Настоящая фамилия Георгия Милляра — де Мильё. Его отец — французский инженер-мостостроитель Франц де Мильё — приехал в Россию по приглашению на работу. Он женился на дочери иркутского золотопромышленника, и в 1903 году у них родился сын Георгий. Вскоре отец умер, но мать была состоятельной женщиной и обеспечила сыну благополучное детство. Он воспитывался французскими гувернантками, изучал языки и искусство и почти ни в чём не знал отказа. Ещё до начала Первой мировой войны мать почувствовала нарастающие волнения и увезла сына в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. После революции 1917 года этот дом конфисковали, и семья без денег вернулась в Москву. Тут их ждал ещё один сюрприз — оказалось, что их московскую квартиру превратили в коммуналку и хозяевам выделена одна комната.
www.wikiwand.com
С раннего возраста Георгий посещал лучшие спектакли и концерты — его тетка была актрисой и регулярно брала племянника с собой. Именно в театре он понял своё призвание… В семь лет он сделал себе грим Мефистофеля из «Фауста» и пытался сыграть домашний спектакль — родные смеялись без остановки, чем очень огорчили юного актёра. Но от намеченной цели он не отступил! После школы устроился работать бутафором в геленджикском театре, там же впервые вышел на сцену. Правда, в женском образе — заболела актриса из спектакля «Золушка» и нужна была срочная замена. Незапланированный дебют был удачным, и через несколько лет он был известным в Геленджике актёром.
«Мальчик с окраины», к/с «Союздетфильм», 1947, реж. В. Журавлёв
В Москве он сменил фамилию де Мильё на Милляр, чтобы не афишировать аристократическое происхождение, и поступил в театральную школу при нынешнем театре им. Маяковского. У него была неактёрская внешность и проблемы с дикцией, поэтому преподаватели относились к нему настороженно. На протяжении всего обучения они решали: отчислить ученика или же из него будет толк… пока думали — Милляр окончил школу и вошёл в состав театральной труппы. Он был довольно успешным актёром, который играл пусть небольшие роли, зато в половине репертуара. Критики же отмечали, что актёр с такой живой мимикой был бы более успешен в кино. И были правы!
«Петербургская ночь», Москинокомбинат, 1934, реж. Г. Рошаль, В. Строева
Георгий Милляр и сам хотел играть в кино, но из-за волнения и неуверенности регулярно проваливал пробы. В том числе и у Александра Роу, который не с первого раза, но все-таки взял его в свою сказку «По щучьему велению». Для Роу это была дебютная картина, которая настолько всем понравилась, что режиссёру сразу же поступил заказ на съёмки следующей сказки. Он уже без сомнений пригласил Милляра. В «Василисе Прекрасной» у него было уже три роли — отца, гусляра и Бабы-яги. Баба-яга стала его главной героиней — Милляр играл её в четырёх фильмах, и каждый раз она была неповторима.
«Василиса Прекрасная», к/с «Союздетфильм», 1939, реж. А. Роу
Сам Милляр говорил, что отдать роль Бабы-яги мужчине — было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ, а мужчина в юбке выглядит ещё страшнее. Правда, такие женщины находились, и одной из них была театральная звезда Фаина Раневская, которая тоже хотела роль ведьмы в «Василисе Прекрасной»… Но Милляр её переиграл. Он срисовал образ со случайно встреченной старухи-гречанки с недобрым взглядом, а характер взял у своей склочной соседки по коммунальной квартире. Помимо этого, он долго наблюдал за пожилыми женщинами, перенимая у них пластику и манеру говорить.
Георгий Милляр был эрудированным остроумным человеком, любил застолья и анекдоты. Он составил свой «Алфавит Милляра» — сборник афоризмов, который в советское время многие переписывали от руки, а некоторые фразы позже стали ошибочно приписывать Фаине Раневской. Актёр даже свои мемуары назвал «Я — второй Раневская, или Й — третья буква». Он был душой компании, но при этом личная жизнь актёра не складывалась — он избегал серьёзных отношений с женщинами. Возможно из-за того, что не мог иметь детей, возможно из-за измены жены в мимолётном юношеском браке — он никогда это не обсуждал. Тема семейной жизни была для него закрыта очень надолго, но не навсегда…
www.kino-teatr.ru
В 1944 году Александру Роу поступил заказ на патриотическую сказку «Кащей Бессметрный». Роль сразу предложили Милляру, но он сомневался: «Таланта не хватит!». Но однажды пришёл на обсуждение фильма с обритой головой и без бровей, как он всегда делал перед съёмками. Роу понял, что согласие получено… Актёр недавно перенёс малярию и весил всего 48 килограмм, что усилило зловещий облик Кащея — его боялась даже лошадь, на которой должен был скакать Милляр. Фильм вышел в мае 1945 года, и был встречен с восторгом, а Милляр стал «официальным представителем нечистой силы в кино».
