Аргументы из тихого дона для итогового сочинения

Аргументы на тему: Месть и великодушие в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Желание отомстить другому человеку уничтожает личность изнутри, лишает её лучших качеств характера. Антипод мстителя – великодушная личность. Тот, кто совершает добро, не ожидая награды, кто с готовностью приходит на помощь. Тему мести и великодушия раскрывает М.Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон»

Месть

  1. (К чему может привести желание отомстить) Желание возмездия – страшное чувство, растворяющее лучшие порывы человеческого сердца. Оно приводит лишь к трагическим последствиям. К примеру, М.Шолохов в образе Аксиньи воплотил женское страданье от мужа-тирана. Её выдали за Степана в возрасте 17 лет, за год до этого девушку изнасиловал собственный отец. Степан не мог простить жене «обиды» (девушка была обязана хранить свою честь до замужества) и всю их совместную жизнь пытался отомстить ей: постоянно избивал, ходил к другим, пил. Он не помогал жене по дому, всё хозяйство она содержала сама. Даже рождение ребёнка не проявило светлых чувств у Степана: он «на ласку был скуп и по-прежнему редко ночевал дома». Аксинья была несчастна, ей не хватало любви, заботы. Она страдала от жестокого обращения, от неуважения. Месть оказывает страшное влияние на семейные отношения: разрушает жизнь, приносит горе, мучения и разлад в дом.
  2. (Причины мести на войне) М.Шолохов в своём произведении отражает состояние народа во время гражданской войны. Многие персонажи жестоко обращаются с пленными, не щадят никого, хотя раньше жили по соседству и были товарищами. Но что делает их такими озлобленными? Та обстановка, в которой вынуждены существовать военные, влияет на их поведение. Брат «идёт» на брата, вокруг смерть, беспощадность. Поэтому герои становятся ожесточенными и жаждут мести. Так, Григорий становится свидетелем смертельной расправы Подтёлкова над пленными офицерами. Чувство мести пересилило в нём гуманность. Он равнодушно даёт команду «расстрелять их всех». Перед читателями открывается страшная сцена: русский убивает русского. Жестокость на войне приводит к «заледенению» человеческих сердец, к равнодушию. Люди утрачивают способность к доброте, состраданию. Война уничтожает душу человека, и на ее месте остается лишь обида, приводящая к жажде мести.
  3. (Любовь побеждает месть). Любовь – самое сильное чувство, которое  способно уничтожить в человеке злость, жестокость. Оно помогает ему отказаться от возмездия. Так, любовь преобразила героя романа М.Шолохова Петра. На фронт к нему приехала жена Дарья, которая прославилась разгульным поведением во время отсутствия мужа. Но радость от долгожданной встречи затмили намерения Петра отомстить женщине. Он был счастлив видеть её, проводить с ней бесценные минуты. Герой сразу забыл обо всём, он наслаждался мгновением, забыв о прежнем желании наказать Дарью. Так, искренние светлые чувства помогают человеку на войне бороться с жестокостью, искоренить из сердца равнодушие. Любящие люди не помнят о прошлых обидах и не стремятся к отмщению, ведь чувства ласки, заботы и близости помогают им найти в себе силы для прощения.

Великодушие

  1. (Проявление великодушия к своему врагу) Даже на войне, когда люди охвачены злобой друг к другу, есть место светлым чувствам, доброте. Самая высшая степень великодушия – помощь своему врагу. Григорий Мелехов на протяжении всего произведения был в поиске «своей борозды». Но душевное смятенье не позволило ему ожесточиться. Во время боя Григорий спас своего неприятеля от смерти. Он уступил Степану свою лошадь, помогая выбраться из опасной зоны. Герой поступал по чести, он не желал, как Астахов (Степан трижды стрелял ему в спину во время боя), отомстить сопернику. Он понимал, что на войне надо помогать друг другу, а не проявлять злобу. Потому мужчина забыл на время о прошлых обидах и совершил благородный поступок. Ни на минуту нельзя забывать о гуманности, милосердии. В самое страшное кровавое время необходимо сохранять в себе лучшие человеческие качества, противостоять злу, иначе оно сметет все живое на своем пути.
  2. (Только сильный человек может отказаться от мести и проявить великодушие) Григорий Мелехов – пример сильной личности. В годы всеобщего ожесточения он смог сохранить в себе человеческую душу и отказаться от мести, его не сломала беспощадность гражданской войны. На завоеванных землях он запрещал обворовывать побежденных, разрушать их жилища. Герой относился к грабежам с омерзением, считал это низостью. Он осуждал и своих родственников (Пантелей и Дарья любили приезжать за «подарочками» после захвата территорий). Григорий не желал мстить невинным людям, ему противны разбои, убийства, насилие над женщинами. Он понял, что война – бессмысленное братоубийство. Счастье же состоит в семье, в любви, в честном труде. Ему чуждо возмездие, хоть он и тоже повидал горя на своем веку. Только сильный духом человек способен увидеть истинное лицо войны и противостоять желанию совершить скорый военно-полевой суд над всеми, кто попался под руку.
  3. (В чем проявляется великодушие) Великодушие проявляется в безвозмездной преданности, в умении прощать других людей. Наталья всю жизнь искренне любила Григория. Даже несмотря на его равнодушие, при каждой их встрече героиня испытывала «взволнованную радость». Она знала о неверности супруга, чувствовала его нелюбовь. Но до последнего дня она была преданна ему, ждала его. Наталья простила Мелехову измену, она была счастлива, когда герой вернулся. Героиня забыла о том, сколько горя принёс ей Григорий, как много ей пришлось страдать. Она любила его, а потому прощала. Великодушие Натальи заключается в «собачьей преданности», в жертвенной любви к Григорию. Она готова все простить ему, всегда принять. В этом и заключается сущность великодушия.

Автор: Анастасия Сметанова

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеМесть и великодушиеМихаил Шолоховподборкапример из литературыТихий Дон

Читайте также:

«Тихий дон» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ по роману М. Шолохова. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по роману — Тихий Дон. Используйте этот материал для подготовки и написания сочинений на урок литературы в школе.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» особое внимание уделяется судьбе Григория Мелехова, который то уходит из дома, чтобы жить с Аксиньей Астаховой, то возвращается домой к жене Наталье Коршуновой, который принимает участие в военных действиях, выбирая то одну, то другую сторону.

Григорий Мелехов постоянно находится в движении. Он не может окончательно определиться с объектом любви: по-своему он любит и Аксинью, и Наталью. В гражданских делах Григорий Мелехов также неоднозначен: сначала он является большевиком, потом переходит на другую сторону, затем вновь оказывается на стороне Красной Армии, после опять воюет против них. Центральный персонаж «мечется» и в выборе спутницы жизни, и в выборе стороны во время Гражданской войны по той причине, что он постоянно обращен вглубь себя. Главный герой стремится познать жизнь, найти собственное «я», поэтому то, что раньше считалось им правильным, порой приобретает обратный характер. Григорий Мелехов не может понять, на чьей стороне находится правда, за кого воевать правильно и верно. «Метания» – это и есть жизненный путь Григория Мелехова, который признается: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться». Григорий Мелехов, рассуждая о том, что у таких людей, как Листницкий и Кошевой, «прямые дороги», утверждает: «А я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь… От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби».

