Баба яга в русских народных сказках актер

Настоящая фамилия Георгия Милляра — де Мильё. Его отец — французский инженер-мостостроитель Франц де Мильё — приехал в Россию по приглашению на работу. Он женился на дочери иркутского золотопромышленника, и в 1903 году у них родился сын Георгий. Вскоре отец умер, но мать была состоятельной женщиной и обеспечила сыну благополучное детство. Он воспитывался французскими гувернантками, изучал языки и искусство и почти ни в чём не знал отказа. Ещё до начала Первой мировой войны мать почувствовала нарастающие волнения и увезла сына в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. После революции 1917 года этот дом конфисковали, и семья без денег вернулась в Москву. Тут их ждал ещё один сюрприз — оказалось, что их московскую квартиру превратили в коммуналку и хозяевам выделена одна комната.

www.wikiwand.com

С раннего возраста Георгий посещал лучшие спектакли и концерты — его тетка была актрисой и регулярно брала племянника с собой. Именно в театре он понял своё призвание… В семь лет он сделал себе грим Мефистофеля из «Фауста» и пытался сыграть домашний спектакль — родные смеялись без остановки, чем очень огорчили юного актёра. Но от намеченной цели он не отступил! После школы устроился работать бутафором в геленджикском театре, там же впервые вышел на сцену. Правда, в женском образе — заболела актриса из спектакля «Золушка» и нужна была срочная замена. Незапланированный дебют был удачным, и через несколько лет он был известным в Геленджике актёром.

«Мальчик с окраины», к/с «Союздетфильм», 1947, реж. В. Журавлёв

В Москве он сменил фамилию де Мильё на Милляр, чтобы не афишировать аристократическое происхождение, и поступил в театральную школу при нынешнем театре им. Маяковского. У него была неактёрская внешность и проблемы с дикцией, поэтому преподаватели относились к нему настороженно. На протяжении всего обучения они решали: отчислить ученика или же из него будет толк… пока думали — Милляр окончил школу и вошёл в состав театральной труппы. Он был довольно успешным актёром, который играл пусть небольшие роли, зато в половине репертуара. Критики же отмечали, что актёр с такой живой мимикой был бы более успешен в кино. И были правы!

«Петербургская ночь», Москинокомбинат, 1934, реж. Г. Рошаль, В. Строева

Георгий Милляр и сам хотел играть в кино, но из-за волнения и неуверенности регулярно проваливал пробы. В том числе и у Александра Роу, который не с первого раза, но все-таки взял его в свою сказку «По щучьему велению». Для Роу это была дебютная картина, которая настолько всем понравилась, что режиссёру сразу же поступил заказ на съёмки следующей сказки. Он уже без сомнений пригласил Милляра. В «Василисе Прекрасной» у него было уже три роли — отца, гусляра и Бабы-яги. Баба-яга стала его главной героиней — Милляр играл её в четырёх фильмах, и каждый раз она была неповторима.

«Василиса Прекрасная», к/с «Союздетфильм», 1939, реж. А. Роу

Сам Милляр говорил, что отдать роль Бабы-яги мужчине — было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ, а мужчина в юбке выглядит ещё страшнее. Правда, такие женщины находились, и одной из них была театральная звезда Фаина Раневская, которая тоже хотела роль ведьмы в «Василисе Прекрасной»… Но Милляр её переиграл. Он срисовал образ со случайно встреченной старухи-гречанки с недобрым взглядом, а характер взял у своей склочной соседки по коммунальной квартире. Помимо этого, он долго наблюдал за пожилыми женщинами, перенимая у них пластику и манеру говорить.

Георгий Милляр был эрудированным остроумным человеком, любил застолья и анекдоты. Он составил свой «Алфавит Милляра» — сборник афоризмов, который в советское время многие переписывали от руки, а некоторые фразы позже стали ошибочно приписывать Фаине Раневской. Актёр даже свои мемуары назвал «Я — второй Раневская, или Й — третья буква». Он был душой компании, но при этом личная жизнь актёра не складывалась — он избегал серьёзных отношений с женщинами. Возможно из-за того, что не мог иметь детей, возможно из-за измены жены в мимолётном юношеском браке — он никогда это не обсуждал. Тема семейной жизни была для него закрыта очень надолго, но не навсегда…

www.kino-teatr.ru

В 1944 году Александру Роу поступил заказ на патриотическую сказку «Кащей Бессметрный». Роль сразу предложили Милляру, но он сомневался: «Таланта не хватит!». Но однажды пришёл на обсуждение фильма с обритой головой и без бровей, как он всегда делал перед съёмками. Роу понял, что согласие получено… Актёр недавно перенёс малярию и весил всего 48 килограмм, что усилило зловещий облик Кащея — его боялась даже лошадь, на которой должен был скакать Милляр. Фильм вышел в мае 1945 года, и был встречен с восторгом, а Милляр стал «официальным представителем нечистой силы в кино».

