Арктика рассказ для детей

Аннотация: непосредственно
образовательная деятельность проходит в виде
игрового путешествия. Презентация рассчитана на
комплекс НОД по темам: «Здравствуй, Арктика»,
«Что такое снег?», «Животные Арктики», «Птицы
Арктики», «Люди в Арктике». Использование в
качестве наглядного сопровождения презентации
усиливает познавательную активность детей,
позволяет педагогический процесс сделать более
экономичным. Демонстрацию презентации
сопровождает аудиозапись со звуками природы;
голосами животных и птиц, что создает атмосферу
пребывания детей в Арктике. За время НОД
происходит частая смена форм и видов
деятельности детей. Интеграция в
образовательных областях: художественное
творчество (аппликация; лепка); коммуникация.
Использованы здоровьесберегающие технологии
(физкультминутка; релаксация, дыхательная
гимнастика; гимнастика для глаз). НОД
соответствует подготовительному возрасту детей.

Программное содержание:

  • развивать познавательные способности детей
    дошкольного возраста через использование
    современных информационных технологий;
  • в игровой форме уточнить и расширить
    представления детей об Арктике, как об одном из
    материков земного шара; о жизни животных;
  • обогащать словарь детей;
  • совершенствовать навыки связной речи;
  • развивать интерес к
    экспериментально-исследовательской
    деятельности;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие,
    зрительную память.
  • активизировать внимание, логическое мышление,
    воображение;
  • воспитывать у детей доброе и деятельное
    отношение к охране природы;
  • способствовать развитию общей и мелкой
    моторики;
  • создавать условия для развития двигательных
    навыков.

Оборудование: ноутбук; проектор; экран
для проецирования; стереофонические колонки.

Демонстрационный материал: презентация
«Путешествие по Арктике»: слайды с анимацией и
содержат аудиозапись; глобус; карта России;
иллюстрации; макеты животных Арктики.

Раздаточный материал: карточки с
изображением снежинок; лист ватмана; восковые
мелки; пластилин; шишки; цветная, белая бумага;
ножницы; емкости для воды; краски.

Ход непосредственно
образовательной деятельности:

«Здравствуй, Арктика»

Слайд №2: Россия – самая большая по территории
страна. Ее территория простирается от севера до
юга. Посмотрите на карту, ребята.

Слайд №3: Сегодня мы совершим
путешествие на Северный полярный круг, и
побываем в Арктике.

Слайд №4: Мы с вами полетим на
самолете, занимайте, пожалуйста, свои места.

Подвижная игра «Мы – самолеты» (Приложение 1)

– Ребята, вот мы и прилетели! (дети садятся на
стульяковер).

Слайд №5: Арктика – это крайний север России,
край удивительной природы. Что же такое север? (Ответы
детей).
Север – это царство льдов и снегов.
Зима в Арктике суровая и снежная. Температура
зимой может достигать до минуса 50 градусов. Зимой
не увидишь солнца, и поэтому наступает полярная
ночь. Лето здесь короткое и холодное. Летом в
Арктике почва оттаивает всего на несколько
десятков сантиметров и покрывается цветущим
ковром.

Слайд №6: Кругом снег и ледники. Льдом
покрыта вся земля Арктики. По Северному
Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберг –
огромные глыбы льда.
Посмотрите внимательно на глобус, эта белая
шапка и есть Арктика (показывает детям на
глобусе).

Что это за звуки? (Ответы детей).
Правильно, так шумит пурга. Пурга сильнее метели.
Как пурга ведет себя? (Ответы детей.
Воспитатель помогает: летит, завывает, засыпает,
заносит, бушует. Воспитатель предлагает детям
изобразить пургу).

Слайд №7: Арктику называют «страной
большого медведя». Потому что над Арктикой сияет
созвездие «Большая Медведица». Созвездие – это
группа звезд. Созвездие «Большая Медведица»
состоит из 7 звезд. Присмотритесь, ребята,
внимательно. На что похожа эта группа звезд? (Ответы
детей).
Семь звёзд Большой Медведицы составляют
вместе фигуру, которая напоминает нам ковш с
ручкой.

Слайд №8: Так как Арктика находится на северном
полярном круге, то Арктику часто называют
«полярной землей». Весной в Арктике можно
увидеть полярные сияния.
А что ж это такое на севере сияние?

Когда оно сияет и крутится в узор,
И красотой своею притягивает взор.
То крутится в спирали, то тянется дугой,
И каждую минуту цвет разный и другой.
Сверкает и играет, цветами небосклон,
Хотя на темном фоне ведь полон ночи он.
Бывает лишь зимою, кода полярная ночь,
А день такой короткий, уходит быстро прочь. (Кирилл Кирпатовский)

Слайды №9, №10: Полярное сияние – это
свечение частиц воздуха. На планете «Солнце»
происходят различные вспышки, взрывы, из-за
которых появляются частицы солнечного ветра.
Каждая частица имеет свой цвет: зеленый, желтый и
т.д. Лучше его видно в полярную ночь.

Слайд №11: Скажите, северное сияние что
делает? (Ответы детей. Воспитатель помогает:
светится, сияет, переливается, блестит, сверкает).

Ребята, давайте зарисуем северное сияние (коллективное
рисование на половине бумаги ватмана).

«Что такое снег?»

Слайд №12: В Арктике все белым-бело.
Кругом лежит снег. Давайте посмотрим на него.
Слайд №13: Снег состоит из мелких кристаллов
льда, которые
называются снежинками. Вы знали, что в полном
ведерочке снега находится миллионы снежинок.
Плотно сцепляясь друг с другом они и образуют
снег, то что мы хорошо с вами видим. Снежинки
можно рассмотреть, когда выпадает снег, они
попадают к вам на варежки, пуховики. Но наш глаз
не может увидеть снежинку во всей ее красоте. Они
так малы, что для того, чтобы рассмотреть узор
каждого из них, требуется микроскоп. Через
специальное увеличивающее стекло, мы видим, что
каждая снежинка имеет свою неповторимую форму.

Под северным сиянием,
Блестит, переливается,
Алмазами и стразами,
Холодный, синий снег. (Автор неизвестен)

Но как образуются эти кристаллы? Снег
образуется, когда микроскопические капли воды в облаках
замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда
очень малы, невидимы даже для глаза. Когда
снежинка падает, то из-за температуры снежинка
увеличивается, прибавляя влагу. Чем ближе к
Земле, тем становится холоднее. И вода начинает
замораживаться и становится узорчатее.

Физкультминутка «Снежинки, узорчатые
льдинки»
(Приложение 1)

Существует такое многообразие снежинок, что
обычно считается, что не бывает двух одинаковых
снежинок. И вариантов форм так много, что, по
мнению ученых невозможно сосчитать. Давайте мы с
вами поиграем со снежинками и попробуем найти
все же каждой снежинке пару.

Развивающая игра «Найди пару» (Приложение 1) Теперь
давайте сами сделаем снежинки.

