Армянская народная сказка
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Золотое яблоко» и их характеристика
- Царь. Жадный, хитрый, наглый.
- Бедняк. Умный, хитрый, находчивый.
План пересказа сказки «Золотое яблоко»
- Задание царя
- Неудача умников
- Бедняк с кувшином
- Затруднение царя
- Победа бедняка
Кратчайшее содержание сказки «Золотое яблоко» для читательского дневника в 6 предложений
- Обещал царь золотое яблоко тому, кто соврет.
- Мудрецы и советники потерпели неудачу.
- Пришел бедняк с кувшином и потребовал долг — кувшин золота.
- Царь стал обвинять бедняка во лжи.
- Бедняк потребовал яблоко, раз он врет.
- Пришлось царю отдать яблоко.
Главная мысль сказки «Золотое яблоко»
Хитрость народная всегда выход найдет.
Чему учит сказка «Золотое яблоко»
Сказка учит не издеваться и не смеяться над другими людьми, не считать себя умнее других. Учит скромности и находчивости. Учит уметь находить неожиданные решения. Учит держать слово.
Отзыв на сказку «Золотое яблоко»
Это смешная и назидательная история о лживом царе, который хотел повеселиться, но не хотел за это платить. Но он напрасно считал себя самым умным, нашелся тот, кто обхитрил царя и поставил его в безвыходное положение. Бедняк оказался самым мудрым и заслужил награду.
Пословицы к сказке «Золотое яблоко»
Врать не мешки ворочать.
Премудрость одна, а хитростей много.
Хитрый Митрий, да и Ванька не дурак.
Где не возьмет топор, возьмет смекалка.
Мудрость в голове, а не в бороде.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Золотое яблоко»
Жил-был царь. И бросил он однажды клич, что тому, кто лучше всех соврет, подарит он золотое яблоко.
Собрался народ со всего царства, да еще и из других пришли — мудрецы, советники, визири. Самые умные люди врали напропалую, чтобы обмануть лучше других.
Но никому царь золотое яблоко не присудил.
И вот пришел к царю какой-то бедняк с глиняным кувшином и потребовал отдать долг. Мол царь брал у него целый кувшин золота.
Возмутился царь, стал обвинять бедняка во лжи, а тот потребовал золотое яблоко, раз царь признал, что он врет.
Царь сразу на попятную. Мол, не врет бедняк, а говорит правду. Бедняк снова долг требует.
Видит царь, что делать нечего, выбрал меньшее зло, и отдал бедняку яблоко.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания
учащихся о сказках, их особенностях; - познакомить с содержанием армянской
сказки и провести работу по её содержанию; - развивать речь, умение читать в лицах и
передавать содержание прочитанного; - продолжить работу по совершенствованию
навыка сознательного, правильного,
выразительного чтения; - рассматривать сказку как систему
отношений; - формировать интерес детей к чтению,
Микроумения:
- самостоятельно находить отрывки из
текста; - ориентироваться в смысловом содержании
текста; - формировать умение работать в парах (диалог
царя и бедняка).
Оборудование:
- музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»;
мультимедиа (слайды); рисунки детей; - иллюстрация — Бабушка-Загадушка; кузовок
с загадками, коробка-сюрприз с яблоками;
учебник литературное чтение «Любимые
страницы» О.В.Кубасова 3 кл. часть 1;
оценочный лист «Пушистик настроения».
Структура урока:
- Оргмомент.
- Повторение пройденного.
— Обобщение и систематизация знаний
учащихся о сказках, их особенностях
— Самостоятельная работа. - Сообщение темы и цели урока
— Первичное восприятие текста
— Изучение нового материала - Работа над названием сказки
— Физкультминутка
— Вторичное чтение сказки
— Словарная работа
— Разбор сказки по вопросам - Подведение итогов
— Обобщение и систематизация - Информация о д/з
Рефлексия.
Ход урока.
I. ОРГ. МОМЕНТ.
(Под музыку в “Гостях у сказки”) на доске
изображение гостьи.
— Сегодня у нас необычный урок. К нам в
гости пришла Бабушка-Загадушка. Она
приготовила для вас загадки и задания. Вы
будете молодцами, если справитесь с её
заданиями и получите вкусный приз. Согласны?
Тогда начинаем
II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
Приложение
1
Слайд 1 (Урок чтения, сказочная
иллюстрация )
1. Обобщение и систематизация знаний
учащихся о сказках, их особенностях.
ЗАГАДКА 1. (из кузовка)
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
– О каком жанре устного народного
творчества спрашивает вас Бабушка-Загадушка?
(Сказка)
— А что за литературный жанр — сказка?
(Сказка – художественное произведение, в
котором есть вымысел, элементы чудесного,
фантастического. Сказка обязательно чему-то
учит, Добро побеждает зло)
— Чем же сказка отличается от другого
произведения?
(В сказке могут говорить звери, растения, с
ними происходят необычные приключения,
разные чудеса.)
Приложение 1. Слайд 2 (портрет А.С.
Пушкина и его слова: «Сказка ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок».
-Прочитайте слова, написанные на доске.
