Ауэзов рассказ сирота читать

 Рассказ «Сирота». Мухтар Ауэзов

Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грозно легли тяжелые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно-багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно.

Три всадника едут по холмам. Они не спешат, но все же иногда с опаской поглядывают на черную тучу, надвинувшуюся на горы. Там идет дождь.

Тоскливую тишину засыпающей долины нарушила песня одного из путников. Ему подтянули другие. Заунывно-протяжная песня казалась долгим возгласом великого смирения и терпения. Словно откликаясь на окружающее, песня то взмывала задорно и звонко, то снова текла уныло-однообразной дремотной мелодией. Песня как бы повторяла игру лучей уходящего солнца, которое бросало на вершины холмов крупные золотисто-алые мазки, а через мгновенье вдруг тускнело и скрывалось за тучами.

Очевидно, стремясь сократить путь, всадники не свернули на широкую проселочную дорогу, ведущую мимо аулов, а поехали по петляющей среди холмов узенькой тропинке.

В то же самое время с противоположной стороны долины навстречу всадникам торопливо шел одинокий мальчик лет десяти-одиннадцати. На лице его застыла неутешная печаль, большое недетское горе. Все вокруг кажется ему холодным, чужим, жестоким. Задумчиво-грустные вершины холмов, окутанная сумраком долина, дикие ущелья, молчаливо хранящие тайны ночи, нагоняют страх, который сжимает сердце.

Что же заставляет мальчишку на ночь глядя идти одного в незнакомые места? Кто гонит его? Заставляет его, гонит его — судьба.

Год назад умерла бабушка Касыма. Незадолго до этого скончались родители. Тяжелое то было горе, но тогда у него оставалась бабушка, было кому утешить. Да он и не понимал всей тяжести утраты, всего ужаса постигшей его беды, и если плакал, то больше потому, что плакали другие. Смерть бабушки он переживал куда тяжелее. Теперь он один, совсем один, некому приласкать, некому осушить слезы. В этот день мальчику показалось, что само небо всей тяжестью легло на его хрупкие плечи.

Близких родственников у Касыма не было. Бабушку хоронили миром. Не было траурной процессии, никто не оплакивал ее. Только Касым, безудержно плача, громко причитал:

— Бабуленька, родненькая! На кого ты меня покинула?.. Почему ты не взяла меня с собой?! Теперь я совсем сирота…

Слушая его рыдания, присутствующие тоже вытирали невольные слезы, они знали, какова тяжкая сиротская доля.

Да, смерть бабушки была для Касыма самой большой утратой. Он так привык к ней, к ее ласковому взгляду, к легкому прикосновению ее рук, к тому, что она всегда с ним. Он любил вечером приласкаться к ней, положить голову на колени и сидеть так долго-долго.

Старуха понимала, как невыносимо трудно будет Касыму одному, знала, что его ожидает, и, собрав все свои силы, старалась, чтобы ничто не омрачало сиротскую жизнь мальчика. С какой-то странной улыбкой смотрела она на Касыма, когда тот ласкался к ней, казалось, всю боль и жалость вкладывала она в эту улыбку.

Хотелось ли ей жить? Что и говорить, очень хотелось. Хоть бы дожить до совершеннолетия Касыма. «О господи!— молилась она.— Продли мои дни, пока окрепнут ноги моего жеребеночка. Не оставь его одного на произвол судьбы!» С этой молитвой на устах старуха и умерла.

Оплакав бабушку, Касым, глядя на взрослых, соблюдал траур. Тоска одиночества и бесприютность мучили его. Чуть вспомнит мать, отца, бабушку, и они встают перед глазами как живые. Часто Касым брал палку, уходил в степь и там звал родных. Но никто не приходил, даже не откликался, и мальчик снова горько плакал.

Часто, вконец уставший, измученный, он засыпал прямо в степи. И тогда к нему возвращалось счастье — приходили отец, мать, бабушка. Они ласкали его, обнимали, целовали. Бабушка, ероша его жесткие волосы, приговаривала: «Теперь мы больше не умрем. Твои слезы вернули нас к жизни. Ты уже не беззащитный, и больше плакать не надо».

