Бабка из сказок в окошке

«Бабушка в окошке»: судьба главной сказочницы Советского Союза, Анастасии Зуевой

Анастасия Зуева прожила долгую жизнь и всегда играла старушек — даже в молодости. Но больше всех зрители помнят и любят её роль сказительницы. Мы расскажем, почему у актрисы были неважные отношения с единственным сыном и как нечистоплотные люди пользовались её добротой и щедростью.

«Бабушка в окошке»: судьба главной сказочницы Советского Союза, Анастасии Зуевой

«В некотором царстве, в некотором государстве…» – так начинала свой рассказ бабушка-сказочница, распахнув резные ставни и чуть прищурив глаза, с хитроватой улыбкой глядя на зрителей. А иногда зрители — малыши-дошкольники и ребята постарше — слышали от нее другие слова: «Здрасьте, милые ребята, пионеры, октябрята!» Именно с этой бабушки начинались самые интересные киносказки Александра Роу. Никто не знал, как ее зовут, называли просто — бабушка-сказительница. И очень любили.

Верующая заступница

Анастасия Зуева прожила долгую жизнь, наполненную удивительными противоречиями. Ее обожали чиновники самых высоких рангов — а она отказывалась вступать в партию, потому что была глубоко верующим человеком. И ей за это ничего не было. Более того — бабушка-сказочница осмеливалась заступаться за репрессированных. И снова — без последствий. Ее амплуа в театре называлось «комическая старуха» — а она до последних лет была модницей и кокеткой, обожала веселые вечеринки и светские мероприятия. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сирота на воспитании у тётки

Анастасия Зуева родилась в 1896 году в маленьком селе Тульской губернии. Две сестрички — Настя и Лиза — росли, обласканные родительской любовью, пока не случилась беда: умер отец. Настала совсем другая жизнь. Насте тогда было 5 лет. Мама вскоре привела в дом отчима — полковника жандармерии. Чужие дочки ему были не нужны. Так девочки оказались на воспитании у сестры матери. Нет, тетка она была хорошая, племянниц не обижала, даже баловала. Но Настя все чаще стала уходить одна на речку с удочкой. Часами сидела там, в тишине, погрузившись в свои мысли, и не хотелось ей ни бегать с сестрой и уличными ребятами, ни баловаться. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Народные артисты СССР Олеги Стриженов и Анастасия Зуева в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского на сцене Московского Художественного академического театра СССР им. М. Горького

РИА Новости


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В артистки!

Тетка была управляющей в барской усадьбе, ее считали почти членом семьи, она привыкла к интеллигентным разговорам, полюбила искусство. Как только появилась возможность, она перебралась в Москву вместе с племянницами. И устроила Настю и Лизу в гимназию. С крестьянской жизнью было покончено. Общаясь с девочками из богатых семей, вхожих в дома артистов, Настя скоро загорелась идеей стать актрисой. Но тут уж тетка была решительно против: по ее мнению, театр — место разврата, и порядочной девушке там делать нечего!


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но Настя проявила характер. Ей удалось поступить в Школу-студию МХАТ (тогда она называлась Школой драматического искусства), мало того — ее педагогом стал сам Константин Станиславский. Обучение продвигалось так хорошо, что способную девушку уже через год начали вводить в спектакли и выпускать на сцену. Первые же роли в исполнении Насти получили одобрение мастеров. А потом она блестяще сыграла старуху в одной из пьес, поразив всех своим характерным талантом. 

Станиславский произнес пророческую фразу: «Быть тебе вечной старухой на сцене!».

22-летняя девушка ничего не имела против такого амплуа: ей нравилось перевоплощаться. Стройная и хорошенькая в жизни, она надевала сценический костюм старухи с «толщинкой», красивые руки с длинными аристократическими пальцами прятала под уродливые перчатки, набитые ватой, — и сидящие в зале зрители видели на сцене гоголевскую Коробочку, «Мать» Горького, Квашню из «На дне», Мисс Уордл из «Пиквикского клуба» Диккенса…


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Муж-тиран отобрал сына

Конечно, ей хотелось не только блистать на сцене — хотелось любви, семьи, ребятишек. И в 1918 году, сразу после революции, Настя вышла замуж. Да не за простого парня (все время хочется перейти на стиль сказительницы!) — за большого железнодорожного начальника. Иван Евсеев был почетным гражданином Москвы, и даже новые власти не стали его обижать. Казалось, молодые жили хорошо, дом у них был зажиточный… Но идиллия продлилась недолго: властный муж, привыкший командовать, попробовал «отлучить» Настю от театра. Она отказалась. Дальше — больше: муж сначала потихоньку, а потом в открытую, стал гулять, мог до утра просидеть с дружками в ресторане.

Его злил плач ребенка — Настя родила сына Костю.

