Краткое содержание «Баранкин, будь человеком!»
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 419.
Обновлено 26 Октября, 2022
О произведении
Повесть «Баранкин, будь человеком!» Медведева была написана в 1971 году. Это увлекательная книга о неизвестных приключениях Баранкина и его друга Малинина. Ребята на собственном опыте поняли, что даже у птичек и бабочек нет беззаботной жизни и решили остаться людьми.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Баранкин, будь человеком!» на нашем сайте. Пересказ повести пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События повести происходят в 1970-х годах в СССР.
Главные герои
- Юра Баранкин – лентяй, драчун, не отличающийся прилежанием, но при этом очень творческий мальчик с большой фантазией.
- Костя Малинин – лучший друг Баранкина, трус и лентяй, рохля.
Другие персонажи
- Зина Фокина – староста класса, очень ответственная и дисциплинированная девочка.
- Миша Яковлев – отличник, скромный добрый мальчик, готовый помогать двоечникам исправить свои оценки.
Краткое содержание
Часть первая. «Баранкин, к доске!»
Юра Баранкин и его лучший друг Костя Малинин «умудрились получить две двойки по геометрии в самом начале учебного года»
. Зинка Фокина стала их стыдить, а после прикрепила их фотографии к стенгазете. Учебный год не задался с самого начала.
На собрании принялись ругать двоечников, и те пообещали в скором времени исправиться. Помогать им вызвался отличник Миша Яковлев. Фокина требовала от Баранкина нормального человеческого поведения, и тут Юра понял, как же он устал быть человеком.
В воскресенье двоечники ожидали появления Яковлева. Им было очень тоскливо, и они завидовали беззаботным бабочкам и птичкам, у которых «Все дни раскрашены розовой краской! Всё время – праздник!»
. Мальчики решили превратиться в воробьев, чтобы никогда не делать уроки.
Часть вторая. «Чик-чирик! Жизнь прекрасна!»
Юра зажмурился… и превратился в маленького серого воробья. Он посмотрел на Костю, но тот «продолжал сидеть на лавочке, как самый обыкновенный человек»
. Лишь когда мальчик заметил вдалеке Яковлева, ему удалось тоже стать воробьем. Мальчики были очень рады, но вскоре они выяснили, что воробьиная жизнь совсем несладкая. Нужно скрываться от кошек и мальчишек с рогатками, самим добывать себе пропитание и строить гнезда.
Увидев крадущихся кошек, друзья принялись в спешке читать заклинание, чтобы превратиться в бабочек.
Часть третья. «Я – капустник, и Костя – махаон»
Ребята превратились в чудесных, пестрых бабочек. Они отправились за нектаром. Но и у бабочек жизнь была не лучше. «При ближайшем рассмотрении она оказалась просто невыносимой»
: за ними охотились воробьи и юные натуралисты, их травили химикатами, а пчелы прогоняли от цветов. Баранкин понял, что превращение в воробьев и бабочек было ошибкой. Но он не знал, у кого жизнь была по-настоящему прекрасной, праздничной.
Тем временем одноклассники ругали Баранкина и Малинина, даже не догадываясь, что те сидели рядом с ними. Вскоре Фокина заметила Костю – редкого махаона – и бросилась к нему с сачком. Ребята принялись читать заклинание, чтобы стать муравьями.
Часть четвертая. «Караул! Мирмики!»
Став муравьями, друзья решили спокойно поиграть в футбол. Но инстинкт повелел им присоединиться к другим муравьям и включиться в работу. Ребята хотели прочесть заклинание и превратиться в людей, но не успели – их схватили муравьи и за безделье приговорили к смерти.
Друзей спасло внезапное появление мирмиков – огромных рыжих муравьев, которые принялись атаковать своих мелких черных сородичей. Спасаясь от них, ребята-муравьишки прицепились к летающей паутинке, которая отнесла их на безопасное расстояние. Неожиданно Костю схватил и унес стриж.
Часть пятая. «Баранкин, будь человеком!»
Юра очень переживал из-за гибели друга и во всем винил себя. Он обнаружил, что вновь стал человеком. Баранкин сел на лавочку и принялся громко реветь. Неожиданно он услышал голос Кости, который, как ни в чем ни бывало, сидел на заборе. Радости друзей не было предела.
