Лев Николаевич Толстой уделял много внимания и времени развитию детского образования. Он основал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Занятия в школе проходили в свободной форме. Лев Николаевич много рассказывал об окружающем мире, занимался физическими упражнениями с ребятами и учил правописанию. Летом писатель проводил экскурсии по лесу, а зимой катался на санках со своими учениками.
В то время книг для детей было мало и тогда Лев Николаевич Толстой составил свою «Азбуку». Она начиналась алфавитом, после которого шли пословицы и поговорки, различные упражнения для соединения слогов и тренировки произношения. А во второй части помещались короткие нравоучительные рассказы, которые мы с удовольствием читаем с детьми по сей день.
Все рассказы, несмотря на то, что они очень короткие, несут в себе огромный смысл и учат детей добру, состраданию и развивают чуткость.
Читать рассказы Л.Н. Толстого для детей
Галка и кувшин
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
Жучка
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Волк и коза
Волк видит — коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще».
А Коза говорит: «Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь».
Галка и голуби
Галка увидала, что голубей хорошо кормят,— выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.
Старик и яблони
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Муравей и голубка
(Басня)
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Волк и журавль
Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:
— Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу.
Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит:
— Давай же награду.
Волк заскрипел зубами, да и говорит:
— Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?
Рыбак и рыбка
(Басня)
Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:
«Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет»
Рыбак и говорит:
«Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит».
Тонкие нитки
(Басня)
Один человек заказал пряхе тонкие нитки. Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал: «Нитки не хороши, мне нужны нитки самые тонкие». Пряха сказала: «Если тебе эти не тонки, так вот тебе другие», и она показала на пустое место. Он сказал, что не видит. Пряха сказала: «Оттого и не видишь, что очень тонки; я и сама не вижу».
Дурак обрадовался и заказал себе еще таких ниток, а за эти заплатил деньги.
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Старый дед и внучек
(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
— Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
— Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро.
Воробей и ласточки
Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.
В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.
Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду — как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали. Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал. Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда. Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.
Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Лгун
Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:
— Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
— Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Охотник и перепел
Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.
— Ты только отпусти меня, — говорит, — я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.
— Ну, перепел, — сказал охотник, — и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.
Орёл
Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орёл выронил рыбу, люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орёл устал и не мог лететь опять на море; он опустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного.
Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали. Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.
Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею; в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетел к дереву, он оглянулся — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, орёл разорвал рыбу и накормил детей.
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке.
Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит,— одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь, одну сливу?
Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил в окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Маленькая мышка
Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.
Мать спросила:
— Скажи, какие это звери?
Мышка сказала:
-Один страшный- ноги у него черные, хохол — красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.
-Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие. Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала:
— Дура, ты дура. Ведь это сам кот.
Котёнок
Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее-везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали: над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася взлез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала: «Нашел? Нашел?» Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей: «Нашел! Наша кошка… и у ней котята: какие чудесные; иди сюда скорее».
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и. принесли в дом.
Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки — увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уже больше не брал его с собой в поле.
Бедняк и богач
В одном доме жили: наверху богач — барин, а внизу — бедный портной. Портной за работой все пел песни и мешал барину спать. Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел. Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.
И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:
-Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.
Птичка
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.
Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, — дощечка повернется, и сетка сама захлопнется.
Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.
Мать говорит:
— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
— Я их в клетку посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.
Достал Серёжа семя, посыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, — ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели в сетку.
Пошел Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, — сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Сережа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
— Мама, посмотрите, я птичку поймал. Это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
Мать сказала:
— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
— Нет, я его кормить и поить буду.
Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, ставил воду и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду.
Мать ему и говорит:
— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, — лучше пусти её.
— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, — бьётся об клетку.
Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидела, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видел стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понес её в клетку. Чиж был еще жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.
— Мама, что мне теперь делать?
— Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив.
Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
Утром, когда Серёжа подошел к клетке, он увидел, что чиж лежит на спине, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.
Корова
(Быль)
Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.
На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.
И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери об стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала. Она сказала: убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока? Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы. Он каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей.
