Баллада пушкина песнь о вещем олеге в основу лег летописный рассказ

Исторические события (Песнь о Вещем Олеге)

Исторические события («Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина) отразились в проблематике произведения, а также в выборе центрального персонажа. Реальное историческое лицо и народные представления в эпоху его правления составляют историческую основу произведения.

Главный герой

В основу сюжета произведения А. С. Пушкина легла история о Вещем Олеге. Князь Олег был реальным историческим деятелем. Начинается «Песнь» с описания похода князя Олега на хазар, что тоже было исторически достоверно. А. С. Пушкин хотел рассказать о человеке, который многое сделал для Руси. Военные походы князя Олега отражены в «Песне о Вещем Олеге». Историческое лицо прославляется А. С. Пушкиным, прославляются его подвиги и желание сохранить и увеличить территорию Древней Руси. При описании действий князя Олега описываются и предметы орудия, которыми пользовалась дружина. Здесь также проявляется историческое осмысление.

Так, историческая основа «Песни о Вещем Олеге» заключена в выборе главного героя произведения. Описание князя и его подвигов становится признаком достоверности.

То, что А. С. Пушкин указывает на то, что князь Олег имел прозвище Вещий, вновь подчеркивает историческую достоверность. До сих пор существуют споры по поводу того, почему князь Олег получил такое прозвище, но то, что оно существовало в реальности, подчеркивается всеми исследователями.

Литературная основа

Легенда о князе Олеге помещена в «Повесть временных лет». Именно там рассказывается о том, что князь Олег встретит свою смерть от собственного коня. Когда Вещий Олег приходит на могилу к своему коню, из черепа выползает змея, и от ее укуса князь умирает. По поводу действительности данного события до сих пор ведутся споры.

Народные суеверия

А. С. Пушкин отразил историческое прошлое не только при описании военного быта, но и при описании народной жизни. Легенда о смерти князя Олега является примером народных суеверий. Люди верили в колдовство и предсказания. Поэтому то, что в «Песне» князю Олегу волхв предсказывает судьбу, говорит об исторических фактах. А. С. Пушкин поднимает тему рока, в который так верили люди той эпохи. В «Песне» появляется и образ змеи, который в народе считался символом смерти.

Так, А. С. Пушкин смог отразить в своем произведении народную жизнь и народные представления во времена правления князя Олега.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Исторические события в произведении «Песнь о Вещем Олеге»», рассмотрит образ реально существующего князя Олега, народные представления в эпоху его правления.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Юлиан Банару

    9/10

  • Аслан Бекиров

    10/10

  • Ismatkhan Sapabekov

    9/10

  • Pixeler Pro

    7/10

  • Никита Куликов

    10/10

  • Марина Дубинина

    10/10

  • Сергей Ткачев

    10/10

  • Владислав Манин

    10/10

  • Анжела Лебедева

    10/10

  • Аскер Канкулов

    8/10

1 вариант

Не раз Александр Сергеевич Пушкин обращается в своем творчестве к исторической тематике. Поэта интересует прошлое России, его связь с настоящим. Обращается он и к летописным источникам и пишет произведение “Песнь о вещем Олеге”.

Сказание А. С. Пушкина – поэтическое переложение сохранившейся в летописях легенды о смерти киевского князя Олега от собственного коня, предсказанная жрецом славянского бога Перуна. В летописи рассказывается о победе Олега над столицей империи Константинополем, которую русские назвали Царьградом, о княжении в Киеве тридцать три года, о предреченной волхвом смерти князя. Обращаясь к историческим источникам.

А. С. Пушкин дает собственную оценку героям и событиям того времени. Так, в слова “вдохновенного кудесника”, который беседует с князем, поэт вложил личное отношение к истинному искусству:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен…

Пушкин обогащает летописный язык легенды разными поэтическими приемами, художественно-выразитель

Ными средствами. В “Песне о вещем Олеге” появляется множество синонимов, не только называющих волхва,

Но и характеризующих его: “вдохновенный кудесник”, “заветов грядущего вестник”, мудрый старец, “любимец богов”. В пушкинском сказании используется множество сравнений, которые делают текст эмоционально-выразительным:

Из мертвой главы гробовая змия

Шипя между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

В отличие от летописи появляется собственно авторское отношение к изображаемому:

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевой Олега…

Сохраняя стиль летописи, А. С. Пушкин использует старославянизмы, устаревшие формы слов, архаичные синтаксические конструкции:

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег…

Получается своего рода летописная стилизация. Поэт относит свое произведение к жанру песни. Таким образом, Пушкин также выражает свое отношение к изображаемому: он воспевает князя Олега, его поход на Царьград, судьбоносную кончину.

А. С. Пушкин, взяв за основу летописный источник, создает самобытное поэтическое произведение “Песнь о вещем Олеге”.

2 вариант

В основе “Песни” отрывок из русской летописи, включенный Н. М. Карамзиным в “Историю государства Российского”, в котором сообщается, что волхвы предсказали Олегу смерть от любимого коня. Князь, поверив вещим людям, не стал ездить на нем. Через четыре года после предсказания, узнав, что конь умер, Олег посмеялся над волхвами и захотел увидеть кости.

Он “стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться?” Змея, затаившаяся в черепе, ужалила героя. Этому отрывку в тексте Карамзина предшествует история славного правления Олега, его многочисленных воинских побед. Многих людей на протяжении своей жизни “обрек он мечам и пожарам”, воевал не только с хозарами, ходил и в Константинополь, недаром его “щит на вратах Цареграда”.

В словах “и волны и суша покорны тебе” слышится отголосок легенды об осаде Константинополя, когда пошли ладьи по суше, как по воде. Но в задачу поэта не входило детальное описание ратных подвигов Олега. Он только упоминает о них, рассуждая о превратностях судьбы Олега-воина и Олега-человека.

После осады Цареграда Олега прозвали вещим, то есть мудрым, волхвом.

