Ответы к стр. 31 — 32
- Перечитай фрагмент сказки Лермонтова «Ашик-Кериб». Подчеркни слова, которые помогут составить рассказ о герое этого произведения.
…Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб. Пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайка турецкая) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых. На одной свадьбе он увидал Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга. Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить её руку — и он стал грустен как зимнее небо…
- Составь продолжение своего рассказа об Ашик-Керибе, используя вопросы.
Кто сделал Ашик-Кериба богатым?
Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила?
Кто и в каком городе назвался хозяином блюда?
Кто первым узнал Ашик-Кериба?
Ашик-Кериб обещал своей невесте вернуться через 7 лет с нажитым богатством. Песни Ашика-Кериба понравились паше, и он осыпал музыканта золотом. Когда семилетний срок истёк, Магуль-Мегери попросила одного купца показывать во всех городах золотое блюдо и тому, кто признается хозяином блюда, передать от неё послание. Когда купец прибыл в Халаф, где у паши жил музыкант, Ашик-Кериб признал себя хозяином блюда и купец узнал его.
- Почему люди уважали Ашик-Кериба? Какие черты его характера и поступки тебе запомнились? Запиши.
Ашик-Кериб мастерски играл и пел песни — за это люди уважали его. Ашик-Кериб талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный, скромный, простой. Ашик-Кериб обещал своей невесте вернуться через 7 лет, заработав богатство. И несмотря на попытку Куршуд-бека помешать, Ашик-Кериб успел вовремя вернуться к своей любимой Магуль-Мегери, а она его дождалась.
- Восстанови последовательность событий.
1. Первая встреча с Магуль-Мегери.
2. Зарок Ашик-Кериба.
3. Отъезд Ашик-Кериба.
4. Ложь Куршуд-бека.
5. Знакомство с Пашой.
6. Наказ Магуль-Мегери купцу
7. Чудесный помощник Ашик-Кериба.
8. Ашик-Кериб возвращается домой.
9. Ашик-Кериб в доме Магуль-Мегери.
- Составь отзыв на произведение Лермонтова «Ашик-Кериб» по плану. Запиши его.
• Имя героя.
• Описание героя (внешность, возраст, характер).
• Место действия (страна, город, природа).
• Проблема истории (потеря, деньги, бедность).
• Причина проблемы.
• События, происходящие с героем по ходу сюжета.
• Действия, которые предпринимаются для решения проблемы.
• Решение проблемы.
Главный герой сказки «Ашик-Кериб», записанной М.Ю.Лермонтовым – бедный музыкант Ашик-Кериб. Это молодой человек с удивительным голосом и «высоким сердцем». Место действия в сказке разворачивается на лоне пышной природы восточного города Тифлиза. Ашик-Кериб полюбил самую красивую девушку в Тифлизе Магуль-Мегери. И красавица предложила музыканту пойти к её отцу, просить руки. Но Ашик-Кериб отказался идти к отцу девушки. Он опасался, что впоследствии богатая жена будет попрекать его за то, что у него ничего нет. Музыкант решил семь лет странствовать, чтобы стать богатым, а девушка согласилась его ждать всё это время. Бедный музыкант отправился в путь, а в попутчики к нему навязался Куршуд-бек. На первой же переправе он украл одежду Ашик-Кериба и, вернувшись домой, сообщил всем, что тот утонул. Но девушка ему не поверила и сказала, что всё равно будет ждать любимого семь лет. Когда семилетний срок уже подходил к концу, Магуль-Мегери попросила одного купца показывать во всех городах золотое блюдо и тому, кто признается хозяином блюда, передать от неё послание. Когда купец прибыл в город, где у паши жил музыкант, Ашик-Кериб признал себя хозяином блюда и купец сообщил ему, что срок истекает, и скоро его невеста выйдет замуж за другого. До назначенного срока оставалось всего три дня. Понимая, что не успеет к сроку, Ашик-Кериб был в полном отчаянии. Но ему повстречался всадник на белом коне, который чудесным образом доставил его в Тифлиз в тот же день. Музыкант сказал всаднику, что никто не поверит ему, что он преодолел такое расстояние за один день и попросил дать ему доказательство. Всадник предложил взять из-под копыта его коня комок земли и когда встанет вопрос о правдивости сказанных музыкантом слов, намазать этим комком земли глаза слепому человеку. Вернувшегося после долгих лет отсутствия музыканта не признали ни мать, ни сестра. Тогда он отправился к дому Куршуд-бека, где уже начался пир, и шла подготовка к свадьбе Куршуд-бека с Магуль-Мегери. Но сама невеста была готова расстаться с жизнью, лишь бы не выходить замуж за нелюбимого человека. Девушка узнала голос Ашик-Кериба и вышла к нему. Куршуд-бек потребовал рассказать, как Ашик-Кериб за такое короткое время преодолел огромное расстояние. Музыкант рассказал о всаднике, но ему не поверили. Тогда он попросил привести к нему слепого человека. Привели его мать, которая уже давно не видела. Ашик-Кериб сделал, как велел ему всадник на белом коне, и его мать вновь начала видеть. Люди поверили его словам, и Куршуд-бек вынужден был отказаться от свадьбы с Магуль-Мегери.
ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб, с. 31 – 32
3.9 (78.76%) от 566 голосующих
Обновлено: 08.01.2023
Ашик-Кериб. Молодой, очень бедный, но талантливый певец. Честный и добрый. Иногда недоверчивый, но иногда слишком доверчивый. Став известным и богатым, чуть было не забывает Магуль-Мегери.
Магуль-Мегери. Красивая и добрая дочь богатого бека. Преданная и верная, умеет хранить верность любимому, готова умереть, но не выйти замуж за нелюбимого.
Куршуд-бек. Завистливый и коварный, но по-своему честный и благородный.
Мать Ашик-Кериба. Старая женщина, которая ослепла от горя.
Сестра Ашик-Кериба. Добрая девушка.
Хадерилиаз. Святой заступник.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Сказка о любви простого музыканта и богатой девушки. О коварстве и верности, о самопожертвовании и о том, как талант везде пробивает себе дорогу.
Сюжет — краткое содержание
Молодой певец Ашик-Кериб и девушка Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность Ашик-Кериба мешает им быть вместе.
Ашик-Кериб обещает стать богатым и отправляется странствовать, а завистливыйКуршуд-бек говорит всем о его смерти.
Ашик-Кериб становится богатым и забывает о сроках возвращения, но Магуль-Мегери сумела напомнить о себе с помощью золотого блюда.
Святой Георгий, Хадерилиаз, помогает Ашик-Керибу и дает ему волшебную грязь.
Ашик-Кериб успевает расстроить свадьбу Магуль-Мегери, спасает девушку и возвращает зрение своей матери.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод встречи Ашик-Кериба и Хадарилиаза, когда Ашик-Кериб не верил всаднику и несколько раз называл совсем другие города, куда ему якобы нужно было попасть. И только оказавшись в этих городах, юноша поверил святому.
План произведения для пересказа
- Любовь Ашик-Кериба и Магуль-Мегери.
- Обещание Ашик-Кериба.
- Предательство Куршуд-бека.
- Горе матери.
- Ашик-Кериб становится богатым.
- Золотое блюдо.
- Отчаяние Ашик-Кериба.
- Встреча со святым Хадерилиазом.
- Ашик-Кериб дома.
- Ашик-Кериб на свадьбе.
- Встреча влюбленных.
- Судьба Куршуд-бека.
Главная мысль
Для настоящей любви нет преград, так же, как и для настоящего таланта.
Чему учит эта книга
Сказка учит верности и умению держать слово. Учит никогда не завидовать чужому счастью и не пытаться построить свое счастье на горе другого человека. Учит быть честным и добрым. Учит не забывать тех, кто помог тебе и прощать тех, кто тебя обидел.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравилась эта красивая восточная сказка за ее колорит и увлекательный сюжет. Мне очень понравилась Магуль-Мегери, которая хранила верность своему любимому семь долгих лет и никогда не забывала его. Она заслужила свое счастье. И мне понравилось, что в конце сказки счастливы оказались все, даже Куршуд-бек.
Новые слова и выражения
Сааз — струнный музыкальный инструмент.
Чапрой — занавеска, шторка.
Кериб — странник, бедняк.
Пословицы к произведению
Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
Верный друг любит до смерти.
Влюбленному море по колено.
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
Была вина, да прощена.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок №24 Литература 5А,Б класс Дата проведения: 03.12.2018г
1).создать условия для ознакомления детей с турецкой культурой: литературой, архитектурой, музыкой; совершенствование осознанного чтения;
2)развивать умение анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать, высказывать своё мнение;
3)воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения; воспитывать уважение к людям другой национальности.
УУД согласно КТП
Технологическая карта урока
I . Организационный момент.
психологического настроя на работу; организация обучения.
Количество жетонов за урок – ваша оценка. За нарушение дисциплины один жетон забирается. Помните о правилах работы в парах! Желаю успехов!
— Открываем тетради, оформляем работу: дата, классная работа. Оставьте строку для темы урока.
На ваших рабочих листах записаны фамилии писателей и названия произведений, созданных ими. Сопоставьте автора и произведение, соединив их стрелочкой.
А что общего между всеми этими произведениями? (относятся к одному жанру – литературная сказка.)
Что значит литературная сказка?
Проверка домашнего задания
Тест (см. Приложение)
А теперь проверьте друг друга, используя для этого ключ с ответами
4. Работа над содержанием и особенностями сказки.
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.. Как бы вы сформулировали цель нашего урока, исходя из темы?
Беседа с учащимися:
Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой. Как вы думаете, почему? О каких национальных обычаях упоминается в тексте?
Почему история востока и Кавказа интересовала поэта?
Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык – основной для восточных языков. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Однажды поэт услышал сказку и на ее основе написал свою. Произошло это в 1837 году.