«Кащей Бессмертный», к/с «Союздетфильм», 1944, реж. А. Роу

Роу и Милляр стали лучшими друзьями и творческим тандемом — актёр снимался почти во всех фильмах знаменитого сказочника, причём, играя сразу несколько ролей. Он создал целую галерею волшебных персонажей — Чёрт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-яга в сказках «Морозко» и «Золотые рога», царь Чудо-Юдо в сказке «Варвара-краса, длинная коса», водяной Квак из «Марьи-искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте — Ясном соколе». Ко всем ролям актёр подходил с выдумкой и старался усовершенствовать своих персонажей, изобретал новые костюмы и грим, вносил правки в сценарий, сам выполнял все трюки и делал основную ставку на мимику. Некоторые приёмы он брал из немого кино, которое очень любил и считал выразительнее звукового.

Был за Милляром один частый актёрский грех — любил выпить. При этом был очень дисциплинирован и ни разу не сорвал съёмки. Александр Роу всегда бдил, чтобы Милляру никто не продавал алкоголь и вообще спиртосодержащие жидкости. Однако актёра так любили, что просто не могли отказать… На съёмках фильма «Морозко» Милляр очаровал продавщицу автолавки, и они проворачивали целую операцию. Он уходил с бидоном якобы за молоком, продавщица ставила в бидон бутылку, а молоко заливала сверху. Режиссёр никак не мог понять, прочему Баба-яга так часто была навеселе.

«Морозко», к/с им. М. Горького, 1964, реж. А. Роу

Зрители настолько привыкли к сказочным образам актёра, что в других фильмах его часто не узнавали. Главных ролей у Милляра не было, но в эпизодах снимался очень много. Он сыграл пожилого любителя домино в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», пленного француза Мореля в киноэпопее «Война и мир», папашу Дорсетта из сборника новелл «Деловые люди», постового эцилоппа в знаменитой «Кин-дза-дзе!» и ещё десятки ролей. Сам Милляр говорил: «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую… Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю». Режиссёры не видели в нём героя, но работать с актёром очень любили.

В 85 лет Георгий Милляр получил звание народного артиста РСФСР. Многие коллеги считали, что это должно было случиться гораздо раньше, но мешали аристократическое полуиностранное происхождение и холодное отношение актёра к властям. К моменту получения звания Милляр был уже женатым человеком — в 65 лет он женился на своей соседке. Марье Васильевне было 60, она одна вырастила трёх детей, а на пенсии работала в охране одного из министерств. С Милляром они знали друг друга много лет, но предложение стать его женой Марью Васильевну удивило. Она попыталась отшутиться, мол, ей мужчины не нужны, но Милляр весомо возразил: «Я не мужчина! Я — Баба-яга!». Женщина сдалась, и они прожили вместе до самой смерти актёра.

www.newseum.ru

Биография

Георгий Милляр — известнейший актер театра и кино, без персонажей которого ни один советский ребенок не представлял своего детства. Смелый и увлекательный жанр буффонады и гротеска направил артиста по пути сказок и комедий. Превосходный и любимый публикой в своих ролях, он иногда мечтал об образах драматических героев, но никогда не жалел, что его карьера сложилась так, как ему было уготовано.

Детство и юность

Георгий Францевич Милляр родился в начале прошлого века, 7 ноября 1903 года, в Москве. Его отец Франц де Милье был инженером, прибывшим из Франции в Россию для того, чтобы консультировать русских рабочих в области мостостроения. Здесь Франц де Милье познакомился с дочерью иркутского золотопромышленника Елизаветой Журавлевой, которой сделал предложение.

Семья была довольно обеспеченной, и родившийся Георгий ни в чем не испытывал нужды. К сожалению, счастье молодоженов было недолгим — в 1906 году отец Георгия умер. После кончины мужа Елизавета с сыном продолжала жить в достатке. У них была роскошная квартира в Москве и две дачи — в Подмосковье и Геленджике. Для обучения ребенка языкам, музыке, литературе были наняты гувернантки.

В то время тетя Георгия была известной театральной актрисой, благодаря которой мальчик в раннем возрасте познакомился с театром. Любовь к искусству будущему актеру прививали с детства — он имел возможность услышать выступления Федора Шаляпина, Антонины Неждановой, Леонида Собинова. Неудивительно, что Георгий и сам пытался примерить на себя роль лицедея, устраивая для родных домашние представления.

В 1914 году беззаботное детство кончилось вместе с началом нового периода для страны. Предреволюционные волнения заставили мать увезти сына из неспокойной Москвы в Геленджик, где проживал его дед. После прихода к власти большевиков семья осталась без средств к существованию — революционеры отняли у них и квартиру в Москве, и подмосковную дачу.

Елизавете с сыном теперь была положена лишь одна комната в коммуналке, в которую превратилась их огромная столичная квартира. В этот же период семейную фамилию предусмотрительно подправили с де Милье на Милляр. В дальнейшем Георгий Францевич старался не упоминать о своем происхождении и даже в анкетах не сообщал о своем превосходном владении немецким и французским языками.