Касым радовался во сне, припадал к материнской груди и по-детски жаловался: «Зачем ты обижала меня, зачем не откликалась и заставляла плакать? ».

Тут Касым просыпался. Он понимал, что это был сон, и. все же не хотел верить, что родители больше никогда не придут к нему. В душе мальчика теплилась надежда, что хоть кто-нибудь из них да вернется.

Шли дни. Для Касыма это были горькие, сиротские дни. Но как ни цепка детская память, а время делает свое. Забывались отец и мать, стала забываться и бабушка. Кочуя, род все дальше и дальше уходил от ее могилы, черневшей одиноким холмиком на склонах Улытау.

Шли месяцы. И время, прожитое с бабушкой, овеянное ее лаской, осталось в памяти Касыма как неясное воспоминание, как сладкий сон, который не повторится. Увлекательные, полные волшебства сказки бабушки, ее щемящие душу тихие и протяжные песни тоже ушли безвозвратно. Все погасло, как гаснет солнце на закате, и сплошной мрак окружил сироту.

После смерти бабушки Касыма, будто бы из жалости, взял к себе их сосед Иса. Забрал он и скот, доставшийся мальчику в наследство,— десятка три баранов, несколько коров и лошадей.

Соседи говорили Исе: «Не зарься на сиротское добро. Раз берешь к себе Касыма, не обижай его, вырасти человеком!».

Детей у Исы и своих было много, а скота почти не было. Ни он, ни его сварливая жена Кадиша не вняли советам соседей. Они сразу же стали распоряжаться этим скотом, как своим собственным.

Будь все ладно в новом доме, может и не знал бы ничего об этом Касым. Да не очень рады были ему в семье Исы. Как-то поздней ночью, когда все дети улеглись и только Касым, видно, из-за непривычной обстановки, не мог уснуть и лежал, укрывшись с головой ветхим одеялом, он услышал разговор Исы и Кадиши. Они решали, как распорядиться наследством Касыма.

— Черноголового барана и серую кобылу зарежем на зиму, корову продадим и справим детишкам одежонку, — говорила Кадиша.— А то совсем обносились.

Касым заплакал, громко всхлипывая и шмыгая носом. Но на него никто не обратил внимания. Иса и Кадиша продолжали свой разговор.

С того дня Касым все больше и больше стал задумываться о себе, о своем горе. Но поделиться ему было не с кем. Да и кто мог помочь? Сердобольные соседки да всевидящие старики сами замечали все. Иногда говорили Касыму:

— Смотри будь хозяином, а то не останется у тебя скота, все сожрет Иса!— Но потом, как бы опомнившись, добавляли:— Дитя еще! Ну что он может сделать?

Касыму нечего было возразить им. Сиротство, как тяжелый камень, давило его все больше и больше. Прошло немного времени, и Касым, круглолицый и крепкий, любознательный и веселый, превратился в худенького, хмурого, убитого горем мальчика, Весь его вид говорил о заброшенности и несчастье.

Настали те дни, которых больше всего опасалась бабушка Касыма. Внук остался один, всем чужой. Ису интересовал только его скот, которым можно было воспользоваться. И он воспользовался.

— Пожалейте сироту! Грешно резать мой скот!— сквозь слезы закричал Касым, когда Иса собрался вести на убой серую кобылу. Мальчик обхватил ее за шею и заплакал. В ответ он получил от Исы и Кадиши несколько увесистых тумаков. Вдобавок его оставили без обеда.

Дети Исы были избалованные. При каждом удобном случае они всячески издевались над Касымом. Отец и мать не запрещали им этого. Наоборот, всю работу по дому они сразу же свалили на сироту. На целый день отправляли они Касыма в степь собирать кизяк. Мальчик так уставал, что, придя домой вечером, падал и засыпал как убитый. Оправдывая безделье своих детей, Иса еще выговаривал Касыму: «Ведь скот твой, вот и работай. У них ничего нет, могут порезвиться».

