Армянская народная сказка
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Золотое яблоко» и их характеристика
- Царь. Жадный, хитрый, наглый.
- Бедняк. Умный, хитрый, находчивый.
План пересказа сказки «Золотое яблоко»
- Задание царя
- Неудача умников
- Бедняк с кувшином
- Затруднение царя
- Победа бедняка
Кратчайшее содержание сказки «Золотое яблоко» для читательского дневника в 6 предложений
- Обещал царь золотое яблоко тому, кто соврет.
- Мудрецы и советники потерпели неудачу.
- Пришел бедняк с кувшином и потребовал долг — кувшин золота.
- Царь стал обвинять бедняка во лжи.
- Бедняк потребовал яблоко, раз он врет.
- Пришлось царю отдать яблоко.
Главная мысль сказки «Золотое яблоко»
Хитрость народная всегда выход найдет.
Чему учит сказка «Золотое яблоко»
Сказка учит не издеваться и не смеяться над другими людьми, не считать себя умнее других. Учит скромности и находчивости. Учит уметь находить неожиданные решения. Учит держать слово.
Отзыв на сказку «Золотое яблоко»
Это смешная и назидательная история о лживом царе, который хотел повеселиться, но не хотел за это платить. Но он напрасно считал себя самым умным, нашелся тот, кто обхитрил царя и поставил его в безвыходное положение. Бедняк оказался самым мудрым и заслужил награду.
Пословицы к сказке «Золотое яблоко»
Врать не мешки ворочать.
Премудрость одна, а хитростей много.
Хитрый Митрий, да и Ванька не дурак.
Где не возьмет топор, возьмет смекалка.
Мудрость в голове, а не в бороде.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Золотое яблоко»
Жил-был царь. И бросил он однажды клич, что тому, кто лучше всех соврет, подарит он золотое яблоко.
Собрался народ со всего царства, да еще и из других пришли — мудрецы, советники, визири. Самые умные люди врали напропалую, чтобы обмануть лучше других.
Но никому царь золотое яблоко не присудил.
И вот пришел к царю какой-то бедняк с глиняным кувшином и потребовал отдать долг. Мол царь брал у него целый кувшин золота.
Возмутился царь, стал обвинять бедняка во лжи, а тот потребовал золотое яблоко, раз царь признал, что он врет.
Царь сразу на попятную. Мол, не врет бедняк, а говорит правду. Бедняк снова долг требует.
Видит царь, что делать нечего, выбрал меньшее зло, и отдал бедняку яблоко.
Обновлено: 08.01.2023
Давным-давно, очень много лет тому назад жили-были брат и сестра.
Сестра была очень милой белокурой девушкой, с добрым сердцем. Была она как солнечный лучик, а звали её — Лусик, что …
Бесхвостая лиса
Было ли, не было — жила старуха. Подоила она свою козу, поставила кувшин на землю, а сама пошла за щепками и хворостом, чтобы огонь разжечь, молоко вскипятить.
Приходит лиса, суёт …
Бойкая невестка
Свекровь собралась к своей сестре в гости на длительное время. Перед отъездом она позвала к себе невестку и сказала:
— Вот тебе материя, до моего возвращения сшей для меня рубаху. …
Вардапет и слуга
У одного вардапета был слуга. Что бы вардапет ни просил, слуга всегда делал наоборот. Поэтому вардапет вынужден был и свои поручения давать наоборот. Если ему хотелось, чтобы слуга принес воды, …
Взаимная помощь
Умер некий крестьянин. Когда стали искать людей, которые помогли бы похоронить его, вызвались три добровольца. По пути на кладбище они, заметив сторожа, стоявшего у ближайшего сада, обратились к нему:
Вкус пахлавы
Какая сласть самая лучшая и какое блюдо самое вкусное?
Каждый назвал своё любимое блюдо и похвалился, что оно самое вкусное.
— Нет, братцы, — вступил в разговор Сако, — самая …
Волшебная роза
В давние времена жил-был царь. При дворце у него был розовый сад. В саду рос куст волшебной розы. Как ни старался царь, как ни охраняли царские садовники эту розу, никак …
Воля и разум
Однажды разум и сердце заспорили. Сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал на обратном. Они не стали прибегать к помощи судьи, а решили действовать в одиночку и …
Вор забрался в богатый дом. Хозяин, войдя в дом и увидев вора, хотел побить его палкой и схватить. Но вор опередил его. Он стал бить хозяина и приговаривать:
Вор и бедняк
Некто занимался воровством. Однажды ночью он забрался в дом бедняка. Хозяин поймал вора и спросил:
— Что ты ищешь здесь?
Гибель художника
В одном из селений древней Армении жил странный художник по имени Мануг. Иногда красивого человека писал он уродом, а случалось, немощного изображал богатырём. Многие его не любили. И мстили, как …
Гранатовое зернышко
Некогда жил да был один царь. Был у этого царя сын — единственный его наследник. Купил ему царь за большие деньги огненный меч.
