Б в шергин пословицы в рассказах конспект урока

Обновлено: 08.01.2023

Предметные задачи: содействовать полноценному восприятию художественного текста; формированию умений правильного, сознательного и беглого чтения целыми словами; формированию умений соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; развитию умения анализировать художественное произведение с эстетических позиций; формированию умения выделять необходимую информацию (определять жанр произведения, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер); развитию связной речи учащихся (умения выражать свою точку зрения в соответствии с заданиями к тексту произведения), формированию навыков выразительного чтения. Воспитанию уважительного отношения к труду, умения планировать и правильно распределять работу, доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: способствовать формированию:

личностных УУД:

— эмоционального отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений различных жанров и форм;

— умения выражать свои эмоции, чувства в выразительном чтении;

— интереса к содержанию художественных произведений.

Метапредметные задачи – способствовать формированию УУД:

Регулятивных:

-принимать установленные правила работы с текстом; работать со словарем учебника;

— произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;

— проявлять инициативу при ответе на вопрос;

— планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления.

Познавательных:

— определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;

— самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;

— участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;

Коммуникативных:

— принимать участие в групповом обсуждении заданий;

— использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления;

— выражать свои мысли в устной речи;

— уважать мнение собеседника.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы деятельности

1.Организационный момент.

Речевая разминка

1.Эмоциональный настрой на урок:

Долгожданный дан звонок.

Начинаем наш урок.

Будем слушать и читать,

И друг другу помогать.

— Для того, чтобы на уроке мы хорошо читали, правильно произносили звуки, выразительно говорили, проведем речевую разминку.

2.Предлагает упражнения для речевой разминки:

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Кузовок полный опять!

А теперь повторите, увеличивая темп

Ещё быстрее язычок!

Сейчас повторите очень быстро, но чётко:

Отдохни мой язычок!

Предлагает упражнения для развития интонационной выразительности речи. Работа над логическим ударением.

— Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что Саша шишки сшиб именно шапкой.

— Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что шапкой шишки сшиб именно Саша.

— Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что именно шишки сшиб шапкой Саша.

— Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что сделал Саша шапкой с шишками.

1.Слушают учителя, выполняют движения

хором повторяют:

повторяют, увеличивая темп:

Ещё быстрее язычок!

повторяют очень быстро, но чётко:

Отдохни мой язычок!

Произносят фразу согласно требованиям с выделением необходимого фрагмента.

2.Самоопределение к деятельности:

а) формулирование темы урока;

б) постановка цели и задач урока.

1.Предлагает определить тему урока.

— Прежде чем перейти к изучению новой темы, я предлагаю вам определить фамилию, имя и отчество нашего нового писателя, с творческом которого мы сегодня познакомимся.

(таблица на слайде и на столе у каждого ученика)

1 2 3 4 5 6

1-1, 5-6, 3-5, 5-4, 4-3, 3-2 = Шергин

5-2, 3-3, 3-5, 4-3, 3-6 = Борис

5-3, 4-3, 4-5, 2-1, 3-3, 3-6, 3-3, 5-3, 4-3, 2-6 = Викторович

— Какова будет тема нашего урока? Какое произведение мы будем изучать? Откройте содержание учебника и прочитайте название произведения.

— Как понимаете эту пословицу?

— Сформулируйте тему урока.

2.Найдите это произведение в учебнике, рассмотрите материал урока.

— Какова цель и учебные задачи урока?Используйте слова для постановки задач, представленные на слайде.

Работают над предложенным заданием, определяют ФИО автора, произведение которого будут изучать на уроке.

Затем работают с содержанием учебника и находят название произведения Б.В. Шергина

Высказывают свое мнение.

— Упорный труд приведет к результату. Делая ежедневно небольшую часть большой работы, в итоге выполнишь ее целиком

1.Работа с таблицей

2.Работа с учебником

3. Слова для постановки задач на слайде (№1)

3.Подготовительная работа перед чтением текста

1.Предлагает прослушать рассказ о творчестве писателя.

Борис Викторович Шергин (28 июля 1893 — 30 октября 1973)

С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.
Учился в Архангельской мужской губернской гимназии, окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище.

Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов.

При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). Умер писатель в 1973 году, похоронен в г. Архангельске, там же установлен ему памятник и названа библиотека его именем.

Автор рассказа, который мы будем сегодня читать, Борис Викторович Шергин – удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на темы русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного. Вы убедитесь в этом сами, прочитав рассказы Бориса Шергина.

2. Привлекает внимание учащихся к выставке книг, представленной на слайде.

После рассказа на экране появляются обложки произведений Б.В. Шергина. Работа с выставкой книг писателя.

— Рассмотрите обложки книг, представленные на слайде. Можем ли мы на основе иллюстраций, представленных на обложках книг, сделать вывод о тематике произведений?

