Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?
Задания по литературе для 5 класса Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?
3 ответа:
3
0
По мотивам сказок Пушкина было написано немало музыкальных произведений, вспомним некоторые из них.
На поэму «Руслан и Людмила» были написаны опера композитором Глинка и балет Глушковского на музыку Штольца.
На сказку » О попе и работнике его Балде» был написан балет композитором Чулаки.
Про «Царя Салтана» писал свою оперу композитор Римский-Корсаков и позже на его музыку был поставлен балет.
Оперу под названием «Сказка о рыбаке и рыбке» написала Елена Могилевская.
На сказку «О мертвой царевне» был написан балет композитором Лядовым.
А вот к сюжету «Золотого петушка» вновь обратился Римский-Корсаков, создав еще одну оперу.
0
0
Творчество Александра Сергеевича Пушкина всегда вдохновляло композиторов к созданию музыкальных произведений, основанных на его сюжетах. На сегодняшний день по произведениям этого гениального автора создано более 20 опер и более 10 балетов.
Что касается сказок Пушкина, то можно выделить такие музыкальные произведения, как:
Опера М. Глинки «Руслан и Людмила» (1821 г.)
Опера А. Даргомыжского «Русалка»
Оперы Н. Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане», (1900 г.), «Золотой петушок» (1908 г.)
Балет Л. Минкуса «Золотая рыбка» (1867 г.)
Балет М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1940 г.)
Балет А. Лядова «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1949 г.)
Эти музыкальные произведения привлекательны, прежде всего, своими узнаваемыми, знакомыми с детства сюжетами, идеально прорисованными героями, и тем, что в них всегда добро оказывается сильнее зла.
0
0
Сказки Пушкина послужили источником вдохновения для многих композиторов.
Например Глинка написал на сказку «Руслан и Людмила» оперу, а композитор Штольц — музыку для балета.
Также двумя операми отметился Римский-Корсаков, который положил на музыку «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о золотом петушке»
Еще одна опера была написана по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» композитором Могилевской.
Ну и можно упомянуть балет Лядова по сказке «О Мертвой царевне и семи богатырях».
Читайте также
Скажем сразу, сказки Пушкина «О спящей царевне» и сказка Жуковского «О спящей царевне» писались этими авторами почти одновременно и в виде некоего соревнования. У кого из них получился более интересный вариант судить даже не берусь. Но Жуковский оставил больше деталей традиционного сюжета сказки, Пушкин сделал ее более оригинальной, авторской.
Сказка Пушкина напоминает сказку Жуковского прежде всего общностью сюжета — молодая царевна погружается в мертвый сон, от которого ее спасает красавец принц/королевич. Причина сна разная — проклятие и отравленное яблоко, зависть или обида.
Также общим для сказок является попытка авторов следовать народным канонам построения сказок, хотя Жуковский отнесся к этому более вольно, шутливо.
Сложно сравнивать между собой два столь разных по настроению и стилистике произведения, как «сказка о мертвой царевне» Пушкина и «Спящая царевна» Жуковского.
Оба автора постарались создать сказки, похожие на народные и им это удалось, но Пушкин сделал это более удачно. У его сказки есть все признаки русской народной сказки, например волшебный помощник, троекратные повторы, герой, который проходит испытания, на пути к своему счастью, и конечно торжество добра, которое выразилось в наказании злой царицы.
Сказка Жуковского в этом отношении оказывается более авторской, поэт создал своих особенных героев, отличающихся от героев народной сказки. Это и царь Макар и рак, который никогда в народных сказках не выступал предсказателем, и отсутствие противостояния добра и зла.
Однако мне очень нравятся обе эти сказки и я не хочу выбирать из них лучшую.
Ритм — это основа всякого стихотворения. которая позволяет используя ударные и безударные слога, а точнее их чередование создавать настроение, показывать скорость чтения, управлять эмоциями читателя или слушателя.
В сказке в стихах «О мертвой царевне» Пушкина мы встречаем интересное использование непостоянного ритма автором.
Так первые две строчки идут с последним ударным слогом, а следующие две с предпоследним. И так на протяжении всей сказки. Такое чередование ритма создает необычный рисунок сказки, делает ее действительно сказочной, народной, помогает сделать акцент на чем-то.
