- Краткие содержания
- Разные авторы
- Сказка У страха глаза велики
В некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе, да всё там складывали. Курочка за печкой хозяйничала, а маленькая мышка — в норке. Все жители избушки каждый день по воду ходили. Без воды то не прожить, не прибраться. У бабушки вёдра были большие, ими она воду с колодца черпала. У внучки — чуть меньше, она воду из колоды набирала. У курочки ведёрца, из лужицы воду она брала. А у мышки – ну совсем маленькие, да ей больше и не нужны, из следа от копытца какого-то животного доставалась ей вода.
Вот одного дня пошли они по воду все вчетвером. Набрали воды полные ведёрка. Несут, а вёдра то полные и льётся водица из них. Впереди бабушка спешит, за ней внучка поторапливается, за той — курочка и мышка их догоняет. Один одного перегнать стремятся.
А под яблонькой зайчик сидел. Сидит, отдыхает и внезапно задремал. Неожиданно яблочко с этой яблоньки «Бух» — да упало ему по носу. Испугался зайчик, да побежал, не видя ничего перед собой, а ему навстречу шли жители избушки. Зайка с испуга им прямо под ноги. Со страху все побежали домой. Сидит бабушка и говорит: «Медведица на меня только что напала… не иначе» Внучка плачет и произносит: «А на меня волчище какое-то…» Курочка тоже рассказывает: «Напала на меня лисица ужасная, чуть не съела…» А мышка: «Котище… точно говорю!»
А зайка этот бедный под кустом заховался и думает про себя: «Подстрелить меня хотели… охотники… не иначе…»
Вот с тех времён и пошла поговорка «У страха глаза велики — чего нет, и то видят!». Так и наши герои увидели то, чего не было. А всё это из-за страха.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Читательский дневник по русской народной сказке «У страха глаза велики»
Название: «У страха глаза велики»
Главные герои: бабушка, внучка, курочка, мышка.
Второстепенные герои: зайка.
Характеристика главных героев:
Бабка, внучка, курочка и мышка — трусливые и пугливые.
Испугались неизвестно чего.
Характеристика второстепенных героев:
Заяц — быстрый и ловкий.
Обрадовался, что успел убежать.
Краткое содержание сказки «У страха глаза велики»
Герои ежедневно ходили по воду.
Однажды к ногам водоносов прыгнул зайка.
Все перепугались и быстро убежали.
Бабка охала, что медведь напал, внучка — что волк наскочил, курочка — что лиса чуть ли не съела, а мышка — что кота увидела.
Зайчик тоже убежал в лес и подумал про себя, что встретил очень страшных охотников.
План сказки:
Основная мысль произведения «У страха глаза велики»
Главная мысль сказки в том, что неизвестное пугает больше всего.
Основная идея сказки в том, что наше воображение рисует картины, которых на самом деле нет.
Чему учит сказка
Сказка учит держать себя в руках в любых ситуациях, не паниковать и сохранять спокойствие.
Учит не спешить с выводами.
Краткий отзыв по сказке «У страха глаза велики» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любого человека можно напугать, если сделать что-то неожиданное.
В непонятном каждому представляется то, чего он больше всего опасается.
Это интересная, смешная и поучительная история.
Мне понравились её герои, несмотря на то, что они напугались простого зайца.
Но они так смешно представляли себе неведомую опасность, что не улыбнуться было невозможно.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что непонятное всегда кажется пугающим.
Но разгадка часто оказывается смешной.
Пословицы к произведению:
У страха глаза велики.
Не так страшен чёрт, как его малюют.
На всякую беду страха не напасёшься.
У страха глаза — что плошки, а не видят ни крошки.
Пуганная ворона и куста боится.
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Источник
Сказка «У страха глаза велики»: что писать в читательском дневнике?
Как заполнить дневник читателя?
Что написать в читательский дневник?
5-6 предложений: что писать?
В читательский дневник мы можем занести следующую информацию о сказке «У страха глаза велики»:
Сказку «У страха» глаза велики» придумал русский народ и она относится к бытовым сказкам.
Главными героями являются зайчик, бабушка, курочка, внучка и мышка. Все они претерпели страх: зайцу свалилось яблоко на голову, а остальные персонажи испугались перепуганного зайчика, выскочившего им под ноги.