Окончив школу в Геленджике, Георгий Милляр устроился в местный театр простым бутафором. Юноша исполнял все свои обязанности на совесть, но его не покидала мечта стать настоящим артистом. Звездный час Милляра настал, когда в 1920 году исполнительница роли Золушки не смогла прибыть на спектакль из-за болезни. Ее-то и заменил старательный бутафор, причем получилось это у него великолепно.

В 1924 году поднаторевший артист-самоучка перебрался в Москву, где поступил в нынешний Театр имени Владимира Маяковского, который на тот момент назывался Школой юниоров при Московском театре Революции. В 1927 году Георгия Францевича, окончившего учебу, приняли в труппу Московского театра Революции. В этом коллективе он проработал вплоть до 1938 года.

Театральная карьера Милляра складывалась наилучшим образом, но в 1941 году он покинул труппу — актер решил попробовать себя в кинематографе.

Фильмы

В молодости работа Георгия Милляра в кино основывалась на небольших эпизодах. Первую крупную роль актер получил в фильме-сказке Александра Роу «По щучьему велению» (1938). Он сыграл царя Гороха. Эта лента стала дебютной и для Роу, но говорящая щука, самоходная печь, ходящие задом наперед гуси настолько понравились зрителям, что режиссеру моментально поступил заказ на новую сказку.

Георгий Милляр в молодости

Георгий Милляр в молодости / «ВКонтакте»

Следующей была снята картина «Василиса Прекрасная», где Георгий Милляр великолепно воплотил образ Бабы-яги. Отдать женскую роль мужчине было самым верным решением, ведь, как говорил артист, ни одна женщина не позволила бы показать себя такой страшной на экране. Над образом Бабы-яги Милляр работал самостоятельно: он наблюдал за женщинами преклонного возраста, перенимая у них мимику, походку, жестикуляцию. Кроме страшной старухи Милляр сыграл в сказке еще две роли, но в титрах был указан лишь раз.

В 1941 году на «Союздетфильме» приняли решение снять сказку с патриотическим окрасом «Конец Кащея Бессмертного». В образе Кащея создатели ленты видели исключительно Георгия Францевича, который долго не соглашался на съемки, сомневаясь в своих силах. Однажды на обсуждение эпизодов фильма актер явился с полностью обритой головой и без бровей. Так Милляр всегда делал на съемках, чтобы облегчить работу гримерам. Стало понятно — артист готов сниматься. Премьера сказки с аншлагом состоялась в День Победы.

Впоследствии Георгий Милляр стал самым «сказочным» актером в мире. Он блестяще сыграл множество негативных персонажей, воплощал образы ведьм, оборотней, чудищ и других представителей «сил тьмы». Бабу-ягу артист в общей сложности сыграл около десяти раз, причем образ менялся от одной роли к другой. Он сам придумывал костюмы и любил, чтобы было пострашнее.

Милляр долгие годы сотрудничал с режиссером Александром Роу. В 16 картинах творца он исполнил три десятка ролей. Его ярчайшие образы — Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе» и множество других.

Георгий Милляр и Александр Роу

Георгий Милляр и Александр Роу / «ВКонтакте»

Георгий Милляр работал и с другими режиссерами, у которых ему удалось изобразить не менее ярких персонажей. Запомнилась роль Наимудрейшего в «Волшебной лампе Аладдина», снятой по мотивам арабской сказки из сборника «Тысяча и одна ночь». Еще одного харизматичного мудреца артист воплотил в «Калифе-аисте» Виктора Храмова.

Помимо сказок Георгий Францевич снимался в других картинах. Он участвовал в создании комедии «Кавказская пленница». В ленту, наполненную элементами клоунады и эксцентричными, смелыми шутками Милляр вписался органично, сыграв гостеприимного кавказца, угощающего приезжих вином из рога. Появляясь даже в эпизоде, талантливейший актер умел приковать к себе внимание.

Фильмография Георгия Милляра насчитывает более сотни работ. Последний раз он снялся в фильме «Ка-ка-ду» в 1992 году.

Личная жизнь

О личной жизни Георгия Милляра ходило множество слухов. Поговаривают, что в 30 лет он мог жениться на одной молоденькой актрисе, которая заявила о скором пополнении семейства. На такую новость Георгий Францевич якобы ответил, что не может иметь детей, и отправил женщину к истинному отцу будущего ребенка.

Достоверно известно, что холостяком Милляр прожил до 65 лет. Однажды в одной из комнат квартиры появилась новая жительница по имени Мария Васильевна. С новой знакомой у актера было нечто общее: женщина была также родом из «раскулаченных» — после революции ее родителей арестовали.

К моменту знакомства с Георгием Милляром у Марии Васильевны уже были взрослые дети от первых двух браков. Присмотревшись к соседке, 65-летний актер попросил ее руки. Марии Васильевне на тот момент было 60. Удивленная женщина заявила артисту, что ей не нужны мужчины, на что Георгий Францевич шутливо ответил:

«Я не мужчина. Я Баба-яга».

Свадьбу отпраздновали в первый день съемок очередной сказочной ленты «Варвара-краса, длинная коса». Съемочная группа сделала сюрприз новобрачным, накрыв столы на берегу Москвы-реки.

