Бабка из сказки курочка ряба

Русская сказка Курочка Ряба – о чем она? Все версии, трактовки и гипотезы. Сакральный смысл и символы сказки о Курочке Рябе, история ее появления.

Дата обновления статьи: 03.11.2022

Сказка о Курочке Рябе — она предельно коротка и вроде бы проста, но на самом деле крайне парадоксальна и непонятна. Почему Дед и Бабка сначала пытаются разбить Яйцо, а когда это делает Мышка — плачут? Почему они не смогли разбить Яйцо, а Мышка сделала это легко и без всякий усилий, всего лишь махнув хвостиком? Чем обещанное простое Яйцо лучше разбитого золотого?

Очевидно, что здесь — как и во всех русских народных сказках — в метафоричной форме передается нечто иносказательное, некая глубинная мудрость поколений, и расшифровав ее, можно прикоснуться к знаниям, сформировавшимся еще на заре цивилизации. Но как понять, что мы на верном пути? Символика «Курочки Рябы» неоднозначна, и может трактоваться совершенно по-разному, однако, возможно, и не нужно пытаться выбрать одно «правильное» объяснение, потому что все или почти все существующие трактовки «верны» по-своему и для определенного уровня восприятия действительности. Как множество слоев у луковицы, или как «игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке…».

Рассмотрим все версии от житейских и поучительных до сакральных и космогонических.

Курочка Ряба

«Курочка Ряба»: история и развитие сказки. Основные варианты изложения текста сказки.

На сегодняшний день известны несколько вариантов сказки о Яичке, Курочке или Курочке-Рябе. Большая часть — это так или иначе сокращенные или измененные версии изначальных вариаций.

«Курочка Ряба» — текст в изложении А. Н. Афанасьева

Самый первый вариант печатной сказки был издан в пересказе А. Н. Афанасьева (1826—1871 гг.), в сборнике «Народные русские сказки», под номером № 70–71 (1885—1863 гг.). Сказка называлась «Яичко» или просто «Курочка». В этой сказке золотого яичка нет вовсе, как и обещания курочки снести новое яйцо. Сказка начинается сразу с того, что мышка разбивает яйцо, которое бабка положила на полочку, после чего происходит целая цепь неприятных и даже трагических событий, а пересказ повторяется циклически при передаче от каждого нового персонажа следующему:

«Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать:


— Как нам не плакать? Есть у нас
курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком…»

Узнав про яйцо просвирня переломала все просфиры, затем дьячок перебил колокола, и наконец — поп изорвал все книги. На этом — сказке (в данной версии) конец.

«Курочка Ряба» текст в изложении А. Н. Толстого

Русский писатель А. Н. Толстой, живший на рубеже XIX и XX веков (1883—1945 гг.), представил другой вариант знакомой истории. Начало сказки у него слово в слово совпадает с пересказом А. Н. Афанасьева, однако далее часть про просвирью, дьячка и попа полностью отсутствует, зато Курочка обещает Деду и Бабке снести им новое яйцо «не простое — золотое». То есть здесь логическая цепь разворачивается в другую сторону — от простого яичка к золотому.

Золотое яйцо

«Жили-были дед да баба, У них была курочка ряба. Снесла курочка яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, — Посадила яичко в осиное дупелко, В кут, под лавку. Мышка бежала, хвостом вернула, Яичко приломала. Об этом яичке дед стал плакать, Бабка рыдать, вереи хохотать, Курицы летать, ворота скрипеть, Сор под ногами закурился, Двери побутусились, тын рассыпался, Верх на избе зашатался… А курочка ряба им говорит:


— Дед, не плачь, бабка, не рыдай, Куры, не летайте, Ворота, не скрипите, сор под порогом, Не закуривайся, Тын, не рассыпайся, Верх на избе, не шатайся, Снесу вам еще яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, Яичко не простое — золотое».

«Курочка Ряба» в изложении К. Д. Ушинского

Наиболее интересная и самая популярная версия сказки — это сказка в изложении Константина Дмитриевича Ушинского (1823—1871 гг.), известного писателя-публициста и основоположника научной педагогики в России.

Константин Дмитриевич Ушинский. Портрет

Константин Дмитриевич Ушинский

Ушинский был крайне образованным и прогрессивным человеком. Он стремился преобразовать российское образование, осовременить его, сделать скорее философским, нежели религиозным.

Пересказу «Курочки Рябы» Ушинского предшествовала его глубокая заинтересованность в концепции антропоцентризма. Именно он стал проводником идей секуляризации (постепенного снижения роли церкви в социальной жизни) и гуманизма в России XIX века. Он часто обращался к русским народным сказкам и улавливал в сказаниях не только поучительную сторону, но и структурированный философский подтекст. Именно поэтому большинство сказок в пересказе Ушинского теряли свой «детский» вид, преобразовывались и проявляли двойственный символизм. Так, в «Курочке Рябе» он «изменил» цепочное повествование сказания и преобразовал концовку, сделав ее неоднозначной и требующей размышлений, а не ироничной и поучительно-простой, как это было ранее. В его изложении Курочка в конце пообещала снести простое яичко, а не золотое.

Жили себе дед да баба,


И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:


Яичко не простое —


Золотое.


Дед
бил-бил


Не разбил.


Баба
била-била — Не разбила.


Мышка бежала,


Хвостиком махнула,


Яичко упало


И разбилось.


Дед и баба плачут,


Курочка кудахчет:


«Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,


Не золотое — простое».

