«Бабушка в окошке»: судьба главной сказочницы Советского Союза, Анастасии Зуевой
Анастасия Зуева прожила долгую жизнь и всегда играла старушек — даже в молодости. Но больше всех зрители помнят и любят её роль сказительницы. Мы расскажем, почему у актрисы были неважные отношения с единственным сыном и как нечистоплотные люди пользовались её добротой и щедростью.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» – так начинала свой рассказ бабушка-сказочница, распахнув резные ставни и чуть прищурив глаза, с хитроватой улыбкой глядя на зрителей. А иногда зрители — малыши-дошкольники и ребята постарше — слышали от нее другие слова: «Здрасьте, милые ребята, пионеры, октябрята!» Именно с этой бабушки начинались самые интересные киносказки Александра Роу. Никто не знал, как ее зовут, называли просто — бабушка-сказительница. И очень любили.
Верующая заступница
Анастасия Зуева прожила долгую жизнь, наполненную удивительными противоречиями. Ее обожали чиновники самых высоких рангов — а она отказывалась вступать в партию, потому что была глубоко верующим человеком. И ей за это ничего не было. Более того — бабушка-сказочница осмеливалась заступаться за репрессированных. И снова — без последствий. Ее амплуа в театре называлось «комическая старуха» — а она до последних лет была модницей и кокеткой, обожала веселые вечеринки и светские мероприятия.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сирота на воспитании у тётки
Анастасия Зуева родилась в 1896 году в маленьком селе Тульской губернии. Две сестрички — Настя и Лиза — росли, обласканные родительской любовью, пока не случилась беда: умер отец. Настала совсем другая жизнь. Насте тогда было 5 лет. Мама вскоре привела в дом отчима — полковника жандармерии. Чужие дочки ему были не нужны. Так девочки оказались на воспитании у сестры матери. Нет, тетка она была хорошая, племянниц не обижала, даже баловала. Но Настя все чаще стала уходить одна на речку с удочкой. Часами сидела там, в тишине, погрузившись в свои мысли, и не хотелось ей ни бегать с сестрой и уличными ребятами, ни баловаться.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Народные артисты СССР Олеги Стриженов и Анастасия Зуева в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского на сцене Московского Художественного академического театра СССР им. М. Горького
РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В артистки!
Тетка была управляющей в барской усадьбе, ее считали почти членом семьи, она привыкла к интеллигентным разговорам, полюбила искусство. Как только появилась возможность, она перебралась в Москву вместе с племянницами. И устроила Настю и Лизу в гимназию. С крестьянской жизнью было покончено. Общаясь с девочками из богатых семей, вхожих в дома артистов, Настя скоро загорелась идеей стать актрисой. Но тут уж тетка была решительно против: по ее мнению, театр — место разврата, и порядочной девушке там делать нечего!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но Настя проявила характер. Ей удалось поступить в Школу-студию МХАТ (тогда она называлась Школой драматического искусства), мало того — ее педагогом стал сам Константин Станиславский. Обучение продвигалось так хорошо, что способную девушку уже через год начали вводить в спектакли и выпускать на сцену. Первые же роли в исполнении Насти получили одобрение мастеров. А потом она блестяще сыграла старуху в одной из пьес, поразив всех своим характерным талантом.
Станиславский произнес пророческую фразу: «Быть тебе вечной старухой на сцене!».
22-летняя девушка ничего не имела против такого амплуа: ей нравилось перевоплощаться. Стройная и хорошенькая в жизни, она надевала сценический костюм старухи с «толщинкой», красивые руки с длинными аристократическими пальцами прятала под уродливые перчатки, набитые ватой, — и сидящие в зале зрители видели на сцене гоголевскую Коробочку, «Мать» Горького, Квашню из «На дне», Мисс Уордл из «Пиквикского клуба» Диккенса…
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Муж-тиран отобрал сына
Конечно, ей хотелось не только блистать на сцене — хотелось любви, семьи, ребятишек. И в 1918 году, сразу после революции, Настя вышла замуж. Да не за простого парня (все время хочется перейти на стиль сказительницы!) — за большого железнодорожного начальника. Иван Евсеев был почетным гражданином Москвы, и даже новые власти не стали его обижать. Казалось, молодые жили хорошо, дом у них был зажиточный… Но идиллия продлилась недолго: властный муж, привыкший командовать, попробовал «отлучить» Настю от театра. Она отказалась. Дальше — больше: муж сначала потихоньку, а потом в открытую, стал гулять, мог до утра просидеть с дружками в ресторане.
Его злил плач ребенка — Настя родила сына Костю.
