Оно достигается благодаря необычной архитектуре и асимметричному фасаду, создающую ощущение лёгкости и возвышения при взгляде на величественное здание.
Местоположение и общее описание
Храм Покрова на Нерли находится на берегу одноимённой реки в полутора километрах от городка Боголюбово. Ближайший крупный населённый пункт — административный центр Владимирской области, до которого ехать около 10 км. Место, где расположена церковь, входит в состав охраняемой природной территории и считается историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Он занесён в список всемирного наследия Юнеско вместе с другими Белокаменными памятниками Владимира и Суздаля того же класса.
Само строение представляет собой христианский храм крестово-купольного типа. Оно стало знаменитым благодаря множеству архитектурных и исторических особенностей, позволяющих по праву считать его одним из самых красивых памятников архитектуры того времени.
Глубокая связь с религией и русской историей также сделало церковь одним из мест паломничества — её ежегодно посещают более тысячи людей, желающих сблизиться с божественным и изучить культуру.
История создания
Храм был построен князем Андреем Юрьивечем Боголюбовским. Согласно летописи 1701 года, его возведение завершилось в 1165 году.
Некоторые источники утверждают, что работа над церковью была закончена всего за одного лето, другие относят начало строительства к 1158.
Архитектурный памятник был возведён в честь победы в войне против Волжской Булгарии, а также был данью погибшему от ран после возвращения с поля боя сыну князя Изяславу.
Церковь на Нерли также стала первым на Руси религиозным сооружением, посвящённым празднику Покрова Богородицы. Считается, что сам Андрей ввёл его в середине XII века, поскольку этого торжества не было в первоначальных византийских традициях. По легенде, на это его вдохновило явление Богородицы молящимся во время осады Константинополя. Город окружили саранцы. Жителям не оставалось ничего, кроме как молить о спасении. Среди них был и князь Андрей.
По его рассказу, Божья Матерь молилась о спасении вместе с остальными людьми. Затем она подошла к престолу, сняла с головы покров и простелила его над молящимися — отсюда и пошло название. Князь считал, что благодаря божественному заступничеству города устоял, потому решил посвятить ему праздник.
События перед постройкой
Перед возведением храма князь Андрей приказал построить свою главную резиденцию рядом с рекой Нерли. Это произошло в 1158 году. Согласно легенде, правитель вёз икону Божьей Матери из Киева, но в середине дороги его лошадь неожиданно остановилось.
После этого перед князем возник образ Пресвятой Богородицы и указал ему на место, где нужно будет построить город. Он был настолько поражён видением, что немедленно приказал начать работы.
Вскоре после строительства резиденции началась постройка церкви. Её расположили рядом с местом впадения реки Нерли в Клязьму. Рядом с храмом располагался монастырь, а сам он стал важной точкой для двух крупных торговых путей, проходящих по воде. Здесь корабли разворачивались, чтобы дойти до княжеского города.
По задумке, церковь должна была стать предвратным монументом резиденции, центром её ансамбля.
Строительство церкви
Постройка храма стала непростой задачей. Низина, которую князь выбрал местом для строительства, затапливалась во время полноводья, потому нужно было обезопасить архитектурный памятник от воды. Для этого мастера возвели над фундаментом четырёхметровые каменные стены, а затем засыпали их землёй, образовав искусственный холм. Затем его обложили белыми плитами, а к набережной провели лестницу. На этот искусственном возвышении церковь стояла как на пьедестале, возвышаясь над окружающим миром. Интересно, что до раскопок 1957 года возвышенности считали природными.
Согласно некоторым источникам, белый камень для строительства чудного сооружения князь привёз из завоёванного Булгарского царства. Но исторические документы и факты опровергают эту идею, оставляя её частью красивых легенд. Светлый известняк добывали где-то в окрестностях Москвы, после чего перевозили по воде и суши. Мастеров, если верить «Истории Российской» В. Татищева, князю Андрею позаимствовал его друг Фридрих I Барбаросса.
По имеющейся информации, строительство началось с создания фундаментных рвов. Их засыпали булыжниками и обломками стройматериалов, после чего заливали раствором. Затем строили стены и своды — сначала с козел, потом с подмостий и лесов. Для покрытия куполов использовали тонкие тёсанные доски (в некоторых источниках указан также свинец). Затем их заливали красной медью и покрывали позолотой.