Однако не стоит думать, что данные обработки — это просто «фантазии» автора. Если мы возьмем любое по-настоящему древнее русское народное сказание, былину, духовный стих, легенду (например, «Голубиная книга»), то обнаружим более 30–40 версий, что логичным образом вытекает из самого формата устной передачи сказаний. Попросту не существовало никаких «канонических» и единственно верных текстов чего бы то ни было, поэтому когда в XIX веке фольклористы взялись за письменную фиксацию народного наследия, они в разных губерниях (или даже просто у разных рассказчиков) встречали множество существенно различавшихся вариантов одних и тех же историй и сказок. Установить какие из них были «истинными», а какими «искаженными» (по сравнению с самым древним вариантом сказания, зародившимся много поколений? сотен? тысяч лет? назад) совершенно невозможно, как и утверждать, что, скажем, А. Н. Афанасьев записал «верный» вариант сказки, а К. Д. Ушинский — нет. Вполне вероятно, что Ушинский слышал другие варианты сказки, которые показались ему более примечательными, и как раз записал один из них.

Картины Александра Угланова

Александр Угланов. Светочи-хранители светлой Руси

В пользу этой версии говорит то, что вариант А. Н. Афанасьева кажется более «поздним» хотя бы в силу того, что в нем присутствует множество персонажей, связанных с церковью (что вообще нехарактерно для исконных русских народных сказок, где действуют Баба-Яга, Серый Волк, Жар-птица или Иван-дурак/Иван-царевич), а общий смысл сводится к достаточно простой морали — «не стоит из мелочи раздувать большую проблему». А вот версия К. Д. Ушинского, напротив, кажется более «исконной» и по самому своему содержанию, отличающемуся большей глубиной и вариативностью трактовок, и по причине наличия аналогий в индийских Ведах, которые далее мы рассмотрим подробнее.

«Курочка Ряба»: толкование, гипотезы, версии

Поучительная смысл сказки о «Курочке Рябе»

Если мы возьмем за основу для анализа текст А. Н. Афанасьева (цикличное повествование, золотого яйца нет вообще, разбивается простое яйцо, после чего происходит череда неадекватных и поэтому комичных реакций и последствий), то смысл сказки получается чисто житейским: не стоит чрезмерно бурно реагировать на обыденные вещи. Или — не стоит создавать проблемы на пустом месте. Или — придание слишком большой значимости событиям которые это не заслуживают ведет к напрасным расстройствам и негативным последствиям. И так далее. В этой концепции высмеивается человеческая глупость, неспособность мыслить трезво и логически.

Следовательно, с этой точки зрения, мораль сказки в том, чтобы превознести свой разум над эмоциями, и управлять ими с высоты своей личности, но не наоборот. Если же человеческий разум слаб, то эмоции всегда ошибочны, нетрезвы, преувеличены, а это, в свою очередь, порождает суетливость и мнительность.

Яичко упало и разбилось

Смысл сказки «Курочка Ряба» с православной точки зрения

Трактовка русских народных сказок через призму христианства — довольно спорное занятие, ведь они по сути продукт дохристианского мира. Эти древние образы изначально создавались и развивались вне христианской парадигмы, поэтому их смысл никак нельзя выводить из христианской картины миры. Совпадения здесь скорее будут случайными, а выводы — искаженными. Тем не менее, для полноты картины приведем и трактовку сказки о «Курочке Рябе» с православной точки зрения.

Православие трактует это сказание, как потребность в Боге. Случайное событие должно восприниматься Дедом и Бабкой как Его промысел, ведь Он всеведущ и всезнающ. Нет такого события, которое бы не было предусмотрено Им. То есть, источник жизни — это нравственный божий закон, а не уловка случайности или, в некотором смысле, Дьявола. Золотое Яйцо в данном случае можно трактовать как признак избыточного богатства, а образ Мышки — как неспособность человека предугадать будущее.

Главные герои − не Мужчина и Женщина, не Юноша и Девушка, а именно Дед и Бабка. Во-первых, это разнополые существа, как Адам и Ева, − символ всего человечества. Во-вторых, эти герои — демонстрация неотвратимого — старости, то есть некое напоминание о том, что переход в Ад или Рай в зависимости от земных поступков неотвратим.

Философский смысл сказки «Курочка Ряба»


По сюжету Дед и Бабка намерены разбить золотое яйцо, но расстраиваются, когда это делает мышь. В древности золото нередко ассоциировалось со смертью. Возможно, это связано с процессом его добычи — из-под земли и в тяжелых условиях. Вообще все подземное традиционно связывалось в народном фольклоре с загробным миром — ассоциировалось с обрядами захоронения. Более того — сказочные персонажи, находящиеся в пограничном состоянии, традиционно связаны с золотом. Например, Кощей — «живой мертвец» — «над златом чахнет».

Всеволод Иванов. В чертоге Кащея

Всеволод Иванов. В чертоге Кащея

В свою очередь, Яйцо выступало символом жизни, возрождения. Но заключенное в «золото» — оно уже не живое. Это не просто смерть, а заколоченная в некие узы жизнь, анти-жизнь, а по некоторым версиям — чистое зло. Жизнь протекает правильно только при наличии развития, а золотые оковы — то, что не дает ей развиваться. Дед и Бабка, глядя на это, стремятся высвободить жизнь и восстановить баланс.

Чудесный колокольчик. Мышка

Мышка из мультфильма «Чудесный колокольчик», 1949 г.

