Балет сказка золушка прокофьева

С. Прокофьев балет «Золушка»

Золушка

Столь известная сказка постоянно привлекала многих композиторов, на её основе были написаны оперы и балеты в разных странах. Возможно, дело в необычайном тонком сюжете, в котором неизменно добро побеждает зло. Написан балет был в непростое для страны время — в период с 1940 по 1944 год. Начав работу над спектаклем, Прокофьев был вынужден ее прекратить и взяться за написание своей монументальной оперы «Война и Мир», лишь позже он вновь обратился к балету. Премьера спектакля состоялась в ноябре 1945 года в Большом театре, где в то время танцевала знаменитая Галина Уланова, собственно, для которой и задумывал Сергей Прокофьев произведение. Удивительный мир сказки, грациозные танцы артистов и потрясающая музыка композитора – это все вас ждет в необычайно красивом балете.

Краткое содержание балета Прокофьева «Золушка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Золушка девушка, вынужденная выполнять всю работу в доме по приказу мачехи
Отец золушки родной отец главной героини
Мачеха злая мачеха Золушки, которая не любит свою падчерицу
Кривляка и Злюка сводные сестры главной героини, которые всячески пытаются ей напакостить
Принц наследник престола, влюбленный в Золушку
Фея-бабушка волшебница, помогающая Золушке попасть на бал
Феи времен года добрые волшебницы, помогающие Золушке собраться на бал

Краткое содержание «Золушки»

балет Золушка

Сюжет спектакля следует за своим литературным источником и начинается в доме Мачехи. Сестры Кривляка и Злюка примеряют шаль и ссорятся из-за этого, в это время Золушка как всегда сидит за работой. Ее родной отец не может противостоять своей супруге и защитить дочь от постоянных нападок. В этот момент в их дом приходит нищенка, но сестры прогоняют ее, лишь Золушка предложила старушке отдохнуть и накормила, и чуть позже таинственная гостья исчезает.

В доме начинается суматоха, все готовятся к грандиозному событию. Сестры приглашены на бал во дворец и мечтают, что их там заметит принц. Собравшись, они вместе с Мачехой в спешке покидают дом, оставляя там лишь одну Золушку. Девушка тоже очень хотела бы посетить бал и в тайне мечтает об этом, но злая Мачеха нагрузила ее домашней работой, да и пойти Золушке совершенно не в чем. На помощь к доброй девушке приходит та самая нищенка, которая оказалась настоящей Феей-бабушкой. Благодаря ей и Феям Времен Года девушка облачается в ослепительный наряд и отправляется на танцевальный вечер в настоящей карете, слово принцесса. Конечно это все создано с помощью настоящего волшебства и в полночь оно рассеется, поэтому Золушка должна успеть в вовремя вернуться домой.

Как только девушка появляется во дворце, все взгляды тут же приковываются к прелестной и таинственной незнакомке. Ее никто не узнает, даже сестры и Мачеха с отцом. Принц настолько очарован красотой Золушки, что влюбляется с первого взгляда. С наступлением полуночи, героиня вынуждена покинуть дворец и в спешке убегает, случайно обронив на ступеньках свою хрустальную туфельку. Ее то и находит Принц.

Юноша пытается найти незнакомку по всему Королевству и за его пределами, но все безуспешно, даже сапожники не помогли ему, которым он показывал потерянную туфельку. Тогда он решает примерять её всем девушкам Королевства, в надежде найти свою возлюбленную. Так, он оказывается в доме Мачехи. Увы, но сестрам хрустальный башмачок оказывается слишком мал. Когда он предлагает примерить ее Золушке, та пытается отказаться, но случайно из ее кармашка выпадает вторая туфелька, к большому удивлению всех присутствующих. Теперь то Принц уверен, что нашел ту самую таинственную незнакомку и счастью возлюбленных теперь уже ничего не может помешать.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
40 мин. 40 мин. 30 мин.


Фото
:

Прокофьев Золушка Золушка краткое содержание 

 

Интересные факты

  • Интересно, что в различных постановках роли мачехи и сестер Золушки были исполнены мужчинами.
  • Сказка Ш. Перро неоднократно привлекала внимание различных композиторов. Так, Дж. Россини создал на этот сюжет оперу, а композитор Ф. Сора написал балет, который был представлен в Большом театре в 1825 году. Одноименный спектакль есть и у Иоганна Штрауса. Стоит отметить, что это единственный балет этого композитора, премьера которого успешно прошла в 1901 году.
  • Примечательно, что сама музыка спектакля часто исполняется отдельно, как симфоническое произведение. Также на ее основе созданы оркестровые сюиты.
  • Существует несколько хореографических редакций спектакля разными балетмейстерами. Так, свои версии представили: К. Сергеев в 1946 году, Ф. Аштон в 1948 году, Р. Нуриев – 1987 год, А. Ратманский – 2002 г.
  • Известный поэт Бальмонт называл Сергея Сергеевича «русским богачом» из-за его солнечной и яркой музыки.
  • Всего Прокофьевым создано семь балетов.
  • В своих произведениях, композитор часто использовал «расширенную тональность», которую иногда еще называют «двенадцатиступенной», также ему принадлежит новое созвучие – «прокофьевская доминанта» с повышенной квинтой и септимой.
  • Музыковеды любят отмечать, что в сцене «Угощение гостей» композитор использовал марш из своей оперы «Любовь к трем апельсинам», которая на тот момент еще не исполнялась в стране.

Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»

  • Режиссер А. Таиров, после премьеры спектакля отметил, что «Золушка» принадлежит к числу тех произведений, которые только появившись уже становятся классическими.
  • Впервые спектакль был представлен публике в 1945 году и поэтому он воспринимался слушателями, как салют Великой Победе, не случайно, премьера прошла с огромным размахом и щедростью.
  • Балет был несколько раз экранизирован, первая запись (телебалет) появилась в 1960 году благодаря работе А. Роу и хореографа Ростислава Захарова. Вторая запись сделана была в Парижской национальной опере в 2007 году.
  • Прокофьев получил Сталинскую премию за свой балет. На тот момент это была самая престижная награда.
  • Когда Сергей Сергеевич трудился над этим произведением, в стране велась идеология по значительному укреплению национально-патриотических чувств. Автору пришлось ссылаться на то, что Золушка – это героиня из русской народной сказки А. Афанасьева, а все действие он и вовсе перенес во время правления Елизаветы.
  • В свою партитуру Прокофьев включил множество танцев, в том числе и достаточно редкий и чрезвычайно красивый па-де-шаль. Он был популярен в XIX веке в различных салонах и представлял собой танец с большим легким шарфом.

Популярные номера из балета «Золушка»

Вступление (слушать)

Вальс из I действия (слушать)

Полночь (слушать)

Галоп Принца из III действия (слушать)

Принц нашел Золушку (слушать)

Музыка

Что касается музыкальной части, то балет чутко продолжает традиции классических спектаклей. В нем присутствует множество ярких и колоритных номеров, вариации, дивертисменты, а также яркая звукоизобразительность, достаточно привести в пример знаменитую «Сцену с часами», в которой композитор мастерски передал бег времени. Прокофьев отмечал, что очень хотел, чтобы произведение получилось наиболее танцевальным и это у него удалось в полной мере. Пожалуй, одним из главных танцев является вальс, причем он каждый раз разный, особенный. Это нежный и поэтичный танец из сцены «Отъезда Золушки на бал», яркий и пышный «Большой вальс» или вовсе прекрасный и торжествующий финальный, который символизирует собой мечты и любовь главной героини.

История создания «Золушки»
Сергей Прокофьев

После успешной премьеры балета «Ромео Джульетта», автор был настолько впечатлен Галиной Улановой, которая исполняла партию Джульетты, что у него сразу же возникла мысль сочинить балет именно для нее. В качестве основы была взята хорошо известная сказка Шарля Перро «Золушка», которая входила в сборник «Сказки матушки Гусыни».

Либретто для балета было написано Н. Волковым, талантливым искусствоведом и драматургом. Прокофьев с энтузиазмом взялся за эту работу и уже к лету 1941 года сочинил два акта. Но в связи с началом военных действий планы композитора изменились, а работа над балетом была временно приостановлена. Возобновилась она лишь спустя два года, когда композитор приехал в Пермь, в то время там временно находился Театр имени Кирова. Обсудив мельчайшие детали с Н. Волковым он продолжил написание балета и смог завершить его лишь когда вернулся в столицу. Примечательно, что этот балет Прокофьев сочинял опираясь на классические образцы романтического спектакля, в нем присутствуют все необходимые элементы, присущие этому жанру.