— А может какая-то из этих книг вам уже знакома?

3Предлагает учащимся подумать о содержании произведения и предположить, о чем может идти речь в данном тексте:

— Обратите внимание на иллюстрации. Можно ли по ним предположить, о чем это рассказ?

— А теперь, прочитайте название рассказа Шергина и опорные слова, которые показаны на слайде. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

— Итак, ребята, опорные слова вам были предложены одинаковые, а мнения почему-то получились разные.

— Как проверить наши предположения?( Прочитать рассказ)

4. Предлагает словарную работу перед чтением текста

В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника.

Ещё вам встретятся такие слова и словосочетания как:

КОРИЧНОЕ – коричневое

НЕЗАЛЕЖЛИВЫЙ – трудолюбивый, тот, кто не любит залеживаться в кровати;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ y1633878215.doc

познавательные: учить определять главную мысль рассказа, анализировать произведение;

развивающие: продолжить формирование навыков связной речи; отрабатывать навыки выразительного чтения.

воспитательные: воспитывать любовь к чтению книг и самому процессу чтения, любовь к труду и людям труда;

Формируемые УУД

Регулятивные УУД: осознавать, что такое учебная задача урока, в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение названия темы раздела и урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные УУД: учащиеся должны уметь предпо­лагать на основе названия и иллюстраций к произведению, о чем оно, определять главную мысль произведения.

Коммуникативные УУД: работать в паре, выслушивая мнения друг друга.

Личностные УУД: проявлять интерес к чтению книг и самому процессу чтения; воспитывать бережное отношение к учебникам и книгам.

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Парта это не кровать

И на ней нельзя лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Да железный обушок,

Да калёный гребешок.

Он у плотника в почёте,

Каждый день с ним на работе .

-О чем эта загадка? Кто использует в своей работе топор?

Что вы знаете такой профессии- Плотник?

3.Открытие новых знаний

-Как вы думаете можно ли ДУМАТЬ ТОПОРОМ ?

Об этом мы сегодня узнаем из рассказа известного русского писателя, который написал много интересных и познавательных рассказов для детей.

Борис Викторович Шергин (1893-1973 ) русский писатель, сказочник, художник. Он родился 28 (по старому стилю 16) июля 1893 г. (по другим данным – 1896 г.) в Архангельске, в семье коренных поморов, рыбаков и корабелов.

— Ребята, давайте отдохнем! Встаньте!

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

4.Работа по теме урока

Чтение рассказа и работа с незнакомыми словами.

Дряблые-изношенные

Просветы-промежутки

Пригонка-доведение элементов конструкции до нужных размеров.

Кладет добрую-новую, хорошую.

Соразмеренно- соответствует размеру

Щеголевато-нарядно

Молодцевато-удальски

Снасть-инструмент для работы.

Беседа после чтения

— О ком этот рассказ?

— Как автор относится к своему герою?

-Найдите в тексте фразеологизм: Любо-дорого глядеть

-Какие слова передают особенность северной речи?( щеголевато, молодцевато, красовито)

-Какой плотник в рассказе?( умелый, старательный, мастеровитый)

-Найдите в тексте ту часть, в которой отражена основная мысль рассказа.

4.Итог. Рефлексия деятельности

-Как вы понимаете пословицы.

Плотник без топора, как изба без угла.

Плотника — топор одевает, топор обувает, да он же и кормит.

Плотнику шуба ни к чему, его топор греет.

— Чем запомнился рассказ?

-Что в нем необычного?

-Чему вы научились, прочитав рассказ Бориса Шергина?

Выбранный для просмотра документ Плотник думает топором.docx

Плотник думает топором (Борис Шергин)

Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ваниного окна.

— Гляди, Ваня, — говорила бабушка, — плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей — ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.

Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла. Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто огрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место нижней худенькой ступеньки он кладет добрую. По концам колоды вырубил гнезда и одним махом посадил в эти гнезда оба столба.

Так все рублено и тесано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.

Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между поясками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец — это художник, а плотник, столяр — это просто рабочий.

Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии проблемного обучения, обращение к личному опыту, информационно-коммуникационная.

Методы: беседа, анализ произведения

Приемы: иллюстрации, рассказ о писателе, выразительное чтение литературного произведения.

Технологическая карта урока

3, Чигенова Раушан Хабылхаховна

Урок предъявления новых знаний

Развивающие: развития навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи;

Воспитательные: воспитания умения работать в парах, любви к предмету литературное чтение

Технологии, методы, приемы

Технологии проблемного обучения, обращение к личному опыту, информационно-коммуникационная.

Методы: беседа, анализ произведения

Приемы: иллюстрации, рассказ о писателе, выразительное чтение литературного произведения.

