Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему
Тематическое направление: Время перемен
31.10.2020 22:37:52
Автор: Наталья Любезнова
Жизнь не стоит на месте. Ей свойственно меняться. Перемены касаются и жизни человека. Это естественно. Но это не значит, что новое лучше старого, не всегда перемены ведут к лучшему. Они могут принести проблемы, разочарование и даже несчастье. Человеку свойственно ошибаться, когда он меняет что-то в своей жизни.
В произведениях художественной литературы авторы часто пишут о том, что перемены не всегда ведут к лучшему. Так, в рассказе Е.Ауэрбах «Я поздно понял…» говориться о матери и сыне, которые жили душа в душу: они понимали друг друга, вместе ходили в театр, на прогулки, жили дружно и весело. Так было до девятого класса. Потом в жизни мальчика произошли перемены. Его как будто подменили. Он начал вести самостоятельную жизнь, не считаясь с чувствами своей матери, которая очень переживала за него, пила валидол, когда он не приходил ночевать. Закончилось все трагично: мама умерла. Сын позже осознал, что поступал неправильно, но было уже поздно: маму не вернуть. Из этого примера мы видим, что перемены в жизни данной семьи привели к большому горю.
В другом произведении М. Булгакова «Собачье сердце» изменения происходят как в общественной жизни, так и в жизни дворового пса. Произошла революция, установились новые порядки. К власти пришли необразованные, невежественные люди, такие как Швондер. Став главой домкома, он совсем запустил дом, там стало грязно, никто не занимался реальными проблемами жильцов. По мнению Швондера, профессор должен поделиться своими квадратными метрами с другими. Он не понимает, что Преображенский – талантливый ученый, успехи которого известны за пределами страны. На примере такого неграмотного руководителя Булгаков хочет показать, что грубое и необдуманное изменение общественного порядка ни к чему хорошему не приведет.
Перемены в жизни собаки тоже закончились плачевно. Из доброго пса получился грубый, недалекий, невежественный человек, который к тому же попал под влияние Швондера. Мы видим, что операция профессора Преображенского приводит к плохим последствиям.
Таким образом, перемены, конечно, нужны, но они не всегда приводят к положительному результату. Но очень хочется, чтобы общество и человек всегда менялись в лучшую сторону.
Количество слов — 319
Добрый день, Наталья. В своём сочинении вы рассуждаете о том, всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему. В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1(соответствие теме)+1 балл
К2(наличие литературного аргумента)+1 балл
Вы привели два литературных аргумента, хотя достаточно и одного. Вам удалось хорошо проанализировать оба произведения, найдя в них те моменты, которые соответствуют теме вашей работы.
К3(логика и композиция)+0 баллов
Вы нарушили самое важное правило композиции: не выделили абзацы. При чтении вашей работы, конечно, можно найти вступление, основную часть и заключение, но абзацев проверяющий не видит, что даёт ему право за этот критерий поставить 0 баллов.
К4(речь)+1 балл
В другом произведении М. Булгакова «Собачье сердце» изменения происходят как в общественной жизни, так и в жизни дворового пса
Такое начало предложения было бы уместно, если бы до этого вы привели в пример какое-то произведение Булгакова, однако вы рассмотрели рассказ совсем другого автора.
Но очень хочется, чтобы общество и человек всегда менялись в лучшую сторону.
Здесь уместнее употребить слово ЛЮДИ вместо ЧЕЛОВЕК, а про общество сказать так:…хочется, чтобы жизнь общества и люди менялись в лучшую сторону.
Перемены касаются и жизни человека.
Правильнее так: Перемены бывают и в жизни человека.
Мы видим, что операция профессора Преображенского приводит к плохим последствиям.
Таким образом, перемены, конечно, нужны, но они не всегда приводят к положительному результату. Но очень хочется, чтобы общество и человек всегда менялись в лучшую сторону.
Повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях — старайтесь избегать этого, находя нужные синонимы.
К5(грамотность)+1 балл
Ошибки
Орфография
в рассказе Е.Ауэрбах «Я поздно понял…» говориться о матери
ГОВОРИТСЯ- здесь глагол употреблён в настоящем времени, поэтому -ТСЯ
Пунктуация
Но это не значит, что новое лучше старого, не всегда перемены ведут к лучшему.
После слова СТАРОГО лучше поставить двоеточие, так как следует объяснение, почему не всегда новое лучше старого.
К власти пришли необразованные, невежественные люди, такие как Швондер.
Перед союзом КАК нужна запятая(согласно правилу о том, что после слов ТАКОЙ, ТАК, ТОТ ПЕРЕД КАК СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ).
Грамматические
На примере такого неграмотного руководителя Булгаков хочет показать, что грубое и необдуманное изменение общественного порядка ни к чему хорошему не приведет.
ХОТЕЛ ПОКАЗАТЬ- здесь надо использовать глагол прошедшего времени.
