твору викладений в цій статті.

    Автор: Оскар Уайльд

    Літературний рід: епос

    Жанр: інтелектуальний роман

    Літературний напрямок – Синтез романтизму, реалізму, імпресіонізму, естетизму

    Тема — історія життя і смерті молодого красеня Доріана Грея

    Ідея – велич справжнього мистецтва

    Роман складається з передмови (25 афоризмів) та 20 розділів

      Експозиція – в майстерні художника Безіла Голу орда – робота над портретом Доріана Грея Зав’язка – фатальне бажання Доріана Грея Розвиток подій

    – кохання і смерть Сибілли Вейн; — портрет – дзеркало душі Грея;

    — втілення ідей гедонізму лорда Генрі у житті Доріана Грея.

    — вбивство Безіла; — смерть Джеймса Вейна; — лицемірство по відношенню до Гетті

      Кульмінація – замах на портрет Розв’язка – смерть Доріана Грея

    Конфлікт Між мистецтвом і мораллю, між красою і мораллю

    Портрет Доріана Грея аналіз твору викладений в цій статті.

    Neimovirne. ru

    06.03.2017 15:46:26

    2017-03-06 15:46:26

    Источники:

    Https://neimovirne. ru/portret-doriana-greya-analiz/

    Свобода — это понятие, которое предполагает практически бесконечное разнообразие трактовок. Для кого-то свобода — это полное отсутствие ограничения, кто-то считает, что неограниченная свобода порождает хаос. В сочинении и то, и другое мнение обязательно нужно подкрепить аргументами.

    Аргументы из жизни

    У современного человека гораздо больше свободы, чем раньше. У него меньше ответственности за пожилых родителей, поскольку о них может заботиться государство, за детей, ведь они много времени проводят в садике и в школе. И общественной ответственности у него тоже меньше, потому что существует много социальных институтов. В результате он зачастую свободен делать то, что ему нравится, и посвящать этому делу свою жизнь, принося пользу другим людям. С этой точки зрения свобода рассматривается как благо.

    В то же время очень часто люди используют свободу либо для того, чтобы просто тратить свою жизнь попусту, либо для не слишком красивых дел. Например, они отдают пожилых родителей в дом престарелых или не платят налоги. Это кажется мелочью, но с духовно-нравственной точки зрения такое растрачивание свободы — это преступление.

    Одним из самых простых примеров злоупотребления свободой в современной жизни можно считать интернет-общение. Большинство людей привыкли, что в интернете можно оскорблять человека, обижать его и говорить все, что вздумается. Никакого возмездия за это не будет. Если в школе, например, одноклассника, который всех оскорбляет, будут игнорировать, в интернете его скорее всего даже не забанят. Из-за этого люди часто нарушают личные границы, переходят на личности и та далее. Это ощущение «псевдосвободы» дает анонимность. И это тот случай, когда человек переступает через этические нормы во вред другим и самому себе.

    Аргументы из литературы

    Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

    Писатель рассматривает свободу как возможность выйти за пределы собственного «я». По его мнению, свобода не является чем-то само собой разумеющимся, для того, чтобы ее достичь, нужно совершенствоваться. В книге полет является как раз метафорой свободы, которую чайки используют примитивно — для того, чтобы добывать пищу. Но Джонатан Ливингстон считает иначе, для него полет — это большой путь. Благодаря такой трактовке свободы эта особенная чайка уходит в новый мир. а потом по своему выбору возвращается обратно на Землю, чтобы учить других, как правильно летать. Если расшифровать эту метафору, то Ричард Бах говорит, что человек свободен лететь куда угодно, но для этого ему нужно много трудиться.

    Эта притча насыщена аллегориями и метафорами, которые легко прочитать и увидеть. Ричард Бах показывает свободу как поиск настоящего себя и своего настоящего места в этом мире. «Чтобы летать с быстротой мысли или, говоря иначе, летать куда хочешь, нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел», — этими словами Ричарда Баха можно подытожить его размышления о свободе.

    Уильям Голдинг «Повелитель мух»

    Роман начинается с того, что британский гражданский самолет во время войны разбивается на необитаемом острове. Выживают только мальчики-подростки, которые сначала пытаются жить по правилам цивилизованного общества, даже устраивают выборы своего командира. Но чем больше времени они проводят на острове, тем более свободными от общественных условностей становятся. И это не та свобода, которая приносит им благо.