«Кащей Бессмертный», к/с «Союздетфильм», 1944, реж. А. Роу
Роу и Милляр стали лучшими друзьями и творческим тандемом — актёр снимался почти во всех фильмах знаменитого сказочника, причём, играя сразу несколько ролей. Он создал целую галерею волшебных персонажей — Чёрт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-яга в сказках «Морозко» и «Золотые рога», царь Чудо-Юдо в сказке «Варвара-краса, длинная коса», водяной Квак из «Марьи-искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте — Ясном соколе». Ко всем ролям актёр подходил с выдумкой и старался усовершенствовать своих персонажей, изобретал новые костюмы и грим, вносил правки в сценарий, сам выполнял все трюки и делал основную ставку на мимику. Некоторые приёмы он брал из немого кино, которое очень любил и считал выразительнее звукового.
Был за Милляром один частый актёрский грех — любил выпить. При этом был очень дисциплинирован и ни разу не сорвал съёмки. Александр Роу всегда бдил, чтобы Милляру никто не продавал алкоголь и вообще спиртосодержащие жидкости. Однако актёра так любили, что просто не могли отказать… На съёмках фильма «Морозко» Милляр очаровал продавщицу автолавки, и они проворачивали целую операцию. Он уходил с бидоном якобы за молоком, продавщица ставила в бидон бутылку, а молоко заливала сверху. Режиссёр никак не мог понять, прочему Баба-яга так часто была навеселе.
«Морозко», к/с им. М. Горького, 1964, реж. А. Роу
Зрители настолько привыкли к сказочным образам актёра, что в других фильмах его часто не узнавали. Главных ролей у Милляра не было, но в эпизодах снимался очень много. Он сыграл пожилого любителя домино в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», пленного француза Мореля в киноэпопее «Война и мир», папашу Дорсетта из сборника новелл «Деловые люди», постового эцилоппа в знаменитой «Кин-дза-дзе!» и ещё десятки ролей. Сам Милляр говорил: «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую… Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю». Режиссёры не видели в нём героя, но работать с актёром очень любили.
В 85 лет Георгий Милляр получил звание народного артиста РСФСР. Многие коллеги считали, что это должно было случиться гораздо раньше, но мешали аристократическое полуиностранное происхождение и холодное отношение актёра к властям. К моменту получения звания Милляр был уже женатым человеком — в 65 лет он женился на своей соседке. Марье Васильевне было 60, она одна вырастила трёх детей, а на пенсии работала в охране одного из министерств. С Милляром они знали друг друга много лет, но предложение стать его женой Марью Васильевну удивило. Она попыталась отшутиться, мол, ей мужчины не нужны, но Милляр весомо возразил: «Я не мужчина! Я — Баба-яга!». Женщина сдалась, и они прожили вместе до самой смерти актёра.
www.newseum.ru
Георгий Милляр — биография
Георгий Милляр — советский актер, народный артист РСФСР. Наибольшую известность получил после роли Бабы Яги в фильмах режиссера Александра Роу.
Холодным осенним днём, 25 октября 1903 года (по старому календарю) в Москве родился будущий любимец всех советских детишек Георгий де Мильё. Отец мальчика Франц Карлович де Мильё — французский инженер, в своё время перебрался в Россию как специалист по строительству мостов. Уже здесь он познакомился с Елизаветой Алексеевной Журавлёвой – богатой наследницей рода сибирских золотопромышленников.
Детство
Георгий родился в обеспеченной семье окружённый заботой и вниманием. Но семейное счастье оказалось не долгим, отец ушёл из жизни, когда Георгию не было и трёх лет. Несмотря на пережитое потрясение, Елизавета Алексеевна при поддержке влиятельных родственников сумела дать ребёнку блестящее образование со знанием французского и немецкого языка.
Первые знаки будущей профессии у мальчика начали проявляться в раннем возрасте. Так в 7 лет маленький Георгий, раскрасив лицо химическим карандашом, попытался напугать родственников, заявив, что он Мефистофель, что тех искренне развеселило. Беззаботное детство быстро закончилось. В 1914 году политическая обстановка в Москве стала окончательно неспокойной.
В Геленджик
Мать с сыном решили перебраться в Геленджик, где у них были родственники. В 1917 году с приходом большевиков к власти, семья окончательно осталась без средств существования. Подмосковная дача была отобрана, а из огромной квартиры в Москве новые власти устроили коммуналку. В которой им была выделена для проживания одна комната. Именно в этот период, во избежание дальнейших неприятностей «буржуазная» фамилия де Мильё была подправлена на Милляр. В будущем Георгий никогда не афишировал своё истинное происхождение, так же как и не упоминал про знание иностранных языков.
По окончанию школы в Геленджике, молодой человек устроился в местный театр. Должность была далека от актёрской, он исполнял обязанности бутафора. Во время работы в театре, однажды случилось так, что ему пришлось срочно сменить внезапно заболевшую актрису. Несмотря на то, что роль была женская, от результата все остались в восторге! В течение нескольких лет, Милляр продолжал играть роли в местном театре, что позволило ему набрать необходимый опыт и даже стать местной знаменитостью.
Могут быть знакомы
В Москву
В 1924 году юноша переехал в Москву, где поступил в школу юниоров при театре Революции, который в настоящее время носит название театр имени Маяковского. Отношение преподавателей к юному дарованию из-за его выделяющейся внешности и своеобразной дикции было неоднозначное. Но его рвение к актёрской профессии, в сочетании с профессиональным любопытством сделали своё дело.