В центре “Песни” А. С. Пушкина встреча двух мудрых людей. Они встретились на границе поля и леса. Обращаешь внимание, когда читаешь произведение, что Олег всегда на открытом пространстве, символизирующем ратное поле, поле действия. Кудесник же выходит “из темного леса”, места мольбы и гаданий.

Оба главных героя произведения – язычники, один предсказывает, другой верит предсказаниям. “Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!”. Давно умер не только конь, но и сам кудесник, но пророчество все же сбылось: не ушел князь от предсказанной судьбы. Легендарные имена окружены легендами.

Нельзя допустить, чтобы жизнь столь прославленного героя оборвалась обычно, и фантазия людей приукрашивает ее.

Фантазия поэта, родившегося через много веков после описываемых им событий, проводит параллели между волхвами и поэтами, между князьями и царями, предостерегая, заставляя прислушаться к словам вещим. И не тягаться летописи в силе воздействия на сознание с балладой, где каждое слово – образ, западающий в душу. А задача, как у летописи, так и у песни одна: задумайтесь, потомки!

Вы только люди, вы не бессмертны.

Loading…

Содержание

1.
Введение                                                                                                  
 с. 2–3

2. Из
истории                                                                                                 
с. 4

3. Основные положения летописных источников                                        с.
5–6

4. Историческая правда и вымысел «Песни о вещем
Олеге» 

А. С. Пушкина                                                                                               
с. 7–8                                                  

5. Результаты опроса
семиклассников                                                         с. 9

6.
Заключение                                                                                                
с. 10

7.Библиография                                                                                             
с.11

Введение

    Александр Сергеевич Пушкин обладал
не только могучей творческой фантазией, но и историческим чутьём, которое
помогало ему «угадывать» там, где не хватало точных фактов. По словам князя
Вяземского, «в Пушкине было вернее понимание истории: свойство, которым одарены
не все историки. Принадлежностями его ума были: ясность, проницательность и
трезвость мысли. Он не историю воплощал бы в себя и в свою современность, а
себя перенес бы в историю и в минувшее. Пушкин был одарен воображением и, так
сказать, самоотверждением своей личности настолько, что мог отрешить себя от
настоящего и воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами,
событиями, нравами, новыми поколениями, новыми порядками, новым общественным и
гражданским строем…»

Что же побудило Пушкина обратиться к
эпизоду о смерти князя Олега?

В
лицейские годы А. С. Пушкин часто бывал в доме писателя Н. М. Карамзина, где и
познакомился с его великим трудом под названием «История государства
российского», в который был включен и отрывок о загадочной смерти
древнерусского князя, так поразивший поэта. А.С.Пушкин чувствовал своё великое
предназначение, свою судьбу. Поэтому тема судьбы его очень интересовала и
волновала.

Кроме
того, Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи, не раз
бывал в Киеве. Т
ам он посетил гору Щекавицу, где, по преданию,
похоронены князь Олег и княгиня Ольга.

Летописный 
эпизод о князе Олеге разбудил
поэтическое воображение поэта.
Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: «Товарищеская
любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта
трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте
имеет много поэтического».

Не менее интересным представляется и то,
что
Пушкину, по словам Людмилы Петрушевской, еще в молодости
была предсказана ранняя смерть. В статье «О Пушкине» она пишет, что один
грек-предсказатель вывез его в лунную ночь в поле и, спросив день и час его
рождения и сделав заклинания, сказал ему, что, скорее всего, он примет смерть
от «белого человека» или от белой лошади. Предсказание сбылось, ведь Дантес —
блондин

Но действительно ли события, описанные
Александром Сергеевичем в «Песни о вещем Олеге» (1822), исторически достоверны?
В этом и состоит моя гипотеза.

Цель исследования
сопоставительный анализ «Песни о Вещем Олеге» и летописных источников.

Объектом исследования
является баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», а предметом
исследования
– летописные источники.

Задачи:

— изучить летописные источники, в которых
упоминаются обстоятельства жизни и смерти князя Олега;

— проанализировать и выявить сходства и
отличия летописных источников и «Песни о вещем Олеге»;

— выяснить, что интереснее читать
современным школьникам: летописи или «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, созданную
на основе исторических фактов.

Методы исследования:

— анализ содержания;

— сопоставление летописной и
художественной трактовки;

— метод социологического опроса.

Актуальность работы
обусловлена неослабевающим интересом к балладе Пушкина «Песнь о вещем Олеге», к
теме судьбы и предназначения человека.

Практическая значимость работы
состоит в том, что она дает возможность серьезно оценивать художественное
произведение с точки зрения его исторической достоверности и популяризировать
древнерусскую и классическую литературу среди школьников.

Из
истории

Вспомним
историю.

Вещий Олег — князь
новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882
.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как опекун над
его малолетним сыном Игорем, Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и
перенёс туда столицу, покорил и присоединил много славянских племен в Восточной
Европе,
совершал победоносные походы на соседние
страны, в том числе на Византию, овладел столицей Византийской империи
Константинополем (русские называли его Царь-град – современный Стамбул).
Нередко
рассматривается как основатель Древнерусского государства.

Основные
положения летописей

Происхождениеи
княжение Олега

            В «Песни о вещем
Олеге» действуют исторически существовавшие персонажи (князь Олег, князь Игорь,
княгиня Ольга). Обратимся к летописным источникам.

В
летописях излагаются две версии биографии Олега: одна из них в «Повести
временных лет», а другая в Новгородской летописи.

Согласно
«Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. После
смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году, Олег стал княжить в
Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. В 882 году Олег взял город
Смоленск и Любеч и захватил Киев. Расположение Киева показалось Олегу весьма
удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов
русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян.
Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву
древлян (883), северян (884), радимичей (885).

В
907 году Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI
Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив
таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.
Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать
колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они
в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань.
В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда.

Многие
историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у
византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и
941. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда.

О чем же повествует нам Новгородская
летопись
?
Новгородская летопись сохранила фрагменты
более раннего летописного свода, однако содержит неточности в хронологии по
событиям X века.