Григорий Мелехов является участником как Первой мировой войны, так и Гражданской войны. Главный герой воплощает в себе лучшие народные качества: смелость, мужественность, справедливость, отзывчивость, любовь к людям. Через его судьбу описывается судьба казачества и даже судьба всего народа в те времена. Смятения в душе были не только у Григория Мелехова, они сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская война. С помощью собирательного образа Григория Мелехова, который в финале произведения стоит с сыном на руках, потеряв почти всех своих родных и близких, автор показывает те трудности и несчастья, с которыми пришлось столкнуться всему народу. М. А. Шолохов, правдоподобно описывая события тех времен и не отдавая предпочтения ни «белым», ни «красным», показывает путь, по которому шла Россия в начале XX века.

Преступление и наказание — вечная тема (аргумент)

Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.

Книга про меня — аргумент

Несмотря на жестокость времени, в котором живут персонажи, многие из них сохраняются свои человеческие черты и лучшие качества своей души. Таким героем является Григорий Мелехов. Большая часть его поступков показывает широту души простого казака и, несомненно, делает его привлекательным для читателя. Это один из героев, который оказался близок мне и путь которого очень тронул меня. В эпизодах, связанных с военными действиями, он показывает себя не только как храбрый и стойкий солдат, но и как человек, глубоко сочувствующий окружающим. Главное его качество — человечность, и я считаю, что каждый должен обладать им, потому что мы живём в этом мире, чтобы помогать друг другу. В одном из эпизодов Григорий Мелехов, раненый, когда все уже думали, что он погиб, спасает умирающего офицера, за что его награждают. Но он делает это не из своей выгоды. Мелехов переживает за жизнь другого человека, И не может оставить его в беде.

Символичным по отношению к мысли семейной является эпизод в конце романа, когда Григорий выбрасывает свою винтовку в Дон. Таким образом он показывает своё нежелание проливать кровь. Вместо этого он возвращается к себе в хутор, чтобы снова соединиться со своей семьёй: с сыном и сестрой — единственными из оставшихся в живых. Так автор показывает, к чему в итоге приходит человек и что является целью всех его скитаний. Таким образом, М. А. Шолохов затрагивает темы, близкие многим людям. Я думаю, каждый смог бы найти в произведении «Тихий Дон» что-то своё и с помощью него определить нравственные ориентиры и путь, по которому необходимо следовать.

Честь и бесчестие — аргумент

В восемнадцать лет Аксинья была выдана замуж за Степана Астахова, но брак не принёс ей счастья. Степан, узнав, что жена досталась ему «нечистой», с первого дня супружества стал избивать её. Кроме того, он пил и постоянно изменял женщине. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах.

Время перемен — аргумент

Сложно ли жить в эпоху перемен? Даже отдельному человеку всегда непросто приспособиться к изменениям, а целая страна и подавно переживает ряд потрясений, которые не обходятся без жертв. Это доказывает пример из романа-эпопеи «Тихий Дон». Гражданская война и смена власти губительно сказались на жизни казачества: погибли многие воины, обманом вовлеченные в братоубийственное столкновение. Например, в семье Мелеховых убили одного из сыновей, Петра. В битве между «красными» и «белыми», казаками и казаками, он погиб без всякой пользы для Родины. Его отец, потрясенный необходимостью покинуть родной дом и угнетенный болезнью, тоже скончался раньше срока. Григорий Мелехов золотые годы и душевные силы отдал войне, став врагов для каждой из сторон и не найдя правды ни в одном учении. В попытке бежать с ним погибла его возлюбленная — Аксинья. В сумятице прифронтовой жизни сгубила себя Дарья, жена Петра. Так и не дождавшись гулящего мужа, одинокая Наталья умерла от последствий аборта. И, наконец, Ильинична, убитая горем по разрушенной семье, тоже скончалась. Из всех Мелеховых в живых остались только Дуняша и сынок Григория Мелехова. Очевидно, что эпоха перемен осложняется многочисленными конфликтами интересов, поэтому для народа это очень тяжелое время, которое переживут далеко не все люди.

Победа и поражение — аргумент

Григорий не может примкнуть ни к белым, ни к красным, бьется нал неразрешимыми вопросами. Может ли быть построен мир на началах равенства и справедливости? Или в мире правит жестокая эгоистическая мораль: «У каждого своя правда, своя борозда»? На своем жизненном пути Григорий сталкивается со множеством чужих правд: человеконенавистничество Чубатого, большевизм Гаранжи и Подтелкова, сепаратизм Изварина. Постоянно ощущает он неправедность действительности. Роман учит видеть в каждом человеке явление эпохи, познавать закономерности в кажущемся хаосе и гуле времени.

Разум и чувства — аргумент

Аксинье Астаховой в жизни изначально не повезло: она подверглась насилию со стороны отца, в дальнейшем терпела побои и унижения от мужа. Вначале Аксинья боится нового чувства: «С ужасом увидела она, что её тянет к чёрному ласковому парню… разумом не желая этого, сопротивлялась всеми силами».

Аксинья, никогда не знавшая любви, отдаётся Григорию целиком, не задумываясь о том, какая участь ждёт её, когда вернётся из лагерей Степан, Героиня только внешне смиряется с потерей любимого человека. После трагической смерти героини, Григорий осознаёт, что и его душа умерла вместе с ней.

Дружба и вражда — аргумент

Мелехов, уже женатый на Наталье, вновь уходит к Аксинье. Степан хочет отомстить Григорию. Григорий делает вид, будто не воспринимает угроз Степана всерьез. Степан не прощается с Григорием… Напоследок Астахов спрашивает об Аксинье. Мелехов грубо отвечает: «Она об тебе не сохнет, не горюй!» Последним вопросом («На самом деле?») Астахов вызывает злость Мелехова, который уезжает, ничего не ответив. Пытаясь выяснить отношения, они так и не находят решения. На всю жизнь Мелехов и Астахов останутся заклятыми врагами.

Месть и великодушие — аргументы

1. Желание возмездия – страшное чувство, растворяющее лучшие порывы человеческого сердца. Оно приводит лишь к трагическим последствиям. К примеру, М.Шолохов в образе Аксиньи воплотил женское страданье от мужа-тирана. Её выдали за Степана в возрасте 17 лет, за год до этого девушку изнасиловал собственный отец. Степан не мог простить жене «обиды» (девушка была обязана хранить свою честь до замужества) и всю их совместную жизнь пытался отомстить ей: постоянно избивал, ходил к другим, пил. Он не помогал жене по дому, всё хозяйство она содержала сама. Даже рождение ребёнка не проявило светлых чувств у Степана: он «на ласку был скуп и по-прежнему редко ночевал дома». Аксинья была несчастна, ей не хватало любви, заботы. Она страдала от жестокого обращения, от неуважения. Месть оказывает страшное влияние на семейные отношения: разрушает жизнь, приносит горе, мучения и разлад в дом.

2. Даже на войне, когда люди охвачены злобой друг к другу, есть место светлым чувствам, доброте. Самая высшая степень великодушия – помощь своему врагу. Григорий Мелехов на протяжении всего произведения был в поиске «своей борозды». Но душевное смятенье не позволило ему ожесточиться. Во время боя Григорий спас своего неприятеля от смерти. Он уступил Степану свою лошадь, помогая выбраться из опасной зоны. Герой поступал по чести, он не желал, как Астахов (Степан трижды стрелял ему в спину во время боя), отомстить сопернику. Он понимал, что на войне надо помогать друг другу, а не проявлять злобу. Потому мужчина забыл на время о прошлых обидах и совершил благородный поступок. Ни на минуту нельзя забывать о гуманности, милосердии. В самое страшное кровавое время необходимо сохранять в себе лучшие человеческие качества, противостоять злу, иначе оно сметет все живое на своем пути.