В каком городе происходит действие?
( В городе Тифлизе).
Ознакомьтесь в парах с краткой исторической справкой, рассказывающей об этом древнем городе. В каком государстве находится этот город? Какое его современное название? На берегах какой реки он расположен?
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Выпишите из текста сказки названия других городов, которые там упоминаются.
А кто знает, что означает данное имя в переводе на русский язык?
Кериб-Ашик («Ашик Кериб») — Смотри также Бедный балалаечник, вольный человек из Тифлиса; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайке) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых- словарь литературный
. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает
В тексте сказке вам встретилось еще много и других восточных имен. Давайте проверим, насколько хорошо вы их запомнили?
Проверьте себя. Слайд 5.
Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны.
(Дети называют слова )
Словарик восточных слов.
Аян – Ага – знатный господин
Ашик – музыкант, балалаечник, народный певец.
Аллах – имя бога в Исламе
Газель – родственное антилопе полорогое млекопитающее.
Зарок – клятвенное завещание
Караван – сарай – постоялый и торговый дом в городе, на дороге.
Минарет – башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
Намаз – ежедневное пятикратное моление у мусульман
Оглан – юноша, парень, мальчик
Пророк – истолкователь воли божества, богов;
Паша – в старой Турции титул генералов
Сааз – струнный, щипковый музыкальный инструмент, распространённый среди народов Закавказья (турецкая балалайка
Салям – алейкум – здравствуйте
Хадерилиаз – Святой Георгий (человек на белом коне)
Чауши – слуги, сторож, рассыльный.
Попробуйте сами объяснить их значение и проверьте в словарике восточных слов.
Работа над планом сказки (если позволит время)
Давайте переставим местами названия частей сказки, чтобы получился план.
Бедность — препятствие женитьбе Ашика
волшебная помощь покровителя;
Появление соперника, обман
Обещание героя, расставание влюбленных
Ашик осуществляет задуманное
Найдите и зачитайте начальные строки каждой части.
Бедность — препятствие женитьбе Ашика;
Появление соперника, обман;
Ашик осуществляет задуманное;
Трудное испытание; волшебная помощь покровителя;
Н овые испытания;
Прослушайте фрагмент сказки.
Какое настроение создает музыка в этом отрывке?
Какой вы представляете Магуль-Мегери?
Какое чувство испытывает Ашик-Кериб?Почему?
Что стало причиной разлуки влюбленных? Зачитайте отрывок.
Итак, что же решил Ашик-Кериб? Как характеризует героя такое решение?
Кто отправился с ним в путь?
Что произошло с героями на реке?
Как вы оцениваете поступок Куршуд-Бека? В чем его подлость?
Давайте прочитаем по ролям диалог матери Ашик-Кериба и Магуль-Мегери после ужасной вести.
Какие чувства испытывают женщины?
Почему невеста не верит в гибель Ашика?
Что помогло Ашик-Керибу разбогатеть?
Как автор показывает,что он сомневается в том, что Ашик-Кериб забыл свою невесту?
С какой целью Магуль-Мегери посылает с купцом золотое блюдо?
Кто помог Ашик-Керибу вернуться домой?
Назовите художественные средства, используемые автором. Найдите их в тексте.
Итак, урок подошел к завершению. Обратимся к задачам урока:
Удалось ли нам их решить?
Данная сказка учит быть….
Данная сказка учит уважать культуру других народов…
Истинная любовь побеждает все препятствия…
Любить и не бояться никаких препятствий
Скажите, какое задание показалось вам самым интересным? Что вызвало затруднение?
Закрасьте звездочку таким образом:
Все понял(а) , было легко и интересно – красным
Временами затруднялся (лась) – зеленым
Ничего не понял – желтым
Познакомиться с произведением, ее героями.
Определить, что такое дружба, доброта, взаимопомощь и т.д.
Чему учит эта сказка?
— формулируют тему урока, сверяют с образцом;
— выстраивают по порядку задачи урока и сверяют с образцом;
корректируют тему и цели урока;
Ученики отвечают на проблемный вопрос , находят в тексте нужную информацию
Города, которые упоминаются в сказке.
Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (столица Грузии), Арзурум – Эрзурум,
Арзиньян – Эрджиньян, столица Турции Анкара, Халаф.
Ищут информацию в энциклопедии
Выдвигают гипотезы; их обоснование, овладевают новыми словами — старинными географическими названиями
овладевают новыми словами;
пробуют объяснить их значение, сверяют со словарем
аналитическая деятельность, смысловое чтение текста
дают эстетическую оценку музыкальному произведению
учатся рецензировать профессиональное чтение;
анализируют содержание прочитанного
дают нравственную оценку поступкам героев
развивают умения отвечать на проблемный вопрос, подбирать аргументацию
Работа в группах
анализ объектов с целью выделения признаков, синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения;
сравнительный анализ рисунков;
Сейчас я проверю, насколько хорошо вам знакомо содержание текста. Для этого давайте выполним задания теста.