Главная мысль сказки состоит в том, что наше воображение в экстремальных ситуациях может создать перед нами нереальные картинки, которые и провоцируют страх. Основную мысль подчеркивает пословица:
Отзыв:
Популярные сегодня пересказы
Произведение авторства Монтеня состоит из трех частей. В первой части Монтень делает обращение к читателю и говорит ему о сущности личности и пишет конкретно о том, какую пользу он смог принести всему миру.
Как-то раз одна маленькая девочка пошла в лес и там заблудилась. Долго искала дорогу домой, но безуспешно. Бродила она, бродила между деревьев и набрела на домик, в котором обитали три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Главными героями произведения являются Максимов, Хатидже и Наталья. В начале рассказа поэт и писатель Максимов знакомится в Крыму в таверне с Хатидже. Девушка восхищена творчеством молодого человека
Сид вынужден отправиться в изгнанье, поскольку недруги оклеветали его перед королём. Он собирает родственников и вассалов, чтобы сообщить им, что должен покинуть пределы Кастилии не позже, чем через 9 дней
Источник
Ход занятия
— Ребята, сегодня мы с вами снова в гостях у сказки.
— Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были. В не-котором царстве, в некотором государстве. Однажды в лесу. Это случилось давно.)
— Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (О приключениях людей и животных, о событиях загадочных и волшебных.)
— Как вы понимаете эту пословицу?
— В каких случаях ее говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле.)
— А теперь сказку слушайте, да на ус мотайте.
Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали сказки,
Были там и небылицы.
Одну я там переняла, да вам привезла.
— Это еще не сказка, а присказка. А сказка вся впереди. Воспитатель читает сказку.
У страха глаза велики (русская народная сказка)
.
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотушка.
Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю плех-плех-плех! Ниточкой, ниточкой.
Мышка бежит, торопится. Ведерки-то у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-как-кап! Капелькой, капелькой.
Так-то вот они и носили воду.
Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит.
А в сторонке, в зеленом садочке под яблонькой зайка отдыхал, да и задремал.
А на яблоньке, на длинной веточке, на коротком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.
Зайка спросонья вскочил. Со страху ничего не видит, ничего не понимает.
— Ой, батюшки! Охотники! Стреляют!
А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и мышкой. Все с ведрами, с коромыслами, да с водичкой.
Зайка с перепугу со всего разбега им прямо под ноги.
Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спину, мышку лапкой прижал. Да и был таков!
Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.
Бабушка сидит на лавке, со страхуу нее в головушке помутило никак она не поймет: что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?
-Не иначе, как медведище! И как я, старая, еще жива-то осталась! Внучка у нее за спиной в голос плачет.
-Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки, горят. Зубами щелкает, а хвост-то какой! Я думала, он меня съест.
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсток. Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз пошли они за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает: Ох! Медведь огромный меня чуть не задавил! — Внучка плачет: Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! — Курочка на печке кудахчет: Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала! — А мышка из-под печки пищит: Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась! — А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!» Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
Значение и смысл пословицы «У страха глаза велики»
В некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе, да всё там складывали. Курочка за печкой хозяйничала, а маленькая мышка — в норке. Все жители избушки каждый день по воду ходили. Без воды то не прожить, не прибраться. У бабушки вёдра были большие, ими она воду с колодца черпала. У внучки — чуть меньше, она воду из колоды набирала. У курочки ведёрца, из лужицы воду она брала. А у мышки – ну совсем маленькие, да ей больше и не нужны, из следа от копытца какого-то животного доставалась ей вода.
Вот одного дня пошли они по воду все вчетвером. Набрали воды полные ведёрка. Несут, а вёдра то полные и льётся водица из них. Впереди бабушка спешит, за ней внучка поторапливается, за той — курочка и мышка их догоняет. Один одного перегнать стремятся.
А под яблонькой зайчик сидел. Сидит, отдыхает и внезапно задремал. Неожиданно яблочко с этой яблоньки «Бух» — да упало ему по носу. Испугался зайчик, да побежал, не видя ничего перед собой, а ему навстречу шли жители избушки. Зайка с испуга им прямо под ноги. Со страху все побежали домой. Сидит бабушка и говорит: «Медведица на меня только что напала… не иначе» Внучка плачет и произносит: «А на меня волчище какое-то…» Курочка тоже рассказывает: «Напала на меня лисица ужасная, чуть не съела…» А мышка: «Котище… точно говорю!»