    Мальчики в конце концов делятся на два племени. И ко второму, «дикарям», присоединяется все больше людей, которые привлечены «свободой». Но Уильям Голдинг наглядно показывает, к чему это в итоге приводит — к поклонению Зверю, воровству у своих же товарищей и в конце концов к убийству. С точки зрения писателя свобода от правил цивилизации — это зло. Именно она стала причиной того, что мальчики «тратили свою невинность» на необитаемом острове.

    Джордж Оруэлл «1984»

    В романе «1984» писатель рассматривает понятие свободы «от противного», то есть с точки зрения тотального контроля. Действие романа разворачивается в Англии, где за всеми смотрит Большой Брат. Главный герой по имени Уинстон Смит показан как человек, сомневающийся в идеологии партии. В конце концов эти сомнения приводят его в антикварную лавочку в районе пролов, где он также встречает свою коллегу Джулия. В итоге между ними начинается роман, что строго запрещено партией — свободные любовные отношения неприемлемы.

    Заканчивается роман печально — Оруэлл показывает, что даже ростки свободы, которые все же способны пробиться в тоталитарном обществе, растаптываются. Смит в конце полностью «излечивается» от свободомыслия и начинает верить в партию всем сердцем. Джордж Оруэлл достаточно емко формулирует идеи, с которыми живет мир под властью диктатуры: «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила».

    Джек Лондон «Странник по звездам»

    Практически все произведения Джека Лондона в той или иной степени посвящены теме свободы, но роман «Странник по звездам» выделяется даже среди них. Писатель рисует идеал полностью свободного человека, который, несмотря на то, что его физическое тело находится за решеткой, настолько свободен духом, что способен покидать его. Это можно считать невероятным даром, а можно — логичным продолжением мысли о том, что у настоящей свободы нет и не может быть границ. «Странника по звездам» многие критики считают одной из самых знаковых книг в творчестве Лондона.

    Герой этого произведения точно знает, что смертно только его тело, а дух остается жить, ведь он уже несколько раз проходил через реинкарнацию и помнит свои прошлые жизни. Но эту идею писатель подает не через призму эзотерики, а через призму идеи о вечной свободе человеческого духа. Джек Лондон показывает, что все ограничения, которые встречаются на пути человека, создает себе он сам. И если этого не делать, ему будут открыты все пути. в том числе и к звездам.

    Ольга Громова «Сахарный ребенок»

    Это книга о судьбе девочки Эли, сквозь призму восприятия которой показываются годы репрессий в Советском союзе. Пятилетняя малышка живет в счастливой и любящей семье — и совершенно внезапно для нее оказывается сосланной в Киргизию, где они вместе с мамой помогают строить лагерь для политических узников. При этом отец Эли — именно такой политический узник, «враг народа».

    Главную мысль романа Ольга Громова вкладывает в уста мамы девочки, сильной несгибаемой женщины. На разрывающий сердце вопрос ребенка о том, не продали ли их в рабство, мама смело отвечает: «Свободного человека сделать рабом нельзя!». Так Эля получает очень важный урок о внутренней свободе, свободе, которую дают твои моральные принципы. Ведь если придерживаться своей жизненной позиции, даже в лагере можно не быть рабом.

    Стивен Кинг «Побег из Шоушенка»

    Главный герой истории, рассказанной «мастером ужасов» — Энди Дюфрейн. Он оказался в тюрьме из-за обвинения в убийстве жены. Там он знакомится с Эллисом Бойдом — и этого человека, который провел в тюрьме практически всю свою жизнь, поражает то, насколько Энди свободен. Он не поддается обстоятельствам, не ломается и не старается. как многие другие, подстроиться под тюремную жизнь. Кинг говорит об этом метафорически: «Некоторые птицы не предназначены для того, чтобы держать их в клетке. Их оперение блистает сказочными красками, песни их дики и сладкозвучны».

    По при этом Кинг не показывает пустопорожнего мечтателя: Энди знает, что просто так он свободу не получит. У него есть план и он терпеливо, шаг за шагом, этот план воплощает. На это уходят годы его жизни, но в итоге Энди заканчивает свой подкоп, переводит все деньги начальника тюрьмы на другой счет — и убегает. Кинг не рассматривает ситуацию с точки зрения морали, читатель даже не узнает, убил Энди на самом деле свою жену или нет. Весь сюжет подчинен идее о том, на что способен пойти человек и что он способен вытерпеть ради того, чтобы выйти из тюрьмы. Именно этот внутренний стержень отличает Дюфрейна от остальных заключенных, которые давно смирились.

