«Бабушка в окошке»: судьба главной сказочницы Советского Союза, Анастасии Зуевой
Анастасия Зуева прожила долгую жизнь и всегда играла старушек — даже в молодости. Но больше всех зрители помнят и любят её роль сказительницы. Мы расскажем, почему у актрисы были неважные отношения с единственным сыном и как нечистоплотные люди пользовались её добротой и щедростью.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» – так начинала свой рассказ бабушка-сказочница, распахнув резные ставни и чуть прищурив глаза, с хитроватой улыбкой глядя на зрителей. А иногда зрители — малыши-дошкольники и ребята постарше — слышали от нее другие слова: «Здрасьте, милые ребята, пионеры, октябрята!» Именно с этой бабушки начинались самые интересные киносказки Александра Роу. Никто не знал, как ее зовут, называли просто — бабушка-сказительница. И очень любили.
Верующая заступница
Анастасия Зуева прожила долгую жизнь, наполненную удивительными противоречиями. Ее обожали чиновники самых высоких рангов — а она отказывалась вступать в партию, потому что была глубоко верующим человеком. И ей за это ничего не было. Более того — бабушка-сказочница осмеливалась заступаться за репрессированных. И снова — без последствий. Ее амплуа в театре называлось «комическая старуха» — а она до последних лет была модницей и кокеткой, обожала веселые вечеринки и светские мероприятия.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сирота на воспитании у тётки
Анастасия Зуева родилась в 1896 году в маленьком селе Тульской губернии. Две сестрички — Настя и Лиза — росли, обласканные родительской любовью, пока не случилась беда: умер отец. Настала совсем другая жизнь. Насте тогда было 5 лет. Мама вскоре привела в дом отчима — полковника жандармерии. Чужие дочки ему были не нужны. Так девочки оказались на воспитании у сестры матери. Нет, тетка она была хорошая, племянниц не обижала, даже баловала. Но Настя все чаще стала уходить одна на речку с удочкой. Часами сидела там, в тишине, погрузившись в свои мысли, и не хотелось ей ни бегать с сестрой и уличными ребятами, ни баловаться.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Народные артисты СССР Олеги Стриженов и Анастасия Зуева в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского на сцене Московского Художественного академического театра СССР им. М. Горького
РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В артистки!
Тетка была управляющей в барской усадьбе, ее считали почти членом семьи, она привыкла к интеллигентным разговорам, полюбила искусство. Как только появилась возможность, она перебралась в Москву вместе с племянницами. И устроила Настю и Лизу в гимназию. С крестьянской жизнью было покончено. Общаясь с девочками из богатых семей, вхожих в дома артистов, Настя скоро загорелась идеей стать актрисой. Но тут уж тетка была решительно против: по ее мнению, театр — место разврата, и порядочной девушке там делать нечего!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но Настя проявила характер. Ей удалось поступить в Школу-студию МХАТ (тогда она называлась Школой драматического искусства), мало того — ее педагогом стал сам Константин Станиславский. Обучение продвигалось так хорошо, что способную девушку уже через год начали вводить в спектакли и выпускать на сцену. Первые же роли в исполнении Насти получили одобрение мастеров. А потом она блестяще сыграла старуху в одной из пьес, поразив всех своим характерным талантом.
Станиславский произнес пророческую фразу: «Быть тебе вечной старухой на сцене!».
22-летняя девушка ничего не имела против такого амплуа: ей нравилось перевоплощаться. Стройная и хорошенькая в жизни, она надевала сценический костюм старухи с «толщинкой», красивые руки с длинными аристократическими пальцами прятала под уродливые перчатки, набитые ватой, — и сидящие в зале зрители видели на сцене гоголевскую Коробочку, «Мать» Горького, Квашню из «На дне», Мисс Уордл из «Пиквикского клуба» Диккенса…
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Муж-тиран отобрал сына
Конечно, ей хотелось не только блистать на сцене — хотелось любви, семьи, ребятишек. И в 1918 году, сразу после революции, Настя вышла замуж. Да не за простого парня (все время хочется перейти на стиль сказительницы!) — за большого железнодорожного начальника. Иван Евсеев был почетным гражданином Москвы, и даже новые власти не стали его обижать. Казалось, молодые жили хорошо, дом у них был зажиточный… Но идиллия продлилась недолго: властный муж, привыкший командовать, попробовал «отлучить» Настю от театра. Она отказалась. Дальше — больше: муж сначала потихоньку, а потом в открытую, стал гулять, мог до утра просидеть с дружками в ресторане.