Царевич целыми днями ничего не делал, только …
Гури-лентяйка
Жила-была одна женщина. Была у неё одна единственная дочь и звали её Гури. Эта Гури была такой лентяйкой, такой бездельницей и белоручкой, что тем только и занималась весь день, что …
Два брата
Жили-были два брата. Один был умный, а другой дурак. Умный вёл дела так, что дураку приходилось работать не только за себя, но и за своего брата.
Измучившись вконец, дурак в …
Дети купца Амбарцума
Жил некогда один человек по имени Амбарцум. Был он очень богатым купцом:
имел он лавки на базаре и зарабатывал много денег. Была у Амбарцума жена и двое детей — сын …
Армянский народ за свою пятитысячелетнюю историю создал множество сказок. Среди них есть веселые и грустные. Однако все армянские народные сказки поучительные. Они учат слушателя или читателя добру и справедливости. Оно и не удивительно. Ведь каждый народ вкладывает в свой фольклор мудрость, накопленную веками. Например, «Змея и рыба» — армянская сказка о том, что всякое терпение может закончиться.
Многие из таких историй вряд ли будут понятны детям, так как напоминают скорее басни. Кроме того, в большинстве своем это не обычные восточные сказки, так как христианская мораль и трагическая история наложили на них свой отпечаток. Однако и для детей в копилке армянского фольклора найдется немало интересного. Причем многие сказки для малышей в свое время стали основой для веселых мультфильмов на русском языке.
«Барикендан» («Масленица»)
Жили были муж и жена. Оба были, как говорится, без царя в голове, да еще и постоянно ссорились.
Однажды муж принес домой мешок с рисом и горшок с маслом. Жена возмутилась, зачем он принес так много дорогих продуктов, но муж ответил, что это для Барикендана (Масленицы). Супруга в ярости не поняла, что речь идет о празднике и решила, что продукты принадлежат человеку с таким именем. Прошло несколько недель. И вот однажды к супругам в дом постучался путник. Не дожидаясь, пока он скажет, зачем пришел, сварливая женщина стала возмущаться: «Что же ты, братец Барикендан, так задержался? Обязаны мы, что ли, твой рис и масло у себя хранить?» Тут прохожий смекнул, с кем имеет дело и, извинившись, сказал, что его задержали дела, а сейчас он пришел забрать свои продукты.
После того как путник ушел, унося с собой рис и масло, вернулся муж дурехи. Узнав о том, что она отдала незнакомцу припасы, купленные для Масленицы, он погнался за обманщиком на коне.
Хитрый прохожий, увидев погоню, спрятал хурджины (мешки-переноски) с продуктами за камнями, а сам сел у дороги. Муж глупой женщины спросил у него о путнике с хурджинами, но мошенник сказал, что верхом того не догнать, так как лошадь бежит на 4 ногах, а человек всего на двух. Тогда глупец отдал ему коня, а сам побежал по дороге на своих двух.
Поздно вечером муж вернулся домой без хурджинов и коня, и до конца жизни они с женой упрекали друг друга.
«Змея и рыба» (армянская сказка)
Однажды побратались змея и рыба. Попросила змея свою новую сестру покатать ее по морю, а та согласилась. Заползла она на спину рыбе, и стала та возить ее по морю. Вдруг змея ужалила сестрицу. Рыба удивилась, но та сказала, что сделала это нечаянно. Через несколько минут все повторилось, и на вопрос укушенной сестры гадюка ответила, что это солнце помутило ей разум. Когда в третий раз рыба почувствовала укус, она возмутилась таким поведением подруги, но змея заявила: «Таков уж мой обычай!» Ничего не сказала рыба, только ушла она под воду, где и утонула злая гадюка.
«Говорящая рыба»
Эта армянская сказка на русском языке известна многим, так как по ней снят интересный музыкальный мультфильм. Она учит тому, что всегда нужно платить за добро добром. В каком-то смысле это история противоположная той, о которой повествует «Змея и рыба» (армянская сказка), ведь рыбешка, отпущенная бедным рыбаком-батраком, которого за это наказал хозяин, платит ему сторицей и помогает избавиться от чудовища.
«Арев и Краг» («Солнце и Огонь»)
Давным-давно, еще задолго до Всемирного потопа, когда на земле были мрак и холод, в пещере на Арарате жило первое племя людей. Сильные мужчины плохо относились к детям и старикам, так как те не могли охотиться, и отдавали им лишь кости убитых животных. И вот выросли среди них Краг и Арев. Однажды на охоте юноша защитил девушку от тигра, и когда она взглянула на него благодарными глазами, лицо Крага запылало, как огонь. Его отблеск осветил и Арев, засиявшую так, что земля, наконец, осветилась, и мрак отступил. Когда молодые люди вернулись в пещеру, она залилась исходившим от них светом, и всем открылась правда. Однако она показалась многим слишком ужасной. Так, женщины разглядывали друг друга и молодых девушек, и в их сердцах зарождалась зависть, а старый вождь увидел вокруг себя молодых и более сильных охотников, с усмешкой смотревших на его, уже не такой мощный, как в молодости, торс. Было решено убить Арев и Крага, но старейшины племени понимали, что охотиться лучше, когда светло, а тепло, исходившее от Крага, защитит их от холода в зимнюю стужу. Тогда они забросили с вершины Арарата Арев на небо, и стала она Солнцем, а несчастного Крага заковали и переносили с собой из пещеры в пещеру, чтобы он согревал их жилища.
