Балет по мотивам русских народных сказок элитарная или массовая культура

Балет “Лебединое озеро” на VIII Международном фестивале балета “Мариинский”

Во второй части ЕГЭ по обществознанию есть задание-задача на развернутый ответ по представленной проблеме. Как правило, это ответ на конкретный вопрос и три примера, иллюстрации или довода. Рассмотрим пример задания:

«К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили»

Для ответа на этот вопрос следует разобраться, какие бывают формы культуры

Формы и разновидности культуры.

В курсе обществознания выделяют три формы культуры: народная, элитарная и массовая. Каждой из них присущи определенные качества:

Народная культура создается народом, коллективно. Поэтому она анонимна, не имеет автора. Примером народной культуры являются сказки, народные танцы, загадки, заговоры – короче говоря, фольклор. Народная культура не ориентирована на получение прибыли, она проста в восприятии.

Элитарная культура создается профессионалами и поэтому имеет авторство. Она сложна в восприятии и в большинстве случаев требует специальной подготовки к восприятию. Примерами элитарной культуры является сложные литературные романы, фильмы жанра арт-хаус, балет, живопись в сложно воспринимаемых стилях – абстракционизм, импрессионизм, кубизм и т.п. Так как сущностью элитарной культуры является бесконечное самовыражение автора, она носит не коммерческий характер, то есть создается прежде всего не для продажи.

Массовая культура, как и элитарная, создаётся профессионалами. Но основная цель этих профессионалов – заработок денег. Поэтому массовая культура прежде всего коммерчески ориентирована. Она носит развлекательный характер, понятна большинству людей без специальной подготовки. Примерами массовой культуры являются телешоу, фильмы широкого проката, романы с большим тиражом.

Балет относится к элитарной культуре. Это определяется по следующим признакам:

    1) В постановке балета возможно полное самовыражение автора, так как она создается прежде всего не для получения прибыли

    2) Балет финансово не рентабелен, как и все элитарное искусство. Это значит, что его постановка, все затраченные силы все равно окажутся больше, чем прибыль от его показа.

    3) Балет сложен для восприятия, для его просмотра необходима специальная подготовка. К подготовке можно отнести знание сюжета и чтение программки.

Записаться на курсы ЕГЭ в Красноярске вы можете позвонив по телефону
+7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Когда речь идёт о многообразии культур, то оно понимается по-разному. 

Основа классификации

Типы культуры

Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская
Регионально-этническая особенность Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная культуры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, выделяют три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две её разновидности: субкультуру (от лат. — под) и контркультуру (от лат. — против). 

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. 

Понятие «элитарная» происходит от слова «элита». Элита («elite» — «лучший») — это высший слой общества, отличающийся высоким уровнем образованности и благосостояния. Продукты элитарной культуры создаются для данного слоя общества или по его заказу мастерами и профессионалами своего дела в единичном экземпляре. Элитарная культура рассчитана на узкий круг ценителей. Ведь, например, высокая мода, искусство авангардистов, классическая музыка и классические литературные произведения, театральные постановки, опера и балет воспринимаются и принимаются не всеми. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека.

Данный вид культуры не ставит своей целью получение прибыли и коммерческой выгоды, но, не смотря на это, элитарные произведения приносят мастерам и признание, и доход.

Примером элитарной культуры может служить классическая музыка, опера или балет, картины Пабло Пикассо или К.Малевича, книги Франца Кафки, художественные фильмы А. Тарковского

Массовая (популярная) – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. 

Понятие «массовая» происходит от слова «масса» (в этом контексте понимается как «большое количество народа, толпа»). Массовая культура общедоступна и популярна — это культура масс. Она появилась в середине XX века с распространением и развитием средств массовой информации и стала доступна в большинстве стран мира для разных слоев населения. Результаты массовой культурой ежедневно производятся и потребляются в больших объемах практически во всех странах мира. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Именно большой (массовый) спрос на продукты массового производства приносят огромный доход их производителям. Поэтому еще одной важной особенностью массовой культуры является направленность на коммерческую выгоду. Продукты массовой культуры общедоступны, понятны, не требуется специальной подготовки и высокого уровня образования.

