Настоящая фамилия Георгия Милляра — де Мильё. Его отец — французский инженер-мостостроитель Франц де Мильё — приехал в Россию по приглашению на работу. Он женился на дочери иркутского золотопромышленника, и в 1903 году у них родился сын Георгий. Вскоре отец умер, но мать была состоятельной женщиной и обеспечила сыну благополучное детство. Он воспитывался французскими гувернантками, изучал языки и искусство и почти ни в чём не знал отказа. Ещё до начала Первой мировой войны мать почувствовала нарастающие волнения и увезла сына в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. После революции 1917 года этот дом конфисковали, и семья без денег вернулась в Москву. Тут их ждал ещё один сюрприз — оказалось, что их московскую квартиру превратили в коммуналку и хозяевам выделена одна комната.
www.wikiwand.com
С раннего возраста Георгий посещал лучшие спектакли и концерты — его тетка была актрисой и регулярно брала племянника с собой. Именно в театре он понял своё призвание… В семь лет он сделал себе грим Мефистофеля из «Фауста» и пытался сыграть домашний спектакль — родные смеялись без остановки, чем очень огорчили юного актёра. Но от намеченной цели он не отступил! После школы устроился работать бутафором в геленджикском театре, там же впервые вышел на сцену. Правда, в женском образе — заболела актриса из спектакля «Золушка» и нужна была срочная замена. Незапланированный дебют был удачным, и через несколько лет он был известным в Геленджике актёром.
«Мальчик с окраины», к/с «Союздетфильм», 1947, реж. В. Журавлёв
В Москве он сменил фамилию де Мильё на Милляр, чтобы не афишировать аристократическое происхождение, и поступил в театральную школу при нынешнем театре им. Маяковского. У него была неактёрская внешность и проблемы с дикцией, поэтому преподаватели относились к нему настороженно. На протяжении всего обучения они решали: отчислить ученика или же из него будет толк… пока думали — Милляр окончил школу и вошёл в состав театральной труппы. Он был довольно успешным актёром, который играл пусть небольшие роли, зато в половине репертуара. Критики же отмечали, что актёр с такой живой мимикой был бы более успешен в кино. И были правы!
«Петербургская ночь», Москинокомбинат, 1934, реж. Г. Рошаль, В. Строева
Георгий Милляр и сам хотел играть в кино, но из-за волнения и неуверенности регулярно проваливал пробы. В том числе и у Александра Роу, который не с первого раза, но все-таки взял его в свою сказку «По щучьему велению». Для Роу это была дебютная картина, которая настолько всем понравилась, что режиссёру сразу же поступил заказ на съёмки следующей сказки. Он уже без сомнений пригласил Милляра. В «Василисе Прекрасной» у него было уже три роли — отца, гусляра и Бабы-яги. Баба-яга стала его главной героиней — Милляр играл её в четырёх фильмах, и каждый раз она была неповторима.
«Василиса Прекрасная», к/с «Союздетфильм», 1939, реж. А. Роу
Сам Милляр говорил, что отдать роль Бабы-яги мужчине — было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ, а мужчина в юбке выглядит ещё страшнее. Правда, такие женщины находились, и одной из них была театральная звезда Фаина Раневская, которая тоже хотела роль ведьмы в «Василисе Прекрасной»… Но Милляр её переиграл. Он срисовал образ со случайно встреченной старухи-гречанки с недобрым взглядом, а характер взял у своей склочной соседки по коммунальной квартире. Помимо этого, он долго наблюдал за пожилыми женщинами, перенимая у них пластику и манеру говорить.
Георгий Милляр был эрудированным остроумным человеком, любил застолья и анекдоты. Он составил свой «Алфавит Милляра» — сборник афоризмов, который в советское время многие переписывали от руки, а некоторые фразы позже стали ошибочно приписывать Фаине Раневской. Актёр даже свои мемуары назвал «Я — второй Раневская, или Й — третья буква». Он был душой компании, но при этом личная жизнь актёра не складывалась — он избегал серьёзных отношений с женщинами. Возможно из-за того, что не мог иметь детей, возможно из-за измены жены в мимолётном юношеском браке — он никогда это не обсуждал. Тема семейной жизни была для него закрыта очень надолго, но не навсегда…
www.kino-teatr.ru
В 1944 году Александру Роу поступил заказ на патриотическую сказку «Кащей Бессметрный». Роль сразу предложили Милляру, но он сомневался: «Таланта не хватит!». Но однажды пришёл на обсуждение фильма с обритой головой и без бровей, как он всегда делал перед съёмками. Роу понял, что согласие получено… Актёр недавно перенёс малярию и весил всего 48 килограмм, что усилило зловещий облик Кащея — его боялась даже лошадь, на которой должен был скакать Милляр. Фильм вышел в мае 1945 года, и был встречен с восторгом, а Милляр стал «официальным представителем нечистой силы в кино».
«Кащей Бессмертный», к/с «Союздетфильм», 1944, реж. А. Роу
Роу и Милляр стали лучшими друзьями и творческим тандемом — актёр снимался почти во всех фильмах знаменитого сказочника, причём, играя сразу несколько ролей. Он создал целую галерею волшебных персонажей — Чёрт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-яга в сказках «Морозко» и «Золотые рога», царь Чудо-Юдо в сказке «Варвара-краса, длинная коса», водяной Квак из «Марьи-искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте — Ясном соколе». Ко всем ролям актёр подходил с выдумкой и старался усовершенствовать своих персонажей, изобретал новые костюмы и грим, вносил правки в сценарий, сам выполнял все трюки и делал основную ставку на мимику. Некоторые приёмы он брал из немого кино, которое очень любил и считал выразительнее звукового.