Мы видим, что операция профессора Преображенского приводит к плохим последствиям.
Такая же ошибка: глагол ПРИВОДИТ надо заменить на ПРИВЕЛА.
могут принести проблемы, разочарование и даже несчастье.
Если вы употребляете ряд однородных членов, то лучше их использовать в одинаковом варианте: либо все во множественном числе, либо в единственном; здесь надо все дополнения поставить во множественное число.
Итак, количество ошибок в вашей работе не превышает допустимый порог. За этот критерий 1 балл.
Таким образом, ваше сочинение оценивается на «зачёт». Будьте внимательны на экзамене, не забывайте выделять абзацы, а также постарайтесь заключительную часть сочинения написать немного объёмнее, сделав более глубокие выводы.
Успехов вам!
Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;
Итоговый балл — 4 Зачёт
Высылаю рассказ «Я поздно понял». Если пригодится, хорошо, если нет, то «никто с вас не спросит, никто не осудит». Этот рассказ храню с юных лет, иногда перечитываю. Был напечатан в журнале «Работница», автор — Елизавета Ауэрбах.
Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и весёлым характером. Её все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было много взрослых, и все они держались за своих детей.
Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина» — и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно, и мать по телефону сказала подруге: «Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чёртовой бабушке».
Помню, в четвёртом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала её другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал всё матери. «Знаешь,— сказала она,— со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала. Но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту капризную девчонку.
Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем, а я — о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино.
Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать всё на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал. Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза.
Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она увидит, что я выпил, я прошёл мимо, будто не узнал её.
После десятилетки я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Пошёл работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку. Однажды я заметил у неё на столике валидол, но никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя её каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.
Так прошёл год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли.
Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Мама, всё нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.
Пришёл домой я четвёртого после работы, но её уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было…
С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью. Сдав всё на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть.
На втором курсе я очень подружился с одним студентом. Олег был серьёзным и добродушным парнем. Глядя на него, я думал, что он понравился бы моей маме. Воспитанник детдома, он сохранил только смутные воспоминания о своих родителях, которых потерял в раннем детстве. Я чувствовал страшную потребность рассказать ему всё о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил её и потерял. Слушая меня, Олег становился всё строже и суровее. Один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить, — это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.
Обычно, когда мы сидели с Олегом у меня, я потом провожал его до метро. В этот вечер он сухо сказал: «Не провожай». Я чувствовал, что могу потерять друга. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина».
Через неделю Олег подошёл ко мне. «У меня к тебе просьба, — сказал он, — напиши всё, что ты мне сказал. Так, как рассказал, так и напиши. Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для неё…».
Та, кому я посвятил этот рассказ, никогда его не прочтёт и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела. Я взял себя в руки, ведь я — мужчина.
Маргарита Степановна Удод, Полтавская обл.
Тема: Урок развития речи. Текст Е.Ауэрбаха «Я поздно понял…»
Цели:
а) образовательные:формирование знаний, умений и навыков вдумчивого выразительного чтения и умения анализировать прочитанное, находить основную мысль текста
б) развивающие: развивать и совершенствовать языковую компетенцию, мышление, речевые и коммуникативные способности, совершенствовать навыки выразительного чтения, памяти, умения связно излагать свои мысли, содержимое текста, формирование умения поддерживать беседу, обобщать , обогащение словарного запаса обучающихся
в)воспитательные:осуществлять нравственное воспитание обучающихся,
формировать моральные качества, прививать любовь и уважительное отношение к матери, а также к окружающим людям, вызывать у обучающихся положительные эмоции
Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков
Методы и формы проведения урока: интерактивный, беседа, диалог, рассказ
Межпредметные связи: казахский, англиский языки, этика
Оборудование, наглядный материал: интерактивная доска, слайды, тексты, кластеры
Ход урока:
-
Организационный момент
Мобилизация внимания обучающихся, создание мотивации к действиям на уроке, настрой на позитивные мысли.
-
Вступительное слово:
-
Кто для вас является самым близким и дорогим человеком в вашей жизни?
Ответы обучающихся.
-
Кто-то назвал папу-главным человеком в своей жизни, кто-то бабушку с дедушкой, но большинство из вас назвали маму.
-
Сегодня мы посвятим наш урок самому дорогому человеку во всех поколениях – Маме.
Лексическая тема: «Мы будем вечно прославлять
ту женщину, чьё имя – Мать!»
М. Джалиль
Девиз урока: «Люди! Братья мои!
Берегите своих матерей!
Настоящая Мать
Человеку даётся однажды!»
С. Островой
1) Выразительное чтение студентами стихотворений о маме
2) Составление ассоциативного ряда (кластеров) со словом «Мама»
— Мы каждый день произносим слово «Мама». Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим это слово? Какая у вас мама?