Предметные результаты:

высказывание собственного отношения к прочитанному;

передавать при чтении авторское отношение к изображаемому;

соотносить пословицы и содержание произведения

Личностные результаты:

принимать разные мнения о прочитанном произведении, терпимо относятся к мнению других читателей.

Метапредметные результаты:

освоение приемов поиска нужной информации;

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

слушать и понимать речь других;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Формы взаимодействия учителя и учащихся

Книгопечатная продукция: В.Г. Горецкий, литературное чтение 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, выставка книг С.В. Михалкова

Презентация к уроку, раздаточный материал: тест, пословицы, ягоды для рефлексии

Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Средства обучения

Деятельность учащихся

Планируемые

1.Организационный момент

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас,

Начинаем мы сейчас.

Желаю всем сегодня успехов и удачи.

Эмоционально готовятся к уроку.

2.Речевая разминка.

Проверка домашнего задания

На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, что это?

Вез на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

— Для чего нужны скороговорки?

— Какие правила чтения скороговорок мы знаем?

— Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.

Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция.

Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются

Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.

3.Подготовка к восприятию

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

Откройте учебник на с.124 и прочитайте название рассказа

-Что это? Кто автор этого рассказа?

— Какая тема нашего урока?

— Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете?

Оценить 2368 0

Урок внеклассного чтения во 2 классе

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе.

Цель: учить детей слушать и читать внимательно, вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством великого северного писателя Бориса Викторовича Шергина.

2. Тренировать учащихся во вдумчивом, внимательном прослушивании и чтении рассказа.

3. Коррегировать и развивать аналитико- синтетическую деятельность и долговременную память при работе с пословицами.

4. Воспитывать трудолюбие, старательность, любовь к своим бабушкам.

Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок чтения. Я очень рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.

Подготовка к усвоению нового материала.

Проведём речевую разминку. Поможет нам Егорка. Я слышу стих, вы делаете вот так (показываю)

— Чики- чики- чики- чок.

Пусть попляшет язычок.

Вышла цапля на крыльцо.

Цапля встретила ежа.

Ты пляши, мой язычок.

У Егорки хороши скороговорки!

А одна-то перед нами

Произнесём кА вместе с вами.

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз, два, три, четыре, пять

Кузовок полный опять!

Ещё быстрее язычок!

Отдохни мой язычок!

Новый материал.

Рассказ о Б.В. Шергине.

Автор рассказа- Борис Викторович Шергин- удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на тему русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного. Вы убедитесь в этом сами, проситав рассказы Бориса Шергина.

Борис Шергин (правильное ударение в его фамилии- на первом слоге) родился в Архангельске 16 (28) июля 1893 года.

Отец Шергина был потомственным мореходом и корабельным мастером, а мама- коренной архангелогородкой и старообрядкой.

Шергин с детства хорощо знал быт и культуру Поморья. Он любил слушать увлекательные рассказы друзей отца- именитых корабельных плотников, капитанов, лоцманов и зверобоев. С песнями и сказками его познакомила заостровская крестьянка Н.П. Бугаева- друг семьи и домоправительница Шергиных. Борис так же срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь.

Ещё учась в школе, Шергин стал собирать и записывать северные народные сказки, былины и песни. Учился он в Архангельской мужской губернской гимназии, позже- в 1917 году окончил Строгановское центральное художественно- промышленное училище, в котором приобрёл специальность графика и иконописца.

В 1919 году, когда русский Север был оккупирован американцами, Шергин мобилизованный на принудительные работы, попал под вагонетку, и потерял ногу и пальцы левой ноги.

В 1922 году Шергин переехал в Москву, где жил бедно. В подвале в Сверчковом переулке он писал сказки, легенды, поучительные истории о своём русском Севере. Он так же работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера, исполнял сказки и былины перед разнообразной, в основном детской аудиторией. С 1934 года он целиком посвятил себя профессиональной литературной работе.

При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал литературоведческие и искусствоведческие статьи, иногда- литературные произведения.

С годами зрение Бориса Викторовича становилось всё хуже и хуже, а к старости он ослеп совсем.

Умер Шергин 30 октября 1973 года в Москве, и был похоронен на Кузьминском кладбище.

Словарная работа: кузовок, красивито, паркетчик, незалёжливый, академия, вылощил.

Первичное чтение. (Читаю сама, учащиеся следят)

Обмен впечатлениями. Анализ произведения.

Прав ли он оказался?

— Как вы их понимаете? Запишите пословицы в тетрадь.

— Чему вас научил рассказ Бориса Шергина?

4. Физкульминутка.

5. Первичное закрепление.

Выборочное чтение с ответами на вопросы.

— Перечитай отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

— Какой она вам представляется? (Доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить и рассмешить, знала много ремёсел).

— Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

6. Контроль и проверка усвоенных знаний.

