Арктур гончий пес изложение рассказ

Урок русского языка в 7 классе

Дата :

Уроки № 21-22

Тема: Контрольная работа №2.

РР Изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс»

Цели:

1. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности.

2. Орфографический и пунктуационный контроль изученного.

I вариант — в слабо подготовленном классе можно использовать текст упр. 437. В этом случае домашним заданием может стать задание по составлению словарного диктанта из словосочетаний этого текста.

II вариант — отрывок из рассказа Юрия Казакова «Арктур — гончий пес». Эго начало рассказа. Собака окажется гончей породы, с великолепно развитым обонянием и слухом (см. материал урока № 20). Арктур очень привязался к хозяину. Он платил ему за заботу и ласку необыкновенной преданностью и любовью, но был сдержан в проявлении чувств. Об этом рассказ.

Порядок работы:

1. Вступительная беседа. Информация о рассказе.

2. Первичное выразительное чтение. (В слабом классе возможна запись плана).

Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.

Дома он вымыл пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды. ел жадно, спеши ч и давился.

Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.

Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило все. В доме появился еще один обитатель, его назвали Арктуром.

Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.

У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, по чаще он был добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался, тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.

Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.

(По Ю. Казакову)  (245 слов)

3. Обсуждение темы, основной мысли, композиции.

Назовите типы речи, встретившиеся в тексте: повествование, описание, рассуждение.

Вспомните фрагменты, соответствующие этим типам речи:

повествование — 1-й, 2-й, 4-й абзацы,

описание — 3-й абзац,

рассуждение — 5-й, 6-й абзацы.

Перескажите, вспоминая ключевые слова.

4. Второе чтение медленное, с указанием абзацев, паузами между ними. Во время чтения запись важных, ключевых слов Надо выяснить, слова каких частей речи ключевые при повествовании (глаголы), при описании (прилагательные с существительными). При рассуждении важно правильно запомнить (и записать) тезис. Рекомендовать записывать эти слова в столбик, не экономя бумаги, чтобы потом дописать начало предложения и его концовку.

5. Запись на доске учителем или учеником трудных с точки зрения орфографии словосочетаний. Можно «досказать» предложение целиком. Словосочетания — на усмотрение учителя.

6. «Собирание» текста на черновике, определение «провальных» мест, чтобы именно на них обратить внимание, когда будет третье чтение.

7. Третье чтение — обычное.

8. Написание изложения.

:
История о слепом псе. Его особенность не помешала ему любить, быть мужественным и следовать своему главному призванию — охоте. Он умер, выполнив своё предназначение.

Повествование ведётся от лица мужчины, имя которого в рассказе не упоминается.

Гончий пёс появился в городе внезапно, никто не знал, откуда он пришёл. Одни говорили, что весной его бросили цыгане, другие — что его принесло на льдине.

Так или иначе, но, появившись весной, когда дни наполнены блеском солнца, звоном ручьёв и запахом коры, он остался жить в городе.

Прошлое гончего было неизвестным, однако рассказчик догадывался, что он появился под каким-нибудь крыльцом. В отличие от своих братьев и сестёр, открыв глаза, пёс не увидел мира, он был слепым. Вскоре мать оставила своих детей. Гончий стал никому не нужным псом. Ему было тяжело на улице, слепота мешала псу выживать, даже обычная собачья драка давалась ему с трудом.

Он стал бездомным псом-бродягой, угрюмым, неловким и недоверчивым.

Но однажды в его жизни появился человек…

В то лето рассказчик жил в небольшом городке, он поселился в доме одинокого добродушного доктора. Однажды доктор увидел того самого слепого пса, привёл его к себе домой, вымыл и накормил, после чего хотел отпустить обратно, однако пёс не хотел уходить и продолжал дрожать.

Ночью доктор решил оставить пса себе. На небе горела большая звезда, и он назвал гончего Арктуром. Тот сразу же откликнулся на имя и полюбил нового хозяина. Впоследствии рассказчику удалось узнать Арктура поближе.

Арктур понимал, что он не такой как все, в его походке читалась неуверенность и осторожность. Он познавал мир с помощью носа и ушей, хорошо ориенти­ровался в городе, но многое так и оставалось для него неизведанным. Арктур никогда не просил пожалеть его. Рассказчик был свидетелем того, как бык боднул пса, а пастух ударил его кнутом, но Арктур даже не заскулил.