Георгий Милляр с женой

Георгий Милляр с женой / «ВКонтакте»

Жену Георгий Францевич любил и уважал. Взрослые дети Марии Васильевны тоже приняли мужа матери. В семье Милляров всегда были мир и порядок.

Они проживали в той самой коммуналке, некогда принадлежавшей полностью его семье, а позже получили отдельную квартиру. Человеку с такой необычной биографией, как Милляр, трудно было избежать слухов. За спиной сплетничали, что актер вступил в брак с целью скрыть от власти нестандартную ориентацию.

В жизни Георгий Милляр был простым человеком, любил выпить, хотя пьяным его никогда не видели. Дружбу он водил в основном с гримерами, осветителями и костюмерами. Зрители подмечали сходство артиста с французским комиком Луи де Фюнесом.

Несмотря на всенародную любовь и популярность, Милляром не интересовалась советская пресса, а власти особо не жаловали. Звание народного артиста этот бесконечно талантливый и скромный человек получил лишь в 85-летнем возрасте. В последние годы жизни он часто посещал всевозможные детские мероприятия — встречи с детьми в школах, пионерлагерях. Милляр никогда не отказывался от концертов, хотя иногда организаторы могли не выплатить актеру гонорар, лукаво ссылаясь на то, что нет денег.

Георгий Милляр и Луи де Фюнес похожи

Георгий Милляр и Луи де Фюнес похожи / «ВКонтакте», «ВКонтакте»

В преддверии юбилея Георгия Францевича попросили выступить для детей в концертном зале «Россия». Узнав, что в зале будет 850 ребят, артист купил детские альбомы для рисования и от руки нарисовал столько же картинок с Бабой-ягой, летящей в ступе. На каждом рисунке была подпись «С любовью, Г. Ф. Милляр». Как признался актер, он просто хотел «оставить подарочек каждому ребятеночку».

Было неясно, вычеркнули ли Георгия Милляра из списка приглашенных либо концерт не состоялся вовсе, но в назначенный день за ним так никто и не приехал. Нарисованные бабки-ёжки разошлись среди соседей, несколько экземпляров до сих пор хранятся в Музее кино.

Смерть

Скончался Георгий Милляр 4 июня 1993 года, не дожив немного до своего 90-летия. Причиной смерти стали осложнения от пневмонии. Его похоронили на Троекуровском кладбище.

Архив артиста, состоящий из фото, грамот и записей, был разделен женой и приемной дочерью, и часть передана в Музей кино. Среди вещей знаменитости был найден небольшой пожелтевший листок бумаги со стихами, которые он написал незадолго до собственной смерти:

«А, наверное, было бы здорово,

Под финал, под конец пути,

Напоследок сыграть Суворова

И тогда уж спокойно уйти».

Фильмография

  • 1938 — «По щучьему велению»
  • 1939 — «Василиса прекрасная»
  • 1944 — «Конец Кощея Бессмертного»
  • 1964 — «Морозко»
  • 1966 — «Волшебная лампа Аладдина»
  • 1968 — «Калиф-аист»
  • 1970 — «Шаг с крыши»
  • 1992 — «Ка-ка-ду»

Интересные факты

  1. Помимо Суворова Георгий Францевич мечтал сыграть Вольтера и Юлия Цезаря, но так и не удостоился шанса.
  2. Сказка «Морозко» буквально была спасена Милляром. Не только потому, что он там играл. В ходе съемок готовый материал хранили в подвале дома, где жили актеры. Однажды здание затопило. Пока создатели добирались к месту трагедии, мысленно попрощавшись с пленкой, артист, у которого в тот день был выходной, вынес ее из пострадавшего подвала в полной сохранности.
  3. Интересно, что при кастинге на первую в его жизни роль Бабы-яги артист обошел Фаину Раневскую, которая тоже была приглашена на пробы. Сами съемки в «Василисе Прекрасной» были непростыми: скатывание с печки по горячей металлической поверхности из-за множества дублей и жары привело к настоящим нешуточным ожогам.
  • 71 фильм
  • Биография

Биография

Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье дочери иркутского золотопромышленника и французского мостостроителя. Его отец рано умер, через три года после рождения Георгия. Вскоре его матери пришлось переехать вместе с сыном в Геленджик. Переезд не был связан с материальными трудностями, но вызван предреволюционными настроениями: шел 1914 год. Как оказалось, опасения не были напрасными — с приходом революции в 1917 году семья лишилась большей части имущества. Тогда же, по осторожному плану родственников, видоизменилась и фамилия Георгия: вместо де Милье он стал Милляром.

Тетя Георгия Милляра играла в театре, во многом предопределив ранний интерес мальчика к актерской игре. Получив неплохое воспитание и образование, Георгий владел двумя иностранными языками, был подкован в литературе и музыке. Первыми «ролями» Милляра стали роли в домашних спектаклях перед родными, которые не могли не умиляться игре юного актера.