Что посеешь…… (то и пожнёшь)

Без труда не выловить….. (и рыбку из пруда)

Сделал дело……………. (гуляй смело)

С кем поведёшься, от того…… (и наберёшься)

Как аукнется, так и …..(откликнется)

За двумя зайцами погонишься…..( ни одного не поймаешь)

Что написано пером…..(не вырубишь топором)

Любишь кататься, люби и….( саночки возить)

7. Итог урока.

— С произведением какого великого северного писателя мы сегодня познакомились?

Читайте также:

      

  • Знаки препинания в конце предложений 3 класс конспект урока
  •   

  • Стихи о первом снеге 2 класс конспект литературное чтение
  •   

  • Бианки сова конспект занятия в старшей группе
  •   

  • Конспект по экологии в средней группе на тему зима
  •   

  • Спряжение глаголов брить стелить 4 класс пнш конспект урока

22.04.2015

Швец Анна Валентиновна

учитель начальных классов

конспект урока внеклассного чтения по произведениям Б.Шергина

Оценить★★★★

2610

Содержимое разработки

ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»

Урок внеклассного чтения во 2 классе

Б.В.Шергин

«Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Швец А.В

пос. Савинский

2012 г.

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе.

Тема: Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок».

Цель: учить детей слушать и читать внимательно, вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством великого северного писателя Бориса Викторовича Шергина.

2. Тренировать учащихся во вдумчивом, внимательном прослушивании и чтении рассказа.

3. Коррегировать и развивать аналитико- синтетическую деятельность и долговременную память при работе с пословицами.

4. Воспитывать трудолюбие, старательность, любовь к своим бабушкам.

Оборудование: кузовок, презентация «Жизнь и творчество Бориса Шергина», портрет Шергина, выставка книг, карточки с пословицами.

Ход урока:

Оргомомент

Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок чтения. Я очень рада вас видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.

Подготовка к усвоению нового материала.

— Речевая разминка.

Проведём речевую разминку. Поможет нам Егорка. Я слышу стих, вы делаете вот так (показываю)

— Чики- чики- чики- чок.

Пусть попляшет язычок.

Повторите цо-цо-цо.

Вышла цапля на крыльцо.

Повторите жа-жа-жа.

Цапля встретила ежа.

Чики-чики-чики-чок.

Ты пляши, мой язычок.

Хлоп в ладошки.

У Егорки хороши скороговорки!

А одна-то перед нами

Произнесём кА вместе с вами.

Дети ягодки искали.

Вместе все их собирали.

Раз, два, три, четыре, пять

Кузовок полный опять!

Чики-чики-чики-чок

Побыстрее язычок!

Чики-чики-чики-чок

Ещё быстрее язычок!

Чики-чики-чики-чок

Отдохни мой язычок!

Новый материал.

Сообщение темы и задач урока.

— Ребята, а Егорка нам не зря приготовил скороговорку про ягодку, потому что мы сегодня будем читать рассказ Бориса Викторовича Шергина «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок!» Мы с вами узнаем главных героев, выясним, что до нас хотел донести автор, какова главная мысль рассказа.

Рассказ о Б.В. Шергине.

Автор рассказа- Борис Викторович Шергин- удивительный писатель, знаток старины: былин, сказок, песен, рассказов на тему русских пословиц. Его рассказы словно пересыпаны пословицами и поговорками. Читать их одно удовольствие. Писатель очень тонко чувствует красоту, как старинного русского языка, так и современного. Вы убедитесь в этом сами, проситав рассказы Бориса Шергина.

Борис Шергин (правильное ударение в его фамилии- на первом слоге) родился в Архангельске 16 (28) июля 1893 года.

Отец Шергина был потомственным мореходом и корабельным мастером, а мама- коренной архангелогородкой и старообрядкой.

Родители Шергина были хорошими рассказчиками, мама любила поэзию. По словам Бориса: «Маменька мастерица была сказывать…. Как жемчуг, у неё слово катилося из уст».

Шергин с детства хорощо знал быт и культуру Поморья. Он любил слушать увлекательные рассказы друзей отца- именитых корабельных плотников, капитанов, лоцманов и зверобоев. С песнями и сказками его познакомила заостровская крестьянка Н.П. Бугаева- друг семьи и домоправительница Шергиных. Борис так же срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь.

Ещё учась в школе, Шергин стал собирать и записывать северные народные сказки, былины и песни. Учился он в Архангельской мужской губернской гимназии, позже- в 1917 году окончил Строгановское центральное художественно- промышленное училище, в котором приобрёл специальность графика и иконописца.

В 1919 году, когда русский Север был оккупирован американцами, Шергин мобилизованный на принудительные работы, попал под вагонетку, и потерял ногу и пальцы левой ноги.