-
Самый светлый, самый добрый, самый,самый… человек;
-
Человек, который дал нам жизнь;
-
Любит, заботится о нас, переживает, помогает…
-
Встречает нас с уроков вкусным обедом;
-
Раньше всех встает, позже всех ложится;
-
Понимающий меня человек…
нежная добрая заботливая
любящая Мама отзывчивая
красивая бескорыстная любимая
3) Как вы обращаетесь к своим мамам?(мама, мамочка, мамуля, маменька, матушка…)
Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:
По-русски – мама, по-грузински – нана,а по-аварски –ласково баба.
Как же на других языках звучит слово «мама»?(на казахском: ана, анашым, апа, апатайым…; на английском:mother…, на французском – maman, итальянском – mamma, румынском –mama, испанском –mama…)
Какой вывод можно сделать? (Во всех языках слово «мама» звучит похоже и имеет общий слог «ма»)
4) Как вы относитесь к своим мамам? Не обижаете ли вы их порой? Что мы должны сделать, чтобы глаза, душа, сердце матери всегда светились добротой, спокойствием, счастьем и красотой?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня. Перед вами рассказ Е. Ауэрбаха о своей матери и о себе. Послушайте внимательно.
-
1) Чтение рассказа «Я поздно понял…»
(Перед студентами отпечатанные тексты)
2)Беседа по содержанию текста:
-
Кто является героем рассказа?
-
Кто воспитывал мальчика?
-
Какой была мама героя?
-
О чём она мечтала?
-
Что произошло с мальчиком после 9 класса?
-
Какие события произошли в мае?
-
Почему умерла мама героя?
-
Какое решение принял юноша после смерти матери?
-
Какой вывод сделал наш герой?
-
Как вы думаете, можно ли быть уверенным в том, что в жизни юноши больше не будет плохих поступков? Почему?
3)Словарная работа
— Парень, с которым подружился наш герой, назвал его подлецом. Как вы понимаете это слово? Согласны ли вы с его оценкой?
Подлый – арам, іші арам, арам ниет
Негодяй – жексұрын
Нечестность – арамдық
В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование этого слова: подлец – подлый человек, негодяй,низкий в нравственном отношении,бесчестный; человек, совершивший подлый поступок.
Определение лексического значения слова «подлец» методом ассоциации. Составление кластеров.
-
Я надеюсь, что вы задумались о своём отношении к матери к окружающим вас людям. Старайтесь поступать и действовать так, чтобы никто и никогда не смог назвать вас этим непристойным словом.
Ваши мамы так же, как и мама героя из расказа, мечтают о том, чтобы вы стали настоящими людми, дотойными гражданами своего государства. Ведь будущее нашего независимого Казахстана зависит от вас, от того, какие знания вы приобретете, какой вклад внесете в развитие и процветание нашей суверенной Республики.
4)Составление плана пересказа текста.
-
Какова основная мысль текста?
-
Какие события запомнились? Почему?
-
Какие выводы сделали для себя?
План:
1.Мама героя и её мечта
2.Самостоятельная жизнь юноши и её последствия
3.Решение, принятое юношей после смерти матери
4.Вывод, сделанный нашим героем
5) Пересказ текста студентами
-
Лингвистическая разминка
Какие пословицы, стихи о маме вы знаете? (на русском, казахском языках)
Анаңды Меккеге үш рет арқалап барсаң да, қарызыңнан құтыла
алмайсың.
Долг перед матерью не оплатить вовеки, хоть трижды донеси ее до Мекки.
Ана сүтін ақтамағанды ешкім мақтамайды.
Не оправдавшего молоко матери никто не похвалит.
Ердің анасы – елдің анасы.
Мать, родившая героя, — всему миру мать.
Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада.
Дети живут своими интересами, мать – детей заботами.
Ана болса жақсылық болады,
Күн шықса жылы болады.
При солнышке тепло, при матери добро.
Ағайын – алтау, ана – біреу.
Родни много, а мать – одна.
Тұған анадай сүйкімді досың жоқ.
Нет милее дружка, чем родная матушка
-
Заключение урока:
— О ком мы сегодня весь урок говорили? Кому посвятили самые нежные, ласковые, добрые слова?
В.Сухомлинский писал: “Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских”.
А. Фадеев (Какие чистые, нежные слова сказаны им о матери!):
«Мама! Да, тысячу раз я буду повторять твое имя, материнское имя, и все – таки останусь перед тобой в неоплатном долгу…Я целую чистые, святые руки твои!»
Поэтому уже сегодня мы должны научиться заботиться о матери, научиться беречь её, чтобы завтра не было поздно.
Берегите мам, других не будет.
Будьте рядом,помните всегда:
Только мама вовремя разбудит,
Если подбирается беда.
-
Домашнее задание: Подготовить эссе на тему: «Моя мама»,
пересказ текста «Я поздно понял…»
Преподаватель: Тунгишева К.С.