Какой опыт дает человеку война? — аргумент

Война — самое страшное и кровавое событие, которое может произойти, ведь на ней человек убивает себе подобных, а также причиняет им физическую и душевную боль. Люди, побывав на войне, возвращаются оттуда абсолютно другими. Она оставляет в их душе огромный след. При этом, война дает человеку бесценный опыт. Война настигает свободных и миролюбивых казаков в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон». Один из них — Григорий Мелехов. Герою чуждо насилие, и мысль о необходимости убивать лишает его душевного равновесия.

Но, будучи представителем казачества — военного сословия, Григорий мужественно и бесстрашно сражается. Он делает это бездумно, не ведая, за что проливает свои и чужую кровь. Но общение с людьми, с которыми его сталкивает война, заставляет героя задуматься о собственной жизни. Именно на войне начинается путь к истине Григория Мелехова. Он приходит к выводу, что народ не хотел войны, ученые разрушили гармонию между людьми. Потеряв все, он не может покинуть родную землю и идет к отчему дому, где обретает смысл своего дальнейшего существования в сыне. Таким образом, война дала Григорию Мелехову жестокий, но поучительный опыт. Он понял, что все искания, борьба происходят ради одной цели — семьи, земли, дома.

В чем заключается сила смирения — аргумент

Так, примером смирения и кротости является героиня произведения М. А. Шолохова «Тихий Дон», пожилая казачка Ильинична. В молодости муж изменял ей, наносил телесные увечья, совершенно не заботился о чувствах женщины. Вся жизнь её — череда тяжёлого и неблагодарного труда, грубости и унижений. Однако героиня проявила настоящую силу духа, она вытерпела всё, ради сохранения своей семьи. Ильинична понимала, что близкие люди- это высшая ценность в её жизни, и для общего блага нужно учиться смирению и принимать судьбу со всеми тяготами и лишениями. Так, М. А. Шолохов показал, что порой смирение — это признак особой силы человеческой души, жертва во имя сохранения чего-то ценного и важного.

Все сочинения

ЕГЭ и ОГЭ / ГИА. Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам

Итоговое сочинение 2016-2017: Тихий дон

Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению «Тихий Дон» для всех направлений

– Честь и бесчестие;

– Победа и поражение;

– Ошибки и опыт;

– Разум и чувства;

– Дружба и вражда.


Честь и бесчестие.

Герои: Степан Астахов, Григорий Мелехов

Литературный пример. БЕСЧЕСТИЕ: В восемнадцать лет Аксинья была выдана замуж за Степана Астахова, но брак не принёс ей счастья. Степан, узнав, что жена досталась ему «нечистой», с первого дня супружества стал избивать её. Кроме того, он пил и постоянно изменял женщине. ЧЕСТЬ: Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах.

Назад

Победа и поражение.

Герои: Красноармейцы и белогвардейцы

Литературный пример: Шолохов показывает войну со стороны революции и контрреволюции. На подступах к Петрограду сталкиваются фронтовики и корниловцы, на Дону — красноармейцы и калединцы. Писатель показывает, как постепенно крепнет дух Красной Армии. У красноармейцев есть одно немаловажное преимущество перед белогвардейцами — четкое осознание своей цели. Белогвардейское движение, как показывает Шолохов, не могло преодолеть внутренние распри и разобщенность. Кстати, Григорий всегда стремился попасть в лагерь красных. Шолохов постепенно подводит нас к финалу — победе Красной Армии.

Назад

Ошибки и опыт.

Герои: Григорий Мелехов

Литературный пример: Григорий не может примкнуть ни к белым, ни к красным, бьется нал неразрешимыми вопросами. Может ли быть построен мир на началах равенства и справедливости? Или в мире правит жестокая эгоистическая мораль: «У каждого своя правда, своя борозда»?
На своем жизненном пути Григорий сталкивается со множеством чужих правд: человеконенавистничество Чубатого, большевизм Гаранжи и Подтелкова, сепаратизм Изварина. Постоянно ощущает он неправедность действительности. Роман учит видеть в каждом человеке явление эпохи, познавать закономерности в кажущемся хаосе и гуле времени.

Назад

Разум и чувства.

Герои: Григорий Мелехов, Аксинья Астахова

Литературный пример: Аксинье Астаховой в жизни изначально не повезло: она подверглась насилию со стороны отца, в дальнейшем терпела побои и унижения от мужа. Вначале Аксинья боится нового чувства:
«С ужасом увидела она, что её тянет к чёрному ласковому парню… разумом не желая этого, сопротивлялась всеми силами».
Аксинья, никогда не знавшая любви, отдаётся Григорию целиком, не задумываясь о том, какая участь ждёт её, когда вернётся из лагерей Степан, Героиня только внешне смиряется с потерей любимого человека. После трагической смерти героини, Григорий осознаёт, что и его душа умерла вместе с ней.

Назад

Дружба и вражда.

Герои: Григорий Мелехов, Степан астахов

Литературный пример. ВРАЖДА: Мелехов, уже женатый на Наталье, вновь уходит к Аксинье. Степан хочет отомстить Григорию. Григорий делает вид, будто не воспринимает угроз Степана всерьез.
Степан не прощается с Григорием.. Напоследок Астахов спрашивает об Аксинье. Мелехов грубо отвечает: «Она об тебе не сохнет, не горюй!» Последним вопросом («На самом деле?») Астахов вызывает злость Мелехова, который уезжает, ничего не ответив. Пытаясь выяснить отношения, они так и не находят решения. На всю жизнь Мелехов и Астахов останутся заклятыми врагами.

Назад


  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Основные проблемы романа Тихий Дон

В первую очередь в романе автор затронул проблему казачества. Он описал его как этнос (со своими традициями, бытом, взглядами на жизнь). Втянутые в гражданскую войну, казаки то поддерживали советскую власть, то выступали против неё. Действительно, особенно остро звучит в романе проблема войны. С болью автор описывает передовую фронта. Каждый из персонажей по – разному воспринимал ужасы войны. Егорка Жарков проклинал правительство, ругался без остановки. Григорий Мелехов сильно изменился. Лицо стало чёрным, глаза были наполнены горечью и страданием. На лице Петра постоянно читалась душевная мука. Война уничтожила почти всех из огромной семьи Мелеховых. Остались живы лишь Григорий, его сынишка и Дуняша.

Также гражданская война и революции разрушили родственные связи в семье Мелеховых. Однако глава семьи Пантелей Прокофьевич положил все свои силы на то, чтобы в доме каждый из его детей нашёл защиту. Он хочет, чтобы в его усадьбе был мир и покой, поэтому старается, чтобы вся родня жила по казачьим правилам. Хотя сам отдал жизнь на чужбине. Разрушены были многие семьи: Моховых и Коршуновых, Кошевых и Мелеховых. Историческая эпоха никого не пожалела.

Показано взаимоотношение отцов и детей. Сыны и дочери должны были выполнять без пререканий указы отца. Потому и бьёт Пантелей Григория, заставляет жениться на Наталье. Сын стал пакостить и нарушать нравственный устои казаков.

Глубоко автор раскрыл проблему любви и предательства. Наталья, которая всю жизнь любила Григория, не смотря на его измены, смогла сохранить семью и родить детей. Она верная жена и внимательная мать. Аксинья стала для этой семьи камнем преткновения. Но М.Шолохов показал этот женский образ с сочувствием. Изнасилованная своим отцом, постоянно избитая мужем Степаном, она искала ласки у других мужчин, поэтому после Григория у неё появился Листницкий. Однако чужое несчастье ничего хорошего не принёсло. Аксинья была убита, а Наталья погибла от аборта.