Когда же Иван, решив «проучить» жену, намотал на руку ее косу и потаскал ее по полу, Настя мгновенно собралась и ушла от него. Правда, сына он ей не отдал. Настя очень страдала в разлуке с Костей, редкие свидания — когда разрешал своенравный отец — делали только хуже: плакал мальчик, плакала она… Костя так и жил с отцом, пока не повзрослел и не стал студентом. Потом он сам приходил к матери, Анастасия пыталась наладить отношения со взрослым сыном, но не получилось: воспитанный отцом-деспотом, юноша вел себя по отношению к матери потребительски, они все время ссорились. Зато позднее, когда он женился, и у него родилась дочка, Анастасия Зуева стала для нее самой ласковой и любящей бабушкой. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Репродукция фотографии актеров Владимира Ершова (слева) в роли Нехлюдова и Анастасии Зуевой (справа) в роли Матрены в сцене из спектакля по роману Л. Толстого «Воскресение»

РИА Новости

Второго мужа «увела» обогретая сирота

В 36 лет Анастасия снова вышла замуж — за Виктора Оранского, композитора. Это было счастливое время: красивый, умный, любящий муж, аншлаги на ее спектаклях, роли в фильмах… Настя будто помолодела, даже размолвки с сыном уже не причиняли ей такой боли, как прежде. Ее щедрая душа охотно отзывалась на любую просьбу о помощи, она никому не отказывала, если просили похлопотать, и высокие чиновники обычно выслушивали просьбы любимой актрисы благосклонно. Она вытаскивала людей из лагерей, отправляла посылки в тюрьмы, хлопотала за «политических» во время репрессий, хотя это было очень опасно, можно было самой там оказаться. И никогда не рассказывала о своих добрых делах.

Однажды Анастасия увидела на улице продрогшую, бедно одетую девушку.

Сердце актрисы дрогнуло. Узнав, что девушка — сирота и что ей негде жить, она, недолго думая, привела ее к себе. Разве могла она подумать, что будет наказана за свою доброту и щедрость… Зуева относилась к сироте, как к приёмной дочери, и поверить не могла, когда узнала, что между ней и мужем начался роман. Виктор Оранский, пряча глаза, ушел из семьи вместе с юной подругой. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возвращение блудного мужа

Потом, уже во время Великой Отечественной, он вернулся к бывшей жене. С ребенком на руках. Оказалось, что новая любовь его бросила — нашла более выгодную партию. И Зуева приняла и неверного мужа, и его ребенка. Стала заботиться о них, ведь в военные годы везде было очень трудно с продуктами, а знаменитая артистка жила чуть полегче остальных. Правда, снова мужем и женой они не стали: у Зуевой было отменное чувство собственного достоинства, после предательства мужа Анастасия относилась к нему с некоторой брезгливостью. 

Кадр из фильма «Васек Трубачев и его товарищи». Трубачев — Олег Вишнев, тетя Дуня — актриса Анастасия Зуева

РИА Новости


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выступления на фронте

Кто только не жил в доме Анастасии Зуевой! Раненые, голодные, бездомные, причем совершенно чужие люди, с которыми она случайно познакомилась во время выступлений фронтовой бригады… Некоторые останавливались на пару дней — передохнуть, отоспаться, помыться, поесть горячего. Другие жили по месяцу и больше. А хозяйка дома ездила на фронт — выступать, поддерживать боевой дух защитников Родины. Бойцы с радостью встречали «комическую старуху» и ее коллег на передовой. 

Случалось всякое — до смерти было, как в песне, «четыре шага».

Но судьба берегла артистку. Позднее она рассказывала: «…Мы собрались на какой-то лужайке – километра за два от немцев, устроили помост, выступали, а мальчики страшно смеялись. Потом появился обед в котелках, и мы тоже поели. Ну, и я решила снова выступить, чтобы эти мальчики еще немного отдохнули. Сказала им, что и у меня два племянника воюют, и вот я с удовольствием воюю, но я воюю своим словом, а вы нас защищаете. И поблагодарила их, а они улыбались. И мы думали, что даем нашим солдатам частичку радости…»


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она даже на фронт брала с собой красивое постельное белье, шелковую ночную сорочку — привыкла, чтобы все было «на высоте». Тщательно гримировалась — так же, как в театре, не обращая внимания на звуки выстрелов и взрывы неподалеку.

Японский поклонник-миллионер

Великая Отечественная закончилась, давно шли мирные годы, и Анастасия Зуева была уже немолода. В 1959 году она отправилась на гастроли в Японию. И покорила там сердце миллионера. Поклонник ездил за труппой театра из города в город, и повсюду находил Зуеву и предлагал ей руку и сердце. Но она отказала — не могла покинуть страну и любимый театр.  

Кадр из кинофильма «Юбилей». Народный артист СССР Виктор Станицын в роли председателя коммерческого банка Шипучина и народная артистка СССР Анастасия Зуева в роли Мерчуткиной

РИА Новости

Пастернак посвятил ей стихи

В кино Анастасия Зуева тоже играла преимущественно старух. И, конечно, главная ее роль — сказительница в сказках Роу. Роль, по которой и сегодня ее узнают зрители нескольких поколений — достаточно услышать первые слова. А еще она озвучивала мультфильмы — «Сказку о рыбаке и рыбке», например. Однажды ей посвятил стихи сам Борис Пастернак. В них были такие строчки: «Вы — подлинность, вы — обаянье, вы вдохновение само…» Именно эти стихи высечены на могиле Анастасии Зуевой, великой актрисы, бабушки-сказительницы, самоотверженного и доброго человека.

А мы предлагаем узнать о судьбе Алексея Катышева и сестер Юкиных, тоже снимавшихся в сказках Александра Роу.

Она была ученицей и любимицей Станиславского, всю жизнь прослужила во МХАТе и уже в самом начале карьеры играла характерных старух. Телезрители же узнали её по образу бабушки-сказительницы из фильмов-сказок Александра Роу. Вне сцены она была необычайно изящна, у неё была масса поклонников, ей посвящал стихи Иосиф Бродский, японский миллионер был готов бросить к ногам Анастасии Зуевой все свои богатства. Она же пережила предательство самых близких людей, а после невероятно страдала от потребительского отношения сына, с которым была разлучена долгие годы.