Сказки в обработке Ованнеса Туманяна
Многие армянские сказки, например, «Барикендан», дошли до нас в литературной обработке. Ее автором стал один из самых знаменитых армянских поэтов 19 века Ованнес Туманян. Он не только сделал доступными пониманию наших ребятишек восточные сказки, например, «Башмаки Абу Хасана», но и адаптировал под наш язык западноевропейские.
Теперь вы знаете, что «Змея и рыба» — армянская сказка о терпении, которому есть предел, а также знакомы с красивой историей о несчастных Арев и Краге, которые принесли людям правду, оказавшуюся ненужной.
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
понедельник, 5 августа 2019 г.
«Золотое яблоко», армянская сказка
Армянская народная сказка
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Золотое яблоко» и их характеристика
- Царь. Жадный, хитрый, наглый.
- Бедняк. Умный, хитрый, находчивый.
- Задание царя
- Неудача умников
- Бедняк с кувшином
- Затруднение царя
- Победа бедняка
- Обещал царь золотое яблоко тому, кто соврет.
- Мудрецы и советники потерпели неудачу.
- Пришел бедняк с кувшином и потребовал долг — кувшин золота.
- Царь стал обвинять бедняка во лжи.
- Бедняк потребовал яблоко, раз он врет.
- Пришлось царю отдать яблоко.
Чему учит сказка «Золотое яблоко»
Сказка учит не издеваться и не смеяться над другими людьми, не считать себя умнее других. Учит скромности и находчивости. Учит уметь находить неожиданные решения. Учит держать слово.
Отзыв на сказку «Золотое яблоко»
Это смешная и назидательная история о лживом царе, который хотел повеселиться, но не хотел за это платить. Но он напрасно считал себя самым умным, нашелся тот, кто обхитрил царя и поставил его в безвыходное положение. Бедняк оказался самым мудрым и заслужил награду.
Пословицы к сказке «Золотое яблоко»
Врать не мешки ворочать.
Премудрость одна, а хитростей много.
Хитрый Митрий, да и Ванька не дурак.
Где не возьмет топор, возьмет смекалка.
Мудрость в голове, а не в бороде.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Золотое яблоко»
Жил-был царь. И бросил он однажды клич, что тому, кто лучше всех соврет, подарит он золотое яблоко.
Собрался народ со всего царства, да еще и из других пришли — мудрецы, советники, визири. Самые умные люди врали напропалую, чтобы обмануть лучше других.
Но никому царь золотое яблоко не присудил.
И вот пришел к царю какой-то бедняк с глиняным кувшином и потребовал отдать долг. Мол царь брал у него целый кувшин золота.
Возмутился царь, стал обвинять бедняка во лжи, а тот потребовал золотое яблоко, раз царь признал, что он врет.
Царь сразу на попятную. Мол, не врет бедняк, а говорит правду. Бедняк снова долг требует.
Видит царь, что делать нечего, выбрал меньшее зло, и отдал бедняку яблоко.
Армянские сказки читают и любят не только в Армении, но и во всем мире. В чем же особенность таких сказок, какие у них мотивы и герои?
Вложение | Размер |
---|---|
armyanskie_narodnye_skazki.docx | 598.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Народное творчество армянского народа имеет многовековую историю. Первые упоминания об Армении встречаются в исторических источниках, датированных ещё до нашей эры.
В народном фольклоре лучше всего отражается душа народа, его вековые традиции и отличительные черты. Созданные в разные века, армянские народные сказки отразили в себе и социальные противоречия, и мудрость народа, стремившегося к свободной и достойной жизни. Особенностью сказок народов Армении является также сатирический подход к повествованию и юмор, который герои не теряют в любой ситуации.
Армянские сказки читают и любят не только в Армении, но и во всем мире. В чем же особенность таких сказок, какие у них мотивы и герои?
Нужно отметить, что армянские сказки схожи во многом со сказками славянских народов, в частности с русскими сказками и украинскими сказками . И подобно сказкам других народов, имеют свою классификацию: бытовые сказки, волшебные сказки, сказки сатирического характера, сказки на национальный мотив.
Значительное место в сказочном наследии, особенно в ранних сборниках, занимают волшебные сказки. Характерные персонажи волшебных сказок: дэвы (чудища); одно-двух-трехголовые змеи višap — драконы, kaxard — колдун, царь, три царевича, младший из которых — самый отважный и храбрый, но скромный и чуткий; три царевны; бездетный царь; заколдованный царевичи в облике змеи; царевич, зачатый от поедания яблока; старик — мудрый советник и учитель; богатый купец-еврей; злая мачеха; братец-ягненок; превращенная в лягушку красавица; вскормленный львицей (или другим животным) юноша; сестра-людоед; распоряжающийся временем старик и т.д В волшебных сказках доминирующую роль играет вода — простая или живая. Место и время действий, как правило, не конкретизированы — просто страна, земля, город, горы, море, остров, лес, поле и т.д. Иногда указываются лишь страны, куда направляются герои: Чинумачин (Китай), Инди, Индостан (Индия), Кандагар (Пакистан) и др.