В дальнейшем любовь к театру выразилась в выборе занятия: после окончания школы Георгий Милляр устроился работать в геленджикский театр. Несмотря на скромную участь бутафора, Георгий жадно наблюдал за происходящим в театре творческим процессом и мысленно примерял на себя роли. Мысль материализовалась: в 1920 году из-за болезни актрисы спектакль «Золушка» остался без исполнительницы главной роли, и Георгий Милляр с блеском использовал этот шанс, дебютировав на театральной сцене… в женской роли.

В 1924 году с возвращением в Москву молодого актера зачислили в Школу юниоров при Московском театре Революции. А затем, после окончания обучения в 1927 году, он стал участником труппы этого театра. Через 10 с небольшим лет, воплотив на сцене множество персонажей, фактурный театральный актер Георгий Милляр принял решение попробовать свои силы в кино и оставил труппу. Начиная с второстепенных киноролей, Милляр неожиданно познакомился с постановщиком сказок Александром Роу. Работа над сказочной кинолентой «По щучьему велению» дала начало их крепкой творческой дружбе.

В следующем же фильме Роу «Василиса Прекрасная» Георгий Милляр, неожиданно для режиссера, предложил свою кандидатуру на женскую роль — Бабы-Яги. Вспомнив свою работу в театре, Милляр самостоятельно создал зловещий образ персонажа, в том числе костюм и грим. Удивление сменилось внезапным успехом — эта роль Георгия Милляра вошла в историю кино.

Не менее запоминающимся для зрителей всех возрастов стало и его исполнение роли Кащея Бессмертного в одноименной ленте Роу. Затем последовали роли Черта в экранизации Гоголя, Бабы-Яги в «Морозко», работа в «Королевстве кривых зеркал» и другие, закрепившие за актером статус мастера сказочных перевоплощений.

Вместе с тем Георгий Милляр работал не только над сказками, его появление в «Кавказской пленнице» или «Обыкновенном чуде» не оставалось незамеченным. Но все же образ Милляра, а также его голос связаны для нас с любимыми персонажами детства.

Актер умер 4 июня 1993 года в возрасте 89 лет. Георгий Милляр навсегда останется в нашей памяти как талантливый и выдающийся артист.

Георгий Милляр. Великий мастер сатиры и гротеска

Автор:

25 декабря 2022 22:03

Пока не изжит порок, нужна сказка, в которой присутствует сатирическое начало. Сатира выжигает порок, юмор выметает его прочь. Что осмеяно, то не может быть опасным. Если у сказки отнять смех, то она сразу же оторвётся от своих народных корней.
Георгий Милляр.
Интересного просмотра!

1.

Георгий Милляр. Великий мастер сатиры и гротеска

Георгий Милляр родился в семье Франца де Милье, французского инженера-мостостроителя, приехавшего в Россию на работу, и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой. Детство мальчика проходило, без преувеличения, в роскоши. Но отец умер рано, когда сыну не исполнилось и трех лет.

Сатира охотнее всего облачается в эксцентрическую форму. В двадцатые годы Милляр учился актёрскому мастерству, состоя в труппе театра Революции, где молодой ещё Сергей Мартинсон преподавал тогда танец и пантомиму.
Он обратил внимание на талантливого «юниора» и помог молодому Милляру утвердить себя в эксцентрическом амплуа.

2.

Георгий Милляр. Великий мастер сатиры и гротеска

Гротеск, эксцентрика требуют особого, самоотверженного таланта. В записной книжке Милляра есть такой афоризм:

«Эксцентрика – это мужественное искусство смеяться над самим собой»

Сатира питает искусство актёра. Сатирический персонаж, воплощённый Милляром на экране, запоминается благодаря точной обрисовке характера, разоблачительной силе актёрской игры.

Сказка для Милляра – прежде всего. Любимый кинорежиссёр артиста Милляра – Александр Роу. Любимый актёр режиссёра Роу – Георгий Милляр. Пятнадцать фильмов снял Роу с участием Милляра, причём в некоторых картинах актёр исполняет две-три роли.

3.

Георгий Милляр. Великий мастер сатиры и гротеска

Самый первый фильм-сказка Роу с Милляром был сделан ещё «при царе Горохе» — в 1938 году. Назывался он «По щучьему веленью». Милляр играл в нём «маленького да плюгавенького» царя Гороха.

4.

Георгий Милляр. Великий мастер сатиры и гротеска

В военные годы на экраны страны был выпущен фильм «Кащей Бессмертный», созданный по мотивам народных сказок и былин. Главную роль в этой сказке играл Милляр. Отвратителен внешний облик Кащея, «монументального негодяя». Нетрудно было узнать в этом персонаже этакого кровавого «рыцаря» средневековья, прапрапрадеда обыкновенного фашиста.

Образ Кащея сатирически символизировал холодную злобу на мир, человеконенавистничество, стремление к мировому господству. Фильм вышел к моменту развёрнутого наступления советских войск и имел огромный успех в действующей армии.

5.

Георгий Милляр. Великий мастер сатиры и гротеска

В кинокартине «Василиса Прекрасная» актёр впервые сыграл Бабу-Ягу. Последняя его Яга сыграна через 33 года в картине «Золотые рога» Бабу-Ягу из фильма «Морозко» сам Милляр считал самой выстраданной ролью.