Мышь, как медиатор между жизнью и смертью, выступает «промыслом» − случайностью или судьбой. Когда она разбивает яйцо Дед и Бабка приходят в уныние оттого, что яйцо оказывается полым, а значит — надежды на получение «второй» жизни или бессмертия нет. Кстати, Мышь как символ случайности, непостоянства, неожиданных перемен фигурирует во многих сказках. Например, в «Морозко», вовремя накормленная мышка становится спасением для девушки, и помогает ей выиграть в опасную игру с Медведем, а в результате еще и вернуться домой с богатыми подарками.

Далее новую надежду дает Курочка. Именно Курочка Ряба − символ всепрощения и спасения — она обещает создать новую жизнь, спасти Деда и Бабку от экзистенциальных мук. Во многом, функции Рябы схожи с функциями Бога, если судить о нем с точки зрения религии, а появление после золотого полого яйца чего-то, несущего жизнь, − это преобразование смерти, в некотором смысле — бессмертие.

Пасхальные яйца писанки, роспись лужицких сербов

Пасхальные яйца-писанки. Роспись в традициях лужицких сербов — славянского этноса Германии

Интересно, что образ яйца как символа вечной жизни использовался и в древнейшие времена и в позднехристианские — вплоть до наших дней. Вспомним про обычай на Пасху красить и разбивать яйца.

Сакральный «космический» смысл сказки Курочка Ряба

Эта трактовка берет свое начало из этимологии слов, которые используются для именования главных действующих лиц сказки. Корень «стар-»  в русском языке означает древность и некое СТАРшинсто: старик, старуха, старица (древнее покинутое русло реки), старини, старинничать (подражать старине), староста, старшина, стрый (брат отца)… Сравним с англ. «star» − буквально − старый, как «звезда». То есть, Дед и Бабка — Старик и Старуха — символизируют некую общую накопленную мудрость поколений и в то же время представляют собой два начала — мужское и женское.

Курочка олицетворяет Мокошь (или Макошь) — славянскую богиню, связанную с ремеслами и судьбой. Мокошь — управляет Временем и Судьбой, хранит домашний очаг и дарит изобилие. Ее образ неразрывно связан с веретеном, нитью, плетением судеб или полотна мироздания.

Александр Угланов. Макошь

Александр Угланов. Макошь

А почему именно Ряба? Эпитет «ряба» можно трактовать в контексте слов «рябь», «рябая» — то есть с пятнами другого цвета на основном фоне. В итоге мы имеем некую целостность (космос) состоящую из множества элементов (инфополе) — именно к такому пониманию структуры Вселенной приближаются сегодня ученые-физики.

фрактал

Если обратиться с древнерусским словам, поулчается, что «ряба» — «нечто яркое, мерцающее, красивое, состоящее из нитей или пестрого повторяющегося узора» («рясно» — украшение; «ряса» — нитка; «рять» — ясность или яркость) + суффикс «ба» означающий «процесс» (гульба, молотьба, ходьба и т. д.). Получается, что Ряба — это живой мерцающий космос (возможно, темная материя или ноосфера в смысле некого потенциала, готового к раскрытию), а Курочка Ряба — космическая часть Мокоши, то есть разумная и самоуправляемая канва мироздания, созидающая и вечно развивающаяся Вселенная.

Туманность Спирали в созвездии Водолей

Туманность Спирали в созвездии Водолей

Яйцо — общекультурный символ начала и конца жизни. Золотое яйцо — живое в неживом. Попытки Деда и Бабки разбить его говорят о безуспешной борьбе с неизбежным.

Мышь — сакральный образ, который так или иначе используется в преданиях практически всех народов Земли. Любопытно, что чаще всего мышь — это не положительный и не отрицательный персонаж, а скорее — некий парадоксальный герой, который возникает неожиданно не действует по какому-то своему собственному плану/алгоритму, не связанному с общей логикой развития событий. Нередко она связана и с темой Смерти как перехода в некое новое состояние. Лингвист О. Н. Трубачев, изучив словарь М. Фасмера, заметил, что мышь (индоевроп. mūs — «серая») — одно из индоевропейских табуистических названий (по аналогии с «медведь» — «мед ведающий»).

Млечный Путь, красивое яркое звездное небо в лесу

Млечный путь

Кстати, народное название «Млечного пути» также связано с мышью — наши предки нередко именовали его «Мышиной тропкой» (читать подробнее про древнерусские названия созвездий
про древнерусские названия созвездий). В древнеиндийских сказаниях Млечный путь был создан молоком, которое вытекало из сосцов Коровы Земун (Мокошь).

Интересная логическая цепочка обнаруживается при исследовании различных образов богини Мокоши: она и создательница (та, что держит в руках нити Судьбы, плетет канву мироздания), и Доля, и Недоля, и Мара, и — наконец, олицетворение Конца — то есть Мышь (заметим созвучие слов мышь и Макошь)! В этом измерении богиня воспринимается как смерть, а хвостик, которым мышь разбила яйцо — это и есть конец эры, где «золотая» (закостеневшая, умирающая) жизнь погибает, и возрождается новая — простая, живая, «настоящая».

Создание Вселенной

Общий сакральный смысл сказки таков: во власти Мокоши и рождение мира и его смерть. При этом процессы завершения старого и создания нового цикличны — то есть смерти как таковой нет, ведь за ней всегда следует новая жизнь и этот постоянный круговорот и есть развитие. Космические умирание и возрождение непрерывны как дыхание и неотвратимы как судьба. При это желания людей в данном случае не играют большой роли — пытаясь завершить цикл раньше времени или его начать — они оказываются бессильны. Вероятно, Дед и Бабка, как олицетворение человечества, должны научиться ценить текущий момент и осознать, что земная жизнь (простое яйцо) — высшая награда, в то время как золотая оболочка — не столько смерть, сколько переходное состояние между завершением мирского этапа и эзотерическим возрождением.