Аппликация «Снежное дерево» (Приложение 1)

Слайд № 14: Ребята, вы замечали, что когда очень
морозно, то снег под ногами хрустит. Как вы
думаете, почему снег издает такие звуки? (Ответы
детей
). При сдавливании снег издаёт звук,
напоминающий скрип (хруст). (Дети прослушивают
звук «хруст снега под ногами»)
Этот звук
возникает при ходьбе по снегу, надавливании на
свежий снег полозьями саней, лыжами, при лепке
снежков, и т.п. Считается, что это все из-за ломанья
кристалликов снега. Чем холоднее, тем крепче
снежинка, и тем больше звука от того, что она
ломается.
Предлагаю создать атмосферу Арктики своими
руками у нас здесь, в детском саду.

Опытно-экспериментальная деятельность
«Льдинки»
(Приложение 1)

«Обитатели Арктики» (желательно
разделить на 2 части)

Слайд №15: Неужели здесь совсем нет жизни,
только снег? (Ответы детей). Там, где всё
покрыто льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это
совсем не так. В Арктике живут самые разные
животные.

Слайд №16: Самый известный обитатель Арктики –
белый медведь. Это самый крупный хищник на Земле.
Длина его тела может достигать 3 м, а вес – около
600 кг и даже больше! Зимой медведь в снегу роет
берлогу и спит в ней самые холодные месяцы зимы.
Белый медведь питается рыбой, охотится на
тюленей, детёнышей моржей. Медведи — отличные
пловцы и нередко в поисках пищи глубоко ныряют в
воду. Они умеют задерживать дыхание в воде на
долгое время.
Давайте мы тоже с вами потренируемся и сделаем
дыхательное упражнение.

Дыхательная гимнастика (Приложение 1)

Слайд №17: В Арктике можно повстречать и
северного оленя. Ест не только траву и лишайники,
находит их под слоями снега благодаря развитому
нюху, так же питается мелкими грызунами и
птицами. Шерсть тёплая с густым подшёрстком
позволяет не замерзать в самые лютые морозы. У
северного оленя очень широкие копыта. Благодаря
им, он легко разрывает зимой снег и добирается до
растительности, прячущейся под снежной шубой.
Послушайте, какие звуки издает это животное. Что
нам напоминают эти звуки? (Ответы детей.
Воспитатель помогает: мычание коровы).

Слайд №18: Узнаете этого животного? Слышите, кто
это воет? Это волк. Волки живут стаями.
Послушайте, как рычит волк. По общему виду волк
напоминает крупную остроухую собаку. Ноги
высокие, сильные; лапы крупные; острые клыки,
благодаря им хищник захватывает добычу: тюленя
или морского котика. Так же волк обладает очень
хорошим зрением. Его острое зрение позволяет
видеть добычу издалека.
Чтобы наши глазки всегда тоже хорошо видели и не
уставали, давайте сделаем гимнастику.

Гимнастика для глаз (Приложение
1
)

Слайд №19: В Арктике живет дикая кошка – рысь.
Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что
позволяет рыси ходить по снегу, не проваливаясь.
На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы
обрубленный. В меню рыси входят грызуны, птицы, а
так же детеныши оленей. Послушайте рычание рыси.

Слайд №20: Здесь обитают и другие животные. К
примеру, песец. Это хищное животное похоже на
лисицу. В отличие от лисицы, тело у песца меньше,
уши закруглены. Питается грызунами. Песец
следует за белым медведем и доедает за ним.
Вслушайтесь в его голос.

Слайд №21: Соболь еще один житель Арктики.
Передвигается соболь прыжками. Питается мелкими
грызунами и так же растительностью. Голос соболя
похож на урчание кота. Послушаем.

Слайд №22: Куница – хищник небольшого размера.
Однако хищник обладает длинными когтями,
благодаря которым он ловит грызунов на суше и рыб
в воде. Слышите, это голос куницы.

Слайд №23: В Арктике встречается и горностай.
Зимой мех чисто белый, летом рыжий. Слышите, как
горностай зовет своих братьев. Ребята, вы
заметили, что мех многих животных Арктики белого
цвета? У каких животных мы это наблюдали? (дети
отвечают
). Верно, но почему многие животные
Арктики имеют белый окрас шерсти? (дети
отвечают. Воспитатели: легко охотится и
прятаться
).

Слайд №24: Мы говорили, что многие хищники
питаются грызунами. Леммингом питаются
практически все звери. Лемминг – это грызун,
обитающий глубоко в норах под снегом. Питаются
всевозможными растениями, мхом. Послушаем: какие
звуки издает лемминг.

Слайд №25: Обитают в Арктике и многочисленные
ластоногие — тюлени, морские котики, моржи,
морские коровы и слоны. Их называют ластоногими
потому, что их конечности похожи на ласты. Такая
форма плавников позволяет плавать в воде с
большой скоростью. Давайте познакомимся с ними.
Морская корова – одно из самых крупных животных
после медведя. К сожалению, сегодня этих животных
редко можно встретить, так как этот вид вымирает.
Люди охотились на них, и их осталось на земле
очень мало. Морские коровы питаются, как правило,
рыбой. Слышите рев морской коровы.

Слайд №26: Морские слоны – очень крупные
ластоногие. Своим названием хищники обязаны
хоботообразному носу у самцов. Это рев морского
слона.

Слайд №27: Морские котики живут большими
семьями. Это хищные животные, питаются рыбой.
Огромное значение для них имеет мех, который
позволяет им переносить холода. Вслушайтесь, так
морской котик зовет своего детеныша.

Слайд №28: В Арктике живут тюлени, в отличие от
морских котов, они не имеют шерстяного покрова.
Перемещаться в воде с огромной скоростью им
помогает вытянутая обтекаемая форма тела. Они
тоже кормятся рыбой, заплывая в ее поисках ко
льдам Северного Ледовитого океана. Вот и голос
тюленя, послушаем.

Слайд №29: Малышей тюленя называют бельчатами,
так как их мех белый, как снег.

Слайд №30: На ледниках может увидеть огромные по
численности стада моржей. Эти громадные,
неуклюжие на суше животные очень проворны и
быстры в воде. Врагом моржа является белый медведь. Однако моржи
очень сильны и обладают мощным оружием: бивнями,
которыми при опасностях они защищаются.
Послушаем рев моржа.
Моржи, тюлени, морские: котики, коровы, слоны –
все любят очень рыбу. Поэтому они живут на берегу
Северного Ледовитого океана. Когда они не
голодны, то отдыхают и нежатся под лучами такого
редкого солнца. Давайте и мы отдохнем под шум
прибоя.

Релаксация (сопровождается аудиозаписью
«шум океана»)
(Приложение
1
)

Слайд №31: В водах Северного
Ледовитого океана проживает самое большое
животное в мире. Это горбатый кит. Почему же он
горбатый, потому что, действительно, у него есть
горб: его плавник обладает такой формой. Длина
кита может достигать до 20 м., а вес до 40 т. Когда
кит голоден, то с раскрытой пастью заплывает в
стаю рыбы, заглатывая пищу вместе с водой. Затем
пасть закрывается: вода выходит через невидные
глазом специальные щели, а рыба остается. Киты
очень общительны, но услышать их разговор
невозможно без специального оборудования. Звуки,
издаваемые китами настолько тонкие, что
человеческое ухо не может их распознать. Мой друг
ученый специально прислал мне запись разговора
одного кита с другими китами. Послушаем.