Вот например строки
читаются более звонко не только из-за слова Трезвонить, но и из-за ударения на предпоследнем слоге. Ударение же на последнем слогу в строках:
делает их более убедительными, более емкими, утверждающими.
Стихотворение Пушкина «К няне» обращено к настоящей няне поэта, Арине Родионовне. Эта простая русская женщина подарила будущему поэту свою любовь и как говорят ученые познакомила маленького Сашу с богатством русского языка и народного фольклора. Маленький Пушкин очень любил сказки, которые рассказывала ему няня, любил слушать ее песни. И эти детские воспоминания оказали большое влияние на взрослое творчество Пушкина.
Данное стихотворение пронизано чувством глубокой любви и признательности к своей няне. Поэт передает свою заботу и тревогу, он отзывается о воспитавшем его человек с большой искренней теплотой.
Уже в первых строках стихотворения Пушкин называет няню Подругой и Голубкой. Слово Подруга показывает, что няня всегда поддерживала поэта, даже в годы тяжелых испытаний, его ссылки. А ласковое слово Голубка показывает отношение поэта к няне, его любовь.
«Сказка о мертвой царевне» Пушкина вызывает множество чувств, как любое произведение, в котором есть и зло и добро и в котором происходит борьба этих начал.
Злая царица вызывает страх и отвращение. Она любуется своим отражением, она готова убить красивую молодую царевну, просто потому, что она красивее ее. Читая, как царевну отводят в лес, или предлагают ей отравленное яблоко, мы переживаем за героиню, сочувствуем ей, и мечтаем, чтобы ничего у царицы не получилось.
Читая, как оживает царевна в хрустальном гробу, когда ее находит королевич Елисей мы радуемся. Финал сказки очень положительный и именно он создает общее настроение — чувство удовлетворения от победы добра, радость.
Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты.
Это можно объяснить тем, что в его творчестве сочеталась всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В произведениях Пушкина отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства.
По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов:
- М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.
- А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)
- М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)
- Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)
- П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)
- Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)
- С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)
- Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)
- Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)
- Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)
- Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)
- К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)
- А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)
- М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)
- А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)
- Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)
- А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)
- В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)
- Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г. (опера)
Кроме того, написано много романсов на стихи поэта.
Естественно, что в одной статье невозможно рассказать о всех операх, написанных на сюжеты А.С. Пушкина. Остановимся лишь на некоторых из них: более известных и недостаточно известных.
Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама»
История создания
В 1887 г. администрация Императорского театра предложила П.И. Чайковскому создать оперу на основе повести А.С. Пушкина. Либретто к ней уже написал И.А. Всеволожский, русский театральный деятель, сценарист, художник. Но композитор от предложения отказался. Он посчитал, что в сюжете недостаточно сценичности. Прошло два года, и Чайковский всё-таки принял заказ, но либретто оперы создал его брат, Модест Ильич Чайковский. Однако в процессе работы композитор сам редактировал либретто и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). В результате пушкинский сюжет заметно изменён. Изменено даже имя главного героя: в повести Пушкина он носит фамилию Германн, а в опере Герман – его имя.
Премьера оперы
Премьера состоялась в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, 19 декабря 1890 г. Дирижёр – Э. Направник.
Партию Германа (тенор) исполнил Н. Фигнер. Партию Лизы (сопрано) М. Фигнер. Елецкий (баритон) – Л. Яковлев, Томский (баритон) – И. Мельников, графиня (меццо-сопрано) – М. Славина.
Опера Чайковского «Пиковая дама» быстро приобрела популярность и вошла в репертуар многих театров мира. Она и в настоящее время является одной из самых востребованных театральных постановок.
Опера М. Мусоргского «Борис Годунов»
История создания
Работу над оперой М.П. Мусоргский начал в 1868 г. Либретто оперы создал он сам, используя текст трагедии Пушкина «Борис Годунов» и материалы книги Н.М. Карамзина «История государства Российского». Темой своей оперы Мусоргский выбрал период правления царя Бориса Годунова (1598-1605), предшествовавшего началу «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».