— Как вы их понимаете? (Сказки учат,
преподносят нам уроки)
— Чему учат сказки? (Добру, любви,
справедливости, трудолюбию, как нужно
поступать в той или иной ситуации)
— Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки
народ, писатели)
— А как называются сказки, которые сочинил
народ?
(Народными. В нашей стране живут люди
разных национальностей. Поэтому сказок
очень много. Это и украинские сказки, сказки
народов Севера, татарские сказки и др)
— А как называются сказки, которые
сочинили писатели? (Литературные)
— Ваши ответы порадовали Бабушку-Загадушку,
и она надеется, что и со 2 заданием вы
справитесь.
2. Задание
ЗАГАДКА 2.
Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.
Отгадывание сказок (вынимаем задание из
кузовка, читаем, отвечаем)
Сказки просят: «А сейчас вы, друзья,
узнайте нас!»
— Старик, старуха, горшок, кафтан. ( «Кому
горшок мыть» — народная).
— Ученик 3 класса, злые волшебники, ходики («Сказка
о потерянном времени» Е. Шварц –
литературная)
Приложение 1. Слайд 3
3. Задание (из кузовка) Самостоятельная
работа.
— А сейчас вспомним отличия литературной
сказки от народной?
(составление таблицы на карточках лежащих
на столах)
Приложение 1. Слайд 4 (вопросы)
- Кто является создателем народной сказки;
литературной? - Форма создания сказки?
- Можно ли вносить изменения в сказку?
- Можно ли определить время создания
народной (литературной) сказки? - Какие жанры используются в сказках?
Проверка.
Приложение 1. Слайд 5 (таблица)
СКАЗКА |
|
НАРОДНАЯ |
ЛИТЕРАТУРНАЯ |
1.Автор — народ |
1.Автор – конкретное лицо. |
2.Существует в устной форме. |
2.Создается в письменной форме. |
3. Каждая сказка существует в |
3. Внесение изменений не допускается |
4.Время создания сказки определить |
4.Время создания сказки известно. |
5. Народная сказка ограничивается — волшебная, |
5. Не ограничивается определенным |
Итог: Мы повторили особенности народной и
литературной сказки. Конечно, это не все
особенности сказок. Более подробно вы
будете знакомиться с ними в старших классах.
Бабушка-Загадушка, очень довольна, как
хорошо вы хорошо знаете особенности сказок.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
— Сегодня мы прочитаем новое произведение,
а вы послушав, должны сказать и доказать,
какой жанр у этого произведения? (Сказка —
элементы выдумки)
1. Чтение сказки учителем.
— А кто сможет догадаться народная эта
сказка или литературная? (опираясь на
таблицу) (Народная, ограничивается
определённым жанром – бытовая)
— Можно ли слушая сказку, сказать какой
народ её написал (Нет, нет имен, обычаев,
названий мест)
—Тогда хотя бы название сказки
предположить вы можете? (Ответы детей)
— Бабушка-Загадушка даст вам подсказку:
ЗАГАДКА 4.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (ЯБЛОКО)
Приложение1. Слайд 6 (иллюстрации название
сказки , яблоко)
V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
1. Работа над названием сказки.
— Чтобы узнать какой народ сочинил эту
сказку откройте учебники на странице 82.
— Прочитайте название сказки.
— Какой народ сочинил эту сказку? (армянский)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
2. Вторичное чтение сказки по учебнику
(хорошо читающими детьми) – по абзацу,
диалог царя и бедняка по ролям.
3. Словарная работа:
— В сказке встретились трудные слова,
объясните, если сможете их значение.
Мультимедиа. Слайд 7 (слова из текста)
- Угождали – сделать что-то приятное,
нужное, желаемое. - Свирель — музыкальный инструмент в виде
дудки из дерева. - Цитра — струнный музыкальный инструмент
в виде плоского ящика. - Указ- распоряжение, приказ, указание,
имеющее силу. - Великая печаль — большое чувство грусти.
- Небылица- это смешной рассказ или стишок.
То, чего не бывает, не было. Выдумка - Вельможи — знатные богатые люди.
4. Вопросы после прослушивания. Разбор
сказки.
— Кого вы считаете главными героями сказки?
Почему? (Царь и бедняк)
— Кто может кратко рассказать о жизни царя?
(Царствовал…… и заскучал)
— Каким образом царь хотел освободиться от
скуки? (Подтвердите свои ответы словами из
текста – созвал музыкантов, плясунов,
наездников, силачей)
— Кто же заставил царя не скучать? (Бедняк,
рассказав ему небылицу)
— Какой совет от скуки дадите вы царю? (Пусть
займется работой)
— А вам не кажется, что царю не
обязательно выполнять физическую работу,
он ведь глава государства, он должен думать
о жизни своего народа, издавать указы и
законы и тогда не будет скучать. Для него от
скуки нужно заняться государственными
делами, мыслить, думать. Не каждому человеку
нужно одинаковое лекарство.
— Вернемся к бедняку, не каждый человек бы
осмелился пойти к царю с таким предложением.