Когда же Иван, решив «проучить» жену, намотал на руку ее косу и потаскал ее по полу, Настя мгновенно собралась и ушла от него. Правда, сына он ей не отдал. Настя очень страдала в разлуке с Костей, редкие свидания — когда разрешал своенравный отец — делали только хуже: плакал мальчик, плакала она… Костя так и жил с отцом, пока не повзрослел и не стал студентом. Потом он сам приходил к матери, Анастасия пыталась наладить отношения со взрослым сыном, но не получилось: воспитанный отцом-деспотом, юноша вел себя по отношению к матери потребительски, они все время ссорились. Зато позднее, когда он женился, и у него родилась дочка, Анастасия Зуева стала для нее самой ласковой и любящей бабушкой.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Репродукция фотографии актеров Владимира Ершова (слева) в роли Нехлюдова и Анастасии Зуевой (справа) в роли Матрены в сцене из спектакля по роману Л. Толстого «Воскресение»
РИА Новости
Второго мужа «увела» обогретая сирота
В 36 лет Анастасия снова вышла замуж — за Виктора Оранского, композитора. Это было счастливое время: красивый, умный, любящий муж, аншлаги на ее спектаклях, роли в фильмах… Настя будто помолодела, даже размолвки с сыном уже не причиняли ей такой боли, как прежде. Ее щедрая душа охотно отзывалась на любую просьбу о помощи, она никому не отказывала, если просили похлопотать, и высокие чиновники обычно выслушивали просьбы любимой актрисы благосклонно. Она вытаскивала людей из лагерей, отправляла посылки в тюрьмы, хлопотала за «политических» во время репрессий, хотя это было очень опасно, можно было самой там оказаться. И никогда не рассказывала о своих добрых делах.
Однажды Анастасия увидела на улице продрогшую, бедно одетую девушку.
Сердце актрисы дрогнуло. Узнав, что девушка — сирота и что ей негде жить, она, недолго думая, привела ее к себе. Разве могла она подумать, что будет наказана за свою доброту и щедрость… Зуева относилась к сироте, как к приёмной дочери, и поверить не могла, когда узнала, что между ней и мужем начался роман. Виктор Оранский, пряча глаза, ушел из семьи вместе с юной подругой.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Возвращение блудного мужа
Потом, уже во время Великой Отечественной, он вернулся к бывшей жене. С ребенком на руках. Оказалось, что новая любовь его бросила — нашла более выгодную партию. И Зуева приняла и неверного мужа, и его ребенка. Стала заботиться о них, ведь в военные годы везде было очень трудно с продуктами, а знаменитая артистка жила чуть полегче остальных. Правда, снова мужем и женой они не стали: у Зуевой было отменное чувство собственного достоинства, после предательства мужа Анастасия относилась к нему с некоторой брезгливостью.
Кадр из фильма «Васек Трубачев и его товарищи». Трубачев — Олег Вишнев, тетя Дуня — актриса Анастасия Зуева
РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Выступления на фронте
Кто только не жил в доме Анастасии Зуевой! Раненые, голодные, бездомные, причем совершенно чужие люди, с которыми она случайно познакомилась во время выступлений фронтовой бригады… Некоторые останавливались на пару дней — передохнуть, отоспаться, помыться, поесть горячего. Другие жили по месяцу и больше. А хозяйка дома ездила на фронт — выступать, поддерживать боевой дух защитников Родины. Бойцы с радостью встречали «комическую старуху» и ее коллег на передовой.
Случалось всякое — до смерти было, как в песне, «четыре шага».
Но судьба берегла артистку. Позднее она рассказывала: «…Мы собрались на какой-то лужайке – километра за два от немцев, устроили помост, выступали, а мальчики страшно смеялись. Потом появился обед в котелках, и мы тоже поели. Ну, и я решила снова выступить, чтобы эти мальчики еще немного отдохнули. Сказала им, что и у меня два племянника воюют, и вот я с удовольствием воюю, но я воюю своим словом, а вы нас защищаете. И поблагодарила их, а они улыбались. И мы думали, что даем нашим солдатам частичку радости…»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Она даже на фронт брала с собой красивое постельное белье, шелковую ночную сорочку — привыкла, чтобы все было «на высоте». Тщательно гримировалась — так же, как в театре, не обращая внимания на звуки выстрелов и взрывы неподалеку.
Японский поклонник-миллионер
Великая Отечественная закончилась, давно шли мирные годы, и Анастасия Зуева была уже немолода. В 1959 году она отправилась на гастроли в Японию. И покорила там сердце миллионера. Поклонник ездил за труппой театра из города в город, и повсюду находил Зуеву и предлагал ей руку и сердце. Но она отказала — не могла покинуть страну и любимый театр.
Кадр из кинофильма «Юбилей». Народный артист СССР Виктор Станицын в роли председателя коммерческого банка Шипучина и народная артистка СССР Анастасия Зуева в роли Мерчуткиной
РИА Новости
Пастернак посвятил ей стихи
В кино Анастасия Зуева тоже играла преимущественно старух. И, конечно, главная ее роль — сказительница в сказках Роу. Роль, по которой и сегодня ее узнают зрители нескольких поколений — достаточно услышать первые слова. А еще она озвучивала мультфильмы — «Сказку о рыбаке и рыбке», например. Однажды ей посвятил стихи сам Борис Пастернак. В них были такие строчки: «Вы — подлинность, вы — обаянье, вы вдохновение само…» Именно эти стихи высечены на могиле Анастасии Зуевой, великой актрисы, бабушки-сказительницы, самоотверженного и доброго человека.
А мы предлагаем узнать о судьбе Алексея Катышева и сестер Юкиных, тоже снимавшихся в сказках Александра Роу.