Еще про оперы:
Оконченную в 1869 г. оперу Дирекция императорских театров к постановке не приняла: в опере не было интересной женской роли. Композитор начал переработку оперы: ввёл любовную линию Лжедмитрий-Марина Мнишек, но и редакция 1872 г. также была отвергнута, хотя театральные и музыкальные круги Санкт-Петербурга и Москвы активно поддерживали оперу, увидев в ней новаторские достижения композитора и музыкальную глубину. Благодаря этой поддержке, оперу всё-таки поставили в 1874 г. на сцене Мариинского театра. Публика встретила оперу восторженно, а критика – резко отрицательно. В 1882 г. опера была снята с репертуара.
В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков делает попытку возродить оперу, создав новую редакцию, а затем в 1908 г. ещё одну. Уже в советское время оперу редактировал Д. Шостакович в 1940 г.
Но в настоящее время чаще используют авторскую редакцию оперы.
Причины множественных редакций оперы можно найти в объяснении Н. Римского-Корсакова, данном в предисловии к его изданию «Бориса Годунова» в 1896 г.: «Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.
Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.
«Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения.
Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение.
При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.
Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».
Музыка оперы Мусоргского «Борис Годунов»
Это народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.
Жизнь оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»
Опера Мусорского за время с момента её написания ставилась во многих театрах России: Мариинском, Большом, театром Солодовникова, театром Петербургской консерватории, на провинциальных русских сценах в Казани, Орле, Воронеже, Саратове, Риге, Таллине, Минске и др.
Из последних можно назвать постановку Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, Мариинского театра и Самарского академического театра оперы и балета в 2012 г.
За рубежом опера ставилась в Большом театре в Гранд-Опера (Париж), Метрополитен Опера (Нью-Йорк), Друри-Лейн (Лондон), Софийской народной опере, Ковент Гарден (Лондон), в Зальцбурге, Ла Скала (Милан).
Опера Ц. Кюи «Кавказский пленник»
Опера в 3 действиях написана в 1857-58 гг. Либретто В.А. Крылова. Премьера оперы состоялась в феврале 1883 г. в Мариинском театре. Дирижёр – Э. Направник.
Это самая популярная опера Кюи. Отчасти это связывают с тем, что она была близка традициям итальянской оперы, где главным было «заинтересовать, растрогать, поразить». В сюжете оперы всё для этого есть: в ауле непокорных горцев захвачен русский пленник. Дочь Казенбека Фатима сочувствует ему: приносит тайком пищу, успокаивает, хотя она является невестой нелюбимого ею горца Абубекера. Когда тайну Фатимы раскрывают, она, чтобы не казнили русского пленника, освобождает его. Но он признаётся ей, что любит другую. Фатима кончает с собой, т.к. всё равно её ждёт гибель за помощь пленнику.
Немного о композиторе Ц. Кюи
Он был сыном наполеоновского офицера, оставшегося жить в России после ранения под Смоленском в 1812 г. Ц. Кюи не был профессиональным композитором, он окончил Главное инженерное училище и через 4 года был произведён в офицеры с чином прапорщика. В 1857 г. окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 г. получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 г. был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 г., по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 г. стал профессором, а в 1891 г. – заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.
Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 г. Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала. Музыка была его любимым увлечением.
Опера Я. Наполи «Скупой барон»
Якопо Наполи – итальянский композитор (род в 1911 г. в Неаполе). Оперу «Скупой барон» на сюжет Пушкина он создал в 1970 г. Либретто написал Марио Пази. Опера имела большой успех у публики и была встречена похвалами итальянской музыкальной критики. Своё обращение к «маленькой трагедии» Пушкина он объясняет так: «Я всегда любил Пушкина, с детских лет. Достаточно одного «Бориса», чтобы определить всю личность этого великого поэта». И далее он пишет: «Текст Пушкина, напряженный, мрачный, изобилующий поэтическими образами, предоставил мне возможность, как я давно желал, расширить мой музыкальный язык, особенно с точки зрения гармонии и контрапункта. Этот новый опыт внутренне обогатил меня».
Опера состоит из 4 действий. Она была поставлена в Неаполе. Дирижер первого спектакля, маэстро Франко Караччоло, и певцы: Отелло Боргоново (барон) и баритон Клаудио Струдтгоф (Альбер) – своей интерпретацией способствовали успеху спектакля. Постановка оперы, освещение, костюмы, реквизит – все это было с большим искусством создано опытным художником Аттилио Колоннелло.