Ведический смысл сказки о Золотом Яйце

Образы знакомой нам сказки можно найти и в индийских Ведах, созданных более пяти тысяч лет назад. Так, востоковед и религиовед С.Зюзько в статье «Ведические корни русских сказок» пишет, что Брахма — обитатель высших уровней мироздания и создатель новых миров — творит Вселенское Яйцо с помощью определенных мантр. Сакральный слог «ОМ» наделяет его знанием о том как именно нужно творить этот мир (больше о сотворении миров посредством звука — в статье про гусли). Примечательно, что на санскрите высшие миры, где обитает Брама называются — «сварга» — почти как и Бог-Творец Сварог в славянской мифологии. Именно он, вероятно, и представлен в сказке о Курочке Рябе в образе Старика или Деда, Старухой же является его жена и спутница — богиня Лада (вспомним часто повторяющийся припев русских обрядовых песен — «Ой Дид Ладо»).

Сказка о Курочке Рябе, сакральный смысл

Мышь — «хтоническое» существо олицетворяющее собой «землю», то есть процесс разбивания золотого яйца мышью в данном случае трактуется как отделение земли/тверди от вселенских вод, в которых Золотое яйцо плавало изначально.

Кстати, в Ведах также подчеркивается именно золотой цвет Яйца, а точнее бесконечного пространства Яйц (вспомним про «рябь» Курочки Рябы), каждое из которых — это золотая космическая яйцеклетка, которая становится живой, при новом цикле «вселенского вдоха-выхода» (аналог научной теории большого взрыва):

«Божественные семена рождаются из пор Маха-Вишну в виде бесконечных золотых яйцеклеток. Эти золотые зерна покрыты пятью главными материальными элементами. В своих экспансиях Маха-Вишну входит в каждую из Вселенных, в каждое из космических яиц».

Веды, сказка о Золотом Яйце

_________

Истинный смысл сказки «Курочка Ряба» воспринимается не умом, но подсознанием. Народы земли из века в век накапливали мудрость и передавали ее виде кодов-образов, пронизывающих все истинно народные сказки. Простая форма, адаптированная для устной передачи, позволила сохранить эти знания и глубокое смысловое содержание и донести их до нас сегодняшних сковь тысячелетия.

Космос и звезды

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

Время чтения: 3 мин.

Вариант 1

Жили-были дед да баба

Жили были дед да баба

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, не простое — золотое.

Сказка Курочка Ряба - картинка 1

— Дед бил, бил — не разбил

Дед пытается разбить яйцо

— Баба била, била — не разбила.

Сказка Курочка Ряба - картинка 2

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Сказка Курочка Ряба - картинка 3

Дед и бабка плачут

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

Сказка Курочка Ряба - картинка 4

Вариант 2

Сказка Курочка Ряба - картинка 5

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

— О чем вы плачете?

— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

— Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

Не всё так просто обстояло с «Курочкой Рябой» в 20-е годы при Советской власти. Так, Деткомиссия при ГУСе высказывалась против напечатания «Курочки Рябы», в то время как Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включила эту сказку в список одобренной литературы по темам ГУСа. А. В. Луначарский, возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка „Курочка Ряба“ помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Примечание: ГУС — это Главный ученый совет при Наркомпросе, созданный в 1919 году. Без его предварительной санкции не могла выйти в 20-х годах ни одна детская или учебная книга. Главсоцвос — Главное управление по социальному воспитанию при том же Наркомате, которое рекомендовало или запрещало уже вышедшие книги «для употребления» в школе. Чиновники из двух этих учреждений, соревнуясь между собой, порой расходились во мнениях.

Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить? Вот задача из задач!

Также во многих вариантах сказки происходят странные вещи: почему-то, после того как мышка разбивает яйцо, начинается конец света. В этих вариантах появляются такие персонажи, как поп, попадья, дьячок, то есть представители религиозного культа.

Сказку «Курочка Ряба» принято относить к сказкам о животных. И это очень странная классификация. Многие исследователи сказки с этим не соглашаются и видят в этом сказочном сюжете отражение древнего знания славянских народов. Например, Топоров В. Н. считает, что сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, и т. п.). Топоров считает, что сказка про курочку Рябу является вырожденным вариантом этого мифологического представления.

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога К. Д. Ушинского, которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий.

Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку — золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, — скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые.

Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. И помнить о том, что К. Д. Ушинский был и остаётся великим русским педагогом и, как никому другому, ему было известно, что детям полезно для их развития, воспитания и развлечения.

Теги:

фольклор,
детство,
сказкотерапия,
русские,
курица,
сказки,
яйцо,
смысл,
толкование,
воспитание,
дети,
курочка ряба

В стихах на новый лад

Вариант автора: Е. Борисова

Жили – были дед да баба,
Вместе с курочкою Рябой,
Курочка всего одна,
И снесла яйцо она.
А яйцо то непростое,
Словно солнце – золотое!
Его дед сначала бил,
Так и сяк и не разбил,
Баба тоже его била,
Так и эдак, не разбила.
Мышка по столу бежала,
К своей норке поспешала,
Хвостиком яйцо задела,
Оно на пол полетело,
А упав, яйцо разбилось,
И на части развалилось.
Дед и баба сидят, плачут,
Ряба курочка кудахчет,
Не плач баба,
Не плач дед,
Я вам завтра же в обед,
Снесу яичко другое,
Не златое, а простое.