Увидев ребят, Баранкин и Малинин торжественно заявили, что отныне они будут «и заниматься, и работать»
. С тех пор их жизнь изменилась: мальчики стали прилежными, организованными, начали хорошо учиться.
И что в итоге?
Юра Баранкин, Костя Малинин — после приключений в виде насекомых, снова становятся людьми, решают стать более организованным и начать хорошо учиться.
Заключение
Поучительный рассказ Медведева показывает ребятам, что ни одно живое существо в природе не ленится. Только настойчивостью и трудом можно достичь желаемое.
После ознакомления с кратким пересказом «Баранкин, будь человеком!» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Любовь Любовь
10/10
-
Волченок Заката
2/10
-
Денис Коледихин
10/10
-
Наталия Сафонова
10/10
-
Аскар Нуршаяхов
7/10
-
ольга Демчук
10/10
-
Мария Морякова
10/10
-
Ангелинп Горлова
8/10
-
Ксожалению Какжея
7/10
-
Ронжин-Андрей-Савельевич Ронжин
7/10
Рейтинг пересказа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 419.
А какую оценку поставите вы?
- Краткие содержания
- Разные авторы
- Баранкин будь человеком
Краткое содержание Баранкин будь человеком Медведев
В повести говорится о двух неуспевающих Баранкине и Малинкине, которым вдруг расхотелось учиться.
История же об этих мальчишках начинается с того, что ребята получили неудовлетворительную оценку по геометрии. В связи с этим событием Староста Фокина начала предпринимать соответствующие меры, чтобы их пристыдить. Вышла школьная стенгазета, где были изображены лица двоечников с высмеивающими надписями. Но на этом дело не закончилось. В классе прошло собрание, на котором мальчики услышали от одноклассников осуждающие слова. В итоге постановили, что с неуспевающими выходные дни будет заниматься самый лучший ученик Миша Яковлев. Юре и Косте было очень совестно, однако надо исправляться. Тем более Фокина постоянно подходила к Баранкину и твердила, что надо срочно исправить плохие оценки.
После такого выговора товарищей Юра не захотел быть человеком, и поэтому в одно из воскресений он уговаривает Константина превратиться в воробышков. Наконец, сказав заклятие, они стали птицами. И вроде бы все хорошо, к ним больше никто не пристает. Да не тут-то было. Неожиданно появилась кошка и чуть их не съела. А потом важный воробей стал проводить с ними воспитательную работу. Но и это еще не все. Вдруг откуда-то выскочил Венька и попытался попасть в них камнем из рогатки. Вскоре появились родители воробьев и начали учить их делать себе гнездо, а затем они все вместе полетели отвоевывать у других птиц жилище.
После такой жизни им надоело быть птичками, и ребята превратились в бабочек. Они думали, что эти насекомые живут легко и беззаботно. Но и здесь их ждало полное разочарование. Вначале за ними гонялся огромный воробей, а затем они увидели своих приятелей, которые бегали по участку и пытались поймать бабочек. Им ужасно захотелось пообщаться с ребятами, но им пришлось быстро улетать от назойливой пчелы. Баранкин и Малинин, еле удрав от пчелы, увидели муравьев, и они вначале тоже захотели ими стать. Но, подумав о том, что им придется много работать, быстро передумали. Уставшие и голодные, они решили отдохнуть, и чуть не пались в ловушку ребят. После этого случая, они все-таки стали муравьями, и трудились в поте лица целый день. Однажды они потеряли бдительность, и их проглотил стриж. Только после этого Баранкин и Малинин вновь стали людьми. Пережив такие приключения, мальчики поняли, что лучше быть человеком и хорошо учиться. И дальше ребята стали относиться к учебе ответственнее.