Проблема Отчизны, родной земли. Как не тяжело было Григорию, но покинуть малую родину он не смог. Она притягивает к себе. С ранних лет привык Григорий пахать своими руками и лелеять землю.

Глубоко раскрыта противоречивая тема бедных и богатых. Именно из – за денег, финансовой несостоятельности одного слоя населения начинается борьба с другим. Последствия страшные: убийства, месть, ненависть. В новую власть одни пошли из – за убеждений, другие герои романа – из – за мести или выгоды.

На примере образа Ильиничны показана проблема противоречивой материнской любви. Как бы не было тяжело этой женщине, она смогла принять в дом убийцу своего сына.

Над каждой из названых проблем автор даёт возможность читателю пофилософствовать, домыслить желаемое.

История создания

Роман-эпопея был написан во время пребывания автора в станице Вешенской. Начав работу в 1925 году, автор приостановил её, осознав, что необходимо начать с предыстории жизни кубанской станицы, а не с военных событий. Он планировал охватить в художественном повествовании исторический период с 1917 года по 1922. Однако переработав замысел, Шолохов решил изменить обозначенный период: действие в романе начинаются с 1912 года.

Ещё не оконченный роман стал издаваться благодаря протекции А. Серафимовича уже в 1928 году отдельными частями. Книга имела огромный успех, она сразу же принесла популярность автору. Однако печатать полную версию романа издательства не спешили, было много спорных вопросов в плане цензуры и освещения автором действительности. Благодаря ходатайству Максима Горького перед И. В. Сталиным роман издали в 1935 году целиком. Резонанс в литературной среде был настолько грандиозен, что у некоторых писателей возникли сомнения в том, что Шолохов мог сам за такой небольшой срок написать столь талантливое сложное произведение весьма масштабного объёма.

Всё дело в том, что писатель был слишком молод (25 лет), не имел богатого жизненного и литературного опыта. Многие, не будучи знакомы с биографией автора, засомневались в его творческих способностях. Молодой, но очень талантливый, целеустремлённый и крайне работоспособный автор знал суть жизни и истории донского казачества до самых мелочей. Была назначена комиссия, которая проводила расследование по факту авторства книги (оно включало анализ образов “Тихого Дон”, а также анализ произведения в целом), в итоге завистливые писатели и критики получили официальное подтверждение того, что Шолохов – настоящий автор произведения.

В 1928 году Шолохов находится на пике своей популярности, его приглашают на литературные вечера, встречи и выступления по всей России, где он делится литературными планами и читает новые главы “Тихого Дона”. Позже, когда меняются многие редакторы издательств и руководство литературных ведомств, у М. Шолохова возникают проблемы с публикацией 3 тома романа. Только после встречи автора со Сталиным на даче М. Горького, вождь вынес окончательный приговор: отдать в печать, несмотря на противоречивый образ главного героя, идея романа служит правому делу. В 1958 году М. Шолохов получает Нобелевскую премию за своё бессмертное детище.

Причины возникновения небылиц Хлестакова – что побуждает рассказывать их о себе?

Проблема нравственного выбора человека в романе “Тихий Дон”

Роман Михаила Шолохова “Тихий Дон” создавался на протяжении многих лет, первые главы романа были написаны в 1925 году, а последние его страницы были опубликованы в журнале “Новый мир” в 1940 году.

Свой замысел романа Шолохов определял так: “Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который знал…” Роман “Тихий Дон” повествует о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. Рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь.

Сам Шолохов характеризовал свое произведение как “роман-эпопею о всенародной трагедии”. “Тихий Дон”- это эпическое повествование об исторических судьбах донского казачества, о его путях к революции, о сложной ожесточенной классовой борьбе в революционную эпоху.

На широком эпическом фоне движения народных масс к революции Шолохов с большой художественной силой показал запутанный, противоречивый путь, трагическую судьбу Григория Мелехова. Именно на долю Григория выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплощением основных черт мощного народного духа.

Судьба Григория Мелехова стала символом трагических судеб казачества вообще. Воспитанный в лучших традициях, Григорий смолоду берег казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. “Война стала для Григория испытанием всех его жизненных сил.

Крепко берег казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые годы войны”. Главному герою “Тихого Дона” присущи смелость, мужество.

Вместе с тем он выступает против жестокости и ненависти, которые видит на войне.

Григорий спасает от смерти своего кровного врага Степана Астахова, освобождает из тюрьмы женщин и детей, запрещает уничтожать и раздевать пленных красноармейцев, выступает против отвратительного грабежа, сурово осуждая за мародерство своего отца.

Его симпатии всегда на стороне тех, кто не теряет мужества и достоинства в самые трудные минуты жизни. Осуждая слабодушие и трусость, сам Григорий и на фронте империалистической войны, и в отряде Подтелкова, и командуя дивизией в белогвардейской армии, держал себя мужественно и стойко.

Григорий Мелехов – цельная личность, словно вырубленная из одного куска, он не умеет приспосабливаться, скрывать свои чувства, жить “двойной” жизнью. И это тоже было причиной глубоких душевных потрясений на войне. Честно выполняя свой казачий долг, он не прятался за спинами товарищей.

Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство заслуг Мелехова на войне.

Мучительные поиски истины приводят Григория то в белогвардейские ряды, то в Красную Армию. Сражаясь в рядах белогвардейцев, он не может не видеть презрительного отношения к казакам, их жестокость; не разделяет он и желание белых офицеров привлечь англичан и французов для борьбы с Красной Армией.

С гневом говорит он об интервентах, “Я бы им на нашу землю и ногой ступить не дозволил”.

Всякий раз, вступая на путь борьбы против народа, Григорий испытывает тяжелые мучения, что заставляет тянуться к новому, испытывать “острое чувство огромного ненасытного любопытства к красноармейцам, к этим русским солдатам, с которыми ему для чего-то нужно было сражаться”.

Командуя дивизией повстанцев, Григорий хочет примириться. с красными, но не знает, как это сделать.

С самого начала восстания он понимает его обреченность, потому что оно “против народа” Григорий ощущает, что от “старого” “холодом прет”, но свое, казачье берет верх “над большой человеческой правдой”, и он снова возвращается в стан белых.

Григорий чувствует, что и у красных, и у белых есть своя правда, потому и мечется между двух огней, пытаясь понять, на чьей стороне истина. Но ни тем, ни другим Мелехов с его обостренным чувством справедливости не нужен.

Не приживается он среди белых офицеров, презирающих новоявленного командира дивизии, да и красные тоже боятся и ненавидят Григория, не разбираясь, почему и как он стал белым офицером. Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом.

Казаки никогда ни перед кем не ломали шапок, жили обособленно, изолированно от остального мира, ощущая некоторую свою исключительность, особенность и стремясь ее сохранить, И белые, и красные для большинства казаков “иногородние”, принесшие на донскую землю разлад и войну.

На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене, к детям, пахать землю, вести свое хозяйство.

Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвал казаков с родных мест и бросил их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков.

Мучительно и долго колеблясь между лагерями, Григорий начинает искать несуществующий “третий путь” в революции. “И от того, что стал он на грани в борьбе двух начал, – пишет Шолохов, – отрицал оба их, родилось глухое, неумолчное раздражение”.

Находится Григорий на распутье и в личной жизни. К жене Наталье его тянет хозяйская душа, семейный покой, любовь к детям, Аксинья привлекает силой своего протеста, вольнолюбием, страстностью цельной натуры. Но в отличие от нее, Григорий пассивен в выборе пути.

Когда Аксинья советует ему порвать с хутором, уйти на работу в шахты, Григорий смеется в ответ.

