Баба яга в сказках роу

С легкой руки великолепного Георгия Милляра в нашей стране для актера считается очень почетным нарядиться в живописные лохмотья и, приделав «нос крючком», перевоплотиться в очень странный образ. Баба-Яга становилась пробой актерского мастерства для многих артистов. Каждый пытается создать свой характер для этого персонажа – от откровенно страшных до милых и даже кокетливых.

Георгий Милляр, сказки Александра Роу

Георгий Францевич создал целую галерею сказочных образов – от страшного Кащея до смешного Квака, однако именно Баба-Яга стала его «визитной карточкой». Всего актер перевоплощался в этот образ четыре раза: в фильмах «Василиса прекрасная» (1939), «Морозко» (1964), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967) и «Золотые рога» (1972). В первый раз эта женская роль досталась ему с боем – ведь сыграть страшную старуху хотели многие актрисы, даже Фаина Раневская пробовалась на роль. Однако Милляр уговорил Роу взять именно его, приведя очень убедительный довод: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я всё стерплю» — сказал актер, и стал самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Георгий Милляр: заслуженная Баба Яга и одинокий джентльмен советского кино

Работая над образом, актер изучал движения старых людей, как художник, искал для себя модели: «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-яга?… А ещё обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у неё был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить» — так родился персонаж, от вида которого дети, попавшие случайно на съемки, разбегались с криками. Правда, уже следующая старуха у Милляра получилась гораздо более милой.

Кадр из к/ф «Морозко»

Кадр из к/ф «Морозко»

Вера Алтайская, «Огонь, вода и… медные трубы», 1967 г.

Кадр из к/ф «Огонь, вода и… медные трубы»

Кадр из к/ф «Огонь, вода и… медные трубы»

Эта прекрасная актриса тоже нашла свое призвание в детских сказках, причем играла она не принцесс, а злых ведьм, мачеху и тому подобных персонажей. Говорили, что и характер у Веры Алтайской был походящий – взрывной и острый, из-за чего другие режиссеры не любили с ней работать, а вот Александр Роу нашел в ней изюминку и смог приспособиться к темпераменту. Роль Бабы-Яги–невесты стала, наверное, самой необычной по сюжетной задумке. При этом Бабу-Ягу-тёщу и Кащея-жениха играл все тот же Георгий Милляр, так что в этой сказке мы можем видеть уникальное трио, созданное двумя самыми волшебно-злодейскими актерами советского кино.

Валентина Кособуцкая, «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975 г.

Кадр из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

Кадр из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

Эта смелая «старушка» из музыкальной сказки не только наряжалась к празднику, но еще пела и плясала, поэтому образ, созданный Валентиной Кособуцкой, получился очень творческим и по-своему очаровательным. Кстати, кроме Бабы-Яги эта актриса запомнилась зрителям в роли Беатриче в «Труффальдино из Бергамо» — вот такие разные воплощения на экране! Валентина действительно очень хорошо пела — в студенческие годы ей даже предлагали выбрать карьеру опереточной певицы. Она осталась драматической актрисой, но многогранность таланта ей в жизни очень пригодилась. Модная Баба-Яга, похожая на эстрадную звезду, покорила зрителей в 1975 году.

Мария Барабанова, «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» 1977 г.

Кадр из к/ф «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

Кадр из к/ф «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

У Марии Барабановой Баба-Яга впервые получилась не злобной, а пухленькой, домашней и очень уютной. Удивительно, что некоторые актеры находят свое неповторимое амплуа не в молодости, блистающие красотой и очарованием, а во второй половине жизни, когда им удаются возрастные роли. Так и Мария Павловна, проработав много лет в Ленинградского театра комедии, всенародную известность получила в кино именно в образах «тетушек», «бабушек» и «нянюшек»- например, в «Красной шапочке», «Финисте» и «Ослиной шкуре». Интересно, что в театре Барабанова выступала в амплуа травести, и первыми крупными ролями в кино у нее были принц Эдуард в экранизации «Принц и нищий» 1942 года и очаровательный Кот в сапогах в сказке 1957 года.