Волшебные армянские сказки имеют следующие особенности: читатель узнает о событиях, существах, которые кажутся совершенно невероятными и невозможными; композиция сказкиимеет сложное строение.
Армянские реалистические сказки называются также бытовыми. В отличие от волшебных, их персонажи наделены реалистическими чертами. Названия сказок носят основные признаки социальной градации — царь, господин, священник (поп, дьякон, молла), крестьянин, ремесленник, два, три брата, супруги, брат и сестра, отец и сын, дядя (брат матери) и ремесленник, иногда с указанием конкретных исторических личностей — Шах Аббас, Султан Мурад, Врач Лохман, или же они характеризуют физические и нравственные отличия героев — мудрый, умный, плешивый, хитрый, глупый, языкастый и т.д.
Такие сказки освещают семейную и личную жизнь людей, жизненные ситуации. Чаще всего герой в конце такой армянской сказки остается победителем, преодолевает все трудности, благодаря трудолюбию, смелости и отваги. Действие таких сказок разворачивается, как правило, в обычном городе или селе. Подобные сказки имеются в библиотеках у каждого народа мира, и читать их любят даже маленькие дети.
Армянский народ за свою пяти тысячелетнюю историю создал множество сказок. Среди них есть веселые и грустные. Однако все армянские народные сказки поучительные. Они учат слушателя или читателя добру и справедливости. Оно и не удивительно. Ведь каждый народ вкладывает в свой фольклор мудрость, накопленную веками.
Чтение армянских сказок в доступной и простой форме расширяет кругозор маленьких читателей. Читать такие сказки – удовольствие и для взрослого, и для ребёнка. Они не имеют сложных сюжетных линий, легко воспринимаются и не перегружают детскую психику, всегда заканчиваются победой добрых сил.
Составила воспитатель : Образенко Т.А.
Золотое яблоко. Армянская сказка
Жил-был царь. Царствовал он год, царствовал два года, царствовал три года.
Все его боялись, все ему угождали. И стало царю скучно-скучно.
Сидит он на троне и скучает.
Приказал он созвать во дворец музыкантов со всей страны. Играли ему музыканты и на свире́ли, и на ци́тре, и на бу́бне, и на барабане. И надоели царю до смерти.
Приказал он позвать плясунов. Уж плясали плясуны, плясали, и так и этак коленца выкидывали, едва ноги себе не отбили. А царь и смотреть на них не хочет.
Приказал царь созвать самых искусных наездников. Скакали они перед царём, и сидя в седле, и стоя на коне, и по ровному месту, и по горным склонам. А царь смотрит и зевает, зевает и не смотрит.
Приказал царь созвать самых сильных силачей. Стали они бороться, свою силу-ловкость показывать. И только ещё больше скуку на царя нагнали.
Сидит царь и думает: как бы ему развеселиться? И придумал.
Послал он гонцов по всем дорогам и велел вывесить на всех площадях и перекрёстках его царский указ:
Наш милостивый царь,
Пребывая в великой печали, объявляет:
Кто придумает небыли́цу,
Такую хитрую, что самого царя обманет,
Тот получит в награду золотое яблоко.
Много на свете людей, которые соврут и дорого не возьмут, а тут им золотое яблоко обещают. И не хочешь, а соврёшь.
Повалил к царю всякий народ — и вельможи, и торговцы, и судьи, и менялы. Врут, завираются, невесть что плетут. А царь только рукой машет:
— Ступайте, слушать вас скучно! Даже соврать толком не умеете!
И вот пришёл во дворец бедняк. Низко поклонился царю и поставил перед ним кувшин.
— Чего тебе надо? — удивился царь.
А бедняк отвечает:
— Я пришёл получить с тебя долг. Разве ты забыл, милостивый царь, что должен мне кувшин золота?
Царь так и подскочил на троне.
— Да ты что, в своём ли уме? Когда я у тебя золото брал? Вот уж врун так врун!
— Ну, если я такой хороший врун, — говорит бедняк, — тогда давай золотое яблоко. Для бедного человека и этого немало!
Видит царь, что попался, как мышь в мышеловку.
— Да какой ты врун! — говорит. — Разве же это вранье?
— А если это не вранье, — говорит бедняк, — тогда сыпь сюда золото, — и постучал пальцем по кувшину.
Не знает царь, что делать. Отдать золотое яблоко жалко, а кувшин золотых монет — ещё того больше. Думал он, думал — ничего не придумал. Пришлось ему отдать золотое яблоко.
А царь с тех пор и скучать перестал.
Говорящая рыбка. Армянская народная сказка
Змея и рыба. Армянская народная сказка.
Змея и рыба побратались.
—Сестрица,- сказала змея рыбе,- возьми меня на спину и покатай по морю.
—Хорошо,- ответила рыба,- садись мне на спину, я покатаю тебя; посмотри, каково наше море. Змея обвилась вокруг рыбы, а та поплыла по морю. Не успели они немного проплыть, как змея укусила рыбу в спину.