По окончанию учёбы в 1927 году Милляр был официально зачислен в театральную труппу Московского театра Революции, где и проработал долгие 11 лет. Карьера в театре складывалась наилучшим образом. Георгий Францевич участвовал во многих спектаклях, были у него и свои любимые роли. Но, несмотря на театральную популярность, Георгий всегда мечтал сниматься в кино. Театральные критики двадцатых годов писали о нём, что способности актёра управлять мимикой и жестами могли бы иметь успех в кино. Такие заметки, конечно же, ещё больше подстёгивали уже не юного актёра.
Первая роль в кино
Первая попытка сниматься в кино была неудачной. Пробная съёмка у Александра Роу была провальной. Начинающий киноактёр не смог справиться с охватившим волнением, в роли ему было отказано. Какое-то время Григорию Милляру всё же удавалось сняться в нескольких небольших эпизодах.
Вновь Александр Роу вспомнил об актёре, когда набирал группу для съёмок фильма «По щучьему велению». Пробы на этот раз были успешными и его утвердили на роль царя Гороха. Это была первая полноценная роль в кино, а сама кино картина, вышедшая в 1938 году, оказалась настолько успешной, что уже скоро была запланирована другая киносказка.
Народная Баба-яга
Фильм «Василиса прекрасная», где Милляру была отведена роль Бабы-яги, раскрыл талант актёра полностью. Баба-яга в дальнейшем стала «визитной карточкой» актёра. Именно такой образ яги, который все знают по фильмам Роу, выдумал и воплотил сам Георгий Францевич. Как вспоминал сам актер, образ бабы яги ему навеяли живые персонажи, с которыми ему довелось повстречаться перед съёмками. По словам Милляра, в этот прототип вошла и его соседка по коммуналке — склочная женщина с отвратительным характером.
Роль яги досталась актёру не сразу. Изначально планировалось, что её сыграет женщина. Но все многочисленные кандидатуры не удовлетворили режиссера. Тогда сам Георгий Францевич предложил: «не женское это дело ведьму играть, молодая актриса не сможет быть такой страшной, а старухе не хватит сил так скакать». В результате весь мир получил потрясающую Бабу-ягу, которую не удастся переиграть уже никому. «Василиса прекрасная» вышла на экраны в 1939 году, в ней Милляр кроме основной сыграл ещё две эпизодические роли.
Настоящий Кащей
Другой запоминающейся ролью актёра был Кащей Бессмертный. Самая первая роль Кащея в одноимённом фильме, вышла на экраны в 1944 году. Снимался Георгий Францевич после перенесённой болезни сильно исхудавший. Такое телосложение позволило получить достоверный образ с минимальным нанесением грима. Кащей, получился действительно страшным.
Говорили, что даже лошадь была, напугана им и ей пришлось закрывать глаза. В 1967 году в фильме «Огонь, вода и медные трубы» Георгий Милляр снова порадовал ролью Кащея. Это был уже другой персонаж, более симпатичный и скорее комичный, чем страшный. Более поздние работы отличались иронией и чувством юмора. Роль Квака в фильме «Марья искусница» яркое тому подтверждение. Сам процесс съёмки фильма был весьма забавным, а манера речи Квака личная выдумка Георгия Францевича.
Сказочный тандем
В дальнейшем Георгий Францевич снялся у Александра Роу, ещё в 16 фильмах сыграв около 30 ролей. Совместная работа двух мастеров сказочного жанра переросла в крепкую дружбу. На съёмочной площадке они понимали друг друга по выражению взгляда. Они вместе создавали образы, Роу полностью доверял таланту актёра, без долгих репетиций начинали съёмку. Конечно же, такого яркого актера как Георгий Францевич не могли не заметить другие режиссеры.
Его часто приглашали на другие кино проекты. Надо сказать, что великий режиссер — сказочник довольно ревностно относился к своему главному актёру, но это не помешало нам увидеть его в не менее ярких персонажах других режиссеров. За всю свою актёрскую карьеру Георгий Францевич сыграл около 100 ролей и эпизодов, всегда это были запоминающиеся персонажи. Помимо ролей в кино, актёр активно занимался озвучкой мультфильмов. Его неповторимый колоритный голос был всегда востребован.
Личная жизнь
Люди, знавшие Георгия Францевича лично, отзывались о нём как о человеке весёлом, образованном, лёгком в общении и очень скромном. Милляр очень любил рассказывать анекдоты часто довольно пошлые. Любил актёр, иногда и выпить, причём мог позволить это в процессе съёмок. Но всегда делал это умеренно, чтобы состояние не отражалось на работе. Несмотря на эту слабость, именитый актёр уделял своему физическому состоянию немаловажное значение. Его нередко можно было встретить за выполнением гимнастических упражнений. Достаточно сказать, что все трюки в фильмах он исполнял самостоятельно.
Считается, что до пожилого возраста Милляр официально не состоял в браке и проживал вместе с матерью в комнате коммунальной квартиры. И только после смерти матери в 1969 году задумался о браке. Его избранницей стала пожилая соседка по коммуналке Марья Васильевна, которая впрочем, была его моложе на 5 лет. Свадьбу играли параллельно со съёмками фильма «Варвара краса – длинная коса».
Смерть
В семидесятые годы «молодые» получили отдельную квартиру. Существует версия, что данный брак имел фиктивный характер, чтобы избежать преследования за якобы нетрадиционную ориентацию Георгия Францевича.