«Птицы Арктики»

Слайд №33: Самыми многочисленными жителями
бескрайних просторов сурового Севера являются
птицы. Гнездятся они на неприступных отвесных
скалах.

Слайд №34: Розовая чайка– очень
общительная птица. Послушаем, как они
разговаривают между собой!

Слайд №35: Кайра—
чёрно-белая птица. Когда кайры садятся на воду, то
издают громкие крики. Послушаем их.

Слайд №36: В Арктике живет еще одна удивительная
птица: гага обыкновенная. Ее называют северной
уткой. Для неё не составляет труда нырять в
ледяную воду на глубину до 20 метров. При взлёте в
небо гаги обычно издают громкие, слышные на
большом расстоянии крики, похожие на гоготание.
Послушаем.

Слайд №37: В Арктике можно встретить и казарку.
Это птица относится к роду утиных. Внешним видом
напоминает мелкого гуся с толстой шеей и
коротким клювом. Окраска яркая и контрастная,
сочетает в себе рыжие, белые и чёрные тона. Голос
птицы очень звонкий. Прослушаем.
Ребята, как вы думайте, почему перья птицы, когда
они выходят из воды, не покрываются льдом. Почему
птицы выходят сухими из воды? (Ответы детей).

Опытно-экспериментальная деятельность
«Загадка перышка»
(Приложение
1
)

Слайд №38: Послушаем, кто это кричит? Это
поморник. У поморника короткий, но крупный клюв. На
кончике он слегка приплюснут. Верхняя часть
клюва похожа на крючок. Такая форма клюва
помогает поморнику ловить свою жертву, к примеру,
грызунов.

Слайд №39: Кулик – это небольшая птица с длинным
клювом, благодаря которому он с легкостью
находит и вытаскивает растения из расщелин скал.
Слышите негромкие крики кулика.

Слайд №40: Самой свирепой и крупной среди птиц
является полярная сова. Это
безжалостный хищник с жёлтыми глазами и белым
оперением. Она нападает и на птиц, и на грызунов.
Может полакомиться и детёнышем более крупного
зверя— к примеру, песца. Слышите, это она зовет
своих совят.

Пластинография «Полярные совы» (Приложение 1)

«Люди в Арктике»

Слайд №42: Но как мы узнали, что на нашей планете
есть такое место – Арктика, кто обитает в
Арктике? О природе Арктики, о жизни обитателей мы
узнаем благодаря путешественникам и ученым. Они
плавают на огромных суднах – ледоколах. Как вы
думаете, почему судно называют ледоколом (Ответы
детей.
Воспитатель помогает: вода в Северном
Ледовитом океане замерзает и покрывается льдом.
Поэтому судну приходится раскалывать лед, чтобы
проплыть).

Слайд №43: На островах и во льдах Северного
Ледовитого океана работают научные станции.
Ученые и путешественники живут в специальных
палатках. С собой они перевозят различные
приборы, благодаря которым измеряется
температура, а так же исследуются животные
Арктики.

Слайд №44: По суше передвигаться помогают
собаки. Это специальные породы собак – северные
лайки. У них густой мех, который защищает их от
холода.

Слайд №45: Ученые изучают повадки животных не
только на суше, но и под водой. Они ныряют с
специальными водонепроницаемыми фотоаппаратами
и видеокамерами в воду и снимают животных.

Слайд №46: Благодаря деятельности этих храбрых
и отважных людей, которые не боятся снимать
свирепых медведей и огромного горбатого кита, мы
с вами имеем эти замечательные фотография.

Слайд №47, №48: Однако не все люди добры к
животным. Есть и те, которые наносят непоправимый
вред. Люди загрязняют Арктику. Так моржи и тюлени
погибают от того, что проглатывают кульки. Киты
могут проглотить даже железные банки. Вредные
вещества, которые попадают в воду из-за
невнимательного к природе отношения человека,
отравляют среду обитания. Многие животные
заболевают.

Слайд №49: Охота и рыболовство привели к
исчезновению многих животных. Редкими стали
такие животные, как белый медведь, морж. Именно
поэтому они внесены в Красную книгу. Вспомним,
что это за книга? (Ответы детей. Воспитатель
помогает: в этой книге записаны те животные,
которых осталось очень мало на Земле, и даже те,
которых никогда теперь не встретить на нашей
планете, так как они вымерли).

Слайд №50: Люди задумались над своим поведением,
взяли под охрану редких животных, ограничили
рыбную ловлю, создали заповедники. В
заповедниках люди стали выращивать редкие виды
животных, тем самым увеличивая их количество.

Слайд №51: Добрые люди лечат животных и помогают
им окрепнуть, затем отпускают на волю.

Слайд №52: Арктика – это удивительное место, где
обитает множество животных и птиц. Мы – люди,
должны беречь природу и заботится о наших
братьях меньших.

Слайд №53: Ребята, наше путешествие подошло к
концу. Нам пора возвращаться домой.

Подвижная игра «На самолете летим домой»
(Приложение 1)

Вам понравилось наше путешествие? Расскажите
какая погода на Севере? (Ответы детей.
Воспитатель помогает: морозная, холодная,
студеная, вьюжная).

Что вы еще узнали об Арктике? Расскажите, кто там
обитает? Что вам больше запомнилось? А что вам
понравилось?

Примечание: для закрепления
полученных знаний по теме можно предложить детям
дидактическую игру «Удивительная Арктика». (Приложение 1)

Конспект НОД по окружающему миру

в старшей группе «Путешествие в Арктику»

Цель: Познакомить детей с Арктикой, с особенностями природных условий Арктики.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать детям представления об особенностях географического положения Арктики, животном мире этого материка
  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания
  • Активизировать словарный запас детей словами: айсберг, полярники, ледокол

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской   деятельности, умение делать выводы, сравнивать и логически мыслить
  • Систематизировать группы животных по общим признакам

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе России, интерес к исследовательской деятельности и стремлению изучать природу
  • Воспитывать ответственное и заботливое отношение к животным  
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, готовность придти на помощь
  • Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома «Животные Крайнего севера»
  • Чтение художественной литературы
  • Подвижные игры
  • Беседы: «Знакомство с жизнью народов Севера»,«Животные Крайнего Севера», «Арктика», «Растительный мир Арктики»,
  • Просмотр презентации «Царство холода и льда»
  • Работа с глобусом, картой России и мира

Материалы и оборудование:

  • Презентация к занятию «Путешествие в Арктику» 
  • Проектор, интерактивная доска
  • Глобус.
  • Карта мира, животные разных климатических зон.
     

