Презентация на тему: » Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Масленица» Составила учитель нач. кл. Доронкина Людмила Владиславовна МБОУ СОШ 13 г.Калуги.» — Транскрипт:
1
Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Масленица» Составила учитель нач. кл. Доронкина Людмила Владиславовна МБОУ СОШ 13 г.Калуги
2
Они хранили в жизни мирной Привычки мирной старины; У них на Масленице жирной Водились русские блины. А.С. Пушкин.
3
Понедельник- «Встреча» Вторник- «Заигрыш» Среда- «Лакомка» Четверг- «Разгуляй» Пятница- «Тещины вечера» Суббота- «Золовкины посиделки» Воскресенье- «Прощеный день»
4
Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Масленица»
5
Автопортрет Борис Михайлович Кустодиев ( ) Талантливый мастер изображения русских праздников, русского быта и русского характера
6
Масленица.1916 г. Зима. Масленичное гулянье г.
7
8
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы Раздольный праздник Расписные сани Заснеженный город (изумрудно)зеленое небо Светом наполнены лица Просв…тленный наро… Составьте со словосочетаниями предложения
9
План 1.Масленица- один из любимых русских праздников 2.Описание картины. Взаимосвязь природы и народного гулянья: а)праздник б)природа 3.Какие чувства вызывает эта картина у меня
10
Продолжите предложения: Мне показалось интересным… Меня удивило… Мне бы хотелось…
Обновлено: 08.01.2023
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Вступительное слово учителя.
— Ребята, какой праздник является праздником встречи весны?
— Что вы знаете об этом празднике?
1) Масленица – праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками и песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности. Также иногда куклу Масленицу приносили к сожжению на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжег старое, ненужное, несчастное. Справляют Масленицу за 7 недель до Пасхи, и чаще она приходится на конец февраля – начало марта.
2) По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю.
В первый день строились горы изо льда, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Устраивали потехи над ряжеными и скоморохами.
В этот день начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.
В этот день зять едет к теще на блины, а теща зятя привечает, угощает.
В субботу все начинали ходить друг к другу в гости, приподносить подарки. Молодые парни и девушки устраивали веселые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.
В последний день Масленицы обычно ходили в церковь, просили у всех и вся прощенья. После возвращались к весельям и забавам, а вечером сжигали куклу Масленицы, приговаривая:
Пора Масленице со двора съезжаться!
Все, Масленица, прощай!
На тот год приезжай!
Откройте ваши учебники. Цветная вклейка № 15. Запишите в тетради дату, тему урока, эпиграф.
Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Б. Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица.
Я думаю, что удалось. Давайте это докажем.
— Вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города.
Эту картину Кустодиев писал под впечатлением от древних подмосковных городов Серпухова и Зарайска.
— Местность холмистая, и на ней раскинулся сказочный заснеженный город.
— Церкви, светлые купола храмов, торговые ряды, театр, искрящиеся инеем крыши домов и зданий.
— О том, что шел снег, видно по его обилию на деревьях, по глубоким следам, оставленным в сугробах.
- Обратите внимание на людей, изображенных на переднем плане. Как они одеты? Что, по-вашему, занимает их?
- Что привлекает наше внимание на среднем и заднем плане изображения?
— Лихая езда на расписных санях с важными бородатыми кучерами, веселая карусель с шумным балаганом.
- Какими средствами художник создает праздничную атмосферу народного гулянья?
Какие средства выразительности использует И.Шмелев для изображения масленицы?
- Какие цвета использует художник для изображения людей?
- Какие цвета и оттенки художник использовал для изображения природы?
— Изумрудно-зеленое небо, желто-розовые облака, белые жемчужные деревья, оттенки синего, сиреневого.
- Есть ли взаимосвязь между картиной природы и сценой народного гулянья? В чем она проявляется?
- Вообразите, какими звуками может быть наполнена картина?
Перед нами раздольная красота России с ее многовековыми традициями, с самобытностью народа и обычаев, с жизнелюбием и оптимизмом.
- Сохранилось ли это сегодня? Какие традиции существуют в вашей семье?