А зайка этот бедный под кустом заховался и думает про себя: «Подстрелить меня хотели… охотники… не иначе…»
Вот с тех времён и пошла поговорка «У страха глаза велики — чего нет, и то видят!». Так и наши герои увидели то, чего не было. А всё это из-за страха.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пересказ сказки «У страха глаза велики»
– Вспомните, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Назовите известные вам русские народные сказки. Назовите свои любимые русские народные сказки. А в сказке, которую вы услышите сегодня, «живут-поживают «бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка и мышка-норушка». Запомнили героев сказки? Слушайте сказку внимательно да на ус мотайте:
- По синю морю корабль бежит,
- Серый волк на носу стоит,
- А медведь паруса крепит.
- Заюшка кораблик за веревку ведет,
- Лисичка из-за кустика хитро глядит:
- Как бы зайку украсть,
- Как бы веревку сорвать.
- – Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
- Читает русскую народную сказку «У страха глаза велики».
– Понравилась ли вам сказка? Когда говорят «У страха глаза велики»? (В тех случаях, когда люди от страха видят то, чего нет.)
Кому же что померещилось? Скажите, сказка эта смешная или грустная? Как начинается сказка? Скажите, откуда брала воду бабушка?
(Из колодца.)
Откуда брала воду внучка?
(Из колоды.)
Слово «колода» ушло из современной речи.
Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берет воду – в колоде воды меньше, чем в колодце. А почему курочка берет из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он, этот след? А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.
Как вы думаете, почему у бабушки вода в ведрах плескалась так: «трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки – «трех! плёх!»? Покажите, как шли бабушка и внучка, курочка и мышка? Кто первый испугался? (Зайка.)
Как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему последняя фраза:
у страха глаза велики
– звучит насмешливо? Потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.
Можете ли вспомнить такой же случай из жизни, когда оказалось, что «у страха глаза велики»? Перескажите сказку.
1–2 ребенка пересказывают сказку с помощью подсказок воспитателя и остальных детей.
Рисование домиков для сказочных героев.
– А теперь придумаем и нарисуем сказочные домики для наших героев. Все дома на нашей планете придумали архитекторы, а строители их построили. Давайте с вами посмотрим, какие дома строят люди.
Скажите, какие инструменты и материалы нужны архитектору, чтобы придумать сказочный дом? (Карандаши, бумага, ластик.)
Волшебница в своем письме упоминала о фигурах, которые она выслала, давайте рассмотрим эти фигуры и найдем их в постройках людей.
Из каких геометрических фигур состоят здания, построенные людьми? (Квадраты, прямоугольники, треугольник, круг.)
– Давайте пофантазируем над конструкцией и внешним видом дома. Рассмотрите дома, которые придумывают художники для сказочных жителей. Как украшены домики сказочных героев на иллюстрациях? Из каких фигур можно составить такие домики? Составьте из фигур домик, а затем нарисуйте его на листочке.
Итог занятия.
– Получились ли у вас дома, которые вы хотели бы построить сказочным жителям? Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Какую сказку мы сегодня читали и пересказывали?
- ФЕВРАЛЬ
- НЕДЕЛЯ
- Занятие 1 Рассказ воспитателя о работе конюха.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Х.-К. АНДЕРСЕНА «ГАДКИЙ УТЕНОК»
- Реализация содержания программы в образовательных областях : «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
- Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели : дать понятие о металле как материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами металла; вызывать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда; помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой; упражнять в пересказе простых коротких произведений; развивать интонационную выразительность речи.
Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о работе конюха, ее особенностях и отличиях от других профессий; знает название прочитанной сказки и фамилию автора; пересказывает содержание сказки «Гадкий утенок», употребляя в речи сравнительные прилагательные и синонимы; анализирует поступки героев сказки с позиций общих нравственных категорий; сопереживает героям.
Материалы и оборудование : картинки с изображением разнообразных подков; иллюстрации к сказке «Гадкий утенок».