Она была ученицей и любимицей Станиславского, всю жизнь прослужила во МХАТе и уже в самом начале карьеры играла характерных старух. Телезрители же узнали её по образу бабушки-сказительницы из фильмов-сказок Александра Роу. Вне сцены она была необычайно изящна, у неё была масса поклонников, ей посвящал стихи Иосиф Бродский, японский миллионер был готов бросить к ногам Анастасии Зуевой все свои богатства. Она же пережила предательство самых близких людей, а после невероятно страдала от потребительского отношения сына, с которым была разлучена долгие годы.
Предательство матери
Анастасия Зуева. / Фото: www.mt.ru
Она появилась на свет в декабре 1896 года в тульском селе Спасское и до пяти лет была, кажется, самым счастливым ребёнком в мире. Отец её, Платон Зуев, был гравером по самоварам, и семья считалась, если не зажиточной, то вполне обеспеченной. Сёстры, Настя и Лиза, были очень разными. Лиза – весёлая и озорная, а Настя – спокойная, задумчивая, любящая одиночество и рыбалку.
Когда Анастасии Зуевой было пять лет, отец скоропостижно скончался от воспаления лёгких, а мама вскоре вышла замуж во второй раз. Избранником её стал жандармский полковник, который не слишком жаловал дочерей супруги. И мама не нашла ничего лучшего, чем передать девочек на воспитание своей сестре.
Анастасия Зуева. / Фото: www.mt.ru
К счастью, тетка была хоть и строга чрезвычайно, племянниц любила и окружала их поистине материнской заботой. Она служила управительницей в богатом имении, была на очень хорошем счету, а потому и к Лизе с Настей относились очень хорошо, даже сажали за барский стол, где Настя с жадностью прислушивалась к разговорам об искусстве.
Чуть позже тетушка вместе с племянницами перебралась в Москву, завела знакомство со столичной интеллигенцией, что не могло не сказаться на становлении Лизы и Насти. Они учились в гимназии, а после Настя стала посещать театральную студию. Тётка была категорически против увлечения Анастасии, но девушка успешно прошла отбор в частную Школу драматического искусства.
Анастасия Зуева. / Фото: www.yandex.net
Заведение считалось престижным и дорогим, но педагоги с самого начала увидели в изящной Анастасии актёрский дар, а потому зачислили её на бесплатное обучение. Это стало решающим аргументом для того, чтобы строгая тётушка позволила племяннице учиться актёрскому мастерству. И вскоре Анастасия Зуева была принята в труппу 2-й студии МХТ, а спустя 8 лет, в 1924 году, стала служить во МХАТе.
Разбитые мечты о счастье
Анастасия Зуева. / Фото: www.visualrian.ru
Почти сразу после революции Анастасия Зуева вышла замуж за начальника Северных железных дорог Ивана Евсеева. Актриса надеялась прожить с супругом долгую счастливую жизнь, в любви и взаимопонимании. Да вот только Иван Степанович представлял себе семейную жизнь совсем по-другому. Вскоре он стал требовать от жены постоянного присутствия дома, а к службе её в театре относился с пренебрежением. Сам же днями пропадал в ресторане, не отказывал себе в утехах с дамами лёгкого поведения, да и руку на жену стал поднимать, не стесняясь даже присутствия сына Кости, родившегося в 1918 году.
Анастасия Зуева. / Фото: www.mt.ru
После выволочки, устроенной мужем без всякой причины, Анастасия Зуева от него ушла. Иван Евсеев в отместку оставил сына у себя и с матерью видеться ему почти не позволял. Лишь когда Константин поступил на мехмат в МГУ, он смог уйти от отца к матери. Потом сын актрисы перешёл в академию Жуковского, сначала служил военным инженером, позже трудился в космической отрасли.
А вот отношения с матерью его так и не сложились. Он относился к ней потребительски, да и супругу себе нашёл такую, что больше всего на свете любила деньги.
Новое предательство
Анастасия Зуева. / Фото: www.geopainting.com
Актриса была в курсе всех театральных новинок, посещала музеи и выставки. Она всегда была очень изящна, следила за собой и позже, во время войны, когда ездила на фронт в составе концертной бригады. Анастасия Зуева неизменно тщательно одевалась, носила обязательно шелковое белье и считала, что женщина при любых обстоятельствах должна выглядеть хорошо. К слову сказать, она имела множество правительственных наград, но оставалась беспартийной, так как была глубоко верующим человеком.
Карьера актрисы в театре складывалась вполне успешно, да и личная жизнь наладилась. В начале 1930-х готов она вышла замуж за известного композитора Виктора Оранского, который, казалось, относился к жене с любовью и уважением. Анастасия Зуева всегда была хлебосольной хозяйкой, в её доме постоянно было много людей, приходили коллеги по театру, академики, художники, писатели, студенты Школы-студии МХАТ.
Виктор Оранский. / Фото: www.discogs.com
Но гостеприимство и радушие актрисы сыграло с ней злую шутку. Когда она взялась поучаствовать в жизни юной барышни, мечтающей о театральной сцене, девушка стала часто бывать в доме Анастасии Зуевой, брала уроки актёрского мастерства и готовилась к поступлению в театральный. Вот только очень быстро мечты о театре превратились в мечты о супруге своей благодетельницы. И юное создание покинуло дом актрисы, уведя за собой Виктора Оранского. Барышня быстро узаконила свой брак и осчастливила супруга рождением дочери.