В
Новгородской летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре.
Захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается
обратно на север, в Ладогу.

Смерть князя

Обстоятельства
смерти Вещего Олега также противоречивы. Так, «Повесть временных лет» сообщает,
что смерти Олега предшествовало небесное знамение, а его могила находится в
Киеве на горе Щековице. Там же сообщается, что князь Олег погиб в 912 году.

Новгородская
летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл
«за море», где умер в 922 году.

В
обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию,
волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал
увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже
давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня,
встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила
ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта
легенда находит параллели в исландской саге о викинге ОрвареОдде, который также
был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, легла ли сага в
основу легенды о смерти Олега или, наоборот, обстоятельства гибели Олега
послужили материалом для саги.

Таким образом, напрашивается следующий
вывод: князь Олег – это историческая легендарная личность. А легендарные имена
всегда окружены легендами, потому что нельзя допустить, чтобы жизнь
прославленного героя оборвалась обычно, и фантазия людей приукрашивает ее.

Историческая правда и вымысел «Песни о вещем
Олеге»

А. С. Пушкина

Обращаясь
к историческим источникам, А.С. Пушкин
старается быть исторически
достоверным, для него очень важно отобразить реальные события.

«Песнь
о вещем Олеге» переносит нас в далёкое прошлое, когда наши предки – восточные
славяне были язычниками. Всё, что окружало их: камни, травы, река – наделялось
человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне
объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ –
богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун – бог
грозы и войны.

Из тёмного леса,
навстречу ему,
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник…

Наши
предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов;
таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками. Они верили, что
волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы,
могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать будущее.

Из
тёмного леса, навстречу ему,

Идёт
вдохновенный кудесник <…>

В
мольбах и гаданьях проведший весь век.

И
к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи
мне, кудесник, любимец богов,

Что
сбудется в жизни со мною?»

Оба главных героя произведения – язычники,
один предсказывает, другой верит предсказаниям.

Пушкин
вводит истори­ческие реалии,  тщатель­но вырисовывая все детали:

Воителю
слава-отрада;

Победой
прославлено имя твое:

Твой
щит на вратах Цареграда…

Поэт показывает древние традиции и обычаи,
что придает пушкинской балладе вид подлинности.

Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле,
продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. В
честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором
пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

Над
славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Поэт также дает собственную оценку героям
и событиям того времени. Так, в слова «вдохновенного кудесника», который беседует
с князем, поэт вложил личное отношение к истинному искусству:

Волхвы
не боятся могучих владык,

А
княжеский дар им не нужен;

Правдив
и свободен их вещий язык

И
с волей небесною дружен…

Таким
образом, поэт на стороне «мудрого старца», который знает не только реальную
жизнь, но и является пророком.
Пушкин также выражает свое
отношение к изображаемому: он воспевает князя Олега, его поход на Царьград,
судьбоносную кончину.

Произведение насквозь пропитано русским
колоритом, наполнено эмоциями и ощущениями людей того времени. Автор старается
как можно точнее передать эти чувства.

Могу сделать вывод, что именно благодаря
таким произведениям, как «Песнь о вещем Олеге», мы проникаемся искренним
интересом и любовью к истории своей страны, порой так сухо изложенной в
учебниках.

Результаты опроса семиклассников

Балладу «Песнь о вещем Олеге» мы читали, а
затем подробно обсуждали на уроке литературы и даже заучивали наизусть. А вот
летописные источники в школьную программу не входят, поэтому мне пришлось
подробно рассказать о них одноклассникам, зачитать самые любопытные отрывки
(«Сказание о смерти Олега от коня»).

Многих ребят баллада Пушкина заинтересовала
своим языком, очень отчётливо показывающим атмосферу тех лет. Вот почему, на
мой взгляд, когда я попросила ребят ответить на вопрос: «Какое произведение Вам
показалось более интересным, убедительным?», большинство (68%) выбрало именно
«Песнь о Вещем Олеге».

Остальные 32% выбрали «Повесть временных лет»,
обратив внимание на большую историческую достоверность.

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать
вывод, что события, описанные Александром Сергеевичем в «Песни о вещем Олеге»,
исторически достоверны, что и подтверждает первоначальную гипотезу
исследования.

Тем не менее, образы героев баллады
представленыярче, чем в летописях, так как у Пушкина прослеживается авторское
отношение к изображаемому. К тому же в задачу поэта не входило детальное
описание ратных подвигов Олега. Он только упоминает о них, рассуждая о
превратностях судьбы Олега-воина и Олега-человека. Поэт донёс до нас главную
мысль: «От судьбы не уйдёшь. Человек, выполнивший своё жизненное
предназначение, рано или поздно уходит в небытие».

Кроме того, как показал опрос
семиклассников, читать произведение, написанное в художественном стиле, намного
интереснее, чем летописи.

Библиография

1.           
Левенталь В., Друговейко-Должанская С.,
Крусанов П. Литературная матрица:   Учебник, написанный писателями. XIX век –
т.1 – Лимбус Пресс, 2010г

2.           
А. С. Пушкин Песнь о Вещем Олеге Избранные
сочинения – Амфора, 2011г.

3.           
Н.М.Карамзин. История государтсва российского.
– т.1-3, глава 5, с.116-126, Тула Приокское книжное издательство, 1990,

На чтение 6 мин. Опубликовано 16.03.2020

«Песнь о вещем Олеге» — стихотворное произведение русского поэта А. С. Пушкина, оно относится к жанру «историческая баллада». Конкретные исторические события — основа произведения «Песнь о вещем Олеге», повествующего о смерти древнерусского князя Олега. Во времена Пушкина была известна версия событий, изложенная Н. Карамзиным в книге «История государства Российского», откуда поэт и мог взять сюжет. Дата написания баллады — 1822 год.

