Баба яга фантастический персонаж в сказках ее часто называют ее неизменные спутники

Урок по русскому языку в 6 классе  на тему: «Этимология слов».

Технологии: проблемного обучения, 
игровые, здоровье сберегающие, ТРКМЧ.

Цель
урока:
  познакомить
школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического
словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных
лингвистических фактов.

Задачи урока:

·       
дать учащимся представление об
исторических закономерностях в   происхождении слов, познакомить с
этимологическим словарем;

·       
развивать умение сравнивать, аргументировать
 родство слов посредством сравнительно-исторического анализа;

·       
 содействовать формированию  интереса
к истории родного языка.

Оборудование
к уроку
: компьютер, словари, текст
для самостоятельной творческой работы по методу «Продолжи рассказ», творческие
работы учащихся.

 Ожидаемые
результаты

После проведения
занятия обучающиеся смогут:

— понимать смысл 
понятия «этимология»;

— ориентироваться
в этимологическом словаре;

— объяснять
языковые явления, владея навыками монологической речи;

— работать в парах.

 Основные
понятия
урока:  морфемика, словообразование, этимология,
этимологическая справка, лексическое значение, словарная статья, ономастика.

Ход
урока

1.
Организационный момент.

2.
Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос
учащихся по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверка
домашнего задания.

1.     Что такое 
морфемы?  (Значимые части слова)

Как
называется разбор слова по составу? ( Морфемный)

2.     При помощи
чего могут образовываться слова? ( Приставка, корень, суффикс)

3.     Какие
способы образования вы знаете?

4.     Как
называется раздел, изучающий способы образования слов?

5.     Зачитаем
словообразовательные цепочки к словам, с которыми вы работали дома.  (Друг,
добро, сердце). Можно спросить, чем отличается словообразовательная пара от
цепочки.

3.
Актуализация опорных знаний
.

Слово учителя.

Ребята,
вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово,
почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе?
Пытались ли вы узнать, откуда произошли слова:  торжество, богатый, зима,
зеркало
? Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над этим, ведь все мы
рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки,
выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и
лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить
происхождение слова.

 К
примеру, сможете ли вы ответить, откуда произошло слово медведь? Почему
этот зверь назван именно так?  Рассмотрим  историю происхождения слова этого
слова. Какие ваши предположения.

Дело
в том, что наши предки почитали это животное, очень боялись его и даже
старались не упоминать его имя. Поэтому они придумали для него иносказательное
название медведь. Это слово было первоначально сложным. Оно было
образовано от слова мёд, которое в древности имело основу медв-,
и корня глагола есть. Слово медведь означало «тот, кто ест мёд».
Славяне очень часто сталкивались с проявлениями этого качества косолапого
зверя. Нередко медведь разорял ульи или опережал людей в поисках дикого мёда.
Но в современном языке эти два слова не являются однокоренными, и в слове
медведь мы выделяем корень все слово.

Какую
бы орфограмму мы нашли  в этом слове? (№2), но происхождение слова опровергает
её.

Ребята,
чтобы узнать секреты происхождения  слово, нам может помочь специальная наука –
этимология, которая возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить
происхождение слова.

4. Постановка
целей и задач урока.

Вы
хотите узнать интересные  истории о происхождении слов? (Вы догадались, о чем
мы будем говорить на уроке?)

Запишем тему урока « Этимология слов»

Поставьте себе задачи. (Познакомиться  с понятием
«этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научиться
пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических
фактов).

5. Работа над темой урока

Чтение статьи учебника об этимологии (стр.100).

 Наши помощники- словари.

Существуют этимологические словари, из которых мы 
узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие
слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать,
как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам. В
этимологических словарях показывается возникновение слова и вся его жизнь,
раскрывается его биография. В них, как в зеркале, отражается история языка и
культура народа-носителя языка

Задание 1.

«Заглянем мы, как Пушкин
встарь, в этимологический словарь».

 Проведем
исследовательскую работу. Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и
толковом словаре. В чём их различие?

Учащиеся находят в
«Словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Кратком этимологическом словаре
русского языка» Н.М. Шанского и др. словарные статьи к словам: джем, ошеломить,
седой (стр.101 учебника) и сравнивают их толкования.

Вывод: в
статьях толкового словаря объясняется  современное значение слова. В статьях
этимологического словаря даётся объяснение происхождения слова.

Особенности
этимологического словаря:

1.
Отражение истории языка и культуры народа, носителя этого языка.

2.
Множество толкований слова, наличие нескольких версий.

3.
Большая роль автора, составителя словаря.

Задание 2. Записать предложение и объяснить постановку
знаков препинания.

1)Этимология
— это увлекательная, познавательная, историческая наука
. (Дают характеристику
предложению и объясняют постановку знаков препинания).

Почему 
запятая  получила такое название, и какая орфограмма в этом слове.

Слово
запятая происходит от древнего глагола запяти, имеющего 
значение  «задержать». Получается, что запятая буквально означает «задержка,
остановка» — именно так раньше её воспринимали писцы, да и при чтении запятая
означает то же самое. Того же корня слово препятствие. Таким образом,
исторически родственными словами к существительному запятая являются
слова запяти, препятствие. В корнях этих слов под ударением гласный я
([`а]). Запятая – препятствие, запяти. В слове запятая в
корне пишем я

Слово колесо восходит
к древнему славянскому слову коло «круг, колесо». Древний суффикс -ес-
сейчас ещё в существительных телеса, небеса, словеса (когда-то это были
формы множественного числа от тело, небо, слово). Колесо – коло.
В корне пишем о. Родственными будут слова кольчуга и кольцо.

Вывод: этимология
даёт нам возможность не только узнать происхождение слова, но и во многих
случаях понять, почему слово пишется так, а не иначе.

2)Записываем
два слова и выделяем корни. (Современный корень и этимологический).  Невежа
– невежда.
Указываем орфограмму.

— Что обозначают эти слова?

 Эти слова в древности имели
одно значение. Они были однокоренными со словом «ведать», то есть
«знать». Интересно, что этот корень есть и в слове «ведьма»: она все
знает. Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски –
невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежда-тот,
кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа — невежливый, невоспитанный
человек. А слово «ведьма» в современном русском языке потеряло связь со словами
невежа и невежда.

Слово врач образовано
от слова врать – «говорить». Первоначальное значение – «заговаривающий,
волшебник». Так получилось, что у слова врать значение стало
развиваться, так сказать, в сторону ухудшения, а у слова врач – в
сторону улучшения. В русских диалектах встречается врач «обманщик,
лгун».

6.Физкульминутка.

7.Работа в парах  «Продолжи рассказ»

Про некоторых людей говорят: «У, настоящая Баба-Яга!»

Один из самых отрицательных персонажей русских народных сказок
тоже имеет историю происхождения своего имени. Помогите дорисовать ее образ.

Текст  для  самостоятельной творческой работы по методу
«Продолжи рассказ»

Баба-Яга – фантастический персонаж … ( русских народных сказок)

В сказках ее часто называют … (костяная нога)

Ее неизменные спутники … (сова, черный кот, мыши)

Портрет Бабы-Яги крайне непривлекателен … (старая, горбатая, с
лохматыми длинными волосами, с длинным крючковатым носом, неопрятная…)

Она постоянно вредит героям сказок, помогая  … (злым силам:
Кащею Бессмертному, Лешему…)

Но иногда она помогает … ( героям сказок найти дорогу,
возлюбленную…)

Основные черты ее характера … (злоба, жестокость, жадность…)

Имя бабы произошло от древнего корня – яг- «злой, мерзкий»;
когда-то в языке существовал глагол «ягать», что значит … «кричать, бушевать,
бесчинствовать»).

Имя Бабы-Яги используется не только для обозначения … (сказочных
персонажей). Бабой-Ягой называют человека … (злого, несправедливого, и к тому
же неряшливо, неопрятно выглядящего).

 Мымра

И этот образ родом из ста­рины! Раньше мымрой называ­ли домоседа.
Мумрить (мымрить), значит, сидеть безвы­ходно дома.

История многих слов необычна и
поучительна. Влияние человеческого слова огромно.

«Слово о словах» В.Солоухина
(чтение учеником)

Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно, то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит  иль  ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

(В.Солоухин)

8. Индивидуальные  задания.

-Скажите, что в переводе с английского обозначает слово «фэмили»?

(Это слово заимствовано из  латинского языка, обозначает «семья».
А наука, которая изучает значение и происхождение фамилий (и вообще имен
собственных) называется ономастика.

Заслушаем выступления ребят о происхождении  своих имен и фамилий.

9. Заключительная
часть:

1.Синквейн со словом «Этимология».

2.Оценивание.

— А теперь подумайте и ответьте на вопросы.

·        
Сумели Вы решить поставленную
перед собой задачу?

·        
С  происхождением каких слов
вы сегодня познакомились?

·        
Какая история показалась самой
интересной?

·        
Доволен ты своим результатом
или нет и почему?

·        
Что именно помогло тебе
сегодня безошибочно справиться с работой?

·        
Что для меня самым полезным
было на уроке?

·        
Что на уроке для меня было
трудным?

·        
К чему я должен стремиться.

·        
Поставьте себе смайлики в
тетрадях за вашу работу.

  3.Домашнее задание

1.
Параграф 34, выучить теоретический материал на стр. 100.

2.
Выполнить упражнения № 178 и №179 на стр. 102.

3.Подготовить
рассказ о  происхождении  фамилии известных людей.

 «Продолжи рассказ»

Баба-Яга – фантастический персонаж …

В сказках ее часто называют …

Ее неизменные спутники …

Портрет Бабы-Яги крайне непривлекателен …

Она постоянно вредит героям сказок, помогая  …

Но иногда она помогает …

Основные черты ее характера …

«Слово о словах» В.Солоухина
(чтение учеником)

Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно, то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит  иль  ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

(В.Солоухин)

Комментарии преподавателя

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся позитивного, личностного, бережного отношение к слову

Задачи урока

образовательная: дать учащимся представление об исторических закономерностях в происхождении слов, познакомить с этимологическим словарем;

  • развивающая: развивать умение сравнивать, сопоставлять, самостоятельность мышления, способствовать развитию воображения, интереса к истории родного языка;
  • воспитательная: содействовать формированию культуры речи, культуры общения.

Оборудование к уроку

1.Мультимедиа для коллективной  работы по аспектному анализу текста и сообщений учащихся по презентации «Происхождение русских ругательств»

2.Карточки для творческой работы в парах

3.Новые словарные слова: ЭТИМОЛОГИЯ, глашатай, кольчуга, невежа, невежда

4.Текст для самостоятельной творческой работы по методу «Продолжи рассказ»

 Ход  урока

 1.Анализ текста (текст на доске)

Май  пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают р..стительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отр..стают, густеют травы.

В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними – ива. Прил..тают гл..шатаи тепла – ласточки. Любители соловьиного пения насл..ждаются пением пернатого. Зеленой сценой соловей выб..рает себе ивняковые заросли, а в садах – боярышник или крыжовник: там безопаснее и корма больше.

(А.Стрижев)

Задания по тексту (коллективная работа)

— Докажите, что эти предложения являются текстом. Определите тему и основную мысль.

(Тема-  начало весны, основная мысль – пробуждение природы вызывает восторг у человека)

-Определите тип и стиль текста

— Какие изобразительные средства языка автор использует?

-Встречается ли в тексте эмоционально окрашенная лексика? (наслаждаются)

С какой целью?

(С помощью эпитета «дружно», сравнения «глашатаи тепла», «зеленой стеной» автор выражает свой восторг, радость от созерцания пробуждающейся природы)

— Какой знак препинания в тексте пропущен? Объясните его постановку

— Выпишите из текста слова с пропущенными буквами в два столбика. Объясните орфограммы. (Работа у доски – 2 учеников)

Слова с чередующимися                         Слова с проверяемыми

безударными гласными в корне                                        безударными гласными в корне

        отрастают                                                      прилетают

                    растительность                                              наслаждаются

                    выбирает

— Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов (работа у доски – 2 учеников)

отрастают                                                        наслаждаются

-Какое слово нельзя проверить? Почему?

(Слово «глашатай» — (старослав.) не проверить из-за неполногласия гласных,  в современном языке – голос (полногласие).

— Является ли это слово устаревшим? С какой целью его использует автор?

(Слово «глашатай» придает торжественность встрече весны. Это долгожданная   встреча)

— В каком словаре мы можем узнать о лексическом значении и происхождении слова «глашатай»? (В этимологическом)

2.«Заглянем мы, как Пушкин встарь, в этимологический словарь».

Знакомство с этимологическим словарём. Чтение словарной статьи о происхождении слова «глашатай»

Запишем тему урока – Этимология слов

Невежа – невежда.

— Что обозначают эти слова?

 Эти слова в древности имели одно значение. Они были однокоренными со словом «ведать», то есть «знать». Интересно, что этот корень есть и в слове «ведьма»: она все знает. Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски – невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежда-тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа — невежливый, невоспитанный человек. А слово «ведьма» в современном русском языке потеряло связь со словами невежа и невежда.

Послушайте стихотворение С.Острового «Первородство». (Чтение учеником)

Первородство

К словам привыкаешь день ото дня.

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

— Извини меня! –

Это значит:

Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое первородство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

— Обереги меня! —

Это значит:

— Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

— Защити меня! –

Это значит:

— Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово

тебе сотворит

добро.

(С. Островой)

Слова, как люди, рождаются и умирают, но оставляют после себя след – своих потомков, родственников.

Забытое слово «коло» — окружность, круг, обод, обруч, колесо. Слово исчезло, но живы до сих пор родившиеся от него слова. Какие это могут быть слова?

(Колесо, коляска, колесница, кольцо, колобок, околица, околыш (на фуражке), окольная дорога, кольчуга)

(Кольчуга← кольцо — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец)

 3.Работа в парах по карточкам

(На каждой карточке по паре родственных слов, и третье — слово-подсказка, которое поможет доказать наличие родства между двумя исходными словами. Ваша задача, ребята, — доказать наличие родственных связей между парами этих слов.

 Исходные слова                                                                 Слово-подсказка

1.Врач – вор                                       врать-«бормотать», позднее-«говорить неправду»

2.Горе – горечь                                  гореть-«жечь, мучать»

3.Печаль – печать                              печь- «жечь»

4.Грех – грелка                                  греть — «жечь»

5.Стыд – простуда                             студить-«холодить»

6.Сердиться – середина                     сердце

7.Мерзкий – мороз                             мерзнуть

История многих слов необычна и поучительна. Влияние человеческого слова огромно.

«Слово о словах» В.Солоухина (чтение учеником)

Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

(В.Солоухин)

  1. О происхождении некоторых русских ругательств

«Слова-ветер, а бранные слова-сквозняк, который вреден», — считал У.Шекспир. Некоторые слова могут ранить очень больно. А всегда ли эти слова были такими? О происхождении некоторых  русских ругательств (учащиеся рассказывают либо читают  о происхождении бранных слов, в это время их рассказ сопровождается просмотром презентации).

                                                 1 выступающий –

Харя

Если бы нашим предкам предложили дать по харе, они, скорее всего, не отказались бы. Первоначально харями назывались маски. А поскольку маски были очень страшными, то этим словечком впоследствии стали называть отталкивавающие физиономии вообще.

Ряха

Это слово вообще не имело никакого отношения к лицу. Так называли опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось «неряха», а вот антоним приобрёл совершенно неожиданный искажённый смысл.

2 выступающий –

Болван

В нашем понимании – неотёсанный, глупый человек. Первоначально же так назывались обрубок бревна, чурбан, истукан, статуя, глыба, животное

Лох

Оказывается, словечко су­ществовало задолго до наших дней, когда молодежь с такой любовью пользуется этим руга­тельством. Лохом {лоховесом, лопоухим) издревле называли в Псковской губернии разных юных шалопаев.

Возможно также, что сло­во восходит к украинскому «волох» — румын, молдаванин, либо «галах» — оборванец, бродяга.

3 выступающий –

      Мымра

И этот образ родом из ста­рины! Раньше мымрой называ­ли домоседа. Мумрить (мымрить), значит, сидеть безвы­ходно дома.

Бугай

Так называли здорового детину, человека большого ума и таланта. Слово «бугай* пришло к нам из тюркских языков, где оно означает «бык». В некоторых российских губерниях впоследствии так называли племенного быка,  древ­нюю великокняжескую верхнюю одежду.

                                                         4 выступающий –

Ублюдок

Это слово изначально не применялось в качестве оскор­бления. Ублюдком называли по­месь животных двух видов, на­пример, кобылы и осла, волка и собаки. Затем так стали назы­вать незаконнорожденных де­тей, а в XX веке слово оконча­тельно превратилось в руга­тельство.

Халтурщик

 Устаревшее значение слова «халтура» («халтура») — поминки по умершему. Еще так называли даровую еду и питье на поминках. А в воровском мире «халтурой» называли обворовывание могил со свежими покойниками на другую ночь после похорон. Таких воров соответственно звали «халтурщиками». Это были последние люди в блатном мире.

5 выступающий –

Идиот

Происхождение слова в высшей степени благородное. Греческое «идиотэс» означало вовсе не «дурень», а «частное лицо». В языке византийского христианского духовенства этим словом обозначали мирянина, нецерковника. А так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.

Кретин

Слово пришло из латыни, искаженное от «христианин»

                                                                    6 выступающий –

Олух

Слово произошло 0т «волоха» (пастуха). Так что «олух Царя небесного» — это изысканный комплимент!

 Подлец

Существует версия,   что слово пришло из польского языка, где оно означало »простой, незнатный человек». Страшно подумать, скольких мужчин обозвали таким нелепым образом.

И все-таки последние ис­следования показывают, что слово является исконно русским. Слово «подлый» восходит к об­щеславянской основе: «подл», что означало «исподний, низкий, земной». Отсюда Значение «простой, простонародный». Вспом­ните из русской литературы вы­ражение «подлый люд» то есть «простой народ». Негативное значение «подлый» (в нравствен­ном смысле) известно с середи­ны XVIII века.

7 выступающий –

Поганец

Пришло из латыни. Селя­нин, деревенский житель

Скотина

Слово произошло от немец­кого «скат» «деньги (богатство», сокровище)». Первоначаль­но, конечно, так называли домаш­них животных, а затем «сокровищем» стали обзывать  и людей

8 выступающий –

Стерва

Слово тоже имеет отноше­ние к животным.  Так  называли труп околевшего скота, падаль, мертвечину, дохлятину, упадь, дохлую, палую скотину.

Шваль

Тоже слово «животного» происхождения. Зимой 1812 года по снежному полю бродили одинокие, оборванные, голодные солдаты разбитой армии Наполеона. Кругом лежали трупы лошадей. Французы, показывая на них, кричали: «Шеваль!» (спеуа! — лошадь). Простые крестьяне, естественно, не знали, что это слово обозначает, но догада­лись, что, видимо, нечто ненуж­ное, падаль. Так в простонарод­ный язык вновь попало это ино­странное слово.

9 выступающий –

         Негодяй

Слово совершенно не отно­силось к бранным, оно означало «рекрут, непригодный к воинской службе».

 Зараза

И уж совсем иной смысл  имело слово «зараза»! Если бы  несколько веков назад так назвали девушку, она бы не обиде­лась, а поблагодарила за ком­плимент. В те времена «Какая вы зараза!» означало: «Какая вы прелесть, само очарование!»

10 выступающий –

              Урод

Слово произошло от славян­ского корня род,  в значении «плод, рожденный» с добавлени­ем приставки «у». То есть «урод» — это, грубо говоря, «уродившийся». То есть «урод».

Отрицательный смысл у слова по­явился позднее, и то не везде. В польском языке, например, слово «урода» до сих пор означает «кра­сота» Кстати,  «юродивый» тоже, в свою очередь, произошел от слова «урод» (юрод»)

Мерзавец, мразь

Слово «мерзавец» образо­вано от той же основы, что и «мерзкий». А «мерзкий», в свою очередь, родственно слову «мо­роз» Раньше «мерзкий» означа­ло «холодный- («морозкий», «мерзый»). Так в русском языке отразилось неприятное ощущение   от холода. От этой же основы происходит  слово «мразь».

5.Продолжи рассказ

Про некоторых людей говорят: «У, настоящая Баба-Яга!»

Один из самых отрицательных персонажей русских народных сказок тоже имеет историю происхождения своего имени. Помогите дорисовать ее образ

Текст  для  самостоятельной творческой работы по методу «Продолжи рассказ»

Баба-Яга – фантастический персонаж … ( русских народных сказок)

В сказках ее часто называют … (костяная нога)

Ее неизменные спутники … (сова, черный кот, мыши)

Портрет Бабы-Яги крайне непривлекателен … (старая, горбатая, с лохматыми длинными волосами, с длинным крючковатым носом, неопрятная…)

Она постоянно вредит героям сказок, помогая  … (злым силам: Кащею Бессмертному, Лешему…)

Но иногда она помогает … ( героям сказок найти дорогу, возлюбленную…)

Основные черты ее характера … (злоба, жестокость, жадность…)

Имя бабы произошло от древнего корня – яг- «злой, мерзкий»; когда-то в языке существовал глагол «ягать», что значит … «кричать, бушевать, бесчинствовать»).

Имя Бабы-Яги используется не только для обозначения … (сказочных персонажей). Бабой-Ягой называют человека … (злого, несправедливого, и к тому же неряшливо, неопрятно выглядящего).

 6.Дома

-Скажите, что в переводе с английского обозначает слово «фэмили»?

(Это слово заимствовано с латинского языка, обозначает «семья». А наука, которая изучает значение и происхождение фамилий (и вообще имен собственных) называется ономастика.

Ребята, напишите, узнайте или придумайте происхождение своих фамилий.

7.Выводы по уроку (рефлексия)

Мы сегодня познакомились с происхождением некоторых слов.

-Что такое этимология?

— Зачем нужно изучать историю происхождения слов?

Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе

Школа 2100  «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,..

Тема: «А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.»

Тип: урок «открытия» новых знаний

Задачи:

  • — сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст
  • — способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;
  • — способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;
  • — содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;
  • — совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

— формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

— понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

— понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

— умение анализировать литературное произведение;

— создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

— целеполагание и планирование своей деятельности;  

— умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

— принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

— умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать,  использовать ее в самостоятельной деятельности

— умение строить речевые высказывания

Личностные:

— приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

— воспитание чувства любви к Отечеству;

— воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

— использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).

Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение

      Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. учебник литературы, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику
  2. портрет автора,
  3. аудиохрестоматия по литературе 5 класса.
  4. карточки со словами, таблица (раздаточный материал),

Материально-технические:

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3. мультимедийная презентация.

Предварительное задание к уроку: 5 учащихся готовят сообщения на темы:

  1. История создания пролога
  2. Презентация о героях пролога.

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Приветствуют учителя и слушают эпиграф.

Приветствует учеников.

Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! — ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты!

Все посмотрите друг на друга, улыбнулись. Ведь мы знаем, что улыбка – это флаг корабля. И мы с вами отправляемся на корабле в удивительное путешествие, в мир литературы.

Актуализация познавательной деятельности

Учащиеся  размещают свои иллюстрации на доске, на плакате, на котором изображено Лукоморье.

отвечаю на поставленный вопрос, подтверждая ответ словами текста.

Дома вы к нему готовились. Попрошу развесить на доске иллюстрации, созданные вами дома к прологу поэмы  А. С.Пушкина  «Руслан и Людмила», которые будут жить в удивительной стране Лукоморье.

  • А найдется место в этой стране Александру Сергеевичу?
  • Откройте книги  и подтвердите, пожалуйста, словами из текста. (зачитывают слова)

Определение темы и постановка целей урока

-Изучение героев из отрывка поэмы  А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Учащиеся формулируют цели урока:

— узнать об истории создания поэмы,

— уметь определять тему и идею произведения,

— развивать навыки анализа произведения.

Погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.

  • 1.Перечитать пролог.
  • 2.Описать героев.
  • 3.Определить выразительные средства, с помощью которых автор создает художественные  образы.

Еще раз всмотримся в картину лукоморья и попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 2)

  • Попробуем сформулировать цель нашего урока.
  • Какие задачи  мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

Организация познавательной деятельности

  • В  сказках.
  • Поэма (творение) —  один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны  сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств..)
  • Сюжет – события, в определённой связи и последовательности, составляющие содержание произведения.
  • Композиция поэмы: 
    а. Посвящение. 
    б. Пролог – вступительная часть произведения. 
    в. 6 песен.
    г. Эпилог – заключительная часть произведения.
  •  Вступительная часть литературного или музыкального произведения)
  • Выступление Саши. История создания пролога  поэмы «Руслан и Людмила»
  • Создание сказочной обстановки.
  • Герои.
  • «Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна»
  • Много сказочных персонажей. 

1.Деление мира на «свой» и «чужой», «чужой» — враждебный, там – испытания.

2.Путешествие «туда» и «обратно».

3.Королевич -царь, богатырь- колдун, царевна — Баба-яга

4.Волшебство.

 5..Помощники героя: предметы и существа. Бурый волк

 6.Противники героя.

7.Композиция: присказка, зачин, развитие действия, концовка.

Есть присказка, или зачин (рассказ о коте),

Рассказ о чудесных героях, концовка.

  • кот ученый. Леший бродит. И т. Д.
  • Эпитеты.
  • Олицетворение.
  • Наделяет их человеческими качествами.

Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров. (записываю в тетрадях)

Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы.  Расскажите о них. Слайд  

1 группа. Коще́й Бессме́ртныйКащей  произошел ,вероятно, от слова  от кость.

В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

Он персонаж  сказок.

Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

 Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скупым.

2 группа

Баба Яга -фантастический персонаж русских народных сказок.

В сказках ее часто называют костяная нога.

Ее неизменные спутники  черный кот, сова.

Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен: старая, горбатая с лохматыми длинными волосами.

Основные черты ее характера —  злоба, жестокость, жадность.

3 группа

Русалка — персонаж сказок.          Как правило это молодая девушка.

В лесу обитают на ветках.

Русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом».

Презентация работы Веры

.Скажите, пожалуйста, в каких произведениях чаще всего встречаются эти персонажи? 

  • Мы с вами уже знаем, что Александр Сергеевич писал не только сказки , но и поэмы. Вспомните, какое произведение называют поэмой?
  • Сюжет поэмы – сказочный, в нём черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.
  • -Вспомните, пожалуйста, что такое сюжет?
  • Привлекательно произведение с точки зрения композиции?  Восстановите композицию поэмы.
  • В поэме имеется пролог.
  • А что такое пролог?
  • Зачем создает автор пролог?
  • А что  помогает нам окунуться в мир сказки?
  • Назовите,  герои каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэме?
  • Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему
  • Что общего между прологом к поэме «Руслан и Людмила» и волшебными русскими народными сказками?
  • Вы создали героев пролога с помощью красок, карандашей. Но прежде всего вы их создали в своем воображении. И  у вас замечательно получилось. А  поэт сотворил их с помощь слова. Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых автор описывает своих героев.
  • Какие выразительные средства автор использует для создания образов?
  • А какое выразительное средство является ключевым?
  • Почему олицетворение является ключевым приемом?
  • В прологе мы можем наблюдать еще новую для нас стилистическую: фигуру: анафору.

Анафора, или единоначатие  – повторение звуков, слова или группы слов в начале предложения.

«Мой долг мне ясен. Мой долг – делать мое дело. Мой долг – быть честным. Мой долг я исполню».

Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров.

Найдите анафору в прологе.

  • Какова ее функция?

Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы.  Расскажите о них.

1 группа. Коще́й Бессме́ртныйКащей  произошел ,вероятно, от слова ………….(вероятн от кость, первоначальное

В сказках говорится, что он «……», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

Он персонаж ………..

Часто выступает в роли ……..

 Изображается в виде………….., часто представляется ……

2 группа

Баба Яга -фантастический персонаж………..

В сказках ее часто называют …….

Ее неизменные спутники…….

Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен ………

Основные черты ее характера —  ……….

3 группа

Русалка — персонаж …….            Как правило, это ……………

В лесу обитают на ………………..

Русалки пугают всадников «……………».

Все правильно, но в прологе есть еще персонажи. О них нам расскажет ваша одноклассница, Вера Соколова, которая писала работу и представляла на школьной конференции «Вокруг тебя мир» и на районных филологических чтения.

                                                                                            Физкультминутка.

Королевич потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик от замка , видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А потом всем опуститься

и на стулья приземлиться.

Аналитическая работа с текстом

Работа в группах.

Словарно-лексическая работа     

Лукоморье — такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках — на незнакомых дорожках.

Дол — долина.

Витязь — в старину: воин, богатырь.

Чредой — чередой, по очереди.

Дядька — в старину: слуга-воспитатель  при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом — по пути, проходя мимо.

Пленяет — берет в плен.

Чахнуть — сохнуть, изводить себя, страдать.

Нет.

Там русский дух… там Русью пахнет!

Сказочность, таинственность создается автором с помощью особой лексики:

Выпишите  5  непонятных слов.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

Лукоморье

На неведомых дорожках –

Дол —

Витязь -.

Чредой

Дядька —

Мимоходом —

Пленяет —

Чахнуть

Используем ли мы с вами данные слова в речи. Это еще один фактор, который привлекает нас к прологу.

В каких строках чувствуется любовь автора к родине. Городость за нее. .

Слова Там русский дух… там Русью пахнет! переносят нас не в сказку, а в глубокую древность, мир лукоморья, добрых и злых духов и напоминают нам о наших национальных корнях.

-Автор восхищается историей своей страны

-Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощенного в сказках

-Автор проводит читателя через все, чему поверить  нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой.

— Как относится автор к изображаемому?

— Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

— Какой смысл приобретают финальные строчки пролога?( 

Подведение итогов

Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла, поэтому пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.

Рефлексия.

 Всем спасибо за работу. Продолжите предложения (у  каждого на парте отпечатаны листы):

  1. Сегодня я узнал(а)…
  2. Было трудно…
  3. У меня получилось…
  4. Было интересно…
  5. Меня удивило…
  6.  Я думаю, что…

Отметки.

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
  2. Составить синквейн.
  • Главная
  • /
  • Русский язык
  • /
  • 1.Баба-Яга – фантастическ…


Русский язык
, 12.11.2020 19:15, honestt1451

Всего ответов: 1

Показать ответы

Другие вопросы по: Русский язык

География

.(1)сколько лет было а. с. пушкину когда он писал первое стихотворение. 2)как называется первое стихотворение а. с. пушкина. 3)при каких обстоятельствах погиб а. с. пушкин 4)в како…

Опубликовано: 28.02.2019 10:50

Ответов: 2

Математика

.(Когда портниха пришила по 9 пуговец к 6 пальто/, у нее осталось 42 пуговицы. во сколько раз больше у нее было, чум осталось)….

Опубликовано: 28.02.2019 23:20

Ответов: 3

Русский язык

Разбор по членам предложения .вкомнате отдыха дети и взрослые читают журналы и играют в настольные игры….

Опубликовано: 01.03.2019 14:00

Ответов: 3

Литература

Написать несколько преимуществ и несколько недостатков знаменитости, популярности,…

Опубликовано: 02.03.2019 13:00

Ответов: 3

Русский язык

Угощение, могучий, обнажаться, отварить(окно),обновить…

Опубликовано: 02.03.2019 21:10

Ответов: 1

Русский язык

6. в каких парах слов представлены антонимы? а) тихий – странный; б) кричать – смеяться; в) ругать – хвалить; г) найти – потерять; д) обрести – утратить; е) узнать – забыть;…

Опубликовано: 03.03.2019 03:40

Ответов: 1

Знаешь правильный ответ?

1.Баба-Яга – фантастический персонаж … 2.В сказках ее часто называют … 3.Ее неизменные спутники … 4….

Популярные вопросы

Русский язык

Давно ушёл с болота медведь к берлоге. снялись, журавли последний раз махнули крылом и улетели. лес утих, приготовился к предзимью к грустным дождям. последнюю песню в лесу всегда…

Опубликовано: 01.03.2019 04:40

Ответов: 3

Алгебра

Какая из функций возрастает на всей области определения: 1) y=lg x 2)y=x^3 3) y=0.5x какая из функций убывает на всей области определения: 1) y=0.5^x 2) y=-5x 3)y=корень x…

Опубликовано: 01.03.2019 17:10

Ответов: 3

Математика

Используя формулу пути s=ut найдите путь который пролетит муха за 3 секунды если скорость её 5м/с б) скорость собюаки которая пробежала 5 меторов ! прошу люди…

Опубликовано: 01.03.2019 23:20

Ответов: 1

Математика

1)в парк 47дубков 28березок. все деревья посадили на 5одинаковых аллеях поровну на каждую. сколько деревьев посадили на каждой аллее? 2)на спектакль пришли дети из двух классов….

Опубликовано: 02.03.2019 15:20

Ответов: 2

Русский язык

Интервью с одноклассником на любую тему!…

Опубликовано: 02.03.2019 16:50

Ответов: 3

Русский язык

Поставь знак ударения повидло, веселый, лисята, яйцо, сугробы, помещение, царица, шлем, цыпленок, малиновка, выглянуло, певица, черные, выдумщик, экскаватор, клен, сладкий, два, уй…

Опубликовано: 03.03.2019 11:00

Ответов: 1

География

Докажите, что южная америка самый влажный материк земли….

Опубликовано: 03.03.2019 18:10

Ответов: 2

Химия

Рассчитайте количество водорода, который выделится в реакции металлического натрия с этанолом массой 12,88?…

Опубликовано: 03.03.2019 19:50

Ответов: 1

Русский язык

Составить предложения со словами удираю удирал убираю убирал соберал собираю…

Опубликовано: 03.03.2019 22:50

Ответов: 1

Физика

1)какое количество теплоты необходимо, чтобы 100 г воды, взятой при температуре 283 к, довести до кипения и 10% её испарить? удельная теплоёмкость воды=4200дж/кг к, удельная теплот…

Опубликовано: 03.03.2019 22:50

Ответов: 1

Случайные вопросы

Баба-Яга в русских народных сказках

Самый неординарный и яркий негативный герой русских народных сказок считается Баба-Яга. Во всех сказках её образ меняется кардинально, а в некоторых из них Баба-Яга превращается в гостеприимную хозяйку. Это хитрый и одновременно смешной персонаж загадочной старушки, от которой всегда можно ждать новых сюрпризов.

История происхождения образа Бабы-Яги

Что мы знаем о Бабе-Яге из сказок, которые нам читали в детстве? Это старушка с горбом, которая никогда не ходит пешком, а для передвижения использует свою летающую ступу. Волосы её всегда растрепаны, одежда грязная, а нос — длинный и с горбинкой. Баба-Яга стала неким воплощением сил зла, которые постоянно стремятся навредить людям. 

Изначально прообраз Бабы-Яги встречалась в славянской мифологии , как злой лесной волшебницы,  в её власти все вихри, вьюги и ветра, как охранительницы и проводника между «этим» и «иным» миром.

В русском фольклоре Баба-Яга — это не воительница, у неё костяная нога, её слушаются звери и птицы. Загадочная колдунья живёт в самых дремучих лесах, а её изба, в которой все пришло в упадок, стоит на куриных ножках. Большую часть времени старушка проводит в лесу, собирая различные коренья и лекарственные травы для изготовления специальных настоев.

Самые распространённые образы Бабы-Яги в сказках 

В большинстве народных русских сказок Баба-Яга выступает в роли похитительницы. Больше всего ей нравятся маленькие дети, которых она постоянно стремиться украсть и посадить в печь. Именно такой образ Бабы-Яги показан в сказке «Гуси-Лебеди», где слуги хитрой колдуньи украли Иванушку для её очередного обеда. Здесь Яга показана очень хитрой, злой и беспощадной, поскольку хочет съесть не только Иванушку, но и Алёнушку. 

Значительно реже в наших сказках можно встретить добрую Ягу, которая стремится одарить своего гостя волшебными вещами. Для этого храброму молодцу требуется пройти сложное испытание и ответить на вопросы самой Яги. Именно такой образ показан в русской сказке «Баба-Яга», написанную Афанасьевым. Она дарит нарядные платья девочке за хорошую службу, но и наказывает её за любую ошибку, ломая косточки. Такая Яга может быть отзывчивой и давать дельные советы другим героям, но всё же при любой возможности её злобная натура будет проявляться. 

Баба-Яга — это многогранный персонаж русских народных сказок, который может меняться кардинально. Но образ настолько колоритный и яркий, что забыть загадочную Бабу-Ягу не сможет никто! 

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 27.02.2019 17:00

Мне надо написать сочинение на тему космос незнаю что написать

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 27.02.2019 18:20

.(Со словами геолог, парикмахер составить предложения так что бы было ясно, о ком идет речь о мужчине или о женщине.).

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 21:40

Сочинение на тему мой любимый предмет в школе

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 22:00

.(Раскрыть скобки день становится(жаркий. жарким) мальчик рос(малоподвижен, малоподвижным)).

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 22:20

Найдите в данных предложениях подлежащие и сказуемое. определите, чем они выражены. поставьте, где необходимо, тире. жизнь человека чудо из чудес. мои друзья загадка для меня. жизнь моя железная дорога вечное стремление
вперед. писательство призвание. ненависть сердца последний холод. мир это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков. краса лица глаза, краса уст слова, краса слов пословица. человек есть украшение мира. пушкин есть
явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление языка. уверенность самая могучая творческая сила. сонливый да ленивый два родных брата.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 03:40

Найдите в тексте сложносочиненные предложения! первую в жизни синюю птицу я встретил в ущелье талгара в горах заилийского алатау. незнакомая, крупная, бархатно-черная птица переоетала с одного окатанного валуна на другой.
только вблизи я разглядел, что цвет её тёмно-синий. тогда же я отыскал и гнездо на каменной стене у воды. оно угадывалось в тёмной щели. я втиснулся напротив гнезда между огромных каменных глыб и стал терпеливо ждать. тяжёлый
водяной гул глушил всё, но вдруг звук особый, острый, как нож, легко и просто пронзил тяжёлый грохот и гул! в неистовом грохотании он слышался так же ясно, как звонкая песенка зяблика в тихое утро. это свистела она — синяя
птица. она сидела на мокром камне посредине кипящей реки. облачком висит водяная пыль, а в пыли изогнулась радуга. перья птицы в блестках воды, как в жемчугах. вот наклонилась, развернула веером хвост — и хвост вспыхнул синим

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 13:00

Сочинение расуждение на тему почему слова тройка пятерка милион это имена существительные

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 16:20

Дополни предложения: надел . обул .

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 22:00

Проверь орфограмму однокоренным словом. надпиши части речи.

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 00:50

Сделать звуко-буквенный разбор слова: пенёк

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 19:50

Определите вид придаточного предложения . чем выше человек по умственному развитию, тем он свободнее

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 21:20

Составитье с существительными из левой колонки и подходящими по смыслу глаголами из правой колонки словосочетания и запишите их. обозначьте корень в именах существительных. составьте два словосочетания
«глагол+существительное»со словом «предложение»,используя его в разных значениях. пол_жение, изл_жение, изменить, высказать, сл_гаемое, предпол_жение, закончить, просклонять, прил_гательное, сл_жение. уменьшить, произвести.

Ответов: 4

Вопросы по другим предметам:

Категория

Геометрия, 10.03.2021 09:21

Категория

Категория

Категория

Геометрия, 10.03.2021 09:21

Категория

История, 10.03.2021 09:22

Категория

Математика, 10.03.2021 09:22

Категория

Литература, 10.03.2021 09:22

Категория

География, 10.03.2021 09:22

Категория

Литература, 10.03.2021 09:22

Категория

Геометрия, 10.03.2021 09:22

https://ria.ru/20210629/baba-yaga-1739102148.html

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-Яга: кто такая, значение в славянской мифологии

Баба-яга: почему ее изображают неверно

Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на… РИА Новости, 29.06.2021

2021-06-29T18:41

2021-06-29T18:41

2021-06-29T20:48

религия

сыктывкар

архангельская область

александр афанасьев

республика коми

религиозные праздники

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:72:1561:950_1920x0_80_0_0_935a065370c235a90795ae8a02450f25.jpg

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.Баба-ягаПроисхождение образаПодробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.»Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.Как выглядела Баба-ягаСегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.Атрибуты и символика Бабы-ягиНезаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.День Бабы-ягиНесколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.Семья Бабы-ягиСчитается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.Значение Бабы-яги в славянской мифологииСреди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.Сказки про Бабу-ягуВ XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.У других народовУченые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.Была ли Баба-яга на самом делеИсследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».Баба-яга как оберег домаСегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

https://ria.ru/20130629/946498746.html

https://ria.ru/20201218/kostyum-1589849444.html

сыктывкар

архангельская область

республика коми

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151759/32/1517593201_0:0:1561:1172_1920x0_80_0_0_72d28bcd7826acdba168aca9df1a62f3.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

сыктывкар, архангельская область, александр афанасьев , республика коми, религиозные праздники

Религия, Сыктывкар, Архангельская область, Александр Афанасьев , Республика Коми, Религиозные праздники

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости, Никита Бизин. Баба-яга – наиболее узнаваемый персонаж в славянской мифологии. Ее день рождения отмечают 30 июня. О происхождении образа сказочной чародейки и том, кто она на самом деле, – в материале РИА Новости.

Баба-яга

Происхождение образа

Подробно сказочный образ изучил известный советский ученый Владимир Пропп. Он пришел к выводу, что старуха, на самом деле, символизирует мир мертвых. Она – его страж. Отсюда понятно, почему ее жилище всегда располагается где-то далеко — на опушке дремучего леса, например. Для наших предков это символизировало границу двух миров — живых и умерших.

Сама же избушка – это не что иное, как могила. Дело в том, что в древности умерших хоронили в домовинах – специальных домиках, расположенных на высоких пнях. Корни пней выступали из земли и напоминали куриные ноги.

«Большинство современных ученых принимают теорию Проппа как достоверную, поскольку он исследовал образ Бабы-яги наиболее полно», — говорит российский фольклорист Екатерина Дорохова.

Как выглядела Баба-яга

Сегодня каждый ребенок знает, что Баба-яга – это злобная старуха, которая обитает в глуши дремучего леса. Она горбата, у нее крючковатый нос и копна редких седых волос, а одна нога — костяная.

Атрибуты и символика Бабы-яги

Незаменимые атрибуты Бабы-яги – летающая ступа (средство передвижения) и помело (им она заметает следы). Баба-яга обладает также волшебными предметами: клубок ниток (с его помощью можно найти дорогу куда угодно), блюдо с яблоком (оно нужно, чтобы заглядывать в будущее) и меч-кладенец (для того, чтобы сражаться со сказочными богатырями). Но главный символ лесной колдуньи – это избушка на курьих ножках. Вместо забора у ее жилища частокол из костей и человеческих черепов.

День Бабы-яги

Несколько лет назад село Кукобой в Ярославской области было признано официальной родиной сказочной старухи и на протяжении последних десяти лет в каждую последнюю субботу июня здесь отмечают день рождения Бабы Яги.

Семья Бабы-яги

Считается, что отцом Бабы-яги был Вий (повелитель подземного мира). Нередко сказочной старухе приписывают родство с Кощеем Бесмертным: в одних случаях Яга была его матерью, в других — его теткой.

Значение Бабы-яги в славянской мифологии

Среди ученых существуют и иные трактовки образа Бабы-яги. Например, ее представляли в образе змеи. Это связано с тем, что одноногие или хромые существа с древности ассоциировались с этим животным. А, как мы уже знаем, у Бабы-яги одна нога с дефектом — костяная. Кроме того, колдунья, подобно мифическому змею, летает в ступе. Отсюда, кстати, – представление о сказочном родстве Бабы-яги со Змеем Горынычем: иногда ее считают матерью легендарного чудовища.

По другой версии, Баба-яга могла быть берегиней – так древние славяне называли богиню холмов и берегов рек, которая была доброй хранительницей мира и даже его прародительницей. С принятием христианства, однако, все положительные качества яги-берегини сменились на негативные: остались только отвратительная внешность и злые намерения.

Существует мнение, что Баба-яга могла быть славянской богиней Мокошью (богиня ремесел, жизненных благ и урожая) или женой бога Велеса (славянский бог плодородия и скотоводства). В этом качестве Яга была хранительницей всевозможных знаний и умений. Если верить легендам, в юности она была молодой девушкой необычайной красоты. Но потом боги разгневались на нее и прокляли. В наказание Яга утратила свою привлекательность.

Сказки про Бабу-ягу

В XIX веке русский историк и фольклорист Александр Афанасьев собрал воедино все славянские сказки, в которых так или иначе фигурирует Баба-яга. Их условно можно разделить на три группы – в зависимости от того, кем предстает в них лесная колдунья.

Во-первых, есть Яга-воительница. Считалось, что меч-кладенец, который хранился у нее, давал огромную силу. Благодаря этому она могла на равных сражаться с богатырями и даже побеждать их.

Кроме того, Яга могла быть похитительницей. Некоторые славянские племена верили, что она крадет детей (чаще всего сирот), уносит их в лесную чащу или в поле. А затем съедает.

Третий тип – Яга-помощница. В этом образе она была мудрой волшебницей, которая всячески помогала добрым героям в их приключениях: кормила, давала советы (например, как одолеть Кощея Бессмертного) и даже могла подарить один из своих волшебных предметов – клубок ниток или меч-кладенец.

У других народов

Ученые находят у других народов большое количество мифологических персонажей, которые схожи с образом Бабы-яги.

Госпожа Метелица – персонаж немецкой сказки с одноимённым названием – имеет, как и Баба-яга, неоднозначную характеристику. Она, согласно легенде, награждает за труды прилежную и послушную девочку, ленивую и нерадивую — наказывает.

Другой всемирно известный сюжет, который напоминает истории про Бабу-ягу, – это «Мальчик-с-пальчик». Главный герой обманом и хитростью сумел победить страшного людоеда. И в наших сказках, как известно, старуху тоже часто оставляют «с носом».

В образе Бабы-яги можно обнаружить и сходство сразу с тремя персонажами германской мифологии. У богинь Гольды (владычица царства мертвых) и Перхты (богиня земледелия и прядения), как и у Бабы-яги, одна нога либо хромая, либо уродливая. А с богиней Штампой, чье имя буквально переводится как «толочь, мять, тяжело ступать», родство и вовсе очевидно, ведь ним созвучно русское слово «ступа».

Другими фольклорными аналогами Бабы-яги, по мнению ученых, могут быть литовская Рагана (ведьма в балтийской мифологии), баскская Мари (богиня-хранительница горы Амбото) или кельтская Бригита (богиня ремесел и врачевания). Все эти зарубежные божества, как и Яга, живут вдали от людей – либо высоко в горах, либо в глуши леса.

А некоторые исследователи и вовсе считают, что образ славянской старухи в ступе имеет много общего с античными мифами и легендами. Она охраняет вход в мир мертвых точно так же, как и греческий Харон (бог-перевозчик душ умерших в загробный мир). И похищала детей подобно греческой нимфе Калипсо, которая, как повествует легендарный Гомер, семь лет удерживала на своем острове хитроумного Одиссея.

Была ли Баба-яга на самом деле

Исследователи также отмечают, что Баба-яга может быть и собирательным образом черной знахарки (целительницы). В народе к ним всегда относились двояко: одновременно боялись и уважали. Потому что считали, что они могут как помочь, так и навредить. «Такие люди были еще совсем недавно. Просто сейчас изменилась культурная ситуация в сельской местности», — пояснила Екатерина Дорохова.

Наиболее широко легенда о Яге-целительнице распространена в регионах, где жили финно-угорские племена. Это, например, Архангельская область или Республика Коми. Фольклорист отмечает, что это поверье живо до сих пор: «В Сыктывкаре, например, многие совершенно серьёзно спрашивали меня, не боюсь ли я, ведь там одни колдуньи».

Баба-яга как оберег дома

Сегодня нередко можно увидеть в домах маленькие декоративные фигурки Бабы-яги, которые люди ставят на подоконник или вешают над входной дверью.

Многие считают, что если «завести» дома Бабу-ягу, то она будет защищать жилище от сглаза и разных зол. Для «охраны» дома сказочную волшебницу можно поставить в прихожей: она будет следить за тем, кто входит через двери.

Баба-яга на кухне – верный признак того, что хозяева вас хорошо примут и славно накормят. В народе бытует поверье, что незамужняя девушка должна поставить фигурку Бабы-яги у изголовья своей кровати – и та будет подыскивать ей хорошего жениха.

Почему ее так зовут?

Первая часть имени подсказывает нам, что Баба Яга весьма преклонного возраста. Ведь слово «бабушка» предназначено для обозначения женщин старшего поколения, имеющих внуков.

Вторая часть ее имени дает нам возможность поразмыслить над происхождением ее имени. Ученые не могут в точности сказать, откуда взялось имя «Яга». Но версий этому множество:

1. В старом русском языке слова «яга», «ягая», «ягинична» обозначали одежду из шкуры жеребенка шерстью наружу. В мифах славян это был непременный атрибут костюма волшебника подземного мира — нечисти. Возможно, что именно в таком костюме представляли Бабу-Ягу люди.

2. Глагол «ягать» означал браниться, шуметь, бушевать, кричать, ругаться. Возможно, наши предки, называя «ягой» лесную женщину, таким образом, намекали на ее вздорный характер. Кстати, сходный персонаж есть в мифологии многих славянских народов: поляков, чехов, сербов. Здесь такую волшебницу зовут Едзя : — Едзи-баба — польское; Ези-баба — словацкое, Езинка-баба — чешское; Гвоздензуба — сербское; Ежи баба — словенское; Яга баба — болгарское.

3. Может быть, Баба-яга – древнеславянская богиня – Берегиня, в переводе на современный язык – богиня экологии, хранительница леса и зверей, хозяйка, охраняющая подземный ход в потусторонний мир. Наверняка, поэтому перед ней расступаются дремучие леса, расступаются горы. Поэтому ей верно служат гуси-лебеди и мудрые вороны. И, может быть, не зря она пугает народ, просто тем самым она бережет лес от уничтожения и загрязнения, не дает вырубать леса и осушать болота.

4. Имя «Яга» произошло от слова «йог», и корни ее в Индии. Тогда становится понятно, почему ей служат три пары волшебных рук, делая всю домашнюю работу – это делает ее похожей на индийское шестирукое божество Шива. Да и живет она, как йог-отшельник, вдали от людей.

5. А, может, Яга пришла к нам с крайнего Севера? Жители северных районов строили свои избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, чтобы дома не замело снегом. Согласитесь, что такой дом очень напоминает нам жилище Бабы-Яги – «избушку на курьих ножках».

6. Имя «Яга» пришло из основного места проживания сказочной старухи, ведь живет она в сосновом таежном бору, в котором растет ягель .

7. И последняя версия – совсем уж мистическая. Баба-Яга прибыла на землю из космоса. Ведь она умеет летать на ступе – прообразе многоступенчатого космического корабля. А в сказках часто упоминается, что ступа у нее железная.

Внешность бабы яги

Внешность Бабе-Яге народ придумал страшную и безобразную. Это сгорбленная старуха в неряшливой одежде . На лбу у нее рог, седые волосы нечесаны и распущены по плечам, нос огромный, до потолка, она плохо видит, но у нее звериное обоняние. Глаза Яги горят красными сполохами, руки костлявые, а зубы железные.

В сказке «Василиса Прекрасная» мы нашли такое описание Яги и ее жилища. Иван Царевич, сказав знаменитое: «Стань, избушка, ко мне передом, к лесу задом»? видит жуткую картину: «Лежит баба на печи на девятом кирпиче, нос в потолок врос, губы на грядке , губами горшки волочит, языком печь пашет , в зубах шелковый пояс плетет»…

А в сказке «Финист – ясный сокол» Яга предстала перед Марьюшкой так: «сидит Баба-Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту клык торчит.

Гостя Баба-Яга встречает неприветливо знаменитой фразой: «Фу-фу, русским духом пахнет… Прежде русского духа слыхом не слыхивали, видом не видывали, а нынче русский дух сам на ложку садится, сам в рот катится». Услышав, такое можно не на шутку испугаться!

Но самый известный признак Бабы-Яги — костяная нога. Иногда в сказках нога даже золотая. Почему так? В очень древних поверьях различных народов, говорится о том, что в ноге заключается живая душа человека.

Древние люди считали, что живая душа живет в маленькой косточке в ноге. И если нога не живая, а костяная, то это уже не человек, а только его дух. Получается, что Баба-Яга — сказочный персонаж, без живой души.

Волшебные атрибуты бабы-яги

Мы узнали, что «атрибут» – слово широко употребляемое. Оно пришло к нам из латыни через французский язык и переводится как «приданный, предназначенный».

1. Главный атрибут Бабы Яги, конечно же, избушка на курьих ножках. Почему на курьих? Наверняка, это не случайно. Ведь курица – у многих народов священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов Стоит избушка в дремучем лесу или на болоте. Вот как описывается она в русской народной сказке «Василиса Прекрасная»: «забор вокруг избы из человеческих костей с черепами на столбах. Вместо ворот – ноги человеческие, вместо запоров — руки. Вместо замка — челюсть с острыми зубами.» Попасть сказочному герою в избушку на курьих ножках не просто. Она может поворачиваться вокруг оси и обращена к лесу передом. Чтобы попасть в избушку, необходимо произнести заклинание: «Встань к лесу задом, ко мне передом».

2. Средство передвижения Яги – ступа. Ступа — сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи пестика. Слово «ступа» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место. Ступа в славянской мифологии — это транспорт неживых людей. Слово ступа характерно для Индии и Непала. Там это — монументальное сооружение для хранения реликвий. Интересно, что скорость ступа Яги развивает фантастическую: «вокруг поднимается страшная буря, стонет земля, трещат и гнутся вековые деревья».

3. Другой характерный для Бабы-Яги атрибут – метла. Слово метла происходит от глагола мести. Родственными словами к этому глаголу являются существительные метла, метель. Интересно, что метла – одно из самых древних орудий-приспособлений для защиты от врагов, соперников, злых духов. Метла помогает Бабе-Яге передвигаться в ступе. Ею в полете она свои следы заметает, а из избы «человечий дух» выметает. Происхождение названия этих птиц учёные ещё не выяснили.

4. Постоянные спутники Бабы Яги – гуси-лебеди. Эти верные слуги помогают ей в злых делах. Птицы эти необычные . Они, как и другие атрибуты Бабы-Яги, не существуют в реальном мире.

5. И, конечно же, еще один живой помощник-атрибут Бабы Яги и вечный ее спутник – черный кот. В некоторых сказках его называют «воркот». Мы узнали, что такое название происходит от слова «ворчать», но это когда он в плохом настроении. А когда в хорошем, в сказках его называют «кот-муркот» от слова «мурлыкать». Интересно, что не всегда кот на стороне Яги. Иногда он помогает сбежать сказочным героям и спастись, ведь, как всякий кот, он сам по себе.

А всегда ли она злая и страшная?

Мы попытались понять характер Бабы-Яги и заметили, что он в разных сказках разный. В некоторых сказках она страшная и злющая, норовит зажарить и съесть своих пленников . В сказке «Василиса Прекрасная она, как мачеха у Золушки, дает Василисе задания, которые невозможно выполнить: «возьми вот мешок пшена, да по зернышку перебери, да всю чернушку выбери, а не сделаешь – я тебя съем».

Но мы увидели и другую Бабу-Ягу. В сказке «Финист – ясный сокол» Яга помогает Марьюшке: «Вот тебе, красавица, серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая».

В сказке «Царевна-лягушка» Баба-Яга Ивана-царевича накормила, напоила, в бане выпарила, и даже рассказала, как Кощея одолеть.

Яга помогает героям и ничего взамен не требует. Она встречает незваного гостя, как родственника. В баньке выпарит, накормит, как следует, даст совет. Яга даже одаривает героев волшебными вещами: огнедышащим, быстроногим конем, мечом, гуслями, сапогами–скороходами, ковром–самолетом, клубком, указывающим дорогу.

Мы также заметили, что постепенно с годами меняется и характер Бабы-Яги.

В современных авторских сказках он стал лучше: она уже почти не делает гадости, к детям относится с симпатией, юмором. Да и внешне похожа больше на добрую деревенскую бабушку, а не на злую колдунью.

Вот как описывает Бабу-Ягу М. Макиенко в повести «Как Бабы-Яги сказку спасали»: «Баба-Яга стояла на пороге избушке и улыбалась во все лицо. В душе она была романтиком и поэтом. Любила уходить в лес и слушать щебет птиц. Любила собирать цветы и лекарственные травы».

А в повести «Как Бабы-Яги Новый год спасали» Баба-Яга с огромной радостью, желанием и юмором помогает героям в поисках Деда Мороза.

Люди перестают ее бояться. В народе появляются даже дразнилки с Бабой Ягой в главной роли.

  • Баба яга рассказ о ней
  • Баба яга персонажи русских народных сказок
  • Баба яга очень страшная сказка
  • Баба яга отрывок из сказки морозко
  • Баба яга основная мысль сказки