— Сохранилось очень многое. Это настоящее богатство. Наши вечные ценности.
- Какие чувства вы испытываете, глядя на картину?
Давайте попытаемся перенести наши впечатления от картины в сочинение. А чтобы вам помочь – задания.
V. Работа над орфограммами и пунктограммами.
1) Объясните орфограммы, составьте со словосочетаниями предложения:
2) Объясните пунктограммы, составьте схему предложения:
Главная тройка, въезжающая на пригорок, чуть притормозила свой бег, чтобы зритель мог полюбоваться красотой ее убранства.
3) Составление плана. (Если готовый план, то задать вопрос: Что бы вы добавили в план? А что бы исключили из него?)
1. Б.М. Кустодиев – талантливый мастер изображения русских праздников, русского быта и русского характера.
- Панорама заснеженного города
- Народные забавы
- Лихая езда в расписных санях
- Звуки масленицы
- Взаимосвязь природы и народного гулянья.
3. Многовековые традиции России на картинах Кустодиева.
VII. Советы по написанию сочинения (см. презентацию)
VIII. Итог урока. Слово учителя.
Я думаю, что вы сумеете передать ваши впечатления и чувства в домашнем сочинении (запись домашнего задания).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Б. к у с т о д и е в
Составление рассказа по картине Расписные сани; заснеженный город; катание с гор; розовое закатное небо; видны купола церквей и крыши домов; купцы предлагают блины и горячий чай; кругом слышны весёлые песни, звуки гармошки и задорный смех; в воздухе пахнет весной; чувствуется атмосфера праздника и веселья.
Рефлексия : Я узнал … Я запомнил … Я удивился … Мне понравилось …
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция
- Курс добавлен 24.12.2021
- Сейчас обучается 202 человека из 51 региона
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 595 935 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 19.02.2018 491
- PPTX 736 кбайт
- 5 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Матявина Елена Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника
Время чтения: 2 минуты
В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных
Время чтения: 1 минута
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир… П. А. Вяземский. Масленицу провожаем – весну встречаем! Поговорка Борис Михайлович Кустодиев – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX века. Бытовой жанр был более всего любим художником. Ярмарки, балаганы, гулянья, счастливые люди – вот основные герои его картин. В 1910-е/ 1920-е годы художник посвятил более восьми картин русской зиме и народному празднику Масленица.
Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Бориса Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица, длящаяся целую неделю перед Великим постом. Глядя на эту картину, трудно представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже тяжело и неизлечимо болен.
№ слайда 2
Урок русского языка (по УМК В. Бабайцевой) 6 класс Подготовка к написанию сочинения по картине Презентацию составила Лютикова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы Шатровской СОШ 2012 год
№ слайда 3
№ слайда 4
№ слайда 5
№ слайда 6
№ слайда 7
№ слайда 8
№ слайда 9
№ слайда 10
№ слайда 11
Искрятся морозным инеем крыши домов, светлые купола храмов и разноцветные колокольни устремляются ввысь к изумрудно-зеленому небу, по которому плывут желто-розовые облака и кружат стаи птиц. Вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города, открывающегося на возвышенности. Наперерез друг другу мчатся веселые тройки, в лощине расположился праздничный базар, и вся площадка перед ним полна людьми, а въезжающая на пригорок главная тройка чуть притормозила свой бег, словно для того, чтобы зритель мог полюбоваться красотой ее убранства. Это собирательный образ России – во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа.
№ слайда 12
Армяк Балаган Маковники Возок Палевый
№ слайда 14
№ слайда 15
Читайте также:
- Сочинение про мюнхен на английском
- Сочинение дон кихот благородный рыцарь
- Далекая и близкая сказка астафьев сочинение
- Из сочинение историка ключевского
- Сочинение как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием
Урок русского языка.
Подготовка к сочинению по картине Б.
Кустодиева «Масленица».
Предметные
результаты:
Формировать умение создавать собственные высказывания разных типов (описание,
повествование, рассуждение), строить устные и письменные монологические
высказывания по картине, развитие устной и письменной речи, обогащение
словарного запаса учащихся и умение точно употреблять слова для выражения
мыслей и чувств.