Анатолий Константинович Лядов. Художник И. Е. Репин. 1902 г.
Анатолий Константинович Лядов (29 апреля (11 мая) 1855[1][2][3][4][5] или, по исследованиям специалистов, 30 апреля (12 мая)[6], Санкт-Петербург — 15 (28) августа 1914, усадьба Полыновка, возле Боровичей, ныне Новгородская область) — русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
Содержание
- 1 Происхождение
- 2 Ранние годы
- 3 Учёба в консерватории
- 4 Преподаватель в консерватории
- 5 Композиторская деятельность
- 6 Личная жизнь
- 7 Использования музыки
- 8 Источники
Происхождение[править]
Происходил из театрально-музыкальной семьи. Отец Константин Николаевич Лядов (1820—1871) — главный капельмейстер императорской оперной труппы, мать В. А. Антипова — пианистка[7]. Связала свою жизнь с театром и родная сестра композитора, Валентина Константиновна Лядова-Сариотти-Помазанская (многие словари называют ее Верой, но по воспоминаниям Н. А. Римского-Корсакова, ее звали не Верой, а Валентиной[8]) — драматическая актриса Петербургской императорской труппы, ставшая сначала женой оперного певца той же труппы Михаила Ивановича Сариотти, а затем, после развода, вышедшая замуж за музыканта той же Петербургской труппы И.А. Помазанского[9].
Дед с отцовской стороны — Николай Григорьевич Лядов был капельмейстером Петербургского Филармонического общества[10]; он и привел двух своих сыновей, обучавшихся на музыкальном отделении в театральном училище при императорских театрах, в императорскую труппу — Константина и Александра; Александр Николаевич Лядов (1818—1871) — дирижёр императорского бального оркестра, инструментировавший музыку для нескольких балетных постановок[11]; его дочь Вера Александровна Лядова (двоюродная сестра А. К. Лядова), одно время жена танцовщика и балетмейстера Петербургской императорской труппы Льва Иванова, прославилась как балерина Петербургской императорской труппы, а потом стала выдающейся артисткой оперетты.
Ранние годы[править]
Мать будущего композитора умерла рано[7], [1], в 1861 году[2], ему было всего шесть лет[12], и мальчик воспитывался отцом, под руководством отца начал заниматься музыкой.
Одаренность его проявилась еще в детстве. Анатолий Лядов проявил себя не только как талантливый музыкант, но и как художник и поэт. Ни профессиональным художником, ни профессиональным литератором он не стал, но до конца жизни рисовал и сочинял остроумные стихи[7][12]. А вот музыкой с раннего возраста занимался серьезно.
Отец, с 1860 г. занимая должность главного капельмейстера оперной труппы, неоднократно приводил его к себе на работу, поэтому весь оперный репертуар Петербургской императорской труппы был знаком Анатолию Лядову с детства[13], а в юные годы он сам нередко участвовал в спектаклях в качестве статиста[12].
Русский композитор Анатолий ЛЯДОВ в телепрограмме АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ
А.К.Лядов — художник
Помимо отца, с раннего возраста с ним занималась музыкой его родная тетя, сестра его матери, пианистка В. А. Антипова[12].
Но жизнь детей без матери все равно была безалаберной. Отец вынужден был много работать, и хотя Анатолий и его сестра Вера росли в богемной среде вокруг талантливых людей — что само по себе способствовало артистическому творческому настрою, — ни необходимой ласки, ни необходимой дисциплины у них не было[12]. Всё это не могло не отразиться на дальнейшей, уже взрослой, жизни.
По всей видимости, Анатолий Константинович унаследовал характер своего отца. Вот что пишет в своих воспоминаниях драматический актер A. A. Нильский о Константине Николаевиче Лядове: «Константин Николаевич слыл хорошим товарищем и приятным собеседником; по характеру своему это был добрейший и беспечнейший человек, обожавший больше всего кутеж и веселье, что и способствовало его преждевременной кончине»[14].