2. Каким был Ашик –Кериб?
В. Среднего достатка
3.Что пророк дал Ашик –Керибу ?
А Высокий рост и дар песен
Б. Высокое сердце и дар рисования
В. Высокое сердце и дар песен
4. С кем сравнивает автор Магуль –Мегери ?
А. С прекрасным солнцем за облаками
Б. С ангелом, живущим за звездами
В. С птицей красивых лесов
5. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?
6. На каком инструменте играл Ашик -Кериб?
7. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку
Магуль- Мегери?
А. Потому что был бедным
Б. Потому что был неграмотным
В. Потому что был богат
8. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу ?
А. Семь лет странствовать по свету.
Б. Шесть лет странствовать по свету.
В. Восемь лет странствовать по свету.
9 . Как обманул Куршуд-бек мать Ашик –Кериба?
А. Сказал,что Ашик бросил его
Б. Ашик утонул в реке
В. Ашика погрызли волки в лесу
10. Что делал Ашик-Кериб, переходя из деревни в деревню, из города в город?
Б. Пел и играл на саазе
В. Только играл на сазе
11. Что дала Магуль –Мегери купцу?
Б. Серебряное блюдо
В. Золотое блюдо
12. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?
13. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?
15. Что поклялась сделать Магуль –Мегери купцу?
Б. Выйти замуж за Куршуд-бека
В. Убить Куршуд-бека
Краткое содержание
Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.
Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.
Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.
Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.
После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.
Основа задумки
Это произведение имеет 2 основных мысли:
В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.
Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.
Части текста
В анализируемой турецкой сказке любовь считается главной движущей силой и смыслом жизни героев. Благодаря его чистой душе он получил в награду чудеса. Все действия, происходящие в сказке, закончились торжеством, которое устроил посланник свыше.
История создания
Лермонтов написал сказку в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. В восточных странах это произведение было популярным. Со временем автор представил его читателям в собственной фольклорной обработке.
Сегодня в школах на уроках русской литературы дети в 4 классе делают синквейн к сказке и пишут сочинения для лучшего усвоения. Этот прием выразительности состоит из разделов, например:
- Ашик-Кериб.
- Влюбленный, молодой.
- Не сдается, работает, мечтает.
- Во время вспоминает обещания.
- Возвращение.
Синквейн всегда состоит из пяти нерифмованных строк. Такой способ разделения помогает кратко выразить тему, описать характеристику героя, раскрыть идею создания и провести резюмированные итоги всего рассказа.
Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов
Число страниц: 14
Жанр произведения: сказка
Главные герои: Ашик-Кериб, Магуль-Мегери.
Второстепенные герои: Куршуд бек, Хадерилиаз, святой Георгий, мать Ашик-Кериба.
Характеристика главных героев:
Ашик-Кериб — бедный, но талантливый и с добрым сердцем.
Влюблённый и готовый на всё, ради своей любимой.
Отважный, справедливый и честный.
Магуль-Мегери — добрая, верная и преданная.
Не поверила в уловки Куршуд-бека.
Характеристика второстепенных героев:
Куршуд-бек — хитрый и ловкий.
Хадерилиаз — святой Георгий. Помог герою вовремя вернуться домой и вылечить мать.
Мать Ашик-Кериба — несчастная слепая женщина, ждала сына.
Бедный певец Ашик-Кериб встретил красавицу Магуль-Мегери и полюбил её.
Девушке тоже понравился певец.
Но гордость мешала Ашик-Керибу просить руки возлюбленной.
Куршуд-бек, тоже влюблённый в красавицу, следует за Ашик-Керибом, крадёт его вещи и рассказывает о смерти певца.
Мать героя слепнет от горя.
Однако, Ашик-Кериб жив, и хорошо устроился во дворце паши.
Он становится богат, но забывает о сроке возвращения.
Магуль-Мегери посылает с купцом золотое блюдо, чтобы напомнить любимому о себе.
Увидев блюдо, Ашик-Кериб спешит домой.
Он боится опоздать, но встречает святого Георгия.
Святой помогает герою оказаться дома вовремя и вылечить слепоту матери.
Ашик-Кериб женится на любимой девушке.
А прощёный им Куршуд-бек женится на сестре главного героя.
План сказки:
- Бедность певца.
- Гордость певца.
- Обман Куршуд-бека.
- Во дворце паши
- Золотое блюдо
- Обратный путь.
- Святой Георгий.
- Лечение матери.
- На свадьбе.
Главная мысль сказки состоит в том, что браки заключаются на небесах.
Основная идея автора заключается в том, что никакие невзгоды и препятствия не могут разлучить влюблённых.
Если людям суждено быть вместе, они всё равно поженятся.
Чему учит произведение
Сказка учит не сдаваться и не опускать руки.
Уметь преодолевать трудности, добиваться желаемого.
Учит верить только тому, что видишь своими глазами, и не доверять слухам.
Учит терпению и смирению. Учит уметь ждать.
Учит тому, что даже бедняки могут иметь гордость.