Был за Милляром один частый актёрский грех — любил выпить. При этом был очень дисциплинирован и ни разу не сорвал съёмки. Александр Роу всегда бдил, чтобы Милляру никто не продавал алкоголь и вообще спиртосодержащие жидкости. Однако актёра так любили, что просто не могли отказать… На съёмках фильма «Морозко» Милляр очаровал продавщицу автолавки, и они проворачивали целую операцию. Он уходил с бидоном якобы за молоком, продавщица ставила в бидон бутылку, а молоко заливала сверху. Режиссёр никак не мог понять, прочему Баба-яга так часто была навеселе.
«Морозко», к/с им. М. Горького, 1964, реж. А. Роу
Зрители настолько привыкли к сказочным образам актёра, что в других фильмах его часто не узнавали. Главных ролей у Милляра не было, но в эпизодах снимался очень много. Он сыграл пожилого любителя домино в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», пленного француза Мореля в киноэпопее «Война и мир», папашу Дорсетта из сборника новелл «Деловые люди», постового эцилоппа в знаменитой «Кин-дза-дзе!» и ещё десятки ролей. Сам Милляр говорил: «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую… Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю». Режиссёры не видели в нём героя, но работать с актёром очень любили.
В 85 лет Георгий Милляр получил звание народного артиста РСФСР. Многие коллеги считали, что это должно было случиться гораздо раньше, но мешали аристократическое полуиностранное происхождение и холодное отношение актёра к властям. К моменту получения звания Милляр был уже женатым человеком — в 65 лет он женился на своей соседке. Марье Васильевне было 60, она одна вырастила трёх детей, а на пенсии работала в охране одного из министерств. С Милляром они знали друг друга много лет, но предложение стать его женой Марью Васильевну удивило. Она попыталась отшутиться, мол, ей мужчины не нужны, но Милляр весомо возразил: «Я не мужчина! Я — Баба-яга!». Женщина сдалась, и они прожили вместе до самой смерти актёра.
www.newseum.ru
Почему же мужчина сыграл всесоюзную любимицу. Лучшая Баба-Яга всех времён и народов — Георгий Милляр
Автор:
18 августа 2021 11:25
Изначально на роль Бабы-Яги в «Василисе Прекрасной» пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но режиссёр всё не мог подобрать подходящей кандидатуры…
Когда жизни приобретает вид прямой дороги по степи, без каких-то знаков, лесов и рек, просто степь и степь — в общем бытовуха, то так хочется вдруг оказаться в сказке, как в детстве вновь поверить в Деда Мороза, в «Цветик семицветик», Золотую рыбку.
Георгий Милляр — Баба-Яга. Фото с просторов интернета
Поверить в общем-то можно, даже искренне кидать в воздух цветные лепестки и говорить:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели».
Но… чуда от лепестка вряд ли дождёмся, хотя иногда оно всё же случается.
И вот, когда уже всё опостылело, возьмёшь и включишь какую-нибудь сказку из детства, или по телевизору покажут. Например «Морозко». И так тепло на душе становиться от этих родных персонажей: Настенька со своим тоненьким нежным голосом и Баба Яга с шикарным кривым носом и метлой…
Когда я впервые узнал, что Бабу-Ягу во всех советских сказах играл мужчина, я был очень удивлён. Но тогда просто принял это, как данность, за неимением доступной информации. А сейчас в эпоху интернета, пользуясь им на благо, решил разузнать, что же за человек всё-таки был Георгий Милляр, который так великолепно сыграл роль Бабы-Яги.
Георгий Милляр в детстве.
Гео́ргий Фра́нцевич Милля́р родился 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1903 года, в Москве, тогда ещё Российской империи. Кстати, при рождении фамилия у него была — де Мильё. Потому что его отец — Франц де Мильё был французом инженером-моcтостроителем из Марселя, приехавшим в Россию на работу. А Мать — дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Алексеевна Журавлёва.
Хоть отец и рано ушёл из жизни, когда мальчику не было ещё и трёх лет, детство его проходило в роскоши, с нянечками-француженками. Уже тогда маленький Георгий начал изучать языки, много читал и увлекался музыкой.
Опасаясь нарастающих в стране волнений перед Первой мировой войной, они с семьёй переезжают в Геленджик, где после окончании обучения в школе он был принят на работу в геленджикский театр, изначально на должность бутафора.
После Революции 1917 года дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где семье де Мильё отвели лишь одну комнату. И чтобы не афишировать своё аристократическое происхождение он сменил фамилию. Про знание иностранных языков тоже старался не распространяться, хотя свободно владел французским и немецким.
Георгий Милляр в разных ролях.
К 1924 году Георгий Милляр стал уже известным провинциальным актёром и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского).
Но несмотря на то, что в театре его карьера шла в гору и всё ладилось, мечтал он о кино. И делал попытки в этом направлении, получая мелкие и эпизодические роли.