Вариант автора: М. Метелёв

Где-то на краю опушки
В старой маленькой избушке
Жили-были дед да баба
Вместе с курочкою Рябой.
Дед дрова пилил, рубил,
Печку в доме он топил,
Бабка, стоя у печи,
Пекла деду куличи.
А еще любили наши
Старики не щи, не кашу —
Обожали бабка с дедкой
Яйца, что несла наседка.
Их они пекли, варили,
Жарили, сырыми пили,
И в толченую картошку
Добавляли понемножку.
Как-то Ряба что-то съела
Да неделю проболела,
И снесла вдруг не простое,
А яичко золотое.
Бабка с дедом всю неделю
Рябиных яиц не ели,
И давай яичко бить,
Чтоб скорей его сварить.
Бабка била, била, била,
Но яичко не разбила,
Дедка тоже бил да бил,
Но яичко не разбил.
В это время с верхней полки
Мышь упала на скатерку,
Хвостиком яйцо задела –
Оно на пол полетело.
Стукнулось об пол, разбилось,
На кусочки разломилось,
Все по полу растеклось –
Съесть его не удалось.
Плачет бабка, плачет дедка,
Утешает их наседка:
— Вы не плачьте, дорогие,
Старики мои родные,
Я снесу яйцо другое,
Не златое, а простое.

Вариант от автора: А. Пиденко

Жили-были дед да баба,
С ними курочка вся Ряба.
На лесной, грибной опушке,
В старой скошенной избушке.
Ставил дед силки да сети,
Баба пряла в полусвете.
Курочка несла яички,
Да греблась всё по привычке.
Так они свой век и жили,
Дружно жили, не тужили.
Песни пели, сыты были,
Да весь свет благодарили.
Как-то раз, сев под крыльцо,
Снесла курочка яйцо.
С виду, вовсе не простое,
Не простое – золотое.
Подивился тому дед.
Будет бабка нам обед.
Баба тоже была рада,
Эка невидаль в награду.
Нам ли быть с тобой в печали,
Не такое мы видали.
Бей яйцо в сковороду,
Приготовлю я еду.
Дед бил, бил да кулак чуть не разбил,
Баба била, била, да лишь скалку загубила.
Сели рядом, чуть не плачут,
Как разбить яйцо иначе?
А в то время, сыр искала,
Мышка-норушка бежала.
Хвостиком своим вильнула,
Да яйцо на пол смахнула.
Скорлупа его разбилась,
В щели всё яйцо пролилось.
Плачет деда, баба плачет,
Ну, а курочка кудахчет.
Не плачь деда, не плачь баба,
Я же с вами, ваша Ряба.
Я снесу яйцо другое,
Не златое, а простое.
Зашла Ряба под крыльцо,
Будет новое яйцо.

Вариант от автора: Л. Ясиневская

Рядом с лесом на опушке
Старичок жил со старушкой,
Жили вместе много лет
С Рябой курочкой – без бед.
Дед домой дрова носил,
Вместе с бабой печь топил,
Баба, вкусненькое деду,
Каждый день пекла к обеду.
Ряба курочка – мала,
Яйца им всегда несла.
Как-то раз снесла яичко,
Но пришла мышь невеличка,
Хвостиком она вильнула,
На пол то яйцо смахнула,
Как упало и разбилось,
Так несчастье приключилось.
Плачет дед и плачет баба,
Курочка кудахчет Ряба:
«Деда, бабушка не плачьте,
Норы в доме все замажьте,
Я снесу яйцо другое,
Не простое – золотое.
Вы на рынок отнесёте,
Денег за него возьмёте,
И подумайте о том,
Как потратить их с умом.
Дом, к примеру, обновите
И счастливо вновь живите».
Только это всё сказала,
Из неё яйцо упало,
Всё сияет, золотое
И тяжёлое такое…
Старики так и решили,
Дом себе другой срубили,
И хозяйство прикупили,
Пса с котом в дом жить пустили.
Кот мышей в дом не пускает,
Пёс хозяйство охраняет,
Стали жить, да поживать,
Бед опять ни в чём не знать!

Белорусский сюжет

Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив — не разбив. Баба била, била, била — не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны — на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось — бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: «А-а-а, а-а-а, а-а!» (высоким голосом). Дед плачит: «У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды! Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: «Не простое яечко — золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи — трубу, а к трубе — избу, а в избу — лавцы. Завели ребят — все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.

(Мельников М. Н. Рус. Дет. Фольклор. М., 1987).

ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО(Пересказал: К. Ушинский)

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка ряба.Снесла курочка яичко:Яичко не простое —Золотое.

Дед бил-бил —Не разбил.Баба била-била — Не разбила.

Мышка бежала,Хвостиком махнула,Яичко упалоИ разбилось.

Дед и баба плачут,Курочка кудахчет:«Не плачь, дед, не плачь, баба!Я снесу вам яичко другое,Не золотое — простое».

КУРОЧКА РЯБА(Пересказал: А. Толстой)

Жили-были дед да баба,У них была курочка ряба.Снесла курочка яичко:Пестро, востро, костяно, мудрено, —Посадила яичко в осиное дупелко,В кут*, под лавку.Мышка бежала, хвостом вернула,Яичко приломала.Об этом яичке дед стал плакать,Бабка рыдать, вереи** хохотать,Курицы летать, ворота скрипеть,Сор под ногами закурился,Двери побутусились***, тын**** рассыпался,Верх на избе зашатался…А курочка ряба им говорит:— Дед, не плачь, бабка, не рыдай,Куры, не летайте,Ворота, не скрипите, сор под порогом,Не закуривайся,Тын, не рассыпайся,Верх на избе, не шатайся,Снесу вам еще яичко:Пестро, востро, костяно, мудрено,Яичко не простое — золотое.