Ход занятия

-Ребята, я  знаю, вы все любите путешествовать. Я предлагаю отправиться в путешествие на крайний север, в Арктику.
Только чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику.
 Посмотрите внимательно на глобус, эта белая шапка и есть Арктика (показ детям на глобусе) (слайд)
Сегодня мы познакомимся с самой суровой природной зоной – это зона арктических пустынь. Закройте глаза и представьте, вокруг нас льды и снега. Мы с вами в арктической пустыне, в царстве снега и льда. Она расположена на самом севере России.

Земля и поверхность океана здесь покрыта ледниками. Дуют северные холодные ветра. Ой, как здесь холодно. Летом здесь не больше 2-4 градусов тепла, а зимой мороз до -50°С, сильные ветра, туманы. Климат очень суровый.(слайд) 
-По Северно-Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберги – это огромные глыбы льда.(слайд)
-Зимой здесь совсем нет солнца. Снежные просторы освещаются только светом луны и звезд. А лето здесь очень короткое и холодное. 
-А какие явления природы можно наблюдать в Арктике.
 

-Отгадайте загадку:

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льётся свет.  (северное сияние)
Только на Севере и только зимой можно увидеть одно из самых красивых природных явлений – северное сияние. Его красоту невозможно передать словами! Это надо видеть. Небо вдруг озаряется и вспыхивает миллионами огней.  Лучше всего северное сияние видно в полярную ночь. Полярная ночь длиться до 6 месяцев.(слайд) 
Когда оно сияет и крутится в узор,
И красотой своею притягивает взор.
То крутится в спирали, то тянется дугой,
И каждую минуту цвет разный и другой.
Сверкает и играет, цветами небосклон,
Хотя на темном фоне ведь полон ночи он.
Бывает лишь зимою, кода полярная ночь,
А день такой короткий, уходит быстро прочь.
 
Скажите, северное сияние что делает? (Ответы детей. Воспитатель помогает: светится, сияет, переливается, блестит, сверкает).
-Ребята, давайте зарисуем северное сияние 
(коллективное рисование на половине бумаги ватмана).
-А как вы думаете откуда мы с вами знаем про жизнь на Арктике? О том, кто живет в Арктике, что там растет и какая там погода, мы узнаем благодаря путешественникам и ученым. На Северный полюс ученые плавают на ледоколах. (слайд).
-Как вы думаете, почему судно называют ледоколом?(Ответы детей. Воспитатель помогает: вода в Северном Ледовитом океане замерзает и покрывается льдом. Поэтому судну приходится раскалывать лед, чтобы проплыть).
-Это большие корабли, которые раскалывают лед, чтобы проплыть по океану.
 (слайд) 
-Ученые привозят с собой различные приборы, измеряют температуру и другие показатели, исследуют и фотографируют жизнь животных.
 
— Они одеты  одежду в какого цвета? Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
-Правильно, красный цвет хорошо виден на белом снегу. Если человек потеряется или потеряет дорогу к станции, то издалека его будет лучше видно. Товарищи смогут его найти.

Игра
Что понадобится в поход путешественникам.
(Картинка с предметами для похода в холодные и жаркие страны).
 Необходимые предметы обвести кружком.

— Для изучения погодных условий и наблюдения за животными созданы полярные научно-исследовательские станции. Это маленькие домики. Их легко разобрать и перевезти с помощью вертолёта в другое место
 (слайд). 
-Как вы думаете на чём можно добраться до полярных станций?
(ответы детей)
-Людей, которые там работают, называют полярниками.
— Полярники-метеорологи предупреждают, куда движется холодный воздух, наблюдают за движением льдов в океане, подсказывают капитанам самый безопасный путь. Полярники-биологи наблюдают за животным и растительным миром океана и островов.
 

-Ученые изучают повадки животных не только на суше, но и под водой. Они ныряют с специальными водонепроницаемыми фотоаппаратами и видеокамерами в воду и снимают животных.

-Благодаря деятельности этих храбрых и отважных людей, которые не боятся снимать свирепых медведей и огромного горбатого кита, мы с вами имеем эти замечательные фотография. 
Охота и рыболовство привели к исчезновению многих животных. Редкими стали такие животные, как белый медведь, морж. Именно поэтому они внесены в Красную книгу. Вспомним, что это за книга? (Ответы детей. Воспитатель помогает: в этой книге записаны те животные, которых осталось очень мало на Земле, и даже те, которых никогда теперь не встретить на нашей планете, так как они вымерли).

 
— А как вы думаете, полярники, какие люди?
(Ответы детей) (Смелые, выносливые, трудолюбивые, сильные, бесстрашные и т.д.)

— Да, всеми, этими качествами должен обладать полярник.

Физкультминутка «В экспедицию идем!»

Раз, два — в экспедицию идем, 

Три, четыре — и поем! 

Здесь всюду холод, лед и тень                 дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                           закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                           выпрямляются, поднимают       

Из льда здесь люди строят дом,                     соединяют руки над 

И океан покрыт весь льдом.                      разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.        ставят ладонь козырьком 

И птиц ты в небе не заметишь.                      делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,      подражают походке  

Хозяин ледяной пустыни.    


Кажется, что на Северном полюсе, где все покрыто льдом, никто не живет, но это не так. Животные Арктики отличаются крупными размерами. В арктической пустыне живут северные олени, белые медведи, а на скалистых берегах океана селятся морские птицы: гагарки, чайки, гаги, кайры, полярные совы и куропатки. В Северном Ледовитом океане водятся усатые киты, тюлени, моржи, нерпа, белуха.

— Ребята, как вы думаете, почему именно эти животные здесь обитают?(ответы детей)
— Все они приспособлены к холоду и защищены толстой шкурой и толстым слоем жира, питаются в основном рыбой, которой здесь предостаточно.
-А сейчас, ребята, отгадайте загадку:
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (белый медведь)

Один из самых известных обитателей Арктики – это белый медведь. (слайд)
Медведь больше всего любит есть рыбу, которую ловит сам. Он отлично плавает.


Он снег глубокий разгребает,
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный…
(Олень)
В Арктике можно повстречать и северного оленя. (слайд)
-Олень любит есть траву и лишайники, он находит их под слоями снега. У оленя очень широкие копыта, поэтому он легко может ходить по глубокому снегу.

Хвост поджав, во льдах ночует, 
Вынося мороз любой, 
И по северу кочует 
В теплой шубе голубой…Песец

На Северном полюсе живет песец. (слайд) Это хищное животное похоже на лисицу, но немного поменьше. Часто песец ходит за белым медведем и доедает остатки его пищи.

 В Арктике обитают тюлени, морские котики, моржи.(слайд). Их всех называют ластоногими, потому что их лапы похожи на ласты. Благодаря таким ластам они могут очень быстро плавать под водой. Все они очень любят есть рыбу, поэтому живут на берегу океана.

Итог занятия.
Сегодня мы с вами побывали в удивительном путешествии!  