— Некоторые критики писали, — говорил актёр, — будто я «осовременил» Бабу-Ягу. Но это не так, — я её обобщил. «Бабы-Яги» существуют, к сожалению, в реальной жизни, и когда они узнают себя в этом образе, то искренне огорчаются.

6.

Георгий Милляр. Великий мастер сатиры и гротеска

Мастер гротеска и эксцентрики, Милляр нередко играл и женские роли. Кроме Бабы-Яги, исполнение которой актёром стало своеобразным эталоном, зритель помнит его роли в фильмах «Новые приключения Кота в сапогах» (Колдунья), «Хрустальный башмачок» (Старуха), «Королевство кривых зеркал» (Вдовствующая королева).

Милляр в шутку говорил, что женские роли, главным образом Бабу-Ягу, он играл совсем не потому, что не находилось актрис на это амплуа, а потому что мужчина в юбке выглядит гораздо страшнее. И потом не всякая актриса способна выдержать физические нагрузки, выпадающие на долю этих злых персонажей на съёмках.

7.

Георгий Милляр. Великий мастер сатиры и гротеска

…Долгий и интересный путь прошёл актёр. Вспоминая давние годы, он рассказывал:

— Начинал я бутафором в Геленджике. Шестнадцати лет дебютировал на сцене местного театра: выступал с пантомимой, сам сочинял либретто, сам и исполнял. С тех пор нередко берусь за перо.

Перо часто появлялось в его руках, когда артист знакомился с новым предложенным ему сценарием.

Он правил текст порученной ему роли применительно к собственной творческой индивидуальности, шлифуя каждую реплику, оттачивая каждое слово. Нелёгок был этот процесс, зато образ на экране становился предельно выразительным.

8.

Георгий Милляр. Великий мастер сатиры и гротеска

Милляр — автор известной в среде кинематографистов (и не только их) «азбуки афоризмов». Вот один из них:

«Многообразие жанров – это ларчик, который открывается просто, если не перепутать ключи»

Правда сам Георгий Францевич никогда этих волшебных «ключей» не путал. Милляр не только снимался в фильмах, он принимал участие в дублировании советских и зарубежных кинокартин и озвучил много мультперсонажей.

9.

Георгий Милляр. Великий мастер сатиры и гротеска

Подлинный художник, он не ведал покоя. Он говорил, что его лучшая роль ещё не сыграна, и что многие замыслы ожидают воплощения. Потому, может быть, и родился немного грустный, но в то же время удивительно меткий афоризм Георгия Милляра:

«Актёр – это кладбище не игранных образов»

Вот таким был владелец волшебных ключей – Георгий Францевич Милляр. Киноактёр по профессии, сказочник по призванию, сатирик по убеждению.

Источник:

Ссылки по теме:

Georgy Millyar in the 1920s

Georgy Frantsevich Millyar, sometimes spelled Milliar (Russian: Георгий Францевич Милляр; 7 November 1903 in Moscow – 4 June 1993 in Moscow), was a Soviet and Russian actor, best known for playing evil spirits in Soviet fairy tale films, including the witch Baba Yaga in films such as Vasilisa the Beautiful, Jack Frost, Fire, Water, and Brass Pipes and The Golden Horns.[1]

Georgy Millyar was born into a wealthy family of Franz de Milieu, a French bridge builder working in Russia, and Elizaveta Zhuravlyova, a daughter of an Irkutsk goldminer. Millyar’s father died when he was almost three. Before the outbreak of World War I, he and his widowed mother had moved from Moscow to Gelendzhik. After the October Revolution, Millyar’s family was left without relatives and means of living, their apartment in Moscow and a house in Gelendzhik were soon nationalized by the Bolsheviks. Millyar’s mother was prudent enough to remove the «de» particle from her and her son’s last name to conceal their French origin and then change it to Millyar. Even though Georgy Millyar was able to speak fluent French and German, he never mentioned this fact in any official documents.[2]

After the October Revolution, Georgy Millyar worked as a props man at a Gelendzhik theater. He always dreamed of becoming a professional actor and memorized all the roles played at his theater. In 1920, Millyar made his first incidental appearance on stage when one of the actors fell suddenly ill. His debut was a success, and from then on he was asked to substitute on a regular basis. In 1924, Georgy Millyar, already a well-known provincial actor, entered an Acting School for Juniors at Moscow Theater of the Revolution (today’s Mayakovsky Theater).[2] Subsequently, he played different roles in numerous stage plays.[1]

Prominent Soviet film director Aleksandr Rou played an important part in Georgy Millyar’s acting career. He invited Millyar to star in a film adaptation of a Russian fairy tale, Wish upon a Pike (1938). From that moment on, their cinematographic partnership and friendship lasted for over 30 years. Millyar acted in all Rou’s films. Among his roles are Kashei the Deathless, Baba-Yaga, king Goroh, king Chudo-Yudo, a demon etc. Throughout his career, Georgy Millyar played thirty major roles, took part in the dubbing of seventy movies, and voiced over a hundred cartoons.[3] He died in 1993, 2 years after the Dissolution of the Soviet Union.