Анастасия Зуева. / Фото: www.sputniknews.ru
А через пять лет, уже во время Великой Отечественной войны, нашла себе более благополучного супруга, оставив Виктору Оранскому дочь. Сердобольная Анастасия Платоновна вместе с сестрой Елизаветой отправилась к бывшему мужу. В результате супруг, когда-то предавший актрису, и его дочь от другой женщины поселились в доме Зуевых. Дочь, правда нерадивая мать вскоре забрала, а вот Виктор Оранский жил в доме бывшей жены до самой своей кончины в 1953 году.
Анастасия Зуева простила бывшего мужа и, как расскажет после внучка актрисы Елена Симакова, продолжала его любить до конца дней. И категорически отвергала ухаживания других мужчин. Когда МХАТ в 1959 году был с гастролями в Японии, в актрису влюбился очень богатый бизнесмен. Он ухаживал за актрисой, несколько раз предлагал ей руку и сердце, но Анастасия Зуева с присущим ей тактом говорила твёрдое «нет». Через девять лет, когда актриса снова оказалась в Японии с гастролями, ситуация повторилась. Всё тот же миллионер продолжал настойчиво добиваться её внимания, окружая теплом и заботой. И не имея никакой надежды на взаимность.
Любящая бабушка
Анастасия Зуева. / Фото: www.ytimg.com
Анастасия Платоновна всю жизнь старалась бескорыстно помогать людям и потребительского к себе отношения принять никак не могла. Это и стало главной причиной её разлада с сыном Константином. Они очень мало общались друг с другом, но при этом Анастасия Зуева воспитывала его дочь Елену. Бабушка и внучка оказались самыми близкими людьми.
Анастасия Зуева. / Фото: www.kino-teatr.ru
Актриса была строга с внучкой, но её любовь превосходила все строгости. Впоследствии Елена Константиновна признавалась: никто и никогда не любил её так, как бабушка. Анастасия Платоновна Леночку не баловала, воспитывала её личным примером, позволяла общаться со своими гостями и неизменно гордилась тем, что внучка знает иностранные языки. Актриса до конца дней оставалась верна родному МХАТУ.
Когда в 1954 году у неё случился первый инсульт, она смогла восстановиться и вернуться на сцену. В 1986 году повторный инсульт унёс жизнь гениальной актрисы.
Анастасия Зуева сыграла одну и ту же роль в нескольких фильмах Роу – старушку-сказительницу, в том числе и в сказке «Огонь, вода и медные трубы». В этом фильме Роу впервые снялись не только дебютанты, но и признанные мэтры – например, Михаил Пуговкин, для которого съёмки стали настоящим испытанием…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Имя актрисы Анастасии Зуевой в прошлом веке было очень популярным. Сейчас зрители могут не вспомнить фамилию, но саму Анастасию Платоновну знают в лицо несколько поколений. Она — та самая сказочница из фильмов Александра Роу, которая открывала ставни, и начинала историю.
Сказки “Морозко”, “Варвара-краса” и многие другие невозможно представить без бабушки-сказочницы в ее высоком кокошнике и ярком сарафане. Конечно же, творческая биография артистки не ограничилась только ролью в сказках. Анастасия Зуева была актрисой с большой буквы.
А я буду артисткой!
Настенька Зуева родилась в 1896 году. Ее родина — деревня в Тульской области. Девочка была дочерью состоятельного крестьянина, и семья жила вполне обеспеченно, пока отец не скончался. Вскоре мать Анастасии снова вышла замуж. Как это нередко бывает в жизни, в новой семье места для Анастасии и ее сестры не нашлось, и мать перевезла девочек к их тетке.
В доме тети сестрам Зуевым жилось неплохо. Их и вправду любили, обеспечили девочкам образование, приучили к домашнему труду. Конфликт с тетей у Анастасии возник уже в почти взрослом возрасте. Девушка изъявила желание пойти учиться на артистку, тетка-консерватор, конечно же, была против. Женщина даже пригрозила, что откажется оплачивать учебу племянницы, но этого и не понадобилось.
В школу драматических искусств, которая впоследствии станет школой-студией МХАТ, абитуриентку приняли с первой попытки, и за талант обучали бесплатно. Так Зуева стала одной из первых, кто получил образований в мхатовской школе-студии. Анастасия Платоновна навсегда осталась верна своей Альма-матер — театру МХАТ.
После окончания школы-студии, началась насыщенная театральная жизнь Анастасии Зуевой. Вместе с труппой она объездила весь Урал, Кавказ, Украину. Ее учителем был сам Станиславский, и Зуева на сцене просто блистала.
Ей не было и 30, когда она сыграла старуху Коробочку из “Мертвых душ”. Эта роль стала знаковой: артистке стали предлагать играть сильных духом женщин, матерей, старушек. Она была задействована в более чем 40 постановках, и это только в театре. А было еще и кино.