Содержание

  1. История создания «Песни»
  2. Специфика жанра баллады
  3. Исторические сведения о «вещем Олеге»

История создания «Песни»

Пушкин, автор баллады, переделал сюжет летописи в стихотворной форме. Согласно первоисточнику, на который опирался поэт, князь Олег прославился своими успешными походами на Византию, именно за свой талант полководца князь и получил прозвище «Вещий» — способный предвидеть будущее.

Пушкин пишет стихи

В «Песни» Пушкин не описывает походы князя и его прославленные победы, сосредоточившись на единственной сюжетной линии — беседе Олега с кудесником и последовавшей за этим событием гибели князя.

Очень важным мотивом, присутствующим в «Песни», является тема взаимоотношений поэта с властью. Кудесник не склонился перед князем, облечённым властью, отказался от даров Олега, но предсказал ему судьбу.

Подобно древнему волхву, поэт не должен испытывать страха, его обязанность — смело говорить правду, даже неугодную, в лицо правителям. «Песнь» была написана, когда Пушкин находился в ссылке. Поэт считал себя непонятым и несправедливо наказанным. Это состояние автора проявилось в сюжете из древней легенды, помогая создать образ кудесника, наполненного гордым достоинством. Каков изображённый Пушкиным кудесник, такова и авторская позиция по отношению к правителям не только древним, но и современным ему.

Специфика жанра баллады

Можно провести простой анализ, чтобы определить, почему жанр «Песни о вещем Олеге» — баллада. Для этого нужно перечислить основные особенности этого жанра:

Жанр «Песни о вещем Олеге» - баллада

  1. ​В основу сюжета стихотворного произведения положены сказания о героях или мистических событиях, упомянутые в легендах или фольклоре. В тексте баллады, по правилам жанра, описываются не только переживания персонажей, но и эмоции автора. В таких произведениях часто присутствует мотив мистики, тайны, судьбы. Основные персонажи баллад — всегда мужественные, героические, сильные личности. Иными словами, текст совмещает в себе песню о вещем Олеге в жанре баллады и рассказ об историческом событии, в котором проявляется яркий образ мужественного героя. Словом «Песнь» в названии автор подчёркивает специфику жанра, близость к фольклору.
  2. Другая особенность жанра — текст произведения написан балладной строфой. Эта особенность проявляется в использовании различного числа стоп в чётных и нечётных стихах. В «Песни» строки с тремя и четырьмя стопами чередуются, это и есть «балладная строфа».

Таким образом, «Песнь о вещем Олеге» может называться балладой благодаря характерным особенностям этого сочинения, в том числе композиции.

Исторические сведения о «вещем Олеге»

Пушкин решил, что в основу его произведения должны лечь исторические реалии — и позволил себе ввести в повествование описание исторического деятеля, правившего в эпоху Киевской Руси. Учёные утверждают, что реальный, исторический князь Олег правил Новгородом с 879 года и Киевом с 882 г. Согласно летописям, он состоял в родстве с легендарным Рюриком. После кончины Рюрика Олег становится опекуном его малолетнего сына Игоря и по праву занимает княжеский престол в Новгороде.

Олег убивает Аскольда и Дира

В 882 году князь Олег отправился в поход на Киев, где правили его родичи Аскольд и Дир. В этот поход он собрал армию из воинов разных племён — варягов, чуди и других. Сначала завоеватель подчинил себе города Смоленск и Любеч, посадил там на княжение преданных ему людей.

В Киеве, обманом выманив князей Аскольда и Дира из города, Олег объявил им, что только он является истинным князем по роду — и убил их. Таким образом, он захватил город и объединил под своей властью два центра Руси того времени — Новгород и Киев. Князь решил сделать Киев центром своего государства. Если верить летописи, именно Олег впервые произнёс знаменитую фразу «Киев — мать городов русских».

В течение 25 лет правитель расширял подвластные ему территории, захватывая земли других племён — древлян, северян, радимичей.

В «Повести временных лет» изображён набег на Византию под предводительством князя в 907 году. Поход был успешным, Олег захватил столицу Византии, город Константинополь, называемый в славянских летописях Царьградом. Широко известна фраза «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда».

Однако успешный поход дружины правителя Руси 907 года не описан ни в одном источнике, кроме русской летописи. Византийские хроники ни о чём подобном не упоминают, вот поход считается легендой.

В 911 году было отправлено посольство в Византию, подписавшее мирный договор, упомянутый как в «Повести временных лет», так и во множестве зарубежных источников. В тексте этого договора Олега называют «великим князем русским».

Многие историки сходятся во мнении, что поход князя в Византию действительно имел место, но летописец значительно приукрасил его такими подробностями, как взятие Константинополя с использованием кораблей на колёсах.

Учёные указывают на факт, который киевская и новгородская летописи описывают одинаково — князь Олег умер от укуса змеи. По легенде, князь прислушался к словам волхвов о том, что причиной его смерти станет любимый конь. Правитель, желая изменить будущее, избавился от коня — и благополучно забыл о предсказании волхвов. Лишь через четыре года, вспомнив этот эпизод и, будучи уверенным, что предсказание не сбылось, князь решил взглянуть на кости любимого коня — и умер после яда змеи, прятавшейся в конском черепе.

Согласно одной из точек зрения, прозвище правителя, слово «вещий», является не указанием на его способность предсказывать будущее, а насмешкой над князем, поверившим в предсказание волхвов-язычников, которое принесло ему гибель.

Сведения о князе Олеге сохранились не только в древнерусских летописях, но и в скандинавских сказаниях тоже:

Исландская «Сага об Одде Орваре»

  1. В исландской «Саге об Одде Орваре» сюжет очень похож на историю русского правителя, погибшего от укуса ядовитой змеи, спрятавшейся в черепе его коня.
  2. Сходные обстоятельства смерти героя — в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде. Там старый рыцарь точно так же умирает после, будучи укушенным змеёй возле костей коня.