Предательство матери

Анастасия Зуева. / Фото: www.mt.ru

Анастасия Зуева. / Фото: www.mt.ru

Она появилась на свет в декабре 1896 года в тульском селе Спасское и до пяти лет была, кажется, самым счастливым ребёнком в мире. Отец её, Платон Зуев, был гравером по самоварам, и семья считалась, если не зажиточной, то вполне обеспеченной. Сёстры, Настя и Лиза, были очень разными. Лиза – весёлая и озорная, а Настя – спокойная, задумчивая, любящая одиночество и рыбалку.

Когда Анастасии Зуевой было пять лет, отец скоропостижно скончался от воспаления лёгких, а мама вскоре вышла замуж во второй раз. Избранником её стал жандармский полковник, который не слишком жаловал дочерей супруги. И мама не нашла ничего лучшего, чем передать девочек на воспитание своей сестре.

Анастасия Зуева. / Фото: www.mt.ru

Анастасия Зуева. / Фото: www.mt.ru

К счастью, тетка была хоть и строга чрезвычайно, племянниц любила и окружала их поистине материнской заботой. Она служила управительницей в богатом имении, была на очень хорошем счету, а потому и к Лизе с Настей относились очень хорошо, даже сажали за барский стол, где Настя с жадностью прислушивалась к разговорам об искусстве.

Чуть позже тетушка вместе с племянницами перебралась в Москву, завела знакомство со столичной интеллигенцией, что не могло не сказаться на становлении Лизы и Насти. Они учились в гимназии, а после Настя стала посещать театральную студию. Тётка была категорически против увлечения Анастасии, но девушка успешно прошла отбор в частную Школу драматического искусства.

Анастасия Зуева. / Фото: www.yandex.net

Анастасия Зуева. / Фото: www.yandex.net

Заведение считалось престижным и дорогим, но педагоги с самого начала увидели в изящной Анастасии актёрский дар, а потому зачислили её на бесплатное обучение. Это стало решающим аргументом для того, чтобы строгая тётушка позволила племяннице учиться актёрскому мастерству. И вскоре Анастасия Зуева была принята в труппу 2-й студии МХТ, а спустя 8 лет, в 1924 году, стала служить во МХАТе.

Разбитые мечты о счастье

Анастасия Зуева. / Фото: www.visualrian.ru

Анастасия Зуева. / Фото: www.visualrian.ru

Почти сразу после революции Анастасия Зуева вышла замуж за начальника Северных железных дорог Ивана Евсеева. Актриса надеялась прожить с супругом долгую счастливую жизнь, в любви и взаимопонимании. Да вот только Иван Степанович представлял себе семейную жизнь совсем по-другому. Вскоре он стал требовать от жены постоянного присутствия дома, а к службе её в театре относился с пренебрежением. Сам же днями пропадал в ресторане, не отказывал себе в утехах с дамами лёгкого поведения, да и руку на жену стал поднимать, не стесняясь даже присутствия сына Кости, родившегося в 1918 году.

Анастасия Зуева. / Фото: www.mt.ru

Анастасия Зуева. / Фото: www.mt.ru

После выволочки, устроенной мужем без всякой причины, Анастасия Зуева от него ушла. Иван Евсеев в отместку оставил сына у себя и с матерью видеться ему почти не позволял. Лишь когда Константин поступил на мехмат в МГУ, он смог уйти от отца к матери. Потом сын актрисы перешёл в академию Жуковского, сначала служил военным инженером, позже трудился в космической отрасли.

А вот отношения с матерью его так и не сложились. Он относился к ней потребительски, да и супругу себе нашёл такую, что больше всего на свете любила деньги.

Новое предательство

Анастасия Зуева. / Фото: www.geopainting.com

Анастасия Зуева. / Фото: www.geopainting.com

Актриса была в курсе всех театральных новинок, посещала музеи и выставки. Она всегда была очень изящна, следила за собой и позже, во время войны, когда ездила на фронт в составе концертной бригады. Анастасия Зуева неизменно тщательно одевалась, носила обязательно шелковое белье и считала, что женщина при любых обстоятельствах должна выглядеть хорошо. К слову сказать, она имела множество правительственных наград, но оставалась беспартийной, так как была глубоко верующим человеком.

Карьера актрисы в театре складывалась вполне успешно, да и личная жизнь наладилась. В начале 1930-х готов она вышла замуж за известного композитора Виктора Оранского, который, казалось, относился к жене с любовью и уважением. Анастасия Зуева всегда была хлебосольной хозяйкой, в её доме постоянно было много людей, приходили коллеги по театру, академики, художники, писатели, студенты Школы-студии МХАТ.

Виктор Оранский. / Фото: www.discogs.com

Виктор Оранский. / Фото: www.discogs.com

Но гостеприимство и радушие актрисы сыграло с ней злую шутку. Когда она взялась поучаствовать в жизни юной барышни, мечтающей о театральной сцене, девушка стала часто бывать в доме Анастасии Зуевой, брала уроки актёрского мастерства и готовилась к поступлению в театральный. Вот только очень быстро мечты о театре превратились в мечты о супруге своей благодетельницы. И юное создание покинуло дом актрисы, уведя за собой Виктора Оранского. Барышня быстро узаконила свой брак и осчастливила супруга рождением дочери.