С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек. Случилось, барыне той деревни понадобилась к дитяти няня. Старушка и говорит дочери: отпусти меня, я пойду в няни, и тебе, может, бог поможет одной с детьми управляться. А я, бог даст, заслужу в год на корову. Так и сделали. Старушка ушла к барыне. А Марье еще тяжелее с детьми стало. И дети без молока целый год жили: один кисель и тюрю ели и стали худые и бледные.
Прошел год, пришла старушка домой и принесла двадцать рублей. Ну, дочка! говорит, теперь купим корову. Обрадовалась Марья, обрадовались все дети. Собрались Марья с старухой на базар покупать корову. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара попросили с ними поехать, выбирать корову. Помолились богу, поехали в город. Дети пообедали и вышли на улицу смотреть: не ведут ли корову. Стали дети судить: какая будет корова – бурая или черная. Стали они говорить, как ее кормить будут. Ждали они, ждали целый день. За версту ушли встречать корову, уж смеркаться стало, вернулись назад.
Вдруг, видят: по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идет пестрая корова, за рога привязана, и идет сзади мать, хворостиной подгоняет. Подбежали дети, стали смотреть корову. Набрали хлеба, травы, стали кормить. Мать пошла в избу, разделась и вышла на двор с полотенцем и подойником. Она села под корову, обтерла вымя. Господи благослови! стала доить корову, а дети сели кругом и смотрели, как молоко брызнуло из вымя в край подойника и засвистело у матери из-под пальцев. Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину.
Акула
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «купаться!» и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и, что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись, что было силы, к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.
Ёж и заяц
(Басня)
Повстречал заяц ежа и говорит:
«Всем бы ты хорош, еж, только ноги у тебя кривые, заплетаются».
Еж рассердился и говорит:
«Ты что ж смеешься; мои кривые ноги скорее твоих прямых бегают. Вот дай только схожу домой, а потом давай побежим наперегонки!»
Еж пошел домой и говорит жене: «Я с зайцем поспорил: хотим бежать наперегонки!»
Ежова жена и говорит: «Ты, видно, с ума сошел! Где тебе с зайцем бежать? У него ноги быстрые, а у тебя кривые и тупые».
А еж говорит: «У него ноги быстрые, а у меня ум быстрый. Только ты делай, что я велю. Пойдем в поле».
Вот пришли они па вспаханное поле к зайцу; еж и говорит жене:
«Спрячься ты на этом конце борозды, а мы с зайцем побежим с другого конца; как он разбежится, я вернусь назад; а как прибежит к твоему концу, ты выходи и скажи: а я уже давно жду». Он тебя от меня не узнает — подумает, что это я».
Ежова жена спряталась в борозде, а еж с зайцем побежали с другого конца.
Как заяц разбежался, еж вернулся назад и спрятался в борозду. Заяц прискакал на другой конец борозды: глядь! — а ежова жена уже там сидит. Она увидала зайца и говорит ему: «А я уже давно жду!»
Заяц не узнал ежову жену от ежа и думает: «Что за чудо! Как это он меня обогнал?»
«Ну, — говорит, — давай еще раз побежим!»
«Давай!»
Заяц пустился назад, прибежал на другой конец: глядь! — а еж уже там, да и говорит: «Э, брат, ты только теперь, а я уже давно тут».
«Что за чудо! — думает заяц, — уж как я шибко скакал, а всё он обогнал меня. Ну, так побежим еще раз, теперь уж не обгонишь».
«Побежим!»
Поскакал заяц, что было духу: глядь! — еж впереди сидит и дожидается.
Итак, заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился.
Заяц покорился и сказал, что вперед никогда не будет спорить.
В помощь в учёбе:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Зашумленные тексты для чтения и пересказа»
Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.
Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше он читает и грамотнее пишет.
Работа с зашумленными текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.
В книге вы найдете:
- Зашумленные тексты с вопросами;
- Тексты с вопросами для чтения, пересказа, проверки техники чтения;
- Методику работы с зашумленными текстами;
- Варианты проработки с максимальной продуктивностью;
- Упражнения для развития речи и понимания прочитанного.
В результате у ребенка:
- увеличивается скорость чтения;
- развивается внимание и память;
- вырабатываются навыки осознанного чтения;
- развиваются навыки самоконтроля;
- развивается речь;
- уменьшается количество ошибок при письме;
- облегчается процесс написания изложений и сочинений;
- улучшение учебных показателей.