Так как Г. Уланова в то время выступала в Большом театре, то постановка была перенесена именно туда. Первоначально планировалось, что премьера состоится в Ленинграде, под руководством В. Чабукиани. В Москве балетмейстер Р. Захаров сразу же приступил к работе над спектаклем.

Постановки

Золушка

Долгожданная премьера балета состоялась в ноябре 1945 года в Большом театре. Постановкой занимался Ростислав Захаров. Главную роль исполнила Ольга Лепешинская, лишь в следующих представлениях в этой партии перед публикой предстала Галина Уланова.

Весной 1946 года спектакль был поставлен в Кировском театре в Санкт-Петербурге. Балетмейстером выступил Константин Сергеев. Именно эта версия спектакля появилась в записи, сделанной в 1980 году.

В Новосибирском театре Олег Виноградов представил свой балет «Золушка» в 1964 году. Балетмейстер решил пойти по новому пути и убрать классическую хореографию. В этой версии спектакль трансформировался в философское размышление о поиске души. Теперь на первом плане не противопоставление добра и зла, а глубокие размышления о поиске красоты и духовности в современном мире.

В 2002 году балетмейстер А. Ратманский представил свою версию балета в Мариинском театре. Партию Золушки блестяще исполнила Диана Вишнева, принца – А. Меркурьев. Действие балета неожиданно начиналось с танца парикмахеров, в роли Фей времен года были и вовсе мужчины, с ирокезами на головах.

Стоит отметить, что балет Прокофьева успешно ставился не только в России, но и за рубежом. Фредерик Аштон, вместе с труппой «Сэдлэрс-Уэллс» поставил «Золушку» в 1948 году, причем ранее он никогда не ставил многоактные спектакли. А в 1987 году Рудольф Нуриев познакомил французскую публику в «Парижской опере» со своей версией «Золушки». В этом спектакле все действие разворачивается уже в Голливуде, а главная героиня получается не только любимого, но и контракт с киностудией.

Среди необычных версий, стоит отметить постановку Маги Марен 1985 года, когда на сцене волшебница Фея расхаживала с мечом, а в партитуру добавили детскую речь. Швейцарский балетмейстер Хайнц Шперли переместил все действие в балетную студию, а Кирилл Симонов в своем спектакле, поставленном в Новосибирске в 2000 году, предпочел и вовсе все события представить в предвоенные годы. В этой версии Золушка отправлялась на бал на Единороге. Примечательно, что именно эта работа балетмейстера получила специальный приз «Золотой маски» за столь яркое воплощение партитуры Сергея Сергеевича.

Среди современных постановок, следует отметить работу Алексея Мирошниченко, представленную в декабре 2016 года в Пермском театре оперы и балета. Этот спектакль уже не назовешь детским, ведь налет волшебства и сказки исчезает, их затмевают исторические факты из эпохи СССР, все действие переносится в 1957 год.   

Балет «Золушка» обладает удивительной силой, он яркий, искрящийся и невероятно волшебный, такой, каким и должна быть настоящая, добрая сказка, где справедливость обязательно восторжествует, а добро будет вознаграждено. Не даром Владимир Блок отметил, что Прокофьев был наделен удивительным талантом – «подбирать особые ключи к детским сердцам» с помощью своей невероятной музыки. Это действительно так, ведь произведения для детей – это особая и немаловажная часть творчества композитора. Предлагаем вам прямо сейчас познакомиться с творчеством Сергея Сергеевича Прокофьева и посмотреть балет «Золушка». Уверены, это произведение заинтересует не только маленьких любителей классической музыки, но и взрослых.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Золушка»

Композитор

Дата премьеры

21.11.1945

Жанр

Страна

СССР

Сергей Прокофьев. Балет «Золушка»

Балет на музыку Сергея Прокофьева в трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова (по сказке Ш. Перро). Балетмейстер Р. Захаров, художник П. Вильямс, дирижер Ю. Файер.

Премьера состоялась 21 ноября 1945 года в Большом театре.

Действующие лица:

  • Золушка
  • Отец Золушки
  • Мачеха Золушки
  • Кривляка и Злюка (в другом варианте — Худышка и Кубышка), дочери мачехи
  • Принц
  • Фея-бабушка
  • Феи времен года (Весны, Лета, Осени, Зимы)
  • Танцмейстер
  • Кавалеры, иноземные принцессы, церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры, гномы, птички, кузнечики, снежинки, арапчата, эфиопы, музыканты

Действие происходит в сказочном королевстве в сказочные времена.

  • Прокофьев. Сюиты из балета «Золушка» →

История создания

После того как балет «Ромео и Джульетта» был наконец поставлен в Ленинградском Кировском (Мариинском) театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро (1628—1703) из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная — опера Россини; неоднократно ставились и балеты. В частности, именно «Золушкой» — «Сандрильоной» композитора Ф. Сора открылся московский Большой театр 6 июня 1825 года.

Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Н. Д. Волков (1894— 1965). Постановщиком спектакля должен был стать талантливый артист балета и хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Сочинение шло успешно: до лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир», сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, он обсудил все детали балета с либреттистом и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Ленинградский театр его больше не привлекал: Чабукиани еще в 1941 году переехал в Тбилиси, Уланова танцевала на сцене Большого театра. Именно там балетмейстером Р. Захаровым (1907—1984) и была осуществлена постановка балета. На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. Менее чем через пять месяцев в Ленинграде, в Кировском театре К. Сергеев (1910—1992) также поставил «Золушку». В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

Сюжет

В доме отца Золушки Злюка и Кривляка вышивают шарф, Золушка тихо сидит у очага. Сестры ссорятся из-за шарфа, и Мачеха разрезает его пополам. Помирившись, Злюка и Кривляка начинают дразнить Золушку, но она не отвечает обидчицам. Все расходятся, оставляя Золушку за домашней работой. Обратившись мыслями к умершей матери, Золушка отодвигает занавеску, закрывающую ее портрет, и заслоняет ею портрет Мачехи. Возвращается отец, он хочет приласкать дочь, но врываются жена и ее дочери. Увидев, что ее портрет задернут, Мачеха в ярости бросается на Золушку. В комнате тихо появляется старушка-нищенка, просящая подаяние. Мачеха и сестры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусок хлеба. Незаметно старушка исчезает. Комнату заполняют портнихи, парикмахеры, танцмейстер с музыкантами. После суматохи, вызванной сборами, все, кроме Золушки, уезжают на бал в королевский дворец. Девушка грустит. Появляется та же старушка. Это Фея-бабушка. Она дарит Золушке хрустальные башмачки и вызывает фей времен года, которые собирают Золушку на бал. Фея предупреждает девушку: ровно в полночь исчезнет прекрасный наряд, она снова превратится в замарашку. О наступлении полночи ей напомнят двенадцать гномов, которые появятся из старинных часов. Фея-бабушка уходит. Перед Золушкой появляется роскошная карета, запряженная кузнечиками. Золушка уезжает во дворец.

Бал во дворце, танцы, веселье. Приезжает Золушка в роскошном платье, ее принимают за принцессу. Принц влюбляется в прекрасную незнакомку. Арапчата подносят Золушке три апельсина, которыми она угощает не узнавших ее сестер. Счастливая Золушка забывает о времени, но появляются гномы, и Золушка убегает. Бьет полночь, Золушка в спешке теряет туфельку. За ней мчится Принц, но видит лишь туфельку на ступенях дворца.

Принц призывает сапожников, чтобы они сказали ему, кто и кому сделал найденную туфельку, но у тех нет ответа, и Принц решает отправиться на поиски девушки.

Принц странствует по свету, встречает разных красавиц, но ни одна не похожа на ту, что пленила его сердце, ни одной туфелька не приходится впору.