Анастасия Зуева. / Фото: www.sputniknews.ru

Анастасия Зуева. / Фото: www.sputniknews.ru

А через пять лет, уже во время Великой Отечественной войны, нашла себе более благополучного супруга, оставив Виктору Оранскому дочь. Сердобольная Анастасия Платоновна вместе с сестрой Елизаветой отправилась к бывшему мужу. В результате супруг, когда-то предавший актрису, и его дочь от другой женщины поселились в доме Зуевых. Дочь, правда нерадивая мать вскоре забрала, а вот Виктор Оранский жил в доме бывшей жены до самой своей кончины в 1953 году.

Анастасия Зуева простила бывшего мужа и, как расскажет после внучка актрисы Елена Симакова, продолжала его любить до конца дней. И категорически отвергала ухаживания других мужчин. Когда МХАТ в 1959 году был с гастролями в Японии, в актрису влюбился очень богатый бизнесмен. Он ухаживал за актрисой, несколько раз предлагал ей руку и сердце, но Анастасия Зуева с присущим ей тактом говорила твёрдое «нет». Через девять лет, когда актриса снова оказалась в Японии с гастролями, ситуация повторилась. Всё тот же миллионер продолжал настойчиво добиваться её внимания, окружая теплом и заботой. И не имея никакой надежды на взаимность.

Любящая бабушка

Анастасия Зуева. / Фото: www.ytimg.com

Анастасия Зуева. / Фото: www.ytimg.com

Анастасия Платоновна всю жизнь старалась бескорыстно помогать людям и потребительского к себе отношения принять никак не могла. Это и стало главной причиной её разлада с сыном Константином. Они очень мало общались друг с другом, но при этом Анастасия Зуева воспитывала его дочь Елену. Бабушка и внучка оказались самыми близкими людьми.

Анастасия Зуева. / Фото: www.kino-teatr.ru

Анастасия Зуева. / Фото: www.kino-teatr.ru

Актриса была строга с внучкой, но её любовь превосходила все строгости. Впоследствии Елена Константиновна признавалась: никто и никогда не любил её так, как бабушка. Анастасия Платоновна Леночку не баловала, воспитывала её личным примером, позволяла общаться со своими гостями и неизменно гордилась тем, что внучка знает иностранные языки. Актриса до конца дней оставалась верна родному МХАТУ.

Когда в 1954 году у неё случился первый инсульт, она смогла восстановиться и вернуться на сцену. В 1986 году повторный инсульт унёс жизнь гениальной актрисы.

Анастасия Зуева сыграла одну и ту же роль в нескольких фильмах Роу – старушку-сказительницу, в том числе и в сказке «Огонь, вода и медные трубы». В этом фильме Роу впервые снялись не только дебютанты, но и признанные мэтры – например, Михаил Пуговкин, для которого съёмки стали настоящим испытанием…

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Имя актрисы Анастасии Зуевой в прошлом веке было очень популярным. Сейчас зрители могут не вспомнить фамилию, но саму Анастасию Платоновну знают в лицо несколько поколений. Она — та самая сказочница из фильмов Александра Роу, которая открывала ставни, и начинала историю.

Сказки “Морозко”, “Варвара-краса” и многие другие невозможно представить без бабушки-сказочницы в ее высоком кокошнике и ярком сарафане. Конечно же, творческая биография артистки не ограничилась только ролью в сказках. Анастасия Зуева была актрисой с большой буквы.

А я буду артисткой!

Настенька Зуева родилась в 1896 году. Ее родина — деревня в Тульской области. Девочка была дочерью состоятельного крестьянина, и семья жила вполне обеспеченно, пока отец не скончался. Вскоре мать Анастасии снова вышла замуж. Как это нередко бывает в жизни, в новой семье места для Анастасии и ее сестры не нашлось, и мать перевезла девочек к их тетке.

В доме тети сестрам Зуевым жилось неплохо. Их и вправду любили, обеспечили девочкам образование, приучили к домашнему труду. Конфликт с тетей у Анастасии возник уже в почти взрослом возрасте. Девушка изъявила желание пойти учиться на артистку, тетка-консерватор, конечно же, была против. Женщина даже пригрозила, что откажется оплачивать учебу племянницы, но этого и не понадобилось.

В школу драматических искусств, которая впоследствии станет школой-студией МХАТ, абитуриентку приняли с первой попытки, и за талант обучали бесплатно. Так Зуева стала одной из первых, кто получил образований в мхатовской школе-студии. Анастасия Платоновна навсегда осталась верна своей Альма-матер — театру МХАТ.

После окончания школы-студии, началась насыщенная театральная жизнь Анастасии Зуевой. Вместе с труппой она объездила весь Урал, Кавказ, Украину. Ее учителем был сам Станиславский, и Зуева на сцене просто блистала.

Ей не было и 30, когда она сыграла старуху Коробочку из “Мертвых душ”. Эта роль стала знаковой: артистке стали предлагать играть сильных духом женщин, матерей, старушек. Она была задействована в более чем 40 постановках, и это только в театре. А было еще и кино.

Анастасия Зуева: женщина-парадокс

Популярность Анастасии Зуевой была неоспоримой. Ее любили зрители, режиссеры, партийная верхушка. Более того, актрисе много сходило с рук. Например, она никогда не скрывала, что была глубоко религиозна, и не вступила в партию. Но это вовсе не помешала ей получить орден Ленина.