Анастасия Зуева: женщина-парадокс
Популярность Анастасии Зуевой была неоспоримой. Ее любили зрители, режиссеры, партийная верхушка. Более того, актрисе много сходило с рук. Например, она никогда не скрывала, что была глубоко религиозна, и не вступила в партию. Но это вовсе не помешала ей получить орден Ленина.
На сцене Анастасия Платоновна блистала, а жизни отличалась прямолинейностью: не умела обманывать и притворяться. Друзья артистки рассказывали, что даже анекдоты она рассказывала очень посредственно. Зато к ней постоянно тянулись люди.
Ее небольшая квартира в Камергерском переулке в Москве стала местом встреч театральной элиты военных, писателей и поэтов.
В гостях у Зуевой бывали и простые студенты МХАТа, которых артистка старалась накормить и помочь материально, и именитые офицеры. Например, к ней часто захаживал летчик Чкалов. Говорят, он был неравнодушен к Анастасии Зуевой, и лишь его гибель помешала ему сделать актрисе предложение.
К дню рождения Зуевой стихи ей написал сам Пастернак. Анастасия Платоновна абсолютно не боялась дружить с неугодными властям поэтами, потому двери ее дома были всегда открыты.
Кстати, она практически ничего не боялась. В войну более 10 раз была на фронте, выступала перед бойцами. За отвагу получила медаль, а артистам их выдавали не частно.
Обратная сторона медали, или личная жизнь Анастасии Зуевой
За блестящую карьеру Анастасия Зуева заплатила личной трагедией. Первый супруг артистки оказался человеком с тяжелым характером. Мужчина трудился инспектором на железной дороге, и был далек от мира кино. Нередко он поднимал руку на жену, изменял, требовал, чтоб Анастасия отказалась от профессии.
Вскоре последовал развод, муж забрал с собой и их общего сына. Анастасия Зуева тяжело пережила этот период, но со сцены не ушла. С сыном хоть и редко, но общалась. Он подарил ей двух внучек, которые стали для Зуевой смыслом жизни.
Второе замужество артистки было более успешным. Она стала женой композитора Оранского. Вместе они прожили, пока артистка не овдовела в 1953 году. Больше Анастасия Зуева в ЗАГС не ходила. Артистки не стало в 1986. Ей было 96, она была знаменита и любима публикой. На Новодевичьем кладбище ее покой охраняют мраморные ставни. Те самые, которые она открывала, чтоб подарить зрителям добрую сказку.
См.также:
Александр Роу: как сложилась судьба знаменитого киносказочника
За кадром фильма «Садко»: Несказочные судьбы героев легендарной киносказки
Наталья Седых — Настенька из советских сказок
Как снимали «Морозко»
Судьба актрисы
Как выглядела в молодости и как жила знаменитая бабушка из сказок Анастасия Зуева
Автор:
10 марта 2020 14:15
Имя актрисы Анастасии Зуевой в прошлом веке было очень популярным. Сейчас зрители могут не вспомнить фамилию, но саму Анастасию Платоновну знают в лицо несколько поколений. Она — та самая сказочница из фильмов Александра Роу, которая открывала ставни, и начинала историю.
Сказки “Морозко”, “Варвара-краса” и многие другие невозможно представить без бабушки-сказочницы в ее высоком кокошнике и ярком сарафане. Конечно же, творческая биография артистки не ограничилась только ролью в сказках. Анастасия Зуева была актрисой с большой буквы.
А я буду артисткой!
Настенька Зуева родилась в 1896 году. Ее родина — деревня в Тульской области. Девочка была дочерью состоятельного крестьянина, и семья жила вполне обеспеченно, пока отец не скончался. Вскоре мать Анастасии снова вышла замуж. Как это нередко бывает в жизни, в новой семье места для Анастасии и ее сестры не нашлось, и мать перевезла девочек к их тетке.
В доме тети сестрам Зуевым жилось неплохо. Их и вправду любили, обеспечили девочкам образование, приучили к домашнему труду. Конфликт с тетей у Анастасии возник уже в почти взрослом возрасте. Девушка изъявила желание пойти учиться на артистку, тетка-консерватор, конечно же, была против. Женщина даже пригрозила, что откажется оплачивать учебу племянницы, но этого и не понадобилось.
В школу драматических искусств, которая впоследствии станет школой-студией МХАТ, абитуриентку приняли с первой попытки, и за талант обучали бесплатно. Так Зуева стала одной из первых, кто получил образований в мхатовской школе-студии. Анастасия Платоновна навсегда осталась верна своей Альма-матер — театру МХАТ.
После окончания школы-студии, началась насыщенная театральная жизнь Анастасии Зуевой. Вместе с труппой она объездила весь Урал, Кавказ, Украину. Ее учителем был сам Станиславский, и Зуева на сцене просто блистала.
Ей не было и 30, когда она сыграла старуху Коробочку из “Мертвых душ”. Эта роль стала знаковой: артистке стали предлагать играть сильных духом женщин, матерей, старушек. Она была задействована в более чем 40 постановках, и это только в театре. А было еще и кино.
Анастасия Зуева: женщина-парадокс
Популярность Анастасии Зуевой была неоспоримой. Ее любили зрители, режиссеры, партийная верхушка. Более того, актрисе много сходило с рук. Например, она никогда не скрывала, что была глубоко религиозна, и не вступила в партию. Но это вовсе не помешала ей получить орден Ленина.