Татьяна Пельтцер, «После дождичка в четверг» 1985 г.

Кадр из к/ф «После дождичка в четверг»

Кадр из к/ф «После дождичка в четверг»

Почти через 10 лет любимая всеми Татьяна Пельтцер также создала образ Бабы-Яги, больше похожий на добрую бабушку. Кстати, по мнению историков, именно так в старые времена наши предки-язычники и воспринимали этот персонаж. Баба-Яга когда-то была достойным и мудрым персонажем, имевшим важное значение в равновесии природных сил, а отрицательные качества и страсть к людоедству приобрела, возможно, в гораздо более поздние времена, превратившись в страшилку для детей. Героя Татьяны Пельтцер называют в сценарии бабкой-сторожихой на болоте.

Александр Леньков, «Остров ржавого генерала» 1988 г.

Кадр из к/ф «Остров ржавого генерала»

Кадр из к/ф «Остров ржавого генерала»

В фантастической повести Кира Булычева Баба-Яга – вообще результат развития высоких технологий. Добрый и трогательный робот вызывал у наших зрителей восторг, не хуже Терминатора, а Александр Леньков сумел еще раз доказать, что старуха в ступе – не женская роль. Этот актер с мягким обаянием часто появлялся в детских сказках, и его образы всегда были очень запоминающимися.

Лия Ахеджакова, «Книга мастеров» 2009 г.

Кадр из к/ф «Книга мастеров»

Кадр из к/ф «Книга мастеров»

Очень удивила зрителей Лия Ахеджакова, появившись в совершенно новом для нее образе. Первый российский фильм студии «Walt Disney Pictures» стал новым опытом для отечественного кинематографа – в чем-то удачным, в чем-то, может быть, и не очень, если вспомнить наши прекрасные традиции детских фильмов-сказок, однако несомненно, что прекрасные русские актеры не дали полностью превратить ленту в шаблонно-американское кино. Баба-Яга в исполнении Ахеджаковой получилась очень глубоким персонажем – у нее есть и личная трагедия, и харизма, и юмор. Для актрисы, создавшей столько милых и любимых зрителями женских образов, эта работа стала действительно интересной.

Елена Яковлева «Последний богатырь» 2017 г.

Кадр из к/ф «Последний богатырь»

Кадр из к/ф «Последний богатырь»

В следующей совместной работе русско-американских кинематографистов в Бабу-Ягу перевоплотилась краса нашего экрана и бывшая Интердевочка Елена Яковлева. Немного разочаровало, пожалуй, то, что для образа помолодевшей колдуньи привлекли другую актрису, ведь в таких случаях всегда интересно увидеть возможности «превращения» одного человека.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Секреты «Каменской»: Закадровые отношения Елены Яковлевой и Дмитрия Нагиева и исчезновение Сергея Гармаша

Сложный грим, который накладывали по 5 часов, сделал работу над фильмом не самой простой, но Елена Яковлева справилась со всеми сложностями. Позднее, в интервью, она поделилась своим мнением об этой роли: «У меня тоже любимая Бабка-Ёжка — это Милляр, и я буду счастлива, если я встану с ним в один ряд, или хотя бы немножко постою рядом.» Сейчас, кстати, готовятся к выпуску сразу две части продолжения русского фэнтези, так что мы еще будем иметь возможность оценить талант Елены и сравнить ее с самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа, которую пока, пожалуй, никто из актеров превзойти не смог.