—Сестрица, почему ты кусаешь меня? — спросила рыба
. —Я нечаянно,- ответила змея. Проплыли ещё немного, и змея опять укусила рыбу.
—Сестрица, почему ты кусаешься? — спросила рыба.
—Солнце помутило мне голову,- ответила змея. Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу. Сестрица, что это ты всё кусаешь меня?
—Такой уж у меня обычай,- ответила змея.
—А знаешь, у меня тоже есть обычай,- ответила рыба и нырнула в глубину моря. Захлебнулась змея и утонула.
Автор: армянская народная сказка
- Царь: жадный, хитрый, наглый.
- Бедняк: умный, хитрый, находчивый.
Краткое содержание:
- Обещал царь золотое яблоко тому, кто соврет.
- Мудрецы и советники потерпели неудачу.
- Пришел бедняк с кувшином и потребовал долг – кувшин золота.
- Царь стал обвинять бедняка во лжи.
- Бедняк потребовал яблоко, раз он врет.
- Пришлось царю отдать яблоко.
Сказка учит не издеваться и не смеяться над другими людьми, не считать себя умнее других. Учит скромности и находчивости. Учит уметь находить неожиданные решения. Учит держать слово.
Жил-был царь. Однажды он послал во все стороны глашатаев, которые стали кричать народу:
– Эй, вы! Кто из вас лучше всех солжет, тому царь даст золотое яблоко!
Стали приходить к царю отовсюду: царевичи, дети назиров, везиров – одним словом, очень много людей, но никто не мог угодить царю.
Пришел наконец к царю бедняк с большим кувшином в руке.
– Чего тебе надо? – спросил царь.
– Здравствуй, царь! – ответил бедняк. – Я пришел получить свои деньги: ты ведь мне должен кувшин золота.
– Врешь ты, – ответил царь, – я тебе ничего не должен!
– Вру? Так дай мне золотое яблоко, коли я вру.
Царь, поняв его хитрость, стал отнекиваться:
– Нет, ты не врешь.
– А не вру, так плати долг.
Царь, видя, что лгун выиграл, ни слова не сказав, достал и дал бедняку золотое яблоко.
1 088
Читайте также:
- Стихи о школе барто маршак
- 3096 дней краткое содержание
- Учиться или работать после школы
- Официальный устав школы 24
- Завтра я всегда бывала львом краткое содержание
Армянский народ за свою долгую и древнюю историю создал множество сказок. Среди них есть веселые и грустные. Однако все армянские народные сказки поучительные. Они учат слушателя или читателя добру и справедливости.
Оно и не удивительно. Ведь каждый народ вкладывает в свой фольклор мудрость, накопленную веками. В народном фольклоре лучше всего отражается душа народа, его вековые традиции и отличительные черты. Армянские сказки читают и любят не только в Армении, но и во всем мире.
В чем же особенность таких сказок, какие у них мотивы и герои? Нужно отметить, что армянские сказки схожи во многом со сказками славянских народов, в частности с русскими сказками и украинскими сказками. Они могут быть бытовыми.
Такие сказки освещают семейную и личную жизнь людей, жизненные ситуации. Чаще всего герой в конце такой армянской сказки остается победителем, преодолевает все трудности, благодаря трудолюбию, смелости и отваги.
Действие таких сказок разворачивается, как правило, в обычном городе или селе. Подобные сказки имеются в библиотеках у каждого народа мира, и читать их любят даже маленькие дети.
Есть еще категория новеллистических армянских сказок, из них читатель узнает о событиях, существах, которые кажутся совершенно невероятными и невозможными. Композиция таких сказок имеет сложное строение.
К таким волшебным сказкам относятся, например, «Красавица жена» или «Неразгаданные загадки». Особая категория – это армянские сказки сатирического характера. В них высмеивается глупость людей, их лень и неприспособленность к бытовой жизни.
Композиция таких сказок простейшая, а начинается повествование, например, со слов «Жил да был бедняк». Но больше всего армяне любят читать сказки на «национальный» мотив, к таким можно отнести «Холмы Сантаната», «Дат-Бедат» и др.
Из этих сказок читатель узнает о религиозных представлениях армянского народа, природных условиях, в которых он живет, а также о растениях и животных Армении. Чтение армянских сказок в доступной и простой форме расширяет кругозор маленьких читателей.
Карине Ованнисян
Авторизация
Войдите через социальные сети
Или воспользуйтесь формой авторизации
Логин или E-mail
Пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи? — Перейдите к Регистрации
Добро пожаловать! Воспользуйтесь
формой авторизации или зарегистрируйтесь.
Народное творчество армянского народа имеет многовековую историю. Первые упоминания об Армении встречаются в исторических источниках, датированных ещё до нашей эры.
Практически такую же древнюю историю имеют армянские народные сказки. Конечно, собираться и записываться они стали не сразу, но уже в глубокой древности ходили, передаваемые «из уст в уста» сказания о храбрых простых людях, умеющих противостоять и грозным силам природы, и злым богатеям, угнетающим народ. Сюжеты сказок во многом перекликаются с произведениями, созданными другими народами. Но манера повествования, красочные языковые «украшения», имена и характеристика героев составляют особую национальную привлекательность армянской сказки.