Но свидетели и сама дочь Марьи Васильевны утверждают, что пара любила друг друга и всегда старалась быть вместе. Милляр был верующим человеком, часто с женой их видели в церкви. А не задолго, до смерти попросил батюшку об исповедовании. 4 июня 1993 года Георгия Францевича Милляра не стало.
Избранная фильмография
- 1931 — Рядом с нами
- 1942 — Принц и нищий
- 1943 — Мы с Урала
- 1955 — Судьба барабанщика
- 1957 — Поединок
- 1958 — Сампо
- 1959 — Марья-искусница
- 1961 — Совершенно серьёзно. Пёс Барбос и необычный кросс
- 1963 — Большой фитиль. Гудок
- 1964 — Морозко
- 1966 — Весёлые расплюевские дни
- 1967 — Дубравка
- 1969 — Варвара-краса, длинная коса
- 1972 — Золотые рога
- 1975 — Финист — Ясный Сокол
- 1980 — История одного подзатыльника
- 1981 — Андрей и злой чародей
- 1985 — После дождичка в четверг
- 1991 — Veniks. Половые щётки
- 1991 — Пять похищенных монахов
- 1992 — Ка-ка-ду
Ссылки
- Страница в Википедии
- Полная фильмография
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Биография
Георгий Милляр — известнейший актер театра и кино, без персонажей которого ни один советский ребенок не представлял своего детства. Смелый и увлекательный жанр буффонады и гротеска направил артиста по пути сказок и комедий. Превосходный и любимый публикой в своих ролях, он иногда мечтал об образах драматических героев, но никогда не жалел, что его карьера сложилась так, как ему было уготовано.
Детство и юность
Георгий Францевич Милляр родился в начале прошлого века, 7 ноября 1903 года, в Москве. Его отец Франц де Милье был инженером, прибывшим из Франции в Россию для того, чтобы консультировать русских рабочих в области мостостроения. Здесь Франц де Милье познакомился с дочерью иркутского золотопромышленника Елизаветой Журавлевой, которой сделал предложение.
Семья была довольно обеспеченной, и родившийся Георгий ни в чем не испытывал нужды. К сожалению, счастье молодоженов было недолгим — в 1906 году отец Георгия умер. После кончины мужа Елизавета с сыном продолжала жить в достатке. У них была роскошная квартира в Москве и две дачи — в Подмосковье и Геленджике. Для обучения ребенка языкам, музыке, литературе были наняты гувернантки.
В то время тетя Георгия была известной театральной актрисой, благодаря которой мальчик в раннем возрасте познакомился с театром. Любовь к искусству будущему актеру прививали с детства — он имел возможность услышать выступления Федора Шаляпина, Антонины Неждановой, Леонида Собинова. Неудивительно, что Георгий и сам пытался примерить на себя роль лицедея, устраивая для родных домашние представления.
В 1914 году беззаботное детство кончилось вместе с началом нового периода для страны. Предреволюционные волнения заставили мать увезти сына из неспокойной Москвы в Геленджик, где проживал его дед. После прихода к власти большевиков семья осталась без средств к существованию — революционеры отняли у них и квартиру в Москве, и подмосковную дачу.
Елизавете с сыном теперь была положена лишь одна комната в коммуналке, в которую превратилась их огромная столичная квартира. В этот же период семейную фамилию предусмотрительно подправили с де Милье на Милляр. В дальнейшем Георгий Францевич старался не упоминать о своем происхождении и даже в анкетах не сообщал о своем превосходном владении немецким и французским языками.
Окончив школу в Геленджике, Георгий Милляр устроился в местный театр простым бутафором. Юноша исполнял все свои обязанности на совесть, но его не покидала мечта стать настоящим артистом. Звездный час Милляра настал, когда в 1920 году исполнительница роли Золушки не смогла прибыть на спектакль из-за болезни. Ее-то и заменил старательный бутафор, причем получилось это у него великолепно.
В 1924 году поднаторевший артист-самоучка перебрался в Москву, где поступил в нынешний Театр имени Владимира Маяковского, который на тот момент назывался Школой юниоров при Московском театре Революции. В 1927 году Георгия Францевича, окончившего учебу, приняли в труппу Московского театра Революции. В этом коллективе он проработал вплоть до 1938 года.
Театральная карьера Милляра складывалась наилучшим образом, но в 1941 году он покинул труппу — актер решил попробовать себя в кинематографе.
Фильмы
В молодости работа Георгия Милляра в кино основывалась на небольших эпизодах. Первую крупную роль актер получил в фильме-сказке Александра Роу «По щучьему велению» (1938). Он сыграл царя Гороха. Эта лента стала дебютной и для Роу, но говорящая щука, самоходная печь, ходящие задом наперед гуси настолько понравились зрителям, что режиссеру моментально поступил заказ на новую сказку.
Следующей была снята картина «Василиса Прекрасная», где Георгий Милляр великолепно воплотил образ Бабы-яги. Отдать женскую роль мужчине было самым верным решением, ведь, как говорил артист, ни одна женщина не позволила бы показать себя такой страшной на экране. Над образом Бабы-яги Милляр работал самостоятельно: он наблюдал за женщинами преклонного возраста, перенимая у них мимику, походку, жестикуляцию. Кроме страшной старухи Милляр сыграл в сказке еще две роли, но в титрах был указан лишь раз.