Аульные ребята тоже не дружили с сиротой. Касым видя, что в ауле все забыли о нем, что никто не принимает никакого участия в его судьбе, замкнулся. Он ни с кем не вступал в разговоры, избегал людей. Мальчик еще больше похудел, лицо его стало желтовато-серым.

Тихий и покорный, он все больше погружался в свое одиночество, в нем росли подозрительность, недоверие к людям. Эти чувства подтачивали его силы, ломали душу. Голод, нищета, изнурительная работа все больше озлобляли мальчика. Не было дня после смерти бабушки, когда бы жизнь подарила ему хоть маленькую радость. Касым и с виду стал похож на маленького старичка, и душа его с каждым днем дряхлела.

Кадиша, любящая мать своих детей, была для Касыма воплощением зла. Ежедневные побои, постоянная ругань. «Ах ты, негодяй!.. Ах ты, бездомная собака!..»— иных слов сирота от нее и не слышал.

Сейчас, беспросветной темной ночью, Касым идет один по горной тропинке, далеко от дома. Иса и Кадиша еще утром избили его и прогнали из аула. Но перед закатом солнца Касым все-таки вернулся домой. Силы иссякли, хотелось забиться куда-нибудь в уголок и хоть полежать тихонько, смежив веки. Но перед юртой стоял разъяренный Иса. Не говоря ни слова, он стал снова избивать мальчика. И тогда терпенье Касыма иссякло.

— В чем я виноват?.. За что ты истязаешь меня?.. Что я должен тебе?.. Вся моя вина в том, что я сирота, что за меня некому заступиться!..— злобно выкрикнул он и, схватив увесистый булыжник, швырнул в Ису а сам что есть мочи кинулся бежать в степь.

Иса схватился за колено и грузно сел, посылая вслед Касыму грязные ругательства. Дети Исы выскочили из юрты и, прихватив камни, бросились вдогонку за Касымом, но он был уже далеко. Он бежал в горы.

Ясно, что в аул ему теперь возвращаться нельзя. Касым подумал, что давно не был на могилах родителей, и направился в сторону прошлогодней зимовки. Он вспомнил, как хотел в день поминок зарезать на кладбище, у родных могил барана, угостить бедняков, а муллу попросить почитать Коран, но Иса и Кадиша обругали его за это и не позволили резать скотину.

Сейчас Касыму некуда было идти, и он твердо решил одолеть перевал, добраться до прошлогодней зимовки, пойти на кладбище, припасть к надгробным камням и хоть нареветься вволю, выплакать свое горе.

Туда и шел он сейчас по горной тропинке, темной ночью, один.

Видя, что темнота сгущается, Касым ускорил шаг, затем побежал. Озираясь по сторонам, вздрагивая от страха, он бежал, надеясь хоть кого-нибудь встретить. По вокруг ни души. Глухая ночь.

В раннем детстве Касым наслушался от бабушки страшных рассказов о чертях и ведьмах, драконах и всякой нечистой силе, которая бродит по земле темными ночами. В рассказах вся эта нечисть не раз пугала путников, сбивала с пути и уводила то в пропасть, то в трясину. Касым вспомнил все это, и ему стало страшно. Он дрожал, как в лихорадке, сердце стучало часто и громко, ноги отяжелели и не слушались его.

Окутанные мраком каменные глыбы кажутся пристанищем злых духов. На мгновенье вспыхивает свет. По после него темнота кажется еще гуще, она, как ведьма, сразу же поглощает не только ночные сполохи, но и саму луну. Страх прячется и в таинственных ущельях, и между обнаженных скал; в густой листве деревьев тоже скрывается что-то ужасное и выжидает момента, чтобы броситься на тебя. Касыму казалось, что ночь пристально глядит на него тысячами черных страшных глаз из-под каждого камня, из-под каждого куста. А по горам бредет звездоглазая, каменнобровая, с лицом черным, как ночь, злая старуха, шепчет какие-то заклинания и громко чихает.

