Асламов дмитрий савельевич сказки

  • Главная
  • Книги
  • Сказки Дмитрия Асламова

Сказки Дмитрия Асламова

Описание книги

Издание знакомит читателя со сказками тункинского (Восточная Сибирь) сказителя Дмитрия Савельевича Асламова. Фольклорист и литературовед, историк Сибири М.К.Азадовский писал: «…Мне удалось найти совершенно исключительного сказочника с репертуаром, который превосходит всех доселе известных русских сказителей, и, кроме того, совершенно исключительного мастера — художника». Книга «Сказки Дмитрия Асламова» оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.00 из 10.Для бесплатного п…

Издание знакомит читателя со сказками тункинского (Восточная Сибирь) сказителя Дмитрия Савельевича Асламова. Фольклорист и литературовед, историк Сибири М.К.Азадовский писал: «…Мне удалось найти совершенно исключительного сказочника с репертуаром, который превосходит всех доселе известных русских сказителей, и, кроме того, совершенно исключительного мастера — художника». Книга «Сказки Дмитрия Асламова» оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.00 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

  • Просмотров: 1196
  • Рецензий: 0

Информация об издании

  • Переводчики: не указаны
  • Серия:
    Сибирская живая старина
  • ISBN (EAN): 5-7424-0222-8
  • Языки: Русский
  • Возрастное ограничение: не указано
  • Год написания: 1991

Эта книга еще не добавлена в подборки

К ЭТОЙ КНИГЕ НЕ ДОБАВЛЕНЫ персонажи

КНИГА НЕ УПОМИНАЛАСЬ В БЛОГАХ

Посмотрите еще

Сказки братьев Гримм

Сказки братьев Гримм

Якоб и Вильгельм Гримм — немецкие лингвисты, посвятившие свою жизнь собранию и изучению народного немецкого фольклора.
Сказки братьев Гримм известны всем — от мала до велика. В этот сборник мы включили самые известные их сказки «Бременские уличные музыканты», «Храбрый портняжка», «Госпожа Метелица», «Король Дроздовик» и «Золушка». Любимые герои приглашают вас в свой волшебный мир, полный невероят…

Семь диких сестер

Семь диких сестер

Здорово было бы повстречать в Дремучем лесу настоящих фейри. Так думала рыжеволосая девочка по имени Сара Джейн Диллард — по крайней мере, пока не познакомилась с волшебным народом поближе. Однажды она нашла в лесу странного человечка, сплошь утыканного отравленными стрелами. Сара Джейн отнесла его на ферму к тетушке Лилиан — одинокой старушке, о которой поговаривали, что она колдунья. И вышло так…

Отечественная классическая проза

8.6


0

Левша. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе

Левша. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) — русский писатель и публицист, автор повестей и рассказов «Тупейный художник», «Запёчатлённый ангел», «Леди Макбет Мценского уезда». «Очарованный странник», «Заячий ремиз», «Полунощники», романов «Некуда» и «На ножах», хроники «Соборяне» и др.
Родился в селе Горохово Орловского уезда (теперь Свердловская область) в семье дочери обедневшего дворянина и бывшего …

Современная отечественная проза

7.5


0

Добрые книги для детей и взрослых. Правдивые сказки про собак

Добрые книги для детей и взрослых. Правдивые сказки про собак

Книга, которую вы держите в руках – идеальна для семейного чтения! Ведь так прекрасно, когда и взрослые и дети могут вместе сопереживать историям порой непростых взаимоотношений людей и собак! На станицах проникновенных и светлых рассказов смешана целая палитра чувств, эмоций и поступков: безграничные верность и преданность, ревность и предательство, а в конце – торжество всепобеждающей любви! Пол…

Мы – Разбойниковы

Мы – Разбойниковы

Каникулы у бабушки — самый неудачный из всех возможных планов на лето. Но для Вильи он так и остался планом: ее похитили прямо на дороге. Самые настоящие разбойники.
Правда, очень странные. Потому что деньги и прочие традиционные ценности их мало волнуют. Им бы побольше сладостей, еды, одежды, игр и всяких полезных мелочей — вот это правильная добыча. А Вилья зачем? «Пригодится. Слово атамана». И,…

Оленьи рога Имогены

Оленьи рога Имогены

Вот уже тридцать лет дети радуются, читая забавную историю о девочке, которая, проснувшись однажды утром, обнаружила, что у неё выросли оленьи рога. Ни доктор, ни директор школы, ни всезнающий брат Имогены, как ни старались, не могли ей помочь… Дэвид Смолл получил множество престижных наград, среди которых Медаль Кальдекотта (The Caldecott Medal) в 1998 г. и почётная премия Кальдекотта в 2001 …

Человек-мандарин

Человек-мандарин

Что ты подумаешь, когда в один из зимних предновогодних вечеров в твоей комнате из мандариновой косточки, которую ты сам же посадил у себя на подоконнике, появится человечек? Так вот, в нашей книге Человек-мандарин окажется настоящим волшебником. Он всегда будет появляться именно в тот момент, когда главной героине Анне просто необходима помощь. Путешествия во времени и таинственные приключения ст…

Котёнок Амелия, или Колокольчик-невидимка

Котёнок Амелия, или Колокольчик-невидимка

Лили и Джесс пришли в Лес Дружбы, чтобы отпраздновать день рождения Голди. Но злая ведьма Гризельда … похитила именинницу! Девочки вместе с котёнком Амелией тут же бросились на поиски и в этом им очень помог колокольчик-невидимка!
Для младшего школьного возраста.