В 1941 году на «Союздетфильме» приняли решение снять сказку с патриотическим окрасом «Конец Кащея Бессмертного». В образе Кащея создатели ленты видели исключительно Георгия Францевича, который долго не соглашался на съемки, сомневаясь в своих силах. Однажды на обсуждение эпизодов фильма актер явился с полностью обритой головой и без бровей. Так Милляр всегда делал на съемках, чтобы облегчить работу гримерам. Стало понятно — артист готов сниматься. Премьера сказки с аншлагом состоялась в День Победы.
Впоследствии Георгий Милляр стал самым «сказочным» актером в мире. Он блестяще сыграл множество негативных персонажей, воплощал образы ведьм, оборотней, чудищ и других представителей «сил тьмы». Бабу-ягу артист в общей сложности сыграл около десяти раз, причем образ менялся от одной роли к другой. Он сам придумывал костюмы и любил, чтобы было пострашнее.
Милляр долгие годы сотрудничал с режиссером Александром Роу. В 16 картинах творца он исполнил три десятка ролей. Его ярчайшие образы — Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе» и множество других.
Георгий Милляр работал и с другими режиссерами, у которых ему удалось изобразить не менее ярких персонажей. Запомнилась роль Наимудрейшего в «Волшебной лампе Аладдина», снятой по мотивам арабской сказки из сборника «Тысяча и одна ночь». Еще одного харизматичного мудреца артист воплотил в «Калифе-аисте» Виктора Храмова.
Помимо сказок Георгий Францевич снимался в других картинах. Он участвовал в создании комедии «Кавказская пленница». В ленту, наполненную элементами клоунады и эксцентричными, смелыми шутками Милляр вписался органично, сыграв гостеприимного кавказца, угощающего приезжих вином из рога. Появляясь даже в эпизоде, талантливейший актер умел приковать к себе внимание.
Фильмография Георгия Милляра насчитывает более сотни работ. Последний раз он снялся в фильме «Ка-ка-ду» в 1992 году.
Личная жизнь
О личной жизни Георгия Милляра ходило множество слухов. Поговаривают, что в 30 лет он мог жениться на одной молоденькой актрисе, которая заявила о скором пополнении семейства. На такую новость Георгий Францевич якобы ответил, что не может иметь детей, и отправил женщину к истинному отцу будущего ребенка.
Достоверно известно, что холостяком Милляр прожил до 65 лет. Однажды в одной из комнат квартиры появилась новая жительница по имени Мария Васильевна. С новой знакомой у актера было нечто общее: женщина была также родом из «раскулаченных» — после революции ее родителей арестовали.
К моменту знакомства с Георгием Милляром у Марии Васильевны уже были взрослые дети от первых двух браков. Присмотревшись к соседке, 65-летний актер попросил ее руки. Марии Васильевне на тот момент было 60. Удивленная женщина заявила артисту, что ей не нужны мужчины, на что Георгий Францевич шутливо ответил:
«Я не мужчина. Я Баба-яга».
Свадьбу отпраздновали в первый день съемок очередной сказочной ленты «Варвара-краса, длинная коса». Съемочная группа сделала сюрприз новобрачным, накрыв столы на берегу Москвы-реки.
Жену Георгий Францевич любил и уважал. Взрослые дети Марии Васильевны тоже приняли мужа матери. В семье Милляров всегда были мир и порядок.
Они проживали в той самой коммуналке, некогда принадлежавшей полностью его семье, а позже получили отдельную квартиру. Человеку с такой необычной биографией, как Милляр, трудно было избежать слухов. За спиной сплетничали, что актер вступил в брак с целью скрыть от власти нестандартную ориентацию.
В жизни Георгий Милляр был простым человеком, любил выпить, хотя пьяным его никогда не видели. Дружбу он водил в основном с гримерами, осветителями и костюмерами. Зрители подмечали сходство артиста с французским комиком Луи де Фюнесом.
Несмотря на всенародную любовь и популярность, Милляром не интересовалась советская пресса, а власти особо не жаловали. Звание народного артиста этот бесконечно талантливый и скромный человек получил лишь в 85-летнем возрасте. В последние годы жизни он часто посещал всевозможные детские мероприятия — встречи с детьми в школах, пионерлагерях. Милляр никогда не отказывался от концертов, хотя иногда организаторы могли не выплатить актеру гонорар, лукаво ссылаясь на то, что нет денег.
В преддверии юбилея Георгия Францевича попросили выступить для детей в концертном зале «Россия». Узнав, что в зале будет 850 ребят, артист купил детские альбомы для рисования и от руки нарисовал столько же картинок с Бабой-ягой, летящей в ступе. На каждом рисунке была подпись «С любовью, Г. Ф. Милляр». Как признался актер, он просто хотел «оставить подарочек каждому ребятеночку».
Было неясно, вычеркнули ли Георгия Милляра из списка приглашенных либо концерт не состоялся вовсе, но в назначенный день за ним так никто и не приехал. Нарисованные бабки-ёжки разошлись среди соседей, несколько экземпляров до сих пор хранятся в Музее кино.