организованной деятельности детей
Вводное слово воспитателя.
– Сегодня мы узнаем, кто такой конюх, как ухаживают за лошадью и прочитаем сказку Х.-К. Андерсена.
Источник: https://infopedia.su/20x7dc7.html
У страха глаза велики.
У страха глаза велики.
Почти каждый вечер я хожу к бабушке. Она живет одна и с нетерпением ждет моего прихода. Ее дом находится недалеко от нашего. Вот и сегодня: я сделал домашнее задание, помог папе напоить коров и поспешил к бабушке. Вечерело. Мороз. Снег поскрипывал под ногами. Небо темное, высокое, ярко горят звезды и как- то таинственно подмигивают.
Папа снял с меня пальто, валенки, потом внимательно посмотрел на них и спросил: «Не этот ли черт за тобой гнался?» Все устремили взгляд на валенки ( к ним был приклеен кусок скотча), потом посмотрели на меня и дружно рассмеялись. Оказывается, испорченные полоски скотча бабушка бросила к порогу, а этот «черт» приклеился к моим валенкам; шел и бежал вместе со мной до дома, вселяя ужас.
«У страха глаза велики», — сказала мама с улыбкой.
Пересказ сказки «У страха глаза велики»
- 3 а д а ч и. Связная речь:
учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; - словарь и грамматика:
учить детей объяснять значения слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов; учить замечать смысловые несоответствия. - Ход занятия
- Воспитатель читает сказку «У страха глаза велики». Задает вопросы:
- — Почему это произведение называется сказкой?
— Как вы поняли название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется?
— О чем рассказывается в этой сказке?
— Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра?
- — Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?
- — Что вам больше всего понравилось в сказке?
- Повторное чтение сказки.
Для пересказа можно вызвать шесть детей. Они сами распределяют роли. Воспитатель поясняет: «Ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка».
После пересказа воспитатель обращается к детям:
— Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали. (Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.)
— В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.)
— Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).
— Бабушка подумала, что за ней гонится медведице. Почему сказано не медведь,
а медведище?
— А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (Медведюшка, мишенька…)
Дело в очах широких?
Все наверняка попадали в ситуацию, когда воля полностью парализуется ужасом. Да и других в таком неприятном состоянии видели. Очи, как принято, в этот момент, помимо воли, широко распахиваются, грозя вылезти из орбит. А вы спрашиваете, почему говорят, что у страха глаза велики. Есть в этом выражении некий физиологический момент. Однако он второстепенен. Ведь глаза выпучивают люди и в других ситуациях. К примеру, в моменты удивления они буквально лезут на лоб. Это происходит даже с большей вероятностью, чем когда человек испытывает ужас. Значит, дело не совсем в физиологии с особенностями мимики. Да и классики литературы о том же пишут. Они утверждают, что выражение «у страха глаза велики» значение имеет более глубокое. Есть еще одно связанное с этим устойчивым выражением клише. Говорят, что страх глаза застит. Если словосочетания рассматривать вместе, то появится возможность дойти до глубины смысла, заложенного в них.
У страха глаза велики — смысл и значение пословицы
Аналоги этой русской народной пословицы звучат на многих языках мира. Страх — естественное чувство человека, которое издавна помогало выживать. Видел безоружный древний человек страшного зверя — пугался и убегал. Так страх спасал ему жизнь. Но бывает и чрезмерный, преувеличенный страх. Порой люди склонны бояться даже того, чего нет, видеть неприятности на пустом месте, переживать о мнимой опасности. В таких случаях и будет уместна пословица: «У страха глаза велики». То есть человек рисует в своем воображении большее, чем это есть на самом деле. Чаще всего такое поведение свойственно трусливым, боязливым людям.
Пословица основана и на реальных наблюдениях: у человека, испытывающего страх, глаза действительно становятся большими (расширяются зрачки, широко раскрываются веки).