Дальнейшая судьба
Письменных свидетельств о дальнейшей судьбе собора осталось мало. Известно, что в конце XVI века укрепления при нём входили в число патриарших домовых монастырей. Во второй половине XVII века церковь пережила короткий расцвет, но ближе к концу (в 1764 году) была упразднена. В 1877 её подвергли непрофессиональной реставрации, из-за чего бо́льшая часть элементов внутреннего убранства была утрачена.
В 1784 игумен монастыря, к которому был приставлен храм, хотел разобрать её из-за низкой прибыльности. По его словам, стройматериалы должны были пойти на строительство колокольни, но из-за недостатка средств работы никогда не были начаты. О судьбе архитектурного памятника в XVII веке практически ничего не известно.
В середине и конце XIX века он подвергался археологическим раскопкам и исследованиям.
Положение храма сейчас
В 1992 году собор был внесён в список всемирного наследия Юнеско. Он входит в состав архитектурно-ландшафтного заказника под названием «Боголюбовский луг», основанного 2 ноября 2011 года согласно указу губернатора Владимирской области.
Совладельцы храма — русское православное духовенство и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Он считается частью Богородице-Рождественского мужского монастыря Владимирской митрополии.
Церковь до сих пор действует. По двунадесятым праздникам, включая Рождество и Крещение, в ней проводятся службы. В остальные дни любой желающий может зайти храм, поставить свечу, произнести молитвы или просто осмотреть внутреннее убранство.
Архитектура строения
Многие историки и исследователи считают Церковь Покрова самым красивым из русских храмов. Он отличается необычайно гармоничными пропорциями, изяществом элементов и некоторой аскетичностью, не допускающей помпезных и вызывающих украшений. Эти характеристики создают иллюзию лёгкости, воздушности постройки — храм словно устремляется к небу, возвышаясь над окружающим пейзажем.
Кратко об архитектурных особенностях Храма Покрова на Нерли:
- Средняя апсида и окно на ней слегка приподняты по сравнению с боковыми. Это создаёт иллюзию возвышенности и зрительно увеличивает высоту храма.
- Фасад декорирован аркатурой, а входы представляют собой перспективные порталы-арки, украшенные резьбой. Стены также украшены пилястрами и полуколоннами, которые соответствуют внутреннему убранству по расположению. Их суммарная толщина в 1,5 раз больше стандартной стены, что делает конструктивный рисунок собора очень ярко выраженным.
- Северные и южные стены храма асимметричны, а прясла очень узки. Но благодаря строению апсид и особенностям архитектурной композиции строение выглядит гармонично и уравновешенно при взгляде с любого угла.
- Стены здания строго вертикальные и прямые, но благодаря асимметричным пропорциям они кажутся наклонёнными внутрь, что усиливает иллюзию большой высоты сооружения. Изнутри это эффект поддерживается сужением столпов в верхней части.
- Основа здания представляет собой почти квадратный четверик. Он отличается небольшими размерами — всего 10 на 10 м без учёта апсид и пространства под куполом. Маленькое пространство внутри в сочетании с другими архитектурными элементами усиливают «воздушность» строения.
- Глубина фундамента собора — 5,3 м, что практически равно его высоте. Здание стоит на искусственном холме. В древние времена при выходах реки из берегов до него приходилось добираться на лодке.
Задачей древних мастеров было создать не просто храм, а произведение искусства.
При взгляде на него у человека возникает чувство превосходства духовного над материальным, ощущение божественной силы и величия.
Такое настроение достигается за счёт чисто архитектурных решений, почти без художественных элементов. Общее впечатление о Храме Покрова на Нерли будет неполным без окружающего пейзажа, ведь план здания составлялся с тщательным учётом всех его деталей.
Несмотря на смещение русла рек, собор смотрится крайне гармонично, почти сливаясь с окружающей природой.
Декор и убранство
Среди декоративных элементов храма примечательна изысканная каменная резьба. Считается, что она повествует о библейском сюжете восхождения царя Давида-псалмопевца. Символика до конца не расшифрована. Предположительное значение элементов:
- фигура на троне символизирует самого царя Давида;
- окружающие его львы, орлы и фантастические звери — знаки власти и величия;
- строгие женские лица, окружающие композицию, символизируют Деву Марию или Софию (древний символ мудрости и самоотверженности).
Создание подобных каменных украшений — сложная и кропотливая работа. С учётом технологического прогресса того времени, на создание резьбы ушло бы 300 суток непрерывного труда от 10 человек.
Элементы оригинального внутреннего убранства церкви не сохранились: их последние остатки были уничтожены во время непрофессиональной реставрации 1877 года. Считается, что полы собора были выложены майоликовой керамикой, а стены украшены фресками и росписями с картинками из мифических сюжетов.