Прочитав эту сказку, я была увлечена романтической историей двух влюблённых.
Им пришлось вместе преодолеть различные трудности, прежде чем стать счастливыми.
Но все трудности забываются в момент победы.
Это очень интересная восточная легенда, в которой главными героями оказываются бедный и талантливый музыкант, и богатая красавица.
Герои по-разному идут к своему счастью.
Герой в странствиях добывает славу и золото.
Героиня стоически ждёт долгих семь лет, храня верность любимому.
Автору удалось создать красивую сказку, которая увлекает с первых строк.
В ней много поучительных моментов, на которые обязательно следует обратить внимание.
Я всем рекомендую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно уметь держать своё слово и помнить о сделанных обещаниях.
Ведь иногда, добившись чего-либо в жизни, человек забывает, что когда-то мечтал совсем про иное.
Пословицы к произведению:
- Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
- Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь.
- Давши слово, держи его.
- Крепко верить – значит победить.
- Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Словарь неизвестных слов.
- Сааз — музыкальный инструмент;
- Чапра — виноградные выжимки;
- Намаз — молитва.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Читайте также:
- Что человек ищет в путешествиях итоговое сочинение евгений онегин
- Как в поэзии державина проявляются принципы классицизма сочинение
- 8 класс сочинение миниатюра сатирическое изображение помещиков
- В детстве я мечтал быть скульптором сочинение
- Сочинение про чеченский язык на русском
Все главные герои сказки “Ашик-Кериб” М. Ю. Лермонтова олицетворяют собой положительные и отрицательные качества, свойственные людям. Обычно это произведение проходится в 4 классе школьной программы, так как оно изначально и написано для детей. Интересно, что Лермонтов, строго говоря, не придумал это произведение самостоятельно. Во время своих путешествий по Кавказу и Закавказью он активно собирал фольклор, и его сказка “Ашик-Кериб” является творческой переработкой народного сказания “Ашик-Гариб”, распространённого у разных народов. При этом сказку эту едва не потеряли, и её рукопись лишь случайно обнаружили, разбирая бумаги Лермонтова после его смерти на дуэли.
Главные герои сказки “Ашик-Кериб”
Ашик-Кериб
Сам Ашик-Кериб, главный герой произведения. Молодой парень из Тифлиса (Тбилиси), бедняк, талантливый музыкант и певец, который играет на саазе и является ашиком, то есть поэтом (ашик – закавказский аналог менестреля у европейцев). Сюжет сказки построен на том, что он влюбляется в Магуль-Мегери, дочь богатого турка, но в силу бедности не может жениться на ней. Тогда Ашик-Кериб решает отправиться в странствие на семь лет, чтобы разбогатеть и получить право просить её руки. Главный герой олицетворяет собой сразу множество положительных качеств – он честен, смел и добр. В конце концов он, став придворным музыкантом у паши города Халафа, и начинает забывать свою изначальную цель, погрузившись в богатую жизнь. Однако, позднее Ашик-Керибу всё-таки удаётся вспомнить (не без помощи Магуль-Мегери) о том, ради чего он всё это затеял, и возвращается обратно. Сказка Лермонтова заканчивается тем, что он всё-таки женится на своей возлюбленной.
Магуль-Мегери
Красивая юная девушка, в которую влюблён Ашик-Кериб. Она хотела бы выйти за него замуж, но знает, что отец никогда не позволит ей связать свою жизнь с нищим музыкантом. Когда Ашик-Кериб отправляется в своё долгое странствие, она приносит обет дождаться его возвращения, но предупреждает, что, если он не преуспеет, отец отдаст её замуж за Куршуд-юека, который давно к ней сватается. Магуль-Мегери не сомневается в Ашик-Керибе, и не верит в ложь о его смерти, которую приносит Куршуд-бек. После того, как поэт уходит в путешествие, она никогда его не забывает, и прошествии шести лет, беспокоясь, передаёт с отбывающим из Тифлиса купцом золотое блюдо, чтобы тот нашёл Ашик-Кериба и напомнил ему о том, что пора возвращаться. То, что Магуль-Мегери не теряет веры в своего возлюбленного, делает её едва ли не самым главным героем “Ашик-Кериба”. После того, как её любимый опаздывает, Магуль-Мегери, покорившись воле отца, готовится выйти замуж за Куршуд-бека, но намеревается сразу после этого заколоть себя кинжалом.