Подарок для мышки

Подарок для мышки

Трогательная и чудесная история Ирины Зартайской подарит новогоднее настроение вашему малышу. Что такое Новый год? Почему его так ждут? Что же будет, когда он придёт? Разве не такие вопросы задаёт ваш маленький почемучка? А что отвечаете вы? Прочитайте малышу эту книжку о приключениях маленькой мышки, которая очень боялась пропустить Новый год. Она не знала, как он выглядит, и пыталась повсюду его…

День с мышиной пожарной командой

День с мышиной пожарной командой

Каждое утро ровно в шесть пожарные выстраиваются у начищенной до блеска красной машины, а капитан Отвагин забирается на свой наблюдательный пост — не попал ли кто из зверушек в беду? Жители долины могут жить спокойно — их безопасность в надёжных лапках!
Но что это? Мышиная пожарная команда помогает всем подряд, даже… котам, а это уже никуда не годится! Три очень важных в мышином мире господина в…

Отечественная история

0.0


0

Журнал

Журнал «Сибирская живая старина». Выпуск II (VI), 1926 год

Иркутск, 1926 год. Типография издательства «Власть труда».

Иллюстрированное издание.

Типографская обложка.

Сохранность хорошая.

«Сибирская живая старина» (1923-1930) — фольклорно-этнографический журнал, созданный по инициативе профессоров М. К. Азадовского и Г. С. Виноградова в Иркутске. Это первое в советское время издание подобного типа.

Журнал широко публиковал записанные в экспе…

Главные сказочники русской истории

«Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки, от зимняка поросенка наступчатого».

Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала  формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась…

Абрам Кузьмич Новопольцев


Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов. Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды. Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника. Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя. «Тут и сказке конец, сказал ее молодец и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».

Егор Иванович Сороковиков-Магай


Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе. Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ. Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. «Он седне будет рассказывать сказки!» И пускали через очередь. «Смелем тебе, только говори сказки нам!» Вот таким путем много приходилось сказок говорить». Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры. Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.

Анна Куприянова Барышникова


Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей. Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения. А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече? в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».

Федор Иванович Аксаментов


Сказка, будто кусок пластилина в руках, переделывается и меняется под влиянием различных факторов (индивидуальные особенности сказителя, место бытования сказки, социальная среда, к которой принадлежит исполнитель). Так, рассказываемая в солдатской среде, сказка впитывает в себя реалии походной и военной жизни, казармы и предстает перед нами уже совершенно иной, новой сказкой. Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов. Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.). В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области. У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат. Также сказитель вводит в рассказ пьяниц, карточные игры, гостиницы, гулянки, порою эти картины пьянства превращаются даже в какой-то апофеоз пьяницы, что придает специфический оттенок сказочной фантастике.

Наталья Осиповна Винокурова


Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать». Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).

Дмитрий Савельевич Асламов


Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в  приподнятом тоне. Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь. И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».

Матвей Михайлович Коргуев


«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их. Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа», – справедливо заметил Алексей Николаевич Толстой.

Из литературы XVII века перешли в фольклор и бытовали как сказки европейские романы «О Бове-королевиче» и «Еруслане Лазаревиче», переведенные с так называемых «народных книжек», а не с подлинников. В России они прожили долгую жизнь, вплоть до XX века, чему способствовали лубочные издания. На сибирской почве признаки рыцарского романа совсем стерлись. И в варианте, записанном Еленой Шастиной, от Анны Афанасьевны Шелиховой, сказка начинается в далеком от дворца месте.

Сказку читают актеры народного театра «Содружество». В роли рассказчика режиссер театра Александр Гречман.

Подробности
Категория: Проект «Сказки Сибири»

Опубликовано: 08 сентября 2022

Тункинский сказитель Дмитрий Савельевич Асламов был человеком эмоциональным, сопровождал рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям. Дмитрий Савельевич был весь в движении, то повышал, то понижал голос, делал паузы, смеялся, руками обозначал размеры, если говорил о чем-нибудь. И чем больше было зрителей, тем больше он воодушевлялся. 

Фольклорист и литературовед, историк Сибири Марк Константинович Азадовский так писал о Дмитрии Асламове: «…Мне удалось найти совершенно исключительного сказочника с репертуаром, который превосходит всех доселе известных русских сказителей, и, кроме того, совершенно исключительного мастера – художника».

Перед тем как рассказать сказку «Царевна-старушка» фольклористу Елене Ивановне Шастиной, Дмитрий Савельевич обратился к ней: «Ну, попиши ету сказку! Па-апишешь! Шибко красива ета сказка! Ой-ох!»

Если вспомнить хорошо знакомый с детства сказочный сюжет, то Иван-царевич стрелу свою нашел в лапах лягушки, а в этой сказке герой Ванюшка обнаружил свою судьбоносную стрелу в руках у старушки «…дряклой, губы повесила, сама черная как уголь…», но настойчиво ответила на приветствие испуганного парня: «я твоя судьба». Еще и пригрозила: «Ежели только ты горчаешь на мои слова, видишь озеро: я тебя потоплю се рамно, во што ба ни стало больше меня не будешь!»

Чем закончились приключения героя сказки, расскажут актеры заслуженного коллектива народного творчества народного театра «Содружество» и сотрудники Иркутского областного Дома народного творчества.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Подробности
Категория: Проект «Сказки Сибири»

Опубликовано: 15 августа 2022

  • Архыз в гостях у сказки отзывы
  • Архитектурные памятники кирова рассказ описание
  • Архитектурные особенности церкви покрова на нерли для сочинения
  • Архитектурные особенности храма покрова на нерли сочинение описание 8 класс
  • Архитектурные особенности храма покрова на нерли кратко для сочинения