В 1922 году Шергин переехал в Москву, где жил бедно. В подвале в Сверчковом переулке он писал сказки, легенды, поучительные истории о своём русском Севере. Он так же работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера, исполнял сказки и былины перед разнообразной, в основном детской аудиторией. С 1934 года он целиком посвятил себя профессиональной литературной работе.

При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал литературоведческие и искусствоведческие статьи, иногда- литературные произведения.

С годами зрение Бориса Викторовича становилось всё хуже и хуже, а к старости он ослеп совсем.

Умер Шергин 30 октября 1973 года в Москве, и был похоронен на Кузьминском кладбище.

После смерти мультфильмы, созданные по мотивам сказок Бориса Шергина («Волшебное кольцо», «Мартынко» и другие), сделали его имя ещё более известным.

Словарная работа: кузовок, красивито, паркетчик, незалёжливый, академия, вылощил.

Первичное чтение. (Читаю сама, учащиеся следят)

Обмен впечатлениями. Анализ произведения.

— Какой мудрости научил Митю мастер? (Каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы « и дело продвигалось) и чтобы выполнено было оно с душой и «красивито, тщательно».

Прав ли он оказался?

— В какой из пословиц заключена эта мудрость?» («Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»)

— Какие другие пословицы встретились в рассказе? ( «Работа любит не молодца, а незалёжливого», «Глаза страшаться, а руки делают»)

— Как вы их понимаете? Запишите пословицы в тетрадь.

— Чему вас научил рассказ Бориса Шергина?

4. Физкульминутка.

5. Первичное закрепление.

Выборочное чтение с ответами на вопросы.

— Перечитай отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

— Какой она вам представляется? (Доброй, весёлой, мудрой, она могла и утешить и рассмешить, знала много ремёсел).

— Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

6. Контроль и проверка усвоенных знаний.

Игра «Кузовок» (досказанные пословицы складываем в кузовок)

Продолжите пословицы:

Что посеешь…… (то и пожнёшь)

Без труда не выловить….. (и рыбку из пруда)

Сделал дело……………. (гуляй смело)

С кем поведёшься, от того…… (и наберёшься)

Как аукнется, так и …..(откликнется)

За двумя зайцами погонишься…..( ни одного не поймаешь)

Что написано пером…..(не вырубишь топором)

Любишь кататься, люби и….( саночки возить)

7. Итог урока.

— С произведением какого великого северного писателя мы сегодня познакомились?

-Как оно называется?

— Что вам особенно запомнилось?

— Можно ли советом мастера воспользоваться в ваших повседневных делах?

— Оценки.

8. Домашнее задание.

Вписать в пословицы и поговорки пропущенные слова:

Старый ….. лучше новых двух.

Слово не воробей….. не поймаешь.

Семь раз отмерь, ….. раз отрежь.

Нет друга- ищи, а нашёл-…..

Собирай по ягодке- ……

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/125732-urok-vneklassnogo-chtenija-vo-2-klasse-bvsher

Также вас может заинтересовать

  • Календарно-тематическое планирование для 3 класса КРО 7вида
  • Викторина на тему: Любимые сказки
  • Открытый урок по русскому языку в 4 классе Предложение
  • Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 4 класса Путешествие на Луну
  • Слайдовая презентация — Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Звуки и буквы

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить с некоторыми фактами биографии
    Б.В.Шергина.
  • Познакомить со сказками о Шише, помочь увидеть
    их своеобразие.
  • Поработать над текстом сказки “Рифмы”.
  • Помочь увидеть связь народной сказки со
    сказками Шергина.

Развивающие:

  • Способствовать развитию устной и письменной
    речи учащихся, обогатить словарный запас,
    расширить кругозор.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному краю, её природе,
    людям;
  • Воспитывать художественный вкус и внимательное
    отношение к художественному слову.

Оборудование:

  • портрет Б.В.Шергина;
  • выставка детских рисунков “Весёлые сказки
    Б.В.Шергина”;
  • выставка книг Б.В.Шергина.

Учащиеся класса разделены на группы при
подготовке домашнего задания: “Художники”,
“Биографы”, “Писатели”, “Актёры”,
“Лингвисты”.

ХОД УРОКА

Сказки о Шише – “скоморошья
эпопея о проказах над богатыми и сильными мира
сего”.
Шелестова З.А.

I. Формулировка целей урока.

Наш урок называется “Весёлые сказки о Шише
Бориса Викторовича Шергина. Эпиграф к уроку
“Сказки о Шише – “скоморошья эпопея о проказах
над богатыми и сильными мира сего”.

— Как вы думаете, чем же мы будем сегодня
заниматься на уроке, что вы узнаете?

(Учащиеся формулируют цели урока.)

II. Слово учителя.

— Вы когда-нибудь видели живого сказочника?