Баллада Пушкина известна и популярна и сегодня, спустя почти 200 лет после написания. Произведение заставляет читателя задуматься, в чём поучительный смысл истории князя Олега — предопределена ли судьба каждого человека? Есть ли какой-то способ предсказать своё будущее, или изменить его? Этими вопросами люди задавались во все времена и эпохи, поэтому баллада Пушкина не утратила своей актуальности за два века и до сих пор изучается в средних классах школы.

­Анализ «Песнь о Вещем Олеге» — 1 вариант

Это произведение написано поэтом, когда он был в южной ссылке. Эту легенду он знал еще с юных лет. Князь Олег – реальное историческое лицо, это новгородский князь.

Его методы не всегда честные и правильные. Он обманом захватил Киев, убил двух князей, присоединил эти земли к русским землям. Создал единое государство – Киевская Русь, а Киев сделал своей столицей. И княжил довольно долго, тридцать три года.

Возможно, по тем временам это были обычные методы правления.

Он был талантливым стратегом. Его щит прибит к воротам Царьграда. Чтобы захватить город, он поставил корабли на колеса, приказал развернуть паруса и стремительно ворвался в город.

Народ называл его “вещим”, т. к. он умел предсказать поведение противников, предвидеть будущее. А вот свое будущее не может или не хочет предвидеть.

Сам Пушкин писал о том, что легло в основу баллады. Это любовь князя к коню и забота о его дальнейшей судьбе. Сюжет баллады обыгран так, как захотел этого поэт. Баллада – это не точное копирование летописи.

Поэт или писатель имеет право на свое виденье события.

Олег спрашивает у случайно повстречавшегося кудесника о причине своей смерти. Видимо, у князя было много врагов и недоброжелателей. И он хотел заранее знать, кого остерегаться.

Олег был язычником, поэтому, верил в приметы и предсказания волхвов.

Но получает обескураживающий ответ, что умрет от своего коня. Делать нечего, князь решает, что если он больше не сядет на любимого коня, то и не умрет. Он не стал убивать животное.

Просто решил отдалить его от себя. Он отправил его на конюшню и приказал хорошо кормить, поить до самой старости.

Пушкин подчеркивает в балладе, что кудесник “покорный Перуну”. Это было верховное божество у древних славян до тех пор, пока они не приняли христианство. Кудесник отвечает, что “волхвы не боятся могучих владык”. А не ассоциирует ли Пушкин себя с кудесником?

Фраза про “могучего владыку” не намек ли на императора Александра I, который и сослал поэта в южную ссылку? “Правдив и свободен их вещий язык…” В эти слова поэт вкладывает мечту о том, что можно писать правду, не ожидая за это наказания.

Как известно, от судьбы не уйдешь. На очередном пиршестве Олег вспомнил про своего любимого коня, решил навестить его. Но к тому времени конь уже умер.

Князь бросает злобную фразу о том, что кудесник “лживый и безумный старик”. И надо “презреть его предсказание”. Князь хочет увидеть его кости.

Зачем-то поставил ногу на череп коня. И тут из него выползает самая ядовитая черная гробовая змея и мгновенно жалит князя. Сбылось пророчество кудесника.

И похоронили их вместе – князя и коня.

Почему Олег погибает, нет ответа. Не зря же стихотворение – это баллада.

Написано амфибрахием с использованием устаревших лексики и синтаксических конструкций, т. к. Пушкин писал его на основе летописи.

Но, ни одна летопись не содержит правдивого описания смерти Олега. Поэтому, у Пушкина был простор для творчества. Он так правдоподобно описал события, что, кажется, именно так оно и было на самом деле.


Анализ «Песнь о Вещем Олеге» — 2 вариант

История создания

Произведение «Песнь о вещем Олеге» было написано в 1822 году. В это время Александр Сергеевич пребывает в южной ссылке (1820-1824). Поэт всегда интересовался историей, поэтому он обращается к труду историка Н.М. Карамзина «История государства российского», где упоминается о таинственной смерти древнерусского князя Олега. Легенда о том, что вещий Олег встречает волхва, «любимца богов», также встречается в древнем тексте и шедевре древнерусской литературы «Повести временных лет».

Поэт был приговорен к ссылке за написание эпиграмм, в которых он высмеивал власть имущих. Благодаря помощи влиятельных друзей (того же Н.М. Карамзина) ему удалось миновать сибирское заточение (Пушкину грозила судьба А. Радищева). Наказание было заменено на южную ссылку. Этим можно объяснить такой интерес автора к истории родной страны, которая всегда славилась жестокими нравами. Поэта привлекали противоречивые и сильные характеры правителей прошлого.

Жанр, направление, размер  

Произведение «Песнь о вещем Олеге» является исторической балладой. Это средний лирический жанр. Он содержит, как правило, фабулу ( в основе «песни» лежит легенда о князе Олеге), что сближает его с эпосом, и ориентированность на эмоции героя, например:

«И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье! / Мой конь и доныне носил бы меня»».

Почему «Песнь о вещем Олеге» относится к романтизму? Баллада была написана в романтический период творчества Александра Сергеевича. Для этого направления характерно обращение к историческому прошлому, фольклору и мифологии. Главный герой не такой какой, как все, избранный (князь Олег — не простая фигура, он — предводитель, ему суждено свершать великие дела), и его окружают исключительные обстоятельства. В стихотворении это встреча с волхвом. Также сюжет очень динамичен, например, в «Песнь…» эпизод прощения Олега с конём резко сменяется описанием пира. Персонажи наделены особой эмоциональностью. Волхв отказывается в достаточно грубой форме от подарков князя. Правитель — тщеславный человек:

«Олег усмехнулся — однако чело / И взор омрачилися думой».

Описание отличаются особой красочностью. «Песнь о вещем Олеге» написана четырёхстопным амфибрахием, перекрёстно-парной рифмовкой, мужской (1,3, 5 и 6 стоки) и женской рифмой ( 2 и 4 строки).  

Смысл названия

Князь Олег был реальным историческим деятелем. Он правил с 879 по 912 года. Прозвище «вещий» он получил после очень удачного похода на Царьград в 907 году. Византия обязалась платит дань древнерусскому государству, а в знак победы князь прибил к воротам города свой щит. Слово «вещий» в современном русском литературном языке означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый».