Уэ если есть у Бабы Яги антипод, то это, конечно, Снегурочка. В продолжение темы рассказ о том, какая актриса стала самой волшебной Снегурочкой в кино.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Настоящая фамилия Георгия Милляра — де Мильё. Его отец — французский инженер-мостостроитель Франц де Мильё — приехал в Россию по приглашению на работу. Он женился на дочери иркутского золотопромышленника, и в 1903 году у них родился сын Георгий. Вскоре отец умер, но мать была состоятельной женщиной и обеспечила сыну благополучное детство. Он воспитывался французскими гувернантками, изучал языки и искусство и почти ни в чём не знал отказа. Ещё до начала Первой мировой войны мать почувствовала нарастающие волнения и увезла сына в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. После революции 1917 года этот дом конфисковали, и семья без денег вернулась в Москву. Тут их ждал ещё один сюрприз — оказалось, что их московскую квартиру превратили в коммуналку и хозяевам выделена одна комната.

www.wikiwand.com

С раннего возраста Георгий посещал лучшие спектакли и концерты — его тетка была актрисой и регулярно брала племянника с собой. Именно в театре он понял своё призвание… В семь лет он сделал себе грим Мефистофеля из «Фауста» и пытался сыграть домашний спектакль — родные смеялись без остановки, чем очень огорчили юного актёра. Но от намеченной цели он не отступил! После школы устроился работать бутафором в геленджикском театре, там же впервые вышел на сцену. Правда, в женском образе — заболела актриса из спектакля «Золушка» и нужна была срочная замена. Незапланированный дебют был удачным, и через несколько лет он был известным в Геленджике актёром.

«Мальчик с окраины», к/с «Союздетфильм», 1947, реж. В. Журавлёв

В Москве он сменил фамилию де Мильё на Милляр, чтобы не афишировать аристократическое происхождение, и поступил в театральную школу при нынешнем театре им. Маяковского. У него была неактёрская внешность и проблемы с дикцией, поэтому преподаватели относились к нему настороженно. На протяжении всего обучения они решали: отчислить ученика или же из него будет толк… пока думали — Милляр окончил школу и вошёл в состав театральной труппы. Он был довольно успешным актёром, который играл пусть небольшие роли, зато в половине репертуара. Критики же отмечали, что актёр с такой живой мимикой был бы более успешен в кино. И были правы!

«Петербургская ночь», Москинокомбинат, 1934, реж. Г. Рошаль, В. Строева

Георгий Милляр и сам хотел играть в кино, но из-за волнения и неуверенности регулярно проваливал пробы. В том числе и у Александра Роу, который не с первого раза, но все-таки взял его в свою сказку «По щучьему велению». Для Роу это была дебютная картина, которая настолько всем понравилась, что режиссёру сразу же поступил заказ на съёмки следующей сказки. Он уже без сомнений пригласил Милляра. В «Василисе Прекрасной» у него было уже три роли — отца, гусляра и Бабы-яги. Баба-яга стала его главной героиней — Милляр играл её в четырёх фильмах, и каждый раз она была неповторима.

«Василиса Прекрасная», к/с «Союздетфильм», 1939, реж. А. Роу

Сам Милляр говорил, что отдать роль Бабы-яги мужчине — было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ, а мужчина в юбке выглядит ещё страшнее. Правда, такие женщины находились, и одной из них была театральная звезда Фаина Раневская, которая тоже хотела роль ведьмы в «Василисе Прекрасной»… Но Милляр её переиграл. Он срисовал образ со случайно встреченной старухи-гречанки с недобрым взглядом, а характер взял у своей склочной соседки по коммунальной квартире. Помимо этого, он долго наблюдал за пожилыми женщинами, перенимая у них пластику и манеру говорить.

Георгий Милляр был эрудированным остроумным человеком, любил застолья и анекдоты. Он составил свой «Алфавит Милляра» — сборник афоризмов, который в советское время многие переписывали от руки, а некоторые фразы позже стали ошибочно приписывать Фаине Раневской. Актёр даже свои мемуары назвал «Я — второй Раневская, или Й — третья буква». Он был душой компании, но при этом личная жизнь актёра не складывалась — он избегал серьёзных отношений с женщинами. Возможно из-за того, что не мог иметь детей, возможно из-за измены жены в мимолётном юношеском браке — он никогда это не обсуждал. Тема семейной жизни была для него закрыта очень надолго, но не навсегда…