Одним ранним утром рассказчик пошёл в лес, Арктур увязался за ним. Вначале гончему было страшно, но постепенно лес начал восхищать его и вызывать интерес. Выйдя на луг, Арктур помчался в кусты, учуяв кого-то. Рассказчик долго не мог поймать пса, но когда, наконец, увидел его, Арктур выглядел уже по-другому. Пёс бежал уверенно, в глазах горела страсть, несмотря на видимые ушибы, он выглядел возбуждённым.

С тех пор жизнь пса поменялась. С утра он пропадал в лесу на охоте. Ему было тяжело поймать добычу, поэтому домой он возвращался несытым. Как-то рассказчик увидел, как Арктур охотился на лису, и понял, что тот — хороший охотник. Арктуру не хватало хозяина-охотника, из-за этого отношения с доктором у него немного изменились.

Вскоре по городу разнеслась молва о выдающемся гончем псе, в дом доктора стали приходить люди, чтобы посмотреть на Арктура и уговорить хозяина продать его, но он категорически отказывался. Неприятный старик-охотник долго умолял доктора отдать ему собаку. Получив отказ, старик пригрозил, что собака всё равно будет его. После его ухода огорчённый доктор спросил у пса, предаст ли тот его когда-нибудь. Рассказчик же считал, что Арктур уже изменил хозяину, войдя когда-то в лес.

В конце лета Арктур не вернулся со своей охоты, все заподозрили старика, но оказалось, что он не крал собаку. Весь город старался найти пса, выяснилось, что многие его любили. Доктор тяжело переживал потерю друга, рассказчик тоже. В глубине души он жалел, что это была не его собака. Но и доктор, и рассказчик знали, что поиски бесполезны, потому что Арктур погиб. В доме стало тихо и пусто.

Рассказчик уехал. Вернувшись через два года, весной, он вновь поселился у доктора. На следующий день он пошел в лес на охоту и нашёл там останки Арктура. Пёс умер, наткнувшись на острый, обвалившийся сук ёлки, когда бежал за добычей. Рассказчик побрёл обратно, размышляя над именем Арктура.

Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды.

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Никто на земле не рождается бесцельно… и …нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению.    Ю. Казаков Учитель русского языка и литературы

Никто на земле не рождается бесцельно… и …нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению.

Ю. Казаков

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

замечательный русский прозаик, автор тонких и лирических рассказов. Он путешествовал много и в каких местах только не бывал – и Печоры, и Таруса, и Новгородская земля!.. Его рассказы завораживают читателя. Но ещё писатель был и альпинистом, и охотником, и рыбаком; любил ходить пешком, не боялся заночевать где придётся… О себе самом он писал: «всё время смотрел, слушал и запоминал». Вот поэтому так мелодичны и правдивы рассказы этого писателя, искренне любящего свою землю.  Учитель русского языка и литературы

замечательный русский прозаик, автор тонких и лирических рассказов. Он путешествовал много и в каких местах только не бывал – и Печоры, и Таруса, и Новгородская земля!.. Его рассказы завораживают читателя. Но ещё писатель был и альпинистом, и охотником, и рыбаком; любил ходить пешком, не боялся заночевать где придётся… О себе самом он писал: «всё время смотрел, слушал и запоминал». Вот поэтому так мелодичны и правдивы рассказы этого писателя, искренне любящего свою землю.

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

«Арктур – гончий пес»  Это рассказ о «братьях наших меньших».  Центральный его персонаж – бездомный пес с глазами, пораженными бельмами. Его откуда-то приносит весной река. Льдина подошла к берегу, и он спасся, достигнув суши. Учитель русского языка и литературы

«Арктур – гончий пес»

Это рассказ о «братьях наших меньших».

Центральный его персонаж – бездомный пес с глазами, пораженными бельмами. Его откуда-то приносит весной река. Льдина подошла к берегу, и он спасся, достигнув суши.

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Щенка пожалел случайный прохожий - доктор, который был так же одинок, как и пёс.  Животное обрело защиту и кров. Это был необыкновенный пёс: он никогда не выл от боли, был самозабвенно храбрым. Слепота пробудила в нем удивительно тонкое, феноменальное, обоняние и слух. Благодаря им, окружающая действительность становилась для пса осязаемой. Но до поры передвигалась слепая собака неуверенно, бочком, небыстро, боязливо. Наткнувшись на препятствие, она, растерявшись, останавливалась. Учитель русского языка и литературы

Щенка пожалел случайный прохожий — доктор, который был так же одинок, как и пёс.