На сцене Анастасия Платоновна блистала, а жизни отличалась прямолинейностью: не умела обманывать и притворяться. Друзья артистки рассказывали, что даже анекдоты она рассказывала очень посредственно. Зато к ней постоянно тянулись люди.

Ее небольшая квартира в Камергерском переулке в Москве стала местом встреч театральной элиты военных, писателей и поэтов.

В гостях у Зуевой бывали и простые студенты МХАТа, которых артистка старалась накормить и помочь материально, и именитые офицеры. Например, к ней часто захаживал летчик Чкалов. Говорят, он был неравнодушен к Анастасии Зуевой, и лишь его гибель помешала ему сделать актрисе предложение.

К дню рождения Зуевой стихи ей написал сам Пастернак. Анастасия Платоновна абсолютно не боялась дружить с неугодными властям поэтами, потому двери ее дома были всегда открыты.

Кстати, она практически ничего не боялась. В войну более 10 раз была на фронте, выступала перед бойцами. За отвагу получила медаль, а артистам их выдавали не частно.

Обратная сторона медали, или личная жизнь Анастасии Зуевой

За блестящую карьеру Анастасия Зуева заплатила личной трагедией. Первый супруг артистки оказался человеком с тяжелым характером. Мужчина трудился инспектором на железной дороге, и был далек от мира кино. Нередко он поднимал руку на жену, изменял, требовал, чтоб Анастасия отказалась от профессии.

Вскоре последовал развод, муж забрал с собой и их общего сына. Анастасия Зуева тяжело пережила этот период, но со сцены не ушла. С сыном хоть и редко, но общалась. Он подарил ей двух внучек, которые стали для Зуевой смыслом жизни.

Второе замужество артистки было более успешным. Она стала женой композитора Оранского. Вместе они прожили, пока артистка не овдовела в 1953 году. Больше Анастасия Зуева в ЗАГС не ходила. Артистки не стало в 1986. Ей было 96, она была знаменита и любима публикой. На Новодевичьем кладбище ее покой охраняют мраморные ставни. Те самые, которые она открывала, чтоб подарить зрителям добрую сказку.

См.также:

Александр Роу: как сложилась судьба знаменитого киносказочника

За кадром фильма «Садко»: Несказочные судьбы героев легендарной киносказки

Наталья Седых — Настенька из советских сказок

Как снимали «Морозко»

Судьба актрисы

Как выглядела в молодости и как жила знаменитая бабушка из сказок Анастасия Зуева

Автор:

10 марта 2020 14:15

Имя актрисы Анастасии Зуевой в прошлом веке было очень популярным. Сейчас зрители могут не вспомнить фамилию, но саму Анастасию Платоновну знают в лицо несколько поколений. Она — та самая сказочница из фильмов Александра Роу, которая открывала ставни, и начинала историю.

Как выглядела в молодости и как жила знаменитая бабушка из сказок Анастасия Зуева

Сказки “Морозко”, “Варвара-краса” и многие другие невозможно представить без бабушки-сказочницы в ее высоком кокошнике и ярком сарафане. Конечно же, творческая биография артистки не ограничилась только ролью в сказках. Анастасия Зуева была актрисой с большой буквы.

А я буду артисткой!

Настенька Зуева родилась в 1896 году. Ее родина — деревня в Тульской области. Девочка была дочерью состоятельного крестьянина, и семья жила вполне обеспеченно, пока отец не скончался. Вскоре мать Анастасии снова вышла замуж. Как это нередко бывает в жизни, в новой семье места для Анастасии и ее сестры не нашлось, и мать перевезла девочек к их тетке.

Как выглядела в молодости и как жила знаменитая бабушка из сказок Анастасия Зуева

В доме тети сестрам Зуевым жилось неплохо. Их и вправду любили, обеспечили девочкам образование, приучили к домашнему труду. Конфликт с тетей у Анастасии возник уже в почти взрослом возрасте. Девушка изъявила желание пойти учиться на артистку, тетка-консерватор, конечно же, была против. Женщина даже пригрозила, что откажется оплачивать учебу племянницы, но этого и не понадобилось.

В школу драматических искусств, которая впоследствии станет школой-студией МХАТ, абитуриентку приняли с первой попытки, и за талант обучали бесплатно. Так Зуева стала одной из первых, кто получил образований в мхатовской школе-студии. Анастасия Платоновна навсегда осталась верна своей Альма-матер — театру МХАТ.

После окончания школы-студии, началась насыщенная театральная жизнь Анастасии Зуевой. Вместе с труппой она объездила весь Урал, Кавказ, Украину. Ее учителем был сам Станиславский, и Зуева на сцене просто блистала.

Как выглядела в молодости и как жила знаменитая бабушка из сказок Анастасия Зуева

Ей не было и 30, когда она сыграла старуху Коробочку из “Мертвых душ”. Эта роль стала знаковой: артистке стали предлагать играть сильных духом женщин, матерей, старушек. Она была задействована в более чем 40 постановках, и это только в театре. А было еще и кино.

Анастасия Зуева: женщина-парадокс

Популярность Анастасии Зуевой была неоспоримой. Ее любили зрители, режиссеры, партийная верхушка. Более того, актрисе много сходило с рук. Например, она никогда не скрывала, что была глубоко религиозна, и не вступила в партию. Но это вовсе не помешала ей получить орден Ленина.

На сцене Анастасия Платоновна блистала, а жизни отличалась прямолинейностью: не умела обманывать и притворяться. Друзья артистки рассказывали, что даже анекдоты она рассказывала очень посредственно. Зато к ней постоянно тянулись люди.