Что вы можете рассказать о бедняке, какой он,
какие у него качества характера? (Смелый,
умный, находчивый)
— Как вы думаете, что помогло бедняку в
этом? (Хитрость, смекалка, находчивость)
— Почему после случая с бедняком царь
перестал скучать? (Занялся своим
непосредственным делом, стал дальше думать
и решать государственные дела. Стал думать,
как это бедняк смог его перехитрить.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Бабушка-Загадушка старенькая, память
слаба, стала, просит вас напомнить, с какой
со сказкой познакомились.
1. Расскажите все о сказке, с которой
сегодня познакомились?
По плану:
Приложение1. Слайд 8. (план)
- Название
- Автор.
- Жанр (какая?). Почему?
- Главная мысль
- Что вы для себя взяли из этой сказки? Как
вы боретесь со скукой?
Итог: От скуки есть много различных
занятий, они должны быть по душе и не
напрасны: книга, музыка, отгадывание
ребусов и кроссвордов, занять себя полезным
делом. Любая работа и умственная, и
физическая
2 .У вас на столе есть листок с пословицей.
Прочитайте эту пословицу про себя. Тот, у
кого пословица подходит к нашей сказке,
пусть встанет и прочитает ее вслух и
докажет Что означает выбранная вами
пословица?
(Дети выполняют задание)
Примеры пословиц и поговорок.
- Семь раз примерь, один — отрежь.
- Без дела жить — только небо коптить.
- В чем оплошаешь, за то и отвечаешь.
- Во всяком мудреце довольно простоты.
- Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
- Был пирог, найдется и едок.
- Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
- Всяк своим умом живет.
- Язык мягок — что хочет, то и лопочет.
- Уговор дороже денег.
- Худ солдат, который не надеется быть
генералом. - Давши слово, держись, а, не давши – крепись.
- По заслуге и плата.
- Соврет – глазом не моргнёт.
- Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
- Делу время, потехе час.
- Всяк человек своего счастья кузнец.
VII. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.
1. Самооценка работы.
Приложение1. Слайд 8. (критерии)
Бабушка-Загадушка предлагает вам
провести самооценку по критериям:
«5» — на уроке было все понятно, работал(а)
активно, на вопросы отвечал(а) верно,
задания выполнял(а) правильно;
«4» — на уроке были затруднения , не на все
вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а)
верно;
« » — не очень понравилась моя работа на
уроке,
- встаньте те (поднимите руку), кто за свою
работу не поставил себе оценку; - теперь те, кто поставил оценку «4»;
- теперь те, кто поставил оценку «5».
2. Домашнее задание.
Перечитать сказку ещё раз, подготовить
ответ на вопрос №2 стр.84; выполнить задание
тетради на печатной основе стр. 19.
3. Рефлексия.
Бабушка-Загадушка приготовила для вас
листок «Пушистик настроения», обведите в
кружочек, того Пушистика с каким
настроением вы уйдете с этого урока.
Покажите всем и друг другу.
Я и Бабушка-Загадушка очень довольны
вашей работой.
Я ставлю всем пятерки. А Бабушка-Загадушка
дарит вам вкусный приз – яблоки.
Итог: Чтобы вы помнили, что от скуки есть
разная работа, как физическая, так и
умственная.
Спасибо за урок!
Слайд 1
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и
ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
Слайд 2
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Слайд 3
загадка
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья
любят дети
Волшебство и мир прекрас.
Слайд 4
СКАЗКА
Слайд 5
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
А.С.Пушкин
Слайд 6
Узнайте нас!
СТАРИК,
СТАРУХА,
ГОРШОК,
КАФТАН.
«Кому горшок мыть»
Русская народная
сказка
УЧЕНИК
3 КЛАССА,
ВОЛШЕБНИКИ,
ЧАСЫ – ХОДИКИ.
«Сказка о
потерянном времени»
Литературная
Е. Шварц
Слайд 7
Особенности сказок
Кто является создателем народной сказки; литературной?
Форма создания сказки?
Можно
ли вносить изменения в сказку?
Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?
Какие жанры используются в сказках?
Слайд 8
ТАБЛИЦА
Слайд 9
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (руки стороны)
Мы ладонь
к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (поворот вправо)
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже (поворот влево)
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще (поворот вправо)
Через левое плечо! (поворот влево)
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Слайд 10
«ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО»
армянская сказка
Слайд 11
Объясни значение!
Угождали
— сделать что-то приятное, нужное, желаемое.
Свирель
—
музыкальный инструмент в виде дудки из дерева.
Цитра
— струнный музыкальный инструмент в виде
плоского ящика.
Указ
— распоряжение, приказ, указание, имеющее силу.
Великая печаль
— большое чувство грусти.
Небылица
— это смешной рассказ или стишок. То, чего не бывает, не было. Выдумка.
Вельможи
— знатные богатые люди.
Слайд 12
Расскажи по плану
Название
Автор.
Жанр. Почему?
Главная мысль.
Какой урок вы извлекли
из этой сказки?
Как вы боретесь со скукой?
Слайд 13
Самооценка
«5» — на уроке было все понятно, работал(а) активно, на
вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;
«4» — на уроке были затруднения , не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;
« » — мне не очень понравилась моя работа на уроке;