На сцене Анастасия Платоновна блистала, а жизни отличалась прямолинейностью: не умела обманывать и притворяться. Друзья артистки рассказывали, что даже анекдоты она рассказывала очень посредственно. Зато к ней постоянно тянулись люди.
Ее небольшая квартира в Камергерском переулке в Москве стала местом встреч театральной элиты военных, писателей и поэтов.
В гостях у Зуевой бывали и простые студенты МХАТа, которых артистка старалась накормить и помочь материально, и именитые офицеры. Например, к ней часто захаживал летчик Чкалов. Говорят, он был неравнодушен к Анастасии Зуевой, и лишь его гибель помешала ему сделать актрисе предложение.
К дню рождения Зуевой стихи ей написал сам Пастернак. Анастасия Платоновна абсолютно не боялась дружить с неугодными властям поэтами, потому двери ее дома были всегда открыты.
Кстати, она практически ничего не боялась. В войну более 10 раз была на фронте, выступала перед бойцами. За отвагу получила медаль, а артистам их выдавали не частно.
Обратная сторона медали, или личная жизнь Анастасии Зуевой
За блестящую карьеру Анастасия Зуева заплатила личной трагедией. Первый супруг артистки оказался человеком с тяжелым характером. Мужчина трудился инспектором на железной дороге, и был далек от мира кино. Нередко он поднимал руку на жену, изменял, требовал, чтоб Анастасия отказалась от профессии.
Вскоре последовал развод, муж забрал с собой и их общего сына. Анастасия Зуева тяжело пережила этот период, но со сцены не ушла. С сыном хоть и редко, но общалась. Он подарил ей двух внучек, которые стали для Зуевой смыслом жизни.
Второе замужество артистки было более успешным. Она стала женой композитора Оранского. Вместе они прожили, пока артистка не овдовела в 1953 году. Больше Анастасия Зуева в ЗАГС не ходила. Артистки не стало в 1986. Ей было 96, она была знаменита и любима публикой. На Новодевичьем кладбище ее покой охраняют мраморные ставни. Те самые, которые она открывала, чтоб подарить зрителям добрую сказку.
Источник:
Ссылки по теме:
Наверняка вы все помните бабушку-киносказочницу…»…В некотором царстве, в некотором государстве…»…так у неё начинался рассказ в киносказке. Открывались резные ставни и бабушка начинала свой рассказ, чуть прищурив глаза, с хитроватой улыбкой глядя на зрителей.
Из кинозрителей малок то знал, как её зовут. называли просто бабушка-сказительница. Анастасия Зуева…Она была ученицей и любимицей Станиславского, всю жизнь прослужила во МХАТе и уже в самом начале карьеры играла характерных старух. Вне сцены она была необычайно изящна, у неё была масса поклонников, ей посвящал стихи Иосиф Бродский, японский миллионер был готов бросить к ногам Анастасии Зуевой все свои богатства. Она же пережила предательство самых близких людей, а после невероятно страдала от потребительского отношения сына, с которым была разлучена долгие годы.
Она родилась в декабре 1896 года в тульском селе Спасское и до пяти лет была, кажется, самым счастливым ребёнком в мире. Отец её, Платон Зуев, был гравером по самоварам, и семья считалась, если не зажиточной, то вполне обеспеченной. Сёстры, Настя и Лиза, были очень разными. Лиза – весёлая и озорная, а Настя – спокойная, задумчивая, любящая одиночество и рыбалку.
Когда Анастасии Зуевой было пять лет, отец скоропостижно скончался от воспаления лёгких, а мама вскоре вышла замуж во второй раз. Избранником её стал жандармский полковник, который не слишком жаловал дочерей супруги. И мама не нашла ничего лучшего, чем передать девочек на воспитание своей сестре.
К счастью, тетка была хоть и строга чрезвычайно, племянниц любила и окружала их поистине материнской заботой. Она служила управительницей в богатом имении, была на очень хорошем счету, а потому и к Лизе с Настей относились очень хорошо, даже сажали за барский стол, где Настя с жадностью прислушивалась к разговорам об искусстве.
Чуть позже тетушка вместе с племянницами перебралась в Москву, завела знакомство со столичной интеллигенцией, что не могло не сказаться на становлении Лизы и Насти. Они учились в гимназии, а после Настя стала посещать театральную студию. Тётка была категорически против увлечения Анастасии, но девушка успешно прошла отбор в частную Школу драматического искусства.
Заведение считалось престижным и дорогим, но педагоги с самого начала увидели в изящной Анастасии актёрский дар, а потому зачислили её на бесплатное обучение. Это стало решающим аргументом для того, чтобы строгая тётушка позволила племяннице учиться актёрскому мастерству. И вскоре Анастасия Зуева была принята в труппу 2-й студии МХТ, а спустя 8 лет, в 1924 году, стала служить во МХАТе.