Примерами проявления массовой культуры могут служить эстрадная музыка, сериалы, ток-шоу, блокбастеры. К материальным продуктам относятся популярные по всему миру джинсы, напитки компании Coca-Cola, сотовые телефоны, автомобили и т п.

В настоящее время появилась еще одна форма массовой культуры — экранная (компьютерная). Например, получившие большое распространение и популярность компьютерные игры и социальные сети.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народная культура создается народом, а ее разновидность национальная — нацией. К ней относятся мифы и легенды, песни и танцы, сказания и сказки, пословицы и поговорки, а также ритуалы, обряды и традиции народа. В народных произведениях раскрывается специфический, яркий и уникальный народный или национальный опыт, особенности менталитета, моральные, нравственные и религиозные нормы и ценности. Одной из особенностей народной культуры является отсутствие автора, так создается народом. Она существует преимущественно в устной форме (фольклор), поэтому к народной культуре помимо сказок, народных танцев и легенд, можно отнести анекдоты и «городской шансон». Народная культура уникальна — она рождается из особенностей исторического прошлого народа, своеобразия природы, климата и географического положения, менталитета и религиозных воззрений.

Народная культура, в отличие от других форм культуры, проявляется во всех областях жизни народа: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве.

Важно понимать, что в современном мире все чаще все формы культуры смешиваются, оказывают влияние друг на друга. Так, например, классическую музыку обрабатывают современной аранжировкой и она становится популярной (взаимовлияние элитарной и массовой культур), для постановки современных танцев используют народные песни и мотивы (взаимовлияние народной и массовой культур).

Элитарная культура — это… Определение и примеры. Признаки и отличия элитарной культуры от массовой. Тема из ЕГЭ по обществознанию.

Определение элитарной культуры

Элитарная культура — это форма культуры, ориентированная на узкий круг ценителей, непонятная большинству людей. Произведения элитарной культуры создаются либо привилегированной частью общества, либо по ее заказу.

К элитарной культуре относятся:

  • Немассовая литература

  • Классическая и авангардная музыка, опера, балет

  • Артхаус, в том числе театральные постановки и кино «не для всех»

  • Классическая и абстрактная живопись

  • Современное искусство

Элитарная культура отличается от массовой культуры сложностью содержания. При этом и элитарную, и массовую культуру создают профессионалы — писатели, музыканты, художники, артисты.

Признаки элитарной культуры

  • Создается профессионалами. В отличие от народной культуры, она не анонимна — обычно известны имена авторов.

  • Создается привилегированной частью общества или по ее заказу.

  • Обладает сложным содержанием.

  • Для ее восприятия нужна специальная подготовка.

  • Инновационность, новые идеи, оригинальность.

  • Нарочитая усложненность, индивидуализм и особый язык, непонятный «непосвященным».


Казимира Малевича «Черный квадрат»»

Связь элитарной и народной культуры

Три формы культуры не противостоят друг другу. Наоборот, они зачастую питают друг друга.

Народные мотивы и сюжеты могут служить вдохновением для поэтов (сказки Пушкина), композиторов (опера Римского-Корсакова «Снегурочка»), художников (картины Васнецова).

Бывает и наоборот — авторские произведения входят в народную культуру. Например, псевдонародной песней стал романс «Тройка» на стихи Н. А. Некрасова («Что ты жадно глядишь на дорогу…»).

Связь элитарной и массовой культуры

И элитарная, и массовая культура создаются профессионалами — зачастую одними и теми же людьми.

Наиболее качественные произведения массовой культуры могут сразу или со временем быть признаны и в качестве шедевров высокого искусства. Например, джазовая музыка, к которой в 1920-е годы многие относились презрительно, сегодня стала уделом ценителей-меломанов.