Дома в уголке спит Золушка, прижимая к груди хрустальную туфельку. Лучи солнца будят ее, она вспоминает бал, который кажется ей прекрасным сном. Но туфелька убеждает ее, что то была явь. Появляются сестры с подаренными апельсинами и снова начинают ссориться. Поспешно вбегают Отец и Мачеха, извещая о прибытии Принца. Он дает примерить туфельку Кривляке и Злюке, потом ее примеряет и Мачеха, но туфелька всем мала. Неожиданно Принц видит, как наклонившаяся Золушка случайно роняет вторую такую же туфельку. За окном медленно проходит Фея-бабушка, словно благословляя Золушку и Принца.

Принц и Золушка в чудесном саду. Они нашли свое счастье.

Музыка

«Золушка» — типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них — «Сцена с часами», где равномерное движение и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени. «Отъезд Золушки на бал» — поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» — один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Финал акта — «Полночь» — врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.

Л. Михеева


Прокофьев. Балет «Золушка» / Cinderella

Издавна считалось, что лучшие сюжеты для балетов — сказки. А такая, как «Золушка», рассказанная Шарлем Перро, — сущий клад. Волшебные превращения, придворный бал, замарашка, которая подобно гадкому утенку превращается в «прекрасного лебедя», а затем и в настоящую принцессу. Хореографический театр откликнулся разнообразным и «Ченерентолами» (Италия, 1810) и «Сандрильонами» (Петербург, 1815; Лондон, 1822; Москва, 1824). Известно, что и Мариус Петипа в 1893 году показал свою версию «Золушки» (музыка Бориса Фитингоф-Шеля), где знаменитая Пьерина Леньяни впервые продемонстрировала 32 фуэте подряд. Эта постановка указала на первую опасность — превратить нежную сказку в феерию.

Не об этом думал известный драматург балета Николай Волков: «Я испытывал чувство внутренней необходимости вернуть Золушку в наш балетный театр, как обаятельную „сказку для балета». Мне казалось также, что русскому балету стоит вспомнить о „Золушке» еще и потому, что в работе над этим сюжетом он сумеет продолжить лучшие традиции русской классической хореографии». В союзники сценаристу удалось привлечь самого Сергея Прокофьева. После успеха «Ромео и Джульетты» Кировский театр постарался закрепить сотрудничество с композитором, а Прокофьев, покоренный уникальным талантом Галины Улановой, мечтал создать для нее новый балет.

Композитор уже в начале работы, как всегда четко, сформулировал свой замысел: «Балет „Золушка» я вижу как современный классический балет с его характерными особенностями формы: как па д’аксьон, гран па и т. д. Одновременно с тем мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль».

Работа над новым балетом началась интенсивно. Балетмейстером был утвержден Вахтанг Чабукиани, художником — Симон Вирсаладзе. Композитор увлеченно писал музыку. Война застает Прокофьева за этой работой и заставляет отложить ее. К счастью, ленинградский театр был настойчив, несмотря на эвакуацию в город Молотов и на отъезд обоих намечавшихся постановщиков. Уже летом Волков и Прокофьев встречаются в Молотове, а к осени, в целом закончив сочинение музыки, композитор пишет: «Основное, что мне хотелось передать в музыке „Золушки» — поэтическая любовь Золушки и Принца: зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты». В хореографической эпопее Сергея Прокофьева музыка «Золушки» — пленительное интермеццо между трагедийной мощью «Ромео и Джульетты» и философской драмой «Каменного цветка». Образ героини непривычно скромен, неуловимо привлекателен и явно подсказан уникальным дарованием Улановой. Композитор подчеркивал: «Я писал „Золушку» в традициях старинного классического балета, в ней есть па-де-де, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, буре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».

Может быть, такое изобилие танцев смущает балетмейстеров, а для создания полноценной драматургии им недостаточно лишь насмешливой иронии в обрисовке отрицательных образов? Чем иначе объяснить, почему при достаточно большом числе весьма разных постановок «Золушки» так мало удачных, достойных прокофьевской музыки.

Мировая премьера состоялась в Большом театре, где с 1944 года работала Галина Уланова. Правда, по разным причинам первой Золушкой стала Ольга Лепешинская, вылепившая свою героиню «лихо и дерзко». Да и весь спектакль вышел пышным, праздничным и помпезным. Героем феерии был художник Петр Вильямс. Ослепительный блеск театрального зрелища явно вторил недавним салютам победы. Герои терялись в этом «великолепии». Найдя Золушку, Принц оказывался окруженным бьющими фонтанами и, вместо того, чтобы обняться с любимой в прокофьевском «аморозо», почему-то доверял ее четырем мальчикам-кузнечикам. К тому же Большой театр позволил себе отказаться от прозрачной и намеренно неброской оркестровки Прокофьева, усилив и отяжелив музыкальную ткань спектакля. Композитор «ответил» по-прокофьевски: сославшись на болезнь, он смотрел «свою» «Золушку» в три приема — каждый раз по одному акту. Уланова танцевала в очередь с Лепешинской и Мариной Семеновой и, как и позже в «Сказе о каменном цветке», не смогла преодолеть недостатки спектакля. Впрочем, официально первая «Золушка» считалась едва ли не триумфом. Газета «Правда» оценила балет как выдающееся произведение, которое «достойно продолжает и развивает…». Сталинская премия первой степени стала наградой всем авторам спектакля, для Прокофьева она была четвертой. Захаровская «Золушка» находилась в репертуаре до 1951 года, была возобновлена через два года, но вскоре уступила сцену новым спектаклям. В период переоценки ценностей ее справедливо относили к образцам упадка эры «драмбалета», но в начале нынешнего века общая ностальгия по «славному» прошлому снова предлагает с теплотой вспоминать ее бесхитростно праздничный характер. Впрочем, для особо любознательных сохранился кинофильм-балет «Хрустальный башмачок», снятый в 1961 году режиссерами Александром Роу и Ростиславом Захаровым.

Для Константина Сергеева постановка «Золушки» 8 апреля 1946 года в Кировском театре была балетмейстерским дебютом. В Ленинграде в отличие от Москвы партитура композитора была сыграна полностью, причем в авторской инструментовке. Балетмейстер декларировал: «Музыка Прокофьева обязывала к очень четкому и лаконичному мышлению, она давала превосходный материал для создания рельефных хореографических образов и яркой драматургии балетного спектакля».

Чуть позже Вера Красовская так оценивала результат: «В противоположность Захарову, чья „Золушка» была решена как обстановочная феерия с минимальным количеством танцев, Сергеев отдал танцу ведущую роль в спектакле. Задача была трудна, так как музыка Прокофьева предъявляла особые требования к академическим формам танца. И Сергееву удалось многое. В сочетании намеренно угловатых, резких партерных движений, акцентированных прыжков и заостренной, „колючей» пальцевой техники он сочинил партии недобрых сестер Золушки: гневной и властной Злюки в исполнении Аллы Шелест и смешной капризницы Кривляки, как ее показывала Татьяна Вечеслова. С их танцем контрастировал прозрачно-хрустальный танец самой Золушки — Натальи Дудинской. Особенно интересной получилась партия Принца у Сергеева. Ирония окрашивала этот образ в музыке, ирония выглядывала и во внешнем облике рыжекудрого принца, в неожиданной стремительности его повадок».

В ленинградской «Золушке» танцевали все: портнихи, парикмахеры, танцмейстер, сапожники. Особый успех у зрителя имели дети — гномики, в танце изображающие ход часов. Спектакль Сергеева с успехом возобновлялся в 1956 и 1964 годах, фрагменты из него до сих пор входят в учебный репертуар Академии Русского балета. В 1985 году по спектаклю был создан телефильм.

После Москвы и Ленинграда «Золушку» ставили в Киеве и Риге, Ереване и Горьком. Ею восхищались любители балета Японии и Югославии, Италии и Польши, Франции и Англии. Из первых постановок наиболее известен спектакль Фредерика Эштона (1946, Лондон). Любопытно, что именно «Золушка» стала первым многоактным балетом театра Сэдлерс Уэллс (ныне прославленный Королевский балет). Гротесковые роли уродливых сестер и их матери исполняли мужчины. Введенная в спектакль роль Шута дополняла мир фарса и эксцентрики, оттенявший лирическую линию героев.