Сегодня мы узнаем о таком человеке. Он жил-был
не в сказке, не за лесами, за морями, за высокими
горами, а родился в городе Архангельске, в
Соломбале, на берегу Северной Двины. Это Борис
Викторович Шергин.

— Обратимся к фотографии Шергина. Каким вы
видите его?

(Он в обыкновенной деревенской рубахе и
старинного покроя пиджаке. У него белоснежная
борода, высокий лоб; одухотворённое лицо
излучает мудрость и вместе с тем простоту и
значительность. Он похож на северного
крестьянина.)

— Вот каким он запомнился современникам
(читается отрывок из статьи Владимира Личутина
“Душа неизъяснимая”):

“В убогой каморе, невдали от окна, завешанного
солдатским одеялом, на узкой железной койке
сидит старец: у него громадный, изжелта-бледный
лоб, коего уже редко касается дневной свет,
тонкий благородный нос и поясная серебряная
борода… У Шергина согбенная высохшая фигурка,
окутанная длинной рубахой, но от широко
распахнувшихся, слегка подголубленных слепых
глаз, коих глубину не покидает живая мысль, от
всего одухотворённого лица исходит та
постоянная радость, которая мгновенно усмиряет…”.

Творчество Б.В.Шергина связано с его родиной –
Архангельской землёй, с нашим с вами краем. Его
называют северным писателем.

— Расскажите, что вы узнали о жизни Шергина,
готовясь к этому уроку.

III. Слово группе “Биографов”.

Родился Борис Викторович в городе Архангельске
в поморской семье. Дом Шергиных стоял близко от
реки, подле Немецкой слободы, в Соломбале.
“Комнатки в доме были маленькие, низкие, будто
каютки; окошечки коротенькие, полы жёлтенькие,
столы, двери расписаны травами… С потолков
птички растопоршились деревянные – отцово же
мастерство” [1].

Отец был замечательным рассказчиком.
“Виденное и читанное отец умел пересказать так,
что оно навсегда оставалась в памяти”, —
вспоминал Шергин.

Талантливым сказочником и певцом былин был
друг и названный брат отца Пафнутий Осипович
Анкудинов – один из тех, у кого Шергин учился
сказывать старины.

Мать будущего писателя родом была из семьи
потомственных кораблестроителей. Она знала и
любила народные сказки и песни. “ Маменька
мастерица была сказывать, как жемчуг, слово у неё
катилось из уст”, — вспоминал Шергин.

Так что с детства Борис Викторович впитал
“складное, красовитое” слово отцов и дедов, знал
поморские песни и предания, былины и сказки.

В годы учёбы в гимназии Шергин и сам стал
прекрасным рассказчиком. Писатель Бражнин, чьё
детство и юность прошли в Архангельске,
рассказывал, как однажды он, тогда ученик
реального училища, попал на вечер в гимназию и
там увидел: в углу одной из комнат “сидел
круглолицый, румяный паренёк и что-то
рассказывал. Вокруг него сидели, придвинувшись
вплотную, человек двадцать и слушали, глядя ему в
рот. Я вошёл, чтобы послушать, о чём идёт речь, —
думал, побуду минутку-другую и, если скучно, уйду.
Но я не ушёл и побыл не минутку-другую, а застрял
основательно и надолго”.

С детства Борис Викторович страстно любил
рисовать. Он срисовывал в свою тетрадь
иллюстрации из книг и журналов, занимался
резьбой по дереву. Эта любовь к самобытному
народному искусству привела Бориса Шергина в
Москву, в Строгановское художественное училище.
Он начинает “делить жизнь” между Москвой и
Севером, приезжая домой лишь на каникулы. Север
на всю жизнь остался для Шергина большой любовью.

Большую часть жизни писатель прожил в Москве,
но почти все его произведения посвящены родному
краю. Сердцем и помыслами Шергин был устремлён в
родные края. “…Дивно мне, что и здесь, у второй
родины…, на пороге старости, живу я опять
оконцами на Север, опять в стогодовалом доме,
опять сквозь узор деревьев сияют мне весенние
зори утром и вечером. Дохнул ветерок. Может, он с
Севера, с дальних полей”, — так писал Борис
Викторович в своём дневнике.

Он так и жил всю жизнь – “окнами на Север”.

В Москве Шергина заметили. Оценили не только
способности художника, но и прекрасное знание
народного слова, умение петь былины, талант
сказочника.

В 1924 году выходит первая книга писателя “У
Архангельского города, у корабельного
пристанища”. Второй сборник увидел свет в 1930
году. Он был назван “Шиш московский”, именем
главного героя шергинских сказок.

Давно уже нет в живых Шергина, прожил он 77 лет,
умер в Москве в 1937 году. Но книги его до сих пор
живут с нами. В одном из шергинских сказов есть
такие слова: “Поживи для людей, поживут и люди
для тебя!” Жил Борис Викторович для людей, щедро
жил, без оглядки, оставил нам свои книги в
поученье, да в увеселенье.