Куршуд-бек
Главный отрицательный герой сказки “Ашик-Кериб”, лживый и подлый в начале произведения человек. Куршуд-бек давно влюблён в Магуль-Мегери, но она не отвечает ему взаимностью. Когда Ашик-Кериб уходит странствовать, Куршуд-бек увязывается за ним под предлогом помощи. Однако, когда певец раздевается, чтобы переплыть реку, Куршуд-бек крадёт его одежду, возвращается обратно, приходит к его матери и лжёт о его смерти. Та, убитая горем, постоянно плачет и потому слепнет, а также рассказывает о смерти сына Магуль-Мегери, но девушка не верит в его гибель Ашик-Кериба. Когда спустя 7 лет певец опаздывает, начинается свадебная церемония Куршуд-бека и Магуль-Мегери, которая в самый ответственный момент прерывается Ашик-Керибом. Брат Куршуд-бека пытается зарубить их обоих, но его останавливает сам Куршуд-бек, который смирился с судьбой и встал на путь исправления. Позднее Ашик-Кериб выдаёт за него замуж свою сестру, дав ей заодно богатое приданое. Соответственно, в лице Куршуд-бека, который на протяжении всей сказки выступает отрицательным главным героем, Лермонтов показывает, что даже у самых плохих людей есть надежда на раскаяние и исправление.
Второстепенные герои сказки “Ашик-Кериб”
Аяк-ага
Почтенный немолодой турок (“-ага” – это частица, которая значит “дедушка” и добавляется к имени пожилых людей в знак уважения), отец Магуль-Мегери. Искренне любит дочь, но в силу своей консервативности и возраста уверен в том, что он лучше знает, как ей жить, а потому хочет найти её хорошего и обеспеченного жениха. Несмотря на это, позволяет дочери принести обет ждать своего суженого на протяжении 7 лет, так как действительно её любит.
Хадерилиаз
По задумке Лермонтова этот второстепенный герой “Ашик-Кериба” является святым Георгием, и именно он выручает певца в самый трудный момент. Когда тот опаздывает на свадьбу (ему предстоит ещё несколько месяцев пути, а свадьба уже вот-вот), Хадерилиаз волшебным образом переносит его сразу на место. Также он даёт ему комок земли, сказав, что мать Ашик-Кериба вернёт себе зрение, если он помажет этой землёй её глаза.
Мать Ашик-Кериба
Упорная женщина, бедная, но честно работающая всю свою жизнь. В сказке она не играет существенной роли. Однако, получив от Куршуд-бека известие о смерти сына, верит ему и от слёз слепнет, так как постоянно плачет. В финале мать главного героя “Ашик-Кериба” снова начинает видеть, когда тот мажет ей глаза чудодейственной землёй, полученной от Хадерилиаза (святого Георгия). При этом чуть ранее, при первой встрече после разлуки,ни она, ни сёстра героя не узнают изменившегося за 7 лет Ашик-Кериба, и он представляется им именем “Рашид”, что означает “Храбрый”.
Брат Куршуд-бека
Фигурирует только в самом конце сказки. После того, как Ашик-Кериб расстроил свадьбу и фактически отобрал уже готовую выйти замуж за Куршуд-бека невесту, он пытается зарубить певца и девушку, чтобы отомстить за нанесённое брату оскорбление, но тот сам его останавливает.
Путешествуя по Кавказу и Закавказью, Михаил Лермонтов активно интересовался народным творчеством. В 1837 году он записал сказку «Ашик-Кериб». Анализ произведения показывает, что оно повествует о странствиях бедного молодого музыканта и может познакомить с самобытной турецкой культурой. Фольклорный сюжет «муж на свадьбе у своей жены» широко известен на Ближнем Востоке и ложится в основу не только народных сказок, но и многих известных литературных шедевров.
Оглавление:
- Краткое содержание
- План для пересказа
- Характеристика главных героев
- Жанр и композиция
- Чему учит произведение
- Синквейн к сказке
Краткое содержание
Жил в Тифлизе бедный музыкант Ашик-Кериб, играющий на саазе. Однажды влюбился он в прекрасную Магуль-Мегери, но она была дочерью богача. Ашик понял, что не может просить её руки, пока он беден. Поэтому он задумал отправиться странствовать по свету 7 лет и нажить себе богатство, вернуться по истечении этого срока и взять возлюбленную в жёны. Девушка согласилась ждать, но если герой не успеет вернуться, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно за неё сватается.
Попрощавшись с матерью и сестрой, Кериб отправился в путь. Но за ним увязался Куршуд-бек. Когда Ашик переплывал реку, сбросив одежду, его спутник схватил её и вернулся в Тифлиз, сказав всем, что герой утонул, а значит, теперь он может жениться на Магуль-Мегери. Но она ему не поверила. Зато поверила мать Ашика и ослепла от слёз.
Путешествуя из города в город, молодой певец быстро добился славы. Наконец, прибыл он в город Халаф, где стал придворным музыкантом паши и разбогател. Живя в роскоши, начал он забывать, что должен вернуться. Но Магуль-Мегери послала вместе со странствующим купцом золотое блюдо, которое должно было напомнить ему о возвращении. Увидев блюдо, он всё вспомнил.
До истечения срока оставалось три дня. Не успел бы Ашик, но ему помог Хадерилиаз (св. Георгий), который мгновенно доставил его в родной город. А чтобы все поверили, что это действительно Ашик-Кериб, Хадерилиаз дал ему землю из-под копыта своего коня. Землёй он должен был помазать глаза ослепшей 7 лет назад матери, и тогда она прозреет и узнает сына.