Произведение учит добру, отзывчивости, человечности, ответственности за порученное дело.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Баранкин будь человеком. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Бажов Голубая змейка
Это сказка о двух друзьях, Ланко и Лейко, живших по соседству. Как-то раз отец одного из мальчиков поведал ребятам одну удивительную историю про голубую змейку, которая делает людей успешными и богатыми
- Краткое содержание Маяковский Баня
В рассказе описывается время в СССР, а именно 1930 годы. Главным персонажем является ученый по фамилии Чудаков. Ученый пытался создать машину времени. У него был друг Велосипедкин
- Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли
Главный герой Виктор Франкенштейн – поздний ребенок, так как его отец женился на дочери друга. Мать Каролина хотела еще и дочку, поэтому когда во время отдыха на пляже увидела прелестную малышку, оставшуюся без родителей
- Краткое содержание Мой щенок Михалкова
Стихи начинаются с того, что у девочки потерялся маленький щенок. С самого утра он носился по всему дому, творя беспорядок: стащил одеяло, порвал папины бумаги, опрокинул мёд, свалился с лестницы
- Бунин
Литературную деятельность начинает как поэт. В статьях, написанных в годы юности, подражает Пушкину, Лермонтову.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по повести «Баранкин, будь человеком!» Медведева
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Часть 1. Баранкин, к доске!
Фантазер Юра Баранкин и Костя Малинин – лучшие друзья. Оба получили двойки по геометрии. Зина Фокина, староста класса, просит Юру: «Будь человеком!», позанимайся в воскресенье и исправь оценку. Помочь лентяям должен отличник Миша Яковлев. Пока его нет, двоечникам на лавочке надоело быть людьми. Они завидуют воробьям. Юра выдумывает заклинание.
Часть 2. Чик-чирик! Жизнь прекрасна!
Их желание сбежать от занятий так сильно, что оба становятся воробьями. «Теперь все можно». Но оказалось, что воробьями быть тоже непросто. Вначале им пришлось драться за овес с другим воробьем, потом – убегать от кошки Муськи, и от мальчишки с рогаткой. Затем их, как своих птенцов, одна воробьиха учила вить гнездо. Выходит, птицы тоже учатся! И тогда ребята превращаются в бабочек.
Часть 3. Я – капустник, и Костя – махаон
Костя стал красивой бабочкой, а Юра бабочкой-вредителем. Костя знает про бабочек все. Он их когда-то собирал. Пока они летят за сладким нектаром, Юра узнает, что жизнь бабочек тоже трудна. На них охотятся воробьи. Еще им надо впадать в спячку.А капустников травят ядом. Погрустневшие ребята летят в родной школьный сад, где трудятся их одноклассники. Там девочки из кружка юннатов чуть не поймали «бабочек» для коллекции.
Часть 4. Караул! Мирмики! (Гибель Малинина)
Костя наскоро превращается в муравья. Юра тоже: он же не мог оставить друга, хотя знал, что муравьи работают без выходных. Инстинкт заставил их трудиться. А когда одноклассник Венька Смирнов из вредности чуть не разрушил муравейник – они вместе со всеми принялись за ремонт. В битве с мирмиками (рыжими муравьями) Юра готов погибнуть, но друга спасти. Когда опасность была позади, и можно было стать людьми, Костю склевал стриж.
Часть 5. Баранкин, будь человеком!
Юра со слезами вспоминает погибшего героя. Костя, верный друг, всегда был настоящим человеком. К счастью, оказалось, что птица промахнулась – и Костя жив. Он тоже стал мальчишкой. Ребята с восторгом глядят на свои руки, головы. Столько всего можно сделать. А лучше всего – «думать и соображать» по-человечески. Они рады «и заниматься и работать». Оба в понедельник первыми приходят в школу. Двойки они тоже исправили, и порадовали оценками родителей.
Читательский дневник по повести «Баранкин, будь человеком!» Медведева
Сюжет
Староста класса Зина Фокина заставляет друзей Юру Баранкина и Костю Малинина исправлять двойки, занимаясь в воскресенье с отличником Мишей Яковлевым. Она просит Юру: «Будь человеком!», возьмись за ум. Юра выдумывает заклинание, и оба друга вместо занятий становятся воробьями, потом бабочками и муравьями. Но ребята поняли, что все сражаются за свою жизнь, добывают пищу, трудятся, прячутся от кошек, рогаток мальчишек и сачков кружка юннатов. Костю напоследок чуть не слопал стриж. Наконец, оба вновь стали мальчиками. И с тех пор стали усердно учиться и трудиться, чтобы стать настоящими людьми.