Его злил плач ребенка — Настя родила сына Костю.
Когда же Иван, решив «проучить» жену, намотал на руку ее косу и потаскал ее по полу, Настя мгновенно собралась и ушла от него. Правда, сына он ей не отдал. Настя очень страдала в разлуке с Костей, редкие свидания — когда разрешал своенравный отец — делали только хуже: плакал мальчик, плакала она… Костя так и жил с отцом, пока не повзрослел и не стал студентом. Потом он сам приходил к матери, Анастасия пыталась наладить отношения со взрослым сыном, но не получилось: воспитанный отцом-деспотом, юноша вел себя по отношению к матери потребительски, они все время ссорились. Зато позднее, когда он женился, и у него родилась дочка, Анастасия Зуева стала для нее самой ласковой и любящей бабушкой.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Репродукция фотографии актеров Владимира Ершова (слева) в роли Нехлюдова и Анастасии Зуевой (справа) в роли Матрены в сцене из спектакля по роману Л. Толстого «Воскресение»
РИА Новости
Второго мужа «увела» обогретая сирота
В 36 лет Анастасия снова вышла замуж — за Виктора Оранского, композитора. Это было счастливое время: красивый, умный, любящий муж, аншлаги на ее спектаклях, роли в фильмах… Настя будто помолодела, даже размолвки с сыном уже не причиняли ей такой боли, как прежде. Ее щедрая душа охотно отзывалась на любую просьбу о помощи, она никому не отказывала, если просили похлопотать, и высокие чиновники обычно выслушивали просьбы любимой актрисы благосклонно. Она вытаскивала людей из лагерей, отправляла посылки в тюрьмы, хлопотала за «политических» во время репрессий, хотя это было очень опасно, можно было самой там оказаться. И никогда не рассказывала о своих добрых делах.
Однажды Анастасия увидела на улице продрогшую, бедно одетую девушку.
Сердце актрисы дрогнуло. Узнав, что девушка — сирота и что ей негде жить, она, недолго думая, привела ее к себе. Разве могла она подумать, что будет наказана за свою доброту и щедрость… Зуева относилась к сироте, как к приёмной дочери, и поверить не могла, когда узнала, что между ней и мужем начался роман. Виктор Оранский, пряча глаза, ушел из семьи вместе с юной подругой.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Возвращение блудного мужа
Потом, уже во время Великой Отечественной, он вернулся к бывшей жене. С ребенком на руках. Оказалось, что новая любовь его бросила — нашла более выгодную партию. И Зуева приняла и неверного мужа, и его ребенка. Стала заботиться о них, ведь в военные годы везде было очень трудно с продуктами, а знаменитая артистка жила чуть полегче остальных. Правда, снова мужем и женой они не стали: у Зуевой было отменное чувство собственного достоинства, после предательства мужа Анастасия относилась к нему с некоторой брезгливостью.
Кадр из фильма «Васек Трубачев и его товарищи». Трубачев — Олег Вишнев, тетя Дуня — актриса Анастасия Зуева
РИА Новости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Выступления на фронте
Кто только не жил в доме Анастасии Зуевой! Раненые, голодные, бездомные, причем совершенно чужие люди, с которыми она случайно познакомилась во время выступлений фронтовой бригады… Некоторые останавливались на пару дней — передохнуть, отоспаться, помыться, поесть горячего. Другие жили по месяцу и больше. А хозяйка дома ездила на фронт — выступать, поддерживать боевой дух защитников Родины. Бойцы с радостью встречали «комическую старуху» и ее коллег на передовой.
Случалось всякое — до смерти было, как в песне, «четыре шага».