Коммуникативные
УУД: выбирать
адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, формулировать
собственное мнение и позицию;
Познавательные
УУД:
воспринимать
смысл предъявляемого художественного текста, картины; формировать умение
образно воспринимать объекты на картине, выделять нужную информацию их текста,
картины, в соответствии с учебной задачей и фиксировать ее, осуществлять синтез
как составление целого из частей.
Регулятивные
УУД: принимать
и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем, классом находить
несколько вариантов решения учебной задачи, принимать роль в учебном
сотрудничестве;
Личностные УУД: формирование
чувства гордости за свою Родину, ее традиции, представления о красоте природы
России и родного края на основе художественных текстов и картин.
Ход урока.
1.Орг.
момент. Приветствие гостей. (слайд 1)
2.
а) -Ребята, какой месяц сейчас идет? (февраль)
-Некоторыми
композиторами написаны музыкальные произведения для каждого из двенадцати
месяцев года. Например, у П.И. Чайковского в сборнике «Времена года» для
февраля месяца написано произведение, которое называется «Ярмарка». (слайд
2)
-Давайте
послушаем отрывок из «Ярмарки».
б)Беседа
по прослушанному произведению. Актуализация знаний.
-что
вам представилось?
-Какое
настроение, какие чувства пробудила в вас музыка?
-что
такое ярмарка? (временная торговая площадь, для распродажи сезонных товаров,
обычно веселая) (слайд
3)
-как
вы думаете, почему «Ярмарка» была написана для февраля? (В феврале организовывали
ярмарки в честь самого веселого и шумного народного праздника—Масленицы).
-что
вы знаете про Масленицу? (выслушиваются ответы учащихся).
Наводящие
вопросы учителя:
-что
провожают и встречают масленицей? (зиму и весну)
-какое
самое распространенное угощение в этот праздник? (блины)
-что
символизирует блин? (солнце)
-сколько
дней длится Масленица? (7 дней—масленичная неделя)
-что
по обычаю делают в самый последний день Масленицы? (сжигают чучело)
Рассказ
учителя. Среди древнерусских праздников особо любимый
русскими людьми праздник проводов зимы— Масленица. Этот языческий праздник
христианская церковь приурочила к неделе перед Великим постом. Название
Масленица пошло с празднования весны. В это время телились коровы, и у них было
много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Смазать блин
маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так как Масленицу празднуют
шумно, весело, с участием всех—и старого, ималого и простолюдина, и знатного,
то ее называют развеселая, честная, широкая, объедуха. Существовало поверье,
если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придется в горькой беде.
Поэтому пекли блины с маслом, сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости,
катались в санях, запряженных лошадьми, с ледяных гор, одевались в яркие
наряды. В городах устраивались шумные балаганы. Да еще и приговаривали:
(хором
читают) ПРИХОДИ ВЕСНА С РАДОСТЬЮ, С ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ. МАСЛЕНИЦУ ПРОВОЖАЕМ,
СВЕТА, СОЛНЦА ОЖИДАЕМ. КОНЧИЛАСЬ ТВОЯ ВЛАСТЬ, ЗИМА! ВЕСНА НА ПОРОГЕ! (слайд
4).
в)
Знакомство с репродукциями картин Б. Кустодиева. Постановка темы и цели урока.
Праздник
Масленицы очень красив. Многих художников он вдохновил на написание картин. А
особенно любил Масленицу русский художник конца 19—начала 20 века Борис Михайлович
Кустодиев. (слайд 5)
Он
посвятил несколько своих картин этому празднику (слайды 6-8 )
-Что
интересного вы заметили, глядя на эти картины? (на его полотнах изображен один
сюжет, только с разных ракурсов). (слайд 9)
-Вы
уже догадались какую работу я вам хочу предложить?
-Сегодня
я хочу предложить вам написать сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица».
(1 урок—подготовка к сочинению)
Запись
в тетради темы урока. Подготовка к сочинению по картине Б.М.