Вам понравилось наше путешествие? Что вы, можете рассказать об Арктике? (ответы детей). 
Кого можно встретить из животных в Арктике?
(Ответы детей) Почему эти животные могут жить в Арктике? (ответы детей).
Предлагаю вам зарисовать свои впечатления о нашем путешествии.

Сенсорная коробка Северный полюс

Когда нам подарили набор «География» от фирмы «Умница», мы с дочкой принялись за изучение нашей Земли. Поначалу мы довольно увлеченно разглядывали географическую карту, перемещались по ней на своих книжках-кораблях, повторяя названия материков и океанов. Надо сказать, что занятия Таисии нравились, однако чем дальше мы продвигались, тем яснее мне становилось, что простое заучивание названий материков и фактов о них (пусть даже и в игровой форме) приведет нас не туда. Все-таки истинная задача географии – это формирование представления об окружающем мире, а не заучивание карты. И чтобы материки не оставались лишь загадочными пятнами с ничего не значащими названиями, нужно было что-то менять в наших играх.

Поэкспериментировав с занятиями, я пришла к тому, что самый интересный и полезный способ изучать наш мир – это устраивать мини-путешествия в разные его уголки. Поэтому сейчас мы изучаем географию так: отправляясь в путешествие в очередную точку земного шара, мы, прежде всего, находим его на карте и глобусе, а затем уже с головой погружаемся в атмосферу этого места. Играем в подвижные и ролевые игры на эту тему, рисуем, ставим опыты, отгадываем загадки, смотрим картинки и мультфильмы, которые помогают поближе познакомиться с изучаемой средой. По возможности я стараюсь сделать тематическую сенсорную коробку, чтобы можно было еще и прикоснуться к тому, о чем мы говорим.

Первое путешествие, о котором я решила рассказать в рамках новой рубрики «Занимательная география» – это путешествие на Северный полюс. Пожалуй, на данный момент, эта экспедиция была у нас самой эмоционально насыщенной. Мы целую неделю всей семьей играли в эскимосов, прыгали по льдинам, рисовали море с тюленями и моржами, смотрели на северное сияние (на youtube, разумеется :) ), сидя в темной комнате. Да и много чего еще интересного уместилось у нас в это тематическое занятие, растянувшееся на 2,5 недели, обо всем можно подробно почитать в этой статье.

Предложенные в статье игры хорошо подходят для детей от 3 до 7 лет – для младших и старших дошкольников. Не стоит стремиться проиграть все варианты игр за один раз, лучше растянуть их на протяжении 1-3 недель, при этом постоянно чередуя подвижные игры с теми, что требуют усидчивости.

Находим Арктику на карте

Прежде всего, нужно понять, куда мы направляемся. Поэтому мы достаем географическую карту и смотрим, где находится пункт назначения. Карту можно повесить на стену, чтобы она всегда была на виду. Но нам больше нравится расстилать карту на полу и перемещать по ней любимые игрушки на их книжках-кораблях.

Доезжая по карте до Северного полюса, мы попутно называем океаны, по которым проплываем и другие места, которые нам уже знакомы.

География для малышей

Замечательно будет, если вы найдете Арктику не только на карте, но и на глобусе. Я обнаружила, что уже после того, как дочь немного ориентировалась на карте, могла показать все материки, примерное расположение нашего города, она совершенно потерялась на глобусе, и отказывалась узнавать на нем, казалось бы, знакомые материки. Поэтому полезно параллельно с картой изучать еще и глобус, к тому же это будет формировать у ребенка представление о Земле, как о шаре.

Ищем Арктику на глобусе

Презентация на тему «Арктика» для детей

Для получения элементарных знаний об Арктике, пожалуй, лучше всего будет посмотреть с ребенком презентацию. В ней вкратце рассказываются самые интересные факты об Арктике: какая здесь природа, какие животные обитают, какие народы живут и как выглядят их дома, презентация даст первое представление о полярной ночи и северном сиянии. Нашу презентацию вы можете СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Презентация на тему Арктика скачать

А закрепить знания, полученные из презентации, вам поможет дидактическая игра с карточками, прочитать о ней подробнее и скачать материалы можно ниже.

Вдобавок к презентации можно посмотреть на youtube различные видео об Арктике. Так, например, Таисию очень впечатлило видео о северном сиянии. Мы, кажется, пересмотрели все возможные видео об этом удивительном явлении (при этом обязательно выключая свет, дабы создать условия полярной ночи :) ). Видео о полярном сиянии нужно посмотреть хотя бы потому, что фотографии не передадут полной картины.

Сенсорная коробка «Северный полюс»

Одно дело посмотреть картинки и послушать то, что вы рассказываете о Северном полюсе, и совсем другое – потрогать руками. Для этой цели как нельзя лучше подойдет сенсорная коробка, которая плюс ко всему предоставляет еще и огромный простор для сюжетно-ролевых игр.

Сенсорная коробка Северный полюс

Немного о том, из чего сделать сенсорную коробку. Со снегом в нашей Арктике я не стала слишком мудрить, и воспользовалась одним из самых простых вариантов – рисом. Сверху положила немного ватных шариков, получилось что-то вроде сугробов. Ледяными глыбами также могут стать кусочки сахара-рафинада.

Из чего еще можно сделать снег? Хорошо подойдут манка, крупная соль, вата, настоящий снег с улицы, покрошенный пенопласт и даже пена для бритья.

Чтобы сделать Северно-ледовитый океан, в воду я добавила немного синей гуаши и желатин, получилось такое голубое желе с рыбами. После застывания желе сверху на него можно положить ватные диски – это льдины. Конечно, для сохранности желе после игры такой океан необходимо убирать в холодильник, но в этом есть и большой плюс – вовремя игры океан всегда холодный, что полностью соответствует его северно-ледовитости :)

Океан в сенсорной коробке для малышей

Океан также можно сделать из гидрогеля или из обыкновенной воды. Но с водой вариант, пожалуй, самый неудобный, вода будет все время расплескиваться, увлажняя снег и все окружающее пространство.

Для создания атмосферы отлично подойдут различные тематические комплекты, вроде этого.

В наших играх белый медведь охотился за рыбой, нападал на тюленя, обустраивал себе берлогу,

Строим берлогу для медведя

приплывшие на ледоколе ученые-полярники пытались познакомиться с местными эскимосами и пофотографировать животных,

Игра Ученый-полярник на ледоколе

чукча катался на олене и пытался подружиться с эскимосами и т.д.