В народном фольклоре лучше всего отражается душа народа, его вековые традиции и отличительные черты. Созданные в разные века, армянские народные сказки отразили в себе и социальные противоречия, и мудрость народа, стремившегося к свободной и достойной жизни. Особенностью сказок народов Армении является также сатирический подход к повествованию и юмор, который герои не теряют в любой ситуации.
Армянские сказки читают и любят не только в Армении, но и во всем мире. В чем же особенность таких сказок, какие у них мотивы и герои?
Нужно отметить, что армянские сказки схожи во многом со сказками славянских народов, в частности с русскими сказками и украинскими сказками. И подобно сказкам других народов, имеют свою классификацию: бытовые сказки, волшебные сказки, сказки сатирического характера, сказки на национальный мотив.
Значительное место в сказочном наследии, особенно в ранних сборниках, занимают волшебные сказки. Характерные персонажи волшебных сказок: дэвы (чудища); одно-двух-трехголовые змеи višap — драконы, kaxard — колдун, царь, три царевича, младший из которых — самый отважный и храбрый, но скромный и чуткий; три царевны; бездетный царь; заколдованный царевичи в облике змеи; царевич, зачатый от поедания яблока; старик — мудрый советник и учитель; богатый купец-еврей; злая мачеха; братец-ягненок; превращенная в лягушку красавица; вскормленный львицей (или другим животным) юноша; сестра-людоед; распоряжающийся временем старик и т.д В волшебных сказках доминирующую роль играет вода — простая или живая. Место и время действий, как правило, не конкретизированы — просто страна, земля, город, горы, море, остров, лес, поле и т.д. Иногда указываются лишь страны, куда направляются герои: Чинумачин (Китай), Инди, Индостан (Индия), Кандагар (Пакистан) и др.
Волшебные армянские сказки имеют следующие особенности: читатель узнает о событиях, существах, которые кажутся совершенно невероятными и невозможными; композиция сказкиимеет сложное строение.
Армянские реалистические сказки называются также бытовыми. В отличие от волшебных, их персонажи наделены реалистическими чертами. Названия сказок носят основные признаки социальной градации — царь, господин, священник (поп, дьякон, молла), крестьянин, ремесленник, два, три брата, супруги, брат и сестра, отец и сын, дядя (брат матери) и ремесленник, иногда с указанием конкретных исторических личностей — Шах Аббас, Султан Мурад, Врач Лохман, или же они характеризуют физические и нравственные отличия героев — мудрый, умный, плешивый, хитрый, глупый, языкастый и т.д.
Такие сказки освещают семейную и личную жизнь людей, жизненные ситуации. Чаще всего герой в конце такой армянской сказки остается победителем, преодолевает все трудности, благодаря трудолюбию, смелости и отваги. Действие таких сказок разворачивается, как правило, в обычном городе или селе. Подобные сказки имеются в библиотеках у каждого народа мира, и читать их любят даже маленькие дети.
Особая категория – это армянские сказки сатирического характера. В них высмеивается глупость людей, их лень и неприспособленность к бытовой жизни. Композиция таких сказок простейшая, а начинается повествование, например, со слов «Жил да был бедняк».
Но больше всего армяне любят читать сказки на «национальный» мотив, к таким можно отнести «Холмы Сантаната», «Дат-Бедат» и др. Из этих сказок читатель узнает о религиозных представлениях армянского народа, природных условиях, в которых он живет, а также о растениях и животных Армении.
В армянских сказках употребляются определенные формулы-зачины, характеризующие начало, конец сказок, время, женскую красоту и т.д. Обычно сказки начинаются фразой «было, не было». По ходу повествования употребляются: время странствования — «шел, шел, так долго шел, сам знает да бог», пиршества — «свадьбу справляли семь дней и семь ночей», женская красота — «солнцу говорит не выходи, я выхожу». Нанося удар
противнику, герой обычно говорит: «…я родился единожды, у меня одно слово и один удар».
Заканчиваются сказки фразами «с неба упали три яблока, одно — сказителю, другое — слушателю, третье — всему миру», «их желание исполнилось, чтобы и ваше желание исполнилось бы» или «добро — здесь, зло — там» и т.д.
Армянский народ за свою пяти тысячелетнюю историю создал множество сказок. Среди них есть веселые и грустные. Однако все армянские народные сказки поучительные. Они учат слушателя или читателя добру и справедливости. Оно и не удивительно. Ведь каждый народ вкладывает в свой фольклор мудрость, накопленную веками.
Так, например, сказка «Змея и рыба» — о том, что всякое терпение может закончиться.
Сказка «Говорящая рыба» — учит тому, что всегда нужно платить за добро добром. Рыбка, отпущенная бедным рыбаком-батраком, которого за это наказал хозяин, платит ему сторицей и помогает избавиться от чудовища.
«Золотое яблоко» — смешная и поучительная сказка о лживом царе, который хотел повеселиться, но не хотел за это платить. Но он напрасно считал себя самым умным, нашелся тот, кто обхитрил царя и поставил его в безвыходное положение. Бедняк оказался самым мудрым и заслужил награду. Сказка учит не издеваться и не смеяться над другими людьми, не считать себя умнее других, а также учит умению находить неожиданные решения и держать слово.