Но в 1938 году удача всё же «поймалась за хвост» в экранизации сказки «По щучьему велению» режиссёра Александра Роу. В этом фильме Георгий сыграл царя Гороха, правда для этой роли ему пришлось сбрить брови и волосы на голове. Фильм был тепло принят зрителями и критиками, что и положило начало плодотворного сотрудничества режиссёра и актёра.
В последствии он снялся ещё во многих сказках: «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь вода и медные трубы» и д.р.
Изначально на роль Бабы-Яги в «Василисе Прекрасной» пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но режиссёр всё не мог подобрать подходящей кандидатуры. Тогда Георгий Милляр и сказал ему, что: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю».
Так и появилась всем нам известная, я бы даже сказал — легендарная Баба-Яга. Актёр рассказывал, как он придумывал её образ:
«В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».
Так же и роль Кащея Бессмертного Георгий Милляр исполнил в одноименном фильме. И после этого, как шутил сам актёр, он стал «официальным представителем нечистой силы в кинематографе».
А всеми нами любимая сказка «Морозко» вышла в 1964 году. К роли этой Бабы-Яги он готовился, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой.
В ноябре 1965 года актёр получил звание заслуженного артиста РСФСР, а позже в 1988 и «Народного артиста».
В 1973 году не стало режиссёра Александра Роу, после этого актёр снимался только во второстепенных и эпизодических ролях, и был актёром дубляжа.
Георгий Милляр ушёл из жизни в 1993 году 4 июня, в возрасте 89-ти лет. Позже его жена и приёмная дочь передали некоторые части его архива с письмами, записями, фотографиями и грамотами в Музей кино.
Да, так и бывает — куча прекрасных ролей, большой театральный талант, а запоминается людям главная и самая яркая. Ведь несмотря на то, что Баба-Яга это вроде как нечисть, благодаря таланту Георгия Милляра, она стала для нас родной и вызывает только положительные эмоции.
Так что, если в вашей жизни вдруг поселилась рутина, и отпуска в ближайшее время не предвидится, просто включите добрую сказку, окунитесь ненадолго в детство, улыбнитесь и всё будет хорошо.
Источник:
Ссылки по теме:
Он сыграл множество ролей в кино и театре, большинство второстепенных. Но советским зрителям, в основном детям, запомнился, как самый главный злодей из сказок. Баба-Яга, Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо – его образ пугал малышей и веселил взрослых. Кроме того, он лучше всех справлялся с женскими ролями, даже лучше женщин. По этому поводу среди коллег даже ходили весьма скобрезные слухи о его нетрадиционной ориентации.
Впрочем, сейчас это уже совершенно неважно.
Давайте просто вспомним нетривиального актера, который родился в начале XX века и прожил без малого 90 лет. Ведь, согласитесь, он украсил советский кинематограф, пусть и немного странными героями. Но играл то он их виртуозно.
Безмятежное детство сына богатых родителей
Георгий Милляр — сын французского инженера Франца де Милье и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой.
Спросите, как судьба свела вместе француза и дочь богатейшего русского олигарха прошлого века?
Весьма прозаично. Франц приехал в Россию работать. Он был консультантом в области мостостроения. Елизавета Журавлева очаровала Франца, и они поженились. Надо сказать, приданное было очень хорошим.
Однако воспользоваться, как следует положением мужа богатой жены Франц де Милье не успел. Он умер через три года после рождения своего сына Георгия, который появился на свет в 1903 году в Москве.
Тем не менее, семья де Милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи — в Подмосковье и в Геленджике. У Георгия Францевича было спокойное и безмятежное детство. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.
Но так продолжалось недолго. Жизнь его семьи перевернул 1917 год. Тогда семья де Милье потеряла все, включая знаменитую фамилию, которую пришлось поменять на Милляр. Впоследствии в анкетах Георгий Францевич старался не упоминать своего прошлого…
Дебют Милляра в качестве актера — роль Золушки в театральной постановке
Георгия с ранних лет тянуло к лицедейству. Втайне он мечтал о карьере актера и сразу после школы устроился работать бутафором в геленджикский театр. Очень быстро подросток выучил практически все роли из постановок театра. И это помогло ему впервые оказаться на сцене в качестве самого настоящего актера.
Однажды в театре случилась катастрофа — заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. До спектакля всего пара часов, а главной героини нет. Руководство театра уже собралось отменить спектакль, как вдруг кто-то предложил попробовать талантливого бутафора.
Георгия нарядили в платье и буквально вытолкнули на сцену. «Боевое крещение» будущая «Баба Яга» всея СССР прошла на отлично. Милляр не подвел администрацию своего театра и не разочаровал зрителей!
Можно, сказать, что с этой спонтанной премьеры, которая состоялась в 1920 году и началась театральная карьера Георгия Милляра.
С тех пор он неоднократно играл небольшие роли, а уже в 1924 году поступает школу юных актеров при Московском театре Революции (в настоящее время — «Театр имени Маяковского»).
Несмотря на то, что у молодого человека за плечами уже был приличный опыт игры на сцене, педагоги встретили юношу настороженно. Необычная внешность, ужасная дикция, странная манера двигаться не добавляли парню баллов. Но, тем не менее, странного студента оставили, а затем приняли в труппу театра.
Дебют Милляра в качестве «Бабы Яги». Он обошел даже Раневскую
Свою первую роль в кино Милляр получил только в 35 лет — сыграл Царя Гороха в сказке «По Щучьему велению». Так совпало, что эта картина стала так же режиссерским дебютом и для кинорежиссера Александра Артуровича Роу, который в последствии снимет аж 14 сказок.