Почти сразу после революции Анастасия Зуева вышла замуж за начальника Северных железных дорог Ивана Евсеева. Актриса надеялась прожить с супругом долгую счастливую жизнь, в любви и взаимопонимании. Да вот только Иван Степанович представлял себе семейную жизнь совсем по-другому. Вскоре он стал требовать от жены постоянного присутствия дома, а к службе её в театре относился с пренебрежением. Сам же днями пропадал в ресторане, не отказывал себе в утехах с дамами лёгкого поведения, да и руку на жену стал поднимать, не стесняясь даже присутствия сына Кости, родившегося в 1918 году.
В итоге Зуева ушла. Иван Евсеев в отместку оставил сына у себя и с матерью видеться ему почти не позволял. Лишь когда Константин поступил на мехмат в МГУ, он смог уйти от отца к матери. Потом сын актрисы перешёл в академию Жуковского, сначала служил военным инженером, позже трудился в космической отрасли.А вот отношения с матерью его так и не сложились. Он относился к ней потребительски. А вот для своей внучки она всегда оставалась самой любимой бабушкой
В 36 лет Анастасия снова вышла замуж — за Виктора Оранского, композитора. Это было счастливое время: красивый, умный, любящий муж, аншлаги на ее спектаклях, роли в фильмах…
Настя будто помолодела, даже размолвки с сыном уже не причиняли ей такой боли, как прежде. Ее щедрая душа охотно отзывалась на любую просьбу о помощи, она никому не отказывала, если просили похлопотать, и высокие чиновники обычно выслушивали просьбы любимой актрисы благосклонно.
Но гостеприимство и радушие актрисы сыграло с ней злую шутку. Когда она взялась поучаствовать в жизни юной барышни, мечтающей о театральной сцене, девушка стала часто бывать в доме Анастасии Зуевой, брала уроки актёрского мастерства и готовилась к поступлению в театральный. Вот только очень быстро мечты о театре превратились в мечты о супруге своей благодетельницы. И юное создание покинуло дом актрисы, уведя за собой Виктора Оранского. Барышня быстро узаконила свой брак и осчастливила супруга рождением дочери.
А через пять лет, уже во время Великой Отечественной войны, нашла себе более благополучного супруга, оставив Виктору Оранскому дочь. Сердобольная Анастасия Платоновна вместе с сестрой Елизаветой отправилась к бывшему мужу. В результате супруг, когда-то предавший актрису, и его дочь от другой женщины поселились в доме Зуевых. Дочь, правда нерадивая мать вскоре забрала, а вот Виктор Оранский жил в доме бывшей жены до самой своей кончины в 1953 году.
Анастасия Зуева простила бывшего мужа и, как расскажет после внучка актрисы Елена Симакова, продолжала его любить до конца дней. И категорически отвергала ухаживания других мужчин. Когда МХАТ в 1959 году был с гастролями в Японии, в актрису влюбился очень богатый бизнесмен. Он ухаживал за актрисой, несколько раз предлагал ей руку и сердце, но Анастасия Зуева с присущим ей тактом говорила твёрдое «нет». Через девять лет, когда актриса снова оказалась в Японии с гастролями, ситуация повторилась. Всё тот же миллионер продолжал настойчиво добиваться её внимания, окружая теплом и заботой. И не имея никакой надежды на взаимность.
Анастасия Платоновна всю жизнь старалась бескорыстно помогать людям и потребительского к себе отношения принять никак не могла. Это и стало главной причиной её разлада с сыном Константином. Они очень мало общались друг с другом, но при этом Анастасия Зуева воспитывала его дочь Елену. Бабушка и внучка оказались самыми близкими людьми.
Актриса была строга с внучкой, но её любовь превосходила все строгости. Впоследствии Елена Константиновна признавалась: никто и никогда не любил её так, как бабушка. Анастасия Платоновна Леночку не баловала, воспитывала её личным примером, позволяла общаться со своими гостями и неизменно гордилась тем, что внучка знает иностранные языки.
Когда в 1954 году у неё случился первый инсульт, она смогла восстановиться и вернуться на сцену. В 1986 году повторный инсульт унёс жизнь гениальной актрисы.
Биография
Советская актриса Анастасия Зуева осталась в памяти поколений школьников доброй бабушкой, сказительницей из кинолент Александра Роу, экранизированных вариаций на тему русских народных сказок. Великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский в шутку предрек молодой артистке исполнять роли старух и оказался прав. Именно эти персонажи принесли ей любовь зрителя и признание.
Детство и юность
О ранних годах в биографии известно мало. Анастасия Платоновна родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии в богатой крестьянской семье. Ныне населенный пункт относится к городу Новомосковску и славится тем, что здесь находится уникальный художественный музей на селе – один из двух на территории всей России. Отец умер рано. Вскоре мать сочеталась вторым браком, а дочерей – Настю и Лизу – отправила на попечение к тетке.
Родственники обращались с девочками ласково, но строго, позволяли участвовать во взрослых беседах, но требовали порядка и порядочного поведения. Некоторое время девушка училась в женской гимназии Тулы, но после переехала вместе с тетей и сестрой в Москву. Идею Насти стать актрисой родственница встретила в штыки, заверив, что не оплатит ей учебу, но этого и не понадобилось – будущую народную артистку СССР взялись обучать бесплатно.