В 1964 году в Новосибирске состоялся дебют молодого хореографа Олега Виноградова. Сочиненная им «Золушка» поразила не только зрителей Сибири, но и специально приехавших столичных критиков. Опираясь на прекрасную музыку Прокофьева, балетмейстер увидел в старой сказке мысль о двух взглядах на жизнь. Миру потребителей жизни, обуреваемых суетностью и тщеславием, противостоит отношение к жизни людей одаренных и незаурядных. Для хореографа Золушка — прежде всего талантливый человек. Добрая Фея помогает девушке не по обязанности крестной матери, а потому что видит в ней еще не раскрывшуюся, но родственную душу. Подарив ей мир классического танца, Фея открывает перед Золушкой неведомые горизонты, доступные лишь творческой личности. В свою очередь, Золушка, обретя Принца, уводит его за собой в волшебный мир. Впоследствии хореограф перенес свой спектакль в различные города и страны, в том числе в ленинградский Малый театр оперы и балета (1977) и московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (2006).

В двадцать первом веке балетмейстеры по-прежнему не оставляют скромную Золушку в покое. Они пытаются усовершенствовать сценарий, «обогатив» его своими нестандартными находками. Так в спектакле Марии Большаковой (2001, Ленинградский театр оперы и балета имени М. Мусоргского) Золушка вообще не попадает на бал, а видит его лишь во сне. В небезынтересной в целом «Золушке» Алексея Ратманского (2002, Мариинский театр) вместо фей времен года героине являются панки, а в последнем акте Принц ищет владелицу волшебной туфельки в гей-клубе. В спектакле Юрия Посохова (2006, Большой театр) вместо феи выступает Автор спектакля, живущий на Луне со «свитой» из ворон. Видимо, нежная прокофьевская балетная сказка заколдована, и разгадать ее может человек особого дарования, который способен сочетать поиски нового с уважением к авторам балета.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Одна из первых постановок Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, которая отличается от классического балета крепкой драматургией с динамичным сюжетом и неожиданными его поворотами. Касаткиной и Василёву одним из первых удалось переломить традиционное представление о балетном спектакле, где всё подчинено исключительно музыке и желанию продемонстрировать способности исполнителей.

Они придумали захватывающую историю без какого-либо проседания в повествовании: безупречная техника исполнителей и эффектные элементы классического балета в этой «Золушке» работают не столько на то, чтобы впечатлить зрителя, сколько на раскрытие внутреннего мира персонажей, их взаимоотношений, а также на прозрачность и понятность действа в целом. Даже каскад отдельных номеров различных героев, канонически не связанных друг с другом, вписан в либретто так, что является не отступлением от главной канвы, но её полноправной составляющей и даже двигателем сюжета. Словом, такая «Золушка» будет интересна и искушенному балетоману, и зрителю, который только-только начинает познавать это искусство.

Особый упор при постановке своей «Золушки» Касаткина и Василёв делали на то, чтобы самые юные театралы не отрываясь следили за любимой сказкой, узнавая всё новые и новые её детали. Не зря поклонники классического танца назвали эту версию шедевра Прокофьева «голливудским блокбастером в мире балета». К моменту, когда часы начинают бить 12, эмоциональный накал таков, что некоторые маленькие зрители с трудом удерживаются от того, чтобы не выбежать на сцену и не помешать главной героине расстаться с Принцем. Впрочем, в этом случае не было бы приключений Принца во время поисков своей возлюбленной, когда он оказывается в разных концах света — и даже на Чукотке.

Отдельного упоминания заслуживают многочисленные комические персонажи: на сценах с участием Мачехи и названных сестёр Золушки трудно удержаться от смеха, китайская принцесса здесь владеет искусством кунг-фу, а шут хочет помочь Мачехе самой втиснуть ногу в хрустальную туфельку при помощи топора. Спектакль насыщен такими деталями: следить за происходящим на сцене невероятно интересно. Впечатляющая работа художников Льва Солодовникова (декорации) и Елизаветы Дворкиной (костюмы) превосходно справляются с задачей поддержание атмосферы чуда, которую задаёт мастерство артистов. Приходите и убедитесь сами, насколько увлекательным может быть классическое искусство.

Cinderella
Choreographer Rostislav Zakharov
Music Sergei Prokofiev
Libretto Nikolai Volkov
Based on Cinderella
Premiere 21 November 1945
Bolshoi Theatre, Moscow
Characters Cinderella,
Stepmother,
Stepsisters,
Fairy godmother,
Prince.
Genre Narrative ballet[1]

Cinderella (Russian: Золушка, tr. Zolushka; French: Cendrillon) Op. 87, is a ballet composed by Sergei Prokofiev to a scenario by Nikolai Volkov. It is one of his most popular and melodious compositions, and has inspired a great many choreographers since its inception. The piece was composed between 1940 and 1944. Part way through writing it Prokofiev broke off to write his opera War and Peace. The premiere of Cinderella was conducted by Yuri Fayer on 21 November, 1945, at the Bolshoi Theatre, with choreography by Rostislav Zakharov[2] and Galina Ulanova in the title role. Cinderella is notable for its jubilant music, lush scenery, and for the comic double-roles of the stepmother and the two stepsisters (which can be performed in travesti), more mad than bad in this treatment.

Story[edit]

Act I

Cinderella, a young woman whose domineering stepmother forces her to act as a servant in her own home, helps her stepmother and two stepsisters to prepare for the Spring Ball, at which it is rumoured that the Prince will choose his bride-to-be. As the two stepsisters work together to produce a new shawl, they get into an argument over who will wear it, and end up tearing it in two through their bickering. The pair storm off, while the step-mother orders Cinderella to clear up the remnants and finish her chores, as her father returns home from business. Since her father’s remarriage, Cinderella has had to sleep by the kitchen fireplace, leaving her nothing to wear but rags covered in ashes. Her father has never moved past the grief of his first wife’s death, and though he is concerned for his only daughter Cinderella, he is just as much under the stepmother’s control as Cinderella herself is. Their brief peace is interrupted, however, as the stepmother and the two stepsisters reenter and begin ordering them about. During supper, a beggar woman turns up, asking for shelter. The two stepsisters and the stepmother try to chase her off, but Cinderella offers her a place by the kitchen fire and an old pair of slippers. The beggar thanks her for her kindness and departs, leaving the preparations for the ball to resume. After choosing dresses and a quick dancing lesson, the family finally sets off for the night with the father reluctantly in tow, leaving Cinderella behind.

Although lonely at first, she cheers herself up by dancing with her broom, imagining the Prince himself has asked her for a dance. She is surprised, however, when the old beggar woman appears out of nowhere, wishing to return the slippers with her thanks. To Cinderella’s amazement, the shoes have been transformed into dancing slippers of glass. The old beggar woman throws off her disguise and reveals herself as Cinderella’s fairy godmother, come to grant her wish of going to the ball. Summoning the fairies of Spring, Summer, Autumn and Winter for assistance, she turns Cinderella’s rags into a beautiful dress, a pumpkin and mice into a carriage and horses, and grasshoppers and dragonflies into a retinue of footmen. As she is about to leave, however, the fairy godmother warns her that the magic will only last until midnight, at which time the spell will break, and everything will revert to its original form. Only the glass slippers will remain as a gift for her kindness. She then summons twelve dwarfs, who will appear to repeat her message if she has not left by midnight. With this warning in mind, Cinderella departs for the ball.

Act II

The Spring Ball is in full swing, with guests arriving from all over the kingdom and beyond to dance and pay respect to the Prince. The two stepsisters attempt to win favour with the royal court by showing off their dancing skills, but have less than successful results, much to their mother’s dismay. The Prince then joins the celebrations, but finding state events such as the Spring Ball dull, and being reluctant to enter a marriage without love, he declines any offers for a dance, particularly in the case of the obnoxious step-sisters.

Cinderella by Frederick Ashton, Polish National Ballet, Warsaw 2010

At this point, Cinderella arrives at the palace, transformed beyond recognition into a beautifully dressed princess. The Prince, along with everyone else, is entranced by her beauty and charm, and for the first time, he asks for a dance. As the evening passes, the two become inseparable; Cinderella quickly becomes beloved by the entire court for her graciousness and charm, while the Prince is unusually enthusiastic and cheery in her company. When refreshments are served, he gives her the honour of taking one of three oranges, a delicacy imported to the kingdom from a far-off land. Cinderella offers the other two oranges to her two stepsisters, who are so flattered by the attention that they do not recognize the beautiful stranger as their stepsister Cinderella. The Prince takes Cinderella out to the royal gardens for an evening walk, where they dance and proclaim the love blossoming between them.