Угадайте, кто станет любимым актером Роу? Конечно, Милляр.
Фильм «По Щучьему велению» с Георгием Францевичем в одной из главных ролей так «зашел» публике, что Александру Роу тут же заказали новую сказку «Василиса Прекрасная».
На роль Быбы Яги пробовались многие, в том числе и знаменитая Фаина Раневская. Но Милляр высказал режиссеру свое неожиданное мнение: Бабу Ягу должна играть не женщина… Это предложение и определило дальнейшую карьеру Георгия Францевича.
А помните фильм «Кащей Бессмертный», где Милляр выглядит нереально? Это не бутафория. Дело в том, что сказку снимали во время войны. Милляр, будучи в эвакуации в Душанбе успел заразиться малярией и превратился в живой скелет — весил 45 кг «с ботинками». Премьера картины состоялась в День Победы 9 мая, причем экран вынесли на площадь — кинотеатр не вмещал всех зрителей.
Милляр мечтал сыграть Суворова
Никто не будет спорить, что Георгий Францевич — лучший сказочный персонаж Советского кинематографа. Во-многом, благодаря именно его харизме, режиссер Александр Роу снял столько прекрасных детских фильмов, в которых Милляр играл по два-три образа.
В роли Бабы Яги Георгий Францевич появился на экране больше 10 раз. Актер рассказывал, что образ героини ему помогла создать соседка по коммуналке – склочница с ужасным характером, которая всегда всех ссорила. Возможно, это была просто шутка.
А вот суровой жизненной правдой для актера оказалось то, что он стал заложником своих, безусловно, громких, но все же однообразных ролей.
Режиссеры видели в нем, либо «нечистую силу», либо комика для эпизодических ролей. Таких, как, например, в фильме «Кавказская пленница».
А Милляр много лет мечтал сыграть великого русского полководца Александра Суворова или Юлия Цезаря, но слишком сильны были стереотипы, сложившиеся вокруг талантливейшего актера.
Многим было интересно с кем живет и кого любит самая известная в Союзе «нечисть».
Достоверно известно, что почти всю жизнь Милляр прожил со своей мамой Елизаветой Журавлевой. Они делили маленькую комнатку в обычной коммуналке.
Георгий Милляр старался не афишировать свою личную жизнь. А когда люди чего-то не знают, но очень хотят узнать, что происходит? Правильно. Появляются слухи.
О Георгии Францевиче ходило немало слухов. Причем самого разного толка. Один из них был довольно экзотичен для СССР. Знающие актера люди поговаривали, что Милляр был нетрадиционной ориентации. В Союзе за такое поведение можно было запросто угодить в тюрьму.
Из-за этих досужих сплетен Роу много раз приходилось отстаивать своего подопечного перед киношным руководством и он даже вынудил актера жениться на старости лет, чтобы пресечь сплетни.
«Я не мужчина, я баба яга!»
Когда в их коммуналку переехала Мария Васильевна, Милляру было 65. К тому времени мама Георгия уже умерла.
Хохотушке-соседке было 60 лет. Женщина понравилась Георгию Францевичу и он сделал ей предложение. Мария Васильевна удивилась столь дерзкому поступку соседа и сказала, что мужчины ей не нужны. На что Милляр пошутил: «А я и не мужчина. Я — Баба-Яга!».
Свадьбу они не планировали, но в первый день съемок фильма-сказки «Варвара-краса, длинная коса» съемочная бригада сделала молодоженам сюрприз, накрыв столы на берегу Москва-реки.
Милляр очень любил свою жену, называл ее лапочка, а редкие семейные разногласия ограничивал фразой: «Ну, Маня, ты меня достала!».
Лишь через пятнадцать лет государство выделило им отдельную квартиру на 18-м этаже, в доме на окраине Москвы очень далеко от метро.
«Старик Похабыч»
В жизни Георгий Францевич был человеком простым, любил выпить, предпочитая водке тройной одеколон и портвейн. На съемках любил похулиганить, придумывая остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл «Стариком Похабычем». Впрочем, на него никогда никто не обижался, а многие нагло пользовались его доверчивостью. У него часто брали в долг, зная, что он никогда не напомнит о возврате. Бывало, он выступал перед зрителями, а гонорар не получал, потому что организаторы вдруг заявляли, что денег нет. Он всем верил…
Накануне 85-летнего юбилея Георгия Милляра пригласили выступить перед детьми в зале «Россия». Он собственноручно нарисовал 850 открыток с изображением летящей в ступе Бабы-яги и подписал их. Но концерт отменили и даже не посчитали нужным сообщить об этом старому актеру, который при полном параде ждал до глубокого вечера.… Картинки с нарисованными бабусями разошлись среди знакомых, а оставшиеся штук двадцать сейчас хранятся в пыльной папочке в Музее кино.
После смерти актера многие его личные вещи были выброшены на свалку, но дочь Марии Васильевны сохранила и передала в Музей кино пожелтевший листочек со стихами, которые Милляр написал накануне своей смерти.
Официально Георгий Франциевич Милляр стал народным артистом лишь в 85 лет, до своего 90-летия он не дожил пять месяцев, умер 4 июня 1993 года.
Появился в начале века
И уйду под конец его
В те края, где чужая аптека
Вряд ли нальет чего.
Кто расписался в моей бесполезности?