Он боится оторваться от своего хозяйства, лишиться собственности, земли, привилегий казака; “Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на этот год. Не годится дело…

От земли я никуда не тронусь”. Покорясь воле отца, он даже готов подавить в себе любовь к Аксинье, “покончив эту историю с ней”. На первых порах Григория больше всего волнует его собственная судьба в связи с решением отца женить его на дочери кулака Коршунова. Колебание его объясняется стремлением примирить любовь к Аксинье с семейными традициями, собственническими законами.

Вяло в этой женитьбе и легкомыслием молодости, не осознавшей цены первой большой любви. Так возник компромисс, который принес несчастье не только ему, Аксинье. Наталье, но и другим людям. Компромисс привел Григория к внутреннему разладу.

Он понял, “что не вконец порвано с Аксиньей, осталось что-то, как заноза в сердце…”. Многое пришлось пережить Григорию, прежде чем он понял, что любовь к Аксинье самое важное в его жизни. Глубокой трагедией оборачивается для него смерть любимой женщины.

Все было кончено для него. Проследив весь трагический жизненный путь Григория, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только вскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный портрет мы находим на страницах “Тихого Дона”, можно многое понять в трагической судьбе казачества, да и русского народа в целом.

Loading… Проблема нравственного выбора человека в романе “Тихий Дон”« Какое впечатление может произвести на человека книга?Идейный смысл комедии Грибоедова “Горе от ума” »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/problema-nravstvennogo-vybora-cheloveka-v-romane-tixij-don/

Краткий анализ

Год написания – начало работы в 1925 году, к 1932 году были готовы первые три тома. Четвёртый том книги “Тихий Дон” был закончен в 1940 году.

История создания – роман создавался 15 лет, претерпел массу изменений, но принципиальные вопросы сюжета и смысловой стороны автор не изменил, несмотря на отказ публикации, давление цензуры и критики “Тихого Дона”. Опыт, литературный талант и удивительная работоспособность молодого автора принесли заслуженные плоды – Нобелевскую премию в 1958 году.

Тема – жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Композиция – 4 тома, масштабность событий и большой временной отрезок – 10 лет жизни донского казачества описывается в произведении.

Жанр – роман-эпопея.

Направление – соцреализм либо исторический реализм.

Чему учит?

Чему же может научить роман, почему выше сказано, что его стоит прочесть каждому? Во-первых, в этом произведении заключена вся Россия, все народные корни и истоки. Спустя сто лет читатели, совсем не донские казаки, сопереживают героям, живут вместе с ними. Это определенная примета талантливого произведения.

Во-вторых, эпопея транслирует пацифистский пафос, вечные ценности, которые иногда пытаются оспорить современные мыслители. На примере этого высокохудожественного, но простого произведения мы понимаем, насколько важны такие понятия, как семья, чистая и преданная любовь, Родина, добро, взаимовыручка. Вывод автора прост: высокая мораль должна стать основой межличностных отношений, иначе люди обречены на новые кровавые эпизоды, которые разрушат их жизнь.

Жанр, направление

«Тихий Дон» — яркий представитель реализма с элементами натурализма. Здесь герои выражают собой типичных представителей эпох, при этом сохраняя свою индивидуальность. События рассматриваются в развитии и изменении. Натуралистические элементы вводятся писателем для создания лучшего колорита, для детального описания атмосферы, подчас пугающей (например, так страшно и иногда отвратительно описываются некоторые военные эпизоды).

Жанр произведения достаточно редкий в литературе – это роман-эпопея, то есть крупное эпическое произведение со сложным повествованием, большим количеством героев и событий, причем события не частные, а общенародные. Писатель сосредоточился не только на героях, но и на судьбе всего народа в эпоху коренного перелома.

Темы

  1. Любовь
    . Автор показывает, как иррациональная страсть приносит людям одни несчастья: «ненавидящей» любовью отравлен Степан, ревнивым и жадным влечением околдована Наталья, жалостью и лаской обманута Аксинья в доме Листницкого, да и сам сын пана становится жертвой игры страстей. В то же время с разрушением семьи и всех основ старого общества именно любовь может поддержать человека и спасти его от отчаяния: любовь к Григорию становится смыслом жизни загнанной в угол Аксиньи, а он связывает с ней все надежды на будущее.
  2. Казачество
    . Вырисовывая перед нами казачество во всём его противоречии, писатель думает о том, сможет ли это сословие пережить грядущую бурю. Ближе к концу он сам даёт ответ на этот вопрос. Казаки – неотъемлема часть старой царской России, и с её гибелью исчезают и казаки со своими традициями и бытом.
  3. Поиск правды
    . Григорий Мелехов пытался построить лучший мир, в котором не будет несправедливости и горя. Однако, будучи идеалистом, он отвергает путь кровавой междоусобицы. По его мнению, нельзя бороться за правду руками, измазанными в крови. В итоге Григорий становится чужим для всех сторон конфликта и увязает в крови по пояс.
  4. Семья
    . Семья, по мнению Шолохова — самая важная часть жизни человека. Большой трагедией для него становится распад семьи Мелеховых с началом гражданской войны. Два брата стоят по разные стороны конфликта; отец придерживается консервативной позиции, а дочь влюбляется в революционера; Григорий не может выбрать между двумя женщинами. Все эти противоречия разрушают семью.
  5. Человек и природа.
    В романе природа становится отражением души человека. Все герои связаны с окружающим миром. Так, автор всех своих героев сравнивает с растениями, природными явлениями и животными: Лиза и Володя Моховы росли «как кусты дикой волчьей ягоды», любовь Аксиньи «цвела придорожным дурнопьяном», волосы Петра были «пшеничного» цвета, Наталья была как месяц — «не холодит и не греет». В финале жизнь Григория писатель не единожды называет «волчьей». Сам герой тоже не скупится на сравнения и ассоциирует себя со зверем.
  6. Быт
    . С особой нежностью изображён быт простых людей, который способствует объединению людей и созданию гармонии. Казаки работали и любили свое дело. Так, когда Григорий нанялся в работники в Ягодное, он постарел, потолстел и стал ленивым, на себя не похожим, потому что тосковал по работе в поле. На войне он с тоской вспоминал о том, что не убран хлеб. Именно в этом он видел свое призвание.
  7. Традиции и жизнь казаков.
    Писатель описывает казачью жизнь, ка нечто жестокое и архаичное. В этой среде есть место инцестам, нравственному и физическому насилию над женщинами и детьми, пьянству, разврату, венерическим болезням, воровству, кровной вражды. Но в то же время он симпатизирует этим людям и отстаивает их право жить так, как завещали им их предки. Он понимает, что казаки не могут измениться в одночасье, это трудный и болезненный процесс, который смогут пройти не все.
  8. Пейзаж
    . Детальное описание донских степей погружает нас в атмосферу тех краёв и того времени. Зачастую пейзаж отображает внутренний мир героев или наоборот контрастирует с ним. Тема природы связана с темой любви. Так, Аксинья и Григорий сблизились во время бури, именно ей уподобляются их страстные отношения.
  9. Труд
    . Идеал человеческой жизни Шолохов видит в честном труде на своей земле. Именно к этому стремится главный герой. За трудовой народ выступают и большевики, которым явно симпатизирует автор.

Суть

Роман рассказывает нам о жизни простого донского казака — Григория Мелехова. На протяжении всего повествования этот персонаж проходит свой жизненный путь, постоянно меняясь.

Уже в первых главах романа герой сталкивается с противоречиями реальной жизни, будучи вынужденным выбирать между семьей и любовницей Аксиньей.