Смерть
Скончался Георгий Милляр 4 июня 1993 года, не дожив немного до своего 90-летия. Причиной смерти стали осложнения от пневмонии. Его похоронили на Троекуровском кладбище.
Архив артиста, состоящий из фото, грамот и записей, был разделен женой и приемной дочерью, и часть передана в Музей кино. Среди вещей знаменитости был найден небольшой пожелтевший листок бумаги со стихами, которые он написал незадолго до собственной смерти:
«А, наверное, было бы здорово,
Под финал, под конец пути,
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти».
Фильмография
- 1938 — «По щучьему велению»
- 1939 — «Василиса прекрасная»
- 1944 — «Конец Кощея Бессмертного»
- 1964 — «Морозко»
- 1966 — «Волшебная лампа Аладдина»
- 1968 — «Калиф-аист»
- 1970 — «Шаг с крыши»
- 1992 — «Ка-ка-ду»
Интересные факты
- Помимо Суворова Георгий Францевич мечтал сыграть Вольтера и Юлия Цезаря, но так и не удостоился шанса.
- Сказка «Морозко» буквально была спасена Милляром. Не только потому, что он там играл. В ходе съемок готовый материал хранили в подвале дома, где жили актеры. Однажды здание затопило. Пока создатели добирались к месту трагедии, мысленно попрощавшись с пленкой, артист, у которого в тот день был выходной, вынес ее из пострадавшего подвала в полной сохранности.
- Интересно, что при кастинге на первую в его жизни роль Бабы-яги артист обошел Фаину Раневскую, которая тоже была приглашена на пробы. Сами съемки в «Василисе Прекрасной» были непростыми: скатывание с печки по горячей металлической поверхности из-за множества дублей и жары привело к настоящим нешуточным ожогам.
Георгий Милляр — актер советского и российского театра и кино, гениально исполнивший роль Бабы-Яги в сказке «Морозко«, Чуда-Юда в «Варвара-краса, длинная коса» и Кащея в «Кащей Бессмертный«.
Читайте также:
Баба-Яга – русский супер-герой
Детство и юность Георгия Милляра / Georgy Millyar
Георгий Милляр родился в семье французского инженера Франца де Милье и дочери золотопромышленника Елизаветы Журавлевы. Отец приехал консультировать русских строителей в вопросах мостостроения, познакомился с иркутской девушкой и не устоял. Счастливая семейная жизнь была недолгой — Франц умер, когда сыну было три года. Однако одинокая мать содержала ребенка в достатке, гувернантки обучали маленького Георгия Милляра языкам, музыке и литературе в огромной московской квартире. Тетя Георгия, театральная актриса, водила мальчика на спектакли, которые повлияли на ум ребенка. Георгий Милляр часто выступал перед родственниками на терасе подмосковной дачи, иногда разукрасив себе лицо, но даже образ Мефистофеля, созданный с помощью механического карандаша, заставлял улыбаться родных.
В 1914 году Георгия Милляра отправляют к родственникам в Геленджик, чтобы ребенок находился как можно дальше от предреволюционных волнений. Там мальчик пробыл пять лет, вскоре он узнал о свершившейся революции, которая отняла у семьи квартиру и дачу. Мать подправила фамилию с «де Милье» на «Милляр». В будущем Георгий Милляр никогда не упоминал события детства и не указывал, что свободно владеет немецким и французским.
После окончания геленджикской школы Георгий Милляр работает бутафором в театре. Все роли знал наизусть, поскольку мечтал о сцене. В 1920 году происходит чудо: юношу буквально выпихивают на сцену в роли Золушки, поскольку ведущая актриса неожиданно заболела. Разумеется, Георгий Милляр справился с поставленной задачей и постепенно интегрировался в постановки театра. Но на самом деле, будущий артист мечтал о кинематографе.
В 1924 году Георгий Милляр возвращается в Москву и поступает в Школу юниоров при Московском театре Революции (Театр имени Маяковского). Юноша обескураживает педагогов странной внешностью и проблемной дикцией.
«По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности… «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли…».
Творческий путь Георгия Милляра / Georgy Millyar
В 1927 году Георгий Милляр попал в труппу Московского театра Революции, где проработал до 1938 года и играл характерные роли: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
Первая большая роль Георгия Милляра в кино случилась в киносказке Александра Роу «По Щучьему велению». Эта работа была дебютом не только для исполнителя роли Царя Гороха, но и для самого режиссера. Картина получилась блестящей, уже тогда проявились элементы новаторства Роу: самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука. Все компоненты — от антуража до актерской игры — невероятно понравились детям и взрослым.
После первого успеха режиссеру заказали новую сказку, где была бы активная борьба между злом и добром, так появилась «Василиса Прекрасная». На роль русского богатыря был одобрен Сергей Столяров, а вот найти актрису на роль Бабы-Яги никак не удавалось, даже Фаина Раневская не смогла воплотить задуманное режиссером. Александр Роу пожаловался на такую острую ситуацию Георгию Милляру и услышал такой ответ: «А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина…». Дуэт получился потрясающим: худой Милляр в гриме Бабы-Яги выглядел устрашающе и зловеще, на его фоне Сергей Столяров воплощал образ самого положительного героя планеты.