Отзыв
Повесть о перевоспитании двоечников и лентяев. Они поняли, что легкой жизни ни у кого нет. У каждого живого существа своя задача, цель на земле, свои привычки, заботы, враги и беды. Мальчики осознали, что людьми могут совершить больше, прожить с пользой. Они хотят стать хорошими, настоящими людьми. Друзья полюбили школу, одноклассников, порадовали оценками родителей. Повесть учит быть любознательным, трудолюбивым, верным в дружбе. Учит прислушиваться к добрым советам, признавать и исправлять свои ошибки, жалеть и изучать природу.
Здесь даны основные сведения о повести В. В. Медведева «Баранкин, будь человеком!», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по частям. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль этой повести.
Краткие сведения о произведении
Сказочную повесть «Баранкин, будь человеком!» детский писатель Валерий Владимирович Медведев написал в 1961 году. В ней рассказывается о необыкновенных приключениях двух друзей — Юры Баранкина и Кости Малинина. Рассказ ведётся от лица Баранкина.
Главные герои повести
- Юра Баранкин — школьник, двоечник, фантазёр, но верный друг. Сообразительный и добрый мальчик.
- Костя Малинин — одноклассник и друг Юры, тоже плохо учится, так как вместе с ним занимается на уроках посторонними делами.
Другие персонажи
Одноклассники Юры и Кости:
- Зина Фокина — староста класса.
- Эра Кузякина — главный редактор классной стенгазеты, очень строгая девочка.
- Алик Новиков — фотокорреспондент стенгазеты.
- Миша Яковлев — отличник.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Однажды двоечники Юра Баранкин и Костя Малинин решили, что они устали быть людьми. Слишком много времени занимает учёба, учителя и одноклассники ругают за двойки. Мальчики позавидовали воробьям, которые живут без таких хлопот. Баранкин придумал, как превратиться в воробьёв.
Когда мальчики превратились в воробьёв, то поняли, что жизнь у этих птичек тоже нелёгкая.
Не понравилось им быть также бабочками и муравьями.
Мальчики поняли как это здорово — быть человеком!
Краткий пересказ по частям (более подробный, чем краткое содержание)
Часть первая. Баранкин, к доске!
В начале учебного года Юра Баранкин и Костя Малинин получили двойки по геометрии.
Староста класса Зинка Фокина организовала собрание, на котором одноклассники отругали двоечников. Ребята решили, что отличник Миша Яковлев в воскресенье будет заниматься геометрией с Баранкиным и Малининым, чтобы они исправили двойки.
А после занятий с Яковлевым староста сказала прийти в школьный сад сажать деревья. Юра и Костя возмутились, что в воскресенье им не придётся отдыхать. Но Эра Кузякина сказала, что лучший отдых после умственной работы — это физический труд.
После собрания Зинка Фокина попросила Баранкина быть человеком, исправить двойку. Юра ответил, что устал быть человеком, устал учиться.
В воскресенье мальчики ждали во дворе Мишу Яковлева. Чтобы они не убежали, за ними следил Алик Новиков, фотокорреспондент стенгазеты.
Юра давно собирался превратиться в воробья, потому что думал, что жизнь у воробьёв беззаботная. Он даже придумал заклинание для превращения.
Всё это он рассказал Косте, и тот согласился тоже стать воробьём. Они сосредоточились и стали мысленно повторять заклинание.
Часть вторая. Чирик-чирик! Жизнь прекрасна!
Ребята превратились в воробьёв и очень обрадовались этому. Но оказалось, что жизнь воробьёв тоже нелегка. У них бывают ссоры, драки да ещё надо учиться строить гнёзда.
Юре и Косте это не понравилось. Когда их окружили три кошки, мальчики произнесли другое заклинание и превратились в бабочек.
Часть третья. Я — капустник и Костя — махаон
Юра превратился в маленькую бабочку-капустника, а Костя — в махаона с огромными красивыми крыльями. Но и у бабочек жизнь оказалась полной опасностей. За ними охотился воробей и мальчишки.
На Малинина начал действовать закон природы, по которому бабочки засыпают на всю зиму.
Вдобавок Костю-махаона захотели поймать девочки-юннатки. Кое-как Юре и Косте удалось улизнуть от них, превратившись в муравьёв.