Прочтений: 4 100

Русский сюжет

Саратовская обл.

Дорогое яичко

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147—148).

Воронежская обл.

Курочка рябушка

Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: «Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда — некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться — и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: «Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего».

(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969 г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, № 1.)

Вологодская обл.

Был старик, да старуха

Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: «Что же сделалось?» Тут между собой миряне стали драться с досады.

(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)

Актуальность сказки в наше время

Детские истории являются собранием народной мудрости, пусть и не в форме поучения. Сказка про курочку Рябу не исключение. Однако времена меняются, появляются новые реалии. Многие авторы пробуют по-своему рассказать известную всем легенду. Весьма интересна сказка про курочку Рябу на новый лад Ольги Ахметовой. В ее трактовке мышь, увидев яйцо, захотела его украсть, она позавидовала тому, что дед и бабка «станут богачами», а ведь и она «достойна миллиона». Те, в свою очередь, слишком долго думали, что делать со свалившимся на голову богатством. В итоге яйцо разбилось и не досталось никому. Смысл этой сказки в том, что каждому в жизни может выпасть счастливый шанс, но нужно распорядиться им с умом.

Еще одна сказка про курочку Рябу повествует о том, что яичко оказалось не золотым, а всего лишь киндер-сюрпризом. В сказке Игоря Шандры Ряба снесла яйцо Фаберже. Его отнесли на хранение в банк, чтобы уж наверняка не разбилось. Но и в этой версии деда с бабкой ждали слезы. А виновата оказалась компьютерная мышь: «хвостиком махнула», и весь банк исчез. А Ряба утешила тем, что исчезла подделка, а настоящее яйцо в целости и сохранности.

Вот такие интересные истории, и это лишь малая часть. Все говорит о том, что и в наше время сказка про курочку Рябу вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

Как должно быть в настоящей детской сказке?

Здесь хочу напомнить читателям, что эту дурь пересказал не только Лев Толстой. Курочку рябу, горбатил кретин Афанасьев, который чьи сказки не читал, сразу их переписывал и ставил подпись «Русская народная сказка». И к этому опусу приложил руку, другой мракобес от литературы: Ушинский, тот в отличие от Афанасьева, на все что читал, тоже переписывал но ставил свое авторство. Как, и нижний персонаж, родственник одного графомана, другой потомственный грофоман

Сказка «Курочка Ряба», Алексей Толстой

Жили-были дед да баба,

У них была курочка Ряба.

Снесла курочка яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, – Посадила яичко в осиное дупелко, в кут (Кут – угол), под лавку.

Мышка бежала, хвостом вернула, яичко приломала.

Об этом яичке дед стал плакать,

Бабка рыдать,

Вереи (Вереи – столбы у ворот) хохотать,

Курицы летать,

Ворота скрипеть,

Сор под ногами закурился,

Двери побутусились (Побутусились – выпятились, распузатились),

Тын рассыпался,

Верх на избе зашатался…

А курочка Ряба им говорит:

— Дед, не плачь,

— Бабка, не рыдай,

— Куры, не летайте,

— Ворота, не скрипите,

— Сор под порогом, не закуривайся,

— Тын, не рассыпайся,

— Верх на избе, не шатайся,

— Снесу вам еще яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено,

— Яичко не простое – золотое…

Вот зачем, спрашивается, еще ты — переписываешь эту графоманию, что в итоге, как, косноязычная графомань Алексея Толстого: по другому это обозначить нельзя. Теперь вы можете сложить все до кучи, и понять, как кучка графоманов-кретинов, делала русский эпос. До смеха прямо! Зачем переписывать по сто раз бред сивой кобылы, если до тебя это сделали, и сделал тот, кого пропаганда счиатает непревзойденным и великим писателем. Вдумайтесь в это!

«Курочка Ряба» — чтиво для слабоумных, или полных дегенератов?

Для тех и других вместе взятых, у кого в голове сами опилки и он позволяет себе такую дурь. Лично дело, что читать, для каждого, отдельного взятого человека. Только, не в случае, когда дурачок навязывает это своим детям, как великую сказку: «Курочка Ряба» шедевр русской литературы. И виноваты в этом не глупцы, а издатели, которые видят что опус «Курочка Ряба» он неадекватный, но почему-то включают его в сборник детских сказок.

Масса (в основном из числа пенсионеров и людей 40 + возраста), из бывшего «ссср», что сейчас перекочевала по разным независимым государствам: в своем большинстве — безмозглые тушки, которых в течении десятилетий воспитывали в духе раба, и чтобы сами не думали. Они не могут, в априори не имеют собственного мнения, и поэтому что навзяывает пропаганда таким «людям», как шедевр, они по правде считают это шедевром. Включить мозги это не для них — включать нечего. Вы, вот посмотрите по сторонам, они до сих пор живут в вымышленной и несуществующей стране советов: красные флаги, красные вожди, и косноязычные графоманы: возведенные в ранг великих писателей и поэтов, непревзойденная русская классика, о которой ни духом ни слыхом во всем мире не знают.