Как выглядела в молодости и как жила знаменитая бабушка из сказок Анастасия Зуева

Ее небольшая квартира в Камергерском переулке в Москве стала местом встреч театральной элиты военных, писателей и поэтов.

В гостях у Зуевой бывали и простые студенты МХАТа, которых артистка старалась накормить и помочь материально, и именитые офицеры. Например, к ней часто захаживал летчик Чкалов. Говорят, он был неравнодушен к Анастасии Зуевой, и лишь его гибель помешала ему сделать актрисе предложение.

К дню рождения Зуевой стихи ей написал сам Пастернак. Анастасия Платоновна абсолютно не боялась дружить с неугодными властям поэтами, потому двери ее дома были всегда открыты.

Кстати, она практически ничего не боялась. В войну более 10 раз была на фронте, выступала перед бойцами. За отвагу получила медаль, а артистам их выдавали не частно.

Обратная сторона медали, или личная жизнь Анастасии Зуевой

Обратная сторона медали, или личная жизнь Анастасии Зуевой

За блестящую карьеру Анастасия Зуева заплатила личной трагедией. Первый супруг артистки оказался человеком с тяжелым характером. Мужчина трудился инспектором на железной дороге, и был далек от мира кино. Нередко он поднимал руку на жену, изменял, требовал, чтоб Анастасия отказалась от профессии.

Вскоре последовал развод, муж забрал с собой и их общего сына. Анастасия Зуева тяжело пережила этот период, но со сцены не ушла. С сыном хоть и редко, но общалась. Он подарил ей двух внучек, которые стали для Зуевой смыслом жизни.

Второе замужество артистки было более успешным. Она стала женой композитора Оранского. Вместе они прожили, пока артистка не овдовела в 1953 году. Больше Анастасия Зуева в ЗАГС не ходила. Артистки не стало в 1986. Ей было 96, она была знаменита и любима публикой. На Новодевичьем кладбище ее покой охраняют мраморные ставни. Те самые, которые она открывала, чтоб подарить зрителям добрую сказку.

Источник:

Ссылки по теме:

Наверняка вы все помните бабушку-киносказочницу…»…В некотором царстве, в некотором государстве…»…так у неё  начинался рассказ в киносказке. Открывались резные ставни и бабушка начинала свой рассказ, чуть прищурив глаза, с хитроватой улыбкой глядя на зрителей.

Из кинозрителей малок то знал, как её зовут. называли просто бабушка-сказительница. Анастасия Зуева…Она была ученицей и любимицей Станиславского, всю жизнь прослужила во МХАТе и уже в самом начале карьеры играла характерных старух. Вне сцены она была необычайно изящна, у неё была масса поклонников, ей посвящал стихи Иосиф Бродский, японский миллионер был готов бросить к ногам Анастасии Зуевой все свои богатства. Она же пережила предательство самых близких людей, а после невероятно страдала от потребительского отношения сына, с которым была разлучена долгие годы.

Она родилась в декабре 1896 года в тульском селе Спасское и до пяти лет была, кажется, самым счастливым ребёнком в мире. Отец её, Платон Зуев, был гравером по самоварам, и семья считалась, если не зажиточной, то вполне обеспеченной. Сёстры, Настя и Лиза, были очень разными. Лиза – весёлая и озорная, а Настя – спокойная, задумчивая, любящая одиночество и рыбалку.

Когда Анастасии Зуевой было пять лет, отец скоропостижно скончался от воспаления лёгких, а мама вскоре вышла замуж во второй раз. Избранником её стал жандармский полковник, который не слишком жаловал дочерей супруги. И мама не нашла ничего лучшего, чем передать девочек на воспитание своей сестре.

К счастью, тетка была хоть и строга чрезвычайно, племянниц любила и окружала их поистине материнской заботой. Она служила управительницей в богатом имении, была на очень хорошем счету, а потому и к Лизе с Настей относились очень хорошо, даже сажали за барский стол, где Настя с жадностью прислушивалась к разговорам об искусстве.

Чуть позже тетушка вместе с племянницами перебралась в Москву, завела знакомство со столичной интеллигенцией, что не могло не сказаться на становлении Лизы и Насти. Они учились в гимназии, а после Настя стала посещать театральную студию. Тётка была категорически против увлечения Анастасии, но девушка успешно прошла отбор в частную Школу драматического искусства.

Заведение считалось престижным и дорогим, но педагоги с самого начала увидели в изящной Анастасии актёрский дар, а потому зачислили её на бесплатное обучение. Это стало решающим аргументом для того, чтобы строгая тётушка позволила племяннице учиться актёрскому мастерству. И вскоре Анастасия Зуева была принята в труппу 2-й студии МХТ, а спустя 8 лет, в 1924 году, стала служить во МХАТе.

Почти сразу после революции Анастасия Зуева вышла замуж за начальника Северных железных дорог Ивана Евсеева. Актриса надеялась прожить с супругом долгую счастливую жизнь, в любви и взаимопонимании. Да вот только Иван Степанович представлял себе семейную жизнь совсем по-другому. Вскоре он стал требовать от жены постоянного присутствия дома, а к службе её в театре относился с пренебрежением. Сам же днями пропадал в ресторане, не отказывал себе в утехах с дамами лёгкого поведения, да и руку на жену стал поднимать, не стесняясь даже присутствия сына Кости, родившегося в 1918 году.