В 1915 году она окончила частную школу драматического искусства. Ее преподавателями были известнейшие педагоги, режиссеры, театральные деятели того времени: ставивший вместе со Станиславским пьесы Николай Александров, актер Николай Подгорный, режиссер Николай Массалитинов.
«Школа трех Николаев» существовала с 1913 по 1916 годы и послужила площадкой для создания 2-й студии МХТ, куда Анастасия и поступила на театральную службу. Студия стала колыбелью для многих известных артистов: Николая Баталова, Аллы Тарасовой, Бориса Ливанова, Ивана Кудрявцева.
Театр
Труппа часто гастролировала. В молодости Анастасии Платоновне удалось побывать во многих городах Поволжья, Урала, Украины. В 1924 году Немирович-Данченко завершил реорганизацию МХТ, после чего Вторая студия перестала существовать, а ее артисты стали «вторым поколением» МХАТа. Этому театру артистка была верна до самой смерти.
Актриса была востребована на театральной сцене. Во МХАТе она сыграла более чем в 40 спектаклях. Некоторые из ролей стали знаковыми в судьбе Зуевой. В 1928-м она исполнила роль Матушки в «Унтиловске», подтвердив талант изображать простых и цельных женщин, сильных духом матерей. В инсценировке последнего романа Льва Толстого «Воскресение» она была Матреной. Писатель Максим Горький, увидев ее в этом амплуа, был потрясен.
Многие поколения зрителей запомнили ее по роли Коробочки из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Впервые она примерила образ помещицы под руководством самого Михаила Булгакова, сотрудничавшего с МХАТом в 1932 году. В этот же год состоялся ее дебют на экране.
Фильмы
В фильмографии артистки свыше 40 лент. Первая работа – черно-белая драма Юрия Желябужского «Просперити». После ряда небольших ролей сыграла взбалмошную жену тренера по боксу Привалова в «Первой перчатке». Кино вошло в тройку лидеров проката 1947 года. В 1960-м она вновь сыграла Матрену, но уже в художественном фильме «Воскресение» Михаила Швейцера. Бабка Марфа в «Живет такой парень» у Василия Шукшина стала запоминающимся персонажем мелодрамы.
С 1964 года Анастасия Платоновна сыграла в серии фильмов Александра Роу. Режиссер удивительной судьбы и необычной фамилии избрал для себя жанр сказочного кино. Его вариации на тему народного фольклора в «Морозко», «Огонь вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» стали новым словом в советском кинематографе, были отмечены на зарубежных фестивалях, например, в Венеции. В этой серии Зуева сыграла сказочницу.
Повествование добродушной бабушки в кокошнике и нарядном сарафане обрамляло волшебное кино. Дети и взрослые воспринимали ее как полноправного персонажа картин. Героиня появлялась, открывая ставни сказочного терема, а в конце ленты вновь возникала на экране, чтобы попрощаться со зрителями, и закрывала их.
Ни один фильм серии не мог обойтись без ее задорного рассказа. Последней работой Анастасии Платоновны стала роль бабушки в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.
Кроме того, актриса принимала участие в озвучивании кино и мультипликационных фильмов.
Личная жизнь
Артистка была замужем два раза. В первом браке с железнодорожным инспектором Иваном Евсеевым родила сына Костю. Союз распался по причине тяжелого характера супруга, рукоприкладства и измен. Кроме того, муж требовал ухода женщины из профессии. После развода мальчика на воспитание забрал отец. Актриса переживала, что редко виделась с ребенком, но крепкий характер Зуевой не сломила трагедия личной жизни.
Впоследствии Константин стал военным инженером, женился. Анастасия Платоновна стала дважды бабушкой. Обожала внучку Елену, воспитывала, участвовала в жизни ребенка. Ее потомки не имеют отношения к творческой среде. Второй раз вышла замуж за композитора Виктора Оранского. Брак длился вплоть до смерти супруга в 1953 году.
Зуева отличалась остроумием, добродушием. Любила компании, искусно поддерживала диалог на любую тему. Стихи к ее дню рождения писал великий Борис Пастернак. По свидетельствам современников, ее квартира в Камергерском переулке – место встреч для столичной интеллигенции и военной элиты.
Здесь часто бывали будущий маршал СССР Борис Шапошников, летчик-испытатель Валерий Чкалов. В годы войны артистка выезжала на фронт свыше 10 раз, играла спектакли, подбадривала бойцов. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Смерть
Актриса скончалась в преклонном возрасте, на 89-м году жизни, по естественным причинам 23 марта 1986 года.
Похоронена на Новодевичьем кладбище. Могилу Анастасии Платоновны украшает гранитный монумент в форме ставен – тех, что были декорациями для речей доброй бабушки-сказительницы. В центре композиции выгравированное на камне фото артистки.
Фильмография
- 1946 — «Первая перчатка»
- 1955 — «Васёк Трубачёв и его товарищи»
- 1960 — «Поднятая целина»
- 1960 — «Воскресение»
- 1964 — «Живёт такой парень»
- 1964 — «Морозко»
- 1968 — «Огонь, вода и… медные трубы»
- 1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
- 1972 — «Золотые рога»
- 1982 — «Там, на неведомых дорожках…»