Отличие настоящей сказки от графомании

Во-первых, должно быть сказочно, а не глупо! Во-вторых, логично! И самое главное — сказка должна быть с интересным сюжетом, без обесцененной лексики, вроде: дед, баба. И без косноязычия и всякого «Пестро, востро, костяно, мудрено» Я не собираюсь писать по этому бреду сивой кобылы свое — для меня, вообще, не вопрос, чтобы придумать оригинальный сюжет. Но здесь, я в общем, покажу, как должно развиваться событие в детской сказке, в данном случае по образу «Курочка Ряба»

Сказка Курочка Ряба — графомания или шедевр

«Не плачь, дедушка! Не плачь, бабушка! Снесу я вам новое яйцо — не простое, а золотое» — сказала Курочка Ряба, и тут же снесла старикам, золотое яичко. Но только, после того, как разбилось обычное яйцо, и учитывая что курочка должна быть волшебной. Не такая ли, должна быть сказка детей? Продали бедные старики золотое яйцо и разбогатели. Зажили по-новому, по-багатому — дедушка построил Курочке новое гнездышко, отделал его золотом и прикрасами всякими. И Курочка несла им каждый день по золотому яичку. В один день, яичко старики брали себе, а что в другой, то продавали, а на эти деньги на все село пир устраивали.

Вывод: «Курочка Ряба» чтиво для слабоумных кретинов, написанное древним Иванушкой дурачком. Хотите фамилию этого «Иванушки», пожалуйста — Лев Толстой. Посмотрите как он погорбатил басни Эзопа, вообще прозреете, но перед тем советую заглянуть на страницу, где я дал подробный разбор полетов, этого, якобы «русского народного эпоса», и не только русского.

из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева

Как у нашей бабушки в задворенкеБыла курочка-рябушечка;Посадила курочка яичушко,С полки на полку,В осиновое дупёлко,В кут под лавку.Мышка бежала,Хвостом вернула —Яичко приломала!Об этом яичке строй стал плакать,Баба рыдать, вереи хохотать,Курицы летать, ворота скрипеть;Сор под порогом заку́рился,Двери побутусились, тын рассыпался;Поповы дочери шли с водою,Ушат приломали,Попадье сказали:«Ничего ты не знаешь, матушка!Ведь у бабушки в задворенкеБыла курочка-рябушечка;Посадила курочка яичушко,С полки на полку,В осиновое дупёлко,В кут под лавку.Мышка бежала,Хвостом вернула —Яичко приломала!Об этом яичке строй стал плакать,Баба рыдать, вереи хохотать.Курицы летать, ворота скрипеть,Сор под порогом заку́рился,Двери побутусились, тын рассыпался;Мы шли с водою — ушат приломали!»Попадья квашню месила —Всё тесто по полу разметала;Пошла в церковь, попу сказала:«Ничего ты не знаешь…Ведь у бабушки в задворенке(Снова повторяется тот же рассказ.)……… тын рассыпался;Наши дочери шли с водой —Ушат приломали, мне сказали;Я тесто месила —Всё тесто разметала!»Поп стал книгу рвать —Всю по полу разметал!

Удивительные вариации

Сказка о курочке Рябе имеет немало вариантов. И различия порой очень существенные.

Далее разбитое яйцо (отнюдь не золотое, а самое простое) породило настоящую панику. Даже предметы переполошились — «верх на избе шатается». Старушка стала плакать, старик возрыдал. Девочка-внучка с горя удавилась.

Мимо прошла просвирня, спросила, в чём дело. «Как нам не плакать!» — и следует рассказ обо всех событиях, начиная с разбитого яйца. Просвирня услыхала — все просвиры изломала. Затем о происшествиях узнал дьячок, побежал на колокольню и перебил все колокола.

Александр Николаевич АфанасьевФото: ru.wikipedia.org

Заканчивается сказка очередной странной реакцией:

Тут и сказке конец. Сюжет оборван. Открытый финал? А дальше могла быть продолжена череда неадекватных реакций. Однако сказано, что яйцо «мудрено».

Интересен вариант Алексея Николаевича Толстого. Начало знакомое: «Жили-были дед да баба. У них была курочка Ряба». Далее всё предсказуемо — снесла курочка яичко: «пёстро, востро, костяно, мудрено». Мышка хвостиком «вернула», и результат понятен. И началась настоящая фантасмагория. Дед и баба начали рыдать, ворота скрипеть, куры летать… Но заканчивается сказка утешением: Ряба пообещала снести другое яйцо, не простое, а золотое.

Алексей Николаевич ТолстойФото: Russian Academy of Sciences, ru.wikipedia.org

Перевёртыш привычного сюжета. Разбилось простое яйцо, а курица взамен пообещала золотое. То есть нечто более ценное.

Теремок

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Описание

Курочка Ряба это русская народная сказка. И она не так проста, как может показаться на первый взгляд. Существует два ее варианта. Их вы почитаете нижу. Вы когда-нибудь задумывались почему дед да баба золотое яйцо разбить хотели? Ведь его можно было продать, да и купить все что угодно. Но нет. золотое и яйцо символизируют, что-то то другое, не просто еду и богатство. А может все гораздо проще и эта сказка о чем-то нам понятном. Возможно о глупости. Вот снесла курочка золотое яйцо, а они не рады. Не понимают своего счастья и не видят ценности.

Вариант 1

Жили-были дед да баба

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, не простое — золотое.

— Дед бил, бил — не разбил

— Баба била, била — не разбила.

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

Вариант 2

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

— О чем вы плачете?

— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

— Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

Вернуться Назад в категорию Сказки для 1 класса

СКАЗКА ПРО КУРОЧКУ РЯБУ

     Для доказательства этого приведём один пример.
     Всем известна сказка про курочку Рябу. Эта, на первый взгляд, незатейливая русская народная сказка даже скорее детская, чем взрослая. А между тем  образ  незатейливости  и  детскости сохранил для арийский потомков всего мира одну из очень серьёзных Вед.
     Чтобы расшифровать сказку, возьмём «ключи», которые оставили своим потомкам русские волхвы.