As they return to the ballroom for the next waltz, Cinderella has completely forgotten about the time in her happiness. However, at the first stroke of midnight, the twelve dwarfs spring from the great palace clock and remind Cinderella of her fairy godmother’s warning. Terrified of being unmasked as a lowly servant in rags, she flees from the ballroom to the astonishment of the other guests. Though the Prince pursues her, she vanishes into the night moments before the spell breaks, losing one of her glass slippers in her haste and panic. The Prince is heartbroken at the thought of losing his love so soon after discovering her, but upon finding the lost slipper, he vows not to rest until he is once again reunited with her.

Act III

The morning after the ball, the Prince summons every shoemaker in the kingdom, in order to find out who the slipper was made for. However, none of them claim to have crafted the shoe, or sold it to anybody recently, and he concludes that the princess must be from a foreign land. His desperate search brings him first to the Mediterranean, then to the Orient, and lands further beyond. After travelling across the world and meeting various beautiful princesses with no success, the Prince begins to search his own kingdom, trying the slipper on every maiden who attended the ball.

Back at Cinderella’s home, love has allowed the Prince to defy the laws of time and space; though she is only awakening the morning after the ball, he has already traveled the world and back again in search of his lost love. Upon waking, Cinderella initially believes that the events of the previous night were only a dream. As she relives some of the dances of the ball, she discovers the remaining glass slipper and realizes that it was all true. At breakfast, the two stepsisters reminisce about the ball, and argue about who made the greater impression on the Prince at the ball. Their fighting is interrupted when the father and the stepmother hurry in with the news that the Prince is on his way to their house, desperately trying a glass slipper on every girl he encounters. Upon his arrival, he tries the slipper on the two stepsisters, to no avail. The stepmother, however, demands to be given a chance and tries to force her foot into the shoe, ordering Cinderella to help her. As she bends down to assist, the remaining slipper falls from her pocket and the Prince finally recognizes Cinderella for who she is. As Cinderella successfully tries on both glass slippers, her stepfamily beg for her forgiveness, which she happily bestows upon them. Overjoyed to have rediscovered each other, Cinderella and the Prince are then transported away to a secret garden by the fairy godmother, where they confess their love for one another and are happily married.

Instrumentation[edit]

The ballet is scored for a large orchestra consisting of piccolo, 2 flutes, 2 oboes, cor anglais, 2 clarinets, bass clarinet, 2 bassoons, contrabassoon, 4 horns, 3 trumpets, 3 trombones, tuba, timpani, triangle, castanets, snare drum, maracas, tambourine, tenor drum, cymbals, bass drum, tamtam, glockenspiel, xylophone, wood block, tubular bells, piano, harp, celesta, and strings.

Sequence of numbers[edit]

Act I
No 1 Introduction
No 2 Shawl Dance
No 3 Cinderella
No 4 The Father
No 5 The Fairy Godmother
No 6 The Sisters’ New Clothes
No 7 The Dancing Lesson
No 8 Departure of the Stepmother and the Two Stepsisters for the Ball
No 9 Cinderella Dreams of the Ball
No 10 Gavotte
No 11 Second Appearance of the Fairy Godmother
No 12 Spring Fairy
No 13 Summer Fairy
No 14 Grasshoppers and Dragonflies
No 15 Autumn Fairy
No 16 Winter Fairy
No 17 The Interrupted Departure
No 18 The Clock
No 19 Cinderella’s Departure for the Ball
Act II
No 20 Dance of the Courtiers
No 21 Passepied
No 22 Bourrée
No 23 Skinny’s Variation
No 24 Dumpy’s Variation
No 25 Dance of the Courtiers (Reprise)
No 26 Mazurka and Entrance of the Prince
No 27 Dance of the Prince’s Four Companions
No 28 Mazurka
No 29 Cinderella’s Arrival at the Ball
No 30 Grand Waltz
No 31 Promenade
No 32 Cinderella’s Dance
No 33 Dance of the Prince
No 34 Refreshments for the Guests (musical quote from the 1919 opera L’amour des trois oranges)
No 35 Duet of the Two Stepsisters with the Oranges
No 36 Duet of the Prince and Cinderella
No 37 Waltz-Coda
No 38 Midnight
Act III, Scene 1

The search for Cinderella

No 39 The Prince and the Cobblers
No 40 First Galop of the Prince
No 41 Temptation
No 42 Second Galop of the Prince
No 43 Orientalia
No 44 Third Galop of the Prince
Act III, Scene 2

The Prince with Cinderella

No 45 Cinderella’s Awakening
No 46 The Morning After the Ball
No 47 The Prince’s Visit
No 48 The Prince Recognizes Cinderella
No 49 Slow Waltz
No 50 Amoroso

Piano suites[edit]

Music from the ballet, published before its première

  • Three Pieces from Cinderella, Op. 95 (1942)
  • Ten Pieces from Cinderella, Op. 97 (1943)
  • Six Pieces from Cinderella, Op. 102 (1944)

Orchestral suites[edit]

Extracts from Cinderella authorized by the composer

  • Suite No. 1 from Cinderella, Op. 107
  • Suite No. 2 from Cinderella, Op. 108
  • Suite No. 3 from Cinderella, Op. 109
  • Waltz Suite, Op. 110

See also[edit]

  • List of ballets by title

Footnotes[edit]

  1. ^ Mary Ellen Snodgrass, The Encyclopedia of World Ballet. Rowman & Littlefield (2015) p. 74
  2. ^ Prokofiev website

External links[edit]

  • Rudolf Nureyev’s version of Cinderella
Cinderella
Choreographer Rostislav Zakharov
Music Sergei Prokofiev
Libretto Nikolai Volkov
Based on Cinderella
Premiere 21 November 1945
Bolshoi Theatre, Moscow
Characters Cinderella,
Stepmother,
Stepsisters,
Fairy godmother,
Prince.
Genre Narrative ballet[1]

Cinderella (Russian: Золушка, tr. Zolushka; French: Cendrillon) Op. 87, is a ballet composed by Sergei Prokofiev to a scenario by Nikolai Volkov. It is one of his most popular and melodious compositions, and has inspired a great many choreographers since its inception. The piece was composed between 1940 and 1944. Part way through writing it Prokofiev broke off to write his opera War and Peace. The premiere of Cinderella was conducted by Yuri Fayer on 21 November, 1945, at the Bolshoi Theatre, with choreography by Rostislav Zakharov[2] and Galina Ulanova in the title role. Cinderella is notable for its jubilant music, lush scenery, and for the comic double-roles of the stepmother and the two stepsisters (which can be performed in travesti), more mad than bad in this treatment.

Story[edit]

Act I

Cinderella, a young woman whose domineering stepmother forces her to act as a servant in her own home, helps her stepmother and two stepsisters to prepare for the Spring Ball, at which it is rumoured that the Prince will choose his bride-to-be. As the two stepsisters work together to produce a new shawl, they get into an argument over who will wear it, and end up tearing it in two through their bickering. The pair storm off, while the step-mother orders Cinderella to clear up the remnants and finish her chores, as her father returns home from business. Since her father’s remarriage, Cinderella has had to sleep by the kitchen fireplace, leaving her nothing to wear but rags covered in ashes. Her father has never moved past the grief of his first wife’s death, and though he is concerned for his only daughter Cinderella, he is just as much under the stepmother’s control as Cinderella herself is. Their brief peace is interrupted, however, as the stepmother and the two stepsisters reenter and begin ordering them about. During supper, a beggar woman turns up, asking for shelter. The two stepsisters and the stepmother try to chase her off, but Cinderella offers her a place by the kitchen fire and an old pair of slippers. The beggar thanks her for her kindness and departs, leaving the preparations for the ball to resume. After choosing dresses and a quick dancing lesson, the family finally sets off for the night with the father reluctantly in tow, leaving Cinderella behind.