Учёба в консерватории[править]
В возрасте 12 лет в 1867 году Анатолий Лядов поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию[7], где обучался в 1867—1878 годах (по другим сведениям, был зачислен в консерваторию в 15 лет в 1870 году[13][15]). Учился у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано), а с 1874 года — в классе композиции у Н. А. Римского-Корсакова, оказавшего огромное влияние на начинающего музыканта и в класс к которому Анатолий Лядов сам перешел[7], а в середине 1870-х гг. он вместе с А. К. Глазуновым вошел в состав «Могучей кучки» как младшие представители «Новой русской музыкальной школы»[7].
Правда, в те годы Анатолий Лядов еще особого рвения к учебе не испытывал и в 1876 году был отчислен из консерватории за прогулы и лень его же педагогом Н.Римским-Корсаковым[16], но через пару лет восстановился и в 1878 году закончил учебное заведение столь успешно, что получил серебряную медаль, звание «Свободного Художника»[10] и приглашение преподавать там же, в консерватории[15]. Так начались трудовые будни.
Преподаватель в консерватории[править]
Так Анатолий Лядов стал преподавателем Санкт-Петербургской консерватории и проработал там почти до самого конца собственной жизни. В этой работе для него были и плюсы, и минусы. С одной стороны, он оказался в самом центре русской музыкальной культуры, да к тому же был материально обеспечен. С другой же стороны, преподавательская деятельность отнимала много времени у творчества[12], а А. Лядов ощущал себя композитором и желал творить, сочинять музыку.
Продолжая работать в консерватории, А. К. Лядов в начале 1880-х гг. стал членом Беляевского кружка, где сразу возглавил издательское дело.
Тогда же начал заниматься дирижированием. Лядов неоднократно выступал как дирижер в концертах Петербургского кружка любителей музыки и Русских симфонических концертов[7].
При этом он воспитал множество талантливых музыкантов (как в консерватории, так и частными уроками), среди которых: Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. М. Житомирский, В. М. Беляев, И. И. Чекрыгин, А. В. Оссовский, А. А. Оленин, В. А. Золотарев, А. В. Щербачев, С. М. Майкапар, И. Ю. Ахрон, А. А. Копылов, Шломо Розовский, Эмиль Млынарский, М. А. Кузмин (поэт, но какое-то время обучался в Петербургской консерватории) и другие. А среди частных учеников был будущий директор императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский[17].
С 1884 года он одновременно с работой в консерватории преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы, куда был приглашен Балакиревым[13], а с 1886 стал профессором Санкт-Петербургской консерватории[18].
Анатолий Лядов уже стал известен и как композитор, но все остальные насущные дела отвлекали от творчества.
В 1887 году он писал своей сестре: «Сочиняю мало и сочиняю туго. Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим…»[7][12].
Однако окружавшие его считали, что дело было отнюдь не в преподавательской загруженности. А. К. Глазунов, давний товарищ Анатолия Лядова, с которым они познакомились еще в молодости у Балакирева[10], постоянно попрекал его в лени и безалаберности, неумении сосредоточиться на работе и распылении и времени, и сил.
Лядов проработал в консерватории до 1905 года. А когда во время революции 1905 года весь Петербург забурлил и начались волнения и среди студентов Петербургской консерватории, в результате чего был уволен Римский-Корсаков, — Лядов, человек совершенно далекий от политики, немедленно подал заявление об уходе из консерватории, его заявление было удовлетворено[13].
Казалось бы, теперь ничего не мешало и композиторской деятельности.
В 1909 году к Лядову обратился Сергей Дягилев с просьбой написать музыку к балету «Жар-птица» для парижских «Русских сезонов». Однако дело у Лядова продвигалось столь медленно, что Дягилев вынужден был искать другого композитора, им стал тогда начинающий музыкант Игорь Стравинский[16][15].
Композиторская деятельность[править]
Денис Мацуев исполняет на бис «Музыкальную табакерку» А.К.Лядова. 4 февраля 2012, Амстердам, Concertgebouw
Анатолий Константинович Лядов вошел в историю как композитор.
То ли из-за нехватки времени, а то ли в связи с собственной эстетикой он стал музыкантом малых форм. Все его произведения лаконичны. Но — очень точны, филигранно обработаны. Б. Асафьев сказал о нем: «…Лядов скромно отвел себе область миниатюры — фортепианной и оркестровой — и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нем действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике»[19].