IV. Слово учителя:

Сказки Шергина имеют особую природу.
Шергинская сказка – это сказка литературная,
тесно связанная с народным искусством. Это
своего рода фольклорно-литературная сказка.

— Как же Шергин сказки писал и сказывал?

Шергин сказки свои не записывал, а сначала
рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он
ценил устное слово. Он мог не только
рассказывать, но и петь свои произведения. “И
только каждое словечко на место становилось,
переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои
истории от первой буквы до последней. Бывало
сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает,
а на коленях у него кот калачиком свернулся.
Вполглаза смотрит, вполуха слушает… А чудеса-то,
чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг,
пригоршнями рассыпаны”.[2] Слова в сказках
удивительные, яркие.

Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл
“Шиш московский”.

— Кто герой этих сказок Шергина? Каким он
предстаёт перед читателем?

(Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный.
Шергин говорит о нём: “Братья – мужики
степенные, а он – как Саврас без узды”. Саврасый
– это лошадиная масть. Раньше лошадей такой
масти называли Саврасками. Если нет у Савраски
узды, значит, он свободен. Вот таким и предстаёт
Шиш в сказках Шергина – Саврас без узды. Он
неуправляемый.)

— Откуда Шиш взялся в сказках Шергина?

(В годы Ивана Грозного шишами называли бродяг,
бывших беглых холопов. “Жестокие налоги,
жестокая барщина заставляли крестьян убегать от
помещиков, жечь усадьбы”.[3] Прототипом
шергинского Шиша послужил Шиш из народных
сказок, широко бытовавших в Поморье. Шергин
собрал более ста сказок о Шише. В его обработках
Шиш представлен весёлым и радостным.)

— А вот и он. Что же он нам расскажет?

V. Выступает ученик в роли Шиша:

Цынцы-брынцы,
Балалайка,
Балалайка, заиграй-ка!
Тень, тень – потетень,
Ветер стонет целый день.
Туна-на, туна-на,
Ходит по морю волна.
Здравствуйте, гости дорогие!
Я острослов и озорник,
Я весельчак и выдумщик,
Плут я и бродяга.
Наказан мною и не раз
Жадина да скряга.
Прозывают меня Шиш,
Хохол у меня рыж,
Как у кошки, глаза горят,
Лукаво до зорко на мир глядят.
Один голубой, другой, как смородина.
Ой!
Нос кверху! Вот я парень какой!
А уж врать, ребята, горазд,
Ох, и поговорю сегодня всласть!
Небылицу расскажу,
Вас потешу, рассмешу. [4]

VI. “Шиш” рассказывает сказку “Рифмы”.

VII. Слово учителя.

— Каких героев из народных сказок напоминает
Шиш?

(Шиш напоминает крестьянина, а также солдата из
бытовых сказок, а ещё Иванушку-дурачка. Он храбр и
находчив, как солдат, трудолюбив, как крестьянин.
Он тоже, как Иванушка, совсем не дурак, он умный,
ловкий, всегда оставляет в дураках тех, кто хочет
его обмануть. Но если Иванушка с помощью чудесных
сил всегда побеждает в борьбе со злом, то Шишу
часто приходится расплачиваться за свои
проделки.)

— Справедливо ли поступил Шиш, обидев мужика?

(Он оскорбил хозяина лошади обидными рифмами в
адрес его родственников, поэтому ему пришлось
слезть с телеги и идти пешком. Он, конечно, не
хотел мужика обидеть, он просто хотел поиграть.
Он не любит молчать. Шиш “только тогда молчит,
когда спит”.)

— Как повёл себя мужик, послушав Шиша?

(Мужик, послушав Шиша, сам научился рифмам. Он
возвращает Шишу его насмешки с требованиями
слезть с лошади.)

— Что роднит сказку Шергина с народной?

(Использование зачина и концовки.)

— Найдите зачин и концовку в сказке “Рифмы”.

Как видите, у Шергина в сказке необычные для
народных сказок зачин и концовка.

— Какова главная мысль сказки “Рифмы”, почему
она так называется?

(Сказка содержит моральный урок, необычный для
этого жанра: “Если тебя добрый человек везёт на
лошадке, то сиди молча, а не придумывай всяких
пустяков”. Надо уметь вести себя с незнакомым
человеком. )

— Какие произведения устного народного
творчества напоминают рифмы Шиша?

(Рифмы Шиша по содержанию и по строению
напоминают забавные поговорки, пословицы и
частушки, в которых всегда имеет место шутка,
насмешка или народная сатира. Таким рифмам,
которые сочинял Шиш, научиться несложно.)

Шергин писал: “В северной области нашей страны
и до сих пор можно услышать от крестьян анекдоты
о Шише, о его злых, подчас грубых, шутках, о его
весёлых проделках над барами”.

VIII. Группа “Актёры” показывает сценку по
сказке “Шиш – сказочник”. (Действующие лица:
сказочница, Шиш, хозяин, хозяйка, работник)

IX. Слово учителя.

— Каков Шиш в этой сказке?

(Находчивый, удачливый человек Шиш. Он быстро
придумал, как ему остаться на ночь. Обхитрил всех,
и ему удалось поспать. Но потом он два часа бежал
от дома без оглядки, так как заставил всех ночью
рассказывать сказки.)

Сказки о Шише объединены общим действующим
лицом. Цикл даёт представление о биографии героя
и даже о том, как развивается этот образ, чего не
бывает в фольклорных произведениях. Проходя
через все трудности, Шиш становится взрослее,
мудрее, прибавляет в ловкости и смекалке.
Сказочная эпопея о Шише наполнена юмором.

— А что вы узнали из других сказок Шергина о
Шише? Чем они вам понравились?

Послушаем отзывы о сказках, подготовленные
группой учащихся.

X. Учащиеся читают свои отзывы. ( Группа
“Писатели”)

  • “Наш пострел везде поспел”
  • “Доход не живёт без хлопот”
  • “Шишовы напасти”
  • “И поят, и кормят, и спину порют”.

XI. Слово учителя.

— Каков язык сказок Шергина?

В произведениях Шергина встречается много
таких слов, которые употреблялись в наших
северных краях, но сейчас почти забыты.

XII. Выступление группы “Лингвисты”. (Они
объясняют некоторые слова из сказок Шергина)

(Паужна – еда между обедом и ужином (как в
полдник. Глядень – возвышенная часть берега,
гора на берегу, откуда открывается широкий вид на
море. Блазнить – мерещиться. Тулиться –
прятаться, укрываться. Ошкуй – белый медведь и
др. слова).[5]

Сказки о Шише насыщены пословицами,
поговорками, меткими народными речениями. Вот
примеры: “Ходил Шиш, сапоги топтал, вёрсты
мерял”; “Чья слава лежит, а Шишова впереди
бежит”; “Людей бы на ум, а Шиша на дело”; “У Шиша
увёрток – что в лесу повёрток” и другие.

— Группа художников создала рисунки к сказкам
Шергина и подготовила выставку. Они расскажут,
каким представлен Шиш в этих сказках, и над чем
Шергин смеётся.

XIII. Группа “Художники” представляют свои
рисунки и “защищают” их.

Рисунки к сказкам:

  • “Шиш и трактирщица”
  • “Шиш показывает барину нужду”
  • “Тили-тили”
  • “Куричья слепота”
  • “Шиш пошучивает у царя”
  • “Шти”

XIV. Вывод урока.

Сказки о Шише – это “скоморошья эпопея о
проказах над богатыми и сильными мира сего”, как
писал Шергин. Эти сказки заставили хохотать всю
страну. Казалось, что вернулась скоморошья,
балаганная культура. Из уст Шиша прозвучало
живое поморское слово. Сказки искрятся здоровым
народным юмором. Всё это благодаря самобытному
таланту писателя Шергина. Эти сказки помогут вам
лучше узнать свой северный край, его культуру,
его народ.

XV. Домашнее задание:

Сегодня на уроке вы услышали, как сочинял рифмы
Шиш, попробуйте сами подготовить материал к
конкурсу-игре “Кто больше придумает рифм,
подражая Шишу”.

Список литературы.

1. Шергин Б.В. Детство в Архангельске. // Шергин
Б.В. У Архангельского города. – Архангельск, 1985.

2. Шергинские посиделки “Из Поморья в
Лукоморье”: [Сценарий] // “Солнечный зайчик в
душе человека”: (По следам фестиваля “Полярное
сияние” 2002 -2004, МУК ЦБС г. Архангельска. –
Архангельск, 2004

3. Овчинникова Л. Фольклорно – литературные
сказки как составная часть отечественного
литературного процесса 20-50-х гг. XXв. (Б.В.Шергин) //
Русская словесность. – 2002 — №3 – с.15-20

4. В гостях у Шиша: [ Инсценировка сказки
Б.Шергина].- Архангельск, 1998

5. Сказитель земли Поморской: (литературно –
краеведческий вечер) / Сост. И.В.Погрибная; МУ
“Котласская ЦБС”.- Котлас, 2003 – 7с.

  • Ашуни сказка с рябиновой ветки
  • Ашмарино лесная сказка новокузнецкая
  • Ашмарино база отдыха лесная сказка новокузнецк
  • Ашкьюди на английском как пишется
  • Ашкенази людвик собачья жизнь и другие рассказы