Картина С. В. Герасимова
Красоту Церкви Покрова на Нерли лучше всего передаёт одноимённая картина С. В. Герасимова. Автор был человеком с глубокой верой, приучался к духовности с раннего детства и умел находить прекрасное во всём. Потому именно в его творчестве лучше всего передан этот храм. В отличие от произведений других художников, Герасимов акцентирует внимание именно на белых стенах постройки, а не на окружающем пейзаже, что многое говорит о его отношении к собору. Художественные особенности его работы:
- Яркие, живые цвета. Зелёные растения, ярко-голубое с белыми облаками, золотой купол вызывают ощущение лёгкости и спокойствия.
- Церковь в центре композиции создаёт ощущение величественности. Она похожа на крепость, возвышающуюся над окружающим миром и охраняющую его покой. Это подчёркивает тему возвышения духовного над мирским.
- В картине показана чёткая граница между землёй и небом — земным и божественным. Согласно замыслу художника «Церкви покрова на Нерли», храм может связать их, служа своеобразным мостом.
- Золотой купол, ярко переливающийся на солнце, символизирует ценность собора. Он является не только важным религиозным сооружением, но единственным в своём роде важным архитектурным памятником, потому его надо беречь.
Автору настолько хорошо удалось описать храм в своей картине, что мало кто останется не проникнут его красотой и величием. Немалую роль в этом сыграл не только его талант и профессионализм, но и искренняя вера в православные ценности.
Сегодня Церковь Покрова на Нерли по праву считается одним из самых выдающихся памятников своей эпохи. В этом сыграло роль не только её значение для православной церкви, но и крайне удачные архитектурные решения, придавшие зданию неописуемую красоту.
Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли
Архитектурные особенности церкви Покрова на Нерли
Покровский храм располагается в необычном месте – низинка весной полностью затапливается талыми водами. Обычный ленточный фундамент заложен на глубину 1,6 м, на нём возведены стены ещё на 3,7 м, вокруг которых насыпан холм. Таким образом, основание церкви более чем на 5 м уходит под землю. Подобная технология применялась в старину для того, чтобы уберечь здание от затопления.
Периметр сооружения практически квадратный со стороной 10 м, подкупольный квадрат со стороной 3,2 м, храм одноглавый, купол увенчан крестом. Стены строго вертикальные, но создается впечатление, что они сужены кверху. Каждая из полукруглых апсид снабжена арочным порталом. Фасады храма украшают резные рельефы, в который центральной фигурой выступает царь Давид-псалмопевец в окружении львов и орлов. В оформлении наружных стен присутствуют женские маски. Внутренний интерьер аскетически прост. Не сохранились фрески на стенах, уничтоженные в конце XIX столетия во время очередных реставрационных работ.
Многие специалисты отмечают необыкновенную гармоничность и строгую пропорциональность строения, придающие храму удивительную стройность и воздушность.
Принадлежность храма Покрова на Нерли к типу четырех-столпных крестово-купольных одноглавых трех-апсидных храмов не исчерпывает всех его архитектурных особенностей. В самом деле, церквей, типологически близких к храму Покрова, много, но тем не менее он является единственным в своем роде.
Стройность и устремленность ввысь — черты, определяющие облик Покровского храма. Теперь уже сложно представить себе, как выглядел он в древности, будучи, согласно результатам раскопок 1950-х годов, окружен с трех сторон галереями (хотя и существуют приблизительные реконструкции).
Мастерство, с которым выполнен основной объем храма, его совершенные пропорции позволяют строить на сей счет самые захватывающие предположения. Однако это был совсем не тот храм, который мы знаем теперь, когда обнажилось его архитектурное ядро, исполненное сдержанного достоинства в каждой своей детали.
1 вариант сочинения (162 слова). По плану
План
1) История памятника.
2) Замысел художника.
3) Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, окружении.
4) Впечатление от памятника.
Церковь Покрова на Нерли была построена много столетий назад, в 1165 году, и названа в честь русской святой Покровы. По легенде, место для строительства церкви выбрал сам Андрей Боголюбский. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси.