Животное обрело защиту и кров. Это был необыкновенный пёс: он никогда не выл от боли, был самозабвенно храбрым. Слепота пробудила в нем удивительно тонкое, феноменальное, обоняние и слух. Благодаря им, окружающая действительность становилась для пса осязаемой. Но до поры передвигалась слепая собака неуверенно, бочком, небыстро, боязливо. Наткнувшись на препятствие, она, растерявшись, останавливалась.

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Раньше у него не было имени… Учитель русского языка и литературы

Раньше у него не было имени…

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Историю о том, как появилось имя у героя рассказа Юрия Казакова, мы узнаем из текста изложения. Учитель русского языка и литературы

Историю о том, как появилось имя у героя рассказа Юрия Казакова, мы узнаем из текста изложения.

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Знакомство с текстом Учитель русского языка и литературы

Знакомство с текстом

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Беседа, краткий разбор содержания Как получил пёс своё имя?  Что оно означает?  Почему автор убеждён, что Арктур был достоин своего «громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»?  Учитель русского языка и литературы

Беседа, краткий разбор содержания

  • Как получил пёс своё имя?
  • Что оно означает?
  • Почему автор убеждён, что Арктур был достоин своего «громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»?

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

самая яркая звезда в созвездии Волопаса и северном полушарии и четвёртая по яркости звезда ночного неба   Учитель русского языка и литературы

самая яркая звезда в созвездии Волопаса и северном полушарии и четвёртая по яркости звезда ночного неба 

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Повторное прочтение текста Учитель русского языка и литературы

Повторное прочтение текста

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Составление плана Учитель русского языка и литературы

Составление плана

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

План 1.  Встреча доктора и слепого пса. 2. Забота о животном. 3. Вечер на террасе: загорелись самые крупные звёзды. 4. Доктор придумывает имя. 5. Счастье вошло в жизнь человека и собаки. 6. Арктур – собака, достойная «громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»    Учитель русского языка и литературы

План

1. Встреча доктора и слепого пса.

2. Забота о животном.

3. Вечер на террасе: загорелись самые крупные звёзды.

4. Доктор придумывает имя.

5. Счастье вошло в жизнь человека и собаки.

6. Арктур – собака, достойная «громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Типологическая структура текста  Текст художественного стиля  Повествование с элементами описания Повествование с элементами описания Повествование с элементами описания Повествование Повествование Рассуждение с элементами повествования   Учитель русского языка и литературы

Типологическая структура текста

Текст художественного стиля

  • Повествование с элементами описания
  • Повествование с элементами описания
  • Повествование с элементами описания
  • Повествование
  • Повествование
  • Рассуждение с элементами повествования

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Орфографическая подготовка Слепой пёс с обрывком верёвки на шее, лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами , задремал на террасе , приоткрывал мёртвые глаза , настораживал уши, счастье вошло в жизнь человека и собаки, равнодушные, лукавые и пустые собаки , чувство было необыкновенным и возвышенным , любил больше жизни , тело замирало , сердце громко колотилось   Учитель русского языка и литературы

Орфографическая подготовка

Слепой пёс с обрывком верёвки на шее,

лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами ,

задремал на террасе ,

приоткрывал мёртвые глаза ,

настораживал уши,

счастье вошло в жизнь человека и собаки,

равнодушные, лукавые и пустые собаки ,

чувство было необыкновенным и возвышенным ,

любил больше жизни ,

тело замирало , сердце громко колотилось

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Вспомним правила пунктуации! 1. Предложения с прямой речью « П» , -а. « П?» -а. « П!» -а. А: «П». А: «П!» А: «П?»  2. Предложения с причастным оборотом Х , П.О. , …. П.О. Х  3. Предложения с деепричастным оборотом  Выделяются запятыми с двух сторон всегда    Учитель русского языка и литературы

Вспомним правила пунктуации!

1. Предложения с прямой речью

« П» , -а. « П?» -а. « П!» -а.

А: «П». А: «П!» А: «П?»