www.kino-teatr.ru

В 1944 году Александру Роу поступил заказ на патриотическую сказку «Кащей Бессметрный». Роль сразу предложили Милляру, но он сомневался: «Таланта не хватит!». Но однажды пришёл на обсуждение фильма с обритой головой и без бровей, как он всегда делал перед съёмками. Роу понял, что согласие получено… Актёр недавно перенёс малярию и весил всего 48 килограмм, что усилило зловещий облик Кащея — его боялась даже лошадь, на которой должен был скакать Милляр. Фильм вышел в мае 1945 года, и был встречен с восторгом, а Милляр стал «официальным представителем нечистой силы в кино».

«Кащей Бессмертный», к/с «Союздетфильм», 1944, реж. А. Роу

Роу и Милляр стали лучшими друзьями и творческим тандемом — актёр снимался почти во всех фильмах знаменитого сказочника, причём, играя сразу несколько ролей. Он создал целую галерею волшебных персонажей — Чёрт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-яга в сказках «Морозко» и «Золотые рога», царь Чудо-Юдо в сказке «Варвара-краса, длинная коса», водяной Квак из «Марьи-искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте — Ясном соколе». Ко всем ролям актёр подходил с выдумкой и старался усовершенствовать своих персонажей, изобретал новые костюмы и грим, вносил правки в сценарий, сам выполнял все трюки и делал основную ставку на мимику. Некоторые приёмы он брал из немого кино, которое очень любил и считал выразительнее звукового.

Был за Милляром один частый актёрский грех — любил выпить. При этом был очень дисциплинирован и ни разу не сорвал съёмки. Александр Роу всегда бдил, чтобы Милляру никто не продавал алкоголь и вообще спиртосодержащие жидкости. Однако актёра так любили, что просто не могли отказать… На съёмках фильма «Морозко» Милляр очаровал продавщицу автолавки, и они проворачивали целую операцию. Он уходил с бидоном якобы за молоком, продавщица ставила в бидон бутылку, а молоко заливала сверху. Режиссёр никак не мог понять, прочему Баба-яга так часто была навеселе.

«Морозко», к/с им. М. Горького, 1964, реж. А. Роу

Зрители настолько привыкли к сказочным образам актёра, что в других фильмах его часто не узнавали. Главных ролей у Милляра не было, но в эпизодах снимался очень много. Он сыграл пожилого любителя домино в комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», пленного француза Мореля в киноэпопее «Война и мир», папашу Дорсетта из сборника новелл «Деловые люди», постового эцилоппа в знаменитой «Кин-дза-дзе!» и ещё десятки ролей. Сам Милляр говорил: «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую… Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю». Режиссёры не видели в нём героя, но работать с актёром очень любили.

В 85 лет Георгий Милляр получил звание народного артиста РСФСР. Многие коллеги считали, что это должно было случиться гораздо раньше, но мешали аристократическое полуиностранное происхождение и холодное отношение актёра к властям. К моменту получения звания Милляр был уже женатым человеком — в 65 лет он женился на своей соседке. Марье Васильевне было 60, она одна вырастила трёх детей, а на пенсии работала в охране одного из министерств. С Милляром они знали друг друга много лет, но предложение стать его женой Марью Васильевну удивило. Она попыталась отшутиться, мол, ей мужчины не нужны, но Милляр весомо возразил: «Я не мужчина! Я — Баба-яга!». Женщина сдалась, и они прожили вместе до самой смерти актёра.

www.newseum.ru

Георгий Милляр-его  запомнили его как Бабу-Ягу из сказки. А настоящая его фамилия была де Милье. Это уже впоследствии он поменял её на Милляр. Он очень любил детей, но стать отцом ему было не суждено. Обладая добрым теплым взглядом, этот человек стал олицетворением всей сказочной нечисти в советском кинематографе. В образе одной лишь Бабы Яги он появился на экране около десятка раз.

Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.

Семья была очень обеспеченной. К сожалению отец маленького Георгия вскоре умер. У семьи была большая квартира в Москве, а также две дачи: в Подмосковье и в Геленджике. У Георгия  были гувернантки, обучившие его немецкому и французскому языкам, на которых актер говорил так же легко и бегло, как по-русски. Но навыки эти и другие свои знания он усердно скрывал, чтобы не привлекать лишнего внимания к своему происхождению.

Еще до революции мама увезла Георгия в Геленджик, где у де Мильё был большой дом. Фамилию мама поменяла с де Милье на Милляр. В Геленджике мальчик ходил в школу. А затем поступил на службу в театр и был там простым бутафором.  Именно в театре он понял своё призвание…

За время работы актер выучил все роли, и однажды ему это здорово помогло, когда игравшая Золушку актриса вдруг заболела. Это был дебют Милляра на сцене и его первый большой успех. Затем актер часто стал заменять других коллег и в конце концов решился ехать в Москву. До 1938 года Георгий Францевич служил в Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), а потом, прислушавшись к совету коллег, решил уйти в кино.

Тем более кино было всегда мечтой Милляра. Сниматься он начал ещё в 1931 году, начав с эпизодических ролей.

Наиболее широкую известность Милляр получил благодаря ролям Бабы Яги, Кощею и персонажам, олицетворяющим нечисть в сказках Александра Роу. С Георгием Францевичем режиссер советских сказок сдружился почти сразу. Он отлично сыграл роль царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью»

Виртуозно сыграв главного персонажа, Милляр навсегда завоевал сердце Роу, и они стали прекрасными друзьями. Тандем так удачно вместе работал, что Александр привык советоваться с Милляром во многом. Когда режиссер готовился к съемкам «Василисы прекрасной», он долго не мог отыскать актрису на роль Бабы Яги. Все они были не такими. Отказали даже Фаине Раневской.

Тогда Милляр и сказал: «Возьми меня! Ни одна женщина не согласится появится в кадре изуродованной, а со мной гримерам можно делать все, что вздумается!»

С тех пор Бабу-Ягу играл только Георгий Францевич.  Над каждым из костюмов Яги артист работал совместно с костюмерами и гримерами. Он хотел, чтобы персонаж получился как можно страшнее, и добивался непревзойденного эффекта.

В 1944 году Роу пришел к Милляру с просьбой сыграть Кощея Бессмертного. Актер отказался — слишком сложно. Потом Георгий Францевич долго ходил по оставшимся в столице церквям и искал образ зла в иконописи. Однако срисовать Кощея решил с картины кисти Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». А точнее, с третьего всадника.

Заявившись к Роу сбритой головой и без бровей, Милляр заставил режиссера сиять от счастья, ведь это было его молчаливое согласие на роль. Удачей ли или неудачей стал недуг артиста, которым он переболел во время работы над фильмом. Георгий Францевич переболел малярией и сильно похудел. Весил актер не больше 48 килограммов, что позволило ему еще лучше вписаться в образ бессмертного злодея.

Но были в арсенале актера и роли в других фильмах. «Кавказская пленница», «Судьба человека», «Война и мир», «Пес Барбос и необычный кросс», «Дубравка» и еще более ста картин.

В «Дубравке» он мне особенно нравится. Добрый, старый, мудрый артист и Дубравка

Милляр снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать ролей, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.

Был у Милляра грешок-любил иной раз выпить. За незамутненный разум актера неустанно боролся Александр Роу: «Вот смотри у меня! — угрожал он Милляру. — Все маме расскажу!». Чтобы обвести вокруг пальца режиссера, актеру приходилось идти на ухищрения. Один случай такого противостояния особенно запомнился коллегам-киношникам.

«В подмосковную деревню Зеленую, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка, — вспоминал актер и режиссер Юрий Сорокин, снявший о Георгии Францевиче документальный фильм «Юбилей Милляра». — Роу запретил продавать Милляру спиртное, так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей съемочной группы шел к машине с бидончиком: «О, о, о, я за молочком», — возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко.