Нет, он ослышался. Вокруг тихо, только изредка птица захлопает крыльями или зашуршит в листве. Касым почувствовал себя еще более одиноким. Вдруг, словно зная о том, как боится Касым темноты, словно догадываясь, как мрак сжимает его сердце, в стороне что-то сверкнуло. Дорога проходила рядом с небольшим леском. Касым замер. И тут почти из-под ног что-то шарахнулось в сторону. Холод пополз по спине. Мальчик не мог сдвинуться с места.

Это была птица. Просто глупая птица. Но Касыму показалась она чем-то страшным, неземным. Ангел? А может быть, черт? Что за нечистая сила преграждает ему путь? А может, это человек?.. Касым тихонько кашлянул. Но ответа не последовало, и мальчик медленно двинулся вперед. Он сделал всего несколько шагов, как кто-то с гиком и хохотом бросился на него и с маху хлестнул по лицу. Касым закрыл глаза. Когда он осмелился открыть их, то увидел устремленный на него взгляд двух огненных глаз… Перед ним стоял долговязый и тощий человек. Из-под выпяченных губ видны длинные зубы. В руках длинный нож. «Это, наверно, и есть степной шайтан»,— подумал Касым. В это время чудовище крикнуло повелительно:

— Шагай за мной! Иди, несмотря на усталость и слабость. Оцарапаешь ноги, разобьешь в кровь пальцы об острые камни — все равно иди. Ну, марш за мной!-И чудовище зашагало вперед.

— Дяденька, я сирота…— отозвался Касым, но на него снова грозно блеснули огненные глаза. И Касым побежал, побежал сломя голову, не обращая внимания ни на что.

…Близилась полночь. Трое всадников ехали по взгорью, слегка поторапливая лошадей. Тропинка была узкая, и кони шли гуськом. Вдруг у небольшого леска, густым кустарником подступавшего прямо к дороге, головная лошадь остановилась, запрядала ушами, коротко заржала и стала пятиться. Остановились и другие.

Туча все же догнала путников. Рванул ветер, и хлестнул дождь. Сверкнула молния. И тут всадники увидели мальчика. Он стоял, прислонившись к дереву, и не двигался. Успокоив лошадей, всадники подъехали ближе. Окликнули, но мальчик не отозвался. Тогда они спешились и подошли к дереву. Один из них тронул мальчика за плечо, и тот навзничь свалился в траву. Он был мертв.

Его канал в тг
t.me/audiokravec
Там он в комментариях отвечает

Новиков Александр — Башня

А в одной так особенно. Там можно даже не включать телек, зомби на улицах.

Макконнелл Джеймс — Теория обучения


юрий

2 часа назад

Прослушал 20% и спекся. Показалось несколько однообразно.

Митник Кевин, Саймон Уильям — Искусство взлома

Кому кроме подкованного в литературе, но подловатого Кракауэра, обвинившего в трагедии Букреева, спасшего в одиночку…

Кракауэр Джон — В разреженном воздухе

Спасибо. Рад, что вам была понятна цель произведения. Не сюжет, не динамика, а именно — атмосфера. Оттого и…

Волченко Павел — Железный занавес


grot

2 часа назад

Оденьте скафандры! В скафандры!

Волченко Павел — Проект «Ковчег 21». Мимикрия

Да. Хороший рассказик. Но он больше смешной, чем неожиданный. Зная Шекли я слишком рано догадался что будет «шкурой»….

Шекли Роберт — Опытный образец

Есть элементарная вежливость и тактичность при обращении к женскому полу: девушка, женщина. Никак не баба, бабушка и…

Джекман Дарья — Кристина

Очень хорошая книга и прекрасная озвучка. Рекомендую послушать.

Бондарев Юрий — Тишина


uwu

4 часа назад

сейчас слушаю и в голове только кадры из этого фильма. ну смотреть было страшнее

Кинг Стивен — Мгла

Хорошая книга, и озвучка!

Козлов Дмитрий — Окончательное решение

а где вы нашли вторую озвучку? можно ссылку?

Достоевский Федор — Хозяйка

Любителям Кинга зайдет. Хороший рассказ. Прочитан отлично.