Selected filmography[edit]

Year English Title Original Title Role
1933 Marionettes Марионетки bold official (uncredited)
1938 Wish upon a Pike По щучьему веленью Tsar Gorokh
1939 Vasilisa the Beautiful Василиса Прекрасная Baba Yaga; father; gusli musician
1940 Siberians Сибиряки Grandfather Jakov
1940 Salavat Yulayev Салават Юлаев mine manager
1941 The Humpbacked Horse Конёк-Горбунок Chikhir; gusli musician; robber
1943 We from the Urals Мы с Урала grandfather Tomakurov
1944 Kashchey the Immortal Кащей Бессмертный Kashchey; tiny magician
1947 The Humpbacked Horse (animation) Конёк-Горбунок Tsar (voice)
1950 Brave People Смелые люди German soldier with harmonica (uncredited)
1952 May Nights Майская ночь, или Утопленница scribe
1954 The Frog Princess (animation) Царевна-Лягушка Baba Yaga (voice)
1955 The White Poodle Белый пудель Ivan the servant
The Gadfly Овод beggar
The Enchanted Boy (animation) Заколдованный мальчик goose (voice)
1958 Sampo Сампо sorcerer
Beloved Beauty (animation) Краса ненаглядная Kashchey (voice)
New Adventures of Puss in Boots Новые похождения Кота в сапогах court jester; witch
1959 The Magic Weaver Марья-искусница Croak
Fate of a Man Судьба человека drunken German soldier (uncredited)
1960 It Was I Who Drew the Little Man (animation) Человечка нарисовал я Gerasim the painter; beggar (voices)
1961 The Night Before Christmas Вечера на хуторе близ Диканьки devil; gossip girl
Dog Barbos and Unusual Cross Пёс Барбос и необычный кросс fish inspector
1962 Strictly Business Деловые люди Ebenezer Dorset (uncredited)
1963 Kingdom of Crooked Mirrors Королевство кривых зеркал The Grandest Master of Ceremonies; widow queen; carter
1964 Jack Frost Морозко Baba Yaga; robber
An Ordinary Miracle Обыкновенное чудо executioner
1966 Kidnapping, Caucasian Style Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика domino player
Aladdin’s Magic Lamp Волшебная лампа Аладдина the wisest advisor
1967 War and Peace Война и мир Morel the captive French soldier
Fire, Water, and Brass Pipes Огонь, вода и… медные трубы Kashchey; Baba Yaga; fireman
1969 Barbara the Fair with the Silken Hair Варвара-краса, длинная коса Chudo-Yudo
Caliph Stork Калиф-аист Selim
1971 Property of the Republic Достояние республики old railroad worker
Goya or the Hard Way to Enlightenment Гойя, или Тяжкий путь познания messenger (uncredited)
1972 The Golden Horns Золотые рога Baba Yaga; grandpa Markel
1975 Finist, the brave Falcon Финист — Ясный сокол Kastryuk
1981 The Sixth Шестой old chess player
1983 Crazy Day of Engineer Barkasov Безумный день инженера Баркасова neighbor
Mary Poppins, Goodbye Мэри Поппинс, до свидания raven; parrot Sir Tomas (voices)
1985 After the Rain, on Thursday После дождичка в четверг Babadur’s vizier
1991 Act, Manya! Действуй, Маня! Ivan Akimovich

References[edit]

  1. ^ a b 45 (1722)
  2. ^ a b Аргументы и факты. Суперзвёзды
  3. ^ Оллэ. К гастролям Московского Театра Революции // Бурят-Монгольская правда. Верхнеудинск. № 168 (1138) за 28 июля 1927 года. — С. 4.

External links[edit]

  • Georgy Millyar at IMDb
  • Georgy Millyar at Find a Grave Edit this at Wikidata
  • Georgy Millyar[permanent dead link]

Georgy Millyar in the 1920s

Georgy Frantsevich Millyar, sometimes spelled Milliar (Russian: Георгий Францевич Милляр; 7 November 1903 in Moscow – 4 June 1993 in Moscow), was a Soviet and Russian actor, best known for playing evil spirits in Soviet fairy tale films, including the witch Baba Yaga in films such as Vasilisa the Beautiful, Jack Frost, Fire, Water, and Brass Pipes and The Golden Horns.[1]

Georgy Millyar was born into a wealthy family of Franz de Milieu, a French bridge builder working in Russia, and Elizaveta Zhuravlyova, a daughter of an Irkutsk goldminer. Millyar’s father died when he was almost three. Before the outbreak of World War I, he and his widowed mother had moved from Moscow to Gelendzhik. After the October Revolution, Millyar’s family was left without relatives and means of living, their apartment in Moscow and a house in Gelendzhik were soon nationalized by the Bolsheviks. Millyar’s mother was prudent enough to remove the «de» particle from her and her son’s last name to conceal their French origin and then change it to Millyar. Even though Georgy Millyar was able to speak fluent French and German, he never mentioned this fact in any official documents.[2]