В современном языке второе значение тоже сохранилось, но используется крайне редко.  Слово «песнь» отсылает читателя к произведением более древнего происхождениях. В таких литературных памятниках прославлялись подвиги и победы бравых героев, например, «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде» и так далее.

Название баллады «Песнь о вещем Олеге» иронично: «Вещий» Олег не предвидел своего финала, хотя знал его заранее. Он оказался не вещим, а слепым из-за своей гордыни.

Образы и символы

Композиция произведения построена на противопоставлении образа князя Олега и старика-кудесника. Князь — мирской человек; он живёт битвами и сражениями. У него есть власть, но только светская и над людьми. Однако гордый и тщеславный князь хочет обмануть судьбу и властвовать над своей жизнью.

Воителю слава — отрада; / Победой прославлено имя твое; / Твой щит на вратах Цареграда; /И волны и суша покорны тебе;».

Волхв же владеет тайными знаниями, недоступными для обычных людей. Он сравним с поэтом, который тоже не преклоняется перед царями и говорит то, что угодно Богу и Музе.  Он служит правде, а не чину. Как и волхв, поэт — бессеребреник. Описание волхва очень похоже на описание поэта в творчестве Пушкина. Кудесник служит истине, не взирая на звания и статусы:

«Волхвы не боятся могучих владык, /А княжеский дар им не нужен;/ Правдив и свободен их вещий язык /И с волей небесною дружен.».

Несмотря на разный социальный статус, два этих героя для повествователя равны. Более того, волхв одерживает нравственную победу над князем: правителю не удалось одурачить судьбу и миновать то, что уже предрешено.

Олег тщеславен и самолюбив, в начале баллады он предлагает волхву подарки, таким образом, стремясь подчеркнуть своё более высокое социальное положение, а после хочет доказать, что предсказание было неверным. Старик же отказывается от любых даров и говорит о том, что «волхвы не бояться могучих владык…». Он не боится князя и готов ему сказать правду, несмотря ни на что и игнорируя плохие последствия. Здесь Пушкин проводит параллель между поэтом и кудесником. Художник слова, как и старик-предсказатель из баллады, несёт правду и неподвластен княжеской воле. Это пророк, служитель высших сил, дарующий людям истину.

Темы

Основная тема произведения «Песнь о вещем Олеге» — судьба. Александр Сергеевич обращается к тема рока и неизбежности судьбы. Происходящее с людьми и предначертанное им свыше изменить невозможно. Жизнь уже заранее предрешена для героев. Олег, как и предсказывал волхв, «принимает смерть от коня своего». Он пытается изменить судьбу, например, отказывается от своего коня и оставляет его на попечение слуг, но рок так или иначе достигает героя.

Также в произведении можно увидеть тему поэта-пророка. Для Александра Сергеевича этот образ всегда был двойственным. Поэт разрывался между поэтом-служителем искусства и поэтом-пророком, который борется за истину. В «песне» художник слова предстаёт во втором обличии. Вольнолюбие и стремление к правде становятся главными чертами его характера.

Тема правды не менее важна. Чтобы знать ее, необходимо отречься от своих полномочий и статусов. Люди боялись Олега, поэтому недоговаривали ему то, что следовало бы. Поэтому он привык сомневаться в словах окружающих и всех оценивать по одной мерке. Можно сунуть человеку золото и ждать хорошего прогноза — таково мнение царя о приближенных. Но волхв доказал ему: истину не купишь и не испугаешь. Она все равно прорвется и обнажит себя, даже если ей предстоит проникнуть в покои князя.

Проблемы

Проблематика произведения «Песнь о вещем Олеге» представлена в списке:

Бунт против судьбы. Главный герой, что традиционно для романтизма, борется против рока и идет наперекор судьбе. Но его попытка лишена смысла и трагична, ведь обречена на поражение. Олег думал, что он обманул судьбу, но сам оказался обманутым своей же гордыней.
Гордыня. Олег ослеплен своим земным могуществом. Ему кажется, что он может менять судьбы, тасовать карты рока. Удача и высокое происхождение сделали его высокомерным и самонадеянным. Но он был наказан за свою гордыню. Против смерти он не выстоял, а предсказание оказалось верным из-за его маловерия. Он же пришел к коню посмеяться над волхвом, а в итоге смерть посмеялась над ним.
Предназначение волхва. Другая проблема связана с образом волхва, его предназначением. Кому должен служить кудесник? Княжеской власти или истине? Для автора ответ однозначный: поэт неподвластен земной воле, он — пророк, его устами говорят высшие силы.

Смысл

Автор задумывается о том, может ли человек управляет своей судьбой или же всё уже предрешено? Для А.С. Пушкина верным является второе утверждение. Основная идея баллады «Песнь о вещем Олеге» — фатализм и необратимость судьбы. Она проходит через всю балладу.

Пытаясь обмануть судьбу, возвыситься над ее знаками, мы лишь приближаем свой финал и придаем комичности нашему року. Ведь если бы Олег не пошел посмотреть на останки коня и отпраздновать свой триумф, он мог бы остаться жить. Но волхв как будто увидел в характере князя эту нелепую самонадеянность. Он как будто знал, что Олег не выдержит и придет, чтобы высмеять предначертание судьбы. Тут-то его и настигнет рок. Участь Олега была и правда предрешена, потому что он не изменил свой характер и не поборол гордыню. Она же привела его к смерти. Такова главная мысль баллады «Песнь о вещем Олеге».

Чему учит?

Произведение «Песнь о вещем Олеге» учит читателя не отворачиваться от своей судьбы. На примере князя Александр Сергеевич показывает, что рок — это высшая сила, рано или поздно он достигнет всех. Надо не избегать, а, наоборот, повиноваться ему. Именно тогда человек сможет насладиться радостями бытия сполна. Олег попытался изменить судьбу,  ради одной только попытки пожертвовал своим верным и смелым другом. Кто знает, как бы сложилась жизнь великого князя, если бы он смирился со своей участью и оставил коня при себе?