Видинеев Дмитрий — Пупс

Какой отвратительный голос. Диктор займись лучше чем нибудь не связанным с озвучкой и обратись к логопеду, не мучь людей

Шекли Роберт — Алтарь

Присоединяюсь к вашему мнению. Полностью совпадает с вашим. Тоже только что дослушала. Прелестная книга. Написано…

Остин Джейн — Нортенгерское аббатство


Olga

6 часов назад

Так здесь и нет морали, это не басня. И это даже не реалистическая повесть. Гоголь не был реалистом. Почитайте статью…

Гоголь Николай — Шинель

Совершенно тупой рассказ. Никакой интриги, никакой тайны. Автор сразу сообщает, что произошло и кто убийца. Как в…

Ритчи Джек — Гроссмейстеры

С моим сугубо личным восприятием — браво автору. Может не понравиться, но это однозначно литература

Добровольский Артём — Дурной сон

Интересная серия. И прекрасно озвучено.

Шустерман Нил — Междуглушь

Наконец то подлинный текст! Я и забыла некоторые нюансы настоящей сказки: кучер и форейторы убиты, принцесса и принц…

Андерсен Ганс — Снежная королева

Полезное чтение. Рассказы о детях-сиротах

У М. Горького и М. Ауэзова есть рассказы с одинаковым названием – «Сирота». Это тяжелые истории о детях, которые остались без родственников. Судьбы их складываются трагически. Жизнь большинства беспризорников в России тоже была очень тяжелой. Об их жизни написаны произведения, которые не оставляют равнодушными читателей.

Полезное чтение. Рассказы о детях-сиротах

Рассказ М. Горького о мальчике Петруньке. У него умерла бабушка – единственный родной и любимый человек. В дождливый день бабушку похоронили. Петрунька долго стоял на могиле и плакал вместе с дождем. Он не понимал, что с ним будет, и как он будет жить без бабушки у чужих людей. Его определили на проживание к местному священнику. С кладбища его вел псаломщик и объяснял, что Петруньке надо смириться с горем. Ему придется привыкнуть к людям, с которыми он будет жить. Мальчик боялся задиристых детей священника и не хотел с ними дружить. На сердце было тяжело и тоскливо. Маленькому одинокому сердцу было тесно в груди. От безысходности некуда деться. Слово «сирота» легло тяжелым бременем на маленького беззащитного мальчика.

У мальчика Касыма умерла бабушка. Он остался сиротой. Его приютила семья Исы. Хозяин семьи был злым и корыстным человеком. Он присвоил все, что принадлежало мальчику: имущество и скот. К Касыму в семье относились плохо: ругали, били, издевались.

Мальчик с тоской вспоминал родителей и бабушку. Тяжелая работа и жестокое отношение людей сделали мальчика отстраненным и ожесточенным. Он душевно страдал от одиночества и равнодушия людей. Похудел и был похож на маленького старичка. Часто убегал в степь.

В жизни Касыма не было больше радости, ему не хотелось жить. Тоскливые думы отнимали силы и ломали душу. От безысходности он пошел на могилу к родителям, ночью, по степи. На утро его нашли проезжающие мимо всадники. Мальчик был мертв. Что с ним случилось — никто не знает. Автор пишет, что мальчику пригрезился шайтан – злой дух. Не было рядом добрых людей в трудную минуту, злые силы взяли верх.

Алексей Еремеев – это настоящее имя. Писателем он публиковался под псевдонимом «Ленька Пантелеев». Он не был сиротой. У него была хорошая полная семья, брат и сестра. Отец во время революции пропал без вести. Мама умерла позднее, но ей было тяжело одной с тремя детьми в голодные революционные времена. Алексей хотел помочь матери и искал работу. Но в те времена близко работы не было, да и не брали подростков работать за деньги. Приходилось скитаться и побираться. Его часто задерживали стражи порядка и доставляли в приюты. Он сбегал и опять бродяжничал. Так он и стал якобы «сиротой». Однажды попал в приют им. Достоевского, сокращенно ШКИД. В истории он так и остался для всех беспризорником. Всю оставшуюся жизнь он писал о революции, войне и детях и для детей. Его известная книга «Республика Шкид» почти автобиографическая. Так трагически повлияла на судьбы многих людей и детей Октябрьская революция.