Именно эту миниатюрную и изящную церковь, расположенную на берегу реки Нерль, и изобразил художник С.И. Герасимов. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Среди светло-зелёной травы ярко выделяется синяя река, которая отражает белокурые, пушисто-белоснежные облака. Они очаровывают своей формой и беспорядочностью. Пушистые и могучие деревья, которые стоят возле церкви, такие же высокие, как и она сама, и поэтому даже крест, венчающий главу купола, как бы растворяется в воздухе и тает где-то высоко в небе. Церковь стоит на берегу холма, который омывается водами реки Нерль. Этот собор отлично выделяется на картине, поскольку находится на центральном плане полотна и привлекает всё внимание на себя. Сам храм белокаменный, с изящными формами и фиолетовыми куполами, но здесь они золотые, потому что отражают яркие лучи солнца.
Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.
4
(162 слова)
2 вариант сочинения (203 слова)
Церковь Покрова на Нерли построена по велению князя Андрея Боголюбского в 1165 году около села Боголюбова и является одним из памятников древнерусского зодчества. Храм посвящен памяти погибшего сына и Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держит в руках покров, защитив город от врагов.
Церковь изобразил на своей картине «Храм Покрова на Нерли» Сергей Баулин. Используя сочетающуюся, спокойную палитру цветов, художник великолепно передал атмосферу сумерек. Одноглавая, трехкаскадная церковь из белого камня выглядит особенно изящно, благодаря искусству автора картины. Памятник культуры не сильно выделяется, но вызывает благоговение.
Церковь построена в три яруса. Прорисованы каждые детали, с первого взгляда можно подумать, что это фото. Перед церковью изображен берег и сама река Нерль. В ней видно даже отражение облаков. На заднем фоне видны макушки деревьев и начинающийся закат. Все представляется как тихое и спокойное место, где можно уединиться и почувствовать себя умиротворенно.
Церковь и сама картина мне очень понравились. Картина покорила меня оттенками и палитрой цветов, я даже поставила этот фрагмент себе на обои в телефоне. А церковь восхитила меня своей изящностью и темным куполом, хоть и говорят, что на картине все приукрашивают. Хотелось бы прогуляться там перед рассветом или закатом. Думаю, в это время там особенная атмосфера.
5
(203 слова)
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
tesstran877
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Биология4 минуты назад
Как вы относитесь к казуару?
-
Русский язык19 минут назад
Дайте толкование прошу на каждое фразеологизм?
-
Химия20 минут назад
В 5,3г карбоната натрия содержится……моль атомов кислорода
-
Алгебра29 минут назад
10. Бизнесмен купил однокомнатную квартиру, пол офис, но бывшие хозяева не поддерживали поралок, поэтому полы в квартире прил План квартиры: 4.COM 6,20 м бола 2,10 м 5.20 м кухня * І 2.40 В таблице при Вид покрытия Кафель для Пола Линолеум покрытия пола. Количест Цена(1) 1 м IM 1500 2,00 м Первоначально бизнесмен запланировал покрыть полы линолеумом, затем решил покрыть кафель Укажите сколько было сэкономлено дейст A) 18688 тг B) 19022 тг C) 18868 тг 1900 D) 18808 TF E) 19008 TT
-
Русский язык29 минут назад
Спиши текст Вставь пропущенные буквы Выпиши числительные количественные и порядковые
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Церковь Покрова на Нерли — это выдающийся памятник русской архитектуры, расположенный вблизи поселка Боголюбово во Владимирской области. Храм Покрова на Нерли является ярчайшим образцом зодчества, который воплотил в себе ярчайшие отличительные черты стилистики архитектуры владимиро — суздальской школы.
Эта небольшая по размеру церковь построена в 1165 году по заказу князя Андрея Боголюбского. Во времена правления князя был построен Успенский собор, Золотые ворота, ансамбль Боголюбского замка и самое совершенное из всех сооружений — церковь Покрова на Нерли.
История постройки.
Церковь была построена в память о погибшем княжеском сыне Изяславе. Однако исследования наших дней доказывают, что возведение церкви было осуществлено в 1158 году — то есть храм был построен на целых 7 лет ранее даты, принятой считать традиционной.
Освящение храма было произведено в честь праздника Покрова Богородицы, и церковь была посвящена именно пресвятой Богородицы.
В образе этой постройки зодчие воплотили идею красоты и совершенства родной земли, гордости за свою родину. Чем ближе подходишь к ней, тем более четко и явственно видны ее спокойные, уравновешенные формы.
Для постройки сооружения использовался белый камень, привезенный из Поволжья, где на тот момент существовало Булгарское царство. Но современные научные изыскания показывают, что эта легенда не имеет под собой исторически подтвержденных фактов.
Особенности архитектуры.