Во-первых, в сказке речь идёт о курице и непременно рябой.
     По ключу, курица рябая является ничем иным, как творческой силой Нави. Это, на языке современной физики, ячеистое голографическое бесконечное информационное поле, на ячеистость которого указывает рябость курицы. Курица (информационное поле) сносит яйцо. Как мы уже знаем, яйцом у арийских народов всегда являлась Вселенная. Предки ариев, ориане-гипербореи, хорошо знали о конечности проявленных вселенных и об их сферичности. Но курочка Ряба снесла яйцо не простое, а золотое.
     По ключу, золото у ариев было конечным завершением какого-либо процесса.
     В этом нетрудно убедиться, если вспомнить другие русские, немецкие или кельтские народные сказки; в данной сказке золотое яйцо указывает на конечность эволюционного процесса во Вселенной. Значит, золотое яйцо курочки является как раз той вселенной, которая уже ступила на путь своего заката.

Тогда кто такие бабка с дедом?
И почему они пытаются расколоть золотое яйцо?
     Эзотерически, и волхвы хорошо знают, что высокодуховная личность, какой бы она ни была старой и немощной, в физическом отношении, уходя в Ирий или к соединению с Родом, на энергетическом уровне представляет собой молодое и мощное энергообразование. В сказке прямо сказано, что золотое яйцо раскалывают старые люди. Следовательно, эти души (а речь идёт именно о душах, а не о живых людях) — не обитатели Ирия. Они — типичные изгои и их место на свалке человеческих «энергозапчастей» Нави, на что и указывает старость. Эти дед с бабкой стараются расколоть золотое яйцо. Зачем, оно ведь золотое! А вот зачем их души, понимая, что эволюционный путь Вселенной закончен и неизвестно, когда на этом месте океана памяти и покоя появится новая молодая Вселенная, стремятся попасть в уходящий от них Ирий. То есть в душах стариков возникло желание эволюционировать. Как говорят лучше поздно, чем никогда. На их глазах прошедшая свой эволюционный путь Вселенная гибнет.
     По ключу, мышка — как раз та самая сила Нави, которая поглощает остановившиеся в своём развитии вселенные. Естественно, плачут и дед, и бабка. Но созидательные силы Нави — курочка Ряба — их утешает. «Не плачь, бабка, не плачь, дед — я снесу вам не золотое яйцо, а простое».

Для психики современного человека, погрязшего в поисках материальной выгоды, курица говорит абсурд разве можно сравнивать простое яйцо с золотым?
     Да на золотое яйцо можно приобрести целую корзину простых яиц. Но дед с бабкой этим утешаются и перестают плакать.
     Это и понятно души, застрявшие в Нави, ждёт следующей этап эволюции, уже в новой молодой вселенной.
     Казалось бы, небольшая компактная Веда о Нави и о страдании человеческих душ, оказавшихся за бортом уходящей к Роду вселенной, но какая гигантская заключена в ней информация!
Г.Сидоров-Тайная хронология и психофизика…русского народа… Стр 390-392

Калейдоскоп загадок

Трактовок сказки о курочке Рябе может быть очень много. Порой — взаимоисключающих. Даже в том, что курочка — именно Ряба (бело-чёрная), тоже есть смысл. Белый цвет — день, чёрный — ночь. А тут двухцветие. Рябая курица — среднее между днём и ночью. А более глобально — между жизнью и смертью. И золотое яйцо — нечто неживое. А простое — продолжение жизни.

Золото добывают под землёй. Поэтому оно ассоциировалось со смертью. И деду с бабой пришла весть о скором уходе. Единственный выход отсрочить это — разбить яйцо. Но золото не бьётся. Сделала это мышка — посредница между земным и подземным мирами. И дед с бабой плачут — они не смогли обойти судьбу. Курочка Ряба обещает им другое яйцо — простое. То есть шанс продлить жизнь.

Но можно трактовать и в весьма бытовом ключе. Золотое яйцо — шанс улучшить жизнь. Кстати, на подобные мысли наталкивает вариант Алексея Толстого, где взамен разбитого простого Ряба обещает золотое. Но в версии Ушинского дед и баба не поняли его ценности. Им нужна яичница здесь и сейчас. Мечта сбылась. Но это слишком простое толкование.

Диего Веласкес, «Старая кухарка» 1618 г.Фото: ru.wikipedia.org

Яйцо может быть и символом возрождения и обновления жизни. Мифологическая птица Феникс сама себя сжигала и возрождалась. По одной из версий, на месте самосожжения появлялось яйцо, из которого и появлялся на свет молодой, обновлённый Феникс, ещё более прекрасный. А песня его обладала магическими свойствами.

Очень вероятно, что жар-птица из русских сказок — тоже некий вариант Феникса. Жар от самосожжения, а затем — возрождение. Это могло быть как раз через новое яйцо — очень вероятно, что золотое.

Смерть феникса, сгорающего в пламени, Абердинский бестиарийФото: ru.wikipedia.org

…Незамысловатая, на первый взгляд, сказка содержит в себе много смысла. Она подобна зерну, которое прорастает постепенно в сознании читателя. А ещё — пища для размышлений. У каждого своя цепочка ассоциаций. Вероятно, сказка ещё не до конца разгадана. И сделать это предстоит новым читателям.

  • Баба яга что делает в сказках
  • Баба яга читать сказку для детей
  • Баба яга фото из сказки милляр
  • Баба яга фантастический персонаж в сказках ее часто называют ее неизменные спутники
  • Баба яга украла девочку сказка