Раздел долгосрочного планирования:  
Раздел I. Семья и подросток.
8 класс
Русский язык и литература 
 Школа:  Талдыбулакская ОСШ
 Дата: 
 Класс: 8
ФИО учителя:  Кейкова Жанганым Насипхановна
 Участвовало: 13
 Не участвовали:0
  Тема урока
Судьбы детей­сирот.  М.Ауэзов  «Сирота». 
Цели обучения 
(ЦО)  
Цели обучения, 
достигаемые на 
этом уроке 
(Ссылка на 
учебный план)
 
Цель урока
 
Критерии 
оценивания
8.1.1.1 понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4­6 минут, объединяя разрозненные факты в
общий контекст, определяя причинно­следственные связи и делая выводы;
8.4.1.1 создавать тексты публицистического стиля (статья) и официально­делового стиля (характеристика).
Все   учащиеся   смогут:  определить   основную   и   детальную   информацию   видеоролика  «Судьбы   детей­сирот»   и   аудиозаписи
фрагмента рассказа «Сирота»   продолжительностью 6 минут, объединить разрозненные факты, выявить причины и следствия,
сделать вывод через сратегию «Фишбоун»;
напишут статью по выбору «Мир без сиротства», «Окажем помощь сиротам», «Подари детям счастливую жизнь», опираясь на
причинно­следственные связи из «рыбьей кости» и на 15 дополнительных ключевых слов.
Большинство учащихся смогут: привести факты из жизни о сиротах; напишут статью, опираясь на причинно­следственные связи
из «рыбьей кости» и на 10 дополнительных ключевых слов.
привести факты из жизни, дать объяснение изменениям, происходящему в понимании  семейных ценностей  обществом;
Некоторые учащиеся смогут:  обосновать изменения в понимании семейных ценностей, происходящих в современном обществе;
напишут статью, опираясь на причинно­следственные связи из «рыбьей кости».
Обучающийся:
­ Понимают основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 6 минут;
­ Объединяют разрозненные факты в общий контекст;
­ Определяют причины и следствия;
­ Делают выводы; Языковые цели
  Воспитание 
ценностей
 Межпредметная 
связь
Предыдущие 
знания
Здоровье и 
безопасность
поддержка ИКТ
­ Пишут статью.
Учащиеся могут:  объединить разрозненные факты в общий контекст, определить причины и следствия судеб детей­
сирот, делать выводы, писать статью
Ключевые слова и фразы:   семья, семейные ценности, ребенок в семье, сирота, усыновление, детский дом, 
общество, общественное сознание.
Полезные фразы для диалога/ письма 
Что вы понимаете под словом «судьба»? Что знаете о судьбах детей­сирот?
Вопросы для обсуждения: Какая проблема общества поднимается в данном видеоролике? По каким причинам так 
сложились судьбы этих детей? Что явилось следствием этих причин?  Что послужило причиной несчастной жизни 
Касыма у Исы и Кадиши? Почему Касым ушел от них? Кто виноват в смерти Касыма? Только ли Иса и Кадиша? 
Какое заключение можно сделать исходя из причин и следствия, рассматриваемой  проблемы на уроке?
  Письменные   подсказки…  заботливые   опекуны,   попечительство,   защита   прав   и   интересов,   органы   опеки   и
попечительства,   уголовная   отвественность,   защищены   законом,;   благотворительность,   благотворительный   фонд,
волонтерские программы, частичку тепла и заботы; жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывать, с трудом
сводить концы с концами, с трудом выживать,  денег  куры не клюют, купаться в деньгах.
    Ценность:   основанное на национальной идее «Мәңгілік ел»: семейное воспитание с приоритетом воспитания 
нравственных, духовных и гумманистических ценностей; реализация основополагающего права каждого ребенка жить и 
воспитываться в  семье.  Привитие ценностей осуществляется посредством сотрудничества учащихся при работе.
Формировать ответственную гражданскую позицию через обсуждение проблем, связанных с функционированием семьи в 
современном обществе. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.
  Самопознание
Второй урок по рассказу М.Ауезова «Сирота»; понимают основную и детальную информацию, определяют причины и следствия, 
делают вывод,, знают публицистический жанр статьи.
ИКТ используется для укрепления процесса преподавания и обучения (видео­ и аудио материал, задания проецируются на 
интерактивной доске).
  Ход урока Время /
этапы урока
  Деятельность учителя.
 