Но судьба берегла артистку. Позднее она рассказывала: «…Мы собрались на какой-то лужайке – километра за два от немцев, устроили помост, выступали, а мальчики страшно смеялись. Потом появился обед в котелках, и мы тоже поели. Ну, и я решила снова выступить, чтобы эти мальчики еще немного отдохнули. Сказала им, что и у меня два племянника воюют, и вот я с удовольствием воюю, но я воюю своим словом, а вы нас защищаете. И поблагодарила их, а они улыбались. И мы думали, что даем нашим солдатам частичку радости…»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Она даже на фронт брала с собой красивое постельное белье, шелковую ночную сорочку — привыкла, чтобы все было «на высоте». Тщательно гримировалась — так же, как в театре, не обращая внимания на звуки выстрелов и взрывы неподалеку.
Японский поклонник-миллионер
Великая Отечественная закончилась, давно шли мирные годы, и Анастасия Зуева была уже немолода. В 1959 году она отправилась на гастроли в Японию. И покорила там сердце миллионера. Поклонник ездил за труппой театра из города в город, и повсюду находил Зуеву и предлагал ей руку и сердце. Но она отказала — не могла покинуть страну и любимый театр.
Кадр из кинофильма «Юбилей». Народный артист СССР Виктор Станицын в роли председателя коммерческого банка Шипучина и народная артистка СССР Анастасия Зуева в роли Мерчуткиной
РИА Новости
Пастернак посвятил ей стихи
В кино Анастасия Зуева тоже играла преимущественно старух. И, конечно, главная ее роль — сказительница в сказках Роу. Роль, по которой и сегодня ее узнают зрители нескольких поколений — достаточно услышать первые слова. А еще она озвучивала мультфильмы — «Сказку о рыбаке и рыбке», например. Однажды ей посвятил стихи сам Борис Пастернак. В них были такие строчки: «Вы — подлинность, вы — обаянье, вы вдохновение само…» Именно эти стихи высечены на могиле Анастасии Зуевой, великой актрисы, бабушки-сказительницы, самоотверженного и доброго человека.
А мы предлагаем узнать о судьбе Алексея Катышева и сестер Юкиных, тоже снимавшихся в сказках Александра Роу.
Бабушка в окошке из сказки Александра Роу
12 месяцев назад · 3092 просмотров
Иногда возникает парадоксальная ситуация — видишь на экране актера, пересматриваешь фильмы с его участием, запоминаешь роли и внешность, но сказать имя и фамилию не можешь.
Источник:
Великолепную актрису Анастасию Зуеву видело уже несколько поколений. Фильмы с ее участием давно стали одними из лучших в своем жанре. Да и лицо знакомо каждому, ведь она та самая бабушка из фильмов-сказок режиссера Александра Роу, которая открывала ставни и начинала историю. Разумеется, маленькие эпизоды в начале и конце фильмов не были ее визитной карточкой, хотя в какой-то степени сделали знаменитой.
Источник:
Анастасия родилась в далеком 1896-ом году в деревне «Спасское» Тульской области. Росла в семье обеспеченного крестьянина. Актриса была не единственным ребенком в семье. Жизнь шла своим чередом, все складывалось замечательно, пока не стало главы семейства. Вскоре мать во второй раз вышла замуж.
С появлением отчима для Анастасии и ее сестры Елизаветы в семье не осталось места. Мать отправила девочек к их тети, которая оказалась порядочным человеком. Сестры жили дружно, получали образование и приучались к домашнему труду.
Источник:
Анастасия Зуева в молодые годы
Все изменилось, когда Анастасия изъявила желание стать артисткой. Тетя была человеком консервативных взглядов и прекрасно понимала, чем это может закончиться. После очередного конфликта тетя обещала не давать денег на обучение, если племянница не выберет более надежную профессию.
Правда Зуева была талантлива от природы и смогла поступить в школу драматических искусств с первой попытки, причем не заплатив за учебу ни копейки. Вскоре школа драматических искусств стала МХАТом, а Анастасия Платоновна одной из первых выпускниц.
Источник:
Кадр из фильма «Первая перчатка»
После выпуска актриса в составе театральной труппы объездила практически всю страну. За свою театральную карьеру Зуева сыграла около 40 разных ролей, просто блистая в каждом из образов. Однако массовому зрителю она запомнилась по фильмам, где постоянно играла матерей, бабушек и просто женщин с сильным характером.