В Тифлизе Ашик сначала побывал у матери и сестры: они не узнали его, но герой попросил свой сааз, висевший на стене. Взяв его, он поспешил на свадьбу Куршуда и Магуль-Мегери. Девушка собиралась совершить самоубийство, лишь бы не стать женой нелюбимого. Но когда она услышала голос поющего Кериба, она узнала его: влюблённые бросились друг другу в объятия.
Брат Куршуд-бека обнажил меч, желая убить их обоих, но Куршуд-бек остановил его, справедливо решив, что соперник всё-таки успел к концу срока.
В доказательство, что это действительно он, Ашик попросил привести мать, промыл ей глаза землёй с водой. Она прозрела и узнала сына, а тот восславил могущественного Хадерилиаза. И хотя Куршуд-бек когда-то поступил с ним подло, добрый Ашик отдал ему в жёны свою сестру с богатым приданым.
План для пересказа
Это увлекательная история, в которой происходит немало сказочных событий и приключений главных героев. Для удобства можно кратко составить план для пересказа:
- Взаимная любовь Ашика и Магуль-Мегери.
- Мысль отправиться в путь и нажить богатство.
- Обещание возлюбленной ждать.
- Обман Куршуд-бека.
- Долгие скитания и обретение богатства в Халафе.
- Напоминание о возвращении при помощи золотого блюда.
- Помощь Хадерилиаза.
- Прибытие на свадьбу.
- Счастливый финал.
Характеристика главных героев
В произведении несколько главных героев, каждый из которых обладает своими особенными чертами характера. Описание и характеристика Ашик-Кериба из сказки «Ашик-Кериб», а также других персонажей:
- Ашик-Кериб — бедный певец и музыкант, на свадьбах играющий на саазе, талантливый, добрый, неунывающий, смелый и решительный. Целеустремлённый, трудолюбивый, гордый: решил сам заработать деньги, чтобы свататься к невесте, а не быть вечно обязанным её отцу. Готов на всё ради своей любви. Умеет достигать поставленных целей. Его также можно охарактеризовать как человека, умеющего прощать и со всеми сохраняющего добрые отношения. Хотя Куршуд-бек поступил плохо, он не держит на него зла и даже отдаёт в жёны сестру, чтобы никто не остался обиженным.
- Магуль-Мегери — прекрасная и милая девушка, красоту которой можно сравнить только с красотой ангелов на небесах. Единственная дочь богатого турка Аян-Аги. Скромная, преданная, верная: сдерживает обещание ждать возлюбленного 7 лет, а после решает, что лучше уж погибнуть, чем доставаться нелюбимому человеку. Умная, изобретательная: придумала, как вернуть память своему возлюбленному, находящемуся далеко от неё, отправив золотое блюдо и сообщение вместе со странником-купцом.
- Куршуд-бек — другой молодой жених, давно сватающийся к Магуль. Хитрый, завистливый и подлый: сначала притворяется другом Кериба, но затем предаёт его и сообщает всем ложь о его смерти, из-за чего его мать слепнет. Однако и у него есть положительные качества, разглядев которые, главный герой прощает Куршуда, отдав в жёны свою сестру.
- Хадерилиаз — загадочный всадник на белом коне, спасший Кериба и вовремя доставивший его в Тифлиз. Волшебник, святой Георгий, ставший его покровителем.
- Мать Ашика — любящая, заботливая, трудолюбивая и мудрая женщина. Узнав, что с сыном случилась беда, ослепла от слёз, но продолжала ждать его.
- Сестра Ашика — красивая, добрая, умная и проницательная девушка. Не побоялась открыть дверь незнакомцу, первая узнала брата.
Жанр и композиция
Жанр произведения — авторская сказка. А также она относится к группе волшебных сказок. На это указывают характерные особенности:
- присутствие чудес;
- наличие волшебных предметов;
- троекратные повторения.
Композиция:
- Экспозиция: как живёт в Тифлизе бедный музыкант и чем он занимается.
- Завязка: он отправляется в долгий путь, чтобы разбогатеть.
- Развитие действия: скитания Кериба.
- Кульминация: герой оказывается в тяжёлом положении, и лишь внезапно возникший покровитель может помочь ему.
- Развязка: он возвращается к возлюбленной и воссоединяется с ней.
Чему учит произведение
Каждая сказка создаётся не только для развлечения: зачастую в ней затрагивются важные темы и проблемы. Сказка «Ашик-Кериб» учит:
- Рассчитывать только на себя и пытаться зарабатывать своим умом. Главный герой мог бы сразу жениться на девушке, сыграв свадьбу благодаря деньгам её отца и в дальнейшем живя за его счёт. Но это противоречило бы его совести и его личным убеждениям.
- Всегда держать слово. И Ашик, и его возлюбленная дали друг другу обещание и сдержали его, несмотря на различные трудности, возникшие у них на пути.
- Не врать и не совершать подлые поступки. Главный антагонист, поступив нечестно, всё равно ничего не добился, а добро восторжествовало.