 
 Каким образом я достигну целей
обучения?   
  Деятельность
учащихся
  Оценивание 
(метод/ прием/ 
техника/ 
стратегия)
 
Начало
урока
( 5 мин)
 
 
   Создание положительного
 эмоционального настроя. 
“Приветствие – комплимент»
В кругу каждый по очереди приветствует 
соседа и делает ему комплимент, отмечая 
положительные нравственные качества. 
Например, «Ты всегда Отзывчивый!» 
  
Тот, кому сделан 
комплимент, 
благодарит за это и 
говорит комплимент 
своему соседу и т.д.
Деление на группы (по 5 учеников 3 
группы)
«Члены семьи» (дедушка, бабушка, папа,
мама, ребенок)
­
­
­
«Отзывчивые»;
«Любящие»;
«Заботливые».
Подходят к столу 
берут листочки, где 
изображены  члены 
семьи.
Ресурсы
 Способы 
дифференциаци
и
(какую 
дополнительную 
поддержку вы 
планируете 
оказывать?/ какие
задачи вы будете 
ставить перед 
более способными
учащимися?)
Листочки с 
иллюстрация
ми (К) Актуализация жизненного опыта. 
Целеполагание.
Стратегия «Корзина идей».
 
 
1 Что вы понимаете под словом 
«судьба»?
2 Что знаете о судьбах детей­сирот?
3 Как вы думаете о чем мы будем 
говорить сегодня на уроке?
4 Какова будет цель урока?
Корректирую, уточняю цель.
(Г) Показ видеоматериала о детях­
сиротах, слушание аудио отрывка 
рассказа М.Ауэзова  «Сирота». 
Стратегия «Фишбоун»
Задания:
­ Просмотрите видеоматериал и 
прослушайте отрывок из рассказа «Сирота»
М.Ауэзова;
­ Заполните «Рыбью кость», указав на 
верхних косточках причины, на нижних 
следствия.
Вопросы­помощники для учащихся со 
слабой мотивацией:
 ­ Какая проблема общества поднимается в 
данном видеоролике?
­ По каким причинам так сложились судьбы
этих детей?
­ Что явилось следствием  этих причин?
­ Что послужило причиной несчастной 
жизни Касыма у Исы и Кадиши?
­ Почему Касым ушел от них? 
­ Кто виноват в смерти Касыма?
Отвечают на вопросы.
Определяют тему, 
цель урока.
Словесная 
похвала, 
комментирование,
поощрение.
Работа с 
видеоматериалом. 
Объединяют 
разрозненные факты в
общий контекст. 
Определяют 
проблему, выясняют 
причины, указывают 
следствия,
 делают вывод.
Словесная 
похвала, 
комментирование.
.
Карточки 
для работы 
со 
стратегиями.
­Поддержка 
учителя. 
Для учащихся со 
слабой 
мотивацией   даю 
вопросы для 
размышления.
Для учащихся со 
средней 
мотивацией  при 
помощи стратегии
«Взять на 
карандаш».
Для учащихся с 
повышенной 
мотивацией 
Основная
часть 
(6 мин.
видео­,
аудио
материал)
(7 мин.
обсуждение
заполнение
«Фишбоуна»
и
)
(7 мин.
защита
работы) ­ Только ли Иса и Кадиша?
­ Какое заключение можно сделать исходя 
из причин и следствия, рассматриваемой  
проблемы на уроке?
Раздать  учащимся рабочие листы с 
вопросами, на которые они могут отвечать 
после просмотра видеоролика.
На «голове» рыбы укажите проблему темы.
На верхней «косточке» запишите причины 
существующей проблемы, а на нижней – 
следствие причин. 
На «хвосте» запишите вывод для решения 
проблемы.
Дескрипторы:
­ указывают на проблему;
­ определяют причины и следствия;
­ делают вывод.
(И) Написать статью по данной теме.
         Задания:  
­
­
­
выберите тему статьи;
сформулируйте тезис;
приведите доказательства (актуальные 
на сегодняшний день);
используйте ключевые слова и 
словосочетания из «рыбьей кости» и 
опорной карточки;
сделайте вывод.
­
 «Подари детям счастливые минуты»;
«Окажем помощь сироте»;
«Мир без сиротства».
Дескрипторы:
­
создает текст публицистического стиля;
­
  Конец
урока
( 10мин.)
Взаимооценивани
е. Стратегия «Три
М и Д». 
выдается «Лист 
для решения 
проблем».
 Пишут статью  
«Редакторский 
совет» ­ будут 
оценивать по 
критериям:
­соответствие 
статьи теме; 
­ правильная 
формулировка 
тезиса; 
­ актуальность 
темы; 
­ наличие 
ключевых слов и 
словосочетаний; 
 