Подходит для индивидуальных и групповых занятий.
Удобна для распечатывания и использования.
Серия книг «Зашумленные тексты» состоит из трех частей.
Тексты отличаются количеством слов, сложностью и степенью зашумленности.
Желательно проработать по всем трем уровням сложности.
Уровень 1
Количество слов в текстах 25-55. Простая шумовка.
Уровень 2
Количество слов в текстах 35-75. Наклонная шумовка.
Уровень 3
Количество слов в текстах 45-95. Сложная шумовка.
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите в Книжную лавку за другими полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.
Содержание
- Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
- Сказки
- Книжные памятники
- Краткое содержание
- Средства выразительности
- Жанры
- Писатели спрятались
- Тайный автор
- Исторические книги
- Рифмы
- Сказочная вечеринка
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов
Happy
74
Sad
31
Excited
136
Sleepy
19
Angry
40
Surprise
26
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Внеклассное чтение
1 класс УМК
«Школа России»
Л.Н.
Толстой
Рассказы
о людях
больших
и
маленьки
х
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 г. Камешково
Владимирской области
Курова Татьяна Владимировна
Внеклассное чтение 1 класс УМК «Школа России»
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) родился
в родовой усадьбе графов Толстых — Ясной
Поляне Тульской губернии. Он рано потерял
своих родителей и был воспитан опекунами,
характеры которых впоследствии были
отражены в некоторых произведениях.
Получив хорошее домашнее образование,
Толстой поступает в Казанский университет,
но учеба его тяготит, и он возвращается в
Ясную Поляну, откуда вскоре уезжает служить
Детские рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям,
на Кавказ. Именно там появляются его первые
особенно к крестьянским («Филиппок»), они бесхитростные и
произведения.
простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они
лишены пафосных нравоучений. Прочтите или перечтите
заново поучительные басни Льва Толстого «Дележ
наследства», «Хорек», «Голова и хвост змеи», «Журавль и
аист», «Волк и старик» или трогательный до слез рассказ
«Лев и собачка». Именно такие произведения закладывают в
детях понятия добра и справедливости.
Несмотря на то, что Толстой был дворянского сословия, он
всегда находил время для общения с крестьянскими детьми,
а в своем имении даже открыл для них школу.
Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов,
Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По
завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Ребята!
Чтобы познакомиться с
рассказом Л.Н. Толстого,
щёлкните по обложке книги и
прочитайте рассказ. Чтобы
вернуться назад, щёлкните по
иллюстрации. Переход — .
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Варя и
чиж
У Вари был чиж.
Чиж жил в клетке
и ни разу не пел.
Варя пришла к
чижу. — Пора
тебе, чиж, петь.
— Пусти меня на
волю, на воле
буду весь день
петь.
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Старик и
яблони
Старик сажал
яблони. Ему
сказали:
«Зачем тебе
яблони? Долго
ждать с этих
яблонь плода, и
ты не съешь с них
яблочка».
Старик сказал:
«Я не съем,
другие съедят,
мне спасибо
скажут».
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Два
товарища
по
лесу
Шли
два
товарища, и выскочил на
них
Один
бросился бежать, влез на
дерево и спрятался, а
другой остался на дороге.
медведь.
Медведь понюхал ему
лицо, подумал, что
мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот
слез с дерева и смеется:
«Ну что, – говорит, –
медведь тебе на ухо
говорил?»
«А он сказал мне, что –
плохие люди те, которые
в опасности от
товарищей убегают».
Делать было ему нечего –
он упал наземь и
притворился мертвым.
Медведь подошел к нему
и стал нюхать: он и
дышать перестал.
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Лгу
н
Мальчик стерег овец и,
будто увидав волка, стал
звать: «Помогите, волк!
волк!» Мужики
прибежали и видят:
неправда.
Как сделал он так и два и
три раза, случилось — и
вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
«Сюда, сюда скорей,
волк!» Мужики подумали,
что опять по-
всегдашнему
обманывает, — не
послушали его. Волк
видит, бояться нечего: на
просторе перерезал все
стадо.