Источник:
Кадр из фильма «Жених с того света»
В середине прошлого века популярность Анастасии Платоновны была велика. Казалось ее любили все, начиная от зрителей и заканчивая властями. Актриса была добрым и прямолинейным человеком. Ее квартира была переполнена разными гостями театральной элиты. Она не отказывала и простым студентам МХАТа, часто помогая материально и угощая разными вкусностями.
Источник:
Кадр из фильма «Живет такой парень»
Если в карьере Зуева добилась практически всего, чего только стоит звание Народной артистки СССР и Сталинская премия, то в личной жизни все сложилось не самым лучшим образом.
Первым мужем актрисы стал человек, совершенно далекий от мира искусства. Он требовал, чтобы Анастасия сидела дома, при этом изменял и нередко поднимал руку. Однажды она не выдержала и ушла. После развода муж оставил их общего сына Костю себе. Ее отношения с сыном были сложными, ведь тот относился к матери «потребительски». Анастасия Платоновна не принимала такого отношения и редко общалась с Константином. При всем этом она воспитывала его дочь, проявляя строгость и одновременно безграничную любовь.
Второй брак артистки также оказался не самым удачным. Тем не менее с мужем, композитором Виктором Оранским, она прожила до его смерти.
Источник:
Анастасии Платоновны не стало 23 марта 1986-го года в возрасте 89 лет. Рядом была любимая внучка и родной МХАТ, которому она подарила всю свою жизнь.
Источник:
Наверняка вы все помните бабушку-киносказочницу…»…В некотором царстве, в некотором государстве…»…так у неё начинался рассказ в киносказке. Открывались резные ставни и бабушка начинала свой рассказ, чуть прищурив глаза, с хитроватой улыбкой глядя на зрителей.
Из кинозрителей малок то знал, как её зовут. называли просто бабушка-сказительница. Анастасия Зуева…Она была ученицей и любимицей Станиславского, всю жизнь прослужила во МХАТе и уже в самом начале карьеры играла характерных старух. Вне сцены она была необычайно изящна, у неё была масса поклонников, ей посвящал стихи Иосиф Бродский, японский миллионер был готов бросить к ногам Анастасии Зуевой все свои богатства. Она же пережила предательство самых близких людей, а после невероятно страдала от потребительского отношения сына, с которым была разлучена долгие годы.
Она родилась в декабре 1896 года в тульском селе Спасское и до пяти лет была, кажется, самым счастливым ребёнком в мире. Отец её, Платон Зуев, был гравером по самоварам, и семья считалась, если не зажиточной, то вполне обеспеченной. Сёстры, Настя и Лиза, были очень разными. Лиза – весёлая и озорная, а Настя – спокойная, задумчивая, любящая одиночество и рыбалку.
Когда Анастасии Зуевой было пять лет, отец скоропостижно скончался от воспаления лёгких, а мама вскоре вышла замуж во второй раз. Избранником её стал жандармский полковник, который не слишком жаловал дочерей супруги. И мама не нашла ничего лучшего, чем передать девочек на воспитание своей сестре.
К счастью, тетка была хоть и строга чрезвычайно, племянниц любила и окружала их поистине материнской заботой. Она служила управительницей в богатом имении, была на очень хорошем счету, а потому и к Лизе с Настей относились очень хорошо, даже сажали за барский стол, где Настя с жадностью прислушивалась к разговорам об искусстве.
Чуть позже тетушка вместе с племянницами перебралась в Москву, завела знакомство со столичной интеллигенцией, что не могло не сказаться на становлении Лизы и Насти. Они учились в гимназии, а после Настя стала посещать театральную студию. Тётка была категорически против увлечения Анастасии, но девушка успешно прошла отбор в частную Школу драматического искусства.
Заведение считалось престижным и дорогим, но педагоги с самого начала увидели в изящной Анастасии актёрский дар, а потому зачислили её на бесплатное обучение. Это стало решающим аргументом для того, чтобы строгая тётушка позволила племяннице учиться актёрскому мастерству. И вскоре Анастасия Зуева была принята в труппу 2-й студии МХТ, а спустя 8 лет, в 1924 году, стала служить во МХАТе.