на
­   Учащиеся   с
низкой
мотивацией,
опираясь
причинно­
следственные
связи   из   рыбьей
кости   и   на   15
ключевых слов на
карточке;
­   Учащиеся   со
средней
мотивацией,  
опираясь
 
причинно­
на
Раздаточный 
материал с 
дескриторам
и к 
написанию 
статьи.
Карточки с 
ключевыми  
словами. ­
­
­
пишет статью, соблюдая структуру;
раскрывает актуальность темы;
учитывает целевую аудиторию.
­ вывод . 
(5 мин.)
Вывод: Прием «Шкатулка»: собрать в 
шкатулку все, что поможет детям­сиротам 
в дальнейшем.
(И) Рефлексия.
Было интересно…
Было трудно…
Я смог (ла)…
Урок дал мне для жизни…
Домашнее задание: написать эссе на 
тему «Кто такая Мама».
«Незаконченное 
предложение»
Учащиеся
на
  повышенной
следственные
связи   из   рыбьей
кости   и   на   10
ключевых слов на
карточке;
­
с
мотивацией, 
опираясь
 
причинно­
следственные
связи   из   рыбьей
кости.
Будут   выполнять
роль   «редактора»
при   оценивании
работ учащихся.
стикеры
 
Предложить
право
выбора
письменного   или
устного  ответа. 
 Рефлексия учителя по проведенному уроку
Были ли цели обучения/урока достижимыми? Чему 
сегодня научились учащиеся?
Какой была атмосфера обучения? 
Успешными ли были задания по установлению различий 
между учащимися? 
Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на
вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.
Цели урока были достижимы, учащиеся указали на проблему, нашли причины
и следствия, сделали вывод, написали статью, связав с жизнью.
Все были активны, была оказана поддержка учителем. Придерживался   ли   я   временного   графика?   Какие
отступления от плана я сделал и почему?
Задания были успешны, так как сами учащиеся это озвучили в обратной связи
так:   «задания   доступны»,   «было   интересно   и   увлекательно   работать»,
«дополнительные ресурсы с ключевыми словами оказали большую поддержку
при расскрытии темы статьи».
Временного графика придерживалась.
Итоговое оценивание
Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и учения)?
1: Сумела собрать разный по теме материал в одно целое.
2: Взаимооценивание учащихся с помощью стратегии «Три М и Д».
Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и учения)?
1: Давать точные и четкие указания по выполнению заданий.
2: Во время работы с дополнительным ресурсом, не уточнять у учащихся каким ресурсом пользуется.
Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится на проведении моего следующего урока?
Работа со стратегией «Фишбоуна» вызвала немного затруднений у учащейся 1­ой группы и «редакторский совет» не до конца понял свои 
функции оценивания.
Более тщательнее и внимательнее подойти к дифференциации учащихся.

  • Аудиосказки список всех сказок
  • Аудиосказки смешные школьные рассказы
  • Аудиосказки смешные рассказы сборник
  • Аудиосказки смешные рассказы николая носова
  • Аудиосказки слушать денискины рассказы бесплатно