Еще в 1876 году, молодым двадцатилетним человеком, А. Лядов создал цикл «Бирюльки», выявивший его неординарный композиторский талант[7].
Сначала занимаясь фортепианными произведениями, он постепенно нашел свою музыкальную «нишу»: в основу своего творчества Лядов положил образы русского эпоса и песенного фольклора[19][20]. В конце 1890 — начале 1900-х гг. Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром). Сборники Лядова стилистически примыкают к классическим обработкам М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова. В них собраны старинные крестьянские песни и сохранены их музыкально-поэтические особенности[7]. Итогом работы над песенным фольклором явилась сюита «Восемь русских народных песен» для оркестра (1906)[7].
Особенного внимания удостоился цикл симфонических миниатюр «картинки к сказкам»: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», а также «Танец Амазонки», «Скорбная песнь» («Кеше»). По поводу «Скорбной песни» Б. Асафьев сказал, что этим небольшим произведением А.Лядов «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба»[12]. «Скорбная песнь», написанная в 1914 году[13], стала последним произведением А. Лядова.
По мнению музыкальных теоретиков, вершиной его композиторской деятельности стали прелюдии, более того — А. Лядова можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии[19].
Всё композиторское творчество А. К. Лядова признано классикой, известно во всем мире и продолжает исполняться музыкантами новых поколений в различных вариациях и современных обработках.
С полным списком сочинений композитора можно ознакомиться здесь.
Личная жизнь[править]
А. К. Лядов, несмотря на внешнюю богемность, сопровождавшую его всю жизнь, был человеком замкнутым и никого не допускал в личную жизнь. В 1884 году он скрыл от всех окружающих факт своей женитьбы на Надежде Ивановне Толкачевой — словеснице, окончившей Высшие Женские курсы[10], — с которой счастливо прожил до конца жизни, воспитав двух сыновей[12]. Этот факт скрытой женитьбы о многом говорит: значит, в жизни его не раз бывали предательства, и он боялся допускать друзей и приятелей к себе слишком близко. Оставался в душе одиноким человеком, трагедийно одиноким.
Одиночеству способствовало и то, что он имел во всем собственные взгляды и вкусы и мало подыгрывал навязываемому общественному мнению. Вращаясь в богемной среде Петербурга, Лядов хорошо знал многих знаменитых людей своего времени, был в курсе художественно-литературной и салонной жизни, много читал, причем и тут имел свои пристрастия: боготворил А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, терпеть не мог Л. Н. Толстого и А. М. Горького, зачитывался Ницше, преклонялся перед Р.Вагнером. В одном из писем своему другу В. А. Авдееву композитор писал: «Мне ужасно жаль было Чехова. Один был, да и тот сплыл! Теперь лафа Горькому угощать нас босяками, ворами, горизонталками — кушайте! Нет, благодарю вас!»[10] (просто удивительно, но автор данной статьи абсолютно поддерживает это мнение, слово в слово, только еще может добавить по поводу основоположника советской литературы, что тот был не только бездарным, но низким подлецом — и эти качества собственной чудовищной аморальности в полной мере постарался привнести в советскую литературу).
Композитор Анатолий Константинович Лядов умер 28 (по новому стилю — 15) августа 1914 года в усадьбе Полыновка, ныне Новгородская область, успев уничтожить перед смертью наброски начатых произведений[13]. Похоронен в С.-Петербурге на Новодевичьем кладбище. Его могилу украшал скромный крест. В 1936 г. прах перезахоронен в Некрополь Мастеров искусств. Настоящее надгробие в виде плиты установлено в 1950 г.[10].
В 1956 году советский композитор Н. Н. Вилинский сочинил музыкальное произведение «Четыре миниатюры памяти А. Лядова»[15].
Использования музыки[править]
Музыка А.Лядова неоднократно использовалась при создании других произведений.
В сезоне 1915—1916 гг. балетмейстер Л. Ф. Мясин поставил в Париже одноактный балет «Русские сказки» с декорациями четы Гончаровой-Ларионова на музыку Анатолия Лядова — «Кикимора», «Бова-королевич» и «Баба-яга»[21][22].