Чтение армянских сказок в доступной и простой форме расширяет кругозор маленьких читателей. Читать такие сказки – удовольствие и для взрослого, и для ребёнка. Они не имеют сложных сюжетных линий, легко воспринимаются и не перегружают детскую психику, всегда заканчиваются победой добрых сил.
Составила воспитатель : Образенко Т.А.
Приложение
Золотое яблоко. Армянская сказка
Жил-был царь. Царствовал он год, царствовал два года, царствовал три года.
Все его боялись, все ему угождали. И стало царю скучно-скучно.
Сидит он на троне и скучает.
Приказал он созвать во дворец музыкантов со всей страны. Играли ему музыканты и на свире́ли, и на ци́тре, и на бу́бне, и на барабане. И надоели царю до смерти.
Приказал он позвать плясунов. Уж плясали плясуны, плясали, и так и этак коленца выкидывали, едва ноги себе не отбили. А царь и смотреть на них не хочет.
Скучно царю.
Приказал царь созвать самых искусных наездников. Скакали они перед царём, и сидя в седле, и стоя на коне, и по ровному месту, и по горным склонам. А царь смотрит и зевает, зевает и не смотрит.
Скучно царю.
Приказал царь созвать самых сильных силачей. Стали они бороться, свою силу-ловкость показывать. И только ещё больше скуку на царя нагнали.
Сидит царь и думает: как бы ему развеселиться? И придумал.
Послал он гонцов по всем дорогам и велел вывесить на всех площадях и перекрёстках его царский указ:
Наш милостивый царь,
Пребывая в великой печали, объявляет:
Кто придумает небыли́цу,
Такую хитрую, что самого царя обманет,
Тот получит в награду золотое яблоко.
Много на свете людей, которые соврут и дорого не возьмут, а тут им золотое яблоко обещают. И не хочешь, а соврёшь.
Повалил к царю всякий народ — и вельможи, и торговцы, и судьи, и менялы. Врут, завираются, невесть что плетут. А царь только рукой машет:
— Ступайте, слушать вас скучно! Даже соврать толком не умеете!
И вот пришёл во дворец бедняк. Низко поклонился царю и поставил перед ним кувшин.
— Чего тебе надо? — удивился царь.
А бедняк отвечает:
— Я пришёл получить с тебя долг. Разве ты забыл, милостивый царь, что должен мне кувшин золота?
Царь так и подскочил на троне.
— Да ты что, в своём ли уме? Когда я у тебя золото брал? Вот уж врун так врун!
— Ну, если я такой хороший врун, — говорит бедняк, — тогда давай золотое яблоко. Для бедного человека и этого немало!
Видит царь, что попался, как мышь в мышеловку.
— Да какой ты врун! — говорит. — Разве же это вранье?
— А если это не вранье, — говорит бедняк, — тогда сыпь сюда золото, — и постучал пальцем по кувшину.
Не знает царь, что делать. Отдать золотое яблоко жалко, а кувшин золотых монет — ещё того больше. Думал он, думал — ничего не придумал. Пришлось ему отдать золотое яблоко.
Бедняк рад.
А царь с тех пор и скучать перестал.
Говорящая рыбка. Армянская народная сказка
Было ли, не было — жил один бедняк. Пошёл этот бедняк к рыбаку и нанялся в работники. За день он зарабатывал по несколько рыб, приносил их домой — на это они с женой и жили.
Однажды рыбак поймал красивую рыбку, велел работнику её беречь, а сам опять полез в воду. Сидит работник на берегу, смотрит на красивую рыбку и думает: «Господи боже, ведь рыба — тоже живое существо! Ведь есть же у неё, как и у нас, родители, друзья, смекает же она что-нибудь, чувствует и радость и горе…»
Не успел подумать это, как рыбка заговорила человеческим голосом:
— Послушай, братец-человек! Играла я с подругами в волнах реки, от радости забылась и попала в рыбачьи сети. Теперь, наверно, родители ищут меня, плачут, а подружки опечалились. И сама я, видишь, как мучаюсь — задыхаюсь без воды. Хочется мне опять в реку,
Тихо, еле слышно говорила рыбка, с трудом раскрывала пересохший рот.
Работнику стало жаль рыбку, взял он да и бросил её в реку.
— Плыви, красавица-рыбка! Пускай не плачут больше твои родители. Пускай не печалятся твои подружки. Плавай, живи, радуйся вместе с ними!
Увидел это рыбак, крепко рассердился на своего работника:
— Ну и дурак же ты! Я в воде мокну, рыбу ловлю, а ты её — в воду! Проваливай и не попадайся больше мне на глаза! Ты мне не работник! Хоть издохни с голоду!
Отнял он у работника мешок и прогнал его.
— Куда же мне теперь идти? Что делать? Как жить?
И, озабоченный, с пустыми руками, побрёл бедняк домой.
Бредёт он грустный домой, а навстречу ему — Чудовище в человеческом образе, идёт и гонит красивую корову.