Кустодиева «Масленица». (слайд
10).
-Что
изображено на картине? (народные гулянья)
-Какими
словами можно выразить настроение, которое вызывает у вас картина?
-Давайте
попробуем «погрузиться» в картину, вообразить, что мы стоим в центре
ярмарочной площади. Как мы еще можем почувствовать праздничное настроение?
Какие органы чувств нам помогут? ( уши, нос,..)
-Сейчас
я попробую оживить эту картину.(Дети слушают отрывок из мюзикла «Граф Орлов»
«Масленица»).
—
Что вы слышали? Что могли бы еще услышать?(Слышны звуки гармошки, песни. Повсюду
слышны смех, веселье. Торговцы звонкими голосами зазывают покупателей в
торговые лавки.)
-А
какие запахи вы могли бы почувствовать? ( По всей округе разносится запах
ароматных блинов, пирогов и других сладостей).
Глядя
на эту картину, трудно себе представить, что она создавалась художником в
инвалидном кресле, когда он уже был неизлечимо болен. Парализованный, навсегда
прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил: «Мой мир—это моя комната».
Но в тоже время: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то,
что я хотел: любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому—это
было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
-Что
бы вы ответили сейчас художнику? (да, удалось)
-Давайте
это докажем в наших сочинениях.
—
Какого типа получится текст сочинения? (текст-описание).
-каких
частей речи будет больше всего в сочинении? (существительных и прилагательных).
г)
Составление плана и анализ картины.
—Сколько
частей будет в нашем сочинении? (три: вступление, основная часть и заключение)
—О
чем (о ком) бы вы написали во вступлении? (о художнике, о его картине, о
Масленице)
1
пункт плана Б.М. Кустодиев—мастер изображения русских праздников.
-Какие
синонимы можно подобрать к слову «художник»? (автор)
-Какие
прилагательные, эпитеты подходят к словам «художник», «Масленица»?
(известный,
русский, знаменитый, широкая, развеселая,…)
Словарная
работа: «Масленица»
автор
(работа
на индивидуальных карточках).
Учащиеся
предлагают свои варианты для записи (Перед нами картина известного русского
художника Б.М. Кустодиева «Масленица». В ней он красочно отобразил народные
гулянья на Масленице….)
2
пункт плана Масленица на картине художника.
Попробуем
описать картину.
-К
какому жанру живописи можно отнести картину? (пейзаж, городской пейзаж). С
описания городского пейзажа и начнем основную часть.
А)
городской пейзаж
-Чем
примечательна по рельефу изображенная местность, что это за местность?
(холмистая
местность, подмосковный городок,…)
-Давно
ли выпал снег? (снег недавно прошел, т.к. он обильно лежит на деревьях, крышах
домов, большие сугробы,..)
-Запишите
несколько опорных слов, которые являются главными для описания пейзажа.
Попробуйте подобрать подходящие эпитеты к этим словам.
Городок
маленький, небольшой, заснеженный
Снег
пушистый, искрящийся, белый
Сугробы
большие, глубокие (устно)
Дома
невысокие,
бревенчатые, деревянные
Деревья
(березки) высокие, молодые, раскидистые
Давайте
запишем самые сложные слова: небольшой, заснеженный, искрящийся,
бревенчатые, деревянные.
-Какие
эпитеты можно еще подобрать к заснеженному городу? (сказочный, волшебный)
-Перед
вами несколько предложений. Что вы можете про них сказать?
(
нераспространенные)
Задание.
Распространите предложения, Раскинулся городок.
используя
слова, которые вы только что Прошел снегопад.
подбирали.
(устно) Намело сугробы.
Лежит снег.
Б)
праздник.
-Кто
являются главными участниками праздника? (люди, дети)
-Какими
синонимами мы можем заменить эти слова? (горожане, народ, детвора,
ребята…)
-Опишите
действия людей на переднем, заднем плане, чем они увлечены?