2. Предложения с причастным оборотом

Х , П.О. , …. П.О. Х

3. Предложения с деепричастным оборотом

Выделяются запятыми с двух сторон всегда

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Предварительный пересказ фрагментов текста Встреча доктора и слепого пса  Опорные слова: слепой пёс, обрывок верёвки на шее, дрожал, потащил к себе домой Учитель русского языка и литературы

Предварительный пересказ фрагментов текста

  • Встреча доктора и слепого пса

Опорные слова: слепой пёс, обрывок верёвки на шее, дрожал, потащил к себе домой

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

2. Забота о животном  Опорные слова: вздрагивал по привычке, ел жадно, давился, лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами  Учитель русского языка и литературы

2. Забота о животном

Опорные слова: вздрагивал по привычке, ел жадно, давился, лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

3. Вечер на террасе  Опорные слова: небо потемнело, но не гасло  совсем, загорелись самые крупные звёзды, пёс задремал, приоткрывал мёртвые глаза, настораживал уши, клал морду на лапы и закрывал глаза Учитель русского языка и литературы

3. Вечер на террасе

Опорные слова: небо потемнело, но не гасло

совсем, загорелись самые крупные звёзды,

пёс задремал, приоткрывал мёртвые глаза,

настораживал уши, клал морду на лапы и

закрывал глаза

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

4. Доктор придумывает имя  Опорные слова: большая звезда над  горизонтом переливалась синим блеском Учитель русского языка и литературы

4. Доктор придумывает имя

Опорные слова: большая звезда над

горизонтом переливалась синим блеском

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

5. Счастье вошло в жизнь человека и собаки  Опорные слова: новое имя для пса, общее счастье Учитель русского языка и литературы

5. Счастье вошло в жизнь человека и собаки

Опорные слова: новое имя для пса,

общее счастье

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

6. Арктур – собака, достойная «громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»  Опорные слова: собаки бывают разные: …, но Арктур не похож ни на одну из них, любил больше жизни Учитель русского языка и литературы

6. Арктур – собака, достойная «громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!»

Опорные слова: собаки бывают разные: …,

но Арктур не похож ни на одну из них,

любил больше жизни

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Памятка   Не стремиться воспроизвести текст дословно! 2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.). 3. Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные. 4. Правильно употреблять личные местоимения. 5. Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы, б) снять логические противоречия, в) исправить неточное употребление какого-то слова. Учитель русского языка и литературы

Памятка

  • Не стремиться воспроизвести текст дословно!

2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т. п.).

3. Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

4. Правильно употреблять личные местоимения.

5. Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы, б) снять логические противоречия, в) исправить неточное употребление какого-то слова.

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Чему учит нас Ю. П. Казаков Смысл того, что рядом с тобой животное, беззаветно любящее тебя, - прост. Это действительно помогает человеку почувствовать себя Человеком! Учитель русского языка и литературы

Чему учит нас Ю. П. Казаков

Смысл того, что рядом с тобой животное, беззаветно любящее тебя, — прост. Это действительно помогает человеку почувствовать себя Человеком!

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы «МКОУ СОШ № 18» ИМРСК Саматова О.Н.

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      nolamcgee220

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    11 минут назад

    Дайте толкование прошу на каждое фразеологизм?

  • himiya
    Химия

    13 минут назад

    В 5,3г карбоната натрия содержится……моль атомов кислорода

  • algebra
    Алгебра

    21 минут назад

    10. Бизнесмен купил однокомнатную квартиру, пол офис, но бывшие хозяева не поддерживали поралок, поэтому полы в квартире прил План квартиры: 4.COM 6,20 м бола 2,10 м 5.20 м кухня * І 2.40 В таблице при Вид покрытия Кафель для Пола Линолеум покрытия пола. Количест Цена(1) 1 м IM 1500 2,00 м Первоначально бизнесмен запланировал покрыть полы линолеумом, затем решил покрыть кафель Укажите сколько было сэкономлено дейст A) 18688 тг B) 19022 тг C) 18868 тг 1900 D) 18808 TF E) 19008 TT​

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    21 минут назад

    Спиши текст Вставь пропущенные буквы Выпиши числительные количественные и порядковые​

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    26 минут назад

    5-тапсырма. Мәтінді оқып, ойды білдіріп тұрған негізгі тілдік құралдарды
    ажырат. Мәтіннің стилін анықта. Сөзіңді дәлелде.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  • Аркадий аверченко рассказы краткое содержание
  • Аркадий аверченко рассказы для детей
  • Аркадий аверченко рассказ специалист
  • Аркадий аверченко лучшие рассказы
  • Ария куклы олимпии из сказок гофмана