«Я думаю, он сам придумал эту масочку, которую носил все годы жизни. Все нормальные люди пьют коньяк, а Милляр — одеколон. Это тоже была игра. Он называл себя „Стариком Похабычем“, придумывал всякие фривольные стишки, отпускал дерзкие реплики. А посмотрите внимательнее на его Бабу-ягу — бабуся такие неприличные жесты себе позволяет! При этом он всегда оставался настоящим французом, де Милляром» — считает Юрий Сорокин.
Кинематографически успешный дуэт снялся в сказке «Кащей Бессмертный», которая демонстрировалась 9 мая 1945 года на площади, чтобы всем зрителям хватило мест. Однако Георгий Милляр не сразу согласился на роль Кащея, потому что считал, что не справится с ролью, но после нескольких проб с Роу пришел на репетицию с обритой налысо головой. Образ Кащея тяготел к готическому, крайне мрачному, выразительному, зрители отождествляли киногероя с фашистом, которого побеждает русский простой богатырь, Сергей Столяров.
«Сказка должна отражать философию эпохи, а не гнаться за дешевой злободневностью. Тогда она не устареет»
Александр Роу и Георгий Милляр сотрудничали почти во всех фильмах режиссера, это было проверенный делами и временем творческий союз. Персонажи великого актера зачастую были со стороны «темных сил»: черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». В фильме «Марья-искусница» Георгию Милляру пришлось побриться налысо, а лицо и руки намазали зеленкой, на ноги натягивали смешные зеленые ласты. Работа над образом всегда была тяжелой и кропотливой: изменение внешности, многочасовые репетиции ужимок и интонаций перед зеркалом. Образ Бабы-Яги Георгий Милляр исполнял на экране более десяти раз.
«В «Василисе Прекрасной» моя бабуля — такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка… Не женская эта роль. Вот какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует».
Георгий Милляр сыграл множество эпизодических ролей у других режиссеров: мистер Брауни в сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей», старичок-шахматист из комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев в фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю». Озвучил множество анимационных мультфильмов. Любимая роль Георгия Милляра — палач из фильма «Обыкновенное чудо» — немногословный элегантный господин в черном костюме, котелке и белых перчатках. В руках у него футляр от валторны, а там — топор. Однако великому актеру не удалось реализовать весь свой потенциал, режиссеры видели в нем комедийного персонажа, а Георгию Милляру очень хотелось сыграть Александра Суворова.
«Официальные лица не относились к Милляру серьезно: „Ну кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек“. А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. Дружил не с руководством, а с осветителями, гримерами и костюмерами, никогда не ходил на собрания и терпеть не мог заумных актерских разговоров. Обладал феноменальными знаниями во всех областях, с ним можно было говорить о чем угодно»- комментирует Юрий Сорокин.
Личная жизнь Георгия Милляра / Georgy Millyar
О личной жизни Георгия Милляра существует много легенд, но достоверно известно, что до 65 лет он прожил один. Актер жил с мамой до ее кончины в 1971 году в комнате неприглядной коммуналки. Там он и познакомился с новой соседкой Марией Васильевной. Георгий Милляр приглядывался, наведывался в гости. И сделал ей предложение. Георгию Францевичу тогда было 65 лет, а Марии Васильевне – 60. Женщина этому очень удивилась: «Что вы, Георгий Францевич! Мне не нужны мужчины!» На что Милляр пошутил: «А я и не мужчина. Я Баба-Яга». Так и прожили они вместе до самого конца Георгия Милляра в мире и согласии, в уважении и любви.
«Это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл ее «Манечка» и «лапочка», она ни разу мата от него не слышала, а самым большим ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!» Я никогда не видела Георгия Францевича дома в вытянутых трико, он всегда ходил в рубашке и брюках, а на выступления обязательно надевал «бабочку». Сам стирал свое белье, лет до 87 ходил в магазин. Без грима его никто не узнавал, и, лишь заслышав характерный грассирующий голосок, люди оборачивались, видимо, вспоминая, где же они его раньше слышали. А каким галантным мужчиной он был! Сейчас таких уже не встретишь. Всегда ручку поцелует, вперед пропустит» — поделилась соседка по коммуналке Людмила Зайцева.
До своего 90-летия Георгий Францевич Милляр не дожил пять месяцев. Он умер 4 июня 1993 года. Мария Васильевна пережила его на шесть лет. Похоронен актёр на Троекуровском кладбище столицы (участок № 3).
1965- заслуженный артист РСФСР; 1988 год — народный артист РСФСР.