Подвижные игры

Подвижные игры, как полагается, самая интересная и любимая детьми часть  занятий. Если просмотры презентации, чтение книг про Арктику не чередовать с активными играми, то это станет просто скучно, и ни один ребенок не захочет этим заниматься. Варианты игр:

  • Прыгаем по льдинам. На полу раскладываем листы белой бумаги, прыгаем по ним, стараясь не наступить в холодный океан :)
  • Ездим на оленях. Один из участников становится оленем, а другой – чукчей. Запрягаем оленя, например, при помощи пояса, и ездим на нем по комнате. Аналогично можно сыграть в эскимоса, катающегося на собаках.
  • Игра «Полярная сова». Как известно, полярная сова – это быстрый и свирепый хищник. Один из игроков назначается совой, его задача бегать, размахивая крыльями, и ловить себе добычу. Остальные должны убежать или спрятаться от совы. По сути это обычные догонялки, так что можно играть даже вдвоем.
  • Игра «Ледышка». В эту игру лучше играть как минимум втроем. Один из игроков назначается Морозом, он догоняет, а остальные убегают. Если Мороз кого-то коснется, то тот замерзает и замирает. Однако остальные игроки, которых еще не заморозили, могут разморозить «ледышек», прикоснувшись к ним. Игра заканчивается тогда, когда Мороз заморозит всех игроков.
  • Упражнение «Тюлени». Ложимся на живот, руки вдоль туловища. Прогибаем спину назад, не отрывая ноги от пола. Повторяем несколько раз.
  • Игра «Эскимосы».  Детскую палатку превращаем в иглу (я просто накинула на палатку белую скатерть), сами надеваем шапки, а при желании можно и еще что-нибудь теплое, и обыгрываем жизнь эскимосов на Северном полюсе: как они охотятся, ловят рыбу, катаются на оленях, мерзнут и греются и т.п.

Играем в эскимосов

  • Пальчиковая гимнастика
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет? (попеременно хлопаем в ладоши и ударяем кулачками друг об друга)
Звери необычные, к холоду привычные. (обнимаем себя за плечи, показываем как мы замерзли)
Вот песец из норки смотрит, (делаем кольцо из большого и указательного пальца, смотрим в получившуюся «норку»)
Белый мишка важно ходит, («шагаем» указательным и средним пальчиками)
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан (ладони складываем «лодочкой», и «плывем» волнообразно вперед)
Гордый северный олень (руки скрещиваем над головой)
Грузы возит целый день. (одна рука «шагает» большим и указательным пальцами, другая лежит на ней, сжатая в кулак)

Опыты и другие игры на тему «Северный полюс»

  • Таяние снега

Опыт Таянье снега

Если вы занялись изучением Северного полюса в зимнее время, то обязательно во время прогулки захватите с собой немного снега с улицы. Дома положите снег в светлую или прозрачную посуду и понаблюдайте, во что превратится снег в тепле. Чтобы ускорить процесс, можно поставить посуду со снегом возле батареи. Когда снег окончательно растает, обратите внимание ребенка на то, что получившаяся вода очень грязная (мы еще для сравнения наливали в другую посуду чистую водопроводную воду), а это объясняет, почему нельзя есть снег!

Грязная вода после опыта

  • Замороженная земля

Во время нашего путешествия на Северный полюс я объясняла дочке, что из-за длинной и холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике почти ничего не растет. Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», мы проделывали такой опыт.

Заранее я подготовила 2 стаканчика с землей, один из них поставила в морозилку. После того как почва замерзла, вместе с Таисией мы попробовали проткнуть палочкой землю в стаканчиках, оказалось, что в замороженную землю воткнуть палку не получается. Затем мы стали наливать воду в стаканчики, и вновь замороженная земля оказалась неприступной – вода осталась на поверхности земли. Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.

Опыт Замороженная земля

  • Спасаем замерзших животных

Пусть эта игра не слишком отвечает требованиям реальности, но все же она довольно интересная. И так, легенда такова, что животные из Африки каким-то образом попали на Северный полюс, где и замерзли в одном из ледников. И нам нужно срочно их спасти, разморозить лед любым доступным нам способом (поливать теплой водой, посыпать солью), а затем обратно отправить животных в Африку. Об этой игре я уже писала ранее в статье про Новогодний адвент календарь.

Игры со льдом

  • Собираем пазл

Наш арктический пазл вы можете СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Пазл на тему Арктика

  • Дидактическая игра на тему «Арктика»

Эта дидактическая игра способствует закреплению знаний, полученных во время просмотра презентации. Для игры понадобятся карточки с животными и другими характерными явлениями Арктики (Наши карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ).

Сначала все карточки складываются в колоду картинками вниз. В процессе игры ведущий достает по одной карточке из колоды и показывает играющим. Задача игроков – назвать, что на ней изображено. Тот, кто первый угадывает, забирает карточку себе. Естественно, побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Дидактическая игра на тему Арктика

Загадки про Арктику для детей

В перерывах между играми можно разгадать несколько загадок про животных Арктики.

Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (белый медведь)

***

У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький … (тюлень)

***

Сильное животное, живет в холодном крае,
Огромными клыками сражается с врагами,
Мороза не боится, он гладок, толстокож,
На льдине обожает спать неуклюжий… (морж)
***
Что за хищник за такой,
С шерстью бело-голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны –
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (песец)

***

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (олень)

Поделки на тему «Арктика» для детей

Когда я готовила сенсорную коробку, то намеренно не стала «селить» в нее эскимосов, так как подумала, что дочке будет интересно самой сделать обитателей Крайнего Севера и их жилища. Поделки действительно получились довольно необычными.

Эскимос. Я подумала, что лепить эскимоса из пластилина с нуля – довольно трудоемкая задача для 3-летнего ребенка, поэтому своих эскимосов мы сделали, нарядив в пластилиновые одежды человечков из Лего Дупло. И шуба, и шапка – это раскатанные и растянутые пальцами пластилиновые прямоугольники, в которые мы обернули своих человечков. Слева на фото – эскимос, наряженный дочерью, справа – мой.

Поделка Эскимос

Иглу из бумажного стаканчика. Здесь нужно заранее проделать в бумажном стаканчике дверной проем и нарезать из ватных дисков небольшие «кирпичики». А уже потом вместе с ребенком обклеить стаканчик ватными «кирпичиками».

Поделка иглу из бумажного стаканчика

Иглу из рафинада. Об этом варианте постройки иглу я уже писала ранее в статье «Новогодний адвент календарь». Правда для малышей построить из рафинада иглу, сужающееся кверху, может оказаться нелегкой задачей, поэтому можно построить облегченную версию, как на фото.

Конечно, иглу из рафинада не такое долговечное как из стаканчика, но зато сладкое. :) Таисия, естественно, не удержалась от поедания сахара во время строительства :)

Поделка иглу из сахара-рафинада

Рисуем северное сияние. Мы рисовали северное сияние обычной гуашью. Думаю, отлично также будет смотреться, если рисовать акварельной водой или, например, мыльными пузырями. Сверху на рисунок можно приклеить блестки (глиттер).

Рисунок Северное сияние

Рисуем океан льдом. Когда встает вопрос, чем же нарисовать Северно-Ледовитый океан, рисование льдом напрашивается само собой. Ведь в этом случае можно будет еще и почувствовать леденящий холод :)

Воду для льда можно подкрасить гуашью или жидкой акварелью.

Рисование льдом

Вокруг океана в качестве снега можно приклеить вату, ватные диски или кусочки салфеток, а льдины сделать из фольги. Также можно приклеить заранее раскрашенных и вырезанных обитателей Арктики.