Although lonely at first, she cheers herself up by dancing with her broom, imagining the Prince himself has asked her for a dance. She is surprised, however, when the old beggar woman appears out of nowhere, wishing to return the slippers with her thanks. To Cinderella’s amazement, the shoes have been transformed into dancing slippers of glass. The old beggar woman throws off her disguise and reveals herself as Cinderella’s fairy godmother, come to grant her wish of going to the ball. Summoning the fairies of Spring, Summer, Autumn and Winter for assistance, she turns Cinderella’s rags into a beautiful dress, a pumpkin and mice into a carriage and horses, and grasshoppers and dragonflies into a retinue of footmen. As she is about to leave, however, the fairy godmother warns her that the magic will only last until midnight, at which time the spell will break, and everything will revert to its original form. Only the glass slippers will remain as a gift for her kindness. She then summons twelve dwarfs, who will appear to repeat her message if she has not left by midnight. With this warning in mind, Cinderella departs for the ball.

Act II

The Spring Ball is in full swing, with guests arriving from all over the kingdom and beyond to dance and pay respect to the Prince. The two stepsisters attempt to win favour with the royal court by showing off their dancing skills, but have less than successful results, much to their mother’s dismay. The Prince then joins the celebrations, but finding state events such as the Spring Ball dull, and being reluctant to enter a marriage without love, he declines any offers for a dance, particularly in the case of the obnoxious step-sisters.

Cinderella by Frederick Ashton, Polish National Ballet, Warsaw 2010

At this point, Cinderella arrives at the palace, transformed beyond recognition into a beautifully dressed princess. The Prince, along with everyone else, is entranced by her beauty and charm, and for the first time, he asks for a dance. As the evening passes, the two become inseparable; Cinderella quickly becomes beloved by the entire court for her graciousness and charm, while the Prince is unusually enthusiastic and cheery in her company. When refreshments are served, he gives her the honour of taking one of three oranges, a delicacy imported to the kingdom from a far-off land. Cinderella offers the other two oranges to her two stepsisters, who are so flattered by the attention that they do not recognize the beautiful stranger as their stepsister Cinderella. The Prince takes Cinderella out to the royal gardens for an evening walk, where they dance and proclaim the love blossoming between them.

As they return to the ballroom for the next waltz, Cinderella has completely forgotten about the time in her happiness. However, at the first stroke of midnight, the twelve dwarfs spring from the great palace clock and remind Cinderella of her fairy godmother’s warning. Terrified of being unmasked as a lowly servant in rags, she flees from the ballroom to the astonishment of the other guests. Though the Prince pursues her, she vanishes into the night moments before the spell breaks, losing one of her glass slippers in her haste and panic. The Prince is heartbroken at the thought of losing his love so soon after discovering her, but upon finding the lost slipper, he vows not to rest until he is once again reunited with her.

Act III

The morning after the ball, the Prince summons every shoemaker in the kingdom, in order to find out who the slipper was made for. However, none of them claim to have crafted the shoe, or sold it to anybody recently, and he concludes that the princess must be from a foreign land. His desperate search brings him first to the Mediterranean, then to the Orient, and lands further beyond. After travelling across the world and meeting various beautiful princesses with no success, the Prince begins to search his own kingdom, trying the slipper on every maiden who attended the ball.

Back at Cinderella’s home, love has allowed the Prince to defy the laws of time and space; though she is only awakening the morning after the ball, he has already traveled the world and back again in search of his lost love. Upon waking, Cinderella initially believes that the events of the previous night were only a dream. As she relives some of the dances of the ball, she discovers the remaining glass slipper and realizes that it was all true. At breakfast, the two stepsisters reminisce about the ball, and argue about who made the greater impression on the Prince at the ball. Their fighting is interrupted when the father and the stepmother hurry in with the news that the Prince is on his way to their house, desperately trying a glass slipper on every girl he encounters. Upon his arrival, he tries the slipper on the two stepsisters, to no avail. The stepmother, however, demands to be given a chance and tries to force her foot into the shoe, ordering Cinderella to help her. As she bends down to assist, the remaining slipper falls from her pocket and the Prince finally recognizes Cinderella for who she is. As Cinderella successfully tries on both glass slippers, her stepfamily beg for her forgiveness, which she happily bestows upon them. Overjoyed to have rediscovered each other, Cinderella and the Prince are then transported away to a secret garden by the fairy godmother, where they confess their love for one another and are happily married.

Instrumentation[edit]

The ballet is scored for a large orchestra consisting of piccolo, 2 flutes, 2 oboes, cor anglais, 2 clarinets, bass clarinet, 2 bassoons, contrabassoon, 4 horns, 3 trumpets, 3 trombones, tuba, timpani, triangle, castanets, snare drum, maracas, tambourine, tenor drum, cymbals, bass drum, tamtam, glockenspiel, xylophone, wood block, tubular bells, piano, harp, celesta, and strings.

Sequence of numbers[edit]

Act I
No 1 Introduction
No 2 Shawl Dance
No 3 Cinderella
No 4 The Father
No 5 The Fairy Godmother
No 6 The Sisters’ New Clothes
No 7 The Dancing Lesson
No 8 Departure of the Stepmother and the Two Stepsisters for the Ball
No 9 Cinderella Dreams of the Ball
No 10 Gavotte
No 11 Second Appearance of the Fairy Godmother
No 12 Spring Fairy
No 13 Summer Fairy
No 14 Grasshoppers and Dragonflies
No 15 Autumn Fairy
No 16 Winter Fairy
No 17 The Interrupted Departure
No 18 The Clock
No 19 Cinderella’s Departure for the Ball
Act II
No 20 Dance of the Courtiers
No 21 Passepied
No 22 Bourrée
No 23 Skinny’s Variation
No 24 Dumpy’s Variation
No 25 Dance of the Courtiers (Reprise)
No 26 Mazurka and Entrance of the Prince
No 27 Dance of the Prince’s Four Companions
No 28 Mazurka
No 29 Cinderella’s Arrival at the Ball
No 30 Grand Waltz
No 31 Promenade
No 32 Cinderella’s Dance
No 33 Dance of the Prince
No 34 Refreshments for the Guests (musical quote from the 1919 opera L’amour des trois oranges)
No 35 Duet of the Two Stepsisters with the Oranges
No 36 Duet of the Prince and Cinderella
No 37 Waltz-Coda
No 38 Midnight
Act III, Scene 1

The search for Cinderella

No 39 The Prince and the Cobblers
No 40 First Galop of the Prince
No 41 Temptation
No 42 Second Galop of the Prince
No 43 Orientalia
No 44 Third Galop of the Prince
Act III, Scene 2

The Prince with Cinderella

No 45 Cinderella’s Awakening
No 46 The Morning After the Ball
No 47 The Prince’s Visit
No 48 The Prince Recognizes Cinderella
No 49 Slow Waltz
No 50 Amoroso

Piano suites[edit]

Music from the ballet, published before its première

  • Three Pieces from Cinderella, Op. 95 (1942)
  • Ten Pieces from Cinderella, Op. 97 (1943)
  • Six Pieces from Cinderella, Op. 102 (1944)

Orchestral suites[edit]

Extracts from Cinderella authorized by the composer

  • Suite No. 1 from Cinderella, Op. 107
  • Suite No. 2 from Cinderella, Op. 108
  • Suite No. 3 from Cinderella, Op. 109
  • Waltz Suite, Op. 110

See also[edit]

  • List of ballets by title

Footnotes[edit]

  1. ^ Mary Ellen Snodgrass, The Encyclopedia of World Ballet. Rowman & Littlefield (2015) p. 74
  2. ^ Prokofiev website

External links[edit]

  • Rudolf Nureyev’s version of Cinderella

Над балетом “Золушка” композитор работал в 1940 — 1944 годы. Либретто написано Н. Д. Волковым по сказке французского писателя Шарля Перро.

“Сказочная линия” проходит через все творчество Прокофьева от первой, детской оперы “Великан” до балета “Сказ о каменном цветке”, законченного незадолго до смерти. Сказочные образы появляются у композитора в разных жанрах: в фортепианной музыке (“Сказка”, “Сказки старой бабушки”, “Сказочка”, “Шествие кузнечиков”), вокальной (“Гадкий утенок”), в балете (“Сказка про шута, семерых шутов перешутившего”), в опере (“Любовь к трем апельсинам”), а также в симфонической музыке (“Петя и Волк”). Во всех этих произведениях Прокофьев предстает перед нами как мудрый сказочник, увлекательно повествующий о приключениях своих героев, которые всегда заканчиваются победой добра над злом. Душевную щедрость, отзывчивость, человечность он противопоставляет зависти, коварству, эгоизму.