Как понять пословицу, выражение » У страха глаза велики «
Заглянем во фразеологические, толковые словари — они помогают понять смысл того или иного выражения, дают объяснение в лаконичной форме: Так говорят в разговорной речи об испугавшемся человеке, который преувеличивает опасность. (Большой словарь русских поговорок). Трусу повсюду видится опасность. (Словарь синонимов) Кроме того, есть одноименный мультфильм и сказка под названием «У страха глаза велики». Герои сказки: бабушка, внучка, курочка и мышка. Пошли они все вместе за водой, яблоко в саду упало прямо зайке в лоб, он бросился всем под ноги. И каждому герою в нем почудился свой страх: бабушка увидела медведя, внучка — волка, курица — лису, мышка — кота, а зайка и вовсе подумал, что это 4 охотника на него накинулись. Завершается сказка пословицей: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». Таким образом, сказка показывает нам пример ситуации, когда страх преувеличен. А как понимаете вы смысл пословицы «У страха глаза велики». Делитесь мнением в комментарии
Сказка «У страха глаза велики»: что писать в читательском дневнике?
Как заполнить дневник читателя?
Что написать в читательский дневник?
5-6 предложений: что писать?
Сказку «У страха» глаза велики» придумал русский народ и она относится к бытовым сказкам.
Главными героями являются зайчик, бабушка, курочка, внучка и мышка. Все они претерпели страх: зайцу свалилось яблоко на голову, а остальные персонажи испугались перепуганного зайчика, выскочившего им под ноги.
Главная мысль сказки состоит в том, что наше воображение в экстремальных ситуациях может создать перед нами нереальные картинки, которые и провоцируют страх. Основную мысль подчеркивает пословица:
Отзыв:
Сказка забавная и она мне понравилась, весело было читать о героях, которые не стали искать причину происшествия, а запаниковали. А паника и привела к тому, что они затряслись от страха и обратились в бегство.
Сказка учит нас сохранять хладнокровие в сложных ситуациях и не преувеличивать опасность. Нельзя сеять панику, нужно постараться взять себя в руки и найти корень проблемы.
Заполним читательский дневник:
В читательский дневник по этому произведению напишем следующее:
Главная мысль сказки выражается в пословице.
Теперь приступаем к основной части своего ответа, к заполнению читательского дневника.
Пример (образец) отзыва для ч/дневника
Заполняем читательский дневник по сказке «»У страха глаза велики»:
1) Автор: русская народная сказка.
3) Главные герои сказки: бабушка, внучка, заяц, курочка, мышка.
5) Отзыв: очень интересная сказка, показывает, что страх может нарисовать в воображении все, что угодно.
6) Чему учит: учит не бояться и разбираться в ситуации.
В читательский дневник мы можем занести следующую информацию о сказке «У страха глаза велики»:
Источник
У страха глаза велики
Русская народная сказка У страха глаза велики, которую можно читать онлайн или скачать бесплатно в форматах pdf или doc.
Сказка У страха глаза велики читать:
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвастушка да мышка-хлопотушка.
Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка — за печкой, а мышка — в норке.
Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были вёдра большие, у внучки — поменьше, у курочки были ведёрки с огурчик, у мышки — ведёрочки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа из поросячьего копытца.
Бабушка воду зачерпнёт, домой понесёт. А вёдра-то у неё трех-тре-ех! Вода из вёдер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведёрки у неё трех-трех! Водица из ведёрок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками.
Курочка за внучкой спешит. Ведёрки у неё трех-трех-трех! Водичка-то на землю плех-плех-плех — ниточкой, ниточкой.
Мышка бежит, торопится. Ведёрочки-то у неё трех-трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап — капелькой, капелькой.
Так-то они и носили воду.
Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит
А в сторонке, в зелёном садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал.
А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.
«Эх, — думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть!»
А тут налети и ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточки качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!
Зайка спросонья вскочил, со страху ничего не видит, ничего не понимает.
— Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! — Да бежать.
А на встречу ему шли бабушка с внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с вёдрами, с коромыслами да с водичкой.
Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги! Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал да и был таков!
А у наших водоносов вёдра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели. Шу-му-то, грому со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!
Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.
Бабушка сидит на лавке, со страху-то у неё в голове помутилось. Никак она не поймёт, что за зверь такой ей под ноги шарахнулся.
— Не иначе как медведище! И как я ещё, старая, жива-то осталась!
Внучка у неё за спиной в голос плачет:
Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то что свечки горят! Зубами щёлкает, а хвост-то какой! Я думала он съест меня!
Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела. «Ну и лисица, — думает, — как это она меня упустила?! Ведь этакой второй лисы и не найдёшь!»
А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится: «Ну и котище был! откуда такой взялся?! Глазищи-то, усищи какие! Лапищей-то он меня как притянул — думала я, смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась?!»
А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит, вздохнуть боится, а сам думу думает: «Охотники как подстерегли-то меня! И сколько их было! Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли?! Хорошо, что дóлги выросли!»
Так-то вот мои детушки. С той поры, с того времечка и говорят люди добрые
«У страха глаза велики — чего нет, и то видят!»
Все русские народные сказки
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 37-38.
УКМ «Школа России»
1. Назови героев сказки. Какими ты их представляешь? Чем они похожи друг на друга? Подтверди свой ответ словами из сказки.
Герои сказки: бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка.
Бабушка старая и тихая. Внучка весёлая хохотушка. Курочка беспокойная, постоянно озабоченная. Мышка маленькая и безобидная. Зайка серенький и боязливый.
Они похожи своими страхами. Каждому показалось самое страшное, чего он боялся.
2. Обсудите с другом. В чём причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?
Причина страха героев в неожиданности произошедшего. Они не ждали ничего необычного, а потому испугались.
Пословица Робкого и тень страшит идеально подходит к содержанию сказки. Робкие герои испугались совершенно неопасного зайчика, а зайчик испугался героев.
3. Зачем понадобилось рассказчику использовать такие необычные слова: трёх-плёх, трёх-трёх-трёх? Как звучат эти слова? Какие картины они помогают создать? Какой слышится ритм?
Эти необычные слова нужны для того, чтобы передать звук плещущейся воды. Они звучат спокойно, размеренно. Слыша их мы видим, как покачиваются емкости с водой, как плещется в них вода.
Вода плещется неторопливо и задаёт неспешный ритм сказке.
4. Как начинается сказка? Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку?
Сказка начинается очень неспешно, размеренно. Начало сказки следует читать медленно, негромко, спокойным голосом и тоном.
5. В каком темпе следует читать вторую часть сказки? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую? В каких словах это выражено?
Начиная со слов «Налетел на яблоньку ветерок…» темп ускоряется. Одновременно происходит несколько событий, очень быстрых, что и требуется передать голосом. Голос становится напряжённым, темп быстрым.
Ускорение темпа выражено словами: хлоп, прыгнул, испугались, побросали, побежали.
6. Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Обоснуйте свой ответ.
В конце сказки мы видим пословицу:
У страха глаза велики — чего нет, и то видят.
Она идеально подходит для всех героев, ведь все они увидели то, чего нет на самом деле. Бабушка — медведя, внучка — волка, курочка — лису, мышка — кота, зайка — охотников с собаками.
7. Подготовьтесь к пересказу по плану: жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка; пошли водоносы за водой; вёдра бросили и побежали домой. Какой страшный зверь напугал водоносов?
Водоносов напугал испуганный заяц.
Пересказ сказки «У страха глаза велики» для 2 класса
Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка. Жили они дружно и часто ходили все вместе за водой.
Вот пошли они раз за водой. Набрали вёдра и неспешно возвращались в дом.
Шли они мимо яблоньки, что росла в саду. А под яблонькой сидел зайчик. Ветер качнул ветку, с ветки упало яблоко прямо на зайчика.
Зайчик испугался и под ноги водоносам кинулся. Водоносы тоже испугались, побросали вёдра и побежали домой.
Дома они попрятались друг за друга и стали делиться своими страхами.
Бабушке показалось, что на неё медведь насел. Внучке — что на неё волк бросился. Курочка лису увидела, у мышка — кота.
А заяц убежал в лес, сел под кустом и подумал, что чудом от охотников с собаками сбежал.
8. Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа. Сравни его с планом в рабочей тетради.
На рисунке мы видим, как разбегаются герои сказки.
План ответа по рисунку к сказке «У страха глаза велики»
- Заяц бросается под ноги водоносам.
- Водоносы бросают вёдра.
- Заяц бежит прочь.
- Водоносы бегут в дом.
План в рабочей тетради касается всех событий сказки, а план ответа к рисунку только одного события.