Бывает и наоборот. Многие выдающиеся произведения сначала кажутся широкой публике слишком непривычными, и она их отвергает. Но с годами вкусы общества могут эволюционировать, и тогда «элитарное» становится понятно миллионам.

Так, знаменитый художник Винсент ван Гог при жизни не снискал популярности, его картины не покупали и не считали «высоким искусством». Он творил для себя и немногих понимающих, для художественной элиты. Лишь после смерти ван Гога ситуация поменялась. Сегодня миллионы туристов приезжают в музеи, где представлены работы великого голландца. Повсюду продаются сувениры с его картинами, они используются в оформлении пространств, мероприятий, телешоу, интернет-сайтов.

Таким
образом, структура культуры является
сложным, многогранным образованием.

Культура
выполняет в обществе большое количество
функций, которые зависят от ее
конкретно-исторического содержания. В
современной научной литературе существует
множество классификаций этих функций.
Основные функции
культуры
:

  • гуманистическая
    (человеко-творческая);

  • трансляции
    (передачи)
    социального
    опыта
    .
    Культуру считают социальной памятью
    человечества;

  • познавательная
    (гносеологическая);

  • нормативная
    (регулятивная)
    функция. Она связана с регулированием
    различных сторон деятельности людей.
    Эта функция культуры опирается на
    такие нормативные системы, как мораль
    и право;

  • семиотическая
    (знаковая)
    функция. Культура представляет собой
    определенную знаковую систему. Без
    изучения знаковых систем невозможно
    овладеть достижениями культуры.
    Собственными знаковыми системами
    (языками) располагают: музыка, живопись,
    театр, математика, физика, химия,
    биология;

  • ценностная
    (аксиологическая)
    функция. Культура как система ценностей
    формирует у человека вполне определенные
    ценностные потребности и ориентации.

4. Элитарная, народная и массовая культура

В
зависимости от того, кто создает культуру
и каков ее уровень, различают три
социальные формы существования культуры:
элитарную, народную и массовую.

Элитарная
культура

создается профессионалами. Предназначена
для образованных или высших слоев
общества. Включает изящные искусства,
классическую музыку и классическую
литературу. Как правило, элитарная
культура опережает уровень восприятия
ее среднеобразованным человеком. Девиз
элитарной культуры «Искусство ради
искусства».

Народная
культура
создается
анонимными творцами из народа, не
имеющими профессиональной подготовки.
Отражает духовные поиски народа. Включает
мифы, легенды, сказки, поговорки,
пословицы, песни, танцы.

Массовая,
или общедоступная,
культура.

Массовой культурой называют такой вид
культурной продукции, которая каждодневно
производится в больших объемах. Массовая
культура не выражает изысканных вкусов
аристократии или духовных поисков
народа. По сравнению с элитарной и
народной культурой массовая культура,
как правило, обладает меньшей художественной
ценностью. В отличие от элитарной
культуры массовая культура обладает
большей аудиторией. В сравнении с
народной культурой массовая культура
всегда авторская. Предполагается, что
массовую культуру потребляют все люди,
независимо от места и страны проживания.
Это культура повседневной жизни.

Массовая
культура реагирует на любое новое
событие и стремится его отразить,
удовлетворяет сиюминутные запросы
людей. Поэтому образцы массовой культуры
быстро теряют свою актуальность, выходят
из моды. С произведениями элитарной
и народной культуры такого не происходит.

Массовая
культура – это не просто культура,
предназначенная для большинства, это
особый механизм, цель которого – внедрить
в общество определенные нормы социального
поведения, вкусы, потребности,
мировоззренческие установки. В социальном
плане массовая культура формирует новый
общественный слой, получивший название
«средний класс». «Средний класс» – это
стержень индустриального общества.
Массовая культура не столько заполняет
досуг и снимает напряжение и стресс у
человека индустриального и
постиндустриального общества, сколько
стимулирует потребительское сознание.