Фильмография Георгия Милляра / Georgy Millyar
1992 Ка-ка-ду :: адвокат
1992 Детонатор :: чукча Иванов
1991 Пять похищенных монахов :: «Кощей»
1991 Действуй, Маня! :: Иван Акимович
1991 Veniks. Половые щетки :: Ариана
1990 Убийство свидетеля :: цветочник
1988 На помощь, братцы! :: Царь
1986 Полет в страну чудовищ :: Генерал
1985 После дождичка в четверг :: слуга Бабадура
1985 Господин гимназист :: пассажир
1984 Осенний подарок фей :: старый солдат
1983 Комета :: пенсионер
1982 Безумный день инженера Баркасова :: сосед
1981 Шестой :: старик-шахматист
1981 Андрей и злой чародей :: Смог
1980 У матросов нет вопросов :: пассажир в вагоне
1980 История одного подзатыльника (короткометражный) :: фокусник
1980 Если бы я был начальником :: дед Любы
1979 Мой первый друг :: Дик
1978 Осенние колокола :: правитель европейской державы
1976 Развлечение для старичков :: отец Алексея
1976 Пока бьют часы :: Министр Войны
1976 Деревня Утка :: мистер Брауни
1975 Финист — Ясный сокол :: Кастрюк
1972 Золотые рога :: Баба-Яга / дед Маркел
1972 Включите северное сияние :: учитель физики
1971 Достояние республики :: пожилой железнодорожник
1970 Шаг с крыши :: Гы — вождь хапов
1970 Хуторок в степи :: старик
1970 Баллада о Беринге и его друзьях :: шут Балакирев
1969 Выкрутасы
1969 Варвара-краса, длинная коса :: Чудо-Юдо :: главная роль
1968 Улыбнись соседу :: Владимир Захарович
1968 Калиф-Аист :: Селим, мудрец
1967 Огонь, вода и… медные трубы :: Кащей Бессмертный / Баба Яга / глухой пожарный
1967 Дубравка :: Антон Юрьевич, актёр и почтальон
1967 Война и мир :: Морель
1967 Пьер Безухов | фильм 4-й
1966 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика :: гостеприимный хозяин с рогом
1966 Волшебная лампа Аладдина :: Наимудрейший
1966 Весёлые расплюевские дни :: Омега
1964 Обыкновенное чудо :: Палач
1964 Морозко :: Баба-Яга / Дьяк в шайке разбойников
1963 Сорок минут до рассвета :: эпизод
1963 Слепая птица :: Иван Иванович
1963 Королевство кривых зеркал :: Наиглавнейший Церемониймейстер / королевский возчик / вдовствующая королева
1963 Большой фитиль (киноальманах) :: капитан парохода
1962 Деловые люди :: папаша Эбенезер Дорсет
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки :: Черт
1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва :: телеграфист
1959 Марья-искусница :: Квак
1959 Косолапый друг :: зритель в цирке
1959 В нашем городе (короткометражный) :: дворник
1958 Юность наших отцов :: поп
1958 Новые похождения кота в сапогах :: Шут и Ведьма
1957 Поединок :: Клодт
1957 Новый аттракцион :: охотник из шалаша
1957 Его время придет :: эпизод
1956 Человек родился :: сосед Петрова
1956 Драгоценный подарок :: Геннадий Максимович Утятин
1955 Овод :: нищий
1955 Белый пудель :: Иван
1954 Море студеное :: дьячок / скоморох
1953 Налим (короткометражный) :: Ефим
1953 Завтрак у предводителя (фильм-спектакль) :: Карп
1952 Майская ночь, или Утопленница :: писарь
1948 Первоклассница :: почтальон
1944 Кащей Бессмертный :: Кащей Бессмертный и старичок :: главная роль
1942 Швейк готовится к бою :: хозяин пивной «Приют шофёров» и тапёр Дворжак
1942 Принц и нищий :: Йокель
1941 Конек-Горбунок :: Царский спальник Чихирь / Сказитель / Разбойник
1940 Сибиряки :: дед Яков
1939 Василиса Прекрасная :: Баба-яга / старик-отeц / седой гусляр :: главная роль
1938 По щучьему веленью :: царь Горох
1986 Полет в страну чудовищ :: Чих
1983 Мэри Поппинс, до свидания! :: попугай Мистер Томас/ворон
1980 Вечерний лабиринт :: лифтёр
1979 В одно прекрасное детство :: попугай
1978 Новые приключения капитана Врунгеля :: аптечный работник
1978 Беда (анимационный)
1977 Незнайка в Солнечном городе (анимационный)
1975 Мук-скороход (анимационный)
1974-1977 Хождение по мукам
1974 Молодильные яблоки (анимационный)
1972 Фока — на все руки дока (анимационный)
1970, 1971 Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые:: роль Якова Ленца
1970 Сказка сказывается (анимационный) :: Кащей Бессмертный
1968 Случай из следственной практики
1966 Про бегемота, который боялся прививок (анимационный) :: Марабу
1966 Как солдат от войска отстал
1965 Решающий шаг
1963 Дочь солнца (анимационный)
1960 Человечка нарисовал я (анимационный)
1960 Королевские зайцы (анимационный)
1958 Краса ненаглядная (анимационный) :: Кащей Бессмертный
1957 В некотором царстве (анимационный)
1956 Миллион в мешке (анимационный)
1955 Храбрый заяц (анимационный) :: Старый Заяц
1955 Хитрость старого Ашира :: сторож
1954 Царевна-лягушка (анимационный)
1954 «Стрела» улетает в «Сказку» (анимационный) :: Ворон
1953 Лесной концерт (анимационный)
1950 Чудо-мельница (анимационный) :: царь
1949 Весенняя сказка (анимационный)
1948 Сказка о солдате (анимационный) :: нищий
1947 Конек-Горбунок (анимационный) :: царь
1940 Ивась (анимационный) :: генерал