(На
переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных
санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются нарядно одетые горожане. Возле
театра большое скопление людей. Наверное, все хотят попасть на долгожданное
представление. Возле театра раскинулась веселая ярмарка с разноцветными шарами,
пирогами и блинами. Вдали на холме мы видим большую церковь, а возле нее
играют дети. Они катаются на санках с горки, играют в снежки…)
прохаживаются
люди
катаются на лошадях
беседуют
толпятся
играют
дети
катаются на санках
веселятся
-какая
часть речи часто употребляется для описания действий людей? (глаголы)
-какие
орфограммы встречаются в этих глаголах? ( безуд.гл., ться-тся, глас. В прист.)
ФИЗМИНУТКА
(игра
в снежки под музыку) Перед физминуткой включить нэтбуки)
Работа
в парах на нэтбуках с деформированным текстом.
А
сейчас я вам предлагаю работу с текстом в парах.
Найдите
на рабочем столе текстовый «Работа с текстом». Прочитайте текст.
Все
ли грамотно написано? Исправьте ошибки.
Веселье
в самом разгаре. На косогоре кипит мальчишеский бой, летят снежные снежки.
Они на санках мчатся под гору. А внизу толпы человек у торговых
рядов. У передвижного театра толпиться народ. Театр
обещает захватывающее зрелище. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Когда
смотришь на картину Б.М. Кустодиева, кажется, что сам принимаеш участие
в этом праздничном гулянье, слышишь песни под гармошку, смех и фырканье
лошадей.
Выслушиваются
ответы учащихся.
-С
помощью каких художественных средств художник передает праздничное настроение?
(
с помощью красок, света, изображения погоды)
В)
Художественные средства для изображения Масленицы.(работа
с опорными карточками)
—
Какие цвета использовал художник для написания картины? Что можно сказать про
погоду? Какое настроение она создает?
-Ответьте
на эти вопросы, выбирая подходящие эпитеты на опорных карточках.
погода -солнечная, ясная, морозная, теплая.
небо -хмурое, ясное, изумрудно-голубое, синее,
облачное.
настроение -печальное, хорошее, задорное, грустное, веселое, радостное
цвета -яркие, тусклые, бледные, сочные, насыщенные
Шары -разноцветные, воздушные
Снег -белый, ослепительный, подтаявший
(Кустодиев
для написания картины использовал яркие, праздничные цвета. Мы видим желтые
стены домов, чистый белый снег, изумрудно-голубое небо, разноцветные шары и
пестрые наряды горожан. Ясная погода создает хорошее настроение. Все говорит о
том, что у людей праздник).
3
пункт плана Заключение (Мои впечатления).
-Что
можно отразить в заключительной части сочинения? (свое отношение к этому
произведению искусства)
-Какое
впечатление произвела на вас эта картина?
—
(воспользуйтесь справочником эпитетов в учебнике на с.152-153 к словам: впечатление
и настроение)
(
Картина Кустодиева мне очень понравилась. Художнику удалось показать свою
любовь к русским праздникам. Его работа вызывает чувства радости и создает бодрое
и праздничное настроение).
-Ребята,
а почему русский народ придает такое большое значение Масленице?
-Предлагаю
вам посмотреть отрывок мультфильма «Масленица».
-Какой
фразеологизм вы услышали в мультфильме и что он означает?
-как
называют людей, которые не знают своих корней, обычаев своего народа?
(невежами).
-Желаю
вам не забывать о том, Масленица, это не просто веселые дни с большим количеством
угощений, а один из древнейших праздников русского народа.
2
урок—написание сочинения.
1
Первый слайд презентации
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Б. Кустодиева «Масленица».
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Они хранили в жизни мирной Привычки мирной старины; У них на Масленице жирной Водились русские блины. А.С. Пушкин.
Изображение слайда
Понедельник — «Встреча»
Вторник — « Заигрыш »
Среда — «Лакомка»
Четверг — «Разгуляй»
Пятница — «Тещины вечера»
Суббота — « Золовкины посиделки»
Воскресенье — «Прощеный день»
Изображение слайда
Автопортрет. 1916.
Борис Михайлович Кустодиев
(1878-1927)
Талантливый мастер изображения русских праздников,
русского быта и русского характера
Изображение слайда
Масленица.1916 г.