Современная
массовая культура, приобщая человека
к культуре, одновременно выполняет
важнейшую функцию социокультурной
регуляции.

К
массовой культуре ХХ века относят:

  • общеобразовательную
    школу и так называемую «индустрию
    детства» (детская литература, игрушки,
    детские клубы и лагеря), благодаря
    которым приводится к единообразию
    воспитание и обучение подрастающих
    поколений;

  • средства
    массовой информации, которые растолковывают
    «рядовому человеку» смысл происходящих
    событий, а также поступков и суждений
    политических деятелей и формируют,
    таким образом, общественное мнение;

  • рекламу
    и моду, которые вырабатывают в сознании
    людей стандартные представления о
    престижном образе и стиле жизни, создают
    спрос на определенные предметы
    потребления и социальные блага;

  • «индустрию
    досуга», которая включает в себя массовую
    художественную литературу (приключенческую,
    детективную, фантастическую, «бульварную»),
    развлекательное кино, шоу-бизнес,
    комиксы, эстрадную музыку, туризм и
    т.д.

Человек
с самого детства включается в сферу
воздействия массовой культуры.

Наибольший
размах массовой культуры начался с
середины ХХ века, когда средства массовой
информации проникли в большинство
стран. Механизм распространения массовой
культуры напрямую связан с рынком.

Формируемое
массовой культурой массовое сознание
многообразно в своем проявлении. Оно
отличается ограниченностью, инертностью.
Массовая
культура ориентируется не на реалистические
образы, а на искусственно создаваемые
образы (имидж) и стереотипы.

Массовая культура использует такие
жанры искусства как детектив, вестерн,
мелодрама, мюзикл, комикс. В рамках этих
жанров создаются упрощенные «версии
жизни», которые сводят социальное зло
к психологическим и моральным факторам.

Массовая
культура таит в себе угрозу низведения
человека-творца до уровня запрограммированного
манекена. Специфические признаки
продукции массовой культуры:


примитивные отношения между людьми;


развлекательность, забавность,
сентиментальность;


натуралистическое смакование насилия
и эротики;


культ успеха, сильной личности, жажда
обладания вещами;


культ посредственности, примитивная
символика.

Массовая
культура базируется на архетипах. К
таким архетипам относятся бессознательный
интерес всех людей к эротике и насилию.
И этот интерес — основа успехов массовой
культуры, ее произведений.

ХХ
век вошел в историю человечества как
век страха. Все мы живем в нестабильном
мире, где повседневно и повсеместно
происходят реальные катастрофы. В
реализации инстинкта страха особенно
преуспел современный кинематограф,
производящий в огромном количестве
фильмы ужасов. Их основными сюжетами
являются природные катастрофы, просто
катастрофы, монстры, сверхъестественные
силы, инопланетяне, акты жестокого
терроризма и похищения людей. Психика
человека, натренированная
фильмами-катастрофами, постепенно
становится нечувствительной к
происходящему в реальной жизни. Вместо
того чтобы предостеречь человечество
от возможного разрушения цивилизации,
подобные произведения массовой культуры
просто готовят нас к этой перспективе.

Сегодня
отношение к насилию в художественной
культуре разное. Одни считают, что
ничего страшного в реальную жизнь тема
насилия не привносит. Другие считают,
что изображение насилия в художественной
культуре способствует увеличению
насилия в реальной жизни. Не останавливаясь
на этой проблеме подробнее, хотим
заметить, что художественная культура
всегда оказывает огромное влияние на
человека, вызывая определенные чувства.
Культура формирует человека и может
воспитывать личность не только
нравственную, но и безнравственную.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Балет лебединое озеро по сказке
  • Балет зимняя сказка в большом театре отзывы
  • Балет зимняя сказка большой театр отзывы
  • Балет а лядова сказка о мертвой царевне и семи богатырях 1949 г
  • Балдежь или балдеж как правильно пишется