Произведение «Песнь о вещем Олеге» заставляет задуматься о том, что люди обречены на мрачные предсказания именно по той причине, что предсказуемы. Если мы не меняемся с годами в лучшую сторону, если не исправляем недостатки и не преумножаем достоинства, то наш путь будет подвластен злому року. Ведь Олег мог избежат

Она все равно прорвется и обнажит себя, даже если ей предстоит проникнуть в покои князя.

Проблемы

Проблематика произведения «Песнь о вещем Олеге» представлена в списке:

Бунт против судьбы. Главный герой, что традиционно для романтизма, борется против рока и идет наперекор судьбе. Но его попытка лишена смысла и трагична, ведь обречена на поражение. Олег думал, что он обманул судьбу, но сам оказался обманутым своей же гордыней.
Гордыня. Олег ослеплен своим земным могуществом. Ему кажется, что он может менять судьбы, тасовать карты рока. Удача и высокое происхождение сделали его высокомерным и самонадеянным. Но он был наказан за свою гордыню. Против смерти он не выстоял, а предсказание оказалось верным из-за его маловерия. Он же пришел к коню посмеяться над волхвом, а в итоге смерть посмеялась над ним.
Предназначение волхва. Другая проблема связана с образом волхва, его предназначением. Кому должен служить кудесник? Княжеской власти или истине? Для автора ответ однозначный: поэт неподвластен земной воле, он — пророк, его устами говорят высшие силы.

Смысл

Автор задумывается о том, может ли человек управляет своей судьбой или же всё уже предрешено? Для А.С. Пушкина верным является второе утверждение. Основная идея баллады «Песнь о вещем Олеге» — фатализм и необратимость судьбы. Она проходит через всю балладу.

Пытаясь обмануть судьбу, возвыситься над ее знаками, мы лишь приближаем свой финал и придаем комичности нашему року. Ведь если бы Олег не пошел посмотреть на останки коня и отпраздновать свой триумф, он мог бы остаться жить. Но волхв как будто увидел в характере князя эту нелепую самонадеянность. Он как будто знал, что Олег не выдержит и придет, чтобы высмеять предначертание судьбы. Тут-то его и настигнет рок. Участь Олега была и правда предрешена, потому что он не изменил свой характер и не поборол гордыню. Она же привела его к смерти. Такова главная мысль баллады «Песнь о вещем Олеге».

Чему учит?

Произведение «Песнь о вещем Олеге» учит читателя не отворачиваться от своей судьбы. На примере князя Александр Сергеевич показывает, что рок — это высшая сила, рано или поздно он достигнет всех. Надо не избегать, а, наоборот, повиноваться ему. Именно тогда человек сможет насладиться радостями бытия сполна. Олег попытался изменить судьбу,  ради одной только попытки пожертвовал своим верным и смелым другом. Кто знает, как бы сложилась жизнь великого князя, если бы он смирился со своей участью и оставил коня при себе?

Произведение «Песнь о вещем Олеге» заставляет задуматься о том, что люди обречены на мрачные предсказания именно по той причине, что предсказуемы. Если мы не меняемся с годами в лучшую сторону, если не исправляем недостатки и не преумножаем достоинства, то наш путь будет подвластен злому року. Ведь Олег мог избежать своей участи, но не изменился и пошел на тропе гордыни.

Средства художественной выразительности

Тропы в балладе «Песнь о вещем Олеге» представлены в списке:

Эпитеты: «вещий Олег», «Буйный набег», «верный конь», «тёмный лес», «вдохновенный кудесник», «мудрый старец», «могучий владыка», «роковая непогода», «гробовая змия», «жаркое кровью».
Метафоры: «Не ведаешь ран», «годы таятся во мгле ».
Сравнения: «гробовая змия, … как чёрная лента.», «И кудри их белы, как утренний снег.»
Олицетворения: «лукавый кинжал», «ковши круговые, «заленясь шипеть», «обманчивый вал».
Архаизмы предают особый колорит баллады: «кудесник», «волхв», «секира», «почил непробудным снов», «позлащённое стремя», «сеча», «пращ», «врата».
Появляется аллитерация на звук «р», когда повествование ведётся о князе Олеге (и в его речах).



Анализ Песни о Вещем Олеге — 3 вариант

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» было создано Пушкиным в 1822 г., когда он находился в Кишиневе (южная ссылка). Источником вдохновения для поэта стало летописное свидетельство о смерти древнерусского князя Олега. Косвенными источниками стали народные сказания и легенды. Олег был очень популярен в Древней Руси. Главными положительными чертами, которыми характеризовали великих людей в то время, считались храбрость и отвага. За Олегом же в народе закрепилось прозвище Вещий, что означало уважение к его умственным способностям.

Произведение написано в жанре баллады. Пушкин придал ему характер летописного повествования. «Песнь…» излагается очень красивым музыкальным языком с обилием эпитетов и образных выражений. Перечисляются победоносные походы князя, его мужество во время сражений.

Все красочные описания служат фоном для главной темы произведения – неотвратимости рока в судьбе человека. Прославленный князь встречает волхва, которому известна воля богов. Древнерусские волхвы, даже после принятия христианства, долгое время пользовались огромным авторитетом. Им приписывалось возможность видеть будущее. Даже Олег, прозванный Вещим, с уважением обращается к старцу и просит его раскрыть тайну своей судьбы.

В образе волхва Пушкин символически изображает поэта-творца, который неподвластен времени и земной власти. Возможно, это намек на собственную ссылку, которая не способна повлиять на убеждения поэта. Гордый старец отвергает награду Олега за предсказание и раскрывает суровую правду о том, что князь примет смерть от своего коня.

Олег с горечью прощается с боевым товарищем. Через долгие годы, покрытые победами и славой, князь узнает о смерти своего коня. Он проклинает «лживого старика», но умирает от змеи, выползшей из конского черепа. Только перед смертью к нему приходит осознание истинности предсказания.