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Отец и
сыновья
Отец учил своих сыновей,
чтобы они жили в согласии и
всегда друг другу помогали и
друг друга выручали. Но не
слушались его сыновья —
вечно ссорились. Велел тогда
отец сыновьям принести
веник и говорит:
— Сломайте его!
Сколько ни бились сыновья,
не смогли сломать.
Тогда отец развязал веник и
велел сломать по одному
пруту. Легко переломали
сыновья прутья веника
поодиночке. Отец и говорит:
— Так и вы, если в согласии
жить будете, никто вас не
одолеет; а если будете
ссориться и всё поодиночке
делать, вас любой победить
и обидеть сможет.
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Тогда он и
вспомнил, что
такое грабли,
хватился за лоб и
говорит:
— И что за дурак
тут грабли бросил!
Ученый
сын
Сын приехал из
города к отцу в
деревню. Отец
сказал:
— Нынче покос,
возьми грабли и
пойдём, пособи мне.
А сыну не хотелось
работать, он и
говорит:
— Я учился наукам,
а все мужицкие
слова забыл; что
такое грабли?
Только он пошёл по
двору, наступил на
грабли; они его
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Отец и спросил: «Что ты
это делаешь, Миша?» А
Миша и говорив: «Это я,
батюшка, лоханку делаю.
Когда вы с матушкой
стары будете, чтобы вас
из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели
друг на друга и
заплакали. Им стало
стыдно за то, что они так
обижали старика; и стали
с тех пор сажать его за
стол и ухаживать за ним.
Старый дед и
внучек
Стал дед очень стар. Ноги
у него не ходили, глаза не
видели, уши не слышали,
зубов не было. И когда он
ел, у него текло назад изо
рта. Сын и невестка
перестали его за стол
сажать, а давали ему
обедать за печкой. Снесли
ему раз обедать в чашке.
Он хотел ее подвинуть, да
уронил и разбил. Невестка
стала бранить старика за
то, что он им все в доме
портит и чашки бьет, и
сказала, что теперь она
ему будет давать обедать
в лоханке. Старик только
вздохнул и ничего не
сказал. Сидят раз муж с
женой дома и смотрят —
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Котено
к
Были брат и сестра — Вася и Катя;
и у них была кошка. Весной кошка
пропала. Дети искали её везде, но
не могли найти.
Один раз они играли подле
амбара и услыхали — над головой
кто-то мяучит тонкими голосами.
Вася влез по лестнице под крышу
амбара. А Катя стояла и всё
спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец
Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… и у неё
котята; такие чудесные; иди сюда
скорее.
Катя побежала домой, достала
молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они
выросли немножко и стали
вылезать из-под угла, где
вывелись, дети выбрали себе
одного котёнка, серого с белыми
лапками, и принесли в дом. Мать
раздала всех остальных котят, а
этого оставила детям. Дети
кормили его, играли с ним и клали
Ветер шевелил солому по дороге,
а котёнок играл с соломой, и
дети радовались на него. Потом
они нашли подле дороги щавель,
пошли собирать его и забыли про
котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то
громко кричит:
«Назад, назад!” — и увидали, что
скачет охотник, а впереди его
две собаки увидали котёнка и
хотят схватить его. А котёнок,
глупый, вместо того чтобы
бежать, присел к земле, сгорбил
спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала
и побежала прочь от них. А Вася,
что было духу, пустился к
котёнку и в одно время с
собаками подбежал к нему.
Охотник
Собаки хотели схватить котёнка,
подскакал и
но Вася упал животом на котёнка
отогнал собак, а
и закрыл его от собак.
Вася принёс
домой котёнка и
уж больше не
брал его с собой в
поле.
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из
вас, это нехорошо; но не в
том беда. Беда в том, что в
сливах есть косточки, и если
кто не умеет их есть и
проглотит косточку, то
через день умрёт. Я этого
боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за
окошко.
И все засмеялись, а Ваня
заплакал.
Косточк
а
Купила мать слив и хотела их
дать детям после обеда. Они
лежали на тарелке. Ваня
никогда не ел слив и всё
нюхал их. И очень они ему
нравились. Очень хотелось
съесть. Он всё ходил мимо
слив. Когда никого не было в
горнице, он не удержался,
схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла
сливы и видит, одной нет.
Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-
нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и
сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Глупый
мужик
Был один глупый
мужик. Он пошёл в лес за
дровами. Дерева все
были велики. Он стал
срубать ветки. Один сук
на дубу был высоко.
Мужик влез на дуб, сел
верхом на сук спиной к
дереву и срубил сук.
Другой сук был ещё
выше. Мужик влез на
сук и, чтобы короче
срубить, сел на него
лицом к дереву. Он
рубил немного, и стал
сук трещать; мужик был
рад и сказал:
— Вперёд всё так буду
рубить.
Но сук сломался, и
мужик сорвался.
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Кто
прав?
Один человек
сказал, что он хочет
так жить, чтобы
враги боялись его.
А другой сказал,
что лучше так жить,
чтобы враги
боялись, а друзья
бы любили.
А третий сказал:
— Лучше так жить,
чтобы не было
врагов, а чтобы все
были друзья.
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Девочка и
грибы
Две девочки шли
домой с грибами.
Им надо было
переходить
через железную
дорогу. Они
думали, что
машина далеко,
влезли на
насыпь и пошли
Вдруг зашумела машина. Старшая
через рельсы.
девочка побежала назад, а
меньшая — перебежала через
дорогу.
Старшая девочка закричала
сестре:
— Не ходи назад!
Но машина была так близко и так
громко шумела, что меньшая
девочка не расслышала; она
подумала, что ей велят бежать
назад. Она побежала назад через
рельсы, споткнулась, выронила
грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и
машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала:
— Брось грибы!
А маленькая девочка думала, что
ей велят собрать грибы, и
ползала по дороге.
Машинист не мог удержать
машины. Она свистала изо всех
сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и
плакала. Все проезжающие
смотрели из окон вагона, а
кондуктор побежал на конец
поезда, чтобы видеть, что
сделалось с девочкой.
Когда поезд прошёл, все
увидали, что девочка лежит
между рельсами головой вниз и
не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал
далеко, девочка подняла голову,
вскочила на колени, собрала
грибы и побежала к сестре.
Л.Н.Толстой. Рассказы о людях больших и маленьких (1 класс, внеклассное чтение)
Ссылки на интернет-ресурсы:
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/100.jpg — два
товарища
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/ezop/4/two-travelers-and-a-bear.jpg — два
товарища
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/099.jpg — два товарища
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/raskazy/i_007.jp
g
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/raskazy/i_008.jp
— косточка
g
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/raskazy/i_011.jpg —
— косточка
котенок
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/sbornik-1/10/tmpB12-307.jpg — отец и
сыновья
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/150.jpg —
глупый мужик
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/149.jpg — глупый
мужик
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/114.jpg — старик и
яблони
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/107.jpg —
кто прав
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/4/uchenyj-syn.jpg — ученый
сын
http://www.libex.ru/img/x/2c/39/70e6c.jpg — старый дед и внучек
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/raskazy/i_014.jpg —
девочка и грибы
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/raskazy/i_015.jpg —
девочка и грибы
http://www.xxlbook.ru/imgh1538266.png — отец и
сыновья
http://amudra.my1.ru/_nw/4/56106562.jpg — чиж
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/ezop/4/the-shepherd-boy-and-the-wol
f.jpg
http://www.libex.ru/dimg/5fe2.jpg — два товарища
— лгун
http://static2.ozone.ru/multimedia/c200/1010484996.jpg —
старик и яблони
http://www.imobilco.ru/f/products/9637/285/609/438/original_resized280.jpg — глупый
мужик
http://jili-bili.ru/files/products/39/big/144405302731.jpg — чиж
http://i32.fastpic.ru/big/2011/1229/65/a53ca68b6e9e2d9f70092a1a6c03e665.p
ng
http://biodotuda.ru/uploads/images/l/_/n/l_n_tolstoj_kotenok.jpg —
— котенок
котенок
http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1012772046.jpg —
косточка
http://tolstoy.vedhost.com/wp-content/uploads/2014/04/Tolstojln.jpg — портрет
Л.Толстого