В 1949 году при постановке в Ленинградском Малом театре балета «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» композитора В. М. Дешевова использовались музыкальные темы А.Лядова (балетмейстеры А. Л. Андреев и Б. А. Фенстер)[21].
Известно немало и других использований.
Источники[править]
- ↑ АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЯДОВ (1855—1914)
- ↑ 2,0 2,1 Анатолий Константинович Лядов — биография
- ↑ Лядов Анатолий Константинович — Краткая биография
- ↑ Библиофонд. Тема: Анатолий Константинович Лядов
- ↑ Лядов Анатолий Константинович. Музыкальная фантазия
- ↑ (стр. 88) Датой рождения А. К. Лядова ошибочно считалось 29 апреля (11 мая)
- ↑ 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 Лядов Анатолий Константинович, 11 мая 1855 года — 28 августа 1914 года
- ↑ Н. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни
- ↑ Великие композиторы и музыканты // А.К. Лядов. Жизнь и творчество
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 Анатолий Константинович Лядов (1855—1914). Некрополь Мастеров искусств
- ↑ Большая биографическая энциклопедия // Лядов, Александр Николаевич
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 12,8 Анатолий Лядов (Anatoly Lyadov)
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 Лядов А. К. Жизнь и творчество
- ↑ A. A. Нильский. Актер с. — петербургских императорских театров. Закулисная хроника. 1856—1894. Издание Товарищества «Общественная Польза», Большая Подьяческая, д. № 39. Дозволено цензурою. С.-Петербург, 24 февраля 1900 г. (стр. 10)
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 Лядов Анатолий Константинович
- ↑ 16,0 16,1 Анатолий Лядов
- ↑ Теляковский В. А. Воспоминания 1898—1917. Пб., изд-во «Время», 1924
- ↑ Большой Энциклопедический словарь. 2000. ЛЯДОВ Анатолий Константинович
- ↑ 19,0 19,1 19,2 Музыкальный словарь // ЛЯДОВ Анатолий Константинович
- ↑ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Лядов Анатолий Константинович
- ↑ 21,0 21,1 ЛЯДОВ Анатолий Константинович (Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
- ↑ С. П. Дягилев и Русские Сезоны в Париже
2018 год в России был посвящён русскому балету и 200-летию великого хореографа Мариуса Петипа.
Мариус Иванович Петипа (1818–1910) – легендарный хореограф, «самый русский француз», педагог. Именно Петипа стоял у истоков зарождения современного всемирно известного российского балета и внёс неоценимый вклад в историю мирового балета. Балет конца XIX века часто называют «эпохой Петипа».
Балетмейстер поставил на русской сцене более 70 спектаклей, среди которых легендарные «Спящая красавица», «Пахита», «Дон-Кихот», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Эсмеральда», «Сильфида», «Золушка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Конёк-горбунок», «Волшебное зеркало» и многие другие. Его постановки ценили, прежде всего, за красоту. «Балет – серьёзное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота», – говорил Петипа.
Известно, что во время работы над постановкой «Спящая красавица» Петипа вырезал фигурки артистов из картона, передвигал их, создавая предварительную композицию балета, а затем зарисовывал её. Хореография Петипа стала классической для этого балета: на неё опираются все современные постановщики.
Балетные постановки, созданные по произведениям художественной литературы
«Бахчисарайский фонтан» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
«Барышня-крестьянка» – балет на музыку Б. В. Асафьева по повести А. С. Пушкина.
«Граф Нулин» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
«Доктор Айболит» – балет на музыку И. Морозова по мотивам сказки К. Чуковского.
«Золушка» – балет Сергея Сергеевича Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
«Кавказский пленник» – балет на музыку Б. В. Асафьева по поэме А. С. Пушкина.
«Каменный гость» – балет на музыку Б. В. Асафьева по пьесе А. С. Пушкина.
«Каменный цветок» – балет С. С. Прокофьева по мотивам уральских сказов Павла Бажова.
«Конёк-Горбунок» – балет Родиона Щедрина по одноименной сказке П. П. Ершова.
«Медный всадник» – балет на музыку Р. Глиэра по поэме А. С. Пушкина.