Смерть Олега можно расценить двояко. Это и исполнение предсказания, и месть волхва за поругание собственного имени. Пушкин вновь ставит на место всех правителей и начальников, которые считают себя всесильными. Он напоминает, что никто не властен над своей судьбой. Умение увидеть, распознать миллионы случайностей и попытаться спрогнозировать будущее – удел творческих людей. К ним нельзя относиться с пренебрежением, так как в руках волхвов, поэтов, пророков ключ к грядущему.

«Песнь о вещем Олеге» при всех своих художественных достоинствах — одна из первых попыток Пушкина философского осмысления места поэта в жизни общества.

Исторические события («Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина) отразились в проблематике произведения, а также в выборе центрального персонажа. Реальное историческое лицо и народные представления в эпоху его правления составляют историческую основу произведения.

Главный герой

В основу сюжета произведения А. С. Пушкина легла история о Вещем Олеге. Князь Олег был реальным историческим деятелем. Начинается «Песнь» с описания похода князя Олега на хазар, что тоже было исторически достоверно. А. С. Пушкин хотел рассказать о человеке, который многое сделал для Руси. Военные походы князя Олега отражены в «Песне о Вещем Олеге». Историческое лицо прославляется А. С. Пушкиным, прославляются его подвиги и желание сохранить и увеличить территорию Древней Руси. При описании действий князя Олега описываются и предметы орудия, которыми пользовалась дружина. Здесь также проявляется историческое осмысление.

Так, историческая основа «Песни о Вещем Олеге» заключена в выборе главного героя произведения. Описание князя и его подвигов становится признаком достоверности.

То, что А. С. Пушкин указывает на то, что князь Олег имел прозвище Вещий, вновь подчеркивает историческую достоверность. До сих пор существуют споры по поводу того, почему князь Олег получил такое прозвище, но то, что оно существовало в реальности, подчеркивается всеми исследователями.

Литературная основа

Легенда о князе Олеге помещена в «Повесть временных лет». Именно там рассказывается о том, что князь Олег встретит свою смерть от собственного коня. Когда Вещий Олег приходит на могилу к своему коню, из черепа выползает змея, и от ее укуса князь умирает. По поводу действительности данного события до сих пор ведутся споры.

Народные суеверия

А. С. Пушкин отразил историческое прошлое не только при описании военного быта, но и при описании народной жизни. Легенда о смерти князя Олега является примером народных суеверий. Люди верили в колдовство и предсказания. Поэтому то, что в «Песне» князю Олегу волхв предсказывает судьбу, говорит об исторических фактах. А. С. Пушкин поднимает тему рока, в который так верили люди той эпохи. В «Песне» появляется и образ змеи, который в народе считался символом смерти.

Песнь о вещем Олеге А.С. Пушкина

«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин написал в 1822 году. Почти год работал поэт над этой историей. В основу написания лег летописный рассказ об Олеге, который был первым правившим киевским князем. Прозвали его вещим за победоносный поход на греков в 907 году.

В своем стихотворении Пушкин почти без изменений пересказал этот рассказ. И художественная форма изложения исторического факта стала для нас более надежным хранилищем. Не каждый человек интересуется историей и о таком факте может и не знать. Поведанная же А.С. Пушкиным баллада знакома каждому.

О князе Олеге сложено много песен, легенд и преданий. Его княжение в Киеве — это время борьбы с хазарами. Совершив удачный поход на Царьград, в сторону Каспийского моря Олег освободил русскую землю от них. Для купцов Олег заключил с Византией торговый договор, который был выгоден не только им.

Олег был мудрым и умным правителем, бесстрашным и находчивым военачальником, обладал талантом предсказывать. Его находчивость помогла победить греков. Перекрыв Босфор цепями, они не думали, что Олег сможет прощги эти препятствия. Он поставил ладьи на колеса и привел свое войско к воротам Царьграда. Ему всегда и во всем сопутствовала удача, судьба его оберегала. Даже встреченный Олегом кудесник говорит о его удачливости:

Победой прославлено имя твое,

Твой щит на вратах Цареграда,

И волны, и суша покорны тебе,

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал,

Щадят победителя годы…

Под грозной броней ты не ведаешь ран; 

Незримый хранитель могущему дан.

Но на вопрос о будущем кудесник, не боясь Олега, предрекает ему трагическую гибель от друга. «Открой мне всю правду, не бойся меня». Что кроется за этими словами «не бойся»? То, что в глубокую старину убивали гонца за плохую весть. Однако кудесник отвечает:

Волхвы не боятся могучих владык.

Правдив и свободен их вещий язык.

Несмотря на историческую направленность стихотворения, под кудесником Пушкин подразумевает поэта-предвестника, который высшими силами наделен даром предвидеть и предсказать неизбежности судьбы. Любовь и знание Пушкиным русской истории, «преданий веков» позволили ему озвучить тему рока, используя устаревшие слова. Эти слова не только передали торжественность, но и усилили трагизм стихотворения.

Отказавшись от награды, кудесник предрекает смерть от лучшего друга Олега — коня. Князь из-за этого предсказания избавляется от коня. Как лучшего друга, который вынес все тяжести походной жизни с ним, Олег приказывает его холить и заботиться о нем.

Проходит много лет, предсказание не сбылось, и Олег решает навестить друга. Однако его боевой друг мертв. Олег идет на место, где покоится его конь, и здесь судьба настигает его. Олег наступает на череп коня:

Мне смертию кость угрожала!

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала.

Смысл стихотворения «Песнь о вещем Олеге» в том, что судьбу нельзя обойти, ее не обманешь. А используемые А.С. Пушкиным устаревшие слова помогают передать летописный дух произведения.

Печать

Просмотров: 11994

  • Балет чайковского на сюжет сказки гофмана
  • Балет чайковского на сюжет новогодней сказки называется
  • Балет сказки гофмана либретто
  • Балет сказка о рыбаке и рыбке
  • Балет сказка золушка прокофьева