В итоге Зуева ушла. Иван Евсеев в отместку оставил сына у себя и с матерью видеться ему почти не позволял. Лишь когда Константин поступил на мехмат в МГУ, он смог уйти от отца к матери. Потом сын актрисы перешёл в академию Жуковского, сначала служил военным инженером, позже трудился в космической отрасли.А вот отношения с матерью его так и не сложились. Он относился к ней потребительски. А вот для своей внучки она всегда оставалась самой любимой бабушкой

В 36 лет Анастасия снова вышла замуж — за Виктора Оранского, композитора. Это было счастливое время: красивый, умный, любящий муж, аншлаги на ее спектаклях, роли в фильмах…

Настя будто помолодела, даже размолвки с сыном уже не причиняли ей такой боли, как прежде. Ее щедрая душа охотно отзывалась на любую просьбу о помощи, она никому не отказывала, если просили похлопотать, и высокие чиновники обычно выслушивали просьбы любимой актрисы благосклонно.

Но гостеприимство и радушие актрисы сыграло с ней злую шутку. Когда она взялась поучаствовать в жизни юной барышни, мечтающей о театральной сцене, девушка стала часто бывать в доме Анастасии Зуевой, брала уроки актёрского мастерства и готовилась к поступлению в театральный. Вот только очень быстро мечты о театре превратились в мечты о супруге своей благодетельницы. И юное создание покинуло дом актрисы, уведя за собой Виктора Оранского. Барышня быстро узаконила свой брак и осчастливила супруга рождением дочери.

А через пять лет, уже во время Великой Отечественной войны, нашла себе более благополучного супруга, оставив Виктору Оранскому дочь. Сердобольная Анастасия Платоновна вместе с сестрой Елизаветой отправилась к бывшему мужу. В результате супруг, когда-то предавший актрису, и его дочь от другой женщины поселились в доме Зуевых. Дочь, правда нерадивая мать вскоре забрала, а вот Виктор Оранский жил в доме бывшей жены до самой своей кончины в 1953 году.

Анастасия Зуева простила бывшего мужа и, как расскажет после внучка актрисы Елена Симакова, продолжала его любить до конца дней. И категорически отвергала ухаживания других мужчин. Когда МХАТ в 1959 году был с гастролями в Японии, в актрису влюбился очень богатый бизнесмен. Он ухаживал за актрисой, несколько раз предлагал ей руку и сердце, но Анастасия Зуева с присущим ей тактом говорила твёрдое «нет». Через девять лет, когда актриса снова оказалась в Японии с гастролями, ситуация повторилась. Всё тот же миллионер продолжал настойчиво добиваться её внимания, окружая теплом и заботой. И не имея никакой надежды на взаимность.

Анастасия Платоновна всю жизнь старалась бескорыстно помогать людям и потребительского к себе отношения принять никак не могла. Это и стало главной причиной её разлада с сыном Константином. Они очень мало общались друг с другом, но при этом Анастасия Зуева воспитывала его дочь Елену. Бабушка и внучка оказались самыми близкими людьми.

Актриса была строга с внучкой, но её любовь превосходила все строгости. Впоследствии Елена Константиновна признавалась: никто и никогда не любил её так, как бабушка. Анастасия Платоновна Леночку не баловала, воспитывала её личным примером, позволяла общаться со своими гостями и неизменно гордилась тем, что внучка знает иностранные языки.

Когда в 1954 году у неё случился первый инсульт, она смогла восстановиться и вернуться на сцену. В 1986 году повторный инсульт унёс жизнь гениальной актрисы.

Биография

Советская актриса Анастасия Зуева осталась в памяти поколений школьников доброй бабушкой, сказительницей из кинолент Александра Роу, экранизированных вариаций на тему русских народных сказок. Великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский в шутку предрек молодой артистке исполнять роли старух и оказался прав. Именно эти персонажи принесли ей любовь зрителя и признание.

Детство и юность

О ранних годах в биографии известно мало. Анастасия Платоновна родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии в богатой крестьянской семье. Ныне населенный пункт относится к городу Новомосковску и славится тем, что здесь находится уникальный художественный музей на селе – один из двух на территории всей России. Отец умер рано. Вскоре мать сочеталась вторым браком, а дочерей – Настю и Лизу – отправила на попечение к тетке.

Актриса Анастасия Зуева

Актриса Анастасия Зуева

Родственники обращались с девочками ласково, но строго, позволяли участвовать во взрослых беседах, но требовали порядка и порядочного поведения. Некоторое время девушка училась в женской гимназии Тулы, но после переехала вместе с тетей и сестрой в Москву. Идею Насти стать актрисой родственница встретила в штыки, заверив, что не оплатит ей учебу, но этого и не понадобилось – будущую народную артистку СССР взялись обучать бесплатно.

Анастасия Зуева в молодости

Анастасия Зуева в молодости

В 1915 году она окончила частную школу драматического искусства. Ее преподавателями были известнейшие педагоги, режиссеры, театральные деятели того времени: ставивший вместе со Станиславским пьесы Николай Александров, актер Николай Подгорный, режиссер Николай Массалитинов.

«Школа трех Николаев» существовала с 1913 по 1916 годы и послужила площадкой для создания 2-й студии МХТ, куда Анастасия и поступила на театральную службу. Студия стала колыбелью для многих известных артистов: Николая Баталова, Аллы Тарасовой, Бориса Ливанова, Ивана Кудрявцева.