Выбранное для постройки будущей церкви Покрова было расположено в низине, на просторном заливном лугу. Поэтому был насыпан холм высотой 3 метра, который занимал площадь размером 23 сотки. На этом рукотворном холме, кроме самого храма располагались и все остальные постройки.
Сначала возвели искусственную возвышенность, которую облицевали белым камнем. Фундамент был построен в характерной для древнерусских храмов манере. Он был ленточным, сделанным из необработанного природного камня — дикаря, соединенного между собой известковым раствором.
Глубина фундамента составляет около полутора метров, и его продолжает основание стен высотой 3 метра 70 см. Стены были укреплены вязким грунтом рукотворного холма и таким образом фундамент уходил в глубину более чем на 5 метров.
От первоначальной постройки церкви сохранились только его основные размеры. Экстерьер храма крестово — купольного типа, и отличается простотой форм, сдержанностью и изысканностью четких линий. У Покровской церкви всего одна глава, а весь периметр постройки украшен аркатурно — колончатыми поясами и порталами.
Стены постройки возведены строго вертикально, но архитекторами были найдены оптимальные пропорциональные соотношения, благодаря которым они имеют вид наклоненных внутрь. Этот фактор создает визуальное ощущение значительной высоты постройки.
Церковь с трех сторон имеет входы, которые украшены роскошными резными порталами. Фасады украшены скульптурами — нежными девичьими головками, которые символизируют весну и пробуждение природы. Церковь Покрова окружает невысокая галерея.
В оформлении интерьера столбы сделаны немного сужающимися в верхней части, что тоже помогает визуально увеличить высоту потолков в помещении церкви. В декоре стен Покровской церкви щедро используются резные рельефные изображения.
Центр композиции занимает фигура царя Давида, который восседает на троне. Среди других рельефных фигур можно заметить львов, птиц и женских лиц. Однако первоначальные внутренние росписи были уничтожены во время реставрационных работ в конце XIX века ( 1877 год).
Церковь Покрова на Нерли по праву считают одним из самых совершенных образцов древнерусской архитектуры. На сегодняшний день Покровская церковь находится под охраной государства и располагается на территории природного заповедника.
Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны — величественная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства.
Для православных людей церковь Покрова — это настоящая святыня. Можно представить, с каким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.
Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.
Сергей Алексеевич Баулин (1904—1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.
Вариант 2
Две картины — картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое.
В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.
В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков.и
Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы. Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета. С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга. Как зрителю мне интереснее видеть одновременно две картины, посвященные одной теме. Это дает возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья авторская позиция мне ближе. В данном случае мне ближе картина С. А. Баулина
Белоснежной свечечкой устремлён ввысь, в поднебесье, старинный храм Покрова на берегу Нерли неподалёку Боголюбова Владимирской области.
Шедевр древнерусского зодчества заслуженно включён в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объекта под наименованием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Свыше восьми столетий влечёт паломников со всего света стройный силуэт храма, словно парус, парящий над заливными лугами летом и пушистыми сугробами зимой. Не одна поэтическая строчка возвеличила удивительное белокаменное чудо, по праву называющееся красивейшим православным храмом России.
Церковь часто сравнивают с лебедем, ныряющим в воды сразу двух рек – Клязьмы и Нерли, ведь стоит он у самого берега в месте их слияния и в половодье оказывается на крошечном островковом холме, окружённый со всех сторон обводнёнными старицами.
Коротко об истории церкви Покрова на Нерли
О точной дате возведения храма нет единой версии. Большинство историков соглашаются с гипотезой об окончании строительства церкви в 1165 году, однако некоторые утверждают, что в летописях встречаются упоминания о храме примерно с 1158 года. Инициатива создания церкви принадлежит князю Андрею Боголюбскому якобы в память о скончавшемся от ран сыне Изяславе. Существует и легенда о том, что княжич и похоронен в холме рядом с церковью или под ней.
Обычно подобные религиозные здания строились в течение 4-5 лет, но многие документы упоминают, что церковь на Нерли сооружена за год, и это лишь один из удивительных фактов, связанных с храмом. Об именах архитекторов ничего неизвестно, где-то проскользнула в тех же летописях фраза о том, что князь приглашал немецких мастеров, хотя во внешнем облике церкви Покрова на Нерли прослеживается и стиль грузинских храмов.
Белый камень для строительства, согласно легендам, вывозился из покорённого князем Андреем Боголюбским Булгарского царства. Учёные опровергают этот факт, утверждая, что булгарский камень сероватого оттенка.