Премьера на сцене Большого театра в Москве: 21 ноября 1945 года. Постановщик Ростислав Захаров. Исполнители партии Золушки: Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Раиса Стручкова.

  • Ольга Лепешинская
  • Наталья Дудинская
  • Раиса Стручкова

Премьера на сцене Кировского театра в Ленинграде: 8 апреля 1946 г. Постановщик: Константин Сергеев. Исполнители: Золушка – Наталья Дудинская, Принц – Константин Сергеев.

Музыка балета «Золушка» часто исполняется без хореографии как симфоническое произведение.
На основе музыки балета С. С. Прокофьев создал три сюиты для оркестра (ор.107, 108, 109) и ряд фортепианных пьес.

Строение балета: Три акта шесть картин

Действующие лица

  • Золушка.
  • Отец Золушки.
  • Мачеха Золушки.
  • Сёстры Золушки Кубышка и Худышка (Кривляка и Злюка).
  • Принц.
  • Фея-бабушка.
  • Феи времен года – Весна, Лето, Осень, Зима.
  • Феи-фрейлины, танцмейстер, кавалеры, сверстники принца, иноземные принцессы, церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры, карлики, птички, кузнечики, снежинки, арапчата, эфиопы.

Драматургия балета. Основные принципы.

Балет “Золушка” — одно из самых светлых лирических произведений Прокофьева. Он продолжает традиции классических балетов XIX века, которые соединились с типично прокофьевскими чертами. Композитор вводит в “Золушку” классические балетные формы и жанрывариации (небольшие сольные танцы), па-де-де (танец двоих), дивертисмент (сюита из нескольких танцев). Но кроме них в балете есть сценки-портреты, в которых композитор с неистощимой изобретательностью живописует своих героев и для каждого из них находит особые, острохарактерные выразительные средства.

Балетные принципы:

  • Три акта со вступлением, номерная структура (50 номеров), завершённые номера, ведущая роль танца.
  • Сюита – опора композиции балета:

I акт – «Времена года» (вариации фей времён года). II актхарактерная сюита (придворный танец (павана) паспье, танец кавалеров (бурре), мазурка и выход Принца, Большой вальс) и классическая сюита (вариации Худышки, Кубышки, четырёх сверстников Принца, Золушки, Принца, Адажио Золушки и Принца). III акт – рондо-сюита (путешествие Принца, три галопа).

Симфонические принципы:

  • Развитая роль оркестра.
  • Непрерывное сквозное развитие.
  • Лейтмотивная система (темы Золушки, Принца).

Кинематографические принципы:

  • Контрастность.
  • Монтажность (экспозиция с монтажным представлением всех действующих персонажей (кроме Принца), а также с выявлением главных конфликтов, ясно выраженных именно в музыке)

Основные линии балета:

Лирическая: история любви Золушки и Принца.
Бытовая: сцены в доме Мачехи.
Сказочная: дары Доброй Феи.
Ориентальная: приключения Принца в поисках Золушки, путешествие по четырём странам света (встреча с испанскими красавицами («Соблазн»), встреча с восточной красавицей («Ориенталь»).

Краткое содержание балета

Первый акт происходит в доме Золушки. Сестры — Худышка и Кубышка, злые, капризные, вечно ссорящиеся, — и мачеха собираются на бал во дворец. После их отъезда Золушка, оставшись одна, мечтает о бале. Появившаяся внезапно фея осуществляет мечту доброй девочки. Времена года приносят ей свои дары, фея дарит хрустальные туфельки, а звезды переносят ее во дворец.

Второй акт изображает бал, встречу Принца с незнакомой принцессой — Золушкой — и ее внезапное бегство во время боя часов (ведь фея разрешила Золушке оставаться во дворце только до двенадцати часов ночи). Убегая, Золушка теряет туфельку.

Третий акт. Принц разыскивает по всему свету девушку, потерявшую туфельку, и находит ее наконец в доме отца Золушки.

Прокофьев мастер музыкальной характеристики. Его балеты и оперы замечательны многогранными музыкальными портретами героев. Для каждого из них он находит свои особые средства выразительности. В «Золушке» четко противопоставлены характеристики главной героини и злых сестер и мачехи. С образом Золушки связываются певучие плавные мелодии. В музыкальных характеристиках сестер и мачехи большую роль играют колючие мелкие хроматические мотивы, а также острые стучащие ритмы. Все это хорошо слышно уже в первых сценах балета.

Первая сцена называется «Па де шаль» — танец с шалью. Действие происходит в доме отца Золушки. Сестры вышивают шаль, мачеха наблюдает за ними. Золушка работает у очага. Но вот сестры не поладили и начинают ссориться. В эпизоде, названном «Ссора»,, музыка основана на мелких хроматических «царапающих» мотивчиках и резких аккордах у струнных инструментов пиццикато:

Так и видишь цепкие движения, резкие жесты, слышишь выкрики двух злючек. Ссора кончается неожиданным падением дерущихся девчонок (мать режет шаль ножницами пополам). Испуг и недоумение их передает короткая тема с вопросительными интонациями, прерывающимся ритмом и «жалобными» минорными гармониями:

Сестры подымаются и каждая танцует со своей половиной шали. Этот эпизод написан в ритме старинного французского танца гавота, которому придан насмешливый, нарочито карикатурный характер, что проявляется в неожиданных резких поворотах мелодии и в контрастном ее рисунке: сначала «семенящее» движение по хроматическим ступеням и вдруг — рубленые, размашистые ходы на кварту:

Несколько сцен спустя в первом акте возникает ещё одна «ссора». Сестры и мачеха нападают на отца за то, что он приласкал Золушку. Яростная семейная «агрессия» находит свое музыкальное выражение в маленькой «токкате» , где слышится. непрерывное движение резко акцентированных, «стучащих» аккордов. И дальше — во втором и третьем актах — всюду, где появляются злые сестры и мачеха, звучит музыка «колючая», ритмически острая и насмешливая.

Совсем другой мир — музыка Золушки. Второй номер балета так и называется «Золушка» (она одна осталась в доме, сестры и мачеха ушли). Здесь звучат две прекрасные мелодии. Одну из них – первую — Прокофьев назвал темой «обиженной» Золушки, вторую -темой Золушки «чистой и мечтательной». Вот первая тема:

Выразителен рисунок задумчивой мелодии. Она устремляется к вершине, но затем сжимается и печально поникает. В конце её — интонации грустного рассказа, в которых ясно чувствуется родство с русскими песенными мотивами, а также с мелодией одной из «Сказок старой бабушки» Прокофьева.

Забыв о своих огорчениях, девочка начинает играть, мечтает о счастье. Вторая ее тема поручена флейте — инструменту светлого и нежного тембра:

Это одна из характерных прокофьевских лирических мелодий, пленяющих своей ясностью и прозрачностью. Начальное движение мелодии по звукам чистого до-мажорного трезвучия оттеняется затем красочными хроматическими ходами, (и в мелодической линии, и в гармоний). В ритме темы Золушки— черты гавота (как и в музыке сестер), но на этот раз изящного, плавного.

Две темы рисуют образ Золушки с разных сторон, создают ее живой портрет. В дальнейшем в балете появятся еще новые темы, которые раскроют новые черты образа. Наиболее важная из них — тема Золушки влюбленной и счастливой» (третья тем а). Она зарождается еще в первом акте, но особенно широко звучит в третьем акте, в счастливом финале сказки:

Светлая певучая мелодия словно расцветает перед нами. Для нее характерны широкие восходящие ходы (во второй половине темы), свободное дыхание. Устремленность, порыв, которые были «скованы» в первой теме Золушки, здесь получают свое полное развитие. Недаром во Вступлении к балету проходят первая и третья темы Золушки — начало и конец сказки.

Необычен в балете образ Принца, энергичного, дерзкого, насмешливого. Характерно уже первое появление его на балу во дворце (второй акт). Среди церемонных придворных танцев вдруг раздается музыка, напоминающая буйные звучания первого фортепианного концерта Прокофьева. Выход Принца пугает придворных (он стремительно бежит по залу, нарушая придворный этикет, и со всего размаху бросается на трон, словно в седло).