Часть четвёртая. Караул! Мирмики! Гибель Малинина
Неожиданно для Баранкина и Малинина на них стал действовать инстинкт, который заставляет муравьёв целый день работать.
Пришлось им ремонтировать муравейник и даже воевать с мирмиками, большими рыжими муравьями.
Спасаясь от мирмиков, Юра и Костя зацепились за паутинку и полетели на ней.
Баранкин запел заклинание, что навеки хочет быть человеком. Костя запел тоже.
Но тут кто-то налетел и столкнул их с паутинки. Юра, падая на землю, успел заметить, что стриж на лету склевал Костю.
Часть пятая. Баранкин, будь человеком!
Когда Баранкин очнулся, то увидел, что он лежит на траве и что он снова стал человеком.
Вместо того чтобы радоваться, Юра заплакал — ведь его друг погиб. Но оказалось, что Костя жив, стриж его не склевал.
После своих приключений ребята поняли как это здорово — быть людьми. Они стали старательно учиться, исправили свои двойки по геометрии, поэтому Зина Фокина перестала говорить: «Баранкин, будь человеком!»
Заключение к краткому пересказу
В повести В. В. Медведева «Баранкин, будь человеком!» раскрыты темы:
- дружба и взаимовыручка;
- учёба и труд.
Главная мысль (идея) этой книжки состоит в том, что нужно радоваться, что родился человеком, так как лучше человеческой жизни нет ничего на свете. Нужно учиться и трудиться, чтобы своя жизнь и жизнь других людей стала прекраснее.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Автор: Медведев Валерий
Название: “Баранкин, будь человеком!”
Жанр: фантастическая повесть
Тема произведения: учеба и труд
Число страниц: 134
Главные герои и их характеристика
- Баранкин Юра. Двоечник и лодырь, лентяй и
грубиян, хулиган. - Малинин Костя. Друг Юры. Тихий и спокойный,
немного рассеянный.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)
Двое ребят решают, что лучше превратиться в какое-нибудь животное, чем учиться и трудиться. Но оказывается, жизнь животных точно также наполнена учебой и работой.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
- Юра и Костя снова получают двойки, и ребята их
ругают на собрании. - Баранкин читает специальное заклинание, чтобы
превратиться в воробьев и жить без забот. - Однако став воробьями ребята подвергаются разным
опасностям, и они решают превратиться в бабочек. - Костю чуть не ловят сачком девочки из его же
класса, но ребята успевают превратиться в муравьев. - Они напряженно трудятся на муравейнике и
ввязываются в войну с красными муравьями. - Костя чуть не гибнет, но Баранкин в последний
момент успевает превратить себя и друга в людей.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как ребята превратились в воробьев и на них
напал какой-то драчливый воробей. Однако воробей не умел драться как люди, поэтому
Баранкин победил его, подставив подножку.
План произведения для пересказа
- Двойки по геометрии
- Собрание
- На скамейке
- Превращение в воробьев
- Нелегкая жизнь воробья
- Рогатка Веньки
- Драка за скворечник
- Превращение в бабочку
- Ловля бабочек
- Превращение в муравьев
- Тяжкий труд
- Война муравьев
- Спасение
Главная мысль
Всякое живое существо обязано трудиться, но человек должен
не только трудиться, но и учиться.
Чему учит эта книга
Повесть учит не лениться, не хулиганить, добросовестно
трудиться и учиться в школе. Учит помогать другу, не бросать его в беде. Учит
не обижать птиц и насекомых. Учит добру и справедливости.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта повесть. Мальчики были не самыми
положительными героями в начале, но побывав в шкуре различных животных, они
многое для себя уяснили. Оказалось, что человеком быть лучше всего, а жизнь
человека наиболее разнообразна и интересна.
Новые слова и выражения:
Физиономия – лицо человека.
Трутень – лентяй и лодырь, тот, кто ничего не делает.
Расфуфыренный – модный, красивый, нарядный.
Пословицы к произведению
Тяжело в ученье, легко в бою.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Сам погибай, а товарища выручай.
Друг познается в беде.
Без труда не вытащишь рыбки из пруда
Назад к содержанию