Далее жизнь кидает Григория сначала в мясорубку Первой мировой войны, а потом в горнило войны гражданской. Отличающийся стремлением к справедливости, главный герой мечется между «красными» и «белыми», но не может найти себя ни у тех, ни у других, становясь врагом для всех.

По ходу романа главный герой теряет дом, брата, жену, родителей, дочь и даже любовь всей своей жизни — Аксинью. Он вынужден скрываться и вести жизнь преступника. В конце концов, отчаявшийся и сломленный Мелехов сдаётся властям, чтобы в последний раз увидеть сына. Подробное и точное краткое содержание романа Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

  1. Григорий Мелехов – центральный персонаж романа. У него чуть раскосые темные глаза, черные волосы, горбатый нос, внешность близка к восточной, по телосложению он поджарый и высокий. Герой своенравный, горячий, гордый, напористый, его чувство справедливости обострено (от этого и происходили все метания). При всех пробивных качествах хозяйственный и работящий, его тянет к земле, семье.
  2. Аксинья Астахова – возлюбленная главного героя. Внешне героиня «порочно красивая» и яркая: темные волосы, брови, красивые черные глаза, вьющиеся волосы, красивая фигура («здоровая полнота»). Жизнь ее бедна радостями, что развило упорство, терпение, боевой настрой («своего» Григория уступать не хотела), тактичность. При этом она ласковая, хозяйственная, страстная и смелая, что вызывает симпатию, несмотря на ее слабости. Она не может быть одна, поэтому верностью не отличается.
  3. Наталья Мелехова (Коршунова) – жена главного героя. Внешне она красивая и статная, ее волосы черные и глянцевитые, глаза серые, а тело крепкое. Героиня добрая, работящая, послушная, почтительная, скромная, сдержанная, наполненная душевным благородством. Однако ей свойственны также такие качества, как упрямство, мстительность и одержимость. Из-за обиды на Григория она губит жизнь народившегося ребенка.
  4. Пантелей Прокофьевич – отец главного героя. Григорий похож на отца, только последний носит в ухе серьгу и хромает. Герой много повидал на своем веку, но ярость усмирять не научился, он горячий и вспыльчивый, при этом трепещет перед генералами. У него выучка старого солдата, он предан монархии, уважает традиции казаков и ратует за патриархат.
  5. Ильинична – мать главного героя. Когда-то она была красива, но работа, обиды и побои мужа, его измены, быстро состарили героиню. Ее образ – выражение безграничной материнской любви. Это мудрая, терпеливая и покорная женщина, которая взяла на себя все хлопоты по воспитанию детей и формированию семейного духа.
  6. Петр Мелехов – брат главного героя. Он небольшого роста, приземистый, волосы пшеничного цвета, глаза карие, нос курносый. Герой хозяйственный, пытается из всего извлечь выгоду, добрый, смирный, покладистый, ловкий с начальством, умеренный во всем.
  7. Дарья Мелехова – жена Петра. Она высокая, тонкая, в лице особенно выделяются тонкие подкрашенные брови. Героиня не отличается верностью, изменяет при любом удобном случае, при этом ленива, цинична, легкомысленна, развязна, но жизнелюбива, никогда не унывает.
  8. Дуняшка Мелехова – сестра главного героя. Она — любимица отца, похожа на него, как и Григорий. Героиня работящая, практичная, сообразительная, способная к сильной любви.
  9. Михаил Кошевой – возлюбленный и муж Дуняшки, друг детства главного героя. Это коренастый, плотный человек, у него темные глаза и золотистые волосы, чуб спускается на лоб. Герой упорный, трудолюбивый, он большевик от начала до конца, что разводит его с Григорием.

Основные проблемы

Проблематика «Тихого Дона» разнообразна.

  • Один из главных вопросов – выбор человека, проблема поиска правды. Она предстает здесь в широком смысле как выбор стороны в кровавой гражданской войне. Главный герой не может его сделать, потому что в убийстве своего же народа, в крови и несправедливости с любой стороны, крайне мало положительных моментов. Но жизнь заставляет выбирать, даже когда этого очень не хочется. В узком смысле проблема выбора встает перед Григорием в любви, он не может выбрать одну женщину: страсть к Аксинье не отпускает, но и Наталья вызывает теплые чувства.
  • Проблема гражданской войны, революции, да и войны в целом решается с пацифисткой точки зрения. Писатель рисует военные панорамы не как картины мужества и бравурной храбрости, для него это трагедия. Безусловно, автор поддерживает сторону большевиков, однако он не изображает их однобоко-положительно, оба противоборствующих лагеря неоднозначны, нельзя считать кого-либо абсолютно правым.
  • Проблема кризиса нравственных ценностей раскрывается автором с традиционной, но не устаревшей и спустя почти столетия стороны: он осуждает войну, убийства, распутство и измены, подлость и трусость, провозглашая вечные нравственные ориентиры: семью, Родину, любовь и правду.
  • Проблема отцов и детей встает перед нами в семье Мелеховых. Пантелей Прокофьевич – отец авторитарный, он — настоящий глава семьи, все решения принимает он, а ему никто не может возражать, даже взрослые сыновья. Но постепенно герой теряет свою власть, в этом есть символическое значение, так как все происходит во время гражданской войны: революционные события изменили и традиционные семьи.

Когда высказаны тезисы, раскрывающие ваше понимание темы сочинения, пора браться за доказательства своего мнения. Четкие аргументы, направленные на подкрепление тезиса, следует взять из художественных произведений, мемуаров, публицистики или нехудожественной литературы в жанре нонфикшн.

Классика, изученная на уроках литературы, поможет найти верные аргументы к вашим тезисам.

К чему можно обратиться в направлении «Забвению не подлежит»?

Содержание:

  • 1 Н.С. Лесков, «Левша»
  • 2 И.С. Тургенев, «Отцы и дети»
  • 3 А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»
  • 4 М.Ю. Лермонтов, «Бородино»
  • 5 Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие»
  • 6 А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»
  • 7 Л.Н. Толстой, «Война и мир»
  • 8 М.А. Шолохов, «Тихий Дон»
  • 9 М.А. Шолохов, «Судьба человека»
  • 10 А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»
  • 11 А.Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»
  • 12 А.А. Ахматова, «Реквием»
  • 13 А.А. Блок, «Двенадцать»
  • 14 Д. Лондон, «Мартин Иден»
  • 15 Э. М. Ремарк, «На западном фронте без перемен»
  • 16 Э.М. Ремарк, «Возвращение»
  • 17 В. Гюго, «Собор Парижской богоматери»
  • 18 Ч. Диккенс, «Лавка древностей»

Н.С. Лесков, «Левша»

«Левша» Н.С. Лескова – произведение, показывающее степень развития государства, его культуру, которая ярко отражена в народе. В сказе Николая Семеновича повествуется о том, как главный герой, неотесанный русский мужик, подковал блоху. Это высокое мастерство тульского работяги Левши не было оценено должным образом в России, а остаться в Англии, куда его звали на весьма выгодных условиях, он не смог, потому что был ярким примером патриотизма. Не подлежит забвению то, что делается простым человеком для своей страны. Нельзя забывать о людях, создающих поистине великие творения. На Родине Левша не смог не только передать свои навыки последующим поколениям, но и был забыт недавними покровителями, которые так восхищались его талантами. Сказ призывает беречь и поддерживать человека, способного поднять на более высокий уровень культуру своей страны.