Зима. Масленичное гулянье. 1919 г.
Изображение слайда
Изображение слайда
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы(устно).
Ра…дольный праздник
Ра… писные сани
Заснеже … ый город
(изумрудно)зеленое небо
Светом наполне … ы лица
Просв …тле… ый наро …
Составьте со словосочетаниями предложения
Изображение слайда
План
1.Б.М.Кустодиев- талантливый мастер изображения русских праздников, русского быта,
русского характера
2.Картина «Масленица» – собирательный образ России
а. Панорама заснеженного города
б. Народные забавы
в. Лихая езда в расписных санях
г. Звуки масленицы
д. Взаимосвязь природы и народного гулянья
3. Многовековые традиции России на картинах Б.М.Кустодиева
Изображение слайда
Что необходимо делать, чтобы не повторяться?
Подберите синонимы к слову «художник»
Подберите синонимы к слову «картина»
Подберите синонимы к слову «написал»
Почему в сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»?
Что необходимо использовать в своей речи, чтобы речь была выразительной?
Изображение слайда
12
Последний слайд презентации: Урок развития речи. Подготовка к сочинению по картине Б. Кустодиева «Масленица»: Домашнее задание
Написать сочинение.
Изображение слайда
Слайд 1Сочинение по картине
Бориса Михайловича
Кустодиева
«Масленица»
Слайд 2 Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…
П. А. Вяземский.
Масленицу провожаем
–
весну встречаем!
Поговорка
Борис Михайлович Кустодиев – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX века. Бытовой жанр был более всего любим художником. Ярмарки, балаганы, гулянья, счастливые люди – вот основные герои его картин.
В 1910-е/ 1920-е годы художник посвятил более восьми картин русской зиме и народному празднику Масленица.
Слайд 3Из далёких времён пришла к нам сударыня-масленица. У древних славян это
был недельный праздник проводов зимы. В народе любили его и величали ласково: «честная масленица», «весёлая», «касаточка», «боярыня». Масленицу отмечают перед великим постом за восемь недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, горками, кострами, катанием на лошадях.
Слайд 4Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Бориса Кустодиева. И первое
место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица, длящаяся целую неделю перед Великим постом. Глядя на эту картину, трудно представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже тяжело и неизлечимо болен.
Слайд 5Но, пожалуй, самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель рубежа
XIX — XX веков Иван Сергеевич Шмелёв, который в своём романе «Лето Господне» говорил о Масленице так:
«Масленица… Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по неё весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи… Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан… И Бог на небе, за звёздами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость…»
Слайд 6Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками.
Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку катаются на извозчиках с гармонией. Мальчишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами.
Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках с тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки… Пар идёт от блинов. Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четвёрку, макают в горячее масло в мисках и чавкают… Стоит благодатный гул: довольны
Слайд 7После блинов едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши
горы,- они из дерева и залиты льдом, — завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Высочайшие горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пёстро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них ёлками. Чёрно на горах народом. Нам подают «американки» — низкие саночки, обитые зелёным бархатом с бахромой, — и мы мчимся, летим, как ветер. Катят с бенгальскими огнями, горят разные шары, пищат гармошки, гудят бубны…
Слайд 12Что изображено на картине?
На что зритель обращает внимание?
Какова цветовая гамма картины?
Какое
настроение создаёт картина у зрителя?
Слайд 13Вы можете использовать следующие слова и выражения:
На картине Бориса Кустодиева мы
видим….Художник изобразил панораму города…Наше внимание привлекают…Поражает разноцветье картины…Глядя на картину, мы вместе с её героями….
ГУЛЯНЬЕ, КРАСОЧНЫЙ, УПРЯЖКА ЛОШАДЕЙ, БУБЕНЦЫ, ЯРМАРКА, БАЛАГАН, ПРАЗДНИЧНОЕ УБРАНСТВО УЛИЦ, РАСПИСНЫЕ САНИ, РОЗОВО-ГОЛУБОЕ НЕБО, ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ.