Баба яга фото из сказки милляр

С легкой руки великолепного Георгия Милляра в нашей стране для актера считается очень почетным нарядиться в живописные лохмотья и, приделав «нос крючком», перевоплотиться в очень странный образ. Баба-Яга становилась пробой актерского мастерства для многих артистов. Каждый пытается создать свой характер для этого персонажа – от откровенно страшных до милых и даже кокетливых.

Георгий Милляр, сказки Александра Роу

Георгий Францевич создал целую галерею сказочных образов – от страшного Кащея до смешного Квака, однако именно Баба-Яга стала его «визитной карточкой». Всего актер перевоплощался в этот образ четыре раза: в фильмах «Василиса прекрасная» (1939), «Морозко» (1964), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) и «Золотые рога» (1972). В первый раз эта женская роль досталась ему с боем – ведь сыграть страшную старуху хотели многие актрисы, даже Фаина Раневская пробовалась на роль. Однако Милляр уговорил Роу взять именно его, приведя очень убедительный довод: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю» — сказал актер, и стал самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Георгий Милляр: заслуженная Баба Яга и одинокий джентльмен советского кино

Работая над образом, актер изучал движения старых людей, как художник, искал для себя модели: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить» — так родился персонаж, от вида которого дети, попавшие случайно на съемки, разбегались с криками. Правда, уже следующая старуха у Милляра получилась гораздо более милой.

Кадр из к/ф «Морозко»

Кадр из к/ф «Морозко»

Вера Алтайская, «Огонь, вода и… медные трубы», 1967 г.

Кадр из к/ф «Огонь, вода и… медные трубы»

Кадр из к/ф «Огонь, вода и… медные трубы»

Эта прекрасная актриса тоже нашла свое призвание в детских сказках, причем играла она не принцесс, а злых ведьм, мачеху и тому подобных персонажей. Говорили, что и характер у Веры Алтайской был походящий – взрывной и острый, из-за чего другие режиссеры не любили с ней работать, а вот Александр Роу нашел в ней изюминку и смог приспособиться к темпераменту. Роль Бабы-Яги–невесты стала, наверное, самой необычной по сюжетной задумке. При этом Бабу-Ягу-тёщу и Кащея-жениха играл все тот же Георгий Милляр, так что в этой сказке мы можем видеть уникальное трио, созданное двумя самыми волшебно-злодейскими актерами советского кино.

Валентина Кособуцкая, «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975 г.

Кадр из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

Кадр из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

Эта смелая «старушка» из музыкальной сказки не только наряжалась к празднику, но еще пела и плясала, поэтому образ, созданный Валентиной Кособуцкой, получился очень творческим и по-своему очаровательным. Кстати, кроме Бабы-Яги эта актриса запомнилась зрителям в роли Беатриче в «Труффальдино из Бергамо» — вот такие разные воплощения на экране! Валентина действительно очень хорошо пела — в студенческие годы ей даже предлагали выбрать карьеру опереточной певицы. Она осталась драматической актрисой, но многогранность таланта ей в жизни очень пригодилась. Модная Баба-Яга, похожая на эстрадную звезду, покорила зрителей в 1975 году.

Мария Барабанова, «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» 1977 г.

Кадр из к/ф «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

Кадр из к/ф «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

У Марии Барабановой Баба-Яга впервые получилась не злобной, а пухленькой, домашней и очень уютной. Удивительно, что некоторые актеры находят свое неповторимое амплуа не в молодости, блистающие красотой и очарованием, а во второй половине жизни, когда им удаются возрастные роли. Так и Мария Павловна, проработав много лет в Ленинградского театра комедии, всенародную известность получила в кино именно в образах «тетушек», «бабушек» и «нянюшек»- например, в «Красной шапочке», «Финисте» и «Ослиной шкуре». Интересно, что в театре Барабанова выступала в амплуа травести, и первыми крупными ролями в кино у нее были принц Эдуард в экранизации «Принц и нищий» 1942 года и очаровательный Кот в сапогах в сказке 1957 года.

Татьяна Пельтцер, «После дождичка в четверг» 1985 г.

Кадр из к/ф «После дождичка в четверг»

Кадр из к/ф «После дождичка в четверг»

Почти через 10 лет любимая всеми Татьяна Пельтцер также создала образ Бабы-Яги, больше похожий на добрую бабушку. Кстати, по мнению историков, именно так в старые времена наши предки-язычники и воспринимали этот персонаж. Баба-Яга когда-то была достойным и мудрым персонажем, имевшим важное значение в равновесии природных сил, а отрицательные качества и страсть к людоедству приобрела, возможно, в гораздо более поздние времена, превратившись в страшилку для детей. Героя Татьяны Пельтцер называют в сценарии бабкой-сторожихой на болоте.

Александр Леньков, «Остров ржавого генерала» 1988 г.

Кадр из к/ф «Остров ржавого генерала»

Кадр из к/ф «Остров ржавого генерала»

В фантастической повести Кира Булычева Баба-Яга – вообще результат развития высоких технологий. Добрый и трогательный робот вызывал у наших зрителей восторг, не хуже Терминатора, а Александр Леньков сумел еще раз доказать, что старуха в ступе – не женская роль. Этот актер с мягким обаянием часто появлялся в детских сказках, и его образы всегда были очень запоминающимися.

Лия Ахеджакова, «Книга мастеров» 2009 г.

Кадр из к/ф «Книга мастеров»

Кадр из к/ф «Книга мастеров»

Очень удивила зрителей Лия Ахеджакова, появившись в совершенно новом для нее образе. Первый российский фильм студии «Walt Disney Pictures» стал новым опытом для отечественного кинематографа – в чем-то удачным, в чем-то, может быть, и не очень, если вспомнить наши прекрасные традиции детских фильмов-сказок, однако несомненно, что прекрасные русские актеры не дали полностью превратить ленту в шаблонно-американское кино. Баба-Яга в исполнении Ахеджаковой получилась очень глубоким персонажем – у нее есть и личная трагедия, и харизма, и юмор. Для актрисы, создавшей столько милых и любимых зрителями женских образов, эта работа стала действительно интересной.

Елена Яковлева «Последний богатырь» 2017 г.

Кадр из к/ф «Последний богатырь»

Кадр из к/ф «Последний богатырь»

В следующей совместной работе русско-американских кинематографистов в Бабу-Ягу перевоплотилась краса нашего экрана и бывшая Интердевочка Елена Яковлева. Немного разочаровало, пожалуй, то, что для образа помолодевшей колдуньи привлекли другую актрису, ведь в таких случаях всегда интересно увидеть возможности «превращения» одного человека.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Секреты «Каменской»: Закадровые отношения Елены Яковлевой и Дмитрия Нагиева и исчезновение Сергея Гармаша

Сложный грим, который накладывали по 5 часов, сделал работу над фильмом не самой простой, но Елена Яковлева справилась со всеми сложностями. Позднее, в интервью, она поделилась своим мнением об этой роли: «У меня тоже любимая Бабка-Ёжка — это Милляр, и я буду счастлива, если я встану с ним в один ряд, или хотя бы немножко постою рядом.» Сейчас, кстати, готовятся к выпуску сразу две части продолжения русского фэнтези, так что мы еще будем иметь возможность оценить талант Елены и сравнить ее с самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа, которую пока, пожалуй, никто из актеров превзойти не смог.

Уэ если есть у Бабы Яги антипод, то это, конечно, Снегурочка. В продолжение темы рассказ о том, какая актриса стала самой волшебной Снегурочкой в кино.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Почему же мужчина сыграл всесоюзную любимицу. Лучшая Баба-Яга всех времён и народов — Георгий Милляр

Автор:

18 августа 2021 11:25

Изначально на роль Бабы-Яги в «Василисе Прекрасной» пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но режиссёр всё не мог подобрать подходящей кандидатуры…

Когда жизни приобретает вид прямой дороги по степи, без каких-то знаков, лесов и рек, просто степь и степь — в общем бытовуха, то так хочется вдруг оказаться в сказке, как в детстве вновь поверить в Деда Мороза, в «Цветик семицветик», Золотую рыбку.

Почему же мужчина сыграл всесоюзную любимицу. Лучшая Баба-Яга всех времён и народов - Георгий Милляр

Георгий Милляр — Баба-Яга. Фото с просторов интернета

Поверить в общем-то можно, даже искренне кидать в воздух цветные лепестки и говорить:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-моему вели».

Но… чуда от лепестка вряд ли дождёмся, хотя иногда оно всё же случается.

И вот, когда уже всё опостылело, возьмёшь и включишь какую-нибудь сказку из детства, или по телевизору покажут. Например «Морозко». И так тепло на душе становиться от этих родных персонажей: Настенька со своим тоненьким нежным голосом и Баба Яга с шикарным кривым носом и метлой…

Почему же мужчина сыграл всесоюзную любимицу. Лучшая Баба-Яга всех времён и народов - Георгий Милляр

Когда я впервые узнал, что Бабу-Ягу во всех советских сказах играл мужчина, я был очень удивлён. Но тогда просто принял это, как данность, за неимением доступной информации. А сейчас в эпоху интернета, пользуясь им на благо, решил разузнать, что же за человек всё-таки был Георгий Милляр, который так великолепно сыграл роль Бабы-Яги.

Почему же мужчина сыграл всесоюзную любимицу. Лучшая Баба-Яга всех времён и народов - Георгий Милляр

Георгий Милляр в детстве.

Гео́ргий Фра́нцевич Милля́р родился 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1903 года, в Москве, тогда ещё Российской империи. Кстати, при рождении фамилия у него была — де Мильё. Потому что его отец — Франц де Мильё был французом инженером-моcтостроителем из Марселя, приехавшим в Россию на работу. А Мать — дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Алексеевна Журавлёва.

Хоть отец и рано ушёл из жизни, когда мальчику не было ещё и трёх лет, детство его проходило в роскоши, с нянечками-француженками. Уже тогда маленький Георгий начал изучать языки, много читал и увлекался музыкой.

Опасаясь нарастающих в стране волнений перед Первой мировой войной, они с семьёй переезжают в Геленджик, где после окончании обучения в школе он был принят на работу в геленджикский театр, изначально на должность бутафора.

После Революции 1917 года дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где семье де Мильё отвели лишь одну комнату. И чтобы не афишировать своё аристократическое происхождение он сменил фамилию. Про знание иностранных языков тоже старался не распространяться, хотя свободно владел французским и немецким.

Почему же мужчина сыграл всесоюзную любимицу. Лучшая Баба-Яга всех времён и народов - Георгий Милляр

Георгий Милляр в разных ролях.

К 1924 году Георгий Милляр стал уже известным провинциальным актёром и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского).

Но несмотря на то, что в театре его карьера шла в гору и всё ладилось, мечтал он о кино. И делал попытки в этом направлении, получая мелкие и эпизодические роли.

Но в 1938 году удача всё же «поймалась за хвост» в экранизации сказки «По щучьему велению» режиссёра Александра Роу. В этом фильме Георгий сыграл царя Гороха, правда для этой роли ему пришлось сбрить брови и волосы на голове. Фильм был тепло принят зрителями и критиками, что и положило начало плодотворного сотрудничества режиссёра и актёра.

В последствии он снялся ещё во многих сказках: «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь вода и медные трубы» и д.р.

Почему же мужчина сыграл всесоюзную любимицу. Лучшая Баба-Яга всех времён и народов - Георгий Милляр

Изначально на роль Бабы-Яги в «Василисе Прекрасной» пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но режиссёр всё не мог подобрать подходящей кандидатуры. Тогда Георгий Милляр и сказал ему, что: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю».

Так и появилась всем нам известная, я бы даже сказал — легендарная Баба-Яга. Актёр рассказывал, как он придумывал её образ:

«В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».

Почему же мужчина сыграл всесоюзную любимицу. Лучшая Баба-Яга всех времён и народов - Георгий Милляр

Так же и роль Кащея Бессмертного Георгий Милляр исполнил в одноименном фильме. И после этого, как шутил сам актёр, он стал «официальным представителем нечистой силы в кинематографе».

А всеми нами любимая сказка «Морозко» вышла в 1964 году. К роли этой Бабы-Яги он готовился, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой.

В ноябре 1965 года актёр получил звание заслуженного артиста РСФСР, а позже в 1988 и «Народного артиста».

В 1973 году не стало режиссёра Александра Роу, после этого актёр снимался только во второстепенных и эпизодических ролях, и был актёром дубляжа.

Георгий Милляр ушёл из жизни в 1993 году 4 июня, в возрасте 89-ти лет. Позже его жена и приёмная дочь передали некоторые части его архива с письмами, записями, фотографиями и грамотами в Музей кино.

Почему же мужчина сыграл всесоюзную любимицу. Лучшая Баба-Яга всех времён и народов - Георгий Милляр

Да, так и бывает — куча прекрасных ролей, большой театральный талант, а запоминается людям главная и самая яркая. Ведь несмотря на то, что Баба-Яга это вроде как нечисть, благодаря таланту Георгия Милляра, она стала для нас родной и вызывает только положительные эмоции.

Почему же мужчина сыграл всесоюзную любимицу. Лучшая Баба-Яга всех времён и народов - Георгий Милляр

Так что, если в вашей жизни вдруг поселилась рутина, и отпуска в ближайшее время не предвидится, просто включите добрую сказку, окунитесь ненадолго в детство, улыбнитесь и всё будет хорошо.

Источник:

Ссылки по теме:

Знаменитая Баба-Яга!

maker gif
maker gif

                                           Милляр Георгий Францевич

07.11.1903, Москва — 04.06.1993, Москва

Народный артист РСФСР (1988)

Безмятежное детство

Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера Франца де Милье. Франц приехал в Россию на работу консультировать русских в области мостостроения. Здесь то его и очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева. Женившись, он получил помимо руки и сердца прекрасной барышни еще и приличное приданое.

Совместная жизнь Франца и Елизаветы была не долгой. Маленькому Георгию еще не исполнилось и трех лет, когда его отец умер. Тем не менее, семья де Милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи — в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.

Неудивительно, что Георгия с ранних лет тянуло к лицедейству. Его первыми сценами стали гостиная в московской квартире и терраса подмосковной дачи, где он выступал перед родственниками. Однажды в семилетнем возрасте мальчик раскрасил себе лицо, решив преобразиться в Мефистофеля из «Фауста». К разочарованию Георгия тогда никто из родственников не испугался, наоборот, на их лицах появились улыбки…

Перемены

Безмятежное детство Георгия закончилось в 1914 году. Опасаясь предреволюционных волнений, мать решила отправить Георгия подальше от неспокойной Москвы – к деду в Геленджик. Здесь он прожил больше пяти лет, здесь же встретил весть о разразившейся в России революции…

Революция отняла у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей. Опасаясь большего, родственники Георгия предусмотрительно подправили ему фамилию. Так он превратился из де Милье в просто Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах и о знании иностранных языков, хотя свободно владел и французским, и немецким.

Неожиданный дебют

Окончив в Геленджике школу, Георгий Милляр устроился работать бутафором в местный театр. Работал он добросовестно, но мечтал о большем – о карьере актера. Все роли он знал назубок. И счастливый час в его судьбе настал.

Это случилось в 1920 году – неожиданно заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. В панике руководство театра даже намеревалось отменить спектакль, как вдруг кто-то вспомнил о старательном бутафоре. Георгия буквально «вытолкнули» на сцену, и не разочаровались – юный актер превосходно справился с задачей. Так, постепенно, его стали вводить и на другие роли.

Москва. Театр Революции

В 1924 году Георгий Милляр, уже имевший опыт выступлений на театральной сцене, вернулся в Москву и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (в настоящее время — Театр имени Маяковского). Педагоги встретили юношу настороженно – необычная внешность, ужасная дикция. Георгий Милляр вспоминал: «По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности… «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли…»

Закончив в 1927 году обучение, Георгий Милляр был принят в труппу Московского театра Революции. Там он проработал до 1938 года, быстро завоевав славу характерного актера. Многие из его ролей остались в памяти московских театралов: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).

Казалось, все было в его карьере хорошо: прочное положение в театре, любовь зрителей, но самого Георгия Милляра это не устраивало. Его манил кинематограф. И в 1938 году он ушел из театра…

Милляр, Роу, Столяров

В кино Георгий Милляр начинал с эпизодов, которые сегодня вряд ли кто вспомнит. Первую свою большую роль — Царя Гороха, он получил в киносказке Александра Роу «По Щучьему велению». Для режиссера это тоже был дебют. И дебют оказался великолепным: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру тут же заказали новую сказку, которая должна была бы рассказывать о борьбе добра и зла. Так на свет появилась «Василиса Прекрасная».

На главную роль сказочного русского богатыря Александр Роу пригласил Сергея Столярова, и это было верное попадание. А вот с кандидатурой на роль Бабы Яги режиссер долго не мог определиться. Пробовались многие известные актрисы, в том числе и знаменитая Фаина Раневская, но Роу понимал, что здесь должно было быть что-то другое. Поделившись своими сомнениями с Милляром, он услышал ответ: «А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина…»

Дуэт Столяров-Милляр получился просто феноменальным. Милляр, худой от природы, выглядел в гриме настоящим чудовищем. Рассказывают, что на съемках детишки с плачем разбегались в разные стороны, лишь увидев его. Тем выигрышнее смотрелся на его фоне красавец-богатырь Сергей Столяров, олицетворяющий все светлые силы человечества.

Этот удачный дуэт великолепно сработал и в другой картине Александра Роу – сказке «Кащей Бессмертный». Столяров вновь играл русского богатыря, а Милляр на этот раз предстал в образе Кащея. Решение ставить фильм было принято еще в 1941 году, после начала Великой отечественной войны. Отсюда и тема сказки — победа русского богатыря над врагом. В образе Кащея Роу видел исключительно лишь Георгия Милляра, но тот неожиданно ответил отказом: «Не могу! Таланта не хватит!» Роу, зная как переубедить Милляра, стал просто приглашать его на обсуждение отдельных эпизодов фильма. И это сработало. На очередное обсуждение Милляр явился с наголо обритой головой и бровями, и всем стало ясно, что актер решил сниматься.

Премьера картины состоялась в День Победы — 9 мая 1945 года. Поскольку кинотеатр не смог вместить всех желающих, экран вынесли на площадь. Милляр играл Кащея, ассоциирующегося у зрителей с фашизмом, играл с гротеском, приближающимся к образам ранней готики. Он действительно был страшен в этом образе. Тем ярче выглядел финал, когда главный злодей оказывался не таким уж и Бессмертным и погибал от рук героя Сергея Столярова.

Самая обаятельная нечистая сила

Георгий Милляр снимался почти во всех фильмах Александра Роу (исключение – лишь детский фильм «Тайна горного озера», снятый режиссером на ереванской киностудии, и фильм-балет «Хрустальный башмачок»). И каждая их совместная работа – это ярчайший след в отечественной кинематографии. Эти киносказки не один десяток лет с удовольствием смотрят и дети, и взрослые.

Георгий Милляр в фильме Марья-искусницаЕго герои, как правило, представляли в сказках «силы тьмы»: Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». Кстати, те, кто смотрел фильм-сказку «Марья-искусница», помнит, как зловредный Квак падает в кипящее озеро зеленым, а вылезает красным. Однако самому актеру во время съемок было не до веселья. На съемках его наголо побрили и намазывали лицо и руки зеленкой, а на ноги натягивали смешные зеленые ласты.

Милляр вообще очень тщательно работал над созданием своих образов, подбирая грим, брови, усы, нос, уши, бородавки, прическу. Нередко он брился наголо, для того, чтобы облегчить работу гримерам. А как долго он репетировал перед зеркалом различные ужимки и повадки своих героев! Поэтому его персонажи всегда получались очень живыми и вызывали такой восторг у зрителей. На одном из кинофестивалей дети наградили Милляра титулом «Самая обаятельная нечистая сила», — это ли не самое настоящее признание народной любви?!

Георгий Милляр в фильме МорозкоОсобым успехом у зрителей пользовалась Баба-Яга, — образ полностью созданный Георгием Милляром. В общей сложности актер сыграл Бабу-Ягу на экране около десяти раз, и этот образ не был статичным, он все время развивался. Со временем его героиня из злобного врага превратилась в старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Милляр так говорил о своем любимом персонаже: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля — такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка… Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует».

В фильмах Александра Роу Георгий Милляр нередко играл не одну, а две-три роли. Так в сказке «Огонь, вода и медные трубы» он сыграл Бабу-Ягу и Кащея, в сказке «Золотые рога» — Бабу-Ягу и деда Маркея, а в «Королевстве кривых зеркал» предстал сразу в трех образах: Наиглавнейшего Церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующей королевы.

Роли в фильмах других режиссеров

Георгий Милляр в фильме Волшебная лампа АладдинаЯркие образы были созданы Георгием Милляром и в фильмах других режиссеров. Многим запомнился в исполнении актера Наимудрейший из сказки режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина» с его высказыванием: «Поистине, пути всезнания неисповедимы, осознание знания есть признак незнания, осознание незнания…» Среди других сказочных героев: мистер Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».

При этом Георгий Милляр снимался не только в сказках. Появляясь на экране в какой-нибудь эпизодической роли, он всегда притягивал к себе внимание. Щуплый старичок-шахматист из эксцентрической комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев в историческом фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю» — эти роли, как маленькие яркие крупинки его огромного таланта.

К сожалению, талант Георгия Милляра использовался режиссерами в кино очень однобоко: либо в сказках в образах нечистой силы, либо в эпизодических комедийных ролях. А Милляр много лет мечтал сыграть великого русского полководца Александра Суворова. И уж точно, — его Суворов занял бы достойное место в отечественном кинематографе. Но ни Суворова, ни Вольтера, ни Цезаря ему сыграть не удалось, — слишком сильны были стереотипы, сложившиеся вокруг талантливейшего актера.

Личная жизнь

О личной жизни Георгия Милляра ходит немало слухов. Рассказывают, что в 30 лет он женился на одной молодой, легкомысленной актрисе. Та завела роман с кинорежиссером, а затем заявила Милляру о планирующемся пополнении. На это Георгий Францевич будто бы ответил, что детей у него не может быть, и потому она может отправляться к истинному отцу предполагаемого ребенка. Правда это, или лишь одна из легенд, сегодня сказать трудно. Достоверно известно лишь одно, — то, что Милляр прожил один до 65 лет. Вернее не один, а со своей мамой Елизаветой Журавлевой (она скончалась в 1971 году). Жили они в обычной коммуналке (той самой бывшей квартире Милляров-Журавлевых, национализированной после революции), занимая лишь одну из комнат. А в остальных, как водилось в те годы, жили другие семьи.

В жизни Георгий Францевич был человеком простым, предпочитал дружить не с руководством, а с гримерами, костюмерами и осветителями. Любил выпить, предпочитая водке тройной одеколон и портвейн. Однако при этом никто и никогда не видел его пьяным. Так – лишь немного подшофе. На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски. Эта маска несерьезного человека и спасала его в трудные годы от репрессий.

Однажды в их коммуналке появилась новая жительница — Мария Васильевна. Родом она была «из раскулаченных» — в свое время арестовали сначала ее отца, а затем и мать. С первым мужем она развелась еще до войны, а второй погиб на фронте. От этих браков у нее осталось трое детей (к моменту, когда она появилась в квартире Милляра, они давно уже выросли).

Милляр сразу же стал присматриваться к новой соседке, захаживать к ней в гости. А затем сделал ей предложение. Георгию Францевичу тогда было 65 лет, а Марии Васильевне – 60. Женщина этому очень удивилась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны мужчины!» На что Милляр пошутил: «А я и не мужчина. Я Баба-Яга».

Свадьбу они отметили в первый день съемок фильма-сказки «Варвара-краса, длинная коса». Вернее это съемочная бригада сделала молодоженам сюрприз, накрыв столы на берегу Москва-реки. Свадьба прошла весело: с шутками, ряжеными, традиционными розыгрышами.

До свадьбы Мария Васильевна работала в охране в одном из министерств, но Георгий Францевич заставил ее бросить работу. Свою жену он очень любил, с большой нежностью приняла невестку и его мама. Сошелся Милляр и с детьми своей супруги, став им и отцом, и другом. Вообще, в семье Милляров всегда царили мир и уважение, вот, что рассказывает их соседка Людмила Зайцева: «Это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл ее «Манечка» и «лапочка», она ни разу мата от него не слышала, а самым большим ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!» Я никогда не видела Георгия Францевича дома в вытянутых трико, он всегда ходил в рубашке и брюках, а на выступления обязательно надевал «бабочку». Сам стирал свое белье, лет до 87 ходил в магазин. Без грима его никто не узнавал, и, лишь заслышав характерный грассирующий голосок, люди оборачивались, видимо, вспоминая, где же они его раньше слышали. А каким галантным мужчиной он был! Сейчас таких уже не встретишь. Всегда ручку поцелует, вперед пропустит».

Навеки в памяти

Георгий Францевич Милляр прожил долгую счастливую жизнь. Да, счастливую, несмотря на то, что долгое время прожил в коммуналке и получил отдельную квартиру в 80 лет, несмотря на то, что не накопил ни на дачу, ни на машину, не смотря на несыгранные роли в кино, не смотря на то, что официально стал народным артистом лишь в 85 лет. Но разве все это может сравниться с огромной народной любовью, которая всегда окружала этого человека. Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказывать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. Георгий Францевич разрешил ей взять самый понравившийся. «А можно я возьму все?» – попросила девочка, и он отдал все.

Какую сказочную роль Георгий Милляр сыграл почти без грима?

Георгий Милляр сыграл почти всю нечисть в советских сказочных фильмах, и всякий раз ему накладывали сложный грим. Почти не понадобился он Милляру только для роли Кащея Бессмертного. Актёр был худым от природы, вдобавок к этому во время Второй Мировой войны заразился малярией в эвакуации в Душанбе, превратившись в живой скелет весом 45 килограммов.

— ПОСРЕДНИК, ПРИМИРЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.

«ГЕОРГИЙ ФРАНЦЕВИЧ всю жизнь любил выпить, — вспоминает актер и режиссер Юрий Сорокин. — Но я никогда не видел его в стельку пьяным. Он всегда был подшофе. В подмосковную деревню Зеленую, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка. Роу запретил продавать Милляру спиртное, так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей съемочной группы шел к машине с бидончиком: «О, о, о, я за молочком», — возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко. Милляр предпочитал дешевенький портвейн «Кавказ» и тройной одеколон и спокойно мог обменять у осветителей бутылку водки или коньяка на бутылку портвейна».

Милляр любил похулиганить. Сам себя он называл Стариком Похабычем, актера Анатолия Кубацкого, игравшего Панаса в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», прозвал Поносом и придумывал такие афоризмы, от которых юные костюмерши заливались краской. Но на Георгия Францевича никто не обижался — его просто не воспринимали всерьез.

«Я думаю, все это было игрой. Милляр придумал себе масочку, которую носил долгие годы, — считает Юрий Сорокин. — Возможно, она и спасла его от репрессий… Официальные лица не относились к Милляру серьезно: «Ну кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек». А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. Дружил не с руководством, а с осветителями, гримерами и костюмерами, никогда не ходил на собрания и терпеть не мог заумных актерских разговоров. Многие пользовались его доверчивостью: гонорары за выступления не платили, долги не отдавали»

До своего 90-летия Георгий Францевич не дожил пять месяцев. Он умер 4 июня 1993 года. Мария Васильевна пережила его на шесть лет…

001

Баба-Яга один из самых противоречивых сказочных персонажей. С одной стороны это злобная старуха, живущая в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, куда заманивает маленьких детей и добрых молодцев и зажаривает их в печи. С другой стороны эта старушка, помогающая тем же добрым молодцам, одаривая их какими-нибудь магическими артефактами и помогающая одолеть главного злодея.

Яга обладала личным автотранспортом средней грузоподъемности — ступой. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч

Ещё одним транспортным средством является помело — замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое. Помело поступило в автопарк Яги сравнительно поздно; не исключено, что его Яга позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не упоминают этого предмета. У Яги оно чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает»

Ну и самое интересное — избушка на курьих ножках. Назвать её недвижимостью Яги — язык не поворачивается. Ведь если судить по некоторым источникам на этих самых ножках этот фургон может передвигаться (а если верить мультику про домовёнка — очень даже резво). Кроме того, избушка эта либо говорящая, либо, по меньшей мере, понимает речь человека. Противоугонка обычно имела вид говорящего черепа, которому нужно сообщить пароль

Первым образ Бабы-Яги в кино воплотил Георгий Францевич Милляр в 1939 году в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная . Он практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги — грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, зловещей и жуткой, но и в какой-то степени хрестоматийной

Александр Роу снял ещё несколько сказок, в которых роль Бабы-Яги также сыграл Георгий Францевич

Это «Морозко» В 1965 году

«Огонь, вода и… медные трубы» 1967 года

и «Золотые рога» 1972 года

Интересный образ Бабы-Яги создал Зиновий Герд в музыкальном телефильме в жанре новогоднего ревю «В тринадцатом часу ночи» снятом Ларисой Шепитько в 1969 году

Образ доброй Бабы-Яги создала Валентина Сперантова в сказке «Весёлое волшебство» снятой в 1969 году по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса»

Очень нетрадиционную Бабу-Ягу сыграла Майя Булгакова в сказке 1971 года «Лада из страны берендеев»

В новогодней сказке 1975 года «Новогодние приключения Маши и Вити» коварную старушку сыграла Валентина Кособуцкая

В 1977 году ещё одна добрая Баба-Яга получилась у Марии Барабановой в замечательной сказке Надежды Кошеверовой «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

Ну а самая добрая Баба-Яга получилась в 1982 году у Татьяны Пельтцер в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…»

На этом сказочные образы Бабы-Яги в советском кино можно было бы и закончить, если бы не ещё два фильма которые к сказкам можно отнести только условно. Это фантастические картины, снятые по мотивам повестей Кира Булычёва про Алису Селезнёву

Это «Лиловый шар», снятый в 1987 году Павлом Арсеновым, где Бабу-Ягу сыграла Светлана Харитонова

И «Остров ржавого генерала» Валентина Ховенко, где даже не саму Бабу-Ягу, а робота-актёра в образе этой обаятельной старушки блестяще сыграл Александр Леньков

Вот такие образы очаровательной старушки были созданы в советском кинематографе. Если интересно, можно будет сделать подобный пост про бабулю в мультипликации.

А пока перейдём к постсоветской Яге

Как и о Кащее, первый раз о Яге вспомнили в 2004 году, когда на экраны вышел фильм «Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства»

Правда здесь Яга (а точнее Ягда) ещё молодая девушка, любящая молодого и отважного Кащея

Хотя нет, была до этого ещё одна Яга — в попытке экранизировать замечательную сказку Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца». Там старушку играла Ольга Волкова

В 2009, в диснеевской «Книге мастеров» Бабу Ягу сыграла Лия Ахеджакова

Ещё одна нетипичная Яга в исполнении Анны Якуниной была в недоразумении под названием «Приключения в Тридесятом царстве»

Добрую Бабу-Ягу, живущую в нашем мире в 2009 году сыграла Людмила Полякова в фильме «Реальная сказка»

А последний (на сегодняшний день) образ Бабы-Яги воплотила на экране Елена Яковлева в фильме «Последний богатырь»

А как по вашему, кто на самом деле была Яга до того как попала в мир сказок — злобной ведьмой, ведуньей-целительницей, могущественной богиней — праматерью всего живого или нежитью — проводником в потусторонний мир. Ведь явно у этого сказочного героя был прообраз — яркий, запоминающийся, но сильно искаженный временем и людьми


Смотрите также:

Георгий Францевич Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве, в семье французского инженера и дочери русского золотопромышленника. Де Милье – настоящая фамилия Георгия Францевича.

Его детство было безбедным. У них была огромная квартира в Москве, две дачи – в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.
Мальчику было всего 3 года, когда отец умер. А в 1914 году мать,
опасаясь предреволюционных волнений, решила отправить Георгия подальше от неспокойной Москвы, к деду в Геленджик. Там он прожил до 16 лет. Революция отняла у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей; по этой же причине де Милье превратился в Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах и знание иностранных языков, хотя свободно владел французским и немецким. В 1927 году он окончил театральную студию при Московском театре Революции, там и начал работать актером. Способность актера к перевоплощению была удивительной. Он естественно носил и королевскую мантию, и лохмотья ведьмы, и лягушачью кожу, и элегантный фрак палача. Острохарактерный актер, мастер гротеска, он стал сниматься в кино в 1927 году, а в 1937 году он повстречался с режиссером-сказочником А.А. Роу, который нашел в актёре единомышленника.
Их дружба и творческий союз длились более 30 лет. Их первым фильмом была экранизация сказки «По щучьему велению» о лукавом Емеле-дурачке, капризной царевне Несмеяне, Щуке, говорящей человечьим голосом, и прочих чудесах. В этом фильме Милляр сыграл роль царя Гороха, и зрители увидели вздорного, злого дурака, облаченного в царские одежды. Потом Милляром был создан бессмертный образ Бабы Яги, который стал впоследствии его прозвищем… В сказке «Кащей Бессмертный», премьера которой состоялась в День Победы, 9 мая 1945 года, Милляр играл Кащея, ассоциирующегося у зрителей с фашизмом, играл с гротеском, приближающимся к образам ранней готики. Тем ярче выглядел финал, когда главный злодей оказывался не таким уж и Бессмертным и погибал от рук героя Сергея Столярова. Кинотеатр не смог вместить всех желающих, экран вынесли на площадь.


За свою творческую карьеру Милляр сыграл тридцать больших ролей и множество второстепенных, принимал участие в дубляже семидесяти картин, озвучивал сотню мультипликационных фильмов, писал стихи. Георгий Францевич Милляр не дожил до своего 90-летия всего пять месяцев и умер 4 июня 1993 года в Москве. Его последними стихами были строчки: «…А, наверное, было бы здорово, под финал, под конец пути, напоследок сыграть Суворова и тогда уж спокойно уйти…».

Время прочтения:
3 минуты

Дата публикации:
8 января 2021

Сказочных злодеев знаменитый советский актер сыграл 80 лет назад, и до сих пор его никто не превзошел 

Георгий Милляр снялся в 16 киносказках режиссера Александра Роу, при этом в некоторых фильмах исполнял сразу две, а то и три роли. В «Королевстве кривых зеркал» он Наиглавнейший Церемониймейстер, а еще вдовствующая королева и извозчик. В фильме «Варвара-краса, длинная коса» — подводный царь Чудо-Юдо. В «Марье-искуснице» — слуга Водяного Квак, а в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — Черт. Но фирменные злодеи Милляра — Баба Яга и Кощей Бессмертный. В середине прошлого века не было ни компьютерной графики, ни таких бутафории и грима, как сейчас. Да и жанр киносказки только зарождался, и никто не знал, как же эту нечисть изображать. Георгий Францевич своих персонажей придумывал сам, и этот процесс был не менее увлекательным, чем сами сказки.    

Георгий Милляр в сказке «Варвара-краса, длинная коса». Фото: Global Look

«Кощея Бессмертного» Роу снимал в 1941-м, в эвакуации в Ташкенте. А премьеру приурочили к Великой Победе 9 мая 1945 года, ведь сюжет сказки — как русский богатырь победил злодея — был очень символичным. Режиссер хотел, чтобы в Кощее зрители угадывали Гитлера. Милляр обошел несколько церквей — смотрел, как иконописцы изображали чертей. Перечитал германскую «Песнь о нибелунгах» о суровых средневековых рыцарях. Окончательно вдохновился мрачной гравюрой Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса». А когда подхватил малярию, так отощал, что стал похож на Кощея даже без грима. Страшный, злой — от него даже лошадь шарахалась, приходилось ей глаза завязывать. 

Георгий Милляр в картине «Кащей Бессмертный». Фото: кадр из фильма

А вот следующий Кощей — в фильме «Огонь, вода и… медные трубы» 1967 года — у Милляра получился совсем другим: жених-неудачник, которого даже жалко. Тещей Кощея Бабой Ягой, к слову, в фильме был все тот же Милляр. Эту старушенцию актер сыграл в четырех фильмах и задолго до официальных званий получил народное — Заслуженная Баба Яга Советского Союза. 

Георгий Милляр в сказке «Огонь, вода и… медные трубы» сыграл две роли — Кощея и Бабу Ягу. Фото: кадр из фильма

В самом первом фильме — «Василиса прекрасная» (1939 год) — на роль претендовало несколько актрис, даже Фаина Раневская пробовалась. Но Роу все не мог определиться. Выручил Милляр: убедил, что роль — мужская. «Скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю!». Актер искал вокруг себя подходящие типажи, учился ходить и говорить по-старчески. «В Ялте старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга? А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить!» — рассказывал Милляр. Старуха получилась образцово-показательная: и страшная, и озорная. Если же внимательно за ней наблюдать, даже неприличные жесты заметишь. Милляр, говорят, называл себя Стариком Похабычем и позволял себе иногда фривольные шуточки. 

Вторая Баба Яга вышла у него более человечной и даже милой: она уставала, как обычная старушка, сетовала на радикулит, хватаясь за поясницу. А чтобы правдоподобно летать в кадре на метле, Георгий Францевич усердно тренировался с шестом. 

Георгий Милляр в роли Бабы Яги в фильме «Василиса прекрасная». Фото: кадр из фильма

А однажды роль колдуньи помогла Милляру жениться на соседке по коммуналке — 60-летней вдове Марье Васильевне. Та опешила, увидев в дверях 65-летнего жениха с хризантемой в петлице: «Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины!». «А я не мужчина, я Баба Яга», — парировал находчивый Милляр. Позже ходили слухи, будто актер женщинами вовсе не интересовался, потому и прожил до старости с мамой. А свадьбу ему устроил Роу, чтобы оградить Милляра от неприятностей. Но точно известно, что между супругами были нежные отношения. Он называл ее Манечка, а она его — Коша. Прожили больше тридцати лет — до смерти Георгия Францевича в 1993-м. Актеру было 89. Заболел воспалением легких и сгорел за несколько дней. 

Георгий Милляр скончался в 1993 году в 89 лет. Фото взято с сайта kino-teatr.ru

Последние годы для гениального актера были тоскливыми: в 73-м не стало Роу, и Милляра стали редко приглашать в кино, роли давали эпизодические. А он мечтал сыграть Суворова. Уже пожилому, наконец, дали квартиру — двушку на последнем этаже на окраине Москвы, далеко от метро. До этого актер ютился в коммуналке на Бронной: сначала с мамой, потом с женой. Заслуженного артиста РСФСР получил в 85. А накануне юбилея произошла обидная история. Милляра позвали на детское мероприятие. Актер очень воодушевился, ведь обожал детишек. Выяснил, что в зале 850 мест, и сделал ровно столько открыток. На каждой нарисовал цветными карандашами Бабку Ежку в ступе и подписал: «С любовью Г. Ф. Милляр». Хотел каждому юному зрителю вручить на память. Прождал весь день, но никто за ним не приехал и даже не перезвонил. Те открытки разошлись между соседями и знакомыми, а несколько штук до сих пор хранятся в Музее кино. Все наследство актера, которое передала его жена, уместилось в небольшую коробку: фотографии, записи, маски, ведро с говорящей щукой, кольца Бабы Яги, шуточные медали «Самой главной нечистой силе».

КСТАТИ

Актер родился в состоятельной семье, однако после революции 1917 года он остался с матерью ни с чем. Фото: Global Look

Откуда такая фамилия? 

Актер родился 7 ноября 1903 года в Москве, в состоятельной семье. Его отец — французский инженер Франц де Милье — приехал в Россию строить мосты. Влюбился в дочь иркутского золотопромышленника Елизавету Журавлеву, женился и остался на чужбине. Умер от болезни, когда Георгий был малышом, но до 14 лет мальчик рос в роскоши и в окружении гувернанток. Говорил по-французски и по-немецки, много читал, разбирался в классической музыке. После революции 1917 года огромную квартиру семьи де Милье превратили в коммуналку, выделив вдове и ее сыну комнату. Отобрали две дачи и прочее имущество. От греха подальше семья уехала в Геленджик, Георгий изменил фамилию на Милляр, а в анкетах в графе «происхождение» писал «служащие». Он всегда сожалел, что родился 7 ноября и с советской властью не дружил. А любимым праздником считал 14 июля — День взятия Бастилии.

Главное ФОТО: Global Look Press

Главная Баба-Яга Советского Союза

Мало кто из советских школьников, просматривая на каникулах сказки Александра Роу, догадывался, что самых злобных женских персонажей в них играет мужчина. Георгия Милляра называют заслуженной Бабой Ягой Советского Союза неспроста – лучше него с этой ролью вряд ли бы кто-то справился.

Содержание:

  • Главный злодей советских сказок – Георгий Милляр
  • Знаменитая Баба-Яга: как сложилась личная жизнь актера

Главный злодей советских сказок – Георгий Милляр

Будущий актер появился на свет в начале ноября 1903 года в интеллигентной зажиточной семье. Его отцом был французский инженер Франц де Милье, приехавший в Россию передавать опыт мостостроителям. А мать, Елизавета Журавлева, была родом из Иркутска, родители которой трудились в горной промышленности по добыче золота.

Брачная жизнь молодых была недолгой – спустя три года после рождения сына Франц скончался. Однако финансовой нужды его семья не испытывала до тех пор, пока не грянули предреволюционные волнения в 1914 году.

Актер Георгий Милляр в детстве и молодости

Георгий Милляр в детстве и юности

Тогда маленького Георгия матери пришлось отправить подальше от Москвы в Геленджик к дедушке. На юге он прожил больше пяти лет, сменил фамилию на Милляр и с тех пор старался никому не рассказывать о своем аристократичном происхождении, как и о свободном владении тремя языками.

Георгий Милляр - главная Баба-Яга Советского Союза

Георгий Милляр и его самая известная роль Бабы-Яги

После окончания школы Георгий устроился в местный театр бутафором. Начальство и коллеги хвалили старательного юношу, но даже и не подозревали о том, что на самом деле он грезил сценой и актерством. Однажды в 1920 году в театре неожиданного заболела актриса, которая должна была сыграть Золушку. Спектакль был под угрозой срыва, если бы не Георгий Францевич.

Георгий Милляр - заслуженная Баба-Яга СССР

Милляр в роли Бабы-Яги в фильме-сказке «Морозко»

Он заверил режиссера, что блестяще справится с главной ролью. И действительно – труппу не подвел. Этот случай стал его звездным часом. На него обратили внимание многие, в том числе и знаменитый Александр Роу. Первая серьезная роль Георгия была в сказке Роу «По щучьему веленью», он сыграл царя Гороха.

Актер Георгий Милляр

Актер Георгий Францевич Милляр

Известно, что на роль Бабы-Яги в сказку «Морозко» Роу планировал брать актрису. Пробы проходила и Фаина Раневская. Но Милляр с жаром принялся доказывать, что ни одна женщина не захочет перевоплощаться в такого некрасивого персонажа.

Георгий Милляр в образе Кощея Бессмертного

Милляр в роли Кощея Бессмертного в одноименном фильме

Так уродовать себя не страшно только мужчине. Роу решился и не пожалел. Образ сгорбленной старухи с крючковатым носом, обладающей вредным характером, Милляр списал с двух знакомых ему женщин – соседок по коммунальным квартирам.

Георгий Милляр в образе Чудо-Юдо

Милляр и его роль Чудо-Юдо (фильм «Варвара-краса, длинная коса»)

В 16-ти сказках режиссера артист Георгий Милляр сыграл 30 ролей. В некоторых сказках он мастерски перевоплощался сразу в нескольких персонажей. Помимо Бабы-Яги, блестящими образами Милляра стали Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо, злодей Квак, Черт.

Георгий Милляр в образе Черта в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Милляр сыграл Черта из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Знаменитая Баба-Яга: как сложилась личная жизнь актера

О личной жизни Георгия Милляра ходило немало слухов. Современники актера говорили, что в молодом возрасте лет у него были отношения с актрисой, которая не стеснялась крутить романы с другими мужчинами у него на глазах.

Однажды она призналась, что ждет ребенка, на что артист парировал – это невозможно ввиду его состояния здоровья.

Последовало расставание, и в течение следующих 30 лет Георгий Францевич не желал вступать в брак, пока в 65 лет не встретил Марию Васильевну. Женщина была младше его на пять лет, дважды состояла браке, имела троих детей и в очередной раз под венец идти не планировала.

Георгий Милляр и его жена Мария

Милляр с женой Марией Васильевной

Однако актер убедил ее в серьезности своих намерений. Когда Георгий пришел с предложением руки и сердца к Марии, женщина заявила, что мужчины ей уже не нужны. На что Милляр шутливо парировал: «А я и не мужчина, я Баба-Яга!». Свадьбу отпраздновали вместе со съемочной командой сказки «Варвара-краса, длинная коса».

Георгий Милляр и его жена Мария Васильевна

Георгий и Мария Милляры

Актер прожил долгую и плодотворную жизнь, до последних лет снимался в фильмах, сам ходил за продуктами в магазин. Его не стало в начале июня 1993 года в 89-летнем возрасте. Жена Георгия Милляра, которую он ласково называл «Манечка», пережила его на шесть лет.

Поделитесь в комментариях какие интересные факты из жизни Георгия Милляра вам известны.

Автор: Светлана Новикова / Фото: 24smi.org, vk.com, twitter.com, teleprogramma.pro

Георгий Милляр-его  запомнили его как Бабу-Ягу из сказки. А настоящая его фамилия была де Милье. Это уже впоследствии он поменял её на Милляр. Он очень любил детей, но стать отцом ему было не суждено. Обладая добрым теплым взглядом, этот человек стал олицетворением всей сказочной нечисти в советском кинематографе. В образе одной лишь Бабы Яги он появился на экране около десятка раз.

Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.

Семья была очень обеспеченной. К сожалению отец маленького Георгия вскоре умер. У семьи была большая квартира в Москве, а также две дачи: в Подмосковье и в Геленджике. У Георгия  были гувернантки, обучившие его немецкому и французскому языкам, на которых актер говорил так же легко и бегло, как по-русски. Но навыки эти и другие свои знания он усердно скрывал, чтобы не привлекать лишнего внимания к своему происхождению.

Еще до революции мама увезла Георгия в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. Фамилию мама поменяла с де Милье на Милляр. В Геленджике мальчик ходил в школу. А затем поступил на службу в театр и был там простым бутафором.  Именно в театре он понял своё призвание…

За время работы актер выучил все роли, и однажды ему это здорово помогло, когда игравшая Золушку актриса вдруг заболела. Это был дебют Милляра на сцене и его первый большой успех. Затем актер часто стал заменять других коллег и в конце концов решился ехать в Москву. До 1938 года Георгий Францевич служил в Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), а потом, прислушавшись к совету коллег, решил уйти в кино.

Тем более кино было всегда мечтой Милляра. Сниматься он начал ещё в 1931 году, начав с эпизодических ролей.

Наиболее широкую известность Милляр получил благодаря ролям Бабы Яги, Кощею и персонажам, олицетворяющим нечисть в сказках Александра Роу. С Георгием Францевичем режиссер советских сказок сдружился почти сразу. Он отлично сыграл роль царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью»

Виртуозно сыграв главного персонажа, Милляр навсегда завоевал сердце Роу, и они стали прекрасными друзьями. Тандем так удачно вместе работал, что Александр привык советоваться с Милляром во многом. Когда режиссер готовился к съемкам «Василисы прекрасной», он долго не мог отыскать актрису на роль Бабы Яги. Все они были не такими. Отказали даже Фаине Раневской.

Тогда Милляр и сказал: «Возьми меня! Ни одна женщина не согласится появится в кадре изуродованной, а со мной гримерам можно делать все, что вздумается!»

С тех пор Бабу-Ягу играл только Георгий Францевич.  Над каждым из костюмов Яги артист работал совместно с костюмерами и гримерами. Он хотел, чтобы персонаж получился как можно страшнее, и добивался непревзойденного эффекта.

В 1944 году Роу пришел к Милляру с просьбой сыграть Кощея Бессмертного. Актер отказался — слишком сложно. Потом Георгий Францевич долго ходил по оставшимся в столице церквям и искал образ зла в иконописи. Однако срисовать Кощея решил с картины кисти Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». А точнее, с третьего всадника.

Заявившись к Роу сбритой головой и без бровей, Милляр заставил режиссера сиять от счастья, ведь это было его молчаливое согласие на роль. Удачей ли или неудачей стал недуг артиста, которым он переболел во время работы над фильмом. Георгий Францевич переболел малярией и сильно похудел. Весил актер не больше 48 килограммов, что позволило ему еще лучше вписаться в образ бессмертного злодея.

Но были в арсенале актера и роли в других фильмах. «Кавказская пленница», «Судьба человека», «Война и мир», «Пес Барбос и необычный кросс», «Дубравка» и еще более ста картин.

В «Дубравке» он мне особенно нравится. Добрый, старый, мудрый артист и Дубравка

Милляр снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать ролей, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.

Был у Милляра грешок-любил иной раз выпить. За незамутненный разум актера неустанно боролся Александр Роу: «Вот смотри у меня! — угрожал он Милляру. — Все маме расскажу!». Чтобы обвести вокруг пальца режиссера, актеру приходилось идти на ухищрения. Один случай такого противостояния особенно запомнился коллегам-киношникам.

«В подмосковную деревню Зеленую, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка, — вспоминал актер и режиссер Юрий Сорокин, снявший о Георгии Францевиче документальный фильм «Юбилей Милляра». — Роу запретил продавать Милляру спиртное, так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей съемочной группы шел к машине с бидончиком: «О, о, о, я за молочком», — возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко.

На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски.

Он очень любил детей. Только своих детей у него так и не было. Однажды Георгий Францевич получил приглашение выступать на детском концерте. Узнав, что в зале будет 850 ребятишек, артист купил альбомы и нарисовал ровно столько рисунков с Бабой Ягой, подписав каждый из них. Он хотел, чтобы «у каждого ребятенка был сувенир». То ли концерт отменили, то ли про артиста просто забыли, но в назначенный час за ним никто так и не приехал. Рисунки разошлись по соседским детям, а несколько из них хранятся в музее дома кино и по сей день.

О личной жизни актера известно не много. По воспоминаниям друзей и коллег, он был эрудированным, веселым и легким в общении человеком, который очень любил детей. В 22 года Георгий женился на некой актрисе, чье имя никогда не разглашалось. Девушка стала изменять мужу, и он решил посетить врача, чтобы понять что с ним не так.

После осмотра актеру сказали, что мужик он прекрасный и все с ним отлично, но вот детей у него быть не может. В задумчивости артист вернулся домой, где молодая супруга сообщила ему о беременности. Георгий рассказал о визите к врачу и посоветовал возлюбленной отправится жить к отцу ребенка, подав документы на развод.

До 65 лет Милляр жил с мамой в комнате той самой коммуналки, которая некогда принадлежала им целиком. То ли он разочаровался в женщинах, то ли просто не мог встретить ту самую, но женился он лишь в 65-летнем возрасте на соседке по имени Марья Васильевна. Женщине было уже 59 лет, ее муж погиб на войне, она сама подняла двоих детей.

Когда Милляр пришел просить ее руки, она с удивлением ответила. что ей уже не нужен мужчина. Георгий Францевич не растерялся: «А я не мужчина, я — Баба-Яга!». Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.

С женой актер жил душа в душу и очень ее любил. Он настоял, чтобы Марья Васильевна ушла с работы и сопровождала его на съемках.

Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Зато простые люди обожали актера.

Георгий Францевич умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких. Он ушел из жизни мирно, во сне, немного не дожив до 90-летия.

«Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю», — писал Милляр. К сожалению, сыграть заветную роль Суворова актеру так и не довелось…

Появление этого актера на экране неизменно вызывало у зрителей улыбки и смех, при этом сам Милляр прожил далеко не радостную жизнь

При советской власти ему приходилось скрывать свое настоящее происхождение, а был Георгий Францевич настоящим аристократом: один из его дедов являлся крупным золотопромышленником, отец носил имя Франц де Милье и был известным французским инженером. Обеспеченная семья потеряла буквально все, как только грянула революция 1917 года. Георгию де Милье пришлось сменить фамилию и тщательно скрывать свои корни.

Первая роль — Золушка

Театр Милляр обожал с самого детства. В юности он подрабатывал бутафором в одном из театров и однажды отважился попросить режиссера о роли: перед самым спектаклем выяснилось, что заболела актриса, игравшая… Золушку. Милляр с жаром доказывал, что сумеет заменить актрису. И у него получилось блистательно!

Милляра заметили тогда многие, среди которых оказался великий кинорежиссер-сказочник Александр Роу. Именно тогда он и пригласил Милляра в свою картину. Начиная с 1939 года, Георгий Францевич сыграл у Роу свои самые звездные роли — Кащея, Лешего, Бабу-Ягу и прочую нечисть.

Баба-Яга мужского пола

Георгий Милляр

У Милляра получилась весьма убедительная Баба-Яга. Потом артист признавался, что, вживаясь в образ противной старухи, он вспоминал двух знакомых женщин: ялтинскую сгорбленную старушку, которая постоянно пасла стадо коз, и скандальную соседку по коммунальной квартире, и использовал их черточки в создании характера своей героини. Чтобы выполнить сложный грим, приходилось ежедневно сидеть неподвижно под руками гримеров 6 часов!

Фаина Раневская

Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге в зажиточной еврейской семье. Получила домашнее образование, которое включало в себя занятия музыкой, иностранными языками, пением. К театру приобщилась в четырнадцать лет, когда записалась в частную театральную студию. Затем уехала в Москву, где познакомилась с Цветаевой, Мандельштамом, Качаловым, Маяковским. Затем работала во многих театрах страны (Керченском, Крымском, Архангельском, Моссовета и т. д.). Признана лучшей актрисой вторых ролей, имела множество правительственных наград. К нетрадиционной ориентации относилась с традиционным юмором. Она говорила, что гомосексуализм и лесбиянство не являются извращением. Извращение — это балет на льду и хоккей на траве.

Выщипывание – простейшая операция, если вы хотите вырастить сочные помидоры

Зашли в класс,а там сидит «Эд Ширан»: креативный университет против коронавируса

Проблемы гигиены ставят крест на тестерах в магазине

Кащей Бессмертный

В сказке Роу «Кащей Бессмертный» Милляр просто неподражаем: костляв, злобен, страшен… Незадолго до съемок Георгий Милляр перенес тяжелую болезнь — малярию. В результате и без того субтильный актер сильно потерял в весе. На съемки он явился, веся всего 40 килограммов!

Его вид вызывал ужас — но ведь это и нужно было для создания экранного образа Кащея. Фильм вышел на экраны в 1944 году. Измученная длительной тяжелой войной страна жаждала сказок, и Роу старался восполнять недостаток волшебства своими фильмами.

Кадр из фильма «Кащей Бессмертный»

Увидев Кащея в исполнении Милляра, зрители единодушно решили: вылитый Гитлер! Тогда Гитлер был главным воплощением зла и объектом ненависти. Возможно, эта ассоциация помешала Милляру в дальнейшей карьере: ведь, кроме Роу, заметных ролей ему никто не предлагал, хотя фильмография актера насчитывает намного больше ста ролей.

Сергей Параджанов

Армянин по происхождению, Саркис Параджанян известен по своим произведениям «Тени забытых предков» и «Цвет граната». Он был режиссером, сценаристом, художником, лауреатом множества премий Украинской и Армянской ССР и Советского Союза. Сергей выступал против цензуры, критиковал правительство и советский режим. Был осужден по статье за мужеложство на четыре года. Скончался режиссер от рака легких во время съемок очередного фильма, ему было шестьдесят шесть лет.

Дешево и красиво: моя туалетная комната преобразилась (использовала трафареты)

Использовали ткань в качестве обоев: результат вполне достойный (фото)

Варенье без варки. Витаминный коктейль из ягод и цитрусовых по рецепту бабушки

Вредные привычки и слухи о сексуальной ориентации

Георгий Милляр в роли Черта. Кадр из фильма А. Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961 год

Когда слухи достигли критического уровня, Александр Роу сделал «ход конем»: быстренько уговорил артиста жениться, чтобы пресечь нежелательные сплетни. «Избранницей» Георгия Францевича стала 60-летняя Мария Васильевна. Она жила в одной коммунальной квартире с артистом. Вдова с тремя детьми стала артисту настоящим другом и верной спутницей жизни.

Впрочем, друзья Милляра с возмущением относились к слухам о его «особенностях». Они считали — просто чиновники не могли простить Георгию Францевичу склонности к спиртному, вот и стали распускать сплетни.

Артист и в самом деле любил выпить. Ему принадлежит выражение: «Алкоголь — это средство, которое примиряет человека с действительностью». А самым любимым напитком у него был… тройной одеколон.

Георгий Милляр — лучшая Баба-Яга и Кощей советского кино (5 фото)

Автор: Артём

07 ноября 2013 12:21

Метки: Георгий Милляр  СССР  актер  

18000

5

110 лет назад, 7 ноября 1903 года, родился выдающийся актер СССР — Георгий Милляр в семье Франца де Мильё, французского инженера-мостостроителя, приехавшего в Россию на работу. За свою долгую карьеру он успел сыграть множество ролей: Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Водяного, Черта и многих-многих других знаменитых злых персонажей. Большую часть своей жизни он был одиноким человеком и довольно поздно встретил свою настоящую любовь. Однако до самой смерти он оставался настоящим джентльменом, как любой уважающий себя представитель мужского пола. Предлагаю вам узнать немного интересных фактов из жизни этого бессмертного актера.

Смотреть все фото в галерее

Сын инженера-мостостроителя из далекого Марселя и богатой наследницы иркутского золотопромышленника, талантливейший характерный актер Георгий Францевич Милляр ушел из жизни 4 июня 1993 года. В одном из своих последних стихотворений он написал: «…А, наверное, было бы здорово, под финал, под конец пути, напоследок сыграть Суворова и тогда уж спокойно уйти…».

Мечта о грандиозной, глубокой, психологической роли не осуществилась, но память об этом незаурядном, ярком человеке продолжает жить. Он был на редкость скромным, когда дело касалось каких-либо материальных ценностей и наград: отдельную двухкомнатную квартиру на окраине города известный актер получил, когда ему было уже около семидесяти лет. До того времени ютился с матерью в одной комнатушке в коммуналке, размещавшейся в шикарной когда-то квартире Франца де Милье, отца актера. Звание народного артиста тоже получил достаточно поздно, в 85 лет, но никогда никому не жаловался. Те, кто был близко знаком с актером, утверждали, что Георгий Францевич мог тридцать лет носить одно и то же пальто и старенькую шляпу пирожком. Он предпочитал дешевенький портвейн и тройной одеколон дорогому коньяку, но при этом умудрялся всегда оставаться «де Милляром», породистым французом, не менее колким на язык, чем его соотечественник Вольтер, сыграть которого он так мечтал.

От Золушки… Любовь к театру и лицедейству маленькому Георгию привила тетя. Начал он свою карьеру простым бутафором, на сцене же оказался совершенно случайно: заболела молоденькая актриса, которая играла роль Золушки, семнадцатилетний Милляр ее блестяще заменил. Это был не последний женский образ, который актер воплотил на сцене, а потом и в кино.

..до Бабы-Яги Пройдет время и остроумный, колоритный актер станет самой заслуженной Бабой Ягой страны. Причем на эту роль он буквально напросился, уверенный, что женщина с ней не справится: «…гример только отвернется, а она реснички себе подкрасит», – уверял он режиссера. Около десяти раз сыграл он роль сварливой и коварной старушки, каждый раз привнося в нее что-то новое. Работал над образом, прямо скажем, любовно, поэтому и сейчас смотреть интересно и малышам и взрослым.

Милляр и Роу Большой удачей для Георгия Францевича стала встреча с Александром Роу, да и режиссер очень дорожил дружбой артиста и, говорят, страшно ревновал его к другим режиссерам. В шестнадцати чудеснейших фильмах-сказках Роу актер сыграл тридцать ролей и в шутку заявил, что он официальный представитель нечистой силы в кинематографе. Наиболее известные картины этого дуэта: «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса» и многие другие. Милляр и Манечка Его фривольные стихи вгоняли в краску молоденьких артисток и костюмерш. «Старик Похабыч», так сам себя называл актер, прячась за удобной маской хулигана. На самом деле он был довольно галантным человеком, но с женщинами отношения у него как-то не складывались. А в 65 лет актер «внезапно» женился, с подачи Роу, кстати. Свою любимую жену, немолодую, уже женщину (на момент предложения руки и сердца ей было уже 60), он ласково называл Манечка-лапочка и был очень счастлив в браке.

Источник:

Ссылки по теме:

  • Мозаики Советской эпохи
  • 10 знаменитых советских мужчин, которые были кумирами многих девчонок
  • Как в сталинскую эпоху фотошопили фотографии
  • 90 лет со дня рождения актера Михаила Пуговкина (22 фото + текст)
  • Эти роли они так и не сыграли (49 фото)

Метки: Георгий Милляр  СССР  актер  

Любите повспоминать, как всё было раньше? Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:

1662 13 1649

Понравилось

1649 3

34

Новости партнёров

Смерть праведника

89-летний Милляр в одном из своих последних фильмов. Кадр из фильма «Ка-ка-ду», 1992 год

Но, по большей части, Милляру приходилось обходиться без работы, а следовательно — без денег. Роу уже не было в живых, а то бы он непременно снимал любимого актера до последних дней. А умер он так, как, говорят, суждено покидать этот мир праведникам: заснул — и не проснулся. Это произошло в июне 1993 года.

Юлия Лемигова

Девушка родилась в семье полковника. В 1989 году стала финалисткой конкурса «Московская красавица», через год занимает второе место на конкурсе «Мисс СССР», а еще через год становится обладательницей звания вице-мисс на конкурсе красоты в Лас-Вегасе «Мисс Вселенная». После этого Юлия эмигрирует в Париж и начинает встречаться с французским банкиром Эдуаром Стерном. У них родился сын Максимилиан, который вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Затем был убит Стерн, Лемигова долго была под следствием, но потом выяснили, что она не имеет никакого отношения к этому убийству. В 2000-х годах Юлия знакомится с известной теннисисткой Мартиной Навратиловой, они начинают жить вместе. С 2014 года девушки становятся официальными супругами, пара зарегистрировала отношения в Нью-Йорке.

Когда вода придёт: как повышение уровня моря в Сенегале разрушает целые города

Некоторые русские имена вызывают у иностранцев странные ассоциации

Из картонной коробки муж сделал тайник для автомобиля: простой лайфхак от воров

  • Баба яга фантастический персонаж в сказках ее часто называют ее неизменные спутники
  • Баба яга украла девочку сказка
  • Баба яга сказка читать с картинками полностью бесплатно
  • Баба яга сказка текст распечатать
  • Баба яга сказка смотреть морозко