И.С. Тургенев, «Отцы и дети»

«Отцы и дети» И.С. Тургенева – роман, показывающий человека, который отвергает прошлое: традиции, общепризнанные принципы и мораль, сформировавшиеся еще задолго до его рождения. Базаров – нигилист, считающий, что построить новую жизнь можно только без оглядки на прошлое, он полагает, что всё старое, отжившее себя необходимо разрушить, забыть об истории, обо всем, что мешает созданию нового прекрасного мира. Но он не задумывается о том, что забвению не подлежат такие простые и в то же время великие чувства, как любовь, сострадание и верность. И сам попадает в ловушку собственных убеждений, когда влюбляется в женщину, чувства к которой переворачивают его мировоззрение с ног на голову. В чем ошибка главного героя? Есть вещи базисные, основа всего: невозможно жить в настоящем, не помня прошлого, стараясь искоренить из своего сознания многовековой опыт человеческой жизни и культурного наследия цивилизации.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина – повесть, в которой главной героиней является Маша Миронова, не растерявшая веры в человеколюбие, несмотря на жестокое убийство отца и матери. Преступником, который лишил девушку родителей, является Пугачев, учинивший крестьянскую войну в борьбе с правительством Екатерины Второй. Рассказ ведется от лица Петра Гринева, который оказывается между двух огней. Предводитель восстания требует, чтобы тот подчинился ему и вступил в ряды бунтовщиков, но Петр остается верен своей присяге, за что Пугачев дарует ему жизнь, помиловав и избавив от казни. Книга учит тому, что нельзя забывать о данном слове, о присяге, о верности своему Отечеству. Помнить нужно и о своей чести, недаром автор помещает к своему произведению эпиграф в виде народной пословицы: «Береги честь смолоду», которая отражает главную идею повести. Если бы Гринев позабыл о своем достоинстве, он лишился бы жизни. Если бы Маша поддалась на уговоры Швабрина, антипода Гринева, и пошла за него замуж, позабыв о своей любви к Петру и девичьей чести, то не смогла бы потом добиться помилования своего возлюбленного. В более широком масштабе это история о злодее, которого Пушкин рисует довольно-таки справедливым человеком, правда, запутавшимся и озлобленным, но способным организовать бунт, от которого никому не будет проку: нельзя забывать, что любое насилие приносит с собой только смерть и разрушения.

М.Ю. Лермонтов, «Бородино»

«Бородино» М.Ю. Лермонтова – стихотворение, начинающееся словами «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» В этом вопросе содержится явный подтекст: молодое поколение должно помнить, ради чего сражались и умирали бойцы, чем пришлось пожертвовать, отдав врагу-завоевателю столицу, чтобы в итоге спасти всю страну. Ветеран Отечественной войны 1812 года рассказывает своему племяннику о боевых схватках, которые привели к освобождению Родины от захватчика Наполеона. Он сетует на то, что нынешнее поколение не способно встать на защиту своего Отечества, поэтому они хотя бы не должны забывать, какими усилиями удалось сохранить мир на российской земле.

Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие»

«А зори здесь тихие» Бориса Васильева – еще один пример патриотической стойкости русского народа. Это произведение, которое не оставляет равнодушными уже не одно поколение читателей. В центре повести пятеро девушек, совершающих вылазку в лесную, болотистую местность вместе со своим бригадиром. Их цель – разведать, сколько фашистов подступает к ним и попытаться отрезать им путь к наступлению. Разве можно придать забвению подвиги людей, сражавшихся в великую Отечественную войну? История знает немало имен героев, пожертвовавших своими жизнями ради мирного неба над нашей головой. Особой трагичности сюжету придает то, что все девушки нашли смерть в этой страшной разведке, но смогли выполнить свой долг перед Отечеством. Забвению не подлежит их любовь к Родине и их путь, опасный и смертельный, который они проделали ради блага своей страны.

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»

«Гранатовый браслет» А.И. Куприна – история неразделенной любви между Желтковым и Верой Николаевной. Герой пишет женщине предсмертную записку, в которой просит ее послушать произведение Бетховена «Соната №2». Эта музыка настолько впечатляет героиню, что та снова обретает покой и гармонию. Это великая сила настоящего классического искусства, которое должно сохраняться и передаваться последующим поколениям. Истинные творения не подлежат забвению, они способны пробудить душу, заставить человека воскреснуть, по-новому посмотреть на мир, прочувствовать величие момента.

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

«Война и мир» Л.Н. Толстого – роман-эпопея, заслуживающий особого внимания. В нем отражены две войны с наполеоновскими войсками: война 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Толстой считал, что первая война была проиграна вследствие непонимания народом, за что они воюют. А вот в 1812 году, сражаясь за свободу своего Отечества (отсюда и название), люди действительно становились героями битвы. Хотя автор и не отрицает того, что на поле сражения всегда есть место не только мужеству и величию, но и всеобъемлющему страху, который поражает человека. Это и неудивительно: Лев Николаевич показывал войну без прикрас, такой, какая она и есть на самом деле. Люди не вправе забывать о том, каким лишениям, мучениям, жестокости были подвержены настоящие герои войны. Несмотря на это, они смогли поддерживать в себе волю оставаться людьми. Так в романе присутствуют неподдельные сцены доброты, когда русские сочувствуют французским солдатам, тоже не понимающим смысла войны, и делятся с ними провизией. Толстой обращает пристальное внимание именно на народ, который является главным участником сражений. Он показывает неправедность войны, неестественность, которая противоречит основным законам жизни на земле. По его мнению, это и привело Наполеона к поражению: он просто не мог одержать верх, действуя как захватчик против русского народа. И надо помнить о том, что война противоречит природе человека, хотя это страшное событие так и коренится в подсознании людей, а история не может научить человеколюбию и мирному сосуществованию всех на планете.

М.А. Шолохов, «Тихий Дон»

«Тихий Дон» М.А. Шолохова – роман, описывающий страшные события начала двадцатого века. Это Первая мировая война, революции 1917 года и Гражданская война в России. В центре романа – казаки, которые оказываются вынужденными отказаться от мирной жизни и вступить в борьбу. Если сражаться за Родину казачество в силах, то Гражданская война выбивает из колеи полностью, люди не понимают против кого им идти и что защищать. Война внутри страны, когда неясно, кто друг, а кто враг, когда все говорят на одном языке, но тем не менее это не означает, что перед тобой брат, — это действительно чудовищно. В такие обстоятельства попадает главный герой произведения Григорий Мелехов. В ходе ужасающих событий, происходящих вокруг, он теряет всё: свою семью и любимую, надежды на счастье и спокойную жизнь. Нельзя забывать о том, что война – это всегда бессмысленное, страшное, кровопролитное время. Из него нельзя выйти победителем, потому что потери всегда колоссальные, война несет разрушение на всех уровнях, и человек в таких обстоятельствах становится похожим на зверя, главная задача которого просто выжить.

М.А. Шолохов, «Судьба человека»

«Судьба человека» М.А. Шолохова – повесть о герое войны Андрее Соколове. Нельзя забывать о подвигах человека на войне, о подвигах всего народа, даровавшего нам мир и спокойствие. В произведении рассказывается о том, как человек возвращается с войны. Но ему уже некуда идти: дом, в котором некогда он жил счастливо со своей семьей, лежит под обломками разорвавшейся бомбы. И все, что у него осталось, — это его воспоминания. Он делится историями о том, как проходили бои, как он смог вернуться на родину из немецкого плена, проявив настойчивость и неподдельную отвагу. Такие люди достойны считаться героями, и их жизнь не подлежит забвению. Автор считает, что в судьбу подобных людей обязательно должно вторгнуться нечто хорошее, поэтому в жизни Соколова появляется мальчик-сирота, которому тоже нужны человеческое тепло и забота. Нам следует помнить о том, что война забирает у человека самое священное, что у него есть, — его семью. Страшно представить, сколько людей лишилось родных и близким в это тяжелое время. Но, когда в сердце остается добро и человеколюбие, герой сможет идти дальше и прожить достойную жизнь, помогая другим и согревая их своим теплом.