«Ночь перед Рождеством» – балет на музыку Б. В. Асафьева по повести Н. В. Гоголя.
«Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» – балет на музыку Ф. Е. Шольца, по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – балет на музыку А. Лядова по произведениям А. С. Пушкина.
«Сказка о попе и о работнике его Балде» – балет на музыку М. И. Чулаки по произведениям А. С. Пушкина.
«Спящая красавица» – балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
«Щелкунчик» – балет Петра Ильича Чайковского на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
7 231
-
Новинки
-
Жанры
-
Исполнители
-
Альбомы
-
Радио онлайн
-
Сборники
-
Праздники
- 0-9
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Ю
- Я
Рекомендуем новинки
Ещё
-
Стас Пьеха
Белый снег
-
Radjo and Мари Краймбрери
Утром
-
Дима Билан и Люся Чеботина
Секрет на двоих
-
Aurora
Cure For Me
-
Юлия Савичева
Жёлтое такси
-
Анна Семенович
Мой человек
-
Звонкий
Простые слова
-
Dermot Kennedy
Kiss Me
-
Slavik Pogosov
Монро
-
Милана Хаметова and Dava
Новогодняя
- по названию
- по исполнителю
- по радиостанциям
- по сборникам
Популярные жанры
- Шансон
- Зарубежный рэп
- Русский рэп
- Dance & House
- Deep House
- Русский Deep House
- Electro-house
- Hard Electro
- Dream house
- Eurodance
- Dubstep
- Drum & Bass
- Trap
- Hip-hop
- Minimal Techno
- Techno
- Инструментальная музыка
- Классическая музыка
- Соул
- R’n’b
- Metal
- Industrial Metal
- Русский поп
- Зарубежный поп
- Indie Pop
- Electropop & Disco
- Nu-disco
- K-pop
- Русский рок
- Зарубежный рок
- Indie Rock
- Punk Rock
- Hardcore
- Rock’n’roll
- Trance
- Vocal Trance
- Блюз
- Джаз
- Reggae
- Alternative
- Музыка в машину
- Звуки на смс
- Клубная Музыка
- Танцевальная музыка
- Electro Dance
- Французские новинки
- Аниме
- Песни для детей
- Новинки рингтонов
- Советские песни
- Chillout
- Dj remix
- Итало-диско
- Авторские песни
- Acoustic & Vocal
- Кантри
- Классика в современной обработке
- Музыка без слов
- Диско
- Lounge
- Arabic Trap
- Ambient
А лядов сказка о мёртвой царевне семи богатырях
-
Лядов
—
Музыкальная шкаттулка — Вальс
02:12
-
05:57
-
Анатолий Лядов
—
Полонез памяти Пушкина
07:39
-
05:22
-
08:17
-
06:00
-
00:54
-
07:23
-
01:20
-
А. К. Лядов, исп. ГСО СССР
—
Симфония »Кикимора» (саундтрек из фильма »Млечный путь»)
08:03
-
04:00
-
02:13
-
02:12
-
04:00
-
01:36
-
02:39
-
04:37
-
00:56
-
03:19
-
Мир музыки для малышей
—
Колыбельная
04:05
-
03:52
-
Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов
—
Кикимора. Народное сказание, соч. 63
08:02
-
Мир музыки для малышей
—
Музыкальная табакерка
02:41
-
А.Лядов
—
Колыбельная
00:59
-
Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов
—
Баба Яга. Картинка к русской народной сказке, соч. 56
03:27
-
liadov007
—
liadov007
03:40
-
Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов
—
Из Апокалипсиса. Симфоническая картина, соч. 66
08:48
-
Симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов
—
Баба Яга
03:27
-
Анатолий Лядов
—
Полонез памяти Пушкина (Классическая музыка)
07:39
-
00:54
Вам может понравиться
◄
-
Анатолий Константинович Лядов
-
Fred Hersch
-
Камиль Сен-Санс feat Иоганнес Брамс — Danse Macabre — Classical Halloween Music
-
Севара (Sevara Nazarkhan)
-
Из фильма »Млечный путь»
-
Фанфары (Fanfare)
-
Баба-Яга
►
© «muzofond.fm» (Музофонд). 2023