На съемках он любил похулиганить, придумывая такие остроты, от которых девушки-костюмерши заливались краской. Не случайно сам себя Милляр называл Стариком Похабычем. Впрочем, на него никогда никто не обижался, поскольку его остроты не носили обидного характера, они, скорее, были частью его маски.

Он очень любил детей. Только своих детей у него так и не было. Однажды Георгий Францевич получил приглашение выступать на детском концерте. Узнав, что в зале будет 850 ребятишек, артист купил альбомы и нарисовал ровно столько рисунков с Бабой Ягой, подписав каждый из них. Он хотел, чтобы «у каждого ребятенка был сувенир». То ли концерт отменили, то ли про артиста просто забыли, но в назначенный час за ним никто так и не приехал. Рисунки разошлись по соседским детям, а несколько из них хранятся в музее дома кино и по сей день.

О личной жизни актера известно не много. По воспоминаниям друзей и коллег, он был эрудированным, веселым и легким в общении человеком, который очень любил детей. В 22 года Георгий женился на некой актрисе, чье имя никогда не разглашалось. Девушка стала изменять мужу, и он решил посетить врача, чтобы понять что с ним не так.

После осмотра актеру сказали, что мужик он прекрасный и все с ним отлично, но вот детей у него быть не может. В задумчивости артист вернулся домой, где молодая супруга сообщила ему о беременности. Георгий рассказал о визите к врачу и посоветовал возлюбленной отправится жить к отцу ребенка, подав документы на развод.

До 65 лет Милляр жил с мамой в комнате той самой коммуналки, которая некогда принадлежала им целиком. То ли он разочаровался в женщинах, то ли просто не мог встретить ту самую, но женился он лишь в 65-летнем возрасте на соседке по имени Марья Васильевна. Женщине было уже 59 лет, ее муж погиб на войне, она сама подняла двоих детей.

Когда Милляр пришел просить ее руки, она с удивлением ответила. что ей уже не нужен мужчина. Георгий Францевич не растерялся: «А я не мужчина, я — Баба-Яга!». Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.

С женой актер жил душа в душу и очень ее любил. Он настоял, чтобы Марья Васильевна ушла с работы и сопровождала его на съемках.

Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Зато простые люди обожали актера.

Георгий Францевич умер 4 июня 1993 года в Москве от воспаления лёгких. Он ушел из жизни мирно, во сне, немного не дожив до 90-летия.

«Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю», — писал Милляр. К сожалению, сыграть заветную роль Суворова актеру так и не довелось…

001

Баба-Яга один из самых противоречивых сказочных персонажей. С одной стороны это злобная старуха, живущая в дремучем лесу в избушке на курьих ножках, куда заманивает маленьких детей и добрых молодцев и зажаривает их в печи. С другой стороны эта старушка, помогающая тем же добрым молодцам, одаривая их какими-нибудь магическими артефактами и помогающая одолеть главного злодея.

Яга обладала личным автотранспортом средней грузоподъемности — ступой. Сейчас принято считать, что ступа летает, но в ранних текстах она чаще бегает, что и естественно, если учесть ее изрядную массу, никак не приспособленную к полету. Развивает при этом приличную, но не запредельную скорость: судя по времени, потребному на погоню за всадником, можно оценить ее возможности примерно в 60 км/ч

Ещё одним транспортным средством является помело — замаскированный под домашнюю утварь летательный аппарат высокой маневренности, способный на вертикальный взлет, пике и многое другое. Помело поступило в автопарк Яги сравнительно поздно; не исключено, что его Яга позаимствовала у смертных ведьм. Старинные источники обычно не упоминают этого предмета. У Яги оно чаще служит частью ступы. То она им рулит, то «след заметает»