А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»

«Василий Тёркин» А.Т. Твардовского – поэма, главным героем которого является собирательный образ русского солдата. Это тёртый калач, настоящий патриот своей страны, сражающийся с фашизмом. Отличительной особенностью произведения стало то, что оно было написано простым языком, издано в формате маленькой книжечки, которую солдат мог всегда носить с собой. А главное – она была способна поддержать боевой дух людей, потому что не описывала кровопролитные сражения, а была ориентирована на отдых солдат, их полевую жизнь, на те маленькие радости, которыми можно было воодушевляться в непростое военное время. Забвению не подлежит подвиг участников Великой Отечественной войны, их способность жертвовать своими жизнями не ради наград и медалей, а для восстановления мира на родной земле.

А.Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»

«Я убит подо Ржевом…» А.Т. Твардовского – сильное стихотворение автора, посвященное кровопролитному сражению подо Ржевом, в котором погибло более миллиона человек. Лейтмотивом звучит мотив памяти. Поэт наказывает помнить об этом сражении и о тех людях, что сложили головы в битве. До тех пор, пока люди будут хранить память об этих событиях, будет жить и солдат, который всеми своими силами честно приближал предстоящую победу. Стихи написаны от лица погибшего бойца, от которого ничего не осталось, нет даже могилы, где бы он нашел успокоение. И его больше нет, он не сможет узнать, чем закончилась битва и кто одержал верх, хотя свято верит в победу русского оружия. И нельзя забывать о том, какой ценой нашей Родине далась победа над фашизмом.

А.А. Ахматова, «Реквием»

«Реквием» А.А. Ахматовой – поэма, посвященная истории СССР конца 1930-х годов, времени, которое отличалось жестокостью со стороны власти. Политические преследования и огромное количество репрессированных оставили глубокий траур в сердцах женщин, которые лишились своих мужей, сыновей и братьев. Сама поэтесса потеряла мужа Николая Пунина и сына Льва Гумилева, а также провела 17 месяцев в тюрьмах Ленинграда. «Реквием» звучит как памятник репрессированным и тем женщинам, которые также являются жертвами этого времени. В поэме ярко звучит тема памяти: нельзя забывать людей, сгинувших в политической машине своей страны, и тех, кто стойко, но безнадежно ждал возвращения своих родных и близких.

А.А. Блок, «Двенадцать»

«Двенадцать» А.А. Блока – поэма, в которой отразились взгляды поэта на революцию в России. Он воспринимал ее как силу, способную сделать из России новую молодую страну, в которой будут царить добро и справедливость. Естественно, что не все видели в этом событии положительную историю: люди разделились на два лагеря, многие не знали, как относиться к бушующим в стране переменам. В любом случае происходящее пугало и завораживало. Сам автор свято верил в то, что революция привнесет положительные изменения в жизнь страны. А вот интеллигенции стихотворение не пришлось по вкусу, ведь представителей русской культуры, науки и искусства отодвигали на второй план простые рабочие, стремящиеся к власти. У Блока число двенадцать носило символический смысл: герои поэмы были словно апостолы Иисуса Христа, то есть проповедовали новую веру, новую жизнь. Для поэта революция была не разрушительной стихией, а преобразующей. Но следует помнить о том, каковы были последствия этого «мирового пожара», как устанавливалась власть, как погибали те, кто имел смелость сказать что-то против, как люди, не принимающие нового, просто исчезали и никто уже о них не вспоминал.

В качестве аргументов можно привести примеры и из зарубежной литературы.

Д. Лондон, «Мартин Иден»

«Мартин Иден» Джека Лондона – роман о потрясающей истории самообразования. Памятуя о прошлых трагических событиях в своей жизни, бывший моряк набирается смелости и силы воли, чтобы заняться саморазвитием. Мартин Иден полюбил богатую, образованную девушку по имени Руфь, и, чтобы добиться ее благосклонности, он начинает много читать, пробовать себя в деле писательства и работает над собой. В этом ему помогают собственные воспоминания о лишениях и тяготах, которые он испытывал, будучи моряком. Среди этих испытаний были бунты на корабле, остров прокажённых и несколько моментов, в которых парень чуть не утонул. Он не забывает о своем опыте, и это дает ему силы для достижения поставленных целей. Он не хотел возвращаться в прошлое, поэтому ему было необходимо самому позаботиться о своем будущем.

Э. М. Ремарк, «На западном фронте без перемен»

«На западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка – роман, показывающий «потерянное поколение», к которому принадлежат люди, оказавшиеся втянутыми в бессмысленную и страшную войну. Герой произведения Пауль идет сражаться добровольцем, но очень быстро понимает, что в войне нет никакой романтики, а только грязь, голод и холод. Ремарк в своих произведениях призывает помнить о том преступлении, которое совершается против народа, против всего человечества. Как и в других историях о войне, здесь нет правых и виноватых, здесь все несчастны: и немецкий солдат, и бойцы, сражающиеся по другую сторону фронта.

Э.М. Ремарк, «Возвращение»

«Возвращение» — еще один роман Ремарка, в котором звучит тема войны, а лейтмотивом проходит мотив памяти. Даже вернувшись домой, солдаты не могут найти себе места в мирной жизни. Они до конца своей жизни помнят кровопролитные бои, весь ужас военной жизни, о котором страшно подумать. Этот кошмар снится им по ночам, некоторые сходят с ума. Один из героев, увидев поле, засеянное маками, вообразил, что это кровавое месиво, и лишился рассудка. Не подлежит забвению страшное военное время, которое несет только потери и разрушение.

В. Гюго, «Собор Парижской богоматери»

«Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго – роман о том, как важно хранить культурное наследие и не забывать о памятниках архитектуры. Некогда Собор Парижской Богоматери был обречен стать заброшенным строением, похожим на руины. Но французский писатель привлек внимание общественности к этому сооружению, написав свой уникальный роман. В центре повествования находятся горбун Квазимодо и цыганка Эсмеральда. Но героем романа является и сам храм, автор уделяет много внимания его описанию: истории, богатому убранству, удивительной архитектуре. Гюго подчеркивал значимость Собора для города, и теперь он по сей день радует глаз посетителей своей красотой и величественностью.

Ч. Диккенс, «Лавка древностей»

«Лавка древностей» Чарльза Диккенса – классика английской литературы. В центре сюжета девочка Нелли и ее дедушка, которые были вынуждены покинуть свой дом, потому что лишились всех денег. Но Нелли никогда не забывала о самом важном: о любви, милосердии и доброте. На пути их странствий встречались разные люди: и те, кто хотел помочь, и те, кто желал нажиться на слабости путников. Но неизменным оставалось сердце маленькой девочки, мягкое, но в то же время очень сильное. Она смогла отогреть души многих людей, что встречались на ее пути. И нельзя забывать о качествах, которые должны составлять принципы человеческого бытия. В конце романа девочка умирает, но навсегда остается в сердцах тех, кто по-настоящему смог оценить эту великую душу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Аргументы из манги для итогового сочинения
  • Аргументы из маленького принца для итогового сочинения
  • Аргументы из литературы для сочинения огэ
  • Аргументы из евгения онегина для итогового сочинения
  • Аргументы из грозы островского для итогового сочинения