А также в произведении говорится о том, какой силой наделена настоящая любовь. Она преодолевает все препятствия, а порой воссоединиться двум верным возлюбленным помогают небесные покровители.
Ещё один смысл, вложенный в сказку, — искусство также может помочь на пути к цели. На протяжении всей истории герой обращается к музыке, его талант помогает ему добиться желаемого.
Деньги же нередко могут только испортить человека.
Став придворным музыкантом паши в Халафе и разбогатев, будучи счастливым и осыпаемым золотом, Ашик практически забыл о своём обещании, которое он дал невесте. К счастью, сама она была готова до конца бороться за свою любовь, найдя способ напомнить ему об этом.
Синквейн к сказке
Это произведение изучается в 4 классе. Чтобы дети лучше поняли его сюжет и смысл, вместо сочинения они могут написать синквейн к нему. Например:
Ашик-Кериб
Талантливый, влюблённый
Путешествует, мечтает, поёт
Вовремя возвращается к невесте
Любовь.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Какие слова фрагмента сказки помогут составить рассказ о герое Ашик-Кериб?
Задание по литературе для 4 класса Перечитай фрагмент сказки Лермонтова «Ашик-Кериб».
<hr />
Подчеркни слова, которые помогут составить рассказ о герое этого произведения.
.Был также в Тифлизе бедный Ашик-Кериб. Пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара пе¬сен; играя на саазе (балалайка турецкая) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых. На одной свадьбе он увидел Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга. Мало было надежды у бедного Ашик-Кериба получить её руку — и он стал грустен, как зимнее небо…
<hr />
3 ответа:
2
0
Выделим слова, которые помогут нам описать героя сказки Лермонтова Ашик-Кериба.
Первое слово Бедный, показывает материальное положение героя.
Далее следует подчеркнуть слова Высокое сердце и Дар песен, которые говорят нам о том, что Ашик-Кериб был добрым и благородным человеком, и к тому же обладал талантом сочинять и исполнять песни. Здесь же выделим слово Увеселять, которое говорит о том, что песни Ашик-Кериба пользовались спросом, были очень хорошими.
Можно выделить слово Полюбили, которое говорит о романтизме героя, о его способности любить.
И наконец выделим слова Грустен, как зимнее небо, которые показывают глубину отчаяния, которое охватило Ашик-Кериба, когда он решил, что не может быть вместе с любимой.
1
0
Бедный Ашик-Кериб, высокое сердце, дар песен, ходил увеселять, увидел Магуль-Мегери, полюбили друг друга, мало надежды, грустен, как зимнее небо. Если же нужны слова, которые описывают образ героя, то подходят эти: бедный, высокое сердце, дар песен, грустен, как зимнее небо.
0
0
В сказке Лермонтова «Ашик-Кериб», главный герой, первоначально бедный музыкант, должен пройти долгий путь, чтобы обрести счастье с любимой девушкой.
Из этого короткого отрывка мы можем выбрать всего несколько слов, которые могли бы нам показать характер героя в начале сказки. Это слова Бедный, Дар песен, Высокое сердце, Мало надежды, Грустен.
По ходу развития сюжета Ашик-Кериб становится и богат и знаменит, а характер его меняется, он становится уверенным в себе, но все так же любит Магуль-Мегери.
Читайте также
В сказке Бажова «Серебряное копытце» рассказывается о легендарном козле, который мог стуча копытами выбрасывать драгоценные камни. Многие считали эти рассказами слухами и легендами, но Кокованя верил в существование козла и долго и постоянно искал его в лесу. Только ради этого козла он уходил на зиму жить в балаган и в этот раз взял с собой Даренку.
Кокованя хотел увидеть козла Серебряное копытце чтобы убедится в существовании этого чудного зверя, а также чтобы набрать камней, которые могли облегчить его жизнь.
Даренка не думала о камнях, она просто хотела увидеть красивое животное, она думала о нем как о чуде и поэтому козел вышел именно к ей и к ее кошке.
Рассказ о мальчик Мише, герое сказки «Городок в табакерке».
Миша предстает перед нами хорошим и воспитанным мальчиком. Посмотрите как он обращается к родителям: Папенька и на Вы:
Только пустите меня туда!
Это также говорит об учтивости мальчика.
Но при этом Мише свойственно обычное детское любопытство, он горит желанием узнать как устроена табакерка, как она издает свои волшебные звуки, он просится войти в нее и внимательно ее разглядывает.
Это говорит о том,что Миша любознательный, любопытный, пытливый и наблюдательный мальчик.
Этот вывод подтверждают и приключения мальчика в табакерке, он не остановился на полпути, он узнал все и познакомился со всеми ее обитателями.
При этом он проявил внимательность но неосторожность. Он все подмечал в городке, но случайно сломал пружинку. И хорошо, что это было во сне, потому что наяву Миша наверняка проявит после этого большую осторожность.
Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.
Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.
В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.
Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.
Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.
Вот например что сказано про пружинку:
Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.
Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.
Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.
Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.