В живом деятельном характере Принца Прокофьев показывает также упрямство, мальчишескую капризную настойчивость. Это выражено в остроумной сцене в начале третьего акта, которая называется «Принц т сапожники». Предшествующий второй акт окончился бегством Золушки с бала. Принцу осталась только ее хрустальная туфелька. И вот теперь он созвал всех сапожников королевства, которые принесли с собой свои изделия. В груде обуви Принц тщетно ищет туфельку, которая бы подходила по размеру к той, что он держит в руках.

В теме, порученной трубе с сурдиной (отчего тембр ее становится надтреснутым), слышится мотив, настойчиво повторяющийся вокруг одной «точки». В верхнем регистре этому мотиву отвечают свистящие поддразнивающие аккорды у флейт и гобоев. Музыка всей сцены в целом похожа на юмористическое скерцо:

3 Акт.№ 39 Принц и сапожники.

Раскидав груду обуви, Принц неожиданно выпрыгивает в окно и отправляется искать Золушку.

Путешествие его вокруг всего земного шара изображает музыка трех «Галопов» Принца. Вот начало первого:

Хотя в балете и не имелось в виду, что Принц объезжает земной шар на поезде, но музыка «Галопа» перекликается с изображением поезда в «Зимнем костре». Сначала «раскачивающиеся» аккорды (как бы стук колес начинающего двигаться паровоза), потом учащение движения и наконец — стремительный бег шестнадцатыми. Музыка пронизана чувством радостного захватывающего движения, романтикой странствий. У этого принца-путешественника в сочинениях Прокофьева есть предшественник — принц из веселой оперы «Любовь к трем апельсинам» (ему тоже приходится бродить по свету в поисках принцессы).

3 Акт №40 Первый Галоп Принца

Сердечность Принца, его нежность и лиризм раскрываются в сценах с Золушкой, например в чудесном Адажио, которое он танцует с ней во втором акте на балу. Здесь у виолончели звучит теплая, нежная, широкая мелодия, родственная теме «влюбленной и счастливой Золушки»:

Она отличается ладовыми особенностями, типичными для многих тем: Прокофьева: мелодия звучит в до мажоре, в котором наряду с диатоническими, обычными для классического мажорного звукоряда ступенями (например, до, ми, си, соль), Прокофьев свободно использует хроматические ступени (ля-диез, фа-диез, ре-диез, до-диез).

2 Акт.№ 36. Адажио. Дуэт Принца и Золушки

Особые средства музыкальной выразительности Прокофьев нашел для музыкального портрета Феи. Впервые Фея появляется на сцене в образе нищенки (первый акт) . Сестры гонят ее, а Золушка отдает свой хлеб. В сценке, которая называется «Фея-нищенка», проходят две темы. Одна просящая, жалобная:

Другая – фантастическая. Колоритное сочетание инструментальных тембров, дрожащие трели и тремоло, смена мажорных и минорных гармоний — все это создает ощущение таинственно мерцающего света в музыке Фей. Есть здесь и особенная, «сказочная» интонация — загадочно протянутая, зовущая:

Сказочна в «Золушке» не только музыка Феи. Повсюду здесь рассыпаны причудливые заостренные мотивы, словно гномы, неожиданно высовывающие свои остроконечные колпачки из-под земли.

1 Акт. №5 Фея-нищенка

В «Золушке» сплелись традиции русского классического балета с новыми чертами, свойственными балетной музыке Прокофьева. Эти новые, типично прокофьевские особенности сказываются во <введении в музыку спектакля сценок-портретов, сценок-диалогов, основанных на темах действующих лиц. Они проявляются также в лаконичности и четкой оформленности почти каждого балетного номера (см., к примеру, сцены «Золушка», «Принц и сапожники», «Ссора»).

Вместе с тем Прокофьев использует в «Золушке» классические балетные—формы и жанры. Это вариации (небольшие сольные танцы), па-де-де (танец двоих, аналогичный дуэту в опере), дивертисменты (сюиты из нескольких, следующих друг за другом танцев, например сюита из танцев фей времен года в конце первого акта: «Фея Весны», «Фея Лета», «Кузнечики и стрекозы», «Фея Осени», «Фея Зимы»), Но каждый из танцевальных номеров введен не просто «ради танца», а играет определенную роль в развитии действия — характеризует какое-нибудь действующее лицо , или группу, передает настроение сцены. Особенно широко использованы здесь гавот и вальс.

«Гавот» ре минор сначала звучит в сцене урока танцев в первом действии. Танцуют сестры под аккомпанемент скрипки учителя. Танцуют плохо, и учитель сердится. «Ворчливые» пассажи все время прерывают танец.

После ухода сестер под музыку гавота танцует Золушка: она воображает себя на балу. Основная мелодия гавота изящна, но и насмешлива — ведь она связана с характеристикой сестер. Особенно это чувствуется в заостренном, вытянутом (как длинный нос на каком-нибудь карикатурном рисунке) окончании мелодической фразы, которая движется вниз на интервал тритона (ре-соль-диез):

Но в дальнейшем развитии появляется задумчивый песенный мотив, напоминающий о Золушке:

1 Акт. №7 Урок танца №10 Мечты о бале №11.Гавот ре минор.

К вальсу до «Золушки» Прокофьев обращался редко. Начиная с этого сочинения он полюбил вальс и создал впоследствии еще несколько замечательных образцов этого жанра.

Вальс соль минор исполняется в самом конце, первого действия (звезды несут Золушку на бал). Широк — две с половиной октавы — диапазон вальсовой мелодии, гибкой, певучей, стремительно восходящей. Она словно парит в космическом пространстве:

1 АКт. №14 Отъезд Золушки на бал. Вальс соль минор “На встречу счастью”

Романтическая музыка вальса светла и взволнованна. Она передает состояние Золушки, предчувствующей осуществление мечты. Прокофьев назвал этот вальс «Навстречу счастью».

В «Золушке» есть еще два вальса: возвышенный и порывистый «Большой вальс» в сцене бала (его начинают танцевать после , появления Золушки-принцессы) и лирический «счастливый» «Медленный вальс»— «Конец сказки» (в финале третьего акта, когда Принц находит Золушку). Все они связаны с миром чувств юных героев сказки.

В том, что вальс играет такую важную роль в музыкальной драматургии этого балета Прокофьева, также проявляются классические традиции, особенно традиции балетов Чайковского.

Музыка прекрасного прокофьевского балета звучит не только в театре. Сам автор создал на ее основе три симфонические сюиты, а также ряд фортепианных транскрипций для концертного исполнения: гавот, танцы фей времен года и другие пьесы. Существуют и переложения для различных инструментов: скрипачи исполняют «Большой вальс», виолончелисты — Адажио (Дуэт Принца И Золушки).

Музыка «Золушки» блещет образностью, пленяет красотой мелодии. Она человечна и возвышенна. Хорошо сказал режиссер А. Таиров на обсуждении премьеры балета в 1945 году: «Золушка» принадлежит к числу произведений, которое, едва родившись, сразу становится классическим».

April 11 2020, 14:32

Category:

  • Театр
  • Cancel

История создания
01a75226bd528f51dfc8a1359c5b73c8 (700x467, 42Kb)

После того как балет «Ромео и Джульетта» был наконец поставлен в Ленинградском Кировском (Мариинском) театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная — опера Россини; неоднократно ставились и балеты.
Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Н. Д. Волков. Постановщиком спектакля должен был стать талантливый артист балета и хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Сочинение шло успешно: до лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир», сочинял инструментальные произведения.

img141220102738560 (594x425, 51Kb)

Лишь в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, он обсудил все детали балета с либреттистом и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Ленинградский театр его больше не привлекал: Чабукиани еще в 1941 году переехал в Тбилиси, Уланова танцевала на сцене Большого театра. Именно там балетмейстером Р. Захаровым и была осуществлена постановка балета. На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. Менее чем через пять месяцев в Ленинграде, в Кировском театре К. Сергеев также поставил «Золушку». В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

  • Балет сказка в творчестве чайковского проект
  • Балет сергея прокофьева по сюжету одноименной сказки шарля перро
  • Балет по мотивам русских народных сказок элитарная или массовая культура
  • Балет лебединое озеро по сказке
  • Балет зимняя сказка в большом театре отзывы