Театр

Труппа часто гастролировала. В молодости Анастасии Платоновне удалось побывать во многих городах Поволжья, Урала, Украины. В 1924 году Немирович-Данченко завершил реорганизацию МХТ, после чего Вторая студия перестала существовать, а ее артисты стали «вторым поколением» МХАТа. Этому театру артистка была верна до самой смерти.

Анастасия Зуева в роли Коробочки в спектакле «Мертвые души»

Анастасия Зуева в роли Коробочки в спектакле «Мертвые души»

Актриса была востребована на театральной сцене. Во МХАТе она сыграла более чем в 40 спектаклях. Некоторые из ролей стали знаковыми в судьбе Зуевой. В 1928-м она исполнила роль Матушки в «Унтиловске», подтвердив талант изображать простых и цельных женщин, сильных духом матерей. В инсценировке последнего романа Льва Толстого «Воскресение» она была Матреной. Писатель Максим Горький, увидев ее в этом амплуа, был потрясен.

Многие поколения зрителей запомнили ее по роли Коробочки из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Впервые она примерила образ помещицы под руководством самого Михаила Булгакова, сотрудничавшего с МХАТом в 1932 году. В этот же год состоялся ее дебют на экране.

Фильмы

В фильмографии артистки свыше 40 лент. Первая работа – черно-белая драма Юрия Желябужского «Просперити». После ряда небольших ролей сыграла взбалмошную жену тренера по боксу Привалова в «Первой перчатке». Кино вошло в тройку лидеров проката 1947 года. В 1960-м она вновь сыграла Матрену, но уже в художественном фильме «Воскресение» Михаила Швейцера. Бабка Марфа в «Живет такой парень» у Василия Шукшина стала запоминающимся персонажем мелодрамы.

Анастасия Зуева в фильме «Первая перчатка»

Анастасия Зуева в фильме «Первая перчатка»

С 1964 года Анастасия Платоновна сыграла в серии фильмов Александра Роу. Режиссер удивительной судьбы и необычной фамилии избрал для себя жанр сказочного кино. Его вариации на тему народного фольклора в «Морозко», «Огонь вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» стали новым словом в советском кинематографе, были отмечены на зарубежных фестивалях, например, в Венеции. В этой серии Зуева сыграла сказочницу.

Анастасия Зуева в роли Сказочницы в фильме «Морозко»

Анастасия Зуева в роли Сказочницы в фильме «Морозко»

Повествование добродушной бабушки в кокошнике и нарядном сарафане обрамляло волшебное кино. Дети и взрослые воспринимали ее как полноправного персонажа картин. Героиня появлялась, открывая ставни сказочного терема, а в конце ленты вновь возникала на экране, чтобы попрощаться со зрителями, и закрывала их.

Ни один фильм серии не мог обойтись без ее задорного рассказа. Последней работой Анастасии Платоновны стала роль бабушки в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.

Кроме того, актриса принимала участие в озвучивании кино и мультипликационных фильмов.

Личная жизнь

Артистка была замужем два раза. В первом браке с железнодорожным инспектором Иваном Евсеевым родила сына Костю. Союз распался по причине тяжелого характера супруга, рукоприкладства и измен. Кроме того, муж требовал ухода женщины из профессии. После развода мальчика на воспитание забрал отец. Актриса переживала, что редко виделась с ребенком, но крепкий характер Зуевой не сломила трагедия личной жизни.

Анастасия Зуева

Анастасия Зуева

Впоследствии Константин стал военным инженером, женился. Анастасия Платоновна стала дважды бабушкой. Обожала внучку Елену, воспитывала, участвовала в жизни ребенка. Ее потомки не имеют отношения к творческой среде. Второй раз вышла замуж за композитора Виктора Оранского. Брак длился вплоть до смерти супруга в 1953 году.

Анастасия Зуева и ее муж Виктор Оранский

Анастасия Зуева и ее муж Виктор Оранский

Зуева отличалась остроумием, добродушием. Любила компании, искусно поддерживала диалог на любую тему. Стихи к ее дню рождения писал великий Борис Пастернак. По свидетельствам современников, ее квартира в Камергерском переулке – место встреч для столичной интеллигенции и военной элиты.

Здесь часто бывали будущий маршал СССР Борис Шапошников, летчик-испытатель Валерий Чкалов. В годы войны артистка выезжала на фронт свыше 10 раз, играла спектакли, подбадривала бойцов. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Смерть

Актриса скончалась в преклонном возрасте, на 89-м году жизни, по естественным причинам 23 марта 1986 года.

Могила Анастасии Зуевой

Могила Анастасии Зуевой

Похоронена на Новодевичьем кладбище. Могилу Анастасии Платоновны украшает гранитный монумент в форме ставен – тех, что были декорациями для речей доброй бабушки-сказительницы. В центре композиции выгравированное на камне фото артистки.

Фильмография

  • 1946 — «Первая перчатка»
  • 1955 — «Васёк Трубачёв и его товарищи»
  • 1960 — «Поднятая целина»
  • 1960 — «Воскресение»
  • 1964 — «Живёт такой парень»
  • 1964 — «Морозко»
  • 1968 — «Огонь, вода и… медные трубы»
  • 1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
  • 1972 — «Золотые рога»
  • 1982 — «Там, на неведомых дорожках…»

  • Баба яга что делает в сказках
  • Баба яга читать сказку для детей
  • Баба яга фото из сказки милляр
  • Баба яга фантастический персонаж в сказках ее часто называют ее неизменные спутники
  • Баба яга украла девочку сказка