After the October Revolution, Georgy Millyar worked as a props man at a Gelendzhik theater. He always dreamed of becoming a professional actor and memorized all the roles played at his theater. In 1920, Millyar made his first incidental appearance on stage when one of the actors fell suddenly ill. His debut was a success, and from then on he was asked to substitute on a regular basis. In 1924, Georgy Millyar, already a well-known provincial actor, entered an Acting School for Juniors at Moscow Theater of the Revolution (today’s Mayakovsky Theater).[2] Subsequently, he played different roles in numerous stage plays.[1]

Prominent Soviet film director Aleksandr Rou played an important part in Georgy Millyar’s acting career. He invited Millyar to star in a film adaptation of a Russian fairy tale, Wish upon a Pike (1938). From that moment on, their cinematographic partnership and friendship lasted for over 30 years. Millyar acted in all Rou’s films. Among his roles are Kashei the Deathless, Baba-Yaga, king Goroh, king Chudo-Yudo, a demon etc. Throughout his career, Georgy Millyar played thirty major roles, took part in the dubbing of seventy movies, and voiced over a hundred cartoons.[3] He died in 1993, 2 years after the Dissolution of the Soviet Union.

Selected filmography[edit]

Year English Title Original Title Role
1933 Marionettes Марионетки bold official (uncredited)
1938 Wish upon a Pike По щучьему веленью Tsar Gorokh
1939 Vasilisa the Beautiful Василиса Прекрасная Baba Yaga; father; gusli musician
1940 Siberians Сибиряки Grandfather Jakov
1940 Salavat Yulayev Салават Юлаев mine manager
1941 The Humpbacked Horse Конёк-Горбунок Chikhir; gusli musician; robber
1943 We from the Urals Мы с Урала grandfather Tomakurov
1944 Kashchey the Immortal Кащей Бессмертный Kashchey; tiny magician
1947 The Humpbacked Horse (animation) Конёк-Горбунок Tsar (voice)
1950 Brave People Смелые люди German soldier with harmonica (uncredited)
1952 May Nights Майская ночь, или Утопленница scribe
1954 The Frog Princess (animation) Царевна-Лягушка Baba Yaga (voice)
1955 The White Poodle Белый пудель Ivan the servant
The Gadfly Овод beggar
The Enchanted Boy (animation) Заколдованный мальчик goose (voice)
1958 Sampo Сампо sorcerer
Beloved Beauty (animation) Краса ненаглядная Kashchey (voice)
New Adventures of Puss in Boots Новые похождения Кота в сапогах court jester; witch
1959 The Magic Weaver Марья-искусница Croak
Fate of a Man Судьба человека drunken German soldier (uncredited)
1960 It Was I Who Drew the Little Man (animation) Человечка нарисовал я Gerasim the painter; beggar (voices)
1961 The Night Before Christmas Вечера на хуторе близ Диканьки devil; gossip girl
Dog Barbos and Unusual Cross Пёс Барбос и необычный кросс fish inspector
1962 Strictly Business Деловые люди Ebenezer Dorset (uncredited)
1963 Kingdom of Crooked Mirrors Королевство кривых зеркал The Grandest Master of Ceremonies; widow queen; carter
1964 Jack Frost Морозко Baba Yaga; robber
An Ordinary Miracle Обыкновенное чудо executioner
1966 Kidnapping, Caucasian Style Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика domino player
Aladdin’s Magic Lamp Волшебная лампа Аладдина the wisest advisor
1967 War and Peace Война и мир Morel the captive French soldier
Fire, Water, and Brass Pipes Огонь, вода и… медные трубы Kashchey; Baba Yaga; fireman
1969 Barbara the Fair with the Silken Hair Варвара-краса, длинная коса Chudo-Yudo
Caliph Stork Калиф-аист Selim
1971 Property of the Republic Достояние республики old railroad worker
Goya or the Hard Way to Enlightenment Гойя, или Тяжкий путь познания messenger (uncredited)
1972 The Golden Horns Золотые рога Baba Yaga; grandpa Markel
1975 Finist, the brave Falcon Финист — Ясный сокол Kastryuk
1981 The Sixth Шестой old chess player
1983 Crazy Day of Engineer Barkasov Безумный день инженера Баркасова neighbor
Mary Poppins, Goodbye Мэри Поппинс, до свидания raven; parrot Sir Tomas (voices)
1985 After the Rain, on Thursday После дождичка в четверг Babadur’s vizier
1991 Act, Manya! Действуй, Маня! Ivan Akimovich

References[edit]

  1. ^ a b 45 (1722)
  2. ^ a b Аргументы и факты. Суперзвёзды
  3. ^ Оллэ. К гастролям Московского Театра Революции // Бурят-Монгольская правда. Верхнеудинск. № 168 (1138) за 28 июля 1927 года. — С. 4.

External links[edit]

  • Georgy Millyar at IMDb
  • Georgy Millyar at Find a Grave Edit this at Wikidata
  • Georgy Millyar[permanent dead link]

  • Баба яга в зарубежных сказках
  • Баба яга в гостях у сказки
  • Баба света рассказ на дзен
  • Баба света деревенская ведьма рассказ
  • Баба нюра рассказ на дзен