— Добрый день, братец! Что ты такой грустный? О чём задумался? — спрашивает Чудовище.
Бедняк рассказал ему про свою беду: остался он без дела, без хлеба и не знает теперь, как им быть с женой.
— Послушай, дружок, — говорит Чудовище, — эту корову я отдам тебе на три года. Каждый день она будет давать столько молока, что ты и твоя жена по горло будете сыты. Но как только минет три года, я в эту самую ночь приду к вам и буду задавать вопросы. Ответите — оставлю корову вам, не сумеете ответить — обоих возьму, уведу и сделаю с вами что захочу. Согласен?
Всё равно помирать нам с голоду, — подумал бедняк, — так лучше возьму корову. Прокормит она нас три года, а там Бог милостив — может, пошлёт счастья и ответим на вопросы.
— Согласен! — говорит.
Взял он корову, повёл её домой.
Три года корова досыта кормила бедняка и его жену, и не заметили они, как пробежало время. Но вот наступил условленный срок: ночью Чудовище должно было явиться к ним.
В сумерках муж и жена сидят грустные у порога и думают, как им ответить на вопросы Чудовища. Да и кто знает, что у них спросит Чудовище?
— Вот что значит связаться с Чудовищем! — вздыхают и каются муж и жена.
Но что было — то было, другого выхода нет. А страшная ночь уже надвигается.
Неожиданно подходит к ним незнакомый прекрасный юноша и говорит:
— Добрый вечер!Я странник. Не приютите ли вы меня на ночь?
— Почему не приютить, братец-странник! Гость богом послан. Только в эту ночь останавливаться у нас опасно. Взяли мы у Чудовища корову с уговором три года кормиться её молоком. Чудовище поставило условие: через три года оно явится и задаст нам вопросы. Сумеем ответить — корова наша, нет — сами станем его пленниками. Сегодня срок кончился, ночью оно придёт, а мы и не знаем, как ему отвечать будем. Что бы Чудовище с нами ни сделало, поделом нам. А вот как бы ты не пострадал!
— Не беда! Что будет с вами, то и со мной, — отвечает странник.
Согласились с ним хозяева. Гость остался. В полночь раздался сильный стук в дверь.
— Кто там?
— Чудовище! Явился я, отвечайте на вопросы!
Где уж тут отвечать! От ужаса и у жены отнялся язык и у мужа. Так оба и застыли на месте.
— Не бойтесь, я буду отвечать за вас! — говорит юноша-гость и бросается к двери.
— Я здесь, — слышится за дверью голос Чудовища.
— Я тоже здесь, — отвечает ему гость.
— Ты откуда?
— С того берега моря.
— На чём приехал?
— Оседлал хромого комара, сел верхом и приехал!
— Значит, море было маленькое?
— Какое там маленькое! Орлу не перелететь его.
— Значит, орёл — птенец?
— Какой там птенец! Тень от его крыльев покрывает город!
— Значит, город очень маленький?
— Какой там маленький!Зайцу Не перебежать его.
— Значит, заяц крошечный?
— Какой там крошечный! Из его шкуры можно выкроить тулуп, шапку да пару рукавиц в придачу.
— Значит, носить их будет карлик?
— Какой там карлик! Посади ему на колено петуха – «кукареку» не услышит.
— Значит, он глухой?
— Какой там глухой! Он слышит, как олень в горах траву щиплет.
Растерялось Чудовище: чует оно, что там, за дверью, есть какая-то мудрая сила — смелая и непобедимая. Не знает Чудовище, что ещё сказать, тихо отступает и исчезает в ночной тьме.
Муж и жена избавились от напасти, радуются, ликуют.
Вскоре занялась заря. Юноша-гость начинает прощаться.
— Нет-нет, не пустим! — загородили ему дорогу муж и жена. — Ты спас нам жизнь — скажи, чем отблагодарить тебя?
— Не за что благодарить, мне идти надо.
— Ну, хоть имя своё назови. Если не сумеем отблагодарить — так будем знать, кого благословлять.
— Сотвори добро и хоть в воду его кинь — оно не пропадёт. Я та самая говорящая рыбка, которую ты пощадил, — ответил незнакомец и исчез.
А муж и жена остались в радостном изумлении.
Змея и рыба. Армянская народная сказка.
Змея и рыба побратались.
—Сестрица,- сказала змея рыбе,- возьми меня на спину и покатай по морю.
—Хорошо,- ответила рыба,- садись мне на спину, я покатаю тебя; посмотри, каково наше море. Змея обвилась вокруг рыбы, а та поплыла по морю. Не успели они немного проплыть, как змея укусила рыбу в спину.
—Сестрица, почему ты кусаешь меня? — спросила рыба
. —Я нечаянно,- ответила змея. Проплыли ещё немного, и змея опять укусила рыбу.
—Сестрица, почему ты кусаешься? — спросила рыба.
—Солнце помутило мне голову,- ответила змея. Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу. Сестрица, что это ты всё кусаешь меня?
—Такой уж у меня обычай,- ответила змея.
—А знаешь, у меня тоже есть обычай,- ответила рыба и нырнула в глубину моря. Захлебнулась змея и утонула.