    Максим Горький «Макар Чудра»

    В творчестве «певца революции» тема свободы занимает очень важное место. В рассказе «Макар Чудра» ее воплощением становятся свободолюбивые цыгане. Они не любят подолгу оставаться на одном месте и не привязывают себя ни к  полю, ни к дому. Но даже среди них были особенные люди — это Лойко Зобар и Радда.

    Максим Горький рассказывает трагическую историю о том, как для двух влюбленных их свобода оказалась дороже жизни. Полюбил Лойко, которому не было равных среди цыган, красавицу Радду (рассказчик, старый цыган Макар Чудра, называет ее сатана-девка). Полюбил так сильно, что перед всеми попросил ее руки. Но гордая Радда хотела покорить молодца, сделать его своим рабом. Она согласилась выйти за него замуж, но поставила одно условие — Лойко должен встать перед ней на колени. Но тот не смог пересилить гордую свою натуру — и сначала убил Радду, а потом только упал на колени перед ее телом.

    По Максиму Горькому, любая женщина стремится забрать у мужчины его свободу — и Лойко, который не мог вырвать из своего сердца любовь, разрешил эту ситуацию единственно возможным способом.

    Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

    Михаил Булгаков, который всю жизнь чувствовал себя несвободным в своем творческом самовыражении, сделал свободу творчества одной из центральных в «Мастере и Маргарите». Мастеру не нужно много мирских благ и даже не нужен особенный комфорт, все, что он хочет — это творить без того, чтобы его мысль была чем-то ограничена. Интересно, что в конечном итоге он получает такую возможность от Воланда, который по коммунистическим меркам точно не мог бы считаться положительным персонажем.

    При этом в «Мастере и Маргарите», где Булгаков выражает свои представления о свободе через историю Мастера, тот рассказывает о том, ка в его представлении выглядит свобода, через историю Иешуа. Он настолько свободен духом, что даже будучи заключенным, не теряет этой свободы. В то же время ему противопоставляется Понтий Пилат, который свободен физически, но внутренне является рабом.

    Окончание романа «Мастер и Маргарита» указывает на то, что Булгаков считал, что истинная свобода возможна только за пределами привычного всем мира — там ее обретают и Мастер с Маргаритой, и Иешуа с Понтием Пилатом.

    Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

    Писатель со сложной личной судьбой, Оскар Уайльд много размышлял на тему свободы. И его «Портрет Дориана Грея» можно назвать апофеозом этих размышлений. Он показывает молодого человека, который не желает быть скованным каким-либо моральными рамками. Поддавшись временному соблазну, юноша выражает желание, чтобы его портрет старел, а сам он при этом оставался молодым.

    Его желание сбывается, теперь Дориан Грей может делать все, что угодно — и молодой человек бросается в распутство со всем пылом юности. Уайльд, не ударяясь в воспитательные нотки, показывает все, что происходит с Дорианом, в крайне неприглядном свете.

    История Дориана Грея заканчивается самоубийством: желая уничтожить портрет, он убивает сам себя. Таким образом, Оскар Уайльд, который нарисовал порочный портрет абсолютной свободы, показывает и то, что она не приносит человеку счастья.

    Михаил Лермонтов «Мцыри»

    Это произведение смело можно назвать поэмой о свободе. Лермонтов рассказывает историю о Мцыри, который попал в плен еще ребенком. Он вырос в монастыре, где главные ценности — это смирение и покорность божьей воле. И при этом сам Мцыри хочет только одного — свободы, причем он ощущает в ней буквально физическую потребность — и сбегает перед постригом.

    Всего на три дня Мцыри погружается в свободную жизнь. В горах, в отличие от монастыря за крепкими стенами, опасно, но даже эти опасности пьянят молодого человека, ведь он обрел долгожданную свободу. Даже встреча с барсом и тяжелые ранения не заставляют его впасть в отчаяние, по-настоящему страшно для него снова увидеть стены монастыря.

    В своей поэме Лермонтов рассматривает очень важный вопрос — а стоили ли три дня свободы той цены, которую заплатил за них Мцыри? И сам же на него и отвечает — да, для каждого человека свобода куда дороже, чем жизнь. Особенно для Мцыри, который вырос в удушающей атмосфере монастыря — и для монахов, и для послушников свобода была настоящим грехом.

    Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений.

  • Аргументы для итогового сочинения по направлению книга музыка
  • Аргументы для итогового сочинения по литературе капитанская дочка
  • Аргументы для итогового сочинения огэ
  • Аргументы для итогового сочинения на тему любовь
  • Аргументы для итогового сочинения максим горький