Поделка Северно-ледовитый океан

Ну и еще пара вариантов «арктических» поделок:

Белый медведь из ватных дисков и салфеток

Поделка Белый медведь

Морж из трех кругов. Кругами могут быть окрашенные бумажные тарелки.

Поделка Морж

Оригинально смотрятся и довольно просты в исполнении различные аппликации из ваты. Например, можно обклеить ватой изображения белого медведя или иглу (скачанные из интернета).

Если ребенок любит раскрашивать, то можно предложить ему раскраски с силуэтами арктических животных, их также легко скачать в интернете. Раскрашивать можно и пластилином, размазывая его по картинке.

Мультфильмы и книги-помощники

Ну и напоследок, хочется упомянуть несколько хороших книг и мультфильмов, которые помогут лучше вжиться в атмосферу Севера. Вот что читали мы:

  • Разворот из книги «Найди и покажи. Вокруг света» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Найди и покажи. Вокруг света

Кстати, эта книга поможет также в изучении Африки (здесь есть и пустыня, и джунгли). В ней довольно четко подмечены все основные характерные признаки той или иной местности.

  • Разворот про животных Арктики в «Атласе животных» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Атлас животных

  • Развороты про Аляску и про северное сияние в «Атласе приключений» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Атлас приключений

Что касается, художественной литературы на тему Севера, то для детей помладше можно посоветовать книгу «Как медвежонок солнце искал» (Ozon, Лабиринт, My-shop), для детей постарше – книгу Сакариаса Топелиуса «Сампо-Лопаренок» (Лабиринт, My-shop)

Как медвежонок солнце искал фото

Мультфильмы про Арктику: для малышей – «Умка», для детей чуть старше – «В Яранге горит огонь», «Сампо из Лапландии».

На этом у меня все, желаю вам интересных занятий!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Презентация на тему Арктика скачать


ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ АРКТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ | СКАЧАТЬ


Математическая игра с конструктором


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ


Настольная игра для малышей распечатать


НАСТОЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СВОИМИ РУКАМИ | РАСПЕЧАТАТЬ


КОНСПЕКТ

интегрированного занятия для старшей группы

тема:

Составила: воспитатель МКДОУ «Д/с №5 «Теремок»

Османова Зарема Абдулмажидовна

г.Кизилюрт

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

Тема: «Путешествие в Арктику»

Задачи.

Образовательные: систематизировать знания о жизни животных Арктики (внешний вид, повадки, питание, детёныши). Учить экспериментировать, делать выводы.

Развивающие: развивать речь, обогащать словарь. Развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук.

Воспитательные: вызвать эмоционально – положительное отношение к животным.

Материал и оборудование: глобус, покрывало, красные флажки на липучках, цветик – семицветик, слайды и буквы для выкладывания слова Арктика, прямоугольники из пенопласта, разрезанные на части (льдинки), ёмкости с водой, салфетки, детский крем, двухсторонняя цветная бумага, мультимедийная презентация «Животные Арктики».

Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы (В.Катаев «Цветик – семицветик», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», А.Рогожин «Северные мотивы»). Рассматривание фотографий и картинок с изображение природы севера. Заучивание стихотворений, составление рассказов о северных животных.

Ход занятия.

Воспитатель с детьми входят в зал под музыку, здороваются с гостями.

Воспитатель проводит разминку – приветствие.

Воспитатель.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, крепенький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Ребята, я знаю что вы любите путешествовать (да, любим). Хотите сейчас отправиться в странствие? (Да). А куда мы отправимся, вы узнаете выполнив задание: назвать изображение на экране, определить первый звук в этом слове и выбрать соответствующую букву и расположить её на мольберте. Затем, из выставленных букв мы составим слово, обозначающее место нашего путешествия.

Дети (по желанию) выполняют задание и вместе с воспитателем читают слово «Арктика».

Воспитатель: Мы отправимся в Артику. Узнать, где она находится, нам поможет предмет, который я спрятала.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где с вами мы живём.

А если в космос мы взлетим

То из окна ракеты

Увидим шар наш голубой – любимую планету.

(И.Петросян)

О чём говорится в стихотворении? (О планете Земля).

Как называется модель нашей планеты, уменьшенная в десятки миллионов раз? (Глобус).

Верно (снимает покрывало с глобуса). Кто из вас знает, где находится Арктика? (Предположения детей). Северный полюс и земли вокруг Северного ледовитого океана называются Арктикой. Давайте найдём на глобусе Арктику и обозначим её красным флажком. В каком городе мы живём? (В Кизилюрте). Найдём наш город на карте и тоже обозначим красным флажком. Вы видите, как далеко от нашего города находится Арктика. Как мы можем быстро туда попаст? (Предположения детей). Нам поможет цветик – семицветик. (Показывает его).

Дети образуют круг, закрывают глаза и хором произносят стихотворение:

Лети, лети лепесток

Через Запад на Восток,

Через Север, через Юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по — моему вели.

Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались в Арктике.

(Дети и воспитатель кружатся с закрытыми глазами. Звучит аудиозапись «Вьюга». В это время раскрывается занавес. На центральной стене изображён пейзаж Арктики.)

На крайнем Севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца – тьма,

И ярко светят звёзды.

Какая погода в Арктике? (Предположения детей).

Как называется удивительное небесное явление природы, которое можно увидеть в этих местах? (Северное сияние).

(На экране появляется видеоматериал «Северное сияние» и познавательный мультфильм «Как появляется северное сияние»).

Воспитатель. Арктика – царство снега и льда. Как здесь пустынно! А это кто?

(Появляется медвежонок Умка).

Воспитатель. Здравствуй, Умка.

Умка. Здравствуйте.

Воспитатель. Умка, почему ты такой грустный?

Умка. Я хотел построить из льдинок домик, а они рассыпались… (Показывает части прямоугольников).

Воспитатель. Ребята, что же делать? (Надо помочь Умке собрать льдинки).

(Дети строят домик Умке. Умка благодарит детей за помощь).

Воспитатель. Умка, а почему ты играешь один? Где твои друзья?

Умка. Я маленький и ни с кем ещё не успел подружиться.

Воспитатель. Ребята, давайте познакомим Умку с животными Арктики.

(Дети смотрят слайды «Животные Арктики»).

Воспитатель. Как ни сурова природа Арктики, здесь обитает много животных.

Слайд «Овцебык».

Воспитатель. Что это за зверь? (Овцебык). Правильно, кто может рассказать Умке про это животное?

Ребёнок. Овцебык – саамы мохнатый зверь на Земле. Шерсть у него, как у овцы, рога, как у быка, поэтому его так и назвали. Детёныша овцебыка называют телёнком. Мама кормит его своим молоком.

Воспитатель. Кто хочет дополнить рассказ?

Ребёнок.

К ветрам и холоду привык,

Заросший шерстью овцебык.

Он всё подряд жевать готов:

Мох, ягель, веточки кустов.

Красивый, скромный, добрый зверь.