Ну и самое интересное — избушка на курьих ножках. Назвать её недвижимостью Яги — язык не поворачивается. Ведь если судить по некоторым источникам на этих самых ножках этот фургон может передвигаться (а если верить мультику про домовёнка — очень даже резво). Кроме того, избушка эта либо говорящая, либо, по меньшей мере, понимает речь человека. Противоугонка обычно имела вид говорящего черепа, которому нужно сообщить пароль

Первым образ Бабы-Яги в кино воплотил Георгий Францевич Милляр в 1939 году в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная . Он практически сам изобрёл костюм и грим Бабы-Яги — грязное серое тряпьё, наверченное на туловище и голову, седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, зловещей и жуткой, но и в какой-то степени хрестоматийной

Александр Роу снял ещё несколько сказок, в которых роль Бабы-Яги также сыграл Георгий Францевич

Это «Морозко» В 1965 году

«Огонь, вода и… медные трубы» 1967 года

и «Золотые рога» 1972 года

Интересный образ Бабы-Яги создал Зиновий Герд в музыкальном телефильме в жанре новогоднего ревю «В тринадцатом часу ночи» снятом Ларисой Шепитько в 1969 году

Образ доброй Бабы-Яги создала Валентина Сперантова в сказке «Весёлое волшебство» снятой в 1969 году по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса»

Очень нетрадиционную Бабу-Ягу сыграла Майя Булгакова в сказке 1971 года «Лада из страны берендеев»

В новогодней сказке 1975 года «Новогодние приключения Маши и Вити» коварную старушку сыграла Валентина Кособуцкая

В 1977 году ещё одна добрая Баба-Яга получилась у Марии Барабановой в замечательной сказке Надежды Кошеверовой «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»

Ну а самая добрая Баба-Яга получилась в 1982 году у Татьяны Пельтцер в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…»

На этом сказочные образы Бабы-Яги в советском кино можно было бы и закончить, если бы не ещё два фильма которые к сказкам можно отнести только условно. Это фантастические картины, снятые по мотивам повестей Кира Булычёва про Алису Селезнёву

Это «Лиловый шар», снятый в 1987 году Павлом Арсеновым, где Бабу-Ягу сыграла Светлана Харитонова

И «Остров ржавого генерала» Валентина Ховенко, где даже не саму Бабу-Ягу, а робота-актёра в образе этой обаятельной старушки блестяще сыграл Александр Леньков

Вот такие образы очаровательной старушки были созданы в советском кинематографе. Если интересно, можно будет сделать подобный пост про бабулю в мультипликации.

А пока перейдём к постсоветской Яге

Как и о Кащее, первый раз о Яге вспомнили в 2004 году, когда на экраны вышел фильм «Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства»

Правда здесь Яга (а точнее Ягда) ещё молодая девушка, любящая молодого и отважного Кащея

Хотя нет, была до этого ещё одна Яга — в попытке экранизировать замечательную сказку Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца». Там старушку играла Ольга Волкова

В 2009, в диснеевской «Книге мастеров» Бабу Ягу сыграла Лия Ахеджакова

Ещё одна нетипичная Яга в исполнении Анны Якуниной была в недоразумении под названием «Приключения в Тридесятом царстве»

Добрую Бабу-Ягу, живущую в нашем мире в 2009 году сыграла Людмила Полякова в фильме «Реальная сказка»

А последний (на сегодняшний день) образ Бабы-Яги воплотила на экране Елена Яковлева в фильме «Последний богатырь»

А как по вашему, кто на самом деле была Яга до того как попала в мир сказок — злобной ведьмой, ведуньей-целительницей, могущественной богиней — праматерью всего живого или нежитью — проводником в потусторонний мир. Ведь явно у этого сказочного героя был прообраз — яркий, запоминающийся, но сильно искаженный временем и людьми


Смотрите также:

  • Баба яга в сказках народов мира
  • Баба яга в русских народных сказках актер
  • Баба яга в зарубежных сказках
  • Баба яга в гостях у сказки
  • Баба света рассказ на дзен