В конце XVIII столетия церковь едва не уничтожили: из-за малой доходности её решили разобрать и строительный материал использовать для возведения колокольни в Боголюбском монастыре. К счастью, не хватило финансовых средств на проведение этих работ.
Сегодня церковь на Нерли в составе историко-ландшафтного комплекса находится в ведении одновременно Владимиро-Суздальского музея-заповедника и православной церкви. В ней проводятся богослужения и осуществляются экскурсии для туристов.
Архитектурные особенности церкви Покрова на Нерли
Покровский храм располагается в необычном месте – низинка весной полностью затапливается талыми водами. Обычный ленточный фундамент заложен на глубину 1,6 м, на нём возведены стены ещё на 3,7 м, вокруг которых насыпан холм. Таким образом, основание церкви более чем на 5 м уходит под землю. Подобная технология применялась в старину для того, чтобы уберечь здание от затопления.
Периметр сооружения практически квадратный со стороной 10 м, подкупольный квадрат со стороной 3,2 м, храм одноглавый, купол увенчан крестом. Стены строго вертикальные, но создается впечатление, что они сужены кверху. Каждая из полукруглых апсид снабжена арочным порталом. Фасады храма украшают резные рельефы, в который центральной фигурой выступает царь Давид-псалмопевец в окружении львов и орлов. В оформлении наружных стен присутствуют женские маски. Внутренний интерьер аскетически прост. Не сохранились фрески на стенах, уничтоженные в конце XIX столетия во время очередных реставрационных работ.
Многие специалисты отмечают необыкновенную гармоничность и строгую пропорциональность строения, придающие храму удивительную стройность и воздушность.
Достопримечательности вблизи церкви Покрова на Нерли
Отправляясь в Боголюбово, невозможно ограничиться осмотром только храма Покрова на Нерли. В городке немало объектов, достойных вниманию приезжего туриста, начиная со здания железнодорожной станции – старейшего деревянного сооружения с печным отоплением. Рядом с ним – инновационный проект – пешеходный мост через пути, облегчающий путешественникам следование к церкви на Нерли. К галерее из тонированного стекла ведут пологие ступеньки, со стороны станции и луга пристроены шахты лифтов для поднятия паломников с ограниченными физическими возможностями.
Боголюбовский луг, по которому дорожка ведёт к церкви Покрова на Нерли, также местная достопримечательность – историко-ландшафтный комплекс, подлежащий охране.
Но самым выдающимся местом Боголюбова, безусловно, остаётся Свято-Боголюбский женский монастырь, основанный на месте дворца князя Андрея Боголюбского, зверски убитого боярами в собственном доме. Монастырский комплекс включает здания Рождественского и Боголюбского соборов, Благовещенской церкви, Надвратной колокольни и остатков дворца князя Андрея. Внимание туристов привлекает также киворий – небольшая водосвятная часовенка, в которой находится ёмкость со святой водой. Легенда гласит, что именно на его месте князю Андрею явилась Богоматерь, указав место для постройки дворца, вокруг которого возник впоследствии посёлок Боголюбово.
Воду к киворию доставляют из родника, бьющего у южного склона монастырского холма. Над ним сооружена часовня «Живоносный источник», внутри которой обустроены две купели – для сестёр из монастыря и мирских посетителей.
Где остановиться
Церковь Покрова на Нерли посещают, остановившись в одной из гостиниц Владимира или Суздаля. В ближайшем городке Боголюбово располагается гостиничный комплекс «Мархал» со стоимостью за номер от 700 до 1600 рублей в сутки.
Как добраться до церкви Покрова на Нерли
Россия, Владимирская область, Суздальский район, пос. Боголюбово
Координаты (G): 56°11′46″ с. ш. 40°33′41″ в. д.
Паломнические центры Москвы и Санкт-Петербурга организовывают однодневные поездки в храм Покрова на Нерли стоимостью от 1300 рублей.
Желающие посетить церковь самостоятельно добираются до Боголюбова электричкой или автобусом. Владельцы собственного транспорта оставляют своё авто возле здания железнодорожной станции и полтора километра к храму преодолевают пешком по мощеной каменной плиткой пешеходной дорожке.
Из Москвы до Владимира проезд на автобусе обойдётся в 500 рублей. Далее до Боголюбова электричкой, стоимость билета 30 рублей. Примерно такие же финансовые расходы на путешествие поездом с пересадкой во Владимире на электричку.
Из Владимира до Боголюбского монастыря, от которого начинается пеший путь к церкви, курсируют рейсовые автобусы с периодичностью 10-20 минут.