Жаль, малочисленный теперь.

(Н.Радченко)

Воспитатель. Умка, ты запомнил, как называется это животное?

Умка. Да, запомнил. Это овцебык.

Слайд «Песец».

Воспитатель. Дети, скажите Умке, кто это? (Это песец).

Ребёнок.

Песец – полярная лисица.

Жить в Заполярье не боится.

Песцов от вечной мерзлоты

Спасают шубы и хвосты.

(О.Квитко)

Воспитатель. Песцы относятся к семейству псцовых. Песец тявкает и умеет рычать как собака. Детёныш песца называется щенок. Умка, познакомься ещё с одним животным Арктики.

Слайд «Северный олень».

Воспитатель. Как называется это жи­вотное? (Северный олень.) Кто хочет рас­сказать Умке про северного оленя?

Ребёнок (по желанию).

Белой тундрой целый день

Ходит северный олень,

Разгребает снег копытом,

Сладкий ягель ест досыта.

(И. Ковязин)

Воспитатель. Ребята, вы знаете, для че­го люди разводят северных оленей? Ребёнок (по желанию). Люди в тундре выжить не смогли бы Без оленей северных — карибу. На оленей в тундре вся надежда: Всё от них — и транспорт, и жильё, И еда, и обувь, и одежда. Без оленей в тундре не житьё. (Н. Радченко)

Воспитатель. Умка, дети знают игру-разминку, в которой говорится об олене. Хочешь с ними поиграть?

Умка. Хочу.

Проводится разминка (2 раза). Дети встают, образуют круг, выпол­няют движения по показу воспитателя.

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окно.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

  • Стук-стук! Дверь открой!

  • Там в лесу охотник злой!

  • Зайка, зайка, забегай,

  • Лапу мне скорей давай!

Воспитатель. Продолжим рассказывать Умке о животных Арктики.

Слайд «Морж».

Воспитатель. Как называется это жи­вотное? (Морж.) Правильно.

Ребёнок (по желанию). Я знаю стихо­творение о морже.

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

Воспитатель.

Правда, толстокожий морж

На слона чуть-чуть похож?

Бивни носит он, как слон,

Да и весит пару тонн.

Но живёт он в царстве льда,

Где холодная вода.

Закалённый, хладостойкий,

С толстой жировой прослойкой.

И питается не фруктами —

Рыбой и морепродуктами.

(Н. Радченко)

Ребята, как вы думаете, зачем моржам такие длинные и крепкие бивни?

Дети. С помощью бивней моржи взби­раются на льдины, защищаются от врагов и выкапывают из песка и ила моллюсков.

Воспитатель. Пора познакомиться с хо­зяином этих мест. Арктика — владения бе­лого полярного медведя.

Слайд «Белый медведь».

Умка. Ой, это же моя мама!

Воспитатель. Да, Умка, все белые мед­веди — твоя родня.

Умка. Мы, белые медведи, очень любим плавать и нырять.

Воспитатель. Хотите узнать, почему медведь даже в самый сильный мороз не покрывается льдом, когда вылезает из во­ды? (Да.) Давайте проведём опыт.

Дети подходят к столам, на которых расставлены тазы с водой, лежат дет­ский крем и салфетки.

Воспитатель. Опустите руку в воду и тут же выньте. Посмотрите на руку. Что вы видите?

Здесь и далее дети выполняют задание, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы.

Дети. Рука стала мокрой.

Воспитатель. Что произойдёт, если ударит сильный мороз?

Дети. Эта вода превратится в лёд.

Воспитатель. Правильно. Теперь вы­трите руку салфеткой и смажьте её жир­ным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?

Дети. Вода не покрывает руку, она со­бралась в капельки, которые скатываются с руки.

Воспитатель. Попробуйте встряхнуть руку. Что случилось с каплями воды?

Дети. Они слетели с руки.

Воспитатель. Значит, если в сильный мороз на руке воды не будет…

Дети… .нечему будет превращаться в лёд.

Воспитатель. Кто сделает вывод?

Ребёнок (по желанию). Когда белый медведь вылезает из воды, он встряхива­ется. Капли воды слетают с его шерсти по­тому, что мех медведя покрыт жиром.

Воспитатель. Умка, дети правы?

Умка. Да, всё правильно.

Воспитатель. Вытрите руки салфетка­ми. Умка, мы тебя познакомили только с некоторыми животными Арктики. Ты мо­жешь с ними подружиться. Ребята, давай­те сделаем подарки для Умки и его новых друзей. Умка, что ты любишь есть?

Умка. Я очень люблю рыбу.

Воспитатель. Давайте сделаем рыбок из бумаги. Перед работой надо разогреть пальцы.

Проводится пальчиковая гимнастика.

На Севере белый мишутка живёт, (Растирают предплечья и кисти рук.)

Но только, как бурый, он мёд не сосёт. (Наклоняются вправо-влево, покачивают указательными пальцами вправо-влево.)

Наш Умка пытается рыбку ловить,

(Складывают ладони вместе, выполня­ют ими движения вверх-вниз.)

Чтоб вкусно покушать и жить — не тужить.

(Поглаживают живот, хлопают в ла­доши.)

Дети садятся за столы и складывают рыбок из бумаги (оригами).

Воспитатель. Умка, вот сколько рыбок сделали дети. Ты можешь угостить рыбкой моржа, песца и белого медведя.

Умка. Спасибо, ребята, мне очень по­нравились рыбки. А я вас хочу угостить сладкими льдинками-сосульками.

Даёт детям леденцы на палочках. Де­ти благодарят Умку.

Воспитатель. Ребята, нам пора возвра­щаться в наш любимый Кизилюрт, в детский сад. До свидания, Умка.

Умка. До свидания, ребята. Спасибо вам за помощь.

Воспитатель. Дети, где наш цветик-се­мицветик?

Дети образуют круг, закрывают гла­за и хором произносят стихотворение. В это время помощник воспитателя уби­рает снежки, сугробы и медвежонка Умку.

Воспитатель. Вот мы и вернулись до­мой. Как здесь тепло! Дети, понравилось вам путешествие? Где мы были? Кого встретили в Арктике? С какими животны­ми познакомили Умку? Что нового вы уз­нали? С каким настроением вы вернулись в детский сад? (Ответы детей.)

Вы помогли Умке собрать льдинки, по­знакомили его с животными Арктики, рас­сказали стихи о животных, поиграли с Ум­кой. (Отмечает заслуги каждого ребён­ка.) По-моему, это было познавательное и увлекательное путешествие.

Использованная литература

Журнал «Ребёнок в детском саду» №7, 2015 год.

Журнал «Библиотека воспитателя»

Журнал «Страна чудес. Окружающий мир»

Е.В.Соловьёва «Дети планеты Земля»

  • Аркадий аверченко рассказы краткое содержание
  • Аркадий аверченко рассказы для детей
  • Аркадий аверченко рассказ специалист
  • Аркадий аверченко лучшие рассказы
  • Ария куклы олимпии из сказок гофмана