Почти сразу после революции Анастасия Зуева вышла замуж за начальника Северных железных дорог Ивана Евсеева. Актриса надеялась прожить с супругом долгую счастливую жизнь, в любви и взаимопонимании. Да вот только Иван Степанович представлял себе семейную жизнь совсем по-другому. Вскоре он стал требовать от жены постоянного присутствия дома, а к службе её в театре относился с пренебрежением. Сам же днями пропадал в ресторане, не отказывал себе в утехах с дамами лёгкого поведения, да и руку на жену стал поднимать, не стесняясь даже присутствия сына Кости, родившегося в 1918 году.
В итоге Зуева ушла. Иван Евсеев в отместку оставил сына у себя и с матерью видеться ему почти не позволял. Лишь когда Константин поступил на мехмат в МГУ, он смог уйти от отца к матери. Потом сын актрисы перешёл в академию Жуковского, сначала служил военным инженером, позже трудился в космической отрасли.А вот отношения с матерью его так и не сложились. Он относился к ней потребительски. А вот для своей внучки она всегда оставалась самой любимой бабушкой
В 36 лет Анастасия снова вышла замуж — за Виктора Оранского, композитора. Это было счастливое время: красивый, умный, любящий муж, аншлаги на ее спектаклях, роли в фильмах…
Настя будто помолодела, даже размолвки с сыном уже не причиняли ей такой боли, как прежде. Ее щедрая душа охотно отзывалась на любую просьбу о помощи, она никому не отказывала, если просили похлопотать, и высокие чиновники обычно выслушивали просьбы любимой актрисы благосклонно.
Но гостеприимство и радушие актрисы сыграло с ней злую шутку. Когда она взялась поучаствовать в жизни юной барышни, мечтающей о театральной сцене, девушка стала часто бывать в доме Анастасии Зуевой, брала уроки актёрского мастерства и готовилась к поступлению в театральный. Вот только очень быстро мечты о театре превратились в мечты о супруге своей благодетельницы. И юное создание покинуло дом актрисы, уведя за собой Виктора Оранского. Барышня быстро узаконила свой брак и осчастливила супруга рождением дочери.
А через пять лет, уже во время Великой Отечественной войны, нашла себе более благополучного супруга, оставив Виктору Оранскому дочь. Сердобольная Анастасия Платоновна вместе с сестрой Елизаветой отправилась к бывшему мужу. В результате супруг, когда-то предавший актрису, и его дочь от другой женщины поселились в доме Зуевых. Дочь, правда нерадивая мать вскоре забрала, а вот Виктор Оранский жил в доме бывшей жены до самой своей кончины в 1953 году.
Анастасия Зуева простила бывшего мужа и, как расскажет после внучка актрисы Елена Симакова, продолжала его любить до конца дней. И категорически отвергала ухаживания других мужчин. Когда МХАТ в 1959 году был с гастролями в Японии, в актрису влюбился очень богатый бизнесмен. Он ухаживал за актрисой, несколько раз предлагал ей руку и сердце, но Анастасия Зуева с присущим ей тактом говорила твёрдое «нет». Через девять лет, когда актриса снова оказалась в Японии с гастролями, ситуация повторилась. Всё тот же миллионер продолжал настойчиво добиваться её внимания, окружая теплом и заботой. И не имея никакой надежды на взаимность.
Анастасия Платоновна всю жизнь старалась бескорыстно помогать людям и потребительского к себе отношения принять никак не могла. Это и стало главной причиной её разлада с сыном Константином. Они очень мало общались друг с другом, но при этом Анастасия Зуева воспитывала его дочь Елену. Бабушка и внучка оказались самыми близкими людьми.
Актриса была строга с внучкой, но её любовь превосходила все строгости. Впоследствии Елена Константиновна признавалась: никто и никогда не любил её так, как бабушка. Анастасия Платоновна Леночку не баловала, воспитывала её личным примером, позволяла общаться со своими гостями и неизменно гордилась тем, что внучка знает иностранные языки.
Когда в 1954 году у неё случился первый инсульт, она смогла восстановиться и вернуться на сцену. В 1986 году повторный инсульт унёс жизнь гениальной актрисы.