Рано мне выдали этот диплом!
Сгорел от безделья и умер от трезвости —
Вот что пишите на гробе моем…
А, наверное, было бы здорово
Под финал, под конец пути
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти…
Георгий Францевич де Милье.
Фото взяты из открытых источников сети Интернет.
Поделиться ссылкой:
maker gif
Милляр Георгий Францевич
07.11.1903, Москва — 04.06.1993, Москва
Народный артист РСФСР (1988)
Безмятежное детство
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера Франца де Милье. Франц приехал в Россию на работу консультировать русских в области мостостроения. Здесь то его и очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева. Женившись, он получил помимо руки и сердца прекрасной барышни еще и приличное приданое.
Совместная жизнь Франца и Елизаветы была не долгой. Маленькому Георгию еще не исполнилось и трех лет, когда его отец умер. Тем не менее, семья де Милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи — в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.
Неудивительно, что Георгия с ранних лет тянуло к лицедейству. Его первыми сценами стали гостиная в московской квартире и терраса подмосковной дачи, где он выступал перед родственниками. Однажды в семилетнем возрасте мальчик раскрасил себе лицо, решив преобразиться в Мефистофеля из «Фауста». К разочарованию Георгия тогда никто из родственников не испугался, наоборот, на их лицах появились улыбки…
Перемены
Безмятежное детство Георгия закончилось в 1914 году. Опасаясь предреволюционных волнений, мать решила отправить Георгия подальше от неспокойной Москвы – к деду в Геленджик. Здесь он прожил больше пяти лет, здесь же встретил весть о разразившейся в России революции…
Революция отняла у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей. Опасаясь большего, родственники Георгия предусмотрительно подправили ему фамилию. Так он превратился из де Милье в просто Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не указывал в анкетах и о знании иностранных языков, хотя свободно владел и французским, и немецким.
Неожиданный дебют
Окончив в Геленджике школу, Георгий Милляр устроился работать бутафором в местный театр. Работал он добросовестно, но мечтал о большем – о карьере актера. Все роли он знал назубок. И счастливый час в его судьбе настал.
Это случилось в 1920 году – неожиданно заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. В панике руководство театра даже намеревалось отменить спектакль, как вдруг кто-то вспомнил о старательном бутафоре. Георгия буквально «вытолкнули» на сцену, и не разочаровались – юный актер превосходно справился с задачей. Так, постепенно, его стали вводить и на другие роли.
Москва. Театр Революции
В 1924 году Георгий Милляр, уже имевший опыт выступлений на театральной сцене, вернулся в Москву и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (в настоящее время — Театр имени Маяковского). Педагоги встретили юношу настороженно – необычная внешность, ужасная дикция. Георгий Милляр вспоминал: «По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности… «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли…»
Закончив в 1927 году обучение, Георгий Милляр был принят в труппу Московского театра Революции. Там он проработал до 1938 года, быстро завоевав славу характерного актера. Многие из его ролей остались в памяти московских театралов: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
Казалось, все было в его карьере хорошо: прочное положение в театре, любовь зрителей, но самого Георгия Милляра это не устраивало. Его манил кинематограф. И в 1938 году он ушел из театра…
Милляр, Роу, Столяров
В кино Георгий Милляр начинал с эпизодов, которые сегодня вряд ли кто вспомнит. Первую свою большую роль — Царя Гороха, он получил в киносказке Александра Роу «По Щучьему велению». Для режиссера это тоже был дебют. И дебют оказался великолепным: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру тут же заказали новую сказку, которая должна была бы рассказывать о борьбе добра и зла. Так на свет появилась «Василиса Прекрасная».
На главную роль сказочного русского богатыря Александр Роу пригласил Сергея Столярова, и это было верное попадание. А вот с кандидатурой на роль Бабы Яги режиссер долго не мог определиться. Пробовались многие известные актрисы, в том числе и знаменитая Фаина Раневская, но Роу понимал, что здесь должно было быть что-то другое. Поделившись своими сомнениями с Милляром, он услышал ответ: «А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина…»
Дуэт Столяров-Милляр получился просто феноменальным. Милляр, худой от природы, выглядел в гриме настоящим чудовищем. Рассказывают, что на съемках детишки с плачем разбегались в разные стороны, лишь увидев его. Тем выигрышнее смотрелся на его фоне красавец-богатырь Сергей Столяров, олицетворяющий все светлые силы человечества.
Этот удачный дуэт великолепно сработал и в другой картине Александра Роу – сказке «Кащей Бессмертный». Столяров вновь играл русского богатыря, а Милляр на этот раз предстал в образе Кащея. Решение ставить фильм было принято еще в 1941 году, после начала Великой отечественной войны. Отсюда и тема сказки — победа русского богатыря над врагом. В образе Кащея Роу видел исключительно лишь Георгия Милляра, но тот неожиданно ответил отказом: «Не могу! Таланта не хватит!» Роу, зная как переубедить Милляра, стал просто приглашать его на обсуждение отдельных эпизодов фильма. И это сработало. На очередное обсуждение Милляр явился с наголо обритой головой и бровями, и всем стало ясно, что актер решил сниматься.
Премьера картины состоялась в День Победы — 9 мая 1945 года. Поскольку кинотеатр не смог вместить всех желающих, экран вынесли на площадь. Милляр играл Кащея, ассоциирующегося у зрителей с фашизмом, играл с гротеском, приближающимся к образам ранней готики. Он действительно был страшен в этом образе. Тем ярче выглядел финал, когда главный злодей оказывался не таким уж и Бессмертным и погибал от рук героя Сергея Столярова.
Самая обаятельная нечистая сила
Георгий Милляр снимался почти во всех фильмах Александра Роу (исключение – лишь детский фильм «Тайна горного озера», снятый режиссером на ереванской киностудии, и фильм-балет «Хрустальный башмачок»). И каждая их совместная работа – это ярчайший след в отечественной кинематографии. Эти киносказки не один десяток лет с удовольствием смотрят и дети, и взрослые.
Его герои, как правило, представляли в сказках «силы тьмы»: Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». Кстати, те, кто смотрел фильм-сказку «Марья-искусница», помнит, как зловредный Квак падает в кипящее озеро зеленым, а вылезает красным. Однако самому актеру во время съемок было не до веселья. На съемках его наголо побрили и намазывали лицо и руки зеленкой, а на ноги натягивали смешные зеленые ласты.
Милляр вообще очень тщательно работал над созданием своих образов, подбирая грим, брови, усы, нос, уши, бородавки, прическу. Нередко он брился наголо, для того, чтобы облегчить работу гримерам. А как долго он репетировал перед зеркалом различные ужимки и повадки своих героев! Поэтому его персонажи всегда получались очень живыми и вызывали такой восторг у зрителей. На одном из кинофестивалей дети наградили Милляра титулом «Самая обаятельная нечистая сила», — это ли не самое настоящее признание народной любви?!
Особым успехом у зрителей пользовалась Баба-Яга, — образ полностью созданный Георгием Милляром. В общей сложности актер сыграл Бабу-Ягу на экране около десяти раз, и этот образ не был статичным, он все время развивался. Со временем его героиня из злобного врага превратилась в старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Милляр так говорил о своем любимом персонаже: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля — такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка… Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует».
В фильмах Александра Роу Георгий Милляр нередко играл не одну, а две-три роли. Так в сказке «Огонь, вода и медные трубы» он сыграл Бабу-Ягу и Кащея, в сказке «Золотые рога» — Бабу-Ягу и деда Маркея, а в «Королевстве кривых зеркал» предстал сразу в трех образах: Наиглавнейшего Церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующей королевы.
Роли в фильмах других режиссеров
Яркие образы были созданы Георгием Милляром и в фильмах других режиссеров. Многим запомнился в исполнении актера Наимудрейший из сказки режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина» с его высказыванием: «Поистине, пути всезнания неисповедимы, осознание знания есть признак незнания, осознание незнания…» Среди других сказочных героев: мистер Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».
При этом Георгий Милляр снимался не только в сказках. Появляясь на экране в какой-нибудь эпизодической роли, он всегда притягивал к себе внимание. Щуплый старичок-шахматист из эксцентрической комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев в историческом фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю» — эти роли, как маленькие яркие крупинки его огромного таланта.
К сожалению, талант Георгия Милляра использовался режиссерами в кино очень однобоко: либо в сказках в образах нечистой силы, либо в эпизодических комедийных ролях. А Милляр много лет мечтал сыграть великого русского полководца Александра Суворова. И уж точно, — его Суворов занял бы достойное место в отечественном кинематографе. Но ни Суворова, ни Вольтера, ни Цезаря ему сыграть не удалось, — слишком сильны были стереотипы, сложившиеся вокруг талантливейшего актера.
Личная жизнь
О личной жизни Георгия Милляра ходит немало слухов. Рассказывают, что в 30 лет он женился на одной молодой, легкомысленной актрисе. Та завела роман с кинорежиссером, а затем заявила Милляру о планирующемся пополнении. На это Георгий Францевич будто бы ответил, что детей у него не может быть, и потому она может отправляться к истинному отцу предполагаемого ребенка. Правда это, или лишь одна из легенд, сегодня сказать трудно. Достоверно известно лишь одно, — то, что Милляр прожил один до 65 лет. Вернее не один, а со своей мамой Елизаветой Журавлевой (она скончалась в 1971 году). Жили они в обычной коммуналке (той самой бывшей квартире Милляров-Журавлевых, национализированной после революции), занимая лишь одну из комнат. А в остальных, как водилось в те годы, жили другие семьи.
В жизни Георгий Францевич был человеком простым, предпочитал дружить не с руководством, а с гримерами, костюмерами и осветителями. Любил выпить, предпочитая водке тройной одеколон и портвейн. Однако при этом никто и никогда не видел его пьяным. Так – лишь немного подшофе. На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски. Эта маска несерьезного человека и спасала его в трудные годы от репрессий.
Однажды в их коммуналке появилась новая жительница — Мария Васильевна. Родом она была «из раскулаченных» — в свое время арестовали сначала ее отца, а затем и мать. С первым мужем она развелась еще до войны, а второй погиб на фронте. От этих браков у нее осталось трое детей (к моменту, когда она появилась в квартире Милляра, они давно уже выросли).
Милляр сразу же стал присматриваться к новой соседке, захаживать к ней в гости. А затем сделал ей предложение. Георгию Францевичу тогда было 65 лет, а Марии Васильевне – 60. Женщина этому очень удивилась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны мужчины!» На что Милляр пошутил: «А я и не мужчина. Я Баба-Яга».
Свадьбу они отметили в первый день съемок фильма-сказки «Варвара-краса, длинная коса». Вернее это съемочная бригада сделала молодоженам сюрприз, накрыв столы на берегу Москва-реки. Свадьба прошла весело: с шутками, ряжеными, традиционными розыгрышами.
До свадьбы Мария Васильевна работала в охране в одном из министерств, но Георгий Францевич заставил ее бросить работу. Свою жену он очень любил, с большой нежностью приняла невестку и его мама. Сошелся Милляр и с детьми своей супруги, став им и отцом, и другом. Вообще, в семье Милляров всегда царили мир и уважение, вот, что рассказывает их соседка Людмила Зайцева: «Это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл ее «Манечка» и «лапочка», она ни разу мата от него не слышала, а самым большим ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!» Я никогда не видела Георгия Францевича дома в вытянутых трико, он всегда ходил в рубашке и брюках, а на выступления обязательно надевал «бабочку». Сам стирал свое белье, лет до 87 ходил в магазин. Без грима его никто не узнавал, и, лишь заслышав характерный грассирующий голосок, люди оборачивались, видимо, вспоминая, где же они его раньше слышали. А каким галантным мужчиной он был! Сейчас таких уже не встретишь. Всегда ручку поцелует, вперед пропустит».
Навеки в памяти
Георгий Францевич Милляр прожил долгую счастливую жизнь. Да, счастливую, несмотря на то, что долгое время прожил в коммуналке и получил отдельную квартиру в 80 лет, несмотря на то, что не накопил ни на дачу, ни на машину, не смотря на несыгранные роли в кино, не смотря на то, что официально стал народным артистом лишь в 85 лет. Но разве все это может сравниться с огромной народной любовью, которая всегда окружала этого человека. Его постоянно приглашали на встречи в школы и предприятия, пионерские лагеря и воинские части, и он никому не отказывал. Он вообще не мог отказывать. Однажды к нему зашла соседская девочка и стала рассматривать его рисунки. Георгий Францевич разрешил ей взять самый понравившийся. «А можно я возьму все?» – попросила девочка, и он отдал все.
Какую сказочную роль Георгий Милляр сыграл почти без грима?
Георгий Милляр сыграл почти всю нечисть в советских сказочных фильмах, и всякий раз ему накладывали сложный грим. Почти не понадобился он Милляру только для роли Кащея Бессмертного. Актёр был худым от природы, вдобавок к этому во время Второй Мировой войны заразился малярией в эвакуации в Душанбе, превратившись в живой скелет весом 45 килограммов.
— ПОСРЕДНИК, ПРИМИРЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.
«ГЕОРГИЙ ФРАНЦЕВИЧ всю жизнь любил выпить, — вспоминает актер и режиссер Юрий Сорокин. — Но я никогда не видел его в стельку пьяным. Он всегда был подшофе. В подмосковную деревню Зеленую, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка. Роу запретил продавать Милляру спиртное, так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей съемочной группы шел к машине с бидончиком: «О, о, о, я за молочком», — возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко. Милляр предпочитал дешевенький портвейн «Кавказ» и тройной одеколон и спокойно мог обменять у осветителей бутылку водки или коньяка на бутылку портвейна».
Милляр любил похулиганить. Сам себя он называл Стариком Похабычем, актера Анатолия Кубацкого, игравшего Панаса в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», прозвал Поносом и придумывал такие афоризмы, от которых юные костюмерши заливались краской. Но на Георгия Францевича никто не обижался — его просто не воспринимали всерьез.
«Я думаю, все это было игрой. Милляр придумал себе масочку, которую носил долгие годы, — считает Юрий Сорокин. — Возможно, она и спасла его от репрессий… Официальные лица не относились к Милляру серьезно: «Ну кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек». А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. Дружил не с руководством, а с осветителями, гримерами и костюмерами, никогда не ходил на собрания и терпеть не мог заумных актерских разговоров. Многие пользовались его доверчивостью: гонорары за выступления не платили, долги не отдавали»
До своего 90-летия Георгий Францевич не дожил пять месяцев. Он умер 4 июня 1993 года. Мария Васильевна пережила его на шесть лет…
Георгий Милляр-его запомнили его как Бабу-Ягу из сказки. А настоящая его фамилия была де Милье. Это уже впоследствии он поменял её на Милляр. Он очень любил детей, но стать отцом ему было не суждено. Обладая добрым теплым взглядом, этот человек стал олицетворением всей сказочной нечисти в советском кинематографе. В образе одной лишь Бабы Яги он появился на экране около десятка раз.
Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.
Семья была очень обеспеченной. К сожалению отец маленького Георгия вскоре умер. У семьи была большая квартира в Москве, а также две дачи: в Подмосковье и в Геленджике. У Георгия были гувернантки, обучившие его немецкому и французскому языкам, на которых актер говорил так же легко и бегло, как по-русски. Но навыки эти и другие свои знания он усердно скрывал, чтобы не привлекать лишнего внимания к своему происхождению.
Еще до революции мама увезла Георгия в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. Фамилию мама поменяла с де Милье на Милляр. В Геленджике мальчик ходил в школу. А затем поступил на службу в театр и был там простым бутафором. Именно в театре он понял своё призвание…
За время работы актер выучил все роли, и однажды ему это здорово помогло, когда игравшая Золушку актриса вдруг заболела. Это был дебют Милляра на сцене и его первый большой успех. Затем актер часто стал заменять других коллег и в конце концов решился ехать в Москву. До 1938 года Георгий Францевич служил в Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), а потом, прислушавшись к совету коллег, решил уйти в кино.
Тем более кино было всегда мечтой Милляра. Сниматься он начал ещё в 1931 году, начав с эпизодических ролей.
Наиболее широкую известность Милляр получил благодаря ролям Бабы Яги, Кощею и персонажам, олицетворяющим нечисть в сказках Александра Роу. С Георгием Францевичем режиссер советских сказок сдружился почти сразу. Он отлично сыграл роль царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью»
Виртуозно сыграв главного персонажа, Милляр навсегда завоевал сердце Роу, и они стали прекрасными друзьями. Тандем так удачно вместе работал, что Александр привык советоваться с Милляром во многом. Когда режиссер готовился к съемкам «Василисы прекрасной», он долго не мог отыскать актрису на роль Бабы Яги. Все они были не такими. Отказали даже Фаине Раневской.
Тогда Милляр и сказал: «Возьми меня! Ни одна женщина не согласится появится в кадре изуродованной, а со мной гримерам можно делать все, что вздумается!»
С тех пор Бабу-Ягу играл только Георгий Францевич. Над каждым из костюмов Яги артист работал совместно с костюмерами и гримерами. Он хотел, чтобы персонаж получился как можно страшнее, и добивался непревзойденного эффекта.
В 1944 году Роу пришел к Милляру с просьбой сыграть Кощея Бессмертного. Актер отказался — слишком сложно. Потом Георгий Францевич долго ходил по оставшимся в столице церквям и искал образ зла в иконописи. Однако срисовать Кощея решил с картины кисти Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». А точнее, с третьего всадника.
Заявившись к Роу сбритой головой и без бровей, Милляр заставил режиссера сиять от счастья, ведь это было его молчаливое согласие на роль. Удачей ли или неудачей стал недуг артиста, которым он переболел во время работы над фильмом. Георгий Францевич переболел малярией и сильно похудел. Весил актер не больше 48 килограммов, что позволило ему еще лучше вписаться в образ бессмертного злодея.
Но были в арсенале актера и роли в других фильмах. «Кавказская пленница», «Судьба человека», «Война и мир», «Пес Барбос и необычный кросс», «Дубравка» и еще более ста картин.
В «Дубравке» он мне особенно нравится. Добрый, старый, мудрый артист и Дубравка
Милляр снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать ролей, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.
Был у Милляра грешок-любил иной раз выпить. За незамутненный разум актера неустанно боролся Александр Роу: «Вот смотри у меня! — угрожал он Милляру. — Все маме расскажу!». Чтобы обвести вокруг пальца режиссера, актеру приходилось идти на ухищрения. Один случай такого противостояния особенно запомнился коллегам-киношникам.
«В подмосковную деревню Зеленую, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка, — вспоминал актер и режиссер Юрий Сорокин, снявший о Георгии Францевиче документальный фильм «Юбилей Милляра». — Роу запретил продавать Милляру спиртное, так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей съемочной группы шел к машине с бидончиком: «О, о, о, я за молочком», — возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко.
На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски.
Он очень любил детей. Только своих детей у него так и не было. Однажды Георгий Францевич получил приглашение выступать на детском концерте. Узнав, что в зале будет 850 ребятишек, артист купил альбомы и нарисовал ровно столько рисунков с Бабой Ягой, подписав каждый из них. Он хотел, чтобы «у каждого ребятенка был сувенир». То ли концерт отменили, то ли про артиста просто забыли, но в назначенный час за ним никто так и не приехал. Рисунки разошлись по соседским детям, а несколько из них хранятся в музее дома кино и по сей день.
О личной жизни актера известно не много. По воспоминаниям друзей и коллег, он был эрудированным, веселым и легким в общении человеком, который очень любил детей. В 22 года Георгий женился на некой актрисе, чье имя никогда не разглашалось. Девушка стала изменять мужу, и он решил посетить врача, чтобы понять что с ним не так.
После осмотра актеру сказали, что мужик он прекрасный и все с ним отлично, но вот детей у него быть не может. В задумчивости артист вернулся домой, где молодая супруга сообщила ему о беременности. Георгий рассказал о визите к врачу и посоветовал возлюбленной отправится жить к отцу ребенка, подав документы на развод.
До 65 лет Милляр жил с мамой в комнате той самой коммуналки, которая некогда принадлежала им целиком. То ли он разочаровался в женщинах, то ли просто не мог встретить ту самую, но женился он лишь в 65-летнем возрасте на соседке по имени Марья Васильевна. Женщине было уже 59 лет, ее муж погиб на войне, она сама подняла двоих детей.
Когда Милляр пришел просить ее руки, она с удивлением ответила. что ей уже не нужен мужчина. Георгий Францевич не растерялся: «А я не мужчина, я — Баба-Яга!». Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.
С женой актер жил душа в душу и очень ее любил. Он настоял, чтобы Марья Васильевна ушла с работы и сопровождала его на съемках.
Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Зато простые люди обожали актера.
Георгий Францевич умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких. Он ушел из жизни мирно, во сне, немного не дожив до 90-летия.
«Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю», — писал Милляр. К